Первым сочинением по теории литературы было

Современное
литературоведение представляет собой
сложную и подвижную систему дисциплин.
Выделяются 3
главные отрасли литературоведения:

1) История литературы;

2) Теория литературы;

3) Литературная критика.

1)
Предметом
истории литературы
является
преимущественно прошлое литературы
как процесс или как один из моментов
этого процесса.

Литература
каждого народа, созданная на его языке,
имеет свои национальные особенности,
свои закономерности исторического
развития. Вследствие этого научное
изучение литературы каждого народа
представляет собой особую часть
литературоведения, особую дисциплину
и нуждается в своих ученых-специалистах.

Произведения
литературы всегда отражают своеобразие
той исторической эпохи, в которую они
были созданы, и в этом отношении явно
отличаются от фольклорных текстов.

Произведения
фольклора веками живут в памяти народа
и передаются в устной форме. Естественно,
что при этом постепенно, иногда очень
значительно, изменяются их содержание
и форма. Часто в фольклорных текстах
трудно разглядеть черты того времени,
в которое они первоначально возникли.
По иным «законам» живет художественная
литература, особенно печатная.
Произведения, созданные в определенный
период, затем остаются неизменными в
течение веков, даже тысячелетий и
сохраняют своеобразие породившего их
времени. В особенностях своего содержания
и формы они отражают не только характерные
черты целой исторической эпохи, но и
отдельного ее периода, иногда даже
определенного момента социально-политического
и культурного развития того или иного
народа.

Без
понимания этого, без знания множества
фактов, событий, отношений, характерных
для того времени, когда возникли те или
иные произведения, без умения вникнуть
в самый «дух» конкретной эпохи невозможно
научно изучать художественную литературу.

Поэтому
литературовед всегда должен обращаться
к другим историческим наукам, чтобы они
вооружили его определенными сведениями.
Ему необходима способность осознавать
неповторимое своеобразие каждого
периода национально-исторической жизни
и его отражение в особенностях
художественного содержания и формы
литературных произведений – историзм
литературоведческого
мышления.

Своеобразие
той или иной эпохи отражается, в первую
очередь, в содержании созданных в эту
эпоху литературных произведений, прежде
всего в том, какие именно явления жизни
воспроизведены, какое воплощение они
нашли в образах.

Изучая
произведения, литературовед должен не
просто сознавать отразившиеся в них
эпохальные особенности жизни. Это сумеет
сделать и любой внимательный читатель.
Литературовед должен понимать
такие особенности, то есть отдавать
себе ясный, исторически обоснованный
отчет в том, в какой мере все, воспроизведенное
в произведении, характерно для такой-то
страны и такой-то эпохи ее жизни и отличие
от других стран и эпох, без этих конкретных
исторических знаний невозможно правильно
понять, какая жизнь отразилась в образах
художественных произведений, чтó в них
стало предметом осознания и оценки со
стороны тех или иных писателей.

Не
только действительность, отразившаяся
в произведениях искусства слова,
заключает в себе черты, характерные для
определенной страны и эпохи, но и то,
как эту действительность осознает и
оценивает писатель.

Писатель
всегда принадлежит к определенному
слою общества своего времени, вращается
в определенных социальных и культурных
кругах, для него характерен определенный
уровень развития, он часто бывает
сторонником какого-либо политического
или идейного движения, участником
происходящих в его стране общественных
событий. У него всегда есть отчетливые
взгляды на жизнь, те или иные общественные
идеалы, которые он и выражает в своих
произведениях.

Таким
образом, рассматривая процесс развития
литератур определенных стран и творчество
отдельных писателей, ученые-литературоведы
постоянно опираются на знание истории.
В то же время факты, из которых складывается
литературная жизнь эпохи и все то, что
характеризует творческую деятельность
писателей, литературоведы изучают и
самостоятельно.

Многие
национальные литературы развиваются
на протяжение нескольких столетий,
целого ряда исторических эпох. В каждую
из них они обнаруживают существенные
особенности и различия в своем содержании
и форме. Поэтому история литературы как
особая научная дисциплина подразделяется
обычно на отдельные части, которым
литературоведы и посвящают свои
исследования. Например, история русской
литературы подразделяется на историю
древнерусской литературы, литературы
XYIII
века, XIX
века, начала XX
века и т.п. Подобные подразделения
существуют и в истории других национальных
литератур.

Таким
образом, литературоведение представляет
собой историческую науку, связанная со
всеми науками об истории человечества,
и с их помощью стремящуюся установить
закономерности своего предмета –
истории литературы народов мира.

2)
Литературоведам недостаточно овладеть
только представлениями о том, что
литература тесно связана с общественной
жизнью. Подобно театроведам, музыковедам
и т.п. литературоведы должны создать
конкретную теорию существенных
особенностей художественного творчества,
или, иначе говоря, теорию художественной
литературы как вида искусства.

Из
этого следует, что в общем составе
литературоведения наряду с такой частью
как история литературы разных стран
должна существовать и другая, не менее
важная его часть – теория литературы,
находящаяся с ней в тесной связи и
взаимодействии.

2)
Теория литературы
является
одним из основных разделов науки о
литературе, предметом изучения которого
являются: природа и общественные функции
художественного творчества, структура
художественных произведений и общие
законы развития литературы.

Теория
литературы как отдельная литературоведческая
дисциплина прошла очень долгий путь
исторического развития. Первым сочинением
по теории литературы считается «Поэтика»
Аристотеля (IV век до н.э.). С этих пор
вплоть до настоящего времени, в особенности
на протяжении трех последних столетий,
интерес к теоретическим вопросам
литературоведения все более усиливается.

Разработка
вопросов теории литературы имеет
огромное, по сути дела решающее, значение
для исторического изучения литератур
различных эпох и народов – для истории
литературы как основной части
литературоведения. Историческое изучение
литератур народов мира не может
осуществляться без применения множества
общих
понятий

об отдельных свойствах и особенностях
литературных произведений, об отдельных
сторонах процесса литературного
развития. Все эти понятия должны быть
ясны и определенны по своему содержанию
и по своему соотношению. Без этого сама
историко-литературная мысль окажется
неясной, запутанной. Разработку и
систематизацию общих понятий
литературоведения и выполняет теория
литературы. Она дает истории литературы
инструмент для ее конкретных исследований.
Если бы история литературы не имела
теоретически обработанных общих понятий,
она была бы вынуждена заниматься лишь
описанием отдельных фактов.

Взаимодействие
истории и теории всех видов искусств
очень точно определил Чернышевский
Н.Г.: «История искусства служит основанием
теории искусства, потом теория искусства
помогает более совершенной, более
полной обработке истории его; лучшая
обработка истории послужит дальнейшему
совершенствованию теории, и так далее,
до бесконечности… Без истории предмета
нет теории предмета; но и без теории
предмета нет даже мысли о его истории,
потому что нет понятия о предмете, его
значении и границах».

Действительно,
невозможно создавать историю литературы
как науку, не имея «понятия о предмете,
о его значении и границах». Нельзя
говорить об истории литературы, не зная,
что такое вообще художественная
литература.

Без
усвоения целой системы понятий,
создаваемых теорией литературы, историк
литературы будет работать вслепую, без
ясного понимания особенностей изучаемого
предмета, не имея осознанных научных
задач. Он окажется плохим представителем
своей науки, не умеющим проникнуть в
глубину изучаемых явлений, скользящим
лишь по их поверхности.

Система
научных понятий, которые разрабатывает
для исторического изучения литературы
ее теория, очень сложна и разностороння.
Она складывается из нескольких разделов.

Прежде
всего, теория литературы должна выработать
представление о предмете литературоведения.
Для того, чтобы иметь верное и полное
понимание того, что такое художественная
литература как вид искусства, надо дать
ответ на целый ряд вопросов: В чем
заключаются специфические особенности
содержания искусства в отличие от
содержания других видов общественного
сознания? В чем идеологическая сущность
искусства и его познавательные
возможности? Как зависит литература в
исторически неповторимых особенностях
своего содержания и формы от условий и
обстоятельств национально-исторической
жизни общества? Каковы специфические
особенности литературы как вида
искусства? Ответы на эти вопросы требуют
разработки целого ряда понятий. Такой
разработке посвящен первый раздел
теории литературы – учение
о специфике художественной литературы.

Не
менее важен и другой круг проблем. На
протяжении исторического развития
каждой национальной литературы происходят
существенные и закономерные изменения
ее содержания и ее формы. Для того, чтобы
разобраться в этих изменениях, нужна
целая система теоретических понятий
(роды и жанры литературы, литературные
направления и т.п.). Разработка этих и
подобных понятий составляет другой
раздел теории литературы – учение
об особенностях исторического развития
литературы.

Для
того, чтобы рассматривать отдельные
произведения с точки зрения национальных
и эпохальных особенностей литературного
развития, чтобы выяснить и оценить
идейно-художественные достоинства
произведений, необходима сложная система
понятий, с помощью которых могут быть
охарактеризованы различные стороны и
элементы содержания и формы отдельных
произведений.

Какие
стороны надо различать в содержании и
форме художественных произведений? Что
такое, например, сюжет произведения и
конфликты, в нем развивающиеся? Каково
бывает построение произведения в целом,
его композиция? Как связаны между собой
различные стороны содержания и формы?
На эти и подобные вопросы дает ответ
еще один раздел теории литературы –
учение
о сторонах и элементах организации
отдельного художественного произведения
(его
иногда называют «поэтика»).

Изучая
историю тех или иных национальных
литератур, литературовед вынужден на
каждом шагу своего исследования
пользоваться понятиями всех этих трех
разделов теории литературы. И чем более
теоретически вооруженной будет история
литературы, тем более совершенной она
окажется как наука.

Теория
литературы по-своему интересна и
необходима не только для исследователей,
но и для самих писателей. Как мастера
художественного слова они стремятся
хорошо понимать назначение и особенности
того дела, которым занимаются. Поэтому
многие писатели (М.В. Ломоносов,
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский
и п.т.) посвящали специальные работы
вопросам теории.

3)
Литературную
критику
интересует
относительно единовременное, «сегодняшнее»
состояние литературы; для нее характерна
также интерпретация литературы прошлого
с точки зрения современных общественных
и художественных задач.

Принадлежность
литературной критики, которая занимается
разбором и оценкой художественных
произведений, к литературоведению как
науке не является общепризнанной.

Литературная
критика возникла достаточно давно. Еще
в Древней Греции выступления публицистов,
высказывания поэтов нередко содержали
в себе принципиальную оценку тех или
иных произведений художественной
литературы. Заметное развитие получила
литературная критика в эпоху Возрождения,
а еще более – в конце XVIII
и начале XIX
века, в эпоху романтизма. В России расцвет
литературной критики относится к
середине XIX
столетия, когда выступили такие выдающиеся
ее представители как Белинский,
Чернышевский, Добролюбов, Писарев. С
этого времени критика становится
постоянным спутником литературы.

Существование
критики обусловлено специфическими
особенностями самой художественной
литературы, прежде всего,
образно-идеологическим значением ее
содержания. Естественно, что она
возбуждает у читателей ответные идейные
отклики, нередко очень активные. При
этом одни читатели могут испытывать
очень деятельное сочувствие к тому или
иному произведению за то понимание и
оценку жизни, которые в нем выражены,
считать его правдивым и убедительным
по содержанию. Другие, наоборот, могут
не соглашаться с идейной направленностью
произведения, считать ее неверной, не
отвечающей действительности.

С
критическими статьями выступают люди,
способные раскрыть и передать другим
идейную направленность произведений
современной им художественной литературы,
выражающие свое отношение к текстам.
Литературный критик обычно представляет
в своих статьях не только себя лично,
но и целый литературный, общественный
лагерь. Поэтому одно и то же произведение,
достаточно глубокое и значительное по
своему содержанию, может вызывать
различные, иногда даже противоположные
отклики и оценки в статьях разных
критиков, представляющих мнение разных
общественных кругов. По поводу некоторых,
особо значительных произведений нередко
разворачивается активная
литературно-критическая борьба. Примером
могут служить напряженные идейные
столкновения, происходившие в русской
критике в 60-е годы XIX
века вокруг романа Тургенева И.С. «Отцы
и дети».

Литературная
критика вместе с тем выполняет и другую
задачу, также вытекающую из самой природы
художественной литературы. Идея
художественного произведения, то есть
осмысление и оценка жизни, которые
являются активной стороной его содержания,
выражаются не в отвлеченных рассуждениях
писателя, а в образах – в изображении
отдельных личностей (персонажей), их
действий, отношений, переживаний,
окружающей их обстановки. Изображение
это складывается из множества деталей,
композиционных приемов, различных
средств художественной выразительности.
Для обычного читателя, даже чрезвычайно
образованного, оказывается достаточно
сложно через все это сложное переплетение
элементов художественной формы осмыслить
содержание произведения, понять его
идейную направленность.

Критика
приходит читателям на помощь. Разъясняя
свое понимание произведения, давая ему
оценку, критик при этом не может уклониться
от его разбора.

Наряду
с этим литературные критики оказывают
определенную помощь самим писателям,
давая им представление о том, как были
поняты читающей публикой их произведения,
насколько полно восприняты авторские
мысли.

Каково
же взаимоотношение литературной критики
и двух других литературоведческих
дисциплин? Задача критикой заключается
в том, чтобы предлагать читателям такое
истолкование и оценку произведений
современной художественной литературы,
которое служит интересам и идеалам
определенного общественного движения.
Главная же из основных задач
литературоведения – выяснять и
истолковывать объективные особенности
и закономерности исторического развития
художественной словесности народов
мира. На первый взгляд, это совершенно
различные, не связанные между собой
задачи.

Однако
было бы большой ошибкой утверждать, что
литературоведение стоит вне интересов
общественной жизни и общественной
развития. Признать это – значит превратить
литературоведение в «чистую науку».
Между тем, литературоведы – это живые
люди, они всегда обладают определенными
общественными взглядами, их идеологические
позиции определяют направление их
научной работы – выбор того или иного
материала для исследования, самые
принципы и приемы этого исследования
и т.п.

Таким
образом, теория литературы, история
литературы и литературная критика
оказываются тесно связанными между
собой. Выполняя свои собственные задачи,
критик не может не исходить из общего
понимания объективных закономерностей
и перспектив развития литературы. И он,
естественно, вынужден опираться на те
наблюдения, научные обобщения и выводы,
к которым приходят литературоведы. В
то же время как бы далеко от современности
не уходили ученые в своих исследованиях,
они должны изучать литературу прошлого
в такой перспективе, которая объясняла
бы ее настоящее.

Для
литературоведения как системы дисциплин
характерна не только тесная взаимосвязь
всех отраслей (литературная критика
опирается на данные теории и истории
литературы, история не может существовать
без теории и т.п.), но и постоянное
передвижение материала из одного ряда
в другой: то, что на определенном этапе
составляло предмет литературной критики
со временем становится частью истории
литературы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

теория литературы

теория литературы

наука, изучающая:

1) своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности;

2) структуру художественного текста;

3) факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода.

Рубрика: Литература и наука

«Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения имеет свое, очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля» (Г.Н. Поспелов).


«В решении основных вопросов художественного творчества теория литературы смыкается с эстетикой. Однако у нее есть и особые задачи, связанные с исследованием специфики словесного творчества как отдельного вида искусства» (Н.А. Гуляев).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука.
.
2004.

Смотреть что такое «теория литературы» в других словарях:

  • Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л.… …   Литературная энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла:… …   Литературный энциклопедический словарь

  • теория литературы — Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • теория литературы —   Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений …   Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

  • Теория романа — Теория романа  разнородные литературоведческие учения, объясняющие жанровую природу и историю романа. Классическая литературная теория, от эпохи эллинизма (начало нашей эры) до позднего классицизма (XVIII век), игнорирует существование… …   Википедия

  • Теория заимствования — (миграционная теория, индианизм, теория бродячих сюжетов, нем. Indische Theorie, англ. Indianist theory, theory of migration, theory of borrowing) теория в фольклористике и литературоведении, объясняющая сходство фольклорных сюжетов… …   Википедия

  • Теория струн — Теория суперструн Теория …   Википедия

  • Теория изогнутой химической связи — предложена Лайнусом Полингом на симпозиуме по теоретической органической химии, посвящённом памяти А.Кекуле (симпозиум состоялся в Лондоне в сентябре 1958 г.). В докладе Полинга дана теория двойной связи как комбинации двух одинаковых изогнутых… …   Википедия

  • Теория квантовых струн — Взаимодействие в микромире: диаграмма Фейнмана в стандартной модели и её аналог в теории струн Теория квантовых струн направление теоретической и математической физики, изучающее динамику не точечных частиц, как большинство разделов физики, а… …   Википедия

  • Теория стакана воды — Теория стакана воды  взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы Советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной… …   Википедия


Подборка по базе: НГ. Тест 3. Часть 3. Тема «Аксонометрия».docx, НГ. Тест 3. Часть 1. Тема «Пересечение поверхности с плоскостью», ГДЗС Тема 6.4 Проверки СИЗОД.doc, Матан Тема 1.pdf, Лекция. Тема 4.pdf, Лекция. Тема 6.pdf, Лекция. Тема 2.pdf, вкр тема.docx, Практическая работа №1 тема 1.3.docx, ПТП Тема №1 организация гарнизонной и караульной службы.doc


Неделя 1.

    1. Введение. Предмет и задачи курса «Введение в литературоведение».
    1. Введение в литературоведение в кругу литературоведческих дисциплин

Термины и определения: литературоведение, история литературы, теория литературы, литературная критика, философия, лингвистика, этика и эстетика.

Содержание лекции. Содержание и задачи литературоведения. Общая характеристика основных взаимосвязанных литературоведческих дисциплин: теории литературы, истории литературы, литературной критики.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология, историография, библиография. Их содержание, место и значение в литературоведении.

Связь литературоведения с историей, философией, лингвистикой, этикой и эстетикой, лингвистика, этика и эстетикой.

Литературоведение — наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии.

Современное литературоведение состоит из трех самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин (разделов): теории литературы, истории литературы и литературной критики. Каждая из этих отраслей литературной науки имеет свой предмет изучения, свою программу, методику преподавания.

Теория литературы исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы:

1) понятие о предмете литературоведения (учение о специфике художественной литературы как особой формы духовной деятельности людей, об общественной сущности литературного творчества);

2) понятие об общих закономерностях исторического развития литературы (роды и жанры, направления и течения, принципы отражения жизни, художественный метод и стиль);

3) понятие о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений (образы, конфликты, сюжет и композиция, поэтический язык, стихосложение).

Следует подчеркнуть, что термины теории литературы играют функциональную роль, т.е. не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет. Например, рассматривая художественную деталь, теория литературы не раскрывает ее конкретного значения (бытовая или психологическая, портретная или словесная), а указывает на ее функцию (выявление определенной стороны характера через данную деталь). Теория литературы развивается в процессе общения и философско-эстетического осмысления всей совокупности фактов историко-литературного процесса.
История литературы интересуется прежде всего конкретным, неповторимым, исследует своеобразие различных национальных литератур, изучает историю возникновения, смены, развития литературных направлений и течений, литературных периодов, художественных методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс. История литературы рассматривает любое литературное явление в историческом развитии. Так, историк литературы, в отличие от теоретика, стремится установить не постоянные, неизменные признаки романтизма, а его специфику, своеобразие романтических жанров в немецкой, русской или английской литературе. Ни литературное произведение, ни творчество писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литературного движения. Подлинная история литературы строится с учетом взаимодействия внутренних закономерностей развития литературы и общих закономерностей исторического развития общества, страны, человечества.

Итак, и теорию, и историю литературы объединяет то обстоятельство, что они обязаны раскрывать процесс литературного развития, постигать и осмысливать закономерности ее исторического развития. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория стремится определить существо развивающейся эстетической системы, обеспечивает историческую масштабность мышления литературоведения как научной сферы, дает общую

перспективу художественного процесса, а история характеризует сам процесс становления системы и развития ее различных форм, анализирует их конкретные проявления, обеспечивает конкретность мышления. Значит в истории литературы теория обретает реальную, зримую основу своих построений, без чего невозможно никакое стремящееся к перспективности, целостности, историчности мышление. Иначе говоря, теория литературы, давая методологию истории литературы, находит в ней конкретный материал для своих обобщений.

Литературная критика, наряду с литературоведением как научным изучением художественной литературы, занимается разбором и оценкой по преимуществу современных (новых) художественных произведений, а литература прошлого и сложившиеся мнения и авторитеты используются критиками как материал для сопоставления или интерпретируютс я с точки зрения современных общественных и художественных задач. Но если литературоведение как сфера научного мышления делает акцент на художественном процессе, занимаясь его познанием, исследует устоявшиеся литературные явления, анализирует уже оцененное общественностью, то критика как сфера сочетания научного и художественного мышления (эффективность работы критика зависит от таланта, базирующегося и на фундаменте точного знания, и на творческой интуиции) делает ударение на самом произведении, оценивает возникшие явления художественной жизни, стремясь определить ≪сегодняшнее≫ состояние литературы в текущем мире. Литературный критик — своего рода посредник на пути литературного произведения от автора к читателю, поэтому работы критика адресованы и писателю, и читателю. Писателю важно знать, как воспринимается и оценивается созданное им. Читателю критика поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, расширит его кругозор, поможет ориентироваться в потоке современной литературы. Таким образом, улавливается тесная взаимосвязь всех трех дисциплин; литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысливают опыт критики. Действительно, нельзя заниматься теорией литературы, не зная ее истории и не владея основными приемами критики, так же как невозможно быть критиком, не усвоив истории литературы и ее теории. Другими словами, теория литературы основывается на свидетельствах истории литературы и литературной критики и, в свою очередь, вооружает их руководящими идеями и принципами. Помочь понять закономерности исторического развития художественной литературы разных народов, объяснить, почему у каждого народа в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность, в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее черты, причина ее возникновения и почему литература

каждого народа бывает различна в каждый период, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, может методология современного литературоведения, включающая в себя специфические методы, возникающие в данной сфере познания, разнообразие принципов, приемов в исследовании литературы. Так, системно-типологический принцип, опирающийся на историко-генетический метод, не только определяет типические черты литературного развития, не только вскрывает

существенные стороны художественного процесса и отдельного произведения, но и устанавливает взаимодействие между ними, что дает возможность еще глубже проникнуть в специфику данного процесса. Этот принцип подвергает анализу многие особенности историко-литературного развития в определенных национальных условиях, проясняет также взаимодействие между основными чертами реализма и признаками других художественных методов, что в целом помогает комплексному, системному изучению художественной литературы. С учетом достижений типологических исследований в последнее время выдвинулся историко-функциональный принцип изучения литературного произведения и литературного процесса. Этот научный метод способствует исследованию исторического бытования литературных произведений, исторической функции тех художественных достижений, которые передаются из века в век, из поколения в поколение и обогащают современный познавательно-художественный опыт. Достоинства и недостатки современной литературной

науки обосновываются степенью усвоения ею конкретно-исторической методологии, которая ориентирует на познание объективной сущности художественного и литературно-критического наследия. В этой связи в литературе особый характер приобретает проблема историзма. Принцип историзма состоит в особенности литературы правдиво передавать (воссоздавать) неповторимый облик, дух, колорит той или иной исторической эпохи в конкретных человеческих судьбах и событиях. Историзм присущ всем подлинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они явления прошлого или картины современности. Историзм позволяет схватывать ведущие тенденции общественного развития, существенные черты своего времени, рассматривать всякое явление в его происхождении и развитии, а само развитие — в обусловивших его причинах и связях с окружающим. Принцип

историзма требует, чтобы художественное произведение рассматривалось не в отрыве от других явлений литературы и действительности, а в соотнесенности с ними, ибо любое литературное произведение создается в обстановке воздействия на него действительности, обусловлено этой действительностью — личностью автора, биографическими и историческими обстоятельствами, литературой своего времени и литературным движением. Историзм — одна из необходимых сторон реализма, развивающаяся вместе с этим художественным методом и обогащающая его. Историзм научного мышления современных литературоведов ярко проявляется в установлении широких соответствий между литературой и эпохой, ее породившей, в освещении больших исторических этапов, литературных направлений и течений, значительных историко-литературных проблем, творчества выдающихся писателей. В исследовании закономерностей литературно-художественного развития литературоведение тесно соприкасается, помимо истории, и с такими смежными науками, как языкознание (лингвистика), философия, психология.
Связи с языкознанием обусловлены не только общностью объекта (язык как средство коммуникации и как ≪первоэлемент≫ литературы), но и некоторой близостью гносеологических (познавательных) функций слова и образа и некоторой аналогичностью их структуры. Литературоведение широко привлекает лингвистику к изучению литературного языка в его взаимосвязях с различными сторонами литературного текста. Литературоведение никогда не обходилось без анализа языковых средств выражения художественного произведения, его стиля. Но единство объекта изучения — текста — вовсе не означает, что литературоведение и лингвистика изучают один и тот же предмет. Языкознание выявляет законы, по которым строится любой текст, признаваемый носителями языка грамматически правильным или осмысленным. В отличие от лингвиста, которого интересует язык как материал всякого словесного произведения, литературовед практически имеет дело с художественным текстом как целым в жанровых его разновидностях (для лингвиста целое — это связанный текст, для литературоведа целое — это фрагменты действительности, запечатленные в тексте).
В первую очередь внимание литературоведа привлекают содержание текста как образной системы и некоторые приемы анализа, разработанные стилистикой текста.

В сотрудничестве с философией литературоведение в состоянии познать сложную природу художественного мышления как особой формы освоения действительности. Взаимодействие литературоведения с философией, находящихся с исторической и логической точек зрения в известном генетическом и функциональном родстве друг с другом, приносит свои положительные результаты. Философия и литература близки целостностью восприятия мира, хотя и выражаемого разными способами. Философия выясняет сущность и раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общества, человека и человеческого мышления; наука о литературе имеет специфические черты и признаки, носит сравнительно частный характер (имеет дело с одним из видов духовной деятельности человека).

В литературоведении решение многих частных, конкретных вопросов истории и теории литературы (каковы движущие силы литературного развития, как и в чем соотносятся метод и мировоззрение в творчестве того или иного писателя, что представляет собою реализм в историко-литературном процессе, считать жанр литературной формой или особым художественным средством) упирается в решение общих, т.е. философских вопросов (как следует понимать саму категорию развития, какова структура метода и мировоззрения, взятых в общем виде, чем отличается понятие формы от понятия средства и т.д.). Взаимоотношения с философией позволяют литературоведению делать существенные обобщения, объяснять те или иные явления, связывать их со всей духовной жизнью человека. Мировоззренческий вопрос философии в том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она находится к человеку, составляет основу и художественного мировоззрения, имеет важное значение для самой литературы и науки о ней, получая в них своеобразное преломление. А входящий в сферу философии ответ на вопрос: что есть истина, добро и красота — еще теснее мировоззренчески и методологически — связывает ее с литературоведением. Конечно в философии и в науке о литературе существуют различные течения, и соотношения их сложные и противоречивые. Например, связь эстетических принципов реализма с материалистической теорией познания в философии проявляется отнюдь не прямолинейно, т.е. было бы слишком упрощенно рассматривать реализм в литературе просто как параллель материализму в философии, хотя это и не чуждые друг другу понятия. Настоящие художественные таланты, образующие литературу, обладают, как известно, теоретическим, понятийно-логическим мышлением, и поэтому литература представляет собой своего рода художественную философию мира и человека, а само литературоведение выступает как наука, имеющая собственный ярко выраженный философский аспект. Разные по своему внутреннему складу, идейно-эстетическим воззрениям и художественным вкусам писатели сами часто отмечают значение мыслительного начала в искусстве, что органически связано с философским осмыслением ими назначения собственного творчества.

В союзе с психологией литературоведение полнее постигает характер человека, весь сложный внутренний мир личности, запечатленный в творениях художников слова. Психика человека — продукт человеческой истории, социального бытия. Она обусловлена системой общественных отношений, потому что человек вырастает в общественной среде и потому что он наследует опыт предшествующих поколений. И чем полнее мы познаем законы нашего собственного поведения, чем глубже проникаем в человеческую душу, тем эффективнее оказываются средства формирования и совершенствования личности, методы обучения, воспитания и перевоспитания. В этой связи особенно важное значение для науки о литературе имеет психология творчества, изучающая психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного произведения в динамике — от замысла до полного завершения. Психологизм в литературе обозначает глубокое, полное, детальное, конкретное воспроизведение мыслей, чувств, переживаний человека в их взаимосвязи и изменении. Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия внутренней жизни человека, его характера, используя различные приемы и способы, прежде всего психологический анализ, самоанализ, внутренний монолог. Наличие психологизма, его особен-

ности во многом определяют то, что называют творческой манерой, творческой индивидуальностью писателя. Освоение и изображение ≪диалектики души≫, создание психологических типов оказывается важнейшим свойством литературного произведения, придающим ему эстетическое своеобразие. Источниковедческой базой теории и истории литературы, литературной критики являются вспомогательные литературоведческие дисциплины, прежде всего текстология и библиография.

Текстология — наука о тексте произведений литературы. Задача текстологии — критическая проверка и установление подлинного текста автора, без чего невозможно дальнейшее исследование, толкование, публикация и т.п. Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотношения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций, принципиально различающихся версий первоисточника. Текстология устанавливает канонический (основной) текст произведения, который является выражением последней авторской воли.

Библиография — отрасль научного описания и систематизации информации о произведениях печати и письменности. В библиографическое описание включаются все необходимые фактические сведения о данной работе: автор, заглавие, место и год издания, объем в страницах, раздел науки и искусства, к которому эта работа относится. Библиография бывает научно-вспомогательной, в которой приводятся пояснительные аннотации, краткие комментарии, дополняющие описание, и рекомендательной, содержащей перечни основных публикаций по определенным разделам знания или темам, излагающей основные положения или содержание издания, дающей оценку и рекомендации читателям.

Литературоведение берет свое начало с античных времен (предыстория). Первым сочинением по теории литературы была ≪Поэтика≫ древнегреческого философа Аристотеля. Однако в России наука о литературе как самостоятельная дисциплина, как определенная система знаний и инструмент анализа литературных явлений со своими понятиями, теорией и методологией утверждается лишь к середине XIX в., когда обнаружилось стремление к точному знанию во всех областях науки. Цикл статей В. Г. Белинского о творчестве Пушкина, по существу, явился первым курсом истории новой русской литературы с разработкой теоретических проблем реализма, историзма, народности. В работах Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова подчеркивалась связь художественного процесса с взаимодействием и противоборством различных социальных групп в обществе. Своеобразие и закономерности развития литературы стали предметом научного анализа в трудах А. Н. Веселовского, который создал новую литературоведческую дисциплину — историческую поэтику, и А. А. Потебни, установившего сходство в образовании слов и художественных образов. В последней трети XIX в. Углубляется философский и психологический подход к литературным явлениям. Начало XX в. в литературоведении характеризуется повышением интереса к художественной форме, установкой на непохожесть описываемого и реальной жизни (символизм). Дальнейшее развитие получает социологический взгляд на литературу, ее роль в идеологической борьбе. В литературоведении XX в. все больше становится различных школ, течений, методологий. Настойчиво дает о себе знать мифопоэтическое и метафорическое мышление в литературе, все активнее проникают в русское литературоведение западные идеи и эстетика.

Контрольные вопросы:
1. Что является предметом исследования литературоведения

как науки?

2. Расскажите о структуре литературоведения. Назовите основ-

ные и вспомогательные дисциплины науки о литературе.

3. Что изучает теория литературы?

4. Что исследует история литературы?

5. Каковы функции литературной критики?

6. Покажите тесную взаимосвязь, взаимодействие всех основ-

ных разделов науки о литературе.

7. Что включает в себя методология современного литерату-

роведения?

8. В чем проявляется историзм мышления ученых-литерату-

роведов?

9. С какими смежными науками связано литературоведение?

10. Что сближает науку о литературе и языкознание и что их

различает?

11. В чем выражается философский аспект литературоведения?

12. Почему для литературоведения важное значение имеет

психология (особенно психология творчества)?

13. Чем занимаются текстология и библиография как вспомо-

гательные отрасли литературоведения?

14. Расскажите о периодах (этапах) развития науки о лите-

ратуре.
1. Аверинцев, С. С. Историческая поэтика. Литературные эпохи

и типы художественного сознания / С. С. Аверинцев. — М., 1994.

2. Алексеев, М. П. Сравнительное литературоведение / М. П. Алек-

сеев. — Л., 1983.

3. Андреев, А. Н. Методология литературоведения / А. Н. Анд-

реев. — Мн., 2000.

4. Баранов, В. И. Литературно-художественная критика /

В. И. Баранов, А. Г. Бочаров, Ю. И. Суровцев. — М., 1982.

5. Белая, Г. А. Литература в зеркале критики. Современные

проб лемы / Г. А. Белая. — М., 1986.

6. Бельчиков, Н. Ф. Литературное источниковедение / Н. Ф. Бель-

чиков. — М., 1983.

7. Бочаров, А. Г. Жанры литературно-художественной крити-

ки / А. Г. Бочаров. — М., 1982.

8. Бушмин, А. С. Наука о литературе / А. С. Бушмин. — М., 1980.

9. Введение в литературоведение. Литературное произведение.

Основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. — М., 1999.

10. Введение в литературоведение : учебник / под ред. Г. Н. По-

спелова. — М., 1988.

11. Введение в литературоведение : хрестоматия / под ред.

П. А. Николаева. — М., 1997.

12. Взаимодействие наук при изучении литературы. — Л., 1981.

13. Власенко, Т. Л. Литература как форма авторского сознания /

Т. Л. Власенко. — М., 1995.

14. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. —

М., 1986.

15. Гришунин, А. Л. Исследовательские аспекты текстологии /

А. Л. Гришунин. — М., 1998.

16. Гуляев, Н. А. Теория литературы / Н. А. Гуляев. — М., 1985.

17. Егоров, Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры,

композиция, стиль / Б. Ф. Егоров. — Л., 1980.

18. Есин, А. Б. Литературоведение. Культурология: Избранные

труды / А. Б. Есин. — М., 2002.

19. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного про-

изведения / А. Б. Есин. — М., 1998.

20. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы /

А. Б. Есин. — М., 2003.

21. Зинченко, В. Г. Методы изучения литературы: Системный

подход / В. Г. Зинченко, В. Т. Зусман, З. И. Кирнозе. — М., 2002.

22. История русской литературной критики. — М., 2002.

23. Классическое наследие и современнность. — Л., 1981.

24. Корецкая, И. В. Литература в кругу искусств / И. В. Корец-

кая. — М., 2001.

25. Кормилов, С. И. Основные понятия теории литературы /

С. И. Кормилов. — М., 1999.

26. Краткий словарь литературоведческих терминов. — М., 1985.

27. Критика начала XX века. — М., 2002.

28. Крупчанов, Л. М. Культурно-историческая школа в русском

литературоведении / Л. М. Крупчанов. — М., 1983.

29. Кулешов, В. И. История русской критики XVIII — нача-

ла XX веков / В. И. Кулешов. — М., 1991.

30. Кулешов, В. И. История русской литературы XIX века /

В. И. Кулешов. — М., 1997.

31. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.,

2001.

32. Литературный процесс. — М., 1981.

33. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

34. Литературоведение на пороге XXI века. — М., 1998.

35. Медведев, П. Н. Формальный метод в литературоведении /

П. Н. Медведев. — М., 1993.

36. Муромский, В. П. Русская советская литературная критика:

Вопросы истории, теории, методологии / В. П. Муромский. — Л.,

1985.

37. Недзвецкий, В. А. Русская литературная критика XVIII—

XIX веков / В. А. Недзвецкий. — М., 1994.

38. Нефагина, Л. Г. Русская проза конца XX века / Л. Г. Не-

фагина. — М., 2003.

39. Николаев, П. А. Историзм в художественном творчестве

и литературоведении / П. А. Николаев. — М., 1983.

40. Николаев, П. А., Курилов А. С., Гришунин А. Л. История

русского литературоведения / П. А. Николаев, А. С. Курилов,

А. Л. Гришунин. — М., 1980.

41. Николаев, П. А. Советское литературоведение и современ-

ный литературный процесс / П. А. Николаев. — М., 1987.

42. Основы литературоведения / под ред. В. П. Мещерякова. —

М., 2000.

43. Осьмаков, Н. В. Психологическое направление в русском

литературоведении: Д. Н. Овсянико-Куликовский. — М., 1981.

44. Очерки истории русской литературной критики: XVIII —

первая четверть XIX в. Т. I. — СПб., 1999.

45. Палиевский, П. В. Литература и теория / П. В. Палиевский. —

М., 1978.

46. Поспелов, Г. Н. Вопросы методологии и поэтики / Г. Н. По-

спелов. — М., 1983.

47. Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984.

48. Проблемы теории литературной критики. — М., 1980.

49. Психология процессов художественного творчества. — Л.,

1980.

50. Реизов, Б. Г. История и теория литературы / Б. Г. Реизов. —

Л., 1986.

51. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хресто-

матия литературно-критических текстов. — М., 1998.

52. Русская наука о литературе в конце XIX — начале XX в. —

М., 1982.

53. Семенов, А. Н. Теория литературы: Вопросы и задания /

А. Н. Семенов, В. В. Семенова. — М., 2003.

54. Скафтымов, А. П. Русская литературная критика / А. П. Скаф-

тымов. — Саратов, 1994.

55. Современный словарь-справочник по литературе. — М.,

1999.

56. Соколов, А. Г. Русская литературная критика конца XIX —

начала XX века: Хрестоматия / А. Г. Соколов, М. В. Михайлова. —

М., 1982.

57. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная кри-

тика / В. С. Соловьев. — М., 1991.

58. Степанов, Г. В. Язык. Литература. Поэтика / Г. В. Степа-

нов. — М., 1988.

59. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. То-

машевский. — М., 1996.

60. Федотов, О. И. Введение в литературоведение / О. И. Фе-

дотов. — М., 1998.

61. Фридлендер, Г. М. Методологические проблемы литерату-

роведения / Г. М. Фридлендер. — Л., 1984.

62. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М., 2002.

63. Хрестоматия по теории литературы / сост. Л. В. Осьмако-

ва. — М., 1982.

64. Чернец, Л. В. ≪Как слово наше отзовется…≫. Судьбы литера-

турных произведений / Л. В. Чернец. — М., 1995.

65. Штейнгольд, А. М. Анатомия литературной критики (при-

рода, структура, поэтика) / А. М. Штейнгольд. — СПб., 2003.

66. Энциклопедический словарь для юношества. Литературо-

ведение от ≪А≫ до ≪Я≫. — М., 2001.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Первым кто поставил вопрос об основе русской орфографии егэ тест вариант 36
  • Первым записанным произведением юного одаренного чайковского был сочиненный вальс для фортепиано егэ
  • Первым в район севернее волоколамска вышел 3 кавалерийский корпус егэ
  • Первые экзамены в школах были введены в
  • Первые три задания егэ по химии

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии