Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке?
Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку состоят из двух частей. Первая часть включает 24 задания с кратким ответом или с выбором верных вариантов ответа. Вторая часть предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Первая часть
Рассмотрим подробнее задания первой части. Экзаменационная работа открывается небольшим текстом научного стиля. Первое задание на начальных этапах подготовки часто вызывает затруднение у школьников. Оно требует найти предложения, в которых содержится главная информация текста. Что можно посоветовать? Нужно найти в тексте ключевые, самые главные с точки зрения содержания, слова. А потом найти ответы, в которых будут присутствовать все эти слова.
Задание №4
Задание №4 тоже вызывает трудности, потому что проверяет знание орфоэпических норм, проще говоря, умение ставить ударение в словах. Но некоторые слова в повседневной жизни часто произносятся неправильно, мы привыкаем к их неправильному произношению. По сути эти слова приходится заново заучивать при подготовке к экзамену.
Задание №7
Задание №7 очень «дорогое». При правильном выполнении оно может принести вам целых пять первичных баллов. Но оно и очень сложное, потому что включает в себя огромное количество грамматических правил. Тут и умение употреблять причастные и деепричастные обороты, и умение правильно выбирать форму слова при определенных предлогах, и умение строить простые и сложные предложения. И не просто самому построить правильную конструкцию, а найти ошибки в уже предложенных предложениях, среди которых есть и абсолютно правильные с грамматической точки зрения. Подготовку к этому заданию нужно начинать заранее, тогда становится понятно, какие именно конструкции могут быть ошибочными.
Задания №8-14
Задания с восьмого по четырнадцатое проверяют знание орфографии, правил написания слов, начиная с гласных в корне слова и заканчивая слитным-раздельным написанием слов различных частей речи. Традиционно наибольшую сложность представляет написание не с различными частями речи (задание 12), правописание н, нн (задание 14), а также слитные раздельные написания (задание 13). В задании 13 встречаются слова, которые могут являться частичными омонимами, то есть произносятся они одинаково, а вот пишутся по-разному. Так что на эти правила тоже следует обратить внимание.
Задания №15-19
Задания с пятнадцатого по девятнадцатое проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях различной синтаксической структуры. Важно разбираться в том, какое предложение пред вами: простое или сложное, есть ли в нем однородные члены, обращения, вводные конструкции. Конечно, проверяется знание правил, изученных в 5-9 классе.
Задания №20-24: работа с текстом
Затем пишущим экзамен предлагается большой текст художественного или публицистического стиля. Задания с двадцатого по двадцать четвертое проверяют знания о тексте как таковом. Насколько ученик понимает содержание прочитанного отрывка, разбирается ли он в типах речи и в средствах связи предложений в тексте. Выполнение задания 24 может принести вам 4 первичных балла при правильном выполнении. Задание проверяет знания о средствах художественной выразительности, использованных в предложенном тексте. Обратите внимание, что в задании есть подсказки: указано, какого именно вида использовано средство выразительности: синтаксическое, лексическое, троп (слово в переносном значении). Конечно, этот материал тоже нужно повторять.
Вторая часть
Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение. То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по четкому плану:
- Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
- Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
- Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
- Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
- Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.
Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.
Начинайте готовиться, как можно раньше. Вы можете записаться на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, первое занятие бесплатное.
Содержание
- Структура ЕГЭ по русскому языку
- 1 часть письменного экзамена
- 2 часть письменного экзамена – сочинение
- Устная часть экзамена
- Как оценивается ЕГЭ по русскому языку?
Традиционно, обязательным предметом для сдачи в 11 классе являются русский язык и математика. И если второй считается самым сложным испытанием, то насчёт первого многие уверены, что провалить русский язык невозможно.
Получить высокие баллы действительно реально, год за годом большинство выпускников успешно справляются с этой задачей. За хорошими результатами неизменно стоит качественная и серьёзная подготовка, наблюдение за всеми тенденциями и изменениями в сфере ЕГЭ, умения подстроиться под них.
В частности, минимальный проходной балл за ЕГЭ по русскому языку никогда не известен заранее. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) каждый год оценивает результаты уже после проведения тестирования, и выводит границу проходного балла индивидуально для каждого года.
Структура ЕГЭ по русскому языку
Письменная часть состоит из двух частей.
Первая часть письменного экзамена
Первая традиционно включает в себя вопросы с выбором ответа (последовательность цифр; слово или словосочетание; соотношение букв и цифр) – в ЕГЭ по русскому языку их 25.
Каждый базируется на одном из разделов русского языка, по вопросу на каждую из тем:
- Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
- Средства связи предложений в тексте.
- Лексическое значение слова.
- Орфоэпические нормы (постановка ударения).
- Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
- Морфологические нормы (образование форм слова).
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
- Правописание корней.
- Правописание приставок.
- Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
- Правописание НЕ и НИ.
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
- Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
- Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
- Лексические нормы (в данном задании потребуется внимательно прочитать отрывок из текста и оценить, какое слово не подходит по контексту).
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Функционально-смысловые типы речи.
- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Средства связи предложений в тексте.
- Речь. Языковые средства выразительности.
Вторая часть письменного экзамена – сочинение (С2)
Сочинение на экзамене требуется написать на основе прочитанного текста. Есть чёткий план, как выполнять данное задание:
- Выберите на ваш взгляд главную проблему, которую ставит автор, и сформулируйте её.
- Добавьте личный комментарий по ней.
- Включите в комментарий 2 примера из текста, иллюстрирующие выбранную мысль, но не включайте в сочинение слишком много исходного текста (это может быть расценено проверяющими, как переписывание, и вы потеряете баллы).
- Сильно от текста тоже не стоит отходить. Если сочинение будет иметь мало общего с заданием – вам тоже едва ли поставят высокий балл. Постарайтесь отыскать «золотую середину».
- Сформулируйте позицию автора текста по ключевой теме.
- Выразите своё личное мнение: согласны вы или нет с позицией рассказчика.
- Приведите аргументы, подтверждающие сказанное. Это может быть:
- аналогичная ситуация из литературного произведения
- знания из других областей наук
- личный опыт и примеры из жизни
Отнеситесь серьёзно к выбору аргументов и не пишите слишком много – в качестве элементов сочинения экзаменатор оценит только первые два.
- Объём сочинения – 150 слов (не менее). Также, не следует писать слишком много: есть риск допустить больше ошибок и не выдержать структуру текста.
Устная часть экзамена
Одно из крупных нововведений, которое с высокой долей вероятности ждёт одиннадцатиклассников уже в 2019 году – устная часть.
К ней тоже нужно тщательно готовиться по ряду причин.
- Проверяться будут достаточно глубокие академические знания. Несмотря на то, что устная сдача может казаться проще – без уверенных знаний сделать этого не получится.
- Вполне вероятно, что успешная (либо неуспешная) сдача этого раздела теста будет влиять на допуск/недопуск к письменной части.
- Оценка будет суммироваться, и следовательно – напрямую повлияет на общий балл на экзамене.
Апробация модели устной части ЕГЭ по русскому языку уже прошла в 2017-2018 году в 9 классах, сдающих аттестацию ОГЭ. В 2019 планируются корректировки в оценивании, но сама модель скорее всего будет вводиться и для выпускников 11 классов.
Предположительно, собеседование будет иметь аналогичную структуру:
Задание 1. Чтение
Небольшой отрывок необходимо будет прочитать вслух и продемонстрировать, что вы умеете работать с текстом устно.
Задание 2. Пересказ
Доставшийся вам фрагмент нужно будет изложить экзаменатору своими словами, при этом дополнив рассказ деталями, информацией по проблеме и личными комментариями.
Задание 3. Монолог
Будут предложены темы на выбор. По одной из них необходимо будет подготовить монологическое выступление. В задании может потребоваться описать картинку, ответить на вопросы, привести примеры и дать свои комментарии.
Задание 4. Диалог
Здесь экзаменатор не только оценивает, но и участвует в выполнении задания вместе с вами. Он может задавать вопросы и высказывать личное мнение в ответ на ваши доводы. С учётом его слов ваша речь должна звучать логично, структурированно и последовательно.
Как оценивается ЕГЭ по русскому языку?
Ранее мы уже говорили о том, что проблематично будет рассчитать баллы точно, можно лишь ориентироваться на то, как это было в 2018 году.
Чтобы перевести первичные баллы в тестовые – воспользуйтесь таблицей №1. Чтобы понять, на какую финальную оценку по 5-балльной шкале вы можете рассчитывать, воспользуйтесь таблицей №2.
Таблица №1
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Первичный |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тестовый |
5 |
8 |
10 |
12 |
15 |
17 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
39 |
Задание |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
Первичный |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
24 |
Тестовый |
40 |
43 |
44 |
45 |
46 |
48 |
49 |
50 |
51 |
53 |
54 |
59 |
100 |
Таблица №2
Отметка по 5-балльной шкале |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Тестовый балл |
72 – 100 |
58 – 71 |
36 – 57 |
0 – 35 |
Не рассчитывайте «пороги» точно, ведь тогда одна-единственная ошибка может стоить вам необходимого балла, не нужно так рисковать. Постарайтесь ставить себе планку как можно выше – и тогда результаты ЕГЭ по русскому языку обязательно вас обрадуют.
Задания 1−3 посвящены стилистическому анализу текста. В заданиях 4−8 проверяется знание норм (грамматических, лексических, орфоэпических). Задания 9−15 посвящены орфографии, 16−21 — пунктуации. В заданиях 22−26 нужно работать с текстом, по которому потом ты будешь писать сочинение.
Ответами к заданиям 1−26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).
Чтобы написать сочинение по прочитанному тексту, нужно сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, прокомментировать сформулированную проблему. Необходимо включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Обязательно нужно включить пояснение к каждому примеру-иллюстрации, проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Не забудьте сформулировать позицию автора (рассказчика), сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение нужно писать аккуратно, разборчивым почерком.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Структура ЕГЭ по русскому языку
Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).
Минимальное количество баллов по русскому языку:
— для получения аттестата — 24 балла;
— для поступления в вуз — 36 баллов.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
— задания открытого типа, на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
— задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Структура ЕГЭ по русскому языку:
Задания 1-3 связаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует сначала проанализировать текст, подумать, какая информация является главной, а какая — второстепенной, найти причинно-следственные связи.
Задание 4 проверяет орфоэпические нормы (ударения). Распечатайте себе список и читайте, или скачайте аудио вариант и слушайте, подготовиться к нему за вечер не удастся, поэтому рекомендуем регулярно уделять ему по 5-10 минут.
Задание 5 – паронимы. Заучиваем списки паронимов, смотрим закономерности (например, суффиксы -чив-, -лив- относятся к человеку) и практикуемся.
Задания 6 и 7 включают достаточно большой объем информации, которую нужно выучить. В этих заданиях тоже есть свои закономерности.
Задания 8-14 связаны с орфографией (это корни, приставки, суффиксы и окончания). Здесь нет ничего трудного, просто учим правила и исключения к ним, обращаем внимание на капканы. Если, например, в задании на приставки часто пишут слова с не (несговорчивый), в таких словах легко ошибиться, ведь после с стоит звонкая согласная, но стоит только отбросить приставку не и все становится легко.
Задания 15-19 посвящены пунктуации (15- простые предложения с однородными членами и ССП, 16-обособленные члены предложения, 17 – вводные слова, 18-СПП, 19- сложные предложения с разными видами связей).
Задание 20 посвящено лексическим нормам языка.
Задания 21-25 — это анализ текста (это стили, типы, средства выразительности) Когда вы закончите делать теоретическую часть, приступайте к сочинению.
Задание 26 – сочинение. Напишите на черновик план, потом распишите каждый пункт план согласно рекомендованному алгоритму, в конце оформите Ваше сочинение, написав введение и заключение и, наконец, перепишите в чистовик.
Желаем Вам успешной сдачи экзамена!
вернуться на страницу «Подготовка к ЕГЭ по русскому»
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Практичные советы по изучению русского языка
1 ноября 2016
В закладки
Обсудить
Жалоба
Структура ЕГЭ по русскому языку
Содержание экзаменационной работы.
→ Общее время проведения — 210 минут (3,5 часа).
→ Задания 1-24 – 100 мин.
→ Задание 25 – 110 мин.
→ Максимум первичных баллов за первую часть — 33.
→ Максимум за сочинение — 24.
→ Максимум первичных баллов – 57. Перевод в тестовые →
№ задания | Кол-во баллов | Проверяемые элементы содержания |
1 | 2 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров |
2 | 1 | Средства связи предложений в тексте |
3 | 1 | Лексическое значение слова |
4 | 1 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
5 | 1 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
6 | 1 | Морфологические нормы (образование форм слова) |
7 | 5 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления |
8 | 1 | Правописание корней |
9 | 1 | Правописание приставок |
10 | 1 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) |
11 | 1 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
12 | 1 | Правописание НЕ и НИ |
13 | 1 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
14 | 1 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
15 | 2 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами |
16 | 1 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) |
17 | 1 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
18 | 1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
19 | 1 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
20 | 1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
21 | 1 | Функционально-смысловые типы речи |
22 | 1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению |
23 | 1 | Средства связи предложений в тексте |
24 | 4 | Речь. Языковые средства выразительности |
Всего | 33 |
ЕГЭ 2021 по русскому языку: структура и оценивание
Одним из обязательных предметов для сдачи ЕГЭ является русский язык. Многие одиннадцатиклассники считают, что это лёгкий экзамен, к которому не нужно готовиться. Однако получить высокий результат не так просто, как кажется. Мы расскажем, из каких частей состоит ЕГЭ по русскому языку и что нужно знать, чтобы получить высокую отметку.
Структура ЕГЭ
Экзамен включает 27 письменных заданий, на выполнение которых отводится 210 минут (3 часа 30 минут). Работу можно закончить раньше, а вот по истечении времени бланк комиссия уже не примет.
В ЕГЭ по русскому языку нет устной части. Но начиная с 2018 года в сети мелькает информация о скором добавлении к письменным заданиям устного блока, который будет сдаваться в отдельный день. Предварительно он будет включать в себя беседу, чтение вслух, пересказ текста и устное выступление на заданную тему. Эта инициатива сейчас только обсуждается.
Тестовый блок
Письменная часть предполагает два блока: тестовый и сочинение. Первая включает в себя вопросы с 1 по 26. Они закрытые, поэтому тебе нужно выбрать из предложенных вариантов ответов верный. Темы, по которым составляются вопросы, соответствуют школьной программе, и ответы на них всегда можно найти в учебнике по русскому языку. Точный список тем и примеры вопросов ты найдёшь в спецификации и демоверсии ЕГЭ.
Сочинение
27 вопрос — это сочинение по предложенному отрывку произведения. Тебе нужно будет ознакомиться с текстом, определить его проблему и выделить основную мысль автора. Приветствуется, если ты дополнишь текст личным впечатлением: согласишься с главной идеей или объяснишь, почему считаешь иначе. Важно, чтобы сочинение соответствовало стилистике эссе, не нарушало правил русского языка, достаточно полно раскрывало тему и было объёмом не менее 150 слов.
Как писать сочинение?
Как писать сочинение по картине?
Как писать сочинение-рассуждение?
Баллы и оценивание
Каждое задание оценивается определённым количеством первичных баллов. Затем их сумма переводится в тестовый балл с помощью специальной таблицы. И в зависимости от тестового балла выставляется отметка по пятибальной шкале:
5 баллов — более 72 тестовых;
4 балла — от 57 до 71 тестовых;
3 балла — от 36 до 56 тестовых;
2 балла — менее 35 тестовых.
Шкала перевода первичных баллов в тестовые
Даже если кажется, что русский язык сдать легко, начинай готовиться уже сейчас. Помни: успех на ЕГЭ зависит от твоей работы в течение всего учебного года.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
УдостоЕн и достоИн: как правильно?
Тренировочный ЕГЭ: что это и как попасть на пробный экзамен?
Как российские вузы подготавливаются к вступительной кампании?
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжитесь с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Сегодня говорим о структуре ЕГЭ по русскому языку: какие изменения в КИМы внесли в 2022 году, в чем суть новых заданий и что именно учить – с 1 по 27 задание. Поехали!
Структура экзамена по русскому языку
ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей: 26 заданий в “тестовом” формате, то есть с кратким ответом и развернутое сочинение.
Первая часть охватывает все важнейшие разделы языка:
- нормы языка;
- орфография;
- пунктуация;
- работа с текстом;
Сочинение же больше направлено на умение грамотно строить собственную письменную работу, вычленять проблему и давать развернутый комментарий.
Кстати, интересный факт: первая и вторая части экзамена практически равносильны, сочинение составляет аж 43% от общей оценки.
Немного о баллах: в 2022 году первичный минимум ЕГЭ по русскому языку составляет 58.
Изменения в 2022 году
В целом сказать, что в структуру ЕГЭ по русскому языку внесли кардинальные изменения нельзя. Однако некоторые правки, о которых мы не можем не упомянуть, все-так были внесены. Перейдем непосредственно к ним:
- Исключено составное задание 1-3, проверяющее умение вычленять главную информацию из текста. Вместо него добавлено задание на анализ текстового материала.
- В задании 16 изменены формулировка, оценивание и объем исходного материала.
- Для пунктуационного анализа (номер 19) расширили языковой материал.
- Четко прописаны нормы оценивания двадцать седьмого задания (сочинения) объёмом от 70 до 150 слов.
- Первичный минимум изменен с 59 на 58 баллов.
Новые задания в ЕГЭ по русскому языку
Настало время поговорить о новых для привычной структуры ЕГЭ по русскому языку заданиях. В интернете уже ходят легенды о том, насколько обновленные варианты труднее привычных, но мы не станем верить слухам, а разберемся во всем детально.
Новое задание №1
Вам вновь предстоит столкнуться с небольшим отрывком текста, однако теперь стиль данного фрагмента может быть любым (раньше – исключительно научным), а вместо понимания теперь проверяется умение стилистически анализировать текст.
Что важно знать, чтобы успешно выполнить номер 1:
- разновидности языковых средств;
- их влияние на организацию текста;
- типы текстов;
- к какому тексту какие языковые средства относятся;
Конечно, поначалу выполнять данное задание будет не так просто. Но выучив теорию и “набив руку” вы будете справляться с ним не хуже, чем с привычными номерами.
Что учить для ЕГЭ по русскому — с 1 по 27 задание
Итак, настало время обобщить теорию по каждому заданию ЕГЭ по русскому языку и ответить на вопрос, что же учить с 1 по 27 номер?
Задание 1. Общая схема стилистического анализа текста;
Задание 2. Смысловые отношения в тексте, средства связи предложений в тексте;
Задание 3. Многозначные слова: прямое и переносное значения слова;
Задание 4. Орфоэпический минимум;
Задание 5. Лексические нормы, типы речевых ошибок;
Задание 6. Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных), степени сравнения прилагательных, склонение всех разрядов числительных по падежам, склонение местоимений по падежам, формы глаголов, формы образования причастий, формы образования деепричастий;
Задание 7. Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных), степени сравнения прилагательных, склонение всех разрядов числительных по падежам, склонение местоимений по падежам, формы глаголов, формы образования причастий, формы образования деепричастий;
Задание 8. нарушения построения предложения с несогласованным приложением, нарушения построения предложения с причастным оборотом, нарушение построения предложения с деепричастным оборотом, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное построение предложения с косвенной речью, нарушение построения предложения с однородными членами, нарушение построения сложного предложения, неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом, нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления;
Задание 9. Безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне;
Задание 10. Правописание приставок, (неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок), приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ), правила «Ы И после приставок», «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах»;
Задание 11. Правила правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН);
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
Задание 13. Правописание НЕ/НИ с разными частями речи;
Задание 14. Правописание предлогов, союзов, частиц, правописание наречий, правописание сложных существительных и прилагательных, правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными;
Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи;
Задание 16. Постановка запятой при однородных членах предложения, постановка запятой в ССП;
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
Задание 18. Знаки препинания при обращениях, частицы и междометия перед обращениями, запятая при вводных словах и словосочетаниях, омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи;
Задание 19. Знаки препинания в СПП с одним придаточным, с несколькими придаточными, с однородными придаточными;
Задание 20. Запятая в предложении с разными видами связи;
Задание 21. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при сравнительных оборотах, знаки препинания при уточняющих членах предложения, знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, знаки препинания при прямой речи, цитировании, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, тире в простом и сложном предложениях;
Задание 22. Текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
Задание 23. Типы речи;
Задание 24. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению;
Задание 25. Средства связи предложений в тексте;
Задание 26. Речь, языковые средства выразительности;
Задание 27. Сочинение.
Сегодня мы подробно разобрали структуру ЕГЭ по русскому языку в 2022 году. Готовьтесь тщательно, ведь этот экзамен хитрый: кажется простым только с первого взгляда. Но мы верим, что у вас все получится!
Желаем удачи, ваш Умскул!