МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
ПАПКА
«Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку 2020-2021 уч.г.»
Учитель: Бритвина Ирина Владимировна
План работы с учащимися «группы риска» 11 класса МБОУ «СОШ №7» по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2020-2021 уч.г.
Учитель: Бритвина И.В.
№ |
Мероприятие |
Срок выполнения |
1 |
Выявление затруднений учащихся по русскому языку |
До 1.10.20 |
2 |
Начало дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ |
С 01.09.20 |
3 |
Определение пробелов в знаниях учащихся |
С 01.10.20 |
4 |
Проведение индивидуальных занятий с учащимися, получившими неудовлетворительные оценки по итогам тренировочных работ |
До полной ликвидации пробелов |
5 |
Корректировка плана работы по подготовке к ОГЭ в части усиления работы со слабоуспевающими учащимися |
По мере необходимости |
6 |
Работа учителя – предметника с претендентами на «2» по результатам контрольных работ |
Ежемесячно |
7 |
Использование заданий из КИМов для ликвидации пробелов |
По мере необходимости |
8 |
Включение в домашнее задание заданий из КИМов |
По мере необходимости |
9 |
Проведение контроля знаний учащихся «группы риска» |
На каждом уроке |
10 |
Информирование родителей учащихся «группы риска» о посещаемости уроков, дополнительных занятий |
Еженедельно |
11 |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска» с учителем русского языка |
В течение года |
Календарно – тематическое планирование для индивидуальных занятий по русскому языку
№ |
Тема занятия |
Сроки |
Примечание (указание причин корректировки) |
1 |
Выявление главной информации, содержащейся в тексте |
Сентябрь |
|
2 |
Контекстное определение лексического значения многозначных слов |
Сентябрь |
|
3 |
Лексические нормы русского языка |
Октябрь |
|
4 |
Грамматические нормы русского языка |
Октябрь |
|
5 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
Ноябрь |
|
6 |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи |
Ноябрь |
|
7 |
Правописание Н и НН в разных частях речи |
Декабрь |
|
8 |
Пунктуация в ССП |
Декабрь |
|
9 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
Январь |
|
10 |
Пунктуация в СПП |
Январь |
|
11 |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
Февраль |
|
12 |
Функционально – смысловые типы речи |
Февраль |
|
13 |
Лексические средства выразительности |
Март |
|
14 |
Средства связи предложений в тексте |
Март |
|
15 |
Изобразительные средства русского языка |
Апрель |
|
16 |
Орфоэпические нормы русского языка |
Апрель |
|
17 |
Написание комментария в сочинении по русскому языку |
май |
Учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку («группа риска») |
|||||
тема |
Ф.И.Уч-ся Егорочкина Анастасия |
||||
Кол-во часов |
дата |
Хар-ка учебной деятельности |
Д/з |
Отметка о выполнении |
|
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
04.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Лексические нормы русского языка |
1 |
11.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Выявление главной информации текста |
1 |
18.09 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Грамматические нормы русского языка |
1 |
25.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
02.10 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Правописание личных окончаний глаголов |
2 |
09.09 16.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Правописание приставок |
1 |
23.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Пунктуация в ССП |
3 |
13.11 20.11 27.11 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Пунктуация в СПП |
3 |
04.12 11.12 18.12 |
индивидуально |
сочинение |
|
Пунктуация в сложном предложении с разными видами придаточных |
1 |
25.12 |
индивидуально |
Тесты |
|
Знаки препинания в предложении с обособленными членами |
1 |
15.01 |
индивидуально |
Тесты |
|
Функционально – смысловые типы речи |
1 |
22.01 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Самостоятельная работа |
1 |
29.01 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Паронимы и их применение |
1 |
05.02 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Лексические средства выразительности |
3 |
12.02 |
индивидуально |
Тесты |
|
Средства связи предложений в тексте |
3 |
19.02 26.02 05.03 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
12.03 |
индивидуально |
Работа над ошибками |
|
Изобразительные средства русского языка |
3 |
19.03 02.04 09.04 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Написание комментария сочинения |
3 |
16.04 23.04 30.04 |
индивидуально |
Тесты |
|
Контрольная работа |
1 |
14.05 |
индивидуально |
Тесты |
|
Анализ контрольной работы |
1 |
21.05 |
индивидуально |
сочинение |
|
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку («группа риска») |
|||||
тема |
Ф.И.Уч-ся Козиков Кирилл |
||||
Кол-во часов |
дата |
Хар-ка учебной деятельности |
Д/з |
Отметка о выполнении |
|
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
04.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Лексические нормы русского языка |
1 |
11.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Выявление главной информации текста |
1 |
18.09 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Грамматические нормы русского языка |
1 |
25.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
02.10 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Правописание личных окончаний глаголов |
2 |
09.09 16.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Правописание приставок |
1 |
23.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Пунктуация в ССП |
3 |
13.11 20.11 27.11 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Пунктуация в СПП |
3 |
04.12 11.12 18.12 |
индивидуально |
сочинение |
|
Пунктуация в сложном предложении с разными видами придаточных |
1 |
25.12 |
индивидуально |
Тесты |
|
Знаки препинания в предложении с обособленными членами |
1 |
15.01 |
индивидуально |
Тесты |
|
Функционально – смысловые типы речи |
1 |
22.01 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Самостоятельная работа |
1 |
29.01 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Паронимы и их применение |
1 |
05.02 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Лексические средства выразительности |
3 |
12.02 |
индивидуально |
Тесты |
|
Средства связи предложений в тексте |
3 |
19.02 26.02 05.03 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
12.03 |
индивидуально |
Работа над ошибками |
|
Изобразительные средства русского языка |
3 |
19.03 02.04 09.04 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Написание комментария сочинения |
3 |
16.04 23.04 30.04 |
индивидуально |
Тесты |
|
Контрольная работа |
1 |
14.05 |
индивидуально |
Тесты |
|
Анализ контрольной работы |
1 |
21.05 |
индивидуально |
сочинение |
Окружное методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Изобильненского городского округа Ставропольского края
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников
репетиционного ЕГЭ по русскому языку
(13.10.2021 года)
Составитель:
Малинина А.А., руководитель РМО, учитель МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Изобильный, 2021
Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д.
Репетиционный экзамен по русскому языку, проведенный 23.10.21 года, показал, что наиболее трудными для выполнения оказались задания 1, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 22.
ЗАДАНИЕ 1.
Задание 1 – новое задание, внесенное в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном
году. По этой причине трудности при выполнении данного задания вполне объяснимы. Чтобы успешно справиться с данным заданием, нужны глубокие теоретические знания, которых, к сожалению, многим выпускникам не хватает. Для подготовки предлагаем следующие материалы.
Пример формулировки задания 1.
1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) |
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.). |
2) |
Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям. |
3) |
Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.). |
4) |
Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых есть ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова. |
5) |
Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. |
Ответ: .
Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Особое внимание следует обратить на то, что весь объем теоретического и практического материала, который востребован при выполнении этого задания, будущие участники экзамена изучали в основной и старшей школе. Так, если обратиться к учебникам Федерального перечня Минпросвещения России, созданным для старшей школы, то можно увидеть, что материал для выполнения задания 1 представлен в полном объеме. Например:
Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) / С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.
§ 2. Функциональные разновидности русского языка
§ 3. Разговорная речь
§ 4. Официально-деловой стиль речи
§ 5. Научный стиль речи
§ 6. Публицистический стиль речи
§ 7. Язык художественной литературы
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.
11 класс
§ 10. Понятие о тексте
§ 27. Понятие о функциональной стилистике
§ 28. Разговорная речь
§ 29. Научная речь
§ 30. Официально-деловой стиль
§ 31. Публицистический стиль
§ 32. Культура публичной речи
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2017. — 448 с.
11 класс
§ 108. Язык и речь
§ 112. Научный стиль
§ 113. Официально-деловой стиль
§ 114. Публицистический стиль
§ 115. Разговорный стиль
§ 117. Типы речи
Учебники также содержат основные направления анализа текста. Так, например, в учебнике
«Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)
С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.» анализ текста
включает в себя следующие пункты:
«1) композиционно-содержательный анализ текста: сформулируйте и запишите тему текста, основную мысль; озаглавьте текст; напишите, как связаны предложения первого абзаца текста, указывая: смысловые отношения между предложениями (пояснительные, причинно-следственные, противительные, соединительные и т. п.); вид связи (последовательная, параллельная, сочетание последовательной и параллельной); средство связи предложений (местоимения, повтор одного и того же слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты, наречия и др.);
-
типологический анализ текста: напишите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение; сочетание различных типов речи);
-
стилистический анализ текста: напишите, к какой функциональной разновидности языка относится текст; перечислите основные стилевые признаки текста (сфера применения, задачи речи, основные стилевые черты, а также характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы); перечислите изобразительно- выразительные языковые особенности ».
Эти направления анализа текста будут основными при составлении задания 1, ориентированного не только на проверку усвоения знаний о системе языка, но и на речевую деятельность во всем многообразии ее проявлений.
На уроках русского языка предполагается изучение разных видов текстов, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка: официально- деловому, научному, научному, публицистическому. Предусматривается анализ разных типов художественных текстов. Рассматриваются научные и научно-популярные тексты различного профиля: исторические, биологические, географические и др.
Однако зачастую в школьной практике доминирует дидактический материал, основанный на работе с художественными текстами описательного и повествовательного характера. Поэтому для успешного выполнения участниками экзамена этого задания понадобится привлечение в качестве дидактического материала текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Апробирование показало, что ошибки при выполнении этого задания вызваны недостаточной практикой выпускников в анализе текстов прежде всего публицистического и научного стилей. Чтобы избежать ошибки в определении стиля текста, рекомендуем определять стиль текста не по его отдельным словам и выражениям (например, по наличию разговорной лексики или профессиональных слов), а по ведущим стилевым чертам и по речевой ситуации.
Ведущие, то есть определяющие для стиля, черты всегда преобладают в тексте и влекут за собой отбор наиболее характерных языковых средств. Так, для публицистических текстов характерно соединение экспрессивности и документальности,
достоверности информации, а значит, соединение книжных и разговорных языковых средств. Художественная речь отличается прежде всего образностью и эмоциональностью; научная – точностью, логичностью и наличием терминологии.
Речевые ситуации — это сферы возможного использования текста, который обучающийся должен мысленно представить себе, например: газета, журнал, публичное выступление (публицистический стиль); художественное произведение (художественный стиль); научная статья, учебник, справочник (научный стиль).
Для работы предлагаем следующие материалы:
-
СТИЛИ РЕЧИ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ1
Стиль текста |
Описание стиля |
Функции |
Где используется |
1. Научный стиль |
Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. |
Информационная, обучающая, доказательная: Сообщение, научное объяснение |
Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
2. Публицистический стиль |
Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. |
Информационная, мотивационная: Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу |
Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль |
Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. |
Информационная: сообщение, информирование |
Официальные документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма, жалобы, приказы. |
4. Художественный стиль |
Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. |
Информационная, эстетическая: Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя |
Стихи, поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль |
Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. |
Информационная: непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам |
Диалоги, личный блог |
Как определить стиль?
Найти ответы на каждый из вопросов:
Зачем говорится? О чём говорится?
Где говорится?
С кем говорится?
(функция) (тема) (сфера применения)
Отличие публицистического стиля от научно-популярного
Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,
научно — популярный стиль – понимание задач науки в массах,
публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.
-
ТИПЫ РЕЧИ
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.
План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.
Описание — это мир в покое (одна фотография) |
Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение |
Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика) |
Какой он? |
2) описание места |
Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) |
||
3) описание состояния окружающей среды |
Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) |
||
4) описание состояния лица (человека) |
Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.
Повествование может включать элементы описания и рассуждения.
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) |
Типичная композиция повествовательных текстов включает: |
Разновидности повествования: |
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир |
Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); |
Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство |
Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
2) рассуждение- объяснение |
Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
||
3) рассуждение- размышление |
Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
-
автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)
Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;
-
Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)
Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;
-
Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)
Рассуждение: даны размышления персонажа
ЗАДАНИЕ 6.
Данное задание предполагает следующие две формулировки.
-
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
-
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Следует отметить, что задание с формулировкой № 1 выполняется успешнее.Замена слова, безусловно, сложнее: это учебное действие основано на знании норм лексической сочетаемости слов, правил употребления фразеологизмов и др., что предполагает выделение пары слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу. Причины ошибок в задании 6 с формулировкой № 2 объясняются в основном отсутствием у экзаменуемых навыков определения лексического значения слова и способов проверки правильности его употребления в предложении (подбор синонимов, антонимов; анализ морфемного строения слова и т.п.). Как показал анализ содержания неверных ответов, проблемы участников экзамена возникают в случае непонимания лексического значения слова и возможной сочетаемости слов. Значительное количество ошибок связано с неумением определить неверное использование устойчивых оборотов и словосочетаний и заменить один из компонентов (например: играть роль, иметь значение).
ЗАДАНИЕ 9.
В прошлом учебном году были внесены следующие изменения, которые сохранились в КИМ
ЕГЭ-2022
2020 г. 2021 г.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
Помимо знаний орфографических правил, касающихся правописания гласных в корне слова, задание требует от выпускника умения производить морфемный разбор. Следовательно, нужно больше внимания уделить темам «Морфемика» и «Словобразование».
ЗАДАНИЕ 10.
Пример задания:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) |
без..нициативный, вз..скать, роз..грыш |
2) |
обе..доленный, чере..чур, не..держанный |
3) |
пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный |
4) |
арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация |
5) |
поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма) |
Правильный ответ: 134. Типичные ошибки:
-
при выборе ответа не указывают ряд № 1 (незнание правила «Правописание гласных Ы и И после приставок»);
-
в качестве правильного ответа указывают ошибочный ряд № 2, что говорит либо о незнании звонких и глухих согласных, либо о несформированности умения проводить орфографический анализ слова, либо о неумении правильно членить слово на морфемы для последующей квалификации орфографического написания.
ЗАДАНИЕ 11.
Для успешного выполнения данного задания (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом применение определённого орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания.
Формулировка задания (из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой
Алгоритм выполнения
1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на «десерт». Сверяемся с таблицей спряжения, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов.
ЗАДАНИЕ 12.
Как показывает статистика, самой сложной орфограммой является орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Причиной ошибок при выполнении этого задания зачастую является неумение восстановить неопредёленную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (Например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, то есть смешивают виды глагола, а значит, и спряжение).
ЗАДАНИЯ 13,14,15.
Ошибки в заданиях 13 на проверку навыков слитного и раздельного написания слов с частицей НЕ (НИ), 14 – на слитное, дефисное, раздельное написание слов, 15 – на правописание -Н- и -НН- в различных частях речи повторяются из года в год, поэтому стоит на них обратить внимание. Они связаны с тем, что в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок.
Анализируя орфографические умения экзаменуемых, следует отметить тот факт, что в течение многих лет сохраняется одна и та же тенденция: экзаменуемые более успешно справляются со многими заданиями части 1, требующими проведения орфографического и пунктуационного анализа заданных языковых единиц, чем с правильным орфографическим и пунктуационным оформлением собственного текста. Так, наблюдается невысокий уровень грамотности выпускников в письменных работах (критерий К7 задания 27).
Невысокий уровень культуры письменной речи, вероятно, объясняется тем, что обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум учебного времени, отведенного в учебном плане на изучение русского языка. Как показывает практика, сегодня в старших классах в качестве упражнений доминирует выполнение тестовых заданий, крайне мала доля диктантов и различных орфографических упражнений, предполагающих не просто нахождение орфограмм и их квалификацию, а отработку навыков употребления изученных орфографических правил в практической деятельности, что приводит к неумению контролировать написанное в творческих работах с позиции орфографической грамотности.
Школьный курс орфографии – курс практический, назначение его состоит в том, чтобы сформировать навыки грамотного письма за определенный срок. Это значит, что правила и теории имеют значение не сами по себе, а постольку, поскольку они помогают выработать те важнейшие умения, которые составляют рациональную основу орфографического навыка. Правило само по себе еще не приводит к правильному письму, оно лишь помогает определить тот объем знаний и умений, обладание которым с помощью упражнений обеспечивает успешное формирование необходимых навыков. Написание слова должно стать для ученика задачей, которую он сам должен уметь поставить, потом решить. А для этого при обучении орфографии в системном курсе русского языка (5–9 классы) необходимо уделять постоянное внимание смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что экзаменационные задания выявили существующие проблемы овладения орфографическими и пунктуационными нормами, а также отразили невысокий уровень знаний выпускников в этой области. Успешность формирования орфографических и пунктуационных умений обучающихся зависит также от уровня осознания ими языковой сущности каждой орфографической и пунктуационной ситуации, от умения проводить языковой анализ в процессе письма: на этапе обнаружения орфограммы или пунктограммы, на этапе языковой квалификации явления и на этапе применения правила.
Безусловно, хорошей орфографической и пунктуационной грамотности не может быть без прочного, глубокого знания основ грамматики. Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня грамматической теории, которая является фундаментом орфографического правила. Тесная связь орфографии и грамматики обусловливает необходимость систематического сопровождения орфографического анализа грамматическим анализом, а именно анализом грамматических категорий, морфемным анализом слова, выявлением его синтаксической функции.
ЗАДАНИЕ 21
В вариантах ЕГЭ для были даны тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. В предложенном тексте необходимо осуществить определенную аналитико- синтетическую работу, связанную с пунктуационным анализом каждого предложения, где есть запятая(-ые)/тире/двоеточие:
-
выделить эти предложения;
-
проанализировать структуру и смысловое содержание выделенных предложений;
-
классифицировать расстановку запятой(-ых)/тире/двоеточия по пунктуационному правилу в каждом предложении;
-
указать только те предложения, в которых запятая(-ые)/тире/двоеточие расставлена(-ы) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Таким образом, осознание структуры синтаксической конструкции осуществляется с опорой на синтаксические знания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой.
Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка и выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
ЗАДАНИЕ 22.
Экзаменуемые, как правило, безошибочно отличают повествование, в котором действие динамично, от описания, в котором действие статично, однако нередко испытывают затруднения в различении повествования и рассуждения в публицистических текстах. Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нем нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идет об объяснении чего-либо. Такой текст экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать – значит, рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить.
Наиболее распространены ошибки (более 20%) при анализе художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание – при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка. Кроме того, предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия и содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Данный факт не учитывается экзаменуемыми при ответах.
Также вызывает затруднения и формулировка задания, когда необходимо провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения … противопоставлены друг другу. В предложениях … перечислены последовательно происходящие события. Предложение … опровергает суждение, высказанное в предложении …
Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов разных типов (описание, повествование, рассуждение), языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков предмета (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных
отношениях суждений (рассуждение) являются ориентировочной основой деятельности школьника на разных этапах речевой деятельности. Тем не менее специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же функционально-смысловых типов речи – вплоть до их функционально-смысловой трансформации, что должно быть учтено учителем на уроках русского языка.
ЗАДАНИЕ 24.
Данное задание контролирует уровень сформированности следующих умений:
-
находить в тексте и квалифицировать с точки зрения происхождения и сферы употребления различные лексические единицы (слова, фразеологизмы);
-
проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
-
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-
соотносить слово с тем значением, которое оно имеет в тексте.
Пример задания 24
Из предложений 29–31 выпишите один фразеологизм.
Фрагмент текста:
(29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (30)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
(31)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
Правильный ответ: в конце концов.
Типичные ошибки при выполнении задания 24:
-
выделение вместо фразеологического оборота олицетворения дорога сбегала
(более 10% экзаменуемых);
-
выделение вместо фразеологического оборота эпитетов застенчивому небу, косой избе (около 6% экзаменуемых);
-
выделение вместо фразеологического оборота метафорического сочетания тоска была в глазах / тоска в глазах (около 17% экзаменуемых).
Именно нахождение фразеологических оборотов (фразеологизмов) является трудным при выполнении задания. Гораздо успешнее экзаменуемые справляются с заданием 24, если предлагается найти синонимы (контекстные синонимы), антонимы (контекстные антонимы). Чаще всего выпускники испытывают трудности при определении фразеологизмов в тех случаях, когда фразеологический оборот является привычным для повседневной разговорной речи и не воспринимается ими как устойчивое сочетание (в конце концов, будут делать свое дело, на вашу долю, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы) или в предложении присутствуют метафорические выражения, воспринимаемые выпускниками как фразеологические, но таковыми не являющиеся.
Для успешного выполнения заданий по лексике необходимо на уроках русского языка формировать навыки работы со словарями, а также привычку внимательно вчитываться в любой текст, стараясь понять в нем не только общий смысл, но и смысл каждого слова. Очень важно выйти на определение значения слова, на формирование умения определять значение неизвестных или малоизвестных лексем по антиципации (догадке), исходя из контекста, на поиск контекстных (контекстуальных) синонимов и антонимов.
Фрагментарное обращение к анализу текстового материала с позиций употребления лексики и средств выразительности, в том числе фразеологизмов, также обусловливает низкий уровень сформированности соответствующих умений и навыков. Наиболее эффективным в этом случае будет проведение элективного курса, предусматривающего рассмотрение возникновений фразеологических оборотов, их типологии, анализ использования фразеологизмов в текстах малой формы, в речи персонажей и автора.
На уроках русского языка следует уделять достаточное внимание употреблению многозначного слова в контексте: это раскрывает все богатство значений слова, что также способствует развитию речевых умений и навыков выпускников. Данный подход предполагает активизацию обучения на текстовой основе: текст, рассматриваемый на уроках, с одной стороны, дает необходимый языковой материал для различного рода анализа, с другой – содержит речевые образцы, предоставляет необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
ЗАДАНИЕ 27 (сочинение)
При выполнении данного задания в первую очередь следует обратить внимание на то, что выпускники достаточно успешно формулируют проблему текста и позицию автора. Также составляют комментарий на основе предложенного для анализа текста. Одной из частых ошибок при написании сочинения по прочитанному тексту является ошибка в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Самая распространённая ошибка – подмена определения связи между примерами самыми общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и проч.). Часто это делается формально. Следовательно, необходимо проводить работу по выявлению различных видов смысловой связи в тексте.
В зависимости от выполненных условий за комментарий проблемы исходного текста
можно получить от 0 до 6 баллов.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ;
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);
Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);
журнал «Педагогические измерения»;
Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).
1 Информация взята из: https://moneyscanner.net/stili-teksta/
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
ПАПКА
«Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку 2020-2021 уч.г.»
Учитель: Бритвина Ирина Владимировна
План работы с учащимися «группы риска» 11 класса МБОУ «СОШ №7» по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2020-2021 уч.г.
Учитель: Бритвина И.В.
№ |
Мероприятие |
Срок выполнения |
1 |
Выявление затруднений учащихся по русскому языку |
До 1.10.20 |
2 |
Начало дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ |
С 01.09.20 |
3 |
Определение пробелов в знаниях учащихся |
С 01.10.20 |
4 |
Проведение индивидуальных занятий с учащимися, получившими неудовлетворительные оценки по итогам тренировочных работ |
До полной ликвидации пробелов |
5 |
Корректировка плана работы по подготовке к ОГЭ в части усиления работы со слабоуспевающими учащимися |
По мере необходимости |
6 |
Работа учителя – предметника с претендентами на «2» по результатам контрольных работ |
Ежемесячно |
7 |
Использование заданий из КИМов для ликвидации пробелов |
По мере необходимости |
8 |
Включение в домашнее задание заданий из КИМов |
По мере необходимости |
9 |
Проведение контроля знаний учащихся «группы риска» |
На каждом уроке |
10 |
Информирование родителей учащихся «группы риска» о посещаемости уроков, дополнительных занятий |
Еженедельно |
11 |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска» с учителем русского языка |
В течение года |
Календарно – тематическое планирование для индивидуальных занятий по русскому языку
№ |
Тема занятия |
Сроки |
Примечание (указание причин корректировки) |
1 |
Выявление главной информации, содержащейся в тексте |
Сентябрь |
|
2 |
Контекстное определение лексического значения многозначных слов |
Сентябрь |
|
3 |
Лексические нормы русского языка |
Октябрь |
|
4 |
Грамматические нормы русского языка |
Октябрь |
|
5 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
Ноябрь |
|
6 |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи |
Ноябрь |
|
7 |
Правописание Н и НН в разных частях речи |
Декабрь |
|
8 |
Пунктуация в ССП |
Декабрь |
|
9 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
Январь |
|
10 |
Пунктуация в СПП |
Январь |
|
11 |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
Февраль |
|
12 |
Функционально – смысловые типы речи |
Февраль |
|
13 |
Лексические средства выразительности |
Март |
|
14 |
Средства связи предложений в тексте |
Март |
|
15 |
Изобразительные средства русского языка |
Апрель |
|
16 |
Орфоэпические нормы русского языка |
Апрель |
|
17 |
Написание комментария в сочинении по русскому языку |
май |
Учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку («группа риска») |
тема |
Ф.И.Уч-ся Егорочкина Анастасия |
||||
Кол-во часов |
дата |
Хар-ка учебной деятельности |
Д/з |
Отметка о выполнении |
|
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
04.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Лексические нормы русского языка |
1 |
11.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Выявление главной информации текста |
1 |
18.09 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Грамматические нормы русского языка |
1 |
25.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
02.10 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Правописание личных окончаний глаголов |
2 |
09.09 16.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Правописание приставок |
1 |
23.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Пунктуация в ССП |
3 |
13.11 20.11 27.11 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Пунктуация в СПП |
3 |
04.12 11.12 18.12 |
индивидуально |
сочинение |
|
Пунктуация в сложном предложении с разными видами придаточных |
1 |
25.12 |
индивидуально |
Тесты |
|
Знаки препинания в предложении с обособленными членами |
1 |
15.01 |
индивидуально |
Тесты |
|
Функционально – смысловые типы речи |
1 |
22.01 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Самостоятельная работа |
1 |
29.01 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Паронимы и их применение |
1 |
05.02 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Лексические средства выразительности |
3 |
12.02 |
индивидуально |
Тесты |
|
Средства связи предложений в тексте |
3 |
19.02 26.02 05.03 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
12.03 |
индивидуально |
Работа над ошибками |
|
Изобразительные средства русского языка |
3 |
19.03 02.04 09.04 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Написание комментария сочинения |
3 |
16.04 23.04 30.04 |
индивидуально |
Тесты |
|
Контрольная работа |
1 |
14.05 |
индивидуально |
Тесты |
|
Анализ контрольной работы |
1 |
21.05 |
индивидуально |
сочинение |
|
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку («группа риска») |
|||||
тема |
Ф.И.Уч-ся Козиков Кирилл |
||||
Кол-во часов |
дата |
Хар-ка учебной деятельности |
Д/з |
Отметка о выполнении |
|
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
04.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Лексические нормы русского языка |
1 |
11.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Выявление главной информации текста |
1 |
18.09 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Грамматические нормы русского языка |
1 |
25.09 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
02.10 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Правописание личных окончаний глаголов |
2 |
09.09 16.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Правописание приставок |
1 |
23.10 |
индивидуально |
Тесты |
|
Пунктуация в ССП |
3 |
13.11 20.11 27.11 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Пунктуация в СПП |
3 |
04.12 11.12 18.12 |
индивидуально |
сочинение |
|
Пунктуация в сложном предложении с разными видами придаточных |
1 |
25.12 |
индивидуально |
Тесты |
|
Знаки препинания в предложении с обособленными членами |
1 |
15.01 |
индивидуально |
Тесты |
|
Функционально – смысловые типы речи |
1 |
22.01 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
Самостоятельная работа |
1 |
29.01 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Паронимы и их применение |
1 |
05.02 |
индивидуально |
Сочинение |
|
Лексические средства выразительности |
3 |
12.02 |
индивидуально |
Тесты |
|
Средства связи предложений в тексте |
3 |
19.02 26.02 05.03 |
индивидуально |
Тесты |
|
Самостоятельная работа |
1 |
12.03 |
индивидуально |
Работа над ошибками |
|
Изобразительные средства русского языка |
3 |
19.03 02.04 09.04 |
индивидуально |
Индивидуальные карточки |
|
Написание комментария сочинения |
3 |
16.04 23.04 30.04 |
индивидуально |
Тесты |
|
Контрольная работа |
1 |
14.05 |
индивидуально |
Тесты |
|
Анализ контрольной работы |
1 |
21.05 |
индивидуально |
сочинение |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/446334-papka-podgotovka-uchaschihsja-k-egje
Индивидуальный план педагогической деятельности
по подготовке выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации
в 2017-2018 учебном году
ФИО учителя Черепанова Ирина Владимировна
Предмет русский язык
Цели:
-
Выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
Задачи:
-
создание условий для успешного усвоения обучающимися учебной программы по предмету;
-
отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
-
реализация дифференцированного обучения;
-
изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
-
формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Июнь |
|
Годовой план по отработке элементов содержания контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) 2018 года
№ |
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности |
Дата отработки элемента |
|
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров |
03.10.2017 |
|
Средства связи предложений в тексте |
10.10.2017 |
|
Лексическое значение слова |
17.10.2017 |
|
Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
24.10.2017 31.10.2017 |
|
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
06.11.2017 07.11.2017 |
|
Морфологические нормы (образование форм слова) |
08.11.2017 14.11.2017 |
|
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления |
21.11.2017 28.11.2017 |
|
Правописание корней |
05.12.2017 |
|
Правописание приставок |
12.12.2017 |
|
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН) |
19.12.2017 26.12.2017 |
|
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
16.01.2018 23.01.2018 А |
|
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи |
30.01.2018 |
|
Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
06.02.2018 13.02.2018 К |
|
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
20.02.2018 |
|
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами |
27.02.2018 |
|
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) |
06.03.2018 |
|
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
20.03.2018 |
|
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
27.03.2018 |
|
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
28.03.2018 |
|
Лексические нормы |
03.04.2018 |
|
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
10.04.2018 |
|
Функционально-смысловые типы речи |
17.04.2018 |
|
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению |
24.04.2018 |
|
Средства связи предложений в тексте |
15.05.2018 |
|
Речь. Языковые средства выразительности |
22.05.2018 |
|
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации |
29.05.2018 |
График тренировочных и диагностических работ в 2017-2018 учебном году
Класс |
Дата проведения тренировочных работ |
Дата проведения диагностических работ |
11А |
06.09.2017 |
|
09.11.2017 |
20.12.2017 |
|
13.03.2018 |
08.05.2018 |
Работы составлены по материалам: системы дистанционной подготовки «СтатГрад»
(ФИПИ, образовательного портала для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», системы дистанционной подготовки «СтатГрад»)
Программа деятельности со слабоуспевающими обучающимися
-
Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
-
Использовать на уроках различные вида опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
-
Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
-
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце полугодия, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
-
Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
-
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
-
Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (3 и более «2»).
-
Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
План работы со слабоуспевающими обучающимися
Мероприятия |
Срок |
Составление списка слабоуспевающих учащихся |
Октябрь |
Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: — определение фактического уровня знаний детей; — выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации |
Октябрь |
Установление причин отставания слабоуспевающих обучающихся через беседы со школьными специалистами: классными руководителями, психологом, социальным педагогом |
Октябрь |
Встречи с родителями и беседы с самими обучающимися |
В течение учебного года |
Участие в обсуждении вопросов работы со слабыми обучающимися и обмен опытом с коллегами (на заседаниях МО) |
В течение учебного года |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока |
В течение учебного года |
Составлять план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть |
Октябрь, обновлять по мере необходимости |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса |
В течение учебного года |
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету |
В течение учебного года |
Индивидуальные консультации обучающихся |
В течение учебного года |
Работа по тренировке заполнения бланков |
В течение учебного года |
Подготовка к проведению тренировочных и диагностических работ, репетиционных экзаменов |
В течение учебного года |
Определить темы, с которыми обучающиеся справляются наиболее успешно, и продолжить совершенствование выполнения данных заданий |
В течение учебного года |
Включать в тематические контрольные и самостоятельные работы задания в форме КИМов, соблюдая временной режим |
В течение учебного года |
Организовать в классе дифференцированное повторение по выбранным темам |
В течение учебного года |
Индивидуальная работа с родителями
№ п/п |
Дата проведения |
Тема беседы |
Подпись родителей |
|
Октябрь |
Ознакомление с состоянием дел по подготовке обучающихся к ГИА |
|
|
Декабрь |
Ознакомление с состоянием дел по подготовке обучающихся к ГИА |
|
|
Февраль |
Ознакомление с состоянием дел по подготовке обучающихся к ГИА |
|
|
Апрель |
Ознакомление с состоянием дел по подготовке обучающихся к ГИА |
|
|
Май |
Ознакомление с состоянием дел по подготовке обучающихся к ГИА |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ от ФИПИ для подготовки к ЕГЭ 2021.
→ русский язык
Концептуальные идеи, реализованные в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку, обусловлены следующими изменениями в системе образования: постепенным переходом на требования ФГОС; основными перспективными направлениями развития предмета, изложенными в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации; ролью учебного предмета в школьном образовании; разработками в области методики преподавания предмета; традициями отечественного образования; многолетними традициями развития государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку.
Так, приоритетным направлением в разработке новых заданий экзаменационной работы стала ориентация на проверку умения использовать полученные знания по предмету для проведения различных видов анализа языковых единиц (текста, предложения, словосочетания, слова). Все виды анализа ориентированы на усвоение основных предметных результатов ФГОС:
— определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть письменной речью, монологической контекстной речью;
— владеть навыками смыслового чтения;
— владеть культурой пользования словарями.
Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке: осознают и осмысляют через понятия и правила уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют свою устную и письменную речь. Эти два аспекта – теоретический и практический – составляют специфическое содержание школьного курса родного языка и отражены в материалах экзаменационной работы.
Связанные страницы: