Изложение с дополнительным заданием
Цели
урока:
1) повторить изученное о портрете как
разновидности текста; 2) подготовить
учащихся к изложению с дополнительным
заданием.
1. Сообщение
задачи предстоящей работы:
написать изложение и ввести в текст
описание внешности.
2. Повторение
изученного о портрете, о роли описания
внешности в художественном произведении.
Всегда ли писатели описывают внешность
своих героев? Почему В. А. Осеева
не описала в своем рассказе «Просто
старушка» внешность действующих лиц?
Потому что неважно, какой по внешнему
облику старушке мальчик помог идти по
скользкой улице. Важно, что это была
старушка. Также не имеет значения
внешность мальчика и девочки: для того,
чтобы в данном случае помочь старушке,
не надо быть богатырем, силачом и тем
более не существенно — блондин
ты или брюнет, а также во что и как одет.
Делается вывод: описание внешности
героев должно быть оправданным с точки
зрения основной мысли повествования,
оно должно служить определенной авторской
задаче.
3. Чтение
текста и его анализ.
Пусть так не будет!
По
платформе к поезду бежала довольно
грузная женщина. Споткнулась, упала.
Стала смущенно подниматься. А рядом
стояли три паренька. Они с любопытством
смотрели на происшествие. Но никто из
них даже не подумал помочь женщине
подняться. Только один довольно равнодушно
заметил:
— Спортом
нужно заниматься. (В. Катаев.)
Почему текст
называется «Пусть так не будет!»? Какое
наречие характеризует поведение парней,
их позы, одежду? (Например: один из них
был в свитере, кепка надвинута на глаза,
в зубах папироса; другой с длинными
растрепанными волосами, в модном пальто
нараспашку и т. д.) Что бы вы хотели
сказать описанием их внешнего вида?
(Например, что во внешнем облике этих
парней так же мало культуры, как и в их
поведении; или, наоборот, что внешне эти
плохо воспитанные молодые люди выглядят
вполне прилично.) В какую часть текста
можно внести описание внешности парней?
(После предложения «А рядом стояли три
паренька».)
4. Работа
учащихся над изложением или сочинением
(упр. 80). Эта работа,
имеющая большое воспитательное значение,
может быть продолжена. Естественным ее
продолжением является следующее
сочинение.
Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений
Сочинение
Это сочинение
подводит некоторый итог работы над
описанием внешности. К моменту проведения
урока у учеников должен быть накоплен:
а) опыт анализа текстов, представляющих
собой описание внешности, наблюдения
за тем, что и как — в зависимости
от замысла автора — дается в таких
описаниях; б) «портретный» словарь.
Анализ образцов,
как и накопление «портретного» словаря,
целесообразно начать с первых упражнений,
построенных на описании внешности
человека. Одновременно с этими текстами
полезно привлекать отрывки из произведений
художественной литературы и т. п. При
этом важно на данном этапе использовать
тексты, в которых прямо выражена основная
мысль, замысел описания: внешность
человека весьма обычна, заурядна,
привлекательна, чем-то удивительна,
неприятна, характеризует его внутренний
мир, душевное состояние и т. п.
Примерные вопросы
для анализа подобных текстов: 1) Какова
основная мысль описания, его замысел?
Какое оно — деловое или художественное?
2) Что именно описывается во внешности
данного конкретного лица? (Таким образом
выясняются элементы (компоненты) описания
внешности.) 3) Какие детали особенно
важны для раскрытия основной мысли
описания? 4) Какие речевые средства
использованы автором с этой целью?
Выборка «портретной»
лексики и запись ее в тетради по развитию
речи на начальном этапе проводится
коллективно — ею завершается
анализ соответствующего текста.
Желательно организовать собирание этой
лексики по определенным подтемам,
например: лицо (форма, цвет, выражение);
глаза, взгляд, взор; брови; улыбка; губы;
лоб; нос; волосы; осанка, фигура, рост;
походка; руки; одежда; общее впечатление,
вид, оценка.
Примерно такой
словарь могут составить ученики только
на основе текстов упражнений учебника.
Лицо,
круглое;; белое как снег; загорелое
золотистым загаром; продолговатое;
улыбающееся; заросшее щетиной; широкое,
большеносое; краснощекое; конопатое;
усеянное веснушками.
Глаза,
взгляд, взор. Ясный,
умный взор; небольшие, темные глаза;
бегающие, карие; длинные ресницы; любящий
взгляд; прямой добрый взгляд; светлые,
добрые, широко расставленные, прищуренные,
голубые глаза; испуганные; бутылочного
цвета с рыжеватым отливом; пушистые
рыжие ресницы.
Брови.
Нависшие; сморщенные;
тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся;
вечно нахмуренные.
Лоб.
Белый, как слоновая кость; высокий с
двумя буграми.
Улыбка.
Расплылась по морщинкам, необычная,
смущенная.
Нос.
Слегка вздернутый; прямой, с легкой
горбинкой.
Волосы.;
темно-русые с проседью, густые; русые;
белокурые, пепельного цвета; тщательно
причесанные; длинные; растрепаны; гладко
причесаны; черноголовый; огненно,
ярко-рыжие.
Осанка,
фигура, рост. Важная
осанка;, стройный; длинный; высокий,
толстый; небольшого роста, изящно
сложенная, как выточенная; приземистый;
худенький; долговязый.
Походка.
Медлительная; слегка прихрамывающая.
Руки.
Мягкие, белые.
Одежда.
Одевающаяся по моде; в туфлях на босу
ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки;
измятая фуражка, ботинки не чищены,
хлястик оторван…
Общее
впечатление, вид, оценка.
Приятное (лицо), ослепительная (красота),
довольно красивый; ничего не выражающее
лицо; недурна собой; выражение лица было
просто и кротко, так грустно и так полно
детского недоумения перед собственной
грустью; отталкивающий вид.
Этот
словарь дополняется (в процессе
коллективной работы и самостоятельно)
на основе изучения программы по литературе
и на основе внеклассного чтения. Так,
дети вписывают к описанию глаз — карие,
задорные, блестевшие лучистым ярким
светом, светлый блеск, в черных глазах,
дружеский, ласковый, вкрадчивый,
умоляющий, сосредоточенный, озабоченный,
открытый, чарующий (взгляд)
и т. п.; к описанию одежды —
элегантный, изящный,
щеголеватый, выутюженные брюки;
однотонный, умело завязанный галстук;
блузка, украшенная вышивкой;
к описанию волос — вьющиеся,
каштановые локоны, жидкие, прямые,
белесая прядь, белобрысый, брюнет, шатен,
блондин; к описанию
общего вида — расстроенный,
удрученный, утомленный, подтянутый,
скучающий, оживленный; открытое,
презрительное
(выражение лица); правильные,
приятные, грубоватые черты лица; строгая,
оригинальная красота
и т. д.; к описанию походки — плывущая
неверная (не твердая);
беспечная, расслабленная,
вихляющаяся, грузная, тяжелая;
к описанию осанки, фигуры — сухощавый,
рослый, статный, плечистый и
т. п. Вводят под тему: голос — взволнованный,
встревоженный, сдавленный, просящий,
глухой.
Проводя эту большую
словарную работу, учитель должен
стремиться к тому, чтобы дети не просто
записывали слова и выражения, чем-то
привлекшие их внимание, но чтобы вместе
с этим они уясняли, уточняли значение
слов, осознавали целесообразность,
мотивированность каждого из употребленных
писателем речевых средств. Глаза пана
Тыбурция, «сверкавшие из-под нависших
бровей, смотрели упорно и мрачно»,— пишет
В. Г. Короленко. И это понятно: его
герою, сильному и умному человеку, жилось
очень тяжело. Плутовские глаза
Мишки-Нахаленка (из рассказа М. Шолохова)
похожи на «нерастаявшие крупинки речного
льда», так как они голубые и высматривают
«из узеньких прорезей». Нужно, чтобы
учитель не только систематически следил
за тем, как ученики пополняют свои
словарики, но и требовал объяснений,
почему они решили «взять на карандаш»
то или иное слово или выражение, чем оно
привлекло их внимание и обогатило (см.
упр. 81, 82, 94).
Урок 1
Цели
урока:
1) систематизировать приобретенные
учащимися знания об описании; 2) подготовить
детей к самостоятельному сочинению-описанию
внешности.
1. Проверка
домашнего задания.
Учитель подчеркивает, что две-три яркие,
характерные детали в данном описании
важнее, чем подробное описание всего
подряд. Об этом очень убедительно говорил
в свое время известный художник
Н. Н. Жуков: «Как передать свое
впечатление от очень толстого человека?
Можно просто сказать, что он был непомерно
толст. Можно сказать иначе: „Он с трудом
передвигался“, или: „С трудом входил
в дверь“, или еще: „Был так толст, что
напоминал шар“. Можно определить
толщину, сказав, что человек был низкого
роста, а весил сто тридцать килограммов.
Существуют сотни способов определить
комплекцию человека. Но вот как убедительно
может быть передано ощущение полного
тела через деталь: „Он был так толст,
что щеки его были видны со спины“. И
сразу чувствуешь, как ординарны были
предыдущие примеры и как меток глаз
художника, ухвативший главное в образе
человека, стоящего перед ним».
2. «Отгадывание»
литературных героев.
Учитель читает описание внешности
известных учащимся литературных героев.
Учащиеся должны сказать, кто описан,
кем, в каком произведении; что помогло
им узнать героя. Для этой работы могут
быть использованы самые различные
материалы. Делается вывод, что читатель
запоминает в описании внешности героя
яркое, индивидуальное, особенное,
характерное.
Дети
вспоминают, что они уже знают о деловом
и художественном описаниях, их особенностях
(см. упр. 81).
3. Анализ
образца. В художественном
описании,— подчеркнет учитель,—
важно «нарисовать» человека, передать
свое впечатление от описываемого, свое
отношение к нему.
Анализируется
несколько описаний, подобранных детьми.
Желательно, чтобы этот анализ давался
учащимися в форме связного развернутого
ответа. Поэтому полезно вначале дать
образец такого высказывания. Например,
упр. 78: «В этом отрывке описывается
парень лет семнадцати. Ю. Нагибин
описывает в герое то, что невозможно
было не заметить с первого взгляда:
«парень был огненно, немыслимо ярко-рыж»
и очень конопат. Именно эти особенности
внешнего облика героя и раскрываются
дальше в описании. Это прежде всего
веснушки «разных видов и мастей», а
затем уже глаза бутылочного цвета с
рыжеватым отливом и рыжие пушистые
ресницы. Именно эти детали позволяют
писателю сказать в заключение: «Я просто
ослеп, будто взглянул на солнце». В
тексте много слов, обозначающих
золотисто-рыжеватый цвет: огненно,
немыслимо ярко-рыж; по золотистому фону
конопушек; глаза с рыжеватым отливом;
рыжие ресницы.
Аналогично анализируется текст упр. 79.
4. Анализ
сочинения с недочетами. Переработка
сочинения.
Девочка У |
Вопросы Сформулировал |
После проведенного
анализа ученики записывают сочинение
в исправленном виде.
5.
Уточнение темы сочинения
(упр. 146). Ученики знакомятся с заданием
упражнения, обсуждают тему предстоящего
сочинения и подсказанные в задании
подходы к раскрытию темы.
Внешность |
Что |
Собранные учениками
материалы обсуждаются в течение 3–4
уроков. Материалы, подготовленные
слабыми учениками, желательно проверить.
Сочинение ученики
пишут дома или в классе (по усмотрению
учителя).
Урок 2
Составление набросков
к устному (или письменному) высказыванию
на тему «Один из нас». Задача работы — создать
краткое портретное описание одного из
присутствующих в классе так, чтобы можно
было сразу угадать, о ком идет речь.
Можно описать что-то одно, наиболее
яркое, характерное: как человек ходит,
разговаривает, отвечает урок, пишет,
читает и т. д. Составленные учащимися
наброски (или устные высказывания)
обсуждаются: действительно ли удалось
отметить самую «говорящую» деталь,
отвечает ли высказывание поставленной
задаче. Например: «Один из нас — это
довольно высокий, худощавый юноша,
главная примечательная черта которого —
густые, вьющиеся темно-русые волосы
(такие бы волосы любой девушке) и большие
черные-пречерные глаза, которые почему-то
всегда блестят». По этому описанию
ученики сразу назвали «оригинал».
Разумно сосредоточить
внимание учащихся на описании одной и
той же детали, например улыбки, походки
у разных учеников, или, наоборот,
сопоставить описание одного и того же
лица разными авторами. Это позволит
сделать вывод о значении наблюдательности
и об умении передать свои впечатления.
Так, например, сравнивается описание
улыбки: у одной девочки, когда она
улыбается, лицо преображается — расширяются
зрачки, рот растягивается до ушей,
обнажаются белые зубы; другая улыбается
чуть-чуть, но так заразительно, что
трудно не улыбнуться в ответ, и т. д.
В связи с этой работой
важно подчеркнуть, что не всегда
лицо — зеркало души человека. Не
случайно существует изречение: «Внешность
обманчива». Рассказ Ю. Яковлева
«Рыцарь Вася» (упр. 80) иллюстрирует
как раз эту мысль. Чтение и пересказ
рассказа будут иметь большое воспитательное
значение: дети зачастую только по
внешнему виду и потому ошибочно судят
о характере своих сверстников (толстый,
неповоротливый значит, по их мнению,
ленивый, трус; сильный физически значит
смелый, хороший товарищ и др.).
Задание
на дом. Учитель
напоминает детям о тех описаниях
внешности, которые раньше анализировались
в классе, и о портретных словарях. Все
эти материалы должны помочь в создании
первого варианта сочинения. Он обсуждается
в течение 3—4 уроков, или организуется
взаимопроверка. Вопросы для анализа
сочинения: есть ли в сочинении замысел
и удалось ли его реализовать? Что в связи
с этим следовало бы опустить, а что —
расширить? Достаточно ли стройно
сочинение (за счет чего его можно сделать
более последовательным)? Что понравилось
и что не понравилось в языке сочинения?
Эти же вопросы
находятся в центре внимания учителя,
когда он проводит урок анализа проверенных
им сочинений.
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина.
Споткнулась, упала.
Стала смущенно подниматься.
А рядом стояли три паренька.
Они с любопытством смотрели на проишествие.
Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться.
Только один двольно равнодушно заметил : «Спортом нужно заниматься»
ЗАДАНИЕ : Дополните и опишите в своей работе : время года.
Женщину(Лицо.
Глаза.
Взгляд, взор, Брови, лоб, улыбка, нос, волосы.
Осанка, фигура, рост, походка, руки, Одежда.
Общее впечатление , вид, оценка.
)
Как женщина стала подниматься.
Каждого паренька(Лицо.
Глаза, взгляд, взор, бровм, лоб, улыбка, нос, волосы, Осанка, фигура, рост, Походка, Руки, одежда.
Общее впечатление , вид, оценка.
ЧЕМ ИСТОРИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ, КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ!
ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Век был юн, и первое, что он увидел, была большая война (с)
XIX век закончился мощнейшей научно-технической революцией. Существенно усилились средства производства. К паровым двигателям прибавились двигатели внутреннего сгорания. Новую нишу в экономиках создало электричество.
Из-за бурного роста экономик XX век начался с кризиса и смены мировых экономических систем.
Империализм как экономическая модель впал в стагнацию, местами в рецессию. Назрела необходимость переходить на другую, более совершенную.
Те страны, у кого были колонии, я буду называть империалистическими экономиками. Это не вполне корректно, если подскажете как назвать правильно – буду рад.
Те, кто не был империями – центральноевропейские страны – смогли быстро перестроить свои экономики на новый, капиталистический рыночный лад. (их я назову капиталистическими. Опять же условно)
И в короткий срок капиталистические страны выдали такой бурный экономический рост, что грозили вытеснить империалистические страны – Британию и Францию – со всех рынков.
Империалисты сработали на опережение и развязали войну с капиталистами. Первую Мировую. В итоге боевая ничья за 4 года и 2 революции в европейских странах, в Германии и России. И там, и там империалисты ради эксперимента внедрили новые экономические модели. К тому же под шумок тотальной мобилизации военного времени они частично реформировали свои экономики, до войны работавшие по старому стилю.
В итоге половинчатые реформы в Британии и Франции привели к тому, что экономики стали давать больше, но старая, империалистическая система распределения не справилась с резко изменившимся производством. И случилась Великая Депрессия 20х годов – кризис перепроизводства.
Кризис привел к тому, что экономики снова мобилизовались и спешно реформировались. Старые империи не оставляли попыток найти новый рецепт и внимательно наблюдали за всем, где рождается нечто новое. В Испании опробовали эксперементальный коммунизм в смеси с многопартийной демократией и стравили его с национал-социализмом в трактовке Франко. Посмотрели что получится, сделали выводы. Так же наблюдали за Китаем и его бесконечной гражданской. Вот уж где эксперименты шли в полный рост – там ой сколько моделей создали с революции 1911го года! Плюс британский протекторат Япония отрабатывал вариант тотальной экономики (как я это называю. То, что было у японцев к ПМВ очень хочется назвать “военным коммунизмом” или подобной формой тотально мобилизованной плановой экономики). Тож поглазели что получится.
Но время шло, депрессия полыхала по миру. И снова в выигрыше остались те, у кого не было колоний, кто не был скован старой империалистической системой. Получилось повторение событий начала века – бурный рост всех неимпериалистических экономик и большая война.
Война, в которой старые империи снова были в положении отыгрывающихся.
Карты спутали американцы. Они тоже спокойно наблюдали за всеми экспериментами на планете. И им никакие войны не помешали внедрять у себя то, что британцы и французы решили считать хорошей моделью. А в 1942м году они пришли в Британию, на самый главный остров империи. И оттуда их было уже не выгнать. Американцы поставили дело так, что без их военного присутствия риск военного поражения Британии был почти абслютным.
Империи проиграли. Причем проиграли так, что даже не успели свернуть свои эксперименты. К середине 20го века сложилось впечатление, что опоздавшие с реформами Британия и Франция сошли с лидерских позиций в мировой политике навсегда…
Время требовало кардинальных изменений. Многочисленные революции, появляющиеся как цепная реакция ещё с конца ХІХ столетия, выявили невозможность дальнейшего движения вперёд, чётко показали, что человечество оказалось в тупике. Первая мировая война (1914–1917) ещё острее подняла вопрос о необходимости пересмотра существующих ценностей, поиска собственного места человека в этой уже изменённой реальности, понимание того, что окружающий мир враждебный и агрессивный. Стремление обновления, поиски всего нового стали приметой этого времени.
Радикально менялся и мир вещей, окружавших человека. Изобретения радио и телеграфа, появление первых автомобилей и трамваев, развитие кинематографа и многие другие технические новинки способствовали общему динамизму жизни. Казалось, человечество стоит у самого порога раскрытия всех тайн природы. Однако не все изобретения начала века были мирные. Революционные открытия в физике впечатляли, но и вселяли страх перед будущим. «Мир рвался в опытах Кюри атомной лопнувшей бомбой…»,?— пророчески писал русский поэт Андрей Белый задолго до появления настоящей атомной бомбы.
Первая, а потом и Вторая мировая войны, перекроив сложившуюся веками карту Европы, привели к созданию сильных государств, разыгрывающих собственную партию на шахматной доске мира. Появление тоталитарных режимов, целью которых было силой и террором решить дальнейшую судьбу человечества, окончательно показало, что время безобидных обновлений закончилось, поскольку, по словам русского философа Петра Струве, человечеством были получены «слишком страшные ответы» на возникающие вопросы. В обществе всё острее возникает ощущение неустойчивости, опасности осуществляемых преобразований. Сам же человек уже не воспринимается эталоном красоты и силы духа, как было в эпоху Античности, и не божественным существом на земле, как во времена Возрождения, и даже не просвещённой личностью, способной к созданию новых идей. Человечество теряет свои моральные и духовные ориентиры.
В обществе приобретает популярность философия Фридриха Ницше, который утверждает отказ от традиционных ценностей, идею воспитания «сверхчеловека», начинающуюся с разрушения исконных христианских правил. Это и провозглашает Ницше: «Бог умер». Так человек становится отчуждённым, замкнутым в своей фантазии, поскольку это единственный путь познать и объяснить существующий мир. Материал с сайта //iEssay.ru
Век был юн, и первое, что он увидел, была большая война (с)
19 й век закончился мощнейшей научно-технической революцией. Существенно усилились средства производства. К паровым двигателям прибавились двигатели внутреннего сгорания. Новую нишу в экономиках создало электричество.
Из-за бурного роста экономик 20 й век начался с кризиса и смены мировых экономических систем. Империализм как экономическая модель впал в стагнацию, местами в рецессию. Назрела необходимость переходить на другую, более совершенную.
Те, кто не был империями – центральноевропейские страны – смогли быстро перестроить свои экономики на новый, капиталистический рыночный лад. И в короткий срок выдали такой бурный экономический рост, что грозили вытеснить империалистические страны – Британию и Францию – со всех рынков.
Империалисты сработали на опережение и развязали войну с капиталистами. В итоге боевая ничья за 4 года и 2 революции в европейских странах: в Германии и России. И там, и там империалисты пробовали новые экономические модели. К тому же под шумок тотальной мобилизации военного времени они частично реформировали свои экономики, до войны работавшие по старому стилю.
В итоге половинчатые реформы в Британии и Франции привели к тому, что экономики стали давать больше, но старая, империалистическая система распределения не справилась с резко изменившимся производством. И случилась Великая Депрессия 20 х годов – кризис перепроизводства.
Кризис привел к тому, что экономики снова мобилизовались и спешно реформировались. И опять в выигрыше остались те, у кого не было колоний, кто не был скован старой империалистической системой.
Получилось повторение событий начала века – бурный рост неимпериалистических экономик и большая война.
Век был юн, и первое, что он увидел, была большая война (с)
19й век закончился мощнейшей научно-технической революцией. Существенно усилились средства производства. К паровым двигателям прибавились двигатели внутреннего сгорания. Новую нишу в экономиках создало электричество.
Из-за бурного роста экономик 20й век начался с кризиса и смены мировых экономических систем. Империализм как экономическая модель впал в стагнацию, местами в рецессию. Назрела необходимость переходить на другую, более совершенную.
Те, кто не был империями – центральноевропейские страны – смогли быстро перестроить свои экономики на новый, капиталистический рыночный лад. И в короткий срок выдали такой бурный экономический рост, что грозили вытеснить империалистические страны – Британию и Францию – со всех рынков.
Империалисты сработали на опережение и развязали войну с капиталистами. В итоге боевая ничья за 4 года и 2 революции в европейских странах: в Германии и России. И там, и там империалисты пробовали новые экономические модели. К тому же под шумок тотальной мобилизации военного времени они частично реформировали свои экономики, до войны работавшие по старому стилю.
В итоге половинчатые реформы в Британии и Франции привели к тому, что экономики стали давать больше, но старая, империалистическая система распределения не справилась с резко изменившимся производством. И случилась Великая Депрессия 20х годов – кризис перепроизводства.
Кризис привел к тому, что экономики снова мобилизовались и спешно реформировались. И опять в выигрыше остались те, у кого не было колоний, кто не был скован старой империалистической системой.
Получилось повторение событий начала века – бурный рост неимпериалистических экономик и большая война.
Первая половина XX в. была в истории периодом становления нового мирового порядка. Повсеместная индустриализация меняла образ жизни и мысли человека. Перед человечеством открывались новые возможности, новые перспективы. Поднимался вопрос о том как жить в новых условиях. Традиционный уклад жизни либо ушел, либо претерпевал изменения. Это способствовало появлению и развитию новых течений общественной мысли, появлению новых общественных организаций, предлагавших свое видение устройства общества и государства.
Процесс перестройки мышления человека и образа жизни занял длительный период. Если перед Первой мировой войной правители государств гнались за наживой и собственной выгодой, то в период между мировыми войнам, а наиболее отчетливо это проявилось после Второй мировой войны, отчетливо прослеживалась идея мирного сосуществования и предоставления народам права выбора своего пути развития.
Правителями государств были извлечены уроки после окончания Второй мировой войны. Пришло осознание того, что государство должно играть не последнюю роль в социальной сфере и поддержки экономики в период кризисов. Как показала история, попустительство правительств в период экономического кризиса 1930-х гг. привело к утверждению тоталитаризма и фашизма в ряде государств.
Первая половина XX в. – это период испытаний, проб и ошибок. Это период зарождения новых социально-экономических отношений в обществе, период переосмысления своего прошлого и поиск направления будущего развития.
Указать падеж прилагательных и вставить окончания . Про приблизительную оценку, благодаря приветливой хозяйк.., у привлекательн… блондина, по приволжскому селу, в пригласительн… письмо, во вкуснейш.. мороженое, за пригородное шоссе,о придирчив.. хозяин.., про зимн… ночь,за приозёрн.. кра..м, благодаря пристальному вниманию, с хлебн… тестом, кроме прытк… насекомого, в пустяков… дело.
В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опыление насекомыми
Прямолинейное движение точки описывается законом x(t)=t^4 – 3t. Найдите скорость и уск??рение в момент t=1.
Вставь пропущенные буквы.Выдели нужными значками те части слов,в которых пропуще??ы орфограммы. Третье предложение разбери по членам предложения. Затем выпиши из текста десять слов с орфограммой “безударный гласный в корне слова,проверяемый ударением”. Рядом напиши проверочные слова. Слово КРУГЛЫМ разбери как часть речи.
ОРАНЖЕВЫЙ МИР
Когда Вовка проснулся,каюту качало меньше.Вовка слез с постели и подошёл к окну.
За круглым корабельным стеклом расстилался невиданный мир.
По оранжевому небу плыли оранжевые облака,оранжевое небо мигало в лучах утреннего солнца, из моря вставал оранжевый берег.Среди оранжевых кустов виднелось несколько домиков,мимо них по дороге,в клубах оранжевой пыли,бежал грузовик.
Это был оранжевый мир.
Не в силах вымолвить ни слова,Вова перебрался к другому окну.
Волшебный мир исчез.Небо стало голубым,море-синим,берег-зелёным и жёлтым.
Вовка протёр глаза,однако ничего не изменилось.Тогда он вернулся к первому окну – и мир снова стал оранжевым.
Тут Вовка присмотрелся к стеклу и понял:старое толстое стекло было мутно-жёлтым.
Из этих чисел надо найти те которые делется
а)на 2
б)на5
в)на 2 и 5
г) на 10
числа 128,324,500,506,725,905,830,962,750,1000,1262,2440
Какие алгоритмы называются линейными
Книга стоит 97 руб а блокнот 9 руб. На сколько книга дороже десяти таких блокнотов
Очень нужно плиз помагите
Помогите решить задачу номер 896
при помощи уравнения
Марфологический разбор слова блюдечку
человек представляет собой единство биологическое и …
1.в ряду HCl, HBr, HI полярность молекул:
а) возрастает
б) уменьшается
в) не изменяется
г) возрастает, затем уменьшается
2. в молекуле азота число общих электронных пар равно :
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
кто такая наида?(руслан людмила)
Помогитеее!
вычислите tg^2a+ctg^2a, если tga-ctgа=3
ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА!
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина.Споткнулась,упала.Стала смущенно подниматься.
А рядом стояли три паренька.Они с любопытством смотрели на проишествие.Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться.Только один двольно равнодушно заметил:”Спортом нужно заниматься”
ЗАДАНИЕ:Дополните и опишите в своей работе:время года.Женщину(Лицо.Глаза.Взгляд,взор,Брови,лоб,улыбка,нос,волосы.осанка,фигура,рост,походка,руки,Одежда.Общее впечатление ,вид,оценка.)
Как женщина стала подниматься.
Каждого паренька(Лицо.Глаза,взгляд,взор,бровм,лоб,улыбка,нос,волосы,Осанка,фигура,рост,Походка,Руки,одежда.Общее впечатление ,вид,оценка.
ЧЕМ ИСТОРИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ,КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ!!ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
определите вместимость сосуда если масса пустого сосуда равна 600 грамм а наполненого керосином 2 кг
Помогиет с 2 задачами! 1) -Будут ли отрезки a и b пропорциональны отрезкам c. d. если ; 1) a=1.6см , b=06.5 см, c=4.8 см , d=1.8 см 2) a= 50см , b=6 дм , c=10 дм , d= 9.5 дм ? 2) точка C делит отрезок AB в отношении AC:CB=1:2 . Найдите отношение AC: AB и CB:AB
как называется что-то зеленое в воде или около нее
TTOMOГuTE PELLluTb TTPuMEP 840:105 CTO/БuKOM TT/u3
Чему равна площадь равнобедренной трапеции с длинами оснований 8 см и 10 см, если центр описанной окружности лежит на большем основании
Реферат: Описание внешности человека
Описание внешности человека
К рассматриваемому виду ученических высказываний мы относим описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, манеры, позы, одежды. Основное в таком сочинении — описать нечто особое, яркое, индивидуальное во внешности какого-либо лица. Это особое может быть связано с особенностями манер, походки, выражением глаз и т. п., с особенностями занятий и профессий, с определенным состоянием и особенностями характера личности — со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека. Как художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное, с его точки зрения, в человеке, так и ученик не должен описывать всё, а лишь то, что, по его мнению, характерно для данного лица, составляет его индивидуальность, открывает главное в нем.
Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь учащихся «портретной» лексикой, которой они недостаточно владеют. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно раскрыть внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Кроме того, работа над описанием внешности готовит учащихся к сочинениям-характеристикам.
Источником рассматриваемых ученических сочинений могут быть (как и для других описаний) жизненный опыт, память («Внешность человека, которого я видел однажды…»); специальные наблюдения, в том числе по картине («Мой братишка-первоклассник делает уроки»; «А. С. Пушкин на картинах Тропинина и Кипренского»); прочитанное («Остап и Андрий» из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»); воображение («Мой портрет через 10 лет»).
Описания могут быть различными по своей сложности в зависимости от того, кто описывается и с какой целью. Одно дело описать внешность малыша или своего сверстника, другое — взрослого человека. Трудно описать внешность человека, находящегося в определенном состоянии — в момент испуга, радости, удивления, в то время, когда он работает, спешит и т. п. Главное, что требуется здесь (и что не всегда удается школьникам) — это показать, как изменяется в этот момент внешность человека. Еще сложнее описывать внешность человека как проявление его сущности, как отражение его внутреннего «я».
Описание внешности человека, так же как другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нем — указать особые приметы описываемого лица (упр. 81). Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса в энциклопедии) есть не что иное, как научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания.
Естественно, что не всеми видами описания могут и должны заниматься учащиеся. Очевидно, о научном описании целесообразно лишь упомянуть. Деловому описанию можно уделить несколько больше внимания, так как в жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы развивает наблюдательность учащихся. Главное же внимание следует уделить разговорно-художественному описанию внешности, поскольку работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся.
В учебнике VII класса предусмотрен определенный набор упражнений, которые подготавливают учеников к самостоятельному описанию внешности человека.
1. Анализ текстов-образцов, представляющих собой описание внешности. Накопление «портретной» лексики.
2. Подробное, выборочное, изложение с дополнительным заданием.
3. Описание человека, изображенного на картине. Сочинение по картине (по любой, доступной для учеников картине портретного характера).
4. Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений (сочинение).
5. Закрепление умения.
Изложение с дополнительным заданием
Цели урока: 1) повторить изученное о портрете как разновидности текста; 2) подготовить учащихся к изложению с дополнительным заданием.
1. ^ Сообщение задачи предстоящей работы: написать изложение и ввести в текст описание внешности.
2. Повторение изученного о портрете, о роли описания внешности в художественном произведении. Всегда ли писатели описывают внешность своих героев? Почему В. А. Осеева не описала в своем рассказе «Просто старушка» внешность действующих лиц? Потому что неважно, какой по внешнему облику старушке мальчик помог идти по скользкой улице. Важно, что это была старушка. Также не имеет значения внешность мальчика и девочки: для того, чтобы в данном случае помочь старушке, не надо быть богатырем, силачом и тем более не существенно — блондин ты или брюнет, а также во что и как одет. Делается вывод: описание внешности героев должно быть оправданным с точки зрения основной мысли повествования, оно должно служить определенной авторской задаче.
3.^ Чтение текста и его анализ.
Пусть так не будет!
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил:
— Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)
Почему текст называется «Пусть так не будет!»? Какое наречие характеризует поведение парней, их позы, одежду? (Например: один из них был в свитере, кепка надвинута на глаза, в зубах папироса; другой с длинными растрепанными волосами, в модном пальто нараспашку и т. д.) Что бы вы хотели сказать описанием их внешнего вида? (Например, что во внешнем облике этих парней так же мало культуры, как и в их поведении; или, наоборот, что внешне эти плохо воспитанные молодые люди выглядят вполне прилично.) В какую часть текста можно внести описание внешности парней? (После предложения «А рядом стояли три паренька».)
4. ^ Работа учащихся над изложением или сочинением (упр. 80).
Эта работа, имеющая большое воспитательное значение, может быть продолжена. Естественным ее продолжением является следующее сочинение.
^ Описание внешности
на основе жизненного опыта и наблюдений
Сочинение
Это сочинение подводит некоторый итог работы над описанием внешности. К моменту проведения урока у учеников должен быть накоплен: а) опыт анализа текстов, представляющих собой описание внешности, наблюдения за тем, что и как — в зависимости от замысла автора — дается в таких описаниях; б) «портретный» словарь.
Анализ образцов, как и накопление «портретного» словаря, целесообразно начать с первых упражнений, построенных на описании внешности человека. Одновременно с этими текстами полезно привлекать отрывки из произведений художественной литературы и т. п. При этом важно на данном этапе использовать тексты, в которых прямо выражена основная мысль, замысел описания: внешность человека весьма обычна, заурядна, привлекательна, чем-то удивительна, неприятна, характеризует его внутренний мир, душевное состояние и т. п.
Примерные вопросы для анализа подобных текстов: 1) Какова основная мысль описания, его замысел? Какое оно — деловое или художественное? 2) Что именно описывается во внешности данного конкретного лица? (Таким образом выясняются элементы (компоненты) описания внешности.) 3) Какие детали особенно важны для раскрытия основной мысли описания? 4) Какие речевые средства использованы автором с этой целью?
Выборка «портретной» лексики и запись ее в тетради по развитию речи на начальном этапе проводится коллективно — ею завершается анализ соответствующего текста. Желательно организовать собирание этой лексики по определенным подтемам, например: лицо (форма, цвет, выражение); глаза, взгляд, взор; брови; улыбка; губы; лоб; нос; волосы; осанка, фигура, рост; походка; руки; одежда; общее впечатление, вид, оценка.
Примерно такой словарь могут составить ученики только на основе текстов упражнений учебника.
Лицо. Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками.
^ Глаза, взгляд, взор. Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы.
^ Брови. Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные.
Лоб. Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми.
^ Улыбка. Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная.
Нос. Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой.
Волосы. Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие.
^ Осанка, фигура, рост. Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.
Походка. Медлительная; слегка прихрамывающая.
Руки. Мягкие, белые.
Одежда. Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван…
^ Общее впечатление, вид, оценка. Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.
Этот словарь дополняется (в процессе коллективной работы и самостоятельно) на основе изучения программы по литературе и на основе внеклассного чтения. Так, дети вписывают к описанию глаз — карие, задорные, блестевшие лучистым ярким светом, светлый блеск, в черных глазах, дружеский, ласковый, вкрадчивый, умоляющий, сосредоточенный, озабоченный, открытый, чарующий (взгляд) и т. п.; к описанию одежды — элегантный, изящный, щеголеватый, выутюженные брюки; однотонный, умело завязанный галстук; блузка, украшенная вышивкой; к описанию волос — вьющиеся, каштановые локоны, жидкие, прямые, белесая прядь, белобрысый, брюнет, шатен, блондин; к описанию общего вида — расстроенный, удрученный, утомленный, подтянутый, скучающий, оживленный; открытое, презрительное (выражение лица); правильные, приятные, грубоватые черты лица; строгая, оригинальная красота и т. д.; к описанию походки — плывущая неверная (не твердая); беспечная, расслабленная, вихляющаяся, грузная, тяжелая; к описанию осанки, фигуры — сухощавый, рослый, статный, плечистый и т. п. Вводят под тему: голос — взволнованный, встревоженный, сдавленный, просящий, глухой.
Проводя эту большую словарную работу, учитель должен стремиться к тому, чтобы дети не просто записывали слова и выражения, чем-то привлекшие их внимание, но чтобы вместе с этим они уясняли, уточняли значение слов, осознавали целесообразность, мотивированность каждого из употребленных писателем речевых средств. Глаза пана Тыбурция, «сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно»,— пишет В. Г. Короленко. И это понятно: его герою, сильному и умному человеку, жилось очень тяжело. Плутовские глаза Мишки-Нахаленка (из рассказа М. Шолохова) похожи на «нерастаявшие крупинки речного льда», так как они голубые и высматривают «из узеньких прорезей». Нужно, чтобы учитель не только систематически следил за тем, как ученики пополняют свои словарики, но и требовал объяснений, почему они решили «взять на карандаш» то или иное слово или выражение, чем оно привлекло их внимание и обогатило (см. упр. 81, 82, 94).
Урок 1
Цели урока: 1) систематизировать приобретенные учащимися знания об описании; 2) подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности.
1. ^ Проверка домашнего задания. Учитель подчеркивает, что две-три яркие, характерные детали в данном описании важнее, чем подробное описание всего подряд. Об этом очень убедительно говорил в свое время известный художник Н. Н. Жуков: «Как передать свое впечатление от очень толстого человека? Можно просто сказать, что он был непомерно толст. Можно сказать иначе: „Он с трудом передвигался“, или: „С трудом входил в дверь“, или еще: „Был так толст, что напоминал шар“. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, а весил сто тридцать килограммов. Существуют сотни способов определить комплекцию человека. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: „Он был так толст, что щеки его были видны со спины“. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоящего перед ним».
2. «Отгадывание» литературных героев. Учитель читает описание внешности известных учащимся литературных героев. Учащиеся должны сказать, кто описан, кем, в каком произведении; что помогло им узнать героя. Для этой работы могут быть использованы самые различные материалы. Делается вывод, что читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное.
Дети вспоминают, что они уже знают о деловом и художественном описаниях, их особенностях (см. упр. 81).
3. ^ Анализ образца. В художественном описании,— подчеркнет учитель,— важно «нарисовать» человека, передать свое впечатление от описываемого, свое отношение к нему.
Анализируется несколько описаний, подобранных детьми. Желательно, чтобы этот анализ давался учащимися в форме связного развернутого ответа. Поэтому полезно вначале дать образец такого высказывания. Например, упр. 78: «В этом отрывке описывается парень лет семнадцати. Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж» и очень конопат. Именно эти особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. Именно эти детали позволяют писателю сказать в заключение: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце». В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжеватый цвет: огненно, немыслимо ярко-рыж; по золотистому фону конопушек; глаза с рыжеватым отливом; рыжие ресницы. Аналогично анализируется текст упр. 79.
4. ^ Анализ сочинения с недочетами. Переработка сочинения.
Девочка у окна
У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны, и большие.
Брови похожи на крылья летящей птицы.
Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты.
Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту.
Девочка красива.
Вопросы для анализа
Сформулировал автор основную мысль? (Да, девочка красива.)
Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы; описание лица, длинных ресниц, черных волос, заплетенных в косы.)
Что можно опустить, поскольку не помогает автору решить его задачу?
(Упоминание об одежде — эта деталь ничего не прибавляет к раскрытию мысли о красоте девочки.)
Очевидно, главная красота в лице этой девочки —глаза. Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз? Достаточно ли ярко они описаны? (О глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а о цвете лица — отдельно, лучше в самом начале сочинения; очевидно, надо больше описать сами глаза, их выражение.)
После проведенного анализа ученики записывают сочинение в исправленном виде.
5. ^ Уточнение темы сочинения (упр. 146). Ученики знакомятся с заданием упражнения, обсуждают тему предстоящего сочинения и подсказанные в задании подходы к раскрытию темы.
Внешность моего сверстника.
(Определить, кого именно я буду описывать.)
Что я могу показать, например:
1) Все примечательное во внешности.
2) Как выглядит Х в какое-то определенное время, когда возбужден, отдыхает и т. д.
3) Во внешности Х особенное — это…
4) Внешность Х обыкновенна…
5) Мой товарищ обаятелен (неприятен) и т. д.
6) Задание на дом: упр. 146.
Собранные учениками материалы обсуждаются в течение 3–4 уроков. Материалы, подготовленные слабыми учениками, желательно проверить.
Сочинение ученики пишут дома или в классе (по усмотрению учителя).
Урок 2
Составление набросков к устному (или письменному) высказыванию на тему «Один из нас». Задача работы — создать краткое портретное описание одного из присутствующих в классе так, чтобы можно было сразу угадать, о ком идет речь. Можно описать что-то одно, наиболее яркое, характерное: как человек ходит, разговаривает, отвечает урок, пишет, читает и т. д. Составленные учащимися наброски (или устные высказывания) обсуждаются: действительно ли удалось отметить самую «говорящую» деталь, отвечает ли высказывание поставленной задаче. Например: «Один из нас — это довольно высокий, худощавый юноша, главная примечательная черта которого — густые, вьющиеся темно-русые волосы (такие бы волосы любой девушке) и большие черные-пречерные глаза, которые почему-то всегда блестят». По этому описанию ученики сразу назвали «оригинал».
Разумно сосредоточить внимание учащихся на описании одной и той же детали, например улыбки, походки у разных учеников, или, наоборот, сопоставить описание одного и того же лица разными авторами. Это позволит сделать вывод о значении наблюдательности и об умении передать свои впечатления. Так, например, сравнивается описание улыбки: у одной девочки, когда она улыбается, лицо преображается — расширяются зрачки, рот растягивается до ушей, обнажаются белые зубы; другая улыбается чуть-чуть, но так заразительно, что трудно не улыбнуться в ответ, и т. д.
В связи с этой работой важно подчеркнуть, что не всегда лицо — зеркало души человека. Не случайно существует изречение: «Внешность обманчива». Рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» (упр. 80) иллюстрирует как раз эту мысль. Чтение и пересказ рассказа будут иметь большое воспитательное значение: дети зачастую только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически значит смелый, хороший товарищ и др.).
^ Задание на дом. Учитель напоминает детям о тех описаниях внешности, которые раньше анализировались в классе, и о портретных словарях. Все эти материалы должны помочь в создании первого варианта сочинения. Он обсуждается в течение 3—4 уроков, или организуется взаимопроверка. Вопросы для анализа сочинения: есть ли в сочинении замысел и удалось ли его реализовать? Что в связи с этим следовало бы опустить, а что — расширить? Достаточно ли стройно сочинение (за счет чего его можно сделать более последовательным)? Что понравилось и что не понравилось в языке сочинения?
Эти же вопросы находятся в центре внимания учителя, когда он проводит урок анализа проверенных им сочинений.
^ Описание картины В. И. Хабарова
«Портрет Милы» (упр. 77)
1. Рассматривание репродукции. Важно, что дети смогут сказать самостоятельно, отвечая на вопросы учебника. (Поза необычная, ноги в кресле — очевидно, так удобно читать; под креслом ботинки с коньками. Вероятно, устала, чтение для Милы — отдых. Устроилась читать, чтобы было удобно, уютно и т. д.)
2. ^ Составление диалога. Один из возможных диалогов:
— Привет, Мила!
— А? Что?
— Ты так зачиталась. Я тебя такой никогда не видела.
— Какой такой?
— Тихой, сосредоточенной. Ты даже не слышала, как я вошла.
— Да, понимаешь, книга интересная. Жюль Верн «Таинственный остров».
— Ладно. О книге потом расскажешь. А чьи это коньки?
— Мамины. Но мне на них удобно. Хорошо получается.
— И кто бы мог подумать, что наша Мила любит коньки и любит читать. А что больше?
— Пожалуй, читать люблю больше.
— Да, это видно. Уютно устроилась. Ноги в кресле, а книжка на коленках, как на подставке. Ну, я ухожу. Не буду тебе мешать. Приходила просто так, поболтать.
^ Подпись к фотографии
(упр. 129)
Это новый для учеников вид работы, неизменно вызывающий интерес. Во многом он объясняется тем, что каждый пишет самостоятельно и о своем.
Помощь содержится в вопросах учебника. Учитель подчеркнет, что читатель должен представить, кто изображенный на фотографии человек, как он выглядит, чем именно он нравится автору.
^ Выборочное изложение
(упр. 130)
Цели урока: 1) закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику; 2) подготовить учащихся к изложению.
1. ^ Сообщение цели урока. Выборка материала к изложениям по темам «Отец», «Сын».
Ученики знакомятся с текстом предстоящего изложения и самостоятельно делают выборку материала (желательно распределить задания по рядам). Возникают такие записи:
Отец.
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью
Мальчик.
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
2. ^ Систематизация материала. Вопросы учителя: что в записанных материалах следует сгруппировать? В какой последовательности лучше использовать данный материал?
К изложению «Отец» надо сгруппировать материал, относящийся к описанию рук и описанию одежды (делаются необходимые отметки). К изложению «Мальчик» следует сгруппировать то, что относится к описанию глаз (бровей). Обсуждается последовательность использования материала.
Записывается схема описания: к изложению «Отец»: 1) рост, фигура; 2) руки; 3) глаза; 4) голос; 5) одежда; к изложению «Сын»: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; 4) одежда.
3. ^ Определение основной мысли изложения. Запись возможного начала.
М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек (вспомним глаза его с «неизбывной смертной тоской»); другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.
Возможное начало изложения (на выбор):
1) Один из героев повести М. А. Шолохова «Судьба человека» — высокий сутуловатый мужчина…
2) На первой странице повести «Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один — это… и т. д.
4. ^ Работа учащихся над изложением «Вы с ним знакомы».
Упр. 145 требует наблюдений и собирания материала по данной схеме.
Упр. 146 является продолжением начатого собирания материала о внешности товарища, который автору хорошо знаком. Это задание можно рассматривать как проверочное по теме «Описание внешности».
Описание действий
К данному виду ученических высказываний мы относим описания действий, которые производят люди, когда они выполняют какую-либо работу, занимаются каким-то делом, спортом.
Работая над портретом, ученики уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело. Конечно, и в этом случае совсем не исключается возможность через описание того, как человек работает или что-то делает, охарактеризовать самого человека. Но в этих описаниях возможны другие задачи, другие замыслы.
Работа над описанием действий развивает у детей наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса, обогащает речь. Кроме того, знакомство с трудовыми действиями опытных, умелых мастеров способствует воспитанию чувства уважения к труду.
Как и другие виды описаний, описание действий может быть деловым (научным) и художественным. В деловом описании главное — полное и исчерпывающее описание всех элементов процесса. Задача делового описания заключается в том, чтобы читатель получил точное представление о характере и особенностях процесса и на основании данного описания сам смог выполнить работу. Поэтому деловые описания во многих случаях носят характер советов или инструкций (см., например, упр. 374). Художественное описание действий преследует иные цели. Задача художественного описания — «нарисовать» картину, воздействовать на чувства читателя, создать у него определенное настроение. В художественном описании действий автор останавливается только на тех деталях, которые служат реализации его замысла.
Описания действий различны по своей сложности. Меньше затрудняет учеников описание знакомых автору действий; значительно сложнее описания действий и процессов, требующих проведения специальных наблюдений.
Учебник проводит учеников через определенную систему упражнений:
1. Анализ текстов, представляющих описание действий. Накопление словаря на тему «Игра, занятие, спорт».
2. Описание поз, действий (людей), изображенных на картине. Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
3. Роль описания действий в повествовании. Изложение.
4. Описание действий по наблюдениям. Сочинение.
5. Закрепление умения.
Описание действий (людей), изображенных на картине
Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь» (упр. 187).
Этому уроку предшествует работа по накоплению словаря на тему «Футбол», начало которой может быть связано с выполнением упр. 166, 180, 185, 186 (в разделе «Деепричастия»).
В тетрадях по развитию речи ученики записывают (начиная с упр. 166) материал к будущему сочинению (упр. 187), о котором учитель также сразу предупредит учеников.
В процессе изучения «Деепричастий» и «Наречий» у учащихся возникает такой, например, словарь:
Позы играющих и их действия
Отставив ногу назад, слегка согнувшись, разыграв комбинацию, живо реагируя, прикрыв ворота, внезапно притормаживая, меняя направление, резко рванувшись с места, подхватив мяч, получив пас на выход, забив гол, завладев мячом; атаковать ворота, начиная длинный разбег и др.
Синонимы
Броситься
кинуться
метнуться
устремиться
***
Быстрый
торопливый
стремительный
проворный
***
Внимательно
сосредоточенно
Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об описании; 2) закрепить умение учащихся пользоваться деепричастиями и наречиями в своей речи; 3) подготовить учащихся к рассказу по картине (упр. 187).
1. ^ Проверка домашнего задания. Так как картина С. А. Григорьева доступна по своему содержанию для семиклассников, которые уже владеют некоторыми знаниями и умениями искусствоведческого характера, желательно предложить часть задания упр. 187 на дом, а именно: составить и записать материал к описанию картины, руководствуясь рекомендациями, данными в упражнении. Если работа будет организована так (а это важно для развития самостоятельности учащихся), то проверке выполненного учениками задания следует уделить серьезное внимание. Вначале один-два ученика прочтут свои записи, сделанные дома. Затем учитель уделит внимание анализу того, что менее всего удалось детям, а также того, что имеет особое значение для раскрытия замысла художника. Учитель подчеркнет, что пейзаж в этой картине (теплый осенний день, виднеющиеся вдали дома, стройки, пустырь),— фон, на котором изображены дети. Этот пейзаж, написанный «легко и свободно», подчинен главному — рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол*.
Внимание учащихся обращается на футбольное поле и спортсменов. В данном случае необходимо отметить умение художника немногими деталями сказать о многом. Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они «соорудили», возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов. Главный герой — долговязый, белобрысый вратарь одет «под» настоящего спортсмена. Он спустил чулки, надел свитер и кожаные перчатки, перевязал колено. В такой же неспортивной форме в лыжном костюме малыш, стоящий за воротами,— ему очень хочется приобщиться к игре, в которую его еще не принимают. Где же происходит игра? Какой момент игры в футбол изобразил художник? — это вопросы, обсуждаемые в классе. Любопытно, что художник не изобразил на своем полотне самого футбольного состязания, но мы понимаем, что там, куда смотрит вратарь и все зрители, сейчас острое положение: может быть, секунда, другая — и мяч полетит в сторону ворот.
И наконец вопрос, касающийся зрителей, болельщиков. Все они смотрят в одну сторону — вправо, но реагируют на происходящее по-разному: и взгляды, и позы их различны. Сильнее всего захвачен игрой мальчик в темно-зеленом костюме. Девочки спокойнее наблюдают за футбольной схваткой, но тоже очень внимательно, не отрывая глаз от игры (особенно первая, в пальто с капюшоном).
Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), также всецело захвачен футбольной схваткой: смотрит, вытянув голову, забыв о книге и т. д.
В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек и т. п. Если в этом есть необходимость, учитель записывает подобные слова на доске.
В результате ученики вносят дополнения и изменения в свои заготовки (пользуясь также своими словариками).
2. ^ Составление плана описания картины. Вначале ученики называют основные подтемы рассказа, например: 1) место и время действия; 2) спортсмены; 3) зрители; 4) художник и его картина. Учитель подчеркивает условность названной ими последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. д. После этого учитель предлагает превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. Обсуждается каждая формулировка. Например, место и время действия: как сказать более точно, стараясь отразить замысел художника? («На пустыре в теплый осенний день» или «На окраине города в начале осени».)
В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:
1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители «болеют» по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.
Аналогичная работа может быть проведена по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». К этому сочинению тематически примыкает репортаж на спортивные темы, с которым учитель может познакомить учащихся при наличии времени. Главное в спортивном репортаже — описание действий. Но чтобы воссоздать картину происходящего на спортивной арене, чтобы читатель (или слушатель) мог по репортажу наглядно представить себе, как протекали действия, стать как бы их очевидцем, автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» действия, описываемые в репортаже.
Работу над репортажем можно начать с упражнения, текст которого можно изложить в форме репортажа. Эта работа подготовит детей к самостоятельным репортажам с места событий — на темы школьной (в том числе и спортивной) жизни.
^ Описание действий по наблюдениям
Сочинение
Подготовка начинается со сбора учащимися материала к описанию работы, которую выполняет кто-либо из взрослых. С этого момента организуются поиски текстов с описанием трудовых процессов, анализ этих текстов, подбор пословиц и поговорок на тему «Работа, труд, мастерство» и составление словаря к будущему сочинению
Слова с трудным написанием: инструменты, отверстие, стружки, стамеска, конвейер, агрегат, самосвал, бетономешалка и др.
Цели урока: 1) повторить известное об особенностях делового и художественного описания; 2) закрепить умение пользоваться деепричастиями и наречиями при описании действий; 3) подготовить учащихся к самостоятельному сочинению.
^ I вариант
1. Анализ текста. Выборочный диктант. Ставится задача выписать глагольные словосочетания . Вначале учитель читает полностью весь текст — ученики определяют его тему («Как мальчик вместе с отцом моет самосвал у колодца») и основную мысль («Заниматься этим делом — удовольствие»). Затем ученики подбирают и записывают заголовок («Вот это жизнь!», «Удовольствие!» и др.).
А какое удовольствие ждет Сеню потом, когда после обеда выйдут они во двор, куда заводит на время обеда Тарас Андреевич свой самосвал, и Сене будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца! Как он будет, становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота, вертеть его, вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжелое ведро, и обегать с ним машину, лезть под огромный самосвал в тень, пахнущую маслом, бензином и резиной. Какое неизъяснимое наслаждение тереть, мыть и скоблить, выкручивать веретье, надраивать до блеска металл и с головой влезать в капот мотора, изнутри которого идет еще теплый бензинный дух, и слышать от отца негромкие приказания: «А ну, дай сюда конец! Подержи тут. А теперь вон ту гаечку подверни… Еще!.. Хорошо!..» И ходить до бровей измазюканным, и держать в руках тяжелый разводной ключ. Вот это жизнь!**.
Следует предупредить детей, что в предложении «Как он будет…» деепричастные обороты относятся к глаголу будет вертеть (форма будущего сложного времени). Вначале анализируются глагольные словосочетания с деепричастиями: с их помощью рисуется, как мальчик набирает из колодца ведро с водой (становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота; вытаскивая из прохл
ВАЛЕНТИН КАТАЕВ
БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
Поднимаясь в гору, остановился и забуксовал грузовик с кирпичом. Тогда шофер, молодой, расторопный парень, не долго думая, взял из машины штук десять новеньких, звонких кирпичей, стал их разбивать ключом и подкладывать под колеса. На мое замечание, что так делать не годится, что следовало бы надеть на колеса цепи и что, наконец, можно бы использовать находящуюся в десяти шагах щебенку, он с некоторым даже удивлением сказал:
— А чего?
И спокойно продолжал мостить битым кирпичом скользкую дорогу.
Видимо, ему даже и в голову не пришло, что он уничтожает плод человеческого труда, материальную ценность, народное, государственное имущество. Он не соображал, что кирпич — это такая же вещь, как, например, чашка или тарелка. Ведь не стал бы он разбивать свою посуду для того, чтобы подложить под скаты буксующей машины.
Другой случай. Я прочел о нем в газете.
На одной из строек срочно понадобились в довольно большом числе ножи для работы по дереву. Куски стали для ножей уже были заготовлены, оставалось только отделать их. Молодой слесарь, которому поручили эту отделку, поставил условие:
— Пусть мне заплатят по пять рублей за штуку.
Иначе говоря, по расценкам, повышенным в несколько раз.
Он знал, что ножи необходимы срочно, и именно поэтому настаивал на своем. Ему сказали:
— Не занимайся рвачеством. Нельзя запускать руку в государственный карман.
Но он твердил:
— Государство от этого не обеднеет.
Третий случай. Так сказать, из другой оперы.
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил.
— Спортом нужно заниматься.
А вот еще один случай.
Молодой человек произносит речь на комсомольском собрании. Сказать ему, видимо, нечего. Но хочется «попасть в отчет». И вот он переливает из пустого в порожнее. Ни одной новой мысли, ни одного свежего факта. Однако он все жует и жует свою жвачку. При этом вид у него весьма глубокомысленный, и в лице даже есть нечто «руководящее».
А в общем, все очень хорошо понимают, что он самый обыкновенный водолей, но из вежливости слушают и молчат, не желая обидеть своего товарища справедливой репликой: Кончай, Вася! Не мучь людей. Слазь с трибуны!
А Вася-водолей все тянет и тянет, продолжая безжалостно растрачивать свое и чужое драгоценное время, не один десяток невозвратимых «человеко-часов».
Недавно видел я, как по широкой, светлой лестнице одного Дворца культуры поднимался молодой человек с девушкой под руку. Они оба сияли молодостью и красотой, были нарядно одеты, оживлены, веселы. Но когда я посмотрел на ботинки молодого человека, мне стало скучновато: это были ботинки как ботинки, добротные, красивые, модные, но aбсолютно не чищенные. Видно было, что с того самого дня, как они поступили «на вооружение» молодого человека, ни крем, ни щетка, ни суконка ни разу к ним даже не прикоснулись.
Эти грязные ботинки никак не гармонировали общим праздничным настроением, с сиянием чистой лестницы, с новым костюмом и красивым, гладко выбритым лицом молодого человека.
А молодой человек — как ни в чем не бывало. Ему, вероятно, и невдомек, что культурный человек не появится в грязной обуви ни на работе, ни в общественном месте. А верней всего, молодому человеку и в голову не приходило, что обувь надо вообще каждый день чистить.
К чему я рассказал об этих случаях, таких разных и на первый взгляд мелких?
Потому что, по-моему, незаметные с виду, они стоят того, чтобы над ними всерьез задуматься. И сейчас больше, чем когда-либо раньше.
Мы на пороге коммунизма.
«Коммуна — у ворот»,— как сказал Маяковский в своем знаменитом «Марше времени» из пьесы «Баня».
Коммунизм, о котором на протяжении веков мечтали лучшие умы человечества, становится реальностью. Сейчас вся наша страна обсуждает тезисы доклада Никиты Сергеевича Хрущева на XXI съезде КПСС. Это грандиозный, невиданный в истории мировой цивилизации план строительства материально-технической базы коммунизма.
XXI внеочередной съезд Коммунистической партии обсудит семилетний план и, выражая волю партии и всего народа, утвердит его, то есть приведет в действие.
Эта семилетка будет решающим этапом, важнейшей составной частью программы-строительства коммунизма в нашей стране на ближайшие пятнадцать лет.
Нашей молодежи предстоит не только участвовать в строительстве коммунизма, но и жить в коммунистическом обществе. И это особенно воодушевляет ее.
Коммунизм требует высоты. Высоты во всем.
Коммунизм — это высокая дисциплина и производительность труда. Это — изобилие металла и хлеба, топлива и жилищ, машин и мяса, книг и овощей.
Бороться за изобилие, за рост производительности, рационализировать свой труд, осваивать передовую технику — такова первая задача, которую ставят перед собою участники бригад коммунистического труда — этих первых ласточек нашего прекрасного коммунистического завтра.
Но этого мало.
Коммунизм — это умение человека управлять силами природы. Это — гармоничное развитие людей, высокая степень их технической и общей образованности.
Потому-то каждый из участников бригад коммунистического труда берет на себя обязательство неустанно учиться, овладевать знаниями, культурой, добиваться получения общего среднего, среднетехнического и высшего образования.
Но и этого мало.
Коммунизм — это высокий уровень сознательности человека. Это кристально чистая нравственность. Создавая бригады коммунистического труда, коммунисты, комсомольцы, вся передовая молодежь нашей страны приносят торжественную клятву: быть всегда и во всем образцом высокой нравственности и моральной чистоты.
Именно такую клятву принесла руководимая Лидой Ореховой бригада молодых работниц Горьковского радиозавода, о которой вы прочтете в этом номере нашего журнала очерк «На полное дыхание».
Какая гордость, какое понимание ответственности перед народом звучат в словах Виктора Уханева, организатора коммунистических бригад на Лисичанском химическом комбинате:
«Отныне принципами труда и жизни нашей будут: сегодня давать продукции больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня; сегодня знать больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня; сегодня к другу по труду и жизни быть внимательнее и сердечней, чем вчера, а завтра — душевней, чем сегодня!»
Таким отвратительным явлениям прошлого, как тунеядство, жульничество, казнокрадство, взяточничество, бюрократизм, равнодушие к ближнему, эгоизм, пьянство, хулиганство, сквернословие, вход в коммунизм запрещен. Можно ли войти в коммунизм, не преодолев религиозных пережитков? Возможен ли при коммунизме случай с битьем кирпича, описанный в начале этих заметок? Или чтобы человек занимался рвачеством? Или чтобы молодые люди не помогли встать упавшей женщине? Или чтобы во Дворце культуры расхаживали красавцы в оскорбительно нечищенных башмаках? Или чтобы люди занимались публичным «водолейством», не уважали чужого времени, не держали слова, опаздывали, халатно относились к своим общественном обязанностям, которые при коммунизме приобретут еще более важное значение, чем сейчас, и явятся священным долгом каждого человека?
Не ясно ли, что, не ликвидировав всех крупных и мелких бытовых и производственных пороков, мы вообще не сможем не только «войти» в коммунизм, но даже построить его?
В этом номере «Юности» среди прочих материалов мы публикуем письма, полученные редакцией и затрагивающие некоторые вопросы нравственности, поведения, взаимоотношений строителей коммунистического общества.
Каждый из читателей «Юности», приславших эти письма, как бы спрашивает самого себя:
— А освобождаюсь ли я, готовясь вступить в коммунизм, от тех предубеждений, от тех ошибок и пороков, которые свойственны людям старого мира и которые мешают нам идти вперед?
Материалы, посвященные подобным вопросам, журнал «Юность» будет печатать и в дальнейшем.
Обращаясь к нашим читателям, мы призываем их самым решительным образом включиться в борьбу за чистоту морального облика советского молодого человека, за дальнейший культурный рост всей нашей молодежи, против всех пережитков и дурных навыков прошлого, мешающих нашему стремительному поступательному движению вперед, к коммунизму.
1959
ЮНОСТЬ №1
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от Kviki2