Отправляясь в лес не забудьте…
Собираясь в лес, необходимо помнить и соблюдать ряд правил, которые помогут избежать проблем, в том числе и предотвратить трагические случаи.
Спасатели советует любителям лесных прогулок и собирателям дикороссов правильно подготовиться к походу в лес.
1. Перед выходом в лес предупредите родных, куда идете, обозначьте место и район. Назначьте «контрольное время» возвращения.
2. Обязательно возьмите с собой средства связи.
3. Перед походом в лес необходимо пополнить баланс сотового телефона, а также проверить заряд его батареи.
4. Помните, что мобильный телефон иногда — единственная возможность найти потерявшегося.
5. Возьмите с собой спички, нож, фонарик, если планируете выходить из леса в темное время суток, компас (если умеете им пользоваться), небольшой запас воды.
6. Спички лучше запаять в полиэтиленовый пакет, чтобы даже во время дождя они были сухими. Лучше брать «охотничьи» — они горят в любую погоду, даже при небольшом дожде.
7. Отправляясь в лес, одевайте одежду яркого цвета. В камуфляже крайне затруднительно обнаружить человека даже на расстояние трех метров.
8. Если у вас есть какие-либо хронические заболевания, возьмите с собой необходимые медикаменты, даже если планируете вернуться до времени их приема.
9. Не забывайте про опасность укусов клещей.
10. Ни в коем отпускайте одних в лес пожилых родственников и детей!
Соблюдайте эти элементарные правила и берегите себя!
Телефон доверия Главного управления МЧС России по Республике Карелия — (8142) 79-99-99.
Телефоны экстренной помощи — 112,101,01
№14 Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, – и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами. Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас вдали издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию – красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…
«Но причём тут человек?» – спросят меня. Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, и с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке.
Нет, сады и парки – это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе, и за пределами города. Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. Нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь.
(По Д.С. Лихачёву)
1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЧИСТЫЙ. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность. Чистое поле.
2) ОКРУЖАТЬ. Составлять чью-н. среду, находиться в числе тех, с кем кто-н. постоянно общается. Его окружают друзья.
3) ОСТРОТА. Способность различить мельчайшие детали. Острота восприятия
4) ОСОБЫЙ. Не похожий на других, индивидуальный, отличительный. Особый запах.
5) ПРИНОСИТЬ. Давать в результате. Приносить пользу, вред.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Автор рассуждает о значении садов и парков как связующего звена между человеком и природой.
2) Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей проблематику текста (сады, парки, поляны, человек, природа), используются специальные термины (боскеты, симфония), позволяющие точно и последовательно изложить информацию.
3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, которая имеет общественный, гуманитарный характер.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
5) Текст относится к художественному стилю, поскольку основная задача автора – эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) начАвший 2) дОнельзя 3) откупОрил 4) красИвее 5) знАчимый
5. Подберите к НЕВЕРНО употреблённому выделенному слову пароним. Запишите его.
ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.
Мама строгим голосом сказала мне ОДЕТЬ шапку.
Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.
ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.
Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
От восторга перед предстоящей прогулкой Верочка не могла спокойно стоять и то и дело подпрыгивала вверх.
7. В каком слове есть ошибка в образовании формы слова? Запишите слово правильно.
пять ПИХТ задача более ЛЁГКАЯ рота СОЛДАТ
более ДВЕСТИ человек ИСПЕЧЁМ картошку
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями. А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с ДО
Д) нарушение в построении предложения с ПО
1) В пейзаже И.Машкова «Виде Москвы» есть ощущение звонкой красочности обычной городской улицы.
2) В этом сочинении не только отражён оригинальный взгляд автора на проблему, но и его современников.
3) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшего свои симпатии камерному музицированию.
4) Русские поэты ХIХ века знали и использовали народную символику.
5) Готовясь к выступлению, стала понятна точка зрения оппонента.
6) Большинство учёных не только прочитали новую псевдонаучную книжку, но и сочли её чепухой.
7) Северо-восточнее села Зорина располагаются болота, образовавшиеся путём
оседания осадков.
Все, кто читал поэтические произведения В. Маяковского, знаком с особым ритмом его стиха.
9) Оказавшись в трудной ситуации, никогда не следует терять надежду на благоприятный исход событий!
9. Укажите варианты, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бл..стательный, ун..верситет, с..гнал
2) объед..нение, зап..реть, бл..стательный
3) оп..раться, ф..олетовый, трен..роваться
4) зав..рной (чайник), акк..мпанемент, р..внина
5) изм..рительный, ф..стиваль, с..нтиментализм
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) пр..успел (в жизни), пр..уныть, пр..ступление
2) бе..душный, и..воротливый, бе..молвие
3) раз..рвал, пр..честь, пр..образ
4) вз..скать, про..грал, супер..гра
5) по..цепил, о..гонять, пре..стать
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) затм..вающий, раскорч..вать 2) тюлен..вый, запуг..вать
3) черешн..вый, письм..цо 4) увещ..вать, продл..вать
5) обмен..вать, ореш..к
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера. 1) встреч..нный, застел..шь 2) запомн..вшийся, воспользу..шься
3) располож..нный, увид..нный 4) дыш..шь, немысл..мый
5) скле..вший, слыш..шь
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Пройти по лабиринту авторской мысли читателю бывает далеко (НЕ)ПРОСТО. Проблема космоса до конца (НЕ)ИЗУЧЕНА.
(НЕ)ЯРКОЕ освещение и сырость – вот что поразило нас.
(НЕ)ОБЛАДАЮЩИЙ тактом человек не имеет друзей.
На деньги ума (НЕ)КУПИШЬ.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СЛЕДСТВИЕ дождя утреннее выступление детей на летней площадке парка перенесли (НА)КОНЕЦ дня.
Я хочу, ЧТО(БЫ) у тебя, (ПО)МИМО небольших и временных личных целей, в жизни была и одна большая цель.
(ВО)ВРЕМЯ путешествия яркая роскошь южной природы не трогала старика, (ЗА)ТО восхищала Сергея.
(ЗА)ЧАСТУЮ героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель был врачом.
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от ситуации, а ТАК(ЖЕ) от цели общения.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Ночи становились по-осе(1)ему дли(2)ы и холодны, утра тума(3)ы, листве(4)ые деревья все стояли голые, а покосившийся деревя(5)ый забор сделался соверше(6)о чёрным.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Дед ждал нас на покос этим летом однако не дождался.
2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.
3) Впоследствии Пётр вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз.
4) Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художественного значения и актуальности и в наши дни.
5) Листья с деревьев полностью опали и журавли уж улетели в тёплые края.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Плавно вынырнув из воды (1) на поверхности моря показались дельфины и (2) на миг (3) сверкнув на солнце (4) блестяще-чёрным боком (5) скрылись в глубине.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Мы смотрим на небо…
И (1) может быть (2) это картина,
Иллюзия и картина,
Но (3) может быть (4) это правда.
Скорее всего (5) это правда(6)
Сестра!
Здравствуй (7) сестра(8)
Нам не так (9) уж (10) долго
Осталось быть вместе. (Б. Гребенщиков)
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Князь Андрей любил танцевать(1) и (2) желая отделаться от умных разговоров(3) с которыми все обращались к нему(4) пошёл танцевать и выбрал Наташу(5) потому что на неё указал ему Пьер (6) и (7) потому что она была первая хорошенькая женщина (8) попавшаяся ему на глаза.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Петух ходил по двору (1) и (2) хотя все и так старались держаться от него подальше (3) громко кукарекал каждый раз (4) когда видел собаку или кота.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Но ему стало неловко от собственных слов, так как у него с Алариным не могло найтись никаких общих интересов. (2) Он замолчал и полез целоваться, оставляя на губах Аларина запах фиксатуара, которым были намазаны его усы. (3) У полнолицего брюнета нашлось больше такта. (4) Он молча широко улыбнулся, показав великолепные вставные зубы, и крепко стиснул руку Аларина. (5) Он радовался тому, что сейчас кончится тяжёлое и неловкое положение и он опять станет господином своего времени. (6) Аларин понял его без слов и отвечал таким же красноречивым рукопожатием. (7) Паровоз свистнул, шум мгновенно возрос до галдения, застучали буфера вагонов, точно кто-то раза два встряхнул огромными железными цепями, и поезд тронулся. (8) Аларин высунулся из окошка. (9) Его приятели махали платками, и ему казалось, что он вследствие этого обращает на себя общее внимание, но он, преодолевая смущение, махнул им фуражкой.
(По А.И. Куприну)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)В Москве уже осень, а в Коктебеле бархатный сезон.
(2)Хотя времена иные, шумные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной – сплошные магазины-скворечники с яркой пестрядью этикеток и обёрток, кафе, шашлычные, закусочные. (4)Но остались море, небо, горы, степь; их молчание, ропот волн, шелест травы – словом, главное. (5)А вечерами – шумная набережная, от затенённой диким виноградом веранды до музея Волошина. (6)Прогулки, разговоры, толкотня. (7)Занятные безделушки на парапете и лотках. (8)Что-то рассмотришь, что-то купишь – себе или родным и друзьям в подарок.
(9)Всё славно. (10)И лишь пожилая женщина с букетами полыни тревожила меня. (11)Она была не к месту и всем своим видом – потёртое пальто, тёмный пла-ток, старость – и своими жалкими, никому не нужными букетами. (12)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю набережной. (13)Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.
(14)В первый же день я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку, и так хорошо будет пахнуть!» (15)Купил, словно долг отдал. (16)Но от этого не стало легче! (17)Конечно же, не от хорошей жизни прибрела она сюда. (18)Сидит, потом медленно бредёт во тьме домой. (19)Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, уже ложится в постель. (20)Говорит, что устала. (21)Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь. (22)И такой долгий летний день – для старого человека.
(23)Старые люди. (24)Сколько их ныне с протянутой рукой. (25)И эта
одинокая пожилая женщина на набережной! (26)Просить милостыню, видно, не
хочет. (27)Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие
веточки. (28)Но просить не хочет. (29)Сидит.
(30)Прошёл день, другой, третий. (31)Ещё радовали солнечные дни, тёплое море, голубое небо, яркие клумбы оранжевых бархоток и пахучих петуний, зелень деревьев. (32)В Москве слякотно, холодно и даже снег прошёл, а здесь ласковое лето. (33)Днём хорошо, и вечером приятно погулять по набережной, постоять на причале возле рыбаков.
(34)И всякий вечер на набережной была старая женщина, одиноко сидящая возле букетов сухой полыни.
(35)Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина – на краешке скамьи, на отлёте, мирно покуривает, а супруга его живо беседует со старушкой. (36)Сухой букетик – в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений. (37)А разговоры «о пользе» весьма притягательны.
(38)Вот возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то «о пользе», стали останавливаться. (39)День на исходе, забот никаких. (40)Самое время побеседовать «о пользе». (41)Беседуют и, гляжу, покупают. (42)Дело-то копеечное.
(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой. (44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.
(46)Следующим вечером – та же картина: женщины беседуют, бородатый мужчина спокойно покуривает рядом. (47)Слышу, старушку уже по имени-
отчеству величают. (48)Значит, познакомились. (49)Это и вовсе хорошо.
(50)В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей. (51)Последние, видимо, уезжали. (52)Мужчина что- то записывал на бумажке. (53)Наверное, адрес.
(54)На следующий день – гроза, ливень, потом моросило. (55)Вышел я вечером – никого. (56)И старушки тоже, конечно, нет.
(57)Но тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой женщине без горечи и печали. (58)Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили. (59)А что ещё нужно старому человеку? (60)Теперь она зимует и ждёт весны. (61)Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (62)Любое – в помощь.
(По Б.П. Екимову)
Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик купил у пожилой женщины букетик полыни, чтобы использовать эту траву в лечебных целях.
2) Пожилая женщина, сидевшая на набережной, просила у людей милостыню.
3) Супружеская пара завязала знакомство с пожилой женщиной, продающей на набережной букетики полыни.
4) Когда рассказчик увидел, что пожилая женщина, у которой он купил полынь, проводит вечер в обществе супружеской пары, у него стало спокойно на душе.
5) Полынь, по мнению героев, обладает полезными свойствами.
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2-4 представлено повествование.
2) Предложения 11-13 объясняют содержание предложения 10.
3) Предложения 31, 32 содержат описание.
4) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 57-59 содержится рассуждение.
24. Из предложений 43-45 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 2-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Б.П. Екимов создаёт представление о природе и мягком климате Крыма, используя синтаксическое средство – (А)____ (в предложениях 4, 31), а также приём – (Б)___ (в предложении 32). Ещё одно синтаксическое средство – (В)____ (предл. 16, 25), а также троп – (Г)__ (в предложениях 15, 45) – передают испытываемые рассказчиком чувства, помогают понять его отношение к одинокой пожилой женщине, продававшей букетики полыни на набережной, к жизненной ситуации, в которой она оказалась».
Список терминов:
1) парцелляция
2) эпитет
3) восклицательные предложения
4) олицетворение
5) риторический вопрос
6) противопоставление
7) сравнение
синонимы
9) ряды однородных членов предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру — иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 даже
2 45
3 134
4 145
5 НАДЕТЬ
6 ВВЕРХ
7 ДВУХСОТ
8 81253
9 135
10 23
11 134
12 1345
13 НЕЯРКОЕ
14 чтобыпомимопомимочтобы
15 123456
16 1551
17 125
18 12345678
19 23458
20 234
21 12579 любая последовательность этих цифр ИЛИ 249942 ИЛИ 7997
22 345
23 235
24 СПОКОЙНОТРЕВОЖНО
25 11
26 9637
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Одиночество пожилого человека
1. Старики одиноки, им нужно внимание, тепло человеческого общения
2. Проявление сострадания, сопереживания к одинокому человеку
2. Проявляя немного сочувствия к человеку, мы скрашиваем его одинокие будни. Ему становится не так тяжело
3. Бедность одиноких пожилых людей
3. Пожилые люди, оказавшись в одиночестве, могут нуждаться в средствах для жизни, и тогда кто-то из них встаёт с протянутой рукой, а те, кому просить не позволяет гордость, пытаются заработать своим трудом, несмотря на возраст и усталость.
4. Потребность людей в душевной теплоте
4. Каждый человек испытывает потребность не только в тепле, которое дарит природа, но и в душевной теплоте, исходящей от других людей.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.
(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.
(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.
(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.
(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.
(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.
— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!
— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.
(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.
(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.
— (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?
(24)Я рассказал им, как было дело.
— (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.
— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?
— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!
(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые
обратились к нему с просьбой.
— (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.
— (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.
(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок .
(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.
(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.
— (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.
(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.
(По В. Солоухину)
Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.
Главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Московской области Нисо Одинаева рассказала, что надеть в лес для защиты от клещей, передает сайт «Подмосковье сегодня».
Доктор напомнила, что эти опасные насекомые чаще живут в траве или кустарниках и могут переносить различные заболевания. Например, энцефалит, болезнь Лайма и другие опасные инфекции. При этом, добавила она, их укус практически не ощутим, так как слюна клещей обладает обезболивающим эффектом.
Для того, чтобы значительно снизить риск инфицирования, доктор посоветовала максимально закрывать тело одеждой, выбирая светлые оттенки, что поможет быстрее разглядеть опасность.
Кроме этого, одежда должна плотно прилегать к телу, в том числе рукава и штанины. Отправляясь в пешие прогулки, нужно надеть сапоги, заправить штаны в носки и не забыть про головной убор. Еще Нисо Одинаева порекомендовала использовать репелленты, которые отпугивают насекомых.
Ранее в Роспотребнадзоре рассказали, что делать при укусе клеща и как распознать клещевой вирусный энцефалит. По словам специалистов, инкубационный период заболевания длится чаще 10 – 14 дней, с колебаниями от одного до 60 дней. Энцефалит начинается остро и сопровождается ознобом, сильной головной болью, резким подъемом температуры.
Эксперты советуют выбирать для отдыха сухие и солнечные места, одеваться в светлое и использовать защитные спреи
В мае люди начинают массово выезжать за город для проведения досуга на природе. Роскачество напоминает, что парки, садовые участки и леса — распространенные места обитания клещей, которые являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний. Эксперты рассказали, как защитить себя и своих близких от распространенных клещевых инфекций, передает ИА ЕАОMedia.
Как проверить местность на наличие клещей
Когда выезжаете на пикник, эксперты советуют взять с собой белую простыню. Проведите по траве белой простыней и посмотрите, стоит ли там оставаться или лучше поискать другую полянку. Другое место нужно искать даже в том случае, если к простыни прицепился всего одно насекомое.
Стоит сказать, что клещи не падают с деревьев, как многие считают. Они медленно ползут снизу вверх, находясь на траве или кустарнике. Насекомые цепляются за одежду и начинают карабкаться к тонкой коже. Любимые места клещей: пах, подмышечные впадины, шея, нежная кожа за ушными раковинами, на голове. За час-полтора, пока насекомое добирается до уязвимых участков кожи, его можно обнаружить. Впивается клещ безболезненно — в слюне есть анальгетик.
Как снять клеща самостоятельно
Лучше отправиться за профессиональной помощью в ближайший травматологический пункт. Снимать самостоятельно клещей нужно очень осторожно, чтобы хоботок, которым он впился в кожу не остался в ней. Это можно сделать пинцетом или специальными клещевыми плоскогубцами.
Захватывать клеща нужно ближе к ротовому аппарату, пинцет держать строго перпендикулярно поверхности кожи. После захвата поверните тело кровососа вокруг оси и извлеките. Место укуса продезинфицируйте и хорошо промойте руки с мылом. При первой возможности посетите медицинское учреждение, чтобы пройти необходимые исследования.
Непривитым лицам проводится серопрофилактика — введение человеческого иммуноглобулина против клещевого энцефалита в сроки не позднее 96 часов после присасывания клещей и обращения в медицинские организации по показаниям.
Как защититься от клещей на природе
-
Для отдыха выбирайте солнечные и сухие территории — клещи не любят жару. Насекомые предпочитают места, где влажность воздуха выше 85%, поэтому они особенно активны после дождя.
-
Антиклещевые спреи или лосьоны — хороший способ защиты. Подобные средства действуют от 30 минут до нескольких часов, о чем указано на упаковке. Проверяйте вещи и кожу через каждый час-полтора, особенно складки кожи: клещи любят теплые и влажные места.
-
Закрытая и плотно прилегающая одежда с воротником поможет уменьшить риск укуса, а на светлых оттенках будет легче обнаружить насекомое. Брюки лучше заправить в ботинки и, конечно, не забывать про головные уборы.
-
На частном садовом участке можно провести акарицидную обработку, обратившись в специальные службы или самостоятельно.
Чем опасны клещи
Клещами переносится около 40 видов инфекций, среди которых клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), геморрагическая лихорадка, эрлихиоз и т. д. Важно понимать, что вакцинация от них не защищает. То есть вакцинированный человек остается беззащитным перед всеми другими инфекциями, кроме энцефалита.
Вирусный энцефалит — это инфекция, при которой поражается вещество головного мозга. Инкубационный период составляет до 14 дней, во время которого отмечается умеренная ломота в теле, может быть головная боль, обычно умеренной или низкой интенсивности. Затем наступает лихорадочный период: высокая температура, озноб, головная боль — картина очень напоминает банальное ОРЗ. Но у 30% выздоровление не наступает, а присоединяются симптомы тяжелого поражения головного мозга. Летальность составляет от 2 до 20%. В группе риска — дети, пожилые и люди с хроническими заболеваниями.
Прививка от клещевого энцефалита необходима, если вы планируете посетить эндемичные территории — их список ежегодно обновляется Роспотребнадзором. Вакцина от клещевого энцефалита входит в перечень бесплатных процедур по ОМС. Завершить весь прививочный курс необходимо за две недели до выезда на неблагополучную территорию.
Имеются противопоказания. Фото: ИА EAOMedia
Изменить размер шрифта
В Башкортостане продолжается сезон активности клещей. Как сообщает Роспотребнадзор по РБ, зарегистрировано 14 случаев заболевания клещевым вирусным энцефалитом. В лечебно-профилактические учреждения республики по поводу укусов клещей обратились 8533 человека, в том числе 33,4 процента — дети.
В лабораториях республиканского Центра гигиены и эпидемиологии исследовано 6688 клещей, из них 339 инфицировано вирусом клещевого энцефалита — 5,1 процента. Исследовано на наличие возбудителей иксодового боррелиоза — 1464 клеща, боррелии обнаружены в 290, зараженность составила 19,8 процента.
Иммуноглобулинопрофилактику получили 30,4 процента обратившихся, в том числе 77,5 процента детей.
В Министерстве здравоохранения РБ напоминают, что клещи являются переносчиками вируса клещевого энцефалита, который может закончиться трудноизлечимыми параличами, и болезни Лайма, поражающей сердечно-сосудистую, нервную системы, суставы, почки.
Медики настойчиво призывают быть предельно внимательными, и в случае укуса клеща не заниматься самолечением, а немедленно обращаться к специалистам.
Чтобы предупредить укусы клещей, собираясь в лес, на рыбалку, в поход, следует надеть брюки, заправив их в носки, рубашку заправить в брюки. Воротник и рукава у запястья должны плотно прилегать к телу. Обязателен головной убор.
Находясь в лесу, необходимо как можно чаще осматриваться, чтобы снять клеща до того, как он присосется. Особенно важно осмотреть себя после возвращения из леса. Детей должны осматривать взрослые. Стоит тщательно осмотреть цветы и травы, собранные в лесу. На них также нередко находятся клещи, которые затем присасываются к человеку.
Если клещ все-таки присосался, надо его немедленно удалить и как можно раньше обратиться в травмпункт по месту жительства. Удаленного клеща необходимо поместить в стеклянный флакончик с крышкой и принести в лабораторию Центра гигиены и эпидемиологии РБ (г. Уфа, ул. Шафиева, 7, тел. (347) 237-58-40 — в рабочие дни) на исследование для определения зараженности насекомого вирусом клещевого энцефалита. Клещ должен быть целым, не раздавленным.
Если клещ окажется зараженным вирусом энцефалита, гражданин направляется в травмпункт по месту жительства для бесплатного введения иммуноглобулина против клещевого энцефалита. Во всех случаях препарат необходимо ввести в максимально ранние сроки с момента предполагаемого заражения — не позднее четырех дней после укуса клеща.
По инф. ИА «Башинформ»