Пантогам перед экзаменами

Как помочь школьникам и студентам во время перегрузок

«Учеба это тяжелый труд, дети сегодня работают наравне со взрослыми, иногда и поболее. Учатся на один день больше, все выходные делают уроки».
– Александр Саверский, глава Общероссийской лиги защиты пациентов.

По данным Центра здоровья детей РАМН число учеников с нарушениями здоровья выросло на 26% с 2008 года. В старшей школе статистика детской заболеваемости в два раза выше, а у 47% школьников проблемы со здоровьем являются хроническими.

Что происходит с детьми?

Темпы роста требований рынка труда к выпускникам школ и вузов растут быстрее, чем дети успевают к ним адаптироваться. Раньше девятикласснику хватало пять-шесть уроков. Теперь хорошо, если ребенок приходит домой после восьмого, а ведь у него могут быть и другие занятия.

Перед каждым серьезным экзаменом темпы обучения возрастают еще больше, ребенок может не успевать перестроиться, из-за чего переутомляется. Ослабевает нервная система ребенка, снижается сопротивляемость инфекциям. Организм молодых людей приспосабливается к перегрузкам, потому важно уметь разглядеть их со стороны.

Как понять, что у ребенка перегрузка

  • Сон. Ребенок долго не засыпает или стал засыпать днем, хотя раньше такого не было;
  • Аппетит стал неадекватный: пониженный или повышенный;
  • Головные боли, повышенное давление. От головной боли страдают 70% школьников;
  • Вредные привычки – школьник грызет ручки, ногти;
  • Ухудшение памяти. Школьник теряется, не может сориентироваться в обстановке, запинается при разговоре;
  • Усилия перестают давать результат. Ребенок стал чаще ошибаться;
  • Гиперактивность, капризность, агрессия. Младшие школьники становятся слишком подвижными, обучающиеся в более старших классах или студенты – агрессивными;
  • Измотанный вид. Этот признак перегрузки у молодых людей проявляется в последнюю очередь.

Перегрузка осложняется тем, что у детей другие приоритеты, для них школа и вуз – площадка для социализации. Они дружат, влюбляются, это отнимает силы и время, которые не учитываются в школьной программе.

Школьники и студенты учатся жить в стрессе, не учатся на уроках. Информации поступает больше, чем они могут усвоить.

Умственная перегрузка

Информационный стресс сказывается на памяти и внимании ребенка. Часто чтобы успеть везде студенты и ученики пропускают завтрак. В Москве 60% детей теряют в весе к концу первой четверти, хотя растущий организм, казалось бы.

Опросы НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН показали, что 40% учащихся не завтракают. Получается, они голодные целый день, в лучшем случае где-то перехватывают еду, а полноценный прием пищи случается глубоко за полдень.

Уделите внимание питанию ребенка. В меню всегда должно быть достаточно:

  • белка (рыба, творог);
  • сложных углеводов (крупы, хлеб);
  • витаминов (овощи, фрукты, ягода);
  • жирных кислот (орехи).

Помогите ребенку найти время для прогулок на свежем воздухе, физических активностей. В школах приходится много сидеть, есть проблемы с нехваткой движения. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на работе мозга. Сосуды расширяются, в важные системы организма поступает больше кислорода. У ребенка улучшается самочувствие, он лучше справляется с внутренним напряжением, достигает больших побед в учебе.

Эмоциональная перегрузка

Не только учебная нагрузка может спровоцировать у ребенка эмоциональный стресс. Учителя и родители возлагают большие ожидания. Ребенок не идеален и в какой-то момент ошибается, но подвести авторитетных для него людей он тоже не может. Если не налажен контакт ребенка со взрослыми, он начинает копить поражения в себе.

Умерьте пыл требований по поводу оценок, достижений в спорте. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте становиться лучше в том, что он любит и делает хорошо. Позвольте ему иметь свою жизнь, но не в ущерб отдыху. Спать молодежи нужно 8-9 часов.

Поддерживайте ученика. Поощряйте успехи, не наказывайте за неудачи. Эмоциональная поддержка особенно важна в период экзаменов.

При перегрузках у ребенка растет тревожность, сменяемая агрессией. Он не знает, как решить все свои задачи и заботы. Помогите ему, выведите на контакт, дайте облегчить свою ношу. Узнав, что его тревожит, вы сможете помочь ребенку реально. Может, ему не нравятся какие-то дополнительные занятия, секции и он боится вас разочаровать. Словом и делом помогайте, проводите с ребенком время.

«Оживляющая» гимнастика

  • Потянуться сидя или стоя, улыбнуться
  • Сделать 5 глубоких вдохов и выдохов, на 2 последних задержать дыхание на несколько секунд
  • Быстро поморгать глазами 50-60 раз, широко улыбнуться
  • Ладонью рабочей руки растереть переносицу до появления тепла в нижней части лба
  • Сильно сжать руки в кулаки 5-6 раз, улыбнуться широко 2 раза
  • Выгнуться назад при поднятых вверх руках, улыбнуться
  • Поочередно напрягать мышцы ступней, голеней и бедер, затем – кистей, рук, спины – 3 раза
  • Глубоко и спокойно подышать через нос (вдох до напряжения крыльев носа, затем – медленный выдох) – 3-4 раза
  • Выпрямить спину и выполнить 5 полукруговых движений головой в разные стороны

Способы снятия эмоционального напряжения

  • Бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами
  • Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или бумажную «трубу»
  • Пинать ногой подушку или консервную банку
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу
  • Прыгать изо всех сил (на батуте)
  • Перебирать в руках антистрессовые игрушки
  • «Цапля»: постоять на одной ноге, поджав под себя другую.
  • «Ветряная мельница»: поставить ноги в одну линию и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение 30 секунд.
  • «Слон»: пройтись или пробежаться по комнате как слон (опора на вытянутые руки и выпрямленные ноги – не сгибать их в коленных суставах).
  • «Дерево»: ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями, в такой позе постоять 1–2 минуты.

Адаптация ребенка к высоким нагрузкам в школе

Статьи

Опубликовано в журнале:

«Практика педиатра» № 1, 2019 (февраль) , стр. 8-12

Л. М. Кузенкова1, д-р мед. наук, проф., Н. Н. Заваденко2, д-р мед. наук, проф., Н. Ю. Суворинова2, канд. мед. наук, доц.
1ФГАУ «Научный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва
2ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России, Москва


Резюме: в статье говорится об исследованиях, показывающих эффективность и возможность применения препарата Пантогам® в терапии психоневрологических расстройств у детей. Пантогам® рекомендован в составе нейрометаболической коррекции для улучшения психосоматического здоровья детей, как имеющих функциональные расстройства нервной системы, так и здоровых, в качестве адаптогена в период высоких нагрузок в школе.

Ключевые слова: адаптация ребенка к школе, когнитивные нарушения, психовегетативный синдром, астения, Пантогам®


Summary: the article deals with studies, showing the effectiveness and possibility of using Pantogam in treatment of neuropsychiatry children’s disorders. Pantogam is recommended as a part of neurometabolic correction for children to improve the psychosomatic health which are having functional disorders of the nervous system; also for health persons as an adaptogen during high school loads.

Keywords: child’s adaptation to school, cognitive disorders, psychovegetative syndrome, asthenia, Pantogam


В последние годы отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих сложности в обучении. Выявление провоцирующих факторов, влияющих на успеваемость, профилактика и лечение когнитивных нарушений становятся ежедневной практикой не только неврологов, но и врачей общей практики [1].

Высшие когнитивные функции — восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы — являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества, залогом адекватной адаптации к окружающим условиям. В настоящее время когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30-56% здоровых школьников. Связано это в первую очередь с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками в период обучения при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка. Астения во второй половине учебного года также вносит свой вклад в нарушение процесса обучения и усвоения школьных знаний. Вегетативные расстройства проявляются, как правило, головной болью, головокружением, повышенной утомляемостью, сниженным эмоциональным фоном. Такое сочетание парциального дефицита когнитивных функций и вегетативных нарушений приводит к снижению качества жизни ребенка и образует своего рода патологический круг.

Клинически такие нарушения проявляются в форме трех основных синдромов:

  • психовегетативный синдром (характеризуется избыточным реагированием в стрессовой ситуации, проявляется соматовегетативными нарушениями (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, учащенное мочеиспускание) и эмоциональными расстройствами (тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, запинки в речи, нарушения сна));
  • астеноневротический синдром (проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители),
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (характеризуется снижением внимания, неусидчивостью и нарушением сна у детей).

Для коррекции психоневрологических расстройств в детской практике используют, как правило, ноотропные препараты. Безусловно, прямое активирующее влияние на обучение, внимание, память, умственную деятельность — необходимое условие лечения когнитивных расстройств, однако большинство ноотропных препаратов не обладают вегетостабилизирующим действием и в их действии на ЦНС преобладает психостимулирующий эффект.

Рисунок 1. Свойства и преимущества назначения препарата Пантогам®

Особое место среди ноотропных препаратов занимает Пантогам® (ООО «ПИК-ФАРМА»), оказывающий мягкое психостимулирующее и умеренно транквилизирующее действие на ЦНС.

Препарат Пантогам® обладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других ноотропных препаратов (рис. 1):

  • действующим веществом Пантогама является гопантеновая кислота — производное ГАМК, основного тормозного нейромедиатора центральной нервной системы;
  • благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер;
  • Пантогам® практически не метаболизируется организмом, и его фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не ее фрагментов;
  • оказывает прямое влияние на ГАМКрецепторно-канальный комплекс и активирующее влияние на синтез ацетилхолина;
  • способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах;
  • сочетает мягкий психостимулирующий и умеренный седативный эффекты, что позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка;
  • обладает вегетостабилизирующим действием;
  • может применяться у детей с эпилепсией;
  • применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.

Наличие у Пантогама двух лекарственных форм — таблеток и 10%-го сиропа — позволяет применять препарат у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Проведено большое количество исследований, подтверждающих эффективность Пантогама в коррекции психоневрологических нарушений у детей.

В 2004 г. в ГУ НЦЗД РАМН проведено исследование эффективности применения Пантогама (сироп 10%) в суточной дозе 30-50 мг/кг массы тела в сутки для коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста в период учебного года. На фоне приема препарата отмечалось улучшение показателей внимания и памяти, скорости сенсомоторных реакций (рис. 2).

Рисунок 2. Исследование эффективности применения Пантогама: влияние на память и внимание

Влияние Пантогама на память и внимание

Рисунок 3. Исследование эффективности применения Пантогама: динамика различных показателей у детей с СДВГ

Динамика показателей у детей с СДВГ на фоне лечения Пантогамом

На основании полученных результатов было сформировано методическое пособие для врачей, где Пантогам® рекомендован в составе нейрометаболической коррекции для улучшения психосоматического здоровья детей, как имеющих функциональные расстройства нервной системы, так и здоровых в качестве адаптогена в период высоких нагрузок [2].

Другое исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, показало выраженный эффект Пантогама в дозировке 500-750 мг в сутки для коррекции психовегетативного синдрома у детей. После курса Пантогама достоверно уменьшились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений (эмоциональной лабильности, тревожности, раздражительности и нарушения сна) также достоверно снижалась [3].

Также в 2007 г. в ГУ НЦЗД РАМН было проведено исследование эффективности Пантогама при аллергическом рините, которое показало, что назначение Пантогама совместно с базисной противовоспалительной терапией круглогодичного аллергического ринита значительно эффективнее повышает параметры качества жизни детей, страдающих аллергическим ринитом [4].

Большая часть исследований связана с оценкой эффективности применения Пантогама при СДВГ. В фармакотерапии СДВГ отечественными специалистами традиционно используются препараты ноотропного ряда, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей с СДВГ когнитивные функции (внимания, памяти, регуляции, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса).

В 2004 г. в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН была проведена работа по оценке эффективности и безопасности Пантогама при СДВГ. На фоне приема препарата отмечалось улучшение показателей скоростей сложных сенсомоторных реакций, что свидетельствовало об увеличении темпов психомоторной деятельности, повышении показателей кратковременной зрительной памяти и распределении и переключении внимания [5].

В 2011 г. на кафедре неврологии педиатрического факультета РГМУ им. Н.И. Пирогова (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова») было проведено исследование эффективности длительной терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей препаратом Пантогам®. Было выявлено выраженное снижение гиперактивности, импульсивности, улучшение параметров внимания на фоне приема Пантогама в дозе 20-30 мг/кг в сутки в течение 6 месяцев (рис. 3) [6].

Поскольку современные подходы к фармакотерапии СДВГ основываются на принципах доказательной медицины, недавно было успешно завершено многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование гопантеновой кислоты (Пантогама) в фармакотерапии СДВГ продолжительностью 4 месяца у детей 6-12 лет [7]. В четырех клиниках (двух неврологических и двух психиатрических) амбулаторно проводилось обследование 45 пациентов, получавших Пантогам® (1-я группа) и 44 — плацебо (2-я группа). Пантогам® назначался в таблетках по 250 мг в терапевтической дозе 30 мг/кг массы тела ребенка, разделенной на 2 приема, в течение 4 месяцев. При оценке состояния пациентов в динамике учитывались суммы баллов по шкалам СДВГ-DSM-IV [8], общего клинического впечатления CGI-ADHD-severity [9], функциональных нарушений WFIRS-P [10], результаты выполнения корректурной пробы. Терапевтическая эффективность Пантогама при СДВГ у детей в сравнении с плацебо проявилась выраженной тенденцией к увеличению доли пациентов с положительной динамикой (уменьшением общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25%) к окончанию 3-го и 4-го месяцев терапии: ответ на терапию достигался у 66,7% и 68,9% соответственно, тогда как в группе плацебо -у 52,3 и 61,4%. Одновременно при лечении препаратом Пантогам® статистически значимо снижалась тяжесть заболевания по шкале общего клинического впечатления, по сравнению с плацебо. Пантогам® через 4 мес. терапии в сравнении с плацебо уменьшал выраженность функциональных нарушений по 4 из 6 разделов шкалы WFIRS-P: «Семья», «Учеба и школа», «Самооценка ребенка» и «Поведение, сопряженное с риском». Кроме того, препарат Пантогам® улучшал у детей с СДВГ показатели поддерживаемого внимания в корректурной пробе (качество и скорость выполнения) в сравнении с плацебо. При этом препарат имел благоприятный профиль безопасности и не отличался от плацебо по частоте нежелательных явлений.

Таким образом, обобщая проведенные исследования, можно сделать вывод, что препарат Пантогам® является высокоэффективным средством и обладает рядом преимуществ в терапии психоневрологических расстройств у детей и может служить адаптогеном в период учебного года у детей школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральное руководство по детской неврологии / Под ред. B.И. Гузевой. М.: Специальное издательство медицинских книг, 2016. 656 с.
  2. Маслова О.И., Студеникин В.М., Чибисов И.В. и др. Эффективность применения препарата Пантогам® сироп 10% (гопантеновая кислота) в коррекции когнитивных расстройств у детей // Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3. № 4. С. 2-6.
  3. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Куприянова Т.А. Пантогам® как средство профилактики пограничных психических расстройств у детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков: Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2004. № 2. C. 59-64.
  4. Томилова А.Ю., Намазова Л.С. и др. Влияние комплексной терапии на качество жизни детей с аллергическим ринитом // Педиатрическая фармакология. 2007. Т. 4. № 2.
  5. Кузенкова Л.М., Маслова О.И. Пантогам® в лечении неврологических заболеваний у детей // Практика педиатра. 2007. № 1. С. 19-22.
  6. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011. Т. 4. № 10. С. 28-32.
  7. Заваденко Н.Н. и др. Фармакотерапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого исследования гопантеновой кислоты // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017. № 117 (5). С. 39-45.
  8. DuPaul G.J. et al. ADHD Rating Scale-IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpretations. New York: Guilford, 1998, 80 p.
  9. Busner J., Targum S.D. The Clinical Global Impressions Scale: Applying a Research Tool in Clinical Practice // Psychiatry (Edgmont). 2007. № 4 (7): 28-37
  10. Weiss M.D., Wasdell M.B., Bomben M.M. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P) / BC Children’s Hospital: 2004, 10 p.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Пантогам® (Pantoham®)

💊 Состав препарата Пантогам®

✅ Применение препарата Пантогам®

Противопоказан при беременности

Противопоказан при кормлении грудью

осторожностью применяется при нарушениях функции почек

C осторожностью применяется для детей

Пантогам инструкция по применению

Пантогам инструкция по применению

Описание активных компонентов препарата

Пантогам®
(Pantoham®)

Приведенная научная информация является обобщающей и не может быть использована для принятия
решения о возможности применения конкретного лекарственного препарата.

Дата обновления: 2022.03.01

Владелец регистрационного удостоверения:

Контакты для обращений:

ПИК-ФАРМА ООО
(Россия)

Код ATX:

N06BX

(Другие психостимуляторы и ноотропные препараты)

Лекарственные формы

Пантогам®

Таб. 250 мг: 50 шт.

рег. №: ЛС-000339
от 13.04.10
— Бессрочно

Дата перерегистрации: 11.09.19

Таб. 500 мг: 50 шт.

рег. №: ЛП-000860
от 14.10.11
— Бессрочно

Дата перерегистрации: 17.10.16

Форма выпуска, упаковка и состав
препарата Пантогам®

Таблетки белого цвета, плоскоцилиндрические, с фаской и риской.

Вспомогательные вещества: метилцеллюлоза — 0.8 мг, кальция стеарат — 3.1 мг, магния гидроксикарбонат — 46.8 мг, тальк — 9.3 мг.

10 шт. — упаковки ячейковые контурные (5) — пачки картонные.


Таблетки белого цвета, плоскоцилиндрические, с фаской и риской.

Вспомогательные вещества: метилцеллюлоза — 1.6 мг, кальция стеарат — 6.2 мг, магния гидроксикарбонат — 93.6 мг, тальк — 18.6 мг.

10 шт. — упаковки контурные ячейковые (5) — пачки картонные.

Фармакологическое действие

Спектр действия связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием на ГАМКБ-рецептор-канальный комплекс.

Обладает ноотропным и противосудорожным действием.

Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации прокаина (новокаина) и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних.

Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.

Фармакокинетика

Быстро всасывается из ЖКТ.

Наибольшие концентрации создаются в печени, почках, стенке желудка, коже. Проникает через ГЭБ.

Не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 ч. 67.5% принятой дозы выводится почками, 28.5% — с калом.

Показания активных веществ препарата

Пантогам®

  • когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга, в т.ч. при последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм, и невротических расстройствах;
  • в составе комплексной терапии при органической церебральной недостаточности у пациентов с шизофренией;
  • экстрапирамидные нарушения (в т.ч. миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков;
  • эпилепсия с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами;
  • психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
  • нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез);
  • детям с задержкой развития (психического, речевого, моторного или их сочетания), в т.ч. на фоне перенесенной перинатальной энцефалопатии;
  • различные формы детского церебрального паралича;
  • гиперкинетические расстройства у детей (в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания);
  • неврозоподобные состояния у детей (при тиках, заикании, преимущественно при клонической форме).

Режим дозирования

Способ применения и режим дозирования конкретного препарата зависят от его формы выпуска и других факторов. Оптимальный режим дозирования определяет врач. Следует строго соблюдать соответствие используемой лекарственной формы конкретного препарата показаниям к применению и режиму дозирования.

Принимают внутрь через 15-30 мин после еды. У детей старше 3 лет применяют таблетки, в более раннем возрасте рекомендуют сироп.

С учетом ноотропного действия следует принимать предпочтительно в утренние и дневные часы (до 17 ч).

Для взрослых разовая доза составляет 0.25-1 г, суточная — 1.5-3 г.

Для детей разовая доза составляет 0.25-0.5 г, суточная — 0.75-3 г.

Курс лечения составляет 1-4 месяца, в отдельных случаях — до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев можно провести повторный курс лечения.

При когнитивных нарушениях при органических поражениях головного мозга, в т.ч. при последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм, невротических расстройствах назначают по 0.25 г 3-4 раза/сут.

При экстрапирамидных нарушениях (миоклонус-эпилепсии, хорее Гентингтона, гепатолентикулярной дегенерации, болезни Паркинсона и других) назначают в дозе от 0.5 до 3 г/сут. Курс лечения — до 4 и более месяцев.

Для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков, при шизофрении с церебральной органической недостаточностью назначают взрослым в дозе от 0.5 до 1 г 3 раза/сут, детям — по 0.25-0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — 1-3 месяца.

При эпилепсии с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами взрослым назначают в дозе 0.5-1 г 3 раза/сут; детям — в дозе 0.25-0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — до 6 месяцев.

При психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания — по 0.25 г 3 раза/сут.

При нейрогенных расстройствах мочеиспускания взрослым назначают в дозе 0.5-1 г 2-3 раза/сут; детям — в дозе 0.25-0.5 г 3 раза/сут (суточная доза составляет 25-50 мг/кг). Курс лечения — 1-3 месяца.

Детям с различной патологией нервной системы в зависимости от возраста рекомендуется принимать до 3 г/сут. Тактика назначения: наращивание дозы в течение 7-12 дней, прием в максимальной дозе на протяжении 15-40 дней и постепенное снижение дозы до отмены в течение 7-8 дней. Перерыв между курсовыми приемами, как и для любого другого ноотропного средства, составляет 1-3 месяца.

Детям при задержке развития назначают по 0.5 г 3-4 раза/сут. Курс лечения — 2-3 месяца.

Детям с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания назначают в дозе 0.25-1 г 1-2 раза/сут утром и днем с титрованием дозы в течение первых 5-7 дней (средняя терапевтическая доза составляет 30 мг/кг массы тела ребенка в сутки). Курс лечения — 3-4 месяца.

Детям при неврозоподобных состояниях (тиках, заикании, преимущественно при клонической форме) назначают в дозе 0.25-0.5 г 3-6 раз/сут. Курс лечения — 1-4 месяца.

Побочное действие

Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10), часто (≥1/100 и <1/10), нечасто (≥1/1000 и <1/100), редко (≥1/10 000 и <1/1000), очень редко (<1/10 000, включая отдельные случаи).

Со стороны иммунной системы: очень редко — аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, кожные аллергические реакции).

Со стороны нервной системы: очень редко — гипервозбуждение, головная боль, головокружение, шум в голове.

Психические нарушения: очень редко — вялость, заторможенность, нарушения сна, сонливость.

В случае возникновения нарушений со стороны иммунной системы препарат отменяют. В остальных случаях дозу уменьшают.

Противопоказания к применению

  • острые тяжелые заболевания почек;
  • беременность;
  • период грудного вскармливания;
  • детский возраст до 3 лет;
  • повышенная чувствительность к препарату.

Применение при беременности и кормлении грудью

Противопоказано применение при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.

Применение при нарушениях функции почек

Противопоказано применение при острых тяжелых заболеваниях почек.

Применение у детей

Противопоказано применение в детском возрасте до 3 лет.

Особые указания

При длительном лечении не рекомендуется одновременное назначение других ноотропных препаратов и средств, стимулирующих ЦНС.

Влияние на способность к управлению транспортными средствами и механизмами

В первые дни приема следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости.

Лекарственное взаимодействие

Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств.

Предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.

Эффект препарата усиливается при одновременном применении с глицином, этидроновой кислотой.

Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).

Контакты для обращений

ПИК-ФАРМА ООО
(Россия)

ПИК-ФАРМА ООО

125047 Москва,
пер. Оружейный, д. 25, стр.1, помещение I, эт. 1
Тел./факс: +7 (495) 925-57-00
E-mail: pikfarma@pikfarma.ru

Если вы хотите разместить ссылку на описание этого препарата — используйте данный код

Аналоги препарата

Гопантам
(АЛТАЙВИТАМИНЫ, Россия)

Гопантеновая кислота
(АТОЛЛ, Россия)

Гопантеновая кислота
(ФАРМСТАНДАРТ-УфаВИТА, Россия)

Гопантеновая кислота
(СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА, Россия)

Гопантеновая кислота…
(ВЕРТЕКС, Россия)

Гопантеновая кислота…
(ФАРМСТАНДАРТ-ЛЕКСРЕДСТВА, Россия)

Гопантеновая кислота…
(ФАРМСТАНДАРТ-УфаВИТА, Россия)

Гопантеновая кислота…
(ПАТЕНТ-ФАРМ, Россия)

Гопантомид®
(УСОЛЬЕ-СИБИРСКИЙ ХИМФАРМЗАВОД, Россия)

Гопатенорд
(ЗВЕЗДА МЕДИА, Россия)

Все аналоги

Для чего назначают таблетки Пантогам?

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ВОЗМОЖНЫ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.Эпилепсия

Автор статьи

Подойницына Алёна Андреевна

,

Диплом о фармацевтическом образовании: 105924 3510722 рег. номер 31917

Все авторы

Содержание статьи

  • Пантогам: состав
  • Пантогам: для чего назначают
  • Пантогам актив: инструкция по применению
  • Пантогам и алкоголь
  • Пантогам: аналоги
  • Пантогам или Пикамилон: что лучше
  • Краткое содержание
  • Задайте вопрос эксперту по теме статьи

Несмотря на недоказанную эффективность, в России ноотропы часто назначают. Пациенты привержены лечению этими препаратами, поэтому мы попросили провизора Алёну Подойницыну рассказать об одном из них. В статье рассказываем, для чего назначают Пантогам и Пантогам Актив, о составе и применении с алкоголем. Мы привели несколько примеров аналогов и показали различия между Пантогамом и Пикамилоном.

Пантогам: состав

В составе всех форм Пантогама одно действующее вещество — гопантеновая кислота. Отличия только в вспомогательных веществах, которые изменяются в зависимости от формы препарата. Расскажем о вспомогательных компонентах у каждой формы:

  • таблетки — метилцеллюлоза, кальция стеарат, магния поликсикарбонат, тальк.
  • капсулы — целлюлоза микрокристаллическая, магния стеарат, титана диоксид, желатин.
  • раствор — глицерол, сорбит, лимонной кислоты моногидрат, натрия бензоат, аспартам, ароматизатор пищевой «Вишня», вода очищенная.

Пантогам: для чего назначают

Пантогам — лекарство. Он официально зарегистрирован в реестре лекарственных средств (грлс). Но отметим то, что эффективность его не доказана.

  • Пантогам капли не выпускаются. Есть такие препараты:
  • Пантогам таблетки
  • Пантогам раствор для приема внутрь
  • Пантогам Актив капсулы

Пантогам сироп выпускался до июля 2022 года. Теперь выпускают раствор. Остатки сиропов отпускают из аптек, их можно использовать.

Для взрослых предназначены капсулы и таблетки, а для детей, в том числе, новорожденным — раствор или сироп.

Пантогам: показания к применению

  • Нарушение внимания и памяти после перенесенных инфекций головного мозга, черепно-мозговых травм
  • Тремор, тики и т.п.
  • Комплексное лечение шизофрении
  • Комплексное лечение эпилепсии с противосудорожными препаратами
  • Для снижения психоэмоциональной нагрузки и повышения концентрации внимания
  • Расстройства мочеиспускания (недержание, энурез и др.)
  • Задержка речевого, психического и/или моторного развития
  • Детская гиперактивность с синдромом дефицита внимания (СДВГ)
  • Детям при возникновении тиков, заикании и других нервозоподобных состояниях

Вам может быть интересно: Ноотропные препараты, лучшие ноотропы последнего поколения с доказанным действием

Пантогам актив: инструкция по применению

Пантогам Актив — это то же самое ноотропное средство, которое выпускается в виде капсул. Его принимают внутрь через 15-20 минут после приема пищи. Лекарство лучше пить в первой половине дня, т.к. оно стимулирует работу мозга. Если принять вечером, могут быть проблемы с засыпанием. Курс лечения зависит от показаний и может доходить до года. Повторный курс лечения назначают спустя 3-6 месяцев.

Пантогам и алкоголь

О применении Пантогама совместно с алкоголем в инструкции по применении не дано информации. Поэтому мы рекомендуем придерживаться общепринятых рекомендаций и воздержаться от употребления алкоголя во время приема лекарственных средств.

Пантогам: аналоги

У Пантогама есть несколько аналогов, которые тоже содержат гопантеновую кислоту в качестве действующего вещества:

  • Пантокальцин
  • Гопантеновая кислота
  • Гопантам
  • Кальция гопантенат
  • Гопантомид и др.

Хотите разбираться в аналогах лекарств, чтобы умело подбирать препараты на свой бюджет? Наша методичка от экспертов-провизоров «Аналоги популярных лекарств» поможет вам в этом! Получить методичку просто: подпишитесь на наши соцсети и напишите в сообщения «аналоги».

Мегаптека в соцсетях: ВКонтакте, Telegram, OK, Viber

Пантогам или Пикамилон: что лучше

Пантогам и Пикамилон — ноотропные средства, которые применяются при нарушениях работы нервной системы. А именно, Пикамилон принимают:

  • в восстановительный период после инсульта и инфаркта головного мозга
  • при хронической недостаточности мозгового кровообращения
  • при алкоголизме в период отмены и при отравлении алкоголем
  • мигрень и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
  • первичная открытоугольная глаукома

Пикамилон, как и Пантогам, применяют для лечения расстройств мочеиспускания, улучшения переносимости физических и умственных нагрузок. Но его не применяют в комплексном лечении эпилепсии, шизофрении, задержке развития и у детей до 3-х лет.

Пикамилон производится в виде капсул, таблеток, раствора для внутривенного и внутримышечного введения и раствора для приема внутрь. Пикамилон, в отличие от Пантогама, принимается независимо от еды, в то время как Пантогам пьют спустя 30 минут после.

Краткое содержание

  • Пантогам — ноотропное средство, которое применяют у пациентов с заболеваниями нервной системы, но его эффективность не доказана.
  • Пантогам Актив — это форма препарата в виде капсул. Он назначается по тем же показаниям с 18 лет.
  • В составе всех форм Пантогам действующее вещество — гопантеновая кислота.
  • Не следует принимать Пантогам вместе с алкоголем.
  • У Пантогама есть несколько аналогов, которые тоже содержат гопантеновую кислоту в качестве действующего вещества.
  • Пикамилон и Пантогам имеют разное действующее вещество и отличия в показаниях к применению. При выборе средств следуйте рекомендациям врача.

Задайте вопрос эксперту по теме статьи

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже – наши эксперты ответят вам. Там же Вы можете поделиться своим опытом с другими читателями Мегасоветов.

Поделиться мегасоветом

Понравилась статья? Расскажите маме, папе, бабушке и тете Гале из третьего подъезда

Описание основано на официальной инструкции, утверждено компанией-производителем

Описание препарата Пантогам® (сироп, 100 мг/мл) основано на официальной инструкции, утверждено компанией-производителем в 2020 году

Дата согласования: 06.07.2020

Особые отметки:

Отпускается по рецепту

Содержание

  • Фотографии упаковок
  • Действующее вещество
  • ATX
  • Фармакологическая группа
  • Нозологическая классификация (МКБ-10)
  • Состав
  • Описание лекарственной формы
  • Фармакологическое действие
  • Фармакодинамика
  • Фармакокинетика
  • Показания
  • Противопоказания
  • Применение при беременности и кормлении грудью
  • Способ применения и дозы
  • Побочные действия
  • Взаимодействие
  • Передозировка
  • Особые указания
  • Форма выпуска
  • Производитель
  • Условия отпуска из аптек
  • Условия хранения
  • Срок годности
  • Заказ в аптеках Москвы
  • Отзывы

Фотографии упаковок

Пантогам®: сироп 100 мг/мл, фл. темн. стекл. 100 мл - пач. картон.

06.07.2020

Действующее вещество

ATX

Фармакологическая группа

Нозологическая классификация (МКБ-10)

Список кодов МКБ-10

  • A89 Вирусная инфекция центральной нервной системы неуточненная
  • E63 Физические и умственные перегрузки
  • F01 Сосудистая деменция
  • F03 Деменция неуточненная
  • F07.2 Постконтузионный синдром
  • F20 Шизофрения
  • F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
  • F70 Умственная отсталость легкой степени
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F71 Умственная отсталость умеренная
  • F72 Умственная отсталость тяжелая
  • F73 Умственная отсталость глубокая
  • F79 Умственная отсталость неуточненная
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
  • F81.0 Специфическое расстройство чтения
  • F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
  • F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
  • F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
  • F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
  • F95 Тики
  • F98.5 Заикание [запинание]
  • G10 Болезнь Гентингтона
  • G20 Болезнь Паркинсона
  • G25 Другие экстрапирамидные и двигательные нарушения
  • G25.3 Миоклонус
  • G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
  • G30.0 Ранняя болезнь Альцгеймера
  • G40 Эпилепсия
  • G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях
  • G80 Детский церебральный паралич
  • G96.9 Поражение центральной нервной системы неуточненное
  • I67.2 Церебральный атеросклероз
  • N39.3 Непроизвольное мочеиспускание
  • P91 Другие нарушения церебрального статуса у новорожденного
  • P91.9 Нарушение со стороны мозга у новорожденного неуточненное
  • R25.8.0* Гиперкинез
  • R32 Недержание мочи неуточненное
  • R35 Полиурия
  • R41.8.0* Расстройства интеллектуально-мнестические
  • R53 Недомогание и утомляемость
  • R62.9 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития неуточненное
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы
  • Y49.3 Антипсихотические и нейролептические препараты фенотиазинового ряда
  • Z73.6 Ограничения деятельности, вызванные снижением трудоспособности

Состав

Сироп 100 мл
действующее вещество:  
кальция гопантенат (Пантогам®) 10,0 г
вспомогательные вещества: глицерол (в пересчете на 100%) — 25,8 г; сорбит — 15,0 г; лимонной кислоты моногидрат — 0,1 г; натрия бензоат — 0,1 г; аспартам — 0,05 г; ароматизатор пищевой «Вишня 667» — 0,01 г; вода очищенная — до 100 мл  

Описание лекарственной формы

Бесцветная или слегка желтоватая жидкость с характерным запахом.

Фармакологическое действие

Фармакологическое действие

ноотропное, противосудорожное, нейрометаболическое, антигипоксическое.

Фармакодинамика

Спектр действия пантогама связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием пантогама на ГАМКБ — рецептор-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации новокаина и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.

Фармакокинетика

Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ), наибольшие концентрации создаются в печени, почках, в стенке желудка и коже. Препарат не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 часов: 67,5% от принятой дозы экскретируется почками, 28,5% выводится с фекалиями.

Показания

перинатальная энцефалопатия у детей с первых дней жизни;

различные формы детского церебрального паралича;

умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;

нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков (в т.ч. чтения, письма, счета);

гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;

неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);

снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;

шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);

экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (в т.ч. миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;

эпилепсия с замедленностью психических процессов и снижением когнитивной продуктивности совместно с антиконвульсантами;

психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

Противопоказания

повышенная чувствительность к препарату;

острые тяжелые заболевания почек;

фенилкетонурия (сироп содержит аспартам);

беременность (1 триместр).

С осторожностью: одновременное назначение препарата с другими ноотропными и стимулирующими средствами (в условиях длительного лечения).

Применение при беременности и кормлении грудью

Не рекомендуется применение препарата при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.

Способ применения и дозы

Внутрь, через 15–30 мин после еды. Разовая доза для взрослых обычно составляет 2,5–15 мл (0,25–1,5 г), для детей — 1–15 мл (0,1–1,5 г). Суточная доза для взрослых — 5–30 мл (0,5–3 г), для детей — 1–30 мл (0,1–3 г). Курс лечения — 1–4 месяца, иногда до 6 месяцев. Через 3–6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения.

Детям в зависимости от возраста и патологии нервной системы рекомендуемая суточная доза — 30–50 мг/кг массы тела. Кратность применения препарата — 1–2 раза в день. Для дозирования препарата используется мерная ложка объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл. В 1 мл препарата содержится 100 мг действующего вещества.

Вес ребенка, кг Суточная доза, мг Суточная доза, мл
3,3–6,0 100–400 1–4
6,6–10,0 200–500 2–5
10,0–12,0 300–600 3–6
13,3–16,0 400–800 4–8
16,6–20,0 500–1000 5–10
20,0–28,0 600–1400 6–14
27,0-40,0 800–2000 8–20
40,0–60,0 1200–3000 12–30
Свыше 60 кг 1800–3000 18–30

Тактика лечения предусматривает наращивание дозы в течение 7 дней, прием в рекомендованной дозе — на протяжении основного курса лечения с постепенным снижением дозы до отмены в течение 7 дней. Курс лечения — 1–3 месяца (при отдельных заболеваниях до 6 месяцев и более).

При шизофрении в комбинации с психотропными препаратами: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — 1–3 месяца.

При эпилепсии в комбинации с антиконвульсантами: 7,5–10 мл (0,75–1 г) в сутки. Курс лечения — до 1 года и более.

При нейролептическом синдроме, сопровождающимся экстрапирамидными нарушениями: суточная доза — до 30 мл (до 3 г), лечение в течение нескольких месяцев.

При экстрапирамидных гиперкинезах у больных с органическими заболеваниями нервной системы: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — до 4 месяцев и более.

При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки.

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: 2,5–5 мл (0,25–0,5 г) 3 раза в сутки.

При расстройствах мочеиспускания: детям — 2,5–5 мл (0,25-0,5 г) 1–2 раза в сутки, суточная доза составляет 25–50 мг/кг, курс лечения — 2–3 месяца; взрослым — 5–10 мл (0,5–1 г) 2–3 раза в сутки.

С учетом ноотропного действия препарата, его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.

Побочные действия

Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10); часто (≥1/100, <;1/10); нечасто (≥1/1000, <1/100); редко (≥1/10000, <1/1000); очень редко (<1/10000), включая отдельные сообщения.

Со стороны нервной системы: очень редко — вялость, гипервозбуждение, головная боль, головокружение, заторможенность, расстройства сна, сонливость.

Со стороны органа зрения: очень редко — аллергический конъюнктивит.

Со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения: очень редко — аллергический ринит.

Со стороны кожи и подкожных тканей: очень редко — кожные аллергические реакции (в т.ч. кожная сыпь, кожные высыпания, крапивница).

В случае возникновения аллергических реакций отменяют препарат. В остальных случаях уменьшают дозу препарата.

Взаимодействие

Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает действие противосудорожных средств, предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.

Эффект пантогама усиливается в сочетании с глицином, этидроновой кислотой. Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).

Передозировка

Симптомы: усиление симптоматики побочных явлений (нарушения сна или сонливость), шум в голове.

Лечение: назначение активированного угля, промывание желудка, симптоматическая терапия.

Особые указания

Влияние на способность управлять транспортными средствами, механизмами. В первые дни приема препарата следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости (см. «Побочные действия»).

Форма выпуска

Сироп, 100 мг/мл. По 100 мл во флаконах темного стекла с винтовой горловиной, укупоренных винтовыми крышками со встроенными уплотнительными элементами или прокладками, контрольным кольцом первого вскрытия. Каждый флакон вместе с мерной ложкой номинальным объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл, и инструкцией по применению помещают в пачку из картона.

Производитель

ООО «ПИК-ФАРМА ПРО», Россия, 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский, ул. Заводская, зд. 6

или

ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК», Россия, 308010, Белгородская обл., Белгородский р-н, пгт Северный, ул. Березовая, 1/19

или

ООО «Фирма «ВИПС-МЕД», Россия, 141190, Московская обл., г. Фрязино, Заводской пр., 3А.

Владелец регистрационного удостоверения. ООО «ПИК-ФАРМА», Россия, 125047, Москва, пер. Оружейный, 25, стр. 1, пом. I, эт. 1-й.

Организация, принимающая претензии потребителей. ООО «ПИК-ФАРМА», Россия, 125047, Москва, пер. Оружейный, 25, стр. 1, пом. I, этаж 1-й.

Тел./факс: (495) 925-57-00.

www.pikfarma.ru; www.pantogam.ru

Условия отпуска из аптек

По рецепту.

Условия хранения

В защищенном от света месте, при температуре не выше 25 °C.

Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности

2 года.
После вскрытия флакон хранить в холодильнике не более 1 мес

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Представленная информация о ценах на препараты не является предложением о продаже или покупке товара.

Информация предназначена исключительно для сравнения цен в стационарных аптеках, осуществляющих деятельность в
соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература


Трофимова С.Д.

1

Румянцева Д.Г.

1

Малогулова И.Ш.

1

Бушкова Э.А.

1

Кузьмина А.А.

1

Варфоломеева Н.А.

1


1 Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

1. Соколков Е.А., Мельников В.И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: монография. – Новосибирск, 2006. – 368 с.

Актуальность

Обучение в медицинских вузах требует от студентов-медиков огромных умственных и физических затрат. Самым серьезным испытанием для студентов является экзаменационная сессия. Объём информации, требующий запоминания, как правило, огромен. Увеличивается тревожность, снижается аппетит, учащается пульс, появляется дрожь в конечностях, усугубляет всё бессонница – вот типичные проявления страха перед экзаменами. Студент переживает явление, которое называют экзаменационным стрессом [1]. Экзаменационный стресс проявляется у студентов независимо от степени добросовестности подготовки к учебному процессу. В связи с этим достаточно частыми вопросами у студентов 3 курса медицинского ВУЗа, изучающих фармакологию, являются: «Какое лекарственное средство можно принять в качестве средства для улучшения процесса запоминания? Какой «стимулятор умственной деятельности» эффективнее?» Именно стимуляторы умственной деятельности студенты считают «панацеей» в период сессии.

В настоящее время под стимуляторами познавательной деятельности понимают группу ноотропов, которая объединяет различные классы лекарственных средств, различающихся по химическому строению и механизму действия. К этой группе препаратов относят метаболические и антиоксидантные препараты, препараты, обладающие выраженной способностью вызывать расширение сосудов мозга (винпоцетин, циннаризин). Ноотропными могут считаться также кофеин, женьшень, лимонник, некоторые витамины (B6, B15, BC и B12), препараты йода. Данные литературы свидетельствуют о том, что прием ноотропных препаратов, своеобразных «допингов» во время сессии практикуют студенты многих учебных заведений США и Европы.

Цель исследования – изучение применения студентами во время экзаменационной сессии лекарственных средств для повышения умственной деятельности и установление зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии.

Материал и методы исследования

В исследовании принимали участие 235 студентов-добровольцев 3 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского института СВФУ в течение 3 лет. Каждый доброволец был анкетирован. Анкета состояла из следующих пунктов: пол, возраст, курс, степень стрессируемости (субъективно) во время сессии, прием лекарственных препаратов и БАД для улучшения умственной деятельности во время сессии, наименование лекарственных препаратов, эффективность от приёма препаратов, итоги последней сессии.

Средний возраст студентов составил 20,5±0,2 лет. В анкетировании приняли участие 31% юношей и 69% девушек.

Результаты исследования

Из анкетированных студентов субъективно экзаменационный стресс во время сессии испытывают 49,7% студентов, более стрессоусточивыми себя считают 50,3% студентов.

Во время сессии 33,8% анкетированных студентов принимали фармакологические средства, соответственно, 66,2% человек не использовали медикаментозных препаратов для улучшения запоминания.

Наиболее часто применяемыми группами лекарственных средств для улучшения запоминания оказались:

1) Ноотропы и препараты с ноотропной активностью (пирацетам, фенотропил, афабозол, фенибут, церебролизин, кортексин, глицин) – 60,5%;

2) Витаминные препараты (поливитамины) – 30,3%;

3) Препараты йода для профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы (йодомарин) – 19,6%;

4) Седативные средства (препараты валерианы, ново-пассит) – 6,8%;

5) БАДы (на основе гинкго билоба) – 3,9%.

При анализе ассортимента, принимаемых лекарственных средств, чаще использовались поливитамины (30,3%), пирацетам (ноотропил; 29,4%), йодомарин (20,6%), глицин (17,7%). При этом комбинацию из 2 и более препаратов принимали 34,3% студентов. Наиболее частой комбинацией лекарственных средств, которую принимали студенты во время сессии, являлась сочетание ноотропов с витаминными препаратами (48,4%).

Субъективное улучшение во время сессии почувствовали 74,7% человек из числа принимавших лекарственные препараты во время сессии (р<0,005).

Средний балл на экзамене у студентов в целом (n=235) составил 3,7±0,1, у принимавших препараты – 3,8±0,1, у не принимавших препараты – 3,6±0,1. При анализе данных не было выявлено статистически значимых отличий по среднему баллу, полученному во время сессии студентами из числа принимавших лекарственные средства и не принимавших препараты (3,8±0,1, 3,6±0,1, соответственно; р>0,05).

При сравнении качественных показателей сессии (доли «5», «4» и «3») не установлена статистически значимая зависимость. Однако результаты исследования показывают, что у части студентов (12,6%), не принимавших препараты, сессия была «не закрыта» своевременно в отличие от группы студентов, принимавших лекарства (р<0,05). Возможно, что имеется взаимосвязь между приёмом препаратов во время сессии и своевременной сдачей экзаменов и зачетов.

При установлении зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии выявлено, что средний балл несколько выше у тех студентов, которые принимали комбинацию ноотропов с витаминными препаратами, по сравнению со студентами принимавшими монопрепараты (3,9±0,3, 3,7±0,2, соответственно; р>0,05). При анализе полученных оценок по результатам экзаменов у группы студентов, принимавших лекарства во время сессии, не выявлено различий между долями положительных («отлично», «хорошо») и удовлетворительных оценок (р>0,05).

Выводы

1) В результате исследования нами не выявлены значимые различия в улучшении познавательной деятельности у студентов, принимавших лекарственные препараты, и студентов, не использовавших лекарств во время сессии. По-нашему мнению, причинами «не успеха» в приёме лекарственных препаратов, являются: отсутствие показаний к применению (ноотропы эффективны только при нарушении мнестических функций); неправильный подбор дозы, недостаточная продолжительность приёма лекарственных препаратов; применение седативных средств, которые уравновешивают процессы возбуждения и торможения мозга, что приводит к снижению его активности;

2) Применение стимуляторов умственной деятельности во время сессии можно рассматривать как дополнительный фактор только при систематической подготовке к учебным занятиям во время семестра, что, в свою очередь, позволит снизить влияние экзаменационного стресса и повысить качество обучения.

Таким образом, перед применением лекарственных средств необходимо проконсультироваться у врача-специалиста.


Библиографическая ссылка

Трофимова С.Д., Румянцева Д.Г., Малогулова И.Ш., Бушкова Э.А., Кузьмина А.А., Варфоломеева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-2.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13032 (дата обращения: 11.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Действующие вещества

Форма выпуска

Таблетки

Состав

Действующее вещество: Гопантеновая кислота (Hopantenic acid)Концентрация действующего вещества (мг): 250

Фармакологический эффект

Пантогам – ноотропный препарат, улучшающий работу головного мозга. Он положительно влияет на умственную деятельность и память. Активное вещество Пантогама – кальция гопантенат. Повышение устойчивости головного мозга к кислородному голоданию и уменьшение воздействия на него токсических веществ – основные свойства препарата. Пантогам обладает противосудорожным и умеренным седативным действием. Наряду с этим он способен мягко повышать работоспособность (и умственную, и физическую). Тормозит патологическое напряжение мышц желчного и мочевого пузыря. При хроническом алкоголизме Пантогам оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, что существенно облегчает состояние больного, страдающего алкогольной интоксикацией. Также при этом улучшается кровоснабжение мозга.

Показания

Когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в том числе последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм) иневротических расстройствах; шизофрения с церебральной органической недостаточностью; цереброваскулярная недостаточность, вызванная атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга; экстрапирамидные нарушения (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона идр.), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемомнейролептиков; эпилепсия с замедлением психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами; психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания изапоминания; нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез); детям с перинатальной энцефалопатией, умственной отсталостью различной степени выраженности, с задержкой развития (психического,речевого, моторного или их сочетания), с различными формами детского церебрального паралича, при гиперкинетическихрасстройствах (синдроме гиперактивности с дефицитом внимания),неврозоподобных состояниях (при заикании, преимущественноклонической форме; тиках).Препарат применяется у детей старше 3-х лет. В более раннем возрасте рекомендуется прием препарата в виде сиропа.

Противопоказания

Гиперчувствительность, острые тяжелые заболевания почек, беременность, лактация.

Меры предосторожности

Препарат противопоказан при острых тяжелых заболеваниях почек.

Применение при беременности и кормлении грудью

Противопоказано применение в I триместре беременности.

Способ применения и дозы

Внутрь через 15-30 минут после еды.Разовая доза для взрослых обычно составляет 0,25-1 г, для детей – 0,25-0,5 г;суточная доза для взрослых – 1,5-3 г, для детей – 0,75-3 г. Курс лечения – от 1до 4 месяцев, в отдельных случаях – до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения. При эпилепсии в комбинации с противосудорожными средствами в дозе от 0,75 до 1 г в сутки. Курс лечения до 1 года и больше. При экстрапирамидном нейролептическом синдроме в комбинации с проводимой терапией суточная доза до 3 г, лечение в течение нескольких месяцев. При экстрапирамидных гиперкинезах у больных с наследственными заболеваниями нервной системы в комбинации с проводимой терапией от 0,5до 3 г в сутки. Курс лечения до 4-х и более месяцев.При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм по 0,25 г 3-4 раза в сутки. Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях Пантогам назначают по 0,25 г 3 раза в сутки. Для лечения экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков: взрослым по 0,5-1 г 3 раза в день, детям – по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день. Курс лечения 1-3 месяца. При тиках: детям по 0,25-0,5 г 3-6 раз в день, в течение 1-4 месяцев. При нарушениях мочеиспускания: взрослым по 0,5-1 г 2-3 раза в сутки, детям по 0,25-0,5 г (суточная доза составляет 25-50 мг/кг). Курс лечения от 1 до 3 месяцев. Детям с различной патологией нервной системы в зависимости от возраста препарат рекомендуется в дозе 1-3 г. Тактика назначения препарата: наращивание дозы в течение 7-12 дней, прием в максимальной дозе на протяжении 15-40 дней и постепенное снижение дозы до отмены Пантогама в течение 7-8 дней. Перерыв между курсовыми приемами Пантогама, как и для любого другого ноотропного средства, составляет от 1 до 3 мес. В условиях длительного лечения не рекомендуется одновременное назначение препарата с другими ноотропными и стимулирующими средствами. С учетом ноотропного действия препарата его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.

Побочные действия

Возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, кожные аллергические реакции). В этом случае отменяют препарат.Очень редко отмечаются нежелательные реакции со стороны ЦНС (гипервозбуждение, нарушение сна или сонливость, вялость, заторможенность, головная боль, головокружение, шум в голове). В этом случае уменьшают дозу препарата.

Передозировка

Выражается в усилении побочных явлений. В этом состоянии необходимо промыть желудок и выпить активированный уголь. Дальнейшее лечение – симптоматическое.

Взаимодействие с другими препаратами

Удлиняет действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств, ноотропных и средств, стимулирующих ЦНС, действие местных анестетиков (прокаина).Предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, антипсихотических средств (нейролептиков).Действие гопантеновой кислоты усиливается в сочетании с глицином, ксидифоном.

Особые указания

Не рекомендуется длительная терапия гопантеновой кислотой в сочетании с другими ноотропными и стимулирующими ЦНС средствами.

Отпуск по рецепту

Да

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Пантелеев ленька в скважину сказал цыган сочинение рассуждение
  • Панорама маршрут скакать егэ ответы
  • Панический страх экзаменов
  • Панические атаки перед экзаменом что делать
  • Паническая атака перед экзаменом как справиться

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии