Ответы по экзамену по экспериментальной психологии

Шпаргалка — Ответы к экзамену по экспериментальной психологии — файл n1.docx

приобрести
Шпаргалка — Ответы к экзамену по экспериментальной психологии
скачать (91.7 kb.)
Доступные файлы (1):


    Смотрите также:

  • Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (МГУ им Ломоносова) (Шпаргалка)
  • Шпаргалка по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Ответы по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Шпаргалка — история психологии (Шпаргалка)
  • Шпаргалка — Краткие ответы к экзамену (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по психофизиологии (Шпаргалка)
  • Ответы на вопросы к экзамену по антропологии (Шпаргалка)
  • Шпаргалка — Дерматовенерология (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по психологии общения (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по нейропсихологии (Шпаргалка)

n1.docx

1.Этапы развития экспериментальной психологии.

2.Предмет, задачи экспериментальной психологии.

3.Влияние ситуации на результативность эксперимента.

4.Понятие «психологического эксперимента».

5.Особенности влияния детской психики на ход и результативность эксперимента

6.Факторы общения, негативно влияющие на результативность эксперимента.

7.Причины артефактов в эксперименте.

8.Характеристика «Эффект плацебо» как причина артефактов в психологическом эксперименте.

9.Характеристика «Эффект Хотторна» как причина артефактов в психологическом эксперименте.

10.Характеристика «Эффект аудитории» как причина артефактов в психологическом эксперименте.

11.Способы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента.

12.Влияние личности экспериментатора на результативность эксперимента

13.Основные типы ошибок экспериментаторов.

14.Классификация испытуемых.

15.Этапы психологического экспериментального исследования.

16.Характеристика критического эксперимента. Термин «пилотажное исследование»

17.Полевое исследование

18.Основные переменные, нарушающие внутреннюю валидность экспериментального исследования.

19.Экспериментальный план для проведения исследования

20.Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы

21.Этические принципы проведения психодиагностического исследования.

22.Классические эксперименты

№1 Этапы развития экспериментальной психологии.

Тысячелетия практического познания человеческой психологии и столетия философских размышлений подготовили почву для оформления психологической науки. Это происходит в XIX в. в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода. Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Первым высказал эту идею уже упоминавшийся X. Вольф, выпустивший в 1732 г. труд под заглавием «Эмпирическая психология», а в 1734 г. – «Рациональную психологию». Им введен в оборот термин «психометрика». Он считал возможным измерять величину удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации. Смутно идея психометрии в этом же веке высказывалась естествоиспытателем Бонне, математиками Мопертюи и Бернулли. В 1764 г. Плуке предположил, что можно измерить уровень интеллекта через число представляемых объектов, отчетливость этих представлений (образов) и скорость появления отчетливых представлений. Хаген (1734) считал возможным измерять интенсивность внимания числом мыслей у субъекта и временем их сохранения во всей их сложности. Он же предложил некоторые экспериментальные замыслы. Например, наблюдать за поведением человека, у которого искусственно вызван страх. Крюгер (1743) придумал эксперимент по измерению интенсивности ощущений, которая, по его мнению, должна быть пропорциональна действующей на нервы силе. Но, к сожалению, все это были только замыслы, в действительности неосуществленные.

В первой четверти XIX в. философ И. Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию наукой, которая должна основываться на опыте метафизики и математики. Правда, он признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

По выражению П. Фресса, философия снабдила психологию первыми понятиями, но первыми проблемами и первыми методами экспериментальная психология обязана физиологии . В 1811-1822 гг. Белл и Мажанди открыли наличие в нервной системе двух видов нервов: чувствительных и двигательных. В 1832 г. Холл установил, что мозг является центром двигательных рефлексов. И. Мюллер (1838) открыл закон специфической энергии нервов, соответствующей только одному виду ощущений. Гельмгольц в 1860 г. расширил сферу действия этого закона, показав, что нервы дифференцируются не только по модальностному принципу, но и по субмодальностному, т. е. по качествам ощущений (высота и громкость звуков, цвета визуальных стимулов). XIX век – время открытия различных нервных центров, управляющих соответствующими психическими функциями: движением, речью, зрением, слухом. К концу века вырисовывается идея не только дифференциации мозговых функций, но и их интеграции, т. е. складывается представление о мозге как о сложноструктурированном целом (Джексон, Шеррингтон).

Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине XIX в. появлением экспериментальной психологии. И наиболее значимая фигура в этом событии – немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Врач, физик, философ, он достиг значительных результатов во всех этих областях. Но обессмертил свое имя как психолог. Будучи сторонником панпсихизма (разновидности психофизического параллелизма), он задался целью с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую (материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности. Стоит лишь найти закон их соотношения.

В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета проф. Э. Г. Вебером зависимость между ощущением и раздражителем, носящую ныне имя закона Бугера-Вебера. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула .Этот закон получил его имя. Скрупулезно исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, по сути представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Сам Фехнер получил в науке почетное звание «отец психофизики». Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили эпитет «классических»: метод минимальных изменений (или границ), метод средней ошибки (или подравнивания) и метод постоянных раздражителей (или констант).

Очень весомый вклад в развитие психологического эксперимента примерно в это же время внес другой немецкий исследователь Герман Гельмгольц (1821–1894). С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций, в частности такому разделу ЭП, как «Время реакции». Основополагающий характер носят его работы по психофизиологии чувств: «физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875).

Следующий период в развитии ЭП связан с именем Вильгельма Вундта (1832-1920). Он также был ученым широких интересов: психолог, физиолог, философ, языковед. Но, пожалуй, именно его можно назвать первым профессиональным психологом. А по аналогии с Фехнером – «крестным отцом» ЭП. Ему принадлежит честь организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), реорганизованной позже в институт ЭП. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром ЭП. Из ее стен вышли такие выдающиеся исследователи, «пионеры ЭП», как немцы Крепелин, Кюльпе, Меймар; американцы Стенли Холл, Мак Кеттелл, Мюнстернберг, Титченер, Уоррен; англичанин Спирмещ француз Бурдон; бельгийцы Тъерри и Мишотт.

В «Основах физиологической психологии» (1874) Вундт выдвинул план разработки психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы, их изучения и выяснения связей между ними. Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания при помощи точно регулируемого самонаблюдения. Основной предмет изучения – психические процессы. При этом относительно простые явления (ощущения, восприятия, эмоции, память) могут, по мнению Вундта, изучаться с помощью эксперимента, а область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не доступна и исследуется культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев, языка и т. п.). Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль. Без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны, и происходит возврат на старые умозрительные позиции интроспек-ционизма. Эти моменты подчеркивали и ученики Вундта. Так, один из основоположников ЭП в России – Н. Н. Ланге (1858-1921) считал, что роль эксперимента в психологии заключается в том, чтобы с помощью внешних средств сохранять и регистрировать наблюдаемые процессы. Они столь неустойчивы, что только эксперимент позволяет сохранить их в наблюдаемой форме. Американец Э. Титченер (1867–1927) отмечал, что психологический эксперимент – не испытание какой-нибудь силы или способности, а рассечение сознания, анализ части психического механизма, а психологический опыт заключается в самонаблюдении при стандартных условиях. Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения.

Вундт заложил основы, а Титченер развил мощное направление в психологии, именуемое «структурализмом» или «структурной психологией». Этому направлению в дальнейшем противостояли «гештальтизм» и «функционализм».

Вундт и его школа определили дальнейшее развитие психологии по пути эксперимента. Так, психологи знаменитой Вюрцбургской школы, близкой к функционализму, расширили границы применения лабораторного эксперимента на изучение мышления и воли.

Весомый вклад в ЭП внес еще один немецкий ученый – Герман Эббингауз (1850–1909), не разделявший взглядов Вундта на самонаблюдение как исследовательский метод. Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Испытуемого даже и не спрашивали о его субъективных впечатлениях. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки. «От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Из внешней причины физические факты стали условием психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей» .

В России интроспективный подход был подвергнут критике И. М. Сеченовым (1829-1905), выдвинувшим программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. А его исследовательская практика развивала и укрепляла авторитет экспериментальных методов в физиологических и психологических областях.

90-е годы XIX в. знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Иначе говоря, в ЭП на правах ее полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.

Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения). С легкой руки Мака Кеттелла тест становится ведущим психодиагностическим методом.

Правда, идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Френсису Гальтону (1822-1911), объяснявшему эти различия наследственным фактором. Однако полного оформления тесты в его работах не получили. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Им предложены «метод близнецов», метод изучения ассоциаций идей и другие эмпирические методы. Он впервые в научной практике привлек статистические данные для обоснования своих выводов и в 1877 году предложил для обработки массовых данных метод корреляций.

Фактически им была проложена дорога к внедрению статистико-математических методов в психологические исследования, что, естественно, повышало надежность результатов и давало возможность вскрывать невидимые «на глаз» зависимости. С Гальтоном начинает сотрудничать математик и биолог Карл Пирсон (1857–1936), разработавший для проверки теории Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно отшлифован и обкатан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен (1863-1945). Первый прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Спирмен, изучая интеллектуальную сферу человека, применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями (Г. Томпсон, К. Бёрт, Л. Тёрстон) и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

В России конца XIX – начала XX в. в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г. И. Челпанов (1862-1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вунд-та. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Но главной заслугой Г. И. Челпанова, видимо, следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 года он читает курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и на семинарии при Московском психологическом институте. Сочетая в своем курсе лекционные занятия с большим объемом лабораторно-практических работ, он считал, что этот курс должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. С тех пор экспериментальная психология в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов.

Очерк становления ЭП будет ущербным, если не упомянуть о развернувшихся с конца XIX в. психологических опытах с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже – в лабораторных. Здесь надо назвать имена Леббока, Моргана, Клай-на, Смолла. И конечно, предтечу бихевиоризма Эдуарда Ли Торндайка (1874–1949). В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисциплину – зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины – сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник – психолог и биолог В. А. Вагнер (1849-1934).

Век XX – век бурного развития ЭП. Но выделение все новых и новых психологических дисциплин обусловило обрисованное в предыдущем параграфе «растаскивание» экспериментально-психологических проблем по разным разделам психологической науки. Это предопределило и дробление истории этой науки на множество ветвей, составляющих все древо направлений и дисциплин современной психологии.


Вопросы к экзамену «Экспериментальная психология»

  1. Экспериментальная
    психология как самостоятельная наука.

  2. Основные
    подходы к пониманию предмета
    экспериментальной психологии (В.Н.
    Дружинин).

  3. Основные
    задачи экспериментальной психологии.

  4. История
    развития экспериментальной психологии
    (Европа и Америка).

  5. История
    развития экспериментальной психологии
    в России.

  6. Предмет
    науки. Научный метод.

  7. Гуманитарная
    и естественно-научная парадигмы.

  8. Научное
    исследование. Основные классификации
    научного исследования.

  9. Этапы
    научного исследования.

  10. Гипотеза.
    Уровни экспериментальных гипотез.

  11. Варианты
    экспериментальных гипотез (по Р.
    Готтсданкеру).

  12. Основные
    общенаучные исследовательские методы.

  13. Классификация
    методов психологического исследования.
    Подходы отечественных психологов к
    проблеме классификации методов
    психологии.

  14. Классификация
    методов психологических исследований
    на современном этапе.

  15. Метод
    наблюдения. Характеристика наблюдения
    как метода психологического исследования.

  16. Организация
    психологического наблюдения. Программа
    наблюдения.

  17. Общая
    характеристика вербально-коммуникативных
    методов.

  18. Вербально-коммуникативные
    методы: опрос.

  19. Вербально-коммуникативные
    методы: беседа.

  20. Вербально-коммуникативные
    методы: интервью.

  21. Вербально-коммуникативные
    методы: анкетирование.

  22. Экспериментальное
    общение.

  23. Эффект
    Зайонца («аудитории») в эксперименте.

  24. Эффект
    Розенталя (Пигмалиона) в эксперименте.

  25. Эффект
    «плацебо» и «Хотторна» в эксперименте.

  26. Экспериментатор:
    его личность и деятельность.

  27. Испытуемый:
    его деятельность в эксперименте.

  28. Личность
    испытуемого и ситуация психологического
    эксперимента.

  29. Этические
    принципы проведения исследования на
    человеке.

  30. Организация
    и проведение экспериментального
    исследования.

  31. Идеальный
    эксперимент и реальный эксперимент.

  32. Реальный
    эксперимент и «эксперимент полного
    соответствия».

  33. Экспериментальная
    выборка.

  34. Экспериментальный
    переменные и способы их контроля.

  35. Независимая
    переменная.

  36. Зависимая
    переменная.

  37. Отношения
    между переменными.

  38. Контроль
    переменных.

  39. Определение
    внешней переменной.

  40. Экспериментальные
    планы.

  41. Первые
    психологические эксперименты (Гельмгольц,
    Гальтон).

  42. Социальные
    эксперименты Шерифа.

  43. Стэнфордский
    эксперимент Зимбардо.

  44. Хоторнские
    эксперименты.

  45. Эксперимент
    Аша.

  46. Эксперимент
    Милгрэма.

  47. Эксперименты
    Павлова.

  48. Эксперименты
    Пиаже.

  49. Эксперименты
    Эббингауза.

  50. Эксперименты
    Мухиной.

Тема
1. Экспериментальная психология. Введение
в психологическое исследование.
Экспериментальная психология как
самостоятельная наука. Подходы к
пониманию предмета экспериментальной
психологии. Задачи экспериментальной
психологии. (вопросы 1-3)

Применение
экспериментального метода к исследованию
психических явлений в конце XIX в.
сыграло решающую роль в становлении
психологии как самостоятельной науки
и выделении ее из философии. В этот
период вся научная психология была
экспериментальной. В дальнейшем в связи
с накоплением психологических знаний
произошла дифференциация научных
областей психологии в соответствии с
предметом их изучения, а экспериментальная
психология стала пониматься лишь как
общее обозначение различных видов
исследований психических явлений
посредством экспериментальных методов.

В.В.
Никандров отмечает, что в настоящее
время сложилась весьма непростая
ситуация с определением границ
экспериментальной психологии и ее места
в системе психологических знаний. Ею
утрачен статус самостоятельной науки.
На эту ситуацию обращал внимание еще
Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной
стороны, казалось бы, имеется фундаментальная
наука о методах психологического
исследования, достижениями которой
могут пользоваться все частные разделы
психологии. Но, с другой стороны,
систематическое и неизбежное делегирование
своих «полномочий» другим дисциплинам
раздробило экспериментальную психологию,
и ее отдельные разделы начали
самостоятельную жизнь в частных
психологических науках.

В
современных психологических словарях
и справочниках, определяющих понятие
«экспериментальная психология», как
правило, подчеркивается относительная
несамостоятельность этой научной
дисциплины и отсутствуют указания на
ее предмет. Например, в наиболее
авторитетном «Психологическом словаре»
дается следующее определение:

«Экспериментальная
психология – общее наименование областей
и разделов психологии, в которых
эффективно применяется метод лабораторного
эксперимента».

Еще
отчетливее эти тенденции звучат в другом
определении: «Экспериментальная
психология – общее обозначение различных
видов исследования психических явлений
посредством экспериментальных методов».
Аналогичное понимание экспериментальной
психологии существует и в зарубежной
психологии. П. Фресс определяет
экспериментальную психологию следующим
образом: «Экспериментальная психология
представляет собой знания, приобретенные
в психологии посредством применения
экспериментального метода».

В.Н.
Дружинин выделяет несколько подходов
к пониманию предмета экспериментальной
психологии.

1. Экспериментальная
психология как подлинно научная
психология, базирующаяся на
естественнонаучном подходе к изучению
психических явлений в противоположность
философской, интроспективной психологии
и другим видам психологического знания.
Представителями данного подхода являются
В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и
др. «Этот (экспериментальный)
метод познания существенно отличается
от метода философии, который основывается
на очевидности положений и требований
рефлективного мышления… Рассуждения
в философии подчиняются законам мышления,
тогда как в науке (экспериментальной
психологии)

этот контроль обеспечивается эмпирической
проверкой».

2. Экспериментальная
психология как система методов и методик,
реализованных в конкретных исследованиях.
Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер
и др. Р. Готтсданкер полагает, что
экспериментальная психология – это
наука об экспериментальных методах,
которые могут применяться в любой из
частных предметных областей психологии
(психологии сенсорных процессов,
психологии научения или психологии
социального воздействия). Поэтому вся
экспериментальная психология носит
методический характер.

3. Экспериментальная
психология как теория психологического
эксперимента, которая базируется на
общенаучной теории эксперимента и в
первую очередь включает планирование
и обработку данных. Представители: Д.
Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл
отмечает, что одним из важных в психологии
являются «…вопросы планирования
экспериментов, создание моделей
экспериментов в соответствии с
требованиями валидности научного
знания».

4. Экспериментальная
психология как область, которая занимается
изучением проблем методов психологического
исследования в целом. Представители:
В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х.
Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н.
Дружинин подчеркивает, что предметом
экспериментальной психологии является
не только экспериментальный метод, но
и другие виды теоретического и
эмпирического знания в психологии.

Следует
отметить, что при указанном подходе
«эксперимент» понимается в самом широком
объеме как любой метод психологического
исследования, любой эмпирический метод.
Несмотря на то, что термины «эксперимент»
и «эмпирия (эмпирика)» переводятся с
греческого одинаково – опыт, значения
их в современной науке разные. В понятии
«эксперимент» опыт рассматривается
как конкретный прием исследования в
точно учитываемых условиях. В понятии
«эмпирика» опыт понимается как общая
совокупность накопленных знаний и
умений. Отсюда эмпирический метод –
это любой способ получения фактических
данных о действительности, основанный
на человеческом опыте. Таким образом,
если принять широкое толкование понятия
«эксперимент», то экспериментальную
психологию скорее следовало бы поименовать
«эмпирической психологией». Однако в
психологии термин «эмпирическая
психология» имеет уже свое значение и
свою историю, что не позволяет повторно
использовать его в другом значении.

Тем
не менее, в круг интересов экспериментальной
психологии входит все большее число
неэкспериментальных исследовательских
приемов. И сейчас сложилась определенная
традиция понимать эксперимент как
частный метод эмпирического познания,
а экспериментальную психологию – как
совокупность множества эмпирических
методов. Поскольку многие (если не
большинство) эмпирических методов
психологии естественным образом включают
в себя измерительные процедуры и анализ
результатов измерения, то в область
компетенции экспериментальной психологии
входят теперь и теория измерений, и
знания по обработке (в первую очередь
статистической) эмпирических данных.

В.В.
Никандров подчеркивает, что «если
говорить об экспериментальной психологии
не только как о совокупности исследований
психической жизни с помощью экспериментальных
методов, но и как о науке, разрабатывающей
эти методы, то мы сталкиваемся с проблемами
теоретической проработки исследовательских
приемов».

[11]
Ведь любой исследовательский метод
есть практическая реализация принципов
данной науки. А принципы – это
основополагающее начало любой теории,
концепции. Таким образом, каждый метод
нуждается в подведении общетеоретической
базы. С другой стороны, любой метод есть
система процедур, операций, алгоритмов
действий, формализованных правил сбора,
анализа и обработки информации. Обычно
эти операции и правила объединяются
понятием «методика». Разработка всей
методической системы есть непростая
теоретическая работа, которая и
совершается в рамках экспериментальной
психологии.

Основными
задачами
экспериментальной психологии являются:

• формулирование
методологических и теоретических основ
исследования в психологии;

• разработка
экспериментальных планов и эмпирических
процедур;

• поиск
методов анализа, интерпретации и проверки
статистической значимости результатов
психологических исследований;

• оценка
эффективности экспериментальных
процедур;

• оценка
взаимосвязи теоретических положений
и экспериментальных данных;

• разработка
этических принципов психологических
исследований;

• разработка
правил представления результатов
психологических исследований.

Подводя
итог, можно охарактеризовать современное
понимание термина «экспериментальная
психология» следующим образом: это,
во-первых, дисциплина, изучающая и
разрабатывающая ряд эмпирических
методов психологического исследования,
а во-вторых, обобщающее обозначение
исследований в разных областях психологии,
использующих эти эмпирические методы.

Такая
трактовка экспериментальной психологии
разрешает неопределенность ее места в
системе психологических знаний, придавая
ей статус самостоятельной науки.

(Самостоятельно)Тема
2. История развития экспериментальной
и прикладных областей психологии.
(вопросы 4-5)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

метки: Исследование, Эксперимент, Проблема, Психология, Временной, Статистический, Психологический, Корреляционный

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Экспериментальная психология как наука, проблема предмета и ее критика.
  2. Наука как форма и способ познания, ее отличительные черты и отличия от псевдонауки.
  3. Основные идеи философии науки ХХ века: идеи К.Поппера, П.Фейрерабента и М.Полани
  4. Основные идеи философии науки ХХ века: модели развития науки Т.Куна и И.Локатоша
  5. Понятие научной парадигмы и «нормальной науки». Анализ парадигм в психологии.
  6. Фундаментальные идеи естественнонаучной традиции в психологии. Номотетический подход.
  7. Фундаментальные идеи культурно-исторической традиции в психологии. Идеографический подход и идеи В.Дильтея и Э.Гуссерля.
  8. Роль физиологии в становлении экспериментального метода в психологии. Исследования Э.Вебера и Г.Фехнера.
  9. Развитие экспериментальной психологии: вклад В.Вундта и Г.Эббингауза
  10. Развитие экспериментальной психологии: вклад Ф.Гальтона и Д.Кеттела
  11. Общие направления в развитии экспериментальной психологии (интроспекция, бихевиоризм, тестирование)
  12. Психофизическая и психофизиологическая проблемы и пути их решения.
  13. Этапы эмпирического исследования (7 этапов) и основные составляющие научного исследования.
  14. Теория и ее виды, научная проблема. Постановка научной проблемы.
  15. Операционизм как основа эмпирической психологии. Способы операционализации.
  16. Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу)
  17. Классификация видов эмпирического исследования в психологии (теоретические, эмпирические, по цели проведения и характеру)
  18. Классификации методов психологии (М.Роговина и Г.Залевского, В.Дружинина, Б.Ананьева)
  19. Наблюдение как метод психологии, его виды и процедурные этапы, основные ошибки наблюдателя.
  20. Беседа как метод психологии, основные навыки ведущего беседу и вопрос фиксации данных.
  21. Интервью, его отличия и сходства с истинной беседой. Основные этапы интервью и работа интервьюера.
  22. Виды групповых качественных методов. Планирование и методические приемы фокус-группового исследования.
  23. Архивный метод: контент-анализ, проективный метод и анализ продуктов деятельности.
  24. Специфика психологического эксперимента.
  25. Общие виды эксперимента: лабораторный, модулирующий, естественный. Формирующий эксперимент.
  26. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, дополнительные переменные. Их типы и требования к ним.
  27. Психологическое понимание причинности. Причинный вывод в психологическом эксперименте и субъективные переменные.
  28. Внутренняя валидность как главный критерий качества исследования. Представление об идеальном эксперименте, факторы и угрозы внутренней валидности.
  29. Внешняя валидность как возможность генерализации данных. Реальный эксперимент. Факторы нарушающие внешнюю валидность.
  30. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого в эксперименте. Влияние испытуемого на результаты эксперимента. Влияние экспериментатора: проблемы влияния и способы снижения деформаций.
  31. Экспериментальная выборка, виды выборок и стратегии ее построения.
  32. Внутрисубъектные, межсубъектные планы и проблема позиционного выравнивания. Доэкспериментальные планы их содержание и возможности применения.
  33. Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.
  34. Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.Ex post facto дизайн.
  35. Общее представление о факторных планах. Независимые и зависимые переменные в факторном эксперименте. Схема факторного эксперимента. Понятия: основной эффект и взаимодействие.
  36. Специфика корреляционного исследования. Интерпретация корреляционной связи и статистические критерии. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; многомерное корреляционное исследование и т.д.
  37. Шкалирование переменных при организации эксперимента, виды шкал. Статистические методы применимые к шкалам.
  38. Интерпритация результатов исследования. Валидность статистических выводов. Параметрические и непараметрические способы сравнения. Понятие корреляции.
  39. Кросс-культурные исследования в психологии.
  40. Психогенетические исследования и их особенности.
  41. Сравнительно-возрастной и лонгитюдный метод исследования.
  42. Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования. Этические принципы по отношению к науке. Требования к оформлению научных публикаций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Ответы по экзамену по хирургической стоматологии
  • Ответы по экзамену по офтальмологии
  • Ответы по экзамену по конституционному праву россии
  • Ответы по экзамену по истории экономики
  • Ответы по экзамену по детской стоматологии

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии