- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Сочинение Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлевы» показал, как ужасно ведут себя помещики. Автор с присущей ему иронией высмеял их поведение и привычки.
В центре событий произведения находится семья Головлевых. Мать постоянно думает о деньгах и о том, как их приумножить. Богатство – это главная ее цель в жизни. Ее сын Степан сильно расстраивает женщину. Он не оправдывает ее ожиданий и надежд. Мать считает сына никчемным и бесперспективным. Для нее он балбес. Но для читателей Степан выступает в ином свете. Мы видим его достаточно умным и образованным парнем. Он хочет жить отдельно от своей семьи.
У парня есть родной брат Порфирий (часто его называют Иудушкой), который так же не любит Степана и хочет от него избавиться. Он хочет лишить Степу всего наследства. Порфирий жадный и алчный, он не хочет делить с родственником свои богатства.
Неожиданно Степан умирает, от этого Иудушка приходит в полный восторг. Он прекрасно умеет лгать и ради своей выгоды готов на все, что угодно. Всех своих оставшихся родственников Иудушка считает врагами и конкурентами. Семья Головлевых не дорожит семейными отношениями. Для этих людей нет ничего святого. Ради денег все члены семьи готовы на любой, даже самый ужасный, поступок. Они воюют друг с другом.
Иудушка настоящий предатель, не зря у него такое прозвище. С каждым днем он становится более алчным и озлобленным. Он хочет увеличить свое богатство, ради этого он демонстрирует наигранную любовь к родным.
Когда у Порфирия умерли дети, он ничуть не расстроился. Их жизнь была в его руках. Порфирий мог их спасти. Но мужчина этого не пожелал делать, потому что не видел своей выгоды. Он остался совсем один. Со временем у него появились проблемы с психикой. Вскоре гниль поглотила его полностью.
Третье поколение славно известной семьи прожило трагическую жизнь. Дети и племянники Иудушки прожили не долго. Все кто хотел бежать из этого семейства вскоре погибали.
Салтыков – Щедрин хотел показать читателям, неизбежность смерти. В своем произведении он показал, как постепенно исчезло дворянство. Они не хотели учиться, развиваться и работать, всю работу за них выполняли крестьяне. На уме у них были только деньги и богатство.
Дворянство, по мнению Салтыкова – Щедрина уже давно сгнило. Они не могут жить по-другому, у них свой мир, в котором, правят деньги, ложь и злость. Дворяне стали позором для всей страны. Автор иронично описывает их нравы и модель поведения в своем произведении.
2 вариант
Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель обращает внимание читателя на жизнь дворянской семьи в России. В стране происходят значительные изменения, несущие как позитивные, так и негативные факторы. Самым весомым и тяжелым из них является разложение нравов в людских отношениях, из чего вытекает искажение и разрушение семейного института в целом. Салтыков-Щедрин, со свойственным только ему мастерством, проводит анализ причин такого уродства общества.
Вот мы знакомимся с главой семейства Головлевых – Ариной Петровной. Это властная женщина, держащая семью в ежовых рукавицах. Она богата, у нее множество связей. Но эта власть испортила женщину, она деспотична в отношении к крепостным, мужа она давно держит на коротком поводке, зато ее любимчики всегда довольны и сыты. Арина Петровна находится в вечной погоне за большими богатствами. Но для кого это все? На протяжении всего романа мы слышим с ее стороны упреки в сторону семейства. Мол, она делает все только ради них, не спит ночами, думает, как сделать их жизнь более комфортной и счастливой. Но так ли это на самом деле? Нет, это далеко не так. Все ее старания направлены лишь на то, чтобы никто не посмел ее попрекнуть. Ей, в целом, плевать на тех, кто находится рядом. Даже тот факт, что после смерти дочери она взяла ее детей на попечение, Арина Петровна выставляет так, что в ее добрые намерения невозможно поверить по-настоящему.
Женщина постоянно говорит о семье и долге перед нею. Но мы понимаем, что это лишь пустая болтовня. В погоне за накопительством, она совершенно забыла о своих детях, она и не думает об их воспитании, инстинкт материнства в ее сердце давно потух. Дети же, видя такое к себе отношения, также равнодушны к матери. Некогда они желали ее любви и заботы, но, в данный момент, они отвечают женщине той же монетой. Арина Петровна также видит, что благодарности от детей она не дождется. Но эти мысли задерживались в ее голове недолго, сменяясь на думы о материальном и меркантильном.
Обратим внимание на детей Арины Петровны. Степан, старший сын женщины, был человеком добрым и остроумным. Однако, вместе с тем, безалаберным и пьющим. Именно пьянство становится причиной смерти Степана, и он умирает одиноким неудачником. Далее мы видим дочь хозяйки дома, которая, не желая потакать приказам властной матушки, сбегает из дома. Но вскоре муж бросает девушку, и та тоже умирает в нищете. Арина Петровна забирает ее детей к себе. Сначала она недовольна такой обузой, но вскоре привыкает к внучкам, и даже начинает испытывать к ним родственные чувства. Девочки вырастают и становятся местными актрисами. Но, предоставленные самим себе, они оказываются неспособны противостоять жестоким реалиям внешнего мира. В конце концов, они окончательно опускаются на самое дно и оказываются втянутыми в судебное разбирательство. Не выдержав такой жизни, одна из сестер выпивает яд, а вторая, будучи более слабохарактерным человеком, отправляется обратно в дом бабушки.
В данном романе мы видим, что семья является главным фактором, с помощью которого человек развивается. И, если ему не везет с членами семьи, он, в конце концов, оказывается у разбитого корыта без какой-либо поддержки извне.
Также читают:
Картинка к сочинению Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика генерала Аносова в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение
Одним из второстепенных персонажей произведения является генерал Яков Михайлович Аносов, давний друг семейства Тугановских.
- Сочинение на тему Время
За четыре с половиной миллиарда лет существования Земли ни один человек так и не смог объяснить, что же такое время. Из чего оно состоит? И как движется? Для чего оно, собственно говоря, нужно?
- Сочинение по картине Волкова В конце зимы 3 класс
На своей картине «В конце зимы» Ефим Волков представляет взору зрителя лесной массив. Немного болотистое пространство, которое обрамляется густым лесом.
- Анализ рассказа Парадокс Короленко
По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.
- Сочинение Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- По рассказу Господа Головлевы
Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.
При первом, поверхностном рассмотрении помещичья семья Головлевых представляется состоящей из вполне нормальных, хотя и не очень приятных людей. Арина Петровна – мать семейства, женщина с хозяйственной жилкой, Степан Головлев служит чиновником, даже Иудушка (он же Порфирий) представляет собой человека, погруженного в дела, хотя и морально нечистоплотного.
Однако при ознакомлении с текстом романа видно желание автора показать упадок и свое негативное отношение к дворянскому семейству. Вероятно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что произведение носит (по мнению исследователей) отчасти автобиографический характер. В образах Арины Петровны и Иудушки видны черты матери и брата писателя, к которым он не испытывал слишком теплых чувств.
Герои романа отмечены множеством разнообразных отрицательных качеств. Это и стяжательство, характерное в большей степени для Порфирия и его матери. Кроме того, для ряда персонажей характерно пьянство и половая распущенность (в основном это касается племянниц Иудушки, актрис по роду занятий).
Однако главный порок семейства Головлевых – это равнодушие к другим, жестокое отношение даже к самым близким людям. Наиболее ярко это выражается в отказе Иудушки дать своему сыну деньги, чтобы покрыть недостачу казенных денег, проигранных им, что стало причиной ареста и смерти Петеньки.
Некоторые персонажи, такие как Павел Владимирович, хотя и не совершают особо страшных проступков, как Иудушка, ставший причиной смерти сына и матери, но также бесцветны и неспособны творить добро.
В этой книге нет мотива нравственного возрождения. Даже запоздалое покаяние Иудушки, который в конце произведения идет в пургу на могилу матери, оказывается бесплодным. Салтыков – Щедрин демонстрирует это тем, что показывает бесполезность данного поступка. Самый подлый из Головлевых умирает в дороге, получив воздаяние за совершенное им.
Автор желал показать, что таких людей, как созданные им Головлевы уже ничего не может спасти. Они не приносят пользы или счастья ни другим, ни даже себе самим, несмотря на некоторые материальные приобретения. На это же косвенно указывает и описание их имения, от которого исходит дух затхлости и умирания.
Вариант 2
Произведение «Господа Головлевы» замыкал творчество писателя. Роман, в котором звучала семейная тематика, возник не случайно. В то время эта тема прозвучала в трудах многих писателей. Показывая семью Головлевых, писатель Салтыков-Щедрин на примере господ Головлевых передал превращение членов семьи в ничтожных людей. Поместье этого семейства не убогое, богатея все больше и больше. Однако это накопительство не крепит семейные отношения, а лишь приводит к развалу. Родственные связи между членами семьи отсутствуют, между ними существует ненависть.
Арина Петровна, глава семейства, обладавшая жестким характером, жила с целью приумножить свое состояние. Страсть к наживе была выше материнских чувств. В эпизоде, где ей сообщают, что дочь умерла, оставив двух детей, она остается в полном недовольстве. Своих детей она разделила на любимых и нелюбимых. Развращая их своим отношением, она постепенно подавляла настоящую любовь к матери. В этой семье никто не удивлялся наказаниям, ведь все это делалось для стабильности этих же самых детей, которые были искалечены воспитательными действиями Арины Петровны.
Так, Павел, пропил подаренный матерью дом, и сейчас живет как последний нищий. Степку она считала настоящим балбесом, а внучек-сироток кормила очень плохо, экономя на еде. Писатель постепенно показывает, как члены семьи, получив нравственные увечья, умирают один за другим. В конце жизни перед помещицей возникают результаты ее деятельности, которая представляла собой воспитание бездушных извергов. Одним из таких изуверов был Порфирий или как его еще называли в семействе Иудушка. Благодаря деспотизму он научился притворяться ласковым и добрым сынком, постоянно показывая, матери свою преданность и великодушие. Его притворство помогли найти лучший кусок и избежать наказания. Черты стяжательства развились в нем до предела. Порфирий стал полновластным хозяином имения, подчинив себе мать и обрекая ее на жалкое существование. Салтыков-Щедрин сравнивает Иудушку с пауком, который сосет кровь из своих жертв. Он наслаждается, когда видит, как другие люди страдают. Иудушка без содрогания обрекает на гибель своих сыновей. Однако пустословие обернулось в конце произведения против него самого. Его душа настолько очерствела, что он перестал воспринимать реальную жизнь. Ему даже приходит мысль о самоубийстве. Мы видим на могиле матери совсем опустившегося человека, страдающего галлюцинациями.
История семьи Головлевых говорила о вырождении дворянства, где Иудушка являлся символом всякой эксплуатации и угнетения, пустословия и лжи, встречающиеся практически у каждого человека.
По рассказу Господа Головлевы
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению О любви Чехова
Острое желание счастья, взаимопонимания, любви — извечная тема, которая волнует и будоражит умы и чувства человечества. И пожалуй нет такого вида искусства или мастерства, который хотя бы раз не обращался к этому в своем творчестве.
- Сочинение по произведению Певцы Тургенева
Рассказ «Певцы» вошел в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Вначале автор описывает село Колотовка, разделенное на две части оврагом. Рассказчик уделяет большое внимание пейзажу, вникая в каждую деталь
- Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? сочинение
Чартков является главным героем рассказа Гоголя Н.В. «Портрет» и представляется в образе молодого начинающегося художника, живо интересующегося творчеством своих коллег.
- Герои произведения Василий Теркин
В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.
- Сочинение Хлестаковщина как общественное явление
Хлестаковщина это понятие, пришедшее из произведения Н.В.Гоголя Ревизор, Чтобы понять что это, надо вспомнить главного героя Хлестакова. Это молодой человек, промотавший свое состояние и приехавший в город N со своим слугой.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- По рассказу Господа Головлевы
Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.
При первом, поверхностном рассмотрении помещичья семья Головлевых представляется состоящей из вполне нормальных, хотя и не очень приятных людей. Арина Петровна – мать семейства, женщина с хозяйственной жилкой, Степан Головлев служит чиновником, даже Иудушка (он же Порфирий) представляет собой человека, погруженного в дела, хотя и морально нечистоплотного.
Однако при ознакомлении с текстом романа видно желание автора показать упадок и свое негативное отношение к дворянскому семейству. Вероятно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что произведение носит (по мнению исследователей) отчасти автобиографический характер. В образах Арины Петровны и Иудушки видны черты матери и брата писателя, к которым он не испытывал слишком теплых чувств.
Герои романа отмечены множеством разнообразных отрицательных качеств. Это и стяжательство, характерное в большей степени для Порфирия и его матери. Кроме того, для ряда персонажей характерно пьянство и половая распущенность (в основном это касается племянниц Иудушки, актрис по роду занятий).
Однако главный порок семейства Головлевых – это равнодушие к другим, жестокое отношение даже к самым близким людям. Наиболее ярко это выражается в отказе Иудушки дать своему сыну деньги, чтобы покрыть недостачу казенных денег, проигранных им, что стало причиной ареста и смерти Петеньки.
Некоторые персонажи, такие как Павел Владимирович, хотя и не совершают особо страшных проступков, как Иудушка, ставший причиной смерти сына и матери, но также бесцветны и неспособны творить добро.
В этой книге нет мотива нравственного возрождения. Даже запоздалое покаяние Иудушки, который в конце произведения идет в пургу на могилу матери, оказывается бесплодным. Салтыков – Щедрин демонстрирует это тем, что показывает бесполезность данного поступка. Самый подлый из Головлевых умирает в дороге, получив воздаяние за совершенное им.
Автор желал показать, что таких людей, как созданные им Головлевы уже ничего не может спасти. Они не приносят пользы или счастья ни другим, ни даже себе самим, несмотря на некоторые материальные приобретения. На это же косвенно указывает и описание их имения, от которого исходит дух затхлости и умирания.
Сочинение 2
В своем произведении «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает жизнь одной русской семьи. Показывает без прикрас, и кажется, что эта история придумана писателем – все слишком ужасно, чтобы быть правдой. Да, здесь много вымысла, но два главных персонажа написаны с близких родных Салтыкова-Щедрина: Арина Петровна – с матери писателя, Иудушка – с брата.
Главный герой произведения – Порфирий Владимирович, получивший еще в детстве прозвище Иудушки. Он – один из четверых детей Арины Петровны Головлевой, самый любимый сынок. Остальных матушка причисляет к «постылым» — они не оправдали ее надежд: дочь рано умерла, «покинув двух щенков», ее внучек. Два сына оказались ни на что не способными, по мнению Арины Петровны.
И только Порфирий слушает «милого друга маменьку» и продолжает ее нелегкое дело – он умножает богатство. Зачем и для кого он это делает, не совсем понятно: ему, видимо, нравится сам процесс «усчитывания» и контроля. Два сына Иудушки уходят в могилу не потому, что у папы не было денег для помощи, а потому, что Иудушка не захотел расстаться с деньгами. Он просто «припасает» деньги, так же, как припасала их его мать, Арина Петровна. И она тоже не захотела в свое время помочь своим детям. И у нее гнили в погребах запасы, не съедались огурцы и капуста, а она кормила двух внучек-сирот кислым молоком, жалея свежее.
Пока вокруг Иудушки идет жизнь, он чувствует себя довольно комфортно: периодически общается с маменькой, заводит себе экономку Евпраксеюшку, «шильничает», лжет и пустословит. Но постепенно окружение начинает покидать Иудушку: умирают братья и маменька, обиженная Евпраксеюшка перестает разговаривать с Иудушкой и слушать его бредни. Две племянницы не хотят жить с «добрым» дядей, предпочитая жизни в деревенской глуши профессию «актерок», которая в то время была не так престижна и востребована, как сейчас, а совсем наоборот. Поначалу Иудушка тяготится отсутствием удобств – и суп пустой, и одежда драная. Но постепенно находит в уединении свою прелесть – никто не мешает ему «заниматься» любимым делом, предаваться бесплотным мечтам и умножению богатства в мечтах. Даже дворня начинает сторониться барина.
И поначалу, когда неожиданно в деревню к нему возвращается одна из племянниц, Аннинька, это вызывает некоторое раздражение Иудушки: вдруг «племяннушка» помешает его такой налаженной жизни. Но Анниньке некуда больше деваться: сестра-близняшка отравилась, из театра с позором выгнали, остался только дядя в опустевшем деревенском доме да ее жуткие воспоминания. И еще Аннинька «приучилась пить». И она пьет. Пьет каждый вечер, сначала в присутствие Евпраксеюшки. А потом и вместе с дядей, который вначале не поспевал за ней, но очень быстро научился. И теперь после ужина прислуга ставит на стол выпивку с закуской и удаляется, а дядя и племянница пьют, вспоминают и обвиняют друг друга во всех грехах. Почему после одного такого возлияния в Иудушке просыпается что-то человеческое, сказать трудно: то ли это — пьяный угар, то ли — совесть. Но он внезапно решает пойти на могилку к маменьке в чем был, а был он в старом рваном халате. И замерзает по дороге.
Какая нелепая смерть. И такая же нелепая пустая жизнь. У Иудушки все было пустым: мысли, слова и утроба, как пишет автор. После выхода «Господ Головлевых» вокруг этого произведения было много споров и противоречивых мнений. Но то, что «черты Иудушки можно найти в весьма почтенных людях», как написал один из рецензентов, признавалось многими. Прошло время. Имя Иудушки давно стало именем нарицательным. Мало кто знает Порфирия Владимировича. А Иудушку Головлева знают все, или почти все.
10 класс.
Другие темы: ← Анализ сказки Медведь на воеводстве↑ Салтыков-ЩедринПо сказке Дикий помещик →
`
“Господа Головлевы”
Обычный “семейный роман” по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться. “Господа Головлевы” – одно из самых мрачных произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: “Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении”. Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.
Когда же автор приводит нас в огромный
помещичий дом, нас охватывает “мертвая тишина”, которая “ползет из комнаты в комнату”. Везде “пустынно, неприютно”, пахнет “отчуждением, выморочностью”, “отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия”. Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.
И автор начинает рассказывать историю большой семьи. Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла
их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.
Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: “Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…”
Роман “Господа Головлевы” состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.
В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим “постылый” Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой “семье” на такое не обращали внимание.
Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в “Анне Карениной” Л. Н. Толстого, в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис. В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде. Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.
Только Порфирий Головлев сумел “приспособиться”. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, “кровопивушкой”. Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. “И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!” К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.
Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.
Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Человечность 9 класс 15.3 ОГЭ
Я считаю, что человечность это крайне важное качество, которое должно воспитываться и прививаться с самых пеленок. Родители должны на своем примере показывать ребенку - Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика)
В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами. - Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна
Александр Куприн является автором произведения Поединок. Основная сюжетная линия произведения, посвящена военным офицерам, которые по случайности судьбы, были вынуждены превратить
Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа
Критики называли Салтыкова-Щедрина «великим мастером смеха», но, читая его роман-хронику «Господа Головлевы», мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем в произведениях Тургенева, Гончарова, Некрасова и других русских классиков, делавших попытки создать семейные романы. У Салтыкова-Щедрина представлены картины безжалостной и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности и вымирании.
Свой роман «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин озаглавил: «Эпизоды из жизни одной семьи». Действительно, каждая глава представляет собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное произведение о трагической судьбе «выморочного семейства», о деградации и гибели отдельных его членов. В каждой главе («Семейный суд», «По-родственному», «Выморочный», «Расчет» и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении кого-то из представителей головлевского рода.
Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать наследником, и потому весь род Головлевых — «выморочный». Глава «семейства» — человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни. Владимир Михайлович Головлев 40 лет ненавидит жену, Арину Петровну, да и сама она «преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту». И, видимо, ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым, несмотря на то что здесь говорили друг другу «тетенька» и «дяденька», «сестрица» и «братец». В действительности же «дяденька» ел из одной миски с псом Трезоркой, а «тетенька» и вовсе умерла от «умеренности» (то есть от голода).
На протяжении всего романа перед читателями предстает галерея умирающих родственников: умирает «Степка-балбес»; кончает жизнь самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем в конце; схоронена Арина Петровна, «желающая всем добра»; найден закоченевший труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи у дороги не лучше бездомной собаки.
Само поместье Головлевых — своего рода государство, т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения в семье — это общественные отношения. Главный стимул семейства Головлевых — это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут один за другим. Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная и мучительная. «Головлевы — это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву», — пишет сатирик.
Над семьей Головлевых словно висит злополучный «дамоклов меч». На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были «озорлиаые, пустомысленные и никуда не годные пьянчуги». Беспомощность, лень и непригодность делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они презирали труд, считая его уделом «подлых людей» (т. е. простого народа). Единственное, что умели делать Головлевы, — морально калечить и унижать свою прислугу и близких. Так что постепенно все они гибнут, становясь жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством, прожив жизнь впустую.
Понравилось сочинение » Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа, тогда жми кнопку
- Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса
История создания
История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.
Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.
Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Господа Головлевы»
Сочинение на тему «Общественный» роман «Господа Головлевы»
По мнению Щедрина к началу 70-х годов XIX века любовные и семейные романы окончательно сдали свои позиции, да и читателя они перестали интересовать, потому что действительно драматические конфликты из семейного ложа переместились на улицы, в публичные места, читатель требует изображения не любовных интриг, а губернатора, на худой конец — земского деятеля или мирового судью.
«Господа Головлевы» задуманы Щедриным как пример «общественного» романа. Распад буржуазной семьи для Щедрина, как и для Толстого и Достоевского, служил верным признаком того, что русское общество охвачено тяжелым социальным недугом. Между толстовским патриархальными Болконскими и Ростовыми и щедринским Головлевыми огромная бездна. Налицо стремительное экономическое оскудение дворянских гнезд. Но писатель пошел еще дальше в том плане, что акцентировал внимание на адаптации дворян к новым буржуазным порядкам, результатом чего явилось то, что они не только не разорились, а наоборот, стали приумножать свои богатства. Но прямо пропорционально увеличению их богатства, наблюдается внутреннее оскудение в их собственнических душах. Писатель пошагово показывает деградацию своих героев во главе с Порфирием Головлевым.
С самого детства для Порфирия слова были лишь средством для достижения своих эгоистичных целей. Сначала сладкие речи были направлены на то, чтобы выпросить у матери лакомый кусок. Но по мере того, как этот Иудушка богатеет, меняется и характер его речи, который и сладострастного трансформируется в тиранствующее. А когда он прибирает к рукам все семейное богатство и становится единственным его владельцем, то его слова переживают очередную трансформацию и становятся охранительными. Даже мольбы родного сына о помощи не могут пробить броню отцовского пустословия.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Постепенно наступает тот миг, когда охранительная речь сменяется празднословием, и пустое слово порабощает его, окончательно удалив от него даже самых близких людей. Один, заперевшись в своем кабинете, он мысленно тиранит мнимых людей. Но и это не продолжается долго. К пустословию прибавляется и хронический алкоголизм.
Щедрин не останавливается на этом, казалось бы последнем этапе моральной деградации. Он заставляет пробудиться у старого словоблуда его совесть, но только для того, чтобы нанести последний смертельный удар. В какой-то миг до его сознания доходит смысл божественных слов во время слушания «Двенадцати евангелий». От осознанного он сходит с ума и в одном только халате крадучись выбирается из дома навстречу сильной метели. На следующее утро находят его окоченевший труп.
Краткий анализ
Год написания – 1875-1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.
Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.
Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.
Жанр – Социально-психологический роман.
Направление – Реализм.
- Сочинения
- Литература
- Салтыков-Щедрин
/
/
Сочинение на тему Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом. Происходит гниение нравственности, из-за чего в народе полным ходом шел упадок семейных ценностей и норм морали. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на исследование и анализ происходящих событий и последующих за ними последствий.
Обратим пристальное внимание на главу семейства Арину Петровну Головлеву. Это властная помещица, энергичная, целеустремленная, у нее в руках находится власть над окружающими ее людьми. Но именно эта власть делает ее испорченной и властолюбивой. Она одна управляет имением, разоряет крестьян, превращает мужа в приживальщика и калечит жизнь простым людям. Благодаря своим качествам она сумела во много раз умножить состояние своего супруга. Но открытым остается вопрос: для чего ей все эти богатства, ради которых, по ее же словам, женщине приходится трудиться не покладая рук и испытывать жуткий недосып. Вопрос это риторический, мы понимаем, что делает это Арина Петровна ради своих детей. Однако так ли это на самом деле? Может быть, слова о семье и материнском долге лишь маскируют истинную причину ее тяжелого труда? Может это все происходит лишь для того, чтобы никто и словом не мог упрекнуть женщину? Даже о своей мертвой дочери она говорит, что Бог отнял у нее одну, а дал целых двух. Речь идет о сиротах-близнецах. Но относится она к ним далеко не по-матерински, называя их «щенками, подкинутыми ей на шею».
Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.
Все богатства, для которых Арина Петровна посвятила жизнь, в конце концов, оказываются призраком. Ради денег и власти женщина уродует свою семью, теряет детей, и в конце жизни ей приходит осознание того, что все это было зря. Все ее труды привели семью Головлевых к полному вымиранию.
Сочинение 2
В своем произведении «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает жизнь одной русской семьи. Показывает без прикрас, и кажется, что эта история придумана писателем – все слишком ужасно, чтобы быть правдой. Да, здесь много вымысла, но два главных персонажа написаны с близких родных Салтыкова-Щедрина: Арина Петровна – с матери писателя, Иудушка – с брата.
Главный герой произведения – Порфирий Владимирович, получивший еще в детстве прозвище Иудушки. Он – один из четверых детей Арины Петровны Головлевой, самый любимый сынок. Остальных матушка причисляет к «постылым» — они не оправдали ее надежд: дочь рано умерла, «покинув двух щенков», ее внучек. Два сына оказались ни на что не способными, по мнению Арины Петровны.
И только Порфирий слушает «милого друга маменьку» и продолжает ее нелегкое дело – он умножает богатство. Зачем и для кого он это делает, не совсем понятно: ему, видимо, нравится сам процесс «усчитывания» и контроля. Два сына Иудушки уходят в могилу не потому, что у папы не было денег для помощи, а потому, что Иудушка не захотел расстаться с деньгами. Он просто «припасает» деньги, так же, как припасала их его мать, Арина Петровна. И она тоже не захотела в свое время помочь своим детям. И у нее гнили в погребах запасы, не съедались огурцы и капуста, а она кормила двух внучек-сирот кислым молоком, жалея свежее.
Пока вокруг Иудушки идет жизнь, он чувствует себя довольно комфортно: периодически общается с маменькой, заводит себе экономку Евпраксеюшку, «шильничает», лжет и пустословит. Но постепенно окружение начинает покидать Иудушку: умирают братья и маменька, обиженная Евпраксеюшка перестает разговаривать с Иудушкой и слушать его бредни. Две племянницы не хотят жить с «добрым» дядей, предпочитая жизни в деревенской глуши профессию «актерок», которая в то время была не так престижна и востребована, как сейчас, а совсем наоборот. Поначалу Иудушка тяготится отсутствием удобств – и суп пустой, и одежда драная. Но постепенно находит в уединении свою прелесть – никто не мешает ему «заниматься» любимым делом, предаваться бесплотным мечтам и умножению богатства в мечтах. Даже дворня начинает сторониться барина.
И поначалу, когда неожиданно в деревню к нему возвращается одна из племянниц, Аннинька, это вызывает некоторое раздражение Иудушки: вдруг «племяннушка» помешает его такой налаженной жизни. Но Анниньке некуда больше деваться: сестра-близняшка отравилась, из театра с позором выгнали, остался только дядя в опустевшем деревенском доме да ее жуткие воспоминания. И еще Аннинька «приучилась пить». И она пьет. Пьет каждый вечер, сначала в присутствие Евпраксеюшки. А потом и вместе с дядей, который вначале не поспевал за ней, но очень быстро научился. И теперь после ужина прислуга ставит на стол выпивку с закуской и удаляется, а дядя и племянница пьют, вспоминают и обвиняют друг друга во всех грехах. Почему после одного такого возлияния в Иудушке просыпается что-то человеческое, сказать трудно: то ли это — пьяный угар, то ли — совесть. Но он внезапно решает пойти на могилку к маменьке в чем был, а был он в старом рваном халате. И замерзает по дороге.
Какая нелепая смерть. И такая же нелепая пустая жизнь. У Иудушки все было пустым: мысли, слова и утроба, как пишет автор. После выхода «Господ Головлевых» вокруг этого произведения было много споров и противоречивых мнений. Но то, что «черты Иудушки можно найти в весьма почтенных людях», как написал один из рецензентов, признавалось многими. Прошло время. Имя Иудушки давно стало именем нарицательным. Мало кто знает Порфирия Владимировича. А Иудушку Головлева знают все, или почти все. Знаменитыми иногда становятся не те кто должны.
10 класс.
Господа Головлевы
Популярные сочинения
- Сочинение Творчество Блока
Когда мы говорим об Александре Александровиче Блоке, то подразумеваем одно из течений в литературе, как символизм, которое пришло к нам из Западной Европы и дало множество великолепных произведений
- Сочинение Огород
Огород, казалось бы, отошел в прошлое. Думали уже, что это только раньше: у каждого свой огород, где каждый выращивает себе на стол овощи, ягоды всякие… А сейчас вроде только дедушки с бабушками ещё ездят на дачи
- Сочинение на тему Подвиг для 9 класса
Под подвигом обычно понимаются всевозможные героические поступки, когда, например, солдат на войне жертвует своей жизнью ради победы или спасения своих однополчан.
Одним из самых трагических романов Салтыкова-Щедрина по праву считается произведение «Господа Головлевы». Прежде всего, это впечатление возникает от угнетающих пейзажей. Сама усадьба будто отбрасывает вокруг себя мрачную тень. Один из Головлевых воспринимает родовое гнездо как гроб.
Здесь раньше обитало большое семейство под главенством Арины Петровны Головлевой. Были у этой женщины муж, трое сыновей и дочь. Но с течением времени дом опустел. Роман составляют истории семейной жизни, пронизанные проблемами. Мы видим, как нищим и больным возвращается Степа, как умирает Павел, трагически складывается судьба сирот Любиньки и Анниньки. Видим, как не стало и самой Арины Петровны.
Каждая глава ознаменована смертью кого-нибудь из членов семьи. Становится очевидным, что все они ненавидят друг друга и даже радуются этим смертям. А семейное богатство между тем стекается к Порфирию. Арина Петровна всю жизнь накапливает капитал, который не приносит счастья ни ей, ни ее детям. Но это и неудивительно. На таком фундаменте невозможно построить счастливой, здоровой семьи. Заложенный на лжи и предательстве, род этот был обречен изначально.
Семья Головлевых тонет в жадности и расчете, она теряет истинные ценности и в итоге исчезает с лица земли. Центральным персонажем здесь является Порфирий, с детства получивший прозвище «Иудушка». Он всегда был лицемером, любил приласкаться к матери и донести на остальных. Она даже немного побаивалась его. Именно с легкой руки Порфирия происходят несчастья с членами его семьи и даже с его собственными детьми.
Род Головлевых насквозь пропитан предательством, алчностью и холодным расчетом. На примере этой семьи автор показывает разрушительное действие лжи, ханжества, лицемерия. Общество, где человек человеку волк, не может создавать полноценных членов и рано или поздно поглощает само себя.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Добавить комментарий
написала рецензию22 августа 2022 12:39
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
#каникулы_2022
Книга из школьного списка литературы
В книге описывается жизнь нескольких поколений Головлевской семьи. Волею судьбы (по словам Порфирия волею Бога, а по моему мнению волею Арины Петровны) каждого из героев ждёт печальная участь. С первых глав книги нам показывают отношение главы семейства Арины Петровны к своим домочадцам. Тут берём на заметочку «100 худших способов воспитания». Вся забота о детях ограничивается «выбрасыванием им кусков», словно собакам, чтобы в будущем они её не трогали. Меня особенно задели назидательные диалоги о том, что отцу надо подчиняться всегда, потому что он отец. И даже если горько и неприятно, нужно принимать это с готовностью. Хочу отметить, что говорилось это взрослому (!) человеку, а не ребёнку .
Очевидно, после такой жизни ни одного из героев не ждёт ничего хорошего. Каждый из рода Головлевых выходит во взрослую жизнь отравленным ядом пустословия, собственной ничтожности и ненужности, без достоинства, идеалов и целей.
Если честно, я при этом думаю, что сам автор винит в происходящем не хозяйку Арину Петровну, а эпоху в целом. Он будто хочет показать, что дворянство вовсе не несёт развития и культуры, а является паразитом на теле общества. Я эту тенденцию ощущаю и в Обломове, и в Мёртвых душах, и в Горе от ума.
Как человеку, со скудными познаниями в истории, мне не хватало контекста. В книге речь идёт о периоде отмены крепостного права, и мне не очень понятно, как конкретно это отразилось на жизни наших героев и изменило её. С другой стороны, произведение наполнено разнообразными бытовыми деталями, и особенно внимание уделено приёмам пищи. Тут меня почти каждую страницу радовали словечки типа «рыжички, капустка, картофелец».
Что в итоге? Книга написана хорошо, и даже интересно, но осадок от неё такой, будто я и сама стала частью семейства Головлевых, будто оно меня не отпускает. Страницы полны беспросветной тоски и хтони, и сравниться с этим может лишь Горьковское «На дне».
В связи с этим могу порекомендовать книгу только если хотите приуныть.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию5 июля 2021 20:49
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы» — своеобразная семейная хроника, в которой рассказывается о трех поколениях дворянского рода. Почему своеобразная, да потому, что заключает она в себе не только историю одной семьи, она выставляет напоказ самые неприглядные стороны русской жизни второй половины XIX века и обличает самые низкие черты характера, свойственные «господам». Сюжет самый простой, полноценных героев немного, видимого нагнетания тоже нет, но при всём этом книга производит гнетущее впечатление, и, как ни медленно раскручивается колесо фатума, к концу оно приобретает пугающие размеры и походя сметает род Головлевых, будто его и не было никогда.
Нет у Салтыкова-Щедрина поражающей воображения широты изложения, нет подробных до дотошности размышлений над мотивами человеческими и вечными проблемами бытия, нет и отзывающихся в сердце узнаванием описательных пассажей; его стиль грубоват, сух и несколько натужен, не только автору произведение стоило больших усилий, читателю тоже придется потрудиться. Потому что сатира Салтыкова-Щедрина несмешная; наверное, ни разу за всю книгу я не улыбнулась; она неочевидная, порой, чтобы понять, что здесь высмеивается что-то, нужно возвращаться и вникать в текст. Она зловещая и как будто бы безвыходная, словно солнце для автора не засветит уже никогда, а свет – только сумрачный, насыщенный тенями или жалящий, убивающий жаром. То, что начиналась, как обычная серая история, обернулось нарастающим кошмаром. Конечно, не буквально, но именно такое впечатление удалось-таки создать автору, не прибегая к эффектным приемам. Настолько беспросветной книги не встречалось мне уже давно.
Итак, в селении Головлево живет властная, жесткая и скорая на расправу (в том числе и над собственными детьми) помещица Арина Петровна. Она совершенно бесчувственна к страданиям ближних, терпеть не может слабость и небрежно распоряжается судьбами людей. Трое из ее детей, не испытавшие родительской любви, не наделенные какими-либо талантами или внутренней силой, придавленные головлевским пленом довольно быстро покидают сцену. А вот четвертый, Иудушка Головлев (он же Порфирий Владимирыч), вроде бы самый безобидный из них, вечно лебезящий перед маменькой сынок, получает в свои руки все имение и вытягивает из оставшихся членов семейства и своих приближенных последние соки. Не зря же еще на первых страницах его никчемный, но прозорливый брат Степка-балбес называет его кровопийцей. О, Иудушка – особенный герой, более мерзкого и отвратительного типа, пожалуй, не сыскать больше в русской литературе, настолько он ограничен, наполнен лицемерием , ложными добродетелями и, что вообще врывает лично мой мозг, он не отдает себе отчета в том, что постоянно лжёт. Как называет его автор, он – лицемер неистинный. А уже упомянутый головлевский плен и правда опутывает персонажей своими сетями, ведь они попросту не умеют жить иначе, а привычки к труду и воли к изменениям в них не нет. Все отравлены этим пленом, не только господа, но и крестьяне, они не просто имеют одинаковый (Иудушкин) взгляд на некоторые вещи, но и говорят об этих вещах одними и теми же словами.
Казалось бы, что Арина Петровна, что Иудушка ведут хозяйство во имя семьи, рьяно следят за каждой мелочью. Однако все оборачивается тем, что у Иудушки просто-напросто не остается наследников. И даже тот лучик света, который автор вроде бы уже подарил героям, говорящим на последних страницах романа о прощении, гаснет в последних строках. Героев повести по мысли Салтыкова-Щедрина губят три извечных прока этой среды: праздность, непригодность к какому-то делу и запой. И если вдуматься, а многое ли изменилось по сравнению с теми временами? И становится понятным мрачное настроение и безнадежность, наполняющие книгу до краев.
#БК_2021 (У автора книги двойная фамилия.)
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию24 июля 2020 23:31
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
Редко в семье царит полное взаимопонимание: подчас братья и сёстры не сходятся во мнениях, вступают в конфликты и живут как кошка с собакой. По-видимому это и случилось в семье писателя Салтыкова-Щедрина: самого отвратительного персонажа этой книги «Иудушку» Головлева он наградил чертами своего родного братца, да и главный персонаж Книги Арина Петровна унаследовала черты матери писателя. Ну и семейка.
Упомянутая Арина Петровна обладает характером властным, эгоистичным, нравом крутым и строптивым, единолично распоряжается жизнью не только своей, но и детей. Скупая и жестокая, действует решительно скупая имения вокруг и увеличивая своё благосостояние.
Муж Владимир Михайлович — безвольный и далёкий от хозяйственных вопросов, любитель сочинять стишки в кабинете да и посмеиваться над женой. Не имеет никакого авторитета в семье.
Старший сын — Степан, а в семье Степка-балбес, безалаберный и беспечный, не привык трудится и жил за счёт средств матушки. Книга начинается с обстоятельства продажи московского дома Степана за долги. Тут и начинается основное действие и все семейство Головлевых закружится в вихре семейных неурядиц, ссор, конфликтов в духе «любящей» семейки.
Прекрасная и вдохновенная классика, открыла для себя Щедрина вновь с великим удовольствием.
#кд_сигнификатор (Книга о стариках)
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию21 мая 2020 7:41
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
Большинство классических произведений отечественной литературы XIX века наводят на меня неизгладимую тоску. Нет, дело не в сложности языка и многогранности литературных оборотов, причина в сюжете, а точнее в чувствах, которые появляются после прочтения книги. В российской классике писателями принято изображать все порочные явления, которые только могут быть в обществе, читая о них осознаешь, как много плохого, тяжелого и грязного вокруг нас, вот от этого то и наступает тоска.
«Господа Головлевы» — классический пример! Вторая половина XIX века, пред и пост крепостное время, российская дворянская семья помещичьего толка. Семья себя изжила в плане деятельности, еще и время какое выпало: перестройка устоев общества, складывавшегося веками. Как себя вести и поступать — не знает никто. Отсюда ошибка за ошибкой.
Да только это не главная проблема в семье, проблема в принципе в ее существовании, в людях. Супруги Головлевы и их четверо отпрысков просто бомба замедленного действия и смешанных характеров, которая, как и следует ожидать, выкинет нечто.
Арина Петровна, как хозяйка, ломает все стереотипы: своим железным характером ломает все стереотипы о роли матери и своих домочадцев — как в прямом (физическом смысле неумышленными действиями), так и в переносном смысле (все ими же). Ее муж давно погас, а дети боряться, но методы борьбы все ее же — матери.
Вот и выходит история: борьбы, боли, обид, печали, грусти.
Российская классика потому, наверное, и не всем удается, что это крайне сложно переварить.
#книжный_марафон2020
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
написала рецензию25 апреля 2020 21:26
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
Как же так? Как ни за что, ни про что гибнут целые семьи? Поколениями вымирают молодые люди. Что их губит? Пустословие? Праздность? Пьянство?
Да, все это так, но не слишком ли это глобально? Не погубило ли каждого из героев отсутствие любви? Той самой, которая настоящая, будь она родительская или любовь мужчины к женщине, неважно. Как, почему, самое главное — для чего заперлись все каждый в себе, каждый думает, как бы больше себе загрести денег ли, земель ли, развлечений ли. А для кого все это?
Вот были у Арины Петровны и земли и деньги. Даже дети были и муж был. А семьи не было. Каждый сам по себе, каждый сам о своем и самое страшное — никто никому не нужен. И для чего копила она все это? Детей впроголодь кормила, внучек кислых молоком поила. Хотела скопить побольше. А как возник вопрос для кого, так выяснилось, что и некому все это отдать. Дочка умерла уже, сыновья: два нелюбимые, жесткие, грубые. Один, казалось бы, Иудушка и так к матери ластится, и так. И я бы поняла, если бы она в нем души не чаяла, все для него одного берегла, ради него других детей затюкала бы (пардон за мой французский). Так нет, знала, видела Арина Петровна, что неискренен сыночек-то её, понимала, что и брата родного в случае чего бросит он на улице помирать.
Не понимаю. Не могу, да и не хочу понять, как это можно — знать, что вот он, твой родной сын живет в твоем доме, и не зайти. Не узнать, как он живет, чем занят, о чем думает. Чем таким важным можно быть занятой изо дня в день?
Что можно сказать про Иудушку? Только то, что старший брат его — Степан — на редкость прозорлив был и умен. Так точно попасть с прозвищем, это постараться нужно. А больше и нечего про него добавить, а хотите поподробней — так почитайте, кровопиец сам про себя расскажет, да со всеми подробностями.
Я долго еще могла бы задавать вопросы как, зачем и почему. Практически к каждому слову и поступку героев. Но не буду. Бессмысленно это. В главном я в очередной раз убедилась тут: детей любить надо в первую очередь. Деньги, наследство — это потом все, это неосновное. А вот если в детстве самом раннем им любви не досталось — это потом никакими деньгами, ничем не вернуть будет.
А мне бы выбраться теперь побыстрей из Головлева. А то как бы и мне не сгинуть тут вместе со всеми ними.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написал рецензию2 мая 2019 17:35
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
Порфирий «Иудушка» Головлёв зарегистрировался в сети
Новостная лента
Порфирий «Иудушка» Головлёв добавил в друзья Ардальона «Беса» Передонова
Порфирий «Иудушка» Головлёв добавил подкаст «Крепостное право. Отмена»
Порфирий «Иудушка» Головлёв изменил статус: Ah!ah! que j’aime, que j’aime! Que j’aime les mili-mili-taires!
Порфирий «Иудушка» Головлёв подписался на обновления сообщества «Бизнес Молодость»
Порфирий «Иудушка» Головлёв понравился комментарий: «Бывают семьи, над которыми тяготеет как бы обязательное предопределение. Особливо это замечается в среде той мелкой дворянской сошки, которая, без дела, без связи с общей жизнью и без правящего значения, сначала ютилась под защитой крепостного права, рассеянная по лицу земли русской, а ныне уже без всякой защиты доживает свой век в разрушающихся усадьбах. В жизни этих жалких семей и удача, и неудача — все как-то слепо, не гадано, не думано.»
Порфирий «Иудушка» Головлёв интересуется мероприятием «Страстная неделя»
Порфирий «Иудушка» Головлёв опубликовал запись на стене: Продам дачу. Погорелка. С баней. В комплекте прилагаются две души, две коровы. О цене писать в личку.
Порфирий «Иудушка» Головлёв добавил книгу «Одиночество в сети»
Порфирий «Иудушка» Головлёв прислал Вам личное сообщение: «У меня нет денег для покрытия твоих дрянных дел, это меня не касается. Сам напутал — сам и выпутывайся. Так-то, друг. Что Богу угодо, то и будет.
Порфирий «Иудушка» Головлёв изменил имя на Порфирий «Кровопивушка» Головлёв
Порфирий «Кровопивушка» Головлёв вступил в группу «панихиды, сорокоусты, молитвы, псалмы»
Порфирий «Кровопивушка» Головлёв добавил в друзья Родиона Раскольникова и Николая Креста Ставрогина
Арина «Бизнесвумен» Головлева отписалась от Порфирий «Кровопивушка» Головлёв
Порфирий «Кровопивушка» Головлёв изменил Семейное положение на «Все сложно»
Порфирий «Кровопивушка» Головлёв удалил свою страницу и оставил комментарий: Надо меня простить! Что такое! что такое сделалось? где… все?
#племяннушка#cемейныйсуд#по-родственному#семейныеитоги#расчет#выморочный
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (5)
написала рецензию3 апреля 2019 21:56
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
Люблю читать семейные саги или просто книги об отдельно взятой семье в одном поколении. Нравится мне узнавать какие-то слабые стороны во взаимоотношениях среди членов семейств, равно как и сильные. Интересно читать и видеть, например, как отношения развиваются, как постепенно выходят на свет божий скелеты из шкафов, как люди ищут пути решения каких-то проблем, какая «паршивая овца» завелась и, наоборот, кто в семье самый сильный и волевой, который преодолевает многие ситуации и тем самым, возможно, спасает семью.
В «Господах Головлевых» мы почти ничего из вышеперечисленного не увидим. Все члены семьи одинаково испорчены, все неприспособленные ни к какому особенному делу, все живут по накатанной, тратятся, уходят в разного рода запой…Да, есть там одна выделяющаяся личность, Арина Петровна, сильная и волевая. Только всю свою силу воли тратит она не на заботы о детях и внуках, а на пустое накопительство. Среди её «никчёмных» неприспособленных детей выделяется сынок Порфирий, более известный по прозвищу Иудушка. Этот кровопивец с самых малых лет так и высасывает из вас все соки своим пустословием, ластится, где-то льстит, где-то поучает или отчитывает; но ни в коем разе не повысит голоса. И до самого конца не замечает, что люди от него уходят, отдаляются, что удел его грозит быть печальным, если он не остановит свои потоки пустых и тяготящих слов.
Всё в этой книге, герои, сама усадьба, иногда и погода несут отпечаток плесени. Я будто погрузилась в какую-то вязкую коричнево-зеленую умирающую атмосферу. И хоть бы один проблеск, искорка. Но воздуха не хватало, всё одно, одно и то же, изо дня в день, из года в год…
#свояигра
#книжный_марафон
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию29 июля 2018 15:28
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
#свояигра
Интересно, но на последних страницах книги Михаил Салтыков-Щедрин сказал всё то, что хотелось мне сказать. Дослушивая и дочитывая книгу, я уже мысленно писала свою рецензию, а тут автор взял инициативу в свои руки и сформулировал мои мысли более точно. Но поскольку вы, возможно, не читали книгу, я озвучу свои мысли. Тем более не сделать это я всё равно не могу.
Среди всех семей есть семьи разные. Есть счастливые, над которыми разлилась благодать. Дети, родители, внуки — все представители семейства успешные люди, всё в лад у них. Все молодцы да умницы.
А есть такие, на которых нападает как будто вша. «Расползается по всему организму, прокрадывается в самую сердцевину и точит поколение за поколением».
С такой семьёй мы и встречаемся на страницах этого произведения. Нет среди них ни одного успешного, положительного, приятного, перспективного человека. Все они гнилые, самовлюблённые, эгоистичные.
Мать Арина Петровна — очень активная женщина, предприимчивая. Но со своей холодностью не смогла вырастить ни одного путного ребёнка. Её дети выросли бесчувственными с одной стороны, и покинутыми, одинокими, с другой стороны.
Самым гнилым среди Головлёвых является Иудушка, сын Арины Петровны. Уж сколько в нём лицемерия, тиранства. Но не потому, что в нём силы было много, а потому, что трусости было хоть отбавляй.
То, к чему пришёл Иудушка, то, что стало со всем семейством, было очень закономерно. Жаль, что таких семей много и среди нас.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию7 июня 2018 9:32
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
#свояигра
К своему удивлению не помню эту книгу из школьной программы совсем, хотя читала тогда всё и даже больше. Тем интереснее было пополнить «багаж» классической литературы.
Текст такой, что с первых строк думается- это надо читать не спеша и вслух, располагает к размышлениям, погружению в дремучую русскую действительность тех времен и нравов.
Роман представляет собой историю развала и падения помещичьего семейства Головлевых. Уже в первой главе, после знакомства со всеми членами семьи становится понятно, что автор ни к чему хорошему их не приведет, дальше их история устремляется только вниз. Так и вышло. Сюжет напомнил крутую темную старую лестницу – с каждым событием количество членов семьи уменьшалось, жизнь омрачалась ещё больше, возврат в отправную точку или хотя бы удержание прежних позиций — всё невозможнее. Никаких чудес и неожиданностей. Всё логично и объяснимо. Все психотипы тщательно дополняют друг друга и логично портят жизнь себе и друг другу. Примечательно, что выбраться из этого разлагающегося логова пытается только женская часть семейства – сначала сбегает дочь главной героини, а затем обе внучки. Однако, счастье случайно никого из них не подстерегает. К мужским образам я осталась равнодушна, они всего лишь плоды влияния своих родителей, только каждый разлагается как может, на свой манер и со своей скоростью.
От темы пьянства повеяло Веничкой Ерофеевым. Как будто он продолжил развивать и выносить на всеобщее обозрение бескомпромиссно «пьющий» образ русского человека, который уже и так был описан классиками.
Порадовали забытые старинные выражения и понятия, которым не всегда в наши дни есть такие же ёмкие и яркие эквиваленты. Одно слово «постылый» чего стоит. «Штучка» тоже хороша – вроде цензурно и даже не обидно, а смысл вложен такой, что после развернутого объяснения недолго и смутиться. Заметила несколько глаголов, обозначающих процесс выпивки, некоторые не слышала раньше.
Если бы не гнетущее впечатление безысходности, которое навевает роман, он мог удостоиться наивысших оценок и неоднократного перечитывания за живой слог и интересные наблюдения и размышления.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (3)
написала рецензию1 мая 2018 12:46
Господа ГоловлевыМихаил Салтыков-Щедрин
#зло1_1курс (доп)
#сладкая_гадость
Давайте перейдём сразу к делу, так как тёплых чувств у нас с Головлевыми не сложилось и сложиться не могло.
В этой книге всё пропитано беспробудной гнилью и лицемерием ( и пусть сам Салтыков-Щедрин отрицает лицемерие своего героя, я же другого подходящего слова подобрать не могу), каждый герой вызывает презрение, отвращение и антипатию. Почти все представляются по своему гадкими, вредными и отвратительными до тошноты. И самым ярким представителем семейства Головлевых стал Порфирий Владимирович, прозванный Иудушкой и Кровопивцем. Эти прозвища наш герой получил совершенно справедливо, так как именно он стал самой отвратительной тварью сего повествования. Будучи человеком очень набожным Иудушка ко всему приплетал бога, сынка денег проиграл — так богу угодно и только бог решит что с ним станется, он же и пальцем не шелохнет дабы помочь. А что уж говорить о менее близких людях.
В целом вся книга нагоняет тоску и ни один из моментов я не смогла оценить со стороны сатиры и комичности. Мне было грустно за это семейство, которое каждым своим поступком всё больше и больше втаптывало себя в дерьмо. Так что я получила огромную порцию негатива и уныния, а так же вялый сюжет без резких поворотов событий. Всё ждала, когда же кто-нибудь кого-нибудь грохнет уже! Потому что я имела желание придушить почти каждого героя ^^)
Более всего понравилась заключительная часть книги, пожилая Арина Петровна, служанка, оказавшаяся тяжела и история про сироток Любиньку и Анниньку, которая добавляют драмы и вызывают хоть какое-то сопереживание героям. А ведь у них всё могло сложиться по-другому, или не могло?
Слушала аудиокнигу и даже она пошла у меня тяжело, то ли с настроением совсем не совпала, то ли экшана не хватило. А это вообще законно, требовать экшн от классической литературы? Я думаю вполне.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий