Билет
№ 1 Основные направления развития
древнерусской медицины и основные виды
медицинской помощи населению.
В
Древней Руси существовали три основные
формы врачевания:
1)
народное врачевание. Люди, которые им
занимались, назывались кудесниками и
знахарями;
2)
монастырская медицина (в основном
получила распространение после принятия
на Руси христианства);
3)
светская (или ее еще называют мирской)
медицина, появившаяся во время правления
Ярослава Мудрого. Она же носила название
иноземной.
Светская
медицина появилась на Руси со времен
правления Ярослава Мудрого. Представителями
этой ветви медицины были врачи вольной
практики, не относящие себя ни к народным
врачевателям, ни к монастырским лекарям.
Это были люди, часто иноземного
происхождения (лечец-армянин, имя
которого неизвестно, который пользовался
огромной популярностью даже при княжеском
дворе; врачеватель Петр, сириец, живший
при дворе Николая Давыдовича (князь XII
в.) в Чернигове) и за помощь больным
деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали
негодованиеу представителей других
ветвей медицины. Особенно боролась со
светской и народной медициной набиравшая
обороты монастыр-екая медицина.
Она
возводила действия магов и кудесников,
а также иноземцев в рамки бесовского
дела. Велось активное преследование
мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже
сжигали на кострах. Действия эти были
сродни европейской инквизиции. Однако,
несмотря на упорную борьбу, врачевание
на Руси так и не стало чисто церковной
привилегией. Это видно из источников,
относящихся к периоду классического
Средневековья, в которых продолжает
упоминаться и народное врачевание, и
мирская медицина. С ходом времени эти
две ветви медицины приобрели все больше
различий и обособлились друг от друга.
Народная
медицина – это древнейшая ветвь медицины
в истории России. По сути, корнями ее
было язычество, которое исповедовали
славянские племена до объединения и
создания государства и до принятия
христианства. Таким образом, момент
зарождения народной медицины можно
отнести к тому времени, с которого
начинается историческое описание жизни
русского народа, т. е. ко временам
доисторическим. С принятием христианства
она не искоренилась, пережила более чем
тысячелетие уже исторической жизни
народа и даже в наше время она продолжает
развиваться, широко применяется на
практике теми людьми, которые владеют
этим искусством, а иной раз вступают в
спор с научной медициной.
В
наше время известно изрядное количество
случаев, когда научная медицина
оказывалась бессильной перед каким-нибудь
случаем заболевания, даже несмотря на
то что достигла наивысшего теоретического
и практического развития и технического
оснащения. И были случаи, когда буквально
«из гроба вытаскивали» человека и
возвращали ему здоровье люди, владеющие
навыками народной медицины. С развитием
и ростом Русского государства народная
медицина вплоть до второй половины XIX
в. оставалась единственным способом
лечения болезней и поддержания здоровья
простых людей, так как не существовало
более доступной врачебной помощи.
Ситуация изменилась во второй половине
XIX в., когда появились первые земские
учреждения и собственно земская медицина.
Никто
не может объяснить, почему, но забота о
здоровье всего народа русского мало
интересовала правителей Русской земли
очень долгое время. Существовали вплоть
до конца XVII в. лишь «государевы врачи»,
которые лечили государя, семью его и
особо приближенных лиц. Петр I пытался
изменить ситуацию, но радикальных
преобразований не добился, сделав
медицину доступной для привилегированных
слоев населения.
Лишь
Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное
право и проведший большое количество
преобразований во всех сферах жизни
россиян, стал автором первых шагов к
доступности медицинской помощи, провел
земскую реформу и ввел земскую медицину.
Врачевание
со времен его зарождения отличалось от
других видов медицины тем, что сочетало
в себе и знание целебных свойств природных
средств, и веру в чудодейственные силы.
Народные
лекари умели делать кровопускания,
трепанации черепа, а также лечить травмы
(накладывать лубки), раны с помощью
различных мазей, прижиганием.
Народные
врачеватели составляли трактаты об
использовании целебных сил природы –
травники и лечебники. Особенно широкое
распространение это получило после
принятия христианства и появления
письменности. К сожалению, нам досталась
в наследство лишь малая толика тех
источников, так как большинство из них
погибло или было украдено во время войн.
Интересно то, что в дошедших до нас
книгах есть средства, которые применялись
не только после принятия христианства,
но и задолго до него.
Монастырская
медицина
Появление
монастырских больниц можно отнести ко
временам принятия христианства на Руси.
Монахи, верившие в то, что всем на земле
ведает Бог, воспринимали болезни как
кару за прегрешения человеческие, а
иной раз и как вселение бесов в человеческую
душу и тело. Следовательно, исцеление
от болезни рассматривалось как прощение
Божие и отпущение грехов.
Наиболее
известными из них стали лечебница в
Пе-реславле, основанная в 1091 г. митрополитом
киевским Ефремом, и Киево-Печерская
лавра, основанная в 1051 г монахами Антонием
и Феодосием в предместьях Киева. Название
она свое получила от слова «печеры», т.
е. пещеры, в которых монахи жили и творили
свое благородное дело. Киево-Печерская
лавра оставила свои еле-ды в развитии
медицины и культуры на Руси. Там было
написано множество летописей: от Нестора,
Никона, Сельвестра.
Оттуда
пошла и житийная литература. В XIII в. там
был создан «Киево-Печерский патерик»
– сборник рассказов и историй об этом
известнейшем монастыре. Множество
известных зодчих и живописцев принимали
участие в создании интерьера лавры. О
них, быте и деятельности монахов, укладах
и нравах Киева рассказывалось в патерике.
В 1661 г. он впервые был напечатан и издан
в типографии той же Киево-Пе-черской
лавры.
В
пещерах монастыря похоронены люди,
вошедшие в историю России: основатель
Лавры Антоний, летописец Нестор,
врачеватели Дамиан и Агапий и даже
основатель Москвы – Юрий Долгорукий.
Как
ни странно, в лавре находили способы
лечения самых различных болезней – от
инфекционных до психических. В стенах
монастыря даже было что-то вроде
изоляторов, куда помещались тяжелобольные,
им обеспечивался индивидуальный уход.
Люди, которые не имели уже надежды на
выздоровление, нередко исцелялись
монахами, после чего уверовали в Бога
и молитвы и постригались в монахи.
Среди
известнейших целителей, практиковавших
в лавре, были такие люди, как преподобный
Алимпий, прославившийся тем, что лечил
людей с тяжелейшими случаями лепры. Для
лечения болезней кожи он использовал
иконописные краски, содержавшие,
по-видимому, различные лечебные вещества.
Также святой и блаженный Агапий был
монахом лавры. Он известен тем, что
вылечил внука Ярослава Мудрого, который
впоследствии стал князем Руси, а в
историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили
врачеватели монастыря бесплатно, к
больным относились терпимо, с любовью
вплоть до самопожертвования. Это
отношение является азами врачебной
этики, которой в наше время при обучении
в вузах придается большое значение.
Монастырские
лечебницы были также центрами обучения
и просвещения: монахи собирали византийские
и греческие рукописи, переводили с
латинского и греческого, объединяли
информацию в сборники, дополняли своими
знаниями и знаниями предков и по этим
источникам преподавали медицину.
Эпидемии
В
отличие от Западной Европы санитарное
дело на Руси в X–XIV вв. было довольно
сильно развито. Об этом свидетельствуют
раскопки древнего Новгорода, на территории
которого было найдено около 50 усадеб,
оснащенных банями, водопроводами и
водостоками. Целые площади были покрыты
деревянными мостовыми, относящимися к
X–XI вв., в отличие от Западной Европы, в
которой первые мостовые были сооружены
лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти
«нововведения» были найдены в Германии.
Особое
место в Древней Руси занимала баня.
Народные врачеватели уже тогда поняли,
какую пользу приносит организму удаление
вредных веществ вместе с потом. Баня в
доме или усадьбе была самым чистым
местом: там не только мылись, но и
принимали роды, ухаживали за новорожденными,
туда приглашали лекарей и костоправов.
Первое упоминание о русской бане
относится к 1113 г. (летопись от Нестора).
Особой бедой Древнерусского государства
были эпидемии инфекционных болезней,
или «моровые поветрия». О повальных
болезнях писалось в летописях, и только
за период с XI по XVII вв. можно найти
сведения о 47 эпидемиях. Заболевали
чумой, холерой, лепрой и другими болезнями.
Центрами возникновения эпидемий были
пограничные города, через которые
проходили иноземные караваны – Новгород,
Смоленск.
Так,
например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия
унесла десятки тысяч жизней, что
свидетельствует о чрезвычайной заразности
болезни. Люди понимали, что болезнь
переходит от человека к человеку, поэтому
отграничивали зараженные места, где
были больные. Если эпидемия распространялась
на весь город, жители уходили в леса,
бросая дома, скарб и больных родственников,
и отсиживались до тех пор, пока не пройдет
мор. Однако за избавление от болезни
принимался тот момент, когда умирал
последний больной и заразиться вроде
бы было не от кого. Ничего не зная о
возбудителях заболеваний, люди
возвращались в города, и эпидемия иной
раз возвращалась вместе с ними. Считая
место проклятым, люди доходили до того,
что сжигали целые поселения. Ошибкой
их было еще и то, что до XV в. умерших от
эпидемий людей хоронили, согласно
религиозным законам на кладбищах при
церквах.
Это
способствовало возобновлению и
распространению мора. Лишь в XVI в. умерших
от заразных болезней стали хоронить
вне кладбища, за пределами городов и
селений. Люди недопонимали, что причиной
возникновения эпидемий были не
сверхъестественные силы, а нищета и
несоблюдение правил гигиены, поэтому
в отдельных случаях доходило до отчаянных
поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде
во время эпидемий чумы жители за 24 ч
возвели церковь Андрея Страти-лата. Она
сохранилась и до сих пор. В период
монголо-татарского нашествия на Руси
было самое большое количество эпидемий,
больше всего погибло людей.
Билет
№ 2 Роль и основные функции Аптекарского
приказа
Аптекарский
приказ был создан в 1620 г. Он включал в
себя постоянный штат, который обеспечивался
полностью за счет царской казны. С самого
начала Аптекарский приказ включал в
себя небольшое количество человек:
1)
2 докторов;
2)
5 лекарей;
3)
1 аптекаря;
4)
1 окулиста;
5)
2 переводчиков (толмачей);
6)
1 руководителя – подьячего.
Однако
в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском
приказе служило уже 80 человек:
1)
6 докторов;
2)
4 аптекаря;
3)
3 алхимика;
4)
10 лекарей-иноземцев;
5)
21 русский лекарь;
6)
38 учеников лекарского и костоправного
дела;
7)
12 подьячих, переводчиков, огородников,
хозяйственников.
Руководство
аптекой и Государевым аптекарским
приказом доверялось только особо
приближенным к царю боярам.
Вокруг
Кремля стали разводить лекарские сады,
аналогичные сады выращивали у Никитских
ворот, а также в других местах. Именно
поэтому в Аптекарском приказе были
необходимы огородники. Они ведали этими
лекарскими садами. Первый из государевых
аптекарских огородов был создан у
западной стены Московского Кремля.
Аптекарский
приказ – первое государственной
учреждение здравоохранения. Теперь
необходимо обозначить основные функции
Аптекарского приказа:
1)
организация медицинской помощи членам
царской семьи;
2)
организация медицинской помощи стрельцам,
боярам и другим людям, обращавшимся за
ней;
3)
организация обеспечения отечественными
и импортными зельями;
4)
строгий контроль земель;
5)
принятие определенных мер профилактики
и защиты при эпидемиях;
6)
приглашение зарубежных лекарей и
докторов;
7)
подготовка лекарей в лекарской школе
при Аптекарском приказе;
надзор за ученичеством в аптекарском
приказе;
9)
обеспечение стажировки будущих
отечественных лекарей у известных
докторов;
10)
организация заготовки лекарств.
В
1654 г. при Аптекарском приказе была
открыта школа, которая готовила русских
лекарей. С самого начала в ней обучались
около 30 человек. Обучение длилось от 4
до 6 лет. После того как лекарь заканчивал
обучение в такой школе, он, как правило,
направлялся в войска, причем не только
в военное время.
Аптекарский
приказ, согласно указаниям царя, должен
был организовывать заготовку лекарств.
Главным образом, это растительные
лекарства.
Лекарственные
зелья население получало в рынках,
зеленых рядах. В дальнейшем царским
указом в Москве были организованы две
аптеки. В 1581 г. – только для царя и его
близкого окружения, а вторая аптека,
организованная 20 марта 1672 г. – «для
людей и всяких чинов». Третья аптека
была открыта в 1682 г. – при первом
гражданском госпитале у Никитских
ворот. В Московские аптеки были приглашены
зарубежные фармацевты (Френч Якоби и
т. д.).
Снабжение
аптек лекарственными средствами
осуществлялось различными путями. С
самого начала лекарственное сырье
завозили из Англии. Одновременно с этим
некоторые материалы закупали в торговых
рядах. Например, сало свиное на пластырь
– в мясном, различные целебные травы и
ягоды – в зелейном ряду, серу горючую
и смолу черную – в москательном ряду.
Существовала еще так называемая ягодная
повинность: к воеводам в разные концы
Руси отправлялись царские указы, которые
предписывали собирать различные травы,
которыми славяться эти земли, для
Государевой аптеки. Так, например, из
Коломны везли корень черной чемерицы,
из Костромы – можжевеловые ягоды, из
Астрахани и Воронежа – солодовый корень
и т. д. За невыполнение ягодной повинности
полагалось тюремное заключение. Еще
одним способом снабжения аптек
лекарственным сырьем был завоз их
иностранцами. Так, еще в 1602 г аптекарь
Джеймс Френч привез с собой из Англии
очень ценный по тем временам запас
лекарств. Эти лекарства были самыми
лучшими по тем временам. Когда завезенные
запасы истощались, сырье закупалось
или выписывалось из других стран – из
Англии, Голландии, Германии и т. д.
Надо
сказать, что обычно лекарства выписывались
из-за границы, но потом все больше
применялись народные средства. Наряду
с растительными средствами применялись
и экзотические, такие, например, как рог
единорога в порошке, сердце оленя,
порошок из молодых зайчат в вине, «камень
безуй» (его находили на берегу моря) и
т. д. Также имел место здоровый образ
жизни: применении пихты, сосны от цинги,
соблюдение чистоты, баня, которая была
панацеей от многих болезней.
Хотя
в Аптекарском приказе и существовала
школа, но жители все-таки предпочитали
народных целителей. Во-первых, население
им больше доверяло, во-вторых, это было
гораздо дешевле, чем лечиться у докторов.
Сложилась
даже в некотором роде иерархия: «дох-тур,
обтекарь и лекарь, потому что дохтур
совет свой дает и приказывает, а сам
тому не искусен, а лекарь прикладывает
и лекарством лечит, а обтекарь у этих
обоих повар».
Билет
№3 Реорганизация гос.службы по управлению
мед.делом в 18 веке
XVIII
в. начинается войной, которая получила
название Северная война. Она длилась с
1700 по 1721 гг.
В
это время в России правил Петр I. Необходимо
напомнить, что Петр вступил на престол
в десятилетнем возрасте, в 1682 г. Фактически
же государством управляла старшая
сестра Петра – Софья. Однако, попытавшись
совершить переворот в 1689 г. с целью
захвата российского престола, Софья
потерпела неудачу. Она была отстранена
от власти и заточена в Новодевичий
монастырь. Государством стал полноценно
управлять Петр I. 16 мая 1703 г. по распоряжению
Петра Великого в устье Невы на одном из
островов начали строительство деревянной
крепости (позднее ее заменили на
каменную), которая получила название
Петропавловской. По сути, это было
началом строительства нового города –
Санкт-Петербурга.
Северная
война закончилась заключением
Ништад-тского мира, после чего Петр I
был провозглашен императором. Россия
стала империей. Петр проводил большое
количество реформ – начиная от реформ
государственного управления и заканчивая
отношениями между церковью и государством.
В 1722 г. был опубликован «Табель о рангах».
Это был один из важнейших документов,
поскольку он определял систему чинов,
а также порядок продвижения на
государственной службе, как военной,
так и гражданской.
Эпоха
Петра I была насыщена различными
преобразованиями и нововведениями. В
этот период Россия значительно усилилась,
укрепилась, место России в международных
делах значительно повысилось. Благодаря
созданию регулярной армии и флота, а
также проведению активной внешней
политики разрешилась одна из важнейших
исторических задач России – она
утвердилась на берегах Балтийского
моря. Практически ни одна внешнеполитическая
проблема в Европе не решалась без участия
России. После смерти Петра I в 1725 г. и
вплоть до 1762 г. в Российской империи
происходили дворцовые перевороты, очень
быстро сменялись императоры.Для начала
необходимо заметить, что к XVIII в. Россия
перешагнула через так называемый период
отсталости, который был вызван
монголо-татарским игом. Крепостное
право, которое сковало значительную
часть населения страны, было преградой
на пути развития страны, экономики
России, науки, промышленности. Однако,
если рассматривать отдельные направления,
Россия находилась на одном уровне с
цивилизованными странами и даже начинала
обгонять их. Только в XVIII в., а именно в
1755 г., в России был открыт первый
университет. Это было сделано во многом
благодаря русскому ученому М. В.
Ломоносову, а также человеку, поддерживающему
его, – И. И. Шувалову М. В. Ломоносов в
1748 г. писал в проекте регламента
университета при Петербургской академии:
«Думаю, что в университете неотменно
должно быть трем факультетам: юридическому,
медицинскому и философскому (богословский
оставляется синодальным училищам)». В
XVIII в. и в первой трети XIX в. такие
исследователи, как С Н Затравкин и А М
Сточик, опубликовали две монографии,
касавшиеся медицинского факультета
Московского университета. Было
общепризнано, что медицинский факультет
был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин
представили документы, в которых
говорилось о том, что факультет начал
функционировать с 13 августа 1758 г. Тогда
в университет пригласили профессора
И. Х. Керштенса из Лейпцигского
университета. Керштенс начал вести
занятия, читать лекции, даже был назначен
«дуайеном» (т. е. деканом) медицинского
факультета. Вот отрывок из документов
Российского государственного архива:
«Императорский Московский университет
во известие: медицинский факультет
снабжен призванным из славного
Лейпцигского университета с большой
медицины и с большой философии доктором
Иоганом Христианом Керштенсом в
профес-соры химии, фармакологии и
минералогии, которому вследствие этого,
в силу университетских учреждений в
медицинской науке поручено и он в ту
порученную должность вступления учинит,
по окончании настоящих каникулярных
дней сего августа тринадцатого дня в
десять часу по полуночи, и будет говорить
речь на латинском языке, в которой
доказывать станет, что химия есть первое
и лучшее средство к совершенствованию
врачебной науки».
С
самого начала факультет давал общее
образование не только будущим врачам,
но впоследствии среди его студентов
начали появляться те, кто посвятил всю
свою жизнь медицине. Со временем, кроме
Керштенса, на медицинском факультете
стали работать профессор Эразмус,
прозектор (проректор) Керестури, а также
отечественные профессора, которые
вернулись из-за границы – П Д Вениаминов,
С Я Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать
на русском языке. Таким образом, в России
начала формироваться база для подготовки
врачей-специалистов. Медицинский
университет давал качественное общее
образование будущим врачам, однако, не
обеспечивал их практической подготовки
Практические навыки будущие врачи
получали в госпитальных школах. Здесь
обучение проходило непосредственно
около постели больных, в госпиталях.
Билет
№4 Реформы Петра 1 по медицинскому делу.
Особенности обучения в Госпитальных
школах.
Госпитали
и госпитальные школы появились в России
в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра
I. Он был великим преобразователем
Российского государства, не оставлял
без внимания также и медицину. Так, в
своих зарубежных поездках, помимо
корабельного дела, он интересовался
медициной. Например, Петр приобрел у
известного анатома Рьюиша за большие
деньги коллекцию «уродов», которая
впоследствии стала основой знаменитой
Кунсткамеры.
Петр
понимал, что здравоохранение в России
находится на очень низкой ступени
развития (высокая детская смертность,
эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он
начал строительство морских и сухопутных
госпиталей, а при них – госпитальных
школ, где обучали лекарей. Организация
строительства была поручена Николаю
Бидлоо.
Так,
первый госпиталь был открыт в Москве
21 ноября 1707 г. Это был сухопутный
госпиталь, также при нем была открыта
госпитальная школа, которая была
рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали
и госпитальные школы при них открывались
в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве,
Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что
госпитальные школы открывались даже в
таких малоизвестных городах, как
Колуваново, Елизаветград. Там они были
рассчитаны 150–160 человек.
В
госпитальных школах был достаточно
высокий уровень преподавания, высокое
качество учебных программ. Такой системы
в медицинском образовании не было ни в
одной стране Европы. В госпиталях
специально оборудовались комнаты для
клинических занятий, преподавания
анатомии, основ акушерства. Преподавание
анатомии обязательно включало в себя
вскрытия.
Деятельность
госпитальных школ подчинялась общим
правилам и указаниям. В 1735 г. был издан
специальный «Генеральный регламент о
госпиталях». В него включались сроки
учебных программ по медицинским
дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому
языку и философии, правила обучения и
т. д. В этом регламенте отчетливо виден
передовой характер госпиталей. Были
разрешены вскрытия умерших.
В
финале обучения в госпитальной школе
учащиеся сдавали экзамен, который
включал в себя теоретические знания,
клинические знания, а также то, что
сегодня называется практическими
навыками.
После
Н. Бидлоо, который руководил обучением
в госпитальных школах, его дело продолжили
М И Шеин, П З Кондоиди(1710–1760 гг.).
По
распоряжению Павла Захаровича Кондоиди
стали вестись прообразы истории болезни
– «скорбные листы», которые заводились
на каждого больного. В гос-питаляхбыли
организованы медицинские библиотеки.
Надо
отметить то, что во главе госпиталя (в
соответствии с инструкциями медицинской
канцелярии – органом управления
здравоохранением страны) стоял врач. В
госпиталях было обязательно
патолого-анатомиче-ское исследование
– вскрытие трупов.
В
1786 г. госпитальные школы реорганизовались
в медико-хирургические училища. Эти
училища открыли путь к образованию
соответствующих медико-хирургических
академий.
Билет
№ 5 Медицинская значимость письма
Ломоносова « О сохранении и размножении
российского народа»
М
В Ломоносов – гениальный ученый, философ,
поэт, географ, естествоиспытатель.
В
1723 г. по указу Петра I была учреждена
Академия наук и всяческих искусств.
Открытие этой академии состоялось в
1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов
(несмотря на большое количество
иностранных медиков) и его ученики,
известные врачи того периода (А. П.
Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович,
Д. С. Самойлович и т. д.).
Ломоносов
обладал поистине огромным талантом.
Ему очень близки и интересны были
проблемы медицины. Он считал, что медицина
– одна из самых полезнейших для человека
наук, она «через познания свойств тела…
достигает причины».
Надо
сказать, что Ломоносов относил медицину
к области физики: «Великая часто физики
и полезнейшая роду человеческому наука
есть медицина.» Дело в том, что физика
в те времена имела широкое значение –
естествознание в общем. Так, М. В.
Ломоносов, вводил медицину в круг
естественных наук.
В
1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе
химии» сделал много ярких высказываний
относительно медицины. Ломоносов
тщательно изучал анатомию, физику,
физиологию, а также другие науки, которые
бы могли стать полезными для медицины.
Ломоносов был уверен, что просто
невозможно «рассуждать о теле человеческом,
не зная ни сложения костей и суставов
для его укрепления, ни союза, ни положения
мышцей для движения, ни распространения
нервов для чувствования, ни расположения
внутренностей для приготовления
питательных соков, ни протяжения жил
для обращения крови, ни прочих органов
его чудного строения».
Ломоносов
считал необходимым изучение химии для
познания медицинской науки; он пишет,
что «медик без довольного познания
химии совершенен быть не может. Ею
познается натуральное смешение крови
и питательных соков, ею открывается
сложение здоровых и вредных пищей. Ею
не только из разных трав, но и из ядра
земного взятых материалов приготовляются
полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов
написал письмо графу И. И. Шувалову «О
размножении и сохранении российского
народа». Это письмо имеет большое
значение, в нем он убедительно и ярко
обрисовал тяжелое положение медицины
в стране, заболеваемость, высокую
смертность, особенно высокую детскую
смертность. Ломоносов призывал вести
борьбу с вредными привычками, повысить
качество подготовки врачей, улучшить
уровень оказания медицинской помощи.
Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову
можно оценить как своего рода программу
возрождения здоровья россиян, однако
она не была опубликована. Нужно отметить,
однако, что прогрессивные врачи того
периода следовали заветам Ломоносова.
Билет
№ 6Формирование научных направлений в
отечественной медицине конца 18 в.
(внутренние болезни и акушерства -для
лечебного, педиатрического,
стоматологического; эпидемиология –
для медико-профилактического факультетов
Билет
№7 Новые черты российской медицины
первой половины 19в. И их характеристика.
Билет
№8 Основные черты российской научной
терапевтической школы и ее основоположники.
ТЕРАПЕвтическая
школа С. П. Боткина положила начало
экспериментальному направлению в
отечественной клинической медицине (в
Военно-медицинской академии). Многообразная
научная и практическая деятельность
С. П. Боткина обогатила российскую
клиническую медицину. Он впервые описал
клиническую картину ряда заболеваний;
выделил инфекционный гепатит (болезнь
Боткина); показал возможность изучения
в эксперименте ренальной гипертонии;
внес много нового в изучение ревматизма,
болезней сердца, сосудов, почек.Впервые
в России С. П. Боткин организовал при
руководимой им клинике несколько
лабораторий: общеклиническую, химическую,
бактериологическую и физиологическую,
которой в течение 10 лет (с 1878 г.) заведовал
И. П. Павлов. Соединив экспериментальную
физиологию с клинической медициной, С.
П. Боткин создал принципиально новое
направление в российской клинической
медицине — экспериментальную терапию
и заложил основы клинической фармакологии.
Развивая это направление, С. П. Боткин
внес существенный вклад в раз-работку
теории нервизма, сформулированную
впоследствии И. П. Павловым. Велика роль
С. П. Боткина в развитии общественной
медицины: в организации борьбы с
инфекционными заболеваниями и высокой
смертностью населения, в строительстве
больниц, становлении школьной гигиены
и т. П. школа Г. А. Захарьина, олицетворяла
искусство клинической практики (в
Московском университете) Г. А. Захарьин
выразил главную задачу клинициста
следующим образом: «Определить, какая
болезнь (исследование и распознавание),
как она пойдет и чем кончится (предсказание),
назначить план лечения и проводить в
исполнение, сообразуясь с течением
болезни (наблюдение)». Г. А. Захарьин
большое значение придавал клиническим
лекциям: «Клиническая лекция должна
быть образцом правильной методики и
индивидуализирующей клиники. И чем
более она отличается от главы учебника,
тем более она имеет право называться
клинической лекцией». Исследования Г.
А. Захарьина охватывали ряд вопросов
клинической медицины. Он описал картину
сифилиса легких (сифилитическую
пневмонию, клинику легочного туберкулеза),
сифилиса сердца, кроме этого, он дал
классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьин
выдвигал теорию о роли эндокринных
нарушений в этиологии хлороза. Одной
из основных заслуг Захарьина является
развитие метода непосредственного
клинического наблюдения и разработка
метода опроса больного.Инициатива
опроса должна оставаться в руках лечащего
врача. Надо сказать, что опрос Захарьина
охватывал не только прошлое (анамнез),
но и настоящее состояние, а также
обстановку, в которой живет больной. По
сути, в опросе у Г. А. Захарьина имеются
два основных принципа: физиологический
(по системам и органам) и топографический.
Метод такого опроса охватывает все
системы и органы: кровообращение,
дыхание, мочеполовую систему,
желудочно-кишечный тракт (который
включает желудок, печень, кишечник,
селезенку), кроветворную систему, обмен
веществ, нервную систему, а также
нервно-эмоциональное состояние (головные
боли, сообразительность, сон, настроение,
память, парестезии, головокружение и
т. д.).Очень большое значение Г. А. Захарьин
придавал лечению. В лечебных советах
Захарьина большое место занимали
указания больному об образе жизни и о
режиме. Вот, что он говорил: «Измени
обстановку, измени деятельность, измени
образ жизни, если хочешь быть здоров».наряду
с покоем Захарьин рекомендовал движение.
Г. А. Захарьин наряду с применением
медикаментов, использовал также
гигиенические и профилактические
мероприятия, а также общие лечебные
приемы – кровопускание, климатолечение
больных туберкулезом легких (кстати
сказать, климатолече-ние рекомендовалось
не только на юге, но и на природе в любой
местности), массаж, минеральные
воды.Вопросы гигиены занимали в
клиническом учении Захарьина существенное
место.
Для студентов МГМСУ по предмету История медициныИстория медицины ответыИстория медицины ответы
2022-03-292022-03-29СтудИзба
Ответы: История медицины ответы
Описание
➤В ДРЕВНЕЙ РУСИ НАЛОГ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ НАЗЫВАЛСЯ:
А) десятина*
Б) урок
В) подушная подать
Г) пожилое
Д) тягло
➤КАКОЙ ИЗ НАЗВАННЫХ ХРАМОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПАМЯТНИКОМ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОДЧЕСТВА ХII В.:
А) церковь Покрова на Нерли *
Б) Архангельский собор Московского Кремля
В) Покровский собор на Рву
Г) церковь Вознесения в с. Коломенское
Д) Успенский собор в Кремле
➤К ЧИСЛУ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ УДЕЛЬНОЙ РУСИ В ХII – ХIII ВВ. ОТНОСИЛОСЬ КНЯЖЕСТВО:
А) Тверское
Б) Владимиро-Суздальское*
В) Киевское
Г) Смоленское
Д) Полоцкое
➤В ДРЕВНЕЙ РУСИ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ, КОТОРЫЕ НЕСЛИ ПОВИННОСТИ В ПОЛЬЗУ КНЯЗЯ, НАЗЫВАЛИСЬ:
А) волхвами
Б) посадниками
В) рекрутами
Г) смердами*
Д) обельными холопами
Бог(и), повелевающий (ие) огнем в славянской мифологии:
А) Ярило
Б) Перун
В) Хорс
Г) Даждьбог
Д) Сварог*
38. Назовите древнейшую русскую рукописную книгу, сохранившуюся до наших дней:
А) Повесть временных лет
Б) Остромирово евангелие*
В) Ипатьевская летопись
Г) Мариинское евангелие
Д) Киевские листки
50. В каких древнерусских городах улицы мостили на много веков раньше, чем в странах Западной Европы:
А) Новгород*
Б) Псков*
В) Полоцк
Г) Львов
Д) Владимир
16. ПЕРВАЯ БИБЛИОТЕКА БЫЛА ОТКРЫТА В:
А) Софийском соборе *
Б) Успенском соборе
В) Андреевском монастыре
Г) Десятинной церкви
Характеристики ответов (шпаргалок)
Список файлов
- istoria_itog_0501.docx 66,05 Kb
- istoria_itogovy.docx 32,05 Kb
Комментарии
Сопутствующие материалы
Свежие статьи
Популярно сейчас
Ответы на популярные вопросы
То есть уже всё готово?
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
А я могу что-то выложить?
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
А если в купленном файле ошибка?
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Отзывы студентов
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
651
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее
Подборка по базе: Смирнова Н.В. Гр.ПСА-21 Управление персоналом зачетное задание.d, 1. Неверно, что Наполеон пытался завоевать … _Индию _Египет _Сир, АНГЛИЙСКИЙ ОТВЕТЫ.docx, 5 класс История Казахстана.docx, Экономическое развитие в XIX- начала XX в. Всеобщая история 9 кл, Богданова зачет 1.docx, Управление ИТ-проектами — Ответы Синергия..docx, Доклад по истории Культура Руси 9-12 века.docx, Рабочая программа История самарского края 7-8 класс.docx, Математика тест 1 — ответы.pdf
ОТВЕТЫ НА ЗАЧЕТ ПО ИСТОРИ МЕДИЦИНЫ
Тест к занятию 1.1.1
Вопрос 1
Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм и социализм; влияние научно-технической революции, научность, техногенность, интернациональность и международное сотрудничество; различные формы организации; сохраняются народная и традиционная медицина:
Ответ: Новейшее Время
Вопрос 2
К какой группе исторических источников можно отнести папирусы, глиняные таблички с клинописью, религиозные книги, государственные законы и т.п.:
Ответ: Письменные источники
Вопрос 3
История медицины как наука и учебная дисциплина – это:
Ответ: Это теоретическая медицинская наука
Наука о зарождении, становлении, развитии и современном состоянии медицины
Наука о развитии медицины в историческом прошлом
Составная часть общеисторической науки
Вопрос 4
Назовите разделы истории медицины:
Ответ: Частная история медицины
Общая история медицины
Вопрос 5
Что изучает общая история медицины:
Ответ: Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения
Закономерности и отличительные черты развития медицины
Влияние знаменитых учёных на эволюцию медицинских знаний
Вопрос 6
Что изучает частная история медицины:
Ответ: Деятельность выдающихся учёных в каждой области медицины
Возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин
Вопрос 7
На чём основана периодизация всемирной истории медицины:
Ответ: На современной периодизации всемирной истории
В основу положена смена социально-экономических формаций
Вопрос 8
Сколько периодов включает всемирная история медицины и фармации:
Ответ: 5
Вопрос 9
Какой эпохе соответствуют характеристики: первобытнообщинный строй; эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание:
Ответ: Первобытное общество
Вопрос 10
Какой эпохе соответствуют характеристики: рабовладение; влияние мифологии и религии; жреческая медицина; формирование традиционной, профессиональной и государственной медицины; народная медицина:
Ответ: Древний Мир
Вопрос 11
Какой эпохе соответствуют характеристики: феодализм; влияние христианства и ислама; народная медицина; профессиональная, монастырская медицина; зарождение научной медицины и фармации:
Ответ: Средневековье
Вопрос 12
Средства и приемы лечения, которые являются результатом многовекового опыта народа; они передавались устно из поколения в поколение – это:
Ответ: Народная медицина
Вопрос 13
Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм; влияние материализма и естествознания, медицина научная, профессиональная, государственная; сохраняются народная и традиционная медицина:
Ответ: Новое Время
Вопрос 14
Совокупность средств и приемов врачевания, основу которых составляет стройная религиозно-философская концепция – это:
Ответ: Традиционная медицина
Вопрос 15
Назовите основные черты традиционной медицины:???
Ответ: Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция
Стабильность и постоянство на протяжении столетий
Основу составляет научный эксперимент
Наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине
Вопрос 16
Назовите основные черты научной медицины:
Ответ: Принадлежит всей человеческой цивилизации
Создание научно — (экспериментально) обоснованных концепций
Основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории
Вопрос 17
Какие существуют группы источников изучения истории медицины:
Ответ: Этнографические источники
Письменные источники
Материальные источники
Фото -, видео -, аудио – документы
Вопрос 18
Назовите примеры этнографических источников изучения истории медицины:
Ответ: Обычаи
Обряды
Суеверия
Вопрос 19
Назовите примеры фольклорных источников изучения истории медицины:
Ответ: Пословицы
Легенды
Поговорки
Вопрос 20
К какой группе исторических источников можно отнести монеты, медали, значки, амулеты, талисманы, иконы и т.п.:
Ответ: Материальные источники
Тест к занятию 1.1.2
Вопрос 1
Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения:
Ответ: Обряды, заговоры, заклинания и другие
Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
Вопрос 2
Что составляет основу мифологии и религии в Древнем Египте?
Ответ: Культ животных: Уаджит, Исида, Тот, Сохмет, Анубис
Заупокойный культ, вера в загробную жизнь
Вопрос 3
Какой эпохе соответствуют характеристики: эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?
Ответ: Первобытное общество
Вопрос 4
В какой цивилизации была создана Аюрведа?
Ответ: Индия
Вопрос 5
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
Ответ: Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
Изгнание духов болезни посредством наркотических средств, горечей и др
Вопрос 6
Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
Ответ: Болезнь — это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
Болезнь — это результат вселения в тело духа умершего предка
Вопрос 7
Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и Древнего Мира?
Ответ: Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
Вопрос 8
Пирамиды, саркофаги, мумии, папирусы. Бог-врач Имхотеп. Заупокойный культ → бальзамирование → развитие описательной анатомии. Развитие химии, фармакологии, косметологии. Какая это цивилизация?
Ответ: Древний Египет
Вопрос 9
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
Ответ: Использование амулетов, талисманов
Вопрос 10
Назовите источники изучения истории медицины древнего Египта
Ответ: Папирусы
Пирамиды, мумии, гробницы, саркофаги
Описания историков и писателей древности
Вопрос 11
Что изучает палеопатология:
Ответ: Патологические изменения останков скелета первобытного человека.
Вопрос 12
Назовите медико-философские представления, которые составляют основу традиционной китайской медицины
Ответ: Причина болезни – долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, страх)
Выделяют 2 группы синдромов: избытка – ян-синдром; недостатка – инь-синдром
Существует 2 противоположных начала: инь и ян, их взаимодействие порождает 5 стихи Нарушение их равновесия приводит к заболеванию
Вопрос 13
Какой эпохе соответствуют характеристики: эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?
Ответ: Первобытное общество
Вопрос 14
Какие лекарственные средства заимствованы научной медициной из традиционной китайской медицины
Ответ: Лимонник китайский
Женьшень
Вопрос 15
Традиционная медицина. Инь-ян, 5 стихи Чжэнь-цзю терапия (акупунктура). Пульсовая диагностика. Какая это цивилизация?
Ответ: Древний Китай
Вопрос 16
Назовите один из наиболее древних правовых документов, который регламентировал деятельность врачевателей в древнем Вавилоне
Ответ: Законы Хаммурапи
Вопрос 17
Клинопись. Законы Хаммурапи. Боги и демоны: Гула, Нингишзида, Ниназу, и др. Какая это цивилизация?
Ответ: Древний Вавилон
Вопрос 18
Какую древнюю цивилизацию считают родиной косметики?
Ответ: Древний Египет
Вопрос 19
В чем древние египтяне видели главную причину болезней, и каким образом они пытались их предупредить?
Ответ: Очищали желудок клизмами, слабительными и рвотными средствами
Были убеждены, что все болезни происходят от пищи
Вопрос 20
Почему древние греки называли Имхотепа «египетский Асклепий»?
Ответ: Имхотеп был искусным врачом, архитектором пирамид, астрономом, талантливым литератором и поэтом
Имхотеп был реальным человеком, простолюдином, ставшим благодаря своему таланту верховным жрецом и известным врачом, а затем был обожествлен
Слава Имхотепа как врачевателя была столь же значимой, как слава Асклепия
Тест к занятию 1.1.3
Вопрос 1
Илиада» и «Одиссея» Гомера и др. Культ Асклепия: Гигиея, Панакея; асклепиады; асклейпионы. Врач↔Философ. Демокрит. Аристотель. Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др. Какая это цивилизация:
Ответ: Древняя Греция
Вопрос 2
Как изображался бог – врачеватель Древней Греции Асклепий?
Ответ: в виде старца с посохом в руке, обвитым змеями
Вопрос 3
Название лечебниц при храмах в Древней Греции:
Ответ: Асклепионы
Вопрос 4
В качестве благодарности за успешное лечение пациенты приносили в храмы: ???
Ответ: изображения вылеченных органов из гипса
Вопрос 5
Какие из ниже перечисленных врачебных школ относятся к Греческим:
Ответ: Кротонская
Косская
Книдская
Вопрос 6
Бог – врачеватель в Древней Греции:
Ответ: Асклепий
Вопрос 7
Акведук – это:
Ответ: сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом
Вопрос 8
Термы – это:
Ответ: бани, распространенные в Древнем Риме
Вопрос 9
Первыми врачами в Древнем Риме были:
Ответ: рабы
Вопрос 10
Для Асклепиада первая главная заповедь в лечении:
Ответ: безболезненное и индивидуальное лечение
Вопрос 11
Для какой цивилизации наиболее характерно, что все великие врачи были философами, а многие философы хорошо знали медицину:
Ответ: Древняя Греция
Вопрос 12
Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются:
Ответ: закон Двенадцати таблиц
Вопрос 13
Составителями сборника «Corpus Hippocraticum» являются:
Ответ: Гиппократ
Вопрос 14
Под каким именем был известен древнегреческий бог врачевания Асклепий у древних римлян:
Ответ: Эскулап
Вопрос 15
Назовите бога-целителя, с культом которого связано храмовое врачевание в древней Греции:
Ответ: Асклепий
Вопрос 16
Что такое асклейпионы:
Ответ: Храмы в честь Асклепия
Вопрос 17
Назовите наиболее известных детей древнегреческого бога медицины Асклепия:
Ответ: Панакея
Махаон
Гигиея
Подалирий
Вопрос 18
Назовите термины, которые произошли от имен Панакея и Гигиея:
Ответ: Гигиена – наука о профилактике заболеваний
Панацея – универсальное средство от всех болезней
Вопрос 19
Лечением больных в Древней Греции занимались:
Ответ: жрецы
Вопрос 20
Место рождения Гиппократа:
Ответ: остров Кос
Тест к занятию 1.1.4
Вопрос 1
Что было характерно для медицины и фармации в Византии:
Ответ: Приюты для больных путников при христианских монастырях
Деятельность врачей – энциклопедистов
Развитие больничного дела
Вопрос 2
Определите вклад учёных Арабского Халифата в развитие офтальмологии:
Ответ: Объяснили преломление лучей в средах глаза
Были даны названия частям глаза: роговица, хрусталик и др.
Были подготовлены первые очки
Вопрос 3
Медицина в Византийской империи считалась дисциплиной:
Ответ: теоретической
Вопрос 4
Назовите наиболее известных энциклопедистов-медиков Византийской империи:
Ответ: Орибасий
Аэций
Вопрос 5
Назовите основные достижения алхимиков Арабского Халифата:
Ответ: азотная и соляная кислоты
водяная баня
перегонный куб
хлорная известь и спирт
Вопрос 6
Назовите основные черты развития медицины в эпоху раннего и развитого средневековья:
Ответ: создание библиотек и систематизация научного знания
развитие больничного дела
становление и развитие алхимии, фармации и фармакопей
распространение медицинской помощи на все слои населения
Вопрос 7
В каком веке появились медицинские школы в Арабском Халифате?
Ответ: XIII в.
Вопрос 8
Назовите формы врачевания в Древней Руси:
Ответ: народное врачевание — языческое кудесничество и знахарство
светская (или мирская) медицина
монастырская медицина
Вопрос 9
Где даются первые сведения о врачевании и врачебной этике на Руси?
Ответ: «Киево-Печерский патерик»
Вопрос 10
В каком году в Багдаде появилась аптека?
Ответ: 754 г.
Вопрос 11
Что способствовало расцвету медицины в Арабском Халифате в период средневековья?
Ответ: профессия врача считалась благословенной Аллахом
развитие преемственности между государствами
открытие библиотек
Вопрос 12
Какая религия оказала основополагающее влияние на развитие медицины и фармации в Арабском Халифате:
Ответ: ислам
Вопрос 13
Назовите основные достижения фармации в Арабском Халифате:
Ответ: готовили спиртовые вытяжки из лекарственных растений
для улучшения вкуса лекарств использовали тростниковый сахар
открыта первая в мире аптека
Вопрос 14
Около 805 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде:
Ответ: первую больницу
Вопрос 15
Какие больницы существовали в Арабском Халифате:
Ответ: Военные лечебные учреждения, передвигались вместе с армией
Крупные больницы для населения, которые учреждались и финансировались халифами, мусульманскими деятелями
Небольшие лечебницы, учреждались врачами и религиозными деятелями
Вопрос 16
Назовите основное достижение средневекового арабского врача Ибн ан-Нафиса:
Ответ: Описал малый круг кровообращения
Вопрос 17
Какая медицинская специальность получила наибольшее развитие в Арабском Халифате?
Ответ: офтальмология
Вопрос 18
Кто является автором знаменитого труда «Канон медицины»:
Ответ: Ибн Сина
Вопрос 19
Назовите латинизированное имя известного средневекового врача Ибн Сины:
Ответ: Авиценна
Вопрос 20
В каком городе появилась первая в мире аптека:
Ответ: Багдад
Тест к занятию 1.1.5
Вопрос 1
В чём заключалось положительное влияние католической церкви на развитие медицины в Западной Европе в период Средневековья:
Ответ: Открытие шпиталей, аптек, приютов, богаделен
Переписывание монахами книг
Открытие медицинских факультетов при университетах
1.Определение, относящееся к медицине:
а) Система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, и предупреждение болезней.+
б) Система исследования поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
в) Система научных знаний, изучающая численность, состав населения, его структуру, движение населения.
г) Система научных знаний о формировании индивидуального здоровья.
2. Данные археологии, служащие источниками для изучения истории медицины:
а) Орудия труда;+
б) Предметы быта;+
в) Лекарственные средства;+
г) Произведения искусства;+
д) Останки человека;+
е) Эмблемы первого Всесоюзного съезда историков медицины;
ж) Письменные памятники;+
з) Предметы медицинской техники;
и) Папирусы.+
3. Значение истории медицины в подготовке врача:
а) Содействует углублению специальных медицинских знаний;+
б) Содействует воспитанию исторического мышления врача;+
в) Расширяет общий медицинский кругозор;+
г) Содействует накоплению знаний о культуре патриотизма;
д) Содействует воспитанию чувства патриотизма;+
е) Повышает общий культурный уровень.+
4.Что входит в предмет истории медицины как особой науки?
а) Показатели общественного здоровья;
б) Выявление характерных закономерностей исторического развития медицины;+
в) Выявление основных проблем медицины в ее развитии;+
г) Изложение общих вопросов исторического развития медицины.+
5.Основными периодами для изучения истории общей медицины является:
а) Первобытное общество;+
б) История медицины Восточной Сибири;
в) Средние века;+
г) Новое время;
д) Новейшее время;+
е) Древний мир.+
6.Основными источниками изучения истории общей медицины является:
а) Литература по другим отраслям знаний;
б) Материальные;+
в) Письменные источники;+
г) Этнографические;+
д) Лингвистические;+
е) Фотокинодокументы;+
ж) Фонодокументы;+
З Фольклорный.+
7.Что лежит в основе периодизации истории медицины?
а) Этапы развития человечества;+
б) Достижения в области естествознания.
8.Назовите основные задачи преподавания общего курса истории медицины.
а) Усвоение основных фактических данных из прошлого медицинской науки и практики;+
б) Изучение представлений о причинах заболеваний сердца;
в) Изучение навыков и приемов предупреждения болезней костно-мышечной системы;
г) Воспитание исторического мышления и понимания процесса развития медицины;+
д) Изучение основных закономерностей развития мировой медицины;+
9.Тремя великими открытиями XIX века, которые оказали влияние и на развитие медицины, являются:
а) Открытие Рентгеном X-лучей;+
б) Открытие естественной радиоактивности;
в) Эволюционная теория Ч. Дарвина;
г) Клеточное строение растительных и животных организмов;+
д) Открытие закона сохранения и превращения энергии.+
10.Виды медицинской деятельности, которые существовали в первобытном обществе:
а) Пересадка органов и тканей;
б) Уход за детьми, особенно новорожденными;+
в) Лечение детских болезней и их предупреждение;+
г) Лечение ран, переломов, вывихов;+
д) Основы гигиены пищи и жилища;+
е) Помощь при родах.+
11. Какие методы терапии применяли в Китае в период эпохи рабовладения?
а) Большое внимание уделялось общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному лечению, гимнастике;+
б) Перкуссия;
в) Рентгеноскопия;
г) Применение лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения;+
д) Иглоукалывание и прижигание;+
е) Операции в грудной и брюшной полости;+
ж) Применение ртути для лечения сифилиса;+
з) Серы для лечения чесотки.+
12. Сведения о медицине Древней Индии, которые содержит письменный памятник Аюрведа:
а) Описание признаков более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочеполовых органов, суставов и др. частей тела;+
б)Описание 760 лекарственных растений, средств животного происхождения и минеральных веществ;+
в) Трактат о пульсе;
г) Способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, кипящими жидкостями;+
д) Лечение иглоукалыванием;+
6. Описание более 120 хирургических инструментов.+
13.Папирум Египетских народов, который трактует о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии:
а) Папирус Э. Смита.
б) Папирус Бругша (1450-1350гг. до н.э.).+
14.Родоначальник гуморальной теории медицины:
а) Б. Раммацини.
б) Гиппократ.+
в) М. Я. Мудров.
г) Д.К. Заболотный.
д) А. Паре.
15. Первый памятник законодательства по медицине:
а) Свод законов царя Хаммурапи.+
б) «Канон врачебной науки» Авиценны.
16.Кем в IV-V вв. до н.э. впервые предложена «Клятва врача»?
а) Аль Рази;
б) Гиппократом.+
17.Кем введен принцип «лечить безопасно, быстро и приятно»?
а) В. Гарвей;
б) Асклепиад.+
18.Кем впервые введен острый эксперимент в физиологии, и начато изучение физиологии различных систем организма:
а) В. Гарвей;
б) Д. Самойлович;
в) Гален.+
19.Основными трудами Галена в области медицины являются:
а) в области анатомии;+
б) в области физиологии;+
в) о психической деятельности человека;
г) в области фармакологии;+
д) в области терапии;+
е) в области гигиены;+
ж) по акушерству;+
з) внес регламентацию в приготовление лекарств из растений;+
и) в области патологии.+
20.Кем и в каком году был предложен метод посредственной аускультации для выслушивания грудной клетки?
а) Г И.Ф. Бушем;
б) 1845г.,
в) 1819г.,+
г) Лаэнеком;+
д)И.В. Буяльским;
е) 1851г.
21. Кем и в каком году метод перкуссии был внедрен в практику работы врача?
а) Г.А. Захарьину;
б) 1868г.,
в) С.П. Боткину;
г) 1870г.,
д) Ж.Н. Корвизару;+
е) 1808г.+
22.Основными теориями медицины во II половине XIX века является:
а) Происхождение видов путем естественного отбора;
б) целлюлярной патологии;+
в) неврогенная;+
г) гуморальная.+
23.Основные положения теории клеточной патологии:
а) Нарушение состава жидкостей организма.
б) Жизнь организма есть сумма жизней отдельных клеток, которые соединены в нем.+
в) Нарушение нервной регуляции функций организма является причиной болезни.
24.Выдающиеся физиологи I половины XIX века:
а) Ф. Мажанди;+
б) Ч. Белл;+
в) Т. Шванн;
г) Р. Вирхов;
д) Л. Пастер:
е) И. Мюллер+;
ж) К. Бернар:+
з) Г. Гельмгольц.+
25.Год и автор высказывания:
«Клеточная патология, в основе которой лежит физиологическая самостоятельность клеточки … как принцип ложна. Учение — это не более как крайняя ступень анатомического направления в физиологии».
а) 1860г.;+
б) И. П. Павлов;
в) И.М. Сеченов;+
г) 1924г.
26.Первые микробы, которых открыли в гное фурункула и в выделениях при родильной горячке:
а) вирус бешенства;
б) вирус полиомиелита;
в) стафилококк;+
г) стрептококк.+
27.Кем предложена прививка против сибирской язвы и бешенства?
а) Л. Пастер;+
б) Р. Вирхов;
в) К. Рокитанский.
28.Среды, применяемые Р. Кохом для получения чистых культур микробов:
а) жидкие среды;
б) агар-агар;+
в) желатин.+
29.Дата и автор открытия фильтрующегося вируса?
а) Г. Гельмгольц;
б) 1868г.;
в) 1892г.;+
г) Ивановский;+
д) И.М. Сеченов;
е) 1872г.
30.Д. Листером предложено средство, убивающее микробов:
а) Карболовую кислоту.+
б) Марганцовокислый калий.
в) Хлоридную известь.
31. Что в основе периодизации истории медицины?
а) достижения в области естествознания
б) открытия в области медицины
в) смена правящих династий
г) знаменательные исторические даты
д) социально-экономические формации+
32.Продолжительность первобытной эры:
а) 99% +
б) 90%
в) 85%
г) 80%
д) 75%
33.Форма первобытной религии была вера в то, что человек может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Ее название…
а) волшебство
б) Магия
в) Колдовство
г) тотемизм
д) язычество
34.Название формы религии, где суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание умилостивить ее. Человек стал покланяться земле, воде, огню, населяя природу своеобразными «духами».
а) мистицизм
б) Язычество
в) Тотемизм
г) анимизм +
д) христианство
35.Название класса людей, которые посвятили себя врачеванию:
а) зомби
б) Колдун
в) Шаман+
г) Берегиня
д) факир
36. Название веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов:
а) фетишизм +
б) Тотеизм
в) Религия
г) астрология
д) анимизм
37. Какая «операция» проводилась в первобытном обществе с целью изгнать злого духа?
а) кастрация
б) трепанация черепа+
в) ампутация конечности
г) удаление зуба
д) кесарево сечение
38. Какие вещества являлись первыми лекарствами в первобытном обществе?
а) животного происхождения+
б) минерального происхождения+
в) комбинированные
г) Синтетические
д) растительного происхождения+
39. Средней продолжительностью жизни первобытных людей является:
а) 40-45 лет
б) 30-40 лет +
в) 15-20 лет
г) 50-60 лет
40. На какие части подразделяют историю медицины:
а) Общую+
б) Всемирную
в) Частную+
г) личную
д) общественную
41. Что возможно определить по костным останкам древних людей?
а) опухоли костей+
б) Рахит
в) Травмы+
г) инфаркт миокарда
д) гепатит
42. Методами борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом ее представлении являются:
а) слабительные средства
б) Амулеты+
в) Заговоры+
г) тотемы
д) трепанации черепа+
43. Что применялось, как мед. Инструменты в период первобытно-общинного строя?
а) заточенный камень+
б) острая рыбья чешуя+
в) острые копья
г) Пинцет
д) ланцет
44. Первобытный человек считал, что болезнь возникала в результате:
а) смены времен года
б) изменения климатических условий
в) воздействия небесных сил
г) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека+
д) естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)+
45. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:
а) тотемизм +
б) Анимизм
в) Фетишизм
г) шаманизм
46. Выберите особенности медицины рабовладельческого строя:
а) применение наркоза
б) открытие лекарственных средств
в) классовый характер медицины +
г) общедоступная медицина
47. При каком процессе в Др. Египте получали анатомические знания?
а) Бальзамировании+
б) вскрытии трупов
в) изучении медицинских книг
г) вскрытии животных
48. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:
а) ритуальные танцы
б) лечение от противного+
в) Заговоры
г) хирургия
49. Где в Индии обучались медицине?
а) в храмах
б) в специальных школах типа университета+
в) в медицинских школах
г) на дому у целителей
д) нигде, была только народная медицина
50. Страна Древнего мира, в которой лечили ртутью:
а) Египет
б) Вавилон
в) Индия+
г) Китай
51. Метод лечения, применяемый в Древнем Китае при натуральной оспе:
а) вакцинация
б) Вариоляция+
в) оперативное вмешательство
г) кровопускание
52. Какое учение стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае?
а) о дыхании
б) о пневме
в) о пульсе+
г) «инь-ян»
53. Как назывались люди, которые проводили мумификацию в древнем Египте?
а) переодевты
б) Терапевты
в) Тарихевты+
г) прозекторы
54. Что делали египетские врачи, которые были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи?
а) ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительное+
б) применяли лечебное голодание
в) делали кровопускания
г) пили минеральные воды
55. Что из себя представляет древнеегипетский папирус Э. Смита?
а) трактат по анатомии
б) трактат по акушерству
в) трактат по хирургии+
4 трактат по внутренним болезням
56. Настоящий врач в Др. Китае — не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто:
а) дает советы
б) назначает физические упражнения
в) владеет операционной техникой
г) предупреждает болезнь+
57. Что делал врачеватель-ашипу, определив болезнь и ее причину, до того как начать лечение?
а) составлял гороскоп
б) делал прогноз+
в) проводил культовый обряд
г) проводил омовение
58. Какое название имело самое раннее государство Древнего Мира, где сложились два направления врачевания — асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):
а) Египет
б) Китай
в) Вавилон+
г) Индия
59. Где римляне заимствовали идею создания акведуков?
а) в Китае
б) в Египте
в) в Индии
г) в Ассирии+
60. Оканчивая обучение, что должен был произносить будущий индийский врачеватель?
а) клятву
б) Обет
в) Молитву
г) Проповедь+
д) ничего не делал