24. Задание на анализ биологической информации (нахождение ошибок)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
ответ
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
- 2 – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки).
- 3 – Р. Гук и Л. Пастер не являлись приверженцами гипотезы самозарождения
- 4 – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
ответ
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
- 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
- 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
- 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
ответ
Ошибки допущены в предложениях 2, 3 и 4.
- 2 — Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
- 3 — У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
- 4 — В световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
24. Задание на анализ биологической информации (нахождение ошибок)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
1 вариант
Вопрос
1. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?
1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит
искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.
6) Популяция — это единица эволюции.
Вопрос 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
(1.) Первая эволюционная концепция принадлежит
Ж.Б. Ламарку. (2.) Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой
природы и её естественном развитии. (3.) Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние
среды на организм. (4.) В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин
создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции
назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков.(5.) Ч. Дарвин в своём учении утверждал,
что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление
различий между особями — конвергенция признаков. (6.) Результатами
эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
Вопрос 3. Назовите основные положения теории Жана Батиста
Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.
Вариант 2
Вопрос
1. Выберите утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
1) Микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая
изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
4) Основными эволюционными направлениями являются:
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
5) Определённая изменчивость не является наследственной.
6) Вид состоит из популяций.
Вопрос 2. Найдите три ошибки в приведённом тексте.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Дарвин выделял три
ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость,
популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов
передавать свои характеристики потомству.
(3)Изменчивость определяет
многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную
приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства,
поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом
следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды.
(7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к
условиям окружающейся среды.
Вопрос 3. Существует
более 300 пород голубей, Ч. Дарвин считал, что они все произошли от сизого
скалистого голубя.
Почему он так решил и какие
методы использовали, чтобы вывести новые породы голубей?
ОТВЕТЫ:
1 вариант
1. Ответ: 134.
2. Пояснение.
Ошибки
содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1)
3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2)
4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3)
5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция. ИЛИ Накопление
различий между особями не называется конвергенцией.
3. Пояснение.
1)
Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды,
которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к
самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.
2)
Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти
движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их
приспособленности.
3)
Учение легло в основу первой естественной классификации, основанной
на принципах родства организмов.
2 вариант
1. твет: 146.
2. Пояснение.
1)
1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и
борьба за существование;
2)
5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства;
3)
7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют
отрицательный эффект)
3. Пояснение.
Элементы
ответа:
Ответ
на вопрос «Почему он так решил»
1)
Т.к. при скрещивании представителей этих пород с их диким предком дают
плодовитое потомство. Все гибриды между любыми породами голубей плодовиты.
Ответ
на вопрос «Какие методы использовали»
2)
Искусственный отбор (методический отбор).
Дополнение
к 1 пункту:
«Многие
черты всех домашних пород сходны с чертами дикого скалистого голубя. Домашние
голуби не вьют гнезд на деревьях, сохраняя инстинкт дикого голубя, вьющего
гнезда на уступах скал. Все породы обладают одинаковым поведением во время
ухаживания за самкой.
При
скрещивании голубей разных пород иногда появляются гибриды с признаками дикого
скалистого голубя».
НО,
без указания плодовитости потомства эти факты не засчитываются.
Дополнение
ко 2 пункту:
Методический
отбор — Выбранные особи содержатся в изоляции во избежание нежелательного
скрещивания. Затем селекционер выбирает пары для скрещивания. После этого,
начиная уже с первого поколения, он ведет строгий отбор лучшего материала и
выбраковку того, который не удовлетворяет предъявленным требованиям.
Можно
отвечать скрещивание (гибридизацию) – инбридинг, чистопородное скрещивание,
межпородное (межлинейное) скрещивание, но при условии, что записали
ИСКУССТВЕННЫЙ отбор.
Доброго времени суток, ребята!
Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями —
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции —
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор
№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
Вопрос. Вспомните, каких взглядов на живую природу придерживаются сторонники – креационизма и эволюции. На чём они основаны?
Ответ. Существуют два взаимоисключающих взгляда на происхождение Земли и жизни. Один – теория эволюции, другой, основанный на вере в Бога, – это креационизм, или теория сотворения.
Суть теории эволюции – историческое развитие природы путем медленного (миллиарды лет) и постепенного, без резких скачков и катастроф, изменения от беспорядка и хаоса к упорядочению, от простого – к сложному, от низшего – к высшему, от неживого – к живому. Движущей силой развития является наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Законы природы, действовавшие при зарождении жизни и ее развитии, действуют и сейчас и будут действовать в будущем, т. е. эволюция не только происходила в прошлом, но имеет место в настоящем и будет продолжаться в будущем.
В противовес теории эволюции, креационизм – это теория сотворения. В основе ее лежит принцип создания всего существующего Творцом. Сотворение – целенаправленный законченный процесс, подчиненный определенному плану. Законы естественного мира, природы установлены Богом-Творцом и отличаются от закономерностей периода сотворения. Тогда действовали другие законы – сила, мудрость и воля Бога. Согласно этому подходу, время имеет начало и конец. Вся фауна и флора, вся вселенная, все, созданное в период творения, имело завершенный вид. Между живым и неживым существует непреодолимый барьер.
Вопрос 1. В чём заключаются основные идеи трансформизма?
Ответ. Первая эволюционная концепция получила название трансформизма (от дат. transformo – превращаю, преобразую). Её сторонники выдвинули идеи исторического развития живой природы во времени. Трансформизм – учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.
Вопрос 2. Кем впервые было высказано предположение о влиянии условий внешней среды на изменяемость организмов? Какое это имело значение для развития идеи эволюции?
Ответ. Первым обратил внимание на зависимость организмов от условий внешней среды Бюффон. Наблюдая за животными в природе, Бюффон пришёл к мысли о возможном изменении в строении их органов. Эти изменения могли быть как прогрессивными, так и дегенеративными, приводящими к упрощению органов или их отдельных частей. Основную причину изменяемости, трансформации организмов Бюффон видел в прямом воздействии на них разнообразных условий среды. Это была первая попытка объяснить приспособленность организмов к условиям обитания, что шло вразрез с основной догмой креационистов об изначальной целесообразности строения всех живых существ. За природой признавалась творческая роль в образовании новых видов организмов.
Вопрос 3. Охарактеризуйте движущие силы эволюции, сформулированные Ж. Б. Ламарком. В каком направлении шла эволюция по Ламарку (см. рис. 5)?
Ответ. Ж. Б, Ламарк впервые обосновал и чётко сформулировал концепцию развития живой природы. В труде «Философия зоологии» (1809) он попытался соединить идею божественного творения с идеями развития и изменяемости органического мира. По Ламарку.
Согласно градуалистической концепции Ламарка движущими силами эволюции являются прямое воздействие среды на организмы, стремление организмов к совершенствованию и наследование благоприобретённых признаков. Под градацией (от лат. gradatio – постепенное повышение) Ламарк понимал постепенное усложнение строения организмов в ходе эволюции, появление высших форм от низших. Положения своей градуалистической концепции он сформулировал в виде трёх «законов» эволюции: прямого приспособления, упражнения и не упражнения органов, наследования благоприобретённых признаков, По Ламарку, в результате эволюции возникают новые приспособления и происходят постепенные изменения в строении организмов.
В соответствии с этой идеей он считал, что в природе виды реально не существуют, эта категория придумана учёными для облегчения систематизации. На самом же деле, по его мнению, «природа не делает скачков», все имеющиеся в ней особи составляют единую цепь организмов, от наиболее простых до самых совершенных форм. Если точку зрения Линнея на виды можно выразить фразой «виды без эволюции», то взгляды Ламарка на вид и эволюцию можно назвать «эволюцией без видов».
Значительный вклад Ламарк внёс в систематику животных. Он расположил их по принципу «от простого к сложному» и впервые в науке сделал вывод об усложнении организмов и их родственных связях.
Вопрос 4. В чём проявилась двойственность взглядов Ж. Б. Ламарка на эволюцию?
Ответ. К плюсам взглядов Ж. Б. Ламарка на эволюцию, безусловно, относятся:
Правильное научное обоснование факта эволюции видов. Он первым заговорил о том, что эволюция является законом природы и все виды подвержены определенным изменениям.
Связь изменчивости организмов с воздействием внешних факторов.
Выдвинутая Ламарком теория о том, что существующие сложные виды произошли в результате эволюции от более простых, нашла свое подтверждение.
Минусы: В своей теории «стремления к совершенству» Ламарк предположил, что приобретенные организмом признаки наследуются его потомством. В результате дальнейших исследований было установлено, что наследование приобретенных признаков – гораздо более сложный и неоднозначный процесс.
Ламарк представлял эволюцию как непрерывный и равномерно протекающий процесс, хотя для нее характерны скачки и паузы.. Ключевую роль в функционировании материи Ламарк отводил влиянию внешних факторов.
Живой организм он рассматривал исключительно как механизм, работающий под влиянием факторов окружающей среды,.
Вопрос 5. В чём отличие взглядов К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на понимание категории «вид»?
Ответ. Основное отличие на понимание категории вид заключается в следующем: Карл Линней считал, что вид создан творцом и не изменяется. Вид – реально существующая единица. Жан Батист Ламарк считал, что вид изменяется, всё передаётся по наследству. Вид, как категория, реально не существует.
Вопрос 6. Сравните взгляды на природу Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера. В чём их различие? Какой вклад внесли эти учёные в становление эволюционной теории?
Ответ. В конце XVIII в. обостряется борьба между сторонниками креационизма и трансформизма. Ж. Кювье (1769–1832) – непревзойденный авторитет того времени в области палеонтологии и сравнительной анатомии – на богатой фактической основе отстаивает сходство ископаемых и ныне существующих животных, наличие четырех изначально неизменных типов организации всех животных, идею постоянства видов. Он обосновывает принципы «условий существования организмов» и «корреляции частей тела», которые рассматривает как свидетельства предустановленной гармонии в природе («конечных причин»). Изучая ископаемые остатки, Кювье приходит к выводу, что они расположены не хаотично, а закономерно, и по наличию некоторых «руководящих форм» можно определить последовательность геологических слоев во времени. Благодаря исследованиям Кювье и многих других натуралистов между 1822 и 1841 г. возникает стратиграфия, и составляется вся геохронологическая таблица от кембрия до четвертичного периода. Для объяснения факта смены фаун во времени Ж. Кювье развил представления о катастрофах на поверхности Земли в прошлом, уничтожавших живые существа.
Соотечественник и современник Ж. Кювье – Э. Жоффруа Сент-Илер (1772–1844), те же факты, которые Кювье использовал для подтверждения креационистских воззрений, рассматривал как доказывающие трансформизм: единство организации животных как показатель общности происхождения, наличие отличающихся от ископаемых современных форм как доказательство изменения организмов под влиянием внутренних и внешних естественных причин.
Разногласия между Кювье и Сент-Илером по этим вопросам вылились в острую публичную дискуссию (1830), где победу одержал Кювье. Несмотря на большие разногласия между учёными, развитие палеонтологии – науки об ископаемых организмах – сыграло важную роль в становлении эволюционной теории.
Вопрос 7. Сравните взгляды на природу К. Линнея, Ж. Л. Бюффона, Э. Жоффруа Сент-Илера, Ж. Кювье и Ж. Б. Ламарка. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.
Ответ.
Взгляды учёных додарвиновского периода на природу
Концепция эволюции Ламарка(ламаркизм)
была изложена в книге «Философия
зоологии» (1809). В этом труде впервые были
поставлены все основные проблемы
эволюции: реальность видов и пределы
их изменчивости, роль в эволюции внешних
и внутренних факторов, направленность
эволюции, причины развития у организмов
адаптаций и так далее. Ламарк придал
реальное содержание представлениям об
иерархии организмов, их родстве. В
качестве доказательств Ламарк использовал
географическую изменчивость и отсутствие
твердых границ между видами и
разновидностями.
Ламарк объяснял прогресс организации
от простейших до высших форм существованием
особой «силы», действующей автономно
от среды, непрерывно и постепенно, строго
равномерно (пропорционально времени).
Эта сила целенаправленно управляет
ступенчатым усложнением организации
(по Ламарку — «градацией», от латинского
gradatio — постепенное повышение) и
обуславливает неизбежный переход от
одной ступени организации (черви,
насекомые, рыбы, земноводные, птицы,
четвероногие) к другой. Разнообразие
же форм в пределах каждой из таких
ступеней, в отличие от совершенствования
организмов, Ламарк объяснял приспособлением
организмов к внешней среде путем
наследования приобретенных признаков.
Постулируя целесообразность в живой
природе как изначальную и абсолютную,
Ламарк рассматривал процесс, совершающийся
внутри вида на протяжении многих
поколений, как физиологический или
волевой акт отдельно взятого организма.
Он постулировал непрерывное самозарождение
простейших животных и утверждал, что в
пределах первой ступени организации
животных (это же относится и к растениям)
действует прямое приспособление, и
внешняя среда выступает непосредственной
причиной разнообразия форм. Более
совершенные, но еще «донервные» животные
изменяются через питание. С появлением
нервной системы среда вызывает изменения
в потребностях животных, их привычках,
в употреблении того или иного органа,
а в результате и адекватное изменение
его формы, которое наследуется. В связи
с этим Ламарк придавал особое значение
упражнению и неупражнению органов как
главной причине адаптивных преобразований
у высших животных. Иначе он объяснял
эволюцию пассивных образований,
постулируя действие таких факторов как
«напряжение внутреннего чувства»,
«волевое усилие» и так далее.
Ламаркизм не получил признания у
современников и после смерти его
создателя был предан забвению. Возрождение
в форме неоламаркизма произошло в
последней трети 19 в. как реакция на
распространение дарвинизма.
Вопрос 4.Дарвинизм.
Дарвинизм— теория эволюции
(исторического развития) органического
мира Земли, основанная на воззрениях
Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции,
по Дарвину, являются наследственная
Изменчивость и естественный отбор.
Изменчивость служит основой образования
новых признаков в строении и функциях
организмов, а наследственность закрепляет
эти признаки. В результате борьбы за
существование происходит преимущественно
выживание и участие в размножении
наиболее приспособленных особей, т. е.
естественный отбор, следствием которого
является возникновение новых видов.
При этом существенно, что приспособленность
организмов к окружающей среде носит
относительный характер. Независимо от
Дарвина к близким выводам пришел А.
Уоллес. В 20-30-е гг. 20 в. сформировалась
синтетическая теория эволюции,
объединившая классический дарвинизм
и достижения генетики. Как целостное
материалистическое учение Дарвинизм
совершил переворот в биологии, подорвал
позиции креационизма и витализма, оказал
во 2-й половине 19 в. огромное влияние на
естественные и общественные науки,
культуру в целом. Однако еще при жизни
Дарвина, наряду с широким признанием
его теории, в биологии возникли различные
течения антидарвинизма, отрицавшие или
резко ограничивавшие роль естественного
отбора в эволюции и выдвигавшие в
качестве главных сил, приводящих к
видообразованию, другие факторы. Полемика
по основным проблемам эволюции учения
продолжается и в современной науке.
Соседние файлы в папке КСЕсамост
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их. 1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Согласно основным положениям синтетической теории эволюции: 1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования. 3. Направляющий фактор эволюции — естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.1. Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалёнными разновидностями и видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6. Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.
ОШИБКИ ДОПУЩЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, не представляют собой популяцию, т.к. личинки не способны к размножению и поэтому популяцией не являются.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.
ОШИБКИ ДОПУЩЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.3. Популяция является структурной единицей вида.4. Популяция является движущей силой эволюции.5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
1) В исходной популяции мух могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство (чередование тёмных и светлых полос) с пчёлами.
2) Это сходство спасало от хищников, повышая шанс на выживание в борьбе за существование.
3) В результате естественного отбора эта мутация закрепилась и распространилась в популяциях, что привело к изменению их генофонда.
1) Листья крестоцветных имеют светло-зелёную окраску.
2) Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, накопленная в популяциях. Популяции бабочки репной белянки приспособились к изменившимся внешним условиям благодаря накоплению мутаций светло-зелёной окраски.
3) В процессе естественного отбора насекомоядные птицы уничтожают гусениц другого цвета, следовательно отбираются зеленые. Его потомки, которые унаследуют эту окраску, будут более многочисленны. Их доля в популяции станет больше.Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.