Всего: 68 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–68
Добавить в вариант
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Задания Д22 C3 № 6110
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
3
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
4
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Показать
1
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Показать
1
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Задания Д22 C3 № 807
В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
Показать
1
По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «общественный прогресс»;
— объясните связь названных автором критериев общественного прогресса. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
4
Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
5
Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задания Д22 C3 № 1436
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
Показать
1
Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
2
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).
3
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
4
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задания Д22 C3 № 1695
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
Показать
1
На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны. Какие факторы, по мнению автора делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого? Чем, по мнению автора выступают урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины?
2
В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
3
А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задания Д2 № 731
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
Показать
1
На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны. Какие факторы, по мнению автора делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого? Чем, по мнению автора выступают урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины?
2
А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
3
Задания Д22 C3 № 1695
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «общественный прогресс»;
— объясните связь названных автором критериев общественного прогресса. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
3
Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
4
Задания Д22 C3 № 807
В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
Показать
1
По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «общественный прогресс»;
— объясните связь названных автором критериев общественного прогресса. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
4
Задания Д22 C3 № 807
В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).
Показать
1
Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
2
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 1436
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
Показать
1
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).
2
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 1436
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
Всего: 68 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–68
Вспомогательные
материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
ТЕМА 6. Понятие общественного
прогресса.
1.Прогресс и
регресс.
Общество находится
в состоянии непрерывного изменения и развития. Двумя основными противоположными
линиями общественного развития считаются прогресс и регресс.
Прогресс (от лат. «движение вперёд, успех»)
— одна из двух основных линий развития общества, при которой позитивные сдвиги
перевешивают негативные и происходит поступательное движение общества от низших
форм общественной организации к более высоким и сложным.
Регресс (от лат. «движение назад») – одна из
двух основных линий развития общества, при которой негативные сдвиги
перевешивают позитивные, происходит обратное движение общества от более высоких
форм общественной организации к более низким и упрощённым.
2.Критерии (примеры) общественного прогресса:
В технике и технологиях: 1.Введение в строй нового оборудования для добычи 2.Строительство мусороперерабатывающих заводов вместо 3.Расширение и использование энергии солнечных и 4.Создание приборов и оборудования, позволяющих 5.Создание средств вооружённого нападения дальнего 6.Строительство межпланетных кораблей и организация |
Гуманизация общественных отношений: 1.Запрет на применение смертной казни как вида 2.Введение юридической ответственности за жестокое 3.Расширение спектра уголовных санкций, не |
3.Противоречивость прогресса:
1.Прогресс
охватывает не все сферы общества одновременно.
2.Прогресс в одной
сфере человеческих отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса
в другой.
3.Прогресс
приводит к неоднозначным последствиям.
Примеры,
иллюстрирующие противоречивость прогресса:
1.Египетские
пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их
строительстве погибли тысячи людей.
2.Прогресс техники,
развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели
к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды.
3.Рост крупных
городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — всё это увеличило
нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии
нервной системы, сосудистых заболеваний.
4.Индустриализация
в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась
ущемлением прав граждан.
5.Развитие орудий
труда, технологические революции – яркое свидетельство экономического
прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили
природные ресурсы земли.
6.Удобства
городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»:
транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом и их
последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.
7.Открытия в
области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник
энергии, но и создать мощное оружие массового уничтожения. Использование
компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого
труда человека, но повлекло за собой новые болезни, связанные с непрерывной
длительной работой у дисплея.
Иногда издержки
прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о
движении человечества вперёд. Поэтому особый смысл имеет обоснование критериев
общественного прогресса.
4.Проблема негативных последствий прогресса:
Всё больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами. Они
не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью
СМС-сообщений.
Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к
тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации
собеседника и сочувствовать ему.
В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен
диагноз «СМС-зависимость».
Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали,
что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать СМС-сообщения по семь и
более часов в день.
5.Теории общественного развития:
Авторы теории |
Суть данной теории |
Критерии прогресса |
Гесиод, древнегреческий философ и поэт. |
Сплошная линия общественного развития – регресс, то |
|
Платон и Аристотель, древнегреческие философы. |
Развитие общества – циклический круговорот, повторяющий |
|
Р. Тюрго и Ж. Кондорсе, французские |
Исторический процесс – путь социального прогресса, в |
Развитие человеческого разума. |
А. Сен-Симон, французский философ. |
Общественный прогресс возможен. |
Состояние общественной нравственности, приближение её к |
Г. Гегель, немецкий философ. |
Общественный прогресс восходит к единой сверх-природной |
Степень сознания личностью свободы. |
К. Маркс, немецкий философ и социолог. |
Каждая новая общественная формация более прогрессивна |
Развитие производительных сил, уровень производительности |
О. Шпенглер, немецкий философ, А. Тойнби, английский |
Многолинейное, независимое друг от друга, параллельное |
|
Г. Спенсер, английский философ, О. Конт, французский |
Общественный прогресс объективен: развитие человеческой |
Удовлетворение личных потребностей как материальных, |
Р. Арон, французский социолог, Д. Белл, американский |
Технический и технологический уровень хозяйственной |
|
К. Поппер, современный западный философ и социолог. |
Прогресс возможен только для отдельного человека, но не |
Существует извечная
проблема: как совместить столь различные взгляды?
Очевидно, что
критерием общественного прогресса может являться мера свободы, которую
общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её
потенциальных возможностей. Таким образом, степень прогрессивности того или
иного развития следует оценивать по степени «человечности» общественного
устройства, по уровню гуманизации общества.
1.С помощью такого критерия, как совершенствование 1)изобретения письменности 2)успехов в освоении космического пространства 3)отмирания обычая кровной мести 4)учения о разделении властей 2.В страну А. вторглись кочевники, разорив города, Какая форма общественных отношений может быть 1)модернизация 2)регресс 3)реформа 4)эволюция 3.С помощью такого критерия как гуманизация 1)использования информационных технологий в школьном 2)освоения нового способа добычи нефти на морском 3)смягчения уголовного законодательства, введение 4)проведения исследований в области создания |
4.К факторам, подтверждающим противоречивость 1)отсутствие подъёмов и спадов, линейное развитие 2)положительные и отрицательные последствия 3)положительные изменения во всех сферах общественной 4)медленное поступательное развитие всех сфер 5.Прогрессивный характер какого из перечисленных 1)введение всеобщей воинской повинности 2)реформирование системы государственной службы 3)использование обществом энергосберегающих технологий 4)окончание холодной войны 6.Термины «совершенствование», «поступательное движение» 1)регрессе 2)циклическом круговороте 3)прогрессе 4)не имеющем направления процессе |
Задание. Ниже приведён ряд терминов. Все они,
за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите
термин, не связанный с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное
развитие; модернизация.
1.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4) 2.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4) 3.С помощью такого критерия как гуманизация 1)проведения исследований в области создания 2)введения нового поколения микропроцессорных 3)отказа от смертной казни как меры наказания за особо 4)запуск нового модуля |
4.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4)оба 5.Верны А.Социальный Б.Прогресс 1) 2) 3) 4) 6.Верны А.Общественный Б.Общественный 1) 2) 3) 4) |
Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
«_________(1)
прогресса французские просветители видели в развитии человеческого
_________(2), в распространении ________(3). Столь оптимистический взгляд на
историю сменился в XIX веке более сложными
представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной
общественно-экономической _________(4) к другой. Некоторые социологи сутью
прогресса считали усложнение социальной _________(5), рост социальной
неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с
процессом _________(6), то есть переходом от аграрного общества к
индустриальному, а затем и к постиндустриальному».
А.Стабилизация Б.Модернизация В.Разум |
Г.Формация Д.Просвещение Е.Критерий |
Ж.Цивилизация З. И.Структура |
Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
«Исторический
_________(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития
человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные
_________(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью:___________(3) людей
(индивидов, социальных групп), продукты человеческой ___________(4)
(материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции).
Его основу составляют ___________(5), то есть те или иные прошедшие или
проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются
экономические, социальные, политические и культурные связи и ___________(6)».
А.Отношение Б.Прогресс В.Фактор |
Г.Процесс Д.Опыт Е.Действие |
Ж.Событие З.Деятельность И.Структура |
Задание. Установите соответствие между
критериями прогресса и их примерами.
Критерии прогресса |
Примеры |
А) запрет на Б) введение В) введение в Г) строительство Д) расширение Е) расширение |
1) гуманизация 2) совершенствование |
Задание. |
1.Гуманизация 2.Совершенствование 3.Расширение |
Общественный 1.Сущность 2.Общественный 3.Характерные а)совокупность б)противоречивость в)неоднородность г)относительность д)усложнение 4.Критерии а) обновление б)гуманизация в)совершенствование г)расширение д)совершенствование 5.Особенности прогрессивного |
Ответ:
Обычно мы думаем о том, что прогресс – исключительно положительное явление, ведь он представляет собой совокупность изменений, которые происходят в обществе, включая его развитие. Но процесс относителен и противоречив, поэтому у прогресса тоже есть оборотная сторона.
Объяснение:
Например, прогресс в одной отрасли иногда не влечет прогресса в других отраслях. Яркий пример, подтверждающий это — политика СССР по развитию тяжелой промышленности для военных нужд, при этом другие отрасли, такие как наука, литература или сельское хозяйство пришли в упадок из-за отсутствия развития.
Или вот другой пример. Когда-то обнаруженная нефть казалась невероятным прогрессом общества, капитализм расцветал как мог. Но когда-то прогрессивные вещи сегодня становятся катастрофой для экологии и для дальнейшего развития экономики, так как многие государства сидят на так называемой «нефтяной игле» и не в состоянии найти иные источники энергии и развития в целом.
И еще пример. Когда-то создание ядерного оружия казалось невероятным прогрессом не только в мире, но и в ведении войны, дипломатии и политики в основном. Но использование ядерного оружия политиками несут губительный след для обычных жителей других стран, против которых оружие используется. Атомные электростанции и аварии на них останавливают не только прогресс, но и жизнь на территории. Также что прогресс для одних не является прогрессом для других.
На этой странице вы узнаете
- Почему говорят о противоречивости и относительности прогресса?
- В каком обществе жил тот самый волк с Уолл-стрит?
- Как выучить признаки традиционного, индустриального и информационного общества и уметь их отличать?
Общество не стоит на месте: оно развивается, совершенствуется, растут города, появляются новые технологии, происходит модернизация. Это говорит о том, что общество прогрессирует. Но иногда процесс развития может идти в обратном направлении: типичны политическая нестабильность, решение вопросов насильственными методами, экономические кризисы. Тогда мы можем говорить о регрессе. Что и как влияет на процессы общественного развития? Давай разбираться!
Общественное развитие: прогресс и регресс
В статье «Строение общества» мы узнали, что общество — динамическая система. Поэтому рассмотрим подробнее термин “социальная динамика”.
Социальная динамика — это совокупность определенных процессов функционирования, движения и развития общества и его социальных структур. Иначе говоря, это смена состояний общества. Как у человека меняется настроение и состояние в течение дня, так общество меняется в социальной динамике.
Два направления развития общества:
- прогресс;
- регресс.
Если рассматривать движение вперед, то мы говорим о прогрессе.
Прогресс — это направление развития по восходящей линии, положительная динамика, для которой свойственен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Например, раньше существовали общины древних людей, умеющие лишь использовать палку-копалку и кидаться камнями. Вспомним пример из мультфильма про первобытных людей «Семейка Крудс». По сравнению с древним периодом современное общество активно развивается: век высоких технологий позволяет нам пользоваться новейшим оборудованием и машинами.
Например, в мультфильме «Финес и Ферб» мальчики постоянно создают гениальные изобретения, пользуются достижениями научно-технического прогресса.
Но также общественное развитие может идти по пути регресса.
Регресс — это направление развития по нисходящей линии в противоположность прогрессу, для которого свойственен переход от высшего к низшему, от сложного к более простому, к меньшей устойчивости и жизнеспособности общества.
Например, в мультфильме «Валли» демонстрируется острая проблема безответственного отношения людей к природе. Показана экологическая катастрофа, которая погубила всё: воздух, вода, почва становятся мертвыми для человека. Это можно назвать регрессом.
Мы видим, что общественное развитие может проявляется как в положительном, так и в отрицательном ключе. Здесь также следует рассмотреть термин стагнации.
Стагнация — период, в процессе которого движение задерживается и даже на время останавливается, прекращается способность воспринимать все новое и передовое.
При стагнации сферы жизни общества находятся в тупике, нет движения ни вперед, ни назад. Период правления Брежнева в СССР называют “застоем”, так как все сферы были в пассивном состоянии.
Теперь нужно разобраться, по каким критериям (признакам) можно судить, что общество движется вперед и прогрессирует. На что обратить внимание?
Критерии прогресса
Общие критерии прогресса
- Развитие человеческого разума: люди развиты в интеллектуальном плане.
- Совершенствование нравственности человека: уровень морали в обществе высок.
- Развитие производственных сил, включая самого человека: ресурсы людей становятся мощнее и производительнее за счет использования техники и оборудования.
- Прогресс науки и техники: развивается наука, знания, появляются изобретения.
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку: в обществе нет жестких законов и правил, человек сам себя контролирует.
Гуманистические критерии прогресса (касаются конкретно человека)
- Средняя продолжительность жизни: люди дольше живут.
- Детская и материнская смертность: уменьшается количество смертей.
- Состояние здоровья: меньше болезней, развит уровень медицины.
- Уровень образования: больше грамотных людей, образование может получить каждый.
- Развитие различных средств культуры: распространение СМИ, развитие языков, искусств.
- Чувство удовлетворенности жизнью: современные люди больше счастливы и довольны жизнью, чем рабы в древнем мире.
- Степень соблюдения прав человека: права людей не только прописываются, но и гарантируются, меньше неравенства в обществе.
- Отношение к природе: человек бережнее относится к природе и заботится о ней.
Считается, что главным критерием (универсальным, который можно применить ко всему) общественного прогресса является возвышение гуманизма*. Чем выше ценность человека, его значение в социальной структуре, тем прогрессивнее общество.
Помимо этого прогресс обладает уникальными характеристиками: относительностью и противоречивостью.
Относительность. Невозможно объективно сказать, что в определенной области однозначно наблюдается прогресс.
Например, в искусстве сложно определить, прогрессирует оно или нет. «Черный квадрат» Малевича — это шедевр или безвкусица? Сказать точно нельзя, всё относительно.
Противоречивость. Совершенствование в одних областях не исключает деградации других.
Например, научно-технический прогресс принес в нашу жизнь многие открытия. Но вместе с тем он же создал ядерное оружие, которое ставит под угрозу жизнь человечества. Или другой пример — использование компьютерной техники. Представляет шикарную возможность упростить поиски информации, но в то же время оборачивается новыми болезнями, ухудшением здоровья людей.
Таким образом, общественный прогресс — это сложная категория, которой присуща противоречивость и относительность.
Многовариантность общественного развития
Под многовариантностью общественного развития нужно понимать, что общество может развиваться по разным сценариям.
Два основных пути развития общества:
- Революционный: общество прогрессирует путем революции.
- Эволюционный: общество прогрессирует путем реформ.
Революция и эволюция похожи на двойняшек с противоположными характерами: они сходятся по внешности (=являются путями развития), но отличаются по поведению (=по-разному реализуют эти пути).
Рассмотрим, что такое революция.
Революция — это коренное, радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущем состоянием.
В ходе революции все сферы жизни общества претерпевают глобальные изменения. Революция уничтожает основы социального строя, обычно начинается “снизу”, то есть осуществляется народом (оппозицией, противостоящей власти).
Пример: в ходе Октябрьской революции 1917 года было свергнуто Временное Правительство, власть захватили большевики и провозгласили новый общественный строй — социализм. Так революция коренным образом меняет существующие порядки.
Другой вид преобразований в обществе — это реформы.
Реформа — это преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Реформы не затрагивают общественный строй, изменения претерпевают только определенные сферы общества и обычно проводятся “сверху” — властью.
Пример: введение подоходного налога в 13% — это налоговая реформа, которая затрагивает только экономическую сферу общества, не перестраивает все существующие порядки. Так реформы предполагают более мягкий характер изменений.
Также существует еще одна форма общественных изменений — эволюция.
Эволюция — это процесс естественного изменения общества, складывающийся плавно и происходящий в конкретных исторических условиях.
Это постепенный естественный процесс, когда всё складывается само собой. Как развивается человек, так развивается и общество. Например, эволюционируют социальные институты. Раньше в обществе вместо государств были древние племена, теперь же институт государства достиг своего могущества: практически во всех странах мира есть развитый государственный аппарат.
Таким образом, общество может развиваться в разных направлениях и разными путями. Поэтому ученые выделяют различные типы обществ.
Типы общества по развитию технологий
Традиционное (аграрное) — это древнее общество, которое характеризуется следующими чертами:
- развито сельское хозяйство;
- преобладает ручной труд;
- продукты производятся только для себя и в небольших количествах (натуральное хозяйство);
- жизнь человека напрямую зависит от природы, поэтому природа — это храм, то есть духовно важное для человека место;
- в мировоззрении людей ведущую роль играют традиции и обычаи.
Пример: в мультфильмах «Как приручить дракона» и «Храбрая сердцем», в фильмах «Гладиатор», «300 спартанцев» и «Ной» было именно традиционное общество.
Индустриальное — это общество, в котором присутствуют следующие признаки:
- происходит механизация и автоматизация производства (появляются станки, оборудование, машины);
- промышленность преобладает над сельским хозяйством, растут города;
- общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (карьера, деньги);
- потребительское отношение к природе (природные ресурсы используются в экономике) и экологические проблемы.
Джордан Белфорт, основавший одну из крупнейших брокерских контор в 1987 году, жил именно в индустриальном обществе с автоматизированным и механизированным производством. Поэтому обязательно посмотрите этот фильм, чтобы понять, о чём именно идет речь.
Постиндустриальное (информационное) — это общество, которое имеет следующие черты:
- огромную роль играет сфера услуг (обслуживания);
- особое значение имеют наука и знания, развиваются новые информационные технологии, идет компьютеризация общества;
- отношение к природе становится бережным, решаются экологические проблемы.
Пример: такое общество показано в фильмах «Социальная сеть», «Превосходство», «Кто я» и в сериале “Черное зеркало».
Как выучить признаки традиционного, индустриального и информационного общества и уметь их отличать?
Запомнить их можно с помощью таблицы:
Критерии сравнения | Традиционное (аграрное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Преобладающий тип экономического роста | Экстенсивный (производство растет за счет повышения количества используемых ресурсов) | Интенсивный (производство растет за счет повышения качества используемых ресурсов) | Интенсивный |
Экономика | — Натуральное хозяйство — Низкие темпы развития экономических отношений — Аграрная экономика* — Ручной труд |
— Преобладание промышленности — Автоматизация и механизация производства — Массовое производство, мануфактуры |
— Преобладание сферы услуг — Производство знаний — Компьютеризация — Информационные технологии |
Социальная сфера | — Сословный строй — Ограниченная возможность перемещения по социальной лестнице (закрытость общества) |
— Классовый строй — Высокая возможность перемещения по социальной лестнице (открытость общества) |
— Стирание классов, деление по профессиональному признаку — Максимально свободное перемещение по социальной лестнице |
Политическая сфера | — Отсутствие политических свобод — Преобладание монархий — Власть выше закона |
— Провозглашение политических свобод — Преобладание республик — Равенство перед законом — Начало формирования гражданского общества и правового государства |
— Гарантия политических свобод — Преобладание демократии — Развитое гражданское общество и правовое государство |
Духовная жизнь | — Коллективизм* — Традиционные ценности — Большое влияние церкви — Низкий уровень образованности |
— Индивидуализм — Личная свобода — Высокий уровень образованности |
— Разнообразие идеологий — Особая роль информации, науки, знаний — Непрерывное образование |
Главный фактор производства* | Земля | Капитал | Информация (знания) |
Отношение к природе | Зависимость жизни человека от природы Природа — это храм |
Потребительское отношение Природа — источник ресурсов |
Гармоничное и бережное отношение к природе, решение экологических проблем |
Фактчек
- Общественный прогресс — это движение общества вперед, которое характеризуется относительностью и противоречивостью. Регресс же — это обратное движение, деградация общества.
- Общественное развитие имеет 2 пути: революционный и эволюционный (путем реформ). Революция предполагает коренной переворот в обществе, а реформы предполагают изменения в какой-либо одной сфер.
- Стагнация — период, в процессе которого движение задерживается и даже на время останавливается, прекращается способность воспринимать все новое и передовое.
- Развиваясь, общество на каждом этапе обладает своими особенностями. Поэтому выделяют 3 основных типа общества: традиционное, индустриальное и информационное.
Термины
Гуманизм (человеколюбие, уважение к человеку) — система взглядов, где высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы.
Фактор производства — ресурсы, которые используются людьми для создания необходимых жизненных благ и вовлечены в процесс производства (то есть в каждом типе общества преобладает определенный ресурс, на котором базируется производство).
Аграрная экономика — система хозяйствования, для которой характерно преобладание сельскохозяйственного производства, доминирование скотоводства и земледелия.
Коллективизм — принцип организации совместной деятельности людей, проявляющийся в товариществе, сотрудничестве, преобладании коллективных целей над индивидуальными.
Проверь себя
Задание 1.
Что не характеризует прогресс?
- Относительность
- Противоречивость
- Застой
Задание 2.
Что свойственно индустриальному обществу? (Может быть несколько вариантов ответа)
- Экстенсивный рост
- Массовое производство
- Главный фактор производства — капитал
- Бережное отношение к природе
Задание 3.
Период, в процессе которого движение задерживается и даже на время останавливается, прекращается способность воспринимать все новое и передовое — это …
- Регресс
- Прогресс
- Стагнация
- Торможение
Задание 4.
Что можно отнести к гуманистическим критериям прогресса? (Может быть несколько вариантов ответа)
- Прогресс науки и техники
- Отношение к природе
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку
- Развитие различных средств культуры
Ответы: 1. — 3; 2. — 2,3; 3. — 3; 4. — 2, 4.