Параметры алгебра егэ


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Найдите все значения параметра k, при каждом из которых уравнение  дробь: числитель: 1 плюс левая круглая скобка 2 минус 2k правая круглая скобка синус t, знаменатель: косинус t минус синус t конец дроби = 2k имеет хотя бы одно решение на интервале  левая круглая скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка .


2

Найдите все значения k, при каждом из которых уравнение

 дробь: числитель: 6k минус левая круглая скобка 2 минус 3k правая круглая скобка косинус t, знаменатель: синус t минус косинус t конец дроби =2

имеет хотя бы одно решение на отрезке  левая квадратная скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая квадратная скобка .

Источник: Типовые тестовые задания по математике, под редакцией И. В. Ященко 2017. Вариант 4. (Часть C).


3

Определите, при каких значениях параметра a уравнение

|x минус 2|=a логарифм по основанию 2 |x минус 2|

имеет ровно два решения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по математике.


4

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс a плюс 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 3a минус 1|=2a минус 3

имеет корни, но ни один из них не принадлежит интервалу (4; 19).


5

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс 4a минус 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 2a плюс 3|=2a минус 5

имеет хотя бы один корень на отрезке [5; 23].

Пройти тестирование по этим заданиям

Автор материала — Анна Малкова

Какими были задачи с параметрами на ЕГЭ-2022? На этой странице — обзор всех типов задач №17, предложенных на ЕГЭ по математике в этом году, с полным решением и оформлением.

Напомним, что «параметры» — одна из дорогостоящих задач ЕГЭ. Она оценивается в 4 первичных балла.

Основной темой задач с параметрами на ЕГЭ этого года были модули.

Если вы не помните, что такое модуль числа, — вам сюда.

Способы решения — разные. В одних задачах удобнее графический способ, в других — аналитический.

Мы начнем с тех задач, которые решаются графическим способом. В первых трех, которые мы здесь разбираем, нам встретится уравнение окружности.

Почитать о нем подробно можно здесь.

1. При каких значениях параметра a уравнение left|x^2+a^2-6x-4aright|=2x+2a имеет ровно 4 решения?

Решение:

Вспомним, как решать уравнения вида left|Aright|=B.

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Поэтому исходное уравнение равносильно системе:

left{ begin{array}{c}2x+2age 0 \left[ begin{array}{c}x^2+a^2-6x-4a=2x+2a \x^2+a^2-6x-4a=-2x-2a end{array}right. end{array}.right.

Получим:

left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2-6a=0 \x^2-4x+a^2-2a=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2-6a+9=25 \x^2-4x+4+a^2-2a+1=5 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{ begin{array}{c}age -x \left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 \{left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 end{array}right. end{array}.right.

Изобразим решения системы в координатах left(x;aright).

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 задает окружность omega _1 с центром Pleft(4;3right) и радиусом 5; уравнение {left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 задает окружность omega _2 с центром Qleft(2;1right) и радиусом sqrt{5}; при этом должно выполняться условие age -x.

Заметим, что обе окружности проходят через точки O(0;0) и M(1;-1).

Найдем, при каких значениях параметра a исходное уравнение имеет ровно 4 решения.

При a=-1 прямая a=-1 проходит через точку M, общую для двух окружностей; уравнение имеет ровно 3 решения.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A (нижнюю точку окружности omega _2), уравнение также имеет 3 решения.

При этом a=1-sqrt{5}, поскольку разность ординат точек Q и A равна sqrt{5}, то есть радиусу окружности omega _2.

При 1-sqrt{5}textless atextless -1 уравнение имеет 4 решения.

Если ale 1-sqrt{5}, решений меньше 4.

Если a=0, уравнение имеет ровно 3 решения, т.к. точка O(0; 0) общая для обеих окружностей.

Если прямая a=a_0 проходит через B — верхнюю точку окружности omega _2, уравнение имеет ровно 3 решения.

В этом случае a=1+sqrt{5}.

При 0textless atextless 1+sqrt{5} уравнение имеет ровно 4 решения.

Если atextgreater 1+sqrt{5,} решений меньше, чем 4.

Объединив случаи, получим ответ.

Ответ: ain left(1-sqrt{5};-1right)cup left(0;1+sqrt{5}right).

2. При каких значениях параметра a уравнение x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright| имеет ровно 2 решения?

Решение:

Раскроем модуль по определению.

x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright|  Leftrightarrow

Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}7x-age 0 \{ x}^2-x-7a+a^2-7x+a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}7x-atextless 0 \{ x}^2-x-7a+a^2+7x-a=0 end{array}right. end{array}right.    Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+a^2-6a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+a^2-8a=0 end{array}right. end{array}right.  Leftrightarrow
Leftrightarrow    left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+16+a^2-6a+9=25 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+9+a^2-8a+16=25 end{array}right. end{array}right.   Leftrightarrow  left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ (x-4)}^2+({a-3)}^2=25      (1) end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ (x+3)}^2+{(a-4)}^2=25     (2) end{array}right. end{array}right.

Уравнение (1) задает окружность с центром в точке Р (4; 3) и радиусом 5,

уравнение (2) задает окружность с центром в точке Q(-3; 4) и радиусом 5.

Изобразим график совокупности двух систем в системе координат (x;a).

При ale 7x получаем часть окружности (1), лежащую ниже прямой a = 7x;

при atextgreater 7x получаем часть окружности (2), лежащую выше прямой a = 7x.

Исходное уравнение имеет ровно два различных решения, если прямая {a = a}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза.

Прямая a = a{}_{0 }, проходящая через точку С, пересекает график совокупности двух систем один раз.

Найдем координаты С — самой нижней точки и Е — самой верхней точки правой окружности.

Для этих точек x = 4. Найдем координату a:

{ (4-4)}^2+({a-3)}^2=25;    ({a-3)}^2=25;    a=-2 или a=8,

Координаты точек С (4; -2) и Е (4; 8).

Найдем координаты D — самой нижней точки и F — самой верхней точки левой окружности

Для этих точек x = — 3, найдем координату a.

{ (-3 +3)}^2+({a-4)}^2=25;    ({a-4)}^2=25;   a=-1 или a=9,

Координаты точек: D (-3; -1), F(-3; 9).

Точки А и В, в которых пересекаются две окружности, лежат на прямой

a = 7x (так как при a = 7x выражение под модулем равно нулю).

Подставив a = 7x в уравнение окружности (1) { (x-4)}^2+({a-3)}^2=25, получим:

{ x}^2-8x+{left(7xright)}^2-6cdot 7x=0;

{50 x}^2-50x=0;

50x(x-1)=0, x = 0 или x = 1.

Получили точки В (0; 0) и А (1; 7).

Прямая a = a{}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза в следующих случаях:

1) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки С, но ниже точки D:

-2textless atextless -1;

2) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки В, но ниже точки А:

0 textless atextless 7;

3) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки Е, но ниже точки F:

8 textless atextless 9.

Если atextless -2 или atextgreater 9, то решений нет.

Если a = -2 или a = 9, уравнение имеет ровно одно решение.

Если a = -1 или a = 8, ровно три решения.

Если -1textless atextless 0 или 7textless atextless 8, ровно четыре решения. Эти случаи нам не подходят.

Ответ: a in (-2;-1)cup (0;7)cup (8;9).

3. При каких значениях параметра a уравнение

left|x^2+a^2-7x+5aright|=x-a

имеет ровно 2 корня?

Решение:

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Раскрыв модуль, получим:

left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2+a^2-7x+5a=x-a \x^2+a^2-7x+5a=a-x end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2+6a=0 \x^2-6x+a^2+4a=0 end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow
Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2+6a+9=25 \x^2-6x+9+a^2+4a+4=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 \{left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}.right.right.

Решим систему графически в координатах left(x;aright)

Прямая a=x — это биссектриса первого и третьего координатных углов.

Неравенство ale x задает полуплоскость, расположенную ниже прямой a=x.

Уравнение {left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 задает окружность omega 1 с центром в точке Pleft(3;-2right) и радиусом R=sqrt{13}.

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 задает окружность omega 2 с центром в точке Qleft(4;-3right) и радиусом R=5.

Заметим, что обе окружности проходят через точки О(0; 0) и М(1; 1). В этом легко убедиться, подставив координаты этих точек в уравнения окружностей.

Исходное уравнение имеет ровно 2 корня, если прямая a = a_0 пересекает совокупность двух окружностей ровно в двух точках, лежащих не выше прямой a = x.

Это происходит в следующих случаях:

1) Прямая a = a_0 проходит выше точки А и ниже точки В на рисунке, где А — нижняя точка окружности omega 2, В — нижняя точка окружности omega 1.

2) Прямая a = a_0 проходит выше точки С и ниже точки D на рисунке, где D — верхняя точка окружности omega 2, С — верхняя точка окружности omega 1.

3) Прямая a = a_0 проходит выше точки О(0; 0) и ниже точки М(1;1).

Найдем координаты точек А, В, С, D.

Aleft(4;-8right);  Dleft(4;2right);  Bleft(3;-left(2+sqrt{13}right)right);  Cleft(3;sqrt{13}-2right).

Получим, что ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Ответ: ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Заметим, что в каждом из уравнений присутствовало выражение a^2+ x^2 — как в уравнении окружности. Именно поэтому становилось понятно, что их можно решить графически в координатах x; a.

Теперь — следующий тип задач. Здесь окружностей уже не будет. Зато будет разложение на множители.

4. При каких значениях параметра a уравнение a^2-ax-2x^2-6a+3x+9left|xright|=0

имеет ровно 4 решения?

Решение:

Раскроем модуль. Уравнение равносильно совокупности двух систем:
left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-ax-2x^2-6a-6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-ax-2x^2-6a+12x=0 end{array}right. end{array}.right.

Упростим по очереди каждую из них.

1) Случай xtextless 0:

a^2-ax-2x^2-6a-6x=0;

2x^2+left(a+6right)x+6a-a^2=0.

Найдем дискриминант и корни этого квадратного уравнения.

D={left(a+6right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2+12a+36-48a+8a^2=

9a^2-36a+36=9left(a^2-4a+4right)=9{left(a-2right)}^2ge 0;

displaystyle x=frac{-a-6pm 3left(a-2right)}{4};

displaystyle x_1=frac{2a-12}{4}=frac{a}{2}-3;

x_2=-a.

2) Случай xge 0:

a^2-ax-2x^2-6a+12x=0;

2x^2+left(a-12right)x+6a-a^2=0.

В этом случае также найдем дискриминант и корни квадратного уравнения.

D={left(a-12right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2-24a+144-48a+8a^2=

9a^2-72a+144=9left(a^2-8a+16right)=9{left(a-4right)}^2;

displaystyle x=frac{12-apm 3left(a-4right)}{4};  x_1=frac{12-a+3a-12}{4}=frac{a}{2};

displaystyle x_2=frac{12-a-3a+12}{4}=frac{-4a+24}{4}=6-a.

Получим:

displaystyle left{ begin{array}{c}x textless 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2}-3 \x=-a end{array}right. end{array}right. или displaystyle left{ begin{array}{c}xge 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2} \x=6-a end{array}right. end{array}right..

Решим совокупность двух систем графически в координатах left(a;xright).

Если ale 0, уравнение имеет меньше 4 решений.

Если age 6, также меньше 4 решений.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A или точку B, уравнение имеет ровно 3 решения.

В точке A пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2} и x=6-a, значит, для этой точки
displaystyle frac{a}{2}=6-a, a=12-2a, a=4 .
В точке B пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2}-3 и x=-a , то для точки B:
displaystyle frac{a}{2}-3=-a ; a-6=-2a;  a=2.
Уравнение имеет ровно 4 решения, если 0 textless a textless 2 или 2 textless a textless 4 или 4 textless a textless 6 .

Ответ: ain (0; 2)cup (2; 4) cup (4; 6).

Следующие две задачи мы решим (для разнообразия) аналитическим способом.

5. При каких значениях параметра a уравнение a^2-4ax-5x^2-6a-12x+18left|xright|=0

имеет меньше 4 решений?

Решение:

Уравнение равносильно совокупности:

left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0 end{array}right. end{array}.right.

Рассмотрим каждый случай отдельно

1) xge 0;

a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0  (1)

2) xtextless 0

a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0  (2)

Каждое из уравнений — квадратное и не может иметь больше 2 корней.

Если уравнение (1) имеет 2 неотрицательных корня, а уравнение (2) имеет 2 отрицательных корня, исходное уравнение имеет ровно 4 решения. Найдем, при каких значениях a это происходит, а затем исключим эти значения. Получим случай, когда исходное уравнение имеет менее 4 корней.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если уравнение 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0 имеет два неотрицательных корня, а уравнение 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2-a^2=0 имеет два отрицательных корня.

1 уравнение:

5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0.

По теореме Виета, displaystyle x_1+x_2=-frac{b}{a};

displaystyle x_1x_2=frac{c}{a} для уравнения ax^2+bx+c=0.

.

При этом Dtextgreater 0.

displaystyle left{begin{matrix}4a-6 textless 0 \ a^2 -6aleq 0\(4a-6)^2-20(6a-a^2)textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ a(a-6)leq 0\ 16a^2-48a+36-120a+20a^2textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0leq aleq 6 \ 36a^2-168a+36 textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0 leq a leq 6\ 3a^2 -14a+3 textgreater 0.end{matrix}right.

3a^2-14a+3=0.

D=196-4cdot 9=160.

sqrt{D}=4sqrt{10}.

displaystyle a=frac{14pm 4sqrt{10}}{6}=frac{7 pm 2sqrt{10}}{3}.

displaystyleleft{ begin{array}{c} a textless frac{3}{2} \0le ale 6 \{ 3a}^2-14a+3 textgreater 0 end{array}right. Leftrightarrow left{ begin{array}{c}0le a textless frac{3}{2} \left(a-frac{7+2sqrt{10}}{3}right)left(a-frac{7-2sqrt{10}}{3}right) textgreater 0end{array}.right.

Оценим displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3} и displaystyle frac{7+2sqrt{10}}{3}.

Сравним 7vee 2sqrt{10};7textgreater 2sqrt{10}, т.к. 49textgreater 40;

displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textgreater 0, также displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{7-2cdot 3}{3};0textless frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{1}{3}.

displaystyle frac{7+2cdot 3}{3}textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless frac{7+2cdot 4}{3};4textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless 5.

Получим: displaystyle 0leq a textless frac{7-2sqrt{10}}{3}.

2 уравнение: 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0;

left{ begin{array}{c}x_1textless 0 \x_2textless 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x_1+x_2textless 0 \x_1x_2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}-left(4a+30right)textless 0 \6a-a^2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0 end{array}.right.

При этом Dtextgreater 0, т.е. {left(4a+30right)}^2-20left(6a-a^2right)textgreater 0.

16a^2+240a+900-20left(6a-a^2right)textgreater 0;

4a^2+60a+225-30a+5a^2textgreater 0;

9a^2+30a+225textgreater 0;

3a^2+10a+75textgreater 0 — верно при всех a.

Получим:

left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0; end{array}Leftrightarrow 0textless atextless 6.right.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если выполняется система условий:

displaystyle left{ begin{array}{c}0 leq atextless frac{7-2sqrt{10}}{3} \0textless atextless 6 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless frac{7-2sqrt{10}}{3}. При всех остальных значениях a — меньше четырёх решений. Значит, подходят значения displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [ frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty ).

Ответ: displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty).

6. Найдите все положительные значения a, при каждом из которых уравнение
a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0
имеет ровно 4 корня.

Решение:

Раскроем модуль по определению.

a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0Leftrightarrow

Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-4x-8x=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}right. end{array}right. .

Мы получили совокупность двух систем. Чтобы исходное уравнение имело ровно 4 корня, нужно, чтобы каждая система имела ровно два решения. Решим каждую из систем отдельно.

1) Первая система:

left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xge 0 \3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2=0 end{array}right. .

Чтобы квадратное уравнение имело два неотрицательных корня, необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_1+x_2textgreater 0 \x_1cdot x_2textgreater 0 end{array}right. .

Другой способ: можно рассмотреть квадратичную функцию

y=3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2 и воспользоваться условиями:    left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_B textless 0 \fleft(0right)ge 0 end{array}right..

Найдем дискриминант соответствующего квадратного уравнения.

4{left(a-2right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2-4a+4-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2-16a+4textgreater 0;

a^2-4a+1textgreater 0; при этом a-2 textless 0;

4a-a^2ge 0.

Получим:

left{ begin{array}{c}a^2-4a+1textgreater 0 \a textless 2 \0le ale 4 end{array}.right.

Корни уравнения a^2-4a+1=0;

a=2pm sqrt{3}.

Отсюда 0le atextless 2 - sqrt{3}.

2) Вторая система:

left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xtextless 0 \3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2=0 end{array}right.right. .

Чтобы система имела ровно 2 решения, для квадратичной функции

y=3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2

необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}x_Btextless 0 \Dtextgreater 0 \fleft(0right)textgreater 0 end{array}.right.

Dtextgreater 0;

4{left(a+6right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2+12a+36-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2+36textgreater 0 — верно для всех a.

left{ begin{array}{c}a+6textgreater 0 \4a-a^2textgreater 0 end{array}.right.

Решение второй системы: 0textless atextless 4.

Исходное уравнение имеет ровно 4 различных решения, если

left{ begin{array}{c}0le atextless 2 - sqrt{3} \0textless atextless 4 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless 2 - sqrt{3}.

Ответ: ain left(0;2 - sqrt{3}right).

Как всему этому научиться? Если вы решили освоить тему «Параметры» — не нужно начинать со сложных задач. Вначале — подготовительная работа. Элементарные функции и их графики, базовые элементы для решения задач с параметрами. Кроме того, надо отлично знать методы алгебры: разложение выражений на множители, выделение полных квадратов, решение уравнений и неравенств всех типов и многое другое.

Изучить все это можно на Онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ по математике. На нем мы решаем и такие задачи, и более сложные. Изучаем не менее 11 методов решения задач с параметрами. Выпускники Онлайн-курса отлично справились с «параметрами» на ЕГЭ-2022.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задачи с параметрами на ЕГЭ-2022: модули, окружности, квадратные уравнения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
09.03.2023


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Задачи с параметром


Задание
1

#1220

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите уравнение (ax+3=0) при всех значениях параметра (a).

Уравнение можно переписать в виде (ax=-3). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае левая часть равна (0), а правая – нет, следовательно, уравнение не имеет корней.

2) (ane 0). Тогда (x=-dfrac{3}{a}).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin varnothing; \
ane 0 Rightarrow
x=-dfrac{3}{a})
.


Задание
2

#1221

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите уравнение (ax+a^2=0) при всех значениях параметра (a).

Уравнение можно переписать в виде (ax=-a^2). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае левая и правая части равны (0), следовательно, уравнение верно при любых значениях переменной (x).

2) (ane 0). Тогда (x=-a).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin mathbb{R}; \
ane 0 Rightarrow x=-a)
.


Задание
3

#1222

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите неравенство (2ax+5cosdfrac{pi}{3}geqslant 0) при всех значениях параметра (a).

Неравенство можно переписать в виде (axgeqslant -dfrac{5}{4}). Рассмотрим три случая:

1) (a=0). Тогда неравенство принимает вид (0geqslant
-dfrac{5}{4})
, что верно при любых значениях переменной (x).

2) (a>0). Тогда при делении на (a) обеих частей неравенства знак неравенства не изменится, следовательно, (xgeqslant
-dfrac{5}{4a})
.

3) (a<0). Тогда при делении на (a) обеих частей неравенства знак неравенства изменится, следовательно, (xleqslant -dfrac{5}{4a}).

Ответ:

(a=0 Rightarrow xin mathbb{R}; \
a>0 Rightarrow xgeqslant -dfrac{5}{4a}; \
a<0 Rightarrow xleqslant -dfrac{5}{4a})
.


Задание
4

#1223

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решите неравенство (a(x^2-6) geqslant (2-3a^2)x) при всех значениях параметра (a).

Преобразуем неравенство к виду: (ax^2+(3a^2-2)x-6a geqslant 0). Рассмотрим два случая:

1) (a=0). В этом случае неравенство становится линейным и принимает вид: (-2x geqslant 0 Rightarrow xleqslant 0).

2) (ane 0). Тогда неравенство является квадратичным. Найдем дискриминант:

(D=9a^4-12a^2+4+24a^2=(3a^2+2)^2).

Т.к. (a^2 geqslant 0 Rightarrow D>0) при любых значениях параметра.

Следовательно, уравнение (ax^2+(3a^2-2)x-6a = 0) всегда имеет два корня (x_1=-3a, x_2=dfrac{2}{a}). Таким образом, неравенство примет вид:

[(ax-2)(x+3a) geqslant 0]

Если (a>0), то (x_1<x_2) и ветви параболы (y=(ax-2)(x+3a)) направлены вверх, значит, решением являются (xin (-infty; -3a]cup
big[dfrac{2}{a}; +infty))
.

Если (a<0), то (x_1>x_2) и ветви параболы (y=(ax-2)(x+3a)) направлены вниз, значит, решением являются (xin big[dfrac{2}{a};
-3a])
.

Ответ:

(a=0 Rightarrow xleqslant 0; \
a>0 Rightarrow xin (-infty; -3a]cup big[dfrac{2}{a}; +infty);
\
a<0 Rightarrow xin big[dfrac{2}{a}; -3abig])
.


Задание
5

#1851

Уровень задания: Легче ЕГЭ

При каких (a) множество решений неравенства ((a^2-3a+2)x
-a+2geqslant 0)
содержит полуинтервал ([2;3)) ?

Преобразуем неравенство: ((a-1)(a-2)x geqslant a-2). Получили линейное неравенство. Рассмотрим случаи:

1) (a=2). Тогда неравенство примет вид (0 geqslant 0), что верно при любых значениях (x), следовательно, множество решений содержит полуинтервал ([2;3)).

2) (a=1). Тогда неравенство примет вид (0 geqslant -1), что верно при любых значениях (x), следовательно, множество решений содержит полуинтервал ([2;3)).

3) ((a-1)(a-2)>0 Leftrightarrow ain (-infty;1)cup (2;+infty)). Тогда:

(xgeqslant dfrac{1}{a-1}). Для того, чтобы множество решений содержало полуинтервал ([2;3)), необходимо, чтобы

(dfrac{1}{a-1} leqslant 2 Leftrightarrow dfrac{3-2a}{a-1}
leqslant 0
Rightarrow ain (-infty; 1)cup [1,5; +infty))
.

Учитывая условие (ain (-infty;1)cup (2;+infty)), получаем (ain
(-infty;1)cup (2;+infty))
.

4) ((a-1)(a-2)<0 Leftrightarrow ain (1;2)). Тогда:

(xleqslant dfrac{1}{a-1} Rightarrow dfrac{1}{a-1} geqslant 3).

Действуя аналогично случаю 3), получаем (ain (1;
dfrac{4}{3}big])
.

Ответ:

(ain (-infty;dfrac{4}{3}big]cup [2;+infty)).


Задание
6

#1361

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Определить количество корней уравнения (ax^2+(3a+1)x+2=0) при всех значениях параметра (a).

Рассмотрим два случая:

1) (a=0). Тогда уравнение является линейным: (x+2=0 Rightarrow
x=-2)
. То есть уравнение имеет один корень.

2) (ane 0). Тогда уравнение является квадратным. Найдем дискриминант: (D=9a^2-2a+1).

Рассмотрим уравнение (9a^2-2a+1=0): (D’=4-36<0), следовательно, уравнение (9a^2-2a+1=0) не имеет корней. Значит, выражение ((9a^2-2a+1)) принимает значения строго одного знака: либо всегда положительно, либо отрицательно. В данном случае оно положительно при любых (a) (в этом можно убедиться, подставив вместо (a) любое число).

Таким образом, (D=9a^2-2a+1>0) при всех (ane 0). Значит, уравнение (ax^2+(3a+1)x+2=0) всегда имеет два корня: (x_{1,2}=dfrac{-3a-1pm
sqrt D}{2a})

Ответ:

(a=0Rightarrow) один корень

(ane 0 Rightarrow) два корня.


Задание
7

#1363

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Решить уравнение (sqrt{x+2a}cdot (3-ax-x)=0) при всех значениях параметра (a).

Данное уравнение равносильно системе:

[begin{cases}
xgeqslant -2a\
left[ begin{gathered} begin{aligned}
&x=-2a \
&3-(a+1)x=0 qquad (*)
end{aligned} end{gathered} right.
end{cases}]

Рассмотрим два случая:

1) (a+1=0 Rightarrow a=-1). В этом случае уравнение ((*)) равносильно (3=0), то есть не имеет решений.

Тогда вся система равносильна (
begin{cases}
xgeqslant 2\
x=2
end{cases} Leftrightarrow x=2)

2) (a+1ne 0 Rightarrow ane -1). В этом случае система равносильна: [begin{cases}
xgeqslant -2a\
left[ begin{gathered} begin{aligned}
&x_1=-2a \
&x_2=dfrac3{a+1}
end{aligned} end{gathered} right.
end{cases}]

Данная система будет иметь одно решение, если (x_2leqslant -2a), и два решения, если (x_2>-2a):

2.1) (dfrac3{a+1}leqslant -2a Rightarrow a<-1 Rightarrow ) имеем один корень (x=-2a).

2.2) (dfrac3{a+1}>-2a Rightarrow a>-1 Rightarrow ) имеем два корня (x_1=-2a, x_2=dfrac3{a+1}).

Ответ:

(ain(-infty;-1) Rightarrow x=-2a\
a=-1 Rightarrow x=2\
ain(-1;+infty) Rightarrow xin{-2a;frac3{a+1}})

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Доклад  на
ШМО

 «Задачи с
параметрами  на ЕГЭ».

Определение. Параметром
называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным
фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим
заранее оговоренному множеству.

Что означает «решить задачу с
параметром»?

Естественно, это зависит от вопроса в задаче. Если,
например, требуется решить уравнение, неравенство, их систему или совокупность,
то это означает предъявить обоснованный ответ либо для любого значения
параметра, либо для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному
множеству.

Если же требуется найти значения параметра, при
которых множество решений уравнения, неравенства и т. д. удовлетворяет
объявленному условию, то, очевидно, решение задачи и состоит в поиске указанных
значений параметра.

Более прозрачное понимание того, что означает решить
задачу с параметром, у читателя сформируется после ознакомления с примерами
решения задач на последующих страницах.

 Какие основные типы задач с
параметрами?

Тип 1. Уравнения, неравенства, их
системы и совокупности, которые необходимо решить либо для любого значения
параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее
оговоренному множеству.

Этот тип задач является базовым при овладении темой
«Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при
решении задач всех других основных типов.

Тип 2. Уравнения, неравенства, их
системы и совокупности, для которых требуется определить количество решений в
зависимости от значения параметра (параметров).

Обращаю внимание на то, что при решении задач данного
типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, неравенства, их системы и
совокупности и т. д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве
случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным
затратам времени. Однако не стоит абсолютизировать сказанное, так как иногда
прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем
получения ответа при решении задачи типа 2.

Тип 3. Уравнения, неравенства, их
системы и совокупности, для которых требуется найти все те значения параметра,
при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют
заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество
решений).

Легко увидеть, что задачи типа 3 в каком-то смысле
обратны задачам типа 2.

Тип 4. Уравнения, неравенства, их
системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество
решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.

Например, найти значения параметра, при которых:

1) уравнение выполняется для любого значения
переменной из заданного промежутка;
2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества
решений второго уравнения и т. д.

Комментарий. Многообразие задач с
параметром охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии),
но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к
одному из четырех перечисленных типов, которые по этой причине названы
основными.

Наиболее массовый класс задач с параметром —
задачи с одной неизвестной и одним параметром. Следующий пункт указывает
основные способы решения задач именно этого класса.

 Каковы основные способы
(методы) решения задач с параметром?

Способ I (аналитический). Это способ
так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения
ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в
хорошем смысле «наглого» решения.

Комментарий.  Аналитический способ
решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой
грамотности и наибольших усилий по овладению им.

Способ II (графический). В зависимости
от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в
координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a).

Комментарий. Исключительная
наглядность и красота графического способа решения задач с параметром настолько
увлекает изучающих тему «Задачи с параметром», что они начинают игнорировать
другие способы решения, забывая общеизвестный факт: для любого класса задач их
авторы могут сформулировать такую, которая блестяще решается данным способом и
с колоссальными трудностями остальными способами. Поэтому на начальной стадии
изучения опасно начинать с графических приемов решения задач с параметром.

Способ III (решение относительно параметра).
При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными и
выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается
более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу
переменных x и a и заканчиваем решение.

Перейду теперь к демонстрации указанных способов
решения задач с параметром, так как это мой любимый метод решения заданий
данного типа.

Проанализировав
все задания с параметрами, решаемыми графическим методом, я знакомство с
параметрами начинаю с заданий ЕГЭ   2018 года :

 При
каком целом значении к уравнение 45х – 3х2 – х3 + 3к =
0 имеет ровно два корня ?

Эти
задания позволяют, во первых, вспомнить как строить графики с использованием
производной, а во-вторых, объяснить смысл прямой у = к.

Подготовку такого ученика учитель проводит в несколько
этапов, выделяя для тренировки отдельных навыков, необходимых для поиска и
реализации длинных решений, отдельные уроки. Эта подборка подходит для стадии
формирования представлений о плавающих рисунках в зависимости от параметра..
Задачи выстроены в порядок возрастания их сложности.

Задание  из
ЕГЭ-2020

При каких значениях
параметра a уравнение
delim{|}{5/x-3}{|}=ax-1имеет не
менее двух корней.

Решим эту задачу
графически. Построим график левой части уравнения: y=delim{|}{5/x-3}{|} 
и график правой части: y=ax-1   и сформулируем вопрос
задачи так: при каких значениях параметра  a графики функций y=delim{|}{5/x-3}{|} и y=ax-1  имеют две или более
общих точки.

В левой части
исходного уравнения параметр отсутствует, поэтому мы можем построить график
функции y=delim{|}{5/x-3}{|}.

Будем строить это
график с помощью
линейных
преобразований графика
функции y=5/x:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr2.jpg

1. Сдвинем график
функции y=5/x на 3 единицы вниз вдоль оси OY,
получим график функции y=5/x-3:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr11.jpg

2. Построим график
функции y=delim{|}{5/x-3}{|}. Для этого часть
графика функции y=5/x-3, расположенную ниже оси ОХ,
отобразим симметрично относительно этой оси:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr21.jpg

Итак, график
функции y=delim{|}{5/x-3}{|} имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr3.jpg

График функции y=ax-1  представляет собой семейство прямых с переменным
коэффициентом наклона, равным а, сдвинутых на 1 единицу вниз вдоль оси OY. То
есть точка с координатами (0;1) представляет собой центр вращения этого
семейства прямых:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr4.jpg

Рассмотрим положения
прямой y=ax-1 , в которых она имеет более
одной точки пересечения с графиком функции y=delim{|}{5/x-3}{|}:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/06/fr6.jpg

Прямые АВ и АС имеют
две точки пересечения с графиком функции. Все прямые, расположенные между ними
имеют 3 точки пересечения с графиком функции  y=delim{|}{5/x-3}{|}.

Чтобы найти
коэффициент наклона прямой АВ
, найдем абсциссу  точки  В.

Точка В – это точка
пересечения графика функции y=5/x-3 с осью ОХ. В этой
точке у=0. Получим уравнение: 0=5/x-3, отсюда x=5/3. Коэффициент а наклона прямой АВ равен тангенсу угла BAD
треугольника ABD и равен a={BD}/{AD}=1/{5/3}=3/5

Найдем коэффициент
наклона прямой АС
. Точка С – это точка, в которой прямая y=ax-1 
касается графика функции y=3-5/x (точка С принадлежит части графика
функции y=5/x-3, отображенной симметрично относительно
оси ОХ). То есть это точка, в которой графики функции  y=ax-1 
 и y=3-5/x имеют одну общую точку.

Теперь нам нужно
найти значение параметра а, при котором уравнение  ax-1=3-5/x имеет
одно решение.

Умножим обе части
уравнения на х и перенесем все слагаемые влево. Получим квадратное
уравнение ax^2-4x+5=0 Это уравнение  имеет
единственный корень, если дискриминант равен нулю.

D=16-20a=0a=4/5   Таким образом, уравнение delim{|}{5/x-3}{|}=ax-1 имеет два решения, если a=3/5  
или a=4/5

Уравнение
имеет три решения, если 
3/5<a<4/5

 Задание из ЕГЭ 2021

Найдите все значения a, при каждом из которых
уравнение


имеет ровно два различных корня.

Решение:

Корнями
исходного уравнения являются корни уравнения 
для которых выполнено
условие 

Поскольку 
уравнение задаёт
на плоскости Oxa пару прямых l1 и l2,
заданных уравнениями a=2x и a=−2x соответственно. Значит, это уравнение имеет
один корень при a=0 и имеет два корня при a≠0.
Поскольку

уравнение 
задаёт пару прямых m1 и m2,заданных
уравнениями a=x+3 и a=−x−3 соответственно.
Координаты точки пересечения прямых l1 и m1, являются
решением системы уравнений:

Значит, прямые l1 и m1 пересекаются в точке
(3;6).
Координаты точки пересечения прямых l1 и m2 являются
решением системы уравнений:

Значит, прямые l1 и m2 пересекаются в точке
(−1;−2).
Координаты точки пересечения прямых l2 и m1 являются
решением системы уравнений:

Значит, прямые l2 и m1 пересекаются в точке
(1;−2).
Координаты точки пересечения прямых l2 и m2 являются
решением системы уравнений:

Значит, прямые l2 и m2 пересекаются в точке
(3;−6).
Следовательно, условие 
выполнено для корней уравненияпри всех a , кроме
a=−6, a =−2, a=2 и a=6 . Таким образом, исходное уравнение имеет ровно два
корня при 

Ответ:

23 апреля 2017

В закладки

Обсудить

Жалоба

Параметры. От простого к сложному. Практикум по решению задач

Решение задач с параметрами является одним из самых трудных разделов школьной математики и требует большого количества времени на их изучение.

Теоретическое изучение физических процессов, решение экономических задач часто приводит к различным уравнениям или неравенствам, содержащим параметры, и необходимой частью их решения является исследование характера процесса в зависимости от значений параметров. Таким образом, задачи с параметрами представляют собой небольшие исследовательские задачи.

Автор: Агашкова Надежда Анатольевна.

pr-sl-p.pdf

Задание № 18 варианта КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня

Задача с параметром – для обычного школьника одна из самых сложных задач варианта КИМ ЕГЭ: в программах по математике для общеобразовательных школ (за исключением профильных и специализированных классов, школ и лицеев) таким задачам либо не уделяется должного внимания, либо они не рассматриваются вовсе. Несмотря на это, знание набора методов и подходов к решению таких задач и определенная практика их решения позволяют продвинуться в решении задачи с параметром достаточно далеко и если уж не решить ее полностью, то хотя бы получить за нее некоторое количество баллов на экзамене.

Ранее, до появления единого государственного экзамена, задачи с параметрами входили в варианты вступительных экзаменов по математике в ведущие вузы, а сегодня входят в вариант КИМ ЕГЭ профильного уровня. Дело в том, что эти задачи обладают высокой диагностической ценностью: они позволяют не только определить, насколько хорошо выпускник знает основные разделы школьного курса математики, но и проверить, насколько высок уровень его математического и логического мышления, насколько сильны первоначальные навыки математической исследовательской деятельности, а главное – насколько успешно он сможет овладеть курсом математики в вузе.

«Научите меня решать задачи с параметром», – такую просьбу я часто слышу от своих учеников. Что ж, эта задача потребует от выпускника немало интеллектуальных усилий. С чего начать изучение? С освоения методов решения задач с параметром. Собственно, если вы внимательно читали наши рекомендации, как подготовиться к решению сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, то заметили, что это универсальный совет. Именно так построен наш курс «1С:Репетитор»: изучаем как можно более широкий спектр методов и приемов решения задач и тренируемся в применении этих методов на практике.

Чему нужно научиться, решая задачи с параметром

В первую очередь – правильно применять равносильные преобразования уравнений, неравенств и их систем. То есть понять, при каких ограничениях, накладываемых на параметр, можно выполнять то или иное преобразование. Лучше всего начать с заданий вида: «Для каждого значения параметра решить…» и рассмотреть по возможности все основные элементарные функции, встречающиеся в школьном курсе математики.

Если с несложными задачами такого вида школьник справляется неплохо, то можно переходить к изучению аналитических методов решения задач, содержательно усложняя и классифицируя задачи с точки зрения применения к ним этих методов исследования. Имеется в виду знакомство с подходами к решению задач, содержащих формулировки типа: «При каких значениях параметра уравнение (неравенство, система) имеет одно (два, три, бесконечно много и т.д.) решений», «При каких значениях параметра решением уравнения (неравенства, системы) является некоторое подмножество множества действительных чисел» и т.д.

Следующий шаг, который мы рекомендуем, – тщательно изучить схему исследования квадратичной функции. Поскольку квадратичная функция является одной из самых хорошо изученных в школьном курсе математики, на ее основе можно предложить большое количество исследовательских задач, разнообразных по форме и содержанию, чем и пользуются составители вариантов КИМ ЕГЭ.

Мы рекомендуем подойти к рассмотрению данных задач по следующей схеме:

  • задачи, основанные на свойствах дискриминанта и старшего коэффициента квадратного трехчлена;
  • применение теоремы Виета в задачах с параметром;
  • расположение корней квадратного трехчлена относительно заданных точек;
  • более сложные задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена.
  • Следующая тема курса – графические методы решения задач с параметром

    Существует два принципиально различных подхода – построение графиков функций или уравнений в плоскости (x; y) или в плоскости (x; a). Кроме того, для графического метода решения задач с параметром в плоскости (x; y) необходимо рассмотреть различные виды преобразования графиков – обычно это параллельный перенос, поворот прямой и гомотетия. Есть класс задач, решение которых основано на аналитических свойствах функций (области определения, области значений, четности, периодичности и т.д.), эти свойства и приемы их использования тоже нужно знать.

    На этом перечень методов решения задач с параметрами, разумеется, не заканчивается, но анализ вариантов КИМ ЕГЭ профильного уровня и практика показывают, что в настоящее время этого достаточно для успешного решения задачи № 18 на экзамене.

    В заключение отметим, что выстроить подобный курс самостоятельно, без преподавателя, обычный школьник не сможет, даже имея под рукой хорошие учебные пособия по методам решения задач с параметром. Здесь необходима помощь опытного наставника, который сможет подобрать нужные задачи и выстроить траекторию движения школьника по ним.

    Заметим, кстати, что весьма эффективным инструментом для изучения именно методов решения задач с параметром являются интерактивные тренажеры с пошаговым разбором решения.

    Тренажер с пошаговым решением

    Работая с таким тренажером, школьник одновременно учится выстраивать логику решения задачи с параметром и контролирует правильность выполнения каждого шага решения. Это очень важное умение, так как одна из основных сложностей в решении задачи с параметром состоит в том, что необходимо на каждом шаге решения понимать, что означают уже полученные результаты и что (в зависимости от этих результатов) еще остается сделать, чтобы довести решение до конца.

    Регулярно тренируйтесь в решении задач

    Чтобы начать заниматься на портале «1С:Репетитор», достаточно Зарегистрироваться.
    Вы можете:

    • Начать заниматься бесплатно.

    • Купить доступ
      к этой задаче в составе
      экспресс-курса «Алгебра» и научиться решать задачи №13, №15, №17, №18 и №19 на максимальный балл.

    Все курсы состоят из методически правильной последовательности теории и практики, необходимой для успешного решения задач. Включают теорию в форме текстов, слайдов и видео, задачи с решениями, интерактивные тренажеры, модели, и тесты.

    Остались вопросы? Позвоните нам по телефону 8 800 551-50-78 или напишите в онлайн-чат.

    Здесь ключевые фразы, чтобы поисковые роботы лучше находили наши советы:
    Разбор задач с параметрами из ЕГЭ по математике, по теме задачи с параметром ЕГЭ, как решать задание 18 в экзамене ЕГЭ, задачи с параметром ЕГЭ, задания с параметром ЕГЭ, задача 18 ЕГЭ, модуль и окружности, решение параметров ЕГЭ, решение задачи 18, система уравнений с параметром, научиться решать задачи с параметрами, сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, начертить графики функций, ЕГЭ по математике профильного уровня, методы решения уравнений и неравенств, выпускникам 11 класса в 2018 году, поступающим в технический вуз.

    Параметрические уравнения

    Уравнение, которое кроме неизвестной величины содержит также другую дополнительную величину, которая может принимать различные значения из некоторой области, называется параметрическим. Эта дополнительная величина в уравнении называется параметр. На самом деле с каждым параметрическим уравнением может быть написано множество уравнений.

    Способ решения параметрических уравнений

    1. Находим область определения уравнения.
    2. Выражаем a как функцию от $х$.
    3. В системе координат $хОа$ строим график функции, $а=f(х)$ для тех значений $х$, которые входят в область определения данного уравнения.
    4. Находим точки пересечения прямой, $а=с$, где $с∈(-∞;+∞)$ с графиком функции $а=f(х)$. Если прямая, а=с пересекает график, $а=f(х)$, то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение вида, $а=f(х)$ относительно $х$.
    5. Записываем ответ.

    Общий вид уравнения с одним параметром таков:

    $F(x, a) = 0$

    При различных значениях, а уравнение $F(x, a) = 0$ может иметь различные множества корней, задача состоит в том, чтобы изучить все случаи, выяснить, что будет при любом значении параметра. При решении уравнений с параметром обычно приходится рассматривать много различных вариантов. Своевременное обнаружение хотя бы части невозможных вариантов имеет большое значение, так как освобождает от лишней работы.

    Поэтому при решении уравнения $F(x, a) = 0$ целесообразно под ОДЗ понимать область допустимых значений неизвестного и параметра, то есть множество всех пар чисел ($х, а$), при которых определена (имеет смысл) функция двух переменных $F(x, а)$. Отсюда естественная геометрическая иллюстрация ОДЗ в виде некоторой области плоскости $хОа$.

    ОДЗ различных выражений (под выражением будем понимать буквенно — числовую запись):

    1. Выражение, стоящее в знаменателе, не должно равняться нулю.

    ${f(x)}/{g(x)}; g(x)≠0$

    2. Подкоренное выражение должно быть неотрицательным.

    $√{g(x)}; g(x)≥0$.

    3. Подкоренное выражение, стоящее в знаменателе, должно быть положительным.

    ${f(x)}/{√{g(x)}}; g(x) > 0$

    4. У логарифма: подлогарифмическое выражение должно быть положительным; основание должно быть положительным; основание не может равняться единице.

    $log_{f(x)}g(x) {tableg(x) > 0; f(x) > 0; f(x)≠1;$

    Алгебраический способ решения квадратных уравнений с параметром $ax^2+bx+c=0$

    Квадратное уравнение $ax^2+bx+c=0, а≠0$ не имеет решений, если $D < 0$;

    Квадратное уравнение имеет два различных корня, когда $D > 0$;

    Квадратное уравнение имеет один корень, если $D=0$

    Тригонометрические тождества

    1. $tgα={sinα}/{cosα}$

    2. $ctgα={cosα}/{sinα}$

    3. $sin^{2}α+cos^{2}α=1$ (Основное тригонометрическое тождество)

    Из основного тригонометрического тождества можно выразить формулы для нахождения синуса и косинуса

    $sinα=±√{1-cos^{2}α}$

    $cosα=±√{1-sin^{2}α$

    4. $tgα·ctgα=1$

    5. $1+tg^{2}α={1}/{cos^{2}α}$

    6. $1+ctg^{2}α={1}/{sin^{2}α}$

    Формулы двойного угла

    1. $sin2α=2sinα·cosα$

    2. $cos2α=cos^{2}α-sin^{2}α=2cos^{2}α-1=1-2sin^{2}α$

    3. $tg2α={2tgα}/{1-tg^{2}α}$

    Формулы суммы и разности

    $cosα+cosβ=2cos{α+β}/{2}·cos{α-β}/{2}$

    $cosα-cosβ=2sin{α+β}/{2}·sin{β-α}/{2}$

    $sinα+sinβ=2sin{α+β}/{2}·cos{α-β}/{2}$

    $sinα-sinβ=2sin{α-β}/{2}·cos{α+β}/{2}$

    Формулы произведения

    $cosα·cosβ={cos{α-β}+cos{α+β}}/{2}$

    $sinα·sinβ={cos{α-β}-cos{α+β}}/{2}$

    $sinα·cosβ={sin{α+β}+sin{α-β}}/{2}$

    Формулы сложения

    $cos(α+β)=cosα·cosβ-sinα·sinβ$

    $cos(α-β)=cosα·cosβ+sinα·sinβ$

    $sin(α+β)=sinα·cosβ+cosα·sinβ$

    $sin(α-β)=sinα·cosβ-cosα·sinβ$

    Решение тригонометрического уравнения с параметром рассмотрим на примере.

    Пример:

    Найдите все значения параметра с, при каждом из которых уравнение $3cos⁡2x-2sin⁡2x=c$ имеет решение.

    Решение:

    Преобразуем данное уравнение к виду

    $√{3^2+(-2)^2}(cos⁡2xcosφ-sin⁡2xsinφ)=c$

    Воспользуемся тригонометрической формулой и свернем второй множитель как косинус суммы

    $√{13}cos⁡(2x+φ)=c$, где $φ=arccos{3}/{√{13}}$

    Уравнение $√{13}cos⁡(2x+φ)=c$ имеет решения тогда и только тогда, когда $-1≤ {c}/{√{13}} ≤ 1$, домножим полученное неравенство на $√{13}$ и получим

    $-√{13} ≤ c ≤ √{13}$

    Ответ: $-√{13} ≤ c ≤ √{13}$

    Неравенства с параметром

    Если имеется неравенство вида $F(a,x) ≤ G(a,x)$ то оно будет иметь одно решение, если $F'(a, x)=G'(a, x)$.

    Системы уравнений:

    Выделяют четыре основных метода решения систем уравнений:

    1. Метод подстановки: из какого-либо уравнения системы выражаем одно неизвестное через другое и подставляем во второе уравнение системы.
    2. Метод алгебраического сложения: путем сложения двух уравнений получить уравнение с одной переменной.
    3. Метод введения новых переменных: ищем в системе некоторые повторяющиеся выражения, которые обозначим новыми переменными, тем самым упрощая вид системы.
    4. Графический метод решения: из каждого уравнения выражается $«у»$, получаются функции, графики которых необходимо построить и посмотреть координаты точек пересечения.

    Логарифмические уравнения и системы уравнений

    Основное логарифмическое тождество:

    $a^{log_{a}b}=b$

    Это равенство справедливо при $b> 0, a> 0, a≠1$

    Свойства логарифмов:

    Все свойства логарифмов мы будем рассматривать для $a> 0, a≠ 1, b> 0, c> 0, m$ – любое действительное число.

    1. Для любых действительных чисел $m$ и $n$ справедливы равенства:

    $log_{а}b^m=mlog_{a}b$;

    $log_{a^m}b={1}/{m}log_{a}b$.

    $log_{a^n}b^m={m}/{n}log_{a}b$

    2. Логарифм произведения равен сумме логарифмов по тому же основанию от каждого множителя.

    $log_a(bc)=log_{a}b+log_{a}c$

    3. Логарифм частного равен разности логарифмов от числителя и знаменателя по тему же основанию

    $log_a{b}/{c}=log_{a}b-log_{a}c$

    4. При умножении двух логарифмов можно поменять местами их основания

    $log_{a}b·log_{c}d=log_{c}b·log_{a}d$, если $a, b, c, d >0, a≠1, b≠1$.

    5. $c^{log_{a}b}=b^{log_{a}b}$, где $а, b, c > 0, a≠1$

    6. Формула перехода к новому основанию

    $log_{a}b={log_{c}b}/{log_{c}a}$

    7. В частности, если необходимо поменять местами основание и подлогарифмическое выражение

    $log_{a}b={1}/{log_{b}a}$

    При решении систем, содержащих логарифмические уравнения, часто удается, избавившись от логарифма, заменить одно или оба уравнения системы рациональными уравнениями. После этого надо выразить одну переменную через другую и после постановки получить уравнение с одной переменной. Кроме того, часто встречаются задачи на замену переменной в пределах одного или обоих уравнений системы и системы, требующие отбора решений.

    Логарифмические неравенства:

    1. Определить ОДЗ неравенства.

    2. По свойствам логарифма преобразовать неравенство к простому виду, желательно получить с двух сторон логарифмы по одинаковому основанию.

    3. Перейти к подлогарифмическим выражениям, при этом надо помнить, что:

    а) если основание больше единицы, то при переходе к подлогарифмическим выражениям знак неравенства остается прежним;

    b) если основание меньше единицы, то при переходе к подлогарифмическим выражениям знак неравенства меняется на противоположный;

    с) если в основании находится переменная, надо рассмотреть оба варианта.

    4. Решить неравенство.

    5. Выбрать решения с учетом ОДЗ из п.1

    При решении логарифмических неравенств с переменной в основании легче всего воспользоваться тождественными преобразованиями:

    $log_{a}f > b ↔ {table (f-a^b)(a-1) > 0; f > 0; a > 0;$

    $log_{a}f+log_{a}g > 0 ↔ {table(fg-1)(a-1)> 0; f > 0,g > 0; a > 0;$

    $log_{a}f+b > 0 ↔ {table(fa^b-1)(a-1) > 0; f > 0; a > 0;$

    Системы, содержащие показательные уравнения

    Свойства степеней

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели складываются.

    $a^n·a^m=a^{n+m}$

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели вычитаются

    $a^n:a^m=a^{n-m}$

    3. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели перемножаются

    $(a^n)^m=a^{n·m}$

    4. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель

    $(a·b)^n=a^n·b^n$

    5. При возведении в степень дроби в эту степень возводиться числитель и знаменатель

    $({a}/{b})^n={a^n}/{b^n}$

    6. При возведении любого основания в нулевой показатель степени результат равен единице

    $a^0=1$

    Основные методы решения систем, содержащих показательные уравнения, ничем принципиально не отличаются от методов решения других систем: это метод алгебраического сложения, замена переменной в пределах одного уравнения или всей системы, подстановка. Единственная особенность – положительность выражения $a^{f(x)}$, которую полезно учитывать, вводя соответствующее ограничение при замене переменной.

    Показательные неравенства, сводящиеся к виду $a^{f(x)} ≥ a^{g(x)}$:

    1. Преобразовать показательное уравнение к виду $a^{f(x)} ≥ a^{g(x)}$

    2. Перейти показателям степеней, при этом если основание степени меньше единицы, то знак неравенства меняется на противоположный, если основание больше единицы – знак неравенства остается прежним.

    3. Решить полученное неравенство.

    4. Записать результат.

    Показательные неравенства, которые можно разложить на множители или сделать замену переменной.

    1. Для данного метода во всем неравенстве по свойству степеней надо преобразовать степени к одному виду $a^{f(x)}$.

    2. Сделать замену переменной $a^{f(x)}=t, t>0$.

    3. Получаем рациональное неравенство, которое можно решить методом интервалов путем разложения на множители выражения.

    4. Делаем обратную замену с учетом того, что $t>0$. Получаем простейшее показательное неравенство $a^{f(x)}=t$, решаем его и результат записываем в ответ.

    Уравнения с многочленами

    Многочлен может обозначаться записью $Р(х)$ — это означает, что многочлен зависит от «х», если записать $Р(х+1)$ — это означает, что в многочлене вместо «х» надо сделать замену на скобку $(х+1)$

    Пример:

    Найдите значение выражения: $4(p(2x)−2p(x+3))$, если $p(x)=x−6$

    Решение:

    В данном условии задан многочлен, зависящий от «х», как $p(x)=x−6$.

    Чтобы было понятнее, назовем исходный многочлен основной формулой, тогда, чтобы записать $p(2x)$, в основной формуле заменим «х» на «2х».

    $p(2x)=2х-6$

    Аналогично $p(x+3)=(х+3)-6=х+3-6=х-3$

    Соберем все выражение: $4(p(2x)−2p(x+3))=4((2х-6)-2(х-3))$

    Далее осталось раскрыть скобки и привести подобные слагаемые

    $4((2х-6)-2(х-3))=4(2х-6-2х+6)=4·0=0$

    Ответ: $0$

    Системы иррациональных уравнений

    Основные методы решения систем, содержащих иррациональные уравнения, ничем принципиально не отличаются от методов решения других систем: это метод алгебраического сложения, замена переменной в пределах одного уравнения или всей системы, подстановка. Единственная особенность – надо расписать ОДЗ каждого уравнения, а в конце решения выбрать решение системы с учетом ОДЗ.

    Чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

    1. Преобразовать заданное иррациональное уравнение к виду

    $√{f(x)}=g(x)$ или $√{f(x)}=√{g(x)}$

    2. Обе части уравнение возвести в квадрат

    $√{f(x)}^2={g(x)}^2$ или $√{f(x)}^2=√{g(x)}^2$

    3. Решить полученное рациональное уравнение.

    4. Сделать проверку корней, так как возведение в четную степень может привести к появлению посторонних корней. (Проверку можно сделать при помощи подстановки найденных корней в исходное уравнение.)

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Новое и интересное на сайте:

  • Параметрические задачи егэ
  • Параметрическая плоскость в задачах егэ
  • Параметр тригонометрия егэ
  • Пара кроссовок егэ
  • Пара джинс или джинсов егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии