Переводной экзамен по биологии 8 класс в форме огэ с ответами

Экзаменационная работа 8 класс

Вариант 1

Часть 1

А1 Из со­вре­мен­ных че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян че­ло­век имеет наи­боль­шее род­ство с

1) гиб­бо­ном 2) шим­пан­зе 3) го­рил­лой 4) оран­гу­та­ном

А2.В какой доле коры го­лов­но­го мозга рас­по­ло­же­ны цен­тры, в ко­то­рых про­ис­хо­дит ана­лиз зри­тель­ной ин­фор­ма­ции?

 1) те­мен­ной 2) ви­соч­ной 3) за­ты­лоч­ной 4) лоб­ной

А3. Ос­но­вой какой си­сте­мы яв­ля­ет­ся изоб­ражённая на ри­сун­ке клет­ка?

 1) мы­шеч­ной

2) кро­ве­нос­ной

3) вы­де­ли­тель­ной

4) нерв­ной

А4. Какая кость в ске­ле­те че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся самой круп­ной?

1) боль­шая бер­цо­вая 2) лу­че­вая 3) бед­рен­ная 4) лок­те­вая

А5. Эрит­ро­ци­ты крови имеют боль­шую по­верх­ность за счёт

1) вы­ро­стов кле­ток 2) на­ли­чия од­но­го ядра

3) дво­я­ко­во­гну­той формы 4) лож­но­но­жек

А6.  Где кровь дви­жет­ся с наи­мень­шей ско­ро­стью?

1) в ка­пил­ля­рах

2) в пле­че­вой ар­те­рии

3) в верх­ней полой вене

4) в ниж­ней полой вене

А7.  Какое ве­ще­ство на­чи­на­ет рас­щеп­лять­ся под дей­стви­ем фер­мен­тов в ро­то­вой по­ло­сти че­ло­ве­ка?

1) белок 2) ДНК 3) крах­мал 4) жир

А8. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

 1) со­би­ра­тель­ная труб­ка

2) по­чеч­ная ар­те­рия

3) кап­су­ла нефро­на

4) из­ви­той ка­на­лец

А9.  Зра­чок рас­по­ло­жен в се­ре­ди­не

1) сет­ча­той обо­лоч­ки 2) ра­дуж­ки

3) ро­го­ви­цы 4) бе­лоч­ной обо­лоч­ки

А10. Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром врождённого ре­флек­са у че­ло­ве­ка?

1) дви­же­ние пе­ше­хо­да на зелёный сиг­нал све­то­фо­ра

2) суже­ние зрач­ка при по­па­да­нии в ярко освещённое по­ме­ще­ние

3) вы­де­ле­ние же­лу­доч­но­го сока на запах пищи

4) воз­ник­но­ве­ние обиды на от­мет­ку «2», по­став­лен­ную пе­да­го­гом

А11. Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся дан­ный ме­ди­цин­ский при­бор?

 1) га­стри­та

2) ги­пер­то­нии

3) грип­па

4) пнев­мо­нии

А12. Иван болен диа­бе­том. Какой из сле­ду­ю­щих про­дук­тов он дол­жен упо­треб­лять с боль­шой осто­рож­но­стью?

1) яйца 2) мо­ло­ко 3) фрук­то­вый сок 4) го­вя­ди­на

А13. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на саль­ная же­ле­за?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А14. Не­об­хо­ди­мую для жиз­не­де­я­тель­но­сти энер­гию че­ло­век по­лу­ча­ет в про­цес­се

1) роста

2) раз­ви­тия

3) рас­па­да ве­ществ 4) пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са

А15.  Что вос­при­мут изоб­ражённые на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные клет­ки?

1) рас­творённое ве­ще­ство 2) га­зо­об­раз­ное ве­ще­ство

3) тем­пе­ра­ту­ру 4) сухое ве­ще­ство

В1.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток крови, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

              ПРИ­ЗНАК         

ТИП КЛЕ­ТОК КРОВИ

A) в зре­лом со­сто­я­нии от­сут­ству­ет ядро

1) эрит­ро­ци­ты

Б) по­гло­ща­ют и пе­ре­ва­ри­ва­ют чу­же­род­ные ча­сти­цы    

2) лей­ко­ци­ты

В) об­ра­зу­ют ан­ти­те­ла

Г) имеют форму дво­я­ко­во­гну­то­го диска

Д) со­дер­жат ге­мо­гло­бин

В2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы пи­ще­ва­ре­ния, про­ис­хо­дя­щие у боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих после по­па­да­ния пищи в ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь

2) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи в ки­шеч­ни­ке под вли­я­ни­ем ки­шеч­но­го сока, под­же­лу­доч­но­го сока и желчи

3) из­мель­че­ние пищи зу­ба­ми и её из­ме­не­ние под вли­я­ни­ем слюны

4) по­ступ­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в ор­га­ны и ткани тела

5) пе­ре­ход пищи в же­лу­док и её пе­ре­ва­ри­ва­ние же­лу­доч­ным соком

В3. Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют раз­лич­ные си­сте­мы ор­га­нов, среди них — пи­ще­ва­ри­тель­ная, ды­ха­тель­ная, кро­ве­нос­ная и др. Эн­до­крин­ная си­сте­ма — это си­сте­ма жёлез ___________ (А) сек­ре­ции. Они вы­де­ля­ют в кровь осо­бые хи­ми­че­ские ве­ще­ства — ___________ (Б). Так, ад­ре­на­лин вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ___________ (В). Бла­го­да­ря дру­гой си­сте­ме ор­га­нов, им­мун­ной, в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка создаётся им­му­ни­тет. К ор­га­нам им­мун­ной си­сте­мы от­но­сят кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вую же­ле­зу, ___________ (Г) и др.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) внеш­няя

2) внут­рен­няя

3) фер­мент

4) гор­мон

5) ан­ти­те­ло

6) селезёнка

7) над­по­чеч­ник

8) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

С1.  Бри­тан­ские учёные в те­че­ние 12 лет про­во­ди­ли ис­сле­до­ва­ние, в ко­то­ром участ­во­ва­ли 3760 мла­ден­цев, рождённых в одной из боль­ниц Лон­до­на. Со­би­ра­лись дан­ные о весе детей при рож­де­нии и дан­ные о ран­ней смерт­но­сти. Целью ис­сле­до­ва­ния было опре­де­лить, есть ли воз­дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра на массу детей при рож­де­нии. В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о весе мла­ден­цев при рож­де­нии и про­цент мла­ден­цев, умер­ших в воз­расте до 4 ме­ся­цев.

Изу­чи­те таб­ли­цу 1 и от­веть­те на во­про­сы:

1. Какой вес имело боль­шин­ство детей при рож­де­нии?

2. Дети ка­ко­го веса имели наи­мень­шую ран­нюю смерт­ность?

3. Как Вы счи­та­е­те, су­ще­ству­ет ли дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра на вес детей при рож­де­нии? Ответ по­яс­ни­те.

Таб­ли­ца 1

Вес детей при рож­де­нии и дет­ская смерт­ность

Экзаменационная работа 8 класс

Вариант 2

Часть 1

А1. Какой при­знак ха­рак­те­рен для вида Че­ло­век ра­зум­ный?

1) на­ли­чие ног­тей

2) раз­ви­тый ствол го­лов­но­го мозга

3) хо­ро­шо раз­ви­тый под­бо­ро­док

4) объёмное зре­ние

А2. В какой доле коры го­лов­но­го мозга рас­по­ло­же­ны цен­тры, кон­тро­ли­ру­ю­щие про­из­воль­ные дви­же­ния?

1) лоб­ной 2) ви­соч­ной 3) за­ты­лоч­ной 4) те­мен­ной

А3. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен денд­рит?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А4. Какой отдел по­зво­ноч­ни­ка об­ра­зо­ван наи­мень­шим чис­лом по­звон­ков?

1) по­яс­нич­ный 2) коп­чи­ко­вый 3) груд­ной 4) шей­ный

А5. Раз­ру­ше­ние эрит­ро­ци­тов про­ис­хо­дит в

1) крас­ном кост­ном мозге

2) ка­пил­ля­рах

3) селезёнке и пе­че­ни

4) лёгких

А6. Где кровь дви­жет­ся с наи­боль­шей ско­ро­стью?

1) в аорте

2) в ка­пил­ля­рах

3) в ниж­ней полой вене

4) в верх­ней полой вене

А7. Слюн­ные же­ле­зы — это же­ле­зы внеш­ней сек­ре­ции, по­то­му что

1) в их со­ста­ве име­ют­ся дез­ин­фи­ци­ру­ю­щие ве­ще­ства

2) они сма­чи­ва­ют сухую пищу

3) в них со­дер­жат­ся гор­мо­ны

4) их сек­рет вы­во­дит­ся по про­то­кам в ро­то­вую по­лость

А8.Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

1) из­ви­той ка­на­лец

2) со­би­ра­тель­ная труб­ка

3) по­чеч­ная ар­те­рия

4) кап­су­ла нефро­на

А9.  В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за стек­ло­вид­ным телом сле­ду­ет

1) ро­го­ви­ца 2) хру­ста­лик

3) пе­ред­няя ка­ме­ра 4) сет­чат­ка

А10. Какой тип нерв­ной си­сте­мы ха­рак­те­рен для ме­лан­хо­ли­ка?

 1) силь­ный, урав­но­ве­шен­ный

2) силь­ный, не­урав­но­ве­шен­ный

3) сла­бый, не­урав­но­ве­шен­ный

4) силь­ный, инерт­ный

А11.  Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся изоб­ражённый на фо­то­гра­фии глю­ко­метр?

1) са­хар­но­го диа­бе­та

2) ги­ган­тиз­ма

3) пнев­мо­нии

4) неф­ри­т

А12. Какое за­бо­ле­ва­ние воз­ни­ка­ет у детей, ис­пы­ты­ва­ю­щих не­до­ста­ток солей каль­ция и фос­фо­ра в пи­та­нии?

 1) цинга

2) ги­по­ди­на­мия

3) ма­ло­кро­вие

4) рахит

А13. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­то­вая же­ле­за?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А14. Наи­боль­шее ко­ли­че­ство тепла в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при своей ра­бо­те вы­де­ля­ют(-ет)

1) мозг 2) же­лу­док

3) ске­лет­ные мышцы 4) серд­це

А15.  Какой циф­рой на ри­сун­ке от­ме­че­на зона языка, от­ве­ча­ю­щая за рас­по­зна­ва­ние горь­ко­го вкуса?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

В1.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом ави­та­ми­но­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

              ПРИ­ЗНАК         

ТИП АВИ­ТА­МИ­НО­ЗА

A) сни­же­ние им­му­ни­те­та

1) не­до­ста­ток ви­та­ми­на С

Б) вы­па­де­ние зубов

2) не­до­ста­ток ви­та­ми­на D

В) раз­мяг­че­ние и де­фор­ма­ция ко­стей че­ре­па и ко­неч­но­стей   

Г) кро­во­то­чи­вость дёсен

Д) на­ру­ше­ние мы­шеч­ной и нерв­ной де­я­тель­но­сти

В2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги ко­лен­но­го ре­флек­са че­ло­ве­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) дви­га­тель­ный ней­рон

2) чув­стви­тель­ный ней­рон

3) спин­ной мозг

4) ре­цеп­то­ры су­хо­жи­лия

5) четырёхгла­вая мышца бедра

В3. Вставь­те в текст «Фор­ми­ро­ва­ние услов­но­го ре­флек­са» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 ФОР­МИ­РО­ВА­НИЕ УСЛОВ­НО­ГО РЕ­ФЛЕК­СА

Вы­ра­бот­ка услов­но­го слю­но­от­де­ли­тель­но­го ре­флек­са на­чи­на­ет­ся с по­да­чи бу­ду­ще­го ___________ (А) раз­дра­жи­те­ля, на­при­мер за­жи­га­ния лам­поч­ки. После этого жи­вот­но­му дают пищу — ___________ (Б) раз­дра­жи­тель. Пища вы­зы­ва­ет воз­буж­де­ние в ___________ (В), и вы­де­ля­ет­ся слюна. Если дан­ную про­це­ду­ру по­вто­рить не­сколь­ко раз, то по­сте­пен­но между зри­тель­ным и пи­ще­вым цен­тра­ми об­ра­зу­ет­ся ___________ (Г), что сви­де­тель­ству­ет о сфор­ми­ро­ван­но­сти услов­но­го ре­флек­са.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) без­услов­ный

2) услов­ный

3) силь­ный

4) пи­ще­ва­ри­тель­ный тракт

5) боль­шие по­лу­ша­рия

6) по­сто­ян­ная связь

7) вре­мен­ная связь

8) про­дол­го­ва­тый мозг

С1. По дан­ным де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния мно­гие за­бо­ле­ва­ния, в том числе рак лёгких и гор­та­ни, эм­фи­зе­ма лег­ких и ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца свя­за­ны с ку­ре­ни­ем. В таб­ли­це пред­став­ле­ны дан­ные, от­ра­жа­ю­щие эту за­ви­си­мость в про­цен­тах от числа об­сле­до­ван­ных людей. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1) Какое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет наи­боль­ший риск, как для не­ку­ря­щих, так и для ку­ря­щих людей?

2) Не­ко­то­рые за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют у людей, ра­бо­та­ю­щих в за­грязнённой среде. Какие ор­га­ны в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны риску за­бо­ле­ва­ния у ку­риль­щи­ков?

3) Какой из ор­га­нов по дан­ным таб­ли­цы стра­да­ет от рака в боль­шей сте­пе­ни в ре­зуль­та­те ку­ре­ния?

Ответы:

Вариант 1

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

2

А7

3

А13

4

А2

3

А8

4

А14

3

А3

4

А9

2

А15

1

А4

3

А10

2

В1

12211

А5

3

А11

2

В2

35214

А6

1

А12

3

В3

2476

С1.По­яс­не­ние.

1. От 3 до 3,5 кг ИЛИ от 2,5 до 3,5 кг

2. От 3 до 3,5 кг

3. Да, дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра есть, т. к. лучше вы­жи­ва­ют дети, име­ю­щие сред­нее зна­че­ние веса при рож­де­нии

Вариант 2

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

3

А7

4

А13

2

А2

1

А8

2

А14

3

А3

1

А9

4

А15

1

А4

2

А10

3

В1

11212

А5

3

А11

1

В2

42315

А6

1

А12

4

В3

2187

С1.По­яс­не­ние.

1) Ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца

2) Ку­ре­ние уве­ли­чи­ва­ет риск воз­ник­но­ве­ния лёгоч­ных за­бо­ле­ва­ний

3) Гор­тань

Вариант
1

Выберите один
правильный ответ.

1.Как называется наука о строении человека и его органов?

1)Анатомия  2)Физиология  
3)Биология   4)Гигиена

2.В чем заключена
наследственная информация организма?

1)В мембране     
2)В цитоплазме    3)В ядре      4)В рибосомах

3.К какому виду ткани относится кровь?

1)К нервной    2)К эпителиальной     3)К
соединительной      4)К мышечной

4.Какая система осуществляет перенос
углекислого газа от органов и тканей в легкие?

1)Дыхательная    2)Выделительная    3) Нервная    
4) Кровеносная

5.Как называется ответ организма на
раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1)Гормон    2) Нейрон    3)Рефлекс    4)Синапс

6.Как называется неподвижное соединение
костей?

1)Стык    2) Шов 3)  Сустав  4) Хрящ

7.Назовите основное свойство мышечной
ткани?

1) Сократимость 2)Волокнистость    3)  Пластичность  
4)Гибкость

8.Какие клетки участвуют в переносе
кислорода от легких ко всем органам организма?

1)Эритроциты       2)Лейкоциты      3)Тромбоциты       
4)Лимфоциты

9.Большой круг кровообращения начинается…

1)От левого желудочка      2)От правого
желудочка     3) От аорты      4)От левого предсердия

10. Где находится дыхательный центр?

1)В мозжечке     2)В продолговатом мозге    3)В
спином мозге       4)В среднем мозге

11. Где образуются клетки крови?

1)В правом предсердии     2)В спином мозге   
3)В лимфатических узлах    4)В красном костном мозге

12. Какой орган выделяет желчь?

1)Печень      2)Желудок    3)Поджелудочная
железа    4)Аппендикс

13.Распад
и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, проходит в ходе:

1)Энергетического обмена   2)Пластического
обмена  3)Химического обмена   4)Биологического обмена

14. К каким железам относится гипофиз?

1)Внешней секреции  2)Внутренней секреции  3)Смешанной
секреции  4)Вообще не входит в число желез

15. Где находятся рецепторы слуха?

1)Во внутреннем ухе       2)В ушной
раковине      3)В лицевом отделе черепа    4)В среднем ухе.

При выполнении заданий выбери три верных
ответа

16.Что может стать причиной гипертонической
болезни человека?

1)Употребление в пищу углеводов

2)Повышенное содержание адреналина в крови

3)Ограничение животных жиров

4)Малоподвижный образ жизни

5)Сужение просвета кровеносных сосудов

6)Недостаток поваренной соли в пище.

17. Установите соответствие между процессом
пищеварения отделом пищеварительного канала, в котором он происходит

            Процессы
пищеварения                                  Отделы пищеварительного тракта

А) обработка пищевой массы желчью

Б) начало расщепления
белков                               1) желудок

В) всасывание питательных
веществ                     2) тонкая кишка

    
ворсинками                                                          3) толстая
кишка

Г) расщепление углеводов

Д) всасывание основной части воды         

18. Укажите правильную
последовательность продвижения по организму питательных веществ:

А) тонкий кишечник    Б) ротовая полость   В)
кровеносные сосуды

Г) клетки и ткани организма      Д) желудок

19.Верны ли следующие суждения?

А. Центры  зрения у человека находятся в
больших полушариях затылочной зоны.

Б. Тела нейронов находятся  в сером
веществе головного мозга.

1)верно только А.                        2)
верно только Б

3)верны оба суждения                4)оба
суждения неверны.

20.Расположите в
правильном порядке цепь питания.В ответ запишите соответствующую
последовательность цифр.

1)ястреб       лист      гусенеца     орёл

2) лист     гусенеца      ястреб    орёл

3) гусенеца     орёл      ястреб      лист     

4) орёл      ястреб       лист       лист

21. Вставьте в текст «Углеводы» пропущенные термины
из предложенного перечня,

используя
для этого цифровые обозначения.

УГЛЕВОДЫ

Углеводы
— это обширная группа _____ (А) веществ. В клетках животных углеводы составляют
не более 5% от массы сухого вещества, а в клетках _____ (Б) их количество составляет
до 90%. Глюкоза и фруктоза являются _____ (В) — бесцветными кристаллическими
веществами, хорошо растворимыми в воде и сладкими на вкус. Крахмал, гликоген и
целлюлоза нерастворимы в воде, образованы из глюкозы, не сладкие на вкус и
являются _____ (Г).

Перечень терминов:

1)
растений  2) неорганические  3) моносахарид  4) полисахарид  5) бактерии  6)
минеральные 7) гриб

8) органическое

Дайте краткий письменный ответ:

 22. К каким последствиям может
привести нарушение работы почек?

23.Пользуясь таблицей «Аккумуляция
элементов организмами», а также используя знания из курса биологии, ответьте на
вопросы.

Аккумуляция 
элементов организмами

Организмы

Концентрация,мкг/кг.

As

Cd

Hg

Pb

Моллюски

30

30

4

Морские  растения

30

0,4

0,03

8

Морские  рыбы

11

5

102

10

Ракообразные

100

6

2

1)Какие из представленных организмов
больше, чем другие, накапливают кадмий?

2)В какой  последовательности можно  расположить
элементы по степени  накопления в морской рыбе?

24. Никита, мастер
спорта по бегу, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение
двух часов (утром и вечером), активно тренируется со своими друзьями. В
свободное время между двумя тренировками   парни  решили пообедать в ресторане
быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите   Никите
оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных
блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней 
одночасовой  тренировки.

       
При выборе учтите, что Никита  любит
сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также
сладкий напиток. Однако тренер просил  Никиту  потреблять блюда с наибольшим
содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней
тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Энергозатраты при
различных видах физической активности.

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка 5км/час; езда на велосипеде –
10км/час;волейбол любительский;стрельба из лука;гребля народная.

4,5  ккал/мин

Прогулка 5,5 км/ч.; езда на велосипеде –
13км/час; настольный тенисс.

5,5  ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка 6,5
км/час; езда на велосипеде – 16 км/час; каноэ 6,5 км/час; верховая езда —
быстрая рысь.

6,5  ккал/мин

Роликовые коньки15 км/ч.; прогулка
8км/ч.; езда на велосипеде – 17,5км/час; бадминтон-соревнования; большой
тенисс-одиночный разряд;лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи.

7,5  ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде –
19км/час;баскетбол;энергичный спуск с горы на лыжах; хоккей с шайбой;
футбол;игра с мячом в воде.

9,5  ккал/мин

Таблица  1

 Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе
быст­ро­го пи­та­ния

Описание: https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3706

25.Почему Никита обращает внимание на
содержание белков  в заказанных блюдах? Укажите не менее  двух аргументов.

ПЕРЕВОДНОЙ ЭКЗАМЕН

ПО БИОЛОГИИ

ученика (-цы) _______________________________________________________

МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм»

за 2013-2014 уч. год

Вариант 1

ЧАСТЬ I

К каждому из заданий даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

  1. Как называется наука о строении человека и его органов?
  1. Анатомия
  2. Физиология
  3. Биология
  4. Гигиена
  1. В чем заключена наследственная информация организма?
  1. В мембране
  2. В цитоплазме
  3. В ядре
  4. В рибосомах
  1. К какому виду ткани относится кровь?
  1. К нервной
  2. К эпителиальной
  3. К соединительной
  4. К мышечной
  1. Какая система осуществляет перенос углекислого газа от органов и тканей в легкие?
  1. Дыхательная
  2. Выделительная
  3. Кровеносная
  4. Нервная
  1. Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?
  1. Гормон
  2. Нейрон
  3. Рефлекс
  4. Синапс
  1. Как называется неподвижное соединение костей?
  1. Стык
  2. Сустав
  3. Шов
  4. Хрящ
  1. Назовите основное свойство мышечной ткани?
  1. Пластичность
  2. Волокнистость
  3. Сократимость
  4. Гибкость
  1. Какие клетки участвуют в переносе кислорода от легких ко всем органам организма?
  1. Эритроциты
  2. Лейкоциты
  3. Тромбоциты
  4. Лимфоциты
  1. Большой круг кровообращения начинается…
  1. От левого желудочка
  2. От правого желудочка
  3. От аорты
  4. От левого предсердия
  1.  Где находится дыхательный центр?
  1. В мозжечке
  2. В продолговатом мозге
  3. В спином мозге
  4. В среднем мозге
  1.  Где образуются клетки крови?
  1. В правом предсердии
  2. В спином мозге
  3. В лимфатических узлах
  4. В красном костном мозге
  1.  Какой орган выделяет желчь?
  1. Печень
  2. Желудок
  3. Поджелудочная железа
  4. Аппендикс
  1.  Распад и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, проходит в ходе:
  1. Энергетического обмена
  2. Пластического обмена
  3. Химического обмена
  4. Биологического обмена
  1.  К каким железам относится гипофиз?
  1. Внешней секреции
  2. Внутренней секреции
  3. Смешанной секреции
  4. Вообще не входит в число желез
  1.  Где находятся рецепторы слуха?
  1. Во внутреннем ухе
  2. В ушной раковине
  3. В лицевом отделе черепа
  4. В среднем ухе.

ЧАСТЬ II

        При выполнении заданий выбери три верных ответа

В1 Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

  1. Употребление в пищу углеводов
  2. Повышенное содержание адреналина в крови
  3. Ограничение животных жиров
  4. Малоподвижный образ жизни
  5. Сужение просвета кровеносных сосудов
  6. Недостаток поваренной соли в пище.

Ответ: _______________________________________________________________________

В2 Установите соответствие между процессом пищеварения отделом пищеварительного канала, в котором он происходит

        Процессы пищеварения                                  Отделы пищеварительного тракта

А) обработка пищевой массы желчью

Б) начало расщепления белков                               1) желудок

В) всасывание питательных веществ                     2) тонкая кишка

     ворсинками                                                          3) толстая кишка

Г) расщепление углеводов

Д) всасывание основной части воды          

А

Б

В

Г

Д

В3 Укажите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ:

А) тонкий кишечник

Б) ротовая полость

В) кровеносные сосуды

Г) клетки и ткани организма

Д) желудок

Ответ: ____________________________________________________________________

ЧАСТЬ III

Дайте краткий письменный ответ:

С1     К каким последствиям может привести нарушение работы почек?

С2   Объясните, почему необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку, принимать правильную позу и удобно сидеть за рабочим столом?

     Приведите два объяснения.

Экзаменационная работа по БИОЛОГИИ

для обучающихся 8 классов

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 18 заданий.

Часть 1 содержит 15 заданий (А1–А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1–В3). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Система оценивания экзаменационной работы по БИОЛОГИИ

Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

А1

3

А8

4

А15

2

А2

1

А9

4

А3

2

А10

3

А4

2

А11

2

А5

2

А12

2

А6

3

А13

4

А7

2

А14

4

№ задания

ответ

В1

256

В2

21211

В3

АГВБДЕ

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1–В3 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.

За ответ на задание В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А15)обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.

А1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?

1) моделирование

2) наблюдение

3) эксперимент

4) измерение

А2. Основная функция митохондрий — это синтез:

1) АТФ

2) белка

3) углеводов

4) клетчатки

А3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?

1) кровеносную

2) эндокринную

3) пищеварительную

4) выделительную

А4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?

1) нервного импульса

2) гормонов

3) ферментов

4) витаминов

А5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врожденный

2) искусственный активный

3) естественный приобретенный

4) искусственный пассивный

А7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?

1) В грудном лимфатическом протоке

2) В легочной вене

3) В легочной артерии

4) В верхней полой вене

А8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?

1. Карбогемоглобин.

2. Миоглобин.

3. Карбоксигемоглобин.

4. Оксигемоглобин

А9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1) участвуют в образовании витаминов

2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания

3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества

4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей

А10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?

1) D 2) С 3) А 4) В1

А11. Выделительную функцию выполняют:

1) сердце, кожа, почки

2) кожа, почки, легкие

3) почки, легкие, мышцы

4) кожа, почки, желудок

A12. В коже нет рецепторов, воспринимающих

1) давление

2) равновесие

3) холод

4) тепло

А13. При сужении сосудов кожи

1) увеличивается теплопродукция

2) снижается теплопродукция

3) увеличивается теплоотдача

4) снижается теплоотдача

А14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:

1) печень

2) слюнные железы

3) сальные железы

4) гипофиз

А15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 6

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три верных ответа из шести. Внесите в бланк ответов в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)

Гладкая мышечная ткань, в отличие от попе­речнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3) обладает большей скоростью и энергией сокра­щения;

4) составляет основу скелетной мускулатуры;

5) располагается в стенках внутренних органов;

6) сокращается и расслабляется медленно, ритмич­но, непроизвольно.

Ответ: __________________

B2. Установите соответствие между типом от­ростков нейрона и их строением и функциями.

Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА

A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон

Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит

В) Короткий и сильно ветвится.

Г) Участвует в образовании нервных волокон.

Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

А

Б

В

Г

Д

B3. Укажите последовательность передачи звуко­вых колебаний к рецепторам слухового анализа­тора. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания

A. Наружное ухо.

Б. Перепонка овального окна.

B. Слуховые косточки.

Г. Барабанная перепонка.

Д. Жидкость в улитке.

Е. Слуховые рецепторы.

Ответ: __________________


Аннотация:

Экзаменнационный материал составлен по программе Н.И. Сонина и состоит из трех частей: части А, включающей 25 тестовых заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; части В — из пяти заданий, 2 на выбор нескольких ответов, 2 задания на соответствие и одно задание на установление правильной последовательности биологических процессов; части С — из четырех заданий. Есть инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся.

Целевая аудитория: для 8 класса

Автор: Габитова Валентина Владимировна
Место работы: МБОУ «СОШ №4″г. Миасса
Добавил: ВалентинаГабитова

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 1

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

14. Кровеносная система человека

а) замкнутая, сердце четырёхкамерное б) незамкнутая, сердце трёхкамерное

в) незамкнутая, сердце четырёхкамерное г) замкнутая, сердце трёхкамерное

15. Количество крови у взрослого человека

а) 34 литра; б) 56 литров; в) 7 литров; г) 23 литра.

16. В организме человека превращение артериальной крови в венозную,

происходит в

а) камерах сердца б) артериях большого круга кровообращения

в) венах малого круга кровообращения

г) капиллярах большого круга кровообращения

17.Спинной мозг – это часть:

а) центральной нервной системы

б) периферической нервной системы

в) видоизменённый нервной системой

18. В затылочной доле коры головного мозга находится

а) двигательная зонав) зона обонятельной чувствительности

б) слуховая зона г) зрительная зона.

19.Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой:

а) хрусталик б) роговица в) зрачок

20. Три маленькие слуховые косточки в среднем ухе называются:

а) наперсток, стремечко, наковальня

б) молоточек, наковальня, стремечко

в) уздечка, молоточек, стремечко

21. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий:

а) эмаль б) пульпа в) цемент г) дентин

22. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

а) является врожденным в) не передается по наследству

б) приобретается в течение жизни г) вырабатывается у каждой особи

23. К развитию какой болезни приводит дефицит витамина С?

а) синдром Дауна б) «куриная слепота» в) цинга г) рахит

24. Каким последствиям приведет недостаток в пище витамина D?

а) к цингеб) к замедлению роста, к «куриной слепоте»

в) к выводу солей кальция и фосфора из организма человека, к рахиту

г) к заболеванию «берибери» поражению нервной системы, параличам.

25.Какое количество хромосом имеют половые клетки

а) 46 б) 23 в) 13 г) 42

Часть 2 (В)

В1.Установите последовательность расположения отделов позвоночника,

начиная с ближайшего к черепу

А) крестцовый Г) шейный

Б) грудной Д) копчиковый

В) поясничный

В2. Установите правильную последовательность прохождения пищи по

пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое

отверстие

Промежуточная аттестация по БИОЛОГИИ

8 класс 2016-2017 уч. год

Вариант 1.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий.

Часть 1 содержит 23 заданий. К каждому заданию 1–20 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Задания 21-23 с кратким ответом. Для заданий 21-23 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Часть 2 содержит 2 задания (24 и 25), на которые следует дать развернутый ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1. Тест с выбором одного правильного ответа

1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?

1) моделирование

2) наблюдение

3) эксперимент

4) измерение

2. Основная функция митохондрий — это синтез:

1) АТФ 2) белка 3) углеводов 4) клетчатки

3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?

1) кровеносную 2) эндокринную

3) пищеварительную 4) выделительную

4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?

1) нервного импульса 2) гормонов 3) ферментов 4) витаминов

5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врожденный 2) искусственный активный

3) естественный приобретенный 4) искусственный пассивный

7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?

1) В грудном лимфатическом протоке 2) В легочной вене

3) В легочной артерии 4) В верхней полой вене

8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?

1. Карбогемоглобин 2. Миоглобин

3. Карбоксигемоглобин 4. Оксигемоглобин

9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1) участвуют в образовании витаминов

2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания

3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества

4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей

10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?

1) D 2) С 3) А 4) В1

11. Выделительную функцию выполняют:

1) сердце, кожа, почки 2) кожа, почки, легкие

3) почки, легкие, мышцы 4) кожа, почки, желудок

12. В коже нет рецепторов, воспринимающих

1) давление 2) равновесие 3) холод 4) тепло

13. При сужении сосудов кожи

1) увеличивается теплопродукция 2) снижается теплопродукция

3) увеличивается теплоотдача 4) снижается теплоотдача

14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:

1) печень 2) слюнные железы 3) сальные железы 4) гипофиз

15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 6

16. Обонятельные рецепторы у человека расположены в

1) ротовой полости 2) носовой полости

3) области мягкого неба 4) области гортани

17. Какой из приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может быть отнесен к условно-рефлекторной?

1) соблюдение привычного режима дня

2) поворот человеком головы на незнакомый звук

3) написание картины художником

4) отдергивание руки от горячего предмета

18. При какой травме опорно-двигательного аппарата оказывают первую медицинскую помощь с использованием действий, изображенных на рисунке?

1) вывих

2) перелом бедренной кости

3) разрыв связок голеностопного сустава

4) ушиб

19. Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при

1) дальнозоркости 2) дальтонизме 3) катаракте 4) близорукости

20. Как осуществляется питание и дыхание плода человека?

1) через плаценту 2) через плодную жидкость

3) за счет запаса питательных веществ 4) через пупочный канатик

При выполнении заданий 21-23 с кратким ответом запишите ответ так, как указано в тексте задания.

21. Выберите три верных ответа из шести. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)

Гладкая мышечная ткань, в отличие от попе­речнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3) обладает большей скоростью и энергией сокра­щения;

4) составляет основу скелетной мускулатуры;

5) располагается в стенках внутренних органов;

6) сокращается и расслабляется медленно, ритмич­но, непроизвольно.

22. Установите соответствие между типом от­ростков нейрона и их строением и функциями.

Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА

A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон

Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит

В) Короткий и сильно ветвится.

Г) Участвует в образовании нервных волокон.

Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

23. Укажите последовательность передачи звуко­вых колебаний к рецепторам слухового анализа­тора. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания

1. Наружное ухо. 2. Перепонка овального окна.

3. Слуховые косточки. 4. Барабанная перепонка.

5. Жидкость в улитке. 6. Слуховые рецепторы.

Часть 2. Для ответов на задания этой части (24, 25) Запишите сначала номер задания, затем ответ к нему.

24. Прочтите текст «Механизм иммунитета». Дайте ответ на вопросы: Какова заслуга ученых в развитие иммунологии? Какие клетки обеспечивают неспецифический клеточный иммунитет, какие — специфический? В чем различие действия неспецифического и специфического иммунитета?

МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА.

Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ – антител.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.

Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови любые чужеродные элементы (антигены) – бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма самостоятельно, либо посылают сигнал иммунной системе, которая выделяет другие клетки, для уничтожения раковых образований. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны осуществлять эффективное обезвреживание чужеродных частиц на расстоянии, путем выработки молекул иммуноглобулина (антител) на определенные антигены, растворяя или склеивая их. Это — гуморальное звено иммунитета. Специфический иммунитет бывает врожденный и приобретенный. При приобретенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врожденном иммунитете они имеются в крови от рождения.

25. Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.

Промежуточная аттестация по БИОЛОГИИ

8 класс 2016-2017 год

Вариант 2.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий.

Часть 1 содержит 23 заданий. К каждому заданию 1–20 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Задания 21-23 с кратким ответом. Для заданий 21-23 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.

Часть 2 содержит 2 задания (24 и 25), на которые следует дать развернутый ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1. Тест с выбором одного правильного ответа

1. К ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изоб­ражённый на ри­сун­ке орган?

1) малый таз 2) брюш­ная по­лость

3) грудная клетка 4) пояс верх­них ко­неч­но­стей

2. Какое из­ме­не­ние в стро­е­нии стопы по­яви­лось у че­ло­ве­ка в связи

с пря­мо­хож­де­ни­ем?

1) сфор­ми­ро­ва­лись своды 2) сро­слись кости пред­плюс­ны

3) в боль­шом паль­це по­яви­лись две фа­лан­ги

4) боль­шой палец при­обрёл по­движ­ность

3. Какой орган пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла об­ла­да­ет функ­ци­я­ми пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи?

1) пря­мая кишка 2) же­лу­док 3) глот­ка 4) пи­ще­вод

4. Ак­тив­ное вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы пи­та­тель­ных ве­ществ про­ис­хо­дит в

 1) же­луд­ке 2) тон­ком ки­шеч­ни­ке 3) ро­то­вой по­ло­сти 4) пи­ще­во­де

5. В чём за­клю­ча­ет­ся сущ­ность ды­ха­ния?

1) в по­ступ­ле­нии кис­ло­ро­да в лёгкие и уда­ле­нии уг­ле­кис­ло­го газа

2) в окис­ле­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ с вы­де­ле­ни­ем энер­гии

3) в со­зда­нии ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний

4) в об­ра­зо­ва­нии кис­ло­ро­да в клет­ках

6. На фо­то­гра­фии изоб­ражён спи­ро­метр, с по­мо­щью ко­то­ро­го про­во­дят спи­ро­мет­рию. С какой целью врачи ор­га­ни­зу­ют дан­ную про­це­ду­ру?

1) опре­де­ле­ние ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния крови

2) опре­де­ле­ние уров­ня са­ха­ра в крови

3) опре­де­ле­ние жиз­нен­ной ёмко­сти лёгких

4) опре­де­ле­ние со­ста­ва и струк­ту­ры ДНК

7. Сек­рет под­же­лу­доч­ной же­ле­зы

1) ре­гу­ли­ру­ет водно-со­ле­вой обмен

2) со­дер­жит пи­ще­ва­ри­тель­ные фер­мен­ты

3) создаёт кис­лую среду в же­луд­ке

4) уби­ва­ет бо­лез­не­твор­ные ор­га­низ­мы

8. Эрит­ро­ци­ты крови имеют боль­шую по­верх­ность за счёт

1) вы­ро­стов кле­ток 2) на­ли­чия од­но­го ядра

3) лож­но­но­жек 4) дво­я­ко­во­гну­той формы

9. Ле­чеб­ная сы­во­рот­ка от­ли­ча­ет­ся от вак­ци­ны тем, что в ней со­дер­жат­ся

1) белки фиб­рин и фиб­ри­но­ген

2) уби­тые воз­бу­ди­те­ли за­бо­ле­ва­ния

3) ослаб­лен­ные воз­бу­ди­те­ли за­бо­ле­ва­ния

) го­то­вые ан­ти­те­ла про­тив воз­бу­ди­те­ля

10. Одна из при­чин ма­ло­кро­вия у че­ло­ве­ка — это

1) жизнь в горах

2) не­до­ста­ток са­ха­ра

3) не­до­ста­ток же­ле­за в пище

4) по­вы­шен­ное со­дер­жа­ние эрит­ро­ци­тов

11. К раз­ви­тию какой бо­лез­ни при­во­дит де­фи­цит ви­та­ми­на D?

1) цинга 2) рахит 3) ги­гантизм 4) син­дром Дауна

12. Какая из пе­ре­чис­лен­ных желёз участ­ву­ет в под­дер­жа­нии по­сто­ян­ной кон­цен­тра­ции глю­ко­зы в крови че­ло­ве­ка?

 1) щи­то­вид­ная 2) под­же­лу­доч­ная 3) ги­по­физ 4) над­по­чеч­ник

13. Уве­ли­че­ние числа лей­ко­ци­тов в крови сви­де­тель­ству­ет о

1) по­вы­ше­нии ско­ро­сти свёрты­ва­ния крови

2) по­ни­же­нии дав­ле­ния крови

3) раз­ви­ва­ю­щем­ся ма­ло­кро­вии

4) на­ли­чии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са

14. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен аксон?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

15. Какой вид энер­гии обес­пе­чи­ва­ет рост и раз­ви­тие кле­ток в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка?

1) сол­неч­ная 2) хи­ми­че­ская 3) теп­ло­вая 4) элек­три­че­ская

16. К ре­ак­ци­ям энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка от­но­сят

1) рас­тво­ре­ние солей на­трия в воде

2) окис­ле­ние глю­ко­зы

3) син­тез белка на ри­бо­со­мах

4) син­тез глю­ко­зы в хло­ро­пла­стах

17. К ме­ха­ни­че­ской функ­ции ске­ле­та че­ло­ве­ка от­но­сят

1) смяг­че­ние уда­ров при ходь­бе 2) обмен ми­не­раль­ных солей

3) кро­ве­тво­ре­ние 4) уча­стие в им­му­ни­те­те

18. Какой су­став изоб­ражён на рент­ге­нов­ском сним­ке?

1) ко­лен­ный 2) та­зо­бед­рен­ный

3) лок­те­вой 4) лу­че­за­пяст­ный

19. Зри­тель­ные ре­цеп­то­ры рас­по­ло­же­ны в обо­лоч­ке глаза, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся

 1) сет­чат­кой 2) со­су­ди­стой 3) ро­го­ви­цей 4) ра­дуж­ной

20. В каком из пе­ре­чис­лен­ных со­су­дов кро­ве­нос­ной си­сте­мы на­блю­да­ет­ся наи­бо­лее вы­со­кое дав­ле­ние крови?

1) сон­ная ар­те­рия 2) ка­пил­ляр аль­ве­о­лы

3) ниж­няя полая вена 4) ка­пил­ляр кожи

21. Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)

1) спин­но-моз­го­вой нерв

2) про­дол­го­ва­тый мозг

3) нерв­ные узлы

4) нерв­ные спле­те­ния

5) спин­ной мозг

6) моз­же­чок

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток крови, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)

ПРИ­ЗНАК                       

ТИП КЛЕ­ТОК КРОВИ

A) не имеют по­сто­ян­ной формы тела

1) эрит­ро­ци­ты

Б) в их со­став вхо­дит бел­ко­вое ве­ще­ство ге­мо­гло­бин

2) лей­ко­ци­ты

В) обес­пе­чи­ва­ют им­му­ни­тет

Г) пе­ре­но­сят кис­ло­род от ор­га­нов ды­ха­ния ко всем клет­кам тела   

Д) в зре­лом со­сто­я­нии не имеют ядро   

23. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги ре­флек­са чи­ха­ния у че­ло­ве­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр без пропусков и знаков препинания.

1) дви­га­тель­ный ней­рон

2) ре­цеп­то­ры но­со­вой по­ло­сти

3) центр про­дол­го­ва­то­го мозга

4) чув­стви­тель­ный ней­рон

5) ды­ха­тель­ные мышцы

Часть 2. Для ответов на задания этой части (24, 25) Запишите сначала номер задания, затем ответ к нему.

24. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Пи­ще­ва­ри­тель­ные соки и их изу­че­ние» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какую роль иг­ра­ют фер­мен­ты слюны в пи­ще­ва­ре­нии?

2) Какая среда в же­луд­ке здо­ро­во­го че­ло­ве­ка?

3) Что, по Ва­ше­му мне­нию, смог вы­яс­нить с по­мо­щью фи­стуль­ной ме­то­ди­ки учёный В. А. Басов?

ПИ­ЩЕ­ВА­РИ­ТЕЛЬ­НЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУ­ЧЕ­НИЕ

В стен­ках пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла че­ло­ве­ка со­дер­жит­ся огром­ное ко­ли­че­ство же­ле­зи­стых кле­ток, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щих пи­ще­ва­ри­тель­ные соки. По­сту­пая в по­лость, они сме­ши­ва­ют­ся с пережёван­ной пищей, всту­пая с ней в слож­ные хи­ми­че­ские вза­и­мо­дей­ствия. К ти­пич­ным пи­ще­ва­ри­тель­ным сокам от­но­сят слюну и же­лу­доч­ный сок. 

Бу­дучи про­зрач­ной сла­бо­ще­лоч­ной жид­ко­стью, слюна со­дер­жит в своём со­ста­ве ми­не­раль­ные соли, белки: ами­ла­зу, маль­та­зу, муцин, ли­зо­цим. Пер­вые два белка участ­ву­ют в рас­щеп­ле­нии крах­ма­ла. Причём ами­ла­за рас­щеп­ля­ет крах­мал до маль­то­зы (от­дель­ные фраг­мен­ты), а потом маль­та­за рас­щеп­ля­ет её до глю­ко­зы. Муцин придаёт слюне вяз­кость, скле­и­вая пи­ще­вой комок, а ли­зо­цим об­ла­да­ет бак­те­ри­цид­ным дей­стви­ем. 

Сли­зи­стая обо­лоч­ка же­луд­ка каж­дые сутки вы­де­ля­ет около 2,5 л же­лу­доч­но­го сока, пред­став­ля­ю­ще­го собой кис­лую, за счёт со­ля­ной кис­ло­ты, бес­цвет­ную жид­кость, со­дер­жа­щую фер­мент пеп­син, от­ве­ча­ю­щий за рас­щеп­ле­ние белка до от­дель­ных фраг­мен­тов и ами­но­кис­лот. Вы­ра­бот­ка же­лу­доч­но­го сока осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью ней­ро­гу­мо­раль­ных ме­ха­низ­мов. 

Со­ля­ная кис­ло­та не толь­ко ак­ти­ви­зи­ру­ет пеп­син. Белки на­столь­ко слож­ны, что их пе­ре­ва­ри­ва­ние яв­ля­ет­ся дли­тель­ным про­цес­сом. Кис­ло­та раз­ру­ша­ет во­до­род­ные связи, ко­то­рые удер­жи­ва­ют вто­рич­ную струк­ту­ру белка, а также проч­ные стен­ки кле­ток рас­те­ний, не го­во­ря уже о раз­ру­ше­нии со­еди­ни­тель­ной ткани в мясе; её ко­ли­че­ство за­ви­сит от ха­рак­те­ра пищи. Со­ля­ная кис­ло­та уби­ва­ет бак­те­рии. Од­на­ко не­ко­то­рые бак­те­рии могут пре­одо­ле­вать за­щит­ную си­сте­му же­луд­ка, они могут стать при­чи­ной язвы. 

У учёных ин­те­рес к функ­ци­о­ни­ро­ва­нию пи­ще­ва­ри­тель­ных желез воз­ник в ХIX в. Так, в 1842 г. рус­ский учёный В. А. Басов про­извёл сле­ду­ю­щую опе­ра­цию на со­ба­ке: вскрыл брюш­ную по­лость, в стен­ке же­луд­ка сде­лал от­вер­стие, в ко­то­рое вста­вил ме­тал­ли­че­скую труб­ку (фи­сту­лу) так, что один её конец на­хо­дил­ся в по­ло­сти же­луд­ка, а дру­гой – сна­ру­жи, что поз­во­ля­ло экс­пе­ри­мен­та­то­рам со­би­рать же­лу­доч­ный сок. Ра­ну­во­круг труб­ки ак­ку­рат­но за­ши­ли. Опе­ра­цию жи­вот­ное пе­ре­нес­ло легко, что поз­во­ли­ло В.А. Ба­со­ву про­ве­сти серию экс­пе­ри­мен­тов, в те­че­ние ко­то­рых жи­вот­ное кор­ми­ли раз­но­об­раз­ной пищей.

25. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

Система оценивания работы по БИОЛОГИИ

Часть 1(Вариант 1 и 2)

За верное выполнение заданий 1–20 выставляется 1 балл.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

3

8

4

15

2

2

1

9

4

16

2

3

2

10

3

17

1

4

2

11

2

18

1

5

2

12

2

19

1

6

3

13

4

20

1

7

2

14

4

За верный ответ на каждое из заданий 21–23 выставляется 2 балла.

За ответ на задание 21 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 22 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.

За ответ на задание 23 выставляется 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка, т.е. переставлены местами любые две цифры, 0 баллов – во всех остальных случаях

№ задания

ответ

21

256

22

21211

23

143256

24315

Часть 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и

правильности ответа.

24. Формат ответа и критериев такой: Вариант 1

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

  1. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию иммунитета.

  2. Фагоциты обеспечивают неспецифический клеточный иммунитет, Т- и В-лимфоциты – специфический.

  3. Неспецифический иммунитет образуется на любой антиген. Специфический иммунитет — на конкретный антиген.

Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть перечислены следующие проблемы:

  1. Причины возникновения инфекционных заболеваний.

  2. Меры борьбы с инфекционными заболеваниями

  3. Создание вакцин и сывороток для промышленного производства.

Могут быть перечислены другие проблемы.

Названы три проблемы.

3

Названы любые две проблемы.

2

Названа одна любая проблема.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Формат ответа и критериев такой: Вариант 2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) Ами­ла­за рас­щеп­ля­ет крах­мал до маль­то­зы (от­дель­ные фраг­мен­ты), а потом маль­та­за рас­щеп­ля­ет её до глю­ко­зы.

2) Среда в же­луд­ке кис­лая (за счет со­ля­ной кис­ло­ты).

3) С по­мо­щью фи­стуль­ной ме­то­ди­ки учёный В. А. Басов уста­но­вил со­став чи­сто­го же­лу­доч­но­го сока без при­ме­си пищи, ме­ха­низм ра­бо­ты желез же­луд­ка, из­ме­не­ния со­ста­ва и ко­ли­че­ства же­лу­доч­но­го сока в за­ви­си­мо­сти от вида пищи и на раз­ных эта­пах пи­ще­ва­ре­ния.

Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) II или III.

2) Воз­мож­ные ва­ри­ан­ты:

Уча­щий­ся дол­жен на­звать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа

воз­мож­ных.

3) IV (четвёртой)

Названы три проблемы.

3

Названы любые две проблемы.

2

Названа одна любая проблема.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Примерная шкала перевода первичного балла

за выполнение контрольной работы по БИОЛОГИИ для 8-го класса

в отметку по 5-ти балльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-10

11-20

21-26

27-32

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Переводной экзамен по английскому языку 8 класс кузовлев
  • Переводной экзамен по английскому языку 7 класс афанасьева
  • Переводной экзамен по алгебре 7 класс ответы
  • Переводной экзамен перевод на английский
  • Переводной экзамен нгу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии