Отзыв котлован платонов сочинение

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Платонов А.П. / Котлован / Рецензия-отзыв на повесть А.П. Платонова «Котлован»

Рецензия-отзыв на повесть А.П. Платонова «Котлован»

    Андрей Платонович Платонов – писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно ли счастье в послереволюционном мире?

    В повести «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы двадцатого века – проблема «строительства» новой жизни. Жизни, к которой стремилось целая эпоха. Но автор прекрасно осознает, что идея прекрасного будущего всего лишь утопия, недостижимая мечта.

    В своем произведении Платонов показывает необычных персонажей. Главный герой – Вощев попадает в бригаду, которая должны рыть котлован, этот человек был уволен с завода за то, что задумался над «планом общей жизни». Вощев ищет смысл жизни, но никто не может объяснить ему, что это такое. Отсюда тоска и противоречивость чувств главного героя, рабочие-землекопы все же объясняют ему, что смысл жизни человека в работе на благо последующих поколений.

    Чиклин и Сафронов как, в принципе, и многие другие рабочие, живут в ужасных условиях, хотя это им не мешает работать до изнеможения. Они не могут понять Вощева, поскольку, по их мнению, умственный труд – всего лишь отдых, а не работа. Думать про себя — это то же самое, что и «любить себя». Работая землекопом, Вощев избавляется от возможности думать.

    Еще одним важным образом «Котлована» можно считать Прушевского. Это человек своего времени. Его существование кажется ему бессмысленным, вся жизнь героя строится только на воспоминаниях о любимой женщине, он не находит себе места в настоящем. Единственный выход Прушевского из мучающей его тоски – прийти к рабочим, подпитаться их идеей, заняться полезным делом. Для Вощева и Прушевского приобщение к труду – своеобразный способ избавиться от собственных проблем.

    В той части повести, где говорится о возникновении колхоза, ключевым персонажем, по моему мнению, можно считать Медведева. Этот человек – трудоголик, для него не важен результат, ему интересен сам процесс работы, отсюда непригодность всех тех вещей, которые он создает в своей кузнице. Этим людям присуща некоторая жестокость. Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочие-землекопы противопоставили себя крестьянам, которым было свойственно думать не о будущем поколении, а о самих себе.

    Несмотря на это рабочие-землекопы с особой нежностью и любовью относились к девочке Насте. Ее, на мой взгляд, можно считать символом идеи, по которой следует «жить впрок» ради завтрашнего дня этого ребенка. Сафронов приветствует ее «как элемент будущего». Сама девочка тоже осознает себя только в коммунизме: «Главный – Ленин, а второй – Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»

    Необычен и язык Платонова, который своеобразно помогает раскрыть смысл произведения. Платонов создает резкие и яркие образы действительности. «Дождь порол землю», но не наполнял его влагой. Автор часто прибегает к разговорным выражениям, газетным фразам, канцелярским оборотам.

    Речь автора и его героев – это скрытая ирония. Платонов сознательно «коверкает» фразы, чтобы показать нелепость происходящего: «продолжать летать умолкнувшим образом… будучи убитым…». Его язык является своеобразным символом эпохи, он свойственен стилю лозунгов и штампов.

    На мой взгляд, автор показывает разрушение русского языка, который переосмысливается и становится поверхностным, пафосным, лживым. Можно говорить о переплетении трагичного и комичного в повести, что придает больший драматизм произведению.

    При выборе изобразительно-выразительных средств автор особое место уделяет метафоре, которых в произведении очень много. Они способствуют созданию более глубоких образов, делают сюжет динамичнее и, вместе с тем, заставляют читателя обращать особое внимание на детали.

    Драматизм повести «Котлован» заключается в том, что герои слепо следуют за своей мечтой, и это развращает их и делает жестокими, учит их насилию. Смерть Насти является символом коммунистической идеи, которая приводила к смерти миллионы взрослых и детей: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, но уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

    На мой взгляд, здесь следует говорить о разоблачении идеи «всемирного счастья», появляющемся на строительстве котлована. Крестьяне работали «с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

    Автор «Котлована» приводит читателя к парадоксальной мысли: стремясь к заветной истине, герои романа все дальше и дальше отдаляются от нее. И в этом, по-моему, состоит трагедия целого поколения. Первые годы революционной деятельности стали своего рода рытьем собственной могилы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Платонов А.П. / Котлован / Рецензия-отзыв на повесть А.П. Платонова «Котлован»

Смотрите также по
произведению «Котлован»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Андрей Платонович Платонов – писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно ли счастье в послереволюционном мире?
В повести “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы двадцатого века – проблема “строительства” новой жизни. Жизни, к которой стремилось целая эпоха. Но автор прекрасно осознает, что идея прекрасного будущего всего лишь утопия, недостижимая мечта.
В своем произведении Платонов показывает необычных

персонажей. Главный герой – Вощев попадает в бригаду, которая должны рыть котлован, этот человек был уволен с завода за то, что задумался над “планом общей жизни”. Вощев ищет смысл жизни, но никто не может объяснить ему, что это такое.

Отсюда тоска и противоречивость чувств главного героя, рабочие-землекопы все же объясняют ему, что смысл жизни человека в работе на благо последующих поколений.
Чиклин и Сафронов как, в принципе, и многие другие рабочие, живут в ужасных условиях, хотя это им не мешает работать до изнеможения. Они не могут понять Вощева, поскольку, по их мнению, умственный труд –

всего лишь отдых, а не работа. Думать про себя – это то же самое, что и “любить себя”.

Работая землекопом, Вощев избавляется от возможности думать.
Еще одним важным образом “Котлована” можно считать Прушевского. Это человек своего времени. Его существование кажется ему бессмысленным, вся жизнь героя строится только на воспоминаниях о любимой женщине, он не находит себе места в настоящем.

Единственный выход Прушевского из мучающей его тоски – прийти к рабочим, подпитаться их идеей, заняться полезным делом. Для Вощева и Прушевского приобщение к труду – своеобразный способ избавиться от собственных проблем.
В той части повести, где говорится о возникновении колхоза, ключевым персонажем, по моему мнению, можно считать Медведева. Этот человек – трудоголик, для него не важен результат, ему интересен сам процесс работы, отсюда непригодность всех тех вещей, которые он создает в своей кузнице. Этим людям присуща некоторая жестокость.

Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочие-землекопы противопоставили себя крестьянам, которым было свойственно думать не о будущем поколении, а о самих себе.
Несмотря на это рабочие-землекопы с особой нежностью и любовью относились к девочке Насте. Ее, на мой взгляд, можно считать символом идеи, по которой следует “жить впрок” ради завтрашнего дня этого ребенка. Сафронов приветствует ее “как элемент будущего”. Сама девочка тоже осознает себя только в коммунизме: “Главный – Ленин, а второй – Буденный.

Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”
Необычен и язык Платонова, который своеобразно помогает раскрыть смысл произведения. Платонов создает резкие и яркие образы действительности. “Дождь порол землю”, но не наполнял его влагой. Автор часто прибегает к разговорным выражениям, газетным фразам, канцелярским оборотам.
Речь автора и его героев – это скрытая ирония. Платонов сознательно “коверкает” фразы, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать летать умолкнувшим образом… будучи убитым…”. Его язык является своеобразным символом эпохи, он свойственен стилю лозунгов и штампов.
На мой взгляд, автор показывает разрушение русского языка, который переосмысливается и становится поверхностным, пафосным, лживым. Можно говорить о переплетении трагичного и комичного в повести, что придает больший драматизм произведению.
При выборе изобразительно-выразительных средств автор особое место уделяет метафоре, которых в произведении очень много. Они способствуют созданию более глубоких образов, делают сюжет динамичнее и, вместе с тем, заставляют читателя обращать особое внимание на детали.
Драматизм повести “Котлован” заключается в том, что герои слепо следуют за своей мечтой, и это развращает их и делает жестокими, учит их насилию. Смерть Насти является символом коммунистической идеи, которая приводила к смерти миллионы взрослых и детей: “Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, но уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?”
На мой взгляд, здесь следует говорить о разоблачении идеи “всемирного счастья”, появляющемся на строительстве котлована. Крестьяне работали “с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована”.
Автор “Котлована” приводит читателя к парадоксальной мысли: стремясь к заветной истине, герои романа все дальше и дальше отдаляются от нее. И в этом, по-моему, состоит трагедия целого поколения. Первые годы революционной деятельности стали своего рода рытьем собственной могилы.

Loading…

«Котлован» Андрея Платонова – одно из самых мрачных произведений, которое мне только доводилось читать за всю прошедшую жизнь. Душевные терзания Родиона Раскольникова и Петербург Достоевского кажутся радужной сказкой в сравнении с гротескным ранним Советским Союзом Платонова. Сквозь каждую страницу текста буквально кричит щемящая безысходность и взращённое на этой почве тотальное равнодушие. Смерть же представлена в «Котловане» так буднично, что даже обычный приём пищи вызывает у героев повести в разы больше эмоций.

Сюжет в классическом его понимании здесь отсутствует: «Котлован», скорее, предстаёт перед читателем как некое бытописание, одним из главных действующих лиц которого становится Вощев – бывший работник завода, уволенный оттуда за то, что стал слишком часто задумываться в процессе производства. А задумываться Вощев стал на тему того, для чего он вообще существует, ощущая при этом себя бесконечно пустым. Путешествуя по округе, он ищет эту цель внутри других людей, но встречает в них такую же пустоту, как и в самом себе.

Всё произведение можно разделить на две логические части – о происходящем на котловане и о жизни в деревне/колхозе. Обе темы отражают два важнейших аспекта жизни Советского Союза времён первой пятилетки.

Первая часть показывает жизнь городов того времени и рабочего класса, трудившегося на гигантских бессмысленных проектах и в условиях повальной индустриализации, которая, вместо того, чтобы развивать имеющееся, предпочитала сперва всё уничтожать и строить заново. Фраза «мы наш, мы новый мир построим», предварительно, разумеется, разрушив прежний, как нельзя кстати подходит для того, чтобы описать происходящее в безымянном платоновском городе. Рабочие, к которым присоединился Вощев, живут в бараке, спят на голом полу и день за днём роют котлован для огромного дома, который вместит в себя весь пролетариат сего города, тогда как прежние односемейные дома будут уничтожены навек.

Вторая часть произведения рассказывает о жестокости коллективизации и раскулачивания в такой же безымянной деревне; о том, как убивали тех, кто умел содержать хозяйство и имел хоть что-то, как забирали имущество даже у бедных и кидали всё в общий «котёл». В общем, если отбросить метафоры и гротеск Андрея Платонова, то обо всём том, о чём нам традиционно рассказывает история русского села первой половины прошлого века.

Главным же изобразительным средством «Котлована» является язык, которым он написан – местами намеренно искажённый, стилизованный под номенклатурную речь того времени. Мёртвый и бесчувственный, он, тем не менее, как раз и придаёт ту мрачнейшую окраску всему произведению, отличая его от большинства других рассказов об этом тяжёлом времени.

Кроме того, нельзя не упомянуть то, что Андрей Платонов писал это произведение, находясь в СССР, тогда как большинство критиков большевистской империи бежало за границу и писало оттуда; Платонов же прожил всю жизнь в России и Советском Союзе и имел возможность видеть всё происходящее своими собственными глазами. Быть может, именно поэтому «Котлован» получился столь тяжёлым в эмоциональном плане, даже по сравнению со своими идейными собратьями?

Резюмируя: очень сильное произведение, которое, однако, понравится далеко не каждому, да и оставит после себя крайне депрессивный осадок. Я лично после прочтения «Котлована» почувствовал острую потребность в том, чтобы следующая книга в моих руках была лёгкой и непринуждённой. Но если вы хотите познать всю боль и безжалостность тоталитарного режима через литературное произведение – дерзайте! В «Котловане» всё вышеперечисленное присутствует сполна.

Текст написан 26.12.15

  1. Главная
  2. Литература 20 века
  3. ⭐️Андрей Платонов
  4. 📚Котлован
  5. Отзывы на книгу

Отзывы на книгу «Котлован»

отзывов и рецензий на книгу

Эта невероятная повесть повергла меня в замешательство. Я прочитал, но не понял ее. Точнее, понял, что читать «Котлован», будто ходить по заколдованному лесу, всегда нужно быть начеку, немножко зазеваешься, расслабишься, и вот – ты уже шагаешь по ложной тропинке поверхностной интерпретации. Платонов как будто хочет, чтобы его не поняли, хочет остаться одиноким, на самом дне своего разочарования. Ведь книга именно о разочаровании. Где-то я слышал, что в «Котловане» он, мол, высмеивает советскую власть. О, нет! Только не он. Может быть, чертенок Зощенко высмеивает, Булгаков высмеивает, но не Платонов. Боюсь, смеяться ему хотелось в последнюю очередь. Платонов здесь дает нам панораму личной мировоззренческой трагедии. Ведь он так мечтал в ранних произведениях об индустриализации, о «золотом веке, сделанном из электричества», о технократическом счастье. Но потом он стал ощущать, что в этой жизни что-то не так, всё делали правильно, но где-то была допущена ошибка. «Котлован» – не нытье диссидента, не причитание классового врага, а беспощадный взгляд автора на свое творение.

Представьте себе, что вы строите новый мир. Вы вооружены самой передовой теорией, у вас есть огромная страна и, наконец, вы вдохновлены святой идеей справедливости. Вы ничего не хотите для себя, только для всех, и вам кажется, что нужно всего лишь расквитаться с гнусным наследием прошлого, и все будет хорошо. Потому что у них, правителей прошлого, не было передовой теории, они жили заблуждениями и суевериями, и они были, ко всему прочему, моральными уродами, потому что поощряли рабство и деспотизм. А мы – совсем другие. Поэтому счастье практически неизбежно. Нужно только навалиться и создать предпосылки для нового мира. Все наваливаются, работают не щадя живота своего, но через десять лет энтузиазм самых честных строителей начинает ослабевать: сделаны первые ошибки от самонадеянности, пролито много крови, теория, оказывается, не дает сиюминутных благ. Возникает предательская мысль, может быть, эти люди из проклятого прошлого в чем-то были правы, черт их дери! Но главное, что-то начинает происходить с личностью. Она умирает, а рождается коллектив… Примерно в такой момент, как мне кажется, встречают нас события «Котлована». Герои революции никуда не деваются, они по-прежнему готовы к жертве и к труду, но энтузиазм их иссякает, им становится «скучно», ведь счастье, оказывается, не так просто построить. «Скучно» – вообще, одно из самых употребимых слов в повести. Кроме, конечно, канцеляризмов и пропагандистских словечек. «Смотри, Чиклин, – говорит Вощев, правдоискатель «Котлована», – как колхоз идет на свете – скучно и босой… Христос тоже, наверное, ходил скучно, и в природе был ничтожный дождь». Эта фантастическая фраза как будто продолжает блоковскую поэму «Двенадцать»:
Впереди – с кровавым флагом <…>
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
В 1918 году Христос русской революции шел с победой через вьюгу, в 1927 году он, тот же самый Христос, идет «скучно», через «ничтожный» дождь.

Разумеется, Платонов не противник коллективизации и индустриализации, не обличитель советской власти, просто смысл жизни, который был для него столь очевиден еще несколько лет назад, начал ускользать: «Неужели внутри всего света тоска, а только в нас в одних пятилетний план?»

Что касается позитивной программы, такое ощущение, что в период разочарования, «задумчивости среди общего темпа труда», Платонов возвращается к идеям Н.Ф. Федорова о бессмертии и воскрешении предков. И эти идеи начинают прорываться в текст: «Марксизм все сумеет. Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит? – говорит персонаж Жачев. – Он науку ждет – воскреснуть хочет». В контексте идей космиста Федорова, смерть Насти на котловане, которая, казалось бы, символизирует утрату будущего, не так безысходна. Напротив! Настя обязательно будет воскрешена для новой жизни. Когда с помощью марксизма и науки, наконец, удастся построить Новый мир.

Не буду юлить, имею совсем малый опыт по части русских классиков, в особенности советских.
Есть такое, знаете ли, предубеждение. Не села бы читать за просто так Чехова, Шолохова, Горького… До недавних пор в этот список входил и Платонов.
Андрюш, извини, ничего личного!

Картина Филонова на обложке подогрела мой интерес к книге. Плохую вещь Филоновым не украсят, ребят.

Мы не проходили «Котлован» в школьные годы (физмат, ей-богу!), а значится, я — чистый лист и не имею никаких предубеждений, основанных на неприятных детских травмах в попытках прочесть сие, да, вы не ослышались, великолепное произведение.

Первое, что удивляет, восхищает и пугает — это несравненный язык. Он словно существует сам по себе, отмежевавшись от нашего бытового понимания языка как средства общения между людьми, он как иная ступень эволюции, что-то совершенно невероятное: новое и одновременно задним умом понимаемое.
Платонов не переводим. Нет, дословно перевести, конечно, можно. Но какой в этом будет смысл? Вне контекста, вне народа и вне истории этого смысла наберётся едва ли со спичечную головку.

Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мертвого груза; розовый цветок был изображен на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время.

Хочется смаковать каждую строчку. Да и по-другому не получится. Понимание происходящего ускользает мгновенно, стоит отвлечься в мыслях хоть на секунду! Пусть даже мысли всецело посвящены книге.

— Зачем же он был?
— Не быть он боялся.

Экзистенциализм, зацикленность на поиске смысла жизни (в самый разгар коллективизации), отчаяние и танатос — вот, что вы найдёте на дне «Котлована»
Не слишком-то оптимистично, да? Ещё и не то будет.
Как вам похороны будущего?
Да-да, искренний коммунист Платонов хоронит «великое» и «светлое» социалистическое будущее.
Противоречия в этой книге повсюду, и она оживает благодаря им.

— Они все равно умерли, зачем им гробы! — негодовала Настя. — Мне некуда будет вещи складать!
— Так уж надо, — отвечал Чиклин. — Все мертвые — это люди особенные.
— Важные какие! — удивлялась Настя. — Отчего ж тогда все живут! Лучше б умерли и стали важными!

Несмотря на морально тяжёлые темы, которые затрагивает Платонов (да что там «затрагивает»! вываливает комом на голову!), книга не лишена особого, специфического юмора.

— Ну, прекрасно, — сказал тогда Чиклин. — А кто ж их убил?
— Нам, товарищ Чиклин, неизвестно, мы сами живем нечаянно.
— Нечаянно! — произнес Чиклин и сделал мужику удар в лицо, чтоб он стал жить сознательно.

Почитав книгу, я полезла искать отзывы критиков и филологов на неё.
Оказалось, ни критики, ни филологи, не могут сказать ничего путного.
Дано ли нам понять замысел Платонова? Или мы ограничимся лишь поверхностными «сатирой СССР», «антиутопией» и «конфронтацией жизни со счастьем»?

Ясно то, что я и сейчас пребываю в шоке от «Котлована». И буду мысленно возвращаться к нему ещё очень долго. Это совершенно не то, чего я могла ожидать. Мне устроили встряску, надавали пощёчин, выкинули на мороз. Невероятная повесть, достойная широкого круга читателей, но, увы, ими не читаемая и не понимаемая. Поверьте, книгу нужно прочитать, если уж вы за неё взялись. Не важно, сколько времени вы потратите. Это чарующая, гротескная история ухватит за горло и покажет вам, где начинается рабочий пролетарский класс и чем знаменуется экстатическое восшествие коллективного бессознательного.

Близ мертвых в сельсовете активист опечалился вначале, но затем, вспомнив новостроящееся будущее, бодро улыбнулся и приказал окружающим мобилизовать колхоз на похоронное шествие, чтобы все почувствовали торжественность смерти во время развивающегося светлого момента обобществления имущества.

При складывании печатных знаков, которыми автор изобразил жизненное существование и смысл всех, кто родился в мир, начинаешь чувствовать увеличение ума….

Вот таким а-ля-платоновсим стилем я задумывал написать свою рецензию. Но передумал, потому что хочется сказать много и быть правильно понятым, а платоновский язык только для аллегорий и всяких собраний активистов и членов разного рода «комов» (парт, проф, мест).

Повесть Платонова – блестящая антисоветчина! Далее никому в советской и российской литературе не удастся написать такой мощный антисоветский текст. Солженицын со своими потугами на тысячестраничность, выглядит на фоне Платонова карликом, а все эти Рыбаковы, Аксёновы, Войновичи и прочия-прочия– просто пигмеи.

Предупреждаю сразу – я не поклонник антисоветской литературы, в том смысле, что, если это антисоветчина, то тогда мне любо. Ни в коем случае! Любое произведение, перенасыщенное идеологией, будь то как «за», так и «против», вызывает у меня интерес только как исторический памятник своей эпохи и конкретного идеологического направления.

Повесть Платонова — уникальный памятник. Не часто автору удается настолько объединить форму и содержание, что они начинают взаимно определять друг друга, Платонов с задачей справился. Речь о языке, которым написан «Котлован». Многим он кажется заумным, некоторым смешным, правда, есть и то, и другое.
А вам этот язык не кажется знакомым? Ведь, именно так разговаривают, например, почти все герои рассказов Зощенко, и булгаковские Шариков со Швондером говорят так же, и у Ильфа с Петровым можно найти образчики такой речи. Это не выдумка авторов – это глобальное явление в русской культуре двадцатых-тридцатых годов ХХ века.

Как говорил товарищ Сталин: «Всё решают кадры!». К концу тридцатых накуют новых кадров, дадут им хорошее образование. А пока «берите то, что есть». Революция сделала свое дело – носители культуры высокого уровня были истреблены, изгнаны, изолированы.

На авансцену вышел тот, о ком предупреждал Мережковский – «грядущий хам»! Это они – мещане – стали главной движущей силой обновления общества. Пролетариату было некогда – он «работу работал», крестьянство тоже было делом занято, а вот мещанство пошло во власть и в интеллигенцию.
Известно, что необразованный человек лучше, чем полуобразованный. Вот и мещане, имея кто пару классов гимназии или реального училища, кто – ЦПШ, а кто, просто начитавшись «умственных книг», торопились излагать свои мысли не по-старорежимному, а по-новому! Но главным источником новой лексики были газеты и митинги, а там такие же носители «новояза». Зачастую, не зная и даже не догадываясь о настоящем смысле употребляемых «умных» слов, рождая вычурные и такие же бессмысленные словообороты, эти люди представляли мощнейший культурный слой.

Вот его и зафиксировал Платонов в своей повести. Зощенко и другие заставляли говорить этим языков своих героев, Платонов использует смелый прием, и делает митинговый новояз авторским языком, достигая тем самым сногсшибательного эффекта. Именно язык- главное достоинство «Котлована», достоверный исторический документ.

Про идеологическую составляющую повести сказано немало. Но и тут хочу обратить внимание на историчность и документальность книги. Смотрите даты: конец 1929 – начало 1930. Все ответы ищите там.
Да, котлован – это социализм, в который Платонов не верит, поэтому он и изображен котлованом, а не башней, например. Помню-помню, котлован они копают как раз, чтобы потом построить башню. Но когда это будет и будет ли вообще? А пока они роют котлован – строительство нового мира есть закапывание все глубже в землю, образ не самый оптимистичный.

Не верит автор и в коллективизацию, и в индустриализацию. Крестьянство изображено безвольным, в роли сельского пролетария – медведь. С одной стороны – тупое животное, что с него взять, с другой – «русский медведь», который, если разозлиться, то мало никому не покажется.

Личное безволие, предопределенность, подчиненность некому центру, — даже колхоз имени Генеральной Линии, — главное качество героев повести. Да и героев-то, как таковых в ней нет. Автор так и не дает читателю главного героя, перескакивая с одного на другого, особенно ни на ком не задерживаясь. К концу повести все они сливаются в единую безличную массу.

Автор убедительно показывает, что будущего у этой страны с этими людьми нет. Потому-то и погибает Настя, оторванная от своей среды, тоскующая в последние минуты жизни по «маминым костям».

Он честно описал все то, что видел и знал. Он так видел и так чувствовал. Но во многом он оказался не прав – страна поднялась, дети Чиклиных и Вощевых получили хорошее образование, стали настоящими специалистами, построили электростанции и космические корабли, а их внуки и правнуки пошли еще дальше – сегодня они пишут рецензии на книги о своих прадедах на сетевых ресурсах :)

Котлован все-таки вырыли, башню построили другую, не ту, которую планировали, но фундамент покоится в котловане, вырытом тогда.

Так что Платонов был убедителен, но не прав, его пессимизм не позволил ему увидеть тот человеческий потенциал, который выдернет страну из котлована безвременья. Но он создал самую лучшую антисоветскую вещь в нашей литературе, потому что она честная и искренняя. А это главное достоинство настоящего художника, даже если он заблуждается.

Поговаривают, что «Котлован» дают читать некоторым школьникам. Мне кажется, это спланированная акция НАТО, чтобы отучить наших детей от классической русской культуры. Я лично впервые попыталась прочитать сие творение Платонова в 20 лет – безуспешно, бросила после первых 30 стр. Потом пробовала читать в 24 года, тогда выдержала уже 80 стр., но все равно в итоге забросила. И вот – о чудо! – в 26 лет я смогла дойти до финала!

Если бы Платонов написал самоучитель для писателей, то назывался бы он «Как замучить любого (ну, почти) – 5 действенных способов, освоив которые вы потеряете 95% читателей». Ибо это поистине невыносимая книга – этот «Котлован». Конечно, она в своей невыносимости гениальная (как Джойс или Пруст), но за чтением ее вы не получите удовольствия, разве что вы литературный мазохист и разобрались уже в книжных издевательствах. Стиль Платонова уникален, но тут почти физически неприятен – тяжелый, мрачный, какое-то насилие над языком, но странным образом гармоничное. Сюжета же… нет, если не считать истории с девочкой Настей, которая вызывает вместо симпатии омерзение.

Поговаривают так же, что нет ни одной полноценной и ясной трактовки данного романа. Разбирать Платонова в принципе сложно, а «Котлован» и вовсе выглядит неподьемной тяжестью, океаном, в котором легче утопнуть, через переплыть его. Что это – антиутопия? утопия? экзистенциальный роман? Любой ответ окажется верным – отчасти Платонова можно причислить к предшественникам постмодернизма, в котором смысла либо нет, либо читатель сам его накручивает, как ему нравится. Мне не близка трактовка антиутопии, как и утопии. Как экзистенциальный роман «Котлован» воспринимать легче.

Собственно, вот что я поняла ;)

«…все равно счастье наступит исторически»

«Котлован» – это трагедия подавления внутреннего внешним. Персонажи – люди (сложно с этим спорить). Любой человек изначально имеет внешние и внутренние потребности. Внешние – самые примитивные, механические, грубо говоря, это то самое ненавистное многим «работать, чтобы есть, спать, чтобы быть бодрым, заниматься сексом, потому что просто есть желание и т.п.» Это база, на которой стоит человек, без нее невозможно само существование нас как организма. Но человек не может существовать без внутреннего – потребности в душевном тепле, поиска смысла, осмысления своего места в большом мире. В здоровом человеке (в нормальной ситуации) внешнее и внутреннее существуют в гармонии, не мешают друг другу. «Котлован» же – о том, как нарушается эта гармония, и внешнее пытается уничтожить внутреннее.

«Вся насущная наука расположена еще до стены его сознания, а за стеною находится лишь скучное место, куда можно и не стремиться»

Герои книги живут в каком-то странном коммунизме, который античеловечен в своей сути. Внутреннее (поиски себя, своего места, смысла), личное, тут считается не только лишним, а вредным. Отдельный человек не должен быть сложен (а именно сложность – то, что неразрывно связано с развитым внутренним миром). Он должен быть механизмом. Рабочей скотиной. У него априори не должно быть мыслей о себе. Потребность в личном, только своем смысле, местная… власть (?) пытается заглушить смыслом общим, еще более абстрактным. Человек в гармонии с собой может внятно ответить, зачем он делает то или это, какое место и какой смысл это имеет в его жизни – работа, учеба, семья, дружба и т.п. Но тут личное уничтожается. Человек должен быть примитивен. Он должен быть рабом системы, которой именно что враждебны герои типа Вощева, герои французских экзистенциалистов или Достоевского. Здешняя система как бы говорит: ты хочешь мотаться, как условный Мышкин или Митя Карамазов? нет, уважаемый, я дам тебе готовый ответ на любой вопрос, не нужно смотреть в себя, лучше смотри на других и работай, больше работай, а мы тебе, так и быть, скажем, зачем тебе работать!

Так, герои работают, не понимая, зачем им это нужно. Нет, конечно, им объясняют, что вот тут коммунизм, работа во имя общества и т.п. Но в этом нет личного участия. Они многократно повторяют лозунги системы, но, если у них прорывается самостоятельная мысль (вне заученных лозунгов), то она вовсе не о торжестве коммунизма. Она – о женщине, в которую был кратко влюблен и потерял. Она – о ребенке, который может принести тепло и желание заботиться. В холодном мире, где есть только работа и обязанности перед пролетариатом, герои мучительно тянутся к все той же противной системе личности – к собственными симпатиями, воспоминаниями, поисками смысла жизни.

«Не есть ли истина лишь классовый враг? Ведь он теперь даже в форме сна и воображения может предстать!»

И вот так герои постоянно мечутся между внешним (лозунги, простая работа, которая не требует ни малейшего интеллектуального усилия) и внутренним. Временами они пускаются в оправдания: нет, я возьму эту девочку на воспитание не потому, что заботиться о ком-то хочется, я это во имя великого коммунизма! Стыдно же просто любить и хотеть любви вне идеологии. Вот и получается, что за душевное приходится оправдываться – а то растекся он тут, пока железные коммуняки без чувств строят новый мир!

Отчасти сохранившие внутреннее герои завидуют т.н. Медведю. Медведь (который как бы медведь, но и человек тоже) – это, кажется, эталон новой власти. У него нет личности, нет своих чувств, но зато работает он замечательно. Чем не идеал системы, в которой нужно работать много и не думать о себе? Платонов не случайно сравнивает этого раба системы со зверем. Это действительно звериное состояние.

Платонов показывает и главную жертву системы – девочку Настю. Герои верят, что все будущее заключено в этой девочке (она – как единый образ всех детей).

«Нам, товарищи, необходимо здесь иметь в форме детства лидера будущего пролетарского света!»

Но Настя – это страшный образ, тоже почти животный (поэтому у нее особые отношения с Медведем). Лишь в краткие моменты она вспоминает, что она человек, а не зверь. В остальное время она говорит о том, как хорошо убивать людей других классов (и тех, кто смеет оставаться личностью, нужно полагать). Она не понимает, что это за насилие, она не осознает саму суть насилия (с точки зрения и личной, и гуманной общественной, и экзистенциальной). Она примитивна. И это жестокая примитивность. Настя говорит: «Убейте его, он плохой». Но что такое «плохой»? Сможет ли она сказать, почему человек «плохой», и не чужими словами, а своими? Так ли видел будущее Платонов – новое жестокое поколение, которое желает крови не по собственным чувствам, а потому что… кто-то раньше сказал? Если так, то это уже насилие во имя насилия, оно теряет даже тот (пусть аморальный) смысл, который изначально был заложен в новой системе. Новое поколение, из-за своей примитивности, не способно осмыслить и понять причины/логику насилия, оно лишь повторяет его без всякого на то основания и уж тем более личного участия.

Можно сказать, что «Котлован» – одно из самых тяжелых и жестоких откровений из 20 века. Платонов хоронит не коммунизм, он хоронит любую систему, которая исключает личное участие, делает из человека винтик чего-то там. Эта система – не только государственная, это можно построить в любом социуме, где есть власть и подчиненные. Как ни странно, но смерть Насти – это скорее положительное явление. Платонов как бы говорит своему читателю: жить так долго невозможно, это просто невозможно! И смерть Насти приносит не печаль, а некое… освобождение. Платонов не убивает совсем личное в своих героях. Наоборот – кажется, в финале книги в них больше человеческого, а не звериного. И, возможно, именно смерть Насти напомнила им, что они все же не звери.

Я на протяжении длинных минут читал томительный «Котлован», и всё активно силился отыскать понятие не только этого текста, но и хотя бы смысла для использования такого языка и стиля. Понятие не определялось, но я устойчиво старался трудиться над чтением. В один незафиксированный момент я вдруг понял, что над этим лучше не задумываться – вон Вощев, персонаж книги, тоже много задумывался, и дозадумывался себе на беду. Может, безнаждёжно подумал я, и мне беда явится во всей своей лихости? И я перестал думать и искать понятия. Однако получилось ещё хуже – куда-то потерялась сама осмысленность прочтения. Я тревожно впадал в меланхолию. Кнопки ридера нажимались под моими пальцами, строчки лошадьми проносились мимо глаз, слово Платоново всё норовило мимо души и никак не попадало в цель.

Может мой ум совсем стал бесхозяйственный? – спрашивал я себя, но мне никто не отвечал. Я попытался ответить себе сам, и тут же заметил, что начал разговаривать сам со своей личностью. К счастью, за этим разговором никто не присутствовал. Замолчав, я вновь занялся читательским трудом, хотя значения этого труда я всё равно не видел. И вот я трудился, трудился, а завершение почти недлинной повести все не подходило, не подходило. И очевидность явилась, что труд этот мой читательский ну совсем как вощевский – копает он котлован, копает, а выкопать не может. Вот и я так. В общем, осела тяжесть этой мысли на меня, и метался я, забыв про удовольствия личной жизни.

Но тут немного неожиданно заглянул Серёгин. От него резко разило приятностями жизни, а весь вид источал приземлённое счастье.

— Платонова читаешь? – его взгляд стал утомлённым.

— Ага? – ответил я неразвёрнуто.

— Хочешь дам совет?

— Хочу! – я старался быть краток, словно хотел, чтобы устная речь породнилась с талантом.

— Удали! – Серёгин словно бы принял мой стиль разговора и оставил меня наедине с мыслями.

Мысли одолевали, что Серёгин прав, потому что он никогда мне ещё не давал плохих советов. И я последовал мыслям.

И снова почувствовал себя человеком.

Любимый мой Платонов! Отзывается он в моем сердце! Кому сложно читать Платонова, начните с рассказа Юшка, он всем нравится, даже детям с 9-12 лет)

Обязательно почитаю у автора что-нибудь еще.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Платонов
  4. Анализ повести Котлован

Анализ произведения Платонова Котлован

Произведение «Котлован» Платонов завершил в 1930 году. В книге же на титульном листе Платоновым были специально проставлены даты такие: декабрь 1929 по апрель 1930 года. Именно в это время в СССР был самый расцвет коллективизации, о чем и идет речь во второй части повести «Котлован».

Инакомыслящих в ту пору не терпели. А потому идеи, подрывающие стой, искоренялись. Поэтому в это время идеи, которые были против коммунизма и строя в это время в целом, наказывались, поэтому писатели такие идеи скрывали за символами и образами. Но и это не помогло – изданным на Родине Платонов свой роман так и не увидел.

Само название повести Платонова «Котлован» — это символ. Котлован – это место стройки, где и происходит действие первой части в повести, но и также есть и другой смысл – яма или могила. Любое произведение, тем более возникающее на пике значимого явления, является зеркальным отражением событий, происходящих в обществе «здесь и сейчас». И в этом смысле повесть Платонова – то самое зеркальное отражение, более яркое своими символами и смыслами даже чем сама действительность.

Перечислить, раскрыть все образы «Котлована», пожалуй, невозможно. Не только каждый новый читатель, но и каждое новое прочтение открывает в этом «Котловане» все новые и новые пласты символического грунта. Нельзя не отметить и собственный, индивидуальный стиль изложения Платонова, его особенные слова и выражения.

Главный герой, да и те, кто его окружает, на протяжении всего произведения заняты поисками истины и смысла жизни. В начале повести его даже увольняют с работы из-за того, что он задумался, что отвлекло его от производства. Герой к концу произведения не находит ни смысла, ни истины.

Также сквозь произведение в произведении проходит тема, связанная с пиком коллективизации. То, что решило устроить в стране государство, и как с этим справляется человек. Для этого Платонов разделяет повесть на две части, в первой происходит сама стройка того самого «котлована» и происходит это в городе. То есть мы можем представить, каков был  устрой в городе. Вторая же часть показывает уклад в деревне. Но в конце мы возвращаемся опять к котловану.

И здесь, в финале, самым сильным образом (а каждый персонаж Платонова – образ) является — маленькая бездомная девочка Настя. Это – символ надежды, обновленной России. Но девочка же умирает раньше, чем заканчивается стройка. И тело ее остается в стене строящегося здания.

Тема смерти – одна из центральных в произведении, как неизбежный итог бессмысленности все происходящего. Критики отмечают, что Платонов не был против самой Советской России, он просто как гражданин и писатель сомневается в правильности выбранного страной пути. Это подтверждает то, что явно прочитывается – самое ужасное в произведении – это смерть героев. Смерть и не дает оправдания выбранному пути. Как не оправдывает даже такое большое дело как строительство общего дома – Котлована – унижения и рабства.

Анализ 2

На самом деле Платонов написал повесть «Котлован» в 1930 году, но опубликована она была в 1987 году. Книга рассказывает о коллективизации в СССР.

В те времена очень не любили инакомыслящих. Поэтому все идеи, которые могут подорвать идею строя, сразу же ликвидировались и искоренялись. Авторов и писателей, которые открыто, высказывали свое мнение против коммунизма, наказывали. В связи с этим Платонов скрыл свои мысли за образами и определенными символами. Но, несмотря на это повесть «Котлован» так и не была напечатана.

Уже в названии повести можно рассмотреть зашифрованный символ. Котлован является местом на стройке. Именно здесь происходят события, описанные в первой части. Еще котлован можно расшифровать как яму или могилу. Это великое произведение родилось в период возникновения значимых политических событий. Произведение «Котлован» — это зеркальное отражение всего происходящего в те годы. В повести очень много символических образов, тайных знаков, которые могут расшифровать только люди, хорошо знающие историю СССР.

Нереально за один раз и сразу вспомнить и расшифровать все образы, которые есть в произведении «Котлован». Эту повесть можно перечитывать несколько раз и с каждым разом вы сможете рассмотреть в ней новые символы. Это делает «Котлован» захватывающим и необычным. Помимо этого Платонов имеет свою собственную и неповторимую манеру изложения информации. Автор, описывая ситуацию, выбирает особенные выражения.

Главный персонаж и все кто его окружают, находятся в постоянном поиске смысла жизни. Это длится на протяжении всей повести. Мысли об истине бытия отвлекают главного героя от работы. Именно по этой причине его увольняют. Но, самое ужасное это то, что он так и не нашел смысл жизни.

В произведении отчетливо прослеживается описание коллективизации, которая достигла высшей точки. В повести рассказывается о поступках государственных властей и о том, как простой народ справлялся с проблемами, которые создало для него государство. Поэтому Платонов разделил свое творение на насколько частей. В первой действия происходят на стройке, здесь больше описан быт городских жителей. Во второй части рассказывается о жизни в деревне.

Один из сильных образов в произведении – это девочка Настя, у которой нет дома. Она выступает как символ веры и надежды. В итоге она умирает, а ее тело остается замурованным в стене новостройки.

Тема смерти ярко описана в произведении «Котлова». Это символ бессмысленности происходящих событий в стране. Потому что писатель Платонов не поддерживал действия Советских властей.

Анализ повести Котлован

Анализ повести Котлован

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне?

    Дать однозначный ответ очень сложно и, наверное, даже невозможно. Произведение На дне написанное Максимом Горьким затрагивает многочисленные проблемы. В обществе присутствует много лжи

  • Сочинение Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

    В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако

  • Сочинение Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют

  • Сочинение Лес поздней осенью (поздняя осень в лесу)

    Лес… Произнося это слово, я возвожу перед своим взором дальние километры зеленого массива. Лес хорош во все времена! Однако поздней осенью он становится необыкновенно прекрасным и неповторимым.

  • Сочинения на тему Моя будущая профессия

    В разделе собраны сочинения на тему Профессии

Серов Дмитрий

(рецензий 75 / оценок +31)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам об очень неоднозначной и своеобразной повести Андрея Платонова «Котлован«. В повести рассказывается о том, как группа работников строит котлован(для здания), где в будущем будут жить люди. Повесть в целом довольно неплохая, но мне она не понравилась. У этой повести, как по мне довольно трудный язык для восприятия, приходится перечитывать и обдумывать прочитанное. Как правило язык у произведений такой, что когда ты читаешь работу автора, то ты все схватываешь с первого раза, потому что он написан языком для той книги, которую ты читаешь. К примеру, в художественной литературе он, как правило написан грамотным литературным языком, поэтому и читать произведение легко. В научной литературе язык насыщен терминами и довольно сух, поэтому информация в тексте довольно хорошо воспринимается. В случае же повести «Котлован» язык у Платонова довольно сухой и такой, как будто бы читаешь диссертацию. Возможно это фирменный язык Платонова, но мне такой язык не по душе. Теперь я понял, насколько важен язык автора, а не только смысл произведения, ведь будь повесть написана привычным языком художественной литературы, то она бы мне безусловно понравилась. Суть повести крайне хорошая — показано то, как народ слепо верит в коммунистическую идею и светлое будущее, но так её и не достигает, по причине невозможности её достижения (по крайней мере в российских реалиях). Данная повесть мне не понравилась, но я рекомендую прочесть её тем, кто хочет под другим углом взглянуть на «светлое коммунистическое будущее».

шшшш

(рецензий 5 / оценок +126)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

Старше 11 лет

котлован — потрясающее по своей фундаментальности произведение 20го века
этот магический, философский платоновский слог…
каждую строчку хочется смаковать, медленно обдумывая, прокручивая её в своей голове, дав ей возможность окончательно обволочь нутро.
атмосфера в произведении создаётся упадочная, экзистенциальная,
но всё-таки с неким сияющим проблеском надежды.

что значит человек в этом мире?
стоит ли работа в поте лица призрачного, дальнего счастья будущих поколений?

платнов даст вам почву для размышлений, но ответить вам придётся самостоятельно.

и пару слов о данном конкретном издании:
— плохая бумага серого цвета, на которой читать совершенно неудобно
— изгибающаяся обложка
+ но
красивая картина на обложке :)

(рецензий 245 / оценок +1248)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

Старше 11 лет

Ну, произведения Платонова действительно очень тяжело читаются, причём как из-за смысла, так и из-за тяжёлого стиля. Я вот прекрасно помню, как в выпускном классе прочитал повесть буквально за четыре часа. Помню, что просто не мог остановиться из-за отсутствия деления на главы (хех). Но вообще произведение нравится, хотя над его смыслом можно много спорить.
Впрочем, основная идея ясна: нужно жить сегодняшним днём, создавать счастье сейчас, а не надеяться на будущее (которое для иных может и не наступить).

Что до издания, то оно стандартное для этой серии, зоть и довольно посредственное: мягкая обложка, газетная бумага (но не самого отвратительного качества), текст хорошо пропечатан.

Прилагаю также несколько фотографий данного издания для ознакомления:

Просто Мария

(рецензий 47 / оценок +379)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+4

Платонов — это, конечно, что-то совершенно фантастическое. Так работать со словом никто, по-моему, не умел. Метафоры замешаны так густо, что чтение легким не назовешь. Но зато послевкусие такое сильное, что хочется взять кого-нибудь за пуговицу и говорить платоновскими цитатами.
Невероятно сильная вещь.

(рецензий 295 / оценок +455)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Думаю, что о произведении лучше скажут фото с текстом из книги. Считаю, что так, как мнения и вкусы у людей разные, лучше самому оценить стиль писателя и само произведение по каким-либо отрывкам из него. Затем и прилагаю фото текста. Замечательная серия книг, симпатичная и вполне бюджетная. Карманного формата, легкая. Обложка у книги мягкая, переплет сделан на клею, но книга довольно крепко выглядит. Бумага не белая, такого немного сероватого оттенка. Листы плотные, шрифт покрупнее среднего размера, пропечатан довольно хорошо и четко.

(рецензий 10 / оценок +7)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

Старше 11 лет

Прилагаю несколько фотографий:

Созинова Марина

(рецензий 36 / оценок +188)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Очень сложный роман, как для зрительного восприятия, так и по внутреннему смыслу.
Не берусь описывать его, просто скажу что, ЭТО произведение должен прочитать каждый, ну во всяком случае попытаться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отзыв кому на руси жить хорошо 10 класс сочинение
  • Отзыв к произведению тэффи экзамен
  • Отзыв замятин мы сочинение
  • Отзыв бесприданница островский сочинение
  • Отзвук подземный предписание егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии