Комментарий задания № 3.
В задании № 3 даны вопросы по теме «Человек, общество, познание, культура». Необходимо установить соответствие между признаками, особенностями, характерными чертами, данными в первом столбце, с понятиями, явлениями, данными во втором.
Алгоритм выполнения.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Разберём конкретные примеры.
Пример № 1.
Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств |
1) угроза мирового терроризма
2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Внимательно прочитав задание и материал, можно сделать вывод, что речь идёт о конкретных ТРЁХ глобальных проблемах. Определяем, как они проявляются.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов (это экологическая проблема, человечество нерационально использует то, что дала природа) — 2;
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) — понятно, что речь идёт о терроризме – 1;
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки – это страны «Юга», то есть развивающиеся, поэтому речь идёт о проблеме «Север-Юг») – 3.
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран (тоже о разном уровне стран Юга и Север) — 3;
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств – это нарушение экологии – 2.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ответ:21332
Пример № 2.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
1)чувственное
2) рациональное (логическое) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Данное задание по теме «Познание», по особенностям его двух форм – чувственного и рационального. Сразу представим себе, как человек познаёт мир при помощи органов чувств (слуха, зрения, осязания и т.д.) и разума, мышления.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета (речь идёт о представлении, человек мысленно может представить себе внешние признаки предмета, который видел) – 1;
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа (это то же самое)- 1;
B) фиксация существенных свойств предмета (чтобы отметить, зафиксировать существенные признаки предмета, недостаточно только внешне за ним наблюдать, необходимо логически размышлять) – 2;
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета (снова сохранение в памяти лишь обобщённого образа предмета, то есть того, что мы увидели, услышали и т.д.) – 1;
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств (это, конечно, логика, рассуждения) – 2;
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся (тоже логические суждения) – 2.
ЗАПОМНИТЕ ступени форм познания:
- чувственное: ощущение, восприятие, представление;
- рациональное: понятие, суждение, умозаключение.
- Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
4. Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ещё раз проверьте свои ответы и запишите цифры.
Ответ:1121
Пример № 3.
Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ | ТИПЫ |
A) анонимность произведений
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей B) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания |
1) народная
2) массовая 3) элитарная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Данное задание по трём основным типам культуры. Подобное задание очень часто предлагается на ЕГЭ, обязательно выучите особенности каждого из этих типов.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
A) анонимность произведений (имя автора не сохранилось в памяти народа, мало того, каждое новое поколение дополняет, изменяет что-то в произведениях фольклора, то есть устного народного творчества) – 1;
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей (это признак массовой культуры, рассчитанной на большой круг потребителей) — 2;
B) коммерциализация духовной деятельности (тоже признак массовой культуры, так как данные произведения создаются, чтобы получить прибыль. Кстати, данный пункт часто приводит к затруднению, ведь в наше время все получают прибыль: исполните и народных, и классических произведений. Просто запомните, что это – признак массовой культуры) -2;
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров (тоже признак массовой культуры, одна из функций которой- рекреативная, то есть она служит для отдыха, развлечений) -2;
Д) сложность содержания (это признак элитарной культуры; чтобы почувствовать всю прелесть, например, оперы или балета, нужна подготовка, знание особенностей данных произведений, которые отличаются сложностью содержания) -3.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ответ:12223
Таковы рекомендации по выполнению задания № 3.
Для выполнения данного задания необходимо знать теоретический материал по темам «Общество, человек, познание, духовная сфера». Это достаточно большой блок. Учите термины, определения понятий, их особенности, признаки, чтобы успешно выполнить задание № 3.
Учите, готовьтесь к ЕГЭ!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по обществознанию ЕГЭ
Отражение это обществознание
Отражение это обществознание
Задание 3 № 3577
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
2) рациональное (логическое)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета — чувственное.
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа — чувственное.
B) фиксация существенных свойств предмета — логическое.
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета — чувственное.
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств — логическое.
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся — логическое.
Задание 3 № 3577
B фиксация существенных свойств предмета логическое.
Soc-ege. sdamgia. ru
30.03.2020 1:34:44
2020-03-30 01:34:44
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=3577
ЕГЭ–2022, обществознание: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Отражение это обществознание
Отражение это обществознание
Отражение это обществознание
Задание 4 № 45447
На уроке обществознания школьники изучали формы познания. Найдите в приведённом списке утверждения, которые соответствуют современным научным взглядам на чувственное и рациональное познание, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание осуществляется в ходе мыслительной деятельности человека, направленной на выявление сущности процессов развития природы и общества.
2) Чувственное познание, в отличие от рационального, не способно постичь объективную истину.
3) Чувственное познание связано с формированием ощущений, восприятий и представлений.
4) Чувственное познание существует в форме суждений и умозаключений.
5) Рациональное познание направлено на отражение мира в теоретических понятиях.
6) Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, несмотря на то, что могут по-разному проявляться в познавательной деятельности.
1) Чувственное познание осуществляется в ходе мыслительной деятельности человека, направленной на выявление сущности процессов развития природы и общества. Нет, неверно. Это свойственно рациональному познанию.
2) Чувственное познание, в отличие от рационального, не способно постичь объективную истину. Нет, неверно. Рациональный и чувственный уровни познания позволяют постичь объективную истину.
3) Чувственное познание связано с формированием ощущений, восприятий и представлений. Да, верно. Это формы чувственного познания.
4) Чувственное познание существует в форме суждений и умозаключений. Нет, неверно. Это формы рационального познания.
5) Рациональное познание направлено на отражение мира в теоретических понятиях. Да, верно. Это свойственно рациональному познанию.
6) Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, несмотря на то, что могут по-разному проявляться в познавательной деятельности. Да, верно. Процесс познания включает в себя взаимодействие этих уровней познания.
Задание 4 № 45447
Отражение это обществознание.
Soc-ege. sdamgia. ru
24.01.2017 12:31:57
2017-01-24 12:31:57
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=45447
Сознательное и бессознательное в жизни человека. | » /> » /> .keyword { color: red; } Отражение это обществознание
Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
СОЗНАНИЕ.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Характеристика особенностей сознания:
- содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности, позволяет предварительно мысленно построить действия, способствует предвидению результатов действий, способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека, позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.
Функции сознания:
- Отражательная (познавательные процессы и память); Креативная (воображение, творчество); Преобразующая (определение целей и их достижение), Оценочная (формирование эмоций); Рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.). Регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); Коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).
Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
К интеллектуальным способностям относятся:
- Свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); Свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); Свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); Свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Основной элемент сознания (интеллекта)- Знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:
- сильной — слабой, устойчивой, неустойчивой.
Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.
В эмоциональную сферу входят:
- чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Условием формирования И проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Бессознательные психические процессы:
- бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. неосознаваемые зрительные ощущения, бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, бессознательная речь — это внутренняя речь. бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.
Отличие сознания от психики животных.
- Наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением воспроизводить характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; Целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее; Самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды; Наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.
Таким образом, Сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное Находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;.
Obschestvoznanie-ege. ru
01.09.2020 18:32:05
2020-09-01 18:32:05
Источники:
Http://obschestvoznanie-ege. ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B7/
Вопрос
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правильный ответ
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета — чувственное
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа — чувственное
B) фиксация существенных свойств предмета — логическое
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета — чувственное
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств — логическое
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся — логическое
Комментарии (0)
- Главная
-
Обществознание
-
Установление соответствия в таблице
-
Блок: Человек и Общество
5. Установление соответствия в таблице
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Установите соответствие между формами духовной деятельности людей и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признак |
Форма духовной деятельности |
А) образность |
1) наука |
Б) логическая целостность |
2) искусство |
В) художественный язык |
|
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира |
|
Д) обоснованность |
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ |
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
А) показ многосерийного телевизионного фильма Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов В) празднование масленицы Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен Д) концерт эстрадной музыки |
1) народная 2) массовая |
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ФУНКЦИИ НАУКИ |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата |
1) производственная 2) прогностическая |
Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
A) анонимность произведений Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей B) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания |
1) народная 2) массовая 3) элитарная |
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений |
1) эмпирический 2) теоретический |
Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФУНКЦИИ НАУКИ |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира |
1) мировоззренческая 2) прогностическая |
Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) проведение контрольных измерений Б) выдвижение и обоснование гипотез В) создание логической модели изучаемого объекта Г) описание изучаемых явлений Д) проведение научного эксперимента |
1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание |
Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ТЕНДЕНЦИЯ |
А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам |
1) гуманизация 2) интернационализация 3) информатизация |
Установите соответствие между формами культуры и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК |
ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) ориентированность на коммерческий успех Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики В) ориентированность на развлечение широких слоёв населения Г) анонимность создателей произведений Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки |
1) народная 2) элитарная 3) массовая |
Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ НАУК |
А) логика Б) математика В) история Г) политология Д) физика |
1) социально-гуманитарные 2) точные и технические 3) естественные 4) науки о познании и мышлении |
Установите соответствие между признаками и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) отражение в сознании человека внешних свойств предмета |
1) чувственное |
Б) отражение предмета и их свойств в виде целостного образа |
2) логическое |
В) фиксация существенных свойств предмета |
|
Г) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств |
|
Д) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств |
1) чувственное 2) логическое |
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность |
1) мифологическое 2) научное |
Установите соответствие между формаит и этапами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение |
1) чувственное познание 2) рациональное познание |
Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
А) опирается на здравый смысл Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей В) опирается прежде всего на логику и доказательность Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения |
1) обыденное 2) научное 3) мифологическое |
Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Характеристики |
Типы обществ |
A) сословная структура общества |
1) аграрное |
Б) серийное производство товаров массового потребления |
2) индустриальное |
B) низкая социальная мобильность |
3) постиндустриальное |
Г) ведущая роль информации в жизни общества |
Установите соответствие между сферой жизни общества (обозначено цифрами) и процессами, которые присущи данной сфере (обозначено буквами).
Процессы и явления |
Сфера жизни общества |
A) производство и потребление |
1) экономическая |
Б) социальное обеспечение |
2) политическая |
B) голосование и референдум |
3) социальная |
Г) правотворчество |
|
Д) горизонтальная мобильность |
Установите соответствие между сферой жизни общества (обозначено цифрами) и социальным институтом, который относится к данной сфере (обозначено буквами).
Социальный институт |
Сфера жизни общества |
A) прокуратура |
1) политическая |
Б) церковь |
2) социальная |
B) образование |
3) духовная |
Г) здравоохранение |
|
Д) наука |
Установите соответствие между направлением общественного развития (обозначено цифрами) и примером, который его иллюстрирует (обозначено буквами).
Пример |
Направление |
A) упадок общего уровня культуры Древней Руси в период нашествия Батыя |
1) прогресс |
Б) «тёмные века» в Греции после дорийского нашествия |
2) регресс |
B) принятие закона о всеобщем избирательном праве |
|
Г) снижение уровня инфляции в стране |
|
Д) развитие гиподинамии у людей «сидячей» профессиональной деятельности |
Установите соответствие между направлением общественного развития (обозначено цифрами) и его характеристикой (обозначено буквами).
Характеристика |
Направление общественного развития |
A) изменения не касаются фундаментальных основ общества |
1) реформа |
Б) подразделяются на прогрессивные и реакционные |
2) революция |
B) чаще всего имеет принудительный характер и сопровождается применением насилия в отношении сопротивляющихся сил |
|
Г) инициатива исходит от легитимных органов власти |
|
Д) подразделяются на долговременные и краткосрочные |
Установите соответствие между направлением общественного развития (обозначено цифрами) и его примером (обозначено буквами).
Пример |
Направление общественного развития |
A) отмена крепостного права в 1861 г. |
1) реформа |
Б) события в Российской империи в феврале 1917 г., повлекшие за собой свержение самодержавия |
2) революция |
B) переход на Болонскую систему образования |
|
Г) приход к власти большевиков в октябре 1917 г. |
|
Д) введение продразвёрстки в 1916 г. |
Установите соответствие между путем общественного развития (обозначено цифрами) и примером, который его иллюстрирует (обозначено буквами).
Пример |
Путь общественного развития |
A) переход от родоплеменных отношений к соседской общине |
1) эволюционный |
Б) промышленный переворот |
2) революционный |
B) введение рекрутской повинности |
3) реформаторский |
Г) переход к рыночной экономике в России в начале 1990-х гг. |
|
Д) изменения во всех сферах жизни общества, связанные с изобретением персонального компьютера |
Установите соответствие между социальным институтом (обозначено буквами) и сферой жизни общества, к которой он относится (обозначено цифрами).
Социальный институт |
Сфера жизни общества |
A) гражданство |
1) экономическая |
Б) правительство |
2) политическая |
B) бизнес |
|
Г) частная собственность |
|
Д) производство |
Установите соответствие между социальным институтом (обозначено цифрами) и иллюстрирующим его примером (обозначено буквами).
Пример |
Социальный институт |
A) открытие собственного дела |
1) экономический |
Б) посещение храма |
2) политический |
B) разорение банка |
3) духовный |
Г) экскурсия по Золотому кольцу |
|
Д) участие в выборах |
Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПОТРЕБНОСТИ |
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
A) в самовыражении Б) в смысле жизни B) в двигательной активности Г) в общении Д) в еде |
1) биологические 2) социальные 3) идеальные |
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
ПРИРОДА КАЧЕСТВ |
A) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды B) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий Д) способность оценивать себя и других |
1) социальная 2) биологическая |
Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку Б) направленность на достижение практически полезного результата В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений Г) процесс установления и развития контактов между людьми Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией |
1) общение 2) труд 3) учение 4) игра |
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
Познавательная деятельность человека. Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629243
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) чувственное познание |
2) познавательная деятельность |
3) субъект познания |
4) объект познания |
5) рациональное познание |
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение |
2) восприятие |
3) гипотеза |
4) представление |
5) практика |
6) суждение |
7) понятие |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.
1) научные истины |
2) народная мудрость |
3) мифология |
4) гипотеза |
5) заблуждение |
6) эксперимент |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение |
2) ощущение |
3) предложение |
4) восприятие |
5) понятие |
6) суждение |
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
|
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
1) чувственное 2) логическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
|
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность |
1) мифологическое 2) научное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
А Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. Б Одной из форм знаний выступают знания мифологические. В Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. Г Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. Д Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образ |
2) рациональное познание |
3) эмоциональное |
4) представление |
5) познание |
6) суждение |
7) теоретическое |
|
9) смысл |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует
_________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д),
сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем.
Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) мышление |
2) истина |
3) практическое |
4) гуманитарное |
5) научное знание |
6) познание |
7) информация |
|
9) потребности |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
______________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 11-14.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта…
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом…
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
11. Какие два определения познания дают авторы?
12. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
13. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
14. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
_____________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15—18.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации<…>
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития… Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь<…> Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
(В. Садовничий)
15. Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор?
16. Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.
17. Какой прогноз развития человечества в XXI в. даёт автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобальные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми автором процессами.
18. Предположите, какие принципы могут стать основой «морального измерения науки». Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три принципа.
_____________________________________________________________
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
20. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
21. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
22. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
23. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.