Пейзаж в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Пейзаж в поэме играет важную роль. При помощи природы автор подчеркивает особенно важные моменты своего произведения. Так в начале поэмы, когда мужики начали спорить, автор отмечает, что по темному небу ползут темные тучи.
Дальше автор описывает типичные пейзажи, которые можно встретить в России. Там есть и дорога, вдоль которой растут березы, поля, земля неплодородная.
Странники сетуют на то, что зимой было много снега, теперь поля и луга стоят затопленные, нет возможности привезти на поля навоз, чтобы получить осенью хороший урожай хлеба.
В главе «Поп» пейзаж, словно отражает переменчивость жизни простого человека. Сначала с одной стороны идет дождь и там небо покрыто черными тучами, а над крестьянами и попом небо с белыми облаками, светит солнышко. К концу разговора туча с дождем уже приближается к крестьянам, а вдали светит солнце.
В главе «Сельская ярмонка» Некрасов описывает пейзаж плохой для крестьян. Снег растаял, земля голая, без травы, без цветов. Такая земля напоминает мертвеца.
На протяжении всей поэмы мы встречаем разные описания неба, дороги, берез, рек, озер. Каждый раз этим описанием подчеркивается радость крестьянской жизни, если вырос хороший урожай. Тяжесть крестьянской жизни подчеркивают описания затопленных полей, разлившихся рек, скудной на урожай земли.
Сама дорога описывается не столько, как путь, по которому идут мужики, а как жизненный путь, который проходит каждый человек от рождения и до смерти.
Пейзажи играют важную роль в поэме. Без них поэма не была бы такой красивой и полной, как она получилась у Некрасова.
Поделись сочинением с друзьями!
Похожие сочинения:
Анализируя поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, мы отметим прежде всего ее сюжетно-композиционное своеобразие. Состоящая из четырех относительно самостоятельных частей, поэма лишена единого “структурного” сюжета, сюжета в нашем привычном представлении о нем. Как замечает Ю. В. Лебедев, нам важен здесь не внешний, а внутренний сюжет – все большее прояснение в сознании крестьян самого понятия “счастье”.
Соответственно, особую значимость в поэме приобретают и пейзажи.
Поэма открывается сказочным прологом, где
сразу же намечается основная тема ее – спор семи мужиков о счастье, о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”. И уже в прологе возникает мотив дороги, к которому затем неоднократно обращается автор. Образ дороги становится композиционным стержнем поэмы. В этом плане мы можем сравнить поэму Некрасова с поэмой Гоголя “Мертвые души”.
И то, и другое произведение построено в форме путешествия героев – такой сюжет позволяет авторам создать широкие, эпические картины русской жизни.
В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение – это еще и жизненный путь
человека. О дороге как о жизненном пути человека, как о его деле, занятии в поэме говорит поп: “Дороги наши трудные, Приход у нас большой”. Так, образ дороги в поэме связывается с темой счастья.
Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей “дороге”, о своем занятии, которое отличается от его представления о счастье.
Образ дороги возникает и в главе “Пьяная ночь”:
За тем этапным зданием
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Открылась тут как тут.
По будням малолюдная,
Печальная и тихая,
Не та она теперь!
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Образ дороги в этой главе намечает тему жизненного пути крестьянина, на котором есть два основных этапа – непосильный труд и безудержное кабацкое “веселье”. Создавая сцены массового народного разгула, безудержного пьянства, Некрасов подчеркивает драматизм ситуации: пьянство рассматривается в поэме не только как проявление удалой русской души, но и как величайшее бедствие народа.
Другой вариант крестьянской судьбы – острог. В главе “Пьяная ночь” автор лишь мельком упоминает об “этапном здании”, в главе “Волчица” дед Савелий уже напрямую связывает судьбу мужика с каторгой: “Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга”. Но еще тяжелее на Руси пути женщины-крестьянки.
Матрена Тимофеевна, рассказывающая странникам о своей нелегкой судьбе, не считает себя счастливой. Именно эта героиня в поэме наполняет образ дороги новым символическим смыслом. Матрена Тимофеевна говорит о дороге как о пути человека в вечности. В главе “Волчица” она рыдает по своей умершей матушке:
Ты ушла в бесповоротную,
Незнакомую дороженьку,
Куда ветер не доносится,
Не дорыскивет зверь…
В финале поэмы автор размышляет о судьбе свободного, честного, образованного человека в России. Перед ним открыты два пути. Один – это проторенный путь жадной к соблазнам толпы, внешне блестящий, но внутренне мертвящий путь чинов и богатства. Другой – путь честного, волевого человека, сильной души, готовой “на бой, на труд”, на борьбу за народное счастье.
Таким человеком в поэме является Гриша Добросклонов, образ которого раскрывает основную идею поэмы, идею счастья.
Раздумья о жизненном пути отдельного человека в финале поэмы переходят в авторские размышления о пути русского народа, России, о богатом духовном потенциале русского человека:
Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет, что ни работою,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Однако в поэме представлен и реалистически-конкретный образ дороги. В главе “Поп” Некрасов создает развернутый образ “пути-дороженьки”, перерастающий в широкую панораму крестьянской России:
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов…
Картины природы в поэме неразрывно связаны с земледельческим трудом, с бытом крестьянина. Так, описание весенней природы в поэме проникнуто заботой крестьянина об урожае:
Леса, леса поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
Образы природы у Некрасова приближены к миру крестьянской жизни. Так, облака в поэме – “внуки малые”, играющие “с румяным солнцем-дедушкой”, земля, не успевшая покрыться зеленью, – “мертвец без савана”, дождь в просветлевшем небе – мотки пряжи с золотыми нитками. “Солнце красное” смеется, “как девка из снопов”, “поле многохлебное” стоит перед пахарем, “как войско пред царем”.
И наоборот, чувства крестьян, сама их жизнь и смерть сравниваются с природными явлениями. Так, душа у каждого крестьянина – “что туча черная”, век замужней крестьянки – “что день без солнышка”, сама молодушка – “что ласточка без крыл”. Дед Савелий в поэме похож на медведя, Де-мушка на плечах у деда – “словно яблочко в вершине старой яблони”.
Крестьянин в поэме Некрасова – плоть от плоти мира земли, природы. Характерен портрет Якима Нагого:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
И наоборот, портрет Демушки фокусирует всю красоту природного мира:
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее сгоняет снег с полей…
Подобное взаимопроникновение мира природного и человеческого мы встречаем затем лишь в лирике Есенина. Месяц в его стихах – “ягненочек кудрявый” и “всадник унылый”, луна – “младенец”, осень – “рыжая кобыла”, облако – “мышь с огромным хвостом”, ветер – “отрок”. Люди же, черты их внешности, их поведение напоминают поэту о животных и растениях: “увял головы моей куст”, “очи-голуби”, “со снопом волос твоих овсяных”, “с алым соком ягоды на коже”, “хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать”.
В стихах Есенина природные образы также отождествляются с миром крестьянской жизни: “дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам”, “заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот”, “рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани”, “тучи с ожереба ржут как сто кобыл”.
В главе “Демушка” картины природы соотносятся с миром человеческих чувств. Так, горе Матрены Тимофеевны, потерявшей своего, первенца, предваряется описанием горя пташечки, потерявшей своих птенцов. Пустоту и мрак в материнском сердце Некрасов подчеркивает картиной глухой, темной ночи:
Очнулась я. Темно кругом,
Гляжу в окно – глухая ночь!
Да где же я? да что со мной?
Не помню, хоть убей!
Я выбралась на улицу –
Пуста. На небо глянула –
Ни месяца, ни звезд.
Сплошная туча черная
Висела над деревнею…
Образ матери-крестьянки перерастает в поэме в образ матери-природы. Следующая глава “Волчица” рассказывает уже о голодной волчице, у которой должны появиться щенки и которую пожалел Федотушка. Как замечает Н. Скатов, “материнство в поэме чувство всеохватное, всепроникающее, человеческое и природное”: мать-птица рыдает по своим погибшим детям-птенцам, мать-волчица добывает пропитание себе и будущим детенышам, мать-крестьянка горюет, что не уберегла своего первенца.
Все эти образы “сливаются в некий символ материнства”.
Природа у Некрасова успокаивает, ободряет человека, возвращает ему душевное равновесие, вселяет в него силы и надежду. Так, ясная морозная ночь вселяет надежду в сердце Матрены Тимофеевны, семья которой лишается своего кормильца – мужа ее забирают в солдаты. Молитва “под звездным небом божиим” дает ей силы и подсказывает решение:
За клином огляделась я:
Равнина белоснежная,
Да небо с ясным месяцем,
Да я, да тень моя…
Не жутко и не боязно
Вдруг стало, – словно радостно
Так и взмывало грудь…
Спасибо ветру зимнему!
Он, как водой студеною,
Больную напоил:
Обвеял буйну голову,
Рассеял думы черные,
Рассудок воротил.
Но природа может быть и страшной, зловещей, враждебной человеку, на совести которого есть грехи. Так, в главе “Барщинная” перед нами предстает мрачная картина лесной чащобы, которая зовется “Чертов овраг”. Там происходит самоубийство Якова, ставшее его местью барину. По оврагу бегут вешние воды, деревья шумят, кругом сгустилась мгла, снуют совы с горящими глазами.
Проведя всю ночь в этом страшном овраге, барин раскаялся в своем поступке.
Способы изображения природы в поэме различны. Многие пейзажи в поэме поэтичны, напевны, пронизаны фольклорными, сказочными мотивами. В описаниях природы у Некрасова часто встречаются народные приметы, загадки. Так, крутая радуга “к ведру”, пологая – к дождю.
Снег “смирен до поры: летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет”. Все земледельческие работы в поэме соотнесены с православными праздниками. Так, пахота происходит на Николу весеннего, сенокос – в Петров пост, осенний сбор урожая завершается к Покрову.
В “Прологе” дорога приводит крестьян к волшебному лесу, где они останавливаются на ночлег. И здесь у Некрасова появляются сказочные образы – лешего, говорящей пеночки, скатерти-самобранки. Картины природы здесь приобретают зловеще-демонический колорит: “тени черные Дорогу перерезали”, семь филинов с горящими глазами любуются побоищем (горячий спор мужиков переходит в потасовку), ворон на дереве “сидит да черту молится, Чтоб до смерти ухлопали которого-нибудь”.
Описывая ночь, проведенную героями в волшебном лесу, Некрасов использует прием олицетворения: услышав громкие споры мужиков, “проснулось эхо гулкое”, захохотали филины, человеческим голосом вдруг заговорила пеночка, спасая своего птенчика.
Мир человеческий и мир природы предельно сближены в авторском восприятии: сова у Некрасова – “замоскворецкая княгиня”, “лисица хитрая” обладает бабьим любопытством. Однако другие природные образы здесь очень реалистичны: “зайка серенький” выскочил из кустика, “галчата малые” сидят на верху березы, “кукушка старая Проснулась и надумала Кому-то куковать”.
Значение сказочно-фантастических картин в “Прологе” вполне определенно. Как замечает Л. А. Розанова, они усиливают впечатление от несовершенства действительности. Так, проблема спора героев становится особенно актуальной.
Однако в целом пейзаж в поэме реалистически точен, конкретен. И. Твердохлебов замечает, что Некрасов воспроизводит среднерусский пейзаж северной полосы, верховьев Волги: холмы, песчаные почвы, болота и мхи, густые хвойные чащобы2. Вот как дед Савелий рассказывает о своей сторонушке:
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
Стоит отметить психологизм пейзажей Некрасова. Зачастую картины природы в поэме даются в восприятии героев, пронизаны их чувствами. Так, в главе “Помещик” Оболт Оболдуев рисует некую пейзажную идиллию, вспоминая прежние времена:
Пойдешь ли пашней, нивою –
Вся нива спелым колосом
К ногам господским стелется,
Ласкает слух и взор!
Там рыба в речке плещется:
“Жирей-жирей до времени!”
Там заяц лугом крадется:
“Гуляй-гуляй до осени!”
Все веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: “Я твоя!”
С тоской вспоминает помещик былые времена, псовую охоту, когда “Унылые, поблекшие Леса полураздетые Жить начинали вновь”. Сцена эта перекликается с описанием осенней охоты в романе Толстого “Война и мир”. Однако в этом эпизоде Толстой поэтизирует жизнь старорусского дворянства. Некрасов же скорее развенчивает “забавы” помещика и его умиление природой.
В основе ностальгических чувств Оболта-Оболдуева – сожаление об ограничении его личной, никем не контролируемой власти.
В финале поэмы пейзаж сливается с основной идеей произведения, с идеей счастья народного – авторские размышления о славном пути Гриши Добросклонова, единственно верном и счастливом в поэме, плавно переходят в конкретное описание дороги, по которой идет герой:
Сманила Гришу узкая,
Извилистая тропочка,
Через хлеба бегущая,
В широкий луг покошенный
Спустился он по ней.
Таким образом, картины природы в поэме соотносятся с бытом и жизнью крестьянина. Человек у Некрасова – это часть матери-природы, которую нужно любить и беречь. Картины природы в поэме способствуют созданию единого образа крестьянской России, с ее тишиной, раздольем.
Пейзажи связаны и с идейным замыслом произведения, с мыслью автора о народном счастье.
Loading…
Пейзаж в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» начинается сказочным прологом, где сразу же можно увидеть главную тему — спор семи мужиков о счастье. Именно этот спор показывает нам мотив дороги. Именно этот мотив становится главным композиционном стержнем произведения. Что же значит для человека образ и мотив дороги? В первую очередь это жизненный путь человека.
Некрасов старался приблизить образ природы к настоящей крестьянской жизни. Именно поэтому он сравнивает облака с внуками,а землю с мертвецами без савана. Но Некрасов использует тот же прием и для описание чувств самих крестьян. Например автор сравнивает душу крестьянина с черной тучей, молодую девушку с «ласточкой без крыл».
Некрасов использует несколько способов изображения природы в поэме. Например многие пейзажи наполнены сказочными мотивами. А в описаниях природы можно заметить загадки и народные поверья. Каждый пейзаж, описанный Некрасовым, наполнен множеством реалистичных деталей. Зачастую автор через пейзаж показывал настроение героев, пронизывал природу чувствами.
Человек в поэме — это небольшая часть природы, которую нужно любить и с трепетом заботься. Природа в поэме помогает создать и дополнить образ Русского человека!
Анализируя поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мы отметим прежде всего ее сюжетно-композиционное своеобразие. Состоящая из четырех относительно самостоятельных частей, поэма лишена единого «структурного» сюжета, сюжета в нашем привычном представлении о нем. Как замечает Ю. В. Лебедев, нам важен здесь не внешний, а внутренний сюжет — все большее прояснение в сознании крестьян самого понятия «счастье». Соответственно, особую значимость в поэме приобретают и пейзажи.
Поэма открывается сказочным прологом, где сразу же намечается основная тема ее — спор семи мужиков о счастье, о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». И уже в прологе возникает мотив дороги, к которому затем неоднократно обращается автор. Образ дороги становится композиционным стержнем поэмы. В этом плане мы можем сравнить поэму Некрасова с поэмой Гоголя «Мертвые души». И то, и другое произведение построено в форме путешествия героев — такой сюжет позволяет авторам создать широкие, эпические картины русской жизни.
В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение — это еще и жизненный путь человека. О дороге как о жизненном пути человека, как о его деле, занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные, Приход у нас большой». Так, образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге», о своем занятии, которое отличается от его представления о счастье.
Образ дороги возникает и в главе «Пьяная ночь»:
За тем этапным зданием
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Открылась тут как тут.
По будням малолюдная,
Печальная и тихая,
Не та она теперь!
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Образ дороги в этой главе намечает тему жизненного пути крестьянина, на котором есть два основных этапа — непосильный труд и безудержное кабацкое «веселье». Создавая сцены массового народного разгула, безудержного пьянства, Некрасов подчеркивает драматизм ситуации: пьянство рассматривается в поэме не только как проявление удалой русской души, но и как величайшее бедствие народа.
Другой вариант крестьянской судьбы — острог. В главе «Пьяная ночь» автор лишь мельком упоминает об «этапном здании», в главе «Волчица» дед Савелий уже напрямую связывает судьбу мужика с каторгой: «Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга». Но еще тяжелее на Руси пути женщины-крестьянки. Матрена Тимофеевна, рассказывающая странникам о своей нелегкой судьбе, не считает себя счастливой. Именно эта героиня в поэме наполняет образ дороги новым символическим смыслом. Матрена Тимофеевна говорит о дороге как о пути человека в вечности. В главе «Волчица» она рыдает по своей умершей матушке:
Ты ушла в бесповоротную,
Незнакомую дороженьку,
Куда ветер не доносится,
Не дорыскивет зверь…
В финале поэмы автор размышляет о судьбе свободного, честного, образованного человека в России. Перед ним открыты два пути. Один — это проторенный путь жадной к соблазнам толпы, внешне блестящий, но внутренне мертвящий путь чинов и богатства. Другой — путь честного, волевого человека, сильной души, готовой «на бой, на труд», на борьбу за народное счастье. Таким человеком в поэме является Гриша Добросклонов, образ которого раскрывает основную идею поэмы, идею счастья.
Раздумья о жизненном пути отдельного человека в финале поэмы переходят в авторские размышления о пути русского народа, России, о богатом духовном потенциале русского человека:
Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет, что ни работою,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Однако в поэме представлен и реалистически-конкретный образ дороги. В главе «Поп» Некрасов создает развернутый образ «пути-дороженьки», перерастающий в широкую панораму крестьянской России:
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов…
Картины природы в поэме неразрывно связаны с земледельческим трудом, с бытом крестьянина. Так, описание весенней природы в поэме проникнуто заботой крестьянина об урожае:
Леса, леса поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
Образы природы у Некрасова приближены к миру крестьянской жизни. Так, облака в поэме — «внуки малые», играющие «с румяным солнцем-дедушкой», земля, не успевшая покрыться зеленью, — «мертвец без савана», дождь в просветлевшем небе — мотки пряжи с золотыми нитками. «Солнце красное» смеется, «как девка из снопов», «поле многохлебное» стоит перед пахарем, «как войско пред царем».
И наоборот, чувства крестьян, сама их жизнь и смерть сравниваются с природными явлениями. Так, душа у каждого крестьянина — «что туча черная», век замужней крестьянки — «что день без солнышка», сама молодушка — «что ласточка без крыл». Дед Савелий в поэме похож на медведя, Де-мушка на плечах у деда — «словно яблочко в вершине старой яблони». Крестьянин в поэме Некрасова — плоть от плоти мира земли, природы. Характерен портрет Якима Нагого:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
И наоборот, портрет Демушки фокусирует всю красоту природного мира:
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее сгоняет снег с полей…
Подобное взаимопроникновение мира природного и человеческого мы встречаем затем лишь в лирике Есенина. Месяц в его стихах — «ягненочек кудрявый» и «всадник унылый», луна — «младенец», осень — «рыжая кобыла», облако — «мышь с огромным хвостом», ветер — «отрок». Люди же, черты их внешности, их поведение напоминают поэту о животных и растениях: «увял головы моей куст», «очи-голуби», «со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже», «хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать». В стихах Есенина природные образы также отождествляются с миром крестьянской жизни: «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «тучи с ожереба ржут как сто кобыл».
В главе «Демушка» картины природы соотносятся с миром человеческих чувств. Так, горе Матрены Тимофеевны, потерявшей своего, первенца, предваряется описанием горя пташечки, потерявшей своих птенцов. Пустоту и мрак в материнском сердце Некрасов подчеркивает картиной глухой, темной ночи:
Очнулась я. Темно кругом,
Гляжу в окно — глухая ночь!
Да где же я? да что со мной?
Не помню, хоть убей!
Я выбралась на улицу —
Пуста. На небо глянула —
Ни месяца, ни звезд.
Сплошная туча черная
Висела над деревнею…
Образ матери-крестьянки перерастает в поэме в образ матери-природы. Следующая глава «Волчица» рассказывает уже о голодной волчице, у которой должны появиться щенки и которую пожалел Федотушка. Как замечает Н. Скатов, «материнство в поэме чувство всеохватное, всепроникающее, человеческое и природное»: мать-птица рыдает по своим погибшим детям-птенцам, мать-волчица добывает пропитание себе и будущим детенышам, мать-крестьянка горюет, что не уберегла своего первенца. Все эти образы «сливаются в некий символ материнства».
Природа у Некрасова успокаивает, ободряет человека, возвращает ему душевное равновесие, вселяет в него силы и надежду. Так, ясная морозная ночь вселяет надежду в сердце Матрены Тимофеевны, семья которой лишается своего кормильца — мужа ее забирают в солдаты. Молитва «под звездным небом божиим» дает ей силы и подсказывает решение:
За клином огляделась я:
Равнина белоснежная,
Да небо с ясным месяцем,
Да я, да тень моя…
Не жутко и не боязно
Вдруг стало, — словно радостно
Так и взмывало грудь…
Спасибо ветру зимнему!
Он, как водой студеною,
Больную напоил:
Обвеял буйну голову,
Рассеял думы черные,
Рассудок воротил.
Но природа может быть и страшной, зловещей, враждебной человеку, на совести которого есть грехи. Так, в главе «Барщинная» перед нами предстает мрачная картина лесной чащобы, которая зовется «Чертов овраг». Там происходит самоубийство Якова, ставшее его местью барину. По оврагу бегут вешние воды, деревья шумят, кругом сгустилась мгла, снуют совы с горящими глазами. Проведя всю ночь в этом страшном овраге, барин раскаялся в своем поступке.
Способы изображения природы в поэме различны. Многие пейзажи в поэме поэтичны, напевны, пронизаны фольклорными, сказочными мотивами. В описаниях природы у Некрасова часто встречаются народные приметы, загадки. Так, крутая радуга «к ведру», пологая — к дождю. Снег «смирен до поры: летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет». Все земледельческие работы в поэме соотнесены с православными праздниками. Так, пахота происходит на Николу весеннего, сенокос — в Петров пост, осенний сбор урожая завершается к Покрову.
В «Прологе» дорога приводит крестьян к волшебному лесу, где они останавливаются на ночлег. И здесь у Некрасова появляются сказочные образы — лешего, говорящей пеночки, скатерти-самобранки. Картины природы здесь приобретают зловеще-демонический колорит: «тени черные Дорогу перерезали», семь филинов с горящими глазами любуются побоищем (горячий спор мужиков переходит в потасовку), ворон на дереве «сидит да черту молится, Чтоб до смерти ухлопали которого-нибудь».
Описывая ночь, проведенную героями в волшебном лесу, Некрасов использует прием олицетворения: услышав громкие споры мужиков, «проснулось эхо гулкое», захохотали филины, человеческим голосом вдруг заговорила пеночка, спасая своего птенчика.
Мир человеческий и мир природы предельно сближены в авторском восприятии: сова у Некрасова — «замоскворецкая княгиня», «лисица хитрая» обладает бабьим любопытством. Однако другие природные образы здесь очень реалистичны: «зайка серенький» выскочил из кустика, «галчата малые» сидят на верху березы, «кукушка старая Проснулась и надумала Кому-то куковать».
Значение сказочно-фантастических картин в «Прологе» вполне определенно. Как замечает Л. А. Розанова, они усиливают впечатление от несовершенства действительности. Так, проблема спора героев становится особенно актуальной.
Однако в целом пейзаж в поэме реалистически точен, конкретен. И. Твердохлебов замечает, что Некрасов воспроизводит среднерусский пейзаж северной полосы, верховьев Волги: холмы, песчаные почвы, болота и мхи, густые хвойные чащобы2. Вот как дед Савелий рассказывает о своей сторонушке:
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
Стоит отметить психологизм пейзажей Некрасова. Зачастую картины природы в поэме даются в восприятии героев, пронизаны их чувствами. Так, в главе «Помещик» Оболт Оболдуев рисует некую пейзажную идиллию, вспоминая прежние времена:
Пойдешь ли пашней, нивою —
Вся нива спелым колосом
К ногам господским стелется,
Ласкает слух и взор!
Там рыба в речке плещется:
«Жирей-жирей до времени!»
Там заяц лугом крадется:
«Гуляй-гуляй до осени!»
Все веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: «Я твоя!»
С тоской вспоминает помещик былые времена, псовую охоту, когда «Унылые, поблекшие Леса полураздетые Жить начинали вновь». Сцена эта перекликается с описанием осенней охоты в романе Толстого «Война и мир». Однако в этом эпизоде Толстой поэтизирует жизнь старорусского дворянства. Некрасов же скорее развенчивает «забавы» помещика и его умиление природой. В основе ностальгических чувств Оболта-Оболдуева — сожаление об ограничении его личной, никем не контролируемой власти.
В финале поэмы пейзаж сливается с основной идеей произведения, с идеей счастья народного — авторские размышления о славном пути Гриши Добросклонова, единственно верном и счастливом в поэме, плавно переходят в конкретное описание дороги, по которой идет герой:
Сманила Гришу узкая,
Извилистая тропочка,
Через хлеба бегущая,
В широкий луг покошенный
Спустился он по ней.
Таким образом, картины природы в поэме соотносятся с бытом и жизнью крестьянина. Человек у Некрасова — это часть матери-природы, которую нужно любить и беречь. Картины природы в поэме способствуют созданию единого образа крестьянской России, с ее тишиной, раздольем. Пейзажи связаны и с идейным замыслом произведения, с мыслью автора о народном счастье.
Пейзажные зарисовки народны по своему происхождению и служат ярким средством выражения реалистического стиля Некрасова. Поэт широко представил нам определенные географические места - пейзаж среднерусской полосы и верховьев Волги. Приметы определенного места в определенное время года воспроизводятся реалистично, выразительно. Поэт живописует топографию местности - холмистый ландшафт, песчаные места, болота и мхи, низменные берега Волги, густые хвойные чащобы, неудобные и неплодородные земли, суровую зиму, дождливую осень, холодную весну, жаркое лето. Поэт любовно изображает красоту родного края, с увлечением и гордостью рисует просторы лугов, необъятную ширь полей, густые рощи, леса, богатства и красоту полноводных рек. Ему милы и очень дороги эти картины. Здесь - источник здоровья, красоты, радости, счастья. Крестьянский упорный труд победил капризы природы. В августе поля красуются созревшими хлебами. Поэт, описывая этот пейзаж, думает о крестьянах, об их труде («Не столько росы теплые, как пот с лица крестьянского увлажнили тебя»). Чтобы передать радостное настроение «народа богатыря», дружно и напряженно работающего в поле, Некрасов рисует картину утра после «пира», когда все дышит «прохладой, ароматами косимых всюду трав». В атом смысле картинам природы Некрасов придает и символический характер. Самая оптимистическая глава поэмы - «Доброе время - добрые песни» развертывается па фоне чудесного летнего утра. Пейзаж используется для создания эмоционального тона. Грозовая ночь ярко передает душевную тревогу Корчагиной после гибели ее сына. Безнадежное положение Матрены Корчагиной, оставшейся без мужа, подчеркивается описанием «зимы бессменной» и «снежного савана», покрывающего луга и поля. Освобождение от рекрутчины и в этой связи радостное настроение Корчагиной рисуется на фоне пробуждающей весны, с ее веселым шумом вод, зеленеющими полями. В ряде случаев пейзаж выполняет психологическую функцию. Пейзажные картины используются для развертывания сюжета произведения. Они или свидетельствуют о времени года, или о месте действия, или даже сами участвуют в развитии сюжета. Непроходимые дремучие леса с топкими болотами выступают вначале как природные условия жизни корежйнцев, в том числе и деда Савелия. Но вот изменился пейзаж местности. Прорублена дорога в город. Новый пейзаж знаменует собой резкий поворот в жизни мужиков помещика Шалашникова. Изменение в духовном развитии Савелия под влиянием его любви и привязанности к внуку Демушке передается автором через новое восприятие природы: «Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цветиком». С другой стороны, самая мрачная картина - расправа Якова над жестоким помещиком - разворачивается в лесной трущобе Чертова оврага, где пугающие звуки, таинственные огни, зловещие крики воронов и туманная слепота ночи как бы призваны участвовать в мести разгневанного холопа. Символическое значение в раскрытии сюжета имеет судьба могучего дуба, под навесом которого живет разбойник Кудеяр. Природа используется художником для сатирического раскрытия тунеядцев. В главах «Помещик», «Пролог» к 3-й части поэмы, «Крестьянка» рисуются кар! тины усадебного запустения. По нетопленным горницам бродят голодные и оборванные дворовые, дорожки в саду загажены, на деревьях пропали фрукты, на кустах нет ягод, исчезли «гуси-лебеди» по аллеям «у девок каменных отшиблены носы». Пейзажные образы широко используются Некрасовым для поэтических сравнений. Горе крестьянки-матери, потерявшей маленького Демушку, сопоставляется с судьбою птенцов, гибнущих в горящем соловьином гнезде или в ласточкином гнезде, свитом у воды и заливаемом весенним половодьем. Образ сеятеля, не жалеющего сил для обработки земли и потому надеющегося получить обильный урожай, используется для параллели с характеристикой пропагандистов революционных идей, которые будут иметь в награду за свой подвиг завидный урожай. Душа крестьянская для сеятеля правды - «целинная земля» («Такая почва добрая - душа народа русского»). Автор передает картины природы не только в зрительных восприятиях, но и в звуках, в запахах, в причудливых переливах красок. Широкие волжские просторы, безграничные дали дорог, богатства леса, красота нолей - все дышит жизнью. Любимая пора поэта - весна, особенно если она «дружная», т. е. благодарная для пахаря, для сеятеля. И рисует поэт ее всегда красками, способными выразить жизнь тружеников, радость народных желаний, оптимизм их надежд. В поэме отсутствует пейзаж осени и только один раз встречается пейзаж зимы. Задача картины зимы - подчеркнуть трагическое переживание Матрены Тимофеевны («На белом снежном саване ни талой нет талиночки - нет у солдатки-матери во всем миру дружка!»). Нам нет необходимости систематизировать и передавать эти наблюдения. Укажем на главные особенности поэтического языка поэмы. Язык поэмы - понятный русский язык во всем многообразии его словарного богатства. Впечатление простонародности, «областничества» языка, по словам И. Чуковского, создается исключительно ритм, пронацией, формами слов, а не древнеруссизмами. Поэт употребляет общерусские слова, устраняя даже в: тексте Народных произведений узкообластные слова. Некрасов Попользует все богатство речевых форм и интонаций устной и поэтической речи, выражающей духовное богатство русского крестьянина. Художник «не подчиняется фольклору, а овладевает им… Задача Некрасова… воздействовал на крестьянское сознание, будить и прояснять.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Пейзажные зарисовки в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.
Экзаменационные сочинения по ЕГЭ
Пейзаж в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Анализируя поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мы отметим прежде всего ее сюжетно-композиционное своеобразие. Состоящая из четырех относительно самостоятельных частей, поэма лишена единого «структурного» сюжета, сюжета в нашем привычном представлении о нем. Как замечает Ю. В. Лебедев, нам важен здесь не внешний, а внутренний сюжет — все большее прояснение в сознании крестьян самого понятия «счастье». Соответственно, особую значимость в поэме приобретают и пейзажи.
Поэма открывается сказочным прологом, где сразу
же намечается основная тема ее — спор семи мужиков о счастье, о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». И уже в прологе возникает мотив дороги, к которому затем неоднократно обращается автор. Образ дороги становится композиционным стержнем поэмы. В этом плане мы можем сравнить поэму Некрасова с поэмой Гоголя «Мертвые души». И то, и другое произведение построено в форме путешествия героев — такой сюжет позволяет авторам создать широкие, эпические картины русской жизни.
В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение — это еще и жизненный путь человека. О дороге
как о жизненном пути человека, как о его деле, занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные, Приход у нас большой». Так, образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге», о своем занятии, которое отличается от его представления о счастье.
Образ дороги возникает и в главе «Пьяная ночь»:
За тем этапным зданием
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Открылась тут как тут.
По будням малолюдная,
Печальная и тихая,
Не та она теперь!
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Образ дороги в этой главе намечает тему жизненного пути крестьянина, на котором есть два основных этапа — непосильный труд и безудержное кабацкое «веселье». Создавая сцены массового народного разгула, безудержного пьянства, Некрасов подчеркивает драматизм ситуации: пьянство рассматривается в поэме не только как проявление удалой русской души, но и как величайшее бедствие народа.
Другой вариант крестьянской судьбы — острог. В главе «Пьяная ночь» автор лишь мельком упоминает об «этапном здании», в главе «Волчица» дед Савелий уже напрямую связывает судьбу мужика с каторгой: «Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга». Но еще тяжелее на Руси пути женщины-крестьянки. Матрена Тимофеевна, рассказывающая странникам о своей нелегкой судьбе, не считает себя счастливой. Именно эта героиня в поэме наполняет образ дороги новым символическим смыслом. Матрена Тимофеевна говорит о дороге как о пути человека в вечности. В главе «Волчица» она рыдает по своей умершей матушке:
Ты ушла в бесповоротную,
Незнакомую дороженьку,
Куда ветер не доносится,
Не дорыскивет зверь…
В финале поэмы автор размышляет о судьбе свободного, честного, образованного человека в России. Перед ним открыты два пути. Один — это проторенный путь жадной к соблазнам толпы, внешне блестящий, но внутренне мертвящий путь чинов и богатства. Другой — путь честного, волевого человека, сильной души, готовой «на бой, на труд», на борьбу за народное счастье. Таким человеком в поэме является Гриша Добросклонов, образ которого раскрывает основную идею поэмы, идею счастья.
Раздумья о жизненном пути отдельного человека в финале поэмы переходят в авторские размышления о пути русского народа, России, о богатом духовном потенциале русского человека:
Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет, что ни работою,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Однако в поэме представлен и реалистически-конкретный образ дороги. В главе «Поп» Некрасов создает развернутый образ «пути-дороженьки», перерастающий в широкую панораму крестьянской России:
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов…
Картины природы в поэме неразрывно связаны с земледельческим трудом, с бытом крестьянина. Так, описание весенней природы в поэме проникнуто заботой крестьянина об урожае:
Леса, леса поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
Образы природы у Некрасова приближены к миру крестьянской жизни. Так, облака в поэме — «внуки малые», играющие «с румяным солнцем-дедушкой», земля, не успевшая покрыться зеленью, — «мертвец без савана», дождь в просветлевшем небе — мотки пряжи с золотыми нитками. «Солнце красное» смеется, «как девка из снопов», «поле многохлебное» стоит перед пахарем, «как войско пред царем».
И наоборот, чувства крестьян, сама их жизнь и смерть сравниваются с природными явлениями. Так, душа у каждого крестьянина — «что туча черная», век замужней крестьянки — «что день без солнышка», сама молодушка — «что ласточка без крыл». Дед Савелий в поэме похож на медведя, Де-мушка на плечах у деда — «словно яблочко в вершине старой яблони». Крестьянин в поэме Некрасова — плоть от плоти мира земли, природы. Характерен портрет Якима Нагого:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
И наоборот, портрет Демушки фокусирует всю красоту природного мира:
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее сгоняет снег с полей…
Подобное взаимопроникновение мира природного и человеческого мы встречаем затем лишь в лирике Есенина. Месяц в его стихах — «ягненочек кудрявый» и «всадник унылый», луна — «младенец», осень — «рыжая кобыла», облако — «мышь с огромным хвостом», ветер — «отрок». Люди же, черты их внешности, их поведение напоминают поэту о животных и растениях: «увял головы моей куст», «очи-голуби», «со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже», «хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать». В стихах Есенина природные образы также отождествляются с миром крестьянской жизни: «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «тучи с ожереба ржут как сто кобыл».
В главе «Демушка» картины природы соотносятся с миром человеческих чувств. Так, горе Матрены Тимофеевны, потерявшей своего, первенца, предваряется описанием горя пташечки, потерявшей своих птенцов. Пустоту и мрак в материнском сердце Некрасов подчеркивает картиной глухой, темной ночи:
Очнулась я. Темно кругом,
Гляжу в окно — глухая ночь!
Да где же я? да что со мной?
Не помню, хоть убей!
Я выбралась на улицу —
Пуста. На небо глянула —
Ни месяца, ни звезд.
Сплошная туча черная
Висела над деревнею…
Образ матери-крестьянки перерастает в поэме в образ матери-природы. Следующая глава «Волчица» рассказывает уже о голодной волчице, у которой должны появиться щенки и которую пожалел Федотушка. Как замечает Н. Скатов, «материнство в поэме чувство всеохватное, всепроникающее, человеческое и природное»: мать-птица рыдает по своим погибшим детям-птенцам, мать-волчица добывает пропитание себе и будущим детенышам, мать-крестьянка горюет, что не уберегла своего первенца. Все эти образы «сливаются в некий символ материнства».
Природа у Некрасова успокаивает, ободряет человека, возвращает ему душевное равновесие, вселяет в него силы и надежду. Так, ясная морозная ночь вселяет надежду в сердце Матрены Тимофеевны, семья которой лишается своего кормильца — мужа ее забирают в солдаты. Молитва «под звездным небом божиим» дает ей силы и подсказывает решение:
За клином огляделась я:
Равнина белоснежная,
Да небо с ясным месяцем,
Да я, да тень моя…
Не жутко и не боязно
Вдруг стало, — словно радостно
Так и взмывало грудь…
Спасибо ветру зимнему!
Он, как водой студеною,
Больную напоил:
Обвеял буйну голову,
Рассеял думы черные,
Рассудок воротил.
Но природа может быть и страшной, зловещей, враждебной человеку, на совести которого есть грехи. Так, в главе «Барщинная» перед нами предстает мрачная картина лесной чащобы, которая зовется «Чертов овраг». Там происходит самоубийство Якова, ставшее его местью барину. По оврагу бегут вешние воды, деревья шумят, кругом сгустилась мгла, снуют совы с горящими глазами. Проведя всю ночь в этом страшном овраге, барин раскаялся в своем поступке.
Способы изображения природы в поэме различны. Многие пейзажи в поэме поэтичны, напевны, пронизаны фольклорными, сказочными мотивами. В описаниях природы у Некрасова часто встречаются народные приметы, загадки. Так, крутая радуга «к ведру», пологая — к дождю. Снег «смирен до поры: летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет». Все земледельческие работы в поэме соотнесены с православными праздниками. Так, пахота происходит на Николу весеннего, сенокос — в Петров пост, осенний сбор урожая завершается к Покрову.
В «Прологе» дорога приводит крестьян к волшебному лесу, где они останавливаются на ночлег. И здесь у Некрасова появляются сказочные образы — лешего, говорящей пеночки, скатерти-самобранки. Картины природы здесь приобретают зловеще-демонический колорит: «тени черные Дорогу перерезали», семь филинов с горящими глазами любуются побоищем (горячий спор мужиков переходит в потасовку), ворон на дереве «сидит да черту молится, Чтоб до смерти ухлопали которого-нибудь».
Описывая ночь, проведенную героями в волшебном лесу, Некрасов использует прием олицетворения: услышав громкие споры мужиков, «проснулось эхо гулкое», захохотали филины, человеческим голосом вдруг заговорила пеночка, спасая своего птенчика.
Мир человеческий и мир природы предельно сближены в авторском восприятии: сова у Некрасова — «замоскворецкая княгиня», «лисица хитрая» обладает бабьим любопытством. Однако другие природные образы здесь очень реалистичны: «зайка серенький» выскочил из кустика, «галчата малые» сидят на верху березы, «кукушка старая Проснулась и надумала Кому-то куковать».
Значение сказочно-фантастических картин в «Прологе» вполне определенно. Как замечает Л. А. Розанова, они усиливают впечатление от несовершенства действительности. Так, проблема спора героев становится особенно актуальной.
Однако в целом пейзаж в поэме реалистически точен, конкретен. И. Твердохлебов замечает, что Некрасов воспроизводит среднерусский пейзаж северной полосы, верховьев Волги: холмы, песчаные почвы, болота и мхи, густые хвойные чащобы2. Вот как дед Савелий рассказывает о своей сторонушке:
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
Стоит отметить психологизм пейзажей Некрасова. Зачастую картины природы в поэме даются в восприятии героев, пронизаны их чувствами. Так, в главе «Помещик» Оболт Оболдуев рисует некую пейзажную идиллию, вспоминая прежние времена:
Пойдешь ли пашней, нивою —
Вся нива спелым колосом
К ногам господским стелется,
Ласкает слух и взор!
Там рыба в речке плещется:
«Жирей-жирей до времени!»
Там заяц лугом крадется:
«Гуляй-гуляй до осени!»
Все веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: «Я твоя!»
С тоской вспоминает помещик былые времена, псовую охоту, когда «Унылые, поблекшие Леса полураздетые Жить начинали вновь». Сцена эта перекликается с описанием осенней охоты в романе Толстого «Война и мир». Однако в этом эпизоде Толстой поэтизирует жизнь старорусского дворянства. Некрасов же скорее развенчивает «забавы» помещика и его умиление природой. В основе ностальгических чувств Оболта-Оболдуева — сожаление об ограничении его личной, никем не контролируемой власти.
В финале поэмы пейзаж сливается с основной идеей произведения, с идеей счастья народного — авторские размышления о славном пути Гриши Добросклонова, единственно верном и счастливом в поэме, плавно переходят в конкретное описание дороги, по которой идет герой:
Сманила Гришу узкая,
Извилистая тропочка,
Через хлеба бегущая,
В широкий луг покошенный
Спустился он по ней.
Таким образом, картины природы в поэме соотносятся с бытом и жизнью крестьянина. Человек у Некрасова — это часть матери-природы, которую нужно любить и беречь. Картины природы в поэме способствуют созданию единого образа крестьянской России, с ее тишиной, раздольем. Пейзажи связаны и с идейным замыслом произведения, с мыслью автора о народном счастье.
Сочинение про рязань.
Пейзаж в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Categories: Литература
Вся лирика Некрасова
проникнута чувством любви не только к
русскому народу, «которому пределы не
поставлены», но и к родной земле, с ее
бескрайними нивами, зелеными лесами,
суровыми зимами. Некрасовский мир —
это не только «страшный» мир, есть в нем
и другая сторона. Мир света и надежды
связан у Некрасова прежде всего с
природой.
Любовь к полям и
лесам своей родины зародилась у Некрасова
в ранние детские годы. Он восхищался
родной ярославской природой, красотой
ее зеленых просторов:
Там
зелень ярче изумруда,
Нежнее
шелковых ковров,
И,
как серебряные блюда,
На
ровной скатерти лугов
Стоят
озера.
Некрасов тосковал
и томился от бездействия на чужбине, но
стоило поэту вдохнуть знакомые с детства
запахи родных дорог, лугов, лесов, увидеть
могучие просторы Родины, как он переживал
творческое возрождение:
Опять
она, родная сторона,
С
ее зеленым, благодатным летом,
И
вновь душа поэзией полна,
Да,
только здесь могу я быть поэтом!
Трепетной любовью
и проникновенным чувством наполнено у
Некрасова описание весны в стихотворении
«Зеленый шум»:
Как
молоком облитые,
Стоят
сады вишневые,
Тихохонько
шумят;
Пригреты
теплым солнышком,
Шумят
повеселелые
Сосновые
леса;
А
рядом новой зеленью
Лепечут
песню новую
И
липа бледнолистая,
И
белая березонька
С
зеленою косой.
Пейзажи у Некрасова
могут о многом поведать читателю, создать
определенное настроение, передать
чувство или переживание героя. В поэме
«Кому на Руси жить хорошо» в начале
главы «Сельская ярмарка» мы видим
весенний пейзаж в восприятии крестьянина:
Не
греет землю солнышко,
И
облака дождливые,
Как
дойные коровушки,
Идут
по небесам.
Согнало
снег, а зелени
Ни
травки, ни листа!
Вода
не убирается,
Земля
не одевается
Зеленым
ярким бархатом
И,
как мертвец без савана,
Лежит
под снегом пасмурным
Печальна
и нага.
Унылый, печальный
пейзаж создает настроение грусти, тоски,
беспросветности. Ничего хорошего не
ждут крестьяне от такой весны. Совсем
другая картина возникает перед нами в
начале поэмы «Саша». Природа, отраженная
в Сашином сознании, одухотворена, она
как бы обретает поэтические черты самой
героини:
Сосны
вершинами машут приветно —
Кажется,
шепчут, струясь незаметно,
Волны
под сводом зеленых ветвей:
«Путник
усталый! бросайся скорей
В
наши объятья: мы добры и рады
Дать
тебе сколько ты хочешь прохлады».
Сашина счастливая
безмятежная доброта распространяется
на весь окружающий мир:
Полем
идешь — все цветы да цветы
В
небо глядишь — с голубой высоты
Солнце
смеется. Ликует природа!
Всюду
приволье, покой и свобода.
Некрасов очень
тонко чувствовал природу. В стихотворении
«Рыцарь на час» он нарисовал осязаемый
пейзаж тихой лунной ночи:
Даль
глубоко прозрачна, чиста,
Месяц
полный плывет над дубровой,
И
господствуют в небе цвета
Голубой,
беловатый, лиловый.
Воды
ярко блестят средь полей,
А
земля прихотливо одета
В
волны белого лунного света
И
узорчатых, странных теней.
Но этот пейзаж
резко контрастирует с «внутренним
голосом» поэта.
В пейзажной лирике
Некрасова картины природы то подчеркивают
страдания крестьянства, то контрастируют
с гнетущими картинами жизни людей. В
стихотворении «Железная дорога»
прекрасны картины осени:
Около
леса, как в мягкой постели,
Выспаться
можно — покой и простор! —
Листья
поблекнуть еще не успели,
Желты
и свежи лежат, как ковер.
Но воспоминания
о тех, кто строил эту дорогу и «гроб
обрел здесь себе», не дают успокоиться
поэту. Показывая правду, поэт надеется
на понимание тех, кто придет после него
в жизнь.
Или вспомним эпилог
поэмы «Мороз, Красный нос», погружение
Дарьи в заколдованный сон зимней русской
природы:
Ни
звука! И видишь ты синий
Свод
неба, да солнце, да лес.
В
серебряно-матовый иней
Наряженный,
полный чудес…
Она входит в этот
сказочный мир природы и остается в нем
навечно, освобождаясь от всех бед. Там
у нее есть все а здесь ничего.
Пейзаж русской
земли соответствует в поэзии Некрасова
размаху русской души: та же безграничность,
широта. Природа возвращает «гармонию
жизни»:
Мать-природа!
иду к тебе снова
Со
всегдашним желаньем
моим
—
Заглуши
эту музыку злобы!
Чтоб
душа ощутила покой
И
прозревшее око могло бы
Насладиться
твоей красотой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #