Переводной экзамен по чтению 4 класс

Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом). 4 класс.

Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.

Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса по вариантам.

На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок.

Проверка чтения «про себя»: по сигналу учителя дети начинают читать текст с заглавия в течение 1 минуты, по истечению времени учитель даёт сигнал «Стоп!» и учащиеся ставят галочку в тексте на месте остановки, после чего продолжают чтение текста до конца.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Замер чтения «про себя»:

менее 90 слов оценка «2»;

от 100 до 110 слов оценка «3»;

от 110 до120 слов оценка «4»;

от 120 и более слов оценка «5».

Тест

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Максимальное кол-во баллов

19

                           

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 — 6

1

1 — 2

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1 — 6

1

1

1

1

1

1 — 2

                             

Каждый верный ответ – 1 балл.

Задание №11 в 1 варианте и №7 во2 варианте: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов – 6.

Задание №13: 1 балл — ответ представлен не в полном объёме. 2 балла – ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.

18-19 баллов оценка «5»;

11-17 баллов оценка «4»;

6 — 10 баллов оценка «3»;

менее 6 баллов оценка «2».

Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.

Инструкция по проверке

задания

Ответы

 

1 вариант

С.Т. Аксаков

«Река Белая»

2 вариант

В.В. Путилина

«Тёплый хлеб»

1

А

рассказ

Б

рассказ

2

о ледоходе, произведение о природе

В

перепёлка

3

А

весной

В

Между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4

На реке начнёт таять и ломаться лёд.

Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками. А круглый, румяный, пышный.

5

Г

на реке

Б

маленькая, но рослая

6

желанный день и час

В

летом

7

В

корове

Песня перепёлки.

Дорога в Верхние Колокольцы.

Встреча со стариком.

Свежий хлеб.

Воспоминания о войне.

Запах тёплого хлеба.

3 1 4 2 6 5

8

Б

разливом

Человек должен помнить добро (вариант ответа)

9

Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. …Лёд трескался, ломался…

В

запах тёплого хлеба

10

почти до верхушек деревьев

Мы – односельчане (вариант ответа)

11

Потоки весенней воды.

«Белая тронулась!»

Корова на льду.

Две собаки.

Ледоход.

Разлив.

5 3 1 2 4 6

Нужно любит и уважать людей (вариант ответа)

12

В

«Белая тронулась!»

Б Г

Не великое дело – великая помощь.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

13

Свободные ответы детей.

Ответ представлен не в полном объёме.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.

Свободные ответы детей.

Ответ представлен не в полном объёме.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.С помощью света и тени передавал Леонардо на картине всё многообразие реального мира.

     
     
     

Ученик __________________________________________________________

1 вариант

С.Т.Аксаков

Река Белая

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки

весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не

часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река

Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда

же мы поедем в Сергеевку?» обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдет».

И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

1 вариант

Школа __________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

Фамилия _______________________________ Имя _________________________

Прочитай текст «Река Белая». Выполни задания.

Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А рассказ

Б сказка

В былина

Г басня

Д легенда

О чём зто произведение? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________________________

3. Когда происходили описанные события?

А весной

Б летом

В зимой

Г осенью

4. Как ты понимаешь слова река вскроется ? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где происходили описанные события?

А на поле

Б в лесу

В на огороде

Г на реке

6. Как называет автор время начала ледохода? Найди ответ в тексте и запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какому животному сочувствовали люди?

А козе

Б овце

В корове

Г собаке

8. Чем сменился ледоход?

А дождём

Б разливом

В снегопадом

9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

__ Ледоход.

__ Корова на льду.

1 Потоки весенней воды.

__ «Белая тронулась!»

__ Две собаки.

__ Разлив.

12. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?

__ «Желанный день»

__ «Весенний ледоход»

__ «Белая тронулась!»

13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик ___________________________________________________________________

2 вариант

В.В.Путилина

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ

Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить–пойдем! Пить!» Я спросила свою

хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:

— Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, — и засмеялась.

А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:

— Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?

И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.

— Надо прыгать, — сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.

— Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.

— Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.

Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.

— Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.

Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.

— Отдыхаете, дедушка? – спросила я.

— А, — махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.

— Вот беда, — посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.

— Погоди, Оля, — остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.

— Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?

— Отдают, — сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

А когда жалеешь человека, он уже не чужой.

— Возьмите, дедушка, — вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.

И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.

Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:

— Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!

— Ешьте на здоровье, — сказала я.

— На здоровье, — повторила и Оля.

А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.

2 вариант

Школа __________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

Фамилия _______________________________ Имя _________________________

Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.

Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А рассказ

Б сказка

В былина

Г басня

Д легенда

2. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»?

А хозяйка

Б соседи

В перепёлка

Г дети

Д жаворонок

3. Где происходила описанная история?

А в Колокольцах

Б в Верхних Колокольцах

В между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?

А маленькая и весёлая

Б маленькая, но рослая

В маленькая и грустная

6. Когда происходили описанные события?

А весной

Б осенью

В летом

Г зимой

7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

___ Встреча со стариком.

1 Песня перепёлки.

___ Свежий хлеб.

___ Дорога в Верхние Колокольцы.

___ Запах тёплого хлеба.

___ Воспоминания о войне.

8. Что хотел сказать автор читателям? Запиши ответ.

_______________________________________________________________________________________________________

9. Какой самый драгоценный запах на земле?

А запах цветов

Б запах мёда

В запах тёплого хлеба

Г запах дорогих духов

10. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Прочитай. Какие пословицы подходят к этому рассказу?

А Хлеб – всему голова.

Б Не великое дело – великая помощь.

В Великое слово: спасибо.

Г Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Д Всякий хлопочет, себе добра хочет.

13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей  Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859)

Родился 1 октября* 1791 года (в конце 18 века) в старинной дворянской семье в г. Уфе. Детство про вёл в родовом имении Ново-Аксаково. Серёжа был одарённым мальчиком: в 5 лет уже хоро шо читал. После окончания казанской гимназии поступил в Казанский университет, начал писать стихи.

В 24 года женился и уехал в Ново-Аксаково. В семье Сергея Тимофеевича было десять де тей. Традиционными в доме бы ли праздники с представлениями, хороводами, русскими песнями и угощениями, в которых взрослые  принимали  участие  вместе  с детьми.

Через 10 лет семья переехала в Москву, жили они в подмосковном имении Абрам цево. Дом Аксаковых стал культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналис ты  и  историки.

Автобиографическая книга «Детские годы Баг рова-внука» написана на основе воспо минаний и семейных преданий. Сказка «Алень кий цветочек», отрывок из названной повести, является и сегодня одним из любимых произ ведений школьников. По мотивам сказки созданы художественный и мультиплика ционный  фильмы.

Владимир  Фёдорович Одоевский (1803 – 1869)

Родился 11 августа 1803 года (в начале 19 века) в г. Москве. После смерти отца воспитывался в доме дяди.

Учился  в  Московском  благородном   пансионе.   Служил   по мощником   директора   Публичной   библиотеки. В 42 года В.   Одоевский   стал   директором Румянцевского  музея.   Кроме литератур ы он  уделял   внимание   науке, занимался  педагогиче ской,  благотворительной деятельностью.  Стараниями В. Одоевского были  открыты две боль ницы,   детские   приюты,   общество   посещения бедных.

Среди произведений, написанных специально для детей, были: первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе «Городок в табакерке» , «Сказки и рассказы дедушки Иринёя». Кроме сказок он написал рассказы «Серебря ный рубль», «Шарманщик»; пьесы для театра марионеток «Царь-девица», «Воскресенье»; очерки, стихи.

По воспоминаниям друзей, В. Одоевский был человеком неистощимым на вы думки и веселье, та ких людей на Руси называют «детским празд ником».

Дмитрий   Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 – 1912)

Мамин (настоящая фамилия) родился 6 нояб ря 1852 года (в середине 19 века) в заводском посёлке Пермской губернии в семье завод ского священника и учительницы местной шко лы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского уни верситета. Однако получить законченное образо вание так  и  не смог.

   Для   детей   и   о детях  было  написано  более  130   произведений различных   жанров:   рассказы   «Емеля-охотник», «Приёмыш»  и др, сказки   «Серая   Шейка», «Упрямый   козёл»,   «Зелёная   война» и др.

Цикл «Алёнушкины сказки» Ма мин-Сибиряк написал для больной дочери пос ле смерти жены, это была самая любимая его книга.

Павел  Петрович Бажов (1879 – 1950)

Родился 27 января 1879 года (в конце 19 века) около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы прошли  в  среде  уральских  мастеров.

Начальное образование получил в ека теринбургском духовном училище, окончил пермскую духовную семи нарию.

Трудовую биографию начал учителем началь ных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбуре. Около 15 лет редактиро вал местную газету, занимался журналистикой, писал рассказы, очерки, заметки в журналы. Рассказы уральских мастеров записывал в толстые тетради.

Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет. Он писал сказки, которые сам называл сказами. Свои произведения Бажов объединил в сборник ска зов старого Урала  — «Малахитовая  шкатулка».

Творчество писателя адресовано взрослым читателям. Но есть произведения, вошедшие в круг детского чтения, такие как «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин коло дец», «Серебряное копытце».

По мотивам сказов создан кинофильм «Камен ный цветок» и поставлен балет.

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938)

Родился   7   сентября  1870 года (в конце 19 века) в г.   Наровчат   Пензенской губернии.   Отец  умер,   когда   Александру   исполнился год,  и  семья  осталась  без  средств  к существо ванию.   Мать   переехала   в   Москву   и   определила сына  в сиротский  пансион.  В 19 лет Куприн окончил  Александровское военное   училище.   Несколько   лет   служил   в пехотном   полку.   В   23 года оставил   военную службу,   много  странствовал   по  России,   рабо тал   грузчиком,   актёром,   организатором   цир ка,   управляющим   имением,   шахтёром,   летал на   воздушном   шаре,   спускался   на   морское дно    в    водолазном    костюме.    Переехав    в Киев,  стал   заниматься лите ратурным  творчеством

В круг детского чтения вошли такие известные повести и рассказы, как «Чудесный доктор» , «Слон», «Ю-Ю», «Пиратка», «Скворцы», по сюжету рассказа «Белый пудель» снят художественный фильм.

Борис  Степанович Житков (1882 – 1938)

Родился 11 сентября 1882 года (в конце 19 века) в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в одесской гимна зии  и  был  одноклассником   Корнея Чуковского.

По   образованию  химик   и   биолог,   инженер-кораблестроитель  и  штурман дальнего  плавания. Работал   юнгой,   штурманом,   капитаном   научно-исследовательского  судна,   служил морским  офицером.   Преподавал  физику  и  чер чение,   был директором  технического  училища.

Человек энциклопедических  знаний, Б. С. Житков  свободно  владел   основными  евро пейскими  языками,   много  путешествовал,  объездил почти  весь свет.

Большой  жизненный опыт и умение инте ресно и точно выразить свои мысли на бумаге привели  

Б. С. Житкова  в детскую литературу.

Его рассказы вошли в сборники «Злое море» и «Морские истории» , также он написал научно-художественные книги «Свет без огня», «Про эту книгу», «Пароход», «Рассказы о животных» , книжку-самоделку «Одень меня». Повесть-энцик лопедия для малышей «Что я видел» была опубликована уже после смерти писателя. Всего Б. С. Житковым создано около 200 про изведений.

Михаил   Михайлович Пришвин (1873 – 1954)

Родился 4 февраля 1873 года (в конце 19 века) в имении Хрущёво Орлов ской губернии в семье купца. Учился в гимна зии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил университет в Европе и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешество вал, изучая фольклор  народов  Севера.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник», когда писателю было 33 года. Однако лишь когда ему было 52 года вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». Затем появились другие произведения: «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», сказка-быль «Кладовая Солнца», повесть-сказка  «Корабельная чаща».

В цикл «Золотой луг», изданный специально для детей, были включены рассказы, «Разговор птиц и зверей», «Этажи леса», «Лесной доктор» и др.

Михаил   Михайлович Зощенко (1894 – 1958)

Родился 9 августа 1894 года (в конце 19 века)в г. Петербурге в семье художника. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербург ского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915 г., окончив ускорен ные военные курсы, ушёл на фронт. В 1918 г. вступил добровольцем в ряды Красной Ар мии, участвовал во многих боях. Был ранен, имел  четыре боевых  ордена.

В апреле 1919 г. Вернулся домой по бо лезни сердца и служил следователем.

Детские рассказы создавал в период с 42 лет. Рассказы «Лёля и Минька», «Интересно придумала», «Золотые слова», «Ёлка», «Показательный ребё нок»,  «Бедный Федя»,  «Самое главное» и др.

Книги М. Зощенко неоднократно переиздава лись, переводились на разные языки народов мира. Писатель был награждён орденом Трудо вого  Красного Знамени  и  медалями.

Евгений   Иванович Чарушин (1901 – 1965)

Родился 11 ноября 1901 года (в начале 20 века) в г. Вятке в семье архитектора. Родители сумели привить ему любовь к родной природе. Больше всего на свете любил рисовать. Он окончил живо писный факультет Академии худо жеств.Когда ему было 27 лет увидели свет его книжки-кар тинки «Вольные птицы», «Разные звери». «Художник во мне родился всё-таки раньше, чем писатель»,- говорил Чарушин.

Первые рассказы —  «Птенцы», «Цыплячий город», «Зверята», «Волчишко». Это были «маленькие рассказ о маленьких животных для маленьких детей». Потом стали появляться сборники рассказов «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Боль шие и маленькие» и др. Сочетание таланта писателя и таланта художника-иллюстратора сделали книги Чаруши на своеобразными  и  неповторимыми.

Е. И. Чарушин иллюстрировал книги Д. Н. Ма мина-Сибиряка, В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского,  М. М. Пришвина  и др.

Виктор  Юзефович Драгунский (1913 – 1972)

Родился в 1913 году (в начале 20 века) в Нью-Йорке, где его родители полу чали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Трудовую дея тельность начал в 16 лет, работал шорником*, лодочником, потом актёром в театре и в цир ке. В 27 лет стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая тексты для  клоунов.

В детской литературе известен как автор рассказов под общим названи ем «Денискины рассказы». Известно, что в своих рассказах он описывал своего сына Дениску. Первые рассказы  были опубликованы в журнале «Мурзилка». В 48 лет вышла первая кни га из серии «Он живой  и светится»,  в которую были   включены   16   рассказов.   Однако  на  этом приключения Дениски, его друга Мишки и других ребят не заканчиваются — в разные годы издаются рассказы «Расскажите мне про Сингапур», «Главные реки», «Тайное  становится  явным»,   «Человек с голубым лицом», всего около 100  рассказов.

Виктор  Драгунский   внёс  огромный   вклад  в развитие юмористической литературы для детей.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол от «___»___20___г.

руководитель ШМО

________Н.В.Максимова

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

_________________

М.В.Орлова

«___»________20___г.

УТВЕРЖДЕНО.

Директор МБОУ

«Грязенятская основная школа»

_____________А,П,Рысева

«___»__________20___г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ

для
проведения промежуточной аттестации

 по
литературному чтению (тестирование)

4
класс

2019-
2020 учебный  год

Промежуточная
аттестация   по литературному чтению (тестирование) в 4 классе

Раздел 1. Спецификация
итоговой работы по литературному чтению в 4 классе
.

1.      Назначение
КИМ- оценить уровень подготовки по литературному чтению обучающихся 4 класса
МБОУ «Грязенятская основная школа».
  Данный курс
изучался по УМК «Школа России». Литературное чтение. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий  – М.: «Просвещение», 2012.

2.      Документы,
определяющие содержание
итоговой работы.
                                     
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

2. Основная образовательная программа
начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Грязенятская основная школа».

3. Рабочая программа. Литературное чтение.
УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий  – М.: «Просвещение», 2012.

3.     
Подходы к отбору содержания,
разработке материалов проверочной работы.
Задания, представленные в контрольно-измерительных материалах,
составлены с опорой на планируемые предметные результаты по литературному
чтению для учащихся,  заканчивающих начальную школу. В работе представлены
задания базового и повышенного уровня.

  1. Структура
    итоговой работы.
    Итоговая контрольная работа по
    литературному чтению содержит задания базового уровня (Часть А) и
    повышенного уровня (Часть В и С).

            Часть
А и В
содержат задания с кратким ответом.

Часть С – задание
с развёрнутым ответом.

Часть

Часть
А

Часть
В

Часть
С

Задание

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

Уровень

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

П

П

П

%

63,6
%

36,4
%

5.      Время
выполнения работы.
На выполнение итоговой работы
отводится 30 минут (учитывая инструктаж и подпись работы).

Раздел 2. Кодификатор
элементов содержания, предметных и метапредметных умений по литературному
чтению в итоговой контрольной работе для 4 класса.

Содержание

Проверяемые
умения

задание

Предметные

Метапредметные

Художественный текст.

1. Тема
текста.

1.
Определять тему текста.

А-1

2.
Заголовок текста.

2.
Озаглавливать текст.

А-2

3.
Анализ текста.

3.
Находить в тексте нужные слова и предложения.

1.
Находить в тексте информацию, представленную в явном виде (К.)

А-3

4.
Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

А-4

А-5

5.
Соотносить иллюстрацию с текстом.

А-7

3. План
текста.

6.
Составлять план текста.

2. Анализировать и оценивать содержание, языковые
особенности и структуру текста (К.)

А-6

4.
Средства выразительности. Сравнение. Олицетворение.

7. Находить
в тексте сравнения.

В-1

8.
Находить в тексте олицетворение.

В-2

Познавательный текст.

5
Текст-рассуждение

9.   Делать
выводы, доказывать свою точку зрения

3 Извлекать информацию, данную в тексте в
неявном виде, формулировать выводы (П.)

С-1

Раздел 3. Инструкция
для учащегося
 
(зачитывается
учителем).

         Ребята! На
выполнение контрольной работы по литературному чтению отводится 1 урок (30
минут).                                                                                                                                                         Подпишите
полученные вами листочки с контрольной работой.                                                         Работа
состоит из трёх частей. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.                           Части
А, В и С  включает в себя задания с кратким и полным ответом, который вы должны
будете вписать на пустых строчках после заданий.                                                                                       Если
   допустил ошибку, зачеркни неправильный ответ и подпиши правильный.                                 После
выполнения работы сдаются учителю или ассистенту.                                                           Желаем
успехов!

Раздел 4. Инструкции
для учителя по проведению и проверке итоговой контрольной работы по
изобразительному искусству в 4 классе.

1.
Инструкция для учителя и ассистента по проведению итоговой контрольной работы
по литературному чтению в 4 классе.

Этапы проведения работы:                                                                                                                     
1. Инструктаж учащихся, подпись работ. – 2 минуты.                                                                           2.
Выполнение работы – 28 минуты.

Работа состоит из трёх частей.                                                                                                      
Части А и В содержат задания с кратким ответом.                                                                         Часть
С
– задание с развёрнутым ответом.                                                                                                        Если
учащийся допустил ошибку, то неправильный ответ зачёркивается, и сверху
подписывается правильный ответ.                                                                                                      После
выполнения работы сдаются учителю или ассистенту.

2. Инструкция для
учителя по проверке проверочной работы.

         Оценивать
выполненные задания контрольной работы рекомендуется в соответствии с «Таблицей
правильных ответов для части А и В» (Таблица 1)  и «Критерии оценки заданий
части С» (Таблица 2). После проверки работ заполняется матрица «Результаты
итоговой работы по литературному чтению в 4 классе» (Таблица 3), выводится
общая сумма баллов, которая переводится в оценку.

Таблица 1. Таблица
правильных ответов:


задания

Вариант
1

Вариант
2

Баллы

А-1

о клёне

о берёзе

1
балл

А-2

Клён.

Берёза.

1
балл

А-3

солнечный

яркий

перелётных,
певчих

2
балла       (1 за каждый ответ)

блистают
пурпурные и золотистые

листву
прорываются солнечные

А-4

крылатые

хороводные

1
балл

А-5

широкие,
лапчатые, узорчатые

травой,
грибами, земляникой

3
балла       (1 за каждое слово).

А-6

1. Клён
любит свет.

2.
Берёзовый лес весной.

3
балла       (1 за каждый пункт плана).

4. Клёны
осенью.

3.
Берёзовый лес летом.

5.
Семена разлетаются.

4.
Берёзовый лес осенью.

А-7

Далеко
разлетаются крылатые семена клёна.

В
праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели
под березами хороводные песни.

1
балл

В-1

Ветки,
точно пружины.

Золотыми
монетками  листвы

1
балл

В-2

Ветер
гуляет.

Танцуют
листочки.

1
балл

С-1

Нет,
потому что клён любит свет, и его семена не смогут разлетаться.

Нет,
потому что берёза растёт в северных районах, но любит солнце. 

4
балла    (см. таблицу ниже)

Таблица 2. 
Проверка задания части С.


задания

Критерии
оценки задания части В.

Баллы

С-1

Правильно
сформулировал одно доказательство.

1

Доказательство
правильно оформлено в письменной речи.

1

Правильно
сформулировано второе доказательство.

1

Доказательство
правильно оформлено в письменной речи.

1

Итого:

4
балла

Таблица 3. Перевод
баллов в отметку.

«5»

«4»

«3»

«2»

16
— 18 б

 10
– 15 б

 6-
9 б

Менее
6 баллов.

Итоговая
контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4
класса ______________________________________________

Вариант 1.

Часть А        _________________________________________________________

         В зелёном
русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые и
узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его
древесина.  Обычно растёт клён рядом с другими деревьями  берёзой, осиной,
дубом, ольхой.  Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под
рукою.                                                                                                                     Весёлый
зелёный клён любит солнечный ярки й свет. Лучами солнца освещена его вершина.                                                                                                                   Клёны
сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.                                                                                                                               Особенно
красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые
кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем
наши леса.                                                                                                     Далеко
разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя  по полям и
лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой
год молодой тоненький кленок.                   (По И. Соколову-Микитову).

А-1 О чём этот
текст?
Напиши.        

__________________________________________________________________________

А-2 Озаглавь
текст.
Впиши
своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь
слова в предложения, используя текст.

Клён любит ________________________________________________________
свет.

В лучах солнца
___________________________________________________________

____________________________________________ 
кленовые листочки.

А-4 Какие семена
у клёна?
Выпиши
слово из текста.
_____________________________________

А-5 Какие
листья у клёна?
Выпиши из текста три слова.

_______________________________________________________________________________________

А-6 Впиши
недостающие заголовки в план текста.

1.     Клён в
русском лесу.

2.    
 __________________________________________________________________

3.    
Клёны
сажают в парках.

4.    
__________________________________________________________________

5.     ___________________________________________________________________

А-7 Сделай
подписи рядом с  рисунком, используя текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть В

В-1 Выпиши
из текста сравнение.

_______________________________________________________________________________________

В-2 Выпиши
из текста олицетворение («оживление»).

_______________________________________________________________________________________

Часть С

С-1  Сможет ли
расти клён в тенистом и безветренном месте?
Докажи свой ответ,
представив два доказательства.

1.     _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая
контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4
класса ______________________________________________

Вариант
2.

Часть А        _________________________________________________________

         Из всех
деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые
светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою.              Особенно
хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах
смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет
живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых
рощах.                                                                                              В
летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над
головой зеленой листвою. Пахнет травой,  грибами, спелой душистой земляникой.
Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи.                        Чудесен
и ранней осенью березовый лес, покрытый золотыми монетками берёзовой  листвы.  Крутясь
в воздухе, танцуют, а потом падают на землю золотые листочки. От дерева к
дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист
воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.                              Простые
деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни
девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные
песни.                                      (По И. Соколову-Микитову)

А-1 О чём этот
текст?
Напиши.        

__________________________________________________________________________

А-2 Озаглавь
текст.
Впиши
своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь
слова в предложения, используя текст.

Множество 
__________________________________________________________ птиц.

Сквозь густую 
___________________________________________________________

____________________________________________ 
лучи.

А-4 Какие песни?
Выпиши
слово из  текста.
_____________________________________________

А-5 Чем пахнет
летом в роще?
Выпиши
из текста три слова.

_______________________________________________________________________________________

А-6 Впиши
недостающие заголовки в план текста.

1.     Милая
сердцу берёза.

2.    
__________________________________________________________________

3.    
__________________________________________________________________

4.    
__________________________________________________________________

5.     Птицы
готовятся к отлёту.

А-7 Сделай
подписи рядом с  рисунком, используя текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть В

В-1 Выпиши
из текста сравнение.

_______________________________________________________________________________________

В-2 Выпиши
из текста олицетворение («оживление»).

_______________________________________________________________________________________

Часть С

С-1  Сможет ли
берёза расти на  болотах в южных районах?
Докажи свой ответ,
представив два доказательства.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый тест по литературному чтению для 4 класса.

Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. «Литературное чтение.

3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» -М.:Просвещение, 2014

Выбери один вариант ответа.

1. Как называется запись событий по годам?

1. Былина.

2. Летопись.

3. Житие.

4. Сказание

2.  Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?

1. Богатым быть.

2. Женатым быть.

3. Пленённым быть.

4.Убитым быть.

3. Как называл себя Чечевицын из рассказа А.П.Чехова «Мальчики»?

1. Монтигомо Ястребиный Коготь.

2. Монтигомо Соколиный Коготь.

3. Монтигомо Орлиный Коготь.

4. Монготимо Ястребиный Коготь.

4. Почему Володя из рассказа А.П.Чехова «Мальчики» не хотел бежать в тёплые страны?

1. Боялся трудностей.

2. Не было заготовлено пороха.

3. Ему было жалко маму.

4. Боялся холода.

5. В каком стихотворении поэт рассказывает о радуге?

1. «Весна, весна! Как воздух чист…».

2. «Как неожиданно и ярко…».

3. «Ещё земли печален вид…»

4. «Где сладкий шёпот…».

6. Темой какой сказки является путешествие по музыкальной шкатулке?

1. «Сказка о жабе и розе».

2. «Серебряное копытце».

3. «Аленький цветочек».

4. «Городок в табакерке».

7. Укажи главное качество младшей дочери купца из сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

1. Любопытство.

2. Доброта.

3. Терпение.

4. Смелость.

8.  В какой сказке главная мысль выражена пословицей «Кто добро творит, тому Бог отплатит»?

1. «Сказка о жабе и розе».

2. «Серебряное копытце».

3. «Аленький цветочек».

4. «Городок в табакерке».

9. К какому жанру относится произведение В.Ю.Драгунского «Главные реки»?

1. Сказка.

2. Рассказ.

3. Былина.

4. Быль.

10. В какую книгу можно поместить рассказ В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка»?

1. Рассказы о животных.

2. Рассказы о природе.

3. Юмористические рассказы.

4. Фантастические рассказы.

11. Какой рассказ начинается словами «Когда я был маленький, меня отвели жить к бабушке…»?

1. «Ёлка»

2. «Корзина с еловыми шишками»

3. «Как я ловил человечков»

4. «Никакой горчицы я не ел»

12. Кем был Эдвард Григ из рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

1. Художником.                               

2. Писателем.

3. Композитором.    

4. Поэтом.                             

13. В какую книгу можно поместить рассказ М.М.Пришвина «Выскочка»?

1. Юмористические рассказы.

2. Рассказы о животных.

3. Рассказы о детях.

4. Фантастические рассказы.

14. Темой какого произведения является дружба лебеди, собаки и человека?

1. «Приёмыш».                               

2. «Барбос и Жулька».

3. «Выскочка». 

4. «Кабан».                                

15. Какого героя не было в произведении Кира Булычёва ?

1. Механик Зелёный.

2. Капитан Полосков.

3. Профессор Селезнёв.

4. Профессор Громов.

Запиши пропущенные слова.

16. Узнай героя по описанию «Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки»_________________________________________________

17. Укажи имя и фамилию автора произведения «Путешествие Алисы»__________________

18. Напиши имя, отчество и фамилию одного из русских поэтов________________________

19. Напиши название любого прочитанного тобою произведения из раздела «Зарубежная литература»_____________________________________________________________________

20. Имя и фамилия автора, написавшего «Путешествие Гулливера»______________________

Ответы

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

2

11.

3

3

12.

3

1

13.

2

3

14.

1

2

15.

4

4

16.

Электроник

2

17.

Кир Булычёв

3

18.

Сергей Александрович Есенин и др.

2

19.

«Путешествие Гулливера», «Русалочка», «Приключения Тома Сойера» и др.

3

20.

Джонатан Свифт

Критерии оценивания

1 балл – за каждый правильный ответ.

«5» — от 17 до 20 баллов;

«4» — от 14 до 16 баллов;

«3» — от 10 до 13 баллов;

«2» — 9 и менее баллов.

Итоговый тест по литературному чтению

Предлагаемая тестовая работа предназначена для итогового контроля знаний выпускников 4 класса по курсу «Литературное чтение» по ГОСО РК.

Литература 4 класс | Автор: Зобнина Ирина Евгеньевна | ID: 16217 | Дата: 9.2.2022

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться


Вопрос №
1

Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки:
«Из далека — далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец…»

рассказ
басня
былина
сказка


Вопрос №
2

Продолжи название произведения: Сказка Д.Мамина – Сибиряка «Серая…»

шейка
уточка
козочка
кошечка


Вопрос №
3

Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова:
« Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Муравью
Стрекозе
Мартышке
Лисице


Вопрос №
4

Назови автора, который написал книги о детях.

Е.Чарушин
В.Дуров
В.Драгунский
И.Крылов


Вопрос №
5

Что НЕ относится к литературному приёму?

олицетворение
сравнение
противопоставление
юмор


Вопрос №
6

«… растёт ребёнок там не по дням, а по часам…» -…

метафора
гипербола
сравнение
олицетворение


Вопрос №
7

К какой басне подходит пословица «Делу – время, а потехе – час»?

«Зеркало и Обезьяна»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Мартышка и очки»
«Стрекоза и Муравей»


Вопрос №
8

Автор какого текста будет использовать сравнения, эпитеты и олицетворения?

нехудожестввенного
художестввенного


Вопрос №
9

К какому жанру относятся произведения «Приключения Электроника» и «Путешествие Алисы»?

сказки
фантастические рассказы
мифы
былины


Вопрос №
10

Этот герой А.С.Пушкина обращался за помощью к Месяцу, Солнцу, Ветру:

Царь Салтан
Царь Дадон
Князь Гвидон
Королевич Елисей


Вопрос №
11

Определи жанр:
Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях;
часто – стихотворная форма; поучительность ( обычна выделяется мораль):

басня
рассказ
повесть
былина


Вопрос №
12

Определи, в каком жанре встречается персонаж Соловей разбойник.

басня
рассказ
былина
повесть


Вопрос №
13

Что такое композиция?

построение художественного произведения
кульминация
рисунок
завязка


Вопрос №
14

Небольшой рассказ, содержащий поучение – это …

притча
миф
басня
сказка


Вопрос №
15

Изобразительное средство, которое использовано в строчках стихотворения М.Алимбаева «О, мой дом, моя юрта, ты светла, как дворец…» — это…

олицетворение
сравнение
метафора
гипербола

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

заместитель директора

_________________

методического объединения

МБОУ «Боброводворская СОШ»

директор МБОУ «Боброводворская СОШ»

протокол № __ « »_________

___________

__________

« »_________________

приказ №___от «__»________

МАТЕРИАЛЫ

для проведения промежуточной аттестации

по литературному чтению в 4 классе

Пояснительная записка

к материалу для промежуточной аттестации

по литературному чтению в 4 классе

С целью  определения уровня усвоения программного материала учащимися 4 класса по литературному чтению, материалы для промежуточной аттестации разработаны в форме контрольного тестирования по тексту с дополнительным творческим заданием. Контрольное тестирование состоит из двух вариантов и включает в себя 12 заданий.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Материалы для промежуточной аттестации составлены  в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом  второго поколения  начального  общего образования и  программой начального общего образования  по литературному чтению, авторы: КлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г. и др. Москва «Просвещение», 2017.

При выполнении контрольного тестирования учащиеся должны продемонстрировать умение работать с текстом, полученные при изучении курса литературного чтения по следующим разделам «Былины. Летописи. Жития», «Чудесный мир классики» «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки» «Стран детства», «Природа и мы»

«Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

.

  1. Оценивание работы проводится по следующим критериям:

Отметка «5» — верно выполнены 90% и более% заданий (13-14 баллов);

Отметка «4» — верно решены 75% заданий (10-12 баллов);

Отметка «3» — верно решены 51%-75% заданий (7-9 баллов);

Отметка «2» — менее 50% (менее 7 баллов).

Промежуточная аттестационная работа

по литературному чтению

ученика(цы)___ 4 класса

_______________________

_______________________

1 вариант

Прочитай текст.

Река Белая. С.Т.Аксаков

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдет».

И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.

…С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

1. Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А) рассказ

Б) сказка

В) былина

Г) басня

Д) легенда

2. Когда происходили описанные события?

А ) весной

Б) летом

В) зимой

Г) осенью

3. Где происходили описанные события?

А) на поле

В) в лесу

Г) на огороде

Д) на реке

4. Какому животному сочувствовали люди?

А) козе

Б) овце

В) корове

Г) собаке

5. Чем сменился ледоход?

А) дождём

Б) разливом

В) снегопадом

6. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?

А) «Желанный день»

Б) «Весенний ледоход»

В) «Белая тронулась!»

7. Как ты понимаешь слова «река вскроется»? Запиши ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпиши предложение, в котором говорится, как автор называет время начала ледохода. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории. Ответ запиши цифрами.

1) Ледоход.

2) Корова на льду.

3)1. Потоки весенней воды.

4) «Белая тронулась!»

5) Две собаки.

6) Разлив.

__________________________________________________________________________

12. Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3-4 предложения).

Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промежуточная аттестационная работа

по литературному чтению

ученика(цы) ___ 4 класса

_______________________

_______________________

2 вариант

Прочитай текст.

Тёплый хлеб.

В.В.Путилина

Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить–пойдем! Пить!» Я спросила свою хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:

— Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, — и засмеялась.

А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:

— Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?

И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.

— Надо прыгать, — сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.

— Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.

— Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.

Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.

— Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.

Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.

— Отдыхаете, дедушка? – спросила я.

— А, — махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.

Оля торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.

— Погоди, Оля, — остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.

— Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?

— Отдают, — сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

А когда жалеешь человека, он уже не чужой.

— Возьмите, дедушка, — вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.

И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.

Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:

— Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!

— Ешьте на здоровье, — сказала я.

— На здоровье, — повторила и Оля.

А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.

1. Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А) рассказ

Б) сказка

В) былина

Г) басня

Д) легенда

2. Когда происходили описанные события?

А) весной

Б) осенью

В) летом

Г) зимой

3. Где происходила описанная история?

А) в Колокольцах

Б) в Верхних Колокольцах

Г) между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»?

А) хозяйка

Б) перепёлка

В) соседи

Г) дети

Д) жаворонок

5. Какой самый драгоценный запах на земле?

А) запах цветов

Б) запах мёда

В) запах тёплого хлеба

Г) запах дорогих духов

6. Как считала Маруся, что на столе должно быть в первую очередь?

А) соль

Б) молоко

В) хлеб

Г) сахар

7. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпиши предложение из текста, в котором говорится, какой была девочка Оля?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как сумела рассказчица убедить Олю, что хлеб надо отдать старику. Найди ответ в тексте. Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории. Ответ к заданию запиши цифрами.

1) Встреча со стариком.

2) 1. Песня перепёлки.

3) Свежий хлеб.

4) Дорога в Верхние Колокольцы.

5) Запах тёплого хлеба.

6) Воспоминания о войне.

12. Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3-4 предложения).

Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ ответов к промежуточной аттестационной работе

Максимальный балл за выполнение каждого задания базового уровня равен 1.

Максимальный балл за задания № 11, 12 творческого характера- 2.

За неправильный или невыполненный ответ – 0 баллов.

Полностью правильно выполненная работа оценивается 14 баллами.

Номер задания

Правильный ответ. Вариант-1

Правильный ответ.

Вариант-2

Баллы

1

1

1

1

2

1

3

1

3

4

3

1

4

3

2

1

5

2

3

1

6

3

3

1

7

На реке начнёт таять и ломаться лёд.

Мы – односельчане (вариант ответа)

1

8

И наконец пришел этот желанный день и час!

Лет Оле хотя и немного, но она рослая.

1

9

Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. … Лед трескался, ломался …

Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный.

1

10

Почти до верхушек деревьев.

В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

1

11

53 1 2 4 6

3 1 4 2 6 5

2

12

Свободный ответ.

Свободный ответ.

2

Итоговый тест по литературному чтению (4 класс)

Вопрос № 1

К какому жанру относится произведение,из которого взяты слова:» Из

далекадалеча чиста поля,

Выезжал старый казак да Илья Муромец.

а) сказка в) басня

б) былина г) рассказ

Вопрос № 2

Сказка это…

а) художественное прозаическое повествовательное произведение

небольшого размера

б) русская народная эпическая песня о богатырях

в) краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с

моралью

г) повествовательное,обычно народнопоэтическое произведение о

вымышленных лицах и событиях,преимущественно с участием

волшебных,фантастических сил

Вопрос № 3

Этот герой А.С.Пушкина обращался за помощью к

месяцу,солнцу,ветру.

а) Царь Салтан в) Князь Гвидон

б) Царь Дадон г) Королевич Елисей

Вопрос № 4

Восстанови пословицу.»Чтение вот лучшее…..»

а) мышление в) учение

б) развлечение г) обучение

Вопрос № 5

Найди лишнее.

а) «Аленький цветочек» в) «Кот в сапогах»

б) «Золушка» г) «Спящая красавица»

Вопрос № 6

Найди фразеологизм.

а) язык птиц в) проглотить язык

б) русский язык г) иностранный язык

Вопрос № 7

Какую пословицу вам скажут,если вы быстро и хорошо сможете чтото

починить?

а) Вот молодец! в)Какой ты ловкий.

б) Дело мастера боится. г)Хочешь есть калачи не лежи на печи.

Вопрос № 8

Назови автора «Денискиных рассказов».

а) В.Драгунский в) В.Голявкин

б) Н.Носов г) Е.Шварц

Вопрос № 9

Дополни название произведения Е.Шварца «…..о потерянном времени».

а)рассказ в) сказка

б) повесть г) легенда

Вопрос № 10

Продолжи пословицу:» Откладывай безделье, да….»

а) очень быстро в) не откладывай дела

б) не спеши г) не будет скуки

Вопрос № 11

Что такое СИМФОНИЯ?

а) большое музыкальное произведение для оркестра

б) маленькое произведение для пианино

в) место в городе Симфа

Вопрос № 12

Что НЕ относится к литературному приёму?

а) сравнение в) противопоставление

б) олицетворение г) юмор

Вопрос № 13

Автор какого текста будет использовать сравнения, эпитеты и

олицетворения?

а) художестввенного

б) научнопознавательного

Вопрос № 14

Как М.Пришвин относится к своим героям?

а) равнодушно в) безразлично

б) зло г) подоброму

Вопрос № 15

Какие произведения «Приключения Электроника» и «Птешествие

Алисы»?

а) сказки в) стихотворения

б) фантастические рассказы г) мифы

Вопрос № 16

Из какого произведения слова:» В последний раз взглянула она на

принца полуугасшим взором,бросилась с корабля в море и

почувствовала,как тело её расплывается пеной.»?

а) «Приключения Тома Сойера» в) «Святая ночь»

б) «Русалочка» г) «В Назарете»

ОТВЕТЫ:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Переводной экзамен по химии 8 класс в форме огэ с ответами
  • Переводной экзамен по физике 8 класс в форме огэ с ответами
  • Переводной экзамен по сольфеджио 3 класс билеты
  • Переводной экзамен по русскому языку 8 класс пройти
  • Переводной экзамен по русскому языку 8 класс в форме огэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии