16117. Прочтите отрывок из книги, написанной российским государственным служащим
«…По смерти же того царя учинился царём, племени царского по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Руси самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичу такое: понеже роду их Романовых за царём Иваном Васильевичем была Анастасия Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романович, и от того её брата родились два сына, Фёдор да Иван, и от Фёдора родился Михайло Фёдорович, которой был царём… И была при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Фёдоровиче война с поляками великая… Царь и великий князь Михаил Фёдорович от кроворазлития христианского успокоившись, правил государством своим тихо и благополучно. Отец же его Фёдор, во иноческом чину Филарет, при его царстве был в Московском государстве патриархом. Были же у того царя два сына: царевич Алексей Михайлович, он тих был, как и отец; второй же, Димитрий, с младенческих лет был жесток, уродился нравом в прадеда своего первого московского царя. Люди же, роду великого и среднего, которые близки были к царю и к царевичам, мыслили о нём, что раз ещё в младых летах зла творит много, а после смерти отца своего ещё больше зла творить начнёт, усмотривше времени час, упоили его отравами; и от того скончался он…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Все цари, упомянутые в данном отрывке, правили в XVII в.2. По мнению автора, первый московский царь был жестоким.3. Анастасия Романова, упомянутая в отрывке, пережила своего мужа.4. Упомянутый в тексте Филарет был пострижен в монахи в правление Василия Шуйского.5. Автор пишет, что один из детей царя был отравлен.6. В период правления царя, упомянутого в тексте, Россия участвовала в Смоленской войне.
Вариант 8
Ответами к заданиям 1—11 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
й клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
Часть 1
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События |
Годы |
A) принятие первой Конституции СССР |
1) 972 г. |
Б) Ледовое побоище |
2) 1242 г |
B) начало открытой интервенции Речи Посполитой в Россию |
3) 1609 г |
Г) сражение под Аустерлицем |
4) 1805 г |
5) 1924 г |
|
6) 1936 г |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) раскол организации «Земля и воля» на «Народную волю» и «Черный передел»
2) Чесменское сражение
3) захват Константинополя крестоносцами
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) |
Факты |
А) Отечественная война 1812 г. |
1) заключение Рижского мира |
Б) Смоленская война |
2) штурм перевала Сен-Готард |
В) Советско-финляндская («зимняя») война |
3) заключение Поляиовского мира |
Г) походы князя Святослава Игоревича |
4) штурм «линии Маннергейма» |
5) осада Доростола |
|
6) сражение под Малоярославцем |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект |
Событие (явление, процесс) |
Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
…………………(А) |
Взятие монгольским войском в ходе Батыева нашествия |
1230-е гг. |
………………….(Б) |
Разгром города опричным войском |
………………….(В) |
Киев |
…………………..(Г) |
…………………..(Д) |
Кишинёв |
…………………….(Е) |
1810-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Тобольск
2) Рязань
3) формирование Второго народного (земского) ополчения
4) 1560 е гг.
5) Новгород
6) закрепление города за Россией по «Вечному миру» с Речью Посполитой
7) 1610-е гг.
присоединение города к России в результате русско-турецкой войны
9) 1680-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События |
Участники |
A) разгром печенегов под Киевом |
1) Лжедмитрий II |
Б) создание Организации Варшавского договора |
2) П. С. Салтыков |
B) сражение при Кунерсдорфе |
3) М.Н. Тухачевский |
Г) создание «Тушинского лагеря» |
4) И. С. Конев |
5) Владимир Мономах |
|
6) Ярослав Мудрый |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
6. Прочтите отрывок из книги, написанной российским государственным: служащим.
«…По смерти же того царя учинился царём, племени царского по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Руси самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичу такое: понеже роду их Романовых за царём Иваном Васильевичем была Анастасия Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романович, и от того её брата родились два сына. Фёдор да Иван, и от Фёдора родился Михайло Фёдорович, которой был царём… И была при царе Василии Ивановиче и при царе Михаиле Фёдоровиче война с поляками великая… Царь и великий князь Михаил Фёдорович от кроворазлития христианского успокоившись, правил государством своим тихо и благополучно. Отец же его Фёдор, во иноческом чину Филарет, при его царстве был в Московском государстве патриархом. Были же у того царя два сына: царевич Алексей Михайлович, он тих был, как и отец; второй же, Димитрий, с младенческих лет был жесток, уродился нравом в прадеда своего первого московского царя. Люди же, роду великого и среднего, которые близки были к царю и к царевичам, мыслили о нём, что раз ещё в младых летах зла творит много, а после смерти отца своего ещё больше зла творить начнёт, усмотривше времени час, упоили его отравами; и от того скончался он…».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В период правления царя, упомянутого в тексте, Россия участвовала в Смоленской войне.
2) Упомянутый в тексте Филарет был пострижен в монахи в правление Василия Шуйского.
3) Автор пишет, что один из детей царя был отравлен.
4) Анастасия Романова, упомянутая в отрывке, пережила своего мужа.
5) По мнению автора, первый московский царь был жестоким.
6) Все цари, упомянутые в данном отрывке, правили в XVII в.
Ответ
7. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры |
Характеристики |
A) «Философические письма» |
1) Журнал, где было напечатано данное произведение, был закрыт, автор произведения был объявлен сумасшедшим. |
Б) Архангельский собор Московского Кремля |
2) Данный памятник культуры был создан в XVI п. |
В) «Слово о полку Игорев е» |
3) Данный памятник культуры посвящён событиям XII в. |
Г) роман «Мастер и Маргарита» |
4) Автор — М. А. Шолохов. |
5) Автор — М. А. Булгаков. |
|
6) Данный памятник культуры был создан в XIV в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
8. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Исторический деятель, изображённый
на данной марке, погиб в тысяча девятьсот ___________________ году». Ответ
запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задания 9 — 12.
9. Назовите монарха, правившего в России в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ
10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ
11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Миних имел приказ «дотла разорить гнездо разбойников», и он это сделал. Были взяты, разграблены и сожжены Гезлёв, Кинбурн, столица ханства
______. находившийся недалеко от Балаклавы, и город Султан-сарай.
Но вскоре армия, так и не разгромив постоянно ускользавшие основные силы крымского хана, повернула назад: Миних опасался быть запертым на полуострове возвращавшимся из иранских провинций крымским войском. Для спешного отхода имелись и другие резоны — в условиях нестерпимой жары, нехватки питьевой воды, плохой пищи, антисанитарии тысячи и тысячи солдат гибли от болезней, пала значительная часть лошадей. Причиной массовых смертей была и пруссаческая жестокость Миниха, в самое пекло изнурявшего солдат маршами. В результате была потеряна почти половина армии»
Ответ
12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначена Керчь.
2) Государство, территория которого обозначена на схеме римской цифрой «II», прекратило своё существование в XIX в.
3) Римской цифрой «I» на схеме обозначена территория Австрии.
4) Цифрой «3» на схеме обозначен Смоленск.
5) Римской цифрой «III» на схеме обозначена территория Речи Посполитой.
6) Война, события которой обозначены на схеме, закончилась подписанием Белградского мира.
Ответ
Часть 2.
Для записи ответов на задания этой части (12 — 19) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (12, 13 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из очерка, написанного современником событий
«… Полвека тому назад огромная масса русского населения состояла на положении домашних животных. И вдруг по всей России загудел благовест освобождения. Крепостное право, именовавшееся „правом» только по какому-то логическому недоразумению, сразу и бесповоротно пало. Одним росчерком того знаменитого пера, которое хранится теперь в Москве, в Историческом музее, была порвана многовековая цепь, и свыше двадцати одного миллиона людей восстали из праха. Это было настоящее воскресение из мёртвых, и недаром в знаменательный день знакомые и незнакомые приветствовали друг друга пасхальным лобзанием: „Воистину воскресе».
Сравнение освобождения крестьян с воскресением глубоко знаменательно. В освобождении крепостных — в этом, казалось бы, естественном акте высшей государственной воли — чувствуется и видится элемент чудесного. Если подробнее ознакомиться с историей крестьянского освобождения, то оно представляется каким-то чудом, чем-то таким, что явилось, как чудо, наперекор условиям нормального физического обихода. Крепостничество так глубоко укоренилось в России, что даже такой всемогущий вершитель судеб России, каким был император Николай I, со всею его железною волею и при всём его несомненном отвращении к крепостному праву, не мог ничего поделать с этим злом… Когда император вступил на престол, ничто не указывало на близость и даже хотя бы на отдалённую возможность падения крепостного права. Мало того, когда он уже положил начало великой реформе, дело её осуществления в значительной степени попало в руки противников реформы. И даже Манифест о великом дне свободы был подписан лицом, явно не сочувствовавшим освобождению крестьян. И, тем не менее, несмотря на силу крепостников, несмотря на не сочувствие и подкопы многих и многих прикосновенных к делу реформы лиц, эта реформа была осуществлена. И притом в значительной степени трудами её врага, графа Панина. Разве это не чудо? Не простыми руками, не простою волей было совершено это дело, и невольно образ Царя — Освободителя представляется в виде ангела, сошедшего в тьму могилы, чтобы отвалить от неё гробовой камень…»
13. Назовите российского императора, в правление которого был написан этот очерк. Назовите российского императора, имя которого пропущено в отрывке. Назовите год, когда произошло историческое событие, которому посвящён отрывок.
14. Почему, по мнению автора, событие, которому посвящен отрывок, «представляется каким-то чудом, чем-то таким, что явилось, как чудо, наперекор условиям нормального физического обихода»? Используя текст, приведите три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
15. Какая годовщина со дня смерти И. В. Сталина пришлась на день, к которому относится данный листок календаря. Используя изображение, приводите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период руководства Советским государством исторического деятеля, изображённого на данном листке календаря? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где находится этот памятник архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
Фрагменты источников |
|
А) |
«8-я гвардейская армия В. И. Чуйкова не смогла взять Зееловских высот. Повторная артиллерийская подготовка и бомбардировка Высот результата также не дала. Не было успеха и правее нас — на участке 3-й и 5-й ударных армий. Во второй половине дня 16 апреля приказом командующего фронта была введена в сражение Первая гвардейская танковая армия. Беспримерный случай — танковая армия взрывала оборону противника. Зееловские высоты были круты и недоступны для танков. С севера на юг их перерезала железная дорога, которая проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами». |
Б) |
«Когда был очищен первый этаж, стрелки помогли артиллеристам перетащить пушку на второй. Направив дуло через окно на рейхстаг, командир взвода воскликнул: „По вражескому осиному гнезду — огонь!» Меткими выстрелами Шмонин уничтожил зенитную пушку и крупнокалиберный пулемет противника и стал наводить орудие на новую цель. В этот момент вражеский артиллерийский снаряд ударил в угол «дома Гиммлера». Степа рухнула. Под её обломками погиб младший лейтенант Михаил Шмонин. За его смерть отомстил врагу находившийся рядом младший лейтенант Г. Черниченко. С первого выстрела он уничтожил орудие противника». |
Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Назовите командующего 1-м Украинским фронтом в ходе этой битвы. В чем, согласно одному из отрывков, состояла особенность железой дороги, проходившей через высоты?
18. Укажите три любых последствия убийства древлянами князя Игоря Старого.
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в итогах Первого и Второго Всероссийских съездов Советов, прошедших в 1917 г., по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
21. В первой половине XVIII в. Россия и страны Европы участвовали в войнах, которые во многом изменили геополитическую ситуацию в мире. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в результате войн первой половины XVIII в. и Россия, и Англия получили новые возможности для экономического развития: один аргумент для России и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России:
Аргумент для Англии:
Вариант 8
Номер |
Ответ |
1 |
5234 |
2 |
321 |
3 |
6345 |
4 |
254698 |
5 |
6421 |
6 |
135 |
7 |
1235 |
8 |
сорокпервом |
9 |
Анна Иоанновна |
10 |
Азов |
11 |
Бахчисарай |
12 |
56 |
13. 1) император, в правление которого был написан очерк — Николай II;
2) император, имя которого пропущено в отрывке — Александр II;
3) год — 1861.
14. 1) крепостничество так глубоко укоренилось и России, что даже такой всемогущий вершитель судеб России, каким был император Николай I, со всею его железною волею и при всём его несомненном отвращении к крепостному праву, не мог ничего поделать с этим злом;
2) когда Александр II вступил на престол, ничто не указывало на близость и даже хотя бы на отдалённую возможность падения крепостного права;
3) когда Александр II уже положил начало великой реформе, дело её осуществления и значительной степени попало в руки противников реформы;
4) даже Манифест о великом дне свободы был написан лицом» явно не сочувствовавшим освобождению крестьян;
5) реформа осуществлена в значительной степени грудами её врага, графа Панина.
15. 1) годовщина — шестая;
2) обоснование, например: на листе календаря вверху указано, что календарь относится к сорок второму году Великой Октябрьской социалистической революции. 1917 + 42 = 1959. И. Б. Сталин умер в 1953 г. 1959-1953 = 6.
16. 1) — 4: 2) город — Москва.
1) 1811, Казанский собор, С- Петербург, Воронихин.
2) Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта — архитектор Доминико Трезини из Швейцарии. Возведён в 1712-1733 годах. Усыпальница династии Романовых с 1725 года.
3) Спасская башня — проездная башня Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. Построена в 1491 году архитектором Пьетро Солари
4) МГУ, 1953.
17. 1) битва — битва за Берлин;
2) командующий — И. С. Конев;
3) ответ на вопрос: железная дорога проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами
18. 1) предложение жене Игоря, княгине Ольге выйти замуж за древлянского князя Мала;
2) месть княгини Ольги древлянам за убийство Игоря;
3) налоговая реформа княгини Ольги — введение уроков и погостов;
4) начало регентства княгини Ольги при малолетнем князе Святославе Игоревиче.
19. 1) смысл понятия, например: годы, в течение которых в некоторых районах России запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день;
2) факт, например:
— заповедные лета стали вводиться с 1581 г.;
— ряд историков считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства.
20. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тезис, например: в отличие от Первого Всероссийского съезда Советов, Второй съезд принял решения, которые отражали взгляды и идеи большевиков;
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— Первый Всероссийский съезд Советов отклонил резолюцию большевиков о прекращении войны, а Второй Всероссийский съезд Советов принял предложенный большевиками Декрет о мире, в котором предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире»;
— Первый Всероссийский съезд Советов отклонил резолюцию большевиков о передаче всей власти Советам, & Второй Всероссийский съезд Советов принял обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!*, в соответствии с которым власть на местах передавалась Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
21. 1) для России, например: по Ништадтскому мирному договору, заключённому по результатам Северной войны, Россия получила надёжный выход к Балтийскому морю, что способствовало развитию торговли со странами Европы. Торговля была экономически выгодна для России;
2) для Англии, например: по Утрехтскому мирному договору, заключённому в результате Войны за испанское наследство (1701-1714), Англия получила монопольное право торговать рабами, вывозимыми из Африки в испанские и другие колонии в Америке. Эта торговля приносила значительные доходы английским торговцам и казне.
Прочтите отрывок из книги, написанной российским государственным служащим.
«…По смерти же того царя учинился царём, племени царского по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Руси самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичу такое: понеже роду их Романовых за царём Иваном Васильевичем была Анастасия Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романович, и от того её брата родились два сына, Фёдор да Иван, и от Фёдора родился Михайло Фёдорович, которой был царём… И была при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Фёдоровиче война с поляками великая… Царь и великий князь Михаил Фёдорович от кроворазлития христианского успокоившись, правил государством своим тихо и благополучно. Отец же его Фёдор, во иноческом чину Филарет, при его царстве был в Московском государстве патриархом. Были же у того царя два сына: царевич Алексей Михайлович, он тих был, как и отец; второй же, Димитрий, с младенческих лет был жесток, уродился нравом в прадеда своего первого московского царя. Люди же, роду великого и среднего, которые близки были к царю и к царевичам, мыслили о нём, что раз ещё в младых летах зла творит много, а после смерти отца своего ещё больше зла творить начнёт, усмотривше времени час, упоили его отравами; и от того скончался он…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В период правления царя, упомянутого в тексте, Россия участвовала в Смоленской войне.
2) Упомянутый в тексте Филарет был пострижен в монахи в правление Василия Шуйского.
3) Автор пишет, что один из детей царя был отравлен.
4) Анастасия Романова, упомянутая в отрывке, пережила своего мужа.
5) По мнению автора, первый московский царь был жестоким.
6) Все цари, упомянутые в данном отрывке, правили в XVII в.
Ответ: 135
Прочитайте текст документа, заполните пробелы и ответьте на вопросы.
По смерти же того царя, на Московском царстве учинился царем сын его царевичь А)______(имя, отчество), а другому сыну его, царевичю Б)____(имя), с материю его, дан был в удел город В) _____ с уездом. Бысть же той царь и великий князь А)_____ всея Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Г) ____ (имя, фамилия), перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких делах правителем; а сам предался смирению и на молитву. Той же боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело; проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча, возмути его разум, всем бо имением, богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеже житиe и власть имеяй царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин учинитись царем, и чрез какой бы обычай; и сь единомышленными своими умыслил послати некоторых людей во град В)_____, обещая им великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича Б)_____ убили. Те же посланные люди, по повелению его, то и сотворили, пререзали тому царевичю гортань; и того ж времяни и самих их забойцов гражане побили. И как ему боярину ведомо учинилось, что по его мысли все совершилось, велми радостен бысть; и скоро о смерти его царю объявил, что тот его брат, играя с младенцами своими, убился сам.
1. Назовите имя боярина, возглавившего следственную комиссию, проводившую расследование обстоятельств смерти царевича.
2. К какому выводу пришло следствие?
Как автор объясняет преимущества рода Романовых в предстоящей борьбе за престол? Укажите не менее трёх преимуществ.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок иностранца.
«__________ пользовался большим уважением, чем царь, ибо царь не утруждал себя ничем, кроме того, что ходил в церковь и присутствовал при богослужениях, и __________ управлял всею землею, как глава государства, будучи над всем царем, а Фёдор Иванович носил только титул.
__________, захватив в свои руки власть и расположив к себе простой народ <…>, не довольствовался этим, ибо на его пути ещё стояли дети Романовы, или сыновья Никиты Романовича; Никита был брат первой царицы <…> умершего тирана, и они были всех ближе к престолу, других наследников не было; сверх того это был самый старейший и могущественнейший род в Московии <…>; поэтому __________ стал искать случая устранить их, полагая, что тогда все будет по его желанию, но он не мог осуществить этого, ибо опасался придворных, дворянства и царя, любившего своих дядей Романовых <…>, притом они не совершали ничего дурного, жили всегда очень скромно и были всеми любимы <…>
Дожидаясь, когда придёт его время, __________ управлял по своему усмотрению, однако всегда старался оказывать добро простолюдину и так расположил к себе весь народ, что его любили больше всех. По смерти набожного царя и великого князя Федора Ивановича <…> простой народ <…> во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу Александру, жену царя Федора, сестру __________, домогаясь её видеть и вручить ей управление государством <…>
<…> видя, что царица не соглашается, начали просить о брате её, __________, крича, что не знают другого, более достойного быть царем, что он правил при покойном Федоре и был любим народом, на что царица почти согласилась и предоставила решение на его волю, повелев сперва молиться богу, дабы он ниспослал свою милость при избрании царя».
Часть 1
Ответами к заданиям 1—19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) начало Столетней войны
2) поход Ермака Тимофеевича, начало покорения Сибири
3) учреждение Табели о рангах
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) издание жалованной грамоты дворянству
Б) присоединение Астраханского ханства к России
B) оборона Козельска от войска Батыя
Г) возведение Берлинской стены
ГОДЫ
1) 1238 г.
2) 1480 г.
3) 1556 г
4) 1785 г.
5) 1939 г.
6) 1961 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XIV в.
1) ярлык; 2) ордынский выход; 3) мануфактура; 4) ассамблеи; 5) баскак; 6) посадник.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.
Ответ:
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) деятельность Избранной рады
Б) внешняя политика СССР (Советской России) в 1920-х гг.
B) походы князя Святослава Игоревича
Г) преобразования Александра I
ФАКТЫ
1) завоевание Дунайской Болгарии
2) создание стрелецкого войска
3) учреждение Правительствующего сената
4) введение уроков и погостов
5) подписание Рапалльского договора между Советской Россией и Германией
6) издание «указа о вольных хлебопашцах »
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Во время болезни блаженной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны слышала я из уст Никиты Ивановича Панина, что трое Шуваловых: Петр Иванович, Александр Иванович и Иван Иванович — чрезвычайно робеют о приближающейся кончине государыни императрицы и о будущем жребии их, что от сей робости их родятся у многих окружающих их разнообразные проекты, что наследника её все боятся, что он не любим и не почитаем никем, что сама государыня сетует, кому поручить престол, что склонность в ней находят отрешить наследника неспособного, от которого много имела сама досады, и взять сына его, семилетнего, и мне поручить управление, но что сие последнее касательно моего управления — не по вкусу Шуваловым. Из сих проектов родилось, что посредством Мельгунова Шуваловы помирились с Петром III, и государыня скончалась без иных распоряжений».
Б) «…Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство своё таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее моё попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Ещё обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор данного отрывка — Екатерина II.
2) Император, упомянутый в тексте, издал манифест о вольности дворянства.
3) Император, упомянутый в тексте, издал указ «о вольных хлебопашцах».
4) Данный текст написан от имени Екатерины I.
5) По распоряжению императора, упомянутого в тексте, был отправлен в ссылку
А. Д. Меншиков.
6) Данный текст написан от имени Анны Иоанновны.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) истории России XIX в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Третьеиюньский переворот»
2) начало промышленного переворота в России
3) отмена внутренних таможенных пошлин в России
4) третий раздел Речи Посполитой
5) восстание Черниговского полка
6) дарование конституции Царству Польскому
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Советский конструктор стрелкового оружия — ____.
Б) «Нормандия — Неман» — название авиационного полка, в котором воевали ____ лётчики.
B) Битва за Днепр состоялась в ____ г.
Пропущенные элементы:
1) английские
2) Ф. И. Толбухин
3) 1942
4) французские
5) Г. С. Шпагин
6) 1943
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) «хождение в народ»
Б) деятельность Второго ополчения, освобождение Москвы от польско-литовских интервентов
B) Ледовое побоище
Г) XX съезд КПСС
УЧАСТНИКИ
1) Д. М. Пожарский
2) Ярослав Мудрый
3) И. В. Сталин
4) Н. С. Хрущёв
5) А. И. Желябов
6) Александр Невский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Прочтите отрывок из выступления политического деятеля и укажите фамилию, дважды пропущенную в тексте.
«25 лет пестовал товарищ ____ нашу партию и выпестовал её, как самую крепкую и самую закалённую в мире рабочую партию. Удары царизма и его опричников, бешенство буржуазии и помещиков, вооружённые нападения Колчака и Деникина, вооружённое вмешательство Англии и Франции, ложь и клевета стоустой буржуазной печати, — все эти скорпионы неизменно падали на голову нашей партии на протяжении четверти века. Но наша партия стояла, как утёс, отражая бесчисленные удары врагов и ведя рабочий класс вперёд, к победе. В жестоких боях выковала наша партия единство и сплочённость своих рядов. Единством и сплоченностью добилась она победы над врагами рабочего класса.
Уходя от нас, товарищ ____ завещал нам хранить единство нашей партии, как зеницу ока».
Ответ:
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век |
Событие истории России |
Событие истории зарубежных стран |
|
____ (А) |
Начало княжения Рюрика в Новгороде |
Распад Франкской империи |
|
XV в. |
____ (Б) |
____ (В) |
|
____ (Г) |
Смерть Ярослава Мудрого |
____ (Д) |
|
XVI в. |
____ (Е) |
Варфоломеевская ночь во Франции |
Пропущенные элементы:
1) XI в.
2) Жакерия во Франции
3) IX в.
4) присоединение Твери к Московскому государству
5) X в.
6) смерть царевича Дмитрия в Угличе
7) война Алой и Белой розы в Англии
битва на реке Боже
9) нормандское завоевание Англии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
д |
Е |
12. Прочтите отрывок из книги, написанной российским государственным служащим.
«…По смерти же того царя учинился царём, племени царского по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Руси самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичу такое: понеже роду их Романовых за царём Иваном Васильевичем была Анастасия Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романович, и от того её брата родились два сына, Фёдор да Иван, и от Фёдора родился Михайло Фёдорович, которой был царём… И была при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Фёдоровиче война с поляками великая… Царь и великий князь Михаил Фёдорович от кроворазлития христианского успокоившись, правил государством своим тихо и благополучно. Отец же его Фёдор, во иноческом чину Филарет, при его царстве был в Московском государстве патриархом. Были же у того царя два сына: царевич Алексей Михайлович, он тих был, как и отец; второй же, Димитрий, с младенческих лет был жесток, уродился нравом в прадеда своего первого московского царя. Люди же, роду великого и среднего, которые близки были к царю и к царевичам, мыслили о нём, что раз ещё в младых летах зла творит много, а после смерти отца своего ещё больше зла творить начнёт, усмотривше времени час, упоили его отравами; и от того скончался он…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В период правления царя, упомянутого в тексте, Россия участвовала в Смоленской войне.
2) Упомянутый в тексте Филарет был пострижен в монахи в правление Василия Шуйского.
3) Автор пишет, что один из детей царя был отравлен.
4) Анастасия Романова, упомянутая в отрывке, пережила своего мужа.
5) По мнению автора, первый московский царь был жестоким.
6) Все цари, упомянутые в данном отрывке, правили в XVII в.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.
13. Назовите монарха, правившего в России в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ:
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
15. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме римской цифрой «II», в период, к которому относятся показанные на схеме события.
Ответ:
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначена Керчь.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, российские войска вошли на территорию Крымского полуострова.
3) Римской цифрой «I» на схеме обозначена территория Австрии.
4) Цифрой «3» на схеме обозначен Смоленск.
5) Римской цифрой «III» на схеме обозначена территория Речи Посполитой.
6) Война, события которой обозначены на схеме, закончилась подписанием Белградского мира.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) «Философическое письмо»
Б) Архангельский собор
Московского Кремля
B) «Слово о полку Игореве»
Г) роман «Мастер и Маргарита»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) журнал, где было напечатано данное произведение, был закрыт, автор произведения был объявлен сумасшедшим
2) данный памятник культуры был создан в XVI в.
3) данный памятник культуры посвящён событиям XII в.
4) автор — М. А. Шолохов
5) автор — М. А. Булгаков
6) данный памятник культуры был создан в XIV в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета была выпущена в период президентства В. В. Путина.
2) Событие войны, изображённое на монете, произошло в июне.
3) Данная монета выпущена к юбилею окончания Второй мировой войны.
4) Участником события войны, изображённого на монете, был А. М. Матросов.
5) Город, где произошло событие войны, изображённое на монете, — Берлин.
Ответ:
19. Какие из представленных скульптурных памятников посвящены той же войне, что и данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2, Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из очерка, написанного современником событий
«…Полвека тому назад огромная масса русского населения состояла на положении домашних животных. И вдруг по всей России загудел благовест освобождения. Крепостное право, именовавшееся „правом“ только по какому-то логическому недоразумению, сразу и бесповоротно пало. Одним росчерком того знаменитого пера, которое хранится теперь в Москве, в Историческом музее, была порвана многовековая цепь, и свыше двадцати одного миллиона людей восстали из праха. Это было настоящее воскресение из мёртвых, и недаром в знаменательный день знакомые и незнакомые приветствовали друг друга пасхальным лобзанием: „Воистину воскресе“…
Сравнение освобождения крестьян с воскресением глубоко знаменательно. В освобождении крепостных — в этом, казалось бы, естественном акте высшей государственной воли — чувствуется и видится элемент чудесного. Если подробнее ознакомиться с историей крестьянского освобождения, то оно представляется каким-то чудом, чем-то таким, что явилось, как чудо, наперекор условиям нормального физического обихода. Крепостничество так глубоко укоренилось в России, что даже такой всемогущий вершитель судеб России, каким был император Николай I, со всею его железною волею и при всём его несомненном отвращении к крепостному праву, не мог ничего поделать с этим злом… Когда император ____ вступил на престол, ничто не указывало на близость и даже хотя бы на отдалённую возможность падения крепостного права. Мало того, когда он уже положил начало великой реформе, дело её осуществления в значительной степени попало в руки противников реформы. И даже Манифест о великом дне свободы был написан лицом, явно несочувствовавшим освобождению крестьян. И тем не менее, несмотря на силу крепостников, несмотря на несочувствие и подкопы многих и многих прикосновенных к делу реформы лиц, эта реформа была осуществлена. И притом в значительной степени трудами её врага, графа Панина. Разве это не чудо? Не простыми руками, не простою волей было совершено это дело, и невольно образ Царя-Освободителя представляется в виде ангела, сошедшего в тьму могилы, чтобы отвалить от неё гробовой камень…»
20. Назовите российского императора, в правление которого был написан этот очерк. Назовите российского императора, имя которого пропущено в отрывке. Назовите год, когда произошло историческое событие, которому посвящён отрывок.
21. Почему, по мнению автора, событие, которому посвящён отрывок, «представляется каким-то чудом, чем-то таким, что явилось, как чудо, наперекор условиям нормального физического обихода»? Используя текст, приведите три положения.
22. Укажите название ещё трёх реформ, которые были проведены в правление императора, имя которого пропущено в тексте.
23. В 60 километрах от Москвы русское войско под командованием князя Михаила Ивановича Воротынского одержало победу над войском крымского хана Девлет-Гирея. Укажите название этой битвы. Укажите десятилетие, когда она состоялась. Укажите одно любое внешнеполитическое последствие этой битвы.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В период „перестройки“ советское руководство осуществляло верный внешнеполитический курс».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 945-972 гг. 2) июнь 1812 г. — декабрь 1825 г.; 3) июль 1914 г. — март 1918 г. В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Московский стрелец.
3. По смерти же того царя на Московском царстве учинился царем той боярин Борис Годунов, и царства его было немнога лета. И после того в Росийском царстве начало быть в людях смятение и неприятелское нахождение свыше прежнего. И в те смутные времена из некоторого монастыря черной дьякон, покиня свое черное платье, был в Полше у Сердомирского за челядника и назвался царевичем Димитрием, царя Ивана Васильевича сыном. И в скором времяни чрез многой свой умысл и через допоможение Полских войск достал Московское государство под свое владенье и был царем, а того Сендомирского дочь взял за себя. И в то время его многие люди узнали, что он не прямой царевичь Димитрий, вор Гришка Отрепъев, которой был черньцем, однако не смели против него ничего говорить. А как начал царствовать и в Росийском государстве учал было заводить вновь веру папижскую и Греческия церкви переделывать в костелы Лятцкие и многие пакости чинил, и ему того не потерпели бояре и всякого чину люди, умышляли, чем бы такого воровского царя искоренить. И по их замыслу скоро то и совершилось: каковым обычаем достал он себе царство вскоре и царствовал не истинно, и такова ему скоро смерть учинилась. Поляков же и Литву, которые были при том лживом царе и в городех, начали их побивати и из Московского государства выбили в свое государство; и от того с короною Полскою и с Литвою ноипаче была война. А по том царе и иные такие ж воры, пролыгався, называлися царевичем Димитрием; и таким людем по замыслам их и конец был таков же.
4. По смерти же того вора, лживого царя, на Московском царстве был некто из боляр, роду великого Шуйских, царь и великий князь Василей Ивановичь. И при царстве его с Поляки и с Литвою потомуж бысть война. И царствова той царь, преставися.
5. По смерти же того царя учинился царем яле-мене царского по роду Романовых царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всеа Русии самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичю такое: понеже роду их, Романовых, за царем Иваном Васильевичем была Настасея Романовна, а у ней был брат родной — боярин Никита Романовичи, и от того ее брата родилися два сына — Федор да Иван, и от Федора родился Михайло Феодоровичь, которой был царем. С начала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития престати не минуша, и бысть при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству не онустети. Царю ж и великому князю Михайлу Феодоровичю от кроворазлития християнского успокоившуся, правивше государство свое тихо и благополучно. Отец же его Феодор, во иноческом чину Филарет, при его царстве бысть в Московском государстве патриархом. Бысть же у того царя два сына: царевичь Алексей Михайловичь, и той бе зело тих был в возрасте своем, как и отец; вторый же, Димитрий, с младенческих лет велми был жесток, уродился нравом прадеда своего, первого Московского царя. Людие же роду великого и среднего, которые блиски приходити к царю и к царевичам, мысляше о нем, что еще в младых суще летех зла творит много, понеже до смерти отца своего наипаче болше зла творити начнет, усмотривше времяни час, упои-ша его отравами; и от того скончася, никто же о том домыслися, якобы пришел ему час смерти. И царствова той царь во успокоении, преставися.
6. По смерти же его осталися: сын его царевичь Алексей Михайловичь да три тщери царевны.
И мало время минувше, патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, архимариты, и игумены, и весь духовный чин соборовали, и бояре, и околничии, и думные люди, и дворяне и дети боярские, и гости, и торговые и всяких чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали сына его, нынешняго царя, и учинили коронование в соборной болшой первой церкве и молили бога. А когда царя коронуют, и в то время бывает ему помазание елеом, и потому имянуется помазанник. И после того власти, и бояре, и ближние, и всяких чинов люди на государстве его поздравляли. И по поздравлению патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и иныя власти царя благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты, и объяри, и отласы, и камки золотные и простые, и соболи, и серебряный сосуды; а бояре и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне и дети боярские городовые, и гости, и служилые люди дарили против того ж, что и власти; а сотенные, и торговые, и из городов посадцкие люди подносили хлебы с солью и дарили против такого ж обычая, у кого что прилучилося; а было тех дворян и детей боярских, и посадцких людей для того обрания человека по два из города. И потом у царя на властей, и на бояр, и на всяких чинов людей, были пиры. И после того времяни царь с патриархом советовал и со властми, и з бояры, и з думными людми говорил, чтоб ему сочетатися законным браком; и патриарх и власти на такое доброе дело к сочетанию законный любви благословили, а бояре и думные люди приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближего человека дочь, девицу добру, ростом и красотою и разумом исполнену, велел взяти к себе на двор и отдати в бережение к сестрам своим царевнам, и честь над нею велел держати, яко и над сестрами своими царевнами, доколе сбудется веселие и радость. И искони в Росийской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои, аще человек хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, не возненавидети не могут. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об них к женитбе ни об единой мысль не пришла. И тех девиц матери и сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить над тою обранною царевною, чтоб извести, для того: надеялися, что по ней возмет царь дочь за себя которого иного великого боярина или ближнего человека; и скоро то и сотворили, упоиша ее отравами. Царь же о том велми печален был и многа дни лишен был яди; и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже познал о том, что то учинилося по ненависти и зависти. И после того времяни случися ему быти в церкве, где коронован, и узре некоторого Московского дворянина Ильи Милославского две дочери в церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц к себе на двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в Верх. А как пение совершилось, и в то время царь, пришед в свои хоромы, тое девицы смотрил и возлюбил и нарек царевною, в соблюдение предаде ея сестрам своим, и возложиша на нее царское одеяние, и поставил к ней для оберегания жен верных и богобоязливых, дондеже приспеет час женидбы.