Параметр с двумя модулями егэ

Задача с параметром и двумя модулями

В этой задаче, если заметить симметрию относительно обеих переменных, то при решении можно обойтись «малой кровью» — решение сводится к определению уравнений прямых первого квадранта, а во все остальные картинку можно отразить симметрично.

Задача. Найти значения параметра Задача с параметром и двумя модулями, при которых  решения неравенства Задача с параметром и двумя модулями

принадлежат  отрезку  Задача с параметром и двумя модулями.

Сразу обратимся к плоскости Задача с параметром и двумя модулями. Обратим внимание на то, что знак модуля присутствует и в отношении переменной Задача с параметром и двумя модулями, и переменная Задача с параметром и двумя модулями также под знаком модуля. Поэтому если в решении есть пара Задача с параметром и двумя модулями, то и пары Задача с параметром и двумя модулями, Задача с параметром и двумя модулями, Задача с параметром и двумя модулями тоже обязательно будут присутствовать в решении. А это означает, что, если будем рисовать картинку в плоскости Задача с параметром и двумя модулями, то можно проработать первый квадрант, а в остальных все будет симметрично. Поэтому раскроем модули Задача с параметром и двумя модулями и Задача с параметром и двумя модулями с положительными знаками и посмотрим, что будет:

Задача с параметром и двумя модулями

Теперь перепишем так:

Задача с параметром и двумя модулями

И раскроем как разность квадратов:

Задача с параметром и двумя модулями

Линия излома графиков Задача с параметром и двумя модулями (приравниваем к нулю подмодульное выражение). Выше этой линии модуль раскроется со знаком «минус», а ниже – со знаком «плюс». Тогда имеем выше линии Задача с параметром и двумя модулями:

Задача с параметром и двумя модулями

И

Задача с параметром и двумя модулями

Задача с параметром и двумя модулями

Ниже линии излома:

Задача с параметром и двумя модулями

И

Задача с параметром и двумя модулями

Задача с параметром и двумя модулями

Строим в первом квадранте:

Вуль5_1

Рисунок 1. Построение в первом квадранте.

Строим в оставшихся квадрантах – просто отражаем симметрично построенные в первом квадранте прямые и заштриховываем область, в которой неравенство выполняется зеленым.  Чтобы удостовериться, что это действительно так, можно выбрать  любую точку в области между прямыми (закрашенной) и подставить ее координаты в неравенство, проверив, выполняется ли оно.

Вуль5_2

Рисунок 2. Отражение рисунка из первого во все остальные квадранты.

Теперь выделим отрезок Задача с параметром и двумя модулями коричневыми прямыми и выделим цветом те участки, где решения неравенства принадлежат  отрезку:

Вуль5_3

Рисунок 3. Выделение промежутка и определение значения параметра

После этого можно записывать ответ:

Задача с параметром и двумя модулями

При оформлении подобного задания на ЕГЭ могу посоветовать все же вычислить полученные значения параметра, подставляя Задача с параметром и двумя модулями и Задача с параметром и двумя модулями в уравнения соответствующих прямых, полученные выше.

Ответ: Задача с параметром и двумя модулями

Автор материала — Анна Малкова

Какими были задачи с параметрами на ЕГЭ-2022? На этой странице — обзор всех типов задач №17, предложенных на ЕГЭ по математике в этом году, с полным решением и оформлением.

Напомним, что «параметры» — одна из дорогостоящих задач ЕГЭ. Она оценивается в 4 первичных балла.

Основной темой задач с параметрами на ЕГЭ этого года были модули.

Если вы не помните, что такое модуль числа, — вам сюда.

Способы решения — разные. В одних задачах удобнее графический способ, в других — аналитический.

Мы начнем с тех задач, которые решаются графическим способом. В первых трех, которые мы здесь разбираем, нам встретится уравнение окружности.

Почитать о нем подробно можно здесь.

1. При каких значениях параметра a уравнение left|x^2+a^2-6x-4aright|=2x+2a имеет ровно 4 решения?

Решение:

Вспомним, как решать уравнения вида left|Aright|=B.

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Поэтому исходное уравнение равносильно системе:

left{ begin{array}{c}2x+2age 0 \left[ begin{array}{c}x^2+a^2-6x-4a=2x+2a \x^2+a^2-6x-4a=-2x-2a end{array}right. end{array}.right.

Получим:

left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2-6a=0 \x^2-4x+a^2-2a=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x+age 0 \left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2-6a+9=25 \x^2-4x+4+a^2-2a+1=5 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{ begin{array}{c}age -x \left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 \{left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 end{array}right. end{array}.right.

Изобразим решения системы в координатах left(x;aright).

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a-3right)}^2=25 задает окружность omega _1 с центром Pleft(4;3right) и радиусом 5; уравнение {left(x-2right)}^2+{left(a-1right)}^2=5 задает окружность omega _2 с центром Qleft(2;1right) и радиусом sqrt{5}; при этом должно выполняться условие age -x.

Заметим, что обе окружности проходят через точки O(0;0) и M(1;-1).

Найдем, при каких значениях параметра a исходное уравнение имеет ровно 4 решения.

При a=-1 прямая a=-1 проходит через точку M, общую для двух окружностей; уравнение имеет ровно 3 решения.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A (нижнюю точку окружности omega _2), уравнение также имеет 3 решения.

При этом a=1-sqrt{5}, поскольку разность ординат точек Q и A равна sqrt{5}, то есть радиусу окружности omega _2.

При 1-sqrt{5}textless atextless -1 уравнение имеет 4 решения.

Если ale 1-sqrt{5}, решений меньше 4.

Если a=0, уравнение имеет ровно 3 решения, т.к. точка O(0; 0) общая для обеих окружностей.

Если прямая a=a_0 проходит через B — верхнюю точку окружности omega _2, уравнение имеет ровно 3 решения.

В этом случае a=1+sqrt{5}.

При 0textless atextless 1+sqrt{5} уравнение имеет ровно 4 решения.

Если atextgreater 1+sqrt{5,} решений меньше, чем 4.

Объединив случаи, получим ответ.

Ответ: ain left(1-sqrt{5};-1right)cup left(0;1+sqrt{5}right).

2. При каких значениях параметра a уравнение x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright| имеет ровно 2 решения?

Решение:

Раскроем модуль по определению.

x^2-x-7a+a^2=left|7x-aright|  Leftrightarrow

Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}7x-age 0 \{ x}^2-x-7a+a^2-7x+a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}7x-atextless 0 \{ x}^2-x-7a+a^2+7x-a=0 end{array}right. end{array}right.    Leftrightarrow   left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+a^2-6a=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+a^2-8a=0 end{array}right. end{array}right.  Leftrightarrow
Leftrightarrow    left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ x}^2-8x+16+a^2-6a+9=25 end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ x}^2+6x+9+a^2-8a+16=25 end{array}right. end{array}right.   Leftrightarrow  left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}ale 7x \{ (x-4)}^2+({a-3)}^2=25      (1) end{array}right. \left{ begin{array}{c}atextgreater 7x \{ (x+3)}^2+{(a-4)}^2=25     (2) end{array}right. end{array}right.

Уравнение (1) задает окружность с центром в точке Р (4; 3) и радиусом 5,

уравнение (2) задает окружность с центром в точке Q(-3; 4) и радиусом 5.

Изобразим график совокупности двух систем в системе координат (x;a).

При ale 7x получаем часть окружности (1), лежащую ниже прямой a = 7x;

при atextgreater 7x получаем часть окружности (2), лежащую выше прямой a = 7x.

Исходное уравнение имеет ровно два различных решения, если прямая {a = a}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза.

Прямая a = a{}_{0 }, проходящая через точку С, пересекает график совокупности двух систем один раз.

Найдем координаты С — самой нижней точки и Е — самой верхней точки правой окружности.

Для этих точек x = 4. Найдем координату a:

{ (4-4)}^2+({a-3)}^2=25;    ({a-3)}^2=25;    a=-2 или a=8,

Координаты точек С (4; -2) и Е (4; 8).

Найдем координаты D — самой нижней точки и F — самой верхней точки левой окружности

Для этих точек x = — 3, найдем координату a.

{ (-3 +3)}^2+({a-4)}^2=25;    ({a-4)}^2=25;   a=-1 или a=9,

Координаты точек: D (-3; -1), F(-3; 9).

Точки А и В, в которых пересекаются две окружности, лежат на прямой

a = 7x (так как при a = 7x выражение под модулем равно нулю).

Подставив a = 7x в уравнение окружности (1) { (x-4)}^2+({a-3)}^2=25, получим:

{ x}^2-8x+{left(7xright)}^2-6cdot 7x=0;

{50 x}^2-50x=0;

50x(x-1)=0, x = 0 или x = 1.

Получили точки В (0; 0) и А (1; 7).

Прямая a = a{}_{0 } пересекает график совокупности двух систем ровно два раза в следующих случаях:

1) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки С, но ниже точки D:

-2textless atextless -1;

2) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки В, но ниже точки А:

0 textless atextless 7;

3) если прямая a = a{}_{0 } проходит выше точки Е, но ниже точки F:

8 textless atextless 9.

Если atextless -2 или atextgreater 9, то решений нет.

Если a = -2 или a = 9, уравнение имеет ровно одно решение.

Если a = -1 или a = 8, ровно три решения.

Если -1textless atextless 0 или 7textless atextless 8, ровно четыре решения. Эти случаи нам не подходят.

Ответ: a in (-2;-1)cup (0;7)cup (8;9).

3. При каких значениях параметра a уравнение

left|x^2+a^2-7x+5aright|=x-a

имеет ровно 2 корня?

Решение:

left|Aright|=BLeftrightarrow left{ begin{array}{c}Bge 0 \left[ begin{array}{c}A=B \A=-B end{array}right. end{array}.right.

Раскрыв модуль, получим:

left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2+a^2-7x+5a=x-a \x^2+a^2-7x+5a=a-x end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+a^2+6a=0 \x^2-6x+a^2+4a=0 end{array}right. \x-age 0 end{array}right.Leftrightarrow
Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}x^2-8x+16+a^2+6a+9=25 \x^2-6x+9+a^2+4a+4=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}left[ begin{array}{c}{left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 \{left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 end{array}right. \x-age 0 end{array}.right.right.

Решим систему графически в координатах left(x;aright)

Прямая a=x — это биссектриса первого и третьего координатных углов.

Неравенство ale x задает полуплоскость, расположенную ниже прямой a=x.

Уравнение {left(x-3right)}^2+{left(a+2right)}^2=13 задает окружность omega 1 с центром в точке Pleft(3;-2right) и радиусом R=sqrt{13}.

Уравнение {left(x-4right)}^2+{left(a+3right)}^2=25 задает окружность omega 2 с центром в точке Qleft(4;-3right) и радиусом R=5.

Заметим, что обе окружности проходят через точки О(0; 0) и М(1; 1). В этом легко убедиться, подставив координаты этих точек в уравнения окружностей.

Исходное уравнение имеет ровно 2 корня, если прямая a = a_0 пересекает совокупность двух окружностей ровно в двух точках, лежащих не выше прямой a = x.

Это происходит в следующих случаях:

1) Прямая a = a_0 проходит выше точки А и ниже точки В на рисунке, где А — нижняя точка окружности omega 2, В — нижняя точка окружности omega 1.

2) Прямая a = a_0 проходит выше точки С и ниже точки D на рисунке, где D — верхняя точка окружности omega 2, С — верхняя точка окружности omega 1.

3) Прямая a = a_0 проходит выше точки О(0; 0) и ниже точки М(1;1).

Найдем координаты точек А, В, С, D.

Aleft(4;-8right);  Dleft(4;2right);  Bleft(3;-left(2+sqrt{13}right)right);  Cleft(3;sqrt{13}-2right).

Получим, что ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Ответ: ain left(-8;-2-sqrt{13}right)cup left(0;1right)cup left(sqrt{13}-2;2right).

Заметим, что в каждом из уравнений присутствовало выражение a^2+ x^2 — как в уравнении окружности. Именно поэтому становилось понятно, что их можно решить графически в координатах x; a.

Теперь — следующий тип задач. Здесь окружностей уже не будет. Зато будет разложение на множители.

4. При каких значениях параметра a уравнение a^2-ax-2x^2-6a+3x+9left|xright|=0

имеет ровно 4 решения?

Решение:

Раскроем модуль. Уравнение равносильно совокупности двух систем:
left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-ax-2x^2-6a-6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-ax-2x^2-6a+12x=0 end{array}right. end{array}.right.

Упростим по очереди каждую из них.

1) Случай xtextless 0:

a^2-ax-2x^2-6a-6x=0;

2x^2+left(a+6right)x+6a-a^2=0.

Найдем дискриминант и корни этого квадратного уравнения.

D={left(a+6right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2+12a+36-48a+8a^2=

9a^2-36a+36=9left(a^2-4a+4right)=9{left(a-2right)}^2ge 0;

displaystyle x=frac{-a-6pm 3left(a-2right)}{4};

displaystyle x_1=frac{2a-12}{4}=frac{a}{2}-3;

x_2=-a.

2) Случай xge 0:

a^2-ax-2x^2-6a+12x=0;

2x^2+left(a-12right)x+6a-a^2=0.

В этом случае также найдем дискриминант и корни квадратного уравнения.

D={left(a-12right)}^2-8left(6a-a^2right)=a^2-24a+144-48a+8a^2=

9a^2-72a+144=9left(a^2-8a+16right)=9{left(a-4right)}^2;

displaystyle x=frac{12-apm 3left(a-4right)}{4};  x_1=frac{12-a+3a-12}{4}=frac{a}{2};

displaystyle x_2=frac{12-a-3a+12}{4}=frac{-4a+24}{4}=6-a.

Получим:

displaystyle left{ begin{array}{c}x textless 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2}-3 \x=-a end{array}right. end{array}right. или displaystyle left{ begin{array}{c}xge 0 \left[ begin{array}{c}x=frac{a}{2} \x=6-a end{array}right. end{array}right..

Решим совокупность двух систем графически в координатах left(a;xright).

Если ale 0, уравнение имеет меньше 4 решений.

Если age 6, также меньше 4 решений.

Если прямая a=a_0 проходит через точку A или точку B, уравнение имеет ровно 3 решения.

В точке A пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2} и x=6-a, значит, для этой точки
displaystyle frac{a}{2}=6-a, a=12-2a, a=4 .
В точке B пересекаются прямые displaystyle x=frac{a}{2}-3 и x=-a , то для точки B:
displaystyle frac{a}{2}-3=-a ; a-6=-2a;  a=2.
Уравнение имеет ровно 4 решения, если 0 textless a textless 2 или 2 textless a textless 4 или 4 textless a textless 6 .

Ответ: ain (0; 2)cup (2; 4) cup (4; 6).

Следующие две задачи мы решим (для разнообразия) аналитическим способом.

5. При каких значениях параметра a уравнение a^2-4ax-5x^2-6a-12x+18left|xright|=0

имеет меньше 4 решений?

Решение:

Уравнение равносильно совокупности:

left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}xge 0 \a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0 end{array}right. end{array}.right.

Рассмотрим каждый случай отдельно

1) xge 0;

a^2-4ax-5x^2-6a+6x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0  (1)

2) xtextless 0

a^2-4ax-5x^2-6a-30x=0Leftrightarrow 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0  (2)

Каждое из уравнений — квадратное и не может иметь больше 2 корней.

Если уравнение (1) имеет 2 неотрицательных корня, а уравнение (2) имеет 2 отрицательных корня, исходное уравнение имеет ровно 4 решения. Найдем, при каких значениях a это происходит, а затем исключим эти значения. Получим случай, когда исходное уравнение имеет менее 4 корней.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если уравнение 5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0 имеет два неотрицательных корня, а уравнение 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2-a^2=0 имеет два отрицательных корня.

1 уравнение:

5x^2+left(4a-6right)x+6a-a^2=0.

По теореме Виета, displaystyle x_1+x_2=-frac{b}{a};

displaystyle x_1x_2=frac{c}{a} для уравнения ax^2+bx+c=0.

.

При этом Dtextgreater 0.

displaystyle left{begin{matrix}4a-6 textless 0 \ a^2 -6aleq 0\(4a-6)^2-20(6a-a^2)textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ a(a-6)leq 0\ 16a^2-48a+36-120a+20a^2textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0leq aleq 6 \ 36a^2-168a+36 textgreater 0end{matrix}right. Leftrightarrow left{begin{matrix}a textless frac{3}{2} \ 0 leq a leq 6\ 3a^2 -14a+3 textgreater 0.end{matrix}right.

3a^2-14a+3=0.

D=196-4cdot 9=160.

sqrt{D}=4sqrt{10}.

displaystyle a=frac{14pm 4sqrt{10}}{6}=frac{7 pm 2sqrt{10}}{3}.

displaystyleleft{ begin{array}{c} a textless frac{3}{2} \0le ale 6 \{ 3a}^2-14a+3 textgreater 0 end{array}right. Leftrightarrow left{ begin{array}{c}0le a textless frac{3}{2} \left(a-frac{7+2sqrt{10}}{3}right)left(a-frac{7-2sqrt{10}}{3}right) textgreater 0end{array}.right.

Оценим displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3} и displaystyle frac{7+2sqrt{10}}{3}.

Сравним 7vee 2sqrt{10};7textgreater 2sqrt{10}, т.к. 49textgreater 40;

displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textgreater 0, также displaystyle frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{7-2cdot 3}{3};0textless frac{7-2sqrt{10}}{3}textless frac{1}{3}.

displaystyle frac{7+2cdot 3}{3}textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless frac{7+2cdot 4}{3};4textless frac{7+2sqrt{10}}{3}textless 5.

Получим: displaystyle 0leq a textless frac{7-2sqrt{10}}{3}.

2 уравнение: 5x^2+left(4a+30right)x+6a-a^2=0;

left{ begin{array}{c}x_1textless 0 \x_2textless 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}x_1+x_2textless 0 \x_1x_2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}-left(4a+30right)textless 0 \6a-a^2textgreater 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0 end{array}.right.

При этом Dtextgreater 0, т.е. {left(4a+30right)}^2-20left(6a-a^2right)textgreater 0.

16a^2+240a+900-20left(6a-a^2right)textgreater 0;

4a^2+60a+225-30a+5a^2textgreater 0;

9a^2+30a+225textgreater 0;

3a^2+10a+75textgreater 0 — верно при всех a.

Получим:

left{ begin{array}{c}2a+15textgreater 0 \aleft(a-6right)textless 0; end{array}Leftrightarrow 0textless atextless 6.right.

Исходное уравнение имеет ровно 4 решения, если выполняется система условий:

displaystyle left{ begin{array}{c}0 leq atextless frac{7-2sqrt{10}}{3} \0textless atextless 6 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless frac{7-2sqrt{10}}{3}. При всех остальных значениях a — меньше четырёх решений. Значит, подходят значения displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [ frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty ).

Ответ: displaystyle ain left(-infty ;0right]cup [frac{7-2sqrt{10}}{3};+infty).

6. Найдите все положительные значения a, при каждом из которых уравнение
a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0
имеет ровно 4 корня.

Решение:

Раскроем модуль по определению.

a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8left|xright|=0Leftrightarrow

Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a-4x+8x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-4x-8x=0 end{array}right. end{array}right.Leftrightarrow left[ begin{array}{c}left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right. \left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}right. end{array}right. .

Мы получили совокупность двух систем. Чтобы исходное уравнение имело ровно 4 корня, нужно, чтобы каждая система имела ровно два решения. Решим каждую из систем отдельно.

1) Первая система:

left{ begin{array}{c}a^2-2ax-3x^2-4a+4x=0 \xge 0 end{array}right.Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xge 0 \3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2=0 end{array}right. .

Чтобы квадратное уравнение имело два неотрицательных корня, необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_1+x_2textgreater 0 \x_1cdot x_2textgreater 0 end{array}right. .

Другой способ: можно рассмотреть квадратичную функцию

y=3x^2+2left(a-2right)x+4a-a^2 и воспользоваться условиями:    left{ begin{array}{c}Dtextgreater 0 \x_B textless 0 \fleft(0right)ge 0 end{array}right..

Найдем дискриминант соответствующего квадратного уравнения.

4{left(a-2right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2-4a+4-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2-16a+4textgreater 0;

a^2-4a+1textgreater 0; при этом a-2 textless 0;

4a-a^2ge 0.

Получим:

left{ begin{array}{c}a^2-4a+1textgreater 0 \a textless 2 \0le ale 4 end{array}.right.

Корни уравнения a^2-4a+1=0;

a=2pm sqrt{3}.

Отсюда 0le atextless 2 - sqrt{3}.

2) Вторая система:

left{ begin{array}{c}xtextless 0 \a^2-2ax-3x^2-4a-12x=0 end{array}Leftrightarrow left{ begin{array}{c}xtextless 0 \3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2=0 end{array}right.right. .

Чтобы система имела ровно 2 решения, для квадратичной функции

y=3x^2+2left(a+6right)x+4a-a^2

необходимо и достаточно выполнения условий:

left{ begin{array}{c}x_Btextless 0 \Dtextgreater 0 \fleft(0right)textgreater 0 end{array}.right.

Dtextgreater 0;

4{left(a+6right)}^2-4cdot 3cdot left(4a-a^2right)textgreater 0;

a^2+12a+36-12a+3a^2textgreater 0;

4a^2+36textgreater 0 — верно для всех a.

left{ begin{array}{c}a+6textgreater 0 \4a-a^2textgreater 0 end{array}.right.

Решение второй системы: 0textless atextless 4.

Исходное уравнение имеет ровно 4 различных решения, если

left{ begin{array}{c}0le atextless 2 - sqrt{3} \0textless atextless 4 end{array}right.Leftrightarrow 0textless atextless 2 - sqrt{3}.

Ответ: ain left(0;2 - sqrt{3}right).

Как всему этому научиться? Если вы решили освоить тему «Параметры» — не нужно начинать со сложных задач. Вначале — подготовительная работа. Элементарные функции и их графики, базовые элементы для решения задач с параметрами. Кроме того, надо отлично знать методы алгебры: разложение выражений на множители, выделение полных квадратов, решение уравнений и неравенств всех типов и многое другое.

Изучить все это можно на Онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ по математике. На нем мы решаем и такие задачи, и более сложные. Изучаем не менее 11 методов решения задач с параметрами. Выпускники Онлайн-курса отлично справились с «параметрами» на ЕГЭ-2022.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задачи с параметрами на ЕГЭ-2022: модули, окружности, квадратные уравнения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
09.03.2023

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 121    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Добавить в вариант

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых наименьшее значение функции

f левая круглая скобка x правая круглая скобка =ax минус 2a минус 1 плюс |x в квадрате минус x минус 2|

меньше −2.

Источник: Досрочная волна ЕГЭ по математике 29.03.2019. Вариант 2, Задания 18 (С6) ЕГЭ 2019


Найдите все значения a, при каждом из которых наименьшее значение функции

f левая круглая скобка x правая круглая скобка =ax минус a минус 1 плюс |x в квадрате минус 4x плюс 3|

меньше −2.

Источник: ЕГЭ по математике 29.03.2019. Досрочная волна. Вариант 3 (только часть С)., Задания 18 (С6) ЕГЭ 2019


Найдите все значения а, при каждом из которых множество решений неравенства |x минус a| плюс |x плюс 3a| больше или равно x в квадрате плюс a в квадрате содержит ровно четыре целых значения x.

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 144.


Найдите все значения параметра а, при которых неравенство

left| косинус в квадрате x плюс 0,5 синус 2x плюс левая круглая скобка 1 минус a правая круглая скобка синус в квадрате x| меньше или равно 1,5

выполняется для любого действительного числа х.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 328. (часть C).


При каких значениях параметра a неравенство

a в кубе x в степени левая круглая скобка 4 правая круглая скобка плюс 6a в квадрате x в квадрате минус x плюс 9a плюс 3 больше или равно 0

верно при любом x?

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 83.


Найдите все значения параметра a, при каждом из которых наименьшее значение функции

f левая круглая скобка x правая круглая скобка =3|x плюс a| плюс |x в квадрате минус x минус 2|

меньше 2.

Источник: Досрочная волна ЕГЭ по математике 29.03.2019. Вариант 4, Задания 18 (С6) ЕГЭ 2019


Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

2 в степени левая круглая скобка корень из x минус 0,5 правая круглая скобка умножить на левая круглая скобка корень из a минус 8x в степени 4 минус 2x в квадрате правая круглая скобка =0

имеет хотя бы одно решение, удовлетворяющее неравенству x левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка меньше 0.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 320. (Часть C)


Найдите все значения а, при которых неравенство

 косинус x минус 2 корень из x в квадрате плюс 9 меньше или равно минус дробь: числитель: x в квадрате плюс 9, знаменатель: a плюс косинус x конец дроби минус a

имеет единственное решение.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 335.


Найдите все значения параметра a, при каждом из которых множеством решений неравенства

 дробь: числитель: ax в квадрате минус левая круглая скобка a в квадрате плюс 2a плюс 8 правая круглая скобка x плюс 8a плюс 16, знаменатель: x конец дроби geqslant0

является ровно один промежуток числовой прямой.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 379.


Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 107.


Найти все значения параметра a, при каждом из которых неравенство

 логарифм по основанию левая круглая скобка дробь: числитель: 1, знаменатель: a конец дроби правая круглая скобка левая круглая скобка корень из x в квадрате плюс ax плюс 5 плюс 1 правая круглая скобка умножить на логарифм по основанию 5 левая круглая скобка x в квадрате плюс ax плюс 6 правая круглая скобка плюс логарифм по основанию левая круглая скобка a правая круглая скобка 3geqslant0

имеет одно решение.

Источник: Пробный вариант ЕГЭ по математике 18.03.21 Санкт-Петербург. Вариант №2, А. Ларин. Тренировочный вариант № 348.


Найдите все значения параметра a, при которых решением неравенства

|3 минус 4x| корень из x минус x в квадрате geqslant левая круглая скобка 2ax плюс 0,5 минус a правая круглая скобка умножить на |3 минус 4x|

является отрезок длиной 0,5.

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 12.


Найдите все значения параметра a при каждом из которых система

 система выражений левая круглая скобка левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка y минус 4 правая круглая скобка в квадрате правая круглая скобка левая круглая скобка левая круглая скобка x минус 4 правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка y минус 16 правая круглая скобка в квадрате правая круглая скобка меньше или равно 0, левая круглая скобка x минус a минус 1 правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка y минус 2a минус 2 правая круглая скобка в квадрате меньше или равно 4 левая круглая скобка a плюс 1 правая круглая скобка в квадрате конец системы .

не имеет решений.


Найдите все значения параметра a, при каждом из которых неравенство

 дробь: числитель: корень из 6 плюс x минус x в квадрате , знаменатель: x минус 2a конец дроби меньше или равно дробь: числитель: корень из 6 плюс x минус x в квадрате , знаменатель: 2x минус 2a плюс 4 конец дроби

имеет ровно два решения.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 372.


Найдите все значения параметра a не равно 0 такие, что неравенство

log в квадрате _2 левая круглая скобка x в квадрате плюс 2ax плюс a в квадрате минус a плюс 1 правая круглая скобка минус логарифм по основанию левая круглая скобка 2 правая круглая скобка дробь: числитель: a в квадрате , знаменатель: 6 конец дроби умножить на логарифм по основанию 2 левая круглая скобка x в квадрате плюс 2ax плюс a в квадрате минус a плюс 1 правая круглая скобка меньше или равно 0

не имеет решений.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 314. (Часть C)


Найдите все значения a, при каждом из которых неравенство

 левая круглая скобка 4|x| минус a минус 3 правая круглая скобка левая круглая скобка x в квадрате минус 2x минус 2 минус a правая круглая скобка leqslant0

имеет хотя бы одно решение из промежутка [−4; 4].

Источник: Избранные задания по математике из последних сборников ФИПИ


Найдите все значения параметра a, при каждом из которых неравенство

 левая круглая скобка x в квадрате плюс a в квадрате минус 13 правая круглая скобка корень из 3x плюс 2aleqslant0

имеет не более двух решений.

Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 380.


Найдите все значения a, при которых неравенство  логарифм по основанию a левая круглая скобка дробь: числитель: 3x в квадрате плюс 8, знаменатель: x в квадрате плюс 2 конец дроби правая круглая скобка плюс логарифм по основанию a левая круглая скобка дробь: числитель: 2x в квадрате плюс 6, знаменатель: x в квадрате плюс 2 конец дроби правая круглая скобка больше 1 не имеет решений.

Источник: Пробный экзамен по математике Санкт-Петербург 2014. Вариант 2.


Найти все значения параметра p, при каждом из которых множество решений неравенства  левая круглая скобка p минус x в квадрате правая круглая скобка левая круглая скобка p плюс x минус 2 правая круглая скобка меньше 0 не содержит ни одного решения неравенства x в квадрате меньше или равно 1.

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 50.


Найти все значения параметра a, при каждом из которых неравенство

 дробь: числитель: 4, знаменатель: 3 конец дроби левая круглая скобка x в квадрате минус ax правая круглая скобка минус дробь: числитель: Пи , знаменатель: 3 конец дроби меньше синус левая круглая скобка x в квадрате минус ax правая круглая скобка плюс косинус левая круглая скобка 2x в квадрате минус 2ax плюс дробь: числитель: Пи , знаменатель: 4 конец дроби правая круглая скобка

выполняется для всех x из отрезка  левая квадратная скобка Пи ; 2 Пи правая квадратная скобка .

Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 59.

Всего: 121    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Как решать уравнения с параметром и двумя модулями

§ 3. Решение систем с параметром и с модулями

В данном параграфе мы познакомимся со способами решения систем двух линейных уравнений с модулями.

Решите систему уравнений $$ left<beginleft|x-yright|=5,\ 3x+2y=10.endright.$$

Модуль в уравнении `|x-y|=5` можно «раскрыть», пользуясь определением модуля числа:

$$left|x-yright|=left<beginx-y,;mathrm<или>;x-ygeq0,\y-x,;mathrm<или>;x-y =0` записывается в виде `x-y=5`, а при `x-y =0`, система имеет вид:

Итак, `x=5`, `y=0`, условие `x-y>=0` выполняется. Значит, найденные пары чисел является решением исходной системы.

2 случай. Если `x-y =0`, `y>=0`;

4) `x =0`, `y>=0`, система имеет вид:

Оба полученные значения удовлетворяют заданным условиям: `1,5>=0`, `0>=0`.

2 случай. `x>=0`, `y =0`.

3 случай. `x =0` система имеет вид:

Первое уравнение не имеет решения, так как сводится к равенству `0=6`, значит система не имеет решений.

4 случай. `x -5/2`, то `|y+5/2|=y+5/2`; если `y то `|y+5/2|=-y-5/2`.

Выражение `y-1=0`, если `y=1`.

Если `y>1`, то `|y-1|=y-1`, а если `y =1`, то `|y-1|=y-1` и `|y+5/2|=y+5/2`, получаем уравнение:

Тогда `x=1/3(2*2+5)=3`. Число `2>1`, так что пара `(3;2)` является решением системы.

Пусть теперь `-5/2 хождения `y` получаем уравнение

Число `8/13` больше `(-5/2)`, но меньше, чем `1`, поэтому пара чисел `(27/13;8/13)` является решением системы.

Решение уравнений с модулями и параметрами

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (434 кБ)

Цель урока. Решение уравнений с параметрами и модулями, применяя свойства функций в неожиданных ситуациях и освоение геометрических приемов решения задач. Нестандарные уравнения.

Задачи:

  • Образовательные: научить решать некоторые виды уравнений уравнений модулями и параметрами;
  • Развивающие: развивать культуру мысли, культуру речи и умение работать с тетрадью и доской.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность и умение преодолевать трудности.

Оборудование: наглядный материал для устного счёта и объяснения новой темы. Интерактивная доска, мультимедийное оборудование урока.

Структура урока:

  1. Повторение изученного материала (устный счёт).
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

1. Повторение важнейшего теоретического материала по темам: «Уравнения, содержащие модуль», «Решение уравнений с параметрами»

1) «Уравнения, содержащие модуль»

Абсолютной величиной или модулем числа a называется число a, если a > 0, число – a, если a <a, если a > 00, если a = 0– a, если a 0 и | a | > a для всех a € R .
Неравенство | x | 0) равносильно двойному неравенству – a 0.
Неравенство | x | > a, (если a > 0) равносильно двум неравенствам
Неравенство | x | > a, (если a : | x + 3 | + | y – 2 | = 4;

Расcмотрим четыре случая

< x + 3 > 0 < x > – 3
y – 2 > 0 y > 2
x + 3 + y – 2 = 4 y = – x + 3
< x + 3 > 0 < x > – 3
y – 2 < x + 3 < x 0 y > – 2
x – 3 – y – 2 = 4 y = x + 9
< x + 3 < x 2 – 1) х = а + 1.

Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи:

1) а = 1; тогда уравнение принимает вид ОX = 2 и не имеет решения

2) а = – 1; получаем ОX = О , и очевидно х – любое.

Ответ:
если а = – 1, то х – любое;
если а = 1, то нет решения;

3. Решения примеров (из вариантов С)

1. При каком значении параметра р уравнение | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 | = р имеет четыре корня.

Рассмотрим функцию у = | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 |

Так как х 2 – 5х + 6 = (х – 2)(х – 3) и х 2 – 5х + 4 = (х – 1)(х – 4), то y = | (х – 2)(х – 3) | + | (х – 1)(х – 4) |, корни квадратных трехчленов отметим на числовой прямой


1 2 3 4 х

Числовая прямая при этом разбивает на 5 промежутков

< x < x 2 – 5x + 6 + x 2 – 5x + 4 y = 2x 2 – 10x + 10
< 1 < 1 2 – 5x + 6 – x 2 + 5x – 4 y = 2
< 2 < 2 2 + 10x – 10 y = – x 2 + 5x – 6 – x 2 + 5x – 4
< 3 < 3 2 – 5x + 6 – x 2 + 5x – 4
< x > 4 < x > 4
y = 2x 2 – 10x + 10 y= x 2 – 5x + 6 + x 2 –5x + 4

Для случая 3) х0 = – b | 2a = 2, y0 = 25 : 2 + 25 – 10 = 2,5

Итак, (2,5; 2,5) – координаты вершины параболы y = – 2x 2 + 10x – 10.

Построим график функции, заданной равенством

Как видно из рисунка, исходное уравнение имеет четыре корня, если 2 2 – | x | = 6
2. При каких целых значениях а имеет единственное решение уравнение ах 2 – (а + 1) + а 2 + а = 0?

1. Решить уравнение: | x – 5 | – | 2x + 3 | = 10
2. Найти все значениях параметра а, при которых уравнение (а –12) х 2 + 2 = 2(12 – а) имеет два различных корня?

1. Решить уравнение | x – 5 | – | 2x + 3| = 10
2. Найти все значениях параметра а, при которых уравнение (а – 12) х 2 + 2 = 2(12 – а) имеет два различных корня?

5. Итог урока

1. Определение модуля.
2. Что значит решить уравнение с параметром?

6. Задание на дом. C5 варианта №11 Ф.Ф. Лысенко. Математика, 2012

Уравнения с параметром, содержащие модуль

Решить в зависимости от значений параметра а.

По свойству модуля при всех левая часть уравнения неотрицательна, следовательно, при a 0 x – 3 = ± a, откуда x = 3 ± a.

Учтем, что x ≥ 5, т.е. Учтем, что x 1. Т.е. при a > 1 Получим a > – 1. Т.е. при a > –1

уравнение будет иметь уравнение будет иметь

единственное решение единственное решение

на промежутке x ≥ 5. на промежутке x 1 уравнение имеет два корня ; ;

При a 1, ; .

уравнение имеет два корня при a + 9 ≥ 0, т.е. a ≥ – 9

. уравнение имеет два корня

x ≥ – 3; a ≥ – 9

; a ≤ 9 x

Учтем, что x ≥ – 3 Учтем, что x 9,

неравенство имеет решение Т.е. при a > 0

a ≤ 9; уравнение имеет один корень

a ≥ 0; т.е. 0 ≤ a ≤ 9;

Т.е. при 0 ≤ a ≤ 9 уравнение

имеет два различных корня.

, при a = 3

уравнение имеет два равных

корня .

Ответим на поставленный вопрос.

2) y = – a – линейная функция, график прямая, параллельная оси OY.

Эскиз графиков. y

y = – a

Найдем нули модуля: 2x + 6 = 0; x = –3;

Раскроем модуль на двух промежутках: x ≥ –3 и x 3 /4

При и уравнение имеет одно решение.

Ответ: — единственное решение.

При каких значениях a уравнение имеет единственное решение? Ответ:

При каких значениях параметра a уравнение имеет два различных корня?

Так как то сделав замену где получим новое квадратное уравнение

Для того чтобы исходное уравнение имело два различных корня, новое уравнение должно иметь только один положительный корень. Это будет в двух следующих случаях:

а) один из корней положителен, другой отрицателен. Для этого достаточно, чтобы дискриминант был положительным, а произведение корней было отрицательным;

б) оба равных корня положительны. Для этого достаточно, чтобы дискриминант был равен нулю, а сумма корней была положительной.

Таким образом, получим совокупность двух систем.

1) Д > 0, 2) Д = 0,

Так как

то системы будут иметь вид:

Откуда или

Ответ: ;

При каких значениях с уравнение x 2 – ( 3c – 2 ) ∙ | x | + 2c 2 – c = 0 имеет 4 различных корня?

Для того чтобы исходное уравнение могло иметь четыре различных корня новое уравнение должно иметь два положительных корня. Это будет в том случае, когда дискриминант, произведение и сумма корней будут положительны.

Таким образом, получим систему неравенств:

Д > 0;

то система будет иметь вид:

c 2 – 8c +4 > 0;

3c – 2 > 0; Откуда имеем

2c 2 – c > 0;

Ответ:

1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре 8-9.Москва, 2000

2. Г.А. Ястребинецкий. Задачи с параметрами. Москва, 1986

3. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Задачи с параметрами. Киев, 1992

4. В.В.Ткачук. Математика-абитуриенту,т1.Москва, 1994

5. С.Л.Попцов. Как решать задачи с параметром. Тверь, 1999

6. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под редакцией М.И. Сканави, Москва, 2003

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/615749

http://megaobuchalka.ru/10/30050.html

Существует ровно три генеральных метода решения задач 17:

  • Метод перебора — классический перебор вариантов. Например, когда выражение под модулем больше нуля и когда меньше;
  • Графический метод — привлечение чертежа. Во многих задачах 17 достаточно начертить графики функций — и решение становится очевидным;
  • Метод следствий — нестандартный и, как правило, самый изощренный. Если в исходном условии удастся подметить что-нибудь полезное, в дальнейшем можно значительно упростить решение всей задачи.

Конечно, одну и ту же задачу зачастую можно решить разными способами. Но далеко не все они оптимальны: выбрав неправильный «путь», можно увязнуть в вычислениях, так и не дойдя до ответа.

Поэтому в данном разделе я рассмотрю все способы, а ваша задача — практиковаться и учиться правильно выбирать.:)

Глава 1.
Графический подход
§ 1.
Вебинар по задачам 18: модуль и окружности
§ 2.
Как решать задачу 18: графический подход
§ 3.
Задача 18: две окружности и модуль
§ 4.
Задача 18: пересечение графиков окружности и модуля
§ 5.
Новая задача 18 из пробного ЕГЭ — наглядный пример того, как эффективно работает графическое решение задач с параметром.
Глава 2.
Аналитический подход
§ 1.
Задачи 18: Аналитическое решение
§ 2.
Окружность и модуль: задачи 18 с двумя параметрами
§ 3.
Аналитическое решение задачи 18 с перебором различных вариантов
Глава 3.
Нестандартные приемы
§ 1.
Задача 18: метод симметричных корней
§ 2.
Как увидеть симметрию корней в задаче 18?
§ 3.
Метод мажорант в задаче 18
§ 4.
Графическое решение сложных задач 18 с модулем
§ 5.
Задание 18: Симметрия корней в системе уравнений
§ 6.
Анализ знаков квадратного трёхчлена в сложных задачах 18
§ 7.
Применение производной для отыскания точек пересечения графиков
§ 8.
Продвинутый метод симметричных корней
§ 9.
Новая задача 18 с графическим решением

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Иройская СОШ

Районная научно исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее»

Секция «Алгебра»

Исследование способов решения линейных уравнений

с параметрами, содержащих вложенные модули

Исполнитель Сунгурапова С., учащияся 8 класса

Руководитель Чултумова И.Н., учитель математики

высшей  категории

                                                                2017 г

Оглавление

       Введение                                                                                                                3

  1. Понятие модуля в математике……………………………………………. 4
  2. Свойства модуля……………………………………………………………4
  3. Решение линейных уравнений с модулем. Вложенные модули………  5
  4. Понятие  параметра в математике…………………………………………5

      4.1. Решение линейных  уравнений с параметрами……………………………6

  1. Различные способы решения уравнений с модулем,

 содержащих параметр…………………………………………………………..        9

  1. Уравнения с параметрами на итоговой аттестации, ЕГЭ………………  12

Заключение ……………………………………………………………………..          13

Список литературы ……………………………………………………………..         15

Приложение………………………………………………………………………        16

Введение

Исследование многих процессов в жизни осуществляется с использованием параметров. Например, состояние больного терапевт определяет с помощью параметров температуры, давления. Для оценки состояния спортсмена в качестве параметра используется частота сердечных сокращений. Но  ни в энциклопедии элементарной математики, ни государственном образовательном стандарте нет понятия «уравнение  с параметром», не представлены методы их решения.

В школьных учебниках есть  задания с параметрами, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса; способы, приемы или методы решения не рассматриваются.  Задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности, часто они приводятся без решения.

При этом часто нужно просто применить свой здравый смысл и потренироваться на простых задачах, тогда решать задачи с параметром станет пусть не всегда легко, но возможно. На решение таких заданий отводится незначительное количество времени. Задания с параметрами включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Отсюда актуальность этой проблемы обусловлена не столько потребностями Государственной итоговой аттестации, сколько необходимостью создания целостной методики обучения, включающей обеспечение развития у школьников продуктивного уровня усвоения учебного материала по многим темам, в частности, по решению уравнений с параметрами.

 Объект  исследования: изучение различных способов решения линейных уравнений с параметрами, содержащих вложенные модули.

 Предмет исследования: линейные уравнения с параметрами,  содержащие вложенные модули.

Цель работы: рассмотреть типовые способы решения уравнений с модулем и показать их использование при решений уравнений с модулем, содержащих параметры.

Задачи исследования: изучить исторический и теоретический материалы по интересующему вопросу; рассмотреть известные определения модуля числа, типовые способы решения задач с модулем и показать использование этих знаний при решении уравнений с модулем, содержащих параметры,  выявить практическое применение таких задач.

 Практическая значимость работы Данный способ решения линейных уравнений с параметрами, содержащих вложенные модули будет интересен  выпускникам 9 и  11 класса, которым нужно сдать ЕГЭ и ОГЭ.

  1. Понятие модуля в математике

Понятие «модуль» широко применяется во многих разделах школьного курса математики, например, в изучении абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа; в геометрии и физике изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). Понятия модуля применяется в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в высших учебных заведениях.

Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это слово имеет множество значений и применяется не только в математике, физике и технике, но и в архитектуре, программировании и других точных науках. Считают, что термин предложил использовать Котс, ученик Ньютона. Знак модуля был введен в XIX веке Вейерштрассом.

 Существует следующие определения понятия модуля.

Определение 1. Модулем числа а называется само число, если оно не отрицательно и  ему противоположное, если число отрицательное.

                             |a|=a, если а≥0,

                             |a|=-a, если а<0.

Определение 2. Модулем называется расстояние от начало координат до соответствующей числу а точки на числовой прямой.

2.  Свойства модуля.

Свойство 1. Модули противоположных чисел равны, т.е. для всех        |a| = |-a|.

Свойство 2. Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа, т.е. для всех а

                               √|а|² = а²

Свойство 3. Арифметический корень из квадрата любого числа есть модуль этого числа, т.е.              √а² = |a|

Свойство 4. Модуль любого числа есть число неотрицательное, т.е. для всех а                                 |a|≥0

Свойство 5. Модуль числа не меньше этого числа, т.е. для всех а               |a|≥a.

Свойство 6.Модуль числа а равен максимальному из противоположных чисел а и –а .

                                |a| = -max (a;-a).

Свойство 7. Модуль числа равен расстоянию на числовой оси от начала отсчета до данного числа, т.е. для любого а            |a| =  (o; a). 

3. Решение линейных уравнений с модулем. Вложенные модули.

Распространенными примерами с модулями является линейное уравнение типа модуль в модуле.  Двойной модуль можно записать в виде формулы  ||ax-b|-c|=kx+m. 
Если
 k=0 то такое уравнение с модулем легче решать графическим методом. Классическое  раскрытие модулей в таких ситуациях громоздкое и не всегда  дает желаемого эффекта. Графический метод позволяет за короткое время выполнить построение модульных функций и найти количество корней уравнения.

Уравнение с модулем – это уравнение, содержащее переменную под знаком абсолютной величины (под знаком модуля). Решить уравнение-это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.

Методы решения уравнений с модулем:

1.По определению модуля — «снятие модуля». Решение происходит на основе определения.

2.Аналитический метод — решение уравнений с использованием преобразований выражений, входящих в уравнение  и свойств модуля.

3.Метод интервалов: раскрытие модуля на интервалах и полуинтервалах, образованными «нулями» модулей.

         4.Графический метод. Суть  этого способа  заключается в том, чтобы  построить графики данных функций, представляющих левую и правую часть уравнения. В случае, если графики пересекутся, то абсциссы  точек пересечений данных графиков  будут являться  корнями  данного уравнения.

Методы построения графиков функции с модулем:

По определению. Строятся две прямые у=кх+в, где х>0, у=-кх+в, где х <0

Метод симметрии. Строится график у=кх+в, при х>0.

Часть прямой при х <0 отображается относительно оси абцисс.

Преобразование функций:

         а) у=|x|+n график сдвигается вверх по оси ординат на в единиц

         б) у=|x|-n график сдвигается вниз по оси ординат

         с) у=|x+n| график сдвигается влево по оси абсцисс

         d )у=|x-n|  график сдвигается вправо по оси абсцисс

 Алгоритм построения двойного, тройного модуля достаточно прост и из приведенных ниже примеров понравится многим

Пример 1.  Решить уравнение ||x-3|-5|=3. 

I способ: Аналитический

  1. Найдем нуль внутри модуля  x-3=0 ; х=3
  2. Раскроем внутренний модуль при  x>3

 |x-3-5|=3; |x-8|=3:

 а) х-8=3 ; х=11;       б) при х<8 : -(х-8)=3 ; -х+8=3; -х=-5; х=5.

3.  Раскроем внутренний модуль при х<3

|-(x-3)-5|=3 ; |-x+3-5|=3 |-x-2|=3

а) –х-2=3 ; -х=5 ; х=5; б) -(-х-2)=3 ; х+2=3 ; х=1

Ответ: —5; 1; 5; 11

II способ: Графический        

1) Построим  график функций : 1) y=|x| ; 2) y=|x-3| ; 3) y=|x-3|-5 ; 4) y=||x-3|-5|

2) Построим график y=3

3) Найдем точки пересечения

C:UsersdnsPictures2017-01-25 шагшаг 002.jpg

      Преимущество графического метода над раскрытием модулей для простых уравнений очевидно. Однако графически неудобно искать корни, когда правая сторона имеет вид kx+m, то есть является прямой наклоненной к  оси абсцисс под углом.
 

4.  Понятие  параметра в математике

Толковый словарь определяет  параметр как величину, характеризующую              какое — нибудь основное свойство машины, устройства, системы или  явления, процесса. (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка. Москва. 1999).

    Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, возьмем за основу следующий его простейший вариант.

ОпределениеПараметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

 Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1<0, то мы обязаны констатировать, что уравнение не имеет решений.       

     Параметр (от греческого parametron – отмеривающий) в математике, величина, числовые значения которой позволяют выделить определенный элемент из множества элементов того же рода.  Например, уравнение у = kx c параметром k определяет множество прямых, проходящих через начало координат. Уравнение  (х – а)2 + (у – b)2 = 25  с параметрами   а,b   определяет множество окружностей радиуса 5.

 Что означает «решить задачу с параметром»?

Решить уравнение с параметром — это значит, на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающегося из данного уравнения при всех действительных значениях параметра.

  1.    Решение линейных  уравнений с параметрами.

      Уравнение F(a, х) = 0 с двумя переменными а и х называется уравнением с параметром а и переменной х, если для каждого значения переменной а необходимо решить соответствующее уравнение с переменной х.

К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, поиск решений линейных  уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.

Нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, — это необходимость осторожного, даже деликатного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.

      Класс линейных уравнений с параметром выделяется с помощью двух характеристик:

1. В уравнении переменная х находится в первой степени;

2. При помощи равносильных преобразований на области допустимых значений параметра уравнение приводится к стандартному виду

f(a)·x + g(a) = 0.

Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами

  1. Найти область допустимых значений параметра.
  2. Привести уравнение к стандартному виду.
  3. Найти контрольные значения параметра.
  4. Для контрольных значений параметра решить частные уравнения .

Для остальных значений параметра найти общие решения по формуле      

  1. Записать ответ.

В зависимости от вида уравнения некоторые пункты алгоритма могут быть опущены.

Пример 1. Решить уравнение 2а(а – 2) · х = а – 2, если а — параметр.

  1. Область допустимых значений параметра – вся числовая прямая.
  2. Приведем уравнение к виду 2а(а – 2) · х –  а + 2 = 0.
  3. Контрольными являются те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в нуль. Такими значениями будут  а = 0 и а = 2.
  4. Если а = 0, то уравнение примет вид 0 ·  х = — 2. Это уравнение не имеет корней.

Если а = 2, то уравнение примет вид 0 · х = 0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.

  1. Если а ≠  0  и а  ≠ 2, то      ,  

Ответ: если а = 0, то корней нет;             если а = 2, то х – любое действительное число;

             если а ≠  0  и а  ≠ 2, то    .

  1. Различные способы решения уравнений с модулем, содержащих параметр. Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.

Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им.

Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a).

Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных x и a и заканчиваем решение.

     Решение уравнения  может включать в себя несколько методов решения, соответствующих каждому виду уравнения при определенных значениях параметра. Например, при каком-то значении параметра уравнение линейное, поэтому решаем его аналитически тождественными преобразованиями; при остальных значениях параметра уравнение квадратичное, – решаем его функционально-графическим способом.

Пример 2. |ax-1|=2

Решение уравнения с помощью определения модуля.

1)    Если а=0, то уравнение примет вид |-1|=2 – неверное равенство, значит уравнение не имеет корней.

2)    Если а≠0, то уравнение имеет два корня.                                                                          

       а)ax-1=2            б)ax-1=-2

                ax=3                   ax=-1

                x=3/a                   x=-1/a

Пример 3.|x-1|+|x-3|=a

1 способ:  Графический.

Построим график функции y=|x-1|+|x-3|

x≤1                   1≤x≤3                  x≥3

y=1-x+3-x = -2х+4        y=x-1+3-x=2      y=x-1+x-3=2x-4

график

Если а<2, то ломанная и прямая y=a не пересекаются.

Если а=2, то ломанная и прямая y=a совпадают 1≤x≤3.

Если а>2, то ломанная и прямая y=a имеют две точки пересечения. Абциссу одной из них можно найти из уравнения 4-2x=a, откуда x=(4-a)/2. Абциссу другой точки пересечения можно найти из уравнения 2x-4=a, откуда x=(a+4)/2. 

2 способ :  Метод интервалов.

|x-1|+|x-3| = a

x≤1                    1≤x≤3              x≥3

1-x+3-x = a       x-1+3-x = a      x-1+x-3 = a

4-2x = a             2 = a                 2x-4 = a

-2x = a-4           x [1; 3]              x = (a+4)/2

x = (a-4)/-2

x = (4-a)/2

Ответ.x = (4-a)/2, x [1; 3], x = (a+4)/2.

    Пример 1. Найти все значения р, при которых уравнение |x-3|+|x-4|=p имеет  1 корень, 2 корня, не имеет  корней.

Решение:

1)y=|x-3|+|x-4|; y=p

y=|x-3|+|x-4|

Метод промежутков: x-3=0    ;    x-4=0

                                     x=3             x=4

(–∞ ;3)  : y=-(x-3)-(x-4)=-x+3-x+4=-2x+7

[3;4]  :  y=|x-3|+|x-4|=1

(4;+ ∞) : y=(x-3)+(x-4)=2x-7

Ответ: p=1, 1 корень ; р>1, 2 корня; р<1, нет

корней

C:UsersdnsPictures2017-01-25 шагшаг 004.jpg

Пример 2. При каком значении параметра a уравнение с модулем

|||x+1|-2|-5|=a имеет 5 решений? 
Решение: Имеем уравнение с тремя вложенными модулями. Найдем ответ с графического анализа. Начнем, как всегда, из внутреннего модуля. Он обращается в нуль
|x+1|=0 x=-1 в точке x=-1. Строим график модуль функции в этой точке

модульные уравнения

Далее график опускаем вниз на двойку и отрицательные значения (y< 0)симметрично переносим  вверх. Получим график функции y=||x+1|-2|

двойной модуль

Повторно выполним смещение графика модуль функции вниз на 5 и симметрично переносим отрицательные значения функции. В результате получим левую сторону уравнения с модулями
y=|||x+1|-2|-5|
.

тройной модуль

Параметр а соответствует значению параллельной прямой, которая должна пересечь график модуль функции в 5 точках. Сначала проводим такую прямую, далее  ищем точку пересечения ее с осью Oy.
Это прямая
 y=3, то есть искомый параметр равен a=3
Методом раскрытия модулей данную задачу можно было решать целый урок, если не больше. Здесь все свелось к нескольким графикам. 
Ответ: 
a=3. 

  1. Уравнения с параметрами на итоговой аттестации, ЕГЭ

Пример 1. Найти все значения а, при каждом из которых уравнение |

|x-1| -2|=2+ |3x-a| имеет единственное решение.

Решение: |x-1| -2|-2 |3x-a|

y=|3x-a| ; y=||x-1|-2|-2

1) Построим график функций: 1)y=|x| ; 2) y=|x-1| ; 3) у=|x-1|-2 ; 4)||x-1|-2| ;

5) y-||x=1|-2|-2

y=|3x-a| — «уголок», вершина которого движется по оси абцисс. Очевидно, что единственное решение будет в точках A,B,C. А(-3;0) ; В(1;0) ; С(5;0)

у=|3x-a|  ; 0=|-9-a|=>a=-9 ;  0=|3-a|=>a=3 ;  0=|15-a|=>a=15

. Пример 2. ЕГЭ 2010г.  При каком значении параметра уравнение имеет 4 корня  а=|||х|-2|-2|?http://festival.1september.ru/articles/595935/img6.gif

 Решение: применив поэтапно метод симметрию:

 Первый раз: у=

 Второй раз: у==|||х|-2|-2|

 Построим прямую у=а

                                                                         

            Ответ: при а=2 уравнение имеет 4корня

Пример 3. ЕГЭ 2009г. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение , имеет ровно 1 корень.sc

Решение: ,

Преобразуем:-4+а=3           и-4+а=-3

                       — +7=а             —   -1=а

Построим графики функций у = а, ,  .

При  а =7 прямая пересекает график только в одной точке. Значит, данное уравнение имеет ровно один корень при а =7.           Ответ: 7.

Заключение

    Я познакомилась с аналитическими и графическими решениями линейных уравнений с модулями и параметром, научилась строить графики линейных функций, содержащих выражение с параметром под знаком модуля. А для этого прочитала и изучила немало дополнительной литературы. Получив эти знания, мне будет совсем нетрудно выбирать рациональный способ решения уравнений.

   В результате анализа и сравнения методов построения графиков получила следующие выводы:

— перевод алгебраической задачи на язык графиков позволяет избежать громоздких решений;

 — при решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым;

 — при построении графиков, содержащих 2 или более модулей практичнее метод симметрии;

 — хотя графический способ решения уравнений является приближенным, т.к. точность зависит от выбранного единичного отрезка, толщины карандаша, углов под которыми пересекаются линии и т.д., но этот метод позволяет оценивать кол-во корней уравнений для решения уравнений с параметром.

  Учитывая, что уравнения с модулем и параметром есть в заданиях ГИА,  главным моим результатом  является то, что я могу решать линейные уравнения с модулем и параметром графическим способом.

         Список использованной литературы

  1. Горбачев В.И. Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. -Брянск: Издательство БГПУ, 1998.-264с.
  2. Горнштейн П.И., Полонский  В.Б.,  Якир  М.С. Задачи с параметром. Киев: РИА «Текст», 1992.-320с.
  3. Мордкович А.Г. и др. Алгебра.8кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений.-3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2001.
  4. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4- е изд. – М .: Сов. Энциклопедия, 1986.- 1600 с., ил.
  5. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.- М.: Просвещение, 1972.-128с.

Приложение

Задание 1.

Решить уравнение    у2х = у(х + 2) – 2      с параметром у.

  1. Область допустимых значений параметра – вся числовая прямая.
  2. Приведем уравнение к виду     y(у – 1)х —  2(у – 1) = 0.
  3. Контрольные значения параметра: у = 0 и у = 1.
  4. Если у=  1, то уравнение примет вид   0 · х = 0, х – любое число.

Если у = 0, то уравнение примет вид   0 · х = — 2. Это уравнение корней не имеет.

       5.  Если у ≠  0  и у  ≠ 1, то   х = 2(у-1)/ у(у-1),,.

Ответ: если у =1, то х – любое число;

             если у = 0, то корней нет;

             если у ≠  0  и у  ≠ 1,  то   х = 2(у-1)/ у(у-1).

Задание 2.  Решить уравнение 4        

Решение. Перепишем уравнение (1) в виде 4  и построим графики функций

 у =  и у = . Отметим, что угол между лучами ВА и ВС прямой, а угол между лучами ОМ и ОN острый.

График функции   у =  является графиком функции у = 4  при a = 0. График функции у = 4  при а0 будет получаться сдвигом вправо на а единиц при а > 0 и влево на  единиц при а < 0. При  этом вершина острого угла будет оставаться на оси Ох.

А) Два графика не будут иметь общих точек, если вершина острого угла окажется между точками  А и С, т.е. уравнение (1) не имеет корней при -2 < а < 2.

Б) Два графика будут иметь единственную общую точку, если вершина острого угла совпадает или с точкой А, или с точкой С, т.е. уравнение (1) имеет единственный корень и при а = -2, и при а = 2.

В) Два графика будут иметь две общие точки, если вершина острого угла окажется левее точки А или правее точки С, т.е. уравнение (1) имеет два корня и при а < -2, и при а > 2.

Ответ. а) при а  (-2; 2); б) при а = -2 и при а = 2; в) при а < -2 и при а > 2.

Задание 3.

Задание 4.   Сколько корней имеет уравнение ||2x-3|-2|=2?
Решение: Правая сторона равна постоянной, поэтому скорее найти решение можно графическим методом. Внутренний модуль обращается в нуль 

|2x-3|=0 x=3/2=1,5
 
в точке 
x=1,5. 
Значит в эту точку смещаем график функции 
y=|2x|. Для того, чтобы его построить подставьте несколько точек и проведите через них прямые. От полученной функции вычитаем 2 то есть график опускаем на двойку вниз и, чтобы получить модуль переносим отрицательные значения (y< 0)симметрично относительно оси Ox.

Далее остается построить правую сторону (прямую y=2) и подсчитать количество точек пересечения. График модуль функции и прямой приведен ниже

модульные уравнения

Ответ:  три решения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Параметр окружности егэ
  • Параметр какой номер в егэ
  • Параметр какое задание егэ
  • Параметр егэ трушин
  • Параметр егэ профиль теория

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии