Ответы экзамен основы научных исследований

А)))))

Абстрагирование
как общелогический метод исследования
– это…

+: мысленное
отвлечение от несущественных свойств,
связей и одновременное выделение одной
или нескольких интересующих исследователя
сторон изучаемого объекта

Аксиома – это…

+: положение, которое
принимается без логического доказательства

Аксиоматический
метод теоретического исследования
применяется в…

+: математических
науках

Активное и
целенаправ-ное вмешат-во в протекание
изучаемого процесса – это

+: эксперимент

Актуальные,
жизненно важные, принципиальные вопросы
называются…

+: острые

Анализ как
общелогический метод исследования –
это…

+: разделение объекта
на составные части с целью их
самостоятельного изучения

Аннотация – это…

+: краткая харак-ка
книги, статьи, рукописи, в кот. излагается
основное сод-ие данного произведения,
даются сведения о том, для какого круга
читателей оно предназначено

Аудиовизуальные
документы включают в себя:

+: все перечисленные
виды

Б))))

Библиография –
это…

+: перечень книг и
статей, использованных в работе

Брошюра – это…

+: печатное издание
небольшого объема, как правило,
научно-популярного содержания

В))))

В библиограф.описании
научного произ-ия приводятся только
_____ элементы.

+: Обязательные

Введение как
структурный элемент научного исследования
НЕ включает в себя:

+: выводы и заключения

Введение к курсовой
(дипломной) работе следует начать…

+: с обоснования
актуальности темы

В выписках находят
отражение:

+: все перечисленное

Ведение записей
прочитанного может осуществляться с
помощью составления:

+: всего перечисленного

В заключении
выступления оратор НЕ должен использовать
фразу…

+: «Извините, что
отнял у вас время»

Вид речевой
деятельности, который направлен на
восприятие и переработку информации
письменного текста, называется…

+: чтение

В какой период
времени наука возникла как непосредств.
производит. сила?

+: со второй половины
XX.

В какой период
времени наука возникла как система
подготовки кадров?

+: с середины XIX
в.

В какой период
времени наука возникла как социальный
институт?

+: в Новое время

В какой период
времени наука возникла как форма
общественного сознания?

+: в период античности

В каком ряду
фамилии расположены строго в алфавитном
порядке?

+: Уфлянд, Ухов,
Чижов, Шаповалов, Шаров

В научных текстах
обычно употребляются слова:

+: анализировать,
свойство, дистанционный

Внедрение
результатов исследования в практику
происходит на _______________ этапе научного
исследования.

+: заключительном
(третьем)

В общем объеме
финансирования НИР удельный вес
исследований, выполняемых
финансово-экономическими вузами:

+: незначителен

В объем курсовой
работы Не входят:

+: Титульный лист,
содержание

Во время публичного
выступления держитесь…

+: уверенно,
демонстрируя твердую убежденность в
своих словах

Во время публичного
выступления начинайте говорить…

+: только после
того, как установится тишина

Во время публичного
выступления необходимо смотреть…

+: на слушателей

Во время публичного
выступления переходить к главному
вопросу необходимо после того, как Вы…

+: добьетесь положит.
реакции аудитории и будете уверены в
том, что Вас слушают

Во время публичного
выступления речь выступающего должна
быть…

+: максимально
четкой и разборчивой

Во время публичной
защиты научного исследования оратору
необходимо установить контакт с
аудиторией. Что из перечисленного НЕ
будет способствовать установлению
контакта?

+: самоуверенность
в улыбке и позе

Возможность в
краткой и эконом. форме давать развернутые
определения и харак-ки научных фактов,
понятий, процессов и явлений достигается
благодаря

+: терминам

Вопросы, направленные
на выяснение истинности или ложности
выраженного в них суждения, называются…

+: уточняющие

Вопросы, связанные
с выяснением новых знаний относительно
событий, явлений, предметов, называются…

+: восполняющие

В «Приложения»
НЕ включают…

+: список литературы

В публичном
выступлении начинать речь необходимо…

+: с краткого
обращения к аудитории, после чего должна
последовать короткая пауза

Все методы научного
познания разделяют на группы по степени
общности и широте применения. К таким
группам методов НЕ относятся:

+: определяющие

В системе
Министерства образования РФ особое
внимание уделяется научно-техническим
программам (НТП):

+: программам
Министерства образования России

В структуре
общенаучных методов и приемов выделяют
три уровня. Из перечисленного к ним НЕ
относится:

+: формализация

«Всякая правильная
мысль должна быть обоснована другими
мыслями, истинность которых доказана»

— этот закон
логики называется…

+: закон достаточного
основания

В формировании
научной теории важная роль отводится:

+: всем перечисленным
инструментам

Выделенные в
тексте слова являются…
 Земная
кора
состоит
из пород 3 основных типов – магматических,
осадочных
и
метаморфических.
Магматические
породы

образуются при остывании
и
кристаллизации
магмы
,
поднявшейся из недр Земли. Осадочные
породы

формируются путём уплотнения и цементации
рыхлых наносов
,
которые откладывались слой за слоем на
дне морей и рек. Метаморфические
породы

продукт
изменения

ранее существовавших пород
под воздействием
температур, давления и химических
реакций
в
глубинных слоях земной
коры
.

+: терминами

Выделенные в
тексте слова являются…

 Магматические
породы

формируются из расплавленной магмы.
Их различают по текстуре,
составу и условиям образования. Кислые
магматические породы

обычно светлые и имеют низкую
плотность
.
Они содержат большое количество
кремнезёма.
Основные
магматические породы

более тёмные и плотные. В них гораздо
меньше кремнезёма,
зато много оксидов
металлов

магния
и
кальция.
Ультраосновные
породы
очень
плотные. В них много магния.
Основные
и ультраосновные
породы

содержат минералы:
оливин, пироксены, роговую обманку
.

+: терминами

Выделенные в
тексте слова являются…

Животная клетка
имеет тонкую внешнюю оболочку, позволяющую
нужным веществам проникать внутрь, а
ненужным – выходить наружу. Внутри
оболочки заключена студенистая жидкость
цитоплазма,
в которую погружены мелкие тельца –
органеллы,
выполняющие различные
функции.
Главная органелла
– это ядро.
В нём находятся гены,
определяющие строение
клетки
и её
работу. Другие органеллы
высвобождают
энергию, содержащуюся в пище, выводят
продукты
обмена веществ

или защищают клетку.
Клетки
бактерий
не
имеют ядра,
поэтому их называют прокариотными.
С
прокариотных
клеток

началась эволюция
клеточных форм

жизни на
Земле.

+: терминами

Выступление по
материалу курсовой работы должно
занимать:

+: 10-15 минут

Г))))

Гипотеза научного
исследования – это

+: предположительное
суждение о закономерной (причинной)
связи явлений

Гипотетико-дедуктивный
метод теоретического исследования
применяется в…

+: естествознании

Главным источником
финансирования научно-исследовательских
работ в вузах являются:

+: внебюджетные
средства

Главными целями
научной политики в системе образования
являются:

+: подготовка
научно-педагогических кадров

Д)))))

«Две противоположные
мысли об одном и том же предмете, взятом
в одно и то же время и в одном и том же
отношении, не могут быть одновременно
истинными»

— этот закон
логики называется…

+: закон противоречия

Дедукция как
общелогический метод исследования –
это…

+: использование
общих научных положений при исследовании
конкретных явлений

Деление текста
на логически самостоятельные составные
части – это…

+: рубрикация

Деление текста
на части, графическое отделение этих
частей друг от друга, использование
заголовков и нумераций называется…

+: рубрикация текста

Диалектический
и метафизический методы относятся к
__________________ методам исследования.

+: философским

Диатомовая
водоросль – это совершенно особая
группа одноклеточных организмов. В
отличие от других водорослей она окружена
твердой оболочкой-панцирем. Они бывают
настолько разнообразны, тонки, изящны,
затейливы и причудливы, что можно
подумать, что это творения художника.
Стиль
(подстиль) текста…

+: научно-популярный

Дипломная работа
– это…

+:форма проверки
знаний, своеобразный письменный экзамен,
который требует серьезной подготовки

Для написания
курсовой работы необходимо использовать
___________ источников.

+: 15 — 20

Для научного
текста
НЕ
характерно
:

+: эмоциональность

Для текстов
научного стиля не характерно (-а)…

+: использование в
сложных предложениях составных

Для установления
контакта с аудиторией оратору необходим:

+: зрительный
(визуальный) контакт со слушателями

Е и Ж))))))

Если во время
публичного выступления Вы сильно устали
или очень неуверенно чувствуете себя
перед большой аудиторией,…

+: не подавайте
виду, что речь дается вам с трудом,
сохраняйте самоконтроль.

Если во время
Вашего публичного выступления с места
раздаются провоцирующие выкрики,…

+: это не должно
выводить Вас из равновесия. Не вступайте
в дискуссию.

Если оратор в
начале речи приводит наиболее сильные
аргументы, затем менее сильные, а
завершает выступление эмоциональной
просьбой, побуждением или выводом, то
он использует _____________ способ аргументации.

+: нисходящий

Журналы, официально
утвержденные в качестве журналов,
содержащих рефераты книг, статей и
других разновидностей документов,
называются…

+: реферативные

З))))

Заголовки
структурных частей студенческих работ
и заголовки разделов основной части
располагают:

+: в середине строки
без точки в конце, пишут прописными
буквами, не подчеркивая

Заканчивая
публичное выступление, Вам необходимо…

+: поблагодарить
всех присутствующих за внимание

Заключение к
курсовой (дипломной) работе идет вслед
за…

+: основной частью

Закономерное,
мотивированное содержанием и замыслом
расположение всех частей выступления
и целесообразное их соотношение,
организация материала, расположение
его в определенной системе называется
__________ речи.

+: композицией

Замысел исследования
– это…

+: основная идея,
которая связывает воедино все структурные
элементы методики, определяет порядок
проведения исследования, его этапы

Защита курсовой
работы проводится комиссией из числа:

+: преподавателей
профилирующей кафедры

И))))

Издание произведений
одного или нескольких авторов, которые
одну научную проблему рассматривают
часто с различных точек зрения – это…

+: сборник научных
статей

Издания,
предназначенные для педагогических
целей, в которых рассматриваются проблемы
того или иного учебного курса на научной
основе и даются рекомендации по выполнению
практических заданий – это…

+: учебные и
методические пособия

«Из двух
противоречащих высказываний в одно и
то же время и в одном и том же отношении
одно непременно истинно» — этот закон
логики называется…

+: закон исключенного
третьего

Индукция как
общелогический метод исследования –
это…

+: совокупность
познавательных операций, в результате
которых осуществляется движение мысли
от менее общих положений к более общим

Использование
общих научных положений при исследовании
конкретных явлений – это…

+: метод дедукции

Исходя из
результатов деятельности, наука может
быть:

+: фундаментальная,
прикладная и в виде разработок

К)))))

«Каждая мысль в
процессе данного рассуждения должна
иметь одно и то же определенное, устойчивое
содержание»

— этот закон
логики называется…

+: закон тождества

Какие науки
направлены на применение новых знаний
для достижения практических целей и
решения конкретных задач?

+: прикладные науки

Какие науки
направлены на получение новых знаний
об основных закономерностях строения,
функционирования и развития человека,
общества, окружающей среды?

+: фундаментальные
науки

Каких библиографических
ссылок НЕ бывает?

+: надстрочных

К жанрам
академического красноречия

НЕ относится:

+: приветственное
слово

К жанрам научного
стиля относится…

+: монография,
тезисы

К жанрам научного
стиля относятся…

+: статья, учебное
пособие

К жанровым
разновидностям письменной научной речи
относятся:

+: реферат, монография,
статья

К наиболее
употребительным выражениям общего
характера в научно-профессиональной
речи НЕ относится:

+: Я и представить
себе не мог, что…

К наиболее
употребительным выражениям общего
характера в научно-профессиональной
речи относится:

+: Таким образом,
в работе нашло отражение…

Книги, журналы,
газеты, брошюры (то, что издано типографским
способом) относятся к ______________ источникам
информации.

+: печатным

К общелогическим
методам и приемам познания

НЕ относится:

+: эксперимент

Композиционное
построение публичной речи выглядит
следующим образом:

+: вступление,
основная часть, заключение

Конструктивистский
метод теоретического исследования
применяется в…

+: логико-математических
науках и информатике

Контрольная
работа – это…

+: форма проверки
знаний, своеобразный письменный экзамен,
который требует серьезной подготовки

К основным способам
выбора темы письменной работы НЕ
относится:

+: поисковый способ

К основным способам
группировки источников в «Списке
литературы» НЕ относится:

+: произвольная
группировка

К официальным
документам относятся:

+: все перечисленные
виды документов

Краткая
характеристика книги, статьи, рукописи,
в которой излагается основное содержание
данного произведения, даются сведения
о том, для какого круга читателей оно
предназначено – это…

+: аннотация

Краткое изложение
в письменном виде содержания научного
труда (трудов), литературы по теме,
наиболее простая форма самостоятельного
изучения материала – это…

+: реферат

Краткое изложение
содержания предстоящего научного
сообщения – это…

+: тезисы доклада

К реквизитам
титульного листа письменной работы НЕ
относится:

+: фамилия рецензента

Критериями оценки
защиты письменной работы Не является:

+: Запоминающийся
внешний вид

Критический обзор
одного или нескольких научных произведений,
где дается анализ важности, актуальности
представленных исследований, оценивается
качество изложения, приводятся отзывы
специалистов – это…

+: рецензия

Курсовая работа
имеет статус…

+: экзамена

Курсовая работа
– это…

+: первое
самостоятельное научное исследование
студентов вуза, которое требует навыков
самостоятельной научной деятельности

К целям курсовой
работы НЕ относится:

+: получить новое
научное знание

Л)))))

Лексико-фразеологический
состав научного стиля характеризуется
употреблением…

+: научной и
технической терминологии

М)))

Методика научного
исследования представляет собой:

+: все перечисленные
определения

Методика научного
исследования – это…

+: система
последовательных действий, модель
исследования

Метод научного
исследования – это…

+: способ исследования,
способ деятельности

Метод научного
познания, в основу которого положена
процедура соединения различных элементов
предмета в единое целое, систему, без
чего невозможно действительно научное
познание этого предмета:

+: Синтез

Метод научного
познания, который заключается в переходе
от некоторых общих посылок к частным
результатам-следствиям:

+: Дедукция

Метод научного
познания, основанный на изучении
каких-либо объектов посредством их
моделей:

+: Моделирование

Метод познания,
при котором происходит перенос значения,
полученного в ходе рассмотрения
какого-либо одного объекта, на другой,
менее изученный и в данный момент
изучаемый:

+: Аналогия

Метод познания,
содержанием которого является совокупность
приемов соединения отдельных частей
предмета в единое целое – это…

+: синтез

Метод разделения
объекта на составные части с целью их
самостоятельного изучения – это…

+: анализ

Методы механики,
физики, химии, биологии и социально-гуманитарных
наук относятся к ________________ методам
исследования.

+: частнонаучным

Монография,
брошюра, сборник, журнальная статья
относятся к ______________ источникам информации.

+: литературным

Монография,
реферат, рецензия на диссертацию являются
жанрами ________ стиля.

+: Научного

Монография –
это…

+: научный труд
одного или нескольких придерживающихся
единой точки зрения авторов, в котором
содержится всестороннее исследование
одной проблемы или темы

Мысленное
отвлечение от несущественных свойств,
связей и одновременное выделение одной
или нескольких интересующих исследователя
сторон изучаемого объекта – это…

+: абстрагирование

Н)))))

Наблюдение как
один из основных эмпирических методов
научного исследования – это…

+: целенаправленное
изучение предметов, которое опирается
в основном на данные органов чувств
(ощущение, восприятие, представление)

Наблюдение,
эксперимент и сравнение относятся к
основным ________________ методам исследования.

+: эмпирическим

Нарушено  написание
прописной или строчной буквы в документе
в ряду…

+: В Организации
объединенных наций, Московский
Государственный Университет

Нарушены правила
общепринятого сокращения слов в ряду…

+: дир – р завода,
от ст-ки, канд. фил. н.

Наука выполняет
функции:

+: гносеологическую
и трансформационную

Наука или комплекс
наук, в области которых ведутся
исследования, это …

+: научное направление

Наука как система
подготовки кадров существует с…

+: середины 19 века

Наука как социальный
институт возникла в…

+: Новое время

Наука как форма
общественного сознания возникла в…

+: Древней Греции

Науки, занимающиеся
решением технологических, инженерных,
экономических и иных проблем, называются…

+: технические
науки

Науки об обществе
называются…

+: общественные
науки

Науки об общих
законах развития природы, общества и
мышления называются…

+: философские науки

Науки о природе
называются…

+: естественные
науки

______ научного
текста


важнейшая информативная единица,
отражающая тему данного произведения
и соответствующая содержанию текста
.

+: Название (заголовок)

Научно-техническая
политика в развитии науки может быть:

+: фронтальная,
селективная и ассимиляционная

Научная работа
отличается от всякой другой своей целью
— …

+: получить новое
научное знание

Научный труд
одного или нескольких придерживающихся
единой точки зрения авторов, в котором
содержится всестороннее исследование
одной проблемы или темы – это…

+: монография

Независимо от
вида и характера вопроса оратору следует
строго придерживаться основного
принципа:

+: отвечать на
вопрос лишь в том случае, когда до конца
ясна его суть

Неправильное
сокращение
приведено в ряду…

+: академ. (академик),
зав. (заведующий), пом. (помощник)

О))))

Обобщение как
общелогический метод исследования –
это…

+: прием познания,
в результате которого устанавливаются
общие свойства и признаки объектов

Обоснование
заключительных выводов и практических
рекомендаций происходит на _______________
этапе научного исследования.

+: исследовательском
(втором)

Обычно научное
исследование состоит из трех основных
этапов. Какой из перечисленных ниже
этапов лишний?

+: творческий

______ обычно
состоит из двух

частей. В
первой части формулируется основная
тема книги, статьи; во второй части
перечисляются (называются) основные
положения; иногда характеризуются его
структура, композиция.

+: Аннотация

Объект научного
исследования – это…

+: источник информации,
необходимой для исследования

Оперативную
информацию об опубликованных книгах
можно получить в изданиях:

+: «Книжное обозрение»

Описательная
часть введения научного исследования…

+: содержит описание
концептуальных подходов к подготовке
содержания и раскрытию темы, а также
цели и задачи исследования

Определение
объекта и предмета, цели и задач
происходит на _______________ этапе научного
исследования
.

+: подготовительном

Опрос, анкета,
интервью, анализ документов относятся
к _________________ методам исследования.

+: социологическим

Осмысление текста
достигается следующими приемами:

+: всеми названными
приемами

Основная функция
метода:

+: внутренняя
организация и регулирование процесса
познания

Основное внимание
Министерство образования РФ уделяет
финансированию научно-исследовательских
работ:

+: фундаментальных

Основными чертами
научного стиля и в устной, и в письменной
речи являются:

+: точность,
абстрактность, логичность, объективность

Основу любой
науки составляет…

+: терминология,
профессиональная лексика

Отличительными
признаками научного исследования
являются:

+: все перечисленные
признаки

Ошибки в написании
прописных букв допущены в ряду…

+: указ президента
РФ; день конституции РФ

П)))))

Парафраз – это…

+: передача чего-либо
своими словами, пересказ близкий к
тексту

Первое самостоятельное
научное исследование студентов вуза,
которое требует навыков самостоятельной
научной деятельности – это…

+: курсовая работа

Перенос слов в
заголовках письменной работы…

+: не допускается

Перечень книг и
статей, использованных в работе – это…

+: библиография

Печатное издание
небольшого объема, как правило,
научно-популярного содержания – это…

+: брошюра

Плагиат – это…

+: выдача чужого за
собственное, присвоение чужого авторства

Подготовка текста
выступления на процедуре защиты научного
исследования включает в себя определенные
действия. К ним НЕ относится:

+: согласование
содержания выступления с членами
комиссии

Познавательная
операция, лежащая в основе суждений о
сходстве или различии объектов – это…

+: сравнение

Полемика – это
наука убеждать. Из перечисленного
характерным для научной полемики НЕ
является:

+: она учит добиваться
своего любыми средствами

По месту расположения
относительно основного текста научной
работы библиографические ссылки бывают:

+: внутритекстовые,
подстрочные, затекстовые

По объему выраженной
информации ответы бывают…

+: краткие и
развернутые

По содержанию
различают ответы…

+: правильные и
неправильные

Правила чтения
литературы предполагают следующие
приемы:

+: все названные
приемы

Правильным
вариантом структуры реферата является:

+: Титульный лист
– оглавление – введение – основное
содержание

Прагматический
метод теоретического исследования
применяется в…

+: технических и
гуманитарных науках

Преамбула введения
научного исследования…

+: насчитывает
несколько предложений (1 абзац) и служит
для того, чтобы пояснить читателю работы
ее предназначение

Предмет
научного
исследования – это…

+: более конкретный
источник информации, необходимой для
исследования; то, что находится в границах
предмета

При выборе темы
исследования имеют значение критерии:

+: практическая
значимость и перспективность

При выборе темы
письменной работы рекомендуется
следовать определенным правилам. К ним
относятся…

+: все перечисленные
правила

Прием познания,
в результате которого устанавливаются
общие свойства и признаки объектов –
это…

+: обобщение

При использовании
данного метода исследования источником
первичной социологической информации
является человек (респондент) –
непосредственный участник исследуемых
социальных процессов и явлений. Что это
за метод?

+: метод опроса

При использовании
данного метода некоторая группа
помещается в необычную ситуацию (под
воздействие определенного фактора),
где можно проследить направление,
величину и устойчивость изменения
интересующих исследователя (контрольных)
характеристик. Что это за метод?

+: социологический
эксперимент

Приложения к
дипломной (курсовой) работе – это…

+: Вспомогательная
часть работы, в которую входит
иллюстративный материал (графики,
таблицы, статистические данные)

При наличии в
работе более одного приложения они…

+: нумеруются
арабскими цифрами без знака «№»

Принципами научной
организации труда исследователя
являются:

+: все названные
принципы

При рассмотрении
содержания понятия «наука» осуществляется
подходы:

+: структурный,
организационный и функциональный

При чтении
литературы исследователь часто прибегает
к выпискам, способствующим систематическому
накапливанию нужных сведений.

При составлении
конспекта исследователю необходимо
умело сокращать текст. Для этого:

+: использовать все
перечисленное

Проблема научного
исследования – это…

+: то, что предстоит
открыть, доказать, нечто неизвестное в
науке

Проверка гипотезы
происходит на _______________ этапе научного
исследования.

+: исследовательском
(втором)

Процесс литературной
обработки письменной работы для
приведения ее содержания в соответствие
с требованиями – это…

+: редактирование

Р)))))

Рабочая гипотеза
– это…

+: временное
предположение для систематизации
имеющегося фактического материала

Радио- и телевещание,
а также Интернет и различные компьютерные
носители относятся к ______________ источникам
информации.

+: электронным

Развернутая
подробная форма письменной оценки
готовой письменной работы — …

+: рецензия

Разновидность
литературного языка, употребляется в
научных трудах ученых для выражения
результатов исследовательской
деятельности – это…

+: научный стиль

Разработка
гипотезы происходит на _______________ этапе
научного исследования.

+: подготовительном

Редактирование
– это…

+: процесс литературной
обработки письменной работы для
приведения ее содержания в соответствие
с требованиями

Методы научных исследований ответы на билеты — файл n1.docx

приобрести
Методы научных исследований ответы на билеты
скачать (129.1 kb.)
Доступные файлы (1):


    Смотрите также:

  • Баптизманский В.И. Основы научных исследований в черной металлургии (Документ)
  • Гореликова. Основы научных исследований. Учебное пособие (Документ)
  • ЕГЭ. Обществознание. Ответы на билеты (Документ)
  • Кожухар В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие (Документ)
  • Кринецкий И.И. Основы научных исследований (Документ)
  • Учебное пособие — Организация научных исследований (Лекция)
  • Основы научных исследований: учеб. пособие. Аудиофайл (Документ)
  • Ответы к ГОСу по агроэкологии (Шпаргалка)
  • Вопросы и ответы на билеты по Организации производстве (Вопрос)
  • Ответы на билеты. Европейское право (Шпаргалка)
  • Ответы на билеты по физической культуре, Гос. экзамены (Шпаргалка)
  • Бабиюк Г.В. Основы научных исследований (Документ)

n1.docx

Билет 1.Наука как система знаний и вид духовного производства
Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт.
Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.
Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.
Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей.
Справедливости ради надо отметить, что прорыв за пределы повседневного опыта по-своему обеспечивали и предшествующие научному способы освоения мира — мифологический и религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались со временем слишком тяжеловесными и малоэффективными.
Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание природы под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука — это уже средство нападения, орудие духовной экспансии поднимающего голову человека. Это попытка разговора с внешним миром на равных, а не униженным просителем.
Стоит отметить, что наука возникает не столько в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это просто новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость и свои задачи. Ведь не случайно настоящий атеизм встречается у мыслителей эпохи становления науки крайне редко. Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ибо, несмотря на все свои успехи, наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.
Обычно в заслугу науке ставят то, что она вроде бы спустила взор человека с небес на грешную землю, обратила его к практике, принесла ощутимые материальные выгоды, существенно подняла комфортность человеческого существования. Это в общем-то верно, но только для развитой науки, какой она стала в Новое время. Наука же более ранних исторических эпох «витала в облаках» ничуть не меньше религии или искусства. Ее связь с материальным производством была очень незначительной. И тем не менее это была уже наука!
Ее европейской родиной считается Древняя Греция. В родоначальники науки древние греки попали вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, изобретений или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). Учеными в подлинном смысле этого слова их сделал необыкновенный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы прославились тем, что открыли в привычном мире принципиально новый класс объектов анализа, а именно: класс абстракций, понятий, суждений, законов мышления и т.д. Оказалось, что эта идеальная реальность в своем существовании и движении подчиняется каким-то особым правилам или законам, не совпадающим с привычным ходом вещей. Тому, что за обычными, чувственно воспринимаемыми вещами скрывается что-то совсем иное, древние греки не удивлялись. Они привыкли, что гром не гремит без Зевса, а море не волнуется без Посейдона. А вот то, что этот второй, чувственно недоступный мир строго логичен, упорядочен, закономерен и даже открывается людям в спокойном размышлении мудреца, — это было ново и необычно. Удивительным было и то, что различные операции с идеальными объектами (понятиями, числами и прочими абстракциями) оказались куда более плодотворными и значимыми даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с их материальными прототипами.
Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности до сих пор служат предметом философских дискуссий. Но именно он послужил основанием формирования особой сферы человеческой деятельности — науки.
Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.

Специфика научного познания.
В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:

— систематичностью, а также логической
выводимостью одних положений из других;
— объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
— осознанным контролем над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам, т.е. способам и приемам получения нового знания;
— высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значения понятий;
— строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательностью, воспроизводимостью и т.д.
Как видим, научное знание, равно как и процедура его получения, достаточно сложны и необычны для обыденного сознания. Поэтому деятельность в сфере науки требует, как правило, особой подготовки, длительного периода ученичества, в ходе которого осваиваются исторически сложившиеся объемы научных знаний, методы и средства их использования и приращения. А это в свою очередь требует наличия особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров. Правда, это справедливо в основном для развитой, зрелой науки, уже оформившейся в качестве устойчивого социального института.
Процесс этого оформления полным ходом пошел сравнительно недавно — с XVII—XVIII вв. Именно в это время в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением новой формы организации науки — крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Это было связано в основном с изменением социальной роли науки в ее взаимоотношениях с производством.
Практически до конца XIX столетия в триаде «наука — техника — производство» науке принадлежала вспомогательная роль. Однако с рубежа веков, совпавшего с очередной революцией в естествознании, наука начинает опережать развитие производства и постепенно отвоевывает себе роль лидера. Производство как бы теряет независимую логику саморазвития и начинает меняться в соответствии с логикой развертывания науки: появление новых отраслей производства (атомная энергетика, электроника и пр.) инициировано фундаментальными научными открытиями. Начинается триумфальное шествие науки, наводняющей мир умными машинами, способной избавить человека от голода, болезней, бытовых неудобств и прочих несчастий. Бесподобные успехи науки порождают и закрепляют новую веру человечества— веру в науку, будто бы способную дать ответы на все жизненные запросы. (Речь идет, конечно, об индустриально развитой части мира.) Однако эйфория длится недолго. На Западе пик «головокружения от успехов» науки приходится на 60 — 70-е годы. Затем наступает некоторое отрезвление: наука может многое, но далеко не все. У нее большие цели и задачи, но, к сожалению, не универсальные.

Функции науки.
Главные функции науки можно представить в такой последовательности:
— познавательная;
— объяснительная;
— практически-действенная;
— прогностическая;
— мировоззренческая;
— социальной памяти и др.
Ведущей, ключевой функцией науки считается объяснительная. Подлинное назначение науки — объяснять, как устроен мир; почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим; что будет, если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения.
1) Объяснительный потенциал науки ограничен масштабами общественно-исторической практики человечества.
2) Полнота объяснения любого явления действительности всегда упирается, как в глухой забор, в проблему достаточности оснований науки. Большая (и самая надежная) часть современного здания науки построена гипотетико-дедуктивным методом, при котором все частные утверждения и законы теории логически выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом и пр. Однако эти первичные постулаты и аксиомы, не выводимые и, следовательно, не доказуемые в рамках данной теории, всегда чреваты возможностью опровержения. Это относится и ко всем фундаментальным, т.е. наиболее общим теориям. Таковы, в частности, постулаты бесконечности мира, его материальности, симметричности и др. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе бездоказательны. Они «доказываются» хотя бы тем, что все выводимые из них следствия не противоречат друг другу и реальности. Но ведь речь может идти только об изученной нами реальности. За ее пределами истинность таких постулатов из однозначной превращается в вероятностную. Так что сами основания науки не имеют абсолютного характера и в принципе в любой момент могут быть поколеблены.
Эти и многие другие ограничители объяснительного потенциала науки ясно показывают, что ее возможности хотя и велики, но не беспредельны. Поэтому сбрасывать со счетов другие способы освоения мира (философский, эстетический, религиозный и т.д.) заведомо не оправданно.
Суть практически-действенной функции науки заключена в том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и одновременно дает метод, т.е. систему правил и практических приемов обращения с ним. Именно общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки: она есть, во-первых, главный источник научного познания, а во-вторых, — его цель. Считается, к примеру, что науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство и т.д. Связь практических нужд общества с развитием современной науки не менее очевидна; однако она не так уж проста и прямолинейна. Эта связь отчетливо проявляется лишь в итоге, в конечном счете в длительной исторической перспективе. В определении же своих сиюминутных потребностей и интересов наука, в особенности фундаментальная, в значительной степени самостоятельна.
Часто практические последствия того или иного научного открытия становятся очевидными с некоторой временной задержкой, необходимой для движения научных идей по цепочке: фундаментальная теория — система специальных (узких) научных дисциплин — прикладная наука — конкретные технологии. Так было с открытием естественной радиоактивности, носителей наследственности и пр. В целом же взаимоотношения науки с практикой носят характер «самоподдерживающейся реакции» — всякое вызванное запросами практики научное открытие порождает массу практических приложений, о которых в процессе научного поиска обычно и не помышляют. А разрастающееся как снежный ком практическое применение научных идей оказывает обратное, стимулирующее влияние на развитие науки.
Трудно переоценить важность и такой функции науки, как прогностическая. Ее актуальность к концу XX в. возросла многократно. Причины тому очевидны. Современное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации — эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, непредусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность. Кому же, как не ей, и определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения.
Мировоззренческая функция науки задана самой ее сущностью. Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем. Основные типы мировоззрения: мифологический, религиозный, обыденный, научный. Можно сказать, что рождение науки одновременно знаменовало собой появление нового типа мировоззрения, т.е. такой системы взглядов на существование объективного мира, которой свойственны те же черты, что научному знанию вообще, — объективность, системность, логичность и пр. Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства. Ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и др. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.

Наука как система о знании.
В целом перечень функций науки весьма внушителен. Их выполнение подразумевает и достаточно сложный, многоплановый и многоуровневый способ организации науки как системы знаний. Главный стержень этой организации — дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку — в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, — математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.
По предметному своеобразию все научные дисциплины обычно делятся на три большие группы — естественные, общественные и технические. По непосредственному отношению к практике принято выделять науки фундаментальные и прикладные. По глубине же постижения действительности в науках различают два уровня: эмпирический и теоретический.

Билет 2.

Общее понятие о методах научного исследования
Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.
Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.
При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:
а) все явления окружающей нас действительности находятся во взаимной связи и обусловленности. Эти явления существуют не изолированно друг от друга, а всегда в органической связи, поэтому правильные методы научного исследования должны исследовать изучаемые явления в их взаимной связи, а не метафизически, как существующие якобы оторванно друг от друга;

б) все явления окружающей нас действительности находятся всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности. При этом научные методы исследования должны исходить из правильного понимания самого процесса развития: 1) как состоящего не только в количественных, но, что самое главное, в качественных изменениях, 2) как имеющего своим источником борьбу противоположностей, внутренне присущих явлению противоречий. Изучение явлений вне процесса их развития также является одной из существенных ошибок метафизического подхода к познанию действительности.
Следование этим законам в построении и использовании методов научного исследования требует преодоления определенных трудностей. Наше познание так устроено, что оно может изучать явления только аналитически, на какое-то время вырывая их из общей массы явлений: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого,— говорит В. И. Ленин.— Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» *.
Истинно научные методы исследования не могут останавливаться на этом аналитическом этапе; они должны дополнять его вскрытием связей данного явления с другим.
Это положение справедливо в отношении любой науки. Так, психология изучает психические процессы (восприятие, мышление, эмоции и т. д.), выявляя качественные особенности, присущие каждому из них. Но психолог не может правильно понять природу психических процессов, если будет рассматривать их в отрыве друг от друга, а также независимо от физиологических законов высшей нервной деятельности. Неправильно также рассматривать психические процессы вне связи с личностью, которая является их носителем, и с деятельностью, в которой они проявляются. Психические процессы всегда суть процессы того или другого конкретного человека; они приобретают характерные особенности в зависимости’от индивидуальных черт человека, которому принадлежат. Вместе с тем психические процессы, как и психологические черты личности, всегда проявляются только в действиях и поступках человека, в его деятельности. Поэтому они могут быть правильно поняты только через свое выражение в этой деятельности. У человека нет ощущений, восприятий, мышления, эмоций и других психических процессов вне и независимо от той или другой деятельности, в которой они органически участвуют. Человек воспринимает что-либо, обнаруживает те или другие стремления, проявляет различные чувства всегда в процессе труда, учения, решения какой-либо творческой задачи, игры и других видов деятельности. Это справедливо также и в отношении психологических черт личности: темперамент, присущие человеку волевые черты характера, интересы, стремления и т. д. проявляются и развиваются всегда только в связи с той или другой деятельностью.
Таким образом, применяемые в науке методы исследования только тогда приведут к истинному знанию, когда они в своей совокупности отразят данное явление в его развитии и в его существенных связях и отношениях с другими явлениями.
Вопрос 3(?)

Философские методы

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д.
Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования».

Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии — своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.
Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода:

1. Объективность — философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований:

• исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;

• осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;
• исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

• выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;

• умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

• рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

• подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

2. Всесторонность — философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования:

• вычленение предмета исследования и проведение его границ;

• его целостное «многоаспектное» рассмотрение;

• изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

• осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;

• вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгущенный) — философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований:

• «вывести» данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

• проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

• учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

• выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

• рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм — философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования:

• изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;

• реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

• предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:

• выявление предметного противоречия;

• всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

• исследование другой противоположности;

• рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

• определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

• прослеживание этапов развития данного противоречия;

• анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.

Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.
Вопрос 4

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней 42.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литературе45.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика – это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других криминологических явлениях.
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. Юридические науки также пользуются определенной методологией. Ученые-юристы определяют её по-разному. Так, В.П. Казимирчук толкует методологию правоведения как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений.

Сходное понятие научной методологии права и государства дано в учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

По мнению других авторов, методология есть учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета.

С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методология правоведения – это базирующееся на принципах материализма научное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.

По поводу последней точки зрения следует заметить, что понятие методологии несколько уже понятия научного познания, поскольку последнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности и т.д.

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.
Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других юридических наук.


1. Наука и научные исследования.

Наука – особый вид человеческой
деятельности, направленный на выработку объективных системоорганизационных и
обоснованных значений об окружающем мире. Основная деятельность – сбор
фактов, их систематизация, вывод.

Научные исследования – процесс изучения,
экспериментирования, концептуализации, выдвижения и проверки теорий и
гипотез.

Виды исследований:

1. фундаментальные
(глубокое и всестороннее изучение предмета с целью получения новых
основополагающих знаний и закономерностей (физика, химия))

2. прикладные
(исследования, использующие результаты фундаментальной науки для решения
практических задач (биохимия, материаловедение))

3. научно-исследовательские
и опытно-контсруктивные разработки (НИОКР)

Основные компоненты
прикладных исследований:

1) постановка задач;
2) предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения
задач данного класса;3) формулировка исходных гипотез; 4) теоретический
анализ гипотез; 5) планирование эксперимента и его организация; 6) анализ и
обобщение результата; 7) проверка исходных гипотез на основе получения
результатов; 8) окончательная формулировка новых фактов и законов, научные
объяснения и прогнозирование; 9) внедрение результатов в производство.

2. Организация научных исследований.
Две группы методов:


теоретический (замена изучения реальных объектов на их математической модели)


экспериментальный (наблюдения, измерения, корректировка, в ходе которой
выявляются факторы, подтверждающие или опровергающие исходные предположения)

Экспериментальные
исследования, являясь наиболее достоверными, являются приближенными
вследствие наличия неучтенных факторов. Неточность измерения можно снизить
подбором удачной методики, верным планированием.  Окончательное решение о
достоверности эксперимента дает их проверка.

Научно –
исследовательская работа (НИР) включает:

1)
аналитических обзор; 2) теоретические и экспериментальные исследования; 3)
анализ результатов; 4) общие выводы.

Результат
НИР оформляется в виде отчета. Если работа является дорогостоящей, а
уверенности в эффективности объекта нет, то проводится поисковое
исследование, целью которого является оценка целесообразности проведения
крупной НИР.

3. Подготовка и проведение лабораторных
исследований.

Проводят в виде активного эксперимента с
предварительным планированием. Требование к планированию:

1. экспериментальные данные должны быть
обобщаемыми;

2. необходимо изучить влияние значимых
факторов, но при этом их количество минимизировать;

3. количество опытов должно быть минимум;

4. результаты должны быть
воспроизводимыми;

5. стоимость эксперимента и затраты на
труд должны быть минимал.

6. результаты должны быть критически проанализированными
и представляться в удобном для восприятия виде.

В лаборатории
исследований всесторонне изучение невозможно, поэтому чаще всего используют
зависимость критерия эффективности от отдельных факторов процесса, затем
создается система уравнений, описывающих зависимости зависимых переменных от
изменения независимых.

Одним из важных
условий решения таких систем является условие однозначности – число,
параметры которого однозначно характеризуют процесс.

Требования к
экспериментам:

1) необходимо установить
условия однозначности; 2) необходимо исследовать зависимость между
параметрами входящими в условие однозначности; 3) из условия однозначности
следует создать критерий подобия; 4) перенося результаты опытов на условия,
отличающиеся от экспериментальных, необходимо соблюдать подобные условия
однозначности и численное равенство критерий подобия.

Для студентов РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева по предмету Основы научных исследований (ОНИ)Ответы на вопросы к зачету по ОНИОтветы на вопросы к зачету по ОНИ

2020-12-292020-12-29СтудИзба

Ответы: Ответы на вопросы к зачету по ОНИ

Описание

  1. Дайте определение, что такое машина природообустройства?

Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды составляют часть техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов создания, эксплуатации и обслуживания технологических машин и оборудования для производства работ по обустройству окружающей среды и защиты ее от негативного воздействия жизнедеятельности человека.

  1. Поясните общую классификацию технологических машин природообустройства.

Машины природообустройства и защиты окружающей среды классифицируют по видам выполняемых работ:

– проведение мелиоративных работ;

– выполнение рекультивационных работ;

– обустройство и защиты лесов;

– благоустройство городских территорий в разное время года;

– оборудование и озеленение городских территорий;

– защита окружающей среды и т.д.

Характеристики ответов (шпаргалок)

Список файлов

  • ОНИ ответы к зачету.docx 177,45 Kb

Комментарии

Сопутствующие материалы

Свежие статьи

Популярно сейчас

Ответы на популярные вопросы

То есть уже всё готово?

Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.

А я могу что-то выложить?

Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.

А если в купленном файле ошибка?

Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!

Отзывы студентов

Добавляйте материалы
и зарабатывайте!

Продажи идут автоматически

651

Средний доход
с одного платного файла

Обучение Подробнее

Примером инверсии для научного термина является словосочетание:
кислота фолиевая

Исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые ведутся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии, относятся к:
прикладным научным исследованиям

В каком порядке должны располагаться структурные элементы научной работы?
титульный лист – оглавление – введение – основная часть – заключение – список использованных источников – приложения

Определите текст, составленный в соответствии с нормами научного стиля речи.
«В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров».

Какое наклонение глагола практически не употребляется в научных текстах?
повелительное

Обязательным элементом научной статьи является:
заглавие

На причинно-следственные связи в научной работе можно указать, используя следующие слова и словосочетания:
поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же

Приложением к научной работе не могут выступать:
вспомогательные указатели

Число самостоятельных предложений в абзаце научного текста должно быть:
различно и может колебаться в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли

В отличие от научного съезда научный конгресс – это:
собрание представителей целой отрасли науки на международном уровне

Плодотворному развитию науки способствует:
научный плюрализм

Одним из начальных видов письменного представления научных результатов является:
реферат

Ретроспективная библиография предполагает:
подготовку и распространение библиографической информации о произведениях печати за какой-либо период прошлого

Одной из главных характеристик тезисов доклада является:
краткость

Смысловой неточностью при цитировании является:
ограничение цитаты словами, которые содержат только часть мысли цитируемого автора

В названия научных работ не следует выносить:
аббревиатуры

Научный стиль речи характеризуется:
широким употреблением понятий, определений, терминов, иностранных слов

Какой прием изложения научных материалов является предпочтительным?
все указанные приемы являются равноценными

Чем короче заголовок научной работы, тем он:
шире по своему содержанию

Примером пассивной конструкции в научной речи является словосочетание:
в настоящей статье рассматриваются…

Плагиат – это:
умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части

Словосочетания «в августе месяце», «схематический план», «пять человек шахтеров», «семь штук трансформаторов» являются примером такой речевой ошибки как:
тавтология

Рубрикация текста научной работы – это:
деление текста на составные части

В отличие от рабочего плана научного исследования план-проспект включает:
реферативное изложение содержания всех разделов исследования

Обоснование актуальности темы исследования и ее научной значимости осуществляется в такой части научной работы как:
введение

Добавлено через 25 минут
Использование библиографических ссылок в научных работах является:
обязательным

В графике наиболее предпочтительным видом параметрических линий по показателям скорости и точности восприятия являются:
прямые

Наиболее значимую часть Введения научной работы составляет:
описательная часть

По содержанию таблицы подразделяются на:
аналитические и неаналитические

Информативная емкость схемы и чертежа в научной работе:
разная: у чертежа – бόльшая, у схемы – меньшая

Наиболее крупную часть Введения научной работы составляет:
описательная часть

Какое требование к оформлению библиографических записей в списке использованных источников сформулировано верно?
все ответы верны

Изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов, – это:
схема

Показать скрытые формы отдельных машин и механизмов, выделить некоторые наиболее важные их особенности помогает такая иллюстрация как:
технический рисунок

Аннотация научной работы – это:
краткая характеристика содержания научной работы

Страницы, на которых размещаются Приложения к научной работе, должны иметь:
сквозную нумерацию со всем текстом работы

Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, выглядит следующим образом:
сначала в нем размещаются общие или основополагающие работы, а затем – источники, имеющие частный характер

http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/HOFFMAN/374.GIF – это:
формула

Наибольшую надежность (безошибочность) понимания иллюстрации обеспечивает в научной работе:
чертеж

Наиболее распространенным способом группировки литературных источников в библиографическом списке является:
алфавитный

Объем Введения к научной работе должен составлять приблизительно:
5-7% от общего объема работы

Наиболее убедительным и достоверным средством наглядной передачи действительности служит в научной работе такой вид иллюстраций как:
фотография

В случае необходимости внесения в библиографический список нескольких работ одного автора их следует располагать:
по заголовкам работ в алфавитном порядке

Комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение, – это:
формула

Какое правило оформления экспликации сформулировано неверно?
В формулах с дробями в экспликации сначала поясняют знаменатель, а затем – числитель.

Хронологический способ составления библиографического списка позволяет:
показать динамику развития научной деятельности

Перечень принятых сокращений к научной работе следует оформлять:
в алфавитном порядке

Какого вида диаграмм не существует?
строчечная

К вспомогательным элементам графика не относится(-ятся):
нет верного ответа

При подготовке текста устного выступления на защите не следует избегать:
использования малознакомых аудитории слов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Ответы экзамен коммерческое право
  • Ответы фипи английский язык егэ чтение
  • Ответы физика 2013 физика егэ
  • Ответы участников егэ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом проверяются
  • Ответы устного экзамена по русскому языку 9 класс 2022

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии