По соображениям совести сочинение по фильму

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМА «ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ»

№11, 12.02.2018

Филологические науки

Борзов Глеб Константинович
Ипатова Виктория Петровна (Кандидат филологических наук)
Шашков Леонид Александрович

Ключевые слова: ФИЛЬМ «ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ»; ДЕСМОНД ДОСС; ТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; THE FILM «HACKSAW RIDGE»; DESMOND DOSS; THE THEME OF AN ARTWORK; THE PROBLEM OF AN ARTWORK; THE IDEA OF AN ARTWORK.


Аннотация: В данной статье предпринята попытка проанализировать главные темы, проблемы и идеи художественного фильма «По соображениям совести» на английском языке.

Настоящая статья посвящена исследованию идейного содержания фильма «По соображениям совести» на английском языке через идейно-образный анализ речи героев.

Рассмотрение идейного содержания произведения – это исследование таких категорий, как тема, проблема, идея художественного произведения.

Тема художественного произведения представляет собой отражение жизненных явлений в сознании автора. Она может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе проникновения во все идейно-художественное богатство этого произведения. В тематически сложном произведении обычно можно выделить главную тему, определяющую единство всего произведения, и частные темы, составляющие отдельные стороны этой главной темы.

Проблема – это основной вопрос, выдвинутый темой произведения. Проблема отражает ту сторону жизни, которая особенно интересует писателя, этот интерес определяет, на каких сторонах характера героя он остановит свое внимание.

Художественная идея — это концепция автора, она включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его философских взглядов на мир, и все это сопряжено с духовным самораскрытием [1].

Объектом нашего исследования является военная драма режиссёра Мела Гибсона «По соображениям совести» на английском языке, который вышел на экраны в 2016 году [3]. Фильм основан на реальных событиях.

Интересно отметить, что оригинальным название фильма является “Hacksaw Ridge”, что означает «хребет в форме ножовки». Это английское прозвище горного откоса Маэда, места подвига главного героя фильма. Русское название отсылает к понятию «отказник от военной службы по соображениям совести» [2].

Решая пойти добровольцем в армию, Десмонд Досс отказывается брать в руки оружие по религиозным соображениям, за что терпит издевательства со стороны сержантов и офицеров, и своих товарищей, тренирующих новобранцев, и чуть ли не оказывается в тюрьме (его спасает вмешательство собственного отца, который передает письмо судье).

Такое решение Десмонда связано не только с его религиозными убеждениями, но и с реальными жизненными событиями, которые перевернули его сознание. Так, в детстве он чуть было не убил брата в драке, и мы видим сцену, где мать говорит перепуганному мальчику:
Murder, it’s the worst sin of all.

Кроме того, Десмонд постоянно видит поведение своего отца-алкоголика, который просто так бьет своих детей и жену, так как его преследуют воспоминания о своем участие в Первой мировой войне, сломавшей его психику. Во время очередной драки с отцом, когда Десмонд защищает свою мать, он хватает пистолет, но не может выстрелить в отца и принимает решение никогда не брать винтовку в руки и не убивать.

Еще до участия в войне Десмонд неравнодушен к страданиям других людей и стремится помочь им. Так, он спасает жизнь парня, которого сбила машина, перевязав ему ногу жгутом:
You might have saved this boy’s life.

Чтобы не оставаться в стороне от войны и служить стране, Десмонд решает стать санитаром.

Убеждение Десмонда в своей правоте, в своем отказе убивать было настолько велико, что никто не смог заставить его изменить свое решение. Его угрожают поместить в лечебницу, посадить в тюрьму, не пускают на собственную свадьбу, избивают. Даже его любимая девушка говорит ему:
— But who are you going to save in prison?
— Probably nobody.
— Then why can’t you just pick up the stupid gun and wave it around? You don’t have to use it, just meet them halfway.
— I can’t do that.
— Yes, you can. It’s just pride.

Но Десмонд непреклонен в своем решении:
Maybe I am prideful. But I don’t know how I’m going to live with myself if I don’t stay true to what I believe. Much less how you could live with me.

Он так объясняет свой выбор:
I just simply believe what I believe.

Девушка Десмонда также понимает, насколько он крепок в своих убеждениях. Даже когда герой не пришел на их свадьбу, она не верит, что он мог не сдержать свое слово:
Sometimes men just get cold feet.
Some men might. Not my Desmond.

Когда их рота получает почти невыполнимый приказ для взятия территории, захваченной противником, он совершает настоящий подвиг: он продолжает выносить раненных, которые разбросаны посреди поля боя среди трупов, и оказывать им медицинскую помощью в одиночку, рискуя собственной жизнью, уже после того, как рота отступила.

Важно заметить, что Десмонд спасает не только своих, но и японских солдат.

Десмонд Досс постоянно молится Богу и просит:
Lord, please help me get one more.

Сержант, который тренировал роту Десмонда, просит у него прощения: All I saw was a skinny kid. I didn’t know who you were. You’ve done more
than any other man could have done in the service of his country. And I have never
been more wrong about someone in my life. I hope one day you can forgive me.

Десмонд становится для своих товарищем героем, символом победы, именно поэтому все не начинают новый бой, пока он не помолится, веря, что его молитва принесет удачу:
— You were supposed to begin that assault 10 minutes ago!
— We’re waiting, sir.
— Waiting for what?
— For Private Doss to finish praying for us, sir.
— Private Doss is praying for you? Who the hell is Private Doss?

В документальной вставке в конце фильма показан настоящий Десмонд Досс, который рассказывает некоторые моменты своей службы, что не можем не взволновать зрителя.

Итак, спасая всех раненных, Десмонд Досс выполняет свой долг героически перед страной и перед самим собой, своим словом, данным Богу. Только такие люди, как Десмонд, дают всем надежду и веру в лучшее в жестоком мире.

Таким образом, фильм «По соображениям совести» ставит проблему возможности принять участие в войне и совершить подвиг, когда не хочешь убивать по личным убеждениям, проблему места доброты и веры в мире жестокости и насилия. Основной темой фильма является изображение жизни и подвига Десмонда Досса, имеющего крепкую веру в Бога и свои убеждения. Эта военная драма помогает зрителю понять, что, несмотря на свое решение не брать в руки оружие и не убивать, Десмонду Доссу удается не просто быть полезным на войне, а совершать героические поступки.


Список литературы

  1. Идейное содержание литературного произведения // Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. URL: http://scibook.net/teoriya-literaturyi-istoriya/ideynoe-soderjanie-literaturnogo-16996.html (Дата обращения: 15.12.2017).
  2. Сергазиев П. По соображениям совести // GSTV. URL: https://gstv.ru/article/hacksaw-ridge.html (Дата обращения: 16.12.2017).
  3. Hacksaw Ridge: film // 123movies. URL: https://x123movies.to/movies/hacksaw-ridge-free104/ (Дата обращения: 14.12.2017).

Спустя десять лет после «Апокалипто», Мэл Гибсон возвращается к режиссерскому амплуа, сняв не менее эмоциональную и кровавую картину – «По соображениям совести». Военная драма с Эндрю Гарфилдом в главной роли, известному по «Новому Человеку-пауку», показывает героя без стильного синтетического костюма и генетических «примочек» – обычного рядового, спасающего жизни.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Вторая мировая, американцы проводят операцию по захвату японского острова Окинава, новобранец Десмонд Досс отказывается брать оружие и убивать врагов. «Религиозный фанатик и пацифист» – так клеймят его однополчане, попутно раздавая тумаки и обвинения в трусости. Но Десмонд не боится войны, он добровольно идет на фронт, а отдавать долг родине собирается другой монетой – не отнятыми жизнями, а спасенными. Все, что у него есть – это неактуальные принципы и духовная пища, (Десмонд не ест даже мяса) которой он подкрепляется в перерывах между армейской рутиной. Так, вооружившись библией и аптечкой, наивный и отважный Десмонд отправляется в бой. На своих по-мальчишечьи худых плечах он выносит раненных товарищей и врагов, не разбирая под слоями крови, грязи и военной политики «своих» и «чужих». Единственное, чем руководствуется герой: личные принципы, основанные на вере в божьи заповеди, и страх повторить судьбу отца, жизнь которого покалечила Первая мировая война.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Соль фильма, от которой щиплет глаза и наворачиваются слезы, в реальной истории, на которой основан сюжет. Американец Десмонд Досс стал первым отказником по соображениям совести в США, получившим высшую военную награду – Медаль почета. Кадры с интервью поседевшего Досса режиссер включает в последние минуты ленты.

Мэл Гибсон, под стать герою фильма, не изменяет своим режиссерским принципам – показывать неживописную правду, не отводя камеру и зрительский взгляд от ужасающих реалий (будь то страдания Христа, жестокие нравы индейцев или смерть на поле боя). История, начавшись с солнечных и радостных картин мирной жизни, плавно перетекает в кадры цвета хаки с огненными вспышками и всклоченной землей. Реализм, к которому напрашивается приставка гипер-, кажется второй сутью картины – то, что ужасает, также вызывает сильнейший интерес, и даже внутреннее, скрытое наслаждение. Так что зритель, сжимая кулаки и съеживаясь в кресле, с жадностью поглощает все виды военных смертей, с оторванными конечностями, разбросанными внутренностями и хлещущей во все стороны кровью.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Кадр из фильма «По соображениям совести»

«По соображениям совести», как и задумывалось, стал фильмом о герое, правда, немного идеализированном, с ноткой «святости». Его сюжетные линии с отказом и принятием, нелюбовью окружающих, а затем их раскаянием и почитанием – вполне предсказуемы, они переходят из одного геройского фильма в другой, стандартизируя видение киноиндустрии подвигов и их носителей. Особо искусственным кажется последний художественный кадр, где раненный Десмонд висит над обрывом, прижимая к груди окровавленную библию и смотря в небо. Настолько буквально режиссер, руками оператора, возносит теперь уже не простого рядового к лику «американских суперменов», хоть и имеющий под собой реальную, а не вымышленную судьбу. Более человечными вышли персонажи Винса Вона, Люка Брейси и Хьюго Уивинга.

Хоть слегка вычурная в своей правдивости и реалистичности, картина визуально и сюжетно эффектна. Гибсон в этой работе смог передать все, что хотел: жестокую реальность войны, где «пацифист» звучит как оскорбление, и личную историю скромного санитара, сумевшего доказать действенность спасения, а не убийства, и подарившего надежду своим сослуживцам.

Инна Син

В российском прокате с 17 ноября 2016

Расписание и покупка билетов на фильм «По соображениям совести»

Возвращение мастера после долгой паузы всегда вызывает много эмоций, даже если его зовут не Мел Гибсон, а новый фильм снят на менее сложную тему, чем «По соображениям совести». В случае с легендарным и самым противоречивым режиссером Голливуда возвращение получилось если не триумфальным, то достойным. Гибсон остался собой: где бы ни разворачивалось действие — в средневековой Шотландии, древней Иудее или на полях Второй мировой, главным героем его фильмов всегда будет необыкновенный человек, непременно побеждающий в финале. Правда, на этот раз героем стал почти наш современник — ушедший из жизни за 10 лет до премьеры капрал Десмонд Досс.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

 Десмонд Досс в кино и в жизни

После выхода фильма критики чуть ли не с лупой в руках изучили биографию реального отказника совести и ее кинематографическое воплощение в поисках несовпадений и пришли к выводу: все основные факты воспроизведены очень точно, а вот в мелочах Гибсон и авторы сценария дали волю фантазии.

Исторический Досс действительно принадлежал к адвентистам седьмого дня и в соответствии с принципами своей веры категорически отказался брать оружие в руки; его действительно поначалу не поняли ни сослуживцы, ни армейское начальство; он действительно спас 75 человек, заслужив славу и Медаль Почета. И он действительно был женат на медсестре. На этом фоне мелкие отступления от истины наподобие того факта, что Досс женился еще до войны, или что его отец не был алкоголиком, блекнут.

Но не стоит воспринимать «По соображениям совести» как биографический фильм: для Гибсона капрал-санитар — прежде всего символическая фигура, дающая повод  для серьезных и масштабных размышлений.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

О чем фильм?

Ответ на вопрос о смысле и главной теме фильма не так очевиден, как может показаться. Гибсон подбрасывает нам очень простые, лежащие на поверхности варианты — и, что интересно, все они правдивы. «По соображениям совести» — это фильм о войне и о силе человеческого духа, и какие-то вещи режиссер говорит совершенно прямым текстом. Но критики, упрекающие его в прямолинейности и очевидности выводов, глубоко не правы, потому что за «война — это ужасно» и «победи себя — и победишь мир» скрыт второй, глубинный и очень серьезный смысловой пласт.

В основе сюжета «По соображениям совести» лежит излюбленный гибсоновский миф — миф о Герое. Согласно канону, Герой сначала осознает свою миссию, потом подвергается испытаниям, а потом спасает мир или отдельных лиц. При этом финальная победа может  быть духовной, как в «Страстях Христовых», или физической, как в «Апокалипсисе». В последнем фильме Гибсона герой одерживает и духовную, и физическую победу: его поступки возвращают ужасному, рушащемуся на глазах миру гармонию, а бытию — смысл. Досс — беспримесное воплощение того самого добра, которому не обязательно быть с кулаками, чтобы победить зло. Он побеждает за счет верности идеалам и искренней веры — тех черт, которых, по мнению режиссера, так не хватает современному обществу.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем главный конфликт?

Частью американской культурной матрицы является противостояние правильного героя и неправильного общества, но это не про «По соображениям совести». Десмонд — не одиночка, противостоящий миру (в таком случае он бы всеми правдами и неправдами избегал бы армии), а лучшая часть этого мира, его совесть. Он готов «отдать жизнь за други своя», его сердце полно любви не только к ближнему, но и к дальнему: все люди являются братьями для Досса. И даже если  кому-то из братьев приходится выступать против Досса с оружием в руках, это еще не повод, чтобы отказывать ему в медпомощи. В то же время армейцы, окружающие капрала, отнюдь не сборище тупых и кровожадных солдафонов: каждый из них — личность со своими убеждениями. Все проблемы заканчиваются, когда сослуживцы Досса начинают понимать то, что Десмонд знал с самого начала: к общей цели можно идти разными путями. Так что главный конфликт фильма — это сражение героя с самим собой. Она начинается в раннем детстве и продолжается даже во время битвы под Окинавой.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Почему Десмонд столь бескомпромиссен?

Даже те зрители, которые всем сердцем симпатизируют Доссу, невольно досадуют, когда он демонстрирует нежелание поступиться принципами даже в мелочах. Одно дело — отказ от убийства себе подобных, другое — невыполнение команды взять в  руки винтовку. В какой-то момент Десмонд даже кажется упрямым фанатиком, но дело вовсе не в фанатизме. Уделяя так много экранного времени поведению Досса в казарме, Гибсон затрагивает очень интересную тему — тему предательства, в данном случае — предательства самого себя.

И режиссер, и герой знают, что путь к  измене начинается с крошечного шага — достаточно уступить один раз, и полная капитуляция становится лишь вопросом времени.  Классик американской психологии Р.Чалдини в культовой книге «Психология влияния» приводит показательный пример с американскими военнопленными, оказавшимися в китайском лагере во время войны в Корее. Практически все они в той или иной степени сотрудничали с врагом, а сломать их удалось благодаря методу «Начинай с малого и строй». Военнопленным сначала предлагали пойти на ничтожную уступку, а заканчивалось все доносами на  товарищей, пытавшихся бежать. И потому Десмонд готов вытерпеть любые муки, но только не брать в руки оружие.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем смысл образа Тома Досса?

Отец главного героя — персонаж сложный и неоднозначный. Он пьет, он размахивает пистолетом, он создает напряженную атмосферу в семье. И в в то же время Том Досс — жертва, наглядное воплощение того, что делает с душой человека бойня. Любопытно, что разочарование Досса-старшего в войне и жизни — столь же индивидуальная характеристика, сколь и черта целого поколения: о душевной опустошенности ветеранов Первой мировой писали и Ремарк, и Фицджеральд. Глядя на отца, который не может себе простить того, что он выжил, Десмонд начинает понимать бесчеловечность войны задолго до того, как оказался на Окинаве.

В чем смысл названия фильма?

Оригинальное название в российском прокате было изменено, потому что словосочетание  «Hacksaw Ridge» — «хребет в форме ножовки» — ничего не говорит отечественному зрителю. Именно так  американцы прозвали горный откос Маэда, где Десмонд спас солдат.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Интересные факты

Высшую военную награду США получили только три идейных отказника за всю историю страны, но только Десмонду Доссу удалось получить ее при жизни. Правда, после войны он остался калекой и не мог работать, так что его жене пришлось пойти в медсестры, чтобы прокормить семью.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Исполнитель главной роли Э.Гарфилд расплакался, прочитав сценарий: так растрогала его история первого идейного отказника. К сценарию, кстати, приложила руку куча народу: ведь первая его версия была написана продюсером фильма Г.Кросби еще в 2001 г.  А о съемках фильмах речь впервые зашла в 2006-м, но тогда Гибсон отказался. Позднее он еще раз отказался  и согласился, как в сказке, только в третий раз. Знай Гибсон заранее, что фильм получит два «Оскара» и войдет в перечень 250 лучших фильмов в истории кино, возможно, он согласился бы сразу.

Хотя критики сравнивали «По соображениям совести» со «Спасением рядового Райана» (батальные сцены) и «Цельнометаллическая оболочка» (сцены в казарме) , по словам Гибсона, он вдохновлялся  совсем другими фильмами — «Песками Иводзимы» и «Цель — Бирма», созданными в 1940-х.

Обновлено: 10.03.2023

Разгар Второй мировой. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) записывается в армию – но не для того, чтобы убивать. Досс видит свою миссию в спасении жизней – и идёт на фронт в качестве медбрата. Всё бы хорошо, но подготовка к сражениям включает в себя тренировки с оружием, а Десмонд ни при каких обстоятельствах не желает к нему притрагиваться. Испытав непонимание и унижения со стороны сослуживцев и командования (Сэм Уортингтон и продолжающий экспериментировать с ролями Винс Вон) и чуть не попав в тюрьму за измену, он всё-таки отправляется на поле боя, где, оставшись с раненными после отступления своих, доказывает, как все оказались неправы на его счёт.

История Десмонда Досса подкупает уже тем, что она – о редком человеке, существование которого мир словно не хочет принимать (начиная от его девушки – в исполнении Терезы Палмер, – удивляющейся его простоте и искренности, и заканчивая военными, для которых его заявления – в высшей мере неслыханные), но при этом он не замыкается, не отворачивается от людей, он весел, дружелюбен и – наоборот – хочет и стремится делать добрые дела. Потому и не сидит сложа руки, пока его сверстники сражаются и гибнут. Убивать он не может, но у него есть медицинские навыки – и на поле боя он может быть не менее полезным, чем остальные. Несмотря на все препятствия, его воля оказывается железной, а вера в то, что это и есть его путь – твёрдой, как скала.

По соображениям совести

По соображениям совести

И отсюда – ещё один плюс в истории Десмонда Досса. Гибсон, не навязывая мнений, просто рассказывает интересную историю о набожном человеке, по своей воле прошедшем через ад. Рассказывает достоверно, убедительно и очень зрелищно. Если бы супергероев не существовало в природе, после фильма о Доссе такое понятие точно придумали бы.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Десмонд Досс в кино и в жизни

После выхода фильма критики чуть ли не с лупой в руках изучили биографию реального отказника совести и ее кинематографическое воплощение в поисках несовпадений и пришли к выводу: все основные факты воспроизведены очень точно, а вот в мелочах Гибсон и авторы сценария дали волю фантазии.

Исторический Досс действительно принадлежал к адвентистам седьмого дня и в соответствии с принципами своей веры категорически отказался брать оружие в руки; его действительно поначалу не поняли ни сослуживцы, ни армейское начальство; он действительно спас 75 человек, заслужив славу и Медаль Почета. И он действительно был женат на медсестре. На этом фоне мелкие отступления от истины наподобие того факта, что Досс женился еще до войны, или что его отец не был алкоголиком, блекнут.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

О чем фильм?

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем главный конфликт?

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Почему Десмонд столь бескомпромиссен?

Даже те зрители, которые всем сердцем симпатизируют Доссу, невольно досадуют, когда он демонстрирует нежелание поступиться принципами даже в мелочах. Одно дело — отказ от убийства себе подобных, другое — невыполнение команды взять в руки винтовку. В какой-то момент Десмонд даже кажется упрямым фанатиком, но дело вовсе не в фанатизме. Уделяя так много экранного времени поведению Досса в казарме, Гибсон затрагивает очень интересную тему — тему предательства, в данном случае — предательства самого себя.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем смысл образа Тома Досса?

Отец главного героя — персонаж сложный и неоднозначный. Он пьет, он размахивает пистолетом, он создает напряженную атмосферу в семье. И в в то же время Том Досс — жертва, наглядное воплощение того, что делает с душой человека бойня. Любопытно, что разочарование Досса-старшего в войне и жизни — столь же индивидуальная характеристика, сколь и черта целого поколения: о душевной опустошенности ветеранов Первой мировой писали и Ремарк, и Фицджеральд. Глядя на отца, который не может себе простить того, что он выжил, Десмонд начинает понимать бесчеловечность войны задолго до того, как оказался на Окинаве.

В чем смысл названия фильма?

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Интересные факты

Высшую военную награду США получили только три идейных отказника за всю историю страны, но только Десмонду Доссу удалось получить ее при жизни. Правда, после войны он остался калекой и не мог работать, так что его жене пришлось пойти в медсестры, чтобы прокормить семью.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Когда мы говорим о необходимости конфликта в искусстве, настоящего, а не поддельного, нужно понимать, что «настоящесть» конфликта начинается с выбора героя. Даже если вы берете канонизированного и зацелованного пропагандой героя, вам следует найти в нем что–то, напротив, что показывало бы его человеком — земным, таким же, как мы. Но Досс по определению, даже с учетом эпохи гуманизма, никогда, ни в одной культуре не будет считаться однозначным героем, в самом его существовании заложен конфликт высшего, толстовского типа, поскольку проблема насилия в принципе неразрешима. Досс против любой войны и любого насилия — даже того, которое ради спасения человечества. Но он находит компромисс между религиозными убеждениями и долгом гражданина: «Пока другие будут стрелять, я буду спасать». Это парадоксальная позиция в любом случае, и «конфликт» тут не нужно искать специально: он тут, можно сказать, на каждом шагу, он возникает сам собой. Не говоря уже о том, что сама история заставляет задуматься о столь многих вещах, что не хватит и двух часов фильма.

Гибсон сделал еще одно крупное открытие: рассказывая о войне, он снял, по сути, антивоенный фильм. Как ему это удалось? Ведь формально он строго следует канону новейшего американского военного кино, который был задан Спилбергом. Но тут впервые, кажется, мы видим на экране даже не «обе противоборствующие стороны», а саму, так сказать, смерть. Которая рассыпает щедрыми горстями пули и снаряды безо всякой логики и смысла и ежесекундно собирает свой ужасный урожай. Это вовсе не отменяет того, что военные сцены сняты со всем возможным мастерством, в реалистично–правдивой манере. Но почему–то после этих сцен понимаешь в первую очередь, как бессмысленно большинство смертей на войне. Хотя Гибсон снимает про «хороших парней, которые воюют против зла», все равно в итоге он показывает бойню. И да, после того фильма начинаешь ненавидеть войну как таковую.

Чтобы не возникло подозрений в том, что режиссер что–то там выдумал или сгустил краски, фильм завершает нарезка из воспоминаний сослуживцев Досса (он скончался в 2006 году в своем доме в Алабаме). Когда ты спрашиваешь себя, при каких обстоятельствах вообще возможен такой фильм, который выходит в мировой прокат, можно ответить только одно: для этого автору нужно быть совершенно свободным. Свободным как от диктата государства, так и от диктата продюсеров. Свободным от соображений выгоды (сама тема не слишком деньгоемкая, не правда ли?), свободным, наконец, от собственных предрассудков.

Мэл Гибсон и его борода

Десмонд Досс — герой второй мировой войны, по идеологическим причинам отказывающийся взять оружие в руки. Пойдя добровольцем в армию США, Досс, пережив нападки сослуживцев, становится санитаром на поле боя, и под огнём противника выносит из пекла 75 человек. За свой героический поступок Десмонд получает высшую награду армии США — Медаль Почёта, и навсегда входит в историю как пример несгибаемой веры и отчаянного героизма.

Десмонд Досс - армейское фото

В фильме роль Десмонда Досса исполняет Эндрю Гарфилд, и это, безусловно, ярчайшая роль молодого актёра, по праву заслужившего номинацию на премию Оскар.

Представая в начале картины блаженным и слегка тормозящим, персонаж Гарфилда проходит нехилую эволюцию, выражая целый спектр эмоций: от боли и обиды на своих сослуживцев, считавших его трусом, до отчаянного рвения спасти каждого из них.

Пожалуйста… Дай мне спасти еще одного…

Тереза Палмер — Дороти Шутт

Будущая жена Досса. Между невероятной Дороти и доходягой Десмондом царит настоящая химия, которая не раз улыбнёт зрителя на протяжении фильма.

Винс Вон — сержант Хауэлл

сержант Хауэлл

Хьюго Уивинг — Том Досс

Хьюго Уивинг (Томас Досс) в

Сэм Уортингтон — капитан Гловер

Сэм Уортингтон - капитан Гловер

Как ни странно, именно размалываясь в шестернях войны, драма расцветает нужными красками. Лиши действо всех показанных ужасов войны, и картина потеряет свой главный выразительный инструмент, ведь именно сталкивая смерть и любовь к жизни Десмонда, Гибсон демонстрирует цену Веры каждого человека в его ценности.

Вердикт

Достоинства:
+ Актёрская игра всего без исключения актёрского состава, и в особенности — Эндрю Гарфилда
+ Интеллектуальная насыщенность
+ Мастерская режиссура
+ Зрелищность
+ Музыка

Недостатки:
— Рваный темп
— Некоторая затянутость

Комментарии (1)

Президент Соединённых Штатов от имени Конгресса рад наградить Медалью Почёта , высшей военной наградой США, ДОССА , ДЭЗМОНДА Т.
Ранг и организация: Рядовой первого класса армии США, медицинский отряд, 307-я пехота 77-й пехотной дивизии.
Дата и место: район Урасоу Мура, Окинава, острова Рюкю, 29 апреля – 21 мая 1945 г.
Поступил на службу: Линчбург, Вирджиния.
Место рождения: Линчбург, Вирджиния.
Приказ по строевой части № 97, 1 ноября 1945 г.

Выписка: В качестве санитара роты принимал участие в штурме остроконечного утёса высотой в 120 метров., предпринятым первым батальоном. Когда наши войска заняли высоту, на них обрушился массированный удар артиллерийского, миномётного и пулемётного огня. 75 человек пострадало, остальные отступили. Рядовой первого класса Досс отказался искать укрытие, оставаясь на простреливаемом участке вместе с ранеными, которых по одному переносил к краю обрыва, спуская их затем на верёвке к подножию скалы и передавая в руки однополчан. 2 мая подвергся шквальному ружейному и миномётному огню. Вынося из-под него раненых в 200 метрах далее по склону того же утёса. Двумя днями позднее оказал помощь четверым раненым, пострадавшим при попытке взять укреплённую пещеру, передвигаясь под шквалом гранат в семи метрах от сил противника к пещере, где обработал раны однополчан, прежде чем. Проделав четыре раза путь под огнём, вынес их по одному и доставил в безопасное место. 5 мая, невзирая на вражеский обстрел и огонь их стрелкового оружия, без колебаний оказал помощь офицеру артиллерии. Наложив повязки, перенёс раненого в безопасное от огня место и старательно ввёл пострадавшему плазму. Находясь под обстрелом артиллерийских и миномётных снарядов. Позднее в тот день, когда один американец получил серьёзное ранение во время обстрела из пещеры, рядовой первого класса Досс прополз за ним и в восьми метрах от позиции врага также был ранен. Непрерывно находясь под вражеским огнём, оказал раненому помощь и перенёс его в безопасное место на расстоянии девяносто метров. 21 мая в ходе ночной атаки высоты, расположенной близ Сюри, оставался на обстреливаемой территории ( в то время как все остальные отошли в укрытие ), бесстрашно рискуя в надежде, что его примут за отбившегося от основных сил японца. И оказывал помощь раненным, пока сам не получил серьёзное ранение в результате разрыва гранаты. Вместо того, что бы позвать на помощь другого медика, самостоятельно перевязал свои раны и в течение пяти часов ожидал, пока до него доберутся другие санитары, что бы перенести его в укрытие. Вместе с двумя санитарами попал во вражескую танковую атаку. Заметив более тяжело раненного бойца, рядовой первого класса Досс слез с носилок и направил к нему санитаров. Ожидая следующего подхода медиков с носилками, получил ранение в правую руку. Не теряя силы духа, привязал ствол от винтовки к раненой руке для опоры и прополз триста метров по пересечённой местности до медсанчасти. Благодаря выдающейся храбрости и непоколебимой решительности перед лицом отчаянно опасных обстоятельств рядовой первого класса Досс спас жизни многих солдат. Его имя стало в 77-й пехотной дивизии символом выдающейся отваги, значительно превосходящей пределы служебного долга.

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему как я однажды помогал маме
  •   

  • My best school memories сочинение
  •   

  • Сочинение на тему ель
  •   

  • Сочинение мой город тирасполь
  •   

  • Сочинение егэ по литературе 2022 темы

Рецензия на «По соображениям совести»

17 ноября в российских кинотеатрах стартовал прокат фильма «По соображениям совести», который был на время заслонен премьерой «Фантастических тварей», но сейчас пора уделить военной драме Мела Гибсона, снятой по реальным событиям, заслуженное внимание, ведь нет сомнений, что этот фильм станет одним из главных участников Оскаровской гонки.
17 ноября в российских кинотеатрах стартовал прокат фильма «По соображениям совести», который был на время заслонен премьерой «Фантастических тварей», но сейчас пора уделить военной драме Мела Гибсона, снятой по реальным событиям, заслуженное внимание, ведь нет сомнений, что этот фильм станет одним из главных участников Оскаровской гонки.
Рецензия на «По соображениям совести» - фото 1

Мел Гибсон – один из ярких примеров хороших актеров, ставших еще более выдающимися режиссерами, наряду с Чарли Чаплином, Вуди Алленом, Клинтом Иствудом, Беном Аффлеком и Джорджем Клуни. Они не просто снимали «неплохо», как Джеки Чан (он снял 16 своих фильмов), Джон Фавро или Крис Эванс, эти актеры сумели найти и показать нечто новое в кинематографе, встав по другую сторону камеры.

Гибсон снял, по сути, пять больших фильмов (ранний телефильм и сериал в расчет не берем), и если его дебютный «Человек без лица» может быть не знаком многим, то о «Храбром сердце», «Страстях Христовых» и «Апокалипто» знают почти все.

Гибсон снимает мощно, жестко и старомодно, он умеет показывать насилие так, что о нем задумываешься, иногда пересматривая свою позицию относительно поднятых тем.

В общем, он умеет достучаться до зрителя – пусть зачастую крайне грубыми и прямолинейными методами. Причина такого скромного списка не только в тщательном отборе проектов и проработке материала. Голливуд охладел к Гибсону из-за скандалов, в которых он был замешан. Такое происходит не в первый раз – Тома Круза в какой-то момент тоже перестали жаловать, но ему удалось вернуться в фавор благодаря самоироничной роли в «Солдатах неудачи», кокаинщику Дауни младшему понадобился «Железный человек», чтобы заставить снова воспринимать себя всерьез.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 2

Гибсон же попал не под один скандал: его дважды арестовывали за вождение в нетрезвом состоянии, уличили в открытой гомофобии, затем были антесемитские высказывания, но добила его карьеру судебная тяжба с Оксаной Григорьевой, российско-американской пианисткой и певицей. В 2010 она обвинила его в домашнем насилии, суд запретил Гибсону приближаться к ней и их дочери, Лусии. Мел сказал Оксане, что если ее изнасилует толпа негров, то она сама будет в этом виновата – запись этого высказывания стала общедоступной, что переломило хребет верблюда. Ненависть к евреям, чернокожим, геям и избивание женщин – это стерпеть Голливуд уже не смог, поэтому Гибсон потерял все контракты на съемки.

И вот теперь, спустя 10 лет после его предыдущего фильма, «Апокалипто», которые он провел, изредка снимаясь во всяком треше, Гибсон получает еще один шанс. Очевидно, что он был готов выжать из него максимум, так как прямая наводка на «Оскар» видна за километр. Фильмы про Вторую мировую, основанные на реальных событиях, набитые знаменитыми актерами и драматическими сценами, воспевающими героизм американских солдат, традиционные ценности типа семьи, долга и мужской дружбы – с этим промахнуться нельзя.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 3

«По соображениям совести» (оригинальное название – Hacksaw Ridge, Хребет Хэксо, то есть «ножовка») рассказывает о судьбе Дезмонда Досса, первого идейного уклониста армии США, получившего Медаль Почета (всего таких было трое, кстати), высшую военную награду (и да, это та самая Medal of Honor). Во время битвы за Окинаву Досс единолично вытащил с поля боя 75 человек и спустил их вниз с занятой японцами высоты. Это не суммарно за все бои, это за один раз (за 12 часов), общее количество спасенных им жизней куда больше.

Досс отказывался прикасаться к оружию прежде всего по религиозным соображениям – заповедь «Не убий» была для него закрыта для интерпретаций (большинство христиан считали, что для Гитлера и его солдат Господь позволит сделать исключение), но даже на компромисс в виде стрельбы по мишеням или просто взятия винтовки в руки (что сильно облегчило бы ему жизнь в армии), он пойти не согласился.

В детстве он видел, как отец чуть не пристрелил шурина (брата матери Дезмонда), Досс отобрал пистолет у отца и в этот момент поклялся никогда больше не прикасаться к оружию. В фильме отец угрожал пистолетом собственно жене, а не ее брату, но об отличиях сценария от реальности мы поговорим подробнее в конце. Так или иначе, Дезмонд считал, что компромиссы недопустимы, так как за одним отходом от принципов следует еще один и еще, пока от принципов ничего не остается. Этот подход определил всю его судьбу.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 4

Легкие спойлеры, которые нам открывают еще в трейлере

В армии, что нам и показывают еще в трейлере, все считали его трусом и тряпкой, относились как к дерьму, унижали и издевались – как однополчане, так и сержанты с офицерами. Они видели в его отказе лишь слабость, трусость или блажь, которая могла стоить жизни им самим на поле боя, ведь Дезмонд не смог бы их прикрыть в критический момент. Командование специально запихнуло его в стрелковую роту, а не в медицинский отряд, в надежде, что давление сослуживцев и угрозы сержанта его сломают. Но хрен там.

Досс остался верен принципам, попал под трибунал, где его таки признали (и то, только благодаря вмешательству со стороны) достойным чести отправиться в адскую мясорубку наравне со всеми – как санитару, без личного оружия.

Конец спойлеров

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 5

У Гибсона получился хороший военный фильм. Но великого не вышло. Если вам нужно великое, то «Спасти рядового Райана», «Братья по оружию» и «Флаги наших отцов» остаются более правильным выбором. Проблема у фильма одна, но очень существенная – он прямолинеен и безыскусен как советская агитка.

Если в «Страстях Христовых» и «Апокалипто» Гибсон безжалостно молотил жестокостью по чувствам зрителя, то здесь он молотит всем подряд – патриотизмом, романтикой, семейной драмой, а вот жестокость и хаотичность войны по иронии становятся самым тонким инструментом в его наборе.

Только баталии, со всей их внезапными смертями с первых же секунд боя, с вывалившимися кишками и оторванными ногами, выглядят как нечто многослойное, сложное и предлагающее задуматься.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 6

Остальные сцены – будь то знакомство Досса с девушкой или его разговоры с отцом, тренировка в армии или детские забавы с братом – выглядят плоскими и примитивными, неспособными нести ничего кроме голого месседжа. Умиляйтесь! Сопереживайте! Ненавидьте! Ужасайтесь.

Это хреновая сценаристика, когда ты не способен спрятать цель сцены в ее деталях, когда она лезет на зрителя или читателя и бьет его по лбу своей очевидностью, торчит бобылем посреди поля абсолютного контекстного нифига. Досс с невестой лазают по скалам:

– Помоги мне забраться.

– Помогу, но не бесплатно.

– Что же ты попросишь?

– Поцелуй.

Вы серьезно? Это ваша романтическая сцена, в которой нет никакого фона, никаких дополнительных линий, это дефолтная заготовка под уруру-момент, снятая с конвейера – она могла зайти в любом другом фильме, для любых других влюбленных. Сравните хоть с диалогом из «Вечного сияния чистого разума» (первое, что пришло на ум), когда герои только встречаются:

– Имя у вас волшебное.

– Знаете что, Джоэл? Волшебство уходит.

– Знаю.

– И что мы будем делать?

– Наслаждаться моментом.

Ничего сложного, но есть уже намек на двойственность влюбленности, ее зависимость от волшебства, обеспеченного фенилэтиламином на первые 2-3 месяца, и трагичность, и принятие, и, пусть и с горчинкой, но все еще сладостное наслаждение жизнью, каким оно бывает только пока влюблен. Хотя что мудрствовать, романтические сцены того же Гарфилда и Эммы Стоун в «Новом Человеке-пауке» и то были написаны лучше и смотрелись живее. Здесь умиляться нечему. Все деревянное, банальное, неживое. Моя любить тебя долго-долго.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 7

Никаких умных и запоминающихся диалогов здесь нет вообще, дело не только в любовной линии, есть монологи сержанта в духе «Цельнометаллической оболочки» – действительно уморительные и пугающие одновременно, они вышли отлично, но в общем проработка многослойности и фактуры сцен никакая. Все на виду, все – на одну цель, никакой двусмысленности, никакого пространства для интерпретации.

Отец алкаш, сломленный Первой мировой – бьет мать, ходит на кладбище говорить с погибшими товарищами. Дезмонд идеальный парень, харизматичный как Иисус, безгрешный и очаровательный, девушку находит – ангела, медсестру и христианку, женятся тут же как настоящие праведники. Записался на фронт, как и брат, не смог отсиживаться в тылу, пока другие его зачищают. Солдафоны тупые консерваторы, не поняли светлых позывов. Были посрамлены героизмом, уважали как святого, отказывались идти без него в бой.

Все это было на самом деле, все это действительно пример бескорыстного героизма, жизни выдающегося человека с настолько сильными принципами, что нам, диванной хипстоте, сложно даже понять его, представить, что такое возможно. Так почему фильм не пробивает?

Как может история такого масштаба не потрясать на всю жизнь? Дело в том, что история-то потрясает, а вот фильм так и не становится больше этой реальной истории, собственного исходника, он чахнет в тени своего прототипа.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 8

Уивинг

Итого – это хороший фильм, на который стоит сходить. Только ждать от него «Спасения рядового Райана» не стоит. Пожалуй, он лучше других «нешедевров» о Второй мировой – той же недавней «Ярости», и уж точно серьезнее и эмоциональнее того пустого шлака, что мы смотрим обычно, где бездумный экшен и те же шаблоны от раза к разу.

Актеры отыграли потрясающе. Гарфилд всегда показывал великолепную игру, он умеет создавать образы, которым невозможно не верить или не сочувствовать. Винс Вон показал довольно интересного сержанта, не превратившись в комедийного персонажа, несмотря на то, что именно его герой отпускает все шутки фильма. Вон еще в «Настоящем детективе» доказал, что воспринимать его чисто как комика – глупо. Хьюго Уивинг снова великолепен, пусть его герой и кажется мне упрощенным донельзя. Сэм Уортингтон тоже не выглядит здесь неуместным, у него вышел приятный капитан.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 9
Рецензия на «По соображениям совести» - фото 10

Вон

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 11

Уортингтон

Когда фильм добирается, наконец, до батальных сцен, разочарованных, думаю, не будет. С одной стороны, они эстетически идеальны, напоминая экранизацию трейлера какой-нибудь Battlefield 1, с другой – они как-раз неоднозначны и не скатываются к шаблонам. Здесь есть и непредсказуемость, и ужасающая откровенность, и главное – тут есть связность. Каждая битва имеет свой четкий сюжет, ты понимаешь, что происходит, куда и зачем бегут персонажи, понимаешь их эмоции и мысли. Вот такого мы давно не видели в кино – экшен, который представляет собой не просто шоу-рил студии спецэффектов.

Короче, красиво, сюжетно, многогранно – если брать чисто батальные сцены, то вот тут Гибсон все же дотянул до Спилберга, а это сделать было очень непросто. Да, ради этих сцен (а они составляют немалую часть фильма) стоит смотреть «По соображениям совести». И похоже, чисто ради них он и снимался, учитывая, как однобоко обставлены все остальные события.

Если вас не отпугнуло все, что я написал, сходите в кино.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 12

Историческая достоверность

Эта бонусная часть – только для тех, кто уже посмотрел фильм, или вообще не боится спойлеров. В принципе, причин их бояться в данном случае я не вижу, тут нет каких-то твистов, все ясно заранее, но решать вам.

Самое удивительное, что самые невероятные детали фильма – абсолютно правдивы. Менее значимые факты, впрочем, не стеснялись менять.

Драку отца Дезмонда с шурином заменили на драку с матерью, а вот алкашом, впрочем, отец не был – его проблемы с выпивкой в фильме преувеличили, нагоняя драму. И я не могу сказать, что считаю эти изменения оправданными. Мне это кажется довольно вульгарным подходом, если честно. Округление до оперетты. Живых людей в героях из-за этих «обработок напильником» стало различить очень сложно. Они стали ярлыками.

Плакат с заповедями в рамке с картинкой, изображающей убийство Авеля его братом, и впрямь висел у них дома, он действительно произвел на молодого Дезмонда огромное впечатление.

Дезмонд и впрямь помогал жертвам несчастного случая, но не оказавшись поблизости, а услышав о них по радио – прошел пять километров до больницы, сдал кровь, пошел пешком обратно. С невестой своей, впрочем, он познакомился не при сдаче крови, а в церкви. Да и медсестрой она стала позже, после войны, когда Дезмонд уже вернулся домой и не мог работать, ей пришлось кормить семью. Свадьбу их никто под угрозу не ставил, они поженились еще до его ухода в армию, тут снова решили поднакачать напряжения.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 13

Труман вручает Медаль Почета реальному Доссу

Работать он не мог, так как остался без легкого, пяти ребер и слуха. Все из-за туберклеза, который он подхватил в Филиппинах и антибиотиков, которыми его лечили в армии (от передоза он и оглох). Жена болела раком груди, но умерла от ран, полученных в автокатастрофе – он был за рулем, вез ее в больницу. Если бы он так не пострадал за других на войне, и сам бы сохранил здоровье и, может быть, смог бы не допустить аварии. Всей этой горькой правды в фильме уже нет, несмотря на то, что Гибсон вроде собирался обратить внимание на тяжести жизни ветеранов. Но для этого он показал отца Дезмонда сломленным алкашом, которым тот не был, причем округляя его до персонажа одной ноты, окей.

Окинава не была первым местом, где воевали Дезмонд и его товарищи (как это показано в фильме). Он начинал с освобождения Филиппин и Гуамской операции, только потом они штурмовали Окинаву.

Обрыв был, сетка была, библию действительно потерял и ее действительно бросились искать под огнем его товарищи. Ружье японца и впрямь дало осечку, когда ему выпал шанс пристрелить Дезмонда – и да, им давали премии за отстрел медиков. Лечить вражеских солдат Дезмонд не рискнул в реальности, порывался, но товарищи обещали его пристрелить за это, поэтому тут верно по духу, но неверно по фактам.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 14

Слева –архивное фото, справа – кадр из фильма. Сетку в реальности эту тоже лазил вешать Досс, в фильме решили и это убрать, возможно, чтобы не смотрелось надуманно и «героецентрично».

75 человек – подозрительно ровная цифра, но точной никто не знает. Скромняга Дезмонд назвал 50, его командир намеревался приписать ему сотню, сошлись посередине. Но он реально ночью ползал по полю и таскал к обрыву раненых, сам спускал на веревке. Обрыв, правда, в реальности был не такой высокий, но это не умаляет заслуг. Гранату он отбил, действительно, и получил серьезные ранения. Снайпер по ним стрелял, и шанс спасти себе и товарищам жизнь, поступившись принципами – использовав оружие – Доссу выпадал.

Японцы приближались к их лагерю, Дезмонд смотрел на гранаты рядом с собой, понимая, что если сейчас не попытается подорвать врага, им, скорее всего, конец. Он позже называл это величайшим соблазном в своей жизни. Но он не дрогнул, запрет на убийство в его голове не ослаб, он не тронул оружие, опасность прошла стороной. Если честно, я думал Гибсон захочет сделать этот момент с муками выбора более отчетливым, ключевым во многом, но он не стал.

Досс и правда молил Господа, чтобы тот дал ему спасти еще одного, потом еще одного и так далее, а финальный штурм действительно отложили, потому что он попросил время помолиться (была суббота), и эту задержку утвердили по цепочке командования. Досс был единственным оставшимся в живых медиком и без него идти в бой не хотели.

Рецензия на «По соображениям совести» - фото 15
Рецензия на «По соображениям совести» - фото 16

Если вам интересно еще подробнее сравнить фильм и реальность, то вот статья-источник на «история против Голливуда»

А вот еще сцена: после того как Десмонд отбил гранату и получил 17 осколков шрапнели в ноги, он 5 часов дожидается помощи. Его тащат на носилках сквозь танковое наступление. Пока его несли, Десмонд увидел тяжело раненого солдата на земле. Он скатывается со своих носилок, ползет к раненому, оказывает ему помощь и заставляет товарищей забрать раненого вместо него. Сам валяется и ждет, пока они вернутся – и тут его замечает снайпер. Пуля разносит ему левую руку, он решает, что надо валить, делает шину из приклада винтовки и ползет три сотни метров под огнем, доползает до лагеря, выживает.

А теперь главная шутка – это не сцена из фильма, это реальная кульминация истории Дезмонда, но в фильме ее нет. Знаете, почему? Гибсон посчитал, что на этом терпение зрителя лопнет и он заорет «Не верю», короче, все посчитают, что это уже точно пафосная фантазия. Ирония…

По соображениям совести

Молодой провинциальный рабочий Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) исповедует адвентизм седьмого дня и отвергает насилие. Его вера запрещает ему даже прикасаться к оружию. Но в разгар Второй мировой войны Десмонд решает, что не может отсиживаться в тылу, пока другие юноши из его города воюют. Поэтому он добровольно записывается в армию, и ему обещают, что он станет полевым санитаром, которому не нужно носить оружие. Однако командиры парня настаивают, что каждый солдат должен научиться стрелять, даже если его военная работа – спасать раненых, а не убивать японцев. Десмонду многое приходится перенести, пока его не посылают на Окинаву, где ему предоставляется случай показать, чего он стоит на поле боя.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Чем дольше существует Голливуд, тем менее он склонен делать главными положительными героями пылко верующих христиан с Библией у сердца и молитвой на устах. Голливудцы знают, что такие персонажи раздражают многих людей как в Америке, так и в мире, и потому стараются не потерять публику еще до того, как она распробовала кино на вкус. Но так как ревностные христиане существуют и им хочется смотреть про себя фильмы, то в Америке сложился почти что параллельный фундаменталистский кинематограф, где есть свои герои, свои хиты, свои любимые сюжеты.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Мелу Гибсону предложили снять «По соображениям совести» вскоре после выхода «Страстей Христовых». Он дважды отказывался от проекта, прежде чем решился им заняться

В 2004 году героем христианского кино стал Мел Гибсон. Его библейская драма «Страсти Христовы» была ориентирована на фундаменталистскую аудиторию, и Гибсон подключил к рекламе ленты влиятельных пастырей и крупные церковные общины. В результате картина собрала более 600 миллионов долларов, что сделало «Страсти» самым прибыльным фильмом не на английском языке (напомним, что лента была снята на аутентичных наречиях библейского времени).

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Несмотря на этот колоссальный успех, Гибсон тогда не стал его развивать. В этом году, однако, он вновь выпустил если не фундаменталистский, то явно христианский фильм, в первую очередь рассчитанный на церковную аудиторию.

Конечно, «По соображениям совести» – история героя войны, а не библейского персонажа или знаменитого священника. Однако несгибаемая вера Десмонда Досса (реального человека, награжденного высшей военной наградой США) имеет колоссальное значение для повествования. Сперва скромный, но решительный юноша отстаивает свое право служить родине, не беря в руки винтовку, и никакие издевательства сослуживцев и командиров не могут его сломить. Хотя его одолевают сомнения и искушения, герой стоит на своем.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Когда же Десмонд оказывается на поле боя, молитва поддерживает его во время поразительного подвига, который мы не будем в деталях описывать, чтобы не испортить сюрприз. Досс не проповедует свою веру и даже молится часто про себя, но его поступки говорят громче слов. И суть его подвига в спасении жизней, а не в обычном на войне геройском убийстве. Можно соглашаться или не соглашаться с философией Десмонда – кстати, картина предлагает убедительные и здравые аргументы в пользу того, почему полевой санитар должен уметь стрелять, – но невозможно отрицать духовную силу и невероятное мужество парня, человечно и обаятельно сыгранного Эндрю Гарфилдом, бывшим Человеком-пауком.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Картина полностью снята в родной для Мела Гибсона Австралии. Боевые сцены снимались в окрестностях Сиднея

Первая часть картины стандартна для такого рода лент, и пробежки под крики сержанта из учебки, ночные побои, чистка сортиров и прочие прелести подготовки к войне не особенно захватывают. Равно как и шаблонные картины из личной жизни парня (у героя есть милая девушка и отец-алкоголик). А вот когда Десмонд и его рота оказываются на Окинаве и начинают штурмовать неприступный горный кряж, зрители понимают, почему «По соображением совести» удостоился на Западе высоких оценок.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Помните знаменитую сцену высадки в Нормандии в «Спасти рядового Райана», которая столь сильна, что подминает под себя все последующее повествование? Мел Гибсон снял еще более страшную и беспощадную войну – настоящую мясорубку, в которой американцы и японцы перемалывают друг друга пулями, гранатами, огнеметами, штыками, ножами и даже голыми руками. Они сражаются за безжизненную гору, но она имеет стратегическое значение, и этого достаточно, чтобы изо дня в день буквально заваливать друг друга трупами. «Война – это ад» – немного найдется картин, которые так доходчиво и кроваво доносят до зрителей эту мысль.

Казалось бы, такие бои должны выжигать из людей все человеческое, превращать их души в дымящиеся остовы вроде того, который курится в голове Досса-старшего, потерявшего во время Первой мировой войны лучших друзей и так и не смирившегося с утратой. Но Десмонд остается человеком, и в этом его главное, самое невероятное достижение. Так же как главное достижение Гибсона как режиссера в том, сколь мастерски он сопоставляет кошмар войны с ее пафосом, безумие с благородством, жестокость с душевностью и нотками юмора, внутренние переживания с внешними испытаниями. «По соображениям совести» не революционизирует военный байопик, но он наполняет мощным содержимым знакомые жанровые формы. И он напоминает, что великие герои воевали не только в Красной армии. Хотя, конечно, у нас их было больше, и они, как правило, защищали свою землю, а не штурмовали чужую.

С 17 ноября в кино.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Представляем вашему вниманию работу на тему: «Особенности речи и личность главного героя в фильме “По соображениям совести (Hacksaw Ridge)”.

Цель работы: рассказать о такой исторической личности, как Десмонд Досс, описать особенности речи, используемые автором в фильме.

Настоящая история Десмонда Досса, медика и пацифиста, который прошел всю войну, не взяв в руки боевое оружие, была полна подвигов и приключений. Этот хлипкий юноша со смешной улыбкой сначала переборол систему собственной армии, а затем завоевал высшую награду, спасая раненых товарищей из –под пулеметного огня, не сделав ни единого выстрела и не имея при себе вообще никакого оружия.

«По соображениям совести» – военная мелодрама, снятая по реальным событиям. Героем фильма является молодой американец Десмонд Досс, отличавшийся добрым характером, отзывчивостью, находчивостью и высокой религиозностью.

Фильм начинается с 40-й главы Книги пророка Исаии: Have you not heard? The Lord is the everlasting God, the Creator of the ends of the Earth. He will not grow tired or weary, and His understanding no one can fathom. He gives strength to the weary and increases the power of the weak. Even youths grow tired and weary, and young men stumble and fall. But those who hope in the Lord will renew their strength. They will soar on wings like eagles. They will run and not grow weary. They will walk and not be faint.”

«Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его непостижим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают. А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся».

Тем самым авторы фильма озвучивают главный смысл фильма и постепенно раскрывают его: «Вера в бога, в правоту своего дела, своих жизненных принципов помогает преодолевать любые трудности».

Молодой Дезмонд Досс записывается добровольцем в армию США. Он отличается от образа обычного солдата. Он отказывается брать в руки оружие, даже на учениях. И, на наш взгляд, причиной этого является не только его религиозное воспитание, но и собственные принципы. На него серьезно повлияла история отца, а точнее то, какую агрессию он мог проявить по отношению даже к своим близким. Дэзмонд не хотел допустить и мысли, чтобы он когда – нибудь таким стал. А потому сознательно отказался от оружия, сосредоточившись на спасении жизней.

Конечно же, пойти против общества – значит, бросить вызов всем окружающим. Только для этого нужно обладать сильной волей и верой, а уж вынести это испытание способны единицы. Ведь ты, по мнению общества, идешь против своих сослуживцев, против командования, чуть ли не против государственных устоев.

И Десмонд Досс доказывает это каждый раз в разговоре с героями фильма, своей возлюбленной  Дороти Шутт: – «I dont know how Im going to live with myself if I dont stay true to what I believe», прокурором – «I need to serve. I got the energy and the passion to serve as a medic, right in the middle with the other guys. No less danger, just…while everybody else is taking life, I’m going to be saving it.With the world so set on tearing itself apart, it doesn’t seem like such a bad thing to me to wanna put a little bit of it back together».

В Битве, за Окинаву Дезмонд проявил все свои качества и сильные стороны максимально. Мужество, вера, благородство, сострадание, самопожертвование. Он не испугался, помогал раненым, вытаскивая их из – под пуль. В момент, когда командование отдало приказ уходить, отступать, на поле боя осталось множество раненых. И Дезмонд остался, не смог уйти: « Чего ты хочешь от меня, я не в силах понять, я тебя не слышу?». Вся боль происходящего на поле боя в этих словах. И он услышал. Смог понять знак, ответ на свой вопрос.

Фильм «По соображениям совести» учит нас тому, что не стоит судить человека по его убеждениям, ведь убеждения его и есть сам человек – эта философия невидимой нитью сопровождает всё повествование, тем самым напоминая, что если ты веришь во что-то, то будь верен до конца, ибо твоя вера единственно правильная в мире.

В завершении хочется добавить, что всем военнослужащим Российской Федерации необходимо развивать в себе такие же важные качества личности, которыми обладал Десмонд Досс, а именно целеустремленность, верность своим убеждениям, идеалам и принципам, доброта и взаимовыручка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • По совершенно бессонной москве не потушивший егэ
  • По смерти же того царя учинился царем племени царского по роду романовых егэ по истории
  • По смерти же того царя учинился царем племени царского егэ ответы
  • По словам советника президента российской федерации ответственного секретаря организационного егэ
  • По словам крамского несмотря на то что у многих егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии