Экзамены (слово происходит от лат. examen, обозначавшее поначалу язычок, стрелку у весов, а уже затем оценку, испытание) появились ещё в середине III тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне в школах, где готовили писцов. У выпускников проверяли умение писать, а также разбираться в тканях, металлах, растениях и знания всех четырёх арифметических действий.
А в Древнем Египте для обучения искусству жрецов всем желающим предстояло пройти воистину суровые испытания. Поначалу новичков ждало что-то вроде собеседования: выясняли уровень образованности, биографию и разговорные навыки. Следующий этап: проверка умения трудиться, молчать и слушать. И, наконец, завершающий и самый сложный этап: испытания огнём, водой и угрозой смерти. Кстати, такие испытания преодолел, в частности, Пифагор, проходивший обучение в Египте, а вернувшись в Грецию, он основал школу с подобными испытаниями.
В Древнем Китае, например, учителя чань-буддизма проводили экзаменационные испытания с элементами психологического стресса. Учащиеся должны были быстро, не раздумывая отвечать на загадки и вопросы-парадоксы вроде «Была ли борода у бородатого варвара?» и «Имеет ли собака природу Будды?».
В Европе экзамены, более приближенные к современной форме, возникли в средневековых университетах при испытании на должности бакалавра и магистра. Например, по данным Лейпцигского университета, в 15-начале 16 века из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держало 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек. Как видим, сложность экзаменов тех времён не поддаётся сомнению, ведь за всё время обучения отсеялось 94 процента слушателей.
В 19 веке система экзаменов уже использовалась во всех европейских странах. В России, например, учреждением-первопроходцем, принявшим такую форму проверки знаний, как экзамен, была школа Э. Глюка, основанная в 1705 году в Москве. В 1837 году «Правилами для испытания в уездных училищах и гимназиях» приняты экзаменационные билеты и знакомая нам (правда, ставшая уже историей) пятибалльная система оценки знаний учащегося.
А в начале XX века появилось много противников экзаменационных испытаний из числа педагогов, считавших экзамены необъективными и склоняющими обучающихся к пустой механической «зубрёжке». Так, после Октябрьской революции 1917 года экзамены в СССР были отменены, но ненадолго, так как их отмена привела к существенному ухудшению знаний учащихся.
Конечно, экзамены – это тяжёлое испытание и существенная нагрузка на учеников, но всё же в необходимости их сомневаться не приходится. Остаётся только пожелать студентам грамотно распределить время и усилия на подготовку к экзаменам и заслуженный отдых. И тогда всё у вас получится. Ни пуха, ни пера!
(от лат. examen — взвешивание, испытание), одна из традиц. форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. э. — 200 н. э. и применялись для отбора чиновников. В Европе Э. были введены в ср.-век. ун-тах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. система Э. использовалась во всех европ. странах.
В России первыми уч. заведениями, где проводились Э., были школа Э. Глюка (осн. в 1705) в Москве и Академич. гимназия (осн. в 1726) в Петербурге. С 1786 в нар. уч-щах были установлены полугодовые (зимние и летние) публичные испытания. Устав 1828 отменил публичность испытаний. В 1837 «Правилами для испытания в уездных уч-щах и гимназиях» введены экзаменац. билеты и пятибалльная система оценки знаний учащихся. С сер. 19 в. система шк. Э. в России подвергалась критике со стороны ряда педагогов, к-рые указывали на сухость, формализм, необъективность экзаменац. практики, приучавшей учащихся к механич. зубрёжке. Н. И. Пирогов, оставаясь сторонником Э., осуждал излишнюю официальность обстановки их проведения. Л. Н. Толстой был решительным противником Э. и считал их «остатком ср.-век. суеверий». В то же время К. Д. Ушинский высказывался за серьёзные и строгие Э.
В первые годы сов. власти Э. в уч. заведениях всех ступеней отменены «Положением об единой трудовой школе в РСФСР» (1918). Вопрос. о восстановлении Э. был выдвинут в нач. 30-х гг. В 1932 была утверждена система ежегодных проверочных испытаний в школе. В 1932 обязат. приёмные испытания для поступающих в вузы. С 1944 начали проводиться выпускные Э. за весь курс обучения во всех типах общеобразоват. нач., семилетней и ср. школы. До 1956/57 уч. г. система итоговой проверки знаний учащихся строилась на сочетании переводных Э. (в 4—6-х и 8- 9-х кл.; по программам уч. года) с выпускными (в 7-х и 10-х кл.; за курсы неполной средней и ср. школы). В целях разгрузки учащихся с 1956/57 уч. г. в РСФСР и нек-рых др. союзных республиках были установлены только выпускные Э. за неполную среднюю и за ср. школу; во всех остальных классах учащиеся аттестовывались на основе годовых оценок.
В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. введена система Э., учитывающая переход школы на вариативное обучение в соответствии с федеральными, региональными и шк. образоват. стандартами.
Практика Э. в целом определяется Уставом школы и инструкциями региональных органов управления образованием. В проведении Э. в школах отд. регионов имеются нек-рые различия, однако требования к учащимся, критерии оценки знаний по общеобразоват. предметам едины для всей системы ср. школы, включая ср. ПТУ и ср. спец. уч. заведения.
Э. дают возможность пед. коллективу глубоко и неформально проверить и оценить знания и умения учащихся и т. о. определить итоги своей уч.-воспитат. деятельности. При правильной организации уч. процесса подготовка к Э. способствует сознательной и творческой проработке уч. материала, его повторению, дополнит, систематизации и закреплению.
Подготовка к Э. планируется руководителями школы и начинается заблаговременно как на занятиях с учащимися, так и в метод. объединениях учителей по уч. предметам, на классных собраниях. Кабинеты и др. помещения школ, где будут находиться экзаменующиеся, должны быть подготовлены для проведения Э. На консультациях учащиеся знакомятся с расположением уч. пособий, схем, таблиц и т. п., необходимых для ответа на устных Э. Заранее готовятся бланки протоколов и др. экза-менац. документация, тексты билетов, примеров, задач и т. п., проштампованная бумага для письменных работ, письменные принадлежности. В период Э. в школе организуется дежурство с целью поддержания необходимого порядка.
При проведении письменных Э. допускается незначит. увеличение их установленной продолжительности с учётом организац. периода и индивид, особенностей выполнения таких работ отд. учащимися. Письменные работы проверяются, обсуждаются и оцениваются в присутствии всех членов экзаме-нац. комиссии. На работы, оценённые высшим или низшим баллом, даётся письменная рецензия. Спец. инструкции регламентируют порядок вынесения оценок за письменные работы, а также время и условия их хранения.
Устный экзамен допускается проводить в присутствии всего класса; при необходимости можно распределить учащихся на неск. групп. Как правило, опрос. ведёт преподаватель-предметник; члены экзаменац. комиссии могут задавать дополнит, вопросы с разрешения председателя комиссии.
Объективной оценке знаний способствует анализ экзаменац. ответа с разл. точек зрения: широты общего кругозора учащегося, знания фактич. материала, логики его изложения, умения самостоятельно мыслить, доказательность аргументации и т. п. После обсуждения членами комиссии экзаменац. (и итоговые) оценки проставляются в протоколе, к-рый заверяется всеми подписями. Для учащихся Э. завершаются классным собранием с разбором их результатов.
Педагоги школы подводят итоги Э. на пед. совете. Анализ Э. предполагает характеристику качества выполнения уч. программ по отд. предметам, вынесенным на Э., разбор ответов и оценку развития уч. навыков учащихся, уровня подготовки учителей к Э., методики его проведения. Выявляются соотношения экзаменац. и итоговых оценок, их динамика. На основе анализа Э. руководители школы определяют пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В ПТУ вступит. Э., как правило, не проводятся. Исключение составляют лишь нек-рые уч-ща худож., полиграф, профиля. На 2-м курсе ПТУ проводятся Э. по общеобразоват. предметам: физике, химии, геометрии, истории; на третьем — выпускные Э. по литературе (сочинение), алгебре, обществоведению. Выпускники ПТУ сдают квалификационные Э. по профессии.
Вступительные Э.в вузы и ср. спец. уч. заведения проводятся по ежегодно утверждаемым Правилам. Э. — лишь одна из форм вступит, испытаний; к другим относятся собеседование, тестирование. Обязательными считаются Э. по языку, на к-ром ведётся обучение, лит-ре и профильным дисциплинам (одна из них устанавливается самим уч. заведением). Студенты вузов и учащиеся ср. спец. уч. заведений сдают Э. по окончании каждого семестра и курса. Выпускники сдают государственные Э.
Лит.: Перовский Е. И., Экзамены в сов. школе, М., 1948; Подготовка и проведение экзаменов в школе, К., 1980 (на укр. яз.); Г о р-д о и Д. И., Экзамены в ср. школе, М., 1986.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
.
1993.
Давно ищу ответ на вопрос — как это возникло, к полному изумлению, об этом не сообщают даже весьма подробные работы по истории образования или средневековых университетов. Но вроде бы постепенно удалось прийти к пониманию.
Некоторая форма проверки знаний существовала «всегда», это очевидно. Заканчивающие кафедральную школу или университет в 12, 13 вв. должны были предстать перед коллегией преподавателей (9 или 6 человек) и ответить на те вопросы, которые преподаватели могли задать. В рамках курса, книг, по которым шло преподавание. Чуть позже это делалось в форме диспута. На «первом курсе» факультета искусств такие экзамены были чаще (учились там студенты такие, что по нашим понятиям — еще школьники, туго грамоте разумели). Кстати, преподавание было устное, формы проверки знаний — тоже, так что даже банальная грамотность (на латыни) была под вопросом и в некоторых университетах ее проверяли. А иногда не проверяли. На высших факультетах экзамены или вообще не проводились, или были пустой формальностью — студент являлся пред коллегией преподавателей, иногда с ним беседовали — не столько спрашивая предмет, сколько просто разговаривая (а чего ты, Клаус, даже простейшего латинского стиха сочинить не можешь?).
Экзамены проникали в университет извне. Все Средние века цервовь вела борьбу с низким уровнем образованности священников (и монахов). Есть впечатляющие примеры неграмотности священников, и есть кипы постановлений, которые призваны с этим бороться. Во многие монастыри брали с разбором, после того, как кандидат отвечал на некоторые вопросы. кафедральные и монастырские школы готовили будущих священников и монахов — туда спускались инструкции, что должен знать священник, и студенты сдавали экзамены — отвечали на положенные вопросы о материале (те или иные книги, цитаты, правила).
Экзамен на степень проходил довольно забавно. За многие столетия в университете скапливалось множество пожеланий и наставлений разных инстанций (старых профессоров, инспекторов и пр.) о том, что следует спрашивать и что должен представить студент, дабы пройти испытание. Все сознавали, что исполнить весь объем требований физически невозможно — туда включались пробные лекции по разным дисциплинам, знание книг, которые уже больше не преподавались и т.п. Для экзамена каждый год профессора отбирали из всего этого хлама то, что считали нужным сейчас проверять — опираясь на читаемые сейчас курсы, здравый смысл и пр. Так что «на бумаге» требования к испытуемому были преогромны, и не знающий некоторых негласных установок студент мог с ума сойти от ужаса, но на самом деле испытания были трудные, но вменяемые. Видимо, за этой кутерьмой стоял еще один смысл — тогда студенты очень много путешествовали, занимались то в одном университете, то в другом. А потом где-нибудь останавливались, чтобы получить степень. Видимо, это был способ немного «утяжелить» студента — там, где он собирался получить степень, рекомендовалось хоть немного, хоть несколько месяцев потереться, узнать — как и что. А не в пару дней — приехал, сдал (отболтался) и утек с дипломом данного университета в кармане, где его никто и не видывал. Кстати, экзамен на степень был двойной — приватный и публичный. На первом было неформальное собеседование с коллегией преподавателей, второй — публичный диспут. По крайней мере, так было у студентов юридического факультета. Но, конечно, не везде.
Итак, были некоторого рода испытания (=экзамены) при поступлении в корпорацию (монастырь; университет), при продвижении в ней (принятие сана, переход на другой курс), по окончании стадии обучения (экзамен на степень). Но при всем сходстве — это не современный экзамен. В значительной степени это походило на собеседование — преподаватели спрашивали, что их интересовало у данного студента, весь экзамен проходил устно, оценок не было, установленного количества вопросов не было, программы опроса не было.
Экзамены стали появляться как границы на карте — с появлением государств. Государство брало на свое обеспечение университеты (это отдельная история; огосударствление отличалось от патронажа владетельных особ, которые тоже давали особые права (=академические свободы), иммунитет от местных влстей и денежные пожертвования и стипендии). А для бюрократии, если на баланс поставлено учреждение — надо иметь единообразные правила, иначе не разобраться. и с появлением государств и развитием чиновной бюрократии экзамены стали приобретать форму современных. Когда имеется где-то утвержденная программа, которой университет и экзамен должен соответствовать. Когда заранее известно и централизованно назначено, какой объем знаний будут проверять. Когда экзамен часто сдается письменно и представляет собой документ.
до того было так:
Жак Ле Гофф=Интеллектуалы в средние века:
«…Незадолго до личного экзамена consiliarius нации, к которой принадлежал кандидат, представлял его ректору. Кандидат клятвенно заверял последнего, что исполнил все, что требуется уставами, и не пытался подкупить своих экзаменаторов. В предшествующую экзамену неделю один из мэтров представлял его архидиакону, ручаясь за его способность выдержать проверку. Утром в день экзамена кандидат, прослушав мессу Св. Духа, представал перед коллегией докторов, один из которых давал ему два отрывка для комментирования. Он удалялся к себе, чтобы подготовить комментарий, который зачитывался вечером в общественном месте (чаще всего в соборе) перед жюри из докторов, в присутствии архидиакона, который, однако, не имел права вмешиваться. Вслед за комментарием он отвечал на вопросы докторов, которые затем удалялись для голосования. Сдав этот экзамен, кандидат становился лиценциатом, но еще не получал докторского звания и права на преподавание: для этого требовалось пройти публичный экзамен. С помпой кандидата сопровождали в собор, где он произносил речь и зачитывал тезисы о каком-нибудь из правовых положений, а затем защищал их от нападавших на него студентов. Тем самым он впервые играл роль мэтра на университетском диспуте. После этого архидиакон торжественно вручал ему лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или берет.
От юного парижского артиста требовалось получение предварительной степени. Трудно утверждать с полной уверенностью, но вероятнее всего она была итогом первого экзамена, determinatio, в результате которого студент становился бакалавром. Determinatio предшествовали еще два экзамена. Сначала кандидат должен был выдержать дискуссию с мэтром во время responsiones. Дебаты происходили в декабре перед постом (во время которого происходил экзамен). Если кандидат успешно проходил эту проверку, то его допускали к ехатеп determinatium или baccalariandorum, где он должен был доказать, что удовлетворяет требованиям статутов, и продемонстрировать знания текстов, включенных в программу авторов, отвечая на вопросы жюри мэтров. Вслед за этим следовало determinatio: во время поста он читал ряд курсов, чтобы показать свою способность к университетской карьере.
Вторым этапом был собственно экзамен, который давал лицензию и степень доктора. Он также подразделялся на несколько этапов. Самый важный из них заключался в серии комментариев и ответов на вопросы перед жюри из четырех мэтров под председательством канцлера или вице-канцлера. Несколькими днями позже канцлер торжественно вручал кандидату лицензию во время церемонии, включавшей в себя лекцию (collatio), которую тот должен был прочесть, но она была чистой формальностью. Примерно через полгода кандидат действительно становился доктором во время inceptio, соответствующего болонскому conventus. Накануне этого дня он принимал участие в торжественной дискуссии, получившей название вечерни. В день inceptio он произносил перед факультетом инаугуральную речь, после чего ему вручались знаки отличия, соответствующие его степени.
…В первый учебный день, то есть в тот день, когда открывший диспут мэтр мог прочитать лекцию, поскольку воскресенье, праздничный день или какое-нибудь другое препятствие могли ему помешать выступить сразу же, на следующий день мэтр возвращался к теме, обсуждавшейся в его школе ранее. Насколько ему позволял материал обсуждения, он приводил в логический порядок выдвинутые против него возражения, придавал им законченную формулировку. За возражениями следовали аргументы в пользу предложенного им учения. Затем он переходил к доктринальному разъяснению, которое в большей или меньшей степени проистекало из обсуждавшегося вопроса. Именно оно составляло центральную и важнейшую часть второго сеанса, determinatio. Он завершал диспут ответами на каждое из возражений против выдвинутых тезисов…
Акт determinatio, записанный мэтром или одним из слушателей, был конечной целью диспута.
Вот в какой обстановке получал развитие особый жанр: диспут quodlibet. Дважды в год мэтры могли занимать кафедру, предлагая рассматривать проблему, поставленную кем угодно и по какому угодно поводу (de quodlibet ad voluntatem cujuslibet).
Отец Глорье описал это упражнение следующим образом:
Представление начиналось от трех до шести утра, во всяком случае, очень рано, поскольку диспут мог продлиться очень долго. Для него были характерны причудливость, импровизация, неопределенность. Во время самого диспута аргументы не отличались от всех прочих, но его особенностью было то, что инициатива принадлежала не самому мэтру, а его ассистентам. При обычном диспуте мэтр заранее объявлял о занимающих его предметах, он размышлял над ними и готовился к их обсуждению. Во время диспута quodlibet кто угодно мог поднять какую угодно проблему.
Это представляло немалую опасность для принимавшего вызов мэтра. Вопросы или возражения могли выдвигаться со всех сторон: они могли быть враждебными, курьезными, мудреными, какими угодно. Отвечающего могли спрашивать искренне, чтобы узнать его мнение; но могли попытаться запутать в противоречиях, могли принудить высказаться по рискованным темам, о коих он предпочел бы молчать. Иной раз его расспрашивал любопытствующий чужестранец или беспокойный ум; часто — ревнивый соперник или пытливый мэтр, пытающийся поставить испытуемого в затруднительное положение. Иногда темы были интересными и ясными, иной раз вопросы были двусмысленными, и мэтру было не просто в точности уловить их истинный смысл. Одни слушатели чистосердечно ограничивались чисто интеллектуальной сферой; другие пытались вытянуть из него задние мысли о политике или желали его очернить… Тому, кто решался вести такой диспут, следовало обладать незаурядным умом и почти универсальной компетентностью.»
История Единого государственного экзамена в России
Мировая практика
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало
очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов
необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые
опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз.
Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая,
что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты
новой политики, отказалось от нововведений.
Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она менее затратна и очень удобна. Теперь идея «2 экзамена в 1»
начала получать широкое распространение во всем мире.
ЕГЭ в России
Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному
тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998
по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с
разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых
условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.
ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная
шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.
«Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные
курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и
питерских вузов», — утверждал Филиппов.
В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки. Задача: развитие в стране системы тестирования, а также осуществление
мониторинга качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: |
«Что касается ЕГЭ, то здесь есть минусы, мы об этом уже несколько лет говорим, но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счет сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось». |
Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его
программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов, решались
вопросы координирования информационно-технологического обеспечения экзамена.
В 2000 году в распоряжении Правительства РФ был обозначен новый план развития образования: «Поэтапный переход к нормативному
подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает отработку технологии проведения Единого государственного
выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление».
Реализация нового плана началась практически сразу. Однако предусмотреть заранее все вероятные препятствия и «подводные» камни
было невозможно. ЕГЭ за время своего существования претерпел немало изменений. Его развитие осуществлялось в несколько условных этапов.
Этап 2001-2003
- Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления Правительства РФ:
- «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года
- «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного
экзамена» от 5 апреля 2002 года.
Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская
и Ростовская области. Приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам.
Перед началом эксперимента была развернута масштабная кампания по поддержке единого госэкзамена. Прежде всего, велась активная работа
по информированию населения через СМИ, проводились конференции и тренинги для преподавателей, специальные занятия в школах.
Параллельно началось мощное антикоррупционное движение во всей системе образования.
Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001-2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.
В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел уже в 16 регионах страны. Его сдавали выпускники 8400
школ, прием по оценкам, полученным на ЕГЭ, велся в 117 вузах.
В 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов, причем в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной
программы. Экзамен провели 18,5 тыс. российских школ.
Значительно возросло число вузов, набиравших студентов на основании результатов экзамена — до 245. В эксперимент включили, в том числе,
и некоторые медицинские учебные заведения, а также университеты, готовящие специалистов в области культуры и спорта.
Словом, ЕГЭ крайне активно распространялся по стране. Уже в 2004 году — максимум в 2005 — эксперимент признали успешным и планировали
сделать обязательным.
Результаты
Однако далеко не все было гладко.
Громко звучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Недовольны были многие деятели науки и культуры, учителя, школьники, их родители.
Указывали на основные недостатки ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения
превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении
нагрузки на учащихся.
По мнению многих, при такой форме аттестации отсутствовал индивидуальный подход к школьникам, не учитывалась разница в условиях их
обучения.
Кроме того, многие престижные (и не очень) вузы не учитывали результатов ЕГЭ, так что выпускникам приходилось выдерживать двойную нагрузку
экзаменов.
По итогам проведения пробного ЕГЭ, был сделан вывод, что нормативно-правовая база требует значительных усовершенствований и доработок.
Возникла масса проблем с работой экзаменационных комиссий, подачей апелляций, зачислением в вузы.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: |
«Я думаю, что ситуация с ЕГЭ серьезно изменилась. Насколько я знаю, нарушений уже меньше. А главное — они выявляются. Система позволяет делать это, тогда как в системе традиционных экзаменов это было почти невозможно». |
Кроме того, выявились проблемы с организацией экзамена, как с порядком проведения самой процедуры, так и с доставкой и обработкой результатов.
Но больше всего нареканий вызывали вопросы и задания ЕГЭ.
Этап 2004-2006
Нововведения
Была поставлена задача: на протяжении трех лет решить главную проблему ЕГЭ — уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения
выпускных и вступительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2004 году экзамен сдавали 65 регионов России, число вузов и ссузов увеличилось до 946 и 1530 соответственно. Возросло количество
общеобразовательных предметов, по которым сдавался ЕГЭ. В 2006 ЕГЭ сдавало уже 950 тысяч школьников в 79 регионах России.
Министерство обороны РФ с 2004 года приняло участие в проведении эксперимента по зачислению курсантов на первые курсы военных вузов
по результатам сдачи ЕГЭ, а в 2005 года ввел Государственную итоговую аттестацию в новой форме (ГИА) для выпускников суворовских
военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов.
Важным усовершенствованием стала возможность заочного поступления выпускников одновременно в несколько вузов. Причем, отправить
документы можно было в неограниченное число учебных заведений (из тех, что засчитывали результаты ЕГЭ).
Еще больше возросло финансирование проекта. Была значительно усовершенствована процедура проведения ЕГЭ.
Тестирование для выпускников стало проводиться в два этапа: сразу по окончании школы (в мае-июне) и еще через месяц. Это было введено
для того, чтобы у школьников еще было достаточно сил для экзамена, а также время разослать свои результаты в большее количество учебных
заведений.
Результаты
Из всех субъектов РФ только Нижегородская область категорически отказывалась участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Нижегородцы объясняли
это тем, что ЕГЭ неверен по своей сути, и у них экзамен будет проводиться только после соответствующих правительственных решений в
штатном режиме, когда будет узаконен.
К 2005 году завершить эксперимент не удалось, и было принято сделать ЕГЭ обязательным к 2008. Появилось постановление: в кратчайшие
сроки завершить проект Правительства РФ «О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации»,
а также определить подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования.
Однако возникла серьезная проблема с введением ЕГЭ в творческих вузах. Ректоры крупнейших учебных заведений категорически высказывались
против введения ЕГЭ. Правда, госэкзамен не отменял творческого конкурса, и абитуриенты по-прежнему сдавали эти дисциплины в прежнем
порядке. Тем не менее, основные общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика) в большинстве творческих вузов уже
засчитывались по результатам ЕГЭ. В столице произошли самые кардинальные перемены: Департамент образования Москвы обязал все учебные
заведения, связанные с искусством, выделить 50% специальностей для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ. Обойти это решение
смогли буквально единицы.
Однако, несмотря на видимый успех ЕГЭ, недовольства по-прежнему не стихали. К старым проблемам добавилась еще одна: несоответствие
требований ЕГЭ и школьной программы.
Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения
разделяли практически все ректоры крупных вузов России. Но тогда же Владимир Путин в послании Федеральному собранию однозначно
высказался по важности прозрачной процедуры государственной проверки знаний, понимая под этим именно ЕГЭ.
Этап 2007-2009
Нововведения
В 2007 году принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
До 2009 года порядок проведения ЕГЭ оставался прежним. В полном объеме продолжало действовать Положение о проведении ЕГЭ, утвержденное
приказом Минобразования семь лет назад. Новые поправки устанавливали в России до 1 января 2009 переходный период для введения ЕГЭ
в полном объеме на всей территории России. Они содержали в себе значительные изменения в ходе ЕГЭ.
Прежде всего, школьные медали и дипломы СПО с отличием теряли свою силу, а их обладатели лишались льгот: теперь они должны были
сдавать ЕГЭ на общих условиях. Однако общее число льготников значительно увеличивалось: вне конкурса, при условии успешной сдачи
экзамена, в вузы могли поступать не только оставшиеся без попечения родителей дети-сироты и дети, лица в возрасте до 23 лет (как
было постановлено ранее), а также дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или при участии в
проведении контртеррористических операций. Кроме того, без вступительных испытаний получили право поступать чемпионы Олимпийских,
Паралимпийских и Сурдлимпийских игр для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга: |
«Пусть ЕГЭ — не идеальный инструмент оценки знаний, но он дает хорошую пищу для размышления… Единый госэкзамен по-прежнему остается в фокусе внимания. Отрадно, что в этом году число ребят, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестат о среднем образовании, сократилось до 2.5 %». |
Также Федеральный закон от 9 февраля 2007 года существенно расширил число олимпиад, по итогам которых выпускник школы может быть
принят в высшее учебное заведение с минимальным баллом по ЕГЭ. С этого времени их список ежегодно будет утверждаться Министерством
образования и науки РФ.
Также Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором начал активную разработку дополнительных правовых актов, регулирующих вопросы
проведения ЕГЭ и ГИА среди выпускников.
Был установлен конкретный срок: до 1 апреля все ссузы и вузы должны объявить список специальностей и форм обучения, на которые
объявлялся прием по результатам ЕГЭ, и перечень вступительных испытаний. А 1 мая должны быть полностью опубликованы правила приема.
В 2008 ЕГЭ сдавали уже свыше миллиона учащихся во всех регионах. Количество субъектов РФ, где прошел ЕГЭ, увеличилось до 92 регионов,
прием по результатам экзамена стали вести 1650 вузов и 2000 ссузов
1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет.
Обязательным госэкзамен стал и для обучающихся в российских школах иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных
переселенцев.
ЕГЭ-2009 был значительно преобразован. Помимо вышеупомянутых пунктов, были введены и другие изменения. Прежде всего, он стал играть
главную роль при поступлении в вуз. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены.
Для получения аттестата школьникам необходимо было сдать всего два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, а для
поступления в вуз — четыре. Дополнительные экзамены определялись в зависимости от требований университета при поступлении, однако,
обязательными для поступления на все специальности явились результаты вступительных испытаний по русскому языку.
Некоторые вузы (а именно 24) получили от правительства разрешение проводить собственные дополнительные испытания на некоторые
специальности. Дополнительные испытания организовывались по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим
наличия особых творческих, физических или психологических качеств.
Также каждый вуз теперь обязали до начала приема заявлений устанавливать свой проходной порог. Это необходимо для того, чтобы облегчить
выбор учебного заведения тем абитуриентам, чьи баллы недостаточно высокие.
Документы для поступления в вуз теперь можно было отправлять по почте, что значительно облегчало выпускникам возможности поступления.
Получить допуск к ЕГЭ стало сложнее: теперь недостаточно просто закончить 11 класс — необходимо было написать на положительную оценку
итоговую контрольную по математике и сочинение по русскому языку.
Баллы, полученные на госэкзамене, отныне не влияют на итоговые отметки, которые выставляются в аттестат. Однако, если выпускник сдает
оба обязательных экзамена неудовлетворительно, ему выдается справка об обучении в школе, и предоставляется право пересдачи экзамена
только через год.
Решена проблема с пересчетом и шкалированием результатов ЕГЭ: перевод баллов в оценки отменен. Теперь выпускник, оканчивая школу,
получал отдельно свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат. Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего после сдачи экзамена.
Результаты
Приемная кампания, обычно спокойно проходившая до конца июля, в 2009 году завершилась только к началу учебного года. Главной проблемой
стала возможность подавать документы в неограниченное количество вузов и три «волны» поступления. Из-за этого возникла огромная путаница
и немало скандалов.
Сложности возникали и в связи с тем, что многие абитуриенты не могли забрать оригиналы документов для поступления в выбранный вуз,
поскольку их уже зачислили в другой.
Масса недовольств возникла из-за «наплыва» абитуриентов льготной категории. Первый список бюджетников почти целиком состоял из
абитуриентов, поступающих вне конкурса. В результате люди с высокими баллами ЕГЭ оказались перед необходимостью либо ждать второй
волны, либо подавать оригиналы документов в другие вузы. Успешные абитуриенты с хорошими результатами ЕГЭ часто не могли поступить
в желаемый вуз.
Также выявилась проблема неопределенности абитуриентов в своем выборе: они подавали документы на самые разнообразные направления,
не тяготея к какому-либо определенному. Это создавало трудности не только при зачислении, но и во время дальнейшего обучения.
2010 год
Нововведения
Некоторые изменения претерпели КИМы по математике и литературе. Этому предшествовал крах выпускников на экзамене предыдущего года:
25% школьников написали экзамен по математике на неудовлетворительную оценку. Что касается литературы, то главной проблемой стала
невозможность объективной оценки столь абстрактного, порой интуитивного предмета в тестовой форме. Задачи по математике были
преобразованы в более конкретные, житейские. Новые тесты предполагали не только знание формул и правил, но и умение пользоваться
ими на практике, понимание самого предмета.
Выпускники, которые окончили среднюю школу до 1 января 2009 года, т. е. до того, как Единый государственный экзамен стал обязательным,
получили выбор. Теперь при поступлении в вуз на очное отделение могут не сдавать ЕГЭ, а проходить экзамены в традиционной форме.
Ранее это разрешалось только тем, кто поступал на заочное и вечернее отделения вузов.
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации: |
«ЕГЭ снижает способность учеников думать, размышлять, творчески использовать полученные знания. Я полагаю, что как минимум этот экзамен должен быть добровольным. У школ и у учащихся должен быть выбор, в какой форме проходить испытания и как оценивать знания выпускника». |
Число этапов зачисления в вузы уменьшилось с трех до двух. Это позволило своевременно определить, набрал ли абитуриент необходимое
количество баллов, чтобы поступить в выбранный вуз. Строго соблюдалось право студента забрать из приемной комиссии одного вуза свои
документы и переправить их в другой, куда он прошел во второй волне. Причем сделать это все можно было в течение одного дня.
Вузы получили право устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по всем остальным предметам.
На 10 % был сокращен целевой прием. Кроме того, стал актуальным вопрос о его отмене на гуманитарные направления, где слишком много
выпускников: юристов, экономистов, менеджеров и т. д.
Также было законодательно утверждено новое правило: подавать заявления в этом году можно было не больше, чем в пять вузов, и не
более чем на три направления в каждом.
Во избежание повторения конфликтных ситуаций, зачастую возникавших из-за отсутствия нужной информации, правительство обязало все
университеты до 1 февраля опубликовать на сайтах собственные правила приема, направления подготовки, перечень вступительных испытаний.
Результаты
По оценке Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД в 2010
году из-за обязательного госэкзамена объем коррупции в образовании увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы.
Это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России.
Творческие вузы по-прежнему отстаивают свое право принимать абитуриентов не по результатам ЕГЭ, а на основании своих собственных
экзаменов. Есть такие, которым это удается: Консерватория им. П.И. Чайковского, Государственное музыкальное училище им. Гнесиных,
РАТИ и Школа-студия МХАТа.
Однако в большинстве творческих вузов засчитываются результаты ЕГЭ минимум по одному из экзаменов. Правда, пока госэкзамен не отменяет
и традиционных вступительных испытаний.
При этом многие учебные заведения находят способ «обойти» ЕГЭ. К примеру, высшие театральные училища им. Щепкина и им. Щукина засчитывают
баллы госэкзамена только за сочинение, и то только для граждан стран СНГ. Медалистам дают возможность выбрать: представить результаты ЕГЭ
или написать сочинение прямо на экзамене.
Ограничение количества учебных заведений, куда можно было подавать документы, сыграло положительную роль: ажиотажа и паники 2009 года
удалось избежать. Приемная кампания прошла спокойно и вполне успешно.
Возникла другая проблема. В условиях назревающего демографического кризиса многие вузы начали снижать проходной балл по многим
специальностям, в результате чего, зачастую, набирали не слишком хорошо подготовленных студентов. Эта проблема сейчас наиболее
актуальна, поскольку выпускников с каждым годом становится все меньше. Минобрнауки заострило свое внимание, в первую очередь,
на решении этого вопроса.
Введение ЕГЭ и его эволюция в течение почти 10 лет дало понять, что ни Правительство России, ни Министерство образования и науки,
ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ менялся и будет меняться, пока не устроит всех
участников образовательного процесса.
Этап 2011-2014
Нововведения
В 2011 году изменились правила поступления в вузы для победителей и призеров олимпиад этого года. Они могли использовать свою льготу
на поступление только в один вуз, а в остальные идти по общему конкурсу с результатами ЕГЭ.
В 2012 году в ЕГЭ по истории в часть «С» было введено задание «Исторический портрет». Суть задания: выбрать из трех предложенных
исторических деятелей одного и кратко рассказать о нем в форме мини-сочинения.
Кроме того, в части «В» появились новые, более сложные варианты. Если раньше было достаточно правильно сопоставить дату и личность,
то теперь добавилось еще и историческое событие».
В ЕГЭ по математике были включены задачи по разделу «Вероятность и статистика» и задания по курсу геометрии. Изменилось количество
заданий и в КИМах по информатике: в первой части их число сокращено с 18 до 13, во второй части — увеличено с 10 до 15. Увеличилось
количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», стало меньше заданий по разделам
«Системы счисления» и «Основы логики».
В КИМах по литературе в блок базового уровня сложности введены новые задания на выбор правильного ответа из предлагаемых вариантов,
однако общее число заданий осталось прежним.
В период проведения ЕГЭ в 2013 году было выявлено в сети Интернет в открытом доступе более 150 фрагментов экзаменационных заданий.
Кроме того, почти в 2 тыс. групп в социальных сетях выпускники 11 классов решали задания в режиме он-лайн всем желающим за небольшую оплату.
Из-за этого появилось большое количество липовых «стобальников». В итоге пострадали дети, которые честно занимались весь период учебы в
школе и надеялись только на свои знания. Из-за липовых «стобальников» многие ребята не смоги поступить на бюджетные отделения в те вузы,
в которые планировали. И вынуждены были либо отложить получение высшего образования, либо идти учиться на коммерческой основе.
В ноябре 2013 года было обнародовано письмо Минобрнауки РФ «О действии результатов ЕГЭ», в котором сообщалось, что результаты единого
государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих
за годом получения таких результатов.
Результаты
В связи с тем, что в 2013 году произошла массовая утечка КИМов госэкзамена, Рособрнадзор поставил задачу — сделать «работу над ошибками»,
чтобы в 2014 году ЕГЭ прошел на равных условиях для всех выпускников.
В 2014 году Рособрнадзор планирует провести ряд мероприятий, которые помогут избежать утечек КИМов. С этой целью будет произведено увеличение
экзаменационных материалов и количества вариантов. Для каждого часового пояса будут разработаны свои варианты контрольно-измерительных материалов.
КИМы в регионы будут привозиться не за три дня до экзамена, как раньше, а за сутки. Планируется определять их в спецхранилища с системой
видеонаблюдения.
Кроме того, выпускникам 2014 года предстоит сдавать ЕГЭ под прицелом видеокамер, которые будут установлены в аудиториях и коридорах.
Предполагается, что в классах будут работать «глушилки» сигнала сотовой связи.
Нововведения в ЕГЭ-2015 года
- Добавлена устная часть по иностранным языкам. Данный раздел может быть включен по желанию участника.
- За индивидуальные достижения школьников можно было получить до 10 баллов к результатам ЕГЭ.
- Допуском к ЕГЭ стало сочинение, которое проводилось в декабре. Оценка — зачёт/незачёт. При поступлении вуз мог оценить сочинение — максимум до 10 баллов к ЕГЭ.
- В ЕГЭ по русскому языку убрали тестовую часть. По остальным предметам — сокращение заданий с выбором ответов.
- В КИМах убрали деление на блоки (A, B, C), осталась простая нумерация.
- Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.
- Большую часть заданий планируют брать из открытого банка. В перспективе формирование КИМов на 100% из открытого банка.
- К досрочной сдаче ЕГЭ будут допускались все желающие — обучающиеся и выпускники прошлых лет.
- ЕГЭ можно будет пересдавать в текущем году.
- ЕГЭ можно будет сдавать после 10 класса.
Нововведения в ЕГЭ-2016 года
Русский язык.
Все основные характеристики экзаменационной работы в целом сохранены. Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8. Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25.
Математика.
Базовый уровень Изменений структуры и содержания экзаменационной работы нет.
Профильный уровень Из первой части исключены два задания: задание практико-ориентированной направленности базового уровня сложности и задание по стереометрии повышенного уровня сложности. Максимальный первичный балл уменьшился с 34 до 32 баллов.
История.
Из работы исключены задания с выбором одного ответа из четырёх (1–21 по нумерации 2015 г.) и задание на установление соответствия (24). В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (10). Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.). Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России. В части 1 экзаменационной работе 2016 г. изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности. Время написания работы увеличено до 235 минут.
Биология, литература.
Изменений структуры и содержания экзаменационной работы нет.
Химия.
-
В работе 2016 г. по сравнению с 2015 г. приняты следующие изменения:
- В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Это следующие задания: − №6, его выполнение предусматривает применение обобщенных знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом выполнения задания является установление трех правильных ответов из шести предложенных вариантов; − № 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщенных знаний о генетической связи неорганических и органических веществ. Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов. − № 24, № 25 и № 26, ответом к этим заданиям является число с заданной степенью точности (вместо номера правильного ответа в работе 2015 г.). Также в части 1 работы изменен формат двух заданий повышенного уровня сложности — №34 и №35, которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. В работе 2016 года эти задания представлены в формате заданий на установление соответствия (в работе 2015 года это были задания на множественный выбор).
- На основе анализа результатов ЕГЭ 2015 г. проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности. Так, в частности обоснована целесообразность проверки усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение равновесия под действием различных факторов» только заданиями повышенного уровня сложности. В то же время, усвоение знаний характерных химических свойств азотсодержащих органических соединений и биологически важных веществ – только на базовом уровне.
Испанский, немецкий, французский, английский.
Уточнена формулировка задания 3 устной части экзамена.
Обществознание.
Оптимизирована структура экзаменационной работы: – логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой части 2: задания ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания; – из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; в результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий. В результате общее количество заданий работы сократилось на 7 заданий (29 вместо 36). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился (62).
Физика.
Структура КИМ ЕГЭ в 2016 г. оставлена без изменений. Для линий заданий 2–5, 8–10 и 11–16 расширен спектр контролируемых элементов содержания.
Информатика.
Модель КИМ 2016 г. по сравнению с КИМ 2015 г. изменилась незначительно. Была изменена последовательность предъявления заданий 1–5. Количество заданий и максимальный первичный балл остались без изменений.
Изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2017.
-
Нет изменений структуры и содержания по следующим предметам:
- Русский язык.
- Математика (базовый и профильный уровни).
- География.
- Информатика.
- Литература.
Иностранные языки: нет изменений структуры и содержания.
Уточнена формулировка задания 3 устной части экзамена.
История: нет изменений структуры и содержания.
Изменён максимальный балл за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1).
Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания
Обществознание: существенных изменений нет.
Структура блока заданий части 1, проверяющего содержание раздела «Право», унифицирована по образцу структуры блоков, проверяющих содержание других разделов курса: добавлено задание 17 на выбор верных суждений, изменена нумерация заданий 18 (бывшее 17), 19 (бывшее 18). Задание 19 в том виде, как оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключено из работы.
Биология: существенные изменения.
-
Оптимизирована структура экзаменационной работы:
- Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного ответа.
- Сокращено количество заданий с 40 до 28.
- Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
- Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
- В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.
Химия: существенные изменения.
-
Оптимизирована структура экзаменационной работы:
- Принципиально изменена структура части 1 КИМ: исключены задания с выбором одного ответа; задания сгруппированы по отдельным тематическим блокам, в каждом из которых есть задания как базового, так и повышенного уровней сложности.
- Уменьшено общее количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34.
- Изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения заданий базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (9 и 17).
- Максимальный первичный балл за выполнение работы в целом составит 60 баллов (вместо 64 баллов в 2016 году).
Физика: существенные изменения.
Изменена структура части 1 экзаменационной работы, часть 2 оставлена без изменений.
Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом.
Изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2018
-
Нет изменений структуры и содержания по следующим предметам:
- Математика (базовый и профильный уровень)
- География
- История
- Биология
-
Русский язык: существенные изменения.
- В экзаменационную работу по русскому языку включено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка;
- Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 57 до 58.
-
Литература: существенные изменения.
- Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления);
- Введена четвертая тема сочинения (17.4). 3) Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17);
- Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.
-
Обществознание: существенные изменения.
- Переработана система оценивания задания 28;
- Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания;
- Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.
-
Информатика и ИКТ: изменения структуры КИМ отсутствуют.
- В задании 25 убрана возможность написания алгоритма на естественном языке в связи с невостребованностью этой возможности участниками экзамена;
- Примеры текстов программ и их фрагментов в условиях заданий 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25 на языке Си заменены на примеры на языке С++, как значительно более актуальном и распространенном.
-
Иностранные языки: изменения структуры КИМ отсутствуют.
- Уточнены критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40.
-
Химия: существенные изменения.
- Добавлено одно задание (№30) высокого уровня с развернутым ответом. За счет изменения балльности заданий части 1;
- Максимальный первичный балл за выполнение всей работы остался без изменений (60).
-
Физика: существенные изменения.
- В часть 1 добавлено одно задание базового уровня (№24), проверяющее элементы астрофизики;
- Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 50 до 52 баллов.
Нововведения в ЕГЭ-2019 года
В 2019 году выпускники школ в заявлении на участие в ЕГЭ будут обязаны выбрать один из двух уровней ЕГЭ по математике: или базовый, или профильный.
Если выпускник не справится с ЕГЭ по математике, то может заменить выбранный ранее уровень и сдать его повторно в резервные дни. А не сдавшие профильный уровень и в резервные дни, смогут сдать базовый для получения аттестата в сентябре.
В 2019 году выпускники прошлых лет, уже имеющие аттестат, не могут сдавать математику базового уровня.
С 2017 года тестовая часть заданий ЕГЭ исключена практически из всех контрольно-измерительных материалов. К исключенным ранее тестовым частям добавлено исключение тестовой части из заданий ЕГЭ еще по трем предметам: физике, биологии и химии. Участники экзамена должны сами вписать ответ, а не выбрать его из предложенных.
В 2019 году впервые ЕГЭ будет проводиться по китайскому языку. Он станет пятым языком по выбору для участников ЕГЭ наряду с английским, немецким, французским и испанским.
В 2019 году аттестат с отличием будут вручать тем выпускникам, которые имеют итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам, успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а также сдали ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня не менее чем на 70 баллов или на 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня.
С 2019 года ЕГЭ стал основной формой проведения государственной итоговой аттестации для выпускников Крыма и Севастополя.
Изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2019
В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий. Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.
-
Нет изменений структуры и содержания по следующим предметам:
- Математика (базовый и профильный уровень);
- География;
- Физика;
- Химия;
- Информатика и ИКТ.
-
Русский язык:
- Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста;
- Изменён формат заданий 2, 9–12;
- Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
- Уточнён уровень сложности отдельных заданий;
- Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом;
- Уточнены критерии оценивания задания 27.
Литература:
- Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом:
- внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2),
- в заданиях 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе),
- в заданиях 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
-
Обществознание:
- Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25;
- Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4;
- Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания;
- Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.
-
Иностранные языки: Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
- Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»
- Правила приёма в гимназии и система экзаменов в конце XIX века
- Как сдавали экзамены в Российской империи
- После революции: отмена и возвращение выпускных экзаменов и трёхступенчатая система поступления
- Снова реформы
Мы ропщем, что экзамены в школе все сложнее. А знаете ли вы, что в другие времена ребятам было проще сдавать экзамены? Не было ЕГЭ. Иной раз вообще экзаменов не было.
Да, ЕГЭ сдавали не всегда, даже если современным школьникам в это сложно поверить. А 200 лет выпускных экзаменов вообще не было. И поступали в университеты все — без всякого конкурса.
Сайт Mel.fm в статье “История выпускных экзаменов: что сдавали вместо ЕГЭ в XIX–XX веках и как поступали в вузы” делится любопытной информацией о том, как проходили итоговые испытания учащихся в нашей стране до революции.
Система выпускных экзаменов в гимназиях появилась только через 30 лет после учреждения самих гимназий. Причина простая: выпускников гимназий было мало (в 1825 году в гимназиях учились 7600 человек, через 25 лет их стало примерно 18 тысяч). Из-за этого было невозможно проводить конкурсный отбор при поступлении в университеты. Приём в вузы фактически был свободным для всех выпускников.
Гимназий становилось больше, учеников тоже — и к 1830–1840 годам система наконец дозрела до введения выпускных экзаменов для гимназистов. Сами гимназии стали способом попасть в университет. Началось всё с введения оценок: в 1837 году приняли «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях».
Именно тогда в России появилась знакомая нам и сегодня пятибалльная система. Перевестись в следующий класс можно было, только если средняя оценка по всем предметам была не ниже тройки.
Помимо этого, «Правила» вводили комплекс испытаний по окончании каждого класса: экзамены, чтобы подтвердить своё право на переход в следующий класс и, конечно, на выпуск из гимназии. Экзамены проводились в той же школе, где и учились гимназисты, но вопросы и задания составляли «наверху» — в образовательном округе.
Конкретное количество экзаменов в документе не устанавливалось, но нужно было как минимум сдать самые важные предметы: Закон Божий, российскую словесность, латинский и греческий языки, арифметику и алгебру.
Сейчас ЕГЭ одновременно выполняет функции выпускных экзаменов из школы и вступительных экзаменов в университет.
В XIX веке (да и позже) система была другой: для поступления в высшее учебное заведение нужно было проходить дополнительные испытания. Их могли отменить, только если выпускник отлично сдал все экзамены и у него были положительные рекомендации с учёбы.
Правила приёма в гимназии и система экзаменов в конце XIX века
Такая система сохранялась на протяжении всей эпохи Николая I и даже пережила его — новый гимназический устав был принят во время Великих реформ Александра II в 1864 году. Новый устав разделял гимназии на классические и реальные:
- в классических гимназиях основательно изучали древние языки, а выпускники могли поступать в университеты без дополнительных испытаний;
- в реальных гимназиях основной упор делали на точные и естественные науки, а поступление в университеты было сложнее — тем самым правительство подталкивало выпускников идти в высшие технические заведения.
Требования для приёма в гимназию были такие: ребёнок должен был уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы, уметь совершать простейшие арифметические действия (сложение и вычитание), знать таблицу умножения, быть не младше десяти лет, не иметь медицинских противопоказаний для учёбы и чтобы была возможность своевременно оплачивать обучение.
Хотя для детей из бедных семей, у которых были успехи в учёбе, существовали специальные стипендии.
О правилах выпускных экзаменов, которые утвердили в 1872 году, в новом уставе было сказано следующее:
«Окончательное испытание учеников как в Гимназии, так и в Прогимназии, производится в присутствии Педагогического совета, на основании правил, утверждаемых Попечителем учебного округа».
Как была организована эта система?
Экзамены были платными: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости, а ещё посторонние лица, учившиеся в других гимназиях.
Каждое прошение об экзаменации обсуждалось: рассматривали поведение человека, его нравственное поведение, успехи в учёбе. Тогда же принималось решение о допуске до испытаний.
Экзамены сдавали по следующим дисциплинам:
- Закон Божий (устно);
- русский язык (письменно);
- греческий язык и латынь (устно и письменно);
- математика (устно и письменно);
- история (устно).
Как сдавали экзамены в Российской империи
Экзамены начинались в 10 часов утра. Комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей образовательного округа. Приносить с собой на экзамен можно было только таблицу логарифмов (естественно, для экзамена по математике).
Письменные принадлежности и бумага выдавались на месте, каждый выпускник находился под постоянным надзором комиссии, покидать зал было нельзя (при необходимости учеников выпускали поодиночке, все бумаги на это время сдавались экзаменатору и на них делалась отметка).
За неделю нужно было сдать все письменные экзамены, потом день проверяли и только после этого переходили к устным.
В работе исследователя Альгирдаса Забулиониса «Об испытаниях зрелости в Российской империи в XIX веке» приводится интересная статистика:
«Ведомость о подвергавшихся испытанию и удостоенных аттестата или свидетельства зрелости в 1877 году“ гласит, что в 1877 году в 117 правительских гимназиях империи испытания зрелости сдавали 1505 гимназистов и 225 посторонних кандидатов.
К ним добавились ещё 46 учеников из трёх церковных училищ Санкт-Петербурга и четырёх частных гимназий (в Санкт-Петербурге и Москве). В итоге в том году экзамены зрелости сдавали 1776 кандидатов.
Успешно справились со всеми экзаменами и получили аттестат только 1449 (то есть 81,6%) кандидатов, из них 83 получили золотые медали, а 103 — серебряные».
Экзамен по российской словесности длился пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение (сейчас бы сказали «эссе»), посвящённое заданной теме.
Кстати, темы варьировались в зависимости от региона страны: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге — об отличительных чертах творчества Жуковского и Пушкина.
Формулировки тем могли содержать русские поговорки или ставить вопросы исторического или этического характера.
Экзамен по математике тоже длился пять часов, в нём было четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе:
«Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1‑й член равен ⅟200, 10‑й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 — 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».
На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать «философские сочинения Цицерона, сочинений „Метаморфоз“ Овидия, „Энеиды“ Вергилия, од, сатир или посланий Горация».
Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размытыми. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся понимаю истории Древней Греции, Древнего Рима и Российской истории.
По большому счёту, эта система оценки знаний дожила до самого конца Российской империи без критичных изменений.
В 1899 году министр народного просвещения Николай Боголепов провёл небольшую реформу в гимназиях: отменил переводные экзамены, сделал изучение древнегреческого языка необязательным (как и экзамен по нему) и немного изменил учебные планы, увеличив время на изучение точных и естественных наук.
Но на само проведение экзаменов эти перемены почти не повлияли.
После революции: отмена и возвращение выпускных экзаменов и трёхступенчатая система поступления
Революция 1917 года принесла в страну множество перемен. Не осталась в стороне и образовательная система: всю систему школьного образования предыдущего периода отменили и заменили Единой трудовой школой — декрет о её создании вышел в 1918 году.
В этом документе было прямо указано, что «все экзамены — вступительные, переходные и выпускные — отменяются». Декрет создавал две ступени Единой трудовой школы — сначала на пять лет, потом ещё на четыре года.
Спустя пару лет были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые ускоренно готовили крестьян и рабочих к учёбе в университете. Выпускники поступали в вузы без вступительных экзаменов.
Впрочем, если выпускник принадлежал «неправильному» социальному классу, то поступить ему было очень и очень сложно: детям дворян, купцов, священников приходилось идти на всевозможные ухищрения и уловки, чтобы скрыть своё происхождение.
В 1920‑е годы система школьного образования была полна разнообразных экспериментов — от Вальдорфских школ до бригадно-лабораторного метода обучения, когда знания проверялись не у одного конкретного ученика, а у коллектива, который выполнял те или иные проекты. Единых учебных планов в те годы тоже не было.
В 1930‑х годах от экспериментов в школах решили отказаться. В 1936 годe ЦК ВКП (б) выпустил постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»:
«Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией.
Эти, якобы, научные „обследования“, проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников».
Полноценно выпускные экзамены вернулись в годы Великой Отечественной войны. В университетах не хватало абитуриентов — сказалась не только война (хотя она была первостепенным фактором), но ещё и введённое в 1940 году платное обучение в школе и университеты.
В первые годы войны университеты принимали абитуриентов фактически без каких-либо вступительных испытаний
В 1944 году появилось несколько нововведений: обучение детей с семи лет, учреждение общеобразовательных школ рабочей молодёжи, открытие вечерних школ в сельской местности, введение пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учеников, награждение серебряными и золотыми медалями. Наконец, 9 октября 1944 года нарком просвещения утвердил правила проведения экзаменов на аттестат зрелости.
Во многом новая система наследовала гимназическому уставу. Чтобы получить допуск к экзамену, по всем предметам необходимо было иметь оценку не меньше тройки (не считая пения, черчения, рисования).
Можно было сдавать экзамены экстерном. В экзаменационную комиссию входил директор, представитель областного отдела народного образования и преподаватели. Темы для сочинений, задачи по математике и другие экзаменационные вопросы присылались в школы из ОблОНО.
Времени на письменные экзамены отводилось столько же, сколько и до революции — пять часов.
Экзамены, которые сдавали советские школьники после 1944 года:
- русский язык;
- литература;
- математика (алгебра, геометриия, тригонометрия);
- физика;
- химия;
- история (история СССР, новая история);
- иностранный язык.
«По русскому языку и литературе, по родному языку и литературе, по алгебре, геометрии и тригонометрии экзамены проводятся письменные и устные; по всем остальным предметам — только устные. Устный экзамен по языку проводится одновременно с экзаменом по литературе».
Инструкция о проведении экзаменов на аттестат зрелости. 1944 год.
Кстати, тем же постановлением вводились и переводные экзамены в средней школе: теперь, чтобы перейти в следующий класс, необходимо было сдать экзамены по пяти-шести предметам.
В 1950‑х была создана трёхступенчатая система поступления абитуриентов в вузы. Все они были поделены на три категории: принимавшиеся без экзаменов, принимавшиеся без конкурса (если сдавали вступительные экзамены) и принимавшиеся на основе конкурса по итогам экзаменов. Поступить в университет во второй половине 1950‑х было сложнее, чем в послевоенные годы. Было место и хитростям, и блату, и мошенничеству — словом, поступление в вуз в советское время не всегда было простой задачей.
Снова реформы
Распад СССР и конец советской системы сильно повлияли на школу, да и на систему образования в целом. Принятый в 1992 году новый закон «Об образовании» сделал обязательной 9‑классную систему образования, а в 10 классе — конкурсный отбор.
1990‑е — годы экспериментов и инноваций в образовании. Появлялись профильные классы, привязанные к какому-то конкретному вузу (так что выпускные экзамены одновременно были вступительными), создавались негосударственные вузы, вступительные экзамены стали различаться. Говорить о какой-то единой системе выпускных экзаменов было сложно.
Во многом из-за этого и проблем с коррупцией правительство решило разработать Единый государственный экзамен. С 2000‑х годов его тестировали в разных регионах России, а в 2009 году он стал обязательным для всех выпускников школ. За эти уже почти 18 лет ЕГЭ довольно сильно изменился и отличается от тестов, которые сдавали в начале 2000‑х.
Так или иначе, вот уже почти 200 лет российские школьники сдают выпускные экзамены: волнуются, готовятся, учат, пытаются обхитрить экзаменаторов, набираются смелости.
И несмотря на то, что сам экзамен за эти годы не раз менялся, мы можем понять и чувства гимназиста и в конце XIX века, и настроения советского школьника 1960‑х годов прошлого века.
Егор Сенников
Источник: сайт “Mel.fm”