Как помочь школьникам и студентам во время перегрузок
«Учеба это тяжелый труд, дети сегодня работают наравне со взрослыми, иногда и поболее. Учатся на один день больше, все выходные делают уроки».
– Александр Саверский, глава Общероссийской лиги защиты пациентов.
По данным Центра здоровья детей РАМН число учеников с нарушениями здоровья выросло на 26% с 2008 года. В старшей школе статистика детской заболеваемости в два раза выше, а у 47% школьников проблемы со здоровьем являются хроническими.
Что происходит с детьми?
Темпы роста требований рынка труда к выпускникам школ и вузов растут быстрее, чем дети успевают к ним адаптироваться. Раньше девятикласснику хватало пять-шесть уроков. Теперь хорошо, если ребенок приходит домой после восьмого, а ведь у него могут быть и другие занятия.
Перед каждым серьезным экзаменом темпы обучения возрастают еще больше, ребенок может не успевать перестроиться, из-за чего переутомляется. Ослабевает нервная система ребенка, снижается сопротивляемость инфекциям. Организм молодых людей приспосабливается к перегрузкам, потому важно уметь разглядеть их со стороны.
Как понять, что у ребенка перегрузка
- Сон. Ребенок долго не засыпает или стал засыпать днем, хотя раньше такого не было;
- Аппетит стал неадекватный: пониженный или повышенный;
- Головные боли, повышенное давление. От головной боли страдают 70% школьников;
- Вредные привычки – школьник грызет ручки, ногти;
- Ухудшение памяти. Школьник теряется, не может сориентироваться в обстановке, запинается при разговоре;
- Усилия перестают давать результат. Ребенок стал чаще ошибаться;
- Гиперактивность, капризность, агрессия. Младшие школьники становятся слишком подвижными, обучающиеся в более старших классах или студенты – агрессивными;
- Измотанный вид. Этот признак перегрузки у молодых людей проявляется в последнюю очередь.
Перегрузка осложняется тем, что у детей другие приоритеты, для них школа и вуз – площадка для социализации. Они дружат, влюбляются, это отнимает силы и время, которые не учитываются в школьной программе.
Школьники и студенты учатся жить в стрессе, не учатся на уроках. Информации поступает больше, чем они могут усвоить.
Умственная перегрузка
Информационный стресс сказывается на памяти и внимании ребенка. Часто чтобы успеть везде студенты и ученики пропускают завтрак. В Москве 60% детей теряют в весе к концу первой четверти, хотя растущий организм, казалось бы.
Опросы НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН показали, что 40% учащихся не завтракают. Получается, они голодные целый день, в лучшем случае где-то перехватывают еду, а полноценный прием пищи случается глубоко за полдень.
Уделите внимание питанию ребенка. В меню всегда должно быть достаточно:
- белка (рыба, творог);
- сложных углеводов (крупы, хлеб);
- витаминов (овощи, фрукты, ягода);
- жирных кислот (орехи).
Помогите ребенку найти время для прогулок на свежем воздухе, физических активностей. В школах приходится много сидеть, есть проблемы с нехваткой движения. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на работе мозга. Сосуды расширяются, в важные системы организма поступает больше кислорода. У ребенка улучшается самочувствие, он лучше справляется с внутренним напряжением, достигает больших побед в учебе.
Эмоциональная перегрузка
Не только учебная нагрузка может спровоцировать у ребенка эмоциональный стресс. Учителя и родители возлагают большие ожидания. Ребенок не идеален и в какой-то момент ошибается, но подвести авторитетных для него людей он тоже не может. Если не налажен контакт ребенка со взрослыми, он начинает копить поражения в себе.
Умерьте пыл требований по поводу оценок, достижений в спорте. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте становиться лучше в том, что он любит и делает хорошо. Позвольте ему иметь свою жизнь, но не в ущерб отдыху. Спать молодежи нужно 8-9 часов.
Поддерживайте ученика. Поощряйте успехи, не наказывайте за неудачи. Эмоциональная поддержка особенно важна в период экзаменов.
При перегрузках у ребенка растет тревожность, сменяемая агрессией. Он не знает, как решить все свои задачи и заботы. Помогите ему, выведите на контакт, дайте облегчить свою ношу. Узнав, что его тревожит, вы сможете помочь ребенку реально. Может, ему не нравятся какие-то дополнительные занятия, секции и он боится вас разочаровать. Словом и делом помогайте, проводите с ребенком время.
«Оживляющая» гимнастика
- Потянуться сидя или стоя, улыбнуться
- Сделать 5 глубоких вдохов и выдохов, на 2 последних задержать дыхание на несколько секунд
- Быстро поморгать глазами 50-60 раз, широко улыбнуться
- Ладонью рабочей руки растереть переносицу до появления тепла в нижней части лба
- Сильно сжать руки в кулаки 5-6 раз, улыбнуться широко 2 раза
- Выгнуться назад при поднятых вверх руках, улыбнуться
- Поочередно напрягать мышцы ступней, голеней и бедер, затем – кистей, рук, спины – 3 раза
- Глубоко и спокойно подышать через нос (вдох до напряжения крыльев носа, затем – медленный выдох) – 3-4 раза
- Выпрямить спину и выполнить 5 полукруговых движений головой в разные стороны
Способы снятия эмоционального напряжения
- Бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами
- Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или бумажную «трубу»
- Пинать ногой подушку или консервную банку
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу
- Прыгать изо всех сил (на батуте)
- Перебирать в руках антистрессовые игрушки
- «Цапля»: постоять на одной ноге, поджав под себя другую.
- «Ветряная мельница»: поставить ноги в одну линию и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение 30 секунд.
- «Слон»: пройтись или пробежаться по комнате как слон (опора на вытянутые руки и выпрямленные ноги – не сгибать их в коленных суставах).
- «Дерево»: ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями, в такой позе постоять 1–2 минуты.
Адаптация ребенка к высоким нагрузкам в школе
Статьи
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра» № 1, 2019 (февраль) , стр. 8-12
Л. М. Кузенкова1, д-р мед. наук, проф., Н. Н. Заваденко2, д-р мед. наук, проф., Н. Ю. Суворинова2, канд. мед. наук, доц.
1ФГАУ «Научный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва
2ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России, Москва
Резюме: в статье говорится об исследованиях, показывающих эффективность и возможность применения препарата Пантогам® в терапии психоневрологических расстройств у детей. Пантогам® рекомендован в составе нейрометаболической коррекции для улучшения психосоматического здоровья детей, как имеющих функциональные расстройства нервной системы, так и здоровых, в качестве адаптогена в период высоких нагрузок в школе.
Ключевые слова: адаптация ребенка к школе, когнитивные нарушения, психовегетативный синдром, астения, Пантогам®
Summary: the article deals with studies, showing the effectiveness and possibility of using Pantogam in treatment of neuropsychiatry children’s disorders. Pantogam is recommended as a part of neurometabolic correction for children to improve the psychosomatic health which are having functional disorders of the nervous system; also for health persons as an adaptogen during high school loads.
Keywords: child’s adaptation to school, cognitive disorders, psychovegetative syndrome, asthenia, Pantogam
В последние годы отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих сложности в обучении. Выявление провоцирующих факторов, влияющих на успеваемость, профилактика и лечение когнитивных нарушений становятся ежедневной практикой не только неврологов, но и врачей общей практики [1].
Высшие когнитивные функции — восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы — являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества, залогом адекватной адаптации к окружающим условиям. В настоящее время когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30-56% здоровых школьников. Связано это в первую очередь с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками в период обучения при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка. Астения во второй половине учебного года также вносит свой вклад в нарушение процесса обучения и усвоения школьных знаний. Вегетативные расстройства проявляются, как правило, головной болью, головокружением, повышенной утомляемостью, сниженным эмоциональным фоном. Такое сочетание парциального дефицита когнитивных функций и вегетативных нарушений приводит к снижению качества жизни ребенка и образует своего рода патологический круг.
Клинически такие нарушения проявляются в форме трех основных синдромов:
- психовегетативный синдром (характеризуется избыточным реагированием в стрессовой ситуации, проявляется соматовегетативными нарушениями (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, учащенное мочеиспускание) и эмоциональными расстройствами (тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, запинки в речи, нарушения сна));
- астеноневротический синдром (проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители),
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (характеризуется снижением внимания, неусидчивостью и нарушением сна у детей).
Для коррекции психоневрологических расстройств в детской практике используют, как правило, ноотропные препараты. Безусловно, прямое активирующее влияние на обучение, внимание, память, умственную деятельность — необходимое условие лечения когнитивных расстройств, однако большинство ноотропных препаратов не обладают вегетостабилизирующим действием и в их действии на ЦНС преобладает психостимулирующий эффект.
Рисунок 1. Свойства и преимущества назначения препарата Пантогам®
Особое место среди ноотропных препаратов занимает Пантогам® (ООО «ПИК-ФАРМА»), оказывающий мягкое психостимулирующее и умеренно транквилизирующее действие на ЦНС.
Препарат Пантогам® обладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других ноотропных препаратов (рис. 1):
- действующим веществом Пантогама является гопантеновая кислота — производное ГАМК, основного тормозного нейромедиатора центральной нервной системы;
- благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер;
- Пантогам® практически не метаболизируется организмом, и его фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не ее фрагментов;
- оказывает прямое влияние на ГАМКрецепторно-канальный комплекс и активирующее влияние на синтез ацетилхолина;
- способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах;
- сочетает мягкий психостимулирующий и умеренный седативный эффекты, что позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка;
- обладает вегетостабилизирующим действием;
- может применяться у детей с эпилепсией;
- применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.
Наличие у Пантогама двух лекарственных форм — таблеток и 10%-го сиропа — позволяет применять препарат у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Проведено большое количество исследований, подтверждающих эффективность Пантогама в коррекции психоневрологических нарушений у детей.
В 2004 г. в ГУ НЦЗД РАМН проведено исследование эффективности применения Пантогама (сироп 10%) в суточной дозе 30-50 мг/кг массы тела в сутки для коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста в период учебного года. На фоне приема препарата отмечалось улучшение показателей внимания и памяти, скорости сенсомоторных реакций (рис. 2).
Рисунок 2. Исследование эффективности применения Пантогама: влияние на память и внимание
Влияние Пантогама на память и внимание
Рисунок 3. Исследование эффективности применения Пантогама: динамика различных показателей у детей с СДВГ
Динамика показателей у детей с СДВГ на фоне лечения Пантогамом
На основании полученных результатов было сформировано методическое пособие для врачей, где Пантогам® рекомендован в составе нейрометаболической коррекции для улучшения психосоматического здоровья детей, как имеющих функциональные расстройства нервной системы, так и здоровых в качестве адаптогена в период высоких нагрузок [2].
Другое исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, показало выраженный эффект Пантогама в дозировке 500-750 мг в сутки для коррекции психовегетативного синдрома у детей. После курса Пантогама достоверно уменьшились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений (эмоциональной лабильности, тревожности, раздражительности и нарушения сна) также достоверно снижалась [3].
Также в 2007 г. в ГУ НЦЗД РАМН было проведено исследование эффективности Пантогама при аллергическом рините, которое показало, что назначение Пантогама совместно с базисной противовоспалительной терапией круглогодичного аллергического ринита значительно эффективнее повышает параметры качества жизни детей, страдающих аллергическим ринитом [4].
Большая часть исследований связана с оценкой эффективности применения Пантогама при СДВГ. В фармакотерапии СДВГ отечественными специалистами традиционно используются препараты ноотропного ряда, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей с СДВГ когнитивные функции (внимания, памяти, регуляции, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса).
В 2004 г. в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН была проведена работа по оценке эффективности и безопасности Пантогама при СДВГ. На фоне приема препарата отмечалось улучшение показателей скоростей сложных сенсомоторных реакций, что свидетельствовало об увеличении темпов психомоторной деятельности, повышении показателей кратковременной зрительной памяти и распределении и переключении внимания [5].
В 2011 г. на кафедре неврологии педиатрического факультета РГМУ им. Н.И. Пирогова (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова») было проведено исследование эффективности длительной терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей препаратом Пантогам®. Было выявлено выраженное снижение гиперактивности, импульсивности, улучшение параметров внимания на фоне приема Пантогама в дозе 20-30 мг/кг в сутки в течение 6 месяцев (рис. 3) [6].
Поскольку современные подходы к фармакотерапии СДВГ основываются на принципах доказательной медицины, недавно было успешно завершено многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование гопантеновой кислоты (Пантогама) в фармакотерапии СДВГ продолжительностью 4 месяца у детей 6-12 лет [7]. В четырех клиниках (двух неврологических и двух психиатрических) амбулаторно проводилось обследование 45 пациентов, получавших Пантогам® (1-я группа) и 44 — плацебо (2-я группа). Пантогам® назначался в таблетках по 250 мг в терапевтической дозе 30 мг/кг массы тела ребенка, разделенной на 2 приема, в течение 4 месяцев. При оценке состояния пациентов в динамике учитывались суммы баллов по шкалам СДВГ-DSM-IV [8], общего клинического впечатления CGI-ADHD-severity [9], функциональных нарушений WFIRS-P [10], результаты выполнения корректурной пробы. Терапевтическая эффективность Пантогама при СДВГ у детей в сравнении с плацебо проявилась выраженной тенденцией к увеличению доли пациентов с положительной динамикой (уменьшением общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25%) к окончанию 3-го и 4-го месяцев терапии: ответ на терапию достигался у 66,7% и 68,9% соответственно, тогда как в группе плацебо -у 52,3 и 61,4%. Одновременно при лечении препаратом Пантогам® статистически значимо снижалась тяжесть заболевания по шкале общего клинического впечатления, по сравнению с плацебо. Пантогам® через 4 мес. терапии в сравнении с плацебо уменьшал выраженность функциональных нарушений по 4 из 6 разделов шкалы WFIRS-P: «Семья», «Учеба и школа», «Самооценка ребенка» и «Поведение, сопряженное с риском». Кроме того, препарат Пантогам® улучшал у детей с СДВГ показатели поддерживаемого внимания в корректурной пробе (качество и скорость выполнения) в сравнении с плацебо. При этом препарат имел благоприятный профиль безопасности и не отличался от плацебо по частоте нежелательных явлений.
Таким образом, обобщая проведенные исследования, можно сделать вывод, что препарат Пантогам® является высокоэффективным средством и обладает рядом преимуществ в терапии психоневрологических расстройств у детей и может служить адаптогеном в период учебного года у детей школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральное руководство по детской неврологии / Под ред. B.И. Гузевой. М.: Специальное издательство медицинских книг, 2016. 656 с.
- Маслова О.И., Студеникин В.М., Чибисов И.В. и др. Эффективность применения препарата Пантогам® сироп 10% (гопантеновая кислота) в коррекции когнитивных расстройств у детей // Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3. № 4. С. 2-6.
- Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Куприянова Т.А. Пантогам® как средство профилактики пограничных психических расстройств у детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков: Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2004. № 2. C. 59-64.
- Томилова А.Ю., Намазова Л.С. и др. Влияние комплексной терапии на качество жизни детей с аллергическим ринитом // Педиатрическая фармакология. 2007. Т. 4. № 2.
- Кузенкова Л.М., Маслова О.И. Пантогам® в лечении неврологических заболеваний у детей // Практика педиатра. 2007. № 1. С. 19-22.
- Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011. Т. 4. № 10. С. 28-32.
- Заваденко Н.Н. и др. Фармакотерапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого исследования гопантеновой кислоты // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017. № 117 (5). С. 39-45.
- DuPaul G.J. et al. ADHD Rating Scale-IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpretations. New York: Guilford, 1998, 80 p.
- Busner J., Targum S.D. The Clinical Global Impressions Scale: Applying a Research Tool in Clinical Practice // Psychiatry (Edgmont). 2007. № 4 (7): 28-37
- Weiss M.D., Wasdell M.B., Bomben M.M. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P) / BC Children’s Hospital: 2004, 10 p.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Пантогам® (Pantoham®)
💊 Состав препарата Пантогам®
✅ Применение препарата Пантогам®
Описание активных компонентов препарата
Пантогам®
(Pantoham®)
Приведенная научная информация является обобщающей и не может быть использована для принятия
решения о возможности применения конкретного лекарственного препарата.
Дата обновления: 2022.03.01
Владелец регистрационного удостоверения:
Контакты для обращений:
ПИК-ФАРМА ООО
(Россия)
Код ATX:
N06BX
(Другие психостимуляторы и ноотропные препараты)
Лекарственные формы
Пантогам® |
Таб. 250 мг: 50 шт. рег. №: ЛС-000339 |
|
Таб. 500 мг: 50 шт. рег. №: ЛП-000860 |
Форма выпуска, упаковка и состав
препарата Пантогам®
Таблетки белого цвета, плоскоцилиндрические, с фаской и риской.
Вспомогательные вещества: метилцеллюлоза — 0.8 мг, кальция стеарат — 3.1 мг, магния гидроксикарбонат — 46.8 мг, тальк — 9.3 мг.
10 шт. — упаковки ячейковые контурные (5) — пачки картонные.
Таблетки белого цвета, плоскоцилиндрические, с фаской и риской.
Вспомогательные вещества: метилцеллюлоза — 1.6 мг, кальция стеарат — 6.2 мг, магния гидроксикарбонат — 93.6 мг, тальк — 18.6 мг.
10 шт. — упаковки контурные ячейковые (5) — пачки картонные.
Фармакологическое действие
Спектр действия связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием на ГАМКБ-рецептор-канальный комплекс.
Обладает ноотропным и противосудорожным действием.
Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации прокаина (новокаина) и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних.
Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.
Фармакокинетика
Быстро всасывается из ЖКТ.
Наибольшие концентрации создаются в печени, почках, стенке желудка, коже. Проникает через ГЭБ.
Не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 ч. 67.5% принятой дозы выводится почками, 28.5% — с калом.
Показания активных веществ препарата
Пантогам®
- когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга, в т.ч. при последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм, и невротических расстройствах;
- в составе комплексной терапии при органической церебральной недостаточности у пациентов с шизофренией;
- экстрапирамидные нарушения (в т.ч. миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков;
- эпилепсия с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами;
- психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
- нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез);
- детям с задержкой развития (психического, речевого, моторного или их сочетания), в т.ч. на фоне перенесенной перинатальной энцефалопатии;
- различные формы детского церебрального паралича;
- гиперкинетические расстройства у детей (в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания);
- неврозоподобные состояния у детей (при тиках, заикании, преимущественно при клонической форме).
Режим дозирования
Способ применения и режим дозирования конкретного препарата зависят от его формы выпуска и других факторов. Оптимальный режим дозирования определяет врач. Следует строго соблюдать соответствие используемой лекарственной формы конкретного препарата показаниям к применению и режиму дозирования.
Принимают внутрь через 15-30 мин после еды. У детей старше 3 лет применяют таблетки, в более раннем возрасте рекомендуют сироп.
С учетом ноотропного действия следует принимать предпочтительно в утренние и дневные часы (до 17 ч).
Для взрослых разовая доза составляет 0.25-1 г, суточная — 1.5-3 г.
Для детей разовая доза составляет 0.25-0.5 г, суточная — 0.75-3 г.
Курс лечения составляет 1-4 месяца, в отдельных случаях — до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев можно провести повторный курс лечения.
При когнитивных нарушениях при органических поражениях головного мозга, в т.ч. при последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм, невротических расстройствах назначают по 0.25 г 3-4 раза/сут.
При экстрапирамидных нарушениях (миоклонус-эпилепсии, хорее Гентингтона, гепатолентикулярной дегенерации, болезни Паркинсона и других) назначают в дозе от 0.5 до 3 г/сут. Курс лечения — до 4 и более месяцев.
Для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков, при шизофрении с церебральной органической недостаточностью назначают взрослым в дозе от 0.5 до 1 г 3 раза/сут, детям — по 0.25-0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — 1-3 месяца.
При эпилепсии с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами взрослым назначают в дозе 0.5-1 г 3 раза/сут; детям — в дозе 0.25-0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — до 6 месяцев.
При психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания — по 0.25 г 3 раза/сут.
При нейрогенных расстройствах мочеиспускания взрослым назначают в дозе 0.5-1 г 2-3 раза/сут; детям — в дозе 0.25-0.5 г 3 раза/сут (суточная доза составляет 25-50 мг/кг). Курс лечения — 1-3 месяца.
Детям с различной патологией нервной системы в зависимости от возраста рекомендуется принимать до 3 г/сут. Тактика назначения: наращивание дозы в течение 7-12 дней, прием в максимальной дозе на протяжении 15-40 дней и постепенное снижение дозы до отмены в течение 7-8 дней. Перерыв между курсовыми приемами, как и для любого другого ноотропного средства, составляет 1-3 месяца.
Детям при задержке развития назначают по 0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — 2-3 месяца.
Детям с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания назначают в дозе 0.25-1 г 1-2 раза/сут утром и днем с титрованием дозы в течение первых 5-7 дней (средняя терапевтическая доза составляет 30 мг/кг массы тела ребенка в сутки). Курс лечения — 3-4 месяца.
Детям при неврозоподобных состояниях (тиках, заикании, преимущественно при клонической форме) назначают в дозе 0.25-0.5 г 3-6 раз/сут. Курс лечения — 1-4 месяца.
Побочное действие
Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10), часто (≥1/100 и <1/10), нечасто (≥1/1000 и <1/100), редко (≥1/10 000 и <1/1000), очень редко (<1/10 000, включая отдельные случаи).
Со стороны иммунной системы: очень редко — аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, кожные аллергические реакции).
Со стороны нервной системы: очень редко — гипервозбуждение, головная боль, головокружение, шум в голове.
Психические нарушения: очень редко — вялость, заторможенность, нарушения сна, сонливость.
В случае возникновения нарушений со стороны иммунной системы препарат отменяют. В остальных случаях дозу уменьшают.
Противопоказания к применению
- острые тяжелые заболевания почек;
- беременность;
- период грудного вскармливания;
- детский возраст до 3 лет;
- повышенная чувствительность к препарату.
Применение при беременности и кормлении грудью
Противопоказано применение при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.
Применение при нарушениях функции почек
Противопоказано применение при острых тяжелых заболеваниях почек.
Применение у детей
Противопоказано применение в детском возрасте до 3 лет.
Особые указания
При длительном лечении не рекомендуется одновременное назначение других ноотропных препаратов и средств, стимулирующих ЦНС.
Влияние на способность к управлению транспортными средствами и механизмами
В первые дни приема следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости.
Лекарственное взаимодействие
Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств.
Предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.
Эффект препарата усиливается при одновременном применении с глицином, этидроновой кислотой.
Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).
Контакты для обращений
ПИК-ФАРМА ООО
(Россия)
|
125047 Москва, |
Если вы хотите разместить ссылку на описание этого препарата — используйте данный код
Аналоги препарата
Гопантам
(АЛТАЙВИТАМИНЫ, Россия)
Гопантеновая кислота
(АТОЛЛ, Россия)
Гопантеновая кислота
(ФАРМСТАНДАРТ-УфаВИТА, Россия)
Гопантеновая кислота
(СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА, Россия)
Гопантеновая кислота…
(ВЕРТЕКС, Россия)
Гопантеновая кислота…
(ФАРМСТАНДАРТ-ЛЕКСРЕДСТВА, Россия)
Гопантеновая кислота…
(ФАРМСТАНДАРТ-УфаВИТА, Россия)
Гопантеновая кислота…
(ПАТЕНТ-ФАРМ, Россия)
Гопантомид®
(УСОЛЬЕ-СИБИРСКИЙ ХИМФАРМЗАВОД, Россия)
Гопатенорд
(ЗВЕЗДА МЕДИА, Россия)
Все аналоги
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ВОЗМОЖНЫ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.Эпилепсия
Автор статьи
Подойницына Алёна Андреевна
,
Диплом о фармацевтическом образовании: 105924 3510722 рег. номер 31917
Все авторы
Содержание статьи
- Пантогам: состав
- Пантогам: для чего назначают
- Пантогам актив: инструкция по применению
- Пантогам и алкоголь
- Пантогам: аналоги
- Пантогам или Пикамилон: что лучше
- Краткое содержание
- Задайте вопрос эксперту по теме статьи
Несмотря на недоказанную эффективность, в России ноотропы часто назначают. Пациенты привержены лечению этими препаратами, поэтому мы попросили провизора Алёну Подойницыну рассказать об одном из них. В статье рассказываем, для чего назначают Пантогам и Пантогам Актив, о составе и применении с алкоголем. Мы привели несколько примеров аналогов и показали различия между Пантогамом и Пикамилоном.
Пантогам: состав
В составе всех форм Пантогама одно действующее вещество — гопантеновая кислота. Отличия только в вспомогательных веществах, которые изменяются в зависимости от формы препарата. Расскажем о вспомогательных компонентах у каждой формы:
- таблетки — метилцеллюлоза, кальция стеарат, магния поликсикарбонат, тальк.
- капсулы — целлюлоза микрокристаллическая, магния стеарат, титана диоксид, желатин.
- раствор — глицерол, сорбит, лимонной кислоты моногидрат, натрия бензоат, аспартам, ароматизатор пищевой «Вишня», вода очищенная.
Пантогам: для чего назначают
Пантогам — лекарство. Он официально зарегистрирован в реестре лекарственных средств (грлс). Но отметим то, что эффективность его не доказана.
- Пантогам капли не выпускаются. Есть такие препараты:
- Пантогам таблетки
- Пантогам раствор для приема внутрь
- Пантогам Актив капсулы
Пантогам сироп выпускался до июля 2022 года. Теперь выпускают раствор. Остатки сиропов отпускают из аптек, их можно использовать.
Для взрослых предназначены капсулы и таблетки, а для детей, в том числе, новорожденным — раствор или сироп.
Пантогам: показания к применению
- Нарушение внимания и памяти после перенесенных инфекций головного мозга, черепно-мозговых травм
- Тремор, тики и т.п.
- Комплексное лечение шизофрении
- Комплексное лечение эпилепсии с противосудорожными препаратами
- Для снижения психоэмоциональной нагрузки и повышения концентрации внимания
- Расстройства мочеиспускания (недержание, энурез и др.)
- Задержка речевого, психического и/или моторного развития
- Детская гиперактивность с синдромом дефицита внимания (СДВГ)
- Детям при возникновении тиков, заикании и других нервозоподобных состояниях
Вам может быть интересно: Ноотропные препараты, лучшие ноотропы последнего поколения с доказанным действием
Пантогам актив: инструкция по применению
Пантогам Актив — это то же самое ноотропное средство, которое выпускается в виде капсул. Его принимают внутрь через 15-20 минут после приема пищи. Лекарство лучше пить в первой половине дня, т.к. оно стимулирует работу мозга. Если принять вечером, могут быть проблемы с засыпанием. Курс лечения зависит от показаний и может доходить до года. Повторный курс лечения назначают спустя 3-6 месяцев.
Пантогам и алкоголь
О применении Пантогама совместно с алкоголем в инструкции по применении не дано информации. Поэтому мы рекомендуем придерживаться общепринятых рекомендаций и воздержаться от употребления алкоголя во время приема лекарственных средств.
Пантогам: аналоги
У Пантогама есть несколько аналогов, которые тоже содержат гопантеновую кислоту в качестве действующего вещества:
- Пантокальцин
- Гопантеновая кислота
- Гопантам
- Кальция гопантенат
- Гопантомид и др.
Хотите разбираться в аналогах лекарств, чтобы умело подбирать препараты на свой бюджет? Наша методичка от экспертов-провизоров «Аналоги популярных лекарств» поможет вам в этом! Получить методичку просто: подпишитесь на наши соцсети и напишите в сообщения «аналоги».
Мегаптека в соцсетях: ВКонтакте, Telegram, OK, Viber
Пантогам или Пикамилон: что лучше
Пантогам и Пикамилон — ноотропные средства, которые применяются при нарушениях работы нервной системы. А именно, Пикамилон принимают:
- в восстановительный период после инсульта и инфаркта головного мозга
- при хронической недостаточности мозгового кровообращения
- при алкоголизме в период отмены и при отравлении алкоголем
- мигрень и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
- первичная открытоугольная глаукома
Пикамилон, как и Пантогам, применяют для лечения расстройств мочеиспускания, улучшения переносимости физических и умственных нагрузок. Но его не применяют в комплексном лечении эпилепсии, шизофрении, задержке развития и у детей до 3-х лет.
Пикамилон производится в виде капсул, таблеток, раствора для внутривенного и внутримышечного введения и раствора для приема внутрь. Пикамилон, в отличие от Пантогама, принимается независимо от еды, в то время как Пантогам пьют спустя 30 минут после.
Краткое содержание
- Пантогам — ноотропное средство, которое применяют у пациентов с заболеваниями нервной системы, но его эффективность не доказана.
- Пантогам Актив — это форма препарата в виде капсул. Он назначается по тем же показаниям с 18 лет.
- В составе всех форм Пантогам действующее вещество — гопантеновая кислота.
- Не следует принимать Пантогам вместе с алкоголем.
- У Пантогама есть несколько аналогов, которые тоже содержат гопантеновую кислоту в качестве действующего вещества.
- Пикамилон и Пантогам имеют разное действующее вещество и отличия в показаниях к применению. При выборе средств следуйте рекомендациям врача.
Задайте вопрос эксперту по теме статьи
Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже – наши эксперты ответят вам. Там же Вы можете поделиться своим опытом с другими читателями Мегасоветов.
Поделиться мегасоветом
Понравилась статья? Расскажите маме, папе, бабушке и тете Гале из третьего подъезда
Описание препарата Пантогам® (сироп, 100 мг/мл) основано на официальной инструкции, утверждено компанией-производителем в 2020 году
Дата согласования: 06.07.2020
Особые отметки:
Содержание
- Фотографии упаковок
- Действующее вещество
- ATX
- Фармакологическая группа
- Нозологическая классификация (МКБ-10)
- Состав
- Описание лекарственной формы
- Фармакологическое действие
- Фармакодинамика
- Фармакокинетика
- Показания
- Противопоказания
- Применение при беременности и кормлении грудью
- Способ применения и дозы
- Побочные действия
- Взаимодействие
- Передозировка
- Особые указания
- Форма выпуска
- Производитель
- Условия отпуска из аптек
- Условия хранения
- Срок годности
- Заказ в аптеках Москвы
- Отзывы
Фотографии упаковок
06.07.2020
Действующее вещество
ATX
Фармакологическая группа
Нозологическая классификация (МКБ-10)
Список кодов МКБ-10
- A89 Вирусная инфекция центральной нервной системы неуточненная
- E63 Физические и умственные перегрузки
- F01 Сосудистая деменция
- F03 Деменция неуточненная
- F07.2 Постконтузионный синдром
- F20 Шизофрения
- F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
- F70 Умственная отсталость легкой степени
- F70-F79 Умственная отсталость
- F71 Умственная отсталость умеренная
- F72 Умственная отсталость тяжелая
- F73 Умственная отсталость глубокая
- F79 Умственная отсталость неуточненная
- F80-F89 Расстройства психологического развития
- F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
- F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
- F81.0 Специфическое расстройство чтения
- F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
- F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
- F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
- F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
- F95 Тики
- F98.5 Заикание [запинание]
- G10 Болезнь Гентингтона
- G20 Болезнь Паркинсона
- G25 Другие экстрапирамидные и двигательные нарушения
- G25.3 Миоклонус
- G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
- G30.0 Ранняя болезнь Альцгеймера
- G40 Эпилепсия
- G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях
- G80 Детский церебральный паралич
- G96.9 Поражение центральной нервной системы неуточненное
- I67.2 Церебральный атеросклероз
- N39.3 Непроизвольное мочеиспускание
- P91 Другие нарушения церебрального статуса у новорожденного
- P91.9 Нарушение со стороны мозга у новорожденного неуточненное
- R25.8.0* Гиперкинез
- R32 Недержание мочи неуточненное
- R35 Полиурия
- R41.8.0* Расстройства интеллектуально-мнестические
- R53 Недомогание и утомляемость
- R62.9 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития неуточненное
- T90.5 Последствия внутричерепной травмы
- Y49.3 Антипсихотические и нейролептические препараты фенотиазинового ряда
- Z73.6 Ограничения деятельности, вызванные снижением трудоспособности
Состав
Сироп | 100 мл |
действующее вещество: | |
кальция гопантенат (Пантогам®) | 10,0 г |
вспомогательные вещества: глицерол (в пересчете на 100%) — 25,8 г; сорбит — 15,0 г; лимонной кислоты моногидрат — 0,1 г; натрия бензоат — 0,1 г; аспартам — 0,05 г; ароматизатор пищевой «Вишня 667» — 0,01 г; вода очищенная — до 100 мл |
Описание лекарственной формы
Бесцветная или слегка желтоватая жидкость с характерным запахом.
Фармакологическое действие
Фармакологическое действие
—
ноотропное, противосудорожное, нейрометаболическое, антигипоксическое.
Фармакодинамика
Спектр действия пантогама связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием пантогама на ГАМКБ — рецептор-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации новокаина и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.
Фармакокинетика
Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ), наибольшие концентрации создаются в печени, почках, в стенке желудка и коже. Препарат не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 часов: 67,5% от принятой дозы экскретируется почками, 28,5% выводится с фекалиями.
Показания
перинатальная энцефалопатия у детей с первых дней жизни;
различные формы детского церебрального паралича;
умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;
нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков (в т.ч. чтения, письма, счета);
гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);
снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;
шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);
экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (в т.ч. миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;
эпилепсия с замедленностью психических процессов и снижением когнитивной продуктивности совместно с антиконвульсантами;
психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).
Противопоказания
повышенная чувствительность к препарату;
острые тяжелые заболевания почек;
фенилкетонурия (сироп содержит аспартам);
беременность (1 триместр).
С осторожностью: одновременное назначение препарата с другими ноотропными и стимулирующими средствами (в условиях длительного лечения).
Применение при беременности и кормлении грудью
Не рекомендуется применение препарата при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.
Способ применения и дозы
Внутрь, через 15–30 мин после еды. Разовая доза для взрослых обычно составляет 2,5–15 мл (0,25–1,5 г), для детей — 1–15 мл (0,1–1,5 г). Суточная доза для взрослых — 5–30 мл (0,5–3 г), для детей — 1–30 мл (0,1–3 г). Курс лечения — 1–4 месяца, иногда до 6 месяцев. Через 3–6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения.
Детям в зависимости от возраста и патологии нервной системы рекомендуемая суточная доза — 30–50 мг/кг массы тела. Кратность применения препарата — 1–2 раза в день. Для дозирования препарата используется мерная ложка объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл. В 1 мл препарата содержится 100 мг действующего вещества.
Вес ребенка, кг | Суточная доза, мг | Суточная доза, мл |
3,3–6,0 | 100–400 | 1–4 |
6,6–10,0 | 200–500 | 2–5 |
10,0–12,0 | 300–600 | 3–6 |
13,3–16,0 | 400–800 | 4–8 |
16,6–20,0 | 500–1000 | 5–10 |
20,0–28,0 | 600–1400 | 6–14 |
27,0-40,0 | 800–2000 | 8–20 |
40,0–60,0 | 1200–3000 | 12–30 |
Свыше 60 кг | 1800–3000 | 18–30 |
Тактика лечения предусматривает наращивание дозы в течение 7 дней, прием в рекомендованной дозе — на протяжении основного курса лечения с постепенным снижением дозы до отмены в течение 7 дней. Курс лечения — 1–3 месяца (при отдельных заболеваниях до 6 месяцев и более).
При шизофрении в комбинации с психотропными препаратами: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — 1–3 месяца.
При эпилепсии в комбинации с антиконвульсантами: 7,5–10 мл (0,75–1 г) в сутки. Курс лечения — до 1 года и более.
При нейролептическом синдроме, сопровождающимся экстрапирамидными нарушениями: суточная доза — до 30 мл (до 3 г), лечение в течение нескольких месяцев.
При экстрапирамидных гиперкинезах у больных с органическими заболеваниями нервной системы: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — до 4 месяцев и более.
При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки.
Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: 2,5–5 мл (0,25–0,5 г) 3 раза в сутки.
При расстройствах мочеиспускания: детям — 2,5–5 мл (0,25-0,5 г) 1–2 раза в сутки, суточная доза составляет 25–50 мг/кг, курс лечения — 2–3 месяца; взрослым — 5–10 мл (0,5–1 г) 2–3 раза в сутки.
С учетом ноотропного действия препарата, его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.
Побочные действия
Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10); часто (≥1/100, <;1/10); нечасто (≥1/1000, <1/100); редко (≥1/10000, <1/1000); очень редко (<1/10000), включая отдельные сообщения.
Со стороны нервной системы: очень редко — вялость, гипервозбуждение, головная боль, головокружение, заторможенность, расстройства сна, сонливость.
Со стороны органа зрения: очень редко — аллергический конъюнктивит.
Со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения: очень редко — аллергический ринит.
Со стороны кожи и подкожных тканей: очень редко — кожные аллергические реакции (в т.ч. кожная сыпь, кожные высыпания, крапивница).
В случае возникновения аллергических реакций отменяют препарат. В остальных случаях уменьшают дозу препарата.
Взаимодействие
Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает действие противосудорожных средств, предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.
Эффект пантогама усиливается в сочетании с глицином, этидроновой кислотой. Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).
Передозировка
Симптомы: усиление симптоматики побочных явлений (нарушения сна или сонливость), шум в голове.
Лечение: назначение активированного угля, промывание желудка, симптоматическая терапия.
Особые указания
Влияние на способность управлять транспортными средствами, механизмами. В первые дни приема препарата следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости (см. «Побочные действия»).
Форма выпуска
Сироп, 100 мг/мл. По 100 мл во флаконах темного стекла с винтовой горловиной, укупоренных винтовыми крышками со встроенными уплотнительными элементами или прокладками, контрольным кольцом первого вскрытия. Каждый флакон вместе с мерной ложкой номинальным объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл, и инструкцией по применению помещают в пачку из картона.
Производитель
ООО «ПИК-ФАРМА ПРО», Россия, 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский, ул. Заводская, зд. 6
или
ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК», Россия, 308010, Белгородская обл., Белгородский р-н, пгт Северный, ул. Березовая, 1/19
или
ООО «Фирма «ВИПС-МЕД», Россия, 141190, Московская обл., г. Фрязино, Заводской пр., 3А.
Владелец регистрационного удостоверения. ООО «ПИК-ФАРМА», Россия, 125047, Москва, пер. Оружейный, 25, стр. 1, пом. I, эт. 1-й.
Организация, принимающая претензии потребителей. ООО «ПИК-ФАРМА», Россия, 125047, Москва, пер. Оружейный, 25, стр. 1, пом. I, этаж 1-й.
Тел./факс: (495) 925-57-00.
www.pikfarma.ru; www.pantogam.ru
Условия отпуска из аптек
По рецепту.
Условия хранения
В защищенном от света месте, при температуре не выше 25 °C.
Хранить в недоступном для детей месте.
Срок годности
2 года.
После вскрытия флакон хранить в холодильнике не более 1 мес
Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.
Представленная информация о ценах на препараты не является предложением о продаже или покупке товара.
Информация предназначена исключительно для сравнения цен в стационарных аптеках, осуществляющих деятельность в
соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
- Авторы
- Файлы
- Литература
Трофимова С.Д.
1
Румянцева Д.Г.
1
Малогулова И.Ш.
1
Бушкова Э.А.
1
Кузьмина А.А.
1
Варфоломеева Н.А.
1
1 Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
1. Соколков Е.А., Мельников В.И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: монография. – Новосибирск, 2006. – 368 с.
Актуальность
Обучение в медицинских вузах требует от студентов-медиков огромных умственных и физических затрат. Самым серьезным испытанием для студентов является экзаменационная сессия. Объём информации, требующий запоминания, как правило, огромен. Увеличивается тревожность, снижается аппетит, учащается пульс, появляется дрожь в конечностях, усугубляет всё бессонница – вот типичные проявления страха перед экзаменами. Студент переживает явление, которое называют экзаменационным стрессом [1]. Экзаменационный стресс проявляется у студентов независимо от степени добросовестности подготовки к учебному процессу. В связи с этим достаточно частыми вопросами у студентов 3 курса медицинского ВУЗа, изучающих фармакологию, являются: «Какое лекарственное средство можно принять в качестве средства для улучшения процесса запоминания? Какой «стимулятор умственной деятельности» эффективнее?» Именно стимуляторы умственной деятельности студенты считают «панацеей» в период сессии.
В настоящее время под стимуляторами познавательной деятельности понимают группу ноотропов, которая объединяет различные классы лекарственных средств, различающихся по химическому строению и механизму действия. К этой группе препаратов относят метаболические и антиоксидантные препараты, препараты, обладающие выраженной способностью вызывать расширение сосудов мозга (винпоцетин, циннаризин). Ноотропными могут считаться также кофеин, женьшень, лимонник, некоторые витамины (B6, B15, BC и B12), препараты йода. Данные литературы свидетельствуют о том, что прием ноотропных препаратов, своеобразных «допингов» во время сессии практикуют студенты многих учебных заведений США и Европы.
Цель исследования – изучение применения студентами во время экзаменационной сессии лекарственных средств для повышения умственной деятельности и установление зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии.
Материал и методы исследования
В исследовании принимали участие 235 студентов-добровольцев 3 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского института СВФУ в течение 3 лет. Каждый доброволец был анкетирован. Анкета состояла из следующих пунктов: пол, возраст, курс, степень стрессируемости (субъективно) во время сессии, прием лекарственных препаратов и БАД для улучшения умственной деятельности во время сессии, наименование лекарственных препаратов, эффективность от приёма препаратов, итоги последней сессии.
Средний возраст студентов составил 20,5±0,2 лет. В анкетировании приняли участие 31% юношей и 69% девушек.
Результаты исследования
Из анкетированных студентов субъективно экзаменационный стресс во время сессии испытывают 49,7% студентов, более стрессоусточивыми себя считают 50,3% студентов.
Во время сессии 33,8% анкетированных студентов принимали фармакологические средства, соответственно, 66,2% человек не использовали медикаментозных препаратов для улучшения запоминания.
Наиболее часто применяемыми группами лекарственных средств для улучшения запоминания оказались:
1) Ноотропы и препараты с ноотропной активностью (пирацетам, фенотропил, афабозол, фенибут, церебролизин, кортексин, глицин) – 60,5%;
2) Витаминные препараты (поливитамины) – 30,3%;
3) Препараты йода для профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы (йодомарин) – 19,6%;
4) Седативные средства (препараты валерианы, ново-пассит) – 6,8%;
5) БАДы (на основе гинкго билоба) – 3,9%.
При анализе ассортимента, принимаемых лекарственных средств, чаще использовались поливитамины (30,3%), пирацетам (ноотропил; 29,4%), йодомарин (20,6%), глицин (17,7%). При этом комбинацию из 2 и более препаратов принимали 34,3% студентов. Наиболее частой комбинацией лекарственных средств, которую принимали студенты во время сессии, являлась сочетание ноотропов с витаминными препаратами (48,4%).
Субъективное улучшение во время сессии почувствовали 74,7% человек из числа принимавших лекарственные препараты во время сессии (р<0,005).
Средний балл на экзамене у студентов в целом (n=235) составил 3,7±0,1, у принимавших препараты – 3,8±0,1, у не принимавших препараты – 3,6±0,1. При анализе данных не было выявлено статистически значимых отличий по среднему баллу, полученному во время сессии студентами из числа принимавших лекарственные средства и не принимавших препараты (3,8±0,1, 3,6±0,1, соответственно; р>0,05).
При сравнении качественных показателей сессии (доли «5», «4» и «3») не установлена статистически значимая зависимость. Однако результаты исследования показывают, что у части студентов (12,6%), не принимавших препараты, сессия была «не закрыта» своевременно в отличие от группы студентов, принимавших лекарства (р<0,05). Возможно, что имеется взаимосвязь между приёмом препаратов во время сессии и своевременной сдачей экзаменов и зачетов.
При установлении зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии выявлено, что средний балл несколько выше у тех студентов, которые принимали комбинацию ноотропов с витаминными препаратами, по сравнению со студентами принимавшими монопрепараты (3,9±0,3, 3,7±0,2, соответственно; р>0,05). При анализе полученных оценок по результатам экзаменов у группы студентов, принимавших лекарства во время сессии, не выявлено различий между долями положительных («отлично», «хорошо») и удовлетворительных оценок (р>0,05).
Выводы
1) В результате исследования нами не выявлены значимые различия в улучшении познавательной деятельности у студентов, принимавших лекарственные препараты, и студентов, не использовавших лекарств во время сессии. По-нашему мнению, причинами «не успеха» в приёме лекарственных препаратов, являются: отсутствие показаний к применению (ноотропы эффективны только при нарушении мнестических функций); неправильный подбор дозы, недостаточная продолжительность приёма лекарственных препаратов; применение седативных средств, которые уравновешивают процессы возбуждения и торможения мозга, что приводит к снижению его активности;
2) Применение стимуляторов умственной деятельности во время сессии можно рассматривать как дополнительный фактор только при систематической подготовке к учебным занятиям во время семестра, что, в свою очередь, позволит снизить влияние экзаменационного стресса и повысить качество обучения.
Таким образом, перед применением лекарственных средств необходимо проконсультироваться у врача-специалиста.
Библиографическая ссылка
Трофимова С.Д., Румянцева Д.Г., Малогулова И.Ш., Бушкова Э.А., Кузьмина А.А., Варфоломеева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-2.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13032 (дата обращения: 11.03.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Действующие вещества
Форма выпуска
Таблетки
Состав
Действующее вещество: Гопантеновая кислота (Hopantenic acid)Концентрация действующего вещества (мг): 250
Фармакологический эффект
Пантогам – ноотропный препарат, улучшающий работу головного мозга. Он положительно влияет на умственную деятельность и память. Активное вещество Пантогама – кальция гопантенат. Повышение устойчивости головного мозга к кислородному голоданию и уменьшение воздействия на него токсических веществ – основные свойства препарата. Пантогам обладает противосудорожным и умеренным седативным действием. Наряду с этим он способен мягко повышать работоспособность (и умственную, и физическую). Тормозит патологическое напряжение мышц желчного и мочевого пузыря. При хроническом алкоголизме Пантогам оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, что существенно облегчает состояние больного, страдающего алкогольной интоксикацией. Также при этом улучшается кровоснабжение мозга.
Показания
Когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в том числе последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм) иневротических расстройствах; шизофрения с церебральной органической недостаточностью; цереброваскулярная недостаточность, вызванная атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга; экстрапирамидные нарушения (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона идр.), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемомнейролептиков; эпилепсия с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами; психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания изапоминания; нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез); детям с перинатальной энцефалопатией, умственной отсталостью различной степени выраженности, с задержкой развития (психического,речевого, моторного или их сочетания), с различными формами детского церебрального паралича, при гиперкинетическихрасстройствах (синдроме гиперактивности с дефицитом внимания),неврозоподобных состояниях (при заикании, преимущественноклонической форме; тиках).Препарат применяется у детей старше 3-х лет. В более раннем возрасте рекомендуется прием препарата в виде сиропа.
Противопоказания
Гиперчувствительность, острые тяжелые заболевания почек, беременность, лактация.
Меры предосторожности
Препарат противопоказан при острых тяжелых заболеваниях почек.
Применение при беременности и кормлении грудью
Противопоказано применение в I триместре беременности.
Способ применения и дозы
Внутрь через 15-30 минут после еды.Разовая доза для взрослых обычно составляет 0,25-1 г, для детей – 0,25-0,5 г;суточная доза для взрослых – 1,5-3 г, для детей – 0,75-3 г. Курс лечения – от 1до 4 месяцев, в отдельных случаях – до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения. При эпилепсии в комбинации с противосудорожными средствами в дозе от 0,75 до 1 г в сутки. Курс лечения до 1 года и больше. При экстрапирамидном нейролептическом синдроме в комбинации с проводимой терапией суточная доза до 3 г, лечение в течение нескольких месяцев. При экстрапирамидных гиперкинезах у больных с наследственными заболеваниями нервной системы в комбинации с проводимой терапией от 0,5до 3 г в сутки. Курс лечения до 4-х и более месяцев.При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм по 0,25 г 3-4 раза в сутки. Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях Пантогам назначают по 0,25 г 3 раза в сутки. Для лечения экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков: взрослым по 0,5-1 г 3 раза в день, детям – по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день. Курс лечения 1-3 месяца. При тиках: детям по 0,25-0,5 г 3-6 раз в день, в течение 1-4 месяцев. При нарушениях мочеиспускания: взрослым по 0,5-1 г 2-3 раза в сутки, детям по 0,25-0,5 г (суточная доза составляет 25-50 мг/кг). Курс лечения от 1 до 3 месяцев. Детям с различной патологией нервной системы в зависимости от возраста препарат рекомендуется в дозе 1-3 г. Тактика назначения препарата: наращивание дозы в течение 7-12 дней, прием в максимальной дозе на протяжении 15-40 дней и постепенное снижение дозы до отмены Пантогама в течение 7-8 дней. Перерыв между курсовыми приемами Пантогама, как и для любого другого ноотропного средства, составляет от 1 до 3 мес. В условиях длительного лечения не рекомендуется одновременное назначение препарата с другими ноотропными и стимулирующими средствами. С учетом ноотропного действия препарата его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.
Побочные действия
Возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, кожные аллергические реакции). В этом случае отменяют препарат.Очень редко отмечаются нежелательные реакции со стороны ЦНС (гипервозбуждение, нарушение сна или сонливость, вялость, заторможенность, головная боль, головокружение, шум в голове). В этом случае уменьшают дозу препарата.
Передозировка
Выражается в усилении побочных явлений. В этом состоянии необходимо промыть желудок и выпить активированный уголь. Дальнейшее лечение – симптоматическое.
Взаимодействие с другими препаратами
Удлиняет действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств, ноотропных и средств, стимулирующих ЦНС, действие местных анестетиков (прокаина).Предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, антипсихотических средств (нейролептиков).Действие гопантеновой кислоты усиливается в сочетании с глицином, ксидифоном.
Особые указания
Не рекомендуется длительная терапия гопантеновой кислотой в сочетании с другими ноотропными и стимулирующими ЦНС средствами.
Отпуск по рецепту
Да