- ЕГЭ по истории
Подборка вариантов ЕГЭ 2022 по истории для 11 класса из различных источников с ответами.
Составлены в соответствии с демоверсией 2022 года.
Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по истории
ЕГЭ 100 баллов (с ответами) | |
Тренировочный вариант 4 | скачать |
Тренировочный вариант 6 | скачать |
Тренировочный вариант 7 | скачать |
Тренировочный вариант 8 | скачать |
Тренировочный вариант 9 | скачать |
Тренировочный вариант 11 | скачать |
Тренировочный вариант 12 | скачать |
Тренировочный вариант 13 | скачать |
Тренировочный вариант 14 | скачать |
СтатГрад (ответы + критерии оценивания) | |
Вариант 1-2 | ответы |
Вариант 3-4 | ответы |
→ Купить ЕГЭ 2022 История. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ |
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление достижения требований ФГОС выпускниками средних общеобразовательных организаций.
Задания КИМ включают в себя значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников.
Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку следующих умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (письменный источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также на привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создаёт возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени нацеленных на продолжение образования по данному профилю.
Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их исторической подготовки.
Связанные страницы:
ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории
История — безумно интересный предмет, но вместе с тем несущий в себе огромный объем информации, который должен знать наизусть каждый выпускник. Мы предлагаем вам материалы, призванные помочь упорядочить в памяти весь этот поток информации — теорию и конспекты по истории к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, этот раздел в первую очередь адресован тем, кто хочет подготовиться к экзамену по истории и кому нужен высокий результат экзамена. В разделе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории кратко изложена теория о ключевых событиях всеобщей истории и истории России, даны хронологические и синхронистические таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Также даны задания в формате ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и ответы для проверки усвоенных знаний. Вся теория на ГДЗответ ру взята из учебников федерального перечня. Это очень важно, поскольку авторы вопросов к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ используют именно их. Дополнительно для изучения теории мы можем посоветовать учебное пособие под редакцией Г.Г. Орлова «История России» и учебник под редакцией Л.А. Кацвы «История России с древнейших времен до XX века». Отлично подойдет сборник под редакцией Г.Г. Орлова «История России в схемах». Документальные и художественные исторические фильмы – это возможность совместить приятное с полезным. Мы рекомендуем, например, документальные и художественные исторические сериалы от Star Media: «История государства Российского» (по произведениям Н. М. Карамзина), «Романовы», «Великая Война».
Сборники тренировочных тестов по истории для ЕГЭ в 2023 году и для ЕГЭ прошлых лет. Все тренировочные пробники содержат ответы и решения ко 2-й части кима. Обсудить решение и задания каждого варианта вы можете в комментариях под ними — СМОТРЕТЬ ТЕСТЫ.
Для подготовки рекомендуем использовать наш раздел с теорией именно для ЕГЭ по истории + полный комплект карт + словарь исторических терминов.
Что произойдет с ЕГЭ по истории в 2023 году?
- Всё про ЕГЭ 2023
- Демоверсия 2023 + изменения 2023
Ниже расположены тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по истории с ответами и решениями (разборами)
Рубрика «История варианты»
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №3 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №3 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2023. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №2 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №2 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №2 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2023. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №1 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №1 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по истории №1 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2023. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2023 по истории с ответами
Читать далее
Демоверсия ЕГЭ 2023 по истории с ответами
Демоверсия ЕГЭ 2023 по истории с ответами. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 г. История, 11 класс. Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ. скачать Кодификатор — скачать Спецификация — скачать Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2022 по истории с ответами
Читать далее
Открытый вариант КИМ ЕГЭ по истории 2022
Открытый вариант КИМ ЕГЭ по истории 2022. Открытые варианты КИМ ЕГЭ 2022 ФИПИ. Реальный вариант с досрочного ЕГЭ 2022 по истории. Опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года скачать
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №9 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №9 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2022. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Битва народов при Лейпциге. 2) Выступление Декабристов 3) …
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №8 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №8 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2022. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ А) Образование Речи Посполитой Б) Введение на Руси …
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №7 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №7 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2022. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №6 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №6 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №6 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2022. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №4 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №4 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по истории №4 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2022. ЕГЭ история. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/history_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта 1.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ А) Деулинское перемирие Б) Тильзитский мир В) Берлинский конгресс …
Читать далее
Вариант 1
Cl. Укажите название периода, о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — речь идёт о периоде «оттепели» — год, когда происходил названный пленум ЦК, — 1964 г. — фамилия руководителя СССР — Н. С. Хрущёв |
|
Приведены название периода, год, когда состоялся пленум, и фамилия руководителя СССР |
2 |
Приведены 1—2 любых элемента ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему? Почему пленум принял его?
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы I |
Может быть указано, что: — Пленум ЦК решил вопрос о смещении Н. С. Хрущёва со всех руководящих постов — решение пленума готовили соратники Н. С. Хрущёва под руководством Л. И. Брежнева — консервативно ориентированная часть высшего руководства партии и государства была настроена против Н. С. Хрущёва и проводимых им преобразований, затрагивающих её интересы |
I! |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Назван основной вопрос, решённый на пленуме, руководители его подготовки, причина принятия решения пленума |
2 |
Приведены 1—2 любых элемента ответа |
1 |
Все’ элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
СЗ. Как автор относится к решению пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
1. Может быть указано, что: — автор относится к решению пленума как к недемократическому, но неизбежному решению |
|
2. Автор приводит следующие причины, объясняющие его отношение к смещению Н. С. Хрущёва с руководящих постов: — в партии и государстве не существовало механизмов критики или смены руководства — слабое развитие демократии в период «оттепели» — сказывались традиции существовавшего ранее авторитарного стиля руководства страной — «половинчатый демократизм» Хрущёва сослужил ему плохую службу |
|
Названы отношение автора к решению пленума, 2 причины, объясняющие отношение автора к этому решению |
2 |
Названо отношение автора к решению и 1 причина |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Назовите не менее трёх фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. Могут быть названы факты, свидетельствующие о создании единого Российского государства: — формирование единой территории Российского государства — создание общерусской системы государственного управления — складывание единого общерусского законодательства — концентрация власти в руках великого князя Московского — обретение независимости Руси от Орды |
|
2. Могут быть приведены положения Судебника 1497 г.: — установление единого порядка ведения следствия и суда — установление единых норм уголовной ответственности — введение единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому — правило * Юрьева дня» с обязательной выплатой «пожилого» |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 3 положения, свидетельствующие о создании единого Российского государства, и 2 положения Судебника |
4 |
Названы 3 положения и 1 положение Судебника ИЛИ 2 положения и 2 положения Судебника |
3 |
Названы 3 положения, положения Судебника не названы ИЛИ Названо 1 положение и 2 положения Судебника ИЛИ Названы 2 положения и 1 положение Судебника |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на крестьянскую (поземельную) общину в XIX в.:
1. Сохранение в России крестьянской (поземельной) общины соответствовало насущным потребностям страны (славянофилы).
2. Сохранение в России крестьянской (поземельной) общины препятствовало развитию капитализма в России (социал-демократы).
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее
трёх фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например: При выборе первой точки зрения: Порядки в общине обеспечивали: — сбор податей (круговая порука, взаимопомощь крестьян-общинников) — рекрутские наборы (до 1874 г.) — замедленную пауперизацию (разорение крестьян-общинников) — решение внутри общины конфликтов между крестьянами препятствовало их перерастанию в открытые выступления — замкнутость жизни в общине способствовала сохранению религиозности крестьян — порядки в общине не изменялись в течение значительного времени При выборе второй точки зрения’. — затруднения при покупке общинной земли разбогатевшими крестьянами не способствовали созданию крупных крестьянских хозяйств — существование круговой поруки при выплате податей (налогов) не способствовало формированию рынка наёмной рабочей силы — затруднения, связанные с выходом крестьян из общины с наделами земли, сковывали предпринимательскую активность крестьян |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В феврале — марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В. И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.
Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трёх последствий.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
— . Могут быть названы следующие причины, по которым В. И. Ленин настаивал на заключении мира: — полный развал армии, которая не была способна воевать дальше — усталость населения от войны — Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдет социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены — большевики должны были выполнить свое обещание о заключении мира, данное в 1917 г. —по мнению некоторых историков, большевики были связаны с германским правительством, от которого получали определенную поддержку |
|
2. Могут быть приведены следующие последствия заключения мира: — Россия потеряла большие территории (Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии и Украины) — тяжёлые условия мира осложнили экономическую обстановку в стране — левые эсеры в июле 1918 г. выступили против большевиков — против большевиков выступили патриотические силы России — Брестский мир стал одной из причин Гражданской войны |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 аргумента, которые использовал или мог использовать в защиту своей позиции В. И. Ленин, и 3 последствия заключения Брестского мира |
4 |
Названы 2 аргумента и 2 последствия ИЛИ Назван 1 аргумент и 3 последствия |
3 ■ |
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 аргумента и 1 последствие ИЛИ Назван 1 аргумент и 2 последствия ИЛИ Аргументы не названы, но приведены 3 последствия |
2 |
Названы 2 аргумента, последствия не названы ИЛИ названы 1 аргумент и 1 последствие ИЛИ аргументы не названы, приведены 2 последствия |
1 |
Назван 1 элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • |
|
• |
|
Различия |
|
… |
… |
• |
• |
•………………………………. *…. « |
•…………………………………………………… |
• |
— |
— |
• |
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно — в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
|
С7.1. В качестве общего могут быть названы: — общественно-политическая система, советская власть — административно-командная система управления — государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки — частично) — влияние партийно-государственных указаний на развитие экономики, проведение рефор. м «сверху» |
||
Приведены 2 общие характеристики |
2 |
|
Приведена 1 общая характеристика |
1 |
|
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
С7.2. Различия: |
||
Реформы под руководством Н. С. Хрущёва |
Реформы под руководством М. С. Горбачёва |
|
— реформирование системы управления промышленностью |
— попытка проведения курса на ускорение социаль — но-экономическогоразвития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора» (начальный этап перестройки) |
|
— упразднение ряда отраслевых министерств |
— |
|
— создание территориальных органов управления — советов народного хозяйства |
||
— создание республиканских CHX |
— |
|
— создание Высшего совета народного хозяйства |
— |
|
— |
— расширение самостоятельности предприятий, введение хозрасчёта |
|
— |
— развитие кооперативного движения, появление частного сектора |
|
— |
— отказ от монополии внешней торговли |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
|
— на основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике — перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности |
||
Названы 3 различия |
2 |
|
Названы 1—2 различия |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
Вариант 2
Cl. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — автор письма — Николай II — выбор осуществлялся в 1905 г. |
|
Названы автор письма и год |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был пойти автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трёх реформ и действий.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть названы следующие реформы («уступки») и действия по успокоению «крамолы»: — учреждение законодательной Государственной думы — предоставление населению основных гражданских прав и свобод |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
— сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим — смягчение цензуры — отмена выкупных платежей — разрешение создавать политические партии — борьба с революционным террором — укрепление исполнительной власти через создание Совета министров |
|
Названы 3 любые реформы |
2 |
Названы 2 реформы |
1 |
Названа 1 реформа, или все реформы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
СЗ. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трёх основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие причины: —военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями —диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение —власть утратила поддержку у большей части социальных сил, у большинства населения- —в 1905 г. Николай II не нашёл человека на роль военного диктатора —власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после поражений в войне с Японией —кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран |
|
Названы 3 любые причины |
2 |
Названы 2 причины |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Приведите названия не менее трёх теорий идеологов революционного народничества (1870-е — начало 1880-х гг.).
Укажите не менее двух положений, относящихся к названным теориям.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. Могут быть указаны следующие названия теории идеологов революционного народничества (1870-е — начало 1880-х гг.) — анархистская — пропагандистская — заговорщическая |
|
2. Могут быть приведены следующие положения, относящиеся к названным теориям: Анархистская теория — необходимость уничтожения существующего строя — государство — это зло — община — ячейка будущего социалистического общества — русский крестьянин по своей природе бунтарь, готов к революции — основание «вольной славянской федерации» — уравнение всех граждан в правах Пропагандистская теория — народ не готов к революции — интеллигенция («критически мыслящие личности») в долгу перед народом — «критически мыслящие личности» должны создать партию — партия должна вести пропагандистскую работу среди крестьян («разбудить крестьян») Заговорщическая теория — русский крестьянин — «коммунист по инстинкту» — задача узкой группы заговорщиков (профессиональных революционеров) — захватить государственную власть (вовлечь народ в социалистическое строительство) |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены названия 3 теорий идеологов революционного народничества 1870 — начала 1880-х гг., указаны 2 положения, относящиеся к названным теориям |
4 |
Приведены названия 3 теорий и 1 положение ИЛИ приведены названия 2 теорий и 2 положения |
3 |
Приведены названия 2 теорий и 1 положение ИЛИ приведены название 1 теории и 2 положения ИЛИ приведены названия 3 теорий, положения не указаны |
2 |
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены названия 2 теорий, положения не указаны ИЛИ приведены название 1 теории и 1 положение ИЛИ названия теорий не приведены, указаны 2 положения |
1 |
Назван 1 любой элемента ответа ИЛИ все элементы ответа указаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова—Риббентропа:
1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.
2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжёлые последствия для СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
— подписание пакта стало необходимым в итоге провала переговоров с Англией и Францией
— подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад
— было выиграно время, необходимое для подготовки к войне
— союз СССР и Германией заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта
— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны
При выборе второй точки зрения:
— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции — советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора — подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны — подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР территорий, часть населения которых поддержала впоследствии гитлеровские войска в борьбе с Советской армией |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
L 3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв подчеркивал, что ГДР — член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств — это реальность, с которой нельзя не считаться.
Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
I 1. Могут быть названы следующие события, свидетельст-
I вующие о политике СССР по отношению к ГДР:
J — М. С. Горбачёв дает согласие на объединение ГДР и ФРГ
I при проведении переговоров с руководством ФРГ (1989 г.)!
Элементы ответа и указания к оцениванию ;
(допускаются иные формулировки ответа, i
Не искажающие его смысл) ■
— в 1990 г ГДР влилась в состав ФРГ 1
— объединенная Германия сохранила статус полноправного j члена Организации Североатлантического договора (НАТО) I
2. Могут быть названы следующие причины проведения I внешней политики СССР по отношению к ГДР:
— проведение советским руководством во главе с М. С. Горбачёвым политики «нового мышления», одним из принципов которой был отказ от признания раскола мира на две противоположные общественно-политические системы
— проведение политики невмешательства в процессы, происходившие в союзных государствах Центральной и Восточной Европы — самоустранение руководства СССР от обсуждения путей, условий, сроков создания единой Германии
— отказ М. С. Горбачёва от обсуждения военно-политического статуса объединённой Германии
— стремление содействовать воссоединению немецкого народа
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 события, свидетельствующие о политике СССР по отношению к ГДР, и 2 причины ее проведения |
4 |
Названы 2 события и 1 причина ИЛИ названо 1 событие и 2 причины |
3 |
Названы 2 события, причины не указаны ИЛИ названо 1 событие и 1 причина ИЛИ события не названы, названы 2 причины |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните деятельность Земских соборов в XVI — первой половине XVII в. и во второй половине XVII в.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • |
|
• |
|
Различия |
|
… |
… |
•….. . ………………………………. |
•……………………………………… |
• |
•…….. . ….. β……………………….. |
•…………. |
— |
— |
•…………………………. . ……….. |
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С 7.2)Оцениваются раздельно — в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
С7.1 В качестве общего могут быть названы: — Земские соборы как высшее сословно-представительное учреждение включали представителей высшего духовенства, Боярской думы, выборных от разных сословий (кроме помещичьих крестьян) — рассматривали важнейшие государственные вопросы |
|
Приведены 2 общие характеристики |
2 |
Приведена 1 общая характеристика |
1 |
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С7.2. Различия: |
|
XVI — первая половина XVIIВ. |
Вторая половина XVII в. |
— Земские соборы в XVI в. рассматривали важнейшие вопросы, например, об отмене кормлений, о продолжении Ливонской войны, избрании на царство Бориса Годунова |
— угасание деятельности Земских соборов |
— Земские соборы собирались часто |
— Земские соборы собирались редко и не в полном составе |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
|
— в первой половине XVII в. (в 1613 г.) Земский собор избрал на царство Михаила Романова |
||
— Земские соборы заседали почти непрерывно, помогали Михаилу Романову в управлении государством |
— вместо Земских соборов собирались многочисленные сословные совещания |
|
— с эволюцией государственного строя России от сословно-представительной монархии к абсолютизму Земские соборы прекращают свою деятельность |
||
Названы 2 различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Вариант 3
Cl. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идёт речь.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано: — название войны — Крымская (русско-турецкая, Восточная) — дата начала войны — 1853 г. — дата завершения войны — 1856 г. |
|
Приведены название войны, даты ее начала и завершения |
2 |
Приведены 1—2 элемента ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
8-2011. История
225
С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие причины поражения России в Крымской войне (1853 г.): Сохранение крепостнической системы хозяйства привело к военно-технической отсталости России: — устарелое вооружение — недостаточность снарядов — отсутствие парового флота. — неразвитость средств сообщения (железных дорог в южном направлении) для своевременной доставки к месту военных действий людского пополнения (вооружения, амуниции, фуража) — необходимость для России в одиночку противостоять армии союзников (Англии, Франции, Сардинского королевства и Турции) — неудачные действия главнокомандующих (А. С. Меншикова, М. Д. Горчакова) |
|
Названы 3 любых положения |
2 |
Названы 2 любых положения |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
СЗ. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов отрывков, объясняется это чувство?
Приведите всего не менее трёх положений.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — защитники Севастополя испытывали чувство горечи (грусти) — оборона Севастополя была связана с именами выдающихся военачальников (П. С. Нахимова, В. И. Истомина, А. С. Хрулева, В. А. Корнилова, Э. И. Тотлебена) — так как вынуждены были оставить город, несмотря на колоссальные жертвы (земля, «политая кровью моих друзей и собратьев») |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Названы всего 3 положения |
2 |
Названы 2 любых положения |
1 |
Назван 1 любое положение ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1722 г. Пётр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.
Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.
Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||
— . Могут быть указаны причины изменения Петром I порядка престолонаследия: — конфликт между Петром I и его сыном царевичем Алексеем возник из-за неприятия царевичем преобразований — двор наследника престола царевича Алексея Петровича стал ядром оппозиции Петру I — царевич Алексей встал во главе заговора против царя — на Алексея делали ставку европейские противники царя |
||
2. Могут быть названы последствия принятия Указа: — ослабление правящей династии — усиление борьбы за власть между придворными группировками — появление разных претендентов на престол, дворцовые перевороты |
||
Указания к оцениванию |
Баллы |
|
Названы 2 причины и 2 последствия |
4 |
|
Названы 2 причины и 1 последствие ИЛИ названа 1 причина и 2 последствия |
3 |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
|
Названы 2 причины, последствия не названы ИЛИ Причины не названы, названы 2 последствия ИЛИ Названа 1 причина и 1 последствие |
2 |
|
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
|
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
. 4 |
|
С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И. В. Сталина после окончания Второй мировой войны:
— . И. В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.
— . В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
— в послевоенный период значительно вырос авторитет И. В. Сталина в стране и во всем мире
— под руководством И. В. Сталина в кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство СССР, пострадавшее во время | войны, намечены грандиозные планы его дальнейшего развития
— И. В. Сталин был организатором создания «ядерного щита» СССР
— несмотря на трудности периода, значительные средства выделялись на развитие науки, культуры, народного образования
— в послевоенный сталинский период розничные цены на товары широкого потребления снижались почти ежегодно
— в стране были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
При выборе второй точки зрения: — на фоне роста демократических настроений сталинский режим был значительно ужесточён — был установлен контроль над деятельностью учёных, представителей культуры — издавались постановления с жёсткой критикой творчества писателей, композиторов, кинематографистов и др. — принимались указы о привлечении граждан к уголовной ответственности за мелкие нарушения — были возобновлены репрессии в отношении представителей различных слоев населения — военнопленных, некоторых народов, военнослужащих, партийно-государственных деятелей и т. д. («ленинградское дело», «дело врачей» и др.) — проводились различные идеологические кампании — «борьбы с космополитами», «низкопоклонством перед Западом» — система ГУЛАГа достигла своего максимального развития |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Петра I канцлер Г. И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
1. Могут быть названы следующие причины:
— издание Петром I Указа о престолонаследии, согласно которому монарх сам назначает наследника престола
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
— отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника — разногласия в верхах о возможном преемнике между представителями «старой родовитой» и «новой» знати — предложение «старой» знати о передаче престола внуку Петра I — Петру Алексеевичу — предложение А. Д. Меншикова и других ближайших сподвижников Петра I о кандидатуре жены Петра I — Екатерине |
|
2. Могут быть приведены следующие положения: — вопрос о наследнике престола решился в пользу Екатерины I — разногласия решила гвардия, поддержавшая по указанию А. Д. Меншикова кандидатуру Екатерины |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 причины, приведены 2 положения |
4 |
Названа 1 причина и 2 положения ИЛИ Названы 2 причины и 1 положение |
3 |
Названы 1 причина и 1 положение ИЛИ Названы 2 причины, положения не приведены ИЛИ Причины не названы, приведены 2 положения |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра П.
Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее •…………………………………………………………………………………. •………………………………………………………… |
|
Различия |
|
… |
… |
•………………………………………………….. |
• .. …………………………………………………. |
•………………………………………………….. |
• .. …………………………………………………. |
•………………………………………………….. |
— |
— |
•…………………………………………………… |
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7Л) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно — в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
С7.1. В качестве общего могут быть названы: — привилегированное сословное положение дворян (дворянство — неподатное сословие) — существование потомственного и личного дворянства — продвижение по службе в соответствии с «Табелью о рангах» — сохранение помещичьего землевладения — разорение мелкопоместных дворян — лишение дворянского звания по суду (по воле царя) — дворяне не подлежали телесным наказаниям |
|
Приведены 3 общие характеристики |
2 |
Приведены 1—2 общие характеристики |
1 |
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С7.2. Различия: |
|
Положение русских дворян в последние годы царствования Николая I |
Положение русских дворян в последние годы царствования Александра II |
— владели крепостными крестьянами |
— дворяне лишились права продавать (покупать) крестьян |
— право дворян на барщину |
— работа временнообязанных крестьян на помещика |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
|
— |
— более широкое использование труда наёмных работников |
|
— право дворян на получение оброка |
— |
|
— |
— получение дворянами выкупных платежей |
|
— подчинение дворянскому суду |
— подчинение всесословному суду |
|
— право на освобождение от военной службы |
— обязательность военной службы (всесословная воинская повинность с 1874 г.) |
|
Названы 2 различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Задания ЕГЭ по истории. Практика
Решать задания ЕГЭ по истории.
Решать задание 1 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями и годами
Решать задание 2 ЕГЭ по истории : исторические события в хронологической последовательности
Решать задание 3 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями (процессами, явлениями) и фактами
Решать задание 5 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями и участниками этих событий
Решать задание 7 ЕГЭ по истории : соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками
Решать задания 12, 13 ЕГЭ по истории : работа с историческими источниками
Решать задания 14, 15 ЕГЭ по истории : работа с изображением
Решать задание 17 ЕГЭ по истории : установите причинно-следственные связи
Решать задание 18 ЕГЭ по истории : раскройте смысл понятия
Решать задание 19 ЕГЭ по истории : аргументация
Задание 19 ЕГЭ по истории: аргументация. Практика
1-07-2022, 17:52
- 1-07-2022, 17:52
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 786
- 0
Подробнее
Задание 18 ЕГЭ по истории: раскройте смысл понятия. Практика
1-07-2022, 17:44
- 1-07-2022, 17:44
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 856
- 0
Подробнее
Задание 17 ЕГЭ по истории: установите причинно-следственные связи. Практика
1-07-2022, 16:56
- 1-07-2022, 16:56
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 274
- 0
Подробнее
Задания 14, 15 ЕГЭ по истории: работа с изображением. Практика
1-07-2022, 16:25
- 1-07-2022, 16:25
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 4 825
- 0
Подробнее
Задания 12, 13 ЕГЭ по истории: работа с источником. Практика
1-07-2022, 15:54
- 1-07-2022, 15:54
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 17 734
- 0
Подробнее
Задание 7 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.
23-06-2022, 15:43
- 23-06-2022, 15:43
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 14 626
- 0
Подробнее
Задание 5 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
23-06-2022, 12:14
- 23-06-2022, 12:14
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 8 296
- 0
Подробнее
Задание 3 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами.
13-06-2022, 18:09
- 13-06-2022, 18:09
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 17 175
- 0
Подробнее
Задание 2 ЕГЭ по истории. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
6-06-2022, 10:00
- 6-06-2022, 10:00
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 24 394
- 1
Подробнее
Задание 1 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между событиями и годами.
6-06-2022, 09:44
- 6-06-2022, 09:44
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 10 946
- 0
Подробнее