Параметр с логарифмом егэ

12 августа 2017

В закладки

Обсудить

Жалоба

Логарифмы с параметрами

Решение задач с параметрами вызывает большие трудности у учащихся, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях. Между тем, параметрические уравнения, в том числе и логарифмические, входят в состав сборников ЕГЭ.

lg-p.docx

Показательные уравнения c параметром

Как правило, чтобы решить показательные уравнения с параметром нужно привести их квадратному или линейному уравнению. Обычно это можно сделать при помощи метода замены переменных. Но надо быть внимательным – при замене (t=a^x), новая переменная (t) всегда положительна.

Пример 1

Найдите все значения параметра (a), при которых уравнение ((a+1)(4^x+4^{-x})=5) имеет единственное решение.

Решение:

Заметим, что (a+1 > 0), так как (4^x+4^{-x} > 0). Сделаем замену (t=4^x); (t > 0) $$ (a+1)(t+frac{1}{t})=5;$$ $$(a+1)t^2-5t+a+1=0$$ $${t}_{1,2}=frac{5±sqrt{25-4(a+1)^2}}{2(a+1)} .$$

Уравнение будет иметь единственное решение, если $$D=25-4(a+1)^2=0 $$
$$a+1=±frac{5}{2}$$
(a=-3.5 -) не подходит;

(a=1.5;)

Ответ: (a=1.5.)

Логарифмические уравнения с параметром

Чтобы решить логарифмические уравнения, надо обязательно записывать ОДЗ, а затем провести необходимые равносильные преобразования или сделать замену, чтобы свести уравнение к более простому.

Пример 2

Решите уравнение (log_a (x^2)+2log_a (x+1)=2) для каждого (a).

Решение:

Найдем ОДЗ: (a>0;) (a≠1); (x>-1); (x≠0).

Перейдем от суммы логарифмов к их произведению:

(x^2 (x+1)^2=a^2 ⇔ |x|(x+1)=a. )

1 случай: (x∈(-1,0).)

Получаем уравнение:

$$-x(x+1)=a ⇔ -x^2-x-a=0,$$
$$D=1-4a;$$
$$ {x}_{1,2}=frac{1±sqrt{1-4a}}{-2};$$

При условии, что (1-4a≥0 ⇔ 0< a ≤ frac{1}{4} )Оба корня лежат в промежутке (x∈(-1,0)).

2 случай: (x>0).

Получаем:

$$ x(x+1)=a, $$
$$ x^2+x-a=0,$$
$$ D=1+4a;$$
$$ {x}_{3,4}=frac{-1±sqrt{1+4a}}{-2};$$

При условии, что $$ 1+4a>0 ⇔ a>0$$ корень $$x=frac{1}{2}-frac{sqrt{1+4a}}{2}$$ не подходит, так как ( x>0.)

Ответ:
При (a≤0) решений нет;
при (0 < a ≤ frac{1}{4}:) $$ {x}_{1,2}=frac{1±sqrt{1-4a}}{-2}$$ $$x_3=frac{-1-sqrt{1+4a}}{-2};$$
при (a > frac{1}{4}:) $$ x_3= frac{-1-sqrt{1+4a}}{-2}.$$

Пример 3

Найдите все значения параметра (a), при которых уравнение (log_4 (16^x+a)=x) имеет два действительных и различных корня.

Решение:

При помощи равносильного преобразования приведем наше уравнение к виду:

$$ 16^x+a=4^x, $$
$$ 16^x-4^x+a=0;$$

Сделаем замену: (t=4^x>0 ⇔ t^2-t+a=0,)

Полученное квадратное уравнение должно иметь корни (0 < {t}_{1} < {t}_{2}). Ветки данной параболы направлены вверх. Пусть (f(t)=t^2-t+a).

При помощи таблицы (см. таблицу):

$$ begin{cases} f(0)>0, \D≥0, \D>0, \ {x}_{0}>0; end{cases} $$
$$ begin{cases} a>0, \1-4a>0, \ 1/2>0; end{cases} $$
$$ begin{cases} a>0, \a<1/4. end{cases} $$

Ответ: (a∈(0;1/4).)

Логарифмические уравнения, неравенства и системы с параметром

  1. Примеры

п.1. Примеры

Пример 1. Решите уравнение:
a) ( lg 2x+lg(2-x)=lglg a )
ОДЗ: ( begin{cases} 2xgt 0\ 2-xgt 0\ xgt 0\ lg agt 0 end{cases} Rightarrow begin{cases} xgt 0\ xlt 2\ agt 0\ agt 1 end{cases} Rightarrow begin{cases} 0lt xlt 2\ agt 1 end{cases} )
(lgleft(2xcdot(2-x)right)=lglg aRightarrow 2xcdot(2-x)=lg aRightarrow 2x^2-4x+lg a=0 |: 2)
(x^2-2x+frac12lg a=0)
Решаем квадратное уравнение. Исследуем дискриминант:
(D=(-2)^2-4cdotfrac{lg a}{2}=4-2lg a)
(Dlt 0) при (4-2lg alt 0Rightarrow lg agt 2Rightarrow agt 100) — решений нет
(D=0) при (a=100, x=1) — одно решение
(Dgt 0) при (alt 100) (учитывая ОДЗ, (1lt alt 100))
(x_{1,2}=frac{2pmsqrt{4-2lg a}}{2}=1pmsqrt{1-frac{lg a}{2}})
Т.к. (sqrt{1-frac{lg a}{2}}lt 1) требование (0lt x_{1,2}lt 2) выполняется.

Ответ:
При (aleq 1cup agt 100) решений нет, (xinvarnothing)
При (a=100) один корень (x=1)
При (1lt alt 100) два корня (x_{1,2}=1pmsqrt{1-frac{lg a}{2}})

б) ( x^{log_a x}=a^2 x )
ОДЗ: ( begin{cases} xgt 0\ agt 0\ ane 1 end{cases} )
Замена: (t=log_a xRightarrow x=a^t.) Подставляем: begin{gather*} (a^t)^t=a^2cdot a^tRightarrow a^{t^2}=a^{2+t}Rightarrow\ Rightarrow t^2=2+tRightarrow t^2-t-2=0Rightarrow (t+1)(t-2)=0Rightarrow left[ begin{array}{l l} t_1=-1\ t_2=2 end{array} right. end{gather*} Возвращаемся к исходной переменной: begin{gather*} left[ begin{array}{l l} log_a x=-1\ log_a x=2 end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} x_1=a^{-1}=frac1a\ x_2=a^2 end{array} right. end{gather*} Ответ:
При (0lt alt 1cup agt 1) два корня (x_1=frac1a, x_2=a^2)
При (alt 0cup a=1) решений нет.

в) ( 2-log_{a^2}(1+x)=3log_asqrt{x-1}-log_{a^2}(x^2-1)^2 )
ОДЗ: ( begin{cases} 1+xgt 0\ x-1gt 0\ xne pm 1\ agt 0, ane 1 end{cases} Rightarrow begin{cases} xgt -1\ xgt 1\ xne pm 1\ agt 0, ane 1 end{cases} Rightarrow begin{cases} xgt 1\ agt 0, ane 1 end{cases} )
Приведем к одному основанию: (log_asqrt{x-1}=log_{a^2}(x-1))
begin{gather*} 2-log_{a^2}(1+x)=3log_{a^2}(x-1)-log_{a^2}(x^2-1)^2\ log_{a^2}a^4-log_{a^2}(1+x)=log_{a^2}(x-1)^3-log_{a^2}(x^2-1)^2\ log_{a^2}frac{a^4}{x+1}=log_{a^2}frac{(x-3)^3}{(x^2-1)^2}\ frac{a^4}{x+1}=frac{(x-1)^3}{(x^2-1)^2}Rightarrow frac{a^4}{x+1}=frac{(x-1)^3}{(x-1)^2(x+1)^2}Rightarrow a^4=frac{x-1}{x+1} end{gather*} Т.к. (xgt 1) все скобки можно сократить. $$ a^4(x+1)=x-1Rightarrow x(a^4-1)=-a^4-1Rightarrow x=frac{1+a^4}{1-a^4} $$ Проверим требование (xgt 1): begin{gather*} frac{1+a^4}{1-a^4}gt 1Rightarrow frac{1+a^4-(1-a^4)}{1-a^4}gt 0 Rightarrow frac{2a^4}{1-a^4}gt 0Rightarrow\ Rightarrow 1-a^4gt 0Rightarrow a^4lt 1Rightarrow |a|lt 1Rightarrow -1lt alt 1 end{gather*} Учитывая, что (agt 0), получаем (0lt alt 1).
Ответ:
При (0lt 1lt 1) один корень (x=frac{1+a^4}{1-a^4})
При (aleq 0cup ageq 1) решений нет.

Пример 2. Решите неравенство:
a) ( log_a(x-1)+log_a xgt 2 )
(log_a(x(x-1))gtlog_a a^2) begin{gather*} left[ begin{array}{l l} begin{cases} agt 1\ x-1gt 0\ xgt 0\ x^2-xgt a^2 end{cases} \ begin{cases} 0lt alt 1\ x-1gt 0\ xgt 0\ x^2-xlt a^2 end{cases} end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} agt 1\ xgt 1\ x^2-x-a^2gt 0 end{cases} \ begin{cases} 0lt alt 1\ x-1gt 0\ xgt 1\ x^2-x-a^2lt 0 end{cases} end{array} right. end{gather*} Исследуем параболу (f(x)=x^2-x-a^2)
(D=1+4a^2gt 0, forall a)
(x_{1,2}=frac{1pmsqrt{1+4a^2}}{2})
Эта парабола всегда имеет две различных точки пересечения с осью OX.
(f(x)gt 0), при (xlt x_1cup xgt x_2)
(f(x)lt 0), при (x_1lt xlt x_2)
Подставляем в совокупность: begin{gather*} left[ begin{array}{l l} begin{cases} agt 1\ xgt 1\ xltfrac{1-sqrt{1+4a^2}}{2}cup xgtfrac{1+sqrt{1+4a^2}}{2} end{cases} \ begin{cases} 0lt alt 1\ xgt 1\ frac{1-sqrt{1+4a^2}}{2}lt xlt frac{1+sqrt{1+4a^2}}{2} end{cases} end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} agt 1\ xgt frac{1+sqrt{1+4a^2}}{2} end{cases} \ begin{cases} 0lt alt 1\ alt xlt frac{1+sqrt{1+4a^2}}{2} end{cases} end{array} right. end{gather*} Ответ:
При (agt 1) луч (xinleft(frac{1+sqrt{1+4a^2}}{2};+inftyright))
При (0lt alt 1) интервал (xinleft(1;frac{1+sqrt{1+4a^2}}{2}right))
При (aleq 0cup a=1) решений нет.

б) ( log_x(x-a)gt 2 )
(log_x(x-a)gtlog_x x^2) begin{gather*} left[ begin{array}{l l} begin{cases} xgt 1\ x-agt x^2\ x-agt 0 end{cases} \ begin{cases} 0lt xlt 1\ x-alt x^2\ x-agt 0 end{cases} end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} xgt 1\ x^2-x+alt 0\ xgt a end{cases} \ begin{cases} 0lt xlt 1\ x^2-x+agt 0\ xgt a end{cases} end{array} right. end{gather*} Исследуем параболу (f(x)=x^2-x+a)
(D=1-4a)

Для первой системы в совокупности получаем: (x^2-x+alt 0) при (Dgt 1Rightarrow 1-4agt 0Rightarrow altfrac14)
Если (xgt 1) и (altfrac14,) то (xgt a), противоречий нет.
(x_{1,2}=frac{1pmsqrt{1-4a}}{2})
Парабола ниже 0 на участке (x_1lt xlt x_2). begin{gather*} begin{cases} xgt 1\ x^2-x+alt 0\ xgt a end{cases} Rightarrow begin{cases} xgt 1\ frac{1-sqrt{1-4a}}{2}lt xlt frac{1+sqrt{1-4a}}{2}\ alt frac14 end{cases} end{gather*} (x_1=frac{1-sqrt{1-4a}}{2}lt 1) при всех (altfrac14)
Рассмотрим требование begin{gather*} x_2=frac{1+sqrt{1-4a}}{2}gt 1Rightarrow 1+sqrt{1-4a}gt 2Rightarrow sqrt{1-4a}gt 1Rightarrow\ Rightarrow 1-4agt 1Rightarrow 4alt 0Rightarrow alt 0 end{gather*} (x_2=frac{1+sqrt{1-4a}}{2}gt 1) при (alt 0)
Решение первой системы: ( begin{cases} 0lt alt xlt 1\ x^2-x+agt 0 end{cases} )
Если (agtfrac14, Dlt 0) и (x^2-x+agt 0) для всех (x)
Если (a=frac14, D=0) и (x^2-x+agt 0) для всех (x), кроме (x=frac12)
Если (0lt alt frac14, x^2-x+agt 0) для (xlt x_1cup xgt x_2)
Как было показано выше, при (0lt alt frac14, x_2=frac{1+sqrt{1-4a}}{2}lt 1) и (alt x_2lt xlt 2)
Кроме того (alt xlt x_1lt 1) begin{gather*} begin{cases} 0lt xlt 1\ x^2-x+agt 0\ xgt a end{cases} Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} frac14lt alt 1\ alt xlt 1 end{cases} \ begin{cases} a=frac14\ frac14lt xlt 1, xnefrac12 end{cases} \ begin{cases} 0lt alt frac14\ alt xltfrac{1-sqrt{1-4a}}{2}cup frac{1+sqrt{1-4a}}{2} lt xlt 1 end{cases} end{array} right. end{gather*} Для наглядности отложим по оси OX параметр a, по оси OY — значение x(a).
Парабола (f(x)=x^2-x-a^2) в осях a и x(a) имеет ось симметрии (x=frac12) и вершину в точке (left(frac14;frac12right)).
Получаем следующий график:
Пример 2б
Синим заштрихована область первой системы неравенств совокупности, желтым – второй системы неравенств.
Ответ:
При (alt 0, xinleft(1;frac{1+sqrt{1-4a}}{2}right))
При (0lt altfrac14, xinleft(a;frac{1-sqrt{1-4a}}{2}right)cup left(frac{1+sqrt{1-4a}}{2};1right))
При (a=frac14, xinleft(frac14;frac12right)cupleft(frac12;1right))

в) ( frac{log_a(35-x^3)}{log_a(5-x)}gt 3 ) begin{gather*} frac{log_a(35-x^3)}{log_a(5-x)}-3gt 0\ frac{log_a(35-x^3)-3log_a(5-x)}{log_a(5-x)}gt 0\ left[ begin{array}{l l} begin{cases} log_a(35-x^3)gt 3log_a(5-x)\ log_a(5-x)gt 0 end{cases} \ begin{cases} log_a(35-x^3)lt 3log_a(5-x)\ log_a(5-x)lt 0 end{cases} end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} log_a(35-x^3)gt log_a(5-x)^3\ log_a(5-x)gt 0 end{cases} \ begin{cases} log_a(35-x^3)lt log_a(5-x)^3\ log_a(5-x)lt 0 end{cases} end{array} right. Rightarrow \ Rightarrow left[ begin{array}{l l} begin{cases} agt 1\ left[ begin{array}{l l} begin{cases} 35-x^3gt(5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end{cases} \ begin{cases} 0lt 35-x^3lt(5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end{cases} end{array} right. end{cases} \ begin{cases} 0lt alt 1\ left[ begin{array}{l l} begin{cases} 0lt 35-x^3lt(5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end{cases} \ begin{cases} 35-x^3gt (5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end{cases} end{array} right. end{cases} end{array} right. Rightarrow begin{cases} 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin{array}{l l} begin{cases} 35-x^3gt(5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end{cases} \ begin{cases} 0lt 35-x^3lt (5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end{cases} end{array} right. end{cases} end{gather*} Решим основное неравенство: begin{gather*} 35-x^3gt(5-x)^3\ 35-x^3gt 125-75x+15x^2-x^3\ 15x^2-75x+90lt 0\ x^2-5x+6lt 0\ (x-2)(x-3)lt 0\ 2lt xlt 3 end{gather*} Подставляем в систему: begin{gather*} begin{cases} 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin{array}{l l} begin{cases} 2lt xlt 3\ xlt 4 end{cases} \ begin{cases} xlt 2cup xgt 3\ xltsqrt[3]{35}\ 4lt xlt 5 end{cases} end{array} right. end{cases} Rightarrow begin{cases} 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin{array}{l l} 2lt xlt 3\ varnothing end{array} right. end{cases} Rightarrow begin{cases} 0lt alt 1cup agt 1\ 2lt xlt 3 end{cases} end{gather*} Ответ:
При (0lt alt 1cup agt 1, xin(2;3))
При (aleq 0cup a=1) решений нет

Пример 3. При каких значениях (a) уравнение $$ 2lg(x+3)=lg(ax) $$ имеет единственный корень?

( lg(x+3)^2=lg(ax) )

( begin{cases} (x+3)^2=ax\ x+3gt 0\ axgt 0 end{cases} Rightarrow begin{cases} x^2+(6-a)x+9=0\ xgt -3\ axgt 0 end{cases} )
Решим графически в осях a и x(a).
Найдем уравнение ветвей кривой: begin{gather*} D=(6-a)^2-36=36-12a+a^2-36=a^2-12a=a(a-12)\ x=frac{a-6pmsqrt{a(a-12)}}{2}\ left(2x-(a-6)right)^2=a(a-12)\ left(2x-(a-6)right)^2+36=a(a-12)+36\ left(2x-(a-6)right)^2+36=(a-6)^2\ (a-6)^2-left(2x-(a-6)right)^2=36 end{gather*} Получаем уравнение гиперболы: begin{gather*} frac{(a-6)^2}{6^2}-frac{left(2x-(a-6)right)^2}{6^2}=1 end{gather*} Уравнения асимптот: begin{gather*} frac{(a-6)^2}{6^2}-frac{left(2x-(a-6)right)^2}{6^2}=0\ a-6=pmleft(2x-(a-6)right)Rightarrow left[ begin{array}{l l} 2(a-6)=2x\ 0=-2x end{array} right. Rightarrow left[ begin{array}{l l} x=a-6\ x=0 end{array} right. end{gather*} Гипербола находится между этими асимптотами.
Строим ОДЗ: ( begin{cases} xgt -3\ axgt 0 end{cases} )
Отмечаем точки, для которых (D=0:) $$ begin{cases} a=0\ x=-3 end{cases} , begin{cases} a=12\ x=3 end{cases} $$ Над этими точками будет ветка гиперболы с (x_2), под ними – с (x_1).
Пример 3
При (a=0) корень (x=-3), но не выполняется требование ОДЗ (axgt 0)
При (a=12) корень (x=3), требования ОДЗ выполняются. Это ответ.
При (agt 12) всегда будет два решения.
При (alt 0) всегда будет только одно решение, т.к. (x_1lt -3) и выходит из ОДЗ. Это тоже ответ.
Получаем: (alt 0cup a=12)

Ответ: (ain(-infty;0)cup left{12right})

Параметрические уравнения

Уравнение, которое кроме неизвестной величины содержит также другую дополнительную величину, которая может принимать различные значения из некоторой области, называется параметрическим. Эта дополнительная величина в уравнении называется параметр. На самом деле с каждым параметрическим уравнением может быть написано множество уравнений.

Способ решения параметрических уравнений

  1. Находим область определения уравнения.
  2. Выражаем a как функцию от $х$.
  3. В системе координат $хОа$ строим график функции, $а=f(х)$ для тех значений $х$, которые входят в область определения данного уравнения.
  4. Находим точки пересечения прямой, $а=с$, где $с∈(-∞;+∞)$ с графиком функции $а=f(х)$. Если прямая, а=с пересекает график, $а=f(х)$, то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение вида, $а=f(х)$ относительно $х$.
  5. Записываем ответ.

Общий вид уравнения с одним параметром таков:

$F(x, a) = 0$

При различных значениях, а уравнение $F(x, a) = 0$ может иметь различные множества корней, задача состоит в том, чтобы изучить все случаи, выяснить, что будет при любом значении параметра. При решении уравнений с параметром обычно приходится рассматривать много различных вариантов. Своевременное обнаружение хотя бы части невозможных вариантов имеет большое значение, так как освобождает от лишней работы.

Поэтому при решении уравнения $F(x, a) = 0$ целесообразно под ОДЗ понимать область допустимых значений неизвестного и параметра, то есть множество всех пар чисел ($х, а$), при которых определена (имеет смысл) функция двух переменных $F(x, а)$. Отсюда естественная геометрическая иллюстрация ОДЗ в виде некоторой области плоскости $хОа$.

ОДЗ различных выражений (под выражением будем понимать буквенно — числовую запись):

1. Выражение, стоящее в знаменателе, не должно равняться нулю.

${f(x)}/{g(x)}; g(x)≠0$

2. Подкоренное выражение должно быть неотрицательным.

$√{g(x)}; g(x)≥0$.

3. Подкоренное выражение, стоящее в знаменателе, должно быть положительным.

${f(x)}/{√{g(x)}}; g(x) > 0$

4. У логарифма: подлогарифмическое выражение должно быть положительным; основание должно быть положительным; основание не может равняться единице.

$log_{f(x)}g(x) {tableg(x) > 0; f(x) > 0; f(x)≠1;$

Алгебраический способ решения квадратных уравнений с параметром $ax^2+bx+c=0$

Квадратное уравнение $ax^2+bx+c=0, а≠0$ не имеет решений, если $D < 0$;

Квадратное уравнение имеет два различных корня, когда $D > 0$;

Квадратное уравнение имеет один корень, если $D=0$

Тригонометрические тождества

1. $tgα={sinα}/{cosα}$

2. $ctgα={cosα}/{sinα}$

3. $sin^{2}α+cos^{2}α=1$ (Основное тригонометрическое тождество)

Из основного тригонометрического тождества можно выразить формулы для нахождения синуса и косинуса

$sinα=±√{1-cos^{2}α}$

$cosα=±√{1-sin^{2}α$

4. $tgα·ctgα=1$

5. $1+tg^{2}α={1}/{cos^{2}α}$

6. $1+ctg^{2}α={1}/{sin^{2}α}$

Формулы двойного угла

1. $sin2α=2sinα·cosα$

2. $cos2α=cos^{2}α-sin^{2}α=2cos^{2}α-1=1-2sin^{2}α$

3. $tg2α={2tgα}/{1-tg^{2}α}$

Формулы суммы и разности

$cosα+cosβ=2cos{α+β}/{2}·cos{α-β}/{2}$

$cosα-cosβ=2sin{α+β}/{2}·sin{β-α}/{2}$

$sinα+sinβ=2sin{α+β}/{2}·cos{α-β}/{2}$

$sinα-sinβ=2sin{α-β}/{2}·cos{α+β}/{2}$

Формулы произведения

$cosα·cosβ={cos{α-β}+cos{α+β}}/{2}$

$sinα·sinβ={cos{α-β}-cos{α+β}}/{2}$

$sinα·cosβ={sin{α+β}+sin{α-β}}/{2}$

Формулы сложения

$cos(α+β)=cosα·cosβ-sinα·sinβ$

$cos(α-β)=cosα·cosβ+sinα·sinβ$

$sin(α+β)=sinα·cosβ+cosα·sinβ$

$sin(α-β)=sinα·cosβ-cosα·sinβ$

Решение тригонометрического уравнения с параметром рассмотрим на примере.

Пример:

Найдите все значения параметра с, при каждом из которых уравнение $3cos⁡2x-2sin⁡2x=c$ имеет решение.

Решение:

Преобразуем данное уравнение к виду

$√{3^2+(-2)^2}(cos⁡2xcosφ-sin⁡2xsinφ)=c$

Воспользуемся тригонометрической формулой и свернем второй множитель как косинус суммы

$√{13}cos⁡(2x+φ)=c$, где $φ=arccos{3}/{√{13}}$

Уравнение $√{13}cos⁡(2x+φ)=c$ имеет решения тогда и только тогда, когда $-1≤ {c}/{√{13}} ≤ 1$, домножим полученное неравенство на $√{13}$ и получим

$-√{13} ≤ c ≤ √{13}$

Ответ: $-√{13} ≤ c ≤ √{13}$

Неравенства с параметром

Если имеется неравенство вида $F(a,x) ≤ G(a,x)$ то оно будет иметь одно решение, если $F'(a, x)=G'(a, x)$.

Системы уравнений:

Выделяют четыре основных метода решения систем уравнений:

  1. Метод подстановки: из какого-либо уравнения системы выражаем одно неизвестное через другое и подставляем во второе уравнение системы.
  2. Метод алгебраического сложения: путем сложения двух уравнений получить уравнение с одной переменной.
  3. Метод введения новых переменных: ищем в системе некоторые повторяющиеся выражения, которые обозначим новыми переменными, тем самым упрощая вид системы.
  4. Графический метод решения: из каждого уравнения выражается $«у»$, получаются функции, графики которых необходимо построить и посмотреть координаты точек пересечения.

Логарифмические уравнения и системы уравнений

Основное логарифмическое тождество:

$a^{log_{a}b}=b$

Это равенство справедливо при $b> 0, a> 0, a≠1$

Свойства логарифмов:

Все свойства логарифмов мы будем рассматривать для $a> 0, a≠ 1, b> 0, c> 0, m$ – любое действительное число.

1. Для любых действительных чисел $m$ и $n$ справедливы равенства:

$log_{а}b^m=mlog_{a}b$;

$log_{a^m}b={1}/{m}log_{a}b$.

$log_{a^n}b^m={m}/{n}log_{a}b$

2. Логарифм произведения равен сумме логарифмов по тому же основанию от каждого множителя.

$log_a(bc)=log_{a}b+log_{a}c$

3. Логарифм частного равен разности логарифмов от числителя и знаменателя по тему же основанию

$log_a{b}/{c}=log_{a}b-log_{a}c$

4. При умножении двух логарифмов можно поменять местами их основания

$log_{a}b·log_{c}d=log_{c}b·log_{a}d$, если $a, b, c, d >0, a≠1, b≠1$.

5. $c^{log_{a}b}=b^{log_{a}b}$, где $а, b, c > 0, a≠1$

6. Формула перехода к новому основанию

$log_{a}b={log_{c}b}/{log_{c}a}$

7. В частности, если необходимо поменять местами основание и подлогарифмическое выражение

$log_{a}b={1}/{log_{b}a}$

При решении систем, содержащих логарифмические уравнения, часто удается, избавившись от логарифма, заменить одно или оба уравнения системы рациональными уравнениями. После этого надо выразить одну переменную через другую и после постановки получить уравнение с одной переменной. Кроме того, часто встречаются задачи на замену переменной в пределах одного или обоих уравнений системы и системы, требующие отбора решений.

Логарифмические неравенства:

1. Определить ОДЗ неравенства.

2. По свойствам логарифма преобразовать неравенство к простому виду, желательно получить с двух сторон логарифмы по одинаковому основанию.

3. Перейти к подлогарифмическим выражениям, при этом надо помнить, что:

а) если основание больше единицы, то при переходе к подлогарифмическим выражениям знак неравенства остается прежним;

b) если основание меньше единицы, то при переходе к подлогарифмическим выражениям знак неравенства меняется на противоположный;

с) если в основании находится переменная, надо рассмотреть оба варианта.

4. Решить неравенство.

5. Выбрать решения с учетом ОДЗ из п.1

При решении логарифмических неравенств с переменной в основании легче всего воспользоваться тождественными преобразованиями:

$log_{a}f > b ↔ {table (f-a^b)(a-1) > 0; f > 0; a > 0;$

$log_{a}f+log_{a}g > 0 ↔ {table(fg-1)(a-1)> 0; f > 0,g > 0; a > 0;$

$log_{a}f+b > 0 ↔ {table(fa^b-1)(a-1) > 0; f > 0; a > 0;$

Системы, содержащие показательные уравнения

Свойства степеней

1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели складываются.

$a^n·a^m=a^{n+m}$

2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели вычитаются

$a^n:a^m=a^{n-m}$

3. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели перемножаются

$(a^n)^m=a^{n·m}$

4. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель

$(a·b)^n=a^n·b^n$

5. При возведении в степень дроби в эту степень возводиться числитель и знаменатель

$({a}/{b})^n={a^n}/{b^n}$

6. При возведении любого основания в нулевой показатель степени результат равен единице

$a^0=1$

Основные методы решения систем, содержащих показательные уравнения, ничем принципиально не отличаются от методов решения других систем: это метод алгебраического сложения, замена переменной в пределах одного уравнения или всей системы, подстановка. Единственная особенность – положительность выражения $a^{f(x)}$, которую полезно учитывать, вводя соответствующее ограничение при замене переменной.

Показательные неравенства, сводящиеся к виду $a^{f(x)} ≥ a^{g(x)}$:

1. Преобразовать показательное уравнение к виду $a^{f(x)} ≥ a^{g(x)}$

2. Перейти показателям степеней, при этом если основание степени меньше единицы, то знак неравенства меняется на противоположный, если основание больше единицы – знак неравенства остается прежним.

3. Решить полученное неравенство.

4. Записать результат.

Показательные неравенства, которые можно разложить на множители или сделать замену переменной.

1. Для данного метода во всем неравенстве по свойству степеней надо преобразовать степени к одному виду $a^{f(x)}$.

2. Сделать замену переменной $a^{f(x)}=t, t>0$.

3. Получаем рациональное неравенство, которое можно решить методом интервалов путем разложения на множители выражения.

4. Делаем обратную замену с учетом того, что $t>0$. Получаем простейшее показательное неравенство $a^{f(x)}=t$, решаем его и результат записываем в ответ.

Уравнения с многочленами

Многочлен может обозначаться записью $Р(х)$ — это означает, что многочлен зависит от «х», если записать $Р(х+1)$ — это означает, что в многочлене вместо «х» надо сделать замену на скобку $(х+1)$

Пример:

Найдите значение выражения: $4(p(2x)−2p(x+3))$, если $p(x)=x−6$

Решение:

В данном условии задан многочлен, зависящий от «х», как $p(x)=x−6$.

Чтобы было понятнее, назовем исходный многочлен основной формулой, тогда, чтобы записать $p(2x)$, в основной формуле заменим «х» на «2х».

$p(2x)=2х-6$

Аналогично $p(x+3)=(х+3)-6=х+3-6=х-3$

Соберем все выражение: $4(p(2x)−2p(x+3))=4((2х-6)-2(х-3))$

Далее осталось раскрыть скобки и привести подобные слагаемые

$4((2х-6)-2(х-3))=4(2х-6-2х+6)=4·0=0$

Ответ: $0$

Системы иррациональных уравнений

Основные методы решения систем, содержащих иррациональные уравнения, ничем принципиально не отличаются от методов решения других систем: это метод алгебраического сложения, замена переменной в пределах одного уравнения или всей системы, подстановка. Единственная особенность – надо расписать ОДЗ каждого уравнения, а в конце решения выбрать решение системы с учетом ОДЗ.

Чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

1. Преобразовать заданное иррациональное уравнение к виду

$√{f(x)}=g(x)$ или $√{f(x)}=√{g(x)}$

2. Обе части уравнение возвести в квадрат

$√{f(x)}^2={g(x)}^2$ или $√{f(x)}^2=√{g(x)}^2$

3. Решить полученное рациональное уравнение.

4. Сделать проверку корней, так как возведение в четную степень может привести к появлению посторонних корней. (Проверку можно сделать при помощи подстановки найденных корней в исходное уравнение.)

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 524    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Добавить в вариант

Решите неравенство  левая круглая скобка 3x плюс 7 правая круглая скобка умножить на логарифм по основанию левая круглая скобка 2x плюс 5 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате плюс 4x плюс 5 правая круглая скобка geqslant0.

Источник: ЕГЭ по математике 28.03.2016. Досрочная волна, вариант 101


Решите неравенство  логарифм по основанию левая круглая скобка дробь: числитель: x, знаменатель: x минус 1 конец дроби правая круглая скобка 5 меньше или равно логарифм по основанию левая круглая скобка дробь: числитель: x, знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка 5.


Найдите значение выражения  дробь: числитель: log _318, знаменатель: 2 плюс log _32 конец дроби .


Найдите значение выражения 6 умножить на 7 в степени левая круглая скобка log правая круглая скобка _72.


Найдите значение выражения  левая круглая скобка log _381 правая круглая скобка умножить на левая круглая скобка log _6216 правая круглая скобка .


Найдите значение выражения log _20400.


Найдите значение выражения  дробь: числитель: логарифм по основанию 2 3,2 минус логарифм по основанию 2 0,2, знаменатель: 3 в степени левая круглая скобка логарифм по основанию 9 25 правая круглая скобка конец дроби .

Источник: Пробный экзамен по математике Кировского района Санкт-Петербурга, 2015. Вариант 2.


Решите неравенство  дробь: числитель: логарифм по основанию левая круглая скобка 2 в степени левая круглая скобка левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка в квадрате минус 1 правая круглая скобка правая круглая скобка левая круглая скобка логарифм по основанию левая круглая скобка 2x в квадрате минус 2x плюс 3 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус 4x плюс 3 правая круглая скобка правая круглая скобка , знаменатель: логарифм по основанию левая круглая скобка 2 в степени левая круглая скобка левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка в квадрате минус 1 правая круглая скобка правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате плюс 4x плюс 5 правая круглая скобка конец дроби больше или равно 0.


Решите систему неравенств  система выражений  новая строка 19 умножить на 4 в степени x плюс 4 в степени левая круглая скобка минус x правая круглая скобка меньше или равно 20, новая строка x умножить на логарифм по основанию левая круглая скобка x плюс 3 правая круглая скобка левая круглая скобка 7 минус 2x правая круглая скобка больше или равно 0. конец системы

Источник: ЕГЭ по математике 19.06.2014. Основная волна, резервная волна. Запад. Вариант 1, Задания 15 (С3) ЕГЭ 2014


Решите неравенство:  дробь: числитель: логарифм по основанию левая круглая скобка x плюс 3 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус x плюс 30 правая круглая скобка , знаменатель: логарифм по основанию левая круглая скобка x плюс 3 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус x минус 1 правая круглая скобка конец дроби больше или равно дробь: числитель: десятичный логарифм левая круглая скобка x в степени 4 минус 2x в кубе плюс x в квадрате правая круглая скобка , знаменатель: десятичный логарифм левая круглая скобка x в квадрате минус x минус 1 правая круглая скобка конец дроби .


Решите неравенство:  логарифм по основанию левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка левая круглая скобка дробь: числитель: x плюс 1, знаменатель: 5 конец дроби правая круглая скобка меньше или равно 0.


Решите неравенство:  логарифм по основанию левая круглая скобка 1 минус tfracx в квадрате правая круглая скобка 37 левая круглая скобка x в квадрате минус 12|x| плюс 37 правая круглая скобка минус логарифм по основанию левая круглая скобка 1 плюс tfracx в квадрате правая круглая скобка 37 левая круглая скобка x в квадрате минус 12|x| плюс 37 правая круглая скобка больше или равно 0.


Решите неравенство:  логарифм по основанию левая круглая скобка x в квадрате минус x правая круглая скобка логарифм по основанию левая круглая скобка x в квадрате плюс x правая круглая скобка xgeqslant0.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Решите неравенство:  логарифм по основанию левая круглая скобка 2x плюс 4 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус 3x плюс 10 правая круглая скобка geqslant1.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 290.


Решите неравенство:  дробь: числитель: логарифм по основанию 5 левая круглая скобка x в квадрате минус 6x минус 6 правая круглая скобка в квадрате минус логарифм по основанию левая круглая скобка 11 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус 6x минус 6 правая круглая скобка в кубе , знаменатель: 4 плюс x минус 3x в квадрате конец дроби geqslant0.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 382.


Решите неравенство:  дробь: числитель: логарифм по основанию левая круглая скобка x плюс 1 правая круглая скобка в квадрате левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка плюс логарифм по основанию 5 в квадрате левая круглая скобка 2x минус 5 правая круглая скобка , знаменатель: логарифм по основанию левая круглая скобка x плюс 1 правая круглая скобка в квадрате левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка плюс логарифм по основанию 5 в квадрате левая круглая скобка x минус 2 правая круглая скобка конец дроби больше 1.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 395.


Решите систему неравенств  система выражений 25 в степени x плюс 3 умножить на 10 в степени x минус 4 умножить на 4 в степени x больше 0, логарифм по основанию левая круглая скобка 1 минус dfracx в квадрате правая круглая скобка 37 левая круглая скобка x в квадрате минус 12|x| плюс 37 правая круглая скобка минус логарифм по основанию левая круглая скобка 1 плюс dfracx в квадрате правая круглая скобка 37 левая круглая скобка x в квадрате минус 12|x| плюс 37 правая круглая скобка больше или равно 0. конец системы .


Решите систему неравенств  система выражений 2 в степени x плюс дробь: числитель: 80, знаменатель: 2 в степени x конец дроби больше или равно 21, логарифм по основанию левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка левая круглая скобка дробь: числитель: x плюс 1, знаменатель: 5 конец дроби правая круглая скобка меньше или равно 0. конец системы

Источник: ЕГЭ 28.04.2014 по математике. Досрочная волна. Вариант 2., Задания 15 (С3) ЕГЭ 2014


Решите систему неравенств  система выражений  новая строка 9 в степени левая круглая скобка x плюс дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка минус 28 умножить на 3 в степени левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка плюс 1 меньше или равно 0, новая строка логарифм по основанию левая круглая скобка левая круглая скобка корень из 7 правая круглая скобка правая круглая скобка в степени левая круглая скобка x плюс дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка 7 в степени левая круглая скобка дробь: числитель: 2, знаменатель: x в квадрате плюс x конец дроби правая круглая скобка меньше или равно дробь: числитель: 4, знаменатель: 2x плюс 1 конец дроби . конец системы .

Источник: ЕГЭ по математике 08.05.2014. Досрочная волна, резервная волна. Вариант 1, Задания 15 (С3) ЕГЭ 2014


Решите систему неравенств  система выражений  новая строка 25 в степени левая круглая скобка x правая круглая скобка в квадрате минус x минус 30 умножить на 5 в степени левая круглая скобка x правая круглая скобка в квадрате плюс 5 в степени левая круглая скобка 2x плюс 3 правая круглая скобка больше или равно 0,  новая строка log _4x2x плюс log _2x в квадрате 4x в квадрате меньше или равно дробь: числитель: 5, знаменатель: 2 конец дроби .  конец системы .

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 59.

Всего: 524    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Показательные и логарифмические уравнения с параметром

Показательные уравнения c параметром

Как правило, чтобы решить показательные уравнения с параметром нужно привести их квадратному или линейному уравнению. Обычно это можно сделать при помощи метода замены переменных. Но надо быть внимательным – при замене (t=a^x), новая переменная (t) всегда положительна.

Найдите все значения параметра (a), при которых уравнение ((a+1)(4^x+4^<-x>)=5) имеет единственное решение.

Заметим, что (a+1 > 0), так как (4^x+4^ <-x>> 0). Сделаем замену (t=4^x); (t > 0) $$ (a+1)(t+frac<1>)=5;$$ $$(a+1)t^2-5t+a+1=0$$ $$_<1,2>=frac<5±sqrt<25-4(a+1)^2>> <2(a+1)>.$$
Уравнение будет иметь единственное решение, если $$D=25-4(a+1)^2=0 $$ $$a+1=±frac<5><2>$$ (a=-3.5 -) не подходит;
(a=1.5;)

Логарифмические уравнения с параметром

Чтобы решить логарифмические уравнения, надо обязательно записывать ОДЗ, а затем провести необходимые равносильные преобразования или сделать замену, чтобы свести уравнение к более простому.

Решите уравнение (log_a (x^2)+2log_a (x+1)=2) для каждого (a).

Перейдем от суммы логарифмов к их произведению:

При условии, что (1-4a≥0 ⇔ 0 0).

При условии, что $$ 1+4a>0 ⇔ a>0$$ корень $$x=frac<1><2>-frac<sqrt<1+4a>><2>$$ не подходит, так как ( x>0.)

Найдите все значения параметра (a), при которых уравнение (log_4 (16^x+a)=x) имеет два действительных и различных корня.

При помощи равносильного преобразования приведем наше уравнение к виду:

Сделаем замену: (t=4^x>0 ⇔ t^2-t+a=0,)

Полученное квадратное уравнение должно иметь корни (0 0, \D≥0, \D>0, \ _<0>>0; end $$ $$ begin a>0, \1-4a>0, \ 1/2>0; end $$ $$ begin a>0, \a

Логарифмические уравнения, неравенства и системы с параметром

п.1. Примеры

Пример 1. Решите уравнение:
a) ( lg 2x+lg(2-x)=lglg a )
ОДЗ: ( begin 2xgt 0\ 2-xgt 0\ xgt 0\ lg agt 0 end Rightarrow begin xgt 0\ xlt 2\ agt 0\ agt 1 end Rightarrow begin 0lt xlt 2\ agt 1 end )
(lgleft(2xcdot(2-x)right)=lglg aRightarrow 2xcdot(2-x)=lg aRightarrow 2x^2-4x+lg a=0 |: 2)
(x^2-2x+frac12lg a=0)
Решаем квадратное уравнение. Исследуем дискриминант:
(D=(-2)^2-4cdotfrac<lg a><2>=4-2lg a)
(Dlt 0) при (4-2lg alt 0Rightarrow lg agt 2Rightarrow agt 100) — решений нет
(D=0) при (a=100, x=1) — одно решение
(Dgt 0) при (alt 100) (учитывая ОДЗ, (1lt alt 100))
(x_<1,2>=frac<2pmsqrt<4-2lg a>><2>=1pmsqrt<1-frac<lg a><2>>)
Т.к. (sqrt<1-frac<lg a><2>>lt 1) требование (0lt x_<1,2>lt 2) выполняется.

Ответ:
При (aleq 1cup agt 100) решений нет, (xinvarnothing)
При (a=100) один корень (x=1)
При (1lt alt 100) два корня (x_<1,2>=1pmsqrt<1-frac<lg a><2>>)

б) ( x^<log_a x>=a^2 x )
ОДЗ: ( begin xgt 0\ agt 0\ ane 1 end )
Замена: (t=log_a xRightarrow x=a^t.) Подставляем: begin (a^t)^t=a^2cdot a^tRightarrow a^=a^<2+t>Rightarrow\ Rightarrow t^2=2+tRightarrow t^2-t-2=0Rightarrow (t+1)(t-2)=0Rightarrow left[ begin t_1=-1\ t_2=2 end right. end Возвращаемся к исходной переменной: begin left[ begin log_a x=-1\ log_a x=2 end right. Rightarrow left[ begin x_1=a^<-1>=frac1a\ x_2=a^2 end right. end Ответ:
При (0lt alt 1cup agt 1) два корня (x_1=frac1a, x_2=a^2)
При (alt 0cup a=1) решений нет.

в) ( 2-log_(1+x)=3log_asqrt-log_(x^2-1)^2 )
ОДЗ: ( begin 1+xgt 0\ x-1gt 0\ xne pm 1\ agt 0, ane 1 end Rightarrow begin xgt -1\ xgt 1\ xne pm 1\ agt 0, ane 1 end Rightarrow begin xgt 1\ agt 0, ane 1 end )
Приведем к одному основанию: (log_asqrt=log_(x-1))
begin 2-log_(1+x)=3log_(x-1)-log_(x^2-1)^2\ log_a^4-log_(1+x)=log_(x-1)^3-log_(x^2-1)^2\ log_frac=log_frac<(x-3)^3><(x^2-1)^2>\ frac=frac<(x-1)^3><(x^2-1)^2>Rightarrow frac=frac<(x-1)^3><(x-1)^2(x+1)^2>Rightarrow a^4=frac end Т.к. (xgt 1) все скобки можно сократить. $$ a^4(x+1)=x-1Rightarrow x(a^4-1)=-a^4-1Rightarrow x=frac<1+a^4> <1-a^4>$$ Проверим требование (xgt 1): begin frac<1+a^4><1-a^4>gt 1Rightarrow frac<1+a^4-(1-a^4)><1-a^4>gt 0 Rightarrow frac<2a^4><1-a^4>gt 0Rightarrow\ Rightarrow 1-a^4gt 0Rightarrow a^4lt 1Rightarrow |a|lt 1Rightarrow -1lt alt 1 end Учитывая, что (agt 0), получаем (0lt alt 1).
Ответ:
При (0lt 1lt 1) один корень (x=frac<1+a^4><1-a^4>)
При (aleq 0cup ageq 1) решений нет.

Пример 2. Решите неравенство:
a) ( log_a(x-1)+log_a xgt 2 )
(log_a(x(x-1))gtlog_a a^2) begin left[ begin begin agt 1\ x-1gt 0\ xgt 0\ x^2-xgt a^2 end \ begin 0lt alt 1\ x-1gt 0\ xgt 0\ x^2-xlt a^2 end end right. Rightarrow left[ begin begin agt 1\ xgt 1\ x^2-x-a^2gt 0 end \ begin 0lt alt 1\ x-1gt 0\ xgt 1\ x^2-x-a^2lt 0 end end right. end Исследуем параболу (f(x)=x^2-x-a^2)
(D=1+4a^2gt 0, forall a)
(x_<1,2>=frac<1pmsqrt<1+4a^2>><2>)
Эта парабола всегда имеет две различных точки пересечения с осью OX.
(f(x)gt 0), при (xlt x_1cup xgt x_2)
(f(x)lt 0), при (x_1lt xlt x_2)
Подставляем в совокупность: begin left[ begin begin agt 1\ xgt 1\ xltfrac<1-sqrt<1+4a^2>><2>cup xgtfrac<1+sqrt<1+4a^2>> <2>end \ begin 0lt alt 1\ xgt 1\ frac<1-sqrt<1+4a^2>><2>lt xlt frac<1+sqrt<1+4a^2>> <2>end end right. Rightarrow left[ begin begin agt 1\ xgt frac<1+sqrt<1+4a^2>> <2>end \ begin 0lt alt 1\ alt xlt frac<1+sqrt<1+4a^2>> <2>end end right. end Ответ:
При (agt 1) луч (xinleft(frac<1+sqrt<1+4a^2>><2>;+inftyright))
При (0lt alt 1) интервал (xinleft(1;frac<1+sqrt<1+4a^2>><2>right))
При (aleq 0cup a=1) решений нет.

б) ( log_x(x-a)gt 2 )
(log_x(x-a)gtlog_x x^2) begin left[ begin begin xgt 1\ x-agt x^2\ x-agt 0 end \ begin 0lt xlt 1\ x-alt x^2\ x-agt 0 end end right. Rightarrow left[ begin begin xgt 1\ x^2-x+alt 0\ xgt a end \ begin 0lt xlt 1\ x^2-x+agt 0\ xgt a end end right. end Исследуем параболу (f(x)=x^2-x+a)
(D=1-4a)

Для первой системы в совокупности получаем: (x^2-x+alt 0) при (Dgt 1Rightarrow 1-4agt 0Rightarrow altfrac14)
Если (xgt 1) и (altfrac14,) то (xgt a), противоречий нет.
(x_<1,2>=frac<1pmsqrt<1-4a>><2>)
Парабола ниже 0 на участке (x_1lt xlt x_2). begin begin xgt 1\ x^2-x+alt 0\ xgt a end Rightarrow begin xgt 1\ frac<1-sqrt<1-4a>><2>lt xlt frac<1+sqrt<1-4a>><2>\ alt frac14 end end (x_1=frac<1-sqrt<1-4a>><2>lt 1) при всех (altfrac14)
Рассмотрим требование begin x_2=frac<1+sqrt<1-4a>><2>gt 1Rightarrow 1+sqrt<1-4a>gt 2Rightarrow sqrt<1-4a>gt 1Rightarrow\ Rightarrow 1-4agt 1Rightarrow 4alt 0Rightarrow alt 0 end (x_2=frac<1+sqrt<1-4a>><2>gt 1) при (alt 0)
Решение первой системы: ( begin 0lt alt xlt 1\ x^2-x+agt 0 end )
Если (agtfrac14, Dlt 0) и (x^2-x+agt 0) для всех (x)
Если (a=frac14, D=0) и (x^2-x+agt 0) для всех (x), кроме (x=frac12)
Если (0lt alt frac14, x^2-x+agt 0) для (xlt x_1cup xgt x_2)
Как было показано выше, при (0lt alt frac14, x_2=frac<1+sqrt<1-4a>><2>lt 1) и (alt x_2lt xlt 2)
Кроме того (alt xlt x_1lt 1) begin begin 0lt xlt 1\ x^2-x+agt 0\ xgt a end Rightarrow left[ begin begin frac14lt alt 1\ alt xlt 1 end \ begin a=frac14\ frac14lt xlt 1, xnefrac12 end \ begin 0lt alt frac14\ alt xltfrac<1-sqrt<1-4a>><2>cup frac<1+sqrt<1-4a>> <2>lt xlt 1 end end right. end Для наглядности отложим по оси OX параметр a, по оси OY — значение x(a).
Парабола (f(x)=x^2-x-a^2) в осях a и x(a) имеет ось симметрии (x=frac12) и вершину в точке (left(frac14;frac12right)).
Получаем следующий график:

Синим заштрихована область первой системы неравенств совокупности, желтым – второй системы неравенств.
Ответ:
При (alt 0, xinleft(1;frac<1+sqrt<1-4a>><2>right))
При (0lt altfrac14, xinleft(a;frac<1-sqrt<1-4a>><2>right)cup left(frac<1+sqrt<1-4a>><2>;1right))
При (a=frac14, xinleft(frac14;frac12right)cupleft(frac12;1right))

в) ( frac<log_a(35-x^3)><log_a(5-x)>gt 3 ) begin frac<log_a(35-x^3)><log_a(5-x)>-3gt 0\ frac<log_a(35-x^3)-3log_a(5-x)><log_a(5-x)>gt 0\ left[ begin begin log_a(35-x^3)gt 3log_a(5-x)\ log_a(5-x)gt 0 end \ begin log_a(35-x^3)lt 3log_a(5-x)\ log_a(5-x)lt 0 end end right. Rightarrow left[ begin begin log_a(35-x^3)gt log_a(5-x)^3\ log_a(5-x)gt 0 end \ begin log_a(35-x^3)lt log_a(5-x)^3\ log_a(5-x)lt 0 end end right. Rightarrow \ Rightarrow left[ begin begin agt 1\ left[ begin begin 35-x^3gt(5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end \ begin 0lt 35-x^3lt(5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end end right. end \ begin 0lt alt 1\ left[ begin begin 0lt 35-x^3lt(5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end \ begin 35-x^3gt (5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end end right. end end right. Rightarrow begin 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin begin 35-x^3gt(5-x)^3gt 0\ 5-xgt 1 end \ begin 0lt 35-x^3lt (5-x)^3\ 0lt 5-xlt 1 end end right. end end Решим основное неравенство: begin 35-x^3gt(5-x)^3\ 35-x^3gt 125-75x+15x^2-x^3\ 15x^2-75x+90lt 0\ x^2-5x+6lt 0\ (x-2)(x-3)lt 0\ 2lt xlt 3 end Подставляем в систему: begin begin 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin begin 2lt xlt 3\ xlt 4 end \ begin xlt 2cup xgt 3\ xltsqrt[3]<35>\ 4lt xlt 5 end end right. end Rightarrow begin 0lt alt 1cup agt 1\ left[ begin 2lt xlt 3\ varnothing end right. end Rightarrow begin 0lt alt 1cup agt 1\ 2lt xlt 3 end end Ответ:
При (0lt alt 1cup agt 1, xin(2;3))
При (aleq 0cup a=1) решений нет

Пример 3. При каких значениях (a) уравнение $$ 2lg(x+3)=lg(ax) $$ имеет единственный корень?

( begin (x+3)^2=ax\ x+3gt 0\ axgt 0 end Rightarrow begin x^2+(6-a)x+9=0\ xgt -3\ axgt 0 end )
Решим графически в осях a и x(a).
Найдем уравнение ветвей кривой: begin D=(6-a)^2-36=36-12a+a^2-36=a^2-12a=a(a-12)\ x=frac><2>\ left(2x-(a-6)right)^2=a(a-12)\ left(2x-(a-6)right)^2+36=a(a-12)+36\ left(2x-(a-6)right)^2+36=(a-6)^2\ (a-6)^2-left(2x-(a-6)right)^2=36 end Получаем уравнение гиперболы: begin frac<(a-6)^2><6^2>-frac<left(2x-(a-6)right)^2><6^2>=1 end Уравнения асимптот: begin frac<(a-6)^2><6^2>-frac<left(2x-(a-6)right)^2><6^2>=0\ a-6=pmleft(2x-(a-6)right)Rightarrow left[ begin 2(a-6)=2x\ 0=-2x end right. Rightarrow left[ begin x=a-6\ x=0 end right. end Гипербола находится между этими асимптотами.
Строим ОДЗ: ( begin xgt -3\ axgt 0 end )
Отмечаем точки, для которых (D=0:) $$ begin a=0\ x=-3 end , begin a=12\ x=3 end $$ Над этими точками будет ветка гиперболы с (x_2), под ними – с (x_1).

При (a=0) корень (x=-3), но не выполняется требование ОДЗ (axgt 0)
При (a=12) корень (x=3), требования ОДЗ выполняются. Это ответ.
При (agt 12) всегда будет два решения.
При (alt 0) всегда будет только одно решение, т.к. (x_1lt -3) и выходит из ОДЗ. Это тоже ответ.
Получаем: (alt 0cup a=12)

Методическая разработка для учащихся 11-го класса «Решение логарифмических уравнений с параметром»

Разделы: Математика

Ученик проходит в несколько лет
дорогу, на которую человечество
употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели
не с завязанными глазами, а
зрячим: он должен воспринимать
истину, не как готовый результат,
а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой
экспедицией открытий, следовательно,
также присутствовать не только в качестве простого зрителя.
Но ученик должен напрягать свои силы; ему ничто не должно
доставаться даром. Даётся только тому, кто стремится.

Кто любит учиться, никогда
не проводит время в праздности.

Гений состоит из одного процента вдохновения и девяноста девяти процентов потения.

Данная методическая разработка «Решение логарифмических уравнений с параметрами» предназначена для учащихся 11 классов, желающих углубить и расширить свои знания по математике, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения, понимающих, что математику надо учить потому, что она ум в порядок приводит и без неё невозможно стать специалистом в любой отрасли знаний, невозможно стать профессиональным специалистом.
В структуре методической разработки рассматриваются три типа решения логарифмических уравнений с параметрами:

  1. Уравнения, содержащие параметры в логарифмируемом выражении.
  2. Уравнения, содержащие параметры в основании.
  3. Уравнения, содержащие параметры и в основании, и в логарифмируемом выражении.

К сожалению, изучению этих трёх типов решения логарифмических уравнений с параметрами в программе общеобразовательной школы уделяется незаслуженно мало внимания. А подобные уравнения входят в сложную группу заданий, предлагаемых в рамках ЕГЭ, для решения которых необходима хорошая теоретическая подготовка учащихся и уверенное владение технологиями решения математических задач. Выпускник должен не только знать обязательные этапы решения логарифмических уравнений с параметрами, но и хорошо понимать их смысл и назначение, так как многие учащиеся понимают параметр, как «обычное число». Действительно, в некоторых задачах параметр можно считать постоянной величиной, но эта постоянная величина принимает неизвестные значения. Поэтому необходимо рассматривать задачу при всех возможных значениях этой постоянной. В других задачах параметром бывает удобно объявить одну из неизвестных.
На вступительных экзаменах в высшие учебные заведения в виде ЕГЭ встречаются два типа задач с параметрами. Первый «для каждого значения параметра найти все решения некоторого уравнения или неравенства». Второй «найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения или неравенства удовлетворяют заданным условиям». Соответственно и ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В задачах первого типа ответ выглядит так: перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. В ответах второго типа задач с параметром перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи.
Основная цель данной методической разработки: научить учащихся решать нестандартные логарифмические уравнения с параметром, показать разные методы их решений, сделать использование этих методов глубоко осмысленными.
Предлагаемые в этой методической разработке методы решения уравнений не сказочный ключ к решению любой задачи. Но они направляют мысль, сокращают время поиска, формируют навыки решения. Все предлагаемые уравнения снабжены подробными решениями. Показано решение 18 уравнений. Но чтобы получить ощутимую пользу от знакомства с готовым решением, необходимо, уловив новую идею, удержаться и не читать дальше, и попробовать затем решать самостоятельно.

При решении логарифмических уравнений с параметрами необходимо придерживаться следующей схемы:

1. Найти область допустимых значений.
2. Решить уравнение (чаще всего выразить х через а).
3. Сделать перебор параметра а с учетом ОДЗ.
4. Проверить, удовлетворяют ли найденные корни уравнения условиям ОДЗ.
5. Записать ответ.

источники:

http://reshator.com/sprav/algebra/10-11-klass/logarifmicheskie-uravneniya-neravenstva-i-sistemy-s-parametrom/

http://urok.1sept.ru/articles/501018

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Параметр с двумя модулями егэ
  • Параметр показательная функция егэ
  • Параметр окружности егэ
  • Параметр какой номер в егэ
  • Параметр какое задание егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии