Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Виды, которые представлены в таблице ниже, не являются обязательными для изучения. Ваша главная задача — осознать задачу пейзажа и использовать этот термин в заданиях 8,9,15,16,17.
Виды пейзажа: | ||
---|---|---|
Название | Пояснение | Пример |
«Идеальный» | Пейзаж эпохи классицизма. В высоком жанре оды гармонирует с лирическим (главным) героем, передает его ощущения или мировосприятие. | «Ода о непостоянстве мира» В К. Тредиаковский |
«Бурный» | Вызывает особый интерес у лирического(главного) героя. Встречается в романтизме. | «Гроза» М. Л. Лермонтов |
«Унылый» | Встречается в романтических элегиях и в произведениях критического реализма. Чувства лирического героя и пейзаж соотносятся. | «Вечер» В. А. Жуковский |
Задание ЕГЭ с использованием пейзажа
Может звучать как с развернутым уточнением (цитатой), так и без него:
- Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачивается действие: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
- Как в литературе называется композиционный прием, основанный на изображении природы (например, утро после погони)?
Примеры использования автором пейзажа:
- Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»);
- Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднимались бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»);
- Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков , листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь грубоватую мглу… (М. Горький «Старуха Изергиль»)
- Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Пейзаж в литературе будь то романтический или сентименталический егэ
Пейзаж в литературе будь то романтический или сентименталический егэ
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3) пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию.
3) Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4) Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
5) Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.
1. Выделяем главную информацию текста.
(1)Пейзаж – художественное изображение природы.(2) Пейзаж – средство выражения авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления и жанра, так и целям автора. (3)Пейзаж может воплощать философские взгляды автора.
2. Находим предложения, в которых эта информация передана без
Искажений и ошибок.
1) Не вся информация.
3) Искажение информации.
5) Есть информация, которой нет в тексте.
Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию. (В литературе пейзаж является художественным изображением природы и служит средством раскрытия замысла произведения и воплощением философских взглядов автора)
4) Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир. (В литературе пейзаж является художественным изображением природы и служит средством раскрытия замысла произведения и воплощением философских взглядов автора)
5 Есть информация, которой нет в тексте.
Self-edu. ru
14.04.2020 9:26:31
2020-04-14 09:26:31
Источники:
Https://self-edu. ru/ege2017_rus_36.php? id=17_1
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы — Справочник — ЕГЭ 2022 » /> » /> .keyword { color: red; } Пейзаж в литературе будь то романтический или сентименталический егэ
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3) пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию.
3) Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4) Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
5) Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.
1. Выделяем главную информацию текста.
(1)Пейзаж – художественное изображение природы.(2) Пейзаж – средство выражения авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления и жанра, так и целям автора. (3)Пейзаж может воплощать философские взгляды автора.
2. Находим предложения, в которых эта информация передана без
Искажений и ошибок.
1) Не вся информация.
3) Искажение информации.
5) Есть информация, которой нет в тексте.
Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию. (В литературе пейзаж является художественным изображением природы и служит средством раскрытия замысла произведения и воплощением философских взглядов автора)
4) Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир. (В литературе пейзаж является художественным изображением природы и служит средством раскрытия замысла произведения и воплощением философских взглядов автора)
3 Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
Источники:
Решение 4037. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог. » /> » /> .keyword < color: red; >Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи элементами произведения. (3)При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Задание 2. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
1. Внимательно читаем предложение 3.
(2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи элементами произведения.
Пропущен предлог, который требует поставить существительное в форму творительного падежа.
Варианты таких предлогов: За, под, над, перед, с, между, в связи с, вслед за, кончая, наравне с, наряду с, сообразно с, соразмерно с, согласно С.
В предложении предлог указывает на равноправную связь элементов. По смыслу подходит только «между».
Варианты таких предлогов за, под, над, перед, с, между, в связи с, вслед за, кончая, наравне с, наряду с, сообразно с, соразмерно с, согласно с.
Источники:
Решение 4040. ЕГЭ 2017. Русский язык. И. П. Цыбулько. 36 вариантов. » /> » /> .keyword < color: red; >Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда. Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ.
Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи. Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан. Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ.
Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ (производимый с помощью микроскопа; очень маленький, видимый только в микроскоп) капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ (благозвучный, стройный; исполненный гармонии).
Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ (образованный, с высоким уровнем развития, культуры) деятелем своей эпохи.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ (предназначенный для жилья) условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ (полезный результат работы).
Найдём слово, которое употреблено неверно.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ (предназначенный для жилья) условий граждан.
Вспомним слово-пароним к этому слову.
Жилищный — прил. к существительному жилище.
Примеры употребления: жилищный вопрос, жилищная реформа, жилищные условия, жилищное строительство.
Проверка. Вспомните слова-паронимы ко всем выделенным словам в задании. При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл? Если да, то ответ верный.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧНЫЕ (чрезвычайно маленький, ничтожный по размеру) капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧЕСКИМ (основанный на принципах гармонии).
Изображённый на портрете человек был ПОСВЕЩЁННЫМ (тот, кто возведен в сан) деятелем своей эпохи.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой РАЗДАЧИ (действие по гл. раздать в знач. раздавать).
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ полезный результат работы.
Источники:
Решение 4037. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог. » /> » /> .keyword < color: red; >Вариант 17 егэ русский язык пейзаж художественное изображение природы
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи элементами произведения. (3)При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Задание 2. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
1. Внимательно читаем предложение 3.
(2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи элементами произведения.
Пропущен предлог, который требует поставить существительное в форму творительного падежа.
Варианты таких предлогов: За, под, над, перед, с, между, в связи с, вслед за, кончая, наравне с, наряду с, сообразно с, соразмерно с, согласно С.
В предложении предлог указывает на равноправную связь элементов. По смыслу подходит только «между».
Варианты таких предлогов за, под, над, перед, с, между, в связи с, вслед за, кончая, наравне с, наряду с, сообразно с, соразмерно с, согласно с.
Варианты таких предлогов за, под, над, перед, с, между, в связи с, вслед за, кончая, наравне с, наряду с, сообразно с, соразмерно с, согласно с.
Dankonoy. com
17.11.2017 7:20:56
2017-11-17 07:20:56
Источники:
Https://dankonoy. com/ege/ege5/archives/2926
Русский язык ЕГЭ 2020: вариант 23 — Педагогический портал «Тривиум» » /> » /> .keyword { color: red; } Пейзаж в литературе будь то романтический или сентименталический егэ
ЕГЭ 2020: вариант 23
ЕГЭ 2020: вариант 23
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи элементами произведения. (3)При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Задания:
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия авторского замысла, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию. Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека. Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир. Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите Цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОКУС, — а, м.
Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.).
Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика. Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.).
Быть в фокусе. Не попасть в ф. Очаг воспалительного процесса (спец.).
Ф. в лёгких. Средоточие, центр.
Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.). Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма.
Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами. перен. Проделка, уловка (разг.).
Выкинуть ловкий ф. перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.).
Без фокусов, пожалуйста!
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ПослАла
НавЕрх
ВключЁн
ЗапертА
(различные) средствА
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ.
Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Наиболее УСПЕШНЫЙ
ШЕСТИСТАМИ книгами
Несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Около СЕМИСОТ килограммов
Искусные ПОВАРА
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Корабль «Арктика» считалась долгое время самым крупным атомным ледоколом.
2) Л. Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».
3) Н. В.Гоголь убеждён в том, что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, какой бы горькой она ни была.
4) Работая в своей должности полтора года, инженер многое успел сделать для предприятия.
5) Торонто всегда славился своими многочисленными парками, среди которых наиболее известны Квинс-парк, занимающий огромную площадь, и Хай-парк с его спортивными сооружениями и зоопарком.
6) Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
На минуту дождь утихает и застучит вновь.
9) Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижению ими четырнадцатилетнего возраста.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
протереть, заросли, возгорание предлагать, пастух, измерение (скорости) наклоняться, блестеть, терминология запереть (дверь), усложнённый, ослепительный избирательный, (на) плаву, замерев
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
пр..ломление, пр..высить, пр..града под..тожить, об..скать, раз..щут бе..крайний, ни..падающий, и..черпать з..вязать, пр..язык, р..списной (потолок) бе..донный, ..горевший, во..кликнуть
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
улыбч..вый, запот..вать масл..ное (пятно), серебр..ный (слиток) луков..ца, лед..нить (душу) нищ..нский, скармл..вать честв..вать (победителя), обжал..вать (приговор)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
замет..вший, (вулкан) длемл..т вид..мый (отовсюду), пропол..шь (грядки) ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик) маш..щий (рукой), (дети) завяж..т (шнурки) стел..щийся (туман), (спортсмены) бор..тся (за победу)
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
П. М. Третьяков, (НЕ)ИМЕВШИЙ в своей галерее изображения Н. А. Некрасова, срочно заказал портрет поэта И. Н. Крамскому.
Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
Рассказывал он ничуть (НЕ)УВЛЕКАТЕЛЬНО, но слушатели терпеливо дожидались финала истории.
(НЕ)ЗАРОСШИЕ в этом году травой паровые поля печально разнообразили картину засухи.
Глухарь получил своё название не от (НЕ)ДОСТАТКА слуха, который у него очень остр, а из-за характерного поведения — терять весной всякую бдительность.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.
(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.
ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.
А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик. Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток. Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря. Правды боится человек с нечистой совестью или трус. В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки, которые шли (1) должно быть (2) издалека. Они о чём-то болтали, смеялись (3) однако (4) тотчас замолкли, увидев меня.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Юные художники поднялись на высокий холм (1) с высоты (2) которого (3) открывался вид на всю округу (4) и продолжили работу над этюдами.
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Негромкие голоса доносились отчётливо (1) и (2) если раньше щенок слышал в человеческой речи только яркие интонации (3) то сейчас начал выделять отдельные слова и оттенки чувств.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого — вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (4)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
ЕГЭ: текст Паустовского К. Г.
(1)Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2)В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3)В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица.
(4)Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5)Раненого принесли в дом сельского учителя. (6)Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым. (7)Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая её девичья любовь. (8)Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил.
(9)У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10)Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
(11)Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12)Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки, (13)Настя приняла их.
(14)Балашов впервые попал на Север. (15)Он не знал местных обычаев. (16)Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считается, если подарок принят, её женихом. (17)Так на Севере говорят о любви.
(18)Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19)Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро.
(20)Балашов уехал. (21)Настя ждала его. (22)Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. (23)Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24)По деревне шептались, что жених её обманул. (25)Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье.
(26)Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27)Ночью она ушла из деревушки. (28)Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29)Через огромную грозную страну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова.
(30)Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31)Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32)Настя узнала, что Балашов был женат. (33)Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью.
(34)Настя убежала. (35)Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36)Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви.
(37)Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38)Вдруг кто-то схватил её за руку. (39)Настя обернулась. (40)Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41)Он покачал головой и сказал:
— В такое время что задумала, дура!
(42)Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной.
(43)Трофимовы приютили Настю. (44)Она долго болела. (45)От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи. (46)Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова.
(47)Полотёра вскоре взяли в армию. (48)Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (49)Врачи — учителя Насти — были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (50)«Да ведь я кружевница», — отвечала она им, как бы оправдываясь.
(51)Весной Настю отправили на фронт. (52)Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях — она искала Балашова, спрашивала о нём.
(53)На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (54)Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (55)Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (56)Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.
(57)Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (58)У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (59)Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения.
(60)Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (61)Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви. (62)Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит. (63)Откуда он мог знать, что завидует самому себе?
(64)Личная жизнь не удалась Балашову. (65)А вот другим везёт! (66)Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом. (67)На висках седина.
(68)Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива.
— (70)Что же было потом?
— (71)Потом? — переспросил Руднев. — (72)А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73)Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74)Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе.
— (76)Что Настя! (77)Она отдаёт всю свою заботу раненым. (78)Лучшая сестра на нашем участке фронта.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) –
Известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Настя объяснила своему отцу, работавшему лесным сторожем, зачем она решила поехать в Ленинград. Трофимов уберёг Настю от смерти, а его жена помогла ей избавиться от чувства невыносимой обиды на Балашова. Бойцы, слышавшие легенду о девушке-северянке, завидовали Балашову, а сам он много раз жалел о том, что не женился на Насте. Настя очень хорошо делала перевязки, потому что у неё, как у кружевницы, были ловкие и сильные пальцы. Художник не знал, что та девушка, которая ищет на фронте своего любимого, — это Настя, ухаживавшая за ним, когда он был ранен.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
В предложениях 1, 2 представлено повествование. Предложение 16 поясняет, раскрывает содержание предложения 15 . В предложениях 37-39 представлено описание. В предложениях 47-48 представлено рассуждение. Предложение 67 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 66 .
Из предложений 42-45 выпишите один фразеологизм.
(42)Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной.
(43)Трофимовы приютили Настю. (44)Она долго болела. (45)От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи.
Среди предложений 20-25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Самоотверженность Насти К. Г. Паустовский подчёркивает, используя такое синтаксическое средство, как (А) ______ (в предложении 52 ). Отношение бойцов к истории любви девушки и в то же время ненависть к врагу выражает троп — (Б) ______ (в предложениях 54, 72 ). Еще один троп — (В) ______ («в таком священном, неистовом гневе» в предложении 74 ) — передаёт ненависть, которую испытали к противнику бойцы. Об их сокрушительной победе над врагом и о дальнейшей судьбе Насти автор повествует читателю, используя такую форму речи, как (Г) ______ (предложения 70—78 )».
Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) эпитет
4) риторическое восклицание
5) ряд однородных членов предложения
6) ирония
7) литота
диалог
9) вопросительные предложения
Укажите цифру — ы, на месте которой — ых пишется НН.
Gordeevaln. ru
25.04.2017 7:44:09
2017-04-25 07:44:09
Источники:
Https://gordeevaln. ru/training/9600
Пейзаж
Пейзаж (от фр. раша§е — страна, местность) — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.
Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя — страдающего, меланхолически- мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося; он отражает одну из центральных тем романтизма — разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроение персонажей. Так, герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» бежит из монастыря во время грозы, и это свидетельство его высоких вольнолюбивых устремлений. Яркая, экзотическая природа Кавказа соответствует внутреннему миру героя. Его душа так же необузданна и свободна, как буря. Гроза в романтическом произведении, разбушевавшаяся стихия — символ свободы. Для Мцыри побег — избавление от плена, начало осуществления его замыслов. Герой способен тонко чувствовать, понимать, любить природу, и любовь эта органически сочетается с его любовью к Родине и свободе. Не страх и смирение, а смелость духа и храбрость, не мрачные стены монастыря, а прекрасный, величественный мир, не покой и самоотречение, а тревога и битвы — вот смысл человеческого существования, высшее счастье, которое обретает герой в общении с природой, слившись с ней, став ее частицей.
Стихия горьковского Сокола — небо, его идеал — видеть «ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье». Небо, полное света, безграничное и прекрасное, — символ вольной жизни, борьбы. Жизненный идеал Ужа иной: мещанское благополучие, покой, мрачное, душное ущелье, где темно, «тепло и сыро».
Романтически окрашенным может быть пейзаж и в реалистическом произведении. Например, описание сада Плюшкина дано в приподнятом, романтическом стиле. Дикая красота старого, но живописного сада, в котором скрыта своеобразная прелесть, контрастирует с жизнью помещика, мерзостью запустения, которое он создает вокруг себя.
В эпических и драматических реалистических произведениях картины природы хотя и не составляют главного содержания, но имеют большое идейно-художественное значение и могут играть различную роль.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертывается действие. Например, в имении Головлевых постепенное умирание трех поколений помещичьей семьи происходит на фоне вечно серого, сумрачного неба, еще более усиливающего угнетающую обстановку.
Или пейзаж может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются неразделимыми, воспринимаются как единое целое. Так, в романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстой показывает, как Константин Левин, для которого деревня — место жизни и работы, радостей и страданий, вместе с мужиками косит траву, получая от этого не только физическое, но и духовное наслаждение. По мысли писателя, единение в процессе труда личности с природой и людьми — главное условие нормальной, счастливой жизни.
Пейзаж может подчеркивать определенное душевное состояние героя либо оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Печорин по дороге к месту дуэли любуется свежим утром, чувствует красоту зеленых горных вершин, живописных утесов и трепещущей на виноградном листке росинки, а лучи солнца наводят на его душу «сладкое томление». Этим пейзажем передаются внутреннее волнение героя, его жажда жизни, любовь к природе. После дуэли, возвращаясь в тяжелом душевном состоянии, Печорин не видит и не чувствует окружающей красоты. Солнце казалось ему «тускло, лучи его… не грели». Доктор Старцев, герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч», ожидает Котика, назначившую ему свидание. Внутренние переживания персонажа раскрываются через его восприятие кладбищенского пейзажа с контрастным сочетанием белого и черного. Испытывая вначале трепетное состояние, герой видит перед собой «мир, где так хорош и мягок лунный свет…». Затем, уже разочарованный, усталый, он уходит с кладбища, и в это время «луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом». Природа соответствует внутреннему состоянию Старцева, на душе которого тоже стало темно, мрачно.
Природа нередко выступает как живое существо, сопровождающее человека и взаимодействующее с ним. Яркие примеры — поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из «Записок охотника».
Пейзаж усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное содержание, способствует раскрытию основной мысли писателя. Сопоставление пейзажных картин до и после создания города на Неве помогает А. С. Пушкину в поэме «Медный всадник» выразить свое отношение к преобразовательской деятельности Петра.
Пейзаж — одно из средств развития действия, один из его этапов, элементов сюжета, то есть он может органически входить в развитие действия художественного произведения. Например, буран в степи в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в известной мере определил последующие взаимоотношения Гринева и Пугачева. Надвигающаяся гроза ускоряет развитие внутренней драмы Катерины, страшащейся кары небесных сил.
Гармония природы, ее естественная, благодатная красота может контрастировать с кричащими противоречиями социальной жизни, «безобразными» общественными отношениями. Описание прекрасной лунной ночи в начале стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» заканчивается словами поэта: «Нет безобразья в природе!», оттеняет бесчеловечное отношение «хозяев жизни» к униженным и бесправным строителям, к тем, кто создает все ценности. Самодуры в «Грозе», а также забитые и угнетенные ими люди не замечают красоты окружающей природы.
Пейзаж может входить в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель. Так, в романе «Евгений Онегин» природа тесно связывается с народной жизнью, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — с миром крестьянства, в эпопее «Тихий Дон» — с жизнью казачества и т. д. Без этих картин природы не было бы полноты воспроизведения действительности.
Отношение к пейзажу автора и его героев определяется особенностями их психического склада, их идейно-эстетическими взглядами. Онегин равнодушен к живописной местности — высокое поэтическое чувство ему недоступно, а восприятие природы Татьяной свидетельствует о поэтичности ее натуры. Для Ленского природа — «пристанище» поэтического вдохновения и философских размышлений, но он видит не окружающий (реальный) пейзаж, а созданный воображением. Зато для автора природа — источник истинного вдохновения. Сухая, мизантропическая душа Павла Петровича Кирсанова не позволяет ему видеть и чувствовать красоту природы. Не замечает ее и Анна Сергеевна Одинцова: она для этого слишком холодна и рассудочна. Для Базарова же «природа не храм, а мастерская…», то есть он не признает эстетического отношения к ней. Кулигин в пьесе А. Н. Островского «Гроза» восторгается красотой приволжской природы, которая оказывает благотворное влияние на душу этого просвещенного и поэтически настроенного человека. Удивительно трепетное, тонкое отношение автора к красоте родного края ощущается в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Произведение пронизано не только ароматом яблок, но и самыми различными, дорогими автору запахами — земли, крестьянского труда, быта («тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины, запах костра, грибной сырости», «запах озябшего за ночь обнаженного сада»).
Пейзаж может играть роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети», свидетельствующий о крестьянском разорении), символическую и аллегорическую (пьеса «Вишневый сад», «Песня о Буревестнике», поэма «Двенадцать», дуб — «царский листвень» в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» как символ вечно живой природы, одолеть которую человек не властен), композиционную или обрамляющую («Судьба человека»), поэтическую или эстетическую (воспроизведение природы в художественных образах, в словах, звуках, красках, например в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина», в произведениях М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В. И. Белова, В. А. Солоухина и др.).
Задание 1 9573
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
|
||||
Задание 2 9574
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
|
||||
Задание 3 9575
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОКУС, -а, м.
|
||||
Задание 4 9576
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
послАла |
||||
Задание 5 9577
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда. |
||||
Задание 6 9578
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение. |
||||
Задание 7 9579
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наиболее УСПЕШНЫЙ |
||||
Задание 8 9580
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 9581
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
|
||||
Задание 10 9582
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
|
||||
Задание 11 9583
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
|
||||
Задание 12 9584
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
|
||||
Задание 13 9585
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
П. М. Третьяков, (НЕ)ИМЕВШИЙ в своей галерее изображения Н. А. Некрасова, срочно заказал портрет поэта И. Н. Крамскому. |
||||
Задание 14 9586
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина. |
||||
Задание 15 9587
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола. |
||||
Задание 16 9588
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
|
||||
Задание 17 9589
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников. |
||||
Задание 18 9590
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки, которые шли (1) должно быть (2) издалека. Они о чём-то болтали, смеялись (3) однако (4) тотчас замолкли, увидев меня. |
||||
Задание 19 9591
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Юные художники поднялись на высокий холм (1) с высоты (2) которого (3) открывался вид на всю округу (4) и продолжили работу над этюдами. |
||||
Задание 20 9592
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Негромкие голоса доносились отчётливо (1) и (2) если раньше щенок слышал в человеческой речи только яркие интонации (3) то сейчас начал выделять отдельные слова и оттенки чувств. |
||||
Задание 21 9593
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого — вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (4)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой. |
||||
Задание 22 9595
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Раскрыть текст ЕГЭ: текст Паустовского К.Г.(1)Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2)В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3)В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. (4)Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5)Раненого принесли в дом сельского учителя. (6)Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым. (7)Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая её девичья любовь. (8)Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил. (9)У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10)Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. (11)Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12)Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки, (13)Настя приняла их. (14)Балашов впервые попал на Север. (15)Он не знал местных обычаев. (16)Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считается, если подарок принят, её женихом. (17)Так на Севере говорят о любви. (18)Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19)Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро. (20)Балашов уехал. (21)Настя ждала его. (22)Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. (23)Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24)По деревне шептались, что жених её обманул. (25)Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье. (26)Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27)Ночью она ушла из деревушки. (28)Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29)Через огромную грозную страну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова. (30)Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31)Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32)Настя узнала, что Балашов был женат. (33)Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью. (34)Настя убежала. (35)Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36)Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви. (37)Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38)Вдруг кто-то схватил её за руку. (39)Настя обернулась. (40)Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41)Он покачал головой и сказал: (42)Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной. (43)Трофимовы приютили Настю. (44)Она долго болела. (45)От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи. (46)Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова. (47)Полотёра вскоре взяли в армию. (48)Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (49)Врачи — учителя Насти — были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (50)«Да ведь я кружевница», — отвечала она им, как бы оправдываясь. (51)Весной Настю отправили на фронт. (52)Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях — она искала Балашова, спрашивала о нём. (53)На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (54)Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (55)Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (56)Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты. (57)Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (58)У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (59)Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения. (60)Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (61)Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви. (62)Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит. (63)Откуда он мог знать, что завидует самому себе? (64)Личная жизнь не удалась Балашову. (65)А вот другим везёт! (66)Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом. (67)На висках седина… (68)Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива. (69)Руднев замолчал. — (70)Что же было потом? — (71)Потом? — переспросил Руднев. — (72)А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73)Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74)Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе. — (75)А Настя? — (76)Что Настя! (77)Она отдаёт всю свою заботу раненым. (78)Лучшая сестра на нашем участке фронта. (По К.Г. Паустовскому*)
|
||||
Задание 23 9596
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
|
||||
Задание 24 9597
Из предложений 42-45 выпишите один фразеологизм.
(42)Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной. |
||||
Задание 25 9598
Среди предложений 20-25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
|
||||
Задание 26 9599
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Самоотверженность Насти К. Г. Паустовский подчёркивает, используя такое синтаксическое средство, как (А) ______ (в предложении 52). Отношение бойцов к истории любви девушки и в то же время ненависть к врагу выражает троп — (Б) ______ (в предложениях 54, 72). Еще один троп — (В) ______ («в таком священном, неистовом гневе» в предложении 74) — передаёт ненависть, которую испытали к противнику бойцы. Об их сокрушительной победе над врагом и о дальнейшей судьбе Насти автор повествует читателю, используя такую форму речи, как (Г) ______ (предложения 70—78)».
Список терминов: |
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Задание № 9. Тема природы. Общие размышления.
Задание № 9.
Тема природы.
Общие размышления.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…».
К.Г. Паустовский
Пейзаж, описание природы помогает авторам раскрыть проблемы произведений, ярче показать героев.
Роль природы может быть различна. Рассмотрим это.
Природа в романтических произведениях.
В произведениях романтиков существуют определённые принципы описания природы. Она должна быть необыкновенной (горы, водопады, бушующее море и т.д.), так как герои таких произведений- необычные личности, яркие, мечущиеся, стремящиеся к свободе, к самореализации. Природа помогает понять характер героев, их мятежную душу, подчеркнуть их качества. Она олицетворяет душевную борьбу, настроения персонажей.
Кроме того, в романтических произведениях природа часто символична, через её описание авторы передают душевное состояние героев, их тревогу.
(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», А.М. Горький «Легенда о Данко).
Природа в реалистических произведениях.
- Изображая красоту природы, авторы раскрывают проблему патриотизма, через любовь к природе они предают свою любовь в родине (И.С. Тургенев «Бежин луг», И. Бунин «Антоновские яблоки», К.Г. Паустовский «Дождливый рассвет»).
- Пейзаж как средство характеристики героев. Природа помогает понять внутренний мир персонажей, их душевное состояние, она даже способна изменить взгляды человека на жизнь (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир», встречи Андрея Болконского с дубом).
- Через отношение к природе проявляются качества человека – положительные и отрицательные. (Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», статья В. Распутина «В судьбе природы – наша судьба», Ч. Айтматов «Плаха»).
- Потребительское, безжалостное отношение к природе помогает поднять проблему необходимости её защиты. (В. Астафьев «Царь -рыба»).
- Природа помогает героям произведений понять самих себя, ради чего они живут человек, верный ли избрали путь (Л.Н. Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и небо Аустерлица).
- Природа может иметь символическое значение, является предзнаменованием будущих, грозных событий («Слово о полку Игореве», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).
Таким образом, природа в произведениях не только фон, на котором разворачиваются действия. Она играет важную роль, имеет особый смысл. В каждом произведении её роль своеобразна, в зависимости от темы и проблем, которые поднимают авторы.
Пейзаж в литературе, виды.
ПЕЙЗАЖ (франц. страна, местность) — изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя.
Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологический. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести разную смысловую нагрузку. Так, в лирике картины природы отражают настроения и переживания лирического героя.
Например, чувство одиночества лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» оттеняют «тучки небесные, вечные странники», а радостное настроение лирического героя в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» сопрягается с таким пейзажем:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В эпических произведениях природа часто является самостоятельным объектом изображения. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние.
Например, пейзаж, помещённый в главу «Сон Обломова» (И. А. Гончаров «Обломов»), показывает состояние умиротворения, спокойствия и гармонии главного героя, погрузившегося в ощущения своего детства.
300+ аргументов
для подготовки к итоговому сочинению
подробнее
200+ аргументов ОГЭ
Сборник аргументов для подготовки к сочинению 9.3 ОГЭ
подробнее
В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
M. Ю. Лермонтов, 1837
1
Как и любое произведение, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет определённое построение — _______. Фрагмент стихотворного текста из нескольких строк, объединенных ритмически и рифмой, составляющих единое целое, называют _____.
2
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олицетворение
2) анафора
3) гротеск
4) сравнение
5) эпитет
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена тема духовной связи человека и природы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Лермонтова?
6
Задания Д8 № 625
Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 628
Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
Спрятать пояснение
Пояснение.
Описание природы в художественном произведении называется пейзаж. Дадим определение.
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Ответ: пейзаж.