Параметры с модулем решу егэ


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Найдите все значения параметра k, при каждом из которых уравнение  дробь: числитель: 1 плюс левая круглая скобка 2 минус 2k правая круглая скобка синус t, знаменатель: косинус t минус синус t конец дроби = 2k имеет хотя бы одно решение на интервале  левая круглая скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка .


2

Найдите все значения k, при каждом из которых уравнение

 дробь: числитель: 6k минус левая круглая скобка 2 минус 3k правая круглая скобка косинус t, знаменатель: синус t минус косинус t конец дроби =2

имеет хотя бы одно решение на отрезке  левая квадратная скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая квадратная скобка .

Источник: Типовые тестовые задания по математике, под редакцией И. В. Ященко 2017. Вариант 4. (Часть C).


3

Определите, при каких значениях параметра a уравнение

|x минус 2|=a логарифм по основанию 2 |x минус 2|

имеет ровно два решения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по математике.


4

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс a плюс 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 3a минус 1|=2a минус 3

имеет корни, но ни один из них не принадлежит интервалу (4; 19).


5

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс 4a минус 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 2a плюс 3|=2a минус 5

имеет хотя бы один корень на отрезке [5; 23].

Пройти тестирование по этим заданиям

Автор материала — Анна Малкова

Какими были задачи с параметрами на ЕГЭ-2022? На этой странице — обзор всех типов задач №17, предложенных на ЕГЭ по математике в этом году, с полным решением и оформлением.

Напомним, что «параметры» — одна из дорогостоящих задач ЕГЭ. Она оценивается в 4 первичных балла.

Основной темой задач с параметрами на ЕГЭ этого года были модули.

Если вы не помните, что такое модуль числа, — вам сюда.

Способы решения — разные. В одних задачах удобнее графический способ, в других — аналитический.

Мы начнем с тех задач, которые решаются графическим способом. В первых трех, которые мы здесь разбираем, нам встретится уравнение окружности.

Почитать о нем подробно можно здесь.

1. При каких значениях параметра a уравнение left|x^2+a^2-6x-4aright|=2x+2a имеет ровно 4 решения?

Решение:

Вспомним, как решать уравнения вида left|Aright|=B.

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Поэтому исходное уравнение равносильно системе:

left{ begin{array}{c}2x+2age 0 \left[ begin{array}{c}x^2+a^2-6x-4a=2x+2a \x^2+a^2-6x-4a=-2x-2a end{array}right. end{array}.right.

Получим:

left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2-6a=0 \x^2-4x+a^2-2a=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2-6a+9=25 \x^2-4x+4+a^2-2a+1=5 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{ begin{array}{c}age -x \left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 \{left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 end{array}right. end{array}.right.

Изобразим решения системы в координатах left(x;aright).

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 задает окружность omega _1 с центром Pleft(4;3right) и радиусом 5; уравнение {left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 задает окружность omega _2 с центром Qleft(2;1right) и радиусом sqrt{5}; при этом должно выполняться условие age -x.

Заметим, что обе окружности проходят через точки O(0;0) и M(1;-1).

Найдем, при каких значениях параметра a исходное уравнение имеет ровно 4 решения.

При a=-1 прямая a=-1 проходит через точку M, общую для двух окружностей; уравнение имеет ровно 3 решения.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A (нижнюю точку окружности omega _2), уравнение также имеет 3 решения.

При этом a=1-sqrt{5}, поскольку разность ординат точек Q и A равна sqrt{5}, то есть радиусу окружности omega _2.

При 1-sqrt{5}textless atextless -1 уравнение имеет 4 решения.

Если ale 1-sqrt{5}, решений меньше 4.

Если a=0, уравнение имеет ровно 3 решения, т.к. точка O(0; 0) общая для обеих окружностей.

Если прямая a=a_0 проходит через B — верхнюю точку окружности omega _2, уравнение имеет ровно 3 решения.

В этом случае a=1+sqrt{5}.

При 0textless atextless 1+sqrt{5} уравнение имеет ровно 4 решения.

Если atextgreater 1+sqrt{5,} решений меньше, чем 4.

Объединив случаи, получим ответ.

Ответ: ain left(1-sqrt{5};-1right)cup left(0;1+sqrt{5}right).

2. При каких значениях параметра a уравнение x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright| имеет ровно 2 решения?

Решение:

Раскроем модуль по определению.

x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright|  Leftrightarrow

Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}7x-age 0 \{ x}^2-x-7a+a^2-7x+a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}7x-atextless 0 \{ x}^2-x-7a+a^2+7x-a=0 end{array}right. end{array}right.    Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+a^2-6a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+a^2-8a=0 end{array}right. end{array}right.  Leftrightarrow
Leftrightarrow    left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+16+a^2-6a+9=25 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+9+a^2-8a+16=25 end{array}right. end{array}right.   Leftrightarrow  left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ (x-4)}^2+({a-3)}^2=25      (1) end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ (x+3)}^2+{(a-4)}^2=25     (2) end{array}right. end{array}right.

Уравнение (1) задает окружность с центром в точке Р (4; 3) и радиусом 5,

уравнение (2) задает окружность с центром в точке Q(-3; 4) и радиусом 5.

Изобразим график совокупности двух систем в системе координат (x;a).

При ale 7x получаем часть окружности (1), лежащую ниже прямой a = 7x;

при atextgreater 7x получаем часть окружности (2), лежащую выше прямой a = 7x.

Исходное уравнение имеет ровно два различных решения, если прямая {a = a}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза.

Прямая a = a{}_{0 }, проходящая через точку С, пересекает график совокупности двух систем один раз.

Найдем координаты С — самой нижней точки и Е — самой верхней точки правой окружности.

Для этих точек x = 4. Найдем координату a:

{ (4-4)}^2+({a-3)}^2=25;    ({a-3)}^2=25;    a=-2 или a=8,

Координаты точек С (4; -2) и Е (4; 8).

Найдем координаты D — самой нижней точки и F — самой верхней точки левой окружности

Для этих точек x = — 3, найдем координату a.

{ (-3 +3)}^2+({a-4)}^2=25;    ({a-4)}^2=25;   a=-1 или a=9,

Координаты точек: D (-3; -1), F(-3; 9).

Точки А и В, в которых пересекаются две окружности, лежат на прямой

a = 7x (так как при a = 7x выражение под модулем равно нулю).

Подставив a = 7x в уравнение окружности (1) { (x-4)}^2+({a-3)}^2=25, получим:

{ x}^2-8x+{left(7xright)}^2-6cdot 7x=0;

{50 x}^2-50x=0;

50x(x-1)=0, x = 0 или x = 1.

Получили точки В (0; 0) и А (1; 7).

Прямая a = a{}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза в следующих случаях:

1) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки С, но ниже точки D:

-2textless atextless -1;

2) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки В, но ниже точки А:

0 textless atextless 7;

3) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки Е, но ниже точки F:

8 textless atextless 9.

Если atextless -2 или atextgreater 9, то решений нет.

Если a = -2 или a = 9, уравнение имеет ровно одно решение.

Если a = -1 или a = 8, ровно три решения.

Если -1textless atextless 0 или 7textless atextless 8, ровно четыре решения. Эти случаи нам не подходят.

Ответ: a in (-2;-1)cup (0;7)cup (8;9).

3. При каких значениях параметра a уравнение

left|x^2+a^2-7x+5aright|=x-a

имеет ровно 2 корня?

Решение:

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Раскрыв модуль, получим:

left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2+a^2-7x+5a=x-a \x^2+a^2-7x+5a=a-x end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2+6a=0 \x^2-6x+a^2+4a=0 end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow
Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2+6a+9=25 \x^2-6x+9+a^2+4a+4=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 \{left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}.right.right.

Решим систему графически в координатах left(x;aright)

Прямая a=x — это биссектриса первого и третьего координатных углов.

Неравенство ale x задает полуплоскость, расположенную ниже прямой a=x.

Уравнение {left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 задает окружность omega 1 с центром в точке Pleft(3;-2right) и радиусом R=sqrt{13}.

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 задает окружность omega 2 с центром в точке Qleft(4;-3right) и радиусом R=5.

Заметим, что обе окружности проходят через точки О(0; 0) и М(1; 1). В этом легко убедиться, подставив координаты этих точек в уравнения окружностей.

Исходное уравнение имеет ровно 2 корня, если прямая a = a_0 пересекает совокупность двух окружностей ровно в двух точках, лежащих не выше прямой a = x.

Это происходит в следующих случаях:

1) Прямая a = a_0 проходит выше точки А и ниже точки В на рисунке, где А — нижняя точка окружности omega 2, В — нижняя точка окружности omega 1.

2) Прямая a = a_0 проходит выше точки С и ниже точки D на рисунке, где D — верхняя точка окружности omega 2, С — верхняя точка окружности omega 1.

3) Прямая a = a_0 проходит выше точки О(0; 0) и ниже точки М(1;1).

Найдем координаты точек А, В, С, D.

Aleft(4;-8right);  Dleft(4;2right);  Bleft(3;-left(2+sqrt{13}right)right);  Cleft(3;sqrt{13}-2right).

Получим, что ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Ответ: ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Заметим, что в каждом из уравнений присутствовало выражение a^2+ x^2 — как в уравнении окружности. Именно поэтому становилось понятно, что их можно решить графически в координатах x; a.

Теперь — следующий тип задач. Здесь окружностей уже не будет. Зато будет разложение на множители.

4. При каких значениях параметра a уравнение a^2-ax-2x^2-6a+3x+9left|xright|=0

имеет ровно 4 решения?

Решение:

Раскроем модуль. Уравнение равносильно совокупности двух систем:
left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-ax-2x^2-6a-6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-ax-2x^2-6a+12x=0 end{array}right. end{array}.right.

Упростим по очереди каждую из них.

1) Случай xtextless 0:

a^2-ax-2x^2-6a-6x=0;

2x^2+left(a+6right)x+6a-a^2=0.

Найдем дискриминант и корни этого квадратного уравнения.

D={left(a+6right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2+12a+36-48a+8a^2=

9a^2-36a+36=9left(a^2-4a+4right)=9{left(a-2right)}^2ge 0;

displaystyle x=frac{-a-6pm 3left(a-2right)}{4};

displaystyle x_1=frac{2a-12}{4}=frac{a}{2}-3;

x_2=-a.

2) Случай xge 0:

a^2-ax-2x^2-6a+12x=0;

2x^2+left(a-12right)x+6a-a^2=0.

В этом случае также найдем дискриминант и корни квадратного уравнения.

D={left(a-12right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2-24a+144-48a+8a^2=

9a^2-72a+144=9left(a^2-8a+16right)=9{left(a-4right)}^2;

displaystyle x=frac{12-apm 3left(a-4right)}{4};  x_1=frac{12-a+3a-12}{4}=frac{a}{2};

displaystyle x_2=frac{12-a-3a+12}{4}=frac{-4a+24}{4}=6-a.

Получим:

displaystyle left{ begin{array}{c}x textless 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2}-3 \x=-a end{array}right. end{array}right. или displaystyle left{ begin{array}{c}xge 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2} \x=6-a end{array}right. end{array}right..

Решим совокупность двух систем графически в координатах left(a;xright).

Если ale 0, уравнение имеет меньше 4 решений.

Если age 6, также меньше 4 решений.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A или точку B, уравнение имеет ровно 3 решения.

В точке A пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2} и x=6-a, значит, для этой точки
displaystyle frac{a}{2}=6-a, a=12-2a, a=4 .
В точке B пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2}-3 и x=-a , то для точки B:
displaystyle frac{a}{2}-3=-a ; a-6=-2a;  a=2.
Уравнение имеет ровно 4 решения, если 0 textless a textless 2 или 2 textless a textless 4 или 4 textless a textless 6 .

Ответ: ain (0; 2)cup (2; 4) cup (4; 6).

Следующие две задачи мы решим (для разнообразия) аналитическим способом.

5. При каких значениях параметра a уравнение a^2-4ax-5x^2-6a-12x+18left|xright|=0

имеет меньше 4 решений?

Решение:

Уравнение равносильно совокупности:

left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0 end{array}right. end{array}.right.

Рассмотрим каждый случай отдельно

1) xge 0;

a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0  (1)

2) xtextless 0

a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0  (2)

Каждое из уравнений — квадратное и не может иметь больше 2 корней.

Если уравнение (1) имеет 2 неотрицательных корня, а уравнение (2) имеет 2 отрицательных корня, исходное уравнение имеет ровно 4 решения. Найдем, при каких значениях a это происходит, а затем исключим эти значения. Получим случай, когда исходное уравнение имеет менее 4 корней.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если уравнение 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0 имеет два неотрицательных корня, а уравнение 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2-a^2=0 имеет два отрицательных корня.

1 уравнение:

5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0.

По теореме Виета, displaystyle x_1+x_2=-frac{b}{a};

displaystyle x_1x_2=frac{c}{a} для уравнения ax^2+bx+c=0.

.

При этом Dtextgreater 0.

displaystyle left{begin{matrix}4a-6 textless 0 \ a^2 -6aleq 0\(4a-6)^2-20(6a-a^2)textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ a(a-6)leq 0\ 16a^2-48a+36-120a+20a^2textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0leq aleq 6 \ 36a^2-168a+36 textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0 leq a leq 6\ 3a^2 -14a+3 textgreater 0.end{matrix}right.

3a^2-14a+3=0.

D=196-4cdot 9=160.

sqrt{D}=4sqrt{10}.

displaystyle a=frac{14pm 4sqrt{10}}{6}=frac{7 pm 2sqrt{10}}{3}.

displaystyleleft{ begin{array}{c} a textless frac{3}{2} \0le ale 6 \{ 3a}^2-14a+3 textgreater 0 end{array}right. Leftrightarrow left{ begin{array}{c}0le a textless frac{3}{2} \left(a-frac{7+2sqrt{10}}{3}right)left(a-frac{7-2sqrt{10}}{3}right) textgreater 0end{array}.right.

Оценим displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3} и displaystyle frac{7+2sqrt{10}}{3}.

Сравним 7vee 2sqrt{10};7textgreater 2sqrt{10}, т.к. 49textgreater 40;

displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textgreater 0, также displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{7-2cdot 3}{3};0textless frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{1}{3}.

displaystyle frac{7+2cdot 3}{3}textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless frac{7+2cdot 4}{3};4textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless 5.

Получим: displaystyle 0leq a textless frac{7-2sqrt{10}}{3}.

2 уравнение: 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0;

left{ begin{array}{c}x_1textless 0 \x_2textless 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x_1+x_2textless 0 \x_1x_2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}-left(4a+30right)textless 0 \6a-a^2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0 end{array}.right.

При этом Dtextgreater 0, т.е. {left(4a+30right)}^2-20left(6a-a^2right)textgreater 0.

16a^2+240a+900-20left(6a-a^2right)textgreater 0;

4a^2+60a+225-30a+5a^2textgreater 0;

9a^2+30a+225textgreater 0;

3a^2+10a+75textgreater 0 — верно при всех a.

Получим:

left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0; end{array}Leftrightarrow 0textless atextless 6.right.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если выполняется система условий:

displaystyle left{ begin{array}{c}0 leq atextless frac{7-2sqrt{10}}{3} \0textless atextless 6 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless frac{7-2sqrt{10}}{3}. При всех остальных значениях a — меньше четырёх решений. Значит, подходят значения displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [ frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty ).

Ответ: displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty).

6. Найдите все положительные значения a, при каждом из которых уравнение
a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0
имеет ровно 4 корня.

Решение:

Раскроем модуль по определению.

a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0Leftrightarrow

Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-4x-8x=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}right. end{array}right. .

Мы получили совокупность двух систем. Чтобы исходное уравнение имело ровно 4 корня, нужно, чтобы каждая система имела ровно два решения. Решим каждую из систем отдельно.

1) Первая система:

left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xge 0 \3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2=0 end{array}right. .

Чтобы квадратное уравнение имело два неотрицательных корня, необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_1+x_2textgreater 0 \x_1cdot x_2textgreater 0 end{array}right. .

Другой способ: можно рассмотреть квадратичную функцию

y=3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2 и воспользоваться условиями:    left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_B textless 0 \fleft(0right)ge 0 end{array}right..

Найдем дискриминант соответствующего квадратного уравнения.

4{left(a-2right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2-4a+4-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2-16a+4textgreater 0;

a^2-4a+1textgreater 0; при этом a-2 textless 0;

4a-a^2ge 0.

Получим:

left{ begin{array}{c}a^2-4a+1textgreater 0 \a textless 2 \0le ale 4 end{array}.right.

Корни уравнения a^2-4a+1=0;

a=2pm sqrt{3}.

Отсюда 0le atextless 2 - sqrt{3}.

2) Вторая система:

left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xtextless 0 \3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2=0 end{array}right.right. .

Чтобы система имела ровно 2 решения, для квадратичной функции

y=3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2

необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}x_Btextless 0 \Dtextgreater 0 \fleft(0right)textgreater 0 end{array}.right.

Dtextgreater 0;

4{left(a+6right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2+12a+36-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2+36textgreater 0 — верно для всех a.

left{ begin{array}{c}a+6textgreater 0 \4a-a^2textgreater 0 end{array}.right.

Решение второй системы: 0textless atextless 4.

Исходное уравнение имеет ровно 4 различных решения, если

left{ begin{array}{c}0le atextless 2 - sqrt{3} \0textless atextless 4 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless 2 - sqrt{3}.

Ответ: ain left(0;2 - sqrt{3}right).

Как всему этому научиться? Если вы решили освоить тему «Параметры» — не нужно начинать со сложных задач. Вначале — подготовительная работа. Элементарные функции и их графики, базовые элементы для решения задач с параметрами. Кроме того, надо отлично знать методы алгебры: разложение выражений на множители, выделение полных квадратов, решение уравнений и неравенств всех типов и многое другое.

Изучить все это можно на Онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ по математике. На нем мы решаем и такие задачи, и более сложные. Изучаем не менее 11 методов решения задач с параметрами. Выпускники Онлайн-курса отлично справились с «параметрами» на ЕГЭ-2022.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задачи с параметрами на ЕГЭ-2022: модули, окружности, квадратные уравнения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
09.03.2023

11 ноября 2016

В закладки

Обсудить

Жалоба

Сборник заданий с ответами.

Содержание

1. Линейные уравнения и приводимые к ним уравнения с параметрами.
2. Квадратичные и сводимые к ним уравнения с параметрами.
3. Уравнения с параметрами, содержащие модуль.
4. Системы уравнений с параметрами.
5. Иррациональные уравнения с параметрами.
6. Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. Системы неравенств.
7. Квадратичные неравенства с параметрами.
8. Иррациональные неравенства с параметрами.
9. Уравнения и неравенства с параметрами, содержащие логарифмы.
10. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами.

spr-new.pdf

Существует ровно три генеральных метода решения задач 17:

  • Метод перебора — классический перебор вариантов. Например, когда выражение под модулем больше нуля и когда меньше;
  • Графический метод — привлечение чертежа. Во многих задачах 17 достаточно начертить графики функций — и решение становится очевидным;
  • Метод следствий — нестандартный и, как правило, самый изощренный. Если в исходном условии удастся подметить что-нибудь полезное, в дальнейшем можно значительно упростить решение всей задачи.

Конечно, одну и ту же задачу зачастую можно решить разными способами. Но далеко не все они оптимальны: выбрав неправильный «путь», можно увязнуть в вычислениях, так и не дойдя до ответа.

Поэтому в данном разделе я рассмотрю все способы, а ваша задача — практиковаться и учиться правильно выбирать.:)

Глава 1.
Графический подход
§ 1.
Вебинар по задачам 18: модуль и окружности
§ 2.
Как решать задачу 18: графический подход
§ 3.
Задача 18: две окружности и модуль
§ 4.
Задача 18: пересечение графиков окружности и модуля
§ 5.
Новая задача 18 из пробного ЕГЭ — наглядный пример того, как эффективно работает графическое решение задач с параметром.
Глава 2.
Аналитический подход
§ 1.
Задачи 18: Аналитическое решение
§ 2.
Окружность и модуль: задачи 18 с двумя параметрами
§ 3.
Аналитическое решение задачи 18 с перебором различных вариантов
Глава 3.
Нестандартные приемы
§ 1.
Задача 18: метод симметричных корней
§ 2.
Как увидеть симметрию корней в задаче 18?
§ 3.
Метод мажорант в задаче 18
§ 4.
Графическое решение сложных задач 18 с модулем
§ 5.
Задание 18: Симметрия корней в системе уравнений
§ 6.
Анализ знаков квадратного трёхчлена в сложных задачах 18
§ 7.
Применение производной для отыскания точек пересечения графиков
§ 8.
Продвинутый метод симметричных корней
§ 9.
Новая задача 18 с графическим решением


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Задачи с параметром


Задание
1

#1220

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите уравнение (ax+3=0) при всех значениях параметра (a).

Уравнение можно переписать в виде (ax=-3). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае левая часть равна (0), а правая – нет, следовательно, уравнение не имеет корней.

2) (ane 0). Тогда (x=-dfrac{3}{a}).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin varnothing; \
ane 0 Rightarrow
x=-dfrac{3}{a})
.


Задание
2

#1221

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите уравнение (ax+a^2=0) при всех значениях параметра (a).

Уравнение можно переписать в виде (ax=-a^2). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае левая и правая части равны (0), следовательно, уравнение верно при любых значениях переменной (x).

2) (ane 0). Тогда (x=-a).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin mathbb{R}; \
ane 0 Rightarrow x=-a)
.


Задание
3

#1222

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите неравенство (2ax+5cosdfrac{pi}{3}geqslant 0) при всех значениях параметра (a).

Неравенство можно переписать в виде (axgeqslant -dfrac{5}{4}). Рассмотрим три случая:

1) (a=0). Тогда неравенство принимает вид (0geqslant
-dfrac{5}{4})
, что верно при любых значениях переменной (x).

2) (a>0). Тогда при делении на (a) обеих частей неравенства знак неравенства не изменится, следовательно, (xgeqslant
-dfrac{5}{4a})
.

3) (a<0). Тогда при делении на (a) обеих частей неравенства знак неравенства изменится, следовательно, (xleqslant -dfrac{5}{4a}).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin mathbb{R}; \
a>0 Rightarrow xgeqslant -dfrac{5}{4a}; \
a<0 Rightarrow xleqslant -dfrac{5}{4a})
.


Задание
4

#1223

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите неравенство (a(x^2-6) geqslant (2-3a^2)x) при всех значениях параметра (a).

Преобразуем неравенство к виду: (ax^2+(3a^2-2)x-6a geqslant 0). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае неравенство становится линейным и принимает вид: (-2x geqslant 0 Rightarrow xleqslant 0).

2) (ane 0). Тогда неравенство является квадратичным. Найдем дискриминант:

(D=9a^4-12a^2+4+24a^2=(3a^2+2)^2).

Т.к. (a^2 geqslant 0 Rightarrow D>0) при любых значениях параметра.

Следовательно, уравнение (ax^2+(3a^2-2)x-6a = 0) всегда имеет два корня (x_1=-3a, x_2=dfrac{2}{a}). Таким образом, неравенство примет вид:

[(ax-2)(x+3a) geqslant 0]

Если (a>0), то (x_1<x_2) и ветви параболы (y=(ax-2)(x+3a)) направлены вверх, значит, решением являются (xin (-infty; -3a]cup
big[dfrac{2}{a}; +infty))
.

Если (a<0), то (x_1>x_2) и ветви параболы (y=(ax-2)(x+3a)) направлены вниз, значит, решением являются (xin big[dfrac{2}{a};
-3a])
.

Ответ:

(a=0 Rightarrow xleqslant 0; \
a>0 Rightarrow xin (-infty; -3a]cup big[dfrac{2}{a}; +infty);
\
a<0 Rightarrow xin big[dfrac{2}{a}; -3abig])
.


Задание
5

#1851

Уровень задания: Легче ЕГЭ

При каких (a) множество решений неравенства ((a^2-3a+2)x
-a+2geqslant 0)
содержит полуинтервал ([2;3)) ?

Преобразуем неравенство: ((a-1)(a-2)x geqslant a-2). Получили линейное неравенство. Рассмотрим случаи:

1) (a=2). Тогда неравенство примет вид (0 geqslant 0), что верно при любых значениях (x), следовательно, множество решений содержит полуинтервал ([2;3)).

2) (a=1). Тогда неравенство примет вид (0 geqslant -1), что верно при любых значениях (x), следовательно, множество решений содержит полуинтервал ([2;3)).

3) ((a-1)(a-2)>0 Leftrightarrow ain (-infty;1)cup (2;+infty)). Тогда:

(xgeqslant dfrac{1}{a-1}). Для того, чтобы множество решений содержало полуинтервал ([2;3)), необходимо, чтобы

(dfrac{1}{a-1} leqslant 2 Leftrightarrow dfrac{3-2a}{a-1}
leqslant 0
Rightarrow ain (-infty; 1)cup [1,5; +infty))
.

Учитывая условие (ain (-infty;1)cup (2;+infty)), получаем (ain
(-infty;1)cup (2;+infty))
.

4) ((a-1)(a-2)<0 Leftrightarrow ain (1;2)). Тогда:

(xleqslant dfrac{1}{a-1} Rightarrow dfrac{1}{a-1} geqslant 3).

Действуя аналогично случаю 3), получаем (ain (1;
dfrac{4}{3}big])
.

Ответ:

(ain (-infty;dfrac{4}{3}big]cup [2;+infty)).


Задание
6

#1361

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Определить количество корней уравнения (ax^2+(3a+1)x+2=0) при всех значениях параметра (a).

Рассмотрим два случая:

1) (a=0). Тогда уравнение является линейным: (x+2=0 Rightarrow
x=-2)
. То есть уравнение имеет один корень.

2) (ane 0). Тогда уравнение является квадратным. Найдем дискриминант: (D=9a^2-2a+1).

Рассмотрим уравнение (9a^2-2a+1=0): (D’=4-36<0), следовательно, уравнение (9a^2-2a+1=0) не имеет корней. Значит, выражение ((9a^2-2a+1)) принимает значения строго одного знака: либо всегда положительно, либо отрицательно. В данном случае оно положительно при любых (a) (в этом можно убедиться, подставив вместо (a) любое число).

Таким образом, (D=9a^2-2a+1>0) при всех (ane 0). Значит, уравнение (ax^2+(3a+1)x+2=0) всегда имеет два корня: (x_{1,2}=dfrac{-3a-1pm
sqrt D}{2a})

Ответ:

(a=0Rightarrow) один корень

(ane 0 Rightarrow) два корня.


Задание
7

#1363

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решить уравнение (sqrt{x+2a}cdot (3-ax-x)=0) при всех значениях параметра (a).

Данное уравнение равносильно системе:

[begin{cases}
xgeqslant -2a\
left[ begin{gathered} begin{aligned}
&x=-2a \
&3-(a+1)x=0 qquad (*)
end{aligned} end{gathered} right.
end{cases}]

Рассмотрим два случая:

1) (a+1=0 Rightarrow a=-1). В этом случае уравнение ((*)) равносильно (3=0), то есть не имеет решений.

Тогда вся система равносильна (
begin{cases}
xgeqslant 2\
x=2
end{cases} Leftrightarrow x=2)

2) (a+1ne 0 Rightarrow ane -1). В этом случае система равносильна: [begin{cases}
xgeqslant -2a\
left[ begin{gathered} begin{aligned}
&x_1=-2a \
&x_2=dfrac3{a+1}
end{aligned} end{gathered} right.
end{cases}]

Данная система будет иметь одно решение, если (x_2leqslant -2a), и два решения, если (x_2>-2a):

2.1) (dfrac3{a+1}leqslant -2a Rightarrow a<-1 Rightarrow ) имеем один корень (x=-2a).

2.2) (dfrac3{a+1}>-2a Rightarrow a>-1 Rightarrow ) имеем два корня (x_1=-2a, x_2=dfrac3{a+1}).

Ответ:

(ain(-infty;-1) Rightarrow x=-2a\
a=-1 Rightarrow x=2\
ain(-1;+infty) Rightarrow xin{-2a;frac3{a+1}})

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Пора начать разбираться с один и самых сложных заданий на ЕГЭ – с параметрами. Этот номер может принести целых 4 балла.

Итак, параметр – это буква (обычно в заданиях используют букву а), вместо которой можно подставить число. 

Решить задачу с параметром – значит найти такое значение параметра а, при котором будет выполняться условие задачи. Стоит отметить, что существует огромное количество различных вариантов формулировки задачи. Самым популярным является: «Найти все значения параметра а, при котором уравнение такое-то имеет столько-то корней».

Что нужно знать, чтобы научиться решать параметры?

Таким вопросом задаются многие школьники. Ответ прост: буквально всё. Параметры – самая обширная тема ЕГЭ, тут может быть и тригонометрия, и функции (здесь надо уметь исследовать функцию при помощи производной), и степени, и логарифмы, и дроби и всё-всё-всё остальное, а возможно и все темы сразу. Причём не только в уравнениях, но и в неравенствах. 

Так что прежде чем браться за параметры, убедись, что ты отлично решаешь обычные уравнения, щёлкаешь неравенства, а первая часть занимает у тебя не более 15-ти минут.

Краткий алгоритм решения параметров, где дробь равна нулю:

1) необходимо перейти к системе, состоящей из двух условий: знаменатель не равен 0, а числитель равен 0.

2) далее нужно дать условие, чтобы уравнение (числитель) имело два корня, следовательно его дискриминант больше 0.

3) выписать дискриминант, обозначить, что он больше 0 и решить неравенство.

4) выразить из неравенства (которое вышло из знаменателя) а и подставить в уравнение (числитель).

5) дать условие, что при подстановке а в уравнение не должно получаться верное равенство.

6) выписать промежуток из пункта 3 и выколоть точки, которые получились в пункте 5. Это и будет ответ.

Параметры с модулем

Для начала стоит вспомнить, что же такое модуль и как его раскрыть.

Модуль числа — это расстояние, а расстояние не может быть отрицательным. Поэтому и модуль числа не бывает отрицательным:

|a| > 0 

Модуль положительного числа равен самому числу.

|a| = a, если a > 0

Модуль отрицательного числа равен противоположному числу.

|−a| = a

Модуль нуля равен нулю.

|0| = 0, если a = 0

Противоположные числа имеют равные модули.

|−a| = |a| = a

Когда писать систему, а когда совокупность? 

Многие ученики, решая параметры (и не только их) задаются вопросом: тут ставить систему или совокупность? 

В двух словах это можно прокомментировать так: 

Если надо пересечь решения, то будет система, а если объединить – совокупность. Или, сформулировав по-другому, скажем: система – это когда мы говорим «выполняется и одно условие, и другое», а совокупность –  «и то, и другое».

Допустим, мы решаем квадратное уравнение, в котором дискриминант больше нуля. Следовательно оно будет иметь два корня. Но ведь х не может быть двумя числами одновременно, а значит мы говорим, что х – это такое-то число или другое число. 

(по оформлению: такое-то число и другое число сделать более бледным, серым)

В этом случае мы используем совокупность. 

Заметим, что когда мы решаем квадратное уравнение по теореме Виета (а кто-то вообще использует теорему Виета вместо дискриминанта?), то условие о сумме и произведении мы записываем в системе, ведь они должны выполняться одновременно: 

x2+px+q=0

{ x1+x2=-p

x1*x2=q

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Параметры с корнем егэ
  • Параметры прошлых лет егэ
  • Параметры парковки при сдаче экзамена в гибдд
  • Параметры оценки сочинения егэ
  • Параметры номер егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии