Отрицательный контроль егэ биология это


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови  — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

1

Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке А? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой  — в пробирку на рис. Б?


2

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.

1

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется термостат. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку в термостате менее 15 минут?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.


2

Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирке раствор не поменял цвет на сине-фиолетовый?


3

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется термостат. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку в термостате менее 15 минут?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.

1

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).


2

Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирке раствор не поменял цвет на сине-фиолетовый?


4

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, почему в эксперименте используется хлорид кальция.

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Экспериментатор провел эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний из пруда и поместил их в растворе с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.

Вода из пруда Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)
0,2 0,4 0,6 0,8
ЧСС/10 минут 250 293 347 412 432

1

Как зависит частота сердечных сокращений от концентрации ионов кальция в растворе? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека). Ответ поясните.


5

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)?Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Забор крови Количество эритроцитов, млн/мм3
Первый 5,5
Второй 7,2
Третий 8,1

Ученый провел эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 500 м, второй раз  — через три недели проживания в горной деревне на высоте 2135 м над уровнем моря, третий раз  — после второго этапа  — восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).

1

Исходя из функции эритроцитов в крови, объясните наблюдаемое изменение параметра крови. Какие изменения органов сердечно-сосудистой системы и крови происходят у спортсменов?

Пройти тестирование по этим заданиям

 «Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский

Эксперимент

Эксперимент – это метод познания, в ходе которого человек создает разные воздействия на изучаемый объект или разные условия влияния на него и наблюдает результат.

Особенность: В процессе эксперимента выполняющий его или исследователь всегда активен, а при наблюдении – пассивен; в этом – существенное отличие данных методов.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение.


Независимая переменная – параметр, который задается экспериментатором.

Представьте, что вы проводите эксперимент. Те параметры, которые изменяете вы, являются независимой переменной

Зависимая переменная – параметр, который меняется в ходе эксперимента.

Это те параметры, которые меняются из-за того, что вы меняете какие-либо условия, т.е. зависят от ваших условий.


Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами. Так, нулевая гипотеза считается верной, пока нельзя доказать обратное. Для обозначения нулевой гипотезы часто используют символ H0.

То есть при актуальности нулевой гипотезы если вы меняете какой-то параметр, то он не влияет на другой параметр, потому что они не взаимосвязаны.

Альтернативная гипотеза  – утверждение, противоположное нулевой гипотезе.


Отрицательный контроль  –это сопутствующие эксперименты, в которых изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию

Это гарантирует, что положительный результат в основном эксперименте может быть обусловлен только изменением переменных.

То есть надо независимую переменную (ту, которую меняет сам экспериментатор) теперь сделать постоянной.

pic22 08 28


Просмотров: 8176

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор исследовал активность роста плесени при разных температурах. Для опыта он взял кусочки влажного хлеба, споры белой плесени — мукора (Mucor Mucedo) и поместил в чашки Петри в условия с разной температурой: 2-6 °С, 10-15 °С, 24-26 °С.

20844. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — скорость роста плесени мукора;
независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — температура окружающей среды;
(должны быть указаны обе переменные)
2) Споры мукора необходимо поместить в чашки Петри, температурные условия в которых (искусственно экспериментатором) не меняются в течение всего эксперимента
3) Остальные параметры (вид плесени, длительность эксперимента и др) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли для роста плесени 24-26 °С — это более благоприятная температура

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20844.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить, влияет ли наличие удобрений в водоёме на скорость зарастания воды зелёными водорослями. Для этого она отбирала воду из пруда рядом с домом, добавляла в неё различные концентрации удобрения и разливала по емкостям. По прошествии двух недель измерялась выраженность зелёного цвета воды в ёмкости («зелёность» измерялась в соответствии с условной шкалой). Результаты она нанесла на график.

Задание ЕГЭ по биологии

20842. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно поддерживать температуру для всех ёмкостей постоянной? Какие ещё факторы могли повлиять на результат эксперимента? Приведите не менее двух факторов.
(*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

Добавить в избранное

1) Нулевая гипотеза — выраженность зелёного цвета воды не зависит от концентрации удобрений в воде
2) Процесс цветения воды обусловлен размножением (одноклеточных) водорослей (и цианобактерий) в ней
3) При различной температуре скорость размножения водорослей (активность фотосинтеза у водорослей) будет разной
4) Ещё могут повлиять освещённость (длина волны света) и содержание CO2, (углекислого газа) в воде (должны быть указаны оба)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20842.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить, как удобрения влияют на размер корнеплода редиса. Для этого она сажала редис в кадки и поливала эти кадки водой с добавлением азотсодержащих, фосфорсодержащих или обоих типов удобрений. Через 6 недель растения были выкопаны, помыты от остатков почвы, и корнеплоды были взвешены. Результаты экспериментатор занесла в таблицу.

Задание ЕГЭ по биологии

20840. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Почему в данном эксперименте важно контролировать температуру выращивания?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — тип удобрения
зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — масса корнеплода (должны быть указаны обе переменные)
2) Необходимо посадить редис в ещё одну кадку, которая будет поливаться водой без добавления удобрений
3) Остальные параметры (время выращивания, состав почвы и др) необходимо оставить без изменений
4) При различной температуре скорость роста растений (и набора массы корнеплодами) может меняться, поэтому при разной температуре не удастся достоверно установить зависимость массы корнеплода от типа удобрения

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20840.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить влияние пребиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества пребиотика в жидкую питательную среду и вносила туда одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате, после чего измерялась оптическая плотность (мутность) среды с бактериями. Результаты эксперимента представлены на графике.

Задание ЕГЭ по биологии

20838. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Предскажите, какой будет оптическая плотность в отрицательном контроле (относительно других образцов)?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — концентрация пребиотика в питательной среде; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — оптическая плотность среды (должны быть указаны обе переменные)
2) Необходимо посеять бактерии в среду без добавления пребиотика
3) Около 0,2 единицы
ИЛИ
ниже всех других значений, но выше нуля

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20838.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила выяснить, влияют ли условия хранения апельсинов на количество витамина C, которое содержится в свежевыжатом соке. Для этого она собрала 30 свежих апельсинов с одного дерева. По 10 из них она поместила в холодильник (+4 °С), в морозильную камеру (-20 °С) и оставила при комнатной температуре (+22 °С). Спустя 15 дней, экспериментатор выжала сок из этих апельсинов и определила в нём концентрацию витамина C. Результаты она заносила в таблицу.

Задание ЕГЭ по биологии

20836. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно поддерживать температуру во время хранения постоянной? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если взять всего по одному апельсину в каждую группу?
(*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

Добавить в избранное

1) Нулевая гипотеза — содержание витамина С в соке не зависит от температуры хранения апельсинов
2) Периодические изменения температуры могут ускорять или замедлять распад витамина С, что не позволяет в явном виде установить зависимость от температуры при хранении
3) В апельсинах может быть изначально различное содержание витамина С
4) Из-за этого после эксперимента содержание витамина С будет больше зависеть не от температуры хранения, а от исходного содержания витамина в апельсине

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20836.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила выяснить, есть ли зависимость между количеством употребляемого кофе и реакцией организма на него. Для этого она выбрала две группы испытуемых. В первой было 10 человек в возрасте от 16 до 20 лет, которые пили кофе лишь изредка, не регулярно. Во второй группе — 10 человек аналогичного возраста, которые пили кофе каждый день. Представители каждой из групп выполняли стандартный набор физических упражнений, после чего замерялось время возврата их пульса к норме. Затем испытуемым выпивалась чашка крепкого эспрессо, после чего набор упражнений повторялся, и опять замерялось время возврата пульса к норме. Результаты эксперимента были занесены в таблицу.

Задание ЕГЭ по биологии

20834. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Зачем экспериментатор давала испытуемым короткий опросник, включающий вопросы о том, сколько человек обычно спит и сколько спал(а) в ночь перед экспериментом?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — количество употребляемого кофе (регулярность употребления кофе); зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — разница в скорости восстановления пульса после упражнения до и после приёма кофе (должны быть указаны обе переменные)
2) Необходима третья группа испытуемых — люди, вообще не употребляющие кофе
3) Возраст и количество испытуемых в этой группе должны быть такими же, как в остальных двух
4) Реакция на кофе у усталых и бодрых людей может различаться
5) Поэтому важно перед исследованием знать, был ли человек хорошо выспавшимся в момент исследования

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20834.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить, изменяется ли качество воды в реке Москве по мере её протекания через город. Она отбирала пробы воды из реки в разных местах города и оценивала содержание ионов тяжёлых металлов в ней. Оказалось, что чем ближе к выходу Москвы-реки из города, тем выше содержание тяжёлых металлов в воде.

20832. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно собрать все пробы в один день?
(*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

Добавить в избранное

1) Нулевая гипотеза — содержание тяжёлых металлов не зависит от места сбора проб (протекания реки через город)
2) Ионы тяжёлых металлов в воде могут накапливаться со временем
3) Недавно прошедший дождь может изменить концентрацию ионов тяжёлых металлов (из-за разбавления воды в реке дождевой водой из ливневой канализации)
4) Поэтому если собирать образцы в разное время, то не удастся в явном виде установить зависимость в данном исследовании

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20832.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить, какое количество бактерий из капсулы пробиотика (препарат, содержащий кишечные бактерии) выживает и оказывается в толстом кишечнике после приёма. Для этого она инкубировала капсулы пробиотика в желудочном соке и соке поджелудочной железы. После этого бактерии отделялись от содержимого сока центрифугированием и высевались на чашки Петри. Определялось количество колоний бактерий на чашке после выращивания. Результаты эксперимента заносились в таблицу.

Задание ЕГЭ по биологии

20830. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Почему важно инкубировать таблетки пробиотика во всех повторах при одной и той же температуре?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — время инкубации ИЛИ жидкость, в которой пробиотик инкубировался; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — количество колоний на чашке Петри (должны быть указаны обе переменные)
2) Одна из таблеток должна инкубироваться в дистиллированной воде / физрастворе перед посевом на чашку Петри
3) Остальные параметры (время инкубации, температура и др) необходимо оставить без изменений
4) Температура влияет на активность ферментов
5) При разной температуре ферменты пищеварительных соков будут работать с разной скоростью, что не позволит достоверно установить зависимость от типа сока

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20830.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решил установить зависимость активности фермента трипсина человека от различных факторов среды. Для этого он наливал в пробирки буфер с различным pH, добавлял фермент и полипептиды. Через 5 минут реакция останавливалась, и оценивалось количество оставшихся полипептидов по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента был построен график.

Задание ЕГЭ по биологии

20828. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? При какой температуре стоит проводить реакцию в эксперименте для достижения оптимального результата?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — рН буфера; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — количество нерасщеплённого белка (должны быть указаны обе переменные)
2) В пробирку необходимо добавить буфер и полипептиды, но не добавлять фермент
3) Параметры инкубации (время выдержки, состав буфера и др) необходимо оставить без изменений
4) При 37 °С (36,6 °С)
ИЛИ
при любой температуре между 1 и 42 °С, но важно, чтобы она была одинаковая на протяжении всего эксперимента

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20828.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор решила установить влияние антибиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества антибиотика гентамицина в питательную среду на чашки Петри и сеяла одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате. Подсчитывалось количество индивидуальных колоний бактерий на чашках. Результаты эксперимента приведены в таблице.

Задание ЕГЭ по биологии

20826. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Для чего экспериментатор посеяла чашку с заведомо превышенной концентрацией антибиотика в 15 мкг/мл?
(Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Добавить в избранное

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — концентрация антибиотика (гентамицина) в питательной среде; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — количество колоний бактерий на чашке Петри (должны быть указаны обе переменные)
2) Необходимо посеять бактерии на чашку Петри без антибиотика в среде
3) Остальные параметры (время инкубации, температура и др) необходимо оставить без изменений
4) Чашка с 15 мкг/мл антибиотика нужна, чтобы убедиться, что этот антибиотик действует на этот штамм бактерий (это положительный контроль)
ИЛИ
если бы на чашке с 15 мкг/мл выросли бактерии, это бы означало, что антибиотик не сработал и результатам на остальных чашках доверять нельзя (это положительный контроль)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 20826.


Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

В начале месяца мы уже рассказывали о том, что нового подготовил ФИПИ выпускникам в этом году. И, когда вы уже немного привыкли к учебе, можно начинать нарешивать тесты, а нам с преподавателем школы Умскул Жанной Казанской — помогать вам.

Из чего состоит экзамен?

Для начала разберемся со структурой, потому что знание формата заданий и их тематики — это уже половина успеха. 

Итак, в этом году в тестовую часть включили 22 задания: в первом нужно будет вписать термин, в следующих двух — рассчитать числа, и дальше в 19 заданиях выбрать несколько правильных ответов.

Чуть сложнее — вторая часть: в 7 вопросах здесь нужно ответить развернуто. Но и баллов за это поставят больше — три.

Вообще, проблема экзамена по биологии — это то, что в заданиях может попасться абсолютно всё, что угодно. Наверняка можно знать только последние два номера. Например, в 28 задании попадется либо биосинтез белка, либо митоз и мейоз, либо циклы размножения растений. А в 29 задании вас всегда будет ждать генетическая задача.

Что изменилось в этом году?

В большей части изменения коснулись только тестовой части. Но не бойся, многое связано с перетасовкой прошлых заданий. Конечно, есть несколько совершенно новых задачек, но многие перекочевали из прошлой демоверсии. Так что же стало другим?

Во-первых, в тесте прибавилось одно задание.

Во-вторых, в третьем задании, где обычно был расчёт нуклеотидов или расчёт количества хромосом ДНК в митозе и мейозе, появились новые типы. Например, в демоверсии представлены 3 новых типа: на массу ДНК, на расчёт кДж и на скорость физиологических процессов. 

На мой взгляд, задания достаточно несложные и даже одно из этих заданий уже ранее было на экзамене, просто в другом номере. Например, задача на массу молекул ДНК встречалось в задании 27

В-третьих, в 9-10 задании изменился формат. Теперь это 2 задания, которые объединены одной картинкой. Скорее всего, это будут задания либо на ботанику, либо на зоологию. 

По такому же принципу выстроятся задания 13-14, но только темой уже будет анатомия.

Вторая часть теперь начинается с изменённого 23 задания — более сложного эксперимента по сравнению с прошлыми годами. Зато 24 задание подвязано к 23 — у них общий эксперимент, общая тема. Правда придётся подучить и пару новых терминов: “отрицательный эксперимент”, “нулевая гипотеза”.

1663689216.png

Как решать новые задания?

Задание 23

1663689217.jpg

Итак, это эксперимент на фотосинтез. На графике показана скорость фотосинтеза и концентрация углекислого газа. Что можно заметить сразу? С увеличением концентрации углекислого газа растёт скорость фотосинтеза. Это происходит до определённого момента, а потом связь теряется — фотосинтез достигает своего предела и дальше не ускорятся.

Какая переменная будет зависимой (изменяющейся) — таков вопрос в 23 задании. 

Правильный ответ: скорость. Что задаётся учёным? Концентрация углекислого газа,  которую он закачивает в теплицу.

Дальше нас просят объяснить, как в данном эксперименте поставить отрицательный контроль и с какой целью это необходимо. Рассказываем! 

Отрицательный контроль нужен для того, чтобы понять: действительно ли скорость фотосинтеза меняется именно из-за изменений концентрации углекислого газа или, возможно, на неё действуют другие факторы, которые мы не учли (например, изменение освещённости, количество воды, непостоянная температура воздуха в теплице).

Чтобы это выяснить, нам нужно перестать искусственно изменять концентрацию углекислого газа в теплице и следить за скоростью фотосинтеза — будет ли она теперь меняться? Если нет, то, эксперимент «чистый». Если скорость продолжает меняться, значит мы не учли какой-то другой фактор. Это и есть отрицательный контроль.

Что же мы пишем в ответе на 23 задание?

Учёный искусственно задаёт концентрацию углекислого газа, то есть это независимая (задаваемая) переменная. В зависимости от концентрации углекислого газа изменяется скорость фотосинтеза, то есть она является зависимой переменной.

Для того, чтобы в данном эксперименте поставить отрицательный контроль, нужно перестать закачивать углекислый газ в теплицу и проследить за скоростью фотосинтеза.

Отрицательный контроль ставится с целью понять, влияют ли другие факторы (освещённость, температура, влажность) на исход эксперимента. Если скорость фотосинтеза останется неизменной, когда мы перестанем закачивать теплицу углекислым газом, значит другие факторы остаются на том же уровне.

Задание 24

1663689218.jpg

Здесь нас спрашивают, почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1%, скорость фотосинтеза не растёт? Вспоминаем, какие другие факторы влияют на скорость фотосинтеза: температура, влажность, интенсивность освещения. Влияние концентрации углекислого газа не бесконечно, оно имеет предел, после которого скорость ограничивают уже недостаток воды или низкая температура.

Ещё нужно ответить на вопрос: как повлияет на скорость фотосинтеза снижение температуры? Со снижением температуры снизится и скорость, так как температура влияет на скорость работы ферментов — ускорителей реакций.

Также в задании спрашивают: какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза? Углекислый газ нужен для синтеза глюкозы в темновой фазе фотосинтеза. 

Как видите, эксперимент в ЕГЭ довольно сильно усложнили. Добавили новые понятия: «отрицательный эксперимент» и «нулевая гипотеза». Здесь также затрагиваются глубокие знания общей биологии. 

Я уверена, что в этом задании на эксперимент может быть не только фотосинтез, но и любой другой процесс из биологии: транспирация, испарение устьицами, корневое давление, что-то связанное с ростом. А ещё здесь может быть не только ботаника, но и любой другой раздел. Задание проверяет умение рассуждать, моделировать эксперимент, выдвигать гипотезы и делать выводы, что необходимо в естественнонаучных дисциплинах.

Как сдать ЕГЭ по биологии на высокий балл? 

Экзамен по биологии — один из самых сложных. В 2022 году средний балл ЕГЭ по биологии — самый низкий (50,2). Сложность биологии заключается в двух факторах: первый — невероятно большой объём материала, который необходимо запомнить школьнику. По сути это вся школьная программа по биологии с 6 по 11 класс, причём с 10 по 11 класс — это программа углубленной биологии, где подразумевалось 3-4 урока в неделю. 

Второй важнейший фактор — это то, что биология — наука обо всём сразу. В заданиях можно спросить о чём угодно — чем и пользуются составители заданий. Например, в этом году попался вопрос: «Почему птицы совершают перелёт именно ночью?», который не освещается в школьной программе. Составители подразумевают, что ученик, обладающий высокой эрудицией, способен сам дойти до логического ответа.

Однако не стоит раньше времени опускать руки и бояться экзамена: ЕГЭ по биологии можно сдать на высокий балл, если готовиться по чёткой структуре, пройти все темы и разобрать все возможные типы заданий.

Канал видеоролика: Маян Шаймухаметова

НОВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ ЕГЭ 2023. МИНИ-МОДЕЛЬ В ЛИНИЯХ 23-24.  ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА.

Смотреть видео:

#биофак #биологияегэ #тюмгу #сгу #мпгу #башгу #бгпу #бгму #огэбиология

Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Биологии (листай):

С этим видео ученики смотрят следующие ролики:

ЕГЭ 2023/ Задание 23 - отрицательный контроль (новый формат 2023)

ЕГЭ 2023/ Задание 23 — отрицательный контроль (новый формат 2023)

Екатерина Лунькова

23 ЗАДАНИЕ: НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ и ПЕРЕМЕННЫЕ! ЕГЭ по биологии 2023

23 ЗАДАНИЕ: НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ и ПЕРЕМЕННЫЕ! ЕГЭ по биологии 2023

Сдача ЕГЭ, подготовка к ВУЗу

НОВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ ПО ГЕНЕТИКЕ. СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ С КРОССИНГОВЕРОМ

НОВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ ПО ГЕНЕТИКЕ. СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ С КРОССИНГОВЕРОМ

Маян Шаймухаметова

НОВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ ЛИНИИ 27 ПО БИОСИНТЕЗУ БЕЛКА

НОВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ ЛИНИИ 27 ПО БИОСИНТЕЗУ БЕЛКА

Маян Шаймухаметова

Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):

28.08.2022

  • Комментарии

RSS

Написать комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Ваше имя:

Загрузка…

Отрицательный контроль (ЕГЭ биология, зад.23) что это такое, как описать?

Отрицательный контроль, что это такое в биологии, как ответить в ЕГЭ?

Как признают сами составители вариантов ЕГЭ по биологии, установление отрицательного контроля в 23-м задании — одно из самых сложных заданий. Согласно определению

Определение достаточно замысловатое, поэтому необходимо объяснить его попроще. Дело в том, что каждый эксперимент состоит, как правило, из двух составляющих действий — опыта и контроля. Поэтому для чистоты эксперимента берут два объекта — объект опыта и объект контроля. Оба объекта одинаковы и помещены в одинаковые условия, но в ходе эксперимента на объект опыта воздействуют чем-либо, а на объект контроля — нет. Поведение объекта опыта в этом случае будет представлять зависимую переменную, а поведение объекта контроля — тот самый отрицательный контроль. Поведение такого объекта уже заранее изучено и известно, поскольку это обычное поведение любого объекта в обычных условиях, но контроль этого поведения в ходе него все равно осуществляется, чтобы с ним сравнивать поведение объекта опыта и фиксировать отклонения. В качестве примера можно привести такой: в герметичной теплице растут десять кустов томатов, находящихся в одинаковых внешних условиях (почва, влажность, температура и т.д.). В процессе эксперимента один куст подвергается опыту, а фиксация состояния остальных девяти будет являться отрицательным контролем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отрицательные приставки английский егэ
  • Отрицательные качества человека сочинение
  • Отрицательная отметка на экзамене 6
  • Отрешение президента рф от должности егэ
  • Отрезать волосы перед экзаменом

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии