МУНИИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕДЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.Н.К.КРУПСКОЙ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Деденевской средней общеобразовательной
школы им.Н.К.Крупской школы
____________А.В.Киселев
31.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
(9,11 классы)
2021 – 2022 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 9 — 11 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на учащихся 9 и11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа в 9 классе и 34 часа в 11 классе.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ за текущий и прошедший год.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ учащихся 9 и 11 классов.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ и ЕГЭ (Метод.письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания (1 час)
1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция
Тема 2. Клетка как биологическая система (6 час)
2.1Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы
2.2 Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов
клетки – основа ее целостности
2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии
энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле
2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа
Тема 3. Организм как биологическая система(8 часов)
3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни
3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития
организмов
3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная
система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм
3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных
3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)
Тема 4. Система и многообразие органического мира.(8 часов)
4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность
4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников
4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений
4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и
жизни человека
4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Тема 5. Организм человека и его здоровье (8 часов)
5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов
5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов
5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.Витамины
5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых,вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
Тема 6. Эволюция живой природы (3часа)
6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования
6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарныефакторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов,И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,
идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности(1 час)
7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор
7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы.Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)
7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы
7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде
Тема 8. «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
1. |
Тема 1. Биология – наука о живой природе (1 час). Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Уровневая организация жизни |
|
2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Тема 2. Клетка как биологическая система (6 часов) 1. Современная клеточная теория. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Химический состав клетки. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности 2.Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. 3. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле 4. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот 5. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. 6.Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза . Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа |
|
8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Тема 3. Организм как биологическая система (6часов) 1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение 2. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов 3. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме 4. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания 5. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции . Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. 6. Селекция, ее задачи и практическое значение. Методы селекции . Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. |
|
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. |
Тема 4. Система и многообразие организмов (8 часов) 1.Систематика. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. 2.Царство Растения. Корень как орган растения. Лист – орган растения Побег. Стебель. Цветок – видоизмененный побег. Плоды и семена. 3.Водоросли. Мхи. Папоротникообразные. 4. Голосеменные. Покрытосеменные. 5. Царство Животные. Простейшие. Классы Корненожки, Жгутиковые, Инфузории. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Классы Ресничные черви и Сосальщики. 6. Класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Классы Брюхоногие и Двустворчатые. 7. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. 8. Класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. |
|
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. |
Тема 5. Организм человека и его здоровье (8 часов) 1.Ткани. Опорно-двигательная система. Скелет человека. Мышцы. 2. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Кровообращение. Давление крови. Пульс. Дыхание. Газообмен в легких и тканях. 3. Питание и пищеварение. Обмен веществ. Значение витаминов в обмене веществ. Выделение. Мочевыделительная система. Кожа. Терморегуляция организма. 4. Регуляция функций в организме. Эндокринная система. Гормоны. Нервная система и ее функции. Понятие о рефлексах. ЦНС. Спинной и головной мозг. Периферическая нервная система. 5. Анализаторы. Строение и функции глаза. Слуховой анализатор. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняние и вкус. 6. ВНД: Особенности психики человека. Сознание. Память. Эмоции. Речь. Мышление. Сон. 7. Здоровый образ жизни. Личная и общественная гигиена. 15. Профилактика инфекционных заболеваний. Оказание первой помощи. 8.Психическое и физическое здоровье человека. Вредные и полезные привычки. |
|
30. 31. 32. |
Тема 6. Эволюция живой природы 1.Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) 2. Закономерности изменчивости Основы селекции и биотехнологии 3.Развитие эволюционных представлений в биологии Синтетическая теория эволюции. |
|
33. |
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности 1.Экология организмов. Сообщества живых организмов Экосистемы. Основа охраны природы |
|
34. |
Тема 8. «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Практические занятия |
1 |
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии. |
1 |
|
2 |
Тема 2 Признаки живых организмов. |
4 |
|
|
2 |
||
|
2 |
1 |
|
3 |
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы . |
7 |
|
3.1 Царство Бактерии. |
1 |
||
3.2 Царство Грибы. |
1 |
||
3.3 Царство Растения |
2 |
1 |
|
3.4. Царство Животные. |
2 |
||
3.5 Учение об эволюции органического мира. |
1 |
1 |
|
4 |
Тема 4 Человек и его здоровье. |
16 |
|
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. |
1 |
||
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. |
1 |
1 |
|
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. |
1 |
||
4.4. Дыхание. Система дыхания. |
1 |
1 |
|
4.5. Внутренняя среда организма. |
1 |
||
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. |
1 |
||
4.7. Обмен веществ и превращение энергии. |
1 |
1 |
|
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. |
1 |
||
4.9. Покровы тела и их функции. |
1 |
||
4.10. Размножение и развитие организма человека. |
2 |
1 |
|
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. |
1 |
||
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. |
1 |
1 |
|
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность |
1 |
||
4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. |
1 |
||
4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. |
1 |
1 |
|
5 |
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
4 |
|
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов |
2 |
||
Экосистемная организация живой природы. |
1 |
||
Учение о биосфере. |
1 |
1 |
|
6 |
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» |
2 |
2 |
Итого: 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 9 КЛАССА
№ п/п |
Темы занятий |
1 |
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) |
2 |
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. |
3 |
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. |
4 |
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения. |
5 |
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
6 |
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (2 ч) Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению. |
Литература для учителя
1.Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
2.ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
4. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
5.Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Литература для учащихся
1. Единый государственный экзамен 2014. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2014.
2. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. / ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. ЕГЭ-2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С.Калиновой. — М.: Национальное образование, 2011. (ЕГЭ-2014. ФИПИ — школе).
4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2011
5. Ю.В.Щербатых. Биология в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2007; Ростов н/Д: Феникс, 2011. — (Весь ЕГЭ: от А до С).
6. А.А. Кириленко. Биология Тематические тесты. Ростов на дону:Легион,2013.
7. ЕГЭ. Биология.Тематический сборник. Под редакцией Г.С. Калиновой — М.: Национальное образование, 2013.
8. ОГЭ. Биология 2014, Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Г.С. Калиновой — М.: Национальное образование, 2014.
9. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.:Высш.шк.,2010
Методика решения цитологических заданий ЕГЭ по биологии
Биология | Сегодня, 10:18
Задачи по цитологии проверяют усвоение материала по молекулярной биологии: характеристике фаз митоза и мейоза, их сравнении и значении.
Бактерии
Конспект для подготовки к ЕГЭ.
Типы питания организмов
Биология | 1 декабря 2022
Памятка по биологии.
Задачи на синтез белка
Биология | 23 ноября 2022
№28 ЕГЭ по биологии.
Митоз и мейоз
Биология | 31 октября 2022
Справочный материал по биологии.
Нервная система человека
Биология | 16 октября 2022
Презентация к уроку.
Формулировки по методам биологии
Биология | 9 октября 2022
Часто встречающиеся формулировки в банке заданий ЕГЭ по методам биологии.
Конспекты по биологии
Биология | 23 августа 2022
Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии в максимально краткой, доступной и наглядной форме с привлечением методик мнемотехники для быстрого и качественного запоминания.
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2022, Биология, Тренировочные задания, 2022.
«Навигатор ЕГЭ» — это бесплатный ресурс, созданный на основе экзаменационных материалов прошлых лет с учетом изменений этого года. Это значит, что на сайте представлена актуальная информация о структуре и возможных заданиях.
Задание 7.
Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка). http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=E0955658F748AB4144253F24CF5832AC.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2022, Биология, Тренировочные задания, 2022 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 28.03.2022 09:26 UTC
Теги:
ЕГЭ по биологии :: 11 класс :: биология :: КИМ :: описание ЕГЭ :: навигатор по ЕГЭ :: подготовка к ЕГЭ :: ЕГЭ 2022
Следующие учебники и книги:
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Досрочный вариант
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Открытый вариант
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Методические материалы, Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В., Саленко В.Б.
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Методические рекомендации, Рохлов В.С., Федоров Д.А.
Предыдущие статьи:
- Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года, Биология, Рохлов В.С., Федоров Д.А., 2022
- ЕГЭ 2022, Биология, Методические материалы, Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В., Саленко В.Б.
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Тренировочный вариант №1
- ЕГЭ 2022, Биология, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант БИ2110103-04
Цитология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, а ещё эволюция и экология — полноценные научные дисциплины, которые входят в кодификатор ЕГЭ по биологии. Список длинный… Где же взять подробный материал по каждой из тем?
«Вингардиум Левиоса» во имя лёгких КИМов! Загадка разгадана, в этой статье разобрали 17 пособий и учебников для подготовки к ЕГЭ по биологии.
📚 Пособия и учебники с теорией по биологии
Среди пособий по подготовке к ЕГЭ по биологии универсальной книги нет. Выбирать придётся, исходя из индивидуальных предпочтений. Советуем обращать внимание на следующие критерии:
-
Уровень подготовки
Во время подготовки к ЕГЭ по биологии важно отслеживать свой уровень знаний, чтобы учебная литература полностью соответствовала вашим потребностям. Например, если вы начинаете подготовку с нуля, не пытайтесь вчитываться в сложные учебники и приобретите пособия базового уровня, где информация изложена простым языком. Изобилие научных формулировок вызовет страх и отсутствие интереса к предмету.
💡 Перед покупкой изучите демо-версию пособия в интернете и оцените, насколько вам понятен и приятен язык изложения выбранного вами автора.
-
Автор и его репутация
Важно учесть, насколько автор приближен к предмету: есть ли у него биологическое образование, знаком ли он с требованиями ЕГЭ по биологии, есть ли положительные отзывы о его работе среди других учеников и преподавателей.
-
Визуальное оформление
Выбранное пособие должно также визуально вам нравится, это облегчит занятия и повысит вашу эффективность. Обращайте внимание на оформление, качество бумаги, иллюстрации и стиль изложения.
Ниже мы собрали самые популярные пособия для подготовки к ЕГЭ по биологии. С выбором нам помог преподаватель биологии в онлайн-школе Вебиум Даниил Дарвин.
1️⃣ «Биология 10, 11 класс», А.В. Теремов, Р.А. Петросова
➕ Много теории
➕ Подробное объяснение различных механизмов, процессов
➕ Есть углублённая информация
➕ Картинки, схемы, рисунки, которые встречаются на ЕГЭ
➖ Для изучающих биологию с нуля информация может показаться сложной
Цена: 800–1000 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: углублённый
Практика: нет
Общее впечатление: 8/10
Учебники с большим количеством теории, вставками с дополнительной информацией и вопросами. Подходит для подробного изучения тем с базового уровня, повторения или дополнения к имеющимся знаниям.
2️⃣ «Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы», Т.А.Шустанова
➕ Много теории
➕ Есть иллюстрации, схемы, таблицы
➕ Есть тестовые задания
➖ Ориентировано на старшеклассников и абитуриентов, не подойдёт для подготовки с 9 класса
➖ Научный язык изложения, не для подготовки с нуля
Цена: 500–600 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: углублённый
Практика: да
Общее впечатление: 8/10
Пособие для поступающих на биологические, медицинские, педагогические, психологические, сельскохозяйственные, ветеринарно-санитарные, физкультурные, спортивные специальности, профили и направления обучения.
3️⃣ «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка», Д.А. Соловков
➕ Много теории
➕ Есть иллюстрации и схемы
➕ Вопросы в формате ЕГЭ
➕ Ответы к тестам
➕ Систематизированный материал
➕ Доступный язык изложения и удобное оформление
Цена: 800–1000 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: углублённый
Практика: да
Общее впечатление: 9/10
Материал систематизирован по разделам и темам: сначала компактно излагаются теоретические знания, далее для закрепления материала даются тесты по отдельным темам и по всему пройденному разделу, и в конце — итоговые тесты по всему курсу в формате ЕГЭ.
4️⃣ «Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ», Г.И. Лернер
➕ Удобно для повторения теории
➕ Есть схемы и иллюстрации
➖ Мало подробного объяснения
➖ Бывают ошибки
Цена: 300 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: да
Общее впечатление: 6/10
Справочник с теоретическим материалом по курсу биологии. Материал изложен кратко, в конце книги есть две тестовые работы с ответами.
5️⃣ «Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах», А.Ю. Ионцева
➕ Удобно для повторения теории
➕ Есть схемы и иллюстрации
➕ Схемы удобны для сравнения, анализа и запоминания
Цена: 200–400 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: нет
Общее впечатление: 7/10
Справочник с краткими материалами по биологии. Удобен, чтобы повторить или освежить тему в памяти, но не для подробного её изучения.
6️⃣ «Биология. Наглядный школьный курс» О.Ч. Мазур, Т.В. Никитинская
➕ Простой язык изложения
➕ Есть схемы, иллюстрации, таблицы
➕ Удобно для повторения
➖ Для полноценной подготовки к ЕГЭ информации может быть недостаточно
Цена: 300–400 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: нет
Общее впечатление: 6/10
Книга с основными темами школьного курса по биологии, материал дан кратко и систематизировано.
7️⃣ «Биология. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ», С.И. Колесников
Справочник ориентирован на подготовку к экзаменам. Материал систематизирован по разделам.
➕ Достаточно теории
➕ Есть схемы, рисунки, таблицы
➖ Есть темы не для ЕГЭ
Цена: 300–400 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: нет
Общее впечатление: 7/10
8️⃣ «Биология 9–11 класс», В.В. Пасечник
➕ Хорошая теория
➕ Есть рисунки, схемы
Цена: 900–1000 рублей
Ориентация на ЕГЭ: нет
Уровень: есть как базовый, так и углублённый
Практика: нет
Общее впечатление: 6/10
Учебники по школьной программе, некоторые разделы которых встречались в вопросах ЕГЭ 2021 года. Можно использовать в качестве дополнительного материала.
9️⃣ «Биология. Справочник для школьников и поступающих в вузы», Т.Л. Богданова, Е.Л. Солодова
Пособие для подготовки к выпускным и вступительным испытаниям.
➕ Достаточно теории, есть углублённая информация
➕ Много схем, таблиц, словарь терминов
➕ Вопросы для самоконтроля
Цена: 400–500 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: углублённый
Практика: да
Общее впечатление: 7/10
1️⃣0️⃣ «Биология. Репетитор», Даниил Дарвин
Удобное для подготовки к ЕГЭ с нуля пособие. Информация систематизирована под формат экзамена: в той последовательности, в которой она будет на ЕГЭ. Также разделы соответствует темам ЕГЭ и распределены по заданиям (от 1 до 28).
* Книга соответствует последовательности ЕГЭ 2021 года, в новом переиздание включены нюансы ЕГЭ 2022 года
➕ Понятный язык изложения и объяснения
➕ Есть схемы, иллюстрации, таблицы
➕ Вопросы для самопроверки
➕ Есть рекомендации по выполнению заданий
Цена: 300–400 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: да
Общее впечатление: 8/10
1️⃣1️⃣ «Биология в таблицах», О.А. Конобевская
Справочник с краткими материалами.
➕ Схемы, таблицы
➕ Удобно для повторения
Цена: 200–250 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: нет
Общее впечатление: 6/10
1️⃣2️⃣ «ЕГЭ 2022 Биология Готовимся к итоговой аттестации»
➕ Варианты в формате ЕГЭ 2022 года
➕ Типовые задания
➖ Мало теории, подойдёт только в качестве дополнения к подготовки
Цена: 300 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: да
Общее впечатление: 5/10
📚 Пособия по биологии для практики перед ЕГЭ
Изученную теорию нужно закрепить в долгосрочной памяти — для этого следует решать типовые задания по ЕГЭ и пробные варианты. Подойдут специальные пособия с практикой или бесплатные пробники.
Как работает наша память и что делать, чтобы запомнить всё для ЕГЭ, рассказываем в нашей статье «Запомнить всё для ЕГЭ: как работает память».
1️⃣ «Биология. Алгоритм выполнения типовых заданий», Т.В. Никитинская
В пособии описаны алгоритмы выполнения заданий.
➕ Инструкция пошагового выполнения заданий
➕ Практика оформления заданий в рамках ЕГЭ
➕ Примеры ошибок выполнения заданий с комментариями автора
Цена: 250–300 рублей
Ориентация на ЕГЭ: да
Уровень: базовый
Практика: да
Общее впечатление: 6/10
2️⃣ «ЕГЭ. Типовые варианты», В.С. Рохлов
➕ Варианты от составителей ЕГЭ
➕ Формат соответствующий экзамену
➖ Схожий формат вариантов (задания мало отличаются друг от друга)
Цена: 400–600 рублей
Соответствие ЕГЭ: 5/5
Сложность: 3/5
3️⃣ «600 заданий с ответами ЕГЭ 2022», Г.И.Лернер
➕ Задания разных типов
➕ Удобно прорабатывать конкретный тип задания
Цена: 200 рублей
Соответствие ЕГЭ: 5/5
Сложность: 4/5
4️⃣ «ЕГЭ-2022 Биология. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года» Кириленко, Колесников, Даденко
➕ Варианты различной сложности
➕ Есть словарь терминов
➕ Комментарии к сложным заданиям
Цена: 400 рублей
Соответствие ЕГЭ: 5/5
Сложность: 4/5
5️⃣ «ЕГЭ 2021. ФИПИ. Биология. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» Т.В. Мазяркина, С.В. Первак
➕ Формат соответствующий экзамену
➖ Схожий формат вариантов
Цена: 400 рублей
Соответствие ЕГЭ: 5/5
Сложность: 4/5
🌐 Интернет-ресурсы
Решать практические задания можно и при помощи интернет-ресурсов.
1️⃣ Варианты Стадград
➖ Сложные темы, не всегда соответствуют ЕГЭ
Соответствие ЕГЭ: 4/5
Сложность: 5/5
На канале Вебиума в Youtube преподаватели Даниил Дарвин и Марк Ламарк разобрали пробник ЕГЭ по биологии 2022 от Стадград.
2️⃣ Незнайка
➕ Тематические задания с ответами
➕ Тесты
➕ Ответы с пояснениями
3️⃣ Решу ЕГЭ
➕ Варианты прошлых лет
➕ Каждый месяц на сайте публикуется 15 новых вариантов
➖ Объяснения заданий не в формате ЕГЭ
➖ Базовый уровень сложности
4️⃣ Открытый банк заданий ФИПИ
➕ Реальные задания ЕГЭ
➖ Нет ответов к заданиям
6️⃣ Яндекс ЕГЭ
➕ Варианты различной сложности
➕ Можно прорабатывать конкретную линейку заданий
7️⃣ Экзамер
➕Тесты
➕Теория
8️⃣ Биоробот
➕ Большое количество заданий
➕ Алгоритм выявляет, в каких темах у вас возникают затруднения и подбирает задания для проработки
У нас в онлайн-школе Вебиум тоже много полезного для подготовки к ЕГЭ по биологии: в группе Вконтакте мы выкладываем полезные памятки и материалы по темама экзамена, на канале в YouTube— разбираем задачки прошлых лет, а на сайте можно пройти бесплатные пробники и записаться на курсы по отдельным темам.
Выбирайте удобные для себя пособия, ресурсы и двигайся к заветным баллам для поступления в любой в вуз (может быть, даже в Хогвартс) 👍
Как вы предпочитаете готовиться к ЕГЭ по биологии?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Чек-лист для подготовки к ЕГЭ по биологии
Материал по биологии
Задание 1
- Разделы биологии (генетика, цитология, физиология и т.д.).
- Уровни организации живой материи.
- Методы, применяемые в биологии.
- Свойства живого.
Задание 2
Задание, появившееся в ЕГЭ в прошлом году, в 2023 году останется без изменений. Тематика очень разнообразна, так как эксперименты в биологической науке можно поставить на тему любого раздела. Наибольшее внимание стоит уделить физиологии человека и растений.
Задание 3
Решение несложных биологических задач на определение:
- Количества хромосом в соматических и половых клетках животных.
- Количества половых хромосом и аутосом в клетках.
- Количества хромосом в гаметофите, спорофите, зиготе, зародыше, эндосперме и других тканях растений.
- Количество определенных нуклеотидов по правилу Чаргаффа
- определение количества тРНК, кодонов иРНК, аминокислот при биосинтезе белка
- Правило экологической пирамиды (правило 10%)
- Массы ДНК в разные периоды жизни клетки
- Различных количественных параметров, связанных с физиологией человека. Как пример, в демоверсии 2023 года, была предложена задача на определение продолжительности систолы предсердий.
Задание 4
Решение простой генетической задачи.
- Моногибридное скрещивание.
- Дигибридное скрещивание.
- Независимое наследование.
- Неполное доминирование.
- Сцепленное наследование.
- Анализирующее скрещивание.
- Решение задач на генеалогическое древо.
Задания 5,6,7,8
Два задания из этого блока посвящены теме «Клетка как биологическая система» и два «Организм как биологическая система», если задания 5 и 6 в определенном варианте будут затрагивать клетку, то задания 7 и 8 в этом варианте обязательно будут посвящены организму как биологической системе. Обращайте внимание на рисунки в учебниках. В заданиях 5 и 6 Вам могут достаться иллюстрации из любого учебника, рекомендованного для обучения в школе Министерством Образования. Задание 5 и 6 являются парными, то есть для работы с ними дана одна иллюстрация.
Для решения заданий этого блока Вам потребуется изучить весь учебник за 10 класс
- Строение и функции белков. Ферменты.
- Строение и функции липидов.
- Строение и функции углеводов.
- Строение и функции нуклеиновых кислот.
- АТФ.
- Минеральные вещества клетки, вода.
- Организация и функции мембраны.
- Цитоплазма.
- Клеточная стенка.
- Рибосомы. Полисомы.
- Клеточный центр. Центриоли. Микротрубочки. Органоиды передвижения.
- Вакуоли: запасающие, сократительные, пищеварительные.
- Аппарат Гольджи.
- Лизосомы.
- Эндоплазматическая сеть (ЭПС).
- Пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).
- Митохондрии.
- Ядро.
- Сравнение царств живой природы.
- Пластический и энергетический обмен в общем: основные процессы и результаты.
- Фотосинтез и хемосинтез.
- Самоудвоение ДНК.
- Транскрипция и трансляция.
- Энергетический обмен.
- Процессы интерфазы. Пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды интерфазы.
- Митоз и его фазы.
- Мейоз и его фазы.
- Гаметогенез.
- Оплодотворение и эмбриогенез.
- Типы размножения. Примеры полового и бесполого размножения.
- Типы постэмбрионального развития.
- Циклы размножения и развития зелёных водорослей.
- Циклы размножения и развития мхов.
- Циклы размножения и развития папоротников.
- Циклы размножения и развития голосеменных.
- Циклы размножения и развития покрытосеменных.
- Изменчивость наследственная и ненаследственная (модификационная, фенотипическая). Ядерная и цитоплазматическая изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Генные, геномные и хромосомные мутации.
- Селекция: виды отбора, полиплоидия, гетерозис, гибридизация.
- Биотехнология: клеточная, хромосомная, генная инженерия. Микробиология.
Подготовка к ЕГЭ по биологии 2023
Статьи
Задачи
Задания 9,10, 11 и 12 образуют единый блок «Многообразие организмов»
Задание 9 и 10 являются парными, для их решения дается один рисунок, задание 11 с выбором трех верных ответов из шести.
В данных заданиях проверяются знания строения, жизнедеятельности и систематики бактерий, грибов, растений, лишайников, животных и вирусов.
Вирусы:
- История открытия вирусов.
- Особенности строения ДНК- и РНК-содержащих вирусов (бактериофаги, вирус иммунодефицита человека, вирус гриппа).
- Цикл размножения бактериофага.
Бактерии:
- Особенности строения прокариотической клетки.
- Типы питания бактерий. Особенности строения цианобактерий.
- Размножение бактерий.
- Среда обитания бактерий, условия образования спор.
- Бактериальные заболевания человека.
Грибы:
- Особенности строения грибной клетки. Сравнение грибов с растениями и животными.
- Питание грибов. Микориза.
- Особенности строения, размножения и питания у дрожжей. Значение в хозяйственной деятельности человека.
- Сравнение плесневых грибов – мукора и пеницилла. Значение в круговороте веществ и медицине.
- Шляпочные грибы: строение, размножение. Трубчатые и пластинчатые грибы.
- Грибы-паразиты: фитофтора, спорынья, головня, трутовые грибы.
Лишайники:
- Строение лишайника, компоненты лишайника и их взаимосвязь.
- Знать наиболее распространенные примеры: ягель (олений мох), золотнянка, цетрария (исландский мох).
- Глобальное значение лишайников. Участие в сукцессиях и пищевых цепях.
Растения:
- Особенности строения клетки растения.
- Ткани растений.
- Корень: типы корневых систем, типы корней; внешнее строение корня; видоизменения корней; функции корней.
- Побег: строение и классификация почек, поперечный срез древесного и травянистого стебля, строение и функции листа. Видоизменения листьев и побегов.
- Вегетативное размножение растений: усами, отводками, корневищами, корнями, луковицами, черенками.
- Окучивание, окулировка, прививка.
- Цветок: строение обоеполого цветка. Типы околоцветников. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые цветки.
- Простые и сложные соцветия (схемы и примеры, особенно важно знать соцветия корзинку, кисть и колос).
- Отдел Зеленые водоросли. Знать одноклеточных представителей (хламидомонаду, хлореллу, хлорококка, преврококка, зоохлореллу). Строение хламидомонады и хлореллы. Половое и бесполое размножение хламидомонады. Многоклеточные зеленые водоросли: спирогира, улотрикс, их циклы размножения.
- Отдел Бурые водоросли: отличия от зеленых, способность накапливать йод. Представители: ламинария (морская капуста), фукус, цистозейра.
- Отдел Красные водоросли: особенности строения связанные с глубоководным образом жизни. Представители: анфельция, порфира, филлофора.
- Первые растения суши: Риниофиты и Псилофиты, ароморфозы, связанные с выходом на сушу.
- Отдел Мохообразные: особенности строения, жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Сфагнум: строение листа, значение.
- Общие черты отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротникообразные, сравнение с Мохообразными. Жизненный цикл папоротника щитовника мужского. Каменный уголь. Семенные папоротники.
- Ароморфозы Голосеменных растений, особенности строения (адаптации к экономии влаги, строение стебля и типы корневых систем Голосеменных). Жизненный цикл. Представители.
- Ароморфозы Покрытосеменных (Цветковых) растений. Спорогенез и гаметогенез, двойное оплодотворение. Отличия однодольных и двудольных растений. Особенности цветка, соцветий, плодов, представители семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Бобовые (Мотыльковые), Астровые (Сложноцветные), Лилейные, Злаковые (Мятликовые).
Животные:
- Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Особенности строения амёбы обыкновенной и эвглены зеленой. Питание, дыхание, размножение. Образование цисты у амёбы. Паразитические представители: дизентерийная амёба, трипаносома (пути заражения, цикл развития).
- Тип Инфузории (Ресничные). Особенности строения и размножения инфузории туфельки. Разнообразие инфузорий.
- Тип споровики. Малярийный плазмодий: цикл развития, способы заражения.
- Тип кишечнополостные: особенности строения кишечнополостных (строение энтодермы и эктодермы, роль и структура мезоглеи), симметрия, нервная система, особенности пищеварения, дыхания, размножения и развития. Регенерация Кишечнополостных. Класс гидроидные: гидра пресноводная (питание, передвижение, размножение половое и бесполое). Класс Сцифоидные медузы: особенности строения, цикл развития, представители. Класс Коралловые полипы: отличия от других классов Кишечнополостных, представители, образование рифов и атоллов.
- Тип Плоские черви: Отличия двухсторонней симметрии (билатеральной) от радиальной (лучевой). Строение (знать обозначения на поперечном срезе плоского червя, значение паренхимы), роль появления мезодермы, особенности пищеварения, нервной системы, дыхания, выделения, размножения. Планарии: среда обитания, питание, развитие.
- Паразитические Плоские черви. Класс Сосальщики: особенности питания и дыхания печеночного сосальщика, цикл развития печеночного сосальщика. Класс Ленточные черви: особенности строения, пищеварение и дыхания. Отличия бычьего цепня от свиного. Цикл развития бычьего цепня (солитера). Эхинококк.
- Тип Круглые черви: кожно-мускульный мешок, полость тела, пищеварительная, нервная, выделительная, половая системы, дыхание. Цикл развития аскариды человеческой и острицы детской. Знать, что к паразитическим круглым червям относится ришта, трихинелла, нитчатка Банкрофта (вызывающая сонную болезнь).
- Тип Кольчатые черви: кожно-мускульный мешок, органы передвижения, полость тела, нервная, выделительная, дыхательная, кровеносная системы, метамерность. Класс Малощетинковые черви: значение дождевых червей в почвообразовании, особенности дыхания и размножения. Класс Многощетинковые: отличия от малощетинковых, особенности размножения и развития. Класс Пиявки: приспособления к паразитическому образу жизни.
- Тип Моллюски (Мягкотелые): симметрия, полость тела, роль раковины, особые органы – мантия и радула. Особенности пищеварительной, дыхательной, нервной, кровеносной, выделительной, половой систем. Класс Брюхоногие: виноградная улитка, малый прудовик, голый слизень. Размножение морских и сухопутных Брюхоногих. Класс Двустворчатые: особенности строения, связанные с малоактивным образом жизни, фильтрация, сифоны. Личинки двустворчатых. Представители: мидия, беззубка, перловица. Класс Головоногие: прогрессивные черты строения , размножение, забота о потомстве. Глаз осьминога как аналог глаз хордовых животных. Представители: кальмар, каракатица, осьминог, наутилус, аммониты.
- Тип Членистоногие: наружный скелет, мышцы, сегментация, полость тела, особенности строения конечностей, нервная, кровеносная системы. Сравнение классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые по следующим признакам: среда обитания, части тела, количество конечностей и их расположение, усы, глаза, органы дыхания, состав крови, органы выделения, размножение и развитие. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (в каждом отряде знать по три примера).
- Общая характеристика хордовых животных: особенности эмбрионального развития, расположения органов. Строение ланцетников: черты беспозвоночных и хордовых. Образ жизни Ланцетника.
- Надкласс Рыбы, общая характеристика: приспособления к воде, части тела, особенности организации органов чувств, отделы скелета костистой рыбы, кровеносная система, особенности строения сердца, дыхательная система рыб, нервная система, особенности строения мозга, органы выделения и размножения. Сравнение Костистых и Хрящевых рыб по признакам: покровы, наличие жаберных крышек, скелет, наличие плавательного пузыря, строение хвостового плавника, расположение рта, расположение парных плавников, оплодотворение, развитие. Представители Костистых и Хрящевых рыб. Двоякодышащие рыбы, латимерия. Ароморфозы надкласса Рыбы.
- Класс Земноводные (Амфибии). Приспособления к водному и наземному образу жизни. Общая характеристика земноводных: особенности строения кожи, функции слизи, отделы позвоночника, пояса конечностей, кости конечностей, строение черепа (особенности среднего уха), особенности дыхательной системы, характеристика легких, механизм вдоха и выдоха; особенности кровеносной системы, строение сердца, круги кровообращения, характеристика состава крови, идущей от сердца к органам; строение мозга лягушки, особенности пищеварительной, выделительной и половой систем, клоака, цикл развития лягушки, сравнение взрослой лягушки и головастика. Представители Бесхвостых, Хвостатых, Безногих земноводных. Ароморфозы класса. Происхождение земноводных.
- Класс Рептилии (Пресмыкающиеся): строение скелета рептилий (особенности шейных позвонков), особенности кожи, дыхания (характеристика дыхательных путей и легких), кровеносной системы (строение сердца, особенности крови), особенности строения мозга рептилий, выделительная система, особенности размножения, яйцевые оболочки. Представители Чешуйчатых, Крокодилов, Черепах. Приспособления рептилий к экономии воды. Ароморфозы класса. Происхождение рептилий.
- Класс Птицы, общая характеристика: покровы, особенности скелета (облегчение и упрочнение костей, киль, цевка, пряжка, особенности таза, череп), кровеносной, дыхательной (характеристика легких, функции воздушных мешков), нервной систем, пищеварительной, выделительной и половой систем. Выводковые и гнездовые птенцы. Роль сезонных миграций. Адаптации к полёту. Ароморфозы класса Птицы. Происхождения птиц.
- Класс Млекопитающие (Звери). Основные ароморфозы: развитие детенышей и забота о потомстве, покровы, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, опорно-двигательная, нервная системы. Представители и особенности отрядов Млекопитающих (Яйцекладущие, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы). Происхождение млекопитающих.
Задание 12
Установление последовательности систематических таксонов.
Для его решения необходимо знать систематику животных и растений
Задания 13, 14, 15 и 16 посвящены основам анатомии и физиологии человека.
Задания 13 и 14 теперь тоже стали парными, задание 15 с выбором трех верных ответов, задание 16 на установление верной последовательности процессов в организме человека (дыхание, кровообращение, обмен веществ и так далее)
Для решения этих заданий необходимы знания по следующим темам:
- Ткани человека. Основные группы тканей: эпителиальная (многослойный ороговевающий и неороговевающий, железистый, мерцательный или ресничный, обменный); соединительная ткань (хрящевая, костная, кровь, плотная волокнистая и рыхлая волокнистая); мышечная ткань (гладкая, поперечнополосатая, сердечная); нервная ткань, строение нейрона.
- Нервная система: значение, анатомическая классификация (центральная и периферическая нервная система), функциональная классификация (автономная (вегетативная) и соматическая нервная система; парасимпатический и симпатический отдел автономной нервной системы, влияние на органы и системы). Синапсы с химическим механизмом передачи нервного импульса. Особенности строения спинного мозга, серое и белое вещество спинного мозга, спинномозговые рефлексы (функции двигательных, вставочных, чувствительных нейронов). Головной мозг: различать на рисунке основные отделы мозга, знать их функции. Функциональные зоны коры больших полушарий. Условные и безусловные рефлексы. Условное и безусловное торможение. Фазы сна. Сигнальные системы. Типы темперамента.
- Анализаторы. Центральный, проводниковый и периферический отделы анализаторов. Строение глаза, оптическая и рецепторная функция глаза. Близорукость и дальнозоркость. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо и их структуры. Вестибулярный аппарат, его строение и функции.
- Классификация желез (эндокринные, экзокринные и смешанные). Гуморальная (эндокринная) система человека, сравнение с нервной системой. Гормоны гипофиза и их функции. Гипоталамо-гипофизарная система. Гормоны эпифиза, щитовидной, вилочковой желез, надпочечников, эндокринная функция поджелудочной железы. Гипо- и гиперфункции.
- ОДС (опорно-двигательная система): Кости черепа (названия костей, входящих в лицевой и мозговой отделы, парные и непарные кости черепа). Количество позвонков в разных отделах позвоночника, отличия позвонков разных отделов. Кости, образующие грудную клетку. Кости образующие пояса конечностей. Кости входящие в верхнюю и нижнюю свободную конечность. Элементарный состав костей (органические и неорганические вещества и их значение). Трубчатые, губчатые и плоские кости. Строение трубчатой кости. Соединения костей: подвижное, неподвижное и полуподвижное. Строение сустава. Виды переломов, первая помощь. Свойства мышц, динамическая и статическая работа, механизм сокращения мышц.
- Компоненты внутренней среды организма, их взаимосвязь, гомеостаз. Отличия крови от плазмы и сыворотки. Типы растворов, вводимых в кровь (физиологический, гипотонический, гипертонический). Классификация форменных элементов крови. Сравнение эритроцитов и лейкоцитов (количество, форма тела, размер, передвижение, обнаружение в тканях, основные белки, наличие ядра, длительность жизни). Функции эритроцитов, окси-, карб-, карбоксигемоглобин. Виды лейкоцитов и их функции. Теории иммунитета Мечникова и Эрлиха. Классификации иммунитета (врожденный и приобретенный, естественный и искусственный, активный и пассивный, специфический и неспецифический, клеточный и гуморальный). Группы крови и резус-фактор, переливание крови. Роль тромбоцитов в свертывании крови, последовательность этого процесса. Болезни, связанные с кровью (малокровие, СПИД, гемофилия). Строение сердца, сравнение артерий вен и капилляров. Круги кровообращения. Сердечный цикл, однонаправленное движение крови. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Функции лимфатической системы, отличия от кровеносной системы.
- Дыхательная система. Верхние и нижние дыхательные пути. Строение и функции носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи и бронхов. Строение легких. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Заболевания дыхательных путей и пазух черепа, туберкулез, дифтерия.
- Пищеварительная система. Функции губ, зубов, состав и функции слюны. Строение зуба, кариес и его предупреждение. Последовательность акта глотания. Строение пищевода. Строение желудка, состав и функции желудочного сока. Строение тонкого кишечника, роль в пищеварении двенадцатиперстной кишки. Состав и роль панкреатического сока. Состав и роль желчи, непищеварительные функции печени. Всасывание веществ в тонком кишечнике. Особенности строения и процессы, происходящие в толстом кишечнике. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.
- Определение понятия «витамины». Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Источники витаминов, функции, авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы.
- Органы мочевыделительной системы. Строение почки, корковое и мозговое вещество, лоханка. Строение нефрона. Первичная и вторичная моча, сравнение с составом крови, ультрафильтрация и реабсорбция. Регуляция работы почек. Заболевания почек.
- Кожа. Особенности строения и функций эпидермиса, дермы и гиподермы. Обморожения и первая помощь. Стригущий лишай, чесотка, педикулёз.
- Половая система человека. Созревание половых клеток, оплодотворение и развитие плода.
Задания 17
- Критерии вида
- Эволюция живых систем: Развитие эволюционных идей, вклад Дарвина и Ламарка в развитие науки. Синтетическая теория эволюции. Естественная и искусственная систематика организмов. Доказательства эволюции: химические, генетические (молекулярно-генетические), эмбриологические (закон зародышевого сходства, биогенетический закон), сравнительно-анатомические (гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы, переходные формы), палеонтологические (филогенетические ряды, ископаемые переходные формы), биогеографические доказательства.
- Движущие силы (факторы) эволюции: изменчивость, борьба за существование (внутривидовая, межвидовая, борьба с условиями среды), естественный отбор (движущий, стабилизирующий, разрывающий), дрейф генов, популяционные волны, миграции, изоляция и её формы.
- Направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Конвергенция и дивергенция, параллелизм. Микро- и макроэволюция. Результаты эволюции – различные приспособления (окраска, форма тела, поведение, физиология).
- Эволюционное развитие человека (антропогенез). Доказательства того, что человек – животное. Отличие человека от других животных, социальные факторы эволюции. Особенности строения и поведения Австралопитека, Человека умелого, Человека прямоходящего, Неандертальца, Кроманьонца. Человеческие расы.
- Теории происхождения жизни на Земле: креационизм, теория самозарождения, теория панспермии, теория биопоэза. Основные этапы неорганической эволюции, теория Опарина-Холдейна. Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Геохронологическая шкала. Развитие жизни в разные периоды и эры.
Задания 18
Экология:
- Среда обитания. Адаптации животных и растений к разным средам обитания (к свету, температуре, влажности, сезонным изменениям). Факторы среды. Купол толерантности. Правило минимума.
- Типы взаимодействий организмов: мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм, хищничество, паразитизм, конкуренция.
- Экосистемы естественные и искусственные. Цепи и сети питания. Трофические уровни. Круговорот веществ. Правило экологической пирамиды. Смены экологических сообществ.
- Учение о биосфере. Вещество костное, биокостное, биогенное, живое. Функции живого вещества: концентрационная, газовая, окислительно-восстановительная. Биомы.
Задания 19
- Эволюция живой природы или экология (все темы, необходимые для решения заданий 17 и 18)
Задание 20
- Установить верную последовательность практически по любой теме общей биологии. Наиболее популярными в этом задании будут цепи питания, последовательности появления ароморфозов, возникновение и развитие жизни на Земле.
Задание 21
- Заполнение пропусков в таблице (любая тема курса биологии).
Задание 22
- Работа с таблицами и графиками (темы не важны, нужно уметь анализировать только то, что дано на рисунке/в таблице/на графике)
Задания второй части (с развернутым ответом)
Задание 23 и 24
- Эти задания теперь тоже являются парными и основаны на анализе эксперимента. Нужно знать, какие переменные являются зависимыми, а какие – независимыми. В этом году появились новые термины: нулевая гипотеза и отрицательный контроль.
Задание 25
- Задание с изображением биологического объекта или задания на геохронологическую таблицу.
Задача 26
- Задания на темы: «Человек и его здоровье» и «Многообразие организмов».
Задание 27
- Задания на любые темы общей биологии (все, что есть в учебниках за 10 и 11 класс)
Задание 28
Решение задач по цитологии:
- Наборы хромосом в разных клетках.
- Задачи на биосинтез белка.
Задача 29
Генетическая задача (все, что встречалось и не встречалось в 10 классе):
- Независимое наследование. Законы наследования Г. Менделя
- Неполное доминирование (промежуточное наследование признаков)
- Множественный аллелизм
- Влияние неаллельных генов на экспрессию друг друга
- Сцепленное наследование в аутосомах
- Наследование, сцепленное с полом
- Голандрический тип наследования (гены, сцепленные с Y-хромосомой)
- Псевдоаутосомное наследование (гены сцепленные как с X, так и с Y-хромосомами)