Проблема бережного отношения к природе…
Сочинение
Как часто вы задумываетесь о благополучии окружающей среды? Каждый день все больше лесов вырубается, в реки сбрасывается огромное количество отходов, заводы дымят и сильнее загрязняют атмосферу, но никому нет до этого дела.Поэтому проблема бережного отношения к природе несомненно является актуальной на сегодняшний день.
Автор текста, В.М.Песков, очень сильно тревожится о нынешнем состоянии окружающей среды. Крайняя озабоченность его этой проблемой проявляется в таких вопросах, как «Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?», «Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?» Люди, решившие опрыскать лес химической жидкостью, прекрасно осознают, насколько это губительно для экосистемы. Из-за беспечности человека погибают невинные живые существа. Если мы будем продолжать уничтожать природу в том же духе, то вскоре на нашей планете не останется ни одного зеленого уголка.
Мы должны научиться бережному отношению к природе, жить в мире и согласии со всем живым на Земле. Именно к этому нас призывает В.М.Песков.
Я разделяю чувства и мысли автора, так как в сегодняшнем мире мы должны тщательнее относиться к проблемам окружающей среды, ведь мы полностью зависим от нее и неразрывно связаны с ней.
Хорошим примером правильного отношения к природе служит героиня повести А.И.Куприна «Олеся». Олеся всю жизнь провела в единении с природой. Она, как никто другой, ощущает тонкую связь между собой и лесом, она понимает, что он живой. Именно поэтому она встает на сторону природы и защищает каждого обитателя леса, от маленькой травинки до высокой ели. За эту любовь и заботу ко всему живому она была награждена сверхъестественными способностями, которые помогают ей выжить в лесной глуши.
Также подтверждение того, что люди забыли о том, что природа их родной и единственный дом, можно найти в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Его другу, Аркадию, напротив, общение с окружающим миром дает наслаждение и помогает залечить душевные раны. Для него это единение естественно и приятно…
Текст:
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: (32) – Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова… (39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же… (41) – Мы согласно инструкции… (42)Вот и весь разговор. (43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…
(По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.
Еще сочинения по данному тексту
Комментарий проблемы. По тексту В. Пескова Взаимоотношения человека и природы
Сочинение по тексту В.Пескова(вариант №11)
В русском искусстве есть немало произведений, посвященных природе, временам года — зиме, весне, лету, осени: картины художников и музыкальные произведения, стихи и проза. И особенно неравнодушны творческие люди к осени. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Чем же привлекает осень? Проблему привязанности русских художников к осени ставит в тексте Василий Михайлович Песков. Вопрос очень актуален, ведь именно осень вдохновляла многих русских поэтов и художников во все времена.
Писатель выражает свое восхищение природой и дает возможность увидеть, что в нашей русской природе есть много прелести, отчего многое воспринимается как праздник. Вот и осень для него – настоящий праздник, когда все в природе наряжается в яркие одежды, радует глаз. И хотя он отмечает, что в осеннем многоцветье немало грусти, он с упоением говорит о прозрачном воздухе, изумительных птичьих трелях и неповторимости каждого осеннего дня, которую можно почувствовать сердцем. Размышления автора об осенней природе помогают убедиться в том, что именно в это время года человек сердцем чувствует свое единение с природой, которая щедро дарит ему свои богатства. Я согласна с такой точкой зрения автора, и для меня осень – тоже любимое время года. Вспоминаются строки: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… Осень была любимым временем года у А.С. Пушкина, автора этих строк. Не случайно он бывал особенно в ударе именно осенью и создал множество прекрасных своих творений во время первой ссылки в Михайловское и Болдинской осенью. Не будь осени, читатели были бы лишены удовольствия от знакомства с прекрасными стихами Пушкина, его сказками, повестями и другими произведениями. Вспоминается еще одно произведение — «Золотая осень» художника Поленова, символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Пейзаж Поленова производит удивительно умиротворяющее впечатление: широкий разворот пространства, обилие света, плавные линии рельефа местности, гармония во всем. Праздник, о котором и пишет автор текста В.Песков. Таким образом, подводя итог сказанному, хочется сделать вывод, что природа, и осень в том числе, будет всегда притягивать внимание художников и питать их стремление передать кистью, словом, нотами ее неповторимую прелесть.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Похожее
Сочинение – рассуждение по тексту В. Пескова «Чувство Родины» Подготовка к ГИА (С2.2) — презентация
Сочинение – рассуждение по тексту В. Пескова «Чувство Родины» Подготовка к ГИА (С2.2)
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту; совершенствовать навыки анализа текста; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
РОДИНА,- ы, ж. 1.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого – нибудь, возникновения чего – нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
РОДИНКА РОДИТЕЛИ РОДНИК РОДНЯ РОДСТВЕННИКИ НАРОД РОД РОДНОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ РОДСТВО РОЖДЕНИЕ
…Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей. Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли. По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из – под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики. Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как – то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
Физминутка для глаз
Композиция сочинения-рассуждения: 1. Тезис ( фраза, смысл которой нужно будет объяснить в сочинении ) 2. Первый аргумент. 3. Второй аргумент. 4. Вывод.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (СПОСОБЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЗИСОМ И АРГУМЕНТАМИ ) вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим … союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… синтаксические конструкции: итак, можно убедиться в том, что…; таким образом, можно увидеть, что…; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
С2.2 Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём»? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вступление (тезис) Выразить своё отношение к поставленной проблеме Основная часть Доказательства (аргументы) 1 аргумент 2 аргумент Заключение (вывод)
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Ах, как я устал от этой суеты… Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Готовиться к экзамену не так-то просто.
Сочинения по русскому языку и литературе
…
Сочинение ЕГЭ по тексту В.М.Пескова 5.00/5 (100.00%) 4 votes
Как важно уважать и ценить то, что у нас имеется. Ведь, к сожалению, человек, не может осознать всей важности какого-либо предмета или события, пока его не потеряет или не упустит. Поэтому, беречь то, что у нас имеется и вкладывать все силы в сохранение этого – наша главная задача. Именно об этом рассуждает в своем тексте писатель, журналист и путешественник Василий Михайлович Песков. В своем тексте он поднимает проблему сохранения и обогащения культуры. Автор глубоко озадачен этим вопросом и его волнение по поводу сохранение деревенской культуры вполне оправдано.
Позиция автора мне ясна, Василий Михайлович считает, что в России деревенская жизнь и культура стремительно погибают. Если пропадет сельское хозяйство, то исчезнет огромная часть русской культуры, в наше время к этому все и идет. Мы видим, как пропадают обряды деревенской жизни, обычаи, исторические события. Я полностью согласна с мнением В.М.Пескова и разделяю его мнение о том, что деревня – малая Родина человека, именно с нее начинается не только история этой местности, но и история огромной страны. К сожалению, в наше время эта проблема актуальна. Еще в Советском Союзе, во времена коллективизации было загублено множество деревень, пропали не только дома, поля, захоронения, погибла память, целая жизнь народа. Проблема сохранения и обогащения культуры хорошо освещена в литературе, она была затронута многими известными писателями и поэтами. Например, в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» автор раскрывает вечные проблемы человечества, одна из них – проблема сохранения и обогащения культуры. Мы видим, как погибает деревенский уклад, разрушаются традиции деревенского народа, молодым поколением и властью. С одной стороны, развитие страны необходимо, но ведь не обязательно, для того чтобы строить новое рушить старое, губить человеческие жизни. Данная проблема всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что люди нашего поколения должны заботиться о деревне, о полях, лугах, огородах. Ведь рост городов настолько стремителен, что в скором времени, не останется ни одной деревни. В связи с этим погибает народ, культура, история.
Похожие сочинения
- Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения, […]
- Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни […]
- Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои […]
- Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает […]
- Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый […]
- Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая […]
У меня, наверное, как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где живу и учусь – это отечество, родная страна, теплая и солнечная. Место, где мне хорошо и комфортно, где я могу отдохнуть и телом и душой. Где проходит мое детство, место, где я буду жить, и работать в дальнейшем, город в котором я останусь на всю свою жизнь.
Говорят «в гостях хорошо, а дома лучше». Эта фраза как раз о том, что не зависимо от того где человек находится (в соседей или чужой стране) – дома однозначно лучше. Родина – это и есть дом человека и не важно, насколько он большой или маленький.
Все что для меня родное, что близко и любимо, относится к Родине. Любимые пейзажи, поля, леса, родная деревня, дом в конце улицы, друзья и родственники, родители и мои животные – все это часть меня и моей Родины. Это самое лучшее место на всей земле и оно всегда будет у меня в сердце, как бы далеко я не была.
Нет ни одного человека, у которого бы не было бы Родины. У всех есть место, где им хорошо и уютно сейчас или было когда-то. Это часть жизни человечества.
Недавно мне рассказывала мама как они с папой ездили за границу на заработки, когда меня еще не было. Она говорила, как тоскливо им было спустя какое-то время, как им хотелось домой в родные края и к близким людям. Как они не высыпались на чужой кровати, хотя она была новой и удобной, но им хотелось домой на родной скрипучий диван. Чужой язык, законы и местность они не смогли долго терпеть и вернулись спустя три месяца вместо планируемых шести. Родители были так счастливы от одного вида и атмосферы родных краев, что отказались от пышной свадьбы, на которую сами копили и зарабатывали деньги. Скромно расписались, а после посидели в узком семейном кругу.
Эту любовь к родине они заложили и мне. Как бы ни было хорошо за границей у бабушки, а дома все ровно на много лучше. И я всегда с нетерпением жду возвращения в любимый прекрасный город.
Это простое слово вызывает не простые ощущения и чувства, которые очень тяжело передать. Именно я не смогу надолго расстаться с родными краями и верю в то, что все будет хорошо. Верю в достойное и быстрое процветание страны, а все плохое обязательно исчезнет. Я – патриот и с гордостью могу сказать, что моя отчизна самая лучшая и бесконечно могу рассказывать обо всех ее достоинствах и недостатках. Я люблю ее такой, какая она есть. Родину, как и родителей не выбирают.
Священный долг, обязанность каждого человека – защищать свою родину и отстаивать ее права.
Краткое мини сочинение рассуждение Что такое Родина 4 класс
Родина? Но что же это означает? Как понимать этот термин? Может, это переулок, дом, квартира в котором человек провел своё детство? Страна, в которой он вырос? А может, полностью планета Земля? Вряд ли. Родина место, в которое так стремится попасть человек. Уголок, который наполнен комфортом и уютом. Территория, за которую он будет бороться, если понадобиться.
А еще, это место где ты любим и окружен заботой близких людей. Такое глубокое значение вложено в маленькое слово Родина. Для разных людей, оно обладает чем-то личным и сокровенным. Отчизна у нас одна-единственная, словно жизнь, её невозможно обменять или выбрать другую. Размышлять о том, что же всё-таки означает Родина можно долго. Мне кажется, каждый человек обязан сам сформулировать значения этого слова.
Но, если меня спросят, как я понимаю это слово, я отвечу: «Родина всё, чем ты дорожишь. Всё, что так важно для тебя, будь то место или люди. Родина уголок, куда тянет вернуться вновь и вновь!»
Сочинение рассуждение Что такое Родина
В широком смысле слова Родина — это наша большая страна под названием «Россия». В географическом смысле это — как сказал великий русский поэт Сергей Есенин « одна шестая часть земли с названием кратким Русь». Она раскинулась от Тихого океана на Дальнем Востоке до Балтийского моря на западе. Когда на Камчатке восходит солнце и начинается новый день, жители Калининграда только ложатся спать. Это и вернувшийся в свою родную гавань Крым.
В историческом смысле Родина — это сначала Древняя Русь во главе с Великим Новгородом, потом Россия, потом Союз Советских Социалистических республик. А сейчас снова Россия — Российская Федерация.
Родина — это люди, которые живут на этой одной шестой части земли, радуются и грустят вместе со своей страной. Это люди, которые в страшную годину не бросили свою страну и не убежали за границу, как крысы с тонущего корабля или тараканы. Это люди, которые насмерть стояли в Брестской крепости и под стенами Москвы. Это люди, которые пережили 800 дней блокады в осаждённом Ленинграде. Это люди, которые сломали хребет фашистскому зверю и водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом. Родина — это миллионы людей в тылу, которые на заводах ковали Победу. Родина — это победители, которые прошли торжественным маршем на Красной площади Москвы в далёком 1945 году. Родина — это люди, которые в трудных условиях осваивали целинные земли и покоряли океанские глубины. Это люди, которые вывели свою страну в космос. Родина — это спортсмены, которые выступают под российским триколором и плачут от радости, стоя на первом месте пьедестала почёта, под звуки российского гимна.
У каждого человека Родина своя. Это не только то место, где появился на свет. Это и то место, где живёшь в данное время. Это может быть маленькая деревушка, где живёт любимая бабушка, с речкой, где научился плавать. Для другого человека Родина — это скамейка, где в первый раз сказал «люблю» и поцеловал девушку. Родина — это место, куда возвращаются с дальних походов корабли и подводные лодки. Из полётов сюда стремятся лётчики и космонавты. Из таких личных моментов и складывается наша огромная Родина. Родные, народ, родители, Родина — это всё однокоренные слова, произошедшие от слова «род». И русский народ, и родные сердцу леса и поля, и трёхцветный флаг, бой курантов на Спасской башне Кремля — это всё наша любимая Родина. И другая нам не нужна. Родину и родителей не выбирают.
Что значит для меня Родина
Прочитайте. Что волнует писателя и журналиста В. Пескова? Передайте основную мысль текста своими словами.
2. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Что они разделяют или выделяют?
По праву человека изрядно поездившего должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признавать,что «на клочке земли припавшей к трём берёзам» частенько видишь кучу бетонного мусора или забытую ржавую сеялку или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег украшают автомобильное колесо или какие-то старые ящики брошенная мелиораторами труба. Опушка леса и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами неаккуратно распылёнными с самолёта.
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа.
(В. Песков.)
Почему в одних случаях вы поставили запятую перед союзом или, а в других — нет?
Обновлено: 10.03.2023
Василий Михайлович Песков поднимает важную и актуальную во все времена проблему – проблему человеческого страха перед жизненными обстоятельствами.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Герой данного текста за свою трусость наказал себя дважды – жизнь и достойная молодость прошли мимо него, а сам Николай получил лишь людское презрение. Жизнь дана для того, чтобы быть в центре нее, познать настоящее счастье, а также принять и одолеть преграды судьбы. Боясь всего этого, можно упустить саму жизнь.
Сочинение по тексту Василия Пескова о человеческих ценностях (текст имеется)
(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И настроение серенькое. (3)Я доехал на трамвае в Тимирязевский парк прогуляться.
(4)Пустынно было в парке и тихо. (5)Только ворона на сухом дереве воевала с куриной костью. (6)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (7)Он не бежал, а тихо подпрыгивал, удостоив меня лишь косым взглядом. (8)Тут же он остановился в двух шагах от меня, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (9)Эко событие, скажете. (10)Однако настроение у меня сразу переменилось. (11)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (12)Дома за чаем опять его вспомнил. (13)И было на душе хорошо и тепло.
(14)Явление это обычное. (15)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки чувствуешь: чего-то важного не было. (16)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (17)Это могут быть увлекательные сцены поединка двух летунов — стрекозы и сороки. (18)Или кабан пробежал близко, показывая лишь спину поверх бурьянов. (19) Или вдруг в бинокль увидел: дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники. (20)Всё это даёт день пешей прогулки в лес… (21)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (22)Из всех человеческих ценностей главная — сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав. (23)Удалите всё это из жизни или по нерадивости потеряйте (это возможно при варварском отношении человека к Природе), и жизнь потеряет краски и главный источник радости. (24)Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (25)Впрочем, до этой точки, не заботясь о сохранении живого мира, человек вряд ли и доживёт.
(По В. Пескову*)
* Песков Василий Михайлович (род. в 1930)
СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ
Мы говорим о нравственности, рассуждаем о человеческих ценностях. А в чем они заключаются? Что из всех человеческих ценностей наиболее значимо? Ответы на эти вопросы можно найти в предложенном нам тексте В.М. Пескова.
Соглашусь с авторской позицией. Мне кажется, жизнь с ее красками действительно способна делать наши впечатления более яркими и глубокими. А красками этими несомненно является все живое, что окружает нас.
Я тоже люблю жизнь со всеми ее проявлениями. В нашем чудесном крае много гор. И каждый горец вырос, впитывая с детства эту красоту и краски. Вечером ли, утром смотреть на горы – значит насыщаться жизнью со всеми ее прелестями.
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту; совершенствовать навыки анализа текста; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
РОДИНА,- ы, ж. 1.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого – нибудь, возникновения чего – нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
РОДИНКА РОДИТЕЛИ РОДНИК РОДНЯ РОДСТВЕННИКИ НАРОД РОД РОДНОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ РОДСТВО РОЖДЕНИЕ
Физминутка для глаз
Композиция сочинения-рассуждения: 1. Тезис ( фраза, смысл которой нужно будет объяснить в сочинении ) 2. Первый аргумент. 3. Второй аргумент. 4. Вывод.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (СПОСОБЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЗИСОМ И АРГУМЕНТАМИ ) вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим … союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… синтаксические конструкции: итак, можно убедиться в том, что…; таким образом, можно увидеть, что…; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Вступление (тезис) Выразить своё отношение к поставленной проблеме Основная часть Доказательства (аргументы) 1 аргумент 2 аргумент Заключение (вывод)
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Ах, как я устал от этой суеты… Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Готовиться к экзамену не так-то просто.
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Сочинения по русскому языку и литературе
Сочинение ЕГЭ по тексту В.М.Пескова 3.67/5 (73.33%) 6 votes
Как важно уважать и ценить то, что у нас имеется. Ведь, к сожалению, человек, не может осознать всей важности какого-либо предмета или события, пока его не потеряет или не упустит. Поэтому, беречь то, что у нас имеется и вкладывать все силы в сохранение этого – наша главная задача. Именно об этом рассуждает в своем тексте писатель, журналист и путешественник Василий Михайлович Песков. В своем тексте он поднимает проблему сохранения и обогащения культуры. Автор глубоко озадачен этим вопросом и его волнение по поводу сохранение деревенской культуры вполне оправдано.
Книга «Полное собрание сочинений. Том 15. Чудеса лунной ночи»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
На Оке осенью.
Все достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас в самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастает, тем зеленее его вершина.
К истоку патриотических чувств человека обратился Константин Симонов в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть! Мы и сегодня без волненья не можем читать эти строки.
Вряд ли надо еще что-нибудь говорить в доказательство, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны все, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. Все ли у нас тут в порядке?
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить.
Строителям скоростной магистрали Москва — Симферополь был нужен песок, и такой, чтобы стоил недорого, чтобы был под рукой. Где же его нашли? В пойме Оки, на узкой полоске земли, лежащей между рекой и Приокско-Террасным заповедником. Это было особой красоты место с холмами, поросшими соснами, с остатками реликтовых растений, оберегаемых заповедником. Близость заповедника (сто метров до его границы!), близость крупнейшего в нашей стране биологического центра Пущино (стоит на противоположном берегу Оки) добывателей песка не смутила.
В рытвины по пробитым дорогам из Серпухова сейчас же повезли всякий мусор и хлам. Кто разрешил тронуть место не просто живописное, но драгоценное из-за близости к двум исследовательским и природоохранительным центрам?
К деревне Зимёнки на юго-западе от Москвы в прошлом году взамен электролинии на старых сосновых столбах подвели новую — на бетонных. Хорошо! — упрочилась подача электричества в деревеньку. Плохо, что старую линию не убрали, не увезли. В живописном местечке, приютившем пионерский лагерь, торчат так и сяк столбы и старые провода. В обнимку — бесхозяйственность и равнодушие…
И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Можно докопаться до причинности этого. Не в том сейчас дело.
Цели: обучать умению находить в тексте публицистическую тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; готовить к составлению самостоятельных высказываний данного стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию. Оборудование: текст изложения, репродукции картин с изображением пейзажей. тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
I. организационный этап
II. Актуализация опорных знаний Беседа
— Что такое публицистическая тема?
— Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль речи?
— Почему сейчас особенно остро стоит вопрос об охране и защите природы?
— Что значит лес, природа для человека?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня особенно остро природа нуждается в защите. Как мы можем помочь ей, сберечь её? Вы знаете, как бездумно, а иногда невежественно и преступно по отношению к природе ведёт себя человек: иссушаются берёзы в момент весеннего сокодвижения (из-за кружки сока), хищнически ломается черёмуха и другие цветущие кустарники, вытаптываются, выдираются с корнями хрупкие нежные первоцветы, которых так мало осталось на земле, захламляется, замусоривается битым стеклом, консервными банками лес, загрязняются отходами пруды, реки, озёра.
Как же бороться с этим злом? Какую конкретную пользу можно оказать природе?
IV. работа над культурой и развитием речи учащихся
1. чтение учителем текста изложения
. Чувство Родины (обратите Внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда Внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.
Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
1. Какие мысли и чувства рождают у вас размышления журналиста В. Пескова?
2. Что, по-вашему, надо делать, чтобы восстановить и сохранить красоту облика нашей земли?
Примечание. Хорошо, если на уроке учащиеся увидят репродукцию картины Шишкина, о которой идет речь в тексте предложения и репродукции других картин с родными пейзажами.
2. самостоятельная работа над составлением плана изложения
3. Повторное чтение текста учителем
4. написание изложения с выполнением творческих заданий (черновые варианты)
V. Домашнее задание
Отредактировав черновые варианты изложения, закончить творческую работу в тетрадях.
Тема урока. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной Цели: совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой речью, употреблений предложений с прямой речью в собственных высказываниях в соответствии с условиями общения, ситуацией, содержанием и стилем; формировать умения правильного конструирования предложений с косвенной речью, уместного использования косвенной речи наряду с прямой для передачи чужих высказываний. Оборудование: учебник, таблица, учебные тексты. тип урока: комбинированный.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
— Перечислите способы передачи чужой речи.
— Какой из них наиболее точно и детально передает чужую речь?
— Какой — менее детально и точно?
2. Практическая работа
Внимательно прочитайте данный текст. Определите его основную мысль. Объясните знаки препинания. Найдите в тексте примеры чужой речи, переданной без изменения. Какими способами это сделано? Укажите слова, вводящие чужую речь,— слова автора.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Предложения с прямой речью чаще всего используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях. Они выполняют в тексте изобразительную функцию. Сама прямая речь — важнейшее средство характеристики говорящего, его чувств, черт характера, уровня образования, воспитания.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
А) Ознакомление с таблицей (с комментариями учителя)
I. Прямая речь перед словами автора
П. Прямая речь после слов автора
III. Прямая речь разрывается словами автора
Б) Предложения с косвенной речью по форме представляют собой сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное — чужую речь. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью. Предложения с косвенной речью представляют собой разновидность сложноподчинённых с придаточными дополнительными. Они передают содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего.
Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Придаточные, включая косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются что, чтобы, ли: Мне сказали, что это был брат мой… Прямую речь можно заменить косвенной.
Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение.
Союз чтобы употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение.
Частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ли или вообще не имеет вопросительных слов.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация
И контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
Выразительно прочитайте. Вдумайтесь в смысл данных высказываний. Определите их главную мысль. Усиливает ли данное языковое оформление выразительность высказывания? Обратите Внимание на строение предложения с прямой речью, на интонацию при чтении, на знаки препинания. Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи.
2. Замените прямую речь косвенной
Книга «Полное собрание сочинений. Том 15. Чудеса лунной ночи»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
На Оке осенью.
Все достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас в самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастает, тем зеленее его вершина.
К истоку патриотических чувств человека обратился Константин Симонов в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть! Мы и сегодня без волненья не можем читать эти строки.
Вряд ли надо еще что-нибудь говорить в доказательство, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны все, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. Все ли у нас тут в порядке?
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить.
Строителям скоростной магистрали Москва — Симферополь был нужен песок, и такой, чтобы стоил недорого, чтобы был под рукой. Где же его нашли? В пойме Оки, на узкой полоске земли, лежащей между рекой и Приокско-Террасным заповедником. Это было особой красоты место с холмами, поросшими соснами, с остатками реликтовых растений, оберегаемых заповедником. Близость заповедника (сто метров до его границы!), близость крупнейшего в нашей стране биологического центра Пущино (стоит на противоположном берегу Оки) добывателей песка не смутила.
В рытвины по пробитым дорогам из Серпухова сейчас же повезли всякий мусор и хлам. Кто разрешил тронуть место не просто живописное, но драгоценное из-за близости к двум исследовательским и природоохранительным центрам?
К деревне Зимёнки на юго-западе от Москвы в прошлом году взамен электролинии на старых сосновых столбах подвели новую — на бетонных. Хорошо! — упрочилась подача электричества в деревеньку. Плохо, что старую линию не убрали, не увезли. В живописном местечке, приютившем пионерский лагерь, торчат так и сяк столбы и старые провода. В обнимку — бесхозяйственность и равнодушие…
И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Можно докопаться до причинности этого. Не в том сейчас дело.
Читайте также:
- Конкурсное сочинение 5 класс
- Возможен ли жизненный путь без ошибок сочинение капитанская дочка
- Сочинение на тему зависть пример из жизни
- Сочинение на тему вечера на хуторе близ диканьки
- Поездка в китай сочинение
метки: Родина, Текст, Чувство, Песок, Слово, Родиться, Например, Относиться
Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?
Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства. Тема нашего урока — подготовка к изложению и сочинению-рассуждению по тексту Василия Пескова «Чувство Родины».
(слайд) Откройте тетради и запишите тему урока.
Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (вместе цели).
На какие вопросы предстоит ответить? Они на первый взгляд кажутся простыми.
Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечет туда, где бы он не был?
Итак, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, к новой форме сдачи ЕГЭ, чтобы не бояться, а последовательно учиться и уверенно сдать на положительные оценки.
2.Беседа.
Понятие это у каждого свое. Что же для вас понятие Родина?
— Ребята, назовите и запишите 3-4 явления, предмета, которые наиболее тесно ассоциируются у вас со словом «Родина» (голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной елке).
На столе у каждого рабочий лист, где вы записываете все, что, по- вашему мнению, пригодится для создания изложения и небольшого сочинения- рассуждения. А Данил найдет значение этого слова в словаре Ожегова. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.
Любовь к родине. Защита родины.
-Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение. (Слайд).
Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.
1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор, разбор по составу.
2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)
2 стр., 780 слов
Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве
… Киева. 2 вариант Кто бы ни создал поэму « Слово о полку Игореве», видно, что он очень тревожился за будущее Руси. Он … русских земель происходит необычайно красочно и завораживающе. В произведении понятие Родины объединяет в себе и русский народ, и вес природный … все время сопутствуют рокот и ненастье. «Деревья с тугою к земле преклонились» — так описано оплакивание природой поражение славного войска …
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.
3. Может быть, вам поможет найти ответы на те вопросы, которые мы поставили в начале урока стихотворение нашей землячки, учителя по образованию, журналиста и поэта по призванию, которая сейчас живет в Америке, Валентины Серафимовны Чижик-Рост. (Наизусть ученик)
Абан…Папа…Абан…Детство…
Абан… Двадцать лучших лет.
Синеглазое наследство,
Горькой жизни светлый след.
Абан, Абан, дай мне силы
Без тебя вдали прожить.
Дай мне силы, чтоб хватило
Век достойно завершить.
Абан — теплые тропинки.
Абан — добрые глаза.
Две разбитых половинки,
Разделив, сложить нельзя.
-Какие понятия у поэта ассоциируются с чувством Родины, с понятием Родина? Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.
IV. Чтение текста учителем.
Итак, обратимся к тексту В. Пескова.
Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями, проблемами нашего Абана.
род — родник — Родина
Родина — это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то ящики.
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.
Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем — кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.
17 стр., 8466 слов
По тексту публицистического стиля
… — нужно его находить» Сочинение–рассуждение по тексту Исходный текст: (1) Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, … криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. (11) А рядом — редкостной красоты куст … его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного с …
Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
V. Работа с текстом.
— Сформулируйте основную мысль текста . (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)
Найдите главное, ключевое слово, раскрывающее основную мысль текста
А для Абанского района эта тема актуальна?
—Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?
— К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)
— Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля — привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках — и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране)
Какие предложения отражают позицию автора?
—Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя — это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание…. В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: …(2-ой абзац).
Итак, мы доказали, что стиль текста — публицистический.- К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)
— Перескажите кратко текст по абзацам. ( в парах)
С чего начинается Родина
VI. Тестовые задания по тексту.
Ребята, а сейчас нам предстоит справиться с некоторыми тестовыми заданиями по тексту, повторить орфографию лексику, синтаксис.
7 стр., 3305 слов
Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»
… текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, … на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст …
1) И первое задание — словарный диктант.
Пешеходная тропинка, косогор с березами, нацеленная к Луне, неистово хлопают, плохо бережём, надо беречь, частенько видишь, полиэтиленовых мешков, песчаный берег, восприятие пейзажа, мысленно уберите, истоки сыновнего чувства.
У каждого из вас текст на парте. Найдите в тексте, подчеркните, проверьте себя. У кого нет ошибок?
2)Установите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите комбинацию « цифра- буква»
1.Неистово А………никогда не исчезающий, вечный.………………….
2.пренебрежение Б проявление высокомерного отношения к кому-либо, чему-либо
3. долг В безудержно, буйно, необычайно сильно.
4. нетленная Г.обязанность..
1-В,2-Б,4-А,3-Г.
3) Найдите слова в 3 абзаце, в которых количество букв и звуков не совпадает (быть, выступающей).
В каких случаях еще буква имеет 2 звука?
непременно
Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Докажите.
-
причастие
-
наречие
-
прилагательное
-
деепричастие
5) Какие языковые средства использует автор во 2-м абзаце?
1)Олицетворения
2)назывные предложения
3)побудительные предложения
4) гипербола
6) Какая характеристика предложения Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем, является верной:
1) сложносочиненное
2) простое
сложноподчиненное
4) бессоюзное
Выпишите предложение, подчеркните все члены предложения.
(графически на доске проверка) Союз или союзное слово? Почему?
(????5)Выпишите все слова из текста, в которых есть корни с чередованием (прораст ает, убер ите).
Почему эти корни? Вспомним правило.)
VII. Повторное чтение текста.
Перед тем как перейти к следующему этапу урока, давайте подведем итог этой части урока, что мы повторили, над чем работали, что выяснили в ходе работы с текстом?
13 стр., 6351 слов
Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений …
… вводных слов; изучение вставных конструкций; тектоориентированный подход в современной школе на уроках русского языка; анализ содержания обучения русского языка; — модель урока изучения. Теоретические методы : изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической … вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения). Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем …
Итак, мы повторили орфограммы, которые часто встречаются в тексте. Выполнили несколько заданий в тестовой форме, поработали над осмыслением текста.
Выяснили в ходе работы с текстом, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.
Работаем с черновиком. Читаю ещё раз. Дополните деталями записанные ключевые слова.
VIII. Итоги урока. Слово учителя.
Василий Песков — журналист и писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды», автор текста, с которым мы познакомились, очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник, с текстом которого мы будем знакомиться, писал: «Я — воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое — у людей».
- Думаю, эти слова будут хорошим итогом наших размышлений, которые вы продолжите дома
ЦЕЛИ УРОКА:
- подготовить учащихся к написанию изложения с
элементами сочинения; - продолжить работу над особенностями
публицистического стиля; - воспитывать у учащихся морально-ценностные
чувства, в частности, любовь к Родине.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- развивать умение работать над изложением с
элементами сочинения; - повторить лексические, морфологические и
синтаксические особенности публицистического
стиля; - закрепить умение анализировать текст;
- совершенствовать навыки правописания.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер,
медиа-проектор.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя. Звучит
мелодия Баснера
«С чего начинается Родина».
(Слайд 1. Приложение).
С чего начинается Родина? Когда я
задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и
чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и
врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро.
Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий
день, и ко мне возвращается ощущение полноты
жизни.
Мое понимание Родины восстанавливает
душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает.
На нее можно опереться – она надежна. Моя родина
– щедра!
Итак, как вы уже поняли, наш урок
посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к
написанию изложения с элементами сочинения по
тексту В. Пескова «Чувство Родины».
Откройте тетради и запишите тему
урока. (Слайд 2. Приложение).
II. Беседа.
– Что для вас понятие
Родина?
Спасибо! Вы убедились: это понятие
очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем
в словарь Ожегова.
Родина, -ы, ж.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине.
Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н.,
возникновения чего-н..: Москва – его родина.
Индия – родина шахмат.
(Слайд 3. Приложение).
– Назовите те слова, которые возникают
у вас в памяти в связи со словом Родина.
– Родина? Что может быть дороже?
Подберите однокоренные слова к слову
Родина.
Родинка,
родители, родник, родня, родственники, народ, род.
(Слайд 4. Приложение).
– Давайте попытаемся проникнуть в
тайну названий.
Задания:
1. Запишите данные слова и
произведите их морфемный разбор.
2. Вдумайтесь в значение,
сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то
родное, близкое, свое по рождению, по духу.)
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина
начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего
города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой
Родины.
Проведем небольшую экскурсию по
местам, близким нашему сердцу. (Слайды 5–19. Приложение).
И все это Родина!
Эта тема находит отражение и в лирике.
Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя,
размышляя, осваивает близкие сердцу уголки.
Благодаря поэзии, прозе, родина становится
очарованием не только для глаз, но и для сердца.
Послушайте стихотворение К. Симонова
«Родина».
III. Чтение стихотворения.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты объездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.Да, можно выжить в зной, в грозу, в
морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
– О какой Родине говорит поэт?
Конечно, о малой Родине, о месте, где
родился и вырос, о стране своего детства. Мы много
говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что
надо непременно беречь.
IV. Чтение текста учителем.
Итак, обратимся к тексту. (Поурочное
планирование: К учебному комплексу под редакцией
В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский
язык. Практика», «Русская речь». 5–9 кл. / А.Ю.
Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов.
– 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с. –
(Библиотека учителя. Русский язык), стр. 268.)
Давайте попытаемся увидеть
изображаемое, пережить с автором все то, что его
волнует. (Слайд 20. Приложение).
…Чувство Родины (обратите внимание на
корни слов: род – родник – Родина)
прорастает, как все большое, из малого зернышка.
Этим зернышком в детстве могла быть речка,
текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с
березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть
лесная опушка с выступающей в поле грушей.
Родина – это очень много. Это и
тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к
Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом.
Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки,
это имена людей, названия новых машин, которым
неистово хлопают во всех городах Земли.
По праву человека, изрядно
поездившего, должен поделиться своей тревогой.
Много говорим о красоте земли, но бережем плохо
то, что надо непременно беречь. Грустно признать,
но на «клочке земли, припавшем к трем березам»,
частенько видишь кучу бетонного мусора, или
забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу
полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный
берег «украшают» автомобильное колесо или
какие–то ящики.
Пренебрежение обликом всего, что нас
на земле окружает, встречаешь настолько часто,
что нет возможности всего даже и перечислить. И
как-то неловко уже после всего этого говорить о
некоторых тонкостях восприятия человеком
пейзажа. О том, например, что всегда внимание
людей останавливало и волновало одиноко стоящее
дерево.
Вспомним песни «Среди долины
ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле
березонька стояла…». В основе их человеческое
волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в
нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим
дубом. Восстановите в памяти полотно Шишкина
«Среди долины ровныя…» (писалось тоже с натуры!).
А теперь мысленно уберите дуб из долины, и вы
увидите, как она немедленно поскучнеет,
поблекнет.
Забота об облике нашей земли мне
представляется очень важной. Истоки сыновнего
чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и
живем. Наш общий дом – Родина – должен
оставаться прекрасным во всех его уголках. Это
дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
V. Работа с текстом.
– Сформулируйте основную мысль
текста. (Необходимо заботиться об облике
нашей земли, начиная со своей малой Родины.)
– К какому стилю речи относится
этот текст? ( К публицистическому стилю.)
– Почему вы считаете, что текст
относится к публицистическому стилю? (Задача
публицистического стиля – привлечь внимание
людей к какому-то важному вопросу, проблеме,
убедить их в справедливости или ошибочности
какой-то мысли; в данном тексте автор призывает
нас, читателей, заботиться об облике нашей земли,
чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех
ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в
моем городе, и в моей стране.)
– Как же автору удается достигнуть
живости, яркости, которые обязательно присущи
публицистическому стилю? (В тексте можно
выделить языковые средства, которые
воздействуют на читателя – это употребление
глаголов в повелительном наклонении,
употребление побудительных предложений.
Например, вспомните песни…, восстановите в
памяти…, обратите внимание… . В тексте есть
предложения с однородными членами с
многосоюзием: частенько видишь кучу или
бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или
нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под
удобрений. Также автор использует назывные
предложения, например: …(2-ой абзац ).
– Выделите те места, в которых
особенно выразительно раскрывается любовь
автора к своей родине.
– Для публицистического стиля
характерна страстность, четкая авторская
позиция, выраженная с помощью
эмоционально-оценочных прилагательных и
наречий. Назовите их. (Облик земли, чувство
к Отчизне, должен оставаться прекрасным,
неистово хлопают, непременно беречь.)
– Укажите способ связи предложений в
тексте. (Используется параллельная связь. В
первом предложении говорится, что чувство Родины
прорастает, как все большое, из малого зернышка.
Следующие предложения по смыслу и грамматически
связаны с первым.)
Правильно, для публицистического
стиля речи характерен параллельный способ связи,
который усиливает впечатление от высказывания,
придает речи торжественность.
Итак, мы доказали, что стиль текста –
публицистический. Публицистический стиль
помогает нам почувствовать нравственное
содержание текста Пескова, его особую
злободневность в настоящее время.
– К какому типу речи относится
данный текст? (Рассуждение.)
– Перескажите текст по абзацам.
– Как вы понимаете смысл
высказывания: «Истоки сыновнего чувства к
Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?
– Что, по-вашему, надо делать, чтобы
восстановить и сохранить красоту облика нашей
земли.
Ребята, этот вопрос и будет вашим
творческим заданием. (Слайд 21. Приложение).
VI. Повторение орфографии и пунктуации.
Ребята, а сейчас давайте повторим
орфограммы и пунктограммы, которые чаще всего
встречаются в тексте. А поможет нам
электронный учебник – тренажер по русскому
языку. (Беляев М.И. (методика, тексты) Медиа Хауз,
2001, Com Media, 2001.) Первая группа работает с
заданием с помощью электронного учебника, а
вторая группа – на местах с раздаточным
материалом.
1) Но прежде давайте
познакомимся с алгоритмом работы с
электронным учебником… (Знакомство с
алгоритмом. У каждого на рабочем столе –
алгоритм работы с электронным
репетитором-тренажером, которым он будет
пользоваться при выполнении задания.)
Алгоритм работы с электронным
учебником-тренажером № 1.
- Выберите «Уровень 1».
- Выберите «Правописание безударных проверяемых
гласных в корне слова». - Выберите «Зарядка для ума».
- Выполните задание.
- Выберите «Проверить».
- Выберите «Выбор темы». (Вы увидите, какую оценку
вам поставил компьютер.)
2) Работа с первой
группой.
– Зачитайте задание.
Определите вид орфограммы – гласных в корне.
Заполните таблицу примерами, графически
объяснив выбор гласной в корне. Надписать вид
орфограмм в таблице.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением! |
? | ? | ? | ? | ? |
Образец:
Колосья – колос |
директор | собирать | желтый | цифра | чаша |
Укр…щать зверя, вызывать раздр…жение,
расст…латься по д…лине, сост…влять пр…токол,
разж…гать страсти, ц…рковое предст…вление,
ч…порный, отр…сль пр…мышленности,
загр…мождать ж…лище, ч…гунная реш…тка, подж…г
с…рая.
– Выполните задание самостоятельно.
Проверим, правильно ли выполнено
задание. (Назовите виды орфограмм –
гласных в корне, а затем зачитайте примеры,
соответствующие каждому виду орфограммы.)
Чтобы проверить, правильно ли вы
выполнено задание с помощью электронного
учебника, нажмите на клавишу «Проверить» или на
«F12» и увидите, какую оценку вам поставил
компьютер. (Записать выставленные оценки в
листок учета.)
3) А теперь поменяйтесь группами, и
повторим постановку знаков препинания при
однородных членах предложения.
Но прежде обратитесь за
помощью к алгоритму работы с электронным
репетитором-тренажером, чтобы выполнить задание.
Алгоритм работы с электронным
учебником-тренажером № 2.
- Выберите «Уровень II».
- Выберите «Однородные члены предложения».
- Выберите «Задание с комментарием».
- Выполните задание.
- Выберите «Проверить».
- Выберите «Выбор темы». (Вы увидите, какую оценку
поставил компьютер.)
4) Работа со второй группой.
– Зачитайте задание.
Спишите текст, вставляя недостающие
знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте
схемы предложений первого абзаца.
В полях та…т и на лугу по…та…ло а в
лесу еще снег лежит (не) тронутый и (с,з)бился
плотными подушками на земле и на ветках деревьев.
Тонкие ствол…ки с осени пр…гнулись к земле и
пр…мерзли и теперь ждут (с) часу (на) час
освоб…ждения.
Вот и пр…ход…т жаркий час и
(не)подвижным деревьям несет радость и
изб…вление а лесным зверям и птицам – сомнение и
страхи. Пр…ш…л жаркий час и снег (не)заметно
подта…ва…т и (от) этого в полной лесной тишине
сама собой ш…вельне(т,ть)ся еловая веточ…ка
избави(т,ть)ся от тяж…сти и вздрогн…т и
зак…чае(т,ть)ся.
– Самостоятельно выполните его.
– А теперь проверьте, правильно ли вы
вставили недостающие знаки препинания,
пропущенные буквы. (Слайд 22. Приложение).
Итак, мы повторили орфограммы и
пунктограммы, которые часто встречаются в
тексте.
VII. Повторное чтение текста.
VIII. Итоги урока. Слово учителя.
Ребята, человек должен с детства
помнить, на какой земле он родился, помнить, что у
него есть обязанности перед этой великой
красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.
И она у человека одна.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
Ребята, а на втором уроке мы будем
писать изложение.
IX. Оценки за урок. (Слайд 23. Приложение).
Всего ответов: 1
Другие вопросы по: Русский язык
Опубликовано: 01.03.2019 00:10
Ответов: 1
Опубликовано: 01.03.2019 12:50
Ответов: 2
Опубликовано: 01.03.2019 17:50
Ответов: 3
Опубликовано: 01.03.2019 21:40
Ответов: 3
Опубликовано: 02.03.2019 00:10
Ответов: 2
Опубликовано: 03.03.2019 15:40
Ответов: 2
Популярные вопросы
Опубликовано: 28.02.2019 21:40
Ответов: 3
Опубликовано: 01.03.2019 01:50
Ответов: 3
Опубликовано: 01.03.2019 09:10
Ответов: 2
Опубликовано: 02.03.2019 12:10
Ответов: 1
Опубликовано: 03.03.2019 18:20
Ответов: 2
Опубликовано: 03.03.2019 22:10
Ответов: 3
Опубликовано: 04.03.2019 04:30
Ответов: 3
Опубликовано: 04.03.2019 08:50
Ответов: 2
Опубликовано: 07.03.2019 17:10
Ответов: 1
Опубликовано: 07.03.2019 17:40
Ответов: 2