Экзаменационная работа 8 класс
Вариант 1
Часть 1
А1 Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с
1) гиббоном 2) шимпанзе 3) гориллой 4) орангутаном
А2.В какой доле коры головного мозга расположены центры, в которых происходит анализ зрительной информации?
1) теменной 2) височной 3) затылочной 4) лобной
А3. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной
2) кровеносной
3) выделительной
4) нервной
А4. Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая 2) лучевая 3) бедренная 4) локтевая
А5. Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт
1) выростов клеток 2) наличия одного ядра
3) двояковогнутой формы 4) ложноножек
А6. Где кровь движется с наименьшей скоростью?
1) в капиллярах
2) в плечевой артерии
3) в верхней полой вене
4) в нижней полой вене
А7. Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?
1) белок 2) ДНК 3) крахмал 4) жир
А8. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) собирательная трубка
2) почечная артерия
3) капсула нефрона
4) извитой каналец
А9. Зрачок расположен в середине
1) сетчатой оболочки 2) радужки
3) роговицы 4) белочной оболочки
А10. Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
А11. Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?
1) гастрита
2) гипертонии
3) гриппа
4) пневмонии
А12. Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?
1) яйца 2) молоко 3) фруктовый сок 4) говядина
А13. Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А14. Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе
1) роста
2) развития
3) распада веществ 4) передачи нервного импульса
А15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?
1) растворённое вещество 2) газообразное вещество
3) температуру 4) сухое вещество
В1. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро |
1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы |
2) лейкоциты |
В) образуют антитела |
|
Г) имеют форму двояковогнутого диска |
|
Д) содержат гемоглобин |
В2. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
В3. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя |
2) внутренняя |
3) фермент |
4) гормон |
5) антитело |
6) селезёнка |
7) надпочечник |
|
С1. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Таблица 1
Вес детей при рождении и детская смертность
Экзаменационная работа 8 класс
Вариант 2
Часть 1
А1. Какой признак характерен для вида Человек разумный?
1) наличие ногтей
2) развитый ствол головного мозга
3) хорошо развитый подбородок
4) объёмное зрение
А2. В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?
1) лобной 2) височной 3) затылочной 4) теменной
А3. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А4. Какой отдел позвоночника образован наименьшим числом позвонков?
1) поясничный 2) копчиковый 3) грудной 4) шейный
А5. Разрушение эритроцитов происходит в
1) красном костном мозге
2) капиллярах
3) селезёнке и печени
4) лёгких
А6. Где кровь движется с наибольшей скоростью?
1) в аорте
2) в капиллярах
3) в нижней полой вене
4) в верхней полой вене
А7. Слюнные железы — это железы внешней секреции, потому что
1) в их составе имеются дезинфицирующие вещества
2) они смачивают сухую пищу
3) в них содержатся гормоны
4) их секрет выводится по протокам в ротовую полость
А8.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец
2) собирательная трубка
3) почечная артерия
4) капсула нефрона
А9. В глазном яблоке человека за стекловидным телом следует
1) роговица 2) хрусталик
3) передняя камера 4) сетчатка
А10. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?
1) сильный, уравновешенный
2) сильный, неуравновешенный
3) слабый, неуравновешенный
4) сильный, инертный
А11. Для диагностики какого заболевания используется изображённый на фотографии глюкометр?
1) сахарного диабета
2) гигантизма
3) пневмонии
4) нефрит
А12. Какое заболевание возникает у детей, испытывающих недостаток солей кальция и фосфора в питании?
1) цинга
2) гиподинамия
3) малокровие
4) рахит
А13. Какой цифрой на рисунке обозначена потовая железа?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А14. Наибольшее количество тепла в организме человека при своей работе выделяют(-ет)
1) мозг 2) желудок
3) скелетные мышцы 4) сердце
А15. Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание горького вкуса?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
В1.Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета |
1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов |
2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей |
|
Г) кровоточивость дёсен |
|
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности |
В2. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
В3. Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) безусловный |
2) условный |
3) сильный |
4) пищеварительный тракт |
5) большие полушария |
6) постоянная связь |
7) временная связь |
|
С1. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Ответы:
Вариант 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
2 |
А7 |
3 |
А13 |
4 |
А2 |
3 |
А8 |
4 |
А14 |
3 |
А3 |
4 |
А9 |
2 |
А15 |
1 |
А4 |
3 |
А10 |
2 |
В1 |
12211 |
А5 |
3 |
А11 |
2 |
В2 |
35214 |
А6 |
1 |
А12 |
3 |
В3 |
2476 |
С1.Пояснение.
1. От 3 до 3,5 кг ИЛИ от 2,5 до 3,5 кг
2. От 3 до 3,5 кг
3. Да, давление естественного отбора есть, т. к. лучше выживают дети, имеющие среднее значение веса при рождении
Вариант 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
3 |
А7 |
4 |
А13 |
2 |
А2 |
1 |
А8 |
2 |
А14 |
3 |
А3 |
1 |
А9 |
4 |
А15 |
1 |
А4 |
2 |
А10 |
3 |
В1 |
11212 |
А5 |
3 |
А11 |
1 |
В2 |
42315 |
А6 |
1 |
А12 |
4 |
В3 |
2187 |
С1.Пояснение.
1) Ишемическая болезнь сердца
2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний
3) Гортань
Вариант
1
Выберите один
правильный ответ.
1.Как называется наука о строении человека и его органов?
1)Анатомия 2)Физиология
3)Биология 4)Гигиена
2.В чем заключена
наследственная информация организма?
1)В мембране
2)В цитоплазме 3)В ядре 4)В рибосомах
3.К какому виду ткани относится кровь?
1)К нервной 2)К эпителиальной 3)К
соединительной 4)К мышечной
4.Какая система осуществляет перенос
углекислого газа от органов и тканей в легкие?
1)Дыхательная 2)Выделительная 3) Нервная
4) Кровеносная
5.Как называется ответ организма на
раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?
1)Гормон 2) Нейрон 3)Рефлекс 4)Синапс
6.Как называется неподвижное соединение
костей?
1)Стык 2) Шов 3) Сустав 4) Хрящ
7.Назовите основное свойство мышечной
ткани?
1) Сократимость 2)Волокнистость 3) Пластичность
4)Гибкость
8.Какие клетки участвуют в переносе
кислорода от легких ко всем органам организма?
1)Эритроциты 2)Лейкоциты 3)Тромбоциты
4)Лимфоциты
9.Большой круг кровообращения начинается…
1)От левого желудочка 2)От правого
желудочка 3) От аорты 4)От левого предсердия
10. Где находится дыхательный центр?
1)В мозжечке 2)В продолговатом мозге 3)В
спином мозге 4)В среднем мозге
11. Где образуются клетки крови?
1)В правом предсердии 2)В спином мозге
3)В лимфатических узлах 4)В красном костном мозге
12. Какой орган выделяет желчь?
1)Печень 2)Желудок 3)Поджелудочная
железа 4)Аппендикс
13.Распад
и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, проходит в ходе:
1)Энергетического обмена 2)Пластического
обмена 3)Химического обмена 4)Биологического обмена
14. К каким железам относится гипофиз?
1)Внешней секреции 2)Внутренней секреции 3)Смешанной
секреции 4)Вообще не входит в число желез
15. Где находятся рецепторы слуха?
1)Во внутреннем ухе 2)В ушной
раковине 3)В лицевом отделе черепа 4)В среднем ухе.
При выполнении заданий выбери три верных
ответа
16.Что может стать причиной гипертонической
болезни человека?
1)Употребление в пищу углеводов
2)Повышенное содержание адреналина в крови
3)Ограничение животных жиров
4)Малоподвижный образ жизни
5)Сужение просвета кровеносных сосудов
6)Недостаток поваренной соли в пище.
17. Установите соответствие между процессом
пищеварения отделом пищеварительного канала, в котором он происходит
Процессы
пищеварения Отделы пищеварительного тракта
А) обработка пищевой массы желчью
Б) начало расщепления
белков 1) желудок
В) всасывание питательных
веществ 2) тонкая кишка
ворсинками 3) толстая
кишка
Г) расщепление углеводов
Д) всасывание основной части воды
18. Укажите правильную
последовательность продвижения по организму питательных веществ:
А) тонкий кишечник Б) ротовая полость В)
кровеносные сосуды
Г) клетки и ткани организма Д) желудок
19.Верны ли следующие суждения?
А. Центры зрения у человека находятся в
больших полушариях затылочной зоны.
Б. Тела нейронов находятся в сером
веществе головного мозга.
1)верно только А. 2)
верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба
суждения неверны.
20.Расположите в
правильном порядке цепь питания.В ответ запишите соответствующую
последовательность цифр.
1)ястреб лист гусенеца орёл
2) лист гусенеца ястреб орёл
3) гусенеца орёл ястреб лист
4) орёл ястреб лист лист
21. Вставьте в текст «Углеводы» пропущенные термины
из предложенного перечня,
используя
для этого цифровые обозначения.
УГЛЕВОДЫ
Углеводы
— это обширная группа _____ (А) веществ. В клетках животных углеводы составляют
не более 5% от массы сухого вещества, а в клетках _____ (Б) их количество составляет
до 90%. Глюкоза и фруктоза являются _____ (В) — бесцветными кристаллическими
веществами, хорошо растворимыми в воде и сладкими на вкус. Крахмал, гликоген и
целлюлоза нерастворимы в воде, образованы из глюкозы, не сладкие на вкус и
являются _____ (Г).
Перечень терминов:
1)
растений 2) неорганические 3) моносахарид 4) полисахарид 5) бактерии 6)
минеральные 7) гриб
органическое
Дайте краткий письменный ответ:
22. К каким последствиям может
привести нарушение работы почек?
23.Пользуясь таблицей «Аккумуляция
элементов организмами», а также используя знания из курса биологии, ответьте на
вопросы.
Аккумуляция
элементов организмами
Организмы |
Концентрация,мкг/кг. |
|||
As |
Cd |
Hg |
Pb |
|
Моллюски |
— |
30 |
30 |
4 |
Морские растения |
30 |
0,4 |
0,03 |
8 |
Морские рыбы |
11 |
5 |
102 |
10 |
Ракообразные |
100 |
6 |
2 |
— |
1)Какие из представленных организмов
больше, чем другие, накапливают кадмий?
2)В какой последовательности можно расположить
элементы по степени накопления в морской рыбе?
24. Никита, мастер
спорта по бегу, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение
двух часов (утром и вечером), активно тренируется со своими друзьями. В
свободное время между двумя тренировками парни решили пообедать в ресторане
быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Никите
оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных
блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней
одночасовой тренировки.
При выборе учтите, что Никита любит
сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также
сладкий напиток. Однако тренер просил Никиту потреблять блюда с наибольшим
содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утренней
тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Энергозатраты при
различных видах физической активности.
Виды физической активности |
Энергетическая стоимость |
Прогулка 5км/час; езда на велосипеде – |
4,5 ккал/мин |
Прогулка 5,5 км/ч.; езда на велосипеде – |
5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка 6,5 |
6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки15 км/ч.; прогулка |
7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде – |
9,5 ккал/мин |
Таблица 1
Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе
быстрого питания
25.Почему Никита обращает внимание на
содержание белков в заказанных блюдах? Укажите не менее двух аргументов.
ПЕРЕВОДНОЙ ЭКЗАМЕН
ПО БИОЛОГИИ
ученика (-цы) _______________________________________________________
МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм»
за 2013-2014 уч. год
Вариант 1
ЧАСТЬ I
К каждому из заданий даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
- Как называется наука о строении человека и его органов?
- Анатомия
- Физиология
- Биология
- Гигиена
- В чем заключена наследственная информация организма?
- В мембране
- В цитоплазме
- В ядре
- В рибосомах
- К какому виду ткани относится кровь?
- К нервной
- К эпителиальной
- К соединительной
- К мышечной
- Какая система осуществляет перенос углекислого газа от органов и тканей в легкие?
- Дыхательная
- Выделительная
- Кровеносная
- Нервная
- Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?
- Гормон
- Нейрон
- Рефлекс
- Синапс
- Как называется неподвижное соединение костей?
- Стык
- Сустав
- Шов
- Хрящ
- Назовите основное свойство мышечной ткани?
- Пластичность
- Волокнистость
- Сократимость
- Гибкость
- Какие клетки участвуют в переносе кислорода от легких ко всем органам организма?
- Эритроциты
- Лейкоциты
- Тромбоциты
- Лимфоциты
- Большой круг кровообращения начинается…
- От левого желудочка
- От правого желудочка
- От аорты
- От левого предсердия
- Где находится дыхательный центр?
- В мозжечке
- В продолговатом мозге
- В спином мозге
- В среднем мозге
- Где образуются клетки крови?
- В правом предсердии
- В спином мозге
- В лимфатических узлах
- В красном костном мозге
- Какой орган выделяет желчь?
- Печень
- Желудок
- Поджелудочная железа
- Аппендикс
- Распад и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, проходит в ходе:
- Энергетического обмена
- Пластического обмена
- Химического обмена
- Биологического обмена
- К каким железам относится гипофиз?
- Внешней секреции
- Внутренней секреции
- Смешанной секреции
- Вообще не входит в число желез
- Где находятся рецепторы слуха?
- Во внутреннем ухе
- В ушной раковине
- В лицевом отделе черепа
- В среднем ухе.
ЧАСТЬ II
При выполнении заданий выбери три верных ответа
В1 Что может стать причиной гипертонической болезни человека?
- Употребление в пищу углеводов
- Повышенное содержание адреналина в крови
- Ограничение животных жиров
- Малоподвижный образ жизни
- Сужение просвета кровеносных сосудов
- Недостаток поваренной соли в пище.
Ответ: _______________________________________________________________________
В2 Установите соответствие между процессом пищеварения отделом пищеварительного канала, в котором он происходит
Процессы пищеварения Отделы пищеварительного тракта
А) обработка пищевой массы желчью
Б) начало расщепления белков 1) желудок
В) всасывание питательных веществ 2) тонкая кишка
ворсинками 3) толстая кишка
Г) расщепление углеводов
Д) всасывание основной части воды
А |
Б |
В |
Г |
Д |
В3 Укажите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ:
А) тонкий кишечник
Б) ротовая полость
В) кровеносные сосуды
Г) клетки и ткани организма
Д) желудок
Ответ: ____________________________________________________________________
ЧАСТЬ III
Дайте краткий письменный ответ:
С1 К каким последствиям может привести нарушение работы почек?
С2 Объясните, почему необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку, принимать правильную позу и удобно сидеть за рабочим столом?
Приведите два объяснения.
Экзаменационная работа по БИОЛОГИИ
для обучающихся 8 классов
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 18 заданий.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1–А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1–В3). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Система оценивания экзаменационной работы по БИОЛОГИИ
Часть 1
За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл.
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
А1 |
3 |
А8 |
4 |
А15 |
2 |
А2 |
1 |
А9 |
4 |
||
А3 |
2 |
А10 |
3 |
||
А4 |
2 |
А11 |
2 |
||
А5 |
2 |
А12 |
2 |
||
А6 |
3 |
А13 |
4 |
||
А7 |
2 |
А14 |
4 |
№ задания |
ответ |
В1 |
256 |
В2 |
21211 |
В3 |
АГВБДЕ |
Часть 2
За верный ответ на каждое из заданий В1–В3 выставляется 2 балла.
За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.
За ответ на задание В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А15)обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.
А1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?
|
1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) измерение |
А2. Основная функция митохондрий — это синтез:
1) АТФ
2) белка
3) углеводов
4) клетчатки
А3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную
2) эндокринную
3) пищеварительную
4) выделительную
А4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?
1) нервного импульса
2) гормонов
3) ферментов
4) витаминов
А5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный
2) искусственный активный
3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный
А7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?
1) В грудном лимфатическом протоке
2) В легочной вене
3) В легочной артерии
4) В верхней полой вене
А8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?
1. Карбогемоглобин.
2. Миоглобин.
3. Карбоксигемоглобин.
4. Оксигемоглобин
А9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
А10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?
1) D 2) С 3) А 4) В1
А11. Выделительную функцию выполняют:
1) сердце, кожа, почки
2) кожа, почки, легкие
3) почки, легкие, мышцы
4) кожа, почки, желудок
A12. В коже нет рецепторов, воспринимающих
1) давление
2) равновесие
3) холод
4) тепло
А13. При сужении сосудов кожи
1) увеличивается теплопродукция
2) снижается теплопродукция
3) увеличивается теплоотдача
4) снижается теплоотдача
А14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:
1) печень
2) слюнные железы
3) сальные железы
4) гипофиз
А15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 6
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Выберите три верных ответа из шести. Внесите в бланк ответов в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
Ответ: __________________
B2. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА
A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон
Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит
В) Короткий и сильно ветвится.
Г) Участвует в образовании нервных волокон.
Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
B3. Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания
A. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
B. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.
Ответ: __________________
Аннотация:
Экзаменнационный материал составлен по программе Н.И. Сонина и состоит из трех частей: части А, включающей 25 тестовых заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; части В — из пяти заданий, 2 на выбор нескольких ответов, 2 задания на соответствие и одно задание на установление правильной последовательности биологических процессов; части С — из четырех заданий. Есть инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся.
Целевая аудитория: для 8 класса
Автор: Габитова Валентина Владимировна
Место работы: МБОУ «СОШ №4″г. Миасса
Добавил: ВалентинаГабитова
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Всего комментариев: 1
Порядок вывода комментариев:
Физкультминутки
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
14. Кровеносная система человека
а) замкнутая, сердце четырёхкамерное б) незамкнутая, сердце трёхкамерное
в) незамкнутая, сердце четырёхкамерное г) замкнутая, сердце трёхкамерное
15. Количество крови у взрослого человека
а) 3—4 литра; б) 5—6 литров; в) 7 литров; г) 2—3 литра.
16. В организме человека превращение артериальной крови в венозную,
происходит в
а) камерах сердца б) артериях большого круга кровообращения
в) венах малого круга кровообращения
г) капиллярах большого круга кровообращения
17.Спинной мозг – это часть:
а) центральной нервной системы
б) периферической нервной системы
в) видоизменённый нервной системой
18. В затылочной доле коры головного мозга находится
а) двигательная зонав) зона обонятельной чувствительности
б) слуховая зона г) зрительная зона.
19.Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой:
а) хрусталик б) роговица в) зрачок
20. Три маленькие слуховые косточки в среднем ухе называются:
а) наперсток, стремечко, наковальня
б) молоточек, наковальня, стремечко
в) уздечка, молоточек, стремечко
21. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий:
а) эмаль б) пульпа в) цемент г) дентин
22. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
а) является врожденным в) не передается по наследству
б) приобретается в течение жизни г) вырабатывается у каждой особи
23. К развитию какой болезни приводит дефицит витамина С?
а) синдром Дауна б) «куриная слепота» в) цинга г) рахит
24. Каким последствиям приведет недостаток в пище витамина D?
а) к цингеб) к замедлению роста, к «куриной слепоте»
в) к выводу солей кальция и фосфора из организма человека, к рахиту
г) к заболеванию «бери—бери» — поражению нервной системы, параличам.
25.Какое количество хромосом имеют половые клетки
а) 46 б) 23 в) 13 г) 42
Часть 2 (В)
В1.Установите последовательность расположения отделов позвоночника,
начиная с ближайшего к черепу
А) крестцовый Г) шейный
Б) грудной Д) копчиковый
В) поясничный
В2. Установите правильную последовательность прохождения пищи по
пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое
отверстие
Промежуточная аттестация по БИОЛОГИИ
8 класс 2016-2017 уч. год
Вариант 1.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий.
Часть 1 содержит 23 заданий. К каждому заданию 1–20 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Задания 21-23 с кратким ответом. Для заданий 21-23 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 2 содержит 2 задания (24 и 25), на которые следует дать развернутый ответ.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1. Тест с выбором одного правильного ответа
1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?
|
1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) измерение |
2. Основная функция митохондрий — это синтез:
1) АТФ 2) белка 3) углеводов 4) клетчатки
3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную 2) эндокринную
3) пищеварительную 4) выделительную
4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?
1) нервного импульса 2) гормонов 3) ферментов 4) витаминов
5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный 2) искусственный активный
3) естественный приобретенный 4) искусственный пассивный
7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?
1) В грудном лимфатическом протоке 2) В легочной вене
3) В легочной артерии 4) В верхней полой вене
8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?
1. Карбогемоглобин 2. Миоглобин
3. Карбоксигемоглобин 4. Оксигемоглобин
9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?
1) D 2) С 3) А 4) В1
11. Выделительную функцию выполняют:
1) сердце, кожа, почки 2) кожа, почки, легкие
3) почки, легкие, мышцы 4) кожа, почки, желудок
12. В коже нет рецепторов, воспринимающих
1) давление 2) равновесие 3) холод 4) тепло
13. При сужении сосудов кожи
1) увеличивается теплопродукция 2) снижается теплопродукция
3) увеличивается теплоотдача 4) снижается теплоотдача
14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:
1) печень 2) слюнные железы 3) сальные железы 4) гипофиз
15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 6
16. Обонятельные рецепторы у человека расположены в
1) ротовой полости 2) носовой полости
3) области мягкого неба 4) области гортани
17. Какой из приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может быть отнесен к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) поворот человеком головы на незнакомый звук
3) написание картины художником
4) отдергивание руки от горячего предмета
18. При какой травме опорно-двигательного аппарата оказывают первую медицинскую помощь с использованием действий, изображенных на рисунке?
|
1) вывих 2) перелом бедренной кости 3) разрыв связок голеностопного сустава 4) ушиб |
19. Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при
1) дальнозоркости 2) дальтонизме 3) катаракте 4) близорукости
20. Как осуществляется питание и дыхание плода человека?
1) через плаценту 2) через плодную жидкость
3) за счет запаса питательных веществ 4) через пупочный канатик
При выполнении заданий 21-23 с кратким ответом запишите ответ так, как указано в тексте задания.
21. Выберите три верных ответа из шести. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
22. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА
A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон
Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит
В) Короткий и сильно ветвится.
Г) Участвует в образовании нервных волокон.
Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.
23. Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания
1. Наружное ухо. 2. Перепонка овального окна.
3. Слуховые косточки. 4. Барабанная перепонка.
5. Жидкость в улитке. 6. Слуховые рецепторы.
Часть 2. Для ответов на задания этой части (24, 25) Запишите сначала номер задания, затем ответ к нему.
24. Прочтите текст «Механизм иммунитета». Дайте ответ на вопросы: Какова заслуга ученых в развитие иммунологии? Какие клетки обеспечивают неспецифический клеточный иммунитет, какие — специфический? В чем различие действия неспецифического и специфического иммунитета?
МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА.
Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ – антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.
Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови любые чужеродные элементы (антигены) – бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма самостоятельно, либо посылают сигнал иммунной системе, которая выделяет другие клетки, для уничтожения раковых образований. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны осуществлять эффективное обезвреживание чужеродных частиц на расстоянии, путем выработки молекул иммуноглобулина (антител) на определенные антигены, растворяя или склеивая их. Это — гуморальное звено иммунитета. Специфический иммунитет бывает врожденный и приобретенный. При приобретенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врожденном иммунитете они имеются в крови от рождения.
25. Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.
Промежуточная аттестация по БИОЛОГИИ
8 класс 2016-2017 год
Вариант 2.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий.
Часть 1 содержит 23 заданий. К каждому заданию 1–20 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Задания 21-23 с кратким ответом. Для заданий 21-23 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 2 содержит 2 задания (24 и 25), на которые следует дать развернутый ответ.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1. Тест с выбором одного правильного ответа
1. К какому отделу организма человека относится изображённый на рисунке орган?
1) малый таз 2) брюшная полость
3) грудная клетка 4) пояс верхних конечностей
2. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи
с прямохождением?
1) сформировались своды 2) срослись кости предплюсны
3) в большом пальце появились две фаланги
4) большой палец приобрёл подвижность
3. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка 2) желудок 3) глотка 4) пищевод
4. Активное всасывание основной массы питательных веществ происходит в
1) желудке 2) тонком кишечнике 3) ротовой полости 4) пищеводе
5. В чём заключается сущность дыхания?
1) в поступлении кислорода в лёгкие и удалении углекислого газа
2) в окислении органических веществ с выделением энергии
3) в создании органических соединений
4) в образовании кислорода в клетках
6. На фотографии изображён спирометр, с помощью которого проводят спирометрию. С какой целью врачи организуют данную процедуру?
1) определение артериального давления крови
2) определение уровня сахара в крови
3) определение жизненной ёмкости лёгких
4) определение состава и структуры ДНК
7. Секрет поджелудочной железы
1) регулирует водно-солевой обмен
2) содержит пищеварительные ферменты
3) создаёт кислую среду в желудке
4) убивает болезнетворные организмы
8. Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт
1) выростов клеток 2) наличия одного ядра
3) ложноножек 4) двояковогнутой формы
9. Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся
1) белки фибрин и фибриноген
2) убитые возбудители заболевания
3) ослабленные возбудители заболевания
) готовые антитела против возбудителя
10. Одна из причин малокровия у человека — это
1) жизнь в горах
2) недостаток сахара
3) недостаток железа в пище
4) повышенное содержание эритроцитов
11. К развитию какой болезни приводит дефицит витамина D?
1) цинга 2) рахит 3) гигантизм 4) синдром Дауна
12. Какая из перечисленных желёз участвует в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови человека?
1) щитовидная 2) поджелудочная 3) гипофиз 4) надпочечник
13. Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о
1) повышении скорости свёртывания крови
2) понижении давления крови
3) развивающемся малокровии
4) наличии воспалительного процесса
14. Какой цифрой на рисунке обозначен аксон?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
15. Какой вид энергии обеспечивает рост и развитие клеток в организме человека?
1) солнечная 2) химическая 3) тепловая 4) электрическая
16. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят
1) растворение солей натрия в воде
2) окисление глюкозы
3) синтез белка на рибосомах
4) синтез глюкозы в хлоропластах
17. К механической функции скелета человека относят
1) смягчение ударов при ходьбе 2) обмен минеральных солей
3) кроветворение 4) участие в иммунитете
18. Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
1) коленный 2) тазобедренный
3) локтевой 4) лучезапястный
19. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой 2) сосудистой 3) роговицей 4) радужной
20. В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наиболее высокое давление крови?
1) сонная артерия 2) капилляр альвеолы
3) нижняя полая вена 4) капилляр кожи
21. Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)
1) спинно-мозговой нерв
2) продолговатый мозг
3) нервные узлы
4) нервные сплетения
5) спинной мозг
6) мозжечок
22. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)
ПРИЗНАК |
ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) не имеют постоянной формы тела |
1) эритроциты |
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин |
2) лейкоциты |
В) обеспечивают иммунитет |
|
Г) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела |
|
Д) в зрелом состоянии не имеют ядро |
23. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр без пропусков и знаков препинания.
1) двигательный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) чувствительный нейрон
5) дыхательные мышцы
Часть 2. Для ответов на задания этой части (24, 25) Запишите сначала номер задания, затем ответ к нему.
24. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.
25. Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?
2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?
Система оценивания работы по БИОЛОГИИ
Часть 1(Вариант 1 и 2)
За верное выполнение заданий 1–20 выставляется 1 балл.
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
1 |
3 |
8 |
4 |
15 |
2 |
2 |
1 |
9 |
4 |
16 |
2 |
3 |
2 |
10 |
3 |
17 |
1 |
4 |
2 |
11 |
2 |
18 |
1 |
5 |
2 |
12 |
2 |
19 |
1 |
6 |
3 |
13 |
4 |
20 |
1 |
7 |
2 |
14 |
4 |
За верный ответ на каждое из заданий 21–23 выставляется 2 балла.
За ответ на задание 21 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания 22 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.
За ответ на задание 23 выставляется 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка, т.е. переставлены местами любые две цифры, 0 баллов – во всех остальных случаях
№ задания |
ответ |
|
21 |
256 |
|
22 |
21211 |
|
23 |
143256 |
24315 |
Часть 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа.
24. Формат ответа и критериев такой: Вариант 1
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
|
|
Правильно заполнены три элемента |
3 |
Правильно заполнены два элемента |
2 |
Правильно заполнен один элемент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Могут быть перечислены следующие проблемы:
Могут быть перечислены другие проблемы. |
|
Названы три проблемы. |
3 |
Названы любые две проблемы. |
2 |
Названа одна любая проблема. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Формат ответа и критериев такой: Вариант 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
1) Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. 2) Среда в желудке кислая (за счет соляной кислоты). 3) С помощью фистульной методики учёный В. А. Басов установил состав чистого желудочного сока без примеси пищи, механизм работы желез желудка, изменения состава и количества желудочного сока в зависимости от вида пищи и на разных этапах пищеварения. |
|
Правильно заполнены три элемента |
3 |
Правильно заполнены два элемента |
2 |
Правильно заполнен один элемент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
1) II или III. 2) Возможные варианты: Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных. 3) IV (четвёртой) |
|
Названы три проблемы. |
3 |
Названы любые две проблемы. |
2 |
Названа одна любая проблема. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Примерная шкала перевода первичного балла
за выполнение контрольной работы по БИОЛОГИИ для 8-го класса
в отметку по 5-ти балльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичный балл |
0-10 |
11-20 |
21-26 |
27-32 |