МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО
учителей гуманитарного цикла
«Анализ пробного ОГЭ и ГВЭ по русскому языку в 9 классе»
подготовила |
учитель русского языка и литературы Е.Н. Дворниченко |
|
Новомосковск 2016
Цель пробной экзаменационной работы по русскому языку для обучающихся 9 классов – определить степень готовности к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
При написании пробных работ ученикам предлагается несколько вариантов работы формата ОГЭ( при первой городской контрольной работе были предложены 11 тестовых заданий, при второй – работа была полностью идентична процедуре ОГЭ). Работа состояла из трех частей, включающих в себя 11 тестовых заданий, написание творческой работы: изложения и сочинения.
На выполнение работы отводилось 3 часа 55 минут(235 минут).
Часть 1 включала в себя одно задание, представлявшее собой написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Исходный текст изложения прослушивался 2 раза.
Часть 2 тестовые задания выполнялась на основе прочитанного текста. Она состояла из 11 заданий. Ответы к заданиям 2-12 записывались в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.
Часть 3 – сочинение выполнялось на основе того же текста, который использовался для работы над заданиями части 2.
Из части 2 были исключены задания 13 и 14, так как сложноподчиненные предложения с разными видами связи изучаются в 3-4 четвертях.
Работы учащихся оценивались по следующим критериям:
Критерии оценивания ОГЭ |
|||
от 0 до 12 баллов |
от 13 до 23 баллов |
от 24 до 32 баллов, из них не менее 4 (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». |
от 33 до 37 баллов, из них не менее 6 (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Пробный ОГЭ выполняли 985 учащихся города из них 39 школьников МБОУ «СОШ №15».
Общий результат пробного ОГЭ и ГВЭ |
|||||
Количество учащихся |
Оценка |
Количество учащихся |
% |
КО % |
УО % |
985 |
5 |
129 |
13 |
55 |
93 |
4 |
415 |
42 |
|||
3 |
367 |
37 |
|||
2 |
74 |
8 |
Общий результат пробного ОГЭ МБОУ «СОШ № 15» |
|||||
Количество учащихся |
Оценка |
Количество учащихся |
% |
КО % |
УО % |
39 |
5 |
2 |
5 |
49 |
97,5 |
4 |
17 |
44 |
|||
3 |
19 |
49 |
|||
2 |
1 |
2,5 |
Данные таблиц показывают, что 92% по городу и 97,5% по школе обучающихся 9-х классов выполнили работу на «3», «4», «5» и 8% (74 человека – 22 школы) по городу и 2,5% (1 человек) по школе не преодолели порог 12 баллов, тем самым не справившись с работой и получив отметку «2».
Выполнили работу без «2» 11 школ города.
18 общеобразовательных организаций (из 34) показали низкий уровень обученности учащихся 9-х классов, причем некоторые деревенские школы с 1 учеником не перешагнули порог качества обученности (0%), получив отметку «2».
По рейтингу качества обученности МБОУ «СОШ № 15» занимает 11 место среди 34-х школ города и района.
Результаты выполнения заданий ОГЭ
Часть 1.
Изложение
Часть 1 включала в себя одно задание и представляла собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст прослушивался учащимися 2 раза. Такая форма работы требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на грамматических и орфографических нормах, но прежде всего, структурного восприятия содержания текста, умения выделять микротемы, выполнять информационную обработку текста.
Эта часть экзаменационной работы проверяет следующие умения:
— умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
— умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
— умение письменно передавать обработанную информацию.
Работы оценивались по критериям ИК1 – ИК3. Максимальный балл за изложение – 7.
22% (222) обучающихся 9-х классов полностью справились с написанием сжатого изложения, получив по критериям ИК1-ИК3 максимальный балл -7. Из них 3 человека из МБОУ «СОШ №15», что составляет 8% от писавших пробный экзамен(39 человек). Частично справились с написанием сжатого изложения 77% (742) по городу и району и 92%(36) учащихся нашей школы.
Частичное выполнение говорит о том, что обучающиеся испытывают ряд трудностей с передачей содержания изложения, сжатием исходного текста, определением абзацного членения.
Тем не менее в большинстве своем выпускники основной школы владеют навыками написания сжатого изложения, но необходимо продолжать работу над передачей основного содержания текста, приемами компрессии.
Лучшие результаты выполнения части 1 показали обучающиеся 2-х школ города, набрав максимальное количество баллов.
1% (12) обучающихся не справились с написанием сжатого изложения, получив 0 баллов .
Часть 2
Задания с выбором ответа
Часть 2 состояла из 11 заданий (2-12). Задания выполнялись на основе прочитанного текста. Ответы записывались в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. За каждый правильный ответ выпускник получал 1 балл. Максимальный балл – 11.
Задания с выбором ответа выполняли 970 (39) обучающихся.
С выполнением задания части 2 (задания с выбором ответа) справились 99% (968), 5% (45) из которых получили максимальный балл. Из нашей школы полностью справились 2 человека 5%. Частичное выполнение заданий 2 части свидетельствует о том, что отдельные темы представляют определенную трудность для 9-классников.
Самый низкий уровень показали обучающиеся при решении 8 теста, направленного на знание синтаксических норм, грамматической основы предложения.
0 баллов при решении тестовых заданий заработали 2 человека по городу и району. 9-классники МБОУ «СОШ № 15» выполнили данную часть минимально на 4 балла.
При проверке данного задания наблюдалось нарушение норм заполнения бланков ответа. Таким образом, многие неверно записанные правильные ответы не были засчитаны.
Часть 3
Сочинение
Написание сочинения проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи (рассуждение на лингвистическую тему; на тему, связанную с анализом текста), а также способность аргументировать свое утверждение на теоретическом уровне, используя прочитанный текст.
При написании сочинения, учащимся предлагается самостоятельно выбрать одну из трех предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и дать письменный развернутый аргументированный ответ.
8% (76) обучающихся из школ города выбрали написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, из нашей школы данную тему не выбрал ни один 9-классник.
7% (71) – сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (8% (3)).
83% (799) – сочинение на морально-этическую тему (92% (36)).
2% обучающихся к работе не приступили – в МБОУ «СОШ №15» все 100% 9-классников к выполнению работы над сочинением приступили.
В целом с работой справились 921 (36) обучающийся. Максимальное количество баллов по критериям СК1-СК4 набрали 19% (181) обучающихся. В нашей школе таких учеников 3, что составляет 8% от писавших пробный ОГЭ. Частично справились с заданием 76% (740) (84% (33)). 0 баллов по данным критериям заработали 5% выпускников по городу и району и 8% в МБОУ «СОШ №15». 24 выпускника не приступили к работе – в «СОШ №15» все ученики приступили к написанию сочинения.
Результаты оценки грамотности и фактической точности речи
Оценка грамотности (ГК1-ГК4) выставлялась за написание изложения и сочинения суммарно. Максимальное количество баллов – 10.
7% (75) обучающихся получили за грамотность максимальное количество баллов – 10. В МБОУ «СОШ №15» данный процент выполнения 8% (3).
90% (876) обучающихся допустили ошибки (76% (33)).
3% (18) обучающихся получили «0» баллов по критериям ГК1-ГК4 (8% (3)).
Таким образом, можно сделать вывод, что практически половина 9-классников испытывают затруднения при соблюдении пунктуационных, орфографических, грамматических, речевых норм, допуская 3-5 ошибок и более.
Помимо пробного ОГЭ от 24.12.2015 учащиеся МБОУ «СОШ №15» несколько раз сдавали итоговые испытания на школьном и межшкольных уровнях. При написании тренировочных ОГЭ по русскому языку 9-классники показали следующие результаты:
Итоги пробного ОГЭ от 07.10.15 |
|||
9а |
9б |
КО |
УО |
«5» — 11 |
«5» — 2 |
81% |
100% |
«4» — 8 |
«4» — 10 |
||
«3» — 3 |
«3» — 4 |
||
«2» — 0 |
«2» — 0 |
Итоги пробного ОГЭ от 02.12.15 |
|||
9а |
9б |
КО |
УО |
«5» — 10 |
«5» — 0 |
67% |
97,5% |
«4» — 8 |
«4» — 9 |
||
«3» — 4 |
«3» — 8 |
||
«2» — 1 |
«2» — 0 |
Итоги пробного ОГЭ от 18.01.16 |
||
9а |
КО |
УО |
«5» — 8 |
100% |
100% |
«4» — 6 |
||
«3» — 0 |
||
«2» — 0 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ТУРЧИНА СЕЛА АЧУЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Педагогический совет
Формирование системы работы ОУ
по повышению качества подготовки учащихся
к итоговой аттестации
Заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ № 52
Веникова Т.С.
2020
Основная цель данного педагогического совета — проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются девятиклассники, их родители, педагоги при подготовке к ГИА, и наметить пути их решения.
Задачи:
-
Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации
-
Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.
-
Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.
Педсовет организован по следующему плану:
1. Об особенностях государственной итоговой аттестации в 2021 году (заместитель директора по УВР Веникова Т.С.)
2. Дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса МБОУ ООШ на 2020-2021 учебный год (заместитель директора по УВР Веникова Т.С.
3.Организация подготовки к ГИА по математике (из опыта работы, учитель математики Ермакова Л.С.)
4. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации (директор школы Масенко И.Е.)
Ход педсовета
-
Об особенностях государственной итоговой аттестации в 2020-2021 году (заместитель директора по УВР Веникова Т.С.)
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая аттестация» сказано:
«п.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
п.2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
п.3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим федеральным законом».
Итоговая аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной образовательной программы основного общего образования. В 9 классе обучающемуся необходимо успеть повторить пройденный материал по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Обучающийся должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Форма ГВЭ проводится для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории РФ, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Для участия в ГИА обучающемуся необходимо до 1 марта 2021 года подать заявление с перечнем выбранных предметов и согласие на обработку персональных данных (обязательное условие). Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными. Экзамены по литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) обучающиеся сдают по своему выбору.
Для улучшения системы оценивания в ОГЭ 2020 предусмотрены изменения.
Процедура проведения экзаменов остается прежней. До 2014 года ученики сдавали 4 обязательных предмета, но затем число уменьшили до 2-х. Это нововведение негативно сказалось на общем уровне подготовки школьников, так как большая часть учеников отказалась сдавать экзамены по дополнительным предметам, желающих было около 10%, поэтому в Минобрнауки снова было решено увеличивать число экзаменов. Из-за малого количества сдаваемых дисциплин возник существенный дефицит знаний у учеников в определенных отраслях. В 2020-2021 учебном году выпускникам 9-х классов необходимо было сдать экзамены по четырём учебным предметам – обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору.
При этом, в 2020-2021 учебном году для получения аттестата необходимо успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не влияли на получение аттестата. В 2020-2021 учебном году основанием получения аттестата станет успешное сдача ГИА-9 по 4 учебным предметам – обязательным и по выбору. В 2020-2021 учебном году в случае получения неудовлетворительных результатов можно будет пересдать экзамен не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору).
Обучающиеся, не прошедшие ГИА-9 или получившие неудовлетворительные результаты более чем по двум предметам или повторно не сдавшие один из экзаменов в дополнительные сроки, смогут пересдать экзамены не ранее 1 сентября 2021года.
На официальном сайте ОГЭ 2020 подтверждены внесенные изменения. Более того, в планах Минобрнауки и дальше увеличивать число экзаменов для школьников. Так, выпускникам 2019 и 2020 года предстоит пройти аттестацию по пяти дисциплинам, а выпускникам 2020-го – по шести предметам. В планах Министерства образования добавлять по 1 предмету каждые 2 года. По словам экспертов, эта система оценивания позволит существенно повысить уровень знаний у учеников и поможет поднять образование на новый уровень.
-
Дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса (заместитель директора по УВР Веникова Т.С.)
Государственная (итоговая) аттестация – форма оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ГИА является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. В 2017-2018 уч. г. и 2018-2019 уч.г. выпускники сдавали по два обязательных экзамена: русский язык и математика. В 2018-2019 уч.г. четыре: два обязательных и два по выбору (обществознание и биология).
Анализ результатов сдачи ГИА-9 за последние 2 года.
Учебный год |
предмет |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Средний балл |
2017-2018 |
Математика |
100% |
3 |
|||
Русский язык |
100% |
3 |
||||
2018-2019 |
Математика |
100% |
3 |
|||
Русский язык |
100% |
3 |
Как видно из представленных таблиц, все учащиеся успешно справились с экзаменационной работой по русскому языку и математике и по предметам по выбору.
Эти данные свидетельствуют о том, что итоговое повторение учебного материала было спланировано методически грамотно, была проведена большая совместная работа учителей и учащихся, направленная на устранение пробелов в знаниях. Учителя-предметники совместно с классными руководителями правильно смотивировали учащихся на подготовку и сдачу экзаменов, использовали приемы и методы, позволившие выпускникам успешно написать экзаменационную работу по русскому языку и по математике за курс основной школы.
Анализ таблиц результатов ГИА по предметам показал, что все обучающиеся показали средний уровень результативности и соответствуют уровню государственного стандарта.
В 2020-2021 учебном году в МБОУ ООШ 52 составлена и утверждена дорожная карта, цель которой — помочь обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации в форме ГИА-9.
Для повышения результативности итоговой аттестации в форме ГИА-9 в школе намечены следующие цели и задачи.
Цель: Создание условий для повышения уровня знаний выпускников 9 класса.
Задачи:
-
Максимально использовать материально-технические условия для удовлетворения потребностей обучающихся в образовательной подготовке и получении знаний.
-
Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности учащихся — ведение предпрофильного курса «Мир профессий и мой выбор», обеспечивающего возможность выбора учащимися дальнейшего образовательного маршрута с учетом рынка труда, социальных особенностей региона, выбора будущей профессии.
-
Создание условий для саморазвития, самоопределения личности учащихся, развития устойчивой психологической мотивации к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА.
Исходя из поставленных целей и задач, разработан план мероприятий, включающих основные направления работы: нормативное и ресурсное обеспечение, кадровое обеспечение, управление и контроль, информационное обеспечение.
С выпускниками 9 класса организованы и проводятся дополнительные занятия, консультации по подготовке к ГИА (четверг – биология (учитель Веникова Т.С..), география (Яковенко С.Ю.) вторник – математика, информатика (Ермакова Л.С..), среда – русский язык (Чернега Г.И..).
3.Организация подготовки к ГИА по математике (из опыта работы, учитель математики Ермакова Л.С.
4. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации (директор школы Масенко И.Е.).
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
-
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-
психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ следующие:
-
организация информационной работы по подготовке учащихся;
-
мониторинг качества;
-
психологическая подготовка к итоговой аттестации;
-
предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников, родителей.
Большую роль играет информационная подготовка. В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на совещаниях
— о нормативно-правовых документах;
— о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.
2) Включение в план работы школьного методического объединения следующих вопросов:
— проведение пробных ОГЭ, обсуждение результатов пробных ОГЭ;
— выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
3) Направление учителей на семинары и РМО по вопросам итоговой аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
— правила поведения на экзамене;
— правила заполнения бланков.
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ОГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
— информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
— информирование о результатах пробного внутришкольного ОГЭ
2) Индивидуальное консультирование родителей.
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ОГЭ. Такую работу проводит заместитель директора анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.
Мониторинг помогает организовать работу с одаренными детьми и слабоуспевающими.
Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:
— посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;
— включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, курсы повышения квалификации;
— индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
— привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки;
— ведение предпрофильных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения (в учебный план школы включены курсы по русскому языку, обществознанию и математике);
— психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (классный руководитель)
4. Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими которой являются:
-
Входной контроль по материалам КИМов;
-
Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
-
Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
-
Регулярное выполнение домашних заданий;
-
Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
-
На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме тестирования;
-
Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями итоговой аттестации;
-
Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
-
Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
-
Индивидуальное консультирование выпускников;
-
Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Справиться со всеми сложностями помогут разработанные методики по организации уроков повторения. И закончить хочется советами учителям, работающим в выпускном классе.
-
Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников.
-
Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования.
-
Отрабатывать навыки решения базовых задач.
-
Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания.
-
При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.
-
Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;
-
Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика.
Решение педагогического совета:
-
Продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой итоговой аттестации.
-
Продолжить работу по проведению мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
-
С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускного класса разнообразить формы работы на уроках, включая минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения.
-
Классному руководителю обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
-
Классному руководителю Яковенко С.Ю. в рамках профдекады (ноябрь 2020 г.) активизировать профориентационную работу по выбору экзаменов государственной итоговой аттестации как условие эффективной мотивации к качественной подготовке учащихся.
-
Руководителю ШМО Вениковой Т.С. организовать обмен накопленным опытом между учителями–предметниками. Учителю географии Яковенко С.Ю. к 01.02.21г. подготовить информацию для выступления на МО «Организация эффективной подготовки к ГИА на уроках».
Масенко И.Е.____________
Веникова Т.С.___________
Яковенко С.Ю.___________
Чернега Г.И._____________
Ермакова Л.С.____________
Педагогический совет: «Качество подготовки учащихся c низкой мотивацией и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА. Проблемы и пути их решений»
Презентацию подготовила
методист МБОУ ВСШ № 27 Шадрина Евгения Владимировна
ПРОБЛЕМА
???
ПРОБЛЕМА
Как повысить эффективность подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ у учащихся с низкой мотивацией к обучению, с низким уровнем базовых знаний по предмету?
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ОПРЕДЕЛИТЬ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ГИА
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Выделить основные составляющие качественной подготовки учащихся к ГИА
Проанализировать работу педагогов школы с точки зрения эффективности проводимых ими мероприятий по подготовке к ГИА
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Выявить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, родители и педагоги при подготовки к ГИА и наметить пути их решения
Выработать основные направления работы всех участников образовательной деятельности по подготовке учащихся с низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА
ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ К ГИА»
РЕЗУЛЬТАТ СОЗДАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ, БАЗОВУЮ ПРЕДМЕТНУЮ И ИНФОРМАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ
Основные составляющие готовности учащихся к ГИА
Информационная
готовность
Предметная
теоретическая
и практическая
готовность
Психологическая
готовность
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА
Инструкции о правилах поведения на экзамене и правилах заполнения бланков
Информационный стенд для учащихся: бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ и ЕГЭ
Проведение занятий по тренировке заполнения бланков
Пробные внутришкольные ОГЭ и ЕГЭ по различным предметам
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДМЕТНАЯ) ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА
Входной контроль по материалам КИМ
Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником
Систематическое повторение на уроках
Учёт индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДМЕТНАЯ) ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА
Осуществление контроля по каждому блоку в форме тестирования на уроках обобщающего повторения
Проведение пробных школьных экзаменов по материалам и в соответствии с требованиями ГИА
Проведение текущего тематического контроля по материалам КИМ
Индивидуальное консультирование выпускников
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА
Выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников (развитие памяти, навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умения мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять своими эмоциями)
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГИА
Системность (осуществление подготовки учащихся к ГИА последовательно по различным направлениям – информационно, предметно, психологически)
Гибкость (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся)
Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА
разработка и реализация ИОМ со слабыми учащимися
использование разнообразных форм, средств, приёмов и способов мотивации
создание ситуации успеха
систематическая отработка навыков решения простых задач на уроках и во внеурочной деятельности
Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА
дифференциация заданий
разработка технологии закрепления и систематизации знаний по предметам
использование игровых и информационно-коммуникативных технологий (цифровых образовательных ресурсов и интернет ресурсов)
психологические тренинги
Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА
организация в школе клуба конструктивного общения
организация родительского лектория
введение курсов по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по выбору учащегося
проведение индивидуальных занятий
Решение педагогического совета
1. Методической службе
выработать рекомендации по стратегиям подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
со следующего учебного года организовать и провести методические декады по теме: «Качество подготовки к ЕГЭ с учётом индивидуальных особенностей учащихся».
2. На заседаниях МО рассмотреть вопросы совершенствования качества преподавания предметов естественно-математического и гуманитарного цикла в целях повышения качества подготовки к ГИА.
3. Учителям-предметникам проанализировать и сдать в учебную часть результаты пробных ОГЭ и ЕГЭ с целью дальнейшей работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Решение педагогического совета
4. Классным руководителям продолжать вести информационную работу с родителями и детьми (работа на сайтах, онлайн-тестирование и т.д.).
5. Социально-психологической службе осуществлять подготовку учащихся к ГИА в форме индивидуальных консультаций с целью обучения детей саморегуляции, самоконтролю, повышению уверенности в себе и своих силах.
6. Педагогу-психологу провести занятия среди учащихся 9 и 11 классов по повышению мотивации к обучению, включению в учебный процесс и подготовку к экзаменам.
7. Классным руководителям 9 и 11 классов и социально-психологической службе выявить учащихся, находящихся в группе риска в связи с пропусками занятий и неуспеваемостью по предметам, ознакомить родителей с результатами успеваемости за 1 и 2 четверть, провести индивидуальную работу с родителями и учащимися по целеполаганию и самоопределению.
Нормативные правовые документы, оперативная официальная информация, демоверсии, открытый банк заданий ЕГЭ
Информационный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru/ (также можно ознакомиться с результатами ЕГЭ)
Официальный сайт Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru/
Официальный сайт Минобрнауки России http://минобрнауки.рф/
Открытый банк заданий ЕГЭ: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Официальные сайты органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и региональных центров обработки информации субъектов Российской Федерации:
официальный сайт Минобрнауки Новосибирской области http://minobr.nso.ru/
сайт Новосибирского института мониторинга и развития образования http://nimro.ru/
2016 – 2017 учебный год
Протокол
заседания педагогического совета
МАОУ «Бабкинская средняя школа »
30 сентября 2016 г. 15 — 00
Повестка дня:
«Особенности предварительного выбора экзаменов учащимися 11 класса в условиях изменения нормативной базы ЕГЭ — 2017»
1. Организация и особенности проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 11 класса в 2017 году.
2. Результаты тренировочных работ по обязательным предметам (русскому языку и математике) и предметам по выбору (истории, обществознанию, физике, географии, литературе) в формате ЕГЭ учащихся 11 класса.
Цели педсовета:
Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение ЕГЭ-2017, с концепцией итогового сочинения как условия допуска к ГИА выпускников 11 класса, с основными направлениями работы по подготовке к ЕГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору, с предварительным выбором экзаменов учащимися 11 класса.
По первому вопросу слушали О.Ю.Луковникову, заместителя директора по УВР:
В своем выступлении О.Ю.Луковникова осветила следующие вопросы:
1. Концепция итогового сочинения: направления тем, специфика, критерии оценивания, условия получения оценки «зачёт».
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ЕГЭ.
3. Общая характеристика ГИА 11- ых классов 2017 года: продолжительность ЕГЭ; результаты и срок их действия; минимальные баллы; структура и содержание заданий.
4. Процедура экзамена, правила поведения в ППЭ.
5. Порядок подачи апелляций — о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ; о несогласии с выставленными баллами.
6. Необходимые условия получения аттестата за курс среднего общего образования.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению полученную информацию.
2. Обратить внимание на включение в число обязательных трех предметов и на учете результатов ЕГЭ при выставлении отметок в аттестат.
3. Учителям-предметникам вести подготовку к итоговой аттестации в 11 классе в соответствии с нормативными документами.
По второму вопросу слушали Л.П. Кузину, И.М. Терюшкову, Л.В. Чепурину, О.Ю. Луковникову
Учителя обратили внимание на значительный объем проблем, выявленных по результатам тренировочных работ и необходимость организации индивидуальной работы с учащимися для ликвидации пробелов по различным предметам.
РЕШИЛИ:
1.Принять к сведению полученную информацию.
2.Учителям-предметникам вести подготовку к итоговой аттестации в 11 классах в соответствии с нормативными документами.
3.Рассматривать в качестве предварительного сентябрьский выбор учащимися предметов для государственной итоговой аттестации.
4. Классному руководителю и администрации ОУ в течение учебного года отслеживать выбор выпускниками экзаменов, проводить собеседования с учащимися с целью оказания помощи при выборе экзамена
5.Администрации школы усилить контроль за проведением индивидуальной работы по предметам с учащимися 11 класса.
6.Учителям – предметникам разработать план подготовки учащихся к экзамену по своему предмету с учётом результатов тренировочных работ.
7. Всем учителям-предметникам использовать в своей работе нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, размещённые на сайте ФИПИ.
8.Руководителям методических объединений учителей обсудить на заседаниях наиболее эффективные формы и методы повторения учебного материала, выработать рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам
9.Вовлечь родителей в работу по организации подготовки к ЕГЭ, информировать родителей о нормативно-правовой базе ЕГЭ, ГИА, о результатах учащихся с целью принятия совместных решений.
10. В соответствии с графиком работы проводить родительские собрания, на которых знакомить родителей с ходом подготовки к итоговой аттестации.
11. Проводить работу по информированию заинтересованных лиц, через сайт школы, информационные стенды в школе, о ходе подготовки к ЕГЭ.