Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По окончании Гражданской войны писатель планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.
2) В октябре 1930 года Б.Л. Пастернак познакомился с приехавшим в Москву грузинским поэтом Паоло Яшвили.
3) Став вначале предметом политического скандала и небывалой сенсационной известности, книга постепенно превратилась в объект спокойного чтения, любви, признания и изучения.
4) Познакомившись с З.Н. Нейгауз, Б.Л. Пастернак предпринимает поездку в Грузию.
5) В 1936 году был завершён ещё один стихотворный цикл — «Из летних заметок», посвящённых «друзьям в Тифлисе».
6) Вскоре автор не только перестал считать удачной эту новеллу, но и её манеру, замысел, подчинённый тогдашнему пониманию задач искусства.
7) Отстаивая мнение самостоятельного художника, Б.Л. Пастернаку пришлось нелегко на собраниях и в дискуссиях.
ЦРУ сумел погасить этот скандал, так как книга имела успех среди советских туристов.
9) В русской литературе подобное положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественного гения Льва Толстого.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) разж..мались, Р..стов, с..лидарность
2) к..сичка, л..патка, дор..сти (до книги)
3) разл..гаться, подр..вняться (в строю), обск.жать
4) ср..щение, соб..рались, возр..стной
5) обг..реть, кл..ниться (ко сну), к..сательная
Ответы
Причины победы большевиков в Гражданской войне
Поскольку население России преимущественно состояло из крестьян, позиция именно этого сословия определяла победителя в гражданской схватке. Получив землю из рук советской власти, крестьянство занялось её переделом и мало обращало внимание на происходившие в городе политические события. Новая власть воспринималась как народная, а В.И. Ленина называли добрым царём, который отобрал у помещиков собственность. Невмешательство крестьян в политические дела продолжалось до мая 1918 г., когда решением советской власти была объявлена продовольственная диктатура, и в деревню для насильственного изъятия «излишков» были направлены продовольственные отряды (продотряды). Чтобы обеспечить себе опору, новая власть, исходя из классовой идеологии, создала наряду с уже существовавшими Советами комитеты бедноты (комбеды). Голытьба, вошедшая в эти комитеты, указывала, где зажиточные крестьяне прячут зерно, за что получала от продотрядовцев часть изъятого хлеба. Таким образом, сельское население оказалось разделённым на два лагеря, и Гражданская война перекинулась в деревню. Насильственное изъятие продовольствия оттолкнуло массы крестьян от новой власти. Их ответом были создание повстанческих армий, восстания, сопровождавшиеся убийством продотрядовцев. С другой стороны, в ходе наступления белых войск сельское население получило возможность сравнивать. И это сравнение вышло не в пользу белых, которые в обозе своих армий везли бывших владельцев земли, возвращавших свою собственность. Снабжение войск также было возложено на плечи крестьян. Реквизиционные команды белых, как и продотряды красных, отнимали крестьянский хлеб.
Советская власть забирала хлеб, но оставляла землю. Белые отбирали у крестьян и то, и другое. Вопрос: «Куда крестьянину податься?» решался в пользу красных как меньшего из двух зол. Настроения крестьянства были уловлены большевиками, которые, чтобы снять напряжённость, в ноябре 1918 г. распустили комбеды, а в январе 1919 г. введением продразвёрстки упорядочили изъятие излишков. Большевиками проводилась массовая агитационная работа, в ходе которой крестьянам объясняли временный характер чрезвычайных мер и обещали рассчитаться за продовольствие после окончания войны, когда Красная армия «разобьёт помещиков и капиталистов». Поверив большевикам, крестьяне охотней шли служить к ним.
Красная армия, начав формироваться на добровольной основе, уже в 1918 г. перешла на мобилизационный принцип комплектования. К концу Гражданской войны полупартизанские части превратились в регулярные соединения со строгой дисциплиной, основанной на единоначалии. Большую роль в создании боеспособного войска сыграл председатель Реввоенсовета Л.Д. Троцкий. Извлекая уроки из первых месяцев войны, он провёл следующие мероприятия по укреплению дисциплины: ввёл смертную казнь за дезертирство; создал из проверенных коммунистов заградительные отряды, которые расстреливали солдат, отступавших без приказа; насильственными мерами и агитацией привлёк офицеров старой царской армии – военных специалистов, которые поставили дело на профессиональную основу. В 1918 г. военные специалисты из офицеров царской армии составляли три четверти командного состава красноармейских частей, для контроля к каждому офицеру прикреплялся комиссар из большевиков.
У командования Красной армии не было серьёзных проблем со снабжением боеприпасами, амуницией и продовольствием. Большевикам повезло, под их контролем оказались центральные промышленные губернии России, где изготовлялась необходимая армии продукция. Кроме того, важную роль в обеспечении войск сыграли огромные запасы, накопленные ещё царским правительством для ведения мировой войны (знаменитые «будёновки» были взяты с этих складов). Сравнительно густая сеть железных дорог предоставляла большевикам возможность быстро перебрасывать воинские соединения на критические участки.
Тыловая политика «военного коммунизма» также способствовала победе большевиков. Эта политика включала: национализацию промышленных предприятий и банковского дела; продразвёрстку в деревне; отмену свободной торговли и переход к государственному распределению; свёртывание денежных отношений; введение всеобщей трудовой повинности; жёсткую трудовую дисциплину, директивное управление. Эти мероприятия превратили страну в единый военный лагерь и помогли сконцентрировать все ресурсы для обеспечения армии.
Способом нейтрализации противников большевистской партии был «красный террор», введённый официально декретом ВЦИК от 5 сентября 1918 г. Инструментом массового террора стала образованная 20 декабря 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Расстрелы классово чуждых элементов, взятие в заложники «буржуев» и их семей, тотальная слежка, обыски и облавы настолько запугали население, что политическая активность в тылу большевиков исчезла.
Своей национальной политикой и обещанием независимости большевики смогли привлечь на свою сторону или нейтрализовать население национальных окраин империи. Лозунг Белого движения «Единая и неделимая Россия» лишал его этой поддержки.
Безусловно, во многом сила большевиков была в слабости их противников. Идеологические разногласия в среде антибольшевистских сил закончились столкновением в ноябре 1918 г., когда Колчак разогнал уфимское правительство правых эсеров. В Белом движении отсутствовала скоординированность боевых действий. Это позволило большевикам, перебрасывая свои части на наиболее опасные участки фронта, громить противников поодиночке. Так как офицерский корпус белых армий в основном состоял из дворян-землевладельцев, правительства Колчака и Деникина не решались, как это сделали большевики, безвозмездно отдать землю крестьянам. Формировавшиеся на сельскохозяйственных окраинах белые армии не могли обеспечить своих солдат оружием и обмундированием и попадали в зависимость от поставок зарубежных союзников. Эти поставки давали повод большевистской пропаганде обвинить белые правительства в антипатриотизме и торговле русскими территориями. Нужно отметить, что интервенция принесла больше вреда, чем пользы, Белому движению. «Союзники» весной 1918 г. высадили свои войска на территории России, преследуя свои политические и экономические интересы. Их целью было побудить Россию продолжить войну с Германией, а также вернуть национализированную большевиками иностранную собственность. Не вступив ни в одно сражение с Красной армией, интервенты занимались откровенным грабежом, вывозя промышленное оборудование, природные ресурсы, золото. За все поставки белым иностранные представители требовали платы. Всё это в совокупности способствовало упрочению советской власти и победе большевиков в Гражданской войне, унёсшей более 10 млн человеческих жизней.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
О начале и окончании Гражданской войны.
Этот вопрос не имеет однозначного ответа в российской и зарубежной историографии. Исторические школы и отдельные историки представляют свои варианты ответов. Перечислим лишь некоторые из них. Гражданская война в России началась: – в феврале 1917 г. – сторонники этой даты считают, что свержение самодержавия – единственно эффективной формы управления Россией – неминуемо привело к войне;
– в августе 1917 г. – советская историография вслед за В.И. Лениным декларирует, что выступление генерала Л.Г. Корнилова явилось началом Гражданской войны буржуазии против пролетариата;
– в октябре 1917 г. – историки из антикоммунистического лагеря полагают, что насильственный захват власти большевиками вверг Россию в Г ражданскую войну;
– 5 января 1918 г. – сторонники этой позиции считают, что разгон Учредительного собрания – органа, где различные политические силы могли договориться мирно, – подтолкнул страну к решению вопроса о власти силой оружия;
– 3 марта 1918 г. – основываясь на документах, свидетельствующих о резком росте недовольства широких слоёв населения и особенно офицерства унизительным мирным договором, сторонники этой версии считают, что Брестский мир обострил конфронтацию до предела;
– 25 мая 1918 г. – мятеж Чехословацкого корпуса, когда впервые были образованы внутренние фронты, война приняла традиционные формы и стала делом профессионалов.
Эти явления легли в основу версии группы советских историков о начале войны именно в это время.
Существует ещё несколько версий, большинство российских и зарубежных историков более широко подходят к проблеме начала Гражданской войны в России. Опираясь на мировой опыт, они делают вывод о том, что не существует чёткой грани между гражданским миром и гражданской войной. Поэтому начало Гражданской войны рассматривается не как единовременный акт, а как процесс постепенного перехода от идеологических разногласий к открытым боевым действиям. Указанные события являются своеобразными вехами на пути конфронтации.
Тот же подход используется при определении даты окончания войны. В советской историографии считается, что заключение перемирия с Польшей и победа большевиков над войсками П.Н. Врангеля (октябрь– ноябрь 1920 г.) завершили Гражданскую войну. Современные же историки полагают, что такие события, как выступление кронштадтских матросов (март 1921 г.), крестьянские восстания в Тамбовской губернии и в Сибири (1921–1922 гг.), являются ярким проявлением Гражданской войны. В контексте внутренних вооружённых столкновений рассматривается также оккупация Красной армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики (1920–1922). Вооружённая борьба с большевиками на среднеазиатских окраинах продолжалась до 30-х годов.
О политике «военного коммунизма».
В историографии существует три основных подхода к изучению этой проблемы. Первый подход предполагает, что «военный коммунизм» – это попытка правящей партии, опираясь на основные постулаты своей идеологии, изложенные во Второй программе РКП(б) (март 1919 г.), насильно ввести в стране коммунизм. Несмотря на отсутствие объективных предпосылок для перехода к социализму, было решено с помощью государственного принуждения (диктатура пролетариата) провести своеобразный социальный эксперимент над Россией: ликвидировать частную собственность, свободную торговлю заменить государственным распределением продуктов по принципу «Не трудящийся да не ест!», отменить денежную систему и т. д. Все эти мероприятия нужно было осуществить в кратчайшие сроки, чтобы после завершения мировой революции пролетариат других стран мог учесть российский опыт.
Вторая трактовка выдвигает мнение о том, что «военный коммунизм» – это политика чрезвычайных мер, необходимых для удержания власти в ходе Гражданской войны. Первоначально планировался постепенный переход к социализму: не национализация частных предприятий, а установление рабочего контроля, не прямое распределение продуктов по карточкам, а только регулирование рынка государством ит.п. Однако условия войны: необходимость снабжения армии и городского пролетариата дефицитным продовольствием, саботаж буржуазии (отказ выполнять государственные заказы) – заставили государство ужесточить политику, провести «кавалерийскую атаку на капитал», вынужденно расширяя сферу своего вмешательства в экономику и социальную жизнь.
Третья версия является своеобразным объединением двух предыдущих, усматривая в политике «военного коммунизма» как приоритет идеологии, т. е. командного регулирования общественных процессов в направлении поставленных задач, так и влияние объективных обстоятельств войны, которые ускоряли принятие многих мер социалистической направленности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ БОЛЬШЕВИКОВ
ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ БОЛЬШЕВИКОВ
Россия. 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 годаВ феврале 1917 года в России произошла революция. Царь был вынужден отречься от престола, власть перешла в руки Временного правительства, которое последовательно выступало за войну до победного
Причины и цена победы
Причины и цена победы
Разгром фашистской Германии был результатом усилий многих стран, но основной вклад в победу внесли народы Советского Союза. Они же заплатили за неё самую большую цену. На 1 января 1941 г. население СССР насчитывало 196,6 млн человек, а на начало 1946 г. –
ПРОСПЕКТ БОЛЬШЕВИКОВ
ПРОСПЕКТ БОЛЬШЕВИКОВ
Проспект начинается от улицы Коллонтай и идет до Октябрьской набережной. Название присвоено 2 октября 1970 года, как сказано в постановлении, «в ознаменование партии большевиков, создателей первого в мире социалистического государства». Наименования
Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» награждаются:военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных сил СССР участие в боевых
Донское казачество в Гражданской войне
Донское казачество в Гражданской войне
9 апреля 1918 года в Ростове собрался Съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Донской республики, который избрал высшие органы местной власти – ЦИК под председательством В.С. Ковалева и Донской совнарком
Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне
Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне
Из стихотворения «Я только раз видала рукопашный» (1943) поэтессы-фронтовика Юлии Владимировны Друниной (1924—1991):
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не
Ты за большевиков аль за коммунистов?
Ты за большевиков аль за коммунистов?
Фраза из кинофильма «Чапаев» (1934), снятого режиссерами братьями Васильевыми по собственному сценарию.«Братья Васильевы» — творческий псевдоним, под которым работали режиссеры-однофамильцы Георгий Николаевич Васильев (1899—1946) и
Тематические оффлайн тесты №№ 21-25 с ответами при подготовке к ЕГЭ по истории России по плану 36 недель.
Ответьте на тестовые задания, расположенные ниже. Внимательно прочитайте формулировку заданий и постарайтесь понять смысл вопроса. После этого прочитайте варианты ответов. Если вы поняли вопрос, то, скорее всего, вы знаете и ответ на него. Если вы испытываете затруднения при выполнении заданий текущей недели, то повторите теоретический материал. Затем попробуйте ответить на эти задания с опорой на теоретический материал.
ЕГЭ по истории: Тесты №№ 21-25
Неделя 21. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Тест № 21.
№ 1. Что из указанного нельзя отнести к целям России в Первой мировой войне?
1) усиление влияния в Юго-Восточной Европе
2) контроль над черноморскими проливами
3) обеспечение неприкосновенности собственных территорий
4) устранение германского влияния на Дальнем Востоке
№ 2. С какой из указанных стран пересекались интересы России на Балканах?
1) Австро-Венгрия
2) Германия
3) Франция
4) Великобритания
№ 3. Наступление русской армии в Восточной Пруссии в августе 1914 г.
1) завершилось разгромом нескольких германских армий
2) позволило выстоять французам в битве на Марне
3) ускорило выход из войны Италии
4) способствовало подъёму национально–освободительного движения среди прибалтийских народов
№ 4. На Кавказском фронте Россия воевала с
1) Турцией, 2) Германией, 3) Ираном, 4) Грузией.
№ 5. Брусиловский прорыв был осуществлён во время кампании
1) 1914 г. 2) 1915 г. 3) 1916 г. 4) 1917 г.
№ 6. В результате Горлицкого прорыва
1) Россия захватила Восточную Пруссию и вышла к границам Германии
2) русская армия нанесла поражение австро–венграм в Галиции
3) русские были вынуждены оставить Польшу, а также Западные районы Украины и Белоруссии
4) немецкая армия захватила большую часть Прибалтики, создав непосредственную угрозу Петрограду
№ 7. Какая политическая сила отказалась поддерживать голосование в Государственной думе по военным кредитам?
1) РСДРП(м)
2) кадеты
3) эсеры
4) РСДРП(б)
№ 8. Как называлось объединение депутатов от буржуазных партий, созданное в IV Государственной думе и занимавшее оппозиционные по отношению к царскому правительству позиции?
1) Либеральный блок
2) Демократический блок
3) Оппозиционный блок
4) Прогрессивный блок
№ 9. Чьё выступление на заседании Государственной думы в ноябре 1916 г. сопровождалось словами: «Что это? Глупость или измена?»
1) В. Ленина
2) П. Милюкова
3) А. Гучкова
4) В. Пуришкевича
№ 10. Какое из этих событий произошло позже других?
1) Брусиловский прорыв
2) убийство Г. Распутина
3) Горлицкий прорыв
4) битва на Мазурских озёрах
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1 — 4.
2 — 1.
3 — 2.
4 — 1.
5 — 3.
6 — 3.
7 — 4.
8 — 4.
9 — 2.
10 — 2.
Неделя 22. Февральская революция 1917 г. Установление двоевластия. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
Тест № 22.
№ 1. Февральская революция не могла быть следствием
1) поражений России в Первой мировой войне
2) глубокого социально-экономического кризиса
3) переворота, осуществлённого большевиками
4) кризиса доверия к царской власти
№ 2. В результате Февральской революции
1) Россия вышла из Первой мировой войны
2) была свергнута династия Романовых
3) произошло установление большевистской диктатуры
4) Россия превратилась в конституционную монархию
№ 3. Двоевластие стало следствием конкуренции между
1) Временным правительством и Петросоветом
2) меньшевиками и большевиками
3) большевиками и Временным правительством
4) Учредительным собранием и Совнаркомом
№ 4. Первым главой Временного правительства стал
1) Г. Львов
2) М. Родзянко
3) П. Милюков
4) Л. Троцкий
№ 5. Нота Милюкова предполагала
1) выход из состава Временного правительства кадетов
2) немедленное запрещение деятельности РСДРП(б)
3) вхождение в состав Временного правительства представителей социалистических партий
4) обещание союзникам по Антанте вести войну до победного конца
№ 6. Первая попытка захвата власти большевиками произошла в
1) апреле 1917 г.
2) июне 1917 г.
3) июле 1917 г.
4) августе 1917 г.
№ 7. Л. Корнилов организовал мятеж с целью
1) немедленного решения крестьянского вопроса
2) низложения Временного правительства и установления военной диктатуры
3) выхода России из Первой мировой войны
4) разрыва России отношений с Антантой и перехода на сторону Четверного блока
№ 8. Среди первых Декретов советской власти отсутствовал
1) Декрет о мире
2) Декрет о войне
3) Декрет о земле
4) Декрет о власти
№ 9. На выборах в ноябре 1917 г. в Учредительное собрание большинство мест завоевали
1) меньшевики, 2) эсеры, 3) большевики, 4) кадеты.
№ 10. Какое из событий произошло раньше других?
1) провозглашение России республикой
2) мятеж генерала Л. Корнилова
3) начало работы Демократического совещания
4) создание Военно-революционного комитета
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1 — 3.
2 — 2.
3 — 1.
4 — 1.
5 — 4.
6 — 3.
7 — 2.
8 — 2.
9 — 2.
10 — 2.
Неделя 23. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги Гражданской войны. Политические программы участвующих сторон. Политика военного коммунизма.
Тест № 23.
- Какой из предложенных вариантов нельзя рассматривать в качестве причины начала Гражданской войны в России?
1) репрессивная политика большевиков, захвативших власть осенью 1917 г.
2) низкий уровень политической культуры населения и отсутствие демократических традиций
3) желание привилегированных классов вернуть своё благосостояние и политическую власть
4) вступление России в Первую мировую войну - Интервенция стран Антанты была направлена на
1) оказание помощи национально–освободительным движениям на окраинах Российской империи
2) поддержку большевистского переворота
3) оказание помощи Белому движению в его борьбе с большевиками
4) расчленение России и создание на её территории собственных колоний - Укажите лишнюю фамилию. Среди организаторов Белого движения были
1) М. Алексеев, 2) М. Тухачевский, 3) Л. Корнилов, 4) А. Каледин - Титул Верховного правителя России в годы Гражданской войны принадлежал
1) А. Колчаку, 2) А. Деникину, 3) Н. Юденичу, 4) П. Врангелю. - Что из указанного стало следствием Советско–польской войны 1919— 1921 гг.?
1) переход под контроль Польши земель Западной Украины и Западной Белоруссии
2) провозглашение Польши советской республикой
3) международная изоляция Советской России
4) начало массового революционного движения в странах Восточной Европы - Окончанием Гражданской войны считают
1) разгром в Крыму войск П. Врангеля
2) Рижский мирный договор с Польшей
3) ликвидацию Дальневосточной республики
4) заключение Брестского мира со странами Четверного блока - Поводом к введению красного террора оказалось
1) распространение крестьянских повстанческих движений в Украине и на Дону
2) начало вооружённой интервенции стран Антанты
3) масштабное наступление Добровольческой армии А. Деникина на Москву
4) неудачное покушение эсеров на В. Ленина - Большинству лидеров крестьянских повстанческих отрядов, принимавших участие в Гражданской войне, были близки идеи …
1) монархизма
2) либерализма
3) анархизма
4) коммунизма - Какое из указанных событий не попадает в хронологические рамки Гражданской войны?
1) мятеж Л. Корнилова
2) мятеж левых эсеров
3) расстрел царской семьи
4) восстание Чехословацкого корпуса
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1 — 4.
2 — 3.
3 — 2.
4 — 1.
5 — 1.
6 — 3.
7 — 4.
8 — 3.
9 — 1.
Неделя 24. Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально–государственное строительство.
Тест № 24.
- Какой из указанных регионов пострадал от голода 1921 года?
1) Прибалтика
2) Белоруссия
3) Поволжье
4) Дальний Восток - Началом перехода к НЭПу считают
1) решение о замене продразвёрстки на продналог
2) проведение финансовой реформы
3) подавление Кронштадтского восстания
4) внедрение пятилетних планов развития народного хозяйства - Среди требований участников Кронштадтского восстания было:
1) сохранение политики военного коммунизма
2) реставрация монархии
3) немедленная демобилизация
4) переизбрание Советов - Характерной чертой НЭПа в промышленности было(-а)
1) создание трудовых армий
2) денационализация небольших предприятий и передача их в аренду бывшим собственникам
3) милитаризация труда
4) начало формирования монополистических объединений - Вводя НЭП, советская власть не планировала
1) восстановить нормальные внешнеполитические связи
2) предотвратить дальнейшее усугубление хозяйственной разрухи
3) снять социальную напряжённость в обществе
4) утвердить рыночные отношения в качестве долговременной основы системы хозяйствования - Декрет «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был подписан
1) летом 1918 г.
2) летом 1919 г.
3) летом 1920 г.
4) весной 1921 г. - Среди республик, подписавших Декларацию о создании СССР, не было
1) Прибалтийской
2) Украинской
3) Белорусской
4) Закавказской - Автором какого варианта создания СССР был И. Сталин?
1) конфедеративного
2) федеративного
3) автономизации
4) инкорпоративного - Высшим органом государственной власти в СССР являлся
1) Совет народных комиссаров
2) Учредительное собрание
3) Всесоюзный съезд Советов
4) Реввоенсовет - Декларация о создании СССР была подписана
1) 10 марта 1921 г.
2) 30 декабря 1922 г.
3) 12 июня 1923 г.
4) 31 января 1924 г.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1 — 3.
2 — 1.
3 — 4.
4 — 2.
5 — 4.
6 — 2.
7 — 1.
8 — 3.
9 — 3.
10 — 2.
Неделя 25. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930–х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
Тест № 25.
- Какой из предложенных ниже вариантов не оказал влияния на решение большевистского руководства отказаться от дальнейшей реализации НЭПа?
1) голод в ряде районов Украины, Поволжья и Сибири
2) неоднократные хлебозаготовочные кризисы
3) несовместимость новой экономической политики с командно-административной системой
4) начало нового расслоения в обществе, что противоречило коммунистической идеологии - Укажите годы 1-й пятилетки.
1) 1925–1929, 2) 1927–1931, 3) 1928–1932, 4) 1930–1934 - Укажите, что, по–вашему, было главным источником финансирования индустриализации?
1) увеличение экспорта нефти, леса, хлеба
2) «перекачка» средств из деревни в город
3) водочная монополия
4) иностранные кредиты - Среди целей коллективизации не было
1) создания колхозной системы
2) ликвидации крестьян–собственников как класса
3) получения средств на нужды индустриализации
4) разрушения крестьянской общины - На XIV съезде партии (1925) И. Сталин
1) объявил о начале сплошной коллективизации
2) был исключён из ЦК ВКП(б)
3) впервые подверг публичной критике Л. Троцкого за «отход от ленинских принципов»
4) выдвинул идею «построения социализма в одной отдельно взятой стране при отсутствии мировой социалистической революции» - Как «правый уклон в ВКП(б)» были осуждены идеи
1) Л. Троцкого
2) Н. Бухарина
3) А. Зиновьева
4) С. Кирова - Под выражением «философский пароход» понимали
1) выездные лекции пропагандистов марксизма–ленинизма
2) насильственную высылку за пределы СССР представителей науки и творческой интеллигенции
3) массовую кампанию по ликвидации безграмотности жителей Поволжья
4) новое направление в советской философской мысли, появившееся в годы НЭПа - С какой отраслью научных знаний связаны имена И. Курчатова и А. Иоффе?
1) химия, 2) биология, 3) генетика, 4) физика. - Главные итоги «культурной революции» 1930–х гг. не были связаны с
1) переходом ко всеобщему 7-летнему образованию
2) успехами в борьбе с ликвидацией неграмотности
3) предоставлением автономии университетам
4) доминированием произведений искусства, выполненных в стиле социалистического реализма - Какое из событий произошло раньше других?
1) «Шахтинское дело»
2) убийство С. Кирова
3) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности
4) издание «Закона о трёх колосках»
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1 — 1.
2 — 3.
3 — 2.
4 — 4.
5 — 4.
6 — 2.
7 — 2.
8 — 4.
9 — 3.
10 — 3.
Вы смотрели: Тематические оффлайн тесты №№ 21-25 с ответами при подготовке к ЕГЭ по истории России по плану 36 недель.
Просмотров:
2 678
Новый тест №1 ЕГЭ 2023 по русскому языку для 11 класса с ответами. Данный тренировочный вариант составлен в соответствии с демоверсии ЕГЭ ФИПИ 2023 года.
Скачать тест ЕГЭ в пдф
Скачать ответы для теста
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать <…> страдания при болезнях, дарить радость, то он ставит себе достойную цель. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага (машину последней марки, роскошную дачу, мебельный гарнитур), то допускает роковую ошибку.
Ставя себе задачей карьеру, приобретательство, получение барыша, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили на работе в должности – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране.
(По Д.С. Лихачёву)
1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЖИЗНЬ. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений.
2) ПОСЛЕДНИЙ. Конечный в ряду чего-нибудь. Последний день отпуска.
3) СУММА. Определённое, то или иное количество денег. Затрачены крупные суммы.
4) РАБОТА. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа
5) ДОБРЫЙ. Хороший, нравственный. Добрый поступок.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основная задача автора – воздействуя на эмоции читателей, привлечь их внимание к важной проблеме и заставить задуматься о том, какую цель в жизни человека можно считать настоящей.
- 2) Характеризуя морфологические особенности текста, можно отметить активное использование автором форм повелительного наклонения глагола с целью активизации внимания адресата.
- 3) Эмоциональность тексту придаёт использование автором восклицательных и вопросительных предложений, а также обращений.
- 4) Использование градации в последнем предложении текста («любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране») не только способствует выразительности изложения, но и помогает понять позицию автора: цель жизни должна быть шире, чем личные интересы, и основываться на доброте к людям.
- 5) В тексте не используются узкоспециальные термины, преобладает общеупотребительная лексика, при этом иногда употребляются эмоционально-оценочные слова, относящиеся к разряду разговорных («прозябание», «барыш»), так как текст рассчитан на широкую читательскую аудиторию
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) сливОвый
2) гналА
3) бАнты
4) кухОнный
5) стОляр
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
БЛАГОДАРНЫЕ слова учителям звучали на выпускном. Был построен ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ архитектурный ансамбль. ВЕКОВОЙ дуб рос в Коломенском. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма к простудам повышают витамины. Различают два вида СЛОВАРНОГО запаса: активный и пассивный.
Ответ
благодарственные
[свернуть]
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала, мчащийся на всех распущенных парусах, струи пены стекали по его склону, высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт, гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ответ
двое НОСКОВ
гимнастёрка без ПОГОН
ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
известные ПРОФЕССОРА
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Роман, лишённый хронологической ясности и который читается на одном дыхании требовал размышлений.
2) Александр Солженицын открыл миру весь ужас советских лагерей и пишет произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
3) Сравнивая пьесу «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия», понимаешь, что насколько сильно в пьесе писатель отошёл от романа. 4) Акцентрация внимания читателя на появлении луны или солнца подчёркивает вневременной характер происходящих событий в романе.
5) Поэтесса хотела рассказать не только о своих страданиях, а также о безвинных страданиях множества людей в годы сталинщины.
6) В романе Булгакова «Мастере и Маргарите» события происходят в страстную неделю накануне Пасхи.
7) По приезду в Москву писатель остановился в доме дяди, ставшего прототипом профессора Преображенского.
Те, кто читает роман «Мастер и Маргарита», замечает соответствие между героями.
9) Драматическая тема судьбы творческого человека развёрнута М.А. Булгаковым в «Мольере».
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заст..лать, выч..тание, св..детель
2) ог..рчение, укр..щать (животных), пром..чить (ноги)
3) аккл..матизация, ст..ральный (порошок), разв..вать (таланты)
4) посв..тить (стихи), п..ссимистический, разр..дить (обстановку)
5) сл..гаемое, возвр..щение, ав..нтюрист
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..юльский, вз..скать, без..нициативный
2) не..гораемый, чере..чур, бе..ценный
3) пр..чудливый, пр..обрести, пр..вереда
4) пр..язык, пр..образ, пр..родина
5) вз..йти, зан..веска, нен..глядный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) забывч..вость, многоотрасл..вой
2) преодол..вать, топл..во
3) диков..нка, незатейл..вый
4) стаж..р, камыш..вый
5) многоступенч..тая (лестница), издавн.. (повелось)
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пен..щееся (море), (полки) стро..тся
2) (туман) рассе..тся, обнаруж..вший
3) постел..шь, вид..мый
4) закле..нный, обид..вший
5) (куры) кудахч..т, брызж..щий (фонтан)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Бесшумно открылись белые двери, за ними стал виден коридор, (НЕ)ОСВЕЩЁННЫЙ синими ночными лампами. Ни одна из этих сводок никуда (НЕ)ГОДИТСЯ. Все та же (НЕ)ПОНЯТНАЯ тоска, что уже приходила на балконе, пронзила всё его существо. Иностранец продолжал говорить, (НЕ)СМУЩАЯСЬ изумлением Берлиоза и обращаясь к поэту. Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и (НЕ)ПРИВЛЕКАЮЩИЙ к себе персонаж.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Речь эта, как (В)ПОСЛЕДСТВИИ узнали, шла о поэме, и теперь редактор читал поэту нечто (В)РОДЕ лекции. ЧТО(БЫ) управлять, нужно иметь точный план на некоторый, хоть СКОЛЬКО(НИБУДЬ) приличный срок. Человек лишён возможности составить КАКОЙ(НИБУДЬ) план ХОТЯ(БЫ) на смехотворно короткий срок. Кто ещё недавно полагал, что он ЧЕМ(ТО) управляет, а управился с ним КТО(ТО) совсем другой. Он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ минуты водил рукой по воздуху, КАК(БУДТО) хотел погладить собаку.
Ответ
впоследствии, вроде
[свернуть]
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Не удержавшись от болезне(1)ой гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написа(2)ое, при этом сидел как каме(3)ый.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сердце стукнуло и на мгновенье куда то провалилось и ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки.
2) А когда он открыл глаза увидел что все кончилось и клетчатый исчез .
3) Поэт узнавал все больше интересного и полезного и про египетского Озириса и про финикийского бога Фаммуза и про Мардука и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли.
4) Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивлённый взгляд на прокуратора.
5) Прокуратору захотелось подняться подставить висок под струю и так замереть.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однако(1) выскочить удалось(2) и(3) отдуваясь и фыркая(4) Иван Николаевич начал плавать в чёрной воде(5) пахнущей нефтью(6) меж изломанных зигзагов береговых фонарей.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подруга (1) красных (2) детских лет (3) Тебя ли вижу (4) взоров свет (5) Друг сердца (6) милая Сушкова? Везде со мною образ твой (7) Везде со мною призрак милый: Во тьме полуночи унылой, В часы денницы золотой. То на конце аллеи темной Вечерней, тихою порой, Одну, в задумчивости томной, Тебя я вижу пред собой…
(А.С. Пушкин)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Булгаковская ирония и сатира пронизывает одну из первых сцен романа разбора Берлиозом антирелигиозной поэмы Бездомного(1) основным недостатком (2)которой было то(3) что Иисус получился в ней «ну совершенно как живой(4) хотя и не привлекающий к себе персонаж».
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он выждал некоторое время(1) зная(2) что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу(3) пока она не выдохнет всё(4) что накопилось у неё внутри(5) и не смолкнет сама(6) и когда этот момент наступил(7) прокуратор выбросил вверх правую руку(8) и последний шум сдуло с толпы.
Ответ
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
[свернуть]
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Вечные тревоги, мучительная борьба с холодом и голодом, тоскливое уныние матери, хлопотливое отчаяние отца, грубые притеснения хозяев и лавочника – всё это ежедневное, непрерывное горе развило в Тихоне робость неизъяснимую: при одном виде начальника он трепетал и замирал, как пойманная птичка. (2)Он бросил службу. (3)Равнодушная, а может быть и насмешливая природа влагает в людей разные способности и наклонности, нисколько не соображаясь с их положением в обществе и средствами. (4)Со свойственною ей заботливостию и любовию вылепила она из Тихона – сына бедного чиновника – существо чувствительное, ленивое, мягкое, восприимчивое. (5)Судьба, неотступно терзавшая Недопюскина–отца, принялась и за сына: видно, разлакомилась. (6)Но с Тихоном она поступила иначе; она не мучила его – она им забавлялась. (7)Она ни разу не доводила его до отчаяния, не заставляла испытать постыдных мук голода – она мыкала им по всей России, из Великого Устюга в Царево-Кокшайск, из одной унизительной и смешной должности в другую.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Януш Корчак. (2)Человек, которого весь мир знает под этим псевдонимом, давно, ещё при его жизни, стал символом – символом стойкости, самоотверженности, всепоглощающей любви к детям, наконец, просто символом верности.
(3)В 2014 году исполнилось 100 лет с тех пор, как Януш Корчак начал работать над своей первой и, пожалуй, самой известной педагогической книгой «Как любить ребёнка». (4)Он писал её во время Первой мировой войны, по большей части в Киеве, где работал врачом в детских приютах. (5)Позднее доктор, педагог и писатель Януш Корчак создал в Варшаве Дом сирот. (6)В августе 1942 года немецкое командование обрекло на смерть всех воспитанников Дома, отдав приказ о депортации детей в концлагерь Треблинка. (7)Корчаку немецкие власти предложили жизнь и свободу, приостанавливали его отправку в лагерь, но он остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
(8)У Корчака действительно была возможность уйти из гетто, но всё это было до рокового дня 5 августа 1942 года. (9)Эту возможность ему предлагали участники польского Сопротивления.
(10)Из воспоминаний Ирены Кшивицкой: «Друзья молили и упрашивали Корчака бежать из гетто. (11)Но какой святой убегает от своих мук? (12)С точки зрения обычного здравого смысла, смерть Корчака была не меньшим абсурдом, чем самоубийство врача, у которого пациент умирает от неизлечимой болезни. (13)Но такие, как Корчак, думают другими категориями. (14)Разве мог он остаться жить с тем горьким сознанием, что бросил детей в смертный час? (15)И чего уж там душой кривить, именно он нужен был им, чтобы смягчить страшные мучения предсмертного часа».
(16)Игорь Неверли писал: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. (17)Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на двух человек… (18)Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. (19)Смысл его ответа был такой: не бросишь же ты своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. (20)А тут двести детей. (21)Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? (22)И можно ли всё это пережить?».
(23)Воспоминание очевидца И. Перле: «Горе глазам, видевшим тот ужас. (24)Януш Корчак, сгорбленный, берёт самого маленького ребёнка за руку и идёт вперёд. (25)Идут и несколько медсестёр в белых фартуках, а за ними двести только что причёсанных детей… (26)Рыдали камни мостовых…».
(27)Впервые советские люди узнали о Януше Корчаке в конце войны из поэмы уральского литератора Беллы Дижур, которая так и называлась: «Януш Корчак». (28)Незадолго до того, когда в 1943 году поэтесса узнала о трагедии варшавского гетто и Дома сирот, она проводила на фронт сына (после войны он станет скульптором и его имя будет известно не только в мире искусства: Эрнст Неизвестный). (29)Переживание судьбы Корчака, память о его стойкости и самоотверженности помогали Дижур справляться со своими невзгодами. (30)Она взялась за поэму о Корчаке. (31)В 1945 году отрывки из неё и напечатала комсомольская газета «На смену»: (32)…И, оттолкнув рукой часового, Доктор легко поднялся в вагон, И вот он в кругу ребятишек снова Взволнованным шёпотом окружён… (33)И сотни ручонок тонких, дрожащих, К нему потянулись, и он в кольце. (34)И старое сердце забилось чаще, И свет заиграл на его лице. (35)И свет этот виден был так далеко, Что даже фашистский солдат без слов, Минутой позднее железного срока Бросил на двери гремящий засов.
(По материалам прессы.)
Януш Корчак (1878 – 1942) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
22. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Немецкое командование обрекло на смерть воспитанников Дома сирот.
2) У Януша Корчака не было возможности уйти из гетто.
3) Януш Корчак не мог бросить детей в смертный час.
4) Друзья Януша Корчака ничего не приготовили для его побега из гетто.
5) Стойкость и мужество Корчака помогли справиться с невзодами Белле Дижур.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5–7 присутствуют элементы повествования.
2) В предложении 12–15 представлено рассуждение.
3) Предложения 16–17 включают описание.
4) Предложения 24–26 содержат описание.
5) В предложениях 32–34 представлено повествование.
24. Из предложений 4–7 выпишите антонимы.
25. Среди предложений 18–24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Д. Шеваров и Е. Бродский рассказывают об удивительном человеке, мужественном, самоотверженном, стойком и верным до конца и своим убеждениям, и детям, с которыми добровольно отправился в газовую камеру. Автор создаёт незабываемый образ высокой духовности, используя, в частности, тропы: (А)_____ («Рыдали камни мостовых» в предложении 26) и (Б)_____ («Взволнованным шёпотом» в предложении 32, «ручонок тонких, дрожащих» в предложении 33, «гремящий засов» в предложении 35), а также такие синтаксические средства выразительности, как (В)_____ в предложении 2 и (Г)_______ в предложении 20».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) просторечные слова
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
эпитеты
9) ряд однородных членов предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проблемы текста
1) Проблема человеческого подвига. (Что движет человеком, идущим на смерть, чтобы поддержать других? Какими чертами характера обладает человек, способный на героический поступок?)
2) Проблема нравственного выбора человека в ситуации, угрожающей его жизни. (Какой путь выбирает достойный, высоконравственный человек в сложной ситуации выбора?)
Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д14 № 132
Какое из названных событий произошло раньше других?
1) принятие плана ГОЭЛРО
2) принятие первой Конституции РСФСР
3) введение всеобщей трудовой повинности
4) роспуск Учредительного собрания
2
Задания Д14 № 309
К первым результатам Февральской революции относится
1) крушение монархии
2) передача земли крестьянам
3) выход России из мировой войны
4) установление рабочего контроля на фабриках и заводах
3
Задания Д14 № 387
Следствием поражения Л. Г. Корнилова в 1917 г. был рост популярности
1) кадетов
2) большевиков
3) Временного правительства
4) верховного главнокомандующего
4
Задания Д14 № 504
Необходимость поддержки продовольственной диктатуры в деревне летом 1918 г. стала одной из причин создания
1) рабфаков
2) ликбезов
3) комбедов
4) наркоматов
5
Задания Д14 № 543
Одной из причин введения политики «военного коммунизма» было стремление большевиков
1) обеспечить свою популярность среди крестьян
2) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне
3) использовать материальные стимулы для роста экономики
4) отойти от сверхцентрализованной системы управления
Пройти тестирование по этим заданиям
Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Таблица видов грамматических ошибок
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№ п-п |
Виды ошибок |
Примеры предложений с ошибкой |
1 |
Неправильное построение с деепричастным оборотом |
Ощущая неприязнь одноклассников, моё настроение упало. (Ощущая неприязнь одноклассников, Я расстроился.) |
2 |
… с причастным оборотом |
Эти люди сделали многое, отдавшие жизнь за свободу. (Эти люди, отдавшие жизнь за свободу, сделали многое. |
3 |
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. |
Не вечно ни юность, ни лето. (ед.ч., мн.ч.) Не вечнЫ ни юность, ни лето. (мн.ч., мн.ч.) |
4 |
…падежная форма существительного или местоимения с предлогом |
Благодаря (согласно, вопреки) расписания… Благодаря (ЧЕМУ?) расписанию… По окончаниИ (используем Пр.п.) – (об) окончаниИ |
5 |
… с несогласованным приложением (название в кавычках) |
В романе «Войне и мире» более 600 героев. В романе «Война и мир»… |
6 |
…с однородными чл. предлож. |
Не только мы, а также соседи были удивлены. Не только мы, но и соседи… Как мы, так и соседи… |
7 |
.. с косвенной речью (это пересказ прямой речи) |
Базаров говорил, что мой дед землю пахал. Базаров говорил, что ЕГО (3 лицо) дед землю пахал. |
8 |
..в сложном предложении |
Родители обещали то, что летом поедем к морю. Родители обещали, что летом поедем к морю. |
9 |
Вид и время глаголов разное |
Писатель считал эту версию ошибкой и изображает… Писатель считал эту версию ошибкой и изображал… |
10 |
…с именем числительным |
В обоих руках (в обеих руках!) но: в обоих глазах |
11 |
Нарушен порядок слов |
И только был кот Васька доволен. И был только кот Васька доволен. (частица усиливает существительное) |
Тест 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3). Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки. |
6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи. |
|
7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
|
8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал. |
|
9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост. |
Тест 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Обычно молодежь является носителями передовых идей. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков. |
6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер. |
|
7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
|
8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей. |
|
9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. |
Тест 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки. |
6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы. |
|
7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
|
|
|
9). Я очень сожалею за случившееся. |
Тест 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление имени числительного |
1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них. |
6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
|
7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас. |
|
|
|
9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали. |
Тест 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью |
1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц. |
6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах. |
|
7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки. |
|
8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут. |
|
9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. |
Тест 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Уходя домой, нужно выключать оборудование. |
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. |
6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок. |
|
7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. |
|
|
|
9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно. |
Тест 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию. |
Б) неправильное употребление имени числительного |
2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
5). Около семиста студентов обучаются в колледже |
6).Большинство, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора. |
|
7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье. |
|
|
|
9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы. |
Тест 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя. |
6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белое солнца пустыни”, легко узнает цитаты из него. |
|
7) Занятия шли согласно расписанию, составленному в начале сентября. |
|
|
|
9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ. |
Тест 9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/ |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал. |
6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе. |
|
7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
|
|
|
9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены. |
Тест 10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членам |
1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы.. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят. |
Д) неправильное употребление имени числительного |
5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. |
6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране. |
|
7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
|
|
|
9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Тест 11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Но не вечно ни юность, ни лето. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса. |
|
7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”. |
|
|
|
9) Как успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека. |
Ответы:
№ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
5 |
9 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
7 |
3 |
1 |
9 |
3 |
9 |
3 |
2 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
4 |
8 |
5 |
1 |
9 |
6 |
8 |
3 |
2 |
9 |
6 |
7 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
8 |
4 |
6 |
5 |
1 |
3 |
9 |
3 |
5 |
1 |
6 |
2 |
10 |
5 |
9 |
7 |
6 |
1 |
11 |
4 |
5 |
7 |
1 |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4. неправильное употребление падежной формы сущест. с предлогом
5. нарушение в построении несогласованного приложения
6. ошибка в построении с однородными членами предложения
7. неправильное построение предлож. с косвенной речью
8. нарушение видовременной соотнесённости глаголов
9. неправильное употребление имени числительного
10. ошибка в построении сложного предложения с разной связью
11. нарушение порядка слов в предложении
№ I ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ II ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ III ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IV ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ V ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VI ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№VIII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IX ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ X ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
3 |
6 |
8 |
5 |
1 |
3 |
7 |
9 |
нет |
нет |
б |
7 |
8 |
4 |
3 |
4 |
2 |
6 |
10 |
1 |
5 |
в |
4 |
2 |
3 |
6 |
2 |
1 |
5 |
7 |
3 |
10 |
г |
2 |
10 |
5 |
9 |
10 |
10 |
1 |
8 |
8 |
7 |
д |
8 |
5 |
2 |
1 |
8 |
нет |
9 |
6 |
10 |
6 |
е |
10 |
3 |
1 |
8 |
3 |
нет |
3 |
3 |
7 |
4 |
ж |
5 |
4 |
7 |
7 |
6 |
6 |
10 |
нет |
2 |
нет |
з |
1 |
7 |
6 |
4 |
7 |
4 |
2 |
нет |
6 |
1 |
и |
6 |
1 |
10 |
10 |
5 |
7 |
4 |
1 |
4 |
3 |
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.
Грамматическая ошибка:
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение соотнесённости видо-временных форм глагола
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Предложение:
1) По окончании гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
2) Согласно завещания А.С. Пушкина похоронили в Святогорском монастыре.
3) Вернувшись в Россию, у него возникла идея написать о событиях гражданской войны.
4) Тургенев, следуя заветам Пушкина и Гоголя, изображал только то, что сам достаточно хорошо знал и наблюдал в действительности.
5) Персонаж романа «Заговор равнодушных» польского писателя Бруно Ясенского предупреждал, что «бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
6) Герасим любит Татьяну и оказывал ей разные знаки внимания.
7) Мастерство И.С. Тургенева проявилось в умении придать действиям Герасима такой характер, который помогал более полно выразить то или иное душевное состояние героя.
Когда Герасим ощущает чувство радости, совсем иной характер носят его поведение и его отношение к своим обязанностям.
9) Пушкин оставил нам в наследство свои произведения, читать которого большая радость.
Запишите результаты в таблицу.