По праву памяти сочинение рассуждение

Обновлено: 10.03.2023

За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора.

В первой главе поэмы (“Перед

отлетом”) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи.

Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе “Сын за отца не отвечает”. В этой главе выражена не только личная боль поэта

– сына “врага народа”. В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку “Сын за отца не отвечает”. Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с “врагами народа”. Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

А вдруг тот сын (а не сынок!),

Права такие получая,

И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать – в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это художнически – он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

Сплошная – подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена.

Третья глава ” О памяти ” является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней – мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память – это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена. Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской “оттепели”… Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма “По праву памяти” – исповедь поэта, в которой он излил все, что “жило, кипело, ныло” в его душе.

Причем огромное число этих людей не только не совершали преступлений, но по-разному старались помочь державе подняться из разрухи и бедности. Отца самого писателя раскулачили и он был сослан на Северный Урал. Твардовскому пришлось входить в жизнь и в литературу с метой кулацкого сына. Но главной задачей второй части поэмы было изобразить ту страшную простоту, с какой принимали важные решения, которые могли бы изменить жизнь миллионов людей.

Волнения и эмоции людей не только не брали в расчет, их просто не существовало.

И государственная огромная машина выращивала и скрупулезно готовила тех, кто потом мог стать звеном этого бездушного механизма. Отличительной чертой поэмы является то, что при достаточно небольшом объеме текста у писателя получается поведать о многом. Автор размышляет и о своей собственной вине перед своими родителями, и о том, что за всеобщего родоначальника мы очутились все в ответе. Третья часть поэмы является своеобразным предупреждением нам, последователям и потомкам, не застигшим эту пору. Писатель предостерегает нас об опасности позабыть всю безжалостность той власти, которая распоряжалась государством долгие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для периода, когда была написана поэма, когда страной правил Л. И. Брежнев, а также и для наших дней. Поколение, для которого были написаны слова поэмы, не имело возможности осознать их правильность и значительность. Результаты этого мы испытываем уже сейчас, следя за митингами и демонстрациями, участники которых несут портреты Сталина.

В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.

Нашему поколению, которое находится на пороге взрослой жизни и видит неустойчивость коллективного сознания, именно нам не только полезно, а жизненно важно постигать как историю, так и беллетристику нашего государства для того, чтобы в ответственный момент не совершить фатальной оплошности и не повергнуть ее в хаос, нищету и разруху.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Смыкая возраста уроки.

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге

Живым и павшим отнестись.

Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно.

Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма “За далью — даль”. В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда “Москва—Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью — даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,

В каком году, в каком краю

За петушиной той хрипотцей

Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу

Что проще может быть:

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Лишь от себя теперь добавим.

Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.

Конец твоим лихим невзгодам,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов.

Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,

Внезапно — как уж припечет —

Любой своих просчетов ворох

Перенести на чей-то счет:

На чье-то вражье искаженье

Того, что возвещал завет.

На чье-то головокруженье

От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

  • не лгать;
  • не быть трусом;
  • быть верным своему народу и Родине.

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

  • душные ночи июля;
  • запах сена;
  • петушиные запевы;
  • соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
  • пылающие румянцем щеки деревенских девушек.

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

  • гнев;
  • возмущение;
  • негодование;
  • осуждение;
  • горечь.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

Смысл произведения, чем нас учит

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.

Читайте также:

      

  • Сочинение миниатюра на тему моя малая родина забайкальский край
  •   

  • Сочинение на тему плюсы и минусы быть знаменитостью
  •   

  • Мой полет с алисой сочинение
  •   

  • Своеобразие сюжетного построения пьесы вишневый сад сочинение
  •   

  • Английский в медицине сочинение

Конкурсное сочинение

 к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне

 «По праву памяти»

Иванова Юлия

10класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение    Новотреминская  средняя общеобразовательная школа

Почтовый адрес:665068

П.Новотремино,

улица Зеленая 13

Ф.И.О.учителя- Иванова Н.В

(89245343961)

Память, память за собою позови

 в те далекие, промчавшиеся дни…

Память, память, ты же можешь, ты должна…

Памятью жив народ, без нее нет пути в будущее. Эстафета памяти должна передаваться из поколения в поколение. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир-обязанность всех людей, живущих на земле. Мне хочется в преддверии великой даты рассказать о ветеране Великой Отечественной войны Иване Прокопьевиче Игнатенко,  когда-то проживающим рядом с нами, в нашем маленьком отдаленном поселке на карте Иркутской области -Новотремино.

Иван Прокопьевич Игнатенко родился  3 сентября в 1924году в Каене. Сейчас этого поселка уже нет. Окончил семь классов Шелаевской школы, работал на валке леса. По решению  Шиткинского райисполкома был отправлен в Черемховское ФЗУ. «Хотя и совестно вспоминать об этом, но я убежал из училища и был отправлен на фронт в августе1942г».  Его отец уже воевал.  Ивана Прокопьевича отправили в Москву на  шестимесячные курсы. Боевое крещение получил на Орловско-Курской дуге, попал в шестнадцатую минометную бригаду, был наводчиком. Позднее получил значок «Отличный минометчик»

Из воспоминаний Ивана Прокопьевича: « На Орловско-Курской дуге, у деревень Ольховатко, Малый Архангельск и других шли крупные бои. Снаряды летали над головой, только успевай откатывать машины. Стреляли ночью. Жили мы в палатках в лесу. В минуты затишья   я вспоминал наши сосновые и березовые леса. Иногда мне снился наш поселок Каен, весь в зелени, река Бирюса.

 Это была общая беда- смерть ходила рядом. Это грязь, вошь, недоедание. Помню выездные бани : в палатках, на снегу, ставилась деревянная решетка под ноги, рядом — железная печь. Дадут немного воды, смену белья, вот тебе и рай». С искрой в глазах и в то же время с гордостью рассказывал о своем экипаже, что  командиром орудия был Василий Кораблев — веселый, светловолосый  парень с Урала. Шофер Юданов, мужик лет сорока, москвич, большой шутник, любил повторять: «Попугаем, ребятки, фрицев» До Берлина вместе и дошли. Задача  моя, как наводчика, была такая — наводить на заданные координаты и бить без промаха. Глядишь в «перекрестие» звучит команда «Огонь». И свистят русские «катюши», рождая страх и переполох в фашистском стане. У меня «катюша» была двенадцатизарядная. Мое сердце ликовало от радости, когда мы начали гнать врага. При форсировании Днепра Иван Прокопьевич переплывал реку на резиновой лодке с донесением, затем лодку прошило крупнокалиберным снарядом и пришлось плыть на руках. Пакет с донесением был доставлен.

Скромен был Иван Прокопьевич. Медали и ордена по великой просьбе надевал, разве что в школу шел на встречу с ребятами. Долго рассказывать о войне не мог, слезы душили, дыхание перехватывало. Лучше всего за его ратные подвиги говорила кипа пожелтевших и посеревших от времени грамот такого вот содержания: «Товарищ гвардии ефрейтор  Игнатенко Иван Прокопьевич ,  Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза товарищ Сталин приказом от 16 января 1945года за №221 объявил Вам благодарность за отличные боевые действия в боях  при прорыве сильной эшелонированной обороны немцев на западном  берегу Вислы» Такие грамоты у него за прорыв обороны немцев у города Штудгард, за Прагу, за Варшаву, выход к Балтийскому морю в районе Колобжег,  за  направление на Берлин. Были у него ордена Славы, Отечественной войны, медали « За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»

На школьных встречах Иван Прокопьевич рассказывал, что его шестнадцатая минометная бригада дошла до Берлина. На Бранденбургском плацу видел, как фашистские войска, проходя по площади, кидали свои знамена, что означало капитуляцию. Рожком от автомата удалось нацарапать: «Я из Каена. Иван».  Много было тогда желающих оставить свой автограф…Написал на Рейхстаге. А попробуй, найди, где тот живописный Каен,  уголок России, затерянный на сибирских просторах. В тысяча девятьсот сорок седьмом году возвратился домой, долго и хорошо работал.

Летит время, редеют ряды участников Великой Отечественной войны. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Нет границ  величию его подвига во имя Родины, нет границ величию человеческой памяти.

… Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят…

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки…

 И по  праву памяти, молодое поколение обязано знать историю своей страны. А историю слагают  такие люди, как Иван Прокопьевич. Обращение к памяти военных лет непременно включает в себя размышление о границах жизни. Анализируя прошлое, мы хотим предупредить о нем будущее. Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. Всматриваясь в  эти старые любительские фотографии, в это улыбающееся лицо простого человека, и сердце наполняется великой гордостью за свой поселок, за свою школу, за людей, которые собирали и хранят письма- конверты солдатские, списки, биографии ветеранов нашего поселка.  В школе есть уголок, который так и называется «Память, память за собою позови..» — это кладовая памяти, это лицо поселка, это дань уважения и почета. И если мы пра-пра-правнуки будем передавать из уст в уста истории  о судьбах, жизни, о ратных подвигах наших ветеранов, то светлей и добрей станет МИР.

«Память, память, ты же можешь, ты должна…»

про1 - копия.BMP

метки: Память, Проблема, Твардовский, Семья, Работать, Зерновой, Победить, Немец

Региональный конкурс сочинений учащихся к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «По праву Памяти»

Фамилия, имя автора: Нестеренко Анастасия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Зерновое, 10 класс

Адрес школы – 665449,

ФИО учителя: Нестеренко Татьяна Михайловна. Мобильный телефон: 89641297864

Меня зовут Нестеренко Настя. Я живу в поселке Касьяновка. Учусь в МКОУ СОШ с.Зерновое в 10 классе. Мне 16 лет.

У каждой семьи есть своя собственная история, она тесно переплетается с историей всей страны и своей малой родины.

В нашей семье свято чтятся традиции, связанные с уважительным отношением к старшему поколению.

Одним из почётных членов нашей семьи является мой прадедушка, Нестеренко Иван Николаевич, участник Великой Отечественной войны. В семье бережно хранятся многие вещи, являющиеся родовой памятью (документы, награды, фотографии, воспоминания).

Нестеренко Иван Николаевич

Иван Николаевич (1917 – 2003) был их единственным сыном.

Началась В

Прад

Первый бой я повидал на Можайском направлении Московской области у города Волокаламска. Я был в 5-й гвардейской роте. Воевал под Малоярославцем, затем в Смоленской области, в г.Износки, в противотанковой 45 батарее наводчиком. В августе 1942 года был ранен в руку, лечился в госпитале в г. Невьянск Свердловской области.

В октябре был выписан из госпиталя и попал в пехоту на Средний Дон, служил в 122 полку. Взвод послали в разведку с боем. Была зима, декабрь месяц, взвод был разбит, было много убитых, раненых, обмороженных, так как одеты были в ботинки.

Принимал участие в боях за освобождение сёл: Бутулиновка, Нижний и Верхний Мамон, Средний Дон. В декабре 1942 года меня ранило в ногу. Лежал в госпитале в г. Соль-Илецк Оренбургской области до мая 1943 года.

В госпитале ампутировали стопу левой ноги.

В 1943 году комиссовали, дали третью группу инвалидности.

11 стр., 5345 слов

Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев

… изъять Клюева из литературы. В 1937 году Николая Клюева выслали в Нарымский край. Несколько десятилетий о Клюеве упорно молчали … загадочных мест в биографии Клюева – его скитания в юности по России, его пребывания на … лет». Николай поражал своих современников своей начитанностью, своими обширными познаниями в различных областях.… Не приходиться сомневаться, что и в юном, и зрелом возрасте Клюев …

День победы встретил в пос.Касьяновка. В это время я работал на шахте 10/16.

9 мая 1945 года сообщили, что наша Армия победила, немцы разбиты. Радость переполняла меня. Просто нельзя описать те чувства, которые охватили меня и всех, кто услышал радостное сообщение. На шахте все рабочие обнимались, люди смеялись и плакали одновреме нно. Пришла долгожданная победа » .

В 1945 г. мой прадедушка, Иван Николаевич, женился на Горбуновой Прасковье Ивановне (1919 – 2000), уроженке Красноярского края, которая была привезена в поселок после того, как ее семью раскулачили в 30-е годы. До появления детей она работала в местном детсаде поваром, а затем не работала, вела домашнее хозяйство. В их семье было двое детей, Владимир и Галина.

Владимир Иванович стал моим дедушкой. Работал электрослесарем сначала на шахте 10/16, после закрытия шахты на Касьяновской ЦОФ. Один из его сыновей, Алексей, мой папа.

Последние годы прадедушка был смотрителем на кладбище поселка Касьяновка.

Когда был жив прадедушка, 9 мая мы всегда собирались всей большой семьёй и поздравляли его с днём Победы. День шахтёра тоже всегда отмечается в кругу семьи, так как и дед, и отец моего папы были шахтёрами. Мы гордимся своими предками – тружениками.

Награды моего прадедушки:

Орден Славы 3-ей степени,

ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»

Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел «со своим народом» всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших о Великой Отечественной войне. Еще во время войны Твардовский создает поэму «Василий Теркин» и многочисленные стихотворения, написанные прямо на фронте. В годы хрущевской оттепели Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», где мужественно отстаивал право на публикацию произведений А. Солженицына, Б. Можаева и других талантливых писателей, которые пытались в своем творчестве осмыслить страшные уроки недавней советской истории. В 1966– 1969 годы Твардовский предпринимает попытку такого переосмысления в поэме «По праву памяти»…

Поэма была создана в 1963– 1969 годах, а напечатана только в 1987 году. В ней поэт попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться в том, что происходило тогда в стране. Ведь Сталин был кумиром поколения, и одновременно в стране царило беззаконие, по масштабам сопоставимое только с ужасами фашизма. Твардовский, человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать эти черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, осмыслить эти события. Он ставил целью нравственное очищение поколения той эпохи. В декабре 1963 года, окончив поэму «Теркин на том свете», Твардовский записал в рабочих набросках:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Так долей правды пренебречь.
Безостановочна планета,
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету…
Нет, недосказанное жжет.

Первоначально поэт собирался добавить «недосказанное» как главу к поэме «За далью — даль». Затем главы сложились в самостоятельное произведение, получившее название «По праву памяти», — последнее, итоговое произведение поэта. Поэма вобрала в себя настроение и мотивы поэта, которые Твардовский планировал воплотить в автобиографи ческой пьесе «Пан», затем хотел написать прозаическое произведение, но все-таки создал поэму. Он торопился рассказать о наболевшем:

…Не те уже годочки —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч —
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.

Главная тема поэмы «По праву памяти» — покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову — о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!
Не по отметкам и рубцам,
Так мимоездом, мимоходом,
Не сам,
Так через тех, кто сам…

События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их — самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» — воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтобы за нас в огонь и в воду.
А если что — и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, траги- ческих конфликтов эпохи.
Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, — времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение — «враг народа»:

Пять ровно слов… Но год от года
На нет сходили те слова,
И званье сын врага народа
Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося).

Читайте также:
Произведения и герои Гомера как образцы классической поэзии

Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко:

И за одной чертой закона
Уже равняла всех судьба:
Сын кулака иль сын наркома,
Сын командарма иль попа…
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей.
И все, казалось, не хватало
Стране клейменных сыновей.

Вот почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.
С тебя тот знак отныне снят
…Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
Родного…

Твардовский не хочет отрекаться от отца на самом деле, не хочет использовать дарование стать «непомнящим родства». Кроме того, высказывание Сталина было только красивым жестом, на деле ж ничего не изменилось, отношение к детям «врагов народа» в стране осталось прежним. Сталин хотел воспитать человека, для которого государство важнее семьи, идеалы социализма — личного счастья. Твардовский подчеркивает, что отказ от родства — самое подлое предательство:

Ясна задача, дело свято, —
С тем — к высшей цели — прямиком
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими,
Не отягчай, себя щадя.
Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.

Искренне поверив в новые святыни, молодое поколение оказывалось под угрозой нравственного самоуничтожения:

И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди верили в идею, были преданы идеалам социализма; с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, порождая сомнения: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества? Эти переживания близки автору, он сам из таких людей, искренне веривший в идеалы социализма и пострадавший при их воплощении в жизнь. Поэтому неоднозначно отношение поэта к «вождю народов». В последних поэмах Твардовского образ Сталина — один из центральных и самый изменчивый. То он — мудрый и надежный корм- чий «на многомощном корабле» (цикл 1951– 1953 гг. «О Сталине»), то создатель грандиозной бюрократической машины, творец беззаконий и собственного культа, то, наконец, тиран, извративший социализм и посягнувший на саму природу человека. Эта эволюция связана не только с изменениями курса страны, позволившими говорить поэту правду о «великом кормчем», но и с эволюцией отношения Твардовского к Сталину, с личной судьбой поэта. Твардовский считает, что за нежеланием открывать правду о жестокостях сталинизма скрывается страх перед собственным народом, а ведь с народа спросят потомки, его будут судить судом поколений, судом истории:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Поэт уверен, что необходимо рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.

Тема покаяния — основная в поэме «По праву памяти». Каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».

Тема памяти в русской литературе

Сочинение «Тема памяти в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Сам А. Т. Твардовский не считал, что стихи, составляющие поэму «По праву памяти», – это самостоятельное произведение; он писал их как продолжение к поэме «За далью – даль». При жизни поэта эти стихи, конечно, не могли быть опубликованы, хотя сам А. Т. Твардовский незадолго до смерти подготовил их к печати. В конце 60-х годов в общественно-политической жизни страны усилились негативные тенденции, наступило то, что позже получило емкое название – «застой». Даже та полугласность, которая была возможна во времена хрущевской «оттепели», сошла на нет. И потому стихам Твардовского о сталинизме «настал свой черед» только в конце 80-х, во времена подлинной гласности.

Поэма «По праву памяти» итоговое произведение А. Т. Твардовского, это его раздумья о прожитой жизни – и своей, и страны. Он возвращается к минувшим событиям и судит их как человек и гражданин – по праву памяти. Память не лжет, память высветляет людей и события в их истинном виде, память свободна от ошибок сиюминутности.

Композиционно поэма делится на три части. Первая часть называется «Перед отлетом» и рисует юность поэта. Деревенский паренек мечтает покинуть свое захолустье, променять его «на целый белый свет». Сам Твардовский и его современники мечтали «дорваться вдруг до всех наук», им грезились большие дела, грандиозные открытия, жизнь интересная и увлекательная. Впереди виделось только счастье, которым обязательно должны быть вознаграждены молодой энтузиазм и творческий порыв.

В то же время у людей поколения 20-30-х годов было ощущение, что, страна находится в кольце врагов, что со всех сторон молодой Советской республике угрожают вражеские силы. И потому молодое поколение было готово «к походу», в котором за победу нужно было «и жизнь отдать».

Эта юношеская смесь ожидания счастья и готовности пожертвовать собой во имя Родины составляет пафос первой части поэмы. Все это было «жизнь тому назад», и на закате дней поэт вспоминает себя прежнего со светлой грустью.

Вторая часть имеет совсем другую тональность, которая определяется уже названием – «Сын за отца не отвечает». Здесь зловещим призраком оживают воспоминания о сталинских репрессиях. Сам Твардовский всю жизнь носил на себе клеймо «кулацкого не сына, а сынка», и в молодости он даже скрывал свое происхождение. Теперь, в конце жизни, поэт размышляет, как могло случиться, что целое поколение уже от рождения ощущало себя виновным в том, за что отвечать никак не могло. Государство считало опасными «младенцев вражеских кровей». Звание «сын врага народа» перечеркивало всю судьбу и даже жизнь человека. С каждым годом таких людей становилось все больше, «и все, казалось, не хватало стране клейменых сыновей».

Когда чаша людского гнева переполнилась, партия и ее рулевой делали крутой вираже: появлялись статьи вроде «Головокружения от успехов» или формулировки типа «Сын за отца не отвечает». Но после того как сотни тысяч людей, получив зловещее прозвище ЧСИР – член семьи изменника Родины, были безвинно сосланы или брошены в тюрьмы, эта фальшивая фраза вождя никому реально не могла помочь.

Несправедливость и жестокость были возведены в ранг государственной политики, при которой репрессиям и насильственной депортации были подвергнуты целые народы. Поразительнее всего, что, несмотря на происходящее, многие люди сохраняли наивную любовь, даже благоговение по отношению к «отцу народов». Пропагандистская машина работала так дьявольски искусно, что люди забыли вековые нравственные правила. Донос на близкого человека, публичное отречение от отца, обвиненного по 58-й статье, – все это считалось (и многими – искренне!) гражданской доблестью. Именем Сталина оправдывались страшные преступления:

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Прошли годы, стали отцами дети тех страшных лет, и теперь они в ответе за «всеобщего отца».

Заключительная часть поэмы называется «О памяти». От имени своего поколения, от имени тех, кто стал «лагерной пылью», поэт судит прошлое. Он гневно обвиняет Сталина в бесчеловечной жестокости и задается вопросом: как же могло случиться, что истинное лицо «отца народов» было неведомо людям? Ответ А. Т. Твардовского вполне в духе своего времени. Ему кажется, что все дело «в лукавой подмене», в том, что имена Ленина и Сталина были «грубо сдвоены», что Сталина считали продолжателем ленинского дела, в то время как он им никогда не был. Сталин грубо исказил ленинские идеи, и задача состоит в том, чтобы вернуться к ленинским нормам партийной и общественной жизни.

Сегодня новые факты, документальные свидетельства изменили наше представление и о Ленине. Конечно, он не был кровавым диктатором, как Сталин, но многие злодеяния сталинского режима связаны с ленинскими идеями, например с идеей об усилении классовой борьбы в ходе строительства социализма. Но мы не можем обвинять А. Т. Твардовского в его видении истории, потому что каждый человек, даже большой художник, ограничен в своих взглядах рамками времени.

Разоблачение сталинизма, даже такое яркое, исполненное большой художественной силы, сегодня уже не кажется откровением. Но поэма «По праву памяти» все-таки вызывает благодарные читательские чувства, потому что в ней живое, правдивое и выстраданное слово большого художника о своей эпохе.

И потому стихам Твардовского о сталинизме настал свой черед только в конце 80-х, во времена подлинной гласности.

Diktanty. ru

29.09.2020 15:55:25

2020-09-29 15:55:25

Источники:

Http://diktanty. ru/tema-pamyati-v-poeme-a-t-tvardovskogo-po-pravu-pamyati/

Историческая память в русской литературе🎈 » /> » /> .keyword { color: red; } Тема памяти в русской литературе

Историческая память в русской литературе

Историческая память в русской литературе

Тема исторической памяти в творчестве занимает значительное место, в поэме «Реквием» она реализуется с особой силой. Это произведение о том, как поэтесса провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Поэма состоит будто из нескольких стихотворений, не имеет четко построенного сюжета.

В качестве лирической героини выступает сильная личность, которая готова пройти все круги ада ради своих близких. Индивидуальные черты вплетаются в обобщенный портрет женщины-матери.

Ахматова говорит, что все она делает для людей, для тех, кому

Это дорого и важно: «о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду и в новой беде». Ее словами говорит «стомиллионный народ», поэтому она не может сдаться сейчас. И она должна бороться за его светлое будущее.

О страданиях и переживаниях сказано предельно кратко и лаконично: «узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх». Она узнала о том, как локоны превращаются из черных в седые. И все это благодаря тоталитарному режиму, который ни во что не ставит человека, разрушает все то хорошее, что строилось годами.

Ахматова молится не о себе, а о всех тех, кого постигло подобное горе, о всех тех, кто стоял под «красною ослепшею стеной».

И вот приблизился поминальный час. Поэтесса говорит, что она слышит и чувствует все, что происходит вокруг. Она воспринимает переживания и личную боль каждого как свои собственные, каждый из тех, кто стоял с ней в одном строю, по-своему близок и очень дорог.

Для нее важна сплоченность народа, вера в то, что люди могут объединится ради общего дела и преодолеть любые трудности.

Таким образом, тема исторической памяти актуализируется во всех главах поэмы, но в эпилоге она приобретает более яркое выражение. В поэме говорится о том, что поэтесса не против, чтобы ее страдания были увековечены. Но она не хочет, чтобы ее памятник ставили дома, возле моря, или в саду, ведь с этими местами она больше не чувствует связи.

Самый лучший вариант — это тюремные стены, под которыми Ахматова простояла 300 часов.

Последние строчки эпилога актуализируют тему мира, поэтесса верит в то, что каждый получит по заслугам. Настанут спокойные и тихие времена, невзирая на жестокую действительность, Ахматова верит в светлое будущее.

Историческая память для Ахматовой — то, что вечно, то, что не стирается со временем. Идет акцент на том, что о страшных страницах истории ни в коем случае нельзя забывать, ведь они могут развернуться снова. Если в сердцах будет жить такая память, то читатели смогут почувствовать ее как свою собственную, и это, конечно же, предотвратит трагедии в будущем.

Тема исторической памяти разворачивается в ракурсе сопереживания и сострадания тем, кто должен был выдержать гнет сталинской машины ради своих близких, друзей и родственников. Ахматова знает, что о таких событиях нельзя молчать, ведь черные страницы истории быстро забываются, но об этом нужно помнить, чтобы не повторить подобных ошибок вновь. В этом вся суть этого великого и масштабного произведения.

Это дорого и важно о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду и в новой беде.

Schoolessay. ru

26.12.2018 12:24:05

2018-12-26 12:24:05

Источники:

Https://schoolessay. ru/istoricheskaya-pamyat-v-russkoj-literature/#:~:text=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8,%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B0%2017%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%B2%20%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D1%85%20%D0%B2%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5.

Историческая память в русской литературе🎈 » /> » /> .keyword { color: red; } Тема памяти в русской литературе

Историческая память в русской литературе

Историческая память в русской литературе

Тема исторической памяти в творчестве занимает значительное место, в поэме «Реквием» она реализуется с особой силой. Это произведение о том, как поэтесса провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Поэма состоит будто из нескольких стихотворений, не имеет четко построенного сюжета.

В качестве лирической героини выступает сильная личность, которая готова пройти все круги ада ради своих близких. Индивидуальные черты вплетаются в обобщенный портрет женщины-матери.

Ахматова говорит, что все она делает для людей, для тех, кому

Это дорого и важно: «о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду и в новой беде». Ее словами говорит «стомиллионный народ», поэтому она не может сдаться сейчас. И она должна бороться за его светлое будущее.

О страданиях и переживаниях сказано предельно кратко и лаконично: «узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх». Она узнала о том, как локоны превращаются из черных в седые. И все это благодаря тоталитарному режиму, который ни во что не ставит человека, разрушает все то хорошее, что строилось годами.

Ахматова молится не о себе, а о всех тех, кого постигло подобное горе, о всех тех, кто стоял под «красною ослепшею стеной».

И вот приблизился поминальный час. Поэтесса говорит, что она слышит и чувствует все, что происходит вокруг. Она воспринимает переживания и личную боль каждого как свои собственные, каждый из тех, кто стоял с ней в одном строю, по-своему близок и очень дорог.

Для нее важна сплоченность народа, вера в то, что люди могут объединится ради общего дела и преодолеть любые трудности.

Таким образом, тема исторической памяти актуализируется во всех главах поэмы, но в эпилоге она приобретает более яркое выражение. В поэме говорится о том, что поэтесса не против, чтобы ее страдания были увековечены. Но она не хочет, чтобы ее памятник ставили дома, возле моря, или в саду, ведь с этими местами она больше не чувствует связи.

Самый лучший вариант — это тюремные стены, под которыми Ахматова простояла 300 часов.

Последние строчки эпилога актуализируют тему мира, поэтесса верит в то, что каждый получит по заслугам. Настанут спокойные и тихие времена, невзирая на жестокую действительность, Ахматова верит в светлое будущее.

Историческая память для Ахматовой — то, что вечно, то, что не стирается со временем. Идет акцент на том, что о страшных страницах истории ни в коем случае нельзя забывать, ведь они могут развернуться снова. Если в сердцах будет жить такая память, то читатели смогут почувствовать ее как свою собственную, и это, конечно же, предотвратит трагедии в будущем.

Тема исторической памяти разворачивается в ракурсе сопереживания и сострадания тем, кто должен был выдержать гнет сталинской машины ради своих близких, друзей и родственников. Ахматова знает, что о таких событиях нельзя молчать, ведь черные страницы истории быстро забываются, но об этом нужно помнить, чтобы не повторить подобных ошибок вновь. В этом вся суть этого великого и масштабного произведения.

Поэма состоит будто из нескольких стихотворений, не имеет четко построенного сюжета.

Schoolessay. ru

11.07.2020 10:18:30

2020-07-11 10:18:30

Источники:

Https://schoolessay. ru/istoricheskaya-pamyat-v-russkoj-literature/

Сочинение: По праву памяти

По праву памяти

Автор: Твардовский А.Т.

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

— Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

1. ПЕРЕД ОТЛЕТОМ

Ты помнишь, ночью предосенней,

Тому уже десятки лет, —

Курили мы с тобой на сене,

Презрев опасливый запрет.

И глаз до света не сомкнули,

Хоть запах сена был не тот,

Что в ночи душные июля

Заснуть подолгу не дает…

То вслух читая чьи-то строки,

То вдруг теряя связь речей,

Мы собирались в путь далекий

Из первой юности своей.

Мы не испытывали грусти,

Друзья — мыслитель и поэт.

Кидая наше захолустье

В обмен на целый белый свет.

Мы жили замыслом заветным,

Дорваться вдруг

До всех наук —

Со всем запасом их несметным —

И уж не выпустить из рук.

Сомненья дух нам был неведом;

Мы с тем управимся добром

И за отцов своих и дедов

Еще вдобавок доберем…

Мы повторяли, что напасти

Нам никакие нипочем,

Но сами ждали только счастья, —

Тому был возраст обучен.

Мы знали, что оно сторицей

Должно воздать за наш порыв

В премудрость мира с ходу врыться,

До дна ее разворотив.

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

А если —

То и жизнь отдать.

Что проще!

В целости оставим

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Что проще — да.

Но что сложней?

Такими были наши дали,

Как нам казалось, без прикрас,

Когда в безудержном запале

Мы в том друг друга убеждали,

В чем спору не было у нас.

И всласть толкуя о науках,

Мы вместе грезили о том,

Ах, и о том, в каких мы брюках

Домой заявимся потом.

Дивись, отец, всплакни, родная,

Какого гостя бог нанес,

Как он пройдет, распространяя

Московский запах папирос.

Москва, столица — свет не ближний,

А ты, родная сторона,

Какой была, глухой, недвижной,

Нас на побывку ждать должна.

И хуторские посиделки,

И вечеринки чередом,

И чтоб загорьевские девки

Глазами ели нас потам,

Неловко нам совали руки,

Пылая краской до ушей…

А там бы где-то две подруги,

В стенах столичных этажей,

С упреком нежным ожидали

Уже тем часом нас с тобой,

Как мы на нашем сеновале

Отлет обдумывали свой…

И невдомек нам было вроде,

Что здесь, за нашею спиной,

Сорвется с места край родной

И закружится в хороводе

Вслед за метелицей сплошной…

Ты не забыл, как на рассвете

Оповестили нас, дружков,

Об уходящем в осень лете

Запевы юных петушков.

Их голосов надрыв цыплячий

Там, за соломенной стрехой, —

Он отзывался детским плачем

И вместе удалью лихой.

В какой-то сдавленной печали,

С хрипотцей истовой своей

Они как будто отпевали

Конец ребячьих наших дней.

Как будто сами через силу

Обрядный свой тянули сказ

О чем-то памятном, что было

До нас.

И будет после нас.

Но мы тогда на сеновале

Не так прислушивались к ним,

Мы сладко взапуски зевали,

Дивясь, что день, а мы не спим.

И в предотъездном нашем часе

Предвестий не было о том,

Какие нам дары в запасе

Судьба имела на потам.

И где, кому из нас придется,

В каком году, в каком краю

За петушиной той хрипотцей

Расслышать молодость свою.

Навстречу жданной нашей доле

Рвались мы в путь не наугад, —

Она в согласье с нашей волей

Звала отведать хлеба-соли.

Давно ли?

Жизнь тому назад…

2. СЫН ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЕТ

Сын за отца не отвечает —

Пять слов по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают,

Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

Вам —

Из другого поколенья —

Едва ль постичь до глубины

Тех слов коротких откровенье

Для виноватых без вины.

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас еще на свете

Отец ваш, мертвый иль живой.

В чаду полуночных собраний

Вас не мытарил тот вопрос:

Ведь вы отца не выбирали, —

Ответ по-нынешнему прост.

Но в те года и пятилетки,

Кому с графой не повезло, —

Для несмываемой отметки

Подставь безропотно чело.

Чтоб со стыдом и мукой жгучей

Носить ее — закон таков.

Быть под рукой всегда — на случай

Нехватки классовых врагов.

Готовым к пытке быть публичной

И к горшей горечи подчас,

Когда дружок твой закадычный

При этом не поднимет глаз…

О, годы юности немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он — враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

И здесь, куда — за половодьем

Тех лет — спешил ты босиком,

Ты именуешься отродьем,

Не сыном даже, а сынком…

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Не понаслышке,

Не из книжки

Толкует автор этих строк…

Ты здесь, сынок, но ты нездешний,

Какой тебе еще резон,

Когда родитель твой в кромешный,

В тот самый список занесен.

Еще бы ты с такой закваской

Мечтал ступить в запретный круг.

И руку жмет тебе с опаской

Друг закадычный твой…

И вдруг:

Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят.

Счастлив стократ:

Не ждал, не чаял,

И вдруг — ни в чем не виноват.

Конец твоим лихим невзгодам,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов,

Что он простил тебе отца

Родного —

с легкостью нежданной

Проклятье снял. Как будто он

Ему неведомый и странный

Узрел и отменил закон.

(Да, он умел без оговорок,

Внезапно — как уж припечет —

Любой своих просчетов ворох

Перенести на чей-то счет;

На чье-то вражье искаженье

Того, что возвещал завет,

На чье-то головокруженъе

От им предсказанных побед.)

Сын — за отца? Не отвечает!

Аминь!

И как бы невдомек:

А вдруг тот сын (а не сынок!),

Права такие получая,

И за отца ответить мог?

Ответить — пусть не из науки,

Пусть не с того зайдя конца,

А только, может, вспомнив руки,

Какие были у отца.

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Цепляя

ложки черенок,

Такой увертливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

Сплошная.

Подлинно — кулак!

И не иначе, с тем расчетом

Горбел годами над землей,

Кропил своим бесплатным потом,

Смыкал над ней зарю с зарей.

И от себя еще добавлю,

Что, может, в час беды самой

Его мужицкое тщеславье,

О, как взыграло — боже мой!

И в тех краях, где виснул иней

С барачных стен и потолка,

Он, может, полон был гордыни,

Что вдруг сошел за кулака.

Ошибка вышла? Не скажите, —

Себе внушал он самому, —

Уж если этак, значит — житель,

Хозяин, значит, — потому…

А может быть, в тоске великой

Он покидал свой дом и двор

И отвергал слепой и дикий,

Для круглой цифры, приговор.

И в скопе конского вагона,

Что вез куда-то за Урал,

Держался гордо, отчужденно

От тех, чью долю разделял.

Навалом с ними в той теплушке —

В одном увязанный возу,

Тянуться детям к их краюшке

Не дозволял, тая слезу…

(Смотри, какой ты сердобольный, —

Я слышу вдруг издалека, —

Опять с кулацкой колокольни,

Опять на мельницу врага. —

Доколе, господи, доколе

Мне слышать эхо древних лет:

Ни мельниц тех, ни колоколен

Давным-давно на свете нет.)

От их злорадства иль участья

Спиной горбатой заслонясь,

Среди врагов советской власти

Один, что славил эту власть;

Ее помощник голоштанный,

Ее опора и боец,

Что на земельке долгожданной

При ней и зажил наконец, —

Он, ею кинутый в погибель,

Не попрекнул ее со злом:

Ведь суть не в малом перегибе,

Когда — Великий перелом…

И верил: все на место встанет

И не замедлит пересчет,

Как только — только лично Сталин

В Кремле письмо его прочтет…

(Мужик не сметил, что отныне,

Проси чего иль не проси,

Не Ленин, даже не Калинин

Был адресат всея Руси.

Но тот, что в целях коммунизма

Являл иной уже размах

И на газетных полосах

Читал республик целых письма —

Не только в прозе, но в стихах.)

А может быть, и по-другому

Решал мужик судьбу свою:

Коль нет путей обратных к дому,

Не пропадем в любом краю.

Решал — попытка без убытка,

Спроворим свой себе указ.

И — будь добра, гора Магнитка,

Зачислить нас В рабочий класс…

Но как и где отец причалит,

Не об отце, о сыне речь:

Сын за отца не отвечает, —

Ему дорогу обеспечь.

Пять кратких слов…

Но год от года

На нет сходили те слова,

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

И за одной чертой закона

Уже равняла всех судьба:

Сын кулака иль сын наркома,

Сын командарма иль попа…

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей.

И все, казалось, не хватало

Стране клейменых сыновей.

Недаром в дни войны кровавой

Благословлял ее иной:

Не попрекнув его виной,

Что душу горькой жгла отравой,

Война предоставляла право

На смерть и даже долю славы

В рядах бойцов земли родной.

Предоставляла званье сына

Солдату воинская часть…

Одна была страшна судьбина:

В сраженье без вести пропасть.

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь, полуживым —

Из плена в плен — под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Нет, ты вовеки не гадала

В судьбе своей, отчизна-мать,

Собрать под небом Магадана

Своих сынов такую рать.

Не знала,

Где всему начало,

Когда успела воспитать

Всех, что за проволокой держала,

За зоной той, родная мать…

Средь наших праздников и буден

Не всякий даже вспомнить мог,

С каким уставом к смертным людям

Взывал их посетивший бог.

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Ясна задача, дело свято, —

С тем — к высшей цели — прямиком.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Любой судьбине благодарен,

Тверди одно, как он велик,

Хотя б ты крымский был татарин,

Ингуш иль друг степей калмык.

Рукоплещи всем приговорам,

Каких постигнуть не дано.

Оклевещи народ, с которым

В изгнанье брошен заодно.

И в душном скопище исходов —

Нет, не библейских, наших дней —

Превозноси отца народов:

Он сверх всего.

Ему видней.

Он все начала возвещает

И все концы, само собой.

Сын за отца не отвечает —

Закон, что также означает:

Отец за сына — головой.

Но все законы погасила

Для самого благая ночь.

И не ответчик он за сына,

Ах, ни за сына, ни за дочь.

Там, у немой стены кремлевской,

По счастью, знать не знает он,

Какой лихой бедой отцовской

Покрыт его загробный сон…

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

3. О ПАМЯТИ

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

Забыть родных и близких лица

И стольких судеб крестный путь —

Все то, что сном давнишним будь,

Дурною, дикой небылицей,

Так и ее — поди, забудь.

Но это было явной былью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

Забыть — о, нет, не с теми вместе

Забыть, что не пришли с войны, —

Одних, что даже этой чести

Суровой были лишены.

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать,

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

О матерях забыть и женах,

Своей — не ведавших вины,

О детях, с ними разлученных,

И до войны,

И без войны.

А к слову — о непосвященных:

Где взять их? Все посвящены.

Все знают все; беда с народом! —

Не тем, так этим знают родом,

Не по отметкам и рубцам,

Так мимоездом, мимоходом,

Не сам,

Так через тех, кто сам…

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Любую быль,

Любую боль;

Что так и так — летит планета,

Годам и дням ведя отсчет,

И что не взыщется с поэта,

Когда за призраком запрета

Смолчит про то, что душу жжет…

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Пытливой дочке-комсомолке

Поди сошлись на свой главлит;

Втолкуй, зачем и чья опека

К статье закрытой отнесла

Неназываемого века Недоброй памяти дела;

Какой, в порядок не внесенный,

Решил за нас

Особый съезд

На этой памяти бессонной,

На ней как раз

Поставить крест.

И кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Иль, о минувшем вслух поведав,

Мы лишь порадуем врага,

Что за свои платить победы

Случалось нам втридорога?

В новинку ль нам его злословье?

Иль все, чем в мире мы сильны,

Со всей взращенной нами новью,

И потом политой и кровью,

Уже не стоит той цены?

И дело наше — только греза,

И слава — шум пустой молвы?

Тогда молчальники правы,

Тогда все прах — стихи и проза,

Все только так — из головы.

Тогда совсем уже — не диво,

Что голос памяти правдивой

Вещал бы нам и впредь беду:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Что нынче счесть большим, что малым —

Как знать, но люди не трава:

Не обратить их всех навалом

В одних непомнящих родства.

Пусть очевидцы поколенья

Сойдут по-тихому на дно,

Благополучного забвенья

Природе нашей не дано.

Спроста иные затвердили,

Что будто нам про черный день

Не ко двору все эти были,

На нас кидающие тень.

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

А я — не те уже годочки —

Не вправе я себе отсрочки

Предоставлять.

Гора бы с плеч —

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь.

Ту боль, что скрытно временами

И встарь теснила нам сердца

И что глушили мы громами

Рукоплесканий в честь отца.

С предельной силой в каждом зале

Они гремели потому,

Что мы всегда не одному

Тому отцу рукоплескали.

Всегда, казалось, рядом был,

Свою земную сдавший смену.

Тот, кто оваций не любил,

По крайней мере знал им цену.

Чей образ вечным и живым

Мир уберег за гранью бренной,

Кого учителем своим

Именовал отец смиренно…

И, грубо сдвоив имена,

Мы как одно их возглашали

И заносили на скрижали.

Как будто суть была одна.

А страх, что всем у изголовья

Лихая ставила пора,

Нас обучил хранить безмолвье

Перед разгулом недобра.

Велел в безгласной нашей доле

На мысль в спецсектор сдать права,

С тех пор — как отзыв давней боли

Она для нас — явись едва.

Нет, дай нам знак верховной воли,

Дай откровенье божества.

И наготове вздох особый —

Дерзанья нашего предел:

Вот если б Ленин встал из гроба,

На все, что стало, поглядел…

Уж он за всеми мелочами

Узрел бы ширь и глубину.

А может быть, пожал плечами

И обронил бы:

— Ну и ну! —

Так, сяк гадают те и эти,

Предвидя тот иль этот суд, —

Как наигравшиеся дети,

Что из отлучки старших ждут.

Но все, что стало или станет,

Не сдать, не сбыть нам с рук своих,

И Ленин нас судить не встанет:

Он не был богом и в живых.

А вы, что ныне норовите

Вернуть былую благодать,

Так вы уж Сталина зовите —

Он богом был — Он может встать.

И что он легок на помине

В подлунном мире, бог-отец,

О том свидетельствует ныне

Его китайский образец…

… Ну что ж, пускай на сеновале,

Где мы в ту ночь отвергли сон,

Иными мнились наши дали, —

Нам сокрушаться не резон.

Чтоб мерить все надежной меркой,

Чтоб с правдой сущей быть не врозь,

Многостороннюю проверку

Прошли мы — где кому пришлось.

И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

1966-1969

Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется “По праву памяти”. Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит и своей активной общественной деятельностью.

В хрущевское время он был главным редактором журнала “Новый мир”. Своими усилиями в буквальном смысле

слова преподнес читателям творения многих беллетристов, которые были запрещены во время правления Сталина. Поэму “По праву памяти” Твардовский писал почти три года, закончил ее в шестьдесят девятом году.

Однако во времена “застоя” из идейных воззрений она была издана только восемнадцать лет спустя, что, бесспорно, только увеличивает интерес к ней. Испытывая на закате лет острую надобность поспеть сообщить о самом важном, в чем-то раскаяться, что-то предотвратить, А. Твардовский в поэме думает о драматической судьбе его поколения. Писатель вложил в маленькое по своим размерам творение всю боль,

которая была вызвана воспоминаниями об ужасных деяниях той поры. Поэма поделена на три части, следует отметить, что первая часть противопоставлена остальным.

В ней писатель повествует простую, грустную историю, как два молодых человека, намереваясь оставить родные края, мыслят о будущем, грезят быть полезными для страны, родному народу.

Однако уже в конце первой части автор сгущает краски. Он дает понять, скоро их беспечная юность закончится и жизнь встретит их не очень приветливо. Из второй части поэмы мы познаем жуткую “быль” о том, какие муки заставлены были выдерживать дети репрессированных родителей.

Причем огромное число этих людей не только не совершали преступлений, но по-разному старались помочь державе подняться из разрухи и бедности. Отца самого писателя раскулачили и он был сослан на Северный Урал. Твардовскому пришлось входить в жизнь и в литературу с метой кулацкого сына.

Но главной задачей второй части поэмы было изобразить ту страшную простоту, с какой принимали важные решения, которые могли бы изменить жизнь миллионов людей.

Волнения и эмоции людей не только не брали в расчет, их просто не существовало.

И государственная огромная машина выращивала и скрупулезно готовила тех, кто потом мог стать звеном этого бездушного механизма. Отличительной чертой поэмы является то, что при достаточно небольшом объеме текста у писателя получается поведать о многом. Автор размышляет и о своей собственной вине перед своими родителями, и о том, что за всеобщего родоначальника мы очутились все в ответе. Третья часть поэмы является своеобразным предупреждением нам, последователям и потомкам, не застигшим эту пору.

Писатель предостерегает нас об опасности позабыть всю безжалостность той власти, которая распоряжалась государством долгие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для периода, когда была написана поэма, когда страной правил Л. И. Брежнев, а также и для наших дней. Поколение, для которого были написаны слова поэмы, не имело возможности осознать их правильность и значительность.

Результаты этого мы испытываем уже сейчас, следя за митингами и демонстрациями, участники которых несут портреты Сталина.

В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.

Нашему поколению, которое находится на пороге взрослой жизни и видит неустойчивость коллективного сознания, именно нам не только полезно, а жизненно важно постигать как историю, так и беллетристику нашего государства для того, чтобы в ответственный момент не совершить фатальной оплошности и не повергнуть ее в хаос, нищету и разруху.

Красочным примером подобной литературы, познание которой позволяет формировать активную жизненную позицию, является именно поэма Твардовского “По праву памяти”. Она обрисовывает только малую часть тех событий, которые были пережиты народом. Но она довольно глубокая и обстоятельная, и может заставить размышлять над прошедшим, оценить сегодняшний день и предупредить ужасающие промахи в будущем.

<

p>

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • По праву памяти краткое сочинение
  • По праву памяти конкурс сочинений
  • По подсчетам ученых глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления егэ
  • По поводу смысла гранин сочинение егэ
  • По поводу сдачи экзамена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии