Переводной экзамен по сольфеджио 3 класс билеты

Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образ
ования      «Детская музыкальная школа»

г.
Новоалександровска Ставропольского края.

Билеты
переводного экзамена по сольфеджио для 3 класса ДПОП 5/6 летнее обучение.

                                                  Билет
№1.

1. Лад. Мажор и минор их виды.

2. Спеть гамму: D — dur в
гармоническом виде.

3. Спеть в
D-dur:
Т5/3 – Т6 – Т6/4; S5/3 – S6 – S6/4; D5/3 – D6 – D6/4.

4.Спеть интервалы по цепочке от звука «е»: м2↑, ч4↓, м6↑, б3↓, ч5↑, м7↓,  ч8↑.

5. Чтение с листа: № 175
Фридкин, стр. 30.

6. Слуховой анализ.

                                                     Билет
№2.

  1. Интервал. Простые
интервалы.

  2. Спеть гамму: с — moll в
гармоническом виде.

  3. Спеть в
c-moll
: t5/3 – t6 – t6/4; s5/3 – s6 – s6/4; D5/3 –
D6 –D6/4.

 4. Спеть интервалы по цепочке от звука «а»: ч4↑, б2↓, м3↑, ч5↓, м6↑, м7↓, б3↑.

  5. Чтение с листа: № 110 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр. 20.

 6. Слуховой анализ.

                                               
  
Билет №3.

 1. Главные трезвучия лада и их обращения.

  2. Спеть гамму: В-dur в гармоническом виде.

  3. Спеть в Bdur: Т5/3 – Т6 – Т6/4; S5/3
– S6 – S6/4; D5/3 – D6 – D6/4.

 4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «d» ч5↑,
б2↓, м7↑, ч4↓,    б6↑,б3↓ч1.

  5. Чтение с листа: № 219 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.39.

  6. Слуховой анализ.

                                                Билет
№4.

 1.Альтерация. Знаки альтерации.

2.Спеть гамму: е-moll в
мелодическом виде.

3.Спеть в
е-moll: t5/3-t6-t6/4, s5/3-s6-s6/4, D5/3-D6-D6/4.

4.Спеть интервалы по цепочке от звука: «f» м6↑,
б7↓, ч5↑, м3↓, м2↑, ч4↓  ч8↑.

5.Чтение с листа: № 234 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.41.

6.Слуховой анализ.

                                               
    
Билет №5.

 1. Буквенное обозначение звуков.

2. Спеть гамму: dmoll в
гармоническом виде.

3. Спеть в
d-moll:
t5/3 – t6 – t6/4, s5/3 – s6 – s6/4, D5/3 –
D6 – D6/4.

4. Спеть интервалы по цепочки от звука: «а» б3↓, ч4↑, м2↓, б6↑, б2↓,       м7↑, ч5↓.

 5. Чтение с листа: №222 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.39.

 6. Слуховой анализ.

                                             
    
Билет №6.

1. Доминантсептаккорд с разрешением.

2. Спеть гамму: Fdur   в гармоническом
виде.

3. Спеть в F- dur: T5/3 – T6 – T6/4, S5/3 – S6 – S6/4, D5/3 – D6 – D6/4.

4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «g» ч8↑,
м3↓, б6↑, ч5, м2↑, ч1 б7↑.

5. Чтение с листа: №58 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.11.

6. Слуховой анализ.

                                                   
Билет №7.

1. Обращение.  Т5/3 и его обращения.

2. Спеть гамму: Adur в гармоническом виде.

3. Спеть в A- dur:  T5/3 – T6 – T6/4, S5/3 – S6 – S6/4, D5/3 – D6 – D6/4.

4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «e» б2↓,
б3↑, ч5↓, ч8↑, б7↓, м6↑, ч4↓.

5. Чтение с листа: №48 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.10.

6. Слуховой анализ.

                                                    Билет №8.

1. Простые интервалы. Обращения интервалов.

2. Спеть гамму: hmoll в
мелодическом виде.

3. Спеть в
h-moll:
t5/3 – t6 – t6/4, s5/3 – s6 – s6/4, Д5/3 – Д6 – Д6/4.

4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «с» б7↑, ч5↓, б6↑, ч4↓, м2↑, б3↓, ч1.

5. Чтение с листа: №44 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.9.

6. Слуховой анализ.

                                               
 
Билет №9.

1. Кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей до
4-ёх знаков в ключе.

2. Спеть гамму: G dur в гармоническом
виде.

3. Спеть в гамме Gdur: Т5/3 – Т6 – Т6/4, S5/3 – S6 – S6/4, Д5/3
– Д6 – Д6/4.

4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «d» ч8↑,
б2↓, м7↑, ч5↓, б6↑, ч4↓, ч1↑.

5. Чтение с листа: №3 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.7.

6. Слуховой анализ.

                                                  Билет
№10.
 

1.Тон, полутон. Устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные
звуки.

2. Спеть гамму: fismoll в натуральном виде.

3. Спеть в
fis-moll:
Т5/3 – Т6 – Т6/4, S5/3 – S6 – S6/4, D5/3 – D6 – D6/4.

4. Спеть интервалы по цепочке от звука: «h» м2↑,
ч8↓, б6↑, м7↓, ч4↑, б3↓, ч1.

5. Чтение с листа: №54 Г.
Фридкин «Сольфеджио», стр.10.

6. Слуховой анализ.

                  Зам. Директора по УВР_________ О.Н. Солнцева.

БИЛЕТ №1

  1. Спеть гамму  Ре мажор.
  2. В тональности Ре мажор спеть ступени: I- III-V-IV-VI-V-VII-I.
  3. В тональности Ре мажор спеть цепочку интервалов:  ↑б2 -↑ч4 -↓м6 -↑м2

                                                                                                 I –  II   –  V – VII

  1. В тональности Ре мажор спеть аккорды:  T5/3 – S6/4 – T5/3 –  D6 – T5/3
  2. Спеть упражнение  №158 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 3 кл.)
  3. Определение на слух (интервалов и аккордов вне тональности)

БИЛЕТ №2

  1. Спеть гамму  Ля мажор.
  2. В тональности Ля мажор спеть ступени: I- II-III-V-IV-V-III-I.
  3. В тональности Ля мажор спеть цепочку интервалов:  ↑б3 — ↓б2 -↑ч4 -↓ч5

                                                                                               I  –   III –  II –  V

  1. В тональности Ля мажор спеть аккорды:  T6 – S5/3– T6 – D6/4 – T6
  2. Спеть упражнение № 254 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 2 кл.)
  3. Определение на слух

БИЛЕТ №3

  1. Спеть гамму  Си бемоль мажор.
  2. В тональности Си бемоль мажор спеть ступени: I- V-VI-V-IV-III – ↑VII – I.
  3. В тональности Си бемоль мажор спеть цепочку интервалов:  ↑м6  -↓м2 -↓б3 -↓ч5

                                                                                                           III  –   I – VII  – V

  1. В тональности Си бемоль мажор спеть аккорды:  T6 – S5/3– T6 – D6/4 – T6
  2. Спеть упражнение № 224 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 2 кл.)
  3. Определение на слух

БИЛЕТ №4

  1. Спеть гамму  Ми бемоль мажор.
  2. В тональности Ми бемоль мажор спеть ступени: I- III-V-IV-III- II –VII — I.
  3. В тональности Ми бемоль мажор спеть цепочку интервалов:  ↑б3 — ↓б2 -↓ч5 -↑ч4

                                                                                                          I –    III – V –    I

  1. В тональности Ми бемоль мажор спеть аккорды:  T6/4 – S6– D5/3 – D7 – T3
  2. Спеть упражнение № 66 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 3 кл.)
  3. Определение на слух

БИЛЕТ №5

  1. Спеть гамму  ре минор (гармонический).

            2.   В тональности ре минор спеть ступени: I — III- V- IV- VI- V-↓VII# — I.

            3.   В тональности ре минор спеть цепочку интервалов:  ↑б2 -↑ч4 -↓м6 -↑м2

                                                                                                                I –   II –  V –  VII#

  1. В тональности ре минор спеть аккорды:  t5/3 – s6/4– t5/3 – D6 – t5/3

            5.   Спеть упражнение № 128 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 2 кл.)

            6.   Определение на слух

БИЛЕТ №6

  1. Спеть гамму  ля минор (мелодический).
  2. В тональности ля минор спеть ступени: I- II-III-V–↑I -VI#-VII# -↑I.
  3. В тональности ля минор спеть цепочку интервалов:  ↑ч5-↓б2 -↑ч5 -↓ч8

                                                                                                I – V – IV –   I

  1. В тональности ля минор спеть аккорды: t6 – D6/4 – t5/3 – s6/4 – t5/3
  2. Спеть упражнение № 223 (сб. А. Варламов, Л. Семченко «Сольфеджио»2 кл.)
  3. Определение на слух

БИЛЕТ №7

  1. Спеть гамму  си минор (натуральный).
  2. В тональности си минор спеть ступени: I- V-VI-V-IV-III – V – I.
  3. В тональности си минор спеть цепочку интервалов:  ↑м3 -↓м2 -↑ч4 -↓ч5

                                                                                              I –   III  –  II –  V

  1. В тональности си минор спеть аккорды: t5/3– t6 – s5/3 – D6/4 – t6
  2. Спеть упражнение № 222 (сб. А. Варламов, Л. Семченко «Сольфеджио»2 кл.)
  3. Определение на слух

БИЛЕТ №8

  1. Спеть гамму  до минор (гармонический).
  2. В тональности до минор спеть ступени: I- III-V-IV-III- VII –II — I.
  3. В тональности до минор спеть цепочку интервалов:  ↑ч8-↓ч4 -↑м2 — ↓м6

                                                                                              I –   I —   V  —   VI

  1. В тональности до минор спеть аккорды: t6 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3
  2. Спеть упражнение № 16 (сб. А. Варламова, Л. Семченко «Сольфеджио» 3 кл.)
  3. Определение на слух

Скачать:

Тестовые задания по сольфеджио

3 класс
1. Лад, у которого между I и III ступенями образуется б.3, называется…
А) мажором
Б) минором
В) секвенцией
2. Строение натурального минора:
А) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½
Б) 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1
В) 1, 1, ½, 1, ½, 1, 1

3. Транспонирование – это …
А) переход неустойчивых звуков в устойчивые
Б) перемещение мелодии на другую высоту
В) исполнение мелодии голосом

4. Начало мелодии со слабой доли – это
А) секвенция
Б) ритм
В) затакт

5. Пауза – это…
А) перерыв в звучании
Б) знак молчания
В) все ответы верны

6. Вводные звуки – это
А) I, III, V ступени
Б) II, IV, VI, VII ступени
В) II, VII ступени

7. Какую длительность добавляет точка, поставленная справа от четвертной?
А) восьмую
Б) четвертную
В) половинную

8. В какой тональности тетрахорд сиb-до-ре-миb является верхним тетрахордом?
А) в Си b мажоре
Б) ми миноре
В) Ми b мажоре

9. Какие интервалы являются совершенными консонансами?
А) ч.1, ч.4, ч.5, ч.8
Б) м.3, б.3, м.6, б.6
В) ув.4, ум.5

10. Тональность, параллельная Ля мажору – это …
А) До мажор
Б) фа минор
В) фа# минор

11. Сколько обращений имеет трезвучие?
А) три
Б) четыре
В) два

12. Ув.2 содержит…
А) 2 тона
Б) 1,5 тона
В) 3 тона

13. В каком виде минора возникает ув.2?
А) в натуральном
Б) в гармоническом
В) в мелодическом

14. Сколько м.3 находится на ступенях натурального мажора?
А) четыре
Б) одна
В) три
4 класс
1. На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
а) на терцовом
б) на основном
в) на квинтовом

2. Пунктирный ритм выражается длительностями:
А) восьмая, 2 шестнадцатых
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая
В) восьмая, четверть, восьмая

3. Тритон – это
А) трезвучие на III ступени
Б) интервал, в котором 3 тона
В) м.3 и б.3

4. В какой тональности больше ключевых знаков?
А) Ля мажор
Б) фа минор
В) до минор

5. Интервал «ляb-ре» — это…
А) ув.4
Б) ч.4
В) ч.5

6. Септаккорд состоит из…
А) септим
Б) семи звуков
В) терций

7. Тональности Миb мажор и до минор являются
А) параллельными
Б) одноимёнными
В) устойчивыми

8. Звук сольb – вершина м.6. Какой звук является её основанием?
А) си
Б) сиb
В) до

9. В какой тональности трезвучие фа#-ля-до# будет S 5|3?
А) си миноре
Б) фа# миноре
В) до# миноре

10. D6|4 cтроится на…
А) II ступени
Б) VI ступени
В) V ступени

11. Ув.4 строится на…
А) IV ступени натурального минора
Б) VII# ступени гармонического минора
В) все ответы неверны

12. При обращении м.3 перейдёт в…
А) б.3
Б) б.6
В) б.7

5 класс
1. Какого звука не хватает в звукоряде гармонического минора
g-a-b-c-d-_?_-fis-g
А) es
Б) e
В) f

2. В какой аккорд разрешится S 6|4?
А) в T 5|3
Б) в D7
В) в T6

3. Какой аккорд состоит из б.3+ч.4?
А) T5|3
Б) M6
В) D7

4. Интервал dis-c – это
А) б.6
Б) м.7
В) ум.7

5. Размер ¾ используется обычно в
А) польке
Б) вальсе
В) марше

6. Какая ритмическая группа является триолью?
А) восьмая и 2 шестнадцатых
Б) восьмая, четверть, восьмая
В) 3 восьмых, вверху 3

7. В какие тональности разрешится аккорд h-dis-fis-a
А) H-dur, h-moll
Б) E-dur, e-moll
В) Es-dur, es-moll
8. Перенесение акцента с сильной доли на слабую называется…
А) триоль
Б) затакт
В) синкопа

9. В размере 3/8 каждая доля длится…
А) одну восьмую
Б) одну четверть
В) одну шестнадцатую

10. Сколько тритонов в натуральном мажоре?
А) три
Б) четыре
В) два
6 класс

1. Гармонический звук в миноре – это
А) VI b ступень
Б) VII b ступень
В) VII# ступень

2. В интервале «fis-e» качественная величина равна:
А) 5 тонам
Б) 6 ступеням
В) 7 ступеням

3. Сколько Ум 5/3 в гармоническом мажоре?
А) одно
Б) два
В) ни одного

4. В тональности H-dur аккорд h-dis-fis нужно обозначить, как…
А) Б 5/3
Б) М 5/3
В) Т 5/3

5. Интервалы, которые могут быть построены только в гармонических ладах, называются…
А) характерными
Б) тритонами
В) диссонансами

6. Сколько ступеней в пентатонике?
А) семь
Б) шесть
В) пять

7. Какой аккорд состоит из м.3+ м.3?
А) М 5/3
Б) D7
В) все ответы неверны

8. Какие аккорды строятся на II ступени?
А) ум.5, Ум. 5/3, D 6/5
Б)Ум VII 7, M VII 7, D7
В) Ум 5/3, D43

9. При разрешении вводных септаккордов непосредственно в тоническое трезвучие, в Т 5/3 удваивается
А) основной тон
Б) терцовый тон
В) квинтовый тон

10. Напишите слоговые значения звуков ( сохраняя их порядок)
b- eis – gis – a – h – as – es
а) си – миb — соль# — ля – сиb — ля# — ми
б) сиb – фа — соль — ля — си — ля# — до
в) сиb — ми# — соль# — ля — си — ляb — миb

7 класс
1. Интервал a-fis определён как м.7. Что неверно в определении?
А) только буква
Б) только цифра
В) буква и цифра

2. В альтерированном мажоре при движении вниз
А) повышаются II, IV, VI ступени
Б) понижаются VI , II ступени
В) понижаются VI, IV, II ступени

3. Какой характерный интервал строится на III ступени гармонического минора?
А) ув.2
Б) ув.5
В) ум.7

4. В строении какого из вводных септаккордов больше малых терций?
А) в M VII 7
Б) в Ум VII 7
В) малых терций вообще нет в их составе

5. Ув 5/3 в Es-dur состоит из звуков
А) d-f-as
Б) f-as-c
В) ces-es-g

6. Куда разрешится аккорд f-as-b-d?
А) в Des-dur
Б) в Es-dur
В) в e-moll

7. Как с латинского переводится слово «dur»?
А) «твёрдый»
Б) «мягкий»
В) «мажор»

8. В хроматической минорной гамме при движении вверх повторяются все ступени, кроме…
а) I, V
б) III, VI
в) IV, VI

9. Сколько других энгармонических вариантов замены имеет звук «fis»?
А) три
Б) один
В) два

10. Какая пара характерных интервалов имеет в своём составе устойчивый звук?
А) ув.2, ум.7
Б) ув.5, ум.4
В) ум.5, ув.4

БИЛЕТ  № 1.

1.  Интервал.  Виды  интервалов.  Обращение  интервалов.  Простые  и  составные  интервалы.

Привести примеры: от звука б.2 с обращением; нона, ундецима.

2.  Спеть  G – dur  ( натуральный),  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6-T

3.  Спеть  от  звука  g:   вверх: б3, ч5;    вниз: м3, ч5 , Б5/3, М5/3

4.  Спеть  №  245 (Калмыков, Фридкин 1 ч)

6.  Простучать ритм.

БИЛЕТ  №  2.

1.  Трезвучие.  Обращение  трезвучия.  Главные  трезвучия  лада.  Консонирующие  и  диссонирующие  трезвучия.

2.  Спеть  D – dur,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  d: вверх- б3, ч5;    вниз: м3, ч5 , Б5/3, М5/3

4.  Спеть  №  249 (Калмыков, Фридкин 1 ч.)

5. Простучать ритм:

БИЛЕТ  №  3.

1.  Септаккорд.  Доминантовый  септаккорд.  Его  обращение  и  разрешение.

2.  Спеть  А – dur,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  а:  вверх  ч4, ч8; вниз м.2, М5/3    

4.  Спеть № 75 (Е. Давыдова. Сольфеджио 4 кл.)

5. Простучать ритм:

БИЛЕТ  №  5.

1.  Мажор  и  минор,  их  разновидности.  Параллельные,  одноименные  и  энгармонически  равные  тональности.

2.  Тональность E- dur. ,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.
3.  Спеть  от  звука  е:   вверх:  м2, б2, м3, б3;    вниз:   Б5/3

4.  Спеть  № 346 (Колмыков, Фридкин 1 ч.)

Простучать ритм:

БИЛЕТ  №   6.

1.  Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных   тональностей.  Альтерация  в  мажоре  и  миноре. Буквенное обозначение звуков и тональностей.

2.  Спеть  h – moll  ( мелод.),  в  ней:  : Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  h:  вверх м2, б2, м3, б3, ч4, ч.5, М 5/3.

4.  Спеть  № 398 (Колмыков, Фридкин ч.1)

Простучать ритм:

БИЛЕТ  №  4.

1. Тритоны. Трезвучие уменьшенное и увеличенное.

2.  Тональность a-moll, a-dur (гармонические).
В них построить и спеть Ув.5/3 и Ум.5/3.
Тритоны с разрешением. Спеть их.

3. Спеть № 122 (Е. Давыдова 4 кл). Найти в нём тритон. Определить его.

4. Простучать ритм.

БИЛЕТ № 6.
1. Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных  тональностей.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  

2.  Спеть  d – moll  ( мелод.),  в  ней: : Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  d:  вверх м3, ч5, вниз: Б 5/3;  

4.  Спеть  №  259 (Колмыков, Фридкин ч.1)

5. Простучать ритм:

1.  Модуляция  и  отклонение.  Пентатоника.  Построить  от  звука:  d.

2.  Спеть  g – moll  (гарм.),  в  ней: t5/3,   D7 – t, ум5/3(YII)

3.  Спеть  от  звука  g:: вверх м2,б2, м3,б3 — вниз: мж5/3

4.  Спеть  № 114

5.  Определение  на  слух.

6.  Чтение  с  листа.

7.  Спеть  песню  из  хорового  репертуара  или  романс  с  собственным  аккомпанементом.

БИЛЕТ  №  10.

1.  Характерные  интервалы.  Энгармоническое  равенство  звуков,  интервалов. 

2.  Спеть  c – moll  (мелод.),  в  ней:  t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t,   ум5/3(YII)

3.  Спеть  от  звука  с:   вверх м3, ч5, мн5/3;   вниз:  ч4

4.  Спеть  № по выбору

5.  Определение  на  слух.

6.  Чтение  с  листа.

7.  Спеть  песню  из  хорового  репертуара  или  романс  с  собственным  аккомпанементом.

ОТВЕТЫ  НА  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ  № 1.

1.  Интервал.  Виды  интервалов.  Обращение  интервалов. Простые  и  составные  интервалы.

Интервалом  называется  расстояние  между  двумя  звуками. Нижний  звук  интервала  называется  основанием,  верхний  — вершиной.  Звуки  интервала,  взятые  одновременно  образуют гармонический  интервал.  Звуки  интервала,  взятые последовательно  образуют  мелодический  интервал.

Каждый  интервал  определяется  двумя  величинами:

качественной  и  количественной.

Количественная  величина  показывает,  сколько  ступеней охватывает  интервал  и  обозначается  цифрой.  Качественная величина  показывает,  сколько  тонов  и  полутонов  имеет интервал  и  обозначается  буквой.  

Простые  интервалы  —  это  интервалы,  которые  образуются  в пределах  октавы.  Их  всего  восемь.  

Названия  интервалов:  

1.  Прима  (ч1)                                 5.   Квинта  (ч5)

2.  Секунда  (м2, б2)                       6.   Секста  (м6, б6)

3.  Терция  (м3, б3)                         7.   Септима  (м7, б7)

4.   Кварта  (ч4)                               8.   Октава  (ч8)

Составные  интервалы  —  это  интервалы,  которые  шире  октавы.  Они  образуются  путем  прибавления  октавы  к  простым  интервалам.  Названия  составных  интервалов:  нона,  децима,  ундецима,  дуодецима,  терцдецима,  квартдецима,  квинтдецима.

Обращением  интервалов  называется  перемещение  нижнего  звука  интервала  на  октаву  вверх  или  верхнего  звука  на  октаву  вниз.  В  результате  получается  другой  интервал,  который  вместе  с  первоначальным  составляет  октаву.  Чистые  интервалы  обращаются  в  чистые,  малые  в  большие,  большие  —  в  малые,  увеличенные  —  в  уменьшенные,  уменьшенные  —  в  увеличенные.

Интервалы  делятся  на  консонирующие  и  диссонирующие.  Консонансы  —  звучат  мягко,  благозвучно.

 К  ним  относятся:  ч1,  м3,  б3,  ч4,  ч5,  м6,  б6,  ч8.

Диссонансы  —  резко звучащие  интервалы.  К  ним  относятся:  м2,  б2,  м7,  б7,  тритоны.          

БИЛЕТ  №  2.

1.  Трезвучие.  Обращение  трезвучия.  Главные  трезвучия лада.  Консонирующие  и  диссонирующие  трезвучия.

Трезвучием  называется  аккорд,  состоящий  из  трех  звуков, расположенных  по  терциям.

Звуки,  из  которых  складывается  трезвучие,  имеют  особые названия. Нижний  звук  называется  основным  тоном,  средний звук  называется  терцовым  тоном, верхний  звук – квинтовым тоном.

Звуки  трезвучия   могут  перемещаться.  При  этом  образуются новые  аккорды,  состоящие  из  тех  же  звуков,  но расположенных  в  другом  порядке.  Они  называются  обращением  трезвучия. Трезвучие  имеет  два  обращения:

Первое  обращение  трезвучия  называется  секстаккордом, потому что  его  крайние  звуки образуют  сексту.  Нижним  звуком является  III  ступень. Второе  обращение  трезвучия  называется квартсекстаккордом,  потому  что  его  крайние  звуки  образуют сексту,  а  нижний  и  средний – кварту.  Нижним  звуком  является V  ступень.

Главными  трезвучиями  лада  являются  трезвучия, построенные  от  главных  ступеней  лада.  

Главные  ступени  лада:  I – тоника;  IV – субдоминанта;  V – доминанта.

На  I  ступени  — тоническое  трезвучие  (Т  5/3)

На  IV ступени – субдоминантовое  трезвучие  (S  5/3)

На  V ступени – доминантовое  трезвучие  (D  5/3)

Трезвучия  бывают  консонирующие  и  диссонирующие.  К консонирующим  относятся  мажорное  и  минорное  трезвучия. К  диссонирующим  —  уменьшенное  и  увеличенное.

Интервальный  состав  трезвучий:

Мажорное  трезвучие:  Б  5/3 =  б3 + м3                
Увеличенное трезвучие:  Ув  5/3 = б3 + б3

Минорное  трезвучие:  М  5/3 =  м3 + б3                
Уменьшенное трезвучие:  Ум  5/3 = м3 + м3

БИЛЕТ  №  4.

БИЛЕТ № 4.
Тритоны. Уменьшенные и увеличенные трезвучия.
 

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4) – интервал шириной в четыре ступени.   
уменьшенная  квинта  (ум5)- интервал шириной в пять ступеней. 
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом миноре:  ув4  на  IV  ступени,  ум5-на  VII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается: 

Увеличенное  трезвучие   (Ув. 5/3)  —  это  трезвучие,  которое состоит  из  двух   больших  терций.  Крайние  звуки  образуют 
увеличенную  квинту.

Ув 5/3  строится  в  гармонических  ладах.  
В  мажоре  —  на  VI (пониженной)  ступени.
Разрешается  в мажоре  —  в  Т 6/4,  
В  миноре  —    на   III  ступени. Разрешается в  миноре  — в  t6.   

Уменьшенное  трезвучие – трезвучие,  которое  состоит  из
двух  малых  терций.  

Крайние  звуки  образуют  уменьшенную  квинту.   ( Ум.5/3  )

Ум 5/3  строится  на  VII  и  II   ступенях  натурального  и гармонического  мажора  и  минора.  

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие.

до минор 

до минор гармонический  

До мажор

До мажор гармонический

БИЛЕТ  №  3.

1.  Септаккорд.  Доминантовый  септаккорд.  Его  обращение  и  разрешение.

Септаккордом  называется  аккорд,  состоящий  из  четырех  звуков, расположенных  по  терциям.  Нижние  три  звука  называются  так  же, как  у  трезвучия,  а  верхний  —  септимовый  тон,  так  как  с  нижним звуком  образует  интервал  септиму.  

Септаккорд  можно  построить  на  любой  ступени  мажора  и  минора. Но  наиболее  распространенным  является  доминантовый  септаккорд.  

Доминантсептаккорд – это  септаккорд,  построенный  на  V  ступени натурального  мажора  и  гармонического  минора.   (Д 7)

Д7 =  б3+м3+м3

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие  (с  пропущенным квинтовым  тоном  и  утроенным  основным  тоном).

Обращением  септаккорда  называется  такой  его  вид,  в  котором нижним  звуком  является  терцовый,  квинтовый  или  септимовый  тон.

Д7  имеет  три  обращения:

На VII ст.       Квинтсекстаккорд :    Д 6/5 = м3+м3+б2    разрешается  в  Т 5/3  с  удвоенным  основным тоном.  

На II  ст.        Терцквартаккорд:       Д 4/3 = м3+б2+б3    разрешается  в  развернутое  Т 5/3.      

 На IV ст.        Секундаккорд:            Д 2 = б2+б3+м3       разрешается  в  Т 6  с  удвоенной тоникой.

            Д7        t     Д6/5    t 5/3     Д4/3  t 5/3    Д2        t 6  

           

            До  мажор

            Д7   Т          Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2    Т 6  

             ля  минор              

            Д7        t     Д6/5    t 5/3     Д4/3  t 5/3    Д2        t 6  

БИЛЕТ  №  4.

Тритоны. Уменьшенные и увеличенные трезвучия. 

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4) – интервал шириной в четыре ступени.   
уменьшенная  квинта  (ум5)- интервал шириной в пять ступеней. 
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом миноре:  ув4  на  IV  ступени,  ум5-на  VII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается:

Увеличенное  трезвучие   (Ув. 5/3)  —  это  трезвучие,  которое состоит  из  двух   больших  терций.  Крайние  звуки  образуют 
увеличенную  квинту.

Ув 5/3  строится  в  гармонических  ладах.  
В  мажоре  —  на  VI (пониженной)  ступени.
Разрешается  в мажоре  —  в  Т 6/4,  
В  миноре  —    на   III  ступени. Разрешается в  миноре  — в  t6.

Уменьшенное  трезвучие – трезвучие,  которое  состоит  из
двух  малых  терций.  

Крайние  звуки  образуют  уменьшенную  квинту.   ( Ум.5/3  )

Ум 5/3  строится  на  VII  и  II   ступенях  натурального  и гармонического  мажора  и  минора.  

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие.


Уменьшенное трезвучие (Ум.5/3) — строится в натуральном и гармоническом миноре (там же, где строится тритон ум.5): на II ступени натурального минора и гармонического мажора, на VII ступени натурального мажора и VII повышенной ступени гармонического минора.

Ум.5/3 — диссонирующий аккорд, поэтому требует разрешения. Разрешается Ум.5/3 в терцию с удвоенным основанием. 

Т.е., грубо говоря, мы строим тритон ум. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух малых терций. Разрешаем в малую или большую терцию (как и интервал ум. 5), удваиваем основание терции. 

Пример: строим Ум.5/3 в ля-мажоре (A-dur). Ум.5/3 от II ступени гармонического мажора — си, ре, фа-бекар, разрешаем — до-диез, до-диез, ми. Ум.5/3 от VII ступени натурального мажора — соль-диез, си, ре, разрешаем — ля, ля, до-диез. 

Увеличенное трезвучие (Ув.5/3) — строится только в гармоническом виде мажора и минора (там же, где и ув.5, см. Тему 6. Тритоны и характерные интервалы): на VI пониженной ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора. 

рис. 4. Увеличенное трезвучие VI пониженной ступени с разрешением.

рис. 5. Увеличенное трезвучие III ступени с разрешением.

Интервальный состав Ув.5/3 и его обращений: 

Ув.5/3 = б3 + б3 
Ув.6/3 = б3 + ум4 
Ув.6/4 = ум4 + б3 

Ув.5/3 состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней (Тема 5. Лад и тональность), поэтому увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре разрешается в T6/4, а в гармоническом миноре — в t6/3. Это связано с тем, что устойчивые ступени при разрешении остаются на своих местах, а неустойчивые разрешаются в устойчивые. См. рис. 4 и 5 

Т.е., грубо говоря, мы строим характерный интервал ув. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух больших терций. Разрешаем только неустойчивые ступени, а устойчивые дублируем. 

1.  Вводные  септаккорды.  Септаккорд  II  ступени.

Определение  септаккорда  (смотри  Билет № 3).

Также  распространенными  в  музыке  являются  вводные  септаккорды.

Вводным  септаккордом  называется  септаккорд,  построенный  от  YII  ступени  лада.

 В  зависимости  от  септимы,  которая  образуется  между  крайними  звуками,  вводные  септаккорды  бывают:

Малый  вводный – если  крайние  звуки  образуют  малую  септиму.  ( МYII7 )

Уменьшенный  вводный — если  крайние  звуки  образуют  уменьшенную  септиму.  ( УмYII7 )

 МYII7  строится  только  в  натуральном  мажоре.  УмYII7 – в  гармоническом  мажоре  и  гармоническом   миноре.

Интервальный  состав:

                                         МYII7  =  м3 + м3 + б3  

                                         УмYII7 = м3 + м3 + м3

Вводные  септаккорды  разрешаются  в  тоническое  трезвучие  с  удвоенным  терцовым  тоном.

                До  маж. нат.       гарм.           ля  мин. гарм.

           МYII7     Т 5/3     УмYII7  Т 5/3    УмYII7   t5/3

Второй  способ  разрешения  вводных  септаккордов  —  через  Д 6|5  —  в  тонику.

Септаккорд  II  ступени  —  строится  только  в  натуральном  мажоре  на  II  ступени.  ( II7 )

II7  =  м3 + б3 + м3

Разрешается  в  Т6  с  удвоенным  квинтовым  тоном.  Или  через  Д 4/3  — в  тонику.

БИЛЕТ  №  5.

1.  Мажор  и  минор,  их  разновидности.  Параллельные,  одноименные  и  энгармоническиравные  тональности.  Родственные  тональности.

Мажор  и  минор  наиболее  распространенные  в  музыке  лады.

Строение  мажорной  гаммы:  1, 1, ½, 1, 1, 1, ½.

Строение  минорной  гаммы:  1, ½, 1, 1, ½, 1, 1.

Минорный  лад  бывает  трех  видов:  натуральный, гармонический и  мелодический.

Натуральный  – минор,  в  котором  ступени  не  изменены.

Гармонический – минор  с  повышенной  VII  ступенью.

Мелодический  – минор,  в  котором  при  движении  вверх повышаются VI  и  VII ступени.  

При  движении  вниз  эти  повышения  отменяются.

Мажорный лад  бывает трех видов: натуральный  (в  котором ступени  не  изменены)  
гармонический  (с  пониженной  VI  ступенью).

Параллельными  называются  мажорная  и  минорная тональности,  у  которых  одинаковые  ключевые  знаки, общие звуки,  но  разные  тоники.  Например:  До-мажор  и  ля-минор;  

Соль-мажор  и  ми-минор;  Фа-мажор  и  ре-минор;  Ре-мажор  и си-минор;  СиЬ-мажор  и соль  минор.

Разница  тониками  параллельных  тональностей  равна малой  терции.

Одноименными  тональностями  называются  мажорная  и  минорная  тональности, имеющие  общую  тонику,  но  разные  ключевые  знаки.  Например:  До  мажор (нет  знаков)  и  до  минор  (сиЬ,  миЬ,  ляЬ).  Разница  в  ключевых  знаках  всегда  равна  трем.

Энгармонически  равные  тональности  —  это  тональности одинаковые  по  звучанию,  но  различные  по  названию  и  написанию:  Си  мажор  —  До-бемоль  мажор,  Фа-диез  мажор  —  

Соль-бемоль  мажор/

БИЛЕТ  №   6.

1.  Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных  тональностей.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.

Альтерация  означает  изменение.

Знаки  альтерации  —  это  знаки,  изменяющие  ноту.

Диез – знак  повышения  ноты  на  полтона.

Бемоль – знак  понижения  ноты  на  полтона.

Бекар – знак,  который  отменяет  действие  диеза  или  бемоля.

Знаки альтерации  бывают  случайные,  которые  ставятся  возле ноты  и действуют один  такт,  и  ключевые  знаки,  которые выставляются при  ключе  и сохраняются  на  протяжении  всей мелодии.

Порядок  появления  диезов:   фа,  до,  соль,  ре,  ля,  ми,  си.

Бемоли  появляются  в  обратном  порядке.

Квинтовым  кругом  называется  система,  в  которой  все тональности одного  лада  расположены  по  чистым  квинтам.

Мажорные  тональности  располагаются  от  ноты  До:  
вверх  по  ч5  — диезные  тональности,  
вниз  по  ч5 – бемольные  тональности.

До  мажор – Соль  мажор – Ре  мажор – Ля  мажор – Ми  мажор – Си  мажор

До  мажор – Фа  мажор – Си Ь  мажор – Ми Ь  мажор – Ля Ь  мажор – Ре Ь мажор.

Чтобы  определить  ключевые  знаки  в  минорной  тональности, нужно перейти  в  параллельную  мажорную  тональность  и воспользоваться квинтовым  кругом  или  выстроить  по  такому же принципу  квинтовый круг  минорных  тональностей  от  ноты  ля.

Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  

Для  буквенных  обозначений  применяются  начальные  буквы  латинского алфавита:

До – С,с     ре – D,d     ми – Е,е      фа – F,f     соль – G,g      ля – А,а       си – Н,h сиЬ – В,b.

Диез  обозначается  is ,   бемоль  —  es,  мажор  — dur,   минор – moll.

Исключение:   ЛяЬ  мажор —  As-dur

                         МиЬ  мажор —  Es-dur.

                         СиЬ   мажор —  B- dur.

БИЛЕТ  №  7.

1.  Главные  трезвучия  лада,  их  обращение  и  соединение.

Главными  трезвучиями  лада  являются  трезвучия,  построенные  от  главных  ступеней  лада.  

На  I  ступени  — тоническое  трезвучие  (  Т  5/3  )

На  IY ступени – субдоминантовое  трезвучие  (  S  5/3  )

На  Y ступени – доминантовое  трезвучие  ( D  5/3  )

Главные  трезвучия  в  мажоре – мажорные,  в  натуральном  миноре – минорные.  Кроме  того  в  гармоническом  мажоре  появляется  минорная  субдоминанта,  а  в  гармоническом  миноре  —  мажорная  доминанта.

Главные  трезвучия  имеют  обращения.

                                   мажор           минор                разрешение

Т5/3        I                  б3 + м3         м3 +б3

Т6           III                м3 + ч4         б3 + ч4

Т6|4        Y                 ч4 + б3          ч4 + м3

S5/3       IY                                                                        Т6

S6           YI                                                                       Т6/4

S6|4          I                                                                         Т5/3

D5/3         Y                                                                       Т, Т6/4

D6            YII                                                                     Т5/3

D6|4         II                                                                        Т6

Соединением  аккордов  называется  связь  между  аккордами  посредством  плавного  голосоведения.  Каждый  голос  в  аккордах  должен  двигаться  плавно,  без  скачков.

Соединение  главных  трезвучий  в  До  мажоре:

            Т5|3 S6|4 Т5|3   D6  Т5|3    Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6   Т6|4  S6   Т6|4 D5|3  Т6|4

Чередования  различных  аккордов  в  ладу  образуют  последовательности  аккордов.

БИЛЕТ  №  8.

1.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  Тритоны.

Для  буквенных  обозначений  применяются  начальные  буквы  латинского  алфавита:

До – С,с     ре – Д,д      ми – Е,е      фа – F,f     соль – G,g      ля – А,а       си – Н,h    сиЬ – В,b.

Диез  обозначается  is ,   бемоль  —  es,     мажор  — dur,   минор – moll.

Исключение:    ЛяЬ  мажор —  As-dur

                          МиЬ  мажор —  Es-dur.

                          СиЬ   мажор —  B- dur.

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4)    
уменьшенная  квинта  (ум5).  
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом  миноре:  ув4  на  IY  ступени,  ум5-на  YII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается:

БИЛЕТ  №  9.  

1.  Модуляция  и  отклонение.  Пятиступенные  лады  народной  музыки  построить  от  

     звука:  d.

             Отклонением  называется  временный  переход  в  новую  тональность.

         Модуляция – переход  в  новую  тональность  и  закрепление  в  ней  музыкального        

         построения.        

   Модуляция  и  отклонение  осуществляется  с  помощью  аккордов  доминантовой  группы  

   новой  тональности.  Эти  приемы  вносят  новые  краски  в  гармонический  план  

   музыкального  произведения.

К  ладам  народной  музыки  относится  пентатоника.  

Пентатоникой  называется  пятиступенный  лад.  Это  лад,  состоящий  из  пяти  звуков.

Пентатоника  бывает  мажорной  и  минорной.

Мажорная  пентатоника  отличается  от  натурального  мажора  отсутствием  IY  и  YII  ступеней

Минорная  пентатоника  отличается  от  натурального  минора  отсутствием  II  и  YI  ступеней.

   Характерным  признаком  пентатоники  служит  отсутствие  малых  секунд  (полутонов).      

БИЛЕТ  №  10.

1.  Характерные  интервалы .  Энгармоническое  равенство  звуков,  интервалов.

Характерными  называются  интервалы,  которые  появляются  в  гармонических  ладах.

В  мажоре  их  появление  связано  с  понижением  YI  ступени,  а  в  миноре  — с  повышением  YII  ступени.  К  ним  относятся:  ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.

           Мажор г.             минор г.            Мажор г.             минор г.              Мажор г.          Минор г.        

Ув2      YI Ь                       YI          ув5     YIЬ          III         ув4       YIЬ        IY

Ум7      YII                       YII #          ум4      III         YII#         ум5        III        YII#

При  разрешении  неустойчивые  звуки  переходят  в  ближайшие  устойчивые,  при  этом  увеличенные  интервалы  увеличиваются,  а  уменьшенные – уменьшаются.

Энгармоничеси  равные  звуки  —  это  звуки  одинаковые  по  звучанию,  но  различные  по  названию  и  написанию:  фа-диез  и  соль-бемоль,  до  и  си-диез.

Энгармонически  равные  интервалы  —  это  интервалы  одинаковые  по  звучанию  и  по  количеству  содержащихся  в  них  тонов,  но  различные  по  названию  и  по  количеству  содержащихся  в  них  ступеней.

Например:    11/2  тона  —  малая  терция  =  увеличенной  секунде

                       3  тона  —  увеличенная  кварта  =  уменьшенной  квинте

                       4 1/2  тона  —  большая  секста  =  уменьшенной  септиме

Пояснительная записка

Данная методическая разработка по сольфеджио для учащихся 3 класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ включает устные теоретические вопросы по основным тематическим разделам и письменную контрольную итоговую работу в двух вариантах. Теоретические вопросы для учащихся 3 класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ можно использовать для повторения, закрепления пройденных тем по разделам или по несколько вопросов регулярно на каждом уроке, чтобы учащиеся запоминали основной теоретический материал. Можно эти вопросы применять для контрольного опроса, с целью оценить знания теоретического материала учащихся. В домашней работе  изучение основных правил по сольфеджио у большинства учащихся не является систематической работой по разным причинам. Поэтому, применяя  теоретические опросы учащихся на уроке, можно добиться от них более крепких и точных теоретических знаний.

Контрольная работа с заданиями в двух вариантах отражает основной пройденный материал за 3 класс по 8-9 летней программе ДМШ. Первые 12 вопросов – основные, с 13-15 вопросы – дополнительные. Вопросы для контрольной работы педагог может варьировать, изменить или подобрать сам, учитывая пройденный материал и уровень группы.

Теоретические вопросы по сольфеджио для учащихся 3 класса ДМШ (8-9 лет обучения)

I Лад

1. Связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного устойчивого звука, который называется тоникой (Лад).

2. Название I ступени лада (Тоника).

3. Название I, III, V ступеней лада (Устойчивые).

4. Названия II, IV, VI, VII ступеней (Неустойчивые)

5. Название II и VII ступеней (Вводные ступени).

6. Переход неустойчивых звуков в устойчивые звуки (Разрешение).

7. Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения (Гамма).

8. Последовательный ряд звуков, менее 8 (Звукоряд).

9. Дословный перевод  какого лада: больший, светлый, твёрдый? (Мажора).

10. Строение какого лада: Т-П-2Т-П-2Т? (Минора).

11. Минор с VII#↑ и ↓? (Гармонический минор).

12. Дословный перевод какого лада: меньший, мягкий, тёмный? (Минора).

13. Строение какого лада: 2Т-П-3Т-П? (Мажора).

14. Минор с VI# и VII#↑, а ↓ повышения отменяются, как натуральный?  (Мелодический минор).

15. Минор, звуки которого без изменений? (натуральный).

16. Окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевания).

17. Половина гаммы? (Тетрахорд).

18. Самое узкое расстояние между звуками? (Полутон).

19. Расстояние, равное 2-м полутонам? (Тон).

20. Повышение и понижение звуков? (Альтерация).

21. Как называются знаки, стоящие после ключа? (Ключевые).

22. Как называются знаки альтерации, действующие на протяжении всего произведения? (Ключевые).

23. Какие знаки альтерации действуют только в одном такте? (Случайные).

24. Как называются знаки, стоящие перед нотами? (Случайные).

II Тональности

1. Высота лада? (Тональность)

2. Мажор и минор с общими ключевыми знаками? (Параллельные тональности).

3. Мажор и минор с общей I ступенью? (Одноимённые тональности).

4. Сочетание двух тоник, двух тональностей в мелодии? (Переменный лад).

5. Последний ключевой # в диезных мажорных тональностях – это какая ступень? (VII ступень).

6. Предпоследний бемоль в мажорных тональностях – это  какая ступень? (I ступень).

7. Назвать b минорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↓ (ля-ре-соль-до).

8. Назвать # минорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↑ (ля-ми-си-фа#).

9. Назвать # мажорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↑ (До-Соль-Ре-Ля).

10. Назвать b мажорные тональности до 3-х знаков  5 кругу ↓ (До-Фа-Сиb-Миb).

11. Как называется перенесение фразы или мелодии из одной тональности в другую? (Транспонирование).

12. Назвать ключевые # по порядку (фа, до, соль, ре, ля, ми, си).

13. Назвать ключевые b по порядку (си, ми, ля, ре, соль, до, фа).

III Интервалы вне лада

1. Расстояние между 2 звуками, сочетание 2-х звуков или двузвучие? (Интервал).

2. Нижний звук интервала (Основание).

3. Верхний звук интервала (Вершина).

4. Звуки интервала, взятые по-очереди (Мелодические).

5. Звуки интервала, взятые одновременно (Гармонические).

6. Чем измеряют интервалы? (Количеством ступеней, количеством тонов и полутонов).

7. Что значит количественная величина интервалов? (Количество ступеней в интервале)

8. Назвать количество ступеней в интервалах (Опрос в виде диалога):

Педагогу

Учащимся

Перечислять названия интервалов →

Отвечать количество ступеней

Называть количество ступеней →

Отвечать названия интервалов

9. Что значит качественная величина интервалов? (Количество тонов и полутонов в интервале).

10. Называть количество тонов, полутонов в интервалах (вопрос-ответ):

Педагогу

Учащимся

Перечислять названия интервалов →

Отвечать количество тонов или полутонов

Называть количество тонов или полутонов →

Отвечать названия интервалов

11. Назвать весьма совершенные интервалы (ч.1, ч.8).

12. Назвать совершенные интервалы (ч.4, ч.5).

13. Назвать несовершенные интервалы (м.3, б.3, м.6, б.6).

14. Назвать диссонансы (м.2, б.2, м.7,б.7, тритоны – ув.4 и ум.5).

15. Назвать малые интервалы (м.2, м.3, м.6,м.7).

16. Назвать большие интервалы (б.2, б.3, б.6, б.7).

17. Назвать чистые интервалы (ч.1, ч.4, ч.5, ч.8).

18. Какие получатся интервалы, если уменьшить малые на полутон? (Уменьшённые).

19. Какие получатся интервалы, если большие увеличить на полутон? (Увеличенные).

20. Как называется перестановка основания с вершиной в интервале? (Обращение).

21. Сколько обращений у интервала? (Одно).

22. Чему равна сумма обращённых интервалов? (9).

23. Какой интервал составляют обращённые интервалы? (Октаву).

24. В какие интервалы обращаются интервалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8? (Ответ: в интервалы 8,7,6,5,4,3,2,1).

25. Во что обращаются интервалы: малые, большие, чистые, увеличенные, уменьшённые? (Ответ:  → в большие, малые, чистые, уменьшённые, увеличенные).

26. В какие интервалы обращаются: м.2 -?   м.3 -?  б.3 — ?   б.7 — ?  б.6 — ?  м.6 — ?  ч.4 — ?  б.2 — ? 

  ч.1 — ?   ч.5 — ?  ч.8 — ?  м.7 — ? (Ответ: б.7, б.6, м.6, м.2, м.3, б.3, ч.5, м.7, ч.8, ч.4, ч.1, б.2)

27. Какие интервалы называются диатоническими? (Интервалы натуральных ладов).

28. Какие интервалы называются характерными? (Интервалы гармонических ладов).

IV Интервалы в ладу (в мажоре и натуральном миноре)

1. Сколько м.2 в мажоре? На каких ступенях? (Две: м.2: на III и VII ступенях).

2. Сколько м.2 в миноре натуральном и на каких ступенях?  (Две м.2: на II  и на V ступенях).

3. Сколько б.2 в мажоре? На каких ступенях? (Пять: б.2 – на всех ступенях, кроме III и VII ступеней).

4. Сколько б.2 в миноре натуральном? (Пять: б.2 – на всех ступенях, кроме II и V ступеней).

5. Сколько м.3 в мажоре и на каких ступенях? (Четыре: на II, III, VI, VII ступенях).

6. Сколько м.3 в миноре, на каких ступенях? (Четыре: на I, II, IV, V ступенях).

7. Сколько б.3 в мажоре, на каких ступенях? (Три: на I, IV, V ступенях).

8. Сколько б.3 в миноре натуральном и на каких ступенях? (Три: на III, VI, VII ступенях).

9. На каких ступенях ув.4 и ум.5 в мажоре? (На IV – ув.4, на VII – ум.5).

10. На каких ступенях ув.4 и ум.5 в миноре? (ув.4 – на VI ступени, ум.5 – на II ступени).

11. Сколько ч.4 в мажоре, на каких ступенях? (ч.4 — шесть, на всех ступенях, кроме IV ступени).

12. Сколько ч.5 в мажоре и на каких ступенях? (Всего шесть ч.5 на всех ступенях, кроме VII ступени).

13. Сколько ч.4 в миноре натуральном? На каких степенях? (ч.4 в миноре — 6, на всех ступенях, кроме VI ступени).

14. Сколько ч.5 в миноре натуральном, на каких ступенях? (В миноре 6 ч.5 на всех ступенях, кроме II ступени).

15. Сколько м.6 в мажоре, на каких ступенях? (Три – на III, VI, VIIступенях).

16. Сколько м.6 в миноре натуральном? На каких ступенях? (Три: м.6 – на I, II, V ступенях).

17. Сколько б.6 в мажоре, на каких ступенях? (Четыре – на I, II, IV, V ступенях).

18. Сколько б.6 в миноре натуральном, на каких ступенях? (Четыре: на III, IV, VI, VII ступенях).

19. Сколько б.7 в мажоре? (Две: б.7 на I, IV ступенях).

20. Сколько б.7 в миноре натуральном? (Две – на III и на VI ступенях).

21. Сколько м.7 в мажоре, на каких ступенях? (Пять^ м.7 – на II, III, V, VI, VII ступенях).

22. Сколько м.7 в миноре натуральном? (Пять – на I, II, IV, V, VII ступенях).

23. Сколько ч.1 в мажоре и миноре? (восемь ч.1 — на всех ступенях)).

24. Сколько ч.8 в мажоре и миноре? (восемь ч.8 — на всех ступенях)).

25. В каком ладу возникает ув.2 и на какой ступени? (в гармоническом миноре, на VI ступени за счёт повышения VII ступени).

26. Какие интервалы называются устойчивые? (Интервалы, состоящие из устойчивых ступеней).

27. Какие интервалы называются неустойчивые? (Интервалы, в которых есть одна или несколько неустойчивых ступеней).

28. Что значить разрешить интервалы? (Это значит, что неустойчивые звуки надо перевести в устойчивые звуки  по тяготению, а устойчивые звуки, если они есть – оставить на месте).

V Аккорд. Трезвучия вне лада (от звуков)

1. Дать название определению: «Три и более звуков, взятых одновременно»? (Аккорд).

2. Как называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям? (Трезвучие).

3. Сколько всего видов трезвучий? Чем они отличаются друг от друга? (Четыре. Отличаются строением интервалов, характером).

4. Назвать по строению трезвучия, их характер:

м.3 + б.3 — ? (Минорное трезвучие. Тёмная, печальная окраска).

Две м.3 — ? (Уменьшённое трезвучие. Напряжённый характер).

Две б.3 — ? (Увеличенное трезвучие. Сказочно, фантастично).

б.3 + м.3 — ? (Мажорное трезвучие. Характер светлый, бодрый).

VI Обращения трезвучий вне лада

1. Сколько обращений у трезвучия? Как они называются? (Два: секстаккорд и квартсекстаккорд).

2. Какое обращение трезвучия: 4+3? (второе обращение — квартсекстаккорд).

3. Назвать обращение трезвучия: 3+4 (первое обращение — секстаккорд).

4. Определить по строению обращения Б5/3 и М5/3 вне лада:

м.3 + ч.4 — ? (Мажорный секстаккорд). ч.4 + б.3 — ? (Мажорный квартсекстаккорд).

ч.4 + м.3 — ? (Минорный квартсекстаккорд). б.3 + ч.4 — ? (Минорный секстаккорд).

VII Главные трезвучия, их обращения

1. Какие трезвучия называются главными? (Трезвучия на I, IV, V ступенях лада).

2. Почему главные трезвучия так называются? (Они строятся на главных ступенях лада; определяют ладовый характер звучания: в натуральном мажоре – они мажорные, в миноре натуральном – минорные; выполняют роль устоя и неустоя в ладу; играют ведущую роль для гармонизации мелодий).

3. Как называются трезвучия на II, III, VI, VII ступенях лада? (Побочные трезвучия).

4. Как обозначаются главные трезвучия в мажоре? (Они обозначаются большими буквами: Т, S, D.

5. Как обозначаются главные трезвучия в миноре натуральном? (Обозначаются трезвучия маленькими буквами: t, s, d).

6. Обозначение главных трезвучий в миноре гармоническом (Маленькие буквы – t, s; D – большая буква, так как из-за VII# в миноре D5/3 звучит мажорно).

7. Назвать ступени главных трезвучий:

Т5/3 – ? (на I ступени);

D5/3  – ?  (на V ступени).

S5/3 – ? (на IV ступени);

8. На каких ступенях строятся обращения аккордов D группы? (D5/3 – на V ступени, D6 – на VII ступени в мажоре, на VII#  — в миноре гармоническом, D6/4 — на II ступени).

9. На каких ступенях строятся аккорды S группы? (S5/3 – на IV, S6 – на VI, S6/4 – на I ).

10. Назвать ступени аккордов Т группы (на I ступени — Т5/3, на IIIступени — Т6, на Vступени — Т6/4).

11. Какие аккорды можно назвать устойчивыми? (Ответ: Т5/3, Т6, Т6/4).

12. Самый устойчивый аккорд в музыке? (Т5/3).

12. Какие аккорды вы считаете неустойчивыми? (Ответ: аккорды D группы, аккорды S группы, аккорды побочных трезвучий и их обращений).

VIII Метр и ритм

1. Сколько долей или ритмических групп в размере 2/4? (Две группы).

2. Сколько долей или ритмических групп в размере 3/4? (Три группы).

3. Как пишутся мелкие длительности в размере 3/8? (Под одним ребром).

4. Сколько ритмических групп в размере 4/4? (Две группы по 2/4).

5. В каких случаях штили пишутся ↑? (Если ноты пишутся ниже 3 линейки нотного стана).

6. В каких случаях штили пишутся ↓? (Если ноты пишутся выше 3 линейки нотного стана).

7. Чередование сильных и слабых долей – что это? (Метр).

8 Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).

9. Что значит акцент? (Это – ударение в музыке).

10. Что такое группировка? (Распределение нот в группы по размеру пьесы).

11. Какие виды группировки вы знаете? (Два вида: вокальная и инструментальная).

12. Чему подчинена инструментальная группировка? (Объединению нот в группы в соответствии с размером).

13. Чему подчинена вокальная группировка? (В вокальной музыке длительности группируются по слогам текста. Если каждому слогу соответствует один звук, то ноты не группируются, а записываются отдельно).

14. Сколько ритмических групп в простых размерах? (Ритмических групп столько, сколько долей в тактах).

15. Как называется ритм с точками? (Пунктирный ритм).

16. На сколько удлиняет ноту точка, стоящая справа возле неё? (На половину её длительности).

17. Как называется знак молчания в музыке? (Пауза).

18. Расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли? (Такт).

19. Как называются цифры, обозначающие количество долей в такте и длительность каждой доли? (Размер).

20. Вертикальная линия, пересекающая нотный стан перед сильной долей? (Тактовая черта).

21. Назвать простые размеры (Ответ: 2/4,3/4, 3/8).

22. Назвать сложные размеры (Ответ: 4/4).

23. Сколько сильных долей в простых размерах? (Одна сильная доля).

24. Исполнить по карточкам изученные ритмические формулы, например. <Рис.1-5>:





IX Некоторые теоретические понятия

1. Что значит слово темп? (Скорость музыки).

2. Динамика? (Сила звука).

3. Нюансы? (Оттенки в музыке).

4. Штрихи? (Приёмы звукоизвлечения).

5. Энгармонизм звуков? (Звуки, одинаковые по высоте, различные по названию).

6. Октава? (Расстояние от одного звука до его повторения).

7. Регистр? (Группа звуков, близких по высоте).

8. Реприза? (Знак повторения).

9. Сольфеджирование? (Пение по нотам данной мелодии с дирижированием. Может быть предшествовать анализ мелодии, разучивание).

10. Чтение с листа? (Пение по нотам несложной мелодии с дирижированием, без подготовки).

11. Сольмизация? (Проговаривание нот в определённом размере, темпе, с дирижированием).

X Структура мелодии, её состав, изложение, развитие

1. Перечислите, из каких элементов состоит мелодия? (Поступенного движения ↑ или ↓, скачка, движения мелодии по звукам аккордов, использование опевания устойчивых ступеней).

2. Основной закон мелодии? (Волнообразность, чередование скачка и поступенного движения).

3. Какой ступенью завершается мелодия? (Тоникой – I ступенью).

4. Одночастная форма изложения музыкальной мысли? (Период).

5. В какой форме часто пишется мелодия классиков? (В форме периода).

6. Как называется часть периода? (Предложение.)

7. Сколько предложений чаще в периоде? (Чаще бывает два, но возможно и три, четыре).

8. Как заканчивается 1 предложение и второе? (Первое – неустойчиво, на неустойчивой гармонии, второе – устойчиво, на Т5/3).

9. Как называется конец 1 предложения (4 такт) и конец 2 предложения (8 такт)? (Половинная каденция – конец 1 предложения, заключительная каденция – конец 2 предложения).

10. Какие приёмы для развития мелодии используются в периоде? ( Точный повтор, варьирование интонаций, ритма, секвенция).

11. Как называется смещение мотива на другую высоту? (Секвенция).

12. Какие бывают секвенции? (Гармонические, мелодические, восходящие, нисходящие).

13. Как называется интервал, на который смещается мотив? (Шаг секвенции).

14. На какие интервалы может смещаться мотив? И может ли меняться шаг секвенции? (Чаще – на интервалы: 2,3. Шаг секвенции может меняться).

15. Как называется начальный мотив секвенции? (Начальный мотив секвенции — звено).

16. Сколько звеньев бывает у секвенции? (Чаще – 2,3, но возможно и больше).

Итоговая контрольная работа по сольфеджио для учащихся 3 класса (2 варианта)

 экзамены по сольфеджио — это серьезное испытание для учеников и преподавателей.Как и любой другой экзамен они требуют  тщательной  подготовки.За многие годы работы у меня ,как и у других педагогов, накопился определенный опыт проведения  выпускных и переводных экзаменов.Это образцы теоретических работ и экзаменационных билетов,методические разработки и другой материал,нужный для экзаменов по сольфеджио.

                                экзамены 6 -7класс 

В методических разработках,посвященных экзаменам можно найти много полезного материала- экзаменационные билеты,диктанты,мелодии для исполнения наизусть и конечно методические рекомендации,основанные на опыте  моей работы и опыте моих коллег.

 1.Методическая разработка »  Методические рекомендации по подготовке к экзаменам в 6 классе» https://disk.yandex.ru/i/zwhyUd73rVymlA

2.«Подготовка к проведению переводных экзаменов по              сольфеджио для учащихся шестого класса восьмилетнего курса обучения по программе ФГТ»  https://disk.yandex.ru/i/5HlAp

3.«Устный   контрольный урок по сольфеджио в присутствии родителей» https://disk.yandex.ru/i/3Cys7Z71k6nMBw

4.»Подготовка к экзаменам по сольфеджио 7кл. слабых учеников» «https://disk.yandex.ru/i/SWA5ngrczsKf-A

  Термины. которые часто спрашивают на устном  экзамене   https://disk.yandex.ru/i/5HrW0k0Rou08-A

 Мелодии для пения наизусть на экзамене в  6-7 классе https://disk.yandex.ru/i/Os7zgMfk6dIPKg 

Теоретические вопросы к экзаменам по сольфеджио для 7 класса    

https://disk.yandex.ru/i/LgEOEYI5Yo6Ltg

Шаблон   билетов  к экзаменам по сольфеджио. https://disk.yandex.ru/i/PUVCX7cwMFZM6w  

 Экзаменационные   работы  по сольфеджио  https://disk.yandex.ru/i/OcEIGRwDVt4gkg

https://disk.yandex.ru/i/MunQ0ghRJsZZ7Q

                   экзамены 4класс (7)

1.теория для 4класса          https://disk.yandex.ru/i/D7qwfuX2pbfIRw

2.Методическая разработка

«Подготовка к переводным экзаменам по сольфеджио 4кл «

https://disk.yandex.ru/i/a04qfqkxewWRgQ

3.Билеты для переводного экзамена по сольфеджио 4кл https://disk.yandex.ru/i/bPMGCTSA4uwR4Q

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Переводной экзамен по русскому языку 8 класс в форме огэ
  • Переводной экзамен по русскому языку 8 класс 2021
  • Переводной экзамен по русскому языку 8 класс 1 вариант
  • Переводной экзамен по русскому языку 7 класс ладыженская
  • Переводной экзамен по русскому языку 6 класс разумовская

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии