Отруб третьеиюньский переворот картели булыгинская дума решу егэ

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 254    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Добавить в вариант

Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь <…> Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания «Совета рабочих и солдатских депутатов». У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были «районные комиссары для установления народной власти в районах». Временный комитет Думы был оттеснён в далекий угол дворца <…>, Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. <…> Не имея под руками текста манифеста <…> о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. <…> Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, — как он хитрил, давая октябрьский манифест».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.

2)  Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная Дума.

3)  Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.

4)  Родзянко впоследствии возглавил правительство.

5)  В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.

6)  Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.


Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

У нас, [господа], есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это – система: это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы…

И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1)  Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2)  Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3)  Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4)  Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5)  Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6)  Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  Первая российская революция

Б)  социальные движения XVII в.

В)  Гражданская война в России

Г)  ордынское владычество над Русью

ФАКТЫ

1)  восстание под руководством А. С. Антонова в Тамбовской губернии

2)  восстание под руководством К. А. Булавина

3)  восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

4)  Медный бунт

5)  истребление отряда Щелкана в ходе Тверского восстания

6)  убийство С. М. Кирова

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А)  правление Ярослава Мудрого

Б)  процесс закрепощения крестьян

В)  Первая российская революция

Г)  перестройка

ФАКТЫ

1)  учреждение должности Президента СССР

2)  создание Боярской думы

3)  принятие Соборного уложения

4)  создание Верховного совета СССР

5)  принятие Манифеста 17 октября 1905 года

6)  начало разработки первого свода письменных законов – Русской правды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  экономические реформы Н. С. Хрущёва

Б)  объединение русских земель вокруг

Москвы

В)  Первая российская революция

Г)  Смутное время

ФАКТ

1)  освобождение Москвы от

поляков

2)  третьеиюньский переворот

3)  битва на реке Шелони

4)  начало стахановского

движения

5)  принятие Декрета о земле

6)  создание совнархозов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  перестройка в СССР

Б)  Первая российская

революция

В)  создание Древнерусского

государства

Г)  реформы Избранной рады

ФАКТ

1)  поход князя Олега на Киев

2)  отмена кормлений

3)  созыв I съезда народных депутатов

СССР

4)  созыв I Государственной думы

5)  принятие Соборного уложения царя

Алексея Михайловича

6)  учреждение поста Генерального

секретаря ЦК РКП(б)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  Первая российская революция

Б)  политическая раздробленность русских земель

В)  конституционный кризис 1993 г.

Г)  закрепощение крестьян

ФАКТ

1)  штурм Белого дома в Москве

2)  убийство князя Игоря Старого

3)  издание указа о заповедных летах

4)  провозглашение Всеволода III Большое Гнездо великим князем Владимирским

5)  Октябрьская всероссийская политическая стачка

6)  издание указа об обязанных крестьянах

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в причинах, ходе и основных результатах Первой российской революции 1905–1907 гг. и революционных событий февраля 1917 г. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________


Прочтите отрывок из дневниковых записей.

«Утром 7 декабря вышел первый номер «Известий Московского Совета Рабочих Депутатов», в котором было опубликовано Постановление революционных групп об объявлении в Москве с 12 часов дня всеобщей политической стачки, которую следует стремиться перевести в вооружённое восстание. Весь революционный пролетариат, все рабочие, солдаты и граждане призывались к восстанию против царского правительства… Забастовка началась в течение уже того же дня почти на всех фабриках и заводах, во многих учебных заведениях, на электрической станции и на всех железных дорогах, за исключением Николаевской и Павелецкой. Рабочие стали собираться толпами на окраинах города, где происходили митинги, причём на митинге рабочих в паровозных мастерских станции Москва-Казанская раздавались револьверы и холодное оружие. Другая толпа рабочих с завода Гужона остановила поезд на Московско-Курской железной дороге и выпустила пары. Толпы стали выходить на улицы с красными флагами с надписями: «Да здравствует вооружённое восстание»… Москва объявлена на положении чрезвычайной охраны…

Того же числа мною была послана следующая телеграмма в С.-Петербург: “Возникшее сегодня мятежное движение, выразившееся общей забастовкой всех железных дорог, кроме Николаевской, и начавшиеся уже нападения на железнодорожные станции обнаружили совершенную недостаточность войск гарнизона. Для подавления движения убедительно прошу немедленной присылки бригады пехоты из Петербурга, без чего признаю положение очень серьёзным. Генерал-адъютант Дубасов”».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  События, о которых говорится в дневниковой записи, относятся к 1917 г.

2)  События, о которых говорится в дневниковой записи, происходили в царствование императора Николая II.

3)  В том же году, в котором происходили описываемые события, в России была учреждена Государственная Дума.

4)  Автор дневниковой записи был уверен, что начавшиеся волнения, о которых говорится в дневниковой записи, можно легко подавить силами местного гарнизона.

5)  В волнениях, о начале которых говорится в дневниковой записи, основную массу участников составляли рабочие.

6)  События, о которых говорится в дневниковой записи, были началом Первой российской революции.


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A)  ордынское иго

Б)  первая русская революция

B)  Смутное время

Г)  подготовка Уставной грамоты Российской империи

ФАКТЫ

1)  призвание королевича Владислава на российский престол

2)  правление Александра I

3)  Великие реформы Александра II

4)  замена продразверстки продналогом

5)  битва на реке Воже

6)  издание Манифеста 17 октября

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А)  Великая российская революция 1917 г.

Б)  либеральные реформы 1860–1870-х гг.

В)  укрепление древнерусской государственности

Г)  переход к самодержавному правлению, абсолютизму

ФАКТЫ

1)  создание Приказа тайных дел

2)  создание губернских и уездных земских учреждений

3)  крещение Руси

4)  создание Временного правительства

5)  издание манифеста о законодательных правах Государственной думы

6)  принятие указа об урочных летах

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  установление власти Орды над русскими землями

Б)  Великая российская революция 1917 г.

В)  Смута

Г)  реформы Петра Великого

ФАКТ

1)  учреждение Государственной Думы

2)  принятие Ярославом Всеволодовичем ярлыка на Великое княжение Владимирское

3)  учреждение Сената

4)  Любечский съезд князей

5)  создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов

6)  установление Семибоярщины

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А)  деятельность народников

Б)  Первая русская революция

В)  внешняя политика России во второй половине XVIII века

Г)  опричнина Ивана Грозного

ФАКТЫ

1)  разорение Новгорода

2)  разгром Искоростеня

3)  подписание Кючук-Кайнарджийского мира

4)  подписание Сан-Стефанского мира

5)  убийство Александра II

6)   «Кровавое воскресение»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А)  Первая русская революция 1905-1907 гг.

Б)  народническое движение в России

В)  городские бунты и восстания в Московском государстве в XVII веке

Г)  противостояние Руси и Орды

ФАКТЫ

1)  учреждение Конституционно-демократической партии

2)  Куликовская битва

3)  Крещение Руси

4)  Карибский кризис

5)  Соляной бунт

6)  раскол организации «Земля и воля»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  социальные движения XVII в.

Б)  Великая российская революция 1917 г.

В)  сопротивление реформам Петра I

Г)  ордынское владычество над Русью

ФАКТ

1)  восстание военных поселян под Новгородом

2)  восстание под руководством К. Булавина

3)  Корниловский мятеж

4)  восстание в Твери против Щелкана

5)  восстание под предводительством С. Разина

6)  расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь в первом абзаце отрывка. Назовите императора, о котором сказано в отрывке. Укажите название войны, в которой участвовала Россия в период, когда происходили описанные события.

Показать

1

Используя отрывок, укажите три обстоятельства, которые можно отнести к предпосылкам отречения императора от престола.


2

Задания Д22 C2 № 5029

Укажите название правительства, которое было сформировано вскоре после отречения императора. Назовите партию, пришедшую к власти после свержения этого правительства. Укажите роль адмирала, упомянутого в первом абзаце отрывка, в дальнейших внутриполитических событиях, происходивших в стране.


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

(ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  Смута

Б)  московская междоусобица второй четверти XV в.

В)  Революция 1917 г.

Г)  распространение просветительских идей в Российской империи

ФАКТ

1)  написание А. Н. Радищевым книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

2)  опубликование «Апрельских тезисов» В. И. Ленина

3)  «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского

4)  получение московским князем Иваном Калитой ярлыка на Великое княжение Владимирское

5)  Ленский расстрел

6)  отравление Дмитрия Шемяки

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:


Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца.

«Первое заседание Совещания было назначено 19 июля в 2 часа дня в большом Петергофском дворце… К первому заседанию готовиться серьёзно было невозможно: пришлось поверхностно ознакомиться с проектом Государственной Думы… и только, так сказать, заглянуть в обширные соображения Министерства Внутренних Дел о порядке осуществления Высочайших предуказаний, возвещённых в рескрипте 18 февраля, т. е. проще говоря, в объяснительную записку А. Г. Булыгина к его проекту Государственной Думы…

Заседание началось с молебна… Открылось оно Государем, сказавшим несколько слов, что «надо начать с принципиального, по его мнению, вопроса: находится ли проектируемое в полезном согласии с основными законами…»

Первые члены Совещания… высказались в том смысле, что об ограничении власти самодержавной в проекте Учреждения Государственной Думы нет и речи… Вслед за первенствующими членами Совещания тотчас же высказались и представители крайне-правых, и прежде всех А. С. Стишинский, который определённо оттенил, что если, как предложено, Государю будет представляться только мнение, получившее большинство голосов, …то это будет означать, что Дума привлекается не к совещательной, а к законодательной деятельности…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  Совещание, о котором идёт речь в записках, происходило в 1905 г.

2)  Государь, упоминаемый в записках,  — Александр II.

3)  Совещание, описываемое в записках, происходило в условиях бушующей в России революции.

4)  Участником совещания, описываемого в записках, был М. М. Сперанский.

5)  Автор записок указывает на полное единство взглядов участников Совещания на соотношение планируемого к созданию государственного органа с самодержавной властью.

6)  Государственный орган, созданию которого было посвящено описываемое в записках совещание, получил в итоге более широкие полномочия, чем предполагалось в обсуждаемом на совещании проекте.


Какое символическое название получило событие, о котором говорится в воспоминаниях М. Н. Лядова? Как назывался последовавший за ним период отечественной истории? Кто правил Россией в это время?

Показать

1

О какой организации, в «Отдел» которой попал автор воспоминаний, говорится в документе? Кто её возглавлял? Используя знания по истории, укажите, какими аргументами руководствовались власти, давая разрешение на её открытие?


2

Задания Д22 C2 № 1991

В чём автор воспоминаний видит позитивное значение трагического события, к которому готовились рабочие? К какому общественному движению, по вашему мнению, принадлежит М. Н. Лядов? Используя знания по истории, назовите партию, которая в этот период времени вела революционную пропаганду среди рабочих, видя в них главную силу социального переворота.


Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A)  общественное движение в России в первой половине XIX века

Б)  Революция 1917 года

B)  эпоха Дворцовых переворотов

Г)  «бунташный век»

ФАКТЫ

1)  восстание Степана Разина

2)  восстание Кондратия Булавина

3)  создание Верховного Тайного Совета

4)  Корниловской мятеж

5)  Кронштадтский мятеж

6)  появление западников и славянофилов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Всего: 254    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Home

Subjects

Expert solutions

Log in

Sign up

Upgrade to remove ads

Only RUB 2,325/year

Terms in this set (31)

Аграрные реформы

Аграрные реформы — комплекс реформ в области сельского хозяйства, предложенный и частично реализованный главой правительства Столыпиным в 1906-1911 гг.

Факт: Аграрная реформа предполагала постепенную ликвидацию крестьянской общины, поощрение покупки помещичьих земель крестьянами, кредитование крестьянских хозяйств

Банкетная кампания

Банкетная кампания — общественно-политическая акция в России в честь 40-летия Судебной реформы 1864 г., проводившаяся в форме банкетов

Факты: целью «банкетной кампании» была подготовка новых общественно политических реформ. Банкетная кампания способствовала росту оппозиционных настроений в российском обществе

«Безобразовская клика»

«Безобразовская клика» — название российской политической группировки, существовавшей в 1898-1905 гг. и имевшей целью создание акционерного общества для эксплуатации природных ресурсов Кореи и Маньчжурии

Факты: лидерами «безобразовской клики»были Безобразов, великий князь Александр Михайлович, Плеве и др. «Безобразовская клика» оказывала влияние на принятие политических решений, приведших в итоге к Русско японской войне 1904-1905 гг.

Большевики

Большевики — фракция Российской социал-демократической рабочей партии, образовавшееся в результате раскола партии в 1903 г.

Факты: большевики одержали победу Гражданской войне в России в 1918 — 1922 гг. Лидерами партии большевиков в начале ХХ века были Ленин и Троцкий

Булыгинская дума

Булыгинская дума — проект созыва выборной законосовещательной Государственной думы, разработанный министром внутренних дел Булыгиным в 1905 г.

Факты: проект Булыгинской думы разрабатывался, чтобы успокоить общество. Проект Булыгинской думы предполагал дать избирательные права в основном помещикам и городской буржуазии

Военно-полевые суды

Военно-полевые суды — чрезвычайный судебный орган, предполагающий упрощенное до крайних пределов судопроизводстве и исполнение наказания

Факты: Военно-полевые суды в Российской империи были учреждены в 1906 г. В военно-полевых судах в годы Первой русской революции судопроизводство ограничивалось 48 часами, а приговор приводился в исполнение в 24 часа

Военно-промышленные комитеты (ВПК)

Военно-промышленные комитеты (ВПК) — организации российских предпринимателей, созданные в 1915 г. с целью мобилизации промышленности для военных нужд

Факты: Центральный Военно-промышленный комитет возглавлял Гучков. Благодаря деятельности Военно-промышленных комитетов к 1916 г. было налажено массовое производство вооружений. Военно-промышленные комитеты были ликвидированы в 1918 г.

Государственная дума

Государственная дума — законосовещательный представительный орган в Российской империи в 1906-1917 гг.

Факты: Государственная дума до революции имела 4 созыва. Государственная дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались Государственным советом и утверждались императором

Зубатовщина (полицейский социализм)

Зубатовщина (полицейский социализм) — политика царского правительства, предусматривавшая создание легальных рабочих организаций под контролем правительственных учреждений.

Факты: инициатором создания зубатовщины стал Начальник Московского охранного отделения Зубатов. Целью зубатовщины было отвлечение рабочих от революционной борьбы, ослабление влияния на них радикальных революционных организаций

Китайская Восточная железная дорога (КВЖД)

Китайская Восточная железная дорога (КВЖД) — железная дорога, которая через Манчжурию по кратчайшему маршруту соединила российское Забайкалье с Владивостоком

факт: в 1929 г. на КВЖД произошел конфликт между СССР и Китаем

Кулаки (кулачество)

Кулаки (кулачество) — социальная группа зажиточных крестьян в России, которая использовала наёмную рабочую силу своих обедневших односельчан (батраков)

Факт: в СССР кулачество было ликвидировано в ходе политики сплошной коллективизации путём насильственного изъятия у кулаков имущества и высылки их семей в Сибирь и на Север

Партия Конституционных демократов (кадеты)

Партия Конституционных демократов (кадеты) — либеральная политическая партия в царской России, выступавшая за конституционную монархию и демократические свободы

Факты: Партия Конституционных демократов образована в 1905 г. В декабре 1917 г. партия конституционных демократов была запрещена большевиками как «партия врагов народа»

Меньшивики

Меньшивики — фракция Российской социал-демократической рабочей партии, образовавшееся в результате раскола партии в 1903 г.

Факты: Меньшевики выступали против идеи большевиков захватить власть в результате переворота, считая, что Россия не готова к социализму. Среди лидеров меньшевиков были Мартов, Плеханов и Чхеидзе

Министерская чехарда

Министерская чехарда — ситуация, характеризующаяся частой сменой министров в российском правительстве и постоянным перемещением их из одного ведомства в другое в годы Первой Мировой войны

факты: Министерская чехарда стала одним из последствий кризиса монархии. С 1915-го по февраль 1917 гг. в условиях министерской чехарды сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра и четыре министра юстиции

Мобилизация

Мобилизация — совокупность мероприятий, направленных на приведение армии и государства в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём или в мире

Факты: в 1914 г. в России была объявлена всеобщая мобилизация. В 1916 г. в результате мобилизации населения Туркестана на тыловые работы произошло крупное восстание народов Казахстана и Средней Азии

Модерн

Модерн — архитектурный стиль, для которого были характерны свободная планировка, использование элементов стилей предшествующих эпох и других стран, много кривых линий, растительный орнамент, обильный декор, кованые металлические конструкции

факты: Главный архитектор модерна в России — Федор Шехтель. В стиле модерны был построен Ярославский вокзал в Москве

Отруб

Отруб — земельный участок, выделявшийся из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы

Факты: понятие «отруб» возникло в результате Столыпинской аграрной реформы 1906-1913 гг. Крестьянин мог объединить свои отдельные «полоски» земли в единый отруб. Если крестьянин переселялся из деревни на отруб, то тот становился хутором

Партия социал-революционеров (эсеры)

Партия социал-революционеров (эсеры) — социал-демократическая политическая партия в Российской империи, выступавшая за ликвидацию самодержавия, провозглашение демократической республики

Факты: Партия социал-революционеров была создана в 1901-1902 гг. путём объединения различных народовольческих кружков и групп. Во время революции 1905-1907 гг. эсеры принимали участие в вооруженных антиправительственных выступлениях. Лидером Партии социал революционеров был Чернов

Прогрессивный блок

Прогрессивный блок — объединение ряда фракций Государственной думы IV Созыва, выступавшее за создание правительства, ответственного перед Государственной думой, и включения в его состав лидеров либеральных партий

Факты: Прогрессивный блок был создан в 1915 г. после серии неудач русской армии на фронте на фоне роста общественного недовольства. Лидерами Прогрессивный блока были Милюков, Львов и др. Лидеры Прогрессивного блока участвовали в формировании первого состава Временного правительства

Серебряный век

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу ХХ века и характеризующийся её новым расцветом

Факт: некоторыми творцами Серебряного века являются Лев Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Горький и др.

Снарядный голод

Снарядный голод — ситуация в России времен Первой мировой войны. характеризовавшаяся острой нехваткой боеприпасов и военного снаряжения

факт: снарядный голод был вызван неразвитостью российской промышленности. Снарядный голод привёл к великому отступлению русской армии в 1915 г. и был преодолён к 1916 г.

Совет министров

Совет министров — орган государственный власти, созданный в Российской империи в 1905 г. для координации деятельности высших органов исполнительной власти

Факты: во главе Совет министров находился председатель. Председатель Совета и министры назначались императором и отвечали за свою деятельность перед ним. Первым председателем Совета министров Российской империи был Витте

Советы

Советы — самодеятельные выборные представительные органы революционной власти, впервые возникшие в годы Первой русской революции 1905-1907 гг.

Факты: один из самых известных советов-Петросовет, который в 1917 г. являлся органом борьбы за власть, противопоставлявшийся Временному правительству. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. советы стали выборными представительными органами государственной и местной власти в России

Союз 17 октября (Октябристы)

Союз 17 октября (Октябристы) — либеральная политическая партия в Российской империи, поддерживавшая идеи Манифеста 17 октября 1905 г.

Факты: Союз 17 октября был образован в 1905 г. Лидерами Союза 17 октября были Гучков, Родзянко и др. По мнению октябристов, Манифест 17 октября обозначил начало преобразования России в конституционную монархию

Третьеиюньская монархия

Третьеиюньская монархия — установившийся после революции 1905-1907 гг. дуалистический режим, при котором сильная власть императора была ограничена относительно лояльной ему Государственной Думой

факт: Третьеиюньская монархия установилась в результате избрания Государственной Думы III Созыва, состоявшей из лояльных императору Депутатов

Третьеиюньский переворот

Третьеиюньский переворот — название произошедшего 3 июня 1907 г. досрочного роспуска II Государственной думы, который сопровождался изменением избирательной системы страны

факты: третьеиюньскому перевороту предшествовало отклонение большинством депутатов проекта аграрной реформы Столыпины. После третьеиюньского переворота были изданы «Основные законы Российской империи», что являлось нарушением порядка принятия законов, так как они нуждались в одобрении Думы

Трудовики («Трудовая группа»)

Трудовики («Трудовая группа») — Фракция депутатов-крестьян и народнической интеллигенции в I-IV созывах Государственной думы Российской империи

факт: Программные требования трудовиков — введение демократических свобод, национализация помещичьих земель. Печатный орган трудовиков — газета «Трудовой народ». Трудовики прекратила самостоятельное существование в 1917 г., слившись с народными социалистами

Хутор

Хутор — обособленное индивидуальное крестьянское хозяйство, получившее распространение в результате Аграрной реформы Столыпина

Факт: хуторские хозяйства по идеи Столыпина должны были стать главной опорой царской власти в деревне

Червонец

Червонец — денежная единица в Российской империи и СССР, обеспеченная золотом

факт: червонец как твёрдая валюта была введена в СССР в ходе финансовой реформы 1922-1924 гг.

Чересполосица

Чересполосица — расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с участками другого хозяйства

факт: чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли. Окончательное уничтожение чересполосицы произошло в результате коллективизации в СССР

Черносотенцы

Черносотенцы — ряд правых консервативных и националистических организаций в России 1905-1917, являющиеся сторонниками самодержавия и православия

Факты: Черносотенными партиями являлись «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др. Черносотенцы выступали с позиций антисемитизма и были ответственны за многочисленные еврейские погромы

Students also viewed

Дворцовые перевороты.

8 terms

andreysivergin

Listening 07.09

41 terms

Lomonosovschool

Household chores

21 terms

Lomonosovschool

Эфир 14.09

28 terms

Lomonosovschool

Sets found in the same folder

Александр 1. Внутренняя политика

26 terms

Loskutov_Aleksei

ПМВ и Революция 1917

24 terms

Loskutov_Aleksei

Путин и Медведев

20 terms

Loskutov_Aleksei

Александр 1. Внешняя политика

29 terms

Loskutov_Aleksei

Other sets by this creator

Все карты для ЕГЭ по истории

65 terms

Loskutov_Aleksei

Термины 1917

16 terms

Loskutov_Aleksei

Термины Александр III

9 terms

Loskutov_Aleksei

Термины Александр II

24 terms

Loskutov_Aleksei

Третьеиюньский переворот — это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон.

Целью его было создание подконтрольной царю Николаю Второму Государственной думы, чтобы она не рассматривала радикальные по мнению царизма законы, а пропускала только инициативы царского правительства.

В истории немало примеров, когда положение государства, последствия того или иного события кардинально изменились всего лишь за один день или одним деянием. Именно такие судьбоносные моменты должен знать каждый уважающий себя человек, особенно если это связано с его родиной.

Не так сложно запомнить одну дату и уникальный факт, связанный с ней. Зато потом Вы сможете произвести впечатление на экзамене, при вступлении в ВУЗ или на собеседовании. У Вас всегда будет преимущество над другими кандидатами. Одним из таких событий является Третьеиюньский переворот.

Третьеиюньский переворот: причины и итоги

Высочайший манифест

В начале 20 го века российскую империю накрыла волна протестов и восстаний. Люди требовали свержения монархии, равных законов для всех, экономических и политических реформ. Недовольство граждан нарастало и 17 октября 1905 года царь Николай II был вынужден издать Манифест о расширении прав и свобод простого народа. Манифест был принят в конце первого периода Первой русской революции.

Согласно ему население получило право создавать союзы и проводить собрания, что привело к появлению первых легальных партий. Также этот документ предусматривал создание Государственной думы, состав которой избирался народом. С этого момента император не имел права изменять законы без согласия думского комитета, но оставил за собой возможность распускать и созывать новую.

Первый созыв

В первый народный совет было избрано 448 депутатов. В основном это были представители интеллигенции и крестьян. 154 мандата получили высококультурные и образованные кадеты, а половину всех избранников составили малограмотные представители из народа. Главными обсуждаемыми вопросами были создание демократической державы с конституционно-парламентским строем, обеспечение всех равными правами и свободами, перераспределение земли.

Императора такие требования не устраивали, и 9 июля 1906 г председатель И.Л. Горемыкин подписал указ о роспуске. Первая дума просуществовала всего 72 дня.

Второй Созыв

В состав Второй попало ещё больше трудовиков, кадетов и социал-демократов (62%). Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных. Власть была категорически против этого. Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота. Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки.

Третьеиюньский переворот: причины и итоги

Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века

Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов. Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы. Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов.

Роль П. Столыпина

Министр внутренних дел П. Столыпин напрямую был связан с расформированием народного законодательного органа. Кстати, про остальные его реформы, читайте здесь. Именно он 7 мая 1907 года объявил, что члены Госдумы организовали преступную группу и замышляют террористические акты против Николая II и его семьи. Предлогом для этого стала встреча социал-демократов с военнослужащими, которые передали им «солдатский наказ». В дальнейшем на основании этой встречи было сфабриковано дело по сговору против власти.

Третьеиюньский переворот: причины и итоги

П.А. Столыпин. Председатель Совета Министров России с 1906 по 1911 годы. Годы жизни 1862 — 1911

Таким образом для оправдания роспуска народных представителей Петр Аркадьевич обвинил партию в подготовке антигосударственного переворота и поставил ультиматум — немедленно снять неприкосновенность с подозреваемых. В ответ на это была создана думская комиссия для разбирательства. Власть не стала ждать решения комитета и ночью 3 июня почти всех членов социал-демократической фракции (55 человек) арестовали. А днем 3 июня 1907 г. Николай II объявил Манифест о роспуске Думы и внес изменения в избирательный процесс.

Новый избирательный закон

Целью Третьеиюньского переворота было создание подконтрольного царю большинства. Для уничтожения оппозиции количество выборщиков от крестьян на половину уменьшилось, в то время как от помещиков увеличилось на 33%. Население окраин и национальные меньшинства остались без права голоса. Кавказу и Царству Польскому сократили число выборщиков в три раза. Таким образом 65% всех избирателей были из буржуазии и помещиков. В итоге в III Думу вошли в основном представители правых партий (октябристы, националисты).

Возвращение к монархии

Третья часть мандатов оказалась у октябристов, но для создания большинства этого было недостаточно. Поэтому они удерживали власть, объединяясь с разными партиями. Для принятия одних законопроектов — с кадетами, для других — с правыми. Такой метод создания коалиций получил название «октябристского маятника», а весь механизм правления стали называть «третьеиюньской монархией». С помощью этой системы голосования Николай II и его совет возобновили власть.

Третьеиюньская монархия стала последним этапом российского самодержавия. Она явилась переходом от единоличного правления к правовому государству. Хоть Третьеиюньский переворот и сохранил привилегии дворянства, но возможности буржуазии выросли. Они получили больше прав для влияния на судьбу страны.

Формирование новой проправительственной Госдумы означало поражение революции. Однако её события дали понять правительству, что люди больше не будут молчать, и нужно менять систему. Третий созыв, в отличие от предыдущих, начал полноценно работать. Премьер-министр П. Столыпин, взаимодействуя с октябристами, провел ряд реформ. В первую очередь он пытался решить острые социально-экономические вопросы. Революционные настроения жителей империи утихли, но во избежание новых волнений столыпинские репрессии продолжились.

Мнение историков и современников

Историк П.Н. Милюков кратко описывает итоги Третьеиюньского переворота так: «Но теперь догорели огни революции, началась реакция, и самым ярким проявлением ее было нарушение основных законов царем и созыв Третьей Думы по новому избирательному положению»

Государственный деятель того времени С. Ю. Витте подчеркивает, что особой разницы между I и II думами не было, они обе не смогли сработаться с правительством: «Дума, выбранная по закону, изданному после 17-го октября, никоим образом и ни в каком случае не могла бы ужиться с таким правительством». Он также упоминает, что П. Столыпин пытался воздействовать на результаты выборов и принимал активное участие в заговоре.

А вот российский ученый П. Н. Зырянов считает, что Пётр Аркадьевич принял участие в Третьеиюньском перевороте только ради воплощения в жизнь своих реформ. Также он пишет, что изначально было создано три варианта избирательного законопроекта. Один из них был создан в шутку, в нем прямым текстом преимущество отдавалось крупным землевладельцам. Именно эту «бесстыжую» схему одобрило правительство, а затем и царь.

История
возникновения парламентов в мире.

1265г.
– создание английского парламента.

1302г.
– создание французкого парламента —
Генеральных штатов.

Середина
XIX века

– парламенты возникли в большинстве
Европейских стран в ходе

буржуазных
демократических революций.

1906г.
– создание двухпалатного российского
парламента в составе избираемой
Государственной Думы и назначаемого
Государственного Совета.

История
возникновения парламента в России.

В
Киевской Руси

— существовало народное вече, как форма
участия населения в решении государственных
проблем.

В
Московской Руси(России). В 1549г.

– Иван Грозный созвал всесословный
земский собор, это позволило называть
Россию сословно-представительной
монархией, как и Европейских странах.
Но земский собор не был настоящим
парламентом. Он созывался для получения
царем поддержки со стороны населения.
При Петре I
Земские соборы перестали созываться,
и в стране сложилась абсолютная монархия.

В
1767г.

– Екатерина II
созвала всесословную Уложенную комиссию
для разработки законодательства, которую
можно рассматривать как прообраз
парламента. Всех депутатов было
избранно 564. Всего больше депутатов
досталось городам, потому что всякий
город, большой и малый… посылал по
одному депутату. В состав Комиссии
городских депутатов было 35%; между тем
городские жители не составляли и 5% всего
населения империи. Пропорциональное
отношение представительства по классам
является в таком вид: правительственные
учреждения – около 5%, дворянство – 30%,
города – 39%, сельские обыватели – 14%,
казаки, инородцы, остальные классы –
12%.

В
1810г.

– царь Александр I
созвал Государственный Совет для
разработки законов, это стало первым
шагом к отделению законодательной
власти от исполнительной.

В
июле 1905г.

— Николай II
под давлением общественности поставил
вопрос о создании российского парламента,
который получил название «Булыгинской
Думы». Проект
был разработан в министерстве внутренних
дел, которое возглавлял А. Г. Булыгин.
Большинство населения, согласно проекту,
не имело избирательных прав, в том числе
рабочие, женщины, военнослужащие,
учащиеся. Созыв «Булыгинской думы»
был сорван революционными событиями.
В ходе революции 1905 года царь был вынужден
принять манифест 17 октября, которым
было разрешено создать парламент. В
1905г. – были выборы в парламент.

17
октября 1905г.

– был принят царский манифест разрешающий
создать парламент, как высший орган
законодательной власти.

Механизм
выборов в
I
и
II
Государственную Думу.

Государственная
дума избиралась на 5-летний срок, до
истечения которого могла быть распущена
императором, назначавшим одновременно
новые выборы и время созыва.

В
основание избирательной системы были
положены цензовое и отчасти сословное
начала.
Выборы
в
I
и II
Государственные
Думы проходили на основании «Положения
о выборах в Государственную думу» от
6 августа 1905 года и именного высочайшего
указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении
Положения о выборах в Государственную
думу».

Выборы
были многоступенчатыми, проводились
по четырем неравноправным куриям:

Землевладельческая

Из
2 тыс. чел.

1
депутат

Городская

Из
4 тыс. чел.

1
депутат

Крестьянская

Из
30 тыс. чел.

1
депутат

Рабочая

Из
90 тыс. чел.

1
депутат

Состав
депутатов первых трех Государственных
Дум.

Партии

I
Государственная Дума. 27 апреля – 8
июля 1906г.

II
Государственная Дума. 20 февраля – 2
июня 1907г.

III
Государственная Дума. 1 ноября 1907г. –
9 июля 1912г.

Кадеты

179

92

54

Октябристы

16

54

154

Трудовики

97

101

14

Социал-демократы

18

65

19

Беспартийные
— 105

Народные
социалисты — 14

Крайне
правые — 147

Автономисты
— 63

Националисты
— 56

Литовско-белорусская
группа — 7

Эсеры
— 34

Польское
крыло — 11

Прогрессивная
группа — 28

Мусульмане
– 8

Всего
мест 448

Всего
мест 502

Всего
мест 442

Распущена

Распущена

Работала
полный срок

Причины
роспуска
I
и
II
Государственных Дум.

I
Государственная Дума просуществовала
лишь одну сессию — 72 дня. В различных
комиссиях Думы обсуждались многочисленные
проекты: об отмене смертной казни,
неприкосновенности личности и др.
Основным вопросом стал аграрный.
Обсуждение
аграрного вопроса в Думе способствовало
как росту революционных настроений,
так и недовольству работой депутатов
со стороны правительства.
8
июня Николай II распустил 1 Думу, обвинив
ее в разжигании смуты в стране.

Причиной
роспуска II Думы послужила невозможность
наладить конструктивное взаимодействие
между правительством, возглавляемым
премьер-министром П. А. Столыпиным, и
Думой, значительную часть которой
составляли представители крайних левых
партий (социал-демократы,
социалисты-революционеры, народные
социалисты) и примыкавшие к ним трудовики.

Третьеиюньский
государственный переворот.

«Третьеию́ньский
переворо́т» — широко распространённое
название произошедшего 3 июня 1907 года
в России досрочного роспуска II
Государственной Думы, сопровождавшегося
изменением избирательной системы.
Исполнительная власть изменила
избирательное законодательство, чего
она не имела право делать, потому что
законодательным органом является
парламент.

Основные
решения
III
Государственной Думы.

Основные
вопросы, стоявшие перед III Государственной
Думой: аграрный, рабочий, национальный.

  • Был
    принят столыпинский вариант аграрной
    реформы (на основе указа от 9 января
    1906 г.)

  • По
    рабочему вопросу был принят закон о
    государственном страховании от
    несчастных случаев и по болезни.

  • По
    национальному вопросу в 9 украинских
    и белорусских губерниях были образованы
    земства, Финляндия была лишена автономии.

С
возникновением парламента в России
создались предпосылки для изменения
государственного строя, что является
важнейшим и закономерным этапом
политического развития страны.

Подготовил:
Санаров
А.Е., МБ — 12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    10.04.2015602.62 Кб2314.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

    10.04.2015468.99 Кб1416.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Описание причин третьеиюньского переворота в России

Политический кризис весны 1907

К началу 1907 г. Первая русская революция, продолжавшаяся уже несколько лет, близилась к завершению. Несмотря на то что она потерпела поражение, российский император Николай II под давлением революционных событий был вынужден провести некоторые политические реформы. Но они, как часто бывало в российской истории, стали в значительной степени формальными, в сущности, не затрагивали основных интересов правящих классов и сохраняли фактическую власть за монархом.

Политический кризис и предпосылки переворота

Согласно Манифесту о расширении прав и свобод народа от 17 октября 1905 г., политическая система в стране превращалась в конституционную монархию. Изменения в структуре политической системы не были отражены в специально утверждённой конституции, а введены в Основные государственные законы Российской империи, которые утвердил ещё Николай I в 1852 г. для определения статусов императорской фамилии.

Все законы, предлагавшиеся императором и правительством, теперь могли быть приняты лишь с одобрения Государственной думы, которая должна была избираться всеми слоями населения. Но при этом монарх по своему усмотрению мог в любой момент распустить её, тут же назначив новые выборы.

Первый и второй созывы собрания

Первый и второй созывы собрания

Состав первой Госдумы, избранной в конце апреля 1906 г., получился крайне радикальным, большинство депутатов были избраны от левых партий, поэтому политические и экономические требования его были абсолютно несовместимы с интересами правящего класса.

Первый созыв этого всенародного Законодательного собрания, которое впервые в России должно было работать на постоянной основе, просуществовал всего лишь 72 дня. Он был распущен 9 июля 1906 г., хотя время работы Думы определялось законом в пять лет. Причиной были законодательные инициативы думцев, направленные на утверждение конституционно-парламентского строя, расширение равных для всех слоёв населения социальных прав и свобод, разработка конфискационной аграрной реформы, что было неприемлемо для императорской власти.

Но избранная в конце февраля 1907 г. Вторая Дума оказалась ещё более радикальной, чем первая. Большинство мест в ней снова заняли левые радикалы, в том числе:

  • социал-демократы;
  • эсеры;
  • народные социалисты.

Две ветви власти снова оказались абсолютно несовместимыми между собой, их законодательные проекты постоянно взаимно блокировались, деятельность правительства зашла в тупик. В то же время было ясно, что если просто распустить Законодательное собрание и назначить следующие выборы — это не изменит ситуацию, новую Думу ждёт такая же перспектива противостояния между правительством и законодателями.

Премьер-министр П. Столыпин

Поэтому премьер-министр П. Столыпин по поручению Николая I решает на этот раз не просто распустить Думу, а одновременно изменить избирательные статьи Основных законов таким образом, чтобы результат выборов загодя устроил императора и правительство и содействовал сохранению правящего режима. Такое решение политика было прямым нарушением положений Манифеста, по которым менять законы могла только Дума. Оттого позже эти события получили определение как Третьеиюньский государственный переворот. Маятник успеха в борьбе за власть в тот день снова качнулся в сторону абсолютной монархии.

Но чтобы создать видимость неизбежности такого решения, нужен был серьёзный повод. Несколько таких поводов были созданы самой Думой. Кратко о них:

  • инцидент на заседании Думы 16 апреля;
  • передача депутатам «солдатского наказа»;
  • дело о готовившемся «покушении» на императорскую семью.

Инцидент 16 апреля

Первый крупный инцидент произошёл 16 апреля 1907 года. Обсуждение закона об армейских новобранцах закончилось скандалом. Социал-демократ А. Зурабов, критикуя военную и бюджетную политику правительства, заявил, что в результате её проведения армия будет, скорее всего, успешно воевать с правительством, а не с внешним врагом.

Такое заявление было прямым оскорблением для армии, поэтому военный министр А. Редигер и все присутствующие на заседании Думы члены правительства в знак протеста покинули зал собрания. Это стало началом разрыва сотрудничества между двумя ветвями власти.

На следующий день П. Столыпин, который вначале был непротив разрешить конфликт мирно, изменил своё мнение и заявил на заседании Совета Министров о решении добиваться роспуска Думы и изменения избирательного закона. Это мнение совпало с желанием Николая II.

Солдатский наказ и майский конфликт

Социально-политические итоги

29 апреля Военная организация социал-демократов провела в Политехническом институте собрание солдат, на котором было решено составить «солдатский наказ», рассказывающий о трудностях военной службы, и передать его депутатам от фракции РСДРП. Копия документа с помощью информаторов, внедрённых в организацию, сразу же попала к П. Столыпину. Ознакомившись с его содержанием, премьер-министр распорядился арестовать депутатов от социал-демократической фракции в момент визита к ним солдатской делегации.

Передача документа делегацией должна была состояться вечером 5 мая в штаб-квартире социал-демократической фракции. Здесь полиция и планировала арестовать депутатов с поличным, но почему-то не явилась вовремя и солдатская делегация уже успела уйти. Но даже то, что не успели уничтожить депутаты во время последующего ожидания судебных властей, могло свидетельствовать об антиправительственном заговоре. Сам же текст «наказа» не отличался чем-то примечательным. Составление таких документов, которые должны были свидетельствовать о выполнении партией воли масс, было рядовой практикой партийных активистов.

Через несколько дней, 7 мая, по инициативе правых фракций в Думе началось обсуждение ходивших в обществе слухов о раскрытии готовившегося покушения на императора. В свою очередь, представители левых потребовали объяснений по событиям 5 мая, которые они пытались преподнести как свидетельство произвола полицейских властей и использовать этот случай как удобный предлог для атаки на правительство.

В ответ П. Столыпин заявил, что для обеспечения общественной безопасности будет и в дальнейшем действовать так же. Между депутатами началась жёсткая дискуссия и в результате был составлен официальный запрос к правительству по поводу событий 5 мая, на который Дума так и не получила ответа.

Проект нового избирательного закона

Процесс подготовки новых избирательных статей проходил непросто. Разрабатывался он тайно Министерством внутренних дел, об этом не был уведомлён даже Совет Министров. Сама же идея изменения избирательного законодательства окончательно оформилась и стала приобретать реальные очертания в конце 1906 г., после начала работы II Думы.

Проект нового закона был готов уже в мае 1907 г., задолго до роспуска II Думы. К рассмотрению правительства было подано три варианта:

Подготовка нового избирательного закона

  • первый вариант полностью разделял избирателей на курии землевладельцев, горожан, крестьян и евреев;
  • второй вариант, названный «бесстыжим», предусматривал предварительное утверждение результатов выборов губернскими избирательными собраниями, что давало возможность контролировавшим эти учреждения землевладельцам и богатым горожанам провести в Законодательное собрание угодных им депутатов;
  • по третьему варианту члены Думы должны были избираться губернскими и уездными земскими собраниями.

Обсуждение происходило в обстановке чрезвычайной секретности, на заседаниях присутствовали лишь члены Совета Министров, был удалён весь технический персонал. В результате члены кабинета так и не пришли к единому мнению и было решено просить императора провести расширенное обсуждение проектов, в котором должен был принять участие Государственный совет.

Переворот 3 июня

Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.

1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.

Проект нового избирательного закона

Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.

В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.

Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.

Социально-политические итоги

Переворот 3 июня, итоги

Значение и суть третьеиюньского переворота состояли в попытке сохранить старую систему власти, полностью подконтрольную императору, парламент при которой должен был выполнять фактически декоративную функцию или же был бы громоотводом при принятии непопулярных решений. Частично это удалось. Решениями Думы стала управлять не сила закона, а желания «сильных и богатых», совпадающие с указаниями сверху.

Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.

Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.

Истинная причина третьеиюньского переворота была в нежелании правящего класса Российской империи модернизировать политическую систему соответственно требованиям времени. Как бы то ни было, ещё одно фактически насильственное недопущение в высший законодательный орган страны представителей «черни» заложило под государство бомбу замедленного действия. Очередная попытка грубо проигнорировать волю простого народа, лавирование между его требованиями и интересами господствующих классов, чтобы избежать «больших потрясений», на этой раз окончилась катастрофой.


Выбор исторических событий из ряда нескольких


Сейчас мы разберемся с заданием №3 из первой части ЕГЭ по истории. Грамотно подойдя к этому заданию, можно с легкостью выполнить номер без ошибок.

Итак нам представлен список из шести терминов, два из которых являются лишними в данном ряду. В задании нам также указывают критерий, исходя из которого нам и придется их рассортировывать( это может быть отдельный век или период истории России, эпоха правления отдельной личности, отдельное историческое событие и так далее).

Наша цель – элиминировать неправильные варианты, чтобы получить свои заветные 2 балла! Допустив одну ошибку, мы получаем 1 балл, который тоже не лишний. Так что даже если термины кажется тебе незнакомыми, не отчаивайся. Никогда не оставляй ответ пустым, надейся на удачу и запиши хотя бы свои предположения. Это, кстати, касается и заданий второй части.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания, изучаем критерий сортировки
  2. Изучаем предложенные варианты ответа
  3. Сопоставляем каждый вариант с предложенным критерием
  4. Элиминируем неправильные варианты
  5. Еще раз проверяем себя, записываем ответ

Разбор типовых вариантов заданий №3 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

[su_note note_color=”#defae6″]

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

  1. вольные хлебопашцы
  2. министерства
  3. декабристы
  4. третьеиюньский переворот
  5. мировые судьи
  6. октябристы

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

[/su_note]

На первый взгляд разобраться с заданием довольно сложно. Зная несколько хитростей и прорешав несколько КИМов , мы без затруднений найдем верный ответ!

Если критерием вашего списка стал век или отдельный период, постарайтесь вспомнить как можно больше событий так или иначе относящихся к нему. В нашем случае это XIX век. Что же должно вспомниться? Конечно это восстание декабристов, Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, контрреформы Александра III и другие не менее важные моменты.

Начинаем как всегда с легкого. Декабристы. Нам без лишних слов очевидно, что это явление именно 19 века, а конкретно 1825 года, следовательно этот ответ нам уже не подходит. Можем вычеркнуть его прямо в КИМе, чтобы не запутаться и не ошибиться.

Двигаемся дальше. Третьеиюньский переворот или третьеиюньская монархия. Человеку, который хорошо знаком с историей это название говорит о многом. Но как быть, если для вас это ничего не значит? Запомним, что именно 20 век был насыщен событиями настолько, что каждый день мог иметь свое отдельное значение. Недаром на изучение именно 20 века отводится огромное количество времени. К этому относятся события 3 июня 1907 года, когда была досрочно распущена II Государственная дума. Этот день считается днем завершения революции 1905-1907 годов. События 20 века нам не подходят, поэтому мы имеем полное право выбрать этот вариант в качестве верного.

Стоит помнить, что в заданиях этого типа мы всегда находим ДВА события!

Ищем дальше. Возьмем, к примеру, вольных хлебопашцев. Указ, который так и назывался “Указ о вольных хлебопашцах” был издан Александром I в 1803 году. Зная это, мы вычеркиваем данный вариант и двигаемся дальше. Партия октябристов была создана в 1905 году. По-другому они назывались “Союз 17 октября”. Долгое время они выступали под предводительством Гучкова. Также туда входили такие личности , как М.В.Родзянко, Н.А.Хомяков, Д.Н.Шипов и другие. Октябристы образовались во времена первой русской революции и не имели никакого отношения к 19 веку.

Мы нашли два лишних варианта. Если вы уверены в своем ответе, можно сэкономить время и не проверять остальные варианты. Но в спокойной обстановке сделать это не помешает. Исключив лишние, мы автоматически приписали министерства и мировых судей к 19 веку. Так ли это? Сейчас разберемся.

В 1864 году Александром II была проведена судебная реформа, в ходе которой и был введен институт мировых судей. Правда, спустя несколько лет институт мировых судей претерпевал значительные изменения и почти был упразднен, однако это не меняет его отношение к 19 веку. Как и мировые судьи, также и министерства, были основаны в 19 веке. Указом Александра I еще в 1802 году все коллегии были заменены на 8 новых министерств. Делаем вывод, что наш выбор был правильным.

Ответ: 46


Второй вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=”#defae6″]

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) правления Петра I.

  1. генерал-прокурор
  2. подушная подать
  3. кормление
  4. Стоглавый собор
  5. Главный магистрат
  6. фискалы

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

[/su_note]

Попробуем сделать это задание иначе. Существует несколько подходов. Если в прошлом задании мы разбирали каждый вариант пока не нашли два верных, здесь же попробуем сразу исключить два ненужных нам.

Нам предстоит опираться на эпоху Петра I , а значит мы можем использовать некую хитрость: все те названия органов , должностей и т.п. , которые не привычны Руси , скорее всего являются нововведениями Петра, т.к. Он ориентировал свою политику на манер зарубежных традиций.

Попробуем! Читая все представленные термины, мы явно понимаем, что генерал-прокурор, Главный магистрат и фискалы явно не привычны для именно российского уклада, значит вероятнее всего, относятся к эпохе Петра.

В чем же встают наши затруднения? Подушная подать или подушный оклад. Этот термин появился в 1724 году, когда началась поголовная перепись населения и был введен налог с “души”. Это значит, что оставшиеся два варианта нам подходят!

И это действительно так, кормление было отменено уже в 1555 году, а Стоглавый собор относится к 1551 году.

Ответ: 43


Третий вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=”#defae6″]

Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.

  1. ГКО
  2. НКВД
  3. СНК
  4. РККА
  5. СЭВ
  6. КПСС

Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур, относящихся к другому историческому периоду.

[/su_note]

Это задние относится к достаточно сложным. Разобраться с аббревиатурами можно только в том случае, если вы четко понимаете их расшифровку и знаете, к какому периоду данный термин относится.

Еще и период выбран непростой, т.к. ВОВ требует запоминания очень многих дат, событий и терминов.

Придется разбираться!

Расшифруем каждую аббревиатуру:

  1. ГКО- государственный комитет обороны
  2. НКВД- Народный комиссариат внутренних дел СССР
  3. СНК- Совет народных комиссаров
  4. РККА- Рабоче-крестьянская Красная армия
  5. СЭВ- Совет экономической взаимопомощи
  6. КПСС- Коммунистическая партия Советского Союза

Итак, разбираемся с каждым и работаем на запоминание.

ГКО – чрезвычайный орган управления, созданный именно на время ВОВ; обладал всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в стране. Следовательно, этот вариант нам не подходит.

НКВД

НКВД – это орган охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; просуществовал он вплоть до 1943 года, что так же включило период ВОВ.

СНК – это правительство советской России с 1917 по 1946 годы, значит, нам не подходит.

Осталось выбрать между тремя представленными вариантами, два из которых лишние. Даже рассуждая логически, мы понимаем, что “армия” скорее всего, непосредственно относится к войне, к тому же вспоминаются разные плакаты времен ВОВ. Где фигурировала Красная армия.

Методом элиминирования мы пришли к выводу , что СЭВ и КПСС относятся к другим периодам. И это действительно так, ведь СЭВ был создан уже после ВОВ в 1949 году, а КПСС относится к 1952 году.

Ответ: 56


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=”#defae6″]

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям, происходившим в СССР в 1930-е гг.

  1. пятилетка
  2. раскулачивание
  3. трудодни
  4. многопартийность
  5. приватизация
  6. стахановцы

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

[/su_note]

Опять же задания связанные с СССР вызываю много трудностей. Поэтому во время подготовки, “ на берегу”, стоит отработать их полностью.

СССР 1930х годов. Что это? Это директивная экономика, новая конституция, пятилетние планы, колхозы, репрессии и многое другое. Пятилетка и стахановцы это непосредственно взаимосвязанные термины, ведь стахановцы появились именно в 30-40х годах, когда ставился определенный план, и те, кто достигали высокой производительности относились именно к стахановскому движению.

Особое сомнение у нас должно вызвать слово “многопартийность”. В 30е годы об этом не было даже речи. Резолюция Десятого съезда РКП(б) привела к фактическому прекращению внутрипартийной демократии, а о наличии и действии нескольких партий оставалось только мечтать.

Также нас настораживает “приватизация”. С этим слово ассоциируются имена Гайдара и Чубайса, а они никак не современники событиям 1930х годов. Их деятельность относится к 1990 годам.

Делаем вывод, что варианты 45 нам не подходят. Проверим остальные. Раскулачивание – это политика имущественного преследования крестьян и началась она как раз в 1930х годах. Трудодни – мера учета количества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год.

Ответ: 45

Максим Романович | Просмотров: 3.6k

Третьеиюньский переворот


Третьеиюньский переворот

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 98.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 98.

Датой Третьиюньского переворота в России стало 3 июня 1917 года. Такое название получило событие, суть которого состояла в роспуске II Государственной Думы и внесении изменений в избирательную систему.

Политическая ситуация к началу 1907 года

Следствием первой русской революции и манифеста 17 октября 1905 года стало появление Государственной Думы, но избирательная система была такова, что выборы выиграли представители левых партий.

Третьеиюньский переворот

Рис. 1. Третьеиюньский переворот.

К таковым относились:

  • Эсеры. Социалисты-революционеры.
  • Народные социалисты.
  • Социал-демократы.
  • Трудовики.

I Дума просуществовала с конца апреля до начала июля 1906 года. Она провела только одну сессию и была распущена императором Николаем II. Вскоре была созвана II Дума. В нее было избрано 518 депутатов, а председателем стал кадет Федор Головин. Самой многочисленной фракцией в нем стала трудовая крестьянская из 104 депутатов. Помимо нее, в состав Думы вошли представители таких политических партий:

  • Кадеты – 98.
  • Социал-демократы – 65.
  • Беспартийные – 50.
  • Польское коло – 46.
  • Октябристы – 44.
  • Эсеры – 37.
  • Мусульман и казаков – 30 и 17.
  • Народные социалисты – 16.
  • Монархистов – 10.

II Дума собралась в Таврическом дворце Санкт-Петербурга 20 февраля 1907 года. Правительственный лагерь в ней был немногочисленным, он состоял только из 54 депутатов.

6 апреля в ней произнес речь председатель совета министров П. А. Столыпин. Он огласил программу реформ и она вызвала дискуссию, которая переросла в нападки депутатов друг на друга. Они даже не стали торопиться с принятием бюджета на 1907 год. Власть была недовольна работой Думы, а идея об изменении избирательного закона появилась в январе 1907 года у государственного контролера Петра Шванебаха.

В мае 1907 года началась заседания правительства. На них обсуждали новый избирательный закон. Участие в этом принимали: Столыпин, министр иностранных дел Извольский, министр юстиции Щегловитов, министр финансов Коковцов, обер-прокурор Синода Извольский.

Николай II

Рис. 2. Николай II.

Июньский кризис

Власти стали вести подготовку к роспуску Думы по двум направлениям. Во-первых, правительство разрабатывало избирательный закон, а во-вторых, прокуратура стала готовить следствие документы в отношении социал-демократов.

1 июня в Думе выступил Столыпин, он предложил лишить 55 депутатов права участия в заседаниях. Однако, согласия среди депутатов разных фракций не последовало. В субботу 2 июня в Петергофе Николай II получил на подпись акт о роспуске Думы. Указ был обнародован 3 июня вместе с новым избирательным законом. Утром депутаты пришли к Таврическому дворцу и обнаружили, что он закрыт и находится под охраной полиции. К дверям был прикреплен манифест о роспуске Думы.

Новый избирательный закон лишал представительства народы Средней Азии и якутов. Представительство польских губерний и Кавказа сократилось, как и количество городов, которые выбирали депутатов отдельно от губерний.

Последовавшие выборы привели к тому, что III Дума открылась 1 ноября 1907 года и в ней расклад был уже не в пользу левых, зато увеличилось представительство монархистов, октябристов и умеренно-правых. Эсеры и народные социалисты бойкотировали выборы.

Первым председателем новой Думы стал Николай Хомяков. В ней было 446 депутатов. Больше всего мест получила партия “Союз 17 октября” – 148 человек. III Дума проработала пять лет – до июня 1912 года.

Государственная дума 1907

Рис. 3. Государственная дума 1907.

Заключение

Что мы узнали?

Причины и итоги событий 3 июня 1907 года кратко проходят в 9 классе. Деятельность II Государственной Думы не устроила Николая II и его министров, поэтому они внезапно для депутатов распустили ее и издали новый избирательный закон, от которого выиграли монархисты.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 98.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отрочество ударение егэ
  • Отрочество краткое сочинение
  • Отрочество иксы кровоточащий начата опошлить егэ
  • Отрицательный контроль егэ биология это
  • Отрицательный контроль егэ биология примеры

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии