«По окончании» (школы) пишется с буквой «и» в значении «после чего-то». «По окончанию» (слова) пишется с буквой «ю» как существительное в форме дательного падежа.
Выясним, как правильно писать «по окончании» или «по окончанию», с буквой «и» или «ю» в безударном окончании, определив часть речи и грамматическую форму слова.
Отметим, что в русском языке возможны оба написания рассматриваемого слова в зависимости от его употребления в контексте.
Склонение существительного «окончание»
Чтобы узнать, как пишется слово «по окончанию» или «по окончании», вспомним склонение неодушевленного существительного среднего рода «окончание». Определим, какую падежную форму оно имеет в контексте.
В конце слова «окончание» отметим буквосочетание -ие (не путаем с окончанием существительного -е). Такие существительные имеют особое склонение, отличное от изменения по падежам типичных существительных среднего рода с окончанием -о/-е («озеро» или «поле»).
В дательном падеже существительное «окончание» имеет флексию -ю, а в предложном падеже — флексию -и.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) окончание, поле, озеро
- р. п. нет (чего?) окончания, поля, озера
- д. п. дам (чему?) оконча́нию, по́лю, о́зеру
- в. п. увидим (что?) окончание, поле, озеро
- т. п. интересуемся (чем?) окончанием, полем, озером
- п. п. узнаем (о чём?) об оконча́нии, о по́ле, об о́зере
Если слово «окончание» употреблено в форме дательного падежа, то правильно напишем «по окончанию», например:
По оконча́нию русского слова можно определить его родовую принадлежность.
(По чему?) по оконча́нию — форма дательного падежа существительного.
Производный предлог «по окончании»
Рассмотрим другой вариант употребления слова «окончание».
По окончании школы я хочу получить профессию программиста.
В данном контексте слово «по окончании» является отымённым производным предлогом, который употребляется в падежной форме родительного падежа существительного «школы». Исследуемая лексема имеет временное значение, синонимичное аналогичным производным предлогам:
- по завершении учёбы;
- по истечении договора.
Форма предложного падежа существительного «по окончании» сохранилась в написании предлога и является единственно правильной. Часто встречающаяся форма «по окончанию» в таком контексте является орфографической и морфологической ошибкой.
Правильно напишем:
По окончании дачного сезона мы переедем в город.
Вывод
Предлог «по окончании» (школы) пишется с буквой «и» согласно правилу орфографии. Падежные формы существительного «по окончанию», » в окончании» (слова) имеют окончание -ю или -и в зависимости от контекста.
Примеры
По окончании года подведем итоги выполненного объема работ.
По окончании срока документ считается недействительным.
По окончании колледжа Слава планирует учиться дальше.
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 50
Правописание «по окончании» и «по окончанию»: отличие и значение, примеры, грамматика
Словосочетание «по окончании» и выражение «по окончанию» имеют разные значения, и писать одно вместо другого нельзя. «По окончании» понимается как одно слово и пишется, если речь идёт о следовании во времени одного события за другим, то есть о собственно следовании, предмете никак не вещественном. «По окончанию» обычное речевое выражение; его нужно писать, если имеется в виду конец, концовка, финал события, явления или кончик, законцовка вещественного предмета, из которых во времени ничего не следует.
Значение и употребление
Словосочетания «по окончании» или же «по окончанию» правильно употребляются на письме соответственно значению того или другого:
- «По окончании» – устойчивое выражение, образующее производный отымённый, предлог, означающий в общем «после чего-либо». Употребляется для указания последовательности во времени событий, явлений или условий, а именно, что одно вытекает из другого и следует непосредственно после него: «Ваша претензия станет недействительной по окончании срока исковой давности»; «Полный расчёт производится не позднее трёх рабочих дней по окончании работы». Синонимы «по завершении», «по истечении».
- «По окончанию» – обычное словосочетание, состоящее из слова «окончание» в дательном падеже с предлогом «по». Писать его следует, если:
- после события или по завершении явления ничего, непосредственно вытекающего из него, не предвидится: «По окончанию фильма, такому же бессмысленному и скучному, как начало и середина, я понял, что лучше было бы сразу сдать билет и пойти выпить на те деньги пива». Синонимы «завершение», «конец», «концовка», «финал»;
- Имеется в виду конец, кончик, законцовка (синонимы), край, наконечник (частичные синонимы) вещественного предмета, физического тела: «По окончанию электрода видно, что ток сварки был задан чрезмерный, и сварочные швы неизбежно пережжены»; «Подрежь доску по окончанию на пять сантиметров». Для проверки правильности употребления между «по» и «окончанию» вставляется прилагательное: «… по выжженному концу электрода …»; «Подрежь доску по дальнему окончанию …».
Грамматика
Слово «окончание» – неодушевлённое имя существительное среднего рода 2-го склонения в школьной грамматической традиции (I в академической). Иногда выделяется в особенное склонение вследствие образования в предложном падеже с предлогом «по» отымённого предлога. Состоит из приставки «о-», корня «-конч-», суффиксов «-а-» и «-ни-») и окончания «-е». Постановка ударения и разделение переносами ок-он-ча́-ние. Падежные формы:
- Именительный: оконча́ние (ед. ч.); оконча́ния (мн. ч.).
- Родительный: оконча́ния (ед. ч.); оконча́ний (мн. ч.).
- Дательный: оконча́нию (ед. ч.); оконча́ниям или (мн. ч.).
- Винительный оконча́ние (ед. ч.); оконча́ния (мн. ч.).
- Творительный: оконча́нием (ед. ч.); оконча́ниями (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, при, о, об> оконча́нии (ед. ч.); <в, на, при, о, об> оконча́ниях (мн. ч.).
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Справочную информацию к заданию 7 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».
Образец задания 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
Тесты для тренировки
Тест 1
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. 2) Решая задачу, ему было трудно. 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. 9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия. |
Тест 2
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы. 2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские. 3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире. 4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала. 5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами. 6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары. 7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими. 9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице. |
Тест 3
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить. 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 4) Близких нужно любить и заботиться. 5) Там нарисовано деревня, река и лес. 6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. 7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье. 9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках. |
Тест 4
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов. 2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру. 3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников. |
Тест 5
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел. 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания 6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль. 7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. 9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. |
Тест 6
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы. 2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость. 3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке. 4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом). 5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается. 6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам. 7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух 9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной. |
Тест 7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья. 2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи). 3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава. 4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию. 5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно. 6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России. 7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага… 9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. |
Тест 8
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове. 2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства. 3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно. 4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками. 5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно. 6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире». 7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер. 9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут. |
Тест 9
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с косвенной речью Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос. 2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка. 3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык. 4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие. 5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности. 6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому. 7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди. 9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны. |
Тест 10
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу. 2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 3) Близких нужно любить и заботиться. 4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос. 5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение». 6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес. 7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. 9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело. |
Внимание:
Задание 7 принесёт целых 5 баллов тому, кто с ним справится.
В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 500 примеров к заданию 7. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».
Данное слово является существительным с предлогом или устойчивым выражением, а употребляется в значении «после чего-либо; когда имеется ввиду окончание чего-то». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «по окончании» или «по окончанию»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте, так и во втором:
ПО ОКОНЧАНИИ
ПО ОКОНЧАНИЮ
Важно знать, что оба варианта правописания являются верными. Однако выбор в пользу первого или второго зависит от контекста предложения.
Почему напишем «по окончании»?
Напишем в предложении «по окончании», если это выражение является устойчивым. Также оно образует производный отыменный предлог, означающий «после чего-либо». Исследуемая лексема имеет временное значение, а употребляется для указания последовательности во времени событий, явлений.
Важно знать, что форма предложного падежа существительного «по окончании» сохранилась в написании предлога и является единственно правильной.
В каких случаях напишем «по окончанию»?
Стоит отметить, что «по окончанию» — это обычное словосочетание, которое состоит из существительного в дательном падеже «окончание» и предлогом «по».
Следует его написать если:
- имеется ввиду конец, кончик, край, наконечник вещественного предмета или физического тела. Например: подрежь доску по окончанию на пять сантиметров.
- после события или по завершении явления. Например: по окончанию фильма
Синонимы к слову:
- Завершение
- Начало
- Ход
- Стадия
Примеры предложений с данным словом:
- Приехал, по окончании курса наук, домой, оделся в специальную одежду и начал косить, пахать и бронить.
- По окончанию прилагательного можно определить род.
- Только по окончанию песни я узнала автора.
Всего найдено: 54
Здравствуйте! У Пушкина встретил: «По окончанию работы Петр спросил Ибрагима…». Но ведь верно «по окончаНИИ»?
Ответ справочной службы русского языка
Современная норма: по окончании. В XIX веке форма подобных оборотов была неустойчива. Ср. данные «Словаря языка Пушкина»: по окончанию (по окончании): По окончанию трудов, Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено. АП 11.38. По окончанию трагедии она была вызвана криками исступления Ж2 11.20. По окончании же войны Суворов получил повеление немедленно ехать в Москву ИП 76.8.
Добрый день! Возник вопрос относительно падежа в словосочетании : купить два торта. Слово торт стоит в родительном или в винительном падеже? По окончанию и по числительному получается, что родительный, но по вопросу и переходному глаголу получается, что винительный. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слово торт стоит в форме родительного падежа единственного числа и формально зависит от числительного два.
Добрый день! Вопрос по окончанию слова в словосочетании город Рошаль. Правильно ли сказать в Рошале, имея в виду город, и в Рошали (без употребления родового слова город)? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Название подмосковного города Рошаль мужского рода. Верно: в Рошале.
Здравствуйте, вопрос по окончанию слова: Подскажите, пожалуйста, каким правилом руководствоваться при выборе окончания в подобной ситуации: « в трех из шести открытках(открыток) …»
Ответ справочной службы русского языка
Лучше написать: в трех открытках из шести.
Добрый день! уточните пож-та могу ли я использовать фразу «По окончанию работ» в контексте того что работы должны быть выполнены до момента окончания работ, а не после. Если данное слово не подходит прошу предложить варианты, чтоб было со значением «до момента окончания» а не «после».
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание по окончании работ имеет значение «после окончания работ». Вам лучше использовать варианты: к моменту окончания работ, к окончанию работ, до окончания работ.
Как правильно: по окончании вечера или по окончанию вечера
Ответ справочной службы русского языка
В значении «после окончания вечера» верно: по окончании. Если сочетание употребляется в другом значении, то верен второй вариант.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Прошу о помощи в разрешении вопроса по окончанию причастия.
Похожий ответ был в вопросе 272904, но у меня ситуация немного другая.
Как правильно: «ОАО КБ «Мосбанк», именуемЫЙ в дальнейшем …» или «ОАО КБ «Мосбанк», именуемОЕ в дальнейшем…».
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: ОАО «КБ «Мосбанк»», именуемое…
по окончании или по окончанию концерта, спасибо за ответ
Ответ справочной службы русского языка
В значении «после концерта» правильно: по окончании концерта.
Здравствуйте.
Правильно «по окончании» или «по окончанию» (имеется в виду период времени)?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Предлог — по окончании.
Добрый вечер) Как правильно: по окончании курса или по окончанию курса?
Ответ справочной службы русского языка
В значении «после окончания курса» верно: по окончании. Если сочетание употребляется в другом значении, то верен второй вариант.
Добрый день!
Совершенно запуталась со спряжением, и удивляет, что в школе и институте никаких вопросов по этому поводу не возникало. А теперь с сыном (6 класс) никак не разберусь.
Глагол ЖИТЬ по правилу из учебника должен относиться ко 2 спряжению (все глаголы на ить, кроме брить, стелить), а он явно 1 спряжения!
Тоже самое бить, лить, выть и прочее.
Похоже правило сильно урезано и непонятно, как же тогда определять спряжения.
Я советую сыну теперь спрягать глагол во множественном числе ОНИ ЖИВУТ и по окончанию определять, что это 1 спряжение.
В википедии я нашла более полное правило, и там как раз все эти глаголы перечислены — и оказывается, что совсем не 11 глаголов исключений, а гораздо больше — учить их просто невозможно. Так зачем детей заставляют учить урезанное правило, которое не выдерживает критики. А как попадается глагол ЖИТЬ, СПАТЬ (по правилу 1, по жизни 2), ЗВУЧАТЬ, ДРОЖАТЬ и т.д. — что ребенку делать на контрольной работе, как определять спряжение?
А еще ужас возникает при разноспрягаемых глаголах — где их список, кроме бежать и хотеть. Бедные дети — полная каша в голове! Подскажите, пожалуйста, как эту кашу упорядочить?
Ответ справочной службы русского языка
У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям, и совершенно не имеет значения, какой гласный в инфинитиве. Вы правы: в школе обычно говорят только о глаголах с безударными личными окончаниями и опускают вторую часть правила – о том, что у глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. Это связано с тем, что определять тип спряжения надо только для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, больше никакого практического смысла в определении типа спряжения нет. А если личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол. См. также рубрику «Горячие вопросы».
В каких случаях в географических названиях род определяется по родовому слову (город, река, княжество и т. д.), а в каких – по окончанию? Если по родовому слову определяются только иноязычные географические названия, то стоит ли считать иноязычными названия городов бывшего СССР? Например, названия городов Молдавии, где ныне официальным языком признан только молдавский язык, по-прежнему согласуются по окончанию в названии, а не по родовому слову (Рыбница входила, Бельцы расположены). Но в то же время часто можно услышать разногласия по поводу согласования прилагательных и глаголов с такими белорусскими городами, как Буда-Кошелево, Молодечно, Березино и т.д. Правильно их согласовывать в среднем роде или все-таки в мужском? Заранее спасибо.С уважением, Алексей
Ответ справочной службы русского языка
Здесь нужно обратить внимание на склоняемость или несклоняемость названия. Если название в русском языке не склоняется, то согласование в роде определяется родовым словом (город, село, деревня…). Если название на -О склоняется, то род — средний.
Уважаемая Грамота,
помогите, пожалуйста, разобраться, какого рода название организации Гринпис.
В орфографическом словаре без кавычек и муж. рода (судя по окончанию род. падежа -а). А вот в словаре собственных имен на вашем же портале в кавычках, с пометками нескл., жен. род.
На что же ориентироваться и как будет правильно?
С нетерпением жду ответа! Спасибо за предыдущие ответы, они очень помогли в работе.
Ответ справочной службы русского языка
Да, в словарях содержатся противоположные рекомендации. Но на сайте этой организации пишут: Гринпис обнародовал, Гринпис раскрыл, т. е. согласование по мужскому роду (как указано в «Русском орфографическом словаре» РАН).
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в заявлении: по окончаниии отпуска (работ)или по окончанию отпуска (работ)? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: по окончании (в значении «после чего-либо»).
Как правильно писать: по окончанию программы или по окончании программы?
Ответ справочной службы русского языка
В значении «после окончания» верно: по окончании.
По окончании или по окончанию как правильно?
В данном случае правильный ответ кроется в общем смысле предложения.
Правильно
По окончании — если мы говорим в контексте «после какого-либо события», тогда в конце слова пишется буква «и».
По окончании уроков мы пошли в актовый зал.
По окончании работы они ушли домой.
По окончании школы всем нужно выбрать профессию.
По окончании первого сезона актеры дали интервью.
По окончанию — если предложение строится в контексте «по признаку», тогда в конце слова пишется буква «ю».
По окончанию слова можно определить падеж.
По окончанию фильма я понял, что это только первая часть.
По окончанию песни я узнал автора.
По окончании фильма мы пошли домой — после того, как закончился фильм, мы пошли домой.
По окончанию фильма мы плакали — концовка фильма была такой, что мы плакали.
«По окончании» или «по окончанию»: в некоторых случаях словосочетание может поставить в тупик. На деле все не так сложно, если разобраться.
Склонение существительного «окончание»
Слово среднего рода завершается на «-е». То есть относится ко второму склонению.
Интересно, как ведёт себя окончание при изменении слова по вопросам:
Падеж |
Вопрос |
Окончание |
Именительный |
Что? |
-е |
Родительный |
Чего? |
-я |
Дательный |
Чему? |
-ю |
Винительный |
Что? |
-е |
Творительный |
Чем? |
-ем |
Предложный |
О чем? |
-и |
Окончание «-ю» появляется у существительного только в одном случае.
Как правильно «по окончанию» или «по окончании»
Орфография зависит от взаимодействия с другими членами предложения:
-
Если слово выступает как существительное в дательном падеже с предлогом, то пишется «-ю».
-
Когда предстает производным предлогом, правильно писать на конце «-и». По сути, означает «после чего-либо».
Правила станут понятнее после просмотра примеров фраз.
Правописание «по окончании»
Примеры:
-
«Выпускники стали абитуриентами по окончании школы».
-
«Праздничные мероприятия в институте планируются по окончании срока обучения».
-
«Студенты по окончании колледжа планируют открыть индивидуальные предприятия».
-
«Возможность получения премии рассчитают по окончании последнего рабочего дня сезона».
Можно организовать вставку внутрь местоимения:
-
«Качество курсов оценим по их окончании в течение года».
-
«Качество курсов университета оценим по их окончании в конце года».
Правило написания «по окончанию»
Вот несколько примеров, когда пишется буква «ю» на конце (т. е. это предлог + существительное):
-
«Здоровье ветки определяют по ее окончанию».
-
«Марку каната узнают по окончанию».
-
«О событиях в спектакле можно судить по его окончанию».
-
«О впечатлениях, полученных во время презентации, легко догадаться по ее окончанию».
Преимущественно используется словосочетание с «-и» в части предлога. Вариант с «-ю» подходит только для предметов с наличием какого-то элемента в конце.