Почуявший припаянный егэ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  почу..вший, зате..ть

2)  справ.., команд..вать

3)  удоста..вать, пальт..цо

4)  претерп..вавший, щавел..вый

5)  яблон..вый, переменч..вый

Спрятать пояснение

Пояснение.

Приведём верное написание:

1)  почуявший  — сохраняется гласная инфинитива: почуять, затеять  — I спряжение;

2)  справа  — применяем «правило окна»: с окна  — справа, командовать  — у глаголов в начальной форме пишется -ова-, если в форме 1 лица настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю: командую;

3)  удостаивать  — у глаголов в начальной форме пишется -ива-, если в форме 1 лица настоящего времени -ива- сохраняется: удостаиваю , пальтецо  — существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса: пальтецо́;

4)  претерпевавший  — перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-, щавелевый  — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-;

5)  яблоневый  — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ- , переменчивый  — суффиксы -ЧИВ-|-ЛИВ- пишутся с И.

Ответ: 14.

Источник: ЕГЭ по русскому языку 03.06.2021. Основная волна

Задание №362.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. ЕГЭ по русскому

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) оплач..нный, взима..мый
2) кашл..вший, разве..вший
3) чу..щий, (противники) потерп..т (поражение)
4) (старики) предвид..т, кле..щий
5) стро..щий, припа..нный

Пояснение:
Приведём верное написание слов:

1) оплачЕнный, взимаЕмый
2) кашлЯвший, развеЯвший
3) чуЮщий, (противники) потерпЯт (поражение)
4) (старики) предвидЯт, клеЯщий
5) строЯщий, припаЯнный

Показать ответ

Источник: ЕГЭ 2020. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Меня зовут Пётр Емельянов. В настоящее время я учусь в 11-м классе с углублённым изучением информатики. Хочу подать заявку на прохождение стажировки в Вашей ІТ-компании.

Выбор Вашей компании не случаен. Ваша компания — один из крупнейших центров по разработке новых технологий в России. Недавно прочитал о перспективных стратегических проектах компании. Очень хочу работать среди специалистов высочайшего уровня, какими являются сотрудники Вашей компании.

Мой интерес к компьютерным наукам возник, я ещё учился в младших классах и посещал кружок робототехники. В старших классах я серьёзно увлёкся электронными гаджетами и вскоре понял, что мне очень нравится работа, связанная с их созданием и программированием.

Тогда у меня появилась мечта — пройти стажировку в такой компании, как Ваша. Для осуществления своей мечты я прилагаю много усилий: посещаю семинары, участвую в олимпиадах, конкурсах. К письму я приложил копии следующих документов: выписку из личного дела с отметками, грамоты победителя российских и международных конкурсов, сертификаты об успешной разработке нескольких программ и приложений для смартфонов.

Я верю, что полученные во время стажировки в Вашей компании знания и опыт помогут мне в дальнейшем внести значительный вклад в разработку новых продуктов и технологий для современных гаджетов. Ведь гаджеты — это очень важный элемент нашей жизни, это то, что делает жизнь современного человека легче.

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора текста — доказать необходимость применения гаджетов в жизни современного человека.

2) Автор письма хочет пройти стажировку в компании, которая разрабатывает новые технологии в России.

3) Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего — обосновать необходимость прохождения стажировки в компании: представление себя, обоснование выбора компании, личные достижения в той области деятельности, которой занимается компания, значение стажировки для личного роста автора письма с целью совершенствовать в дальнейшем технологию упомянутой в письме продукции.

4) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.

5) В автобиографии Петра Емельянова даны точные наименования учреждений, точно указаны даты и паспортные данные.

Ответ: __________________________.

  1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: __________________________.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОГРАММА, -ы; ж.

1) План деятельности, работ. П. действий. Социальная п. П.-максимум (общий, широкий план деятельности).

2) Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля. П. партии.

3) Краткое изложение содержания учебного предмета. Школьная п. по истории.

4) Содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. Новая цирковая п. Радиостанция начинает свои программы.

5) Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей. Купить программу.

6) Описание алгоритма решения задачи на языке электронной вычислительной машины (спец.). П. для операционной системы.

Ответ: ________________.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее

бАловать

мозаИчный

прислАла

диспансЕр

Ответ: __________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

После обсуждения радостной новости вся компания пребывала в ИГРИСТОМ настроении, поэтому подготовку к экзамену было единодушно решено перенести на следующий день. Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями.

Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

Ответ: __________________________.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

Ответ: _________________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КИЛОГРАММ вафель

ЛЯЖЬ на спину

ДВУМ СЕДЬМЫМ

стакан ЧАЮ

нет ПЛАТЬЕВ

Ответ: __________________________.

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. ошибка в построении предложения с однородными членами

Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г. неправильное построение сложного предложения

Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Павел Петрович года два потолкался ещё в Петербурге в надежде, что не наскочит ли на него тёпленькое статское место.

2) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

3) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

4) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репин, Поленов, Суриков, которые оказали большое влияние на творчество художников.

5) Многие, кто бывал в Переяславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

6) Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

7) На предсказания метеорологов ориентируется как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

8) Замечу здесь лишь для себя: были, например, мгновения, по уходу Лизы, когда самые неожиданные мысли целой толпой приходили мне в голову, и я даже был ими очень доволен.

9) Расположившись на земляной насыпи, можно было наблюдать за ходом соревнований.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) примирение, оттереть, касатка

2) возгорание, неприкосновенность, прибирать

3) недопонимание, прилагательное, равноправие

4) пловчиха, приращение, затворить 5) сжимать, зарница, макать

Ответ: __________________________.

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред..дущий, без..нициативный, с..знова

2) пр…сечь (разговоры), пр..сытиться, пр..возмочь

3) чере..строчный (пробел), неи..сякаемый, ра..щедриться

4) интерв..юировать, двух..ядерный, квартирос..ёмщик

5) запр..кинул, под..йти, р..списные (стены)

Ответ: ___________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удоста..вать, изюм..нка

2) преодол..вать, податл..вый

3) заносч..вый, (электрики) обесточ..ли

4) магни..вый, диков..нный

5) дымч..тое (стекло), издавн..

Ответ: __________________________.

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) невид..мый, муч..мый

2) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)

3) мел..щий (зерно), лет..т (журавли)

4) выкач..нный (из гаража автомобиль), (продавцы) назнач..т (цену)

5) вер..щий (в добро), (они) ма..тся (от жары)

Ответ: __________________________.

13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

Ответ: _________________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.

(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.

ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.

А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.

Ответ: __________________________.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тогда в комиссио(1)ом магазине купили всю эту лакирова(2)ую мебель, которая, видимо, стояла раньше в квартире присяжного повере(3)ого средней руки.

Ответ: __________________________.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

4) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

5) Поднялся небольшой ветер и капля свежей утренней росы упала мне на ладонь.

Ответ: __________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уставшая от разбирательства (1) мать потеряла всякий интерес к суду (2) желавшему признать её сына (3) совершившего преступление (4) виновным.

Ответ: __________________________.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы входим в зал. Сияющие люстры (1) От напряженья (2) Кажется (3) дрожат! Звенит хрусталь И действует на чувства, Мы входим в зал Без всякого искусства, А здесь искусством ( 4) Видно (5) дорожат. (Н. М. Рубцов)

Ответ: __________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В сознание людей начинает постепенно проникать мысль (1) о том (2) что добро заложено в природе (3) что человеческое существо (4) которое тоже создала природа (5) рождено для счастья и красоты.

Ответ: __________________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

Ответ: ___________________________.

21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)3десь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)На Невском, у Литейного, постоянно толпились одни и те же компании ребят. (2)А на углу Садовой и Невского были уже другие компании. (З)Тогда не сидели в кафе, тогда топтались на Невском, гуляли по Невскому, шли «прошвырнуться», встречая знакомых, приятелей… (4)Я пытался вспомнить язык тех лет, и вдруг оказалось, что не так-то это просто. (5)Никто толком не записывал те словечки, и песни тех лет, и всякие истории и легенды, которые ходили по городу. (6)В песенном нашем репертуаре отражалось время, ещё взбаламученное, где всё переплелось, соседствовало — романтика Гражданской войны, блатное, пионерское и нэповское: «Юный барабанщик» и «Вот умру я, умру, и не станет меня», «Там вдали, за рекой, догорали огни» и «Кирпичики». (7)Распевали песни из первых звуковых фильмов: «Златые горы», «Встречный», «Путёвка в жизнь»…

(8)Одна Лиговка чего стоила с её жаргоном, её героями. (9)Лиговка — обиталище гоп-компаний. (Ю)Обводный канал с его барахолками. (11)А первые танцзалы, первые Дворцы культуры — Выборгский, Нарвский… (12)В этом городе шла жизнь, не похожая на нынешнюю. (13)Носились мальчишки-газетчики с «Вечерней Красной газетой», на дачу уезжали в Сестрорецк или Тарховку. (14)Не было ни метро, ни троллейбусов. (15)Было много деревянных домов, которые в блокаду разбирали на дрова… (16)Нет, это был во многом другой город, черты его утрачены, а жаль, потому что всегда хочется иметь фотографии своей молодой жизни.

(17)Или возьмите мостовую, составленную из деревянных чёрных шашек-торцов. (18)Ими была вымощена Моховая улица, даже Невский проспект. (19)Ну как в музее передать звонко цокающий звук подков по сухой торцовке? (20)Как повторить смолисто-дегтярный запах, что курился в летнюю жару на улицах, выложенных просмолёнными шашками, запах, напоминающий мне лесосеки, где работал отец, смолокурни, добычу живицы1? (21)0сенью торцы становились осклизлыми, лошади шли по ним бесшумно. (22)Одни вещи исчезают вместе со своими названиями, поскольку названия не живут сами по себе, осиротелые. (23)Другие вещи отдают свои названия. (24)Холодильник был ещё во времена Пушкина — ведёрце со льдом, куда ставили бутылки вина. (25)И теперь в хороших ресторанах подают такое ведёрце. (26)Но его уже не называют холодильником. (27)Имя это отобрал себе электрический холодильник. (28)Что такое «пресс-папье»? (29)А то ещё — «клякспапир»2? (ЗО)Многие не знают этих слов, пресспапье не продаются, не употребляются, нет и названия такого. (31)Пресспапье сейчас ни к чему, ибо чернилами не пишут. (32)Раньше же повсюду имелись пресс-папье: на почте, в конторах, в институтах на всех письменных столах стояли десятки, наверное, даже сотни тысяч простеньких, дешёвых, массивных, дорогих, каменных, художественных, отделанных бронзой; все они полукруглые, снабжённые розовыми, белыми промокашками, ими сушили — промокали написанные бумаги.

(33)У моей мамы были щипцы для завивки волос. (34)Щипцы нагревали на огне, затем накручивали на них волосы. (35)Это было самое распространённое женское оборудование. (З6)Такое же, как позднее бигуди. (37)Эти щипцы стали электрощипцами. (38)А самовар стал электросамоваром, утюг — электроутюгом, лампа перешла от керосиновой к электрической…

(39)Город 30-х годов. (40)За ним последовал город войны, блокады, город 40-х годов, тоже чьё-то детство. (41)Недавний Ленинград уже кажется трогательным и наивным, расцвеченным колдовским туманом детских воспоминаний. (42)Какими предстанем там мы, взрослые и пожилые? (43)Как подсмотреть будущие воспоминания о Петербурге XXI века? (44)Его вещах, звуках, домах?

(45)Незаметно, украдкой детская память творит их из наших слов, наших улиц, из нас самих. (46)Они могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде — песенке, подстаканнику — в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет.

(47) 3еркала будущего отразят вещи нашего обихода с праздничной растроганностью.

(48) В музее отживших вещей наш потомок наткнётся на мотоцикл, сверкающий древним никелем, положит руки на рогатый руль… (49)Смутная грусть передастся ему от извечной невозможности понять ушедшее.

(50)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (51)В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (52)Там всегда сияет жёлтое солнце с толстыми лучами и идут демонстрации. (53)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (54)Воодушевление и зов… (55)С тех пор прошло много лет. (56)Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (57)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?.. (По Д. А. Гранину*) *

Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — российский советский писатель, киносценарист, общественный деятель.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Слово «холодильник» в эпоху Пушкина называло тот же предмет, что и в наше время, в отличие от слова «пресс-папье», значение которого сейчас сильно изменилось.

2) По воспоминаниям рассказчика, Моховая улица и даже Невский проспект были вымощены деревянными чёрными шашками-торцами.

3) На смену Ленинграду 1930-х годов пришёл город войны, блокады.

4) Пресс-папье — это приспособление, предназначенное для сушки, промокания написанных бумаг и необходимое человеку как в прошлом, так и в настоящем.

5) Лиговка 1930-х годов запомнилась рассказчику тем, что по ней в летнюю жару распространялся запах, напоминающий лесосеки, где работал его отец.

Ответ: __________________________.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 5.

2) В предложениях 19-21 присутствуют элементы описания.

3) Предложение 32 противопоставлено по содержанию предложению 31.

4) В предложениях 33,34 представлено рассуждение.

5) В предложениях 45,46 представлено повествование.

Ответ: __________________________.

24.Из предложения 32 выпишите антонимы (анономическую пару).

Ответ: __________________________.

25.Среди предложений 22-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: __________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

26.«Стремясь отразить дух города 30-х годов, Д. А. Гранин одновременно обращается к разным пластам лексики, в частности, активно использует такое лексическое средство, как (А)_____ («прошвырнуться» в предложении 3, «барахолками» в предложении 10, «ерунде» в предложении 46). В тексте читатель может без труда найти тропы: (Б)_____ («колдовским туманом» в предложении 41, «смутная грусть» в предложении 49) и (В)_____(в предложениях 45 и 47). Эмоциональная взволнованность рассказчика передаётся с помощью такого приёма, как (Г)_____ (предложения 43—44, 53—54)».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнения

3) метафора

4) восклицательные предложения

5) противопоставление

6) эпитет

7) парцелляция

8) вопросительные предложения

9) разговорные и просторечные слова

Ответ:

А

Б

В

Г

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1.

За верное выполнение заданий 1–7, 9–25 экзаменуемый получает по 1 баллу.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу. Последовательность записи цифр имеет значение. За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу. Последовательность записи цифр имеет значение.

№ задания

Ответ

1.

23 32

2.

когда

3.

6

4.

баловать

5.

игривом

6.

колючими

7.

ляг

8.

48613

9.

235 любая последовательность этих цифр

10.

123 любая последовательность этих цифр

11.

135 любая последовательность этих цифр

12.

1221

13.

незавершённая

14.

вдалинастолько настольковдали

15.

123 любая последовательность этих цифр

16.

235 любая последовательность этих цифр

17.

1234 любая последовательность этих цифр

18.

2345 любая последовательность этих цифр

19.

2345 любая последовательность этих цифр

20.

124 любая последовательность этих цифр

21.

1881

22.

2332

23.

2332

24.

дешёвыхдорогих дорогихдешёвых

25.

25

26.

9637

Часть 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Информация о тексте

Примерный круг проблем

Примерный круг проблем

1. Проблема изменений в жизни города. (Насколько может меняться город с течением времени?)

1. Город с течением времени может меняться до неузнаваемости. В том городе, о котором рассказывает автор, в 1930-е годы «шла жизнь, не похожая на нынешнюю». Этот процесс изменений в жизни города постоянный и неудержимый.

2. Проблема роли детских воспоминаний в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?)

2. Человек во взрослой жизни стремится вспомнить свои детские годы, ту обстановку, которая его окружала. По мнению рассказчика, «всегда хочется иметь фотографии своей молодой жизни».

3. Проблема способности человека вспомнить своё прошлое. (Все ли детали своей прошлой жизни может вспомнить человек?)

3. Вспомнить своё прошлое приятно и трогательно. Однако не всё из прошлой жизни в состоянии удержать память человека. Какие-то детали могут ускользнуть.

4. Проблема восстановления в памяти целостного образа прошлого. (Какие особенности имеет человеческая память?)

4. Человеческая память избирательна. При этом детские воспоминания «могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде – песенке, подстаканнику, в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет».

5. Проблема создания музея городской жизни 1930-х годов. (Каким должен быть музей городской жизни 1930-х годов?)

5. Очень трудно будет создать музей городской жизни 1930-х годов. Это связано с тем, что в основном такой музей станет «музеем отживших вещей». С точки зрения автора, музей также не сможет в полной мере отразить атмосферу, колорит тех лет.

6. Проблема связи вещей и их названий. (Как может проявляться связь вещей и их названий?)

6.«Одни вещи исчезают вместе со своим названием, поскольку названия не живут сами по себе, осиротелые. Другие вещи отдают свои названия».

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov



Скачать материал

Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2023. Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 202...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 1271 человек из 83 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 29 регионов

  • Сейчас обучается 237 человек из 56 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2023. Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 202...

    1 слайд

    Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2023.

    Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория и практика. Правило правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН). 

  • Формулировка задания 11Из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ...

    2 слайд

    Формулировка задания 11

    Из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ: «Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов».

    1) затм..вать, подароч..к
    2) усидч..вый, ненавид..ли
    3) аплодир..вать, издавн..
    4) никел..вый, наста..вать
    5) солом..нка, разборч..вый

  • Алгоритм выполнения задания 11 ЕГЭ:1. Внимательно читаем задание; 2. Опреде...

    3 слайд

    Алгоритм выполнения задания 11 ЕГЭ:

    1. Внимательно читаем задание; 2. Определяем часть речи; 
    3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную; 
    4. Глаголы и другие части речи оставляем на «десерт». Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва; 
    5. Не забываем об исключениях. 
    6. Выписываем номера ответов (от 2 до 4) 

  • Правописание суффиксов существительныхНеизменяемые суффиксы существительных

    4 слайд

    Правописание суффиксов существительных

    Неизменяемые суффиксы существительных

  • Правила правописание суффиксов существительныхНеизменяемые суффиксы существ...

    5 слайд

    Правила правописание суффиксов существительных

    Неизменяемые суффиксы существительных

  • Правописание суффиксов прилагательныхНеизменяемые суффиксы прилагательных

    6 слайд

    Правописание суффиксов прилагательных

    Неизменяемые суффиксы прилагательных

  • Правописание суффиксов прилагательных

    7 слайд

    Правописание суффиксов прилагательных

  • Правописание суффиксов глаголов

    8 слайд

    Правописание суффиксов глаголов

  • Правописание суффиксов глаголов

    9 слайд

    Правописание суффиксов глаголов

  • Правописание суффиксов наречий на О, А

    10 слайд

    Правописание суффиксов наречий на О, А

  • Правописание гласных в суффиксах после шипящих и Ц

    11 слайд

    Правописание гласных в суффиксах после шипящих и Ц

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    12 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) потреб..вать, выклад..вать
    2) преусп..вать, эмал..вый
    3) раскрепощ..нность, ноч..вка
    4) (хрустальный) графинч..к, пружин..стое кресло
    5) изворотл..вый (торговец), выздоравл..вая

  • 1) потребовать, выкладывать − в форме 1-го лица единственного числа суффикс -...

    13 слайд

    1) потребовать, выкладывать − в форме 1-го лица единственного числа суффикс -ыва- сохраняется, а суффикс -ова- нет: потребую, выкладываю
    2) преуспевать − перед ударным ВА пишем Е, эмалевый − безударный суффикс -ев-
    3) раскрепощённость − в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН- пишем Ё, а существительное образовано от этого причастия, следовательно, суффикс сохраняется, ночёвка − В отглагольных существительных на -ЁВКа пишем Ё
    4) (хрустальный) графинчик − при склонении Е выпадает, а И нет: графинчик − графинчика, пружинистое кресло
    5) изворотливый (торговец) − суффиксы -ЧИВ- и -ЛИВ- пишутся с И, выздоравливая − в форме глагола 1 лица ед. числа суффикс -ива- сохраняется: выздоравливаю

     Ответ: 2345.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    14 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) вышаг..вая, (маленький) лист..к (берёзы)
    2) разборч..во, завистл..вый
    3) насмешл..вый, перебира..мый
    4) затм..вающий, плать..це
    5) накрахмал..вший, продл..вать

  • 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, листик...

    15 слайд

    1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, листик — гласная И при склонении не выпадает: листик — листика
    2. разборчиво, завистливый — суффиксы −ЧИВ− −ЛИВ−
    3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, перебираемый — в суффиксах –ем, –им пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го л. ед. ч. глаголов.
    4. затмевающий — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — в сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
    5. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется, продлевать — запомнить

     Ответ: 12.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    16 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) берест..ной, вслуш..ваться
    2) карандаш..к, продл..вать
    3) неж..нка, выносл..вый
    4) сгущ..нка, смущ..нный
    5) предматч..вый, им..чко

  • 1) берестяной — в прилагательных, образованных от существительных, пишется су...

    17 слайд

    1) берестяной — в прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян-, если ударение стоит ПОСЛЕ суффикса, например: берестяно́й, вслушиваться — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ИВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени суффикс сохраняется: вслушиваюсь;
    2) карандашик — при склонении И не выпадает: карандашика, продлевать — запомнить!
    3) неженка — -енк- пишется с существительных, обозначающих лиц женского пола, выносливый — -ЧИВ- и -ЛИВ- пишем с И
    4) сгущёнка — в словах, производных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных с -ЁНН- и -ЁН-, Ё сохраняется, смущённый — в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных пишется -ЁНН- и -ЁН-;
    5) предматчевый —в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-, имечко — в основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на -мя пишется буква Е на месте безударного гласного.
    Ответ: 45.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    18 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) находч..во, разве..ть
    2) достра..вать, кле..вший
    3) никел..вый, реша..мый
    4) наде..лся, дешёв..нький
    5) винов..н, талантл..вый

  • 1. находчиво — суффикс −ЧИВ−, развеять — гласная инфинитива сохраняется
2. До...

    19 слайд

    1. находчиво — суффикс −ЧИВ−, развеять — гласная инфинитива сохраняется
    2. Достраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, достраИВАю, клеивший — в причастиях перед суффиксами −вш−, −ш−, −нн− пишется та же гласная, что и в основе инфинитива
    3. никелевый — без ударения, решаемый — в суффиксах причастий −ем, −им пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го л. ед. ч. глаголов.
    4. надеялся — гласная инфинитива сохраняется, дешёвенький — суффикс −ЕНЬК−
    5. Виновен — краткое прилагательное, талантливый — суффикс −ЛИВ−

     Ответ: 23.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    20 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) повел..вая, сирен..вый
    2) сит..чко, заботл..вый
    3) вкрадч..во, оскуд..вать
    4) реч..нка, еж..вый
    5) скольз..кий, абонент..кий

  • 1) повелевая — перед ударным ВА пишем Е, сиреневый — в безударном положении п...

    21 слайд

    1) повелевая — перед ударным ВА пишем Е, сиреневый — в безударном положении пишется -ев-
    2) ситечко — суффикс -ЕЧК- для образования уменьшительно-ласкательные форм существительных женского и среднего рода, заботливый — суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся с И
    3) вкрадчиво — суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся с И , оскудевать — перед ударным ВА пишем Е
    4) речонка — после шипящих под ударением пишется буква О в суффиксах имён существительных -ОНК- ( —ок-, онок-, -он-), ежовый — в суффиксах прилагательных под ударением О
    5) скользкий, абонентский — суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму: скользкий — скользок; а также в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц; в остальных случаях пишется суффикс -СК-

     Ответ: 14

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    22 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1) накапл..вать, улыбч..вый
    2) податл..вый; нул..вой
    3) се..вший, перекле..вать
    4) сид..вший, потч..вать
    5) выздоров..ть, смекал..стый

  • 1. накаплИвать — суффикс ИВА, улыбчИвый — суффикс ЧИВ/ЛИВ;
2. податлИвый — су...

    23 слайд

    1. накаплИвать — суффикс ИВА, улыбчИвый — суффикс ЧИВ/ЛИВ;
    2. податлИвый — суффикс ЛИВ/ЧИВ; нулЕвой — безударный ЕВ в прилагательных;
    3. сеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии: сеять; переклеИвать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, переклеИВАю;
    4. сидевший — под ударением, потчЕвать — суффикс ЕВА, так как в 1-м лице он исчезает, потчую;
    5. выздороветь, смекалИстый — суффикс ИСТ прилагательного

     Ответ: 14.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    24 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) замш..вый, потч..вал
    2) перешаг..вающий, во..вать
    3) глянц..вый, форел..вое
    4) оскуд..вающий, перв..нство
    5) (ветерок) ве..л, стоим..сть

  • 1. замшевый — без ударения −ЕВ−, потчевал — в 1-м лице: потчую, поэтому −ЕВА−...

    25 слайд

    1. замшевый — без ударения −ЕВ−, потчевал — в 1-м лице: потчую, поэтому −ЕВА−
    2. перешагивающий — ИВА сохраняется, воевать — в 1-м лице: воюю, поэтому −ЕВА−
    3. глянцевый, форелевое — без ударения −ЕВ−
    4. оскудевающий — ЕВА, первенство — суффикс −ЕНСТВ−
    5. (ветерок) веял — гласная инфинитива сохраняется, стоимость — суффикс −ОСТЬ−

     Ответ: 134.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    26 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) устра..вать, бараш..к
    2) приукраш..вать, письм..цо
    3) догадл..вость, крас..вый
    4) въедл..вый, подбадр..вать
    5) подразум..вающий, луж..ца

  • 1. устраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, устраИВАю, бараш...

    27 слайд

    1. устраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, устраИВАю, барашек — гласная Е при склонении выпадает: барашек — барашка
    2. приукрашивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, приукрашИВАю, письмецо — с сущ. ср. рода с ударением на окончании
    3. догадливость — суффикс −ЛИВ−, красивый — под ударением
    4. въедливый — суффикс −ЛИВ−, подбадривать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, подбадрИВАю
    5. подразумевающий — (перед ударным ВА пишем Е), лужица — сущ. ж. рода с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
    Ответ: 34

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    28 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) догадл..вый, выздоравл..вая
    2) форел..вый, молод..нький
    3) (новая) владел..ца, гор..вать
    4) кирилл..ца, забол..вающий
    5) нефт..ной, болот..стый

  • 1) догадливый — суффиксы -чив- и -лив- пишутся всегда с И, выздоравливая — у...

    29 слайд

    1) догадливый — суффиксы -чив- и -лив- пишутся всегда с И, выздоравливая — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ: выздоравливаю — в деепричастии глагольное написание сохраняется;
    2) форелевый — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-, молоденький — суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает;
    3) (новая) владелица — существительные женского рода имеют суффикс -ИЦ-, горевать — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: горюю;
    4) кириллица — существительные женского рода имеют суффикс -ИЦ-, заболевающий — перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-: заболеть — заболевать — в причастии глагольное написание сохраняется;
    5) нефтяной — сделанный из нефти — на это указывает суффикс -ЯН-, болотистый — суффикс -ист- пишется только с И.

     Ответ: 12.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    30 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) претерп..вающий, замш..вый
    2) каракул..вый, остр..нький
    3) леле..вший, извил..на
    4) милост..вый, измуч..нный
    5) разбрызг..вая, тюл..вый

  • 1. претерпЕвающий (Перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, ч...

    31 слайд

    1. претерпЕвающий (Перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-: претерпеть), замшЕвый — безударный −ЕВ− в прилагательных;
    2. каракулевый — безударный ЕВ в прилагательных, острЕнький (суффикс ЕНЬК всегда с Е)
    3. лелеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии: лелеять; извилИна (сущ, суф ИН)
    4. милостивый — слово-исключение, ИВ всегда ударным должен быть; измучЕнный (суффикс ЕНН в причастии)
    5. разбрызгивая — (перед безударным ВА пишем И), тюлЕвый (суф.ЕВ в прилагат.) 
    Ответ: 12.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    32 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) улыбч..вый, ноч..вать
    2) кра..шек, тем..чко
    3) велотренаж..р, туш..нка
    4) развед..вательный, размаз..вать
    5) слев.., вин..ватый

  • 1) улыбчивый — суффикс -ЧИВ- пишется с И, ночевать — у глаголов в начальной ф...

    33 слайд

    1) улыбчивый — суффикс -ЧИВ- пишется с И, ночевать — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: ночую.

     2) краешек — нужно запомнить: в слове «краешек» в суффиксе перед Ш пишется буква Е, темечко — в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, пишем -ЕЧК- например: темя — темечко.

     3) велотренажер — суффикс -ЁР- иноязычного происхождения, пишется с Ё, тушёнка — существительное образовано от глагола «тушить», поэтому пишется Ё в суффиксе.

     4) разведывательный — у глаголов и в словах, от них образуемых, в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ: разведывать — разведываю — разведывательный, размазывать — у глаголов и в словах, от них образуемых, в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ: размазывать — размазываю.

     5) слева — на конце наречия пишется суффикс -А-, потому что можно применить «правило окна»: с окна — слева, виноватый — безударный суффикс -ОВАТ- пишется после твердых согласных: виноватый.
    Ответ: 234.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    34 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) неразборч..вый, овлад..вать
    2) высме..вающий, отапл..вать
    3) заботл..вый, заманч..вый
    4) запечатл..вать, милост..вый
    5) завистл..вый, коч..вать

  • 1. неразборчивый — суф. ЧИВ, в краткой форме: неразборЧИВ, овладевать — слово...

    35 слайд

    1. неразборчивый — суф. ЧИВ, в краткой форме: неразборЧИВ, овладевать — слово с суффиксом ВА, от овладеть (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
    2. высмеивающий — (перед безударным ВА пишем И), отапливать — отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
    3. заботливый (суффикс −ЛИВ−), заманчИвый (суффикс ЧИВ всегда с и)
    4. запечатлевать (перед ударным ВА пишем Е), милостивый — слово−исключение, ИВ всегда ударным должен быть;
    5. завистливый (суффикс −ЛИВ−), кочЕвать — суффикс ЕВА, так как в 1−м лице он исчезает, кочую;
    Ответ: 23.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    36 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) удва..вать, лестн..чка
    2) груш..вый, нищ..та
    3) обид..лся, мотылёч..к
    4) локт..вой, прям..та
    5) фланел..вый, заносч..вый

  • 1. удваивать — в 1-м лице: удваиваю (−ива− сохраняется), лестничка — сущ. жен...

    37 слайд

    1. удваивать — в 1-м лице: удваиваю (−ива− сохраняется), лестничка — сущ. жен. р., обр. от основ на −иц−: лестница — лестничка
    2. грушевый — −ЕВ− без ударения, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
    3. обиделся — суффикс инфинитива, мотылёчек — при склонении Е выпадает: мотылёчек — мотылёчка
    4. локтевой — −ЕВ− без ударения, прямота — суффиксы −ОТ−(А), −ОСТЬ, −ОТН−(Я) пишутся с О
    5. фланелевый — −ЕВ− без ударения, заносчивый — суффикс −ЧИВ−
    Ответ: 123.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    38 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) вышаг..вая, нищ..та
    2) эмал..вый, зно..н
    3) насмешл..вый, заманч..вый
    4) накрахмал..вший, врем..чко
    5) делов..тый, пес..нка

  • 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, нищета...

    39 слайд

    1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
    2. эмалевый — −ЕВ− безударный, зноен — −ЕН− в кратких прилагательных
    3. насмешливый — суффикс –ЛИВ−, заманчивый — −ЧИВ−
    4. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется; времечко — −ЕЧК− в существительном на –мя.
    5. деловитый — −И− ударный, песенка — −ЕНК− от сущ. на −ня (−на)

     Ответ: 23.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    40 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) фасол..нка, перешаг..вать
    2) застенч..вый, добр..нький
    3) отреш..нный, (он нелеп и) смеш..н
    4) клеёнч..тый, досух..
    5) пальт..цо, молодц..ватый

  • 1) фасолинка − -ИНК - пишется в существительных, оканчивающихся на -ИНА, пере...

    41 слайд

    1) фасолинка − -ИНК — пишется в существительных, оканчивающихся на -ИНА, перешагивать − -ИВА- сохраняется в 1-м лице: перешагиваю;
    2) застенчивый − -ЧИВ- − -ЛИВ- пишем с И, добренький − суффиксом −еньк- пишется после мягкого согласного;
    3) отрешённый − по модели образования страдательного причастия прошедшего времени: И основы инфинитива меняется на Ё: отрешить − отрешённый, (он нелеп и) смешон − в суффиксе прилагательного под ударением О;
    4) клеёнчатый, досуха − применяем «правило окна»: до окна − досуха (по аналогии);
    5) пальтецо − Существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса: пальтецо́, молодцеватый.

     Ответ: 145.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    42 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) расчётл..вый, солом..нка
    2) обустра..ваться, горош..к
    3) претерп..вая, повизг..вать
    4) оранж..вый, дешёв..нький
    5) кали..вый, плать..це

  • 1. расчётливый, соломинка (сочетание -ИНК- имеют существительные, образованны...

    43 слайд

    1. расчётливый, соломинка (сочетание -ИНК- имеют существительные, образованные от слов женского рода на -ин(а): соломина);
    2. обустраиваться (У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ), горошек (гласная Е при склонении выпадает: горошка);
    3. претерпевая (перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-: претерпеть), повизгивать (У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ);
    4. оранжевый (в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-), дешёвенький (суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает);
    5. калиевый (в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-), платьице (-ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу: пла́тьице).
    Ответ: 14.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    44 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) фасол..вый, дожд..вой
    2) высме..вать, мороз..ц
    3) насмешл..вый, платоч..к
    4) сонл..вый, молодц..ватый
    5) удва..вать, болот..стый

  • 1. фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без ударения
2. высмеивать — суффикс ИВА, так...

    45 слайд

    1. фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без ударения
    2. высмеивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, высмеИВАю, морозец — сущ. муж. р. — −ЕЦ
    3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, платочек — при склонении гласная Е выпадает: платочек — платочка
    4. сонливый — под ударением, молодцеватый — суффикс −ЕВАТ−
    5. удваивать — суффикс −ИВА−, так как в 1-м лице он остаётся, удваИВАю, болотистый — суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− — всегда с И;

     Ответ: 15.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    46 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) усидч..вый, зелён..нький
    2) отстёг..вавший, сем..ни
    3) находч..вый, страдал..ц
    4) щегол..ватый, тёт..нька
    5) прислуш..ваться, талантл..вый

  • 1. усидчивый — суффикс −ЧИВ−, зелёненький — суффикс −ЕНЬК− в прилагательных,...

    47 слайд

    1. усидчивый — суффикс −ЧИВ−, зелёненький — суффикс −ЕНЬК− в прилагательных, не заканчивающихся на Г, К, Х.
    2. отстёгивавший — (суффикс -ива- сохраняется в 1-м лице исходного глагола: отстёгиваю), семени — −ен− в косвенных падежах сущ. на −мя
    3. находчивый — суффикс −ЧИВ−, страдалец — при склонении гласная Е выпадает: страдалец — страдальца
    4. щеголеватый — (прилагательное образованное от существительного при помощи суффикса -ЕВАТ, который ставится после мягких согласных и ц), тётенька — −ЕНЬК− после мягких согласных
    5. прислушиваться — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, прислушИВАюсь, талантливый —суффикс −ЛИВ−

     Ответ: 45.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    48 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) разгул..вать, кремни..вый
    2) приукраш..вает, череш..нка
    3) овраж..к, недоум..вать
    4) въедл..вый, рол..вая (игра)
    5) борович..к, (он был) смеш..н

  • 1) разгуливать — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пиш...

    49 слайд

    1) разгуливать — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ИВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени суффикс сохраняется: разгуливаю, кремниевый — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-;
    2) приукрашивает — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ИВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени суффикс сохраняется: приукрашиваю, черешенка — слово образовано с уменьшительным суффиксом -к(а) от существительных на -ня, -на, имеющих перед н беглый гласный: черешня;
    3) овражек — при склонении Е выпадает: овражка, недоумевать — Перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-;
    4) въедливый — -ЧИВ- и -ЛИВ- пишем с И, ролевая (игра) —в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-;
    5) боровичок — в суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем О, (он был) смешон — в суффиксе прилагательного после шипящей под ударением пишем О.

     Ответ: 35.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    50 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) выкрик..вать, горош..нка
    2) повизг..вая, глянц..вый
    3) неряшл..вый, во..вать
    4) книж..ца, дом..ще
    5) сирен..ватый, юрод..вый

  • 1. выкрикивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, выкрикИВАю, гор...

    51 слайд

    1. выкрикивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, выкрикИВАю, горошинка — суффикс (−ИН−)−К−(А) пишется в словах, образованных от существительных на −ИН−(А) при помощи суффикса −К−: горошина — горошинка
    2. повизгивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, повизгИВАю , глянцевый — после шипящих и Ц −ЕВ− — без ударения
    3. неряшливый — суфикс −ЛИВ−, воевать — суффикс –ЕВА−, так как в 1−м лице — юю: воюю
    4. книжица — сущ. жен. р. — −ИЦ−, домище — суффиксы −ИЩ−(Е): в словах, образованных от форм мужского II склонения и среднего рода: дом — домище
    5. сиреневатый — суффикс −ЕВАТ−, юродивый — исключение

     Ответ: 14.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    52 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) почу..вший, зате..ть
    2) справ.., команд..вать
    3) удоста..вать, пальт..цо
    4) претерп..вавший, щавел..вый
    5) яблон..вый, переменч..вый

  • 1) почуявший — сохраняется гласная инфинитива: почуять, затеять — I спряжение...

    53 слайд

    1) почуявший — сохраняется гласная инфинитива: почуять, затеять — I спряжение;
    2) справа — применяем «правило окна»: с окна — справа, командовать — у глаголов в начальной форме пишется -ова-, если в форме 1 лица настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю: командую;
    3) удостаивать — у глаголов в начальной форме пишется -ива-, если в форме 1 лица настоящего времени -ива- сохраняется: удостаиваю , пальтецо — существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса: пальтецо́;
    4) претерпевавший — перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-, щавелевый — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-;
    5) яблоневый — в неударяемом положении используется суффикс -ЕВ- , переменчивый — суффиксы -ЧИВ-|-ЛИВ- пишутся с И.

     Ответ: 14.

  • Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна...

    54 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     1) усидч..вость, текуч..сть
    2) пут..во́й, зор..нька
    3) налаж..вать, син..ватый
    4) отпуг..вая, шалаш..к
    5) расклан..вшийся, крив..зна

  • 1. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, текучесть — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О...

    55 слайд

    1. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, текучесть — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
    2. путево́й — в безударном положении, зоренька — −ЕНЬК− пишется в словах с мягкой основой: заря − зоренька;
    3. налаживать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, налажИВАю, синеватый — после мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы –ев−, −еват−, −евит−
    4. отпугивая — − суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, отпугИВАю, шалашик — −ИК — при склонении существительного гласная И сохраняется: шалашик — шалашика
    5. раскланявшийся — сохраняется гласная инфинитива, кривизна — суффиксы −ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И

     Ответ: 24.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 155 055 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 11.01.2023
  • 28
  • 0

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.01.2023
  • 270
  • 6

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.01.2023
  • 417
  • 6

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.01.2023
  • 128
  • 5
  • 11.01.2023
  • 57
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 11.01.2023
  • 42
  • 0
  • 11.01.2023
  • 41
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

7) Укажите ряд (ы), в котором(ых) пропущены одинаковые буквы

а) чуявший, (они) потерпят (поражение)

б) (старики) предвидят, клеящий

в)строющий, припаянный

г)лечащий, (знамёна) колышутся

д) вытащенный, преодолевавший

Ответ : а, б, д

8) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

а) эмалевый б) милостивый

в) юродивый г) забывчивый

д) рассыпчатый

Ответ : а

9) В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

а) зерно мелется, колеблемый ветром

б) возьмите и вынесите вещи, рассматриваемый

в) кто заметит ошибку, незамеченная ошибка

г) малыш плачет, невидимый объект

Ответ : а

10) В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

а) назначат директором, прячущий ключ

б) люди поверят ему, строящееся здание

в) все хлопочут о деле, держащий власть

г) дети увидят мир, белеющий парус

Ответ : б

11) В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

а) их выгон.ят, почуявший запах

б) расстилающаяся по долине, собаки дремлют

в) щиплющий гусь, их увидят

г) они заводят спор, колеблющийся лист

Ответ : б

12) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

а) дрова пилятся, кричащий верблюд

б) трепещущая рыбка, люди дышат пылью

в) призраки прячутся, хлопочущий повар

г) клокочущий поток, топятся печи

Ответ : в

13) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

а) крошащийся, они перетащат

б) блещущий, они полощут

в) брызжущий, они наточат

г) слышащий, они ищут

Ответ : б

11 задание ЕГЭ по русскому языку 2023. Практика. Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ.

Исключения ЕГЭ

Исключения и трудности орфографии ЕГЭ

подробнее

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. нов..зна, изменч..вый 
2. тюлен..вый, милост..вый 
3. врач..вать, наставнич..ство 
4. беж..вый, заво..вать 
5. пугов..чка, щавел..вый 

2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. плутони..вый, форел..вый 
2. выздоравл..вать, овлад..вать 
3. весел..нький, приколоч..нный 
4. трущ..ба, туш..нка 
5. ключ..к, замоч..к 

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. буш..вать, голуб..нький 
2. яблон..вый, прожорл..вый 
3. мешоч..к, ружь..цо 
4. глуб..на, старш..нство 
5. фламанд..кий, тка..кий 

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. ослаб..вать, ливн..вый 
2. молод..нький, догадл..вый 
3. старш..нство, выздоров..ть 
4. француж..нка, снеж..нка 
5. еж..вый, парч..вый 

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Кож..ный, плат..ной 
2. Дымч..тая, слев.. 
3. Жестикулир..вать, упорств..вать 
4. Кож..ца, фасол..вый 
5. Гуттаперч..вый, замш..вые 

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Повел..вать, участл..вый 
2. Выстра..вать, улыбч..вый 
3. Им..нной, мяч..к 
4. Ситц..вый, враж..ский 
5. Опрокид..вать, побесед..вать 

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Изюм..нка, обесточ..ли 
2. Младенч..ский, привередл..вый 
3. Дымч..тая, издавн.. 
4. Шахмат..ст, циркони..вый 
5. Перевод..ик, бан..ик 

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1. Нов..нький, пугов..чка 
2. Марл..вый, форел..вый 
3. Обезвред..ть, рассматр..вать 
4. Убор..стый, веч..вой 
5. Подмиг..вать, налаж..вать 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Ноч..вка, сгущ..ное (молоко) 
2. Разве..л, лед..ной 
3. Хитр..цы, засушл..вый 
4. Кресл..це, обессил..ть (от усталости) 
5. Кавказ..кий, матрос..кий 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Зажив.., слев.. 
2. Нож..вка, рис..вать 
3. Чу..ть, дра..ть 
4. Берест..ной, лед..ной 
5. Закашл..лся, ре..ть 

  • Практика ЕГЭ (по заданиям)
  • Варианты ЕГЭ
  • Теория 11 задание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Почтовые марки егэ история
  • Почти каждый кто воевал был ранен хотя бы однажды сочинение егэ
  • Почти все великое сделано молодыми сочинение
  • Почти вертикальная голубая дыра находится в районе парасельских островов егэ
  • Почки подготовка к егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии