Отношение к смерти печорина в романе герой нашего времени сочинение

Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства.

В романе “Герой нашего времени”, составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом – и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов.

Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою.

Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит – ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: “Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то!..” Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами…

Он сочувствует Печорину: “Я б на его месте умер из горя”, – говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: “Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно…”

Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени.

Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.

А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды “Героя нашего времени”, можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название “Журнал Печорина” написано: “Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер.

Эта весть меня обрадывала…” Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же?

Так, это автор – герой-одиночка, а Печорин – лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название “Фаталист”, устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе – может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо “русскою рулеткой”.

Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом – человеком который верит в судьбу. “Мне нравится сомневаться во всем… я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь!..”

Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов.

15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.

Loading…

Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

Дата публикации:
8 апреля

Рубрика:
Популярные вопросы

Автор:

Григорий Печорин вовсе не искал смерти – он не пытался сознательно лишить себя жизни, совершив, например, самоубийство. Взамен этому он позволял судьбе или случаю решить все за него – буквально в каждой главе произведения он оказывается близко к смерти. Он не страшится последствий своих решений и поступков, даже самых отчаянных. Печорин не ищет смерти, но и жизнь свою не ценит, поэтому так спокойно и безрассудно относится к опасностям на своем пути

Из-за скуки, следовавшей за ним, он не видел ценности своего существования. Оценивая свои способности как выдающиеся, Печорин не мог направить их на благие цели и поэтому считал, что живет бессмысленно. Отсюда и следует низкая оценка своей жизни, но прямо Печорин смерти не искал.

Не верно также говорить, что такое отношение к себе наблюдается под конец его жизни. Особенно, если обратиться к правильной хронологии романа:

  1. Уже в первом по времени событии – главе «Тамань», Печорин вмешивается в дела контрабандистов, вследствие чего его чуть не утопили.
  2. Далее, в следующей главе, он участвует в дуэли с Грушницким и стреляет вторым. Даже не смотря на предсказанное им поведение противника, Печорин, раненный в ногу, едва не падает в пропасть.
  3. В «Фаталисте» Печорин рискует наиболее явно. Проверяя судьбу, он прыгает в окно к вооруженному убийце-казаку, но остается невредим.
  4. В главе «Бэла» прямой угрозы жизни для Печорина нет, но само похищение дочери князя и конфликт с лихим разбойником Казбичем осторожностью назвать никак нельзя.

То есть, умереть Печорин мог на всем протяжении романа, а не под конец жизни.

Статьи в тему:

  • Сколько страниц в романе Герой нашего времени?
  • Как умер Печорин?
  • Из какого произведения Печорин?
  • Как Печорин испытывает судьбу?
  • Почему Печорин разлюбил Бэлу?
  • Что Печорин называет жизнью?
  • Как звали Грушницкого?
  • Почему у Печорина нет настоящих друзей?
  • Каково поведение Печорина во время дуэли?

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом — и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов. Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою. Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит — ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то!..» Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами… Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя», — говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: «Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно…»

Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени. Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала…» Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же? Так, это автор — герой-одиночка, а Печорин — лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе — может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом — человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем… я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться — и смерть не обойдешь!..»

Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов. 15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Судьба Печорина в романе Герой нашего времени

Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.

Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.

Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.

Однако Печорин не глупый человек и производит впечатление сильной личности. Его уверенность в себе и твердость во взглядах нравится окружающим, поэтому многие сначала попадаются под его обаяние, но, в конечном итоге, разочаровываются в нем. Возможно, это тоже часть его игры: он словно им сообщает, что это люди его сделали таким. Он часто снимает с себя ответственность за происходящее, обвиняя что-то или кого-то. Поэтому его судьба заканчивается трагично. Как он умирает, в романе точно не прописывается, чтобы дать пофантазировать читателю. Известно лишь то, что уходит из жизни он рано. Печорин словно сам всегда ищет свою смерть, поэтому выбирает риск и провоцирует людей, чтобы они его изгнали или лишил жизни. Талант и ум Печорина остаются нереализованными, потому что он решает противопоставить себя социуму и обвинить их в заурядности, не способности понимать других. Однако этого не было и у него самого.

Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.

Жизнь и судьба Печорина

По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.

Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.

Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.

Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.

Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.

Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.

Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.

А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.

Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.

Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.

Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.

В чем заключается трагедия Печорина?

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей разочарованных скептиков, «страдающих эгоистов», опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой. Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся «силы необъятные». Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, «водяным обществом». И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в «Тамани» на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка «мирных контрабандистов». Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности «тоненького прапорщика». Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести «Максим Максимыч» автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с «водяным обществом» Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые «пьют однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку».

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою». Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях «Бэла» и «Тамань». Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы»? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». По его определению, счастье это «насыщенная гордость». Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за «приманками страстей», которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Отношение Печорина к смерти

Отношение к смерти является еще одним ключевым моментов в характере главного героя. Автор демонстрирует его во всей полноте в повести «Фаталист». Печорин признает предопределенность судьбы, однако при этом он считает, что не должно лишать человека воли. По его мнению, нужно идти всегда вперед – «хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». И здесь читатель видит, что Печорин способен на благородные поступки, если направить его энергию в нужное русло. Григорий храбро бросается в окно в погоне за казаком-убийцей.

Лермонтов четко ставит временные рамки произведения, но вопрос душевных приоритетов во все времена остается актуальным. Здесь поднимаются такие вопросы:

  • Как время влияет на характер и судьбу человека?
  • Что будет с личностью, которая вынуждена жить во время падения идеалов?
  • В чем искать смысл жизни, когда идеалы малозначимы и призрачны?
  • Как принести благо Отечеству, когда силы тратятся впустую, а личность теряется во время бездействия?

Лермонтов поднимает тему сопоставления времени и нравственности. Печорина он называет героем своего времени, однако оставляет загадку – звание героя здесь имеет прямой смысл или косвенный? И насколько героичным можно назвать человека, имеющего все задатки положительного персонажа, но избравшего путь «нравственного калеки»?

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Поступки Печорина

Произведение было написано в 30-х годах 19 века. Это был период реакции, наступивший после разгона восстания декабристов. Молодые, образованные люди в этот период не знали, как жить, к чему приложить силы, не видели цели в жизни. поэтому т возникли такие характеры, как Печорин.

Замечание 1

По сути, характеристика Григория Печорина – это характеристика поколения того времени. Основная черта этого поколения – скука.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Печорин — герой своего времени 490 руб.
  • Реферат Печорин — герой своего времени 230 руб.
  • Контрольная работа Печорин — герой своего времени 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лермонтов в предисловии пишет, что Герой Нашего Времени – это портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения.

Впервые о Печорине читатель узнает от Максим Максимыча, который служил с главным героем в кавказской крепости. Максим Максимыч рассказывает историю о Бэле, которую Печорин ради развлечения выкрал. До тех пор, пока девушка была к нему равнодушна, Григорию было с ней интересно. Но после того, как он сумел добиться от нее взаимности, тут же охладел к черкешенке. И Печорину все равно, что его прихоть привела к трагедии других людей. Отца Бэлы, затем и саму девушку, убивают. В глубине души Печорину жаль черкешенку, однако он не раскаивается в своем поступке.

Так же из праздного интереса Печорин вмешался в жизнь контрабандистов в главе «Тамань». В результате несчастная старуха и слепой мальчик остались без средств к существованию.

Княжна Мэри стала для героя очередной забавой. Печорин беззастенчиво играл с чувствами девушки, а затем признался, что не любит.

О последних двух случаях читатель узнает от самого Печорина. Одно время он вел журнал, стремясь разобраться в себе и избавиться от скуки. Затем он охладел к этому занятию, а тетради остались у Максим Максимыча. Штабс-капитан их возил с собой, надеясь при случае передать хозяину. Но в итоге оказались, что Григорию они не нужны. Печорин вел дневник не ради публикации, и в этом заключается ценность этих заметок. В дневнике он описывает себя, не беспокоясь о том, что подумают окружающие. Молодой офицер искренен сам с собой, и это позволяет понять причины его поступков.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Отношение Печорина к любви

Любовь Печорина к Вере свидетельствует о том, что он еще не потерял способность чувствовать. Вера – единственная женщина, которая смогла его понять и принять таким, как есть, со всеми достоинствами, недостатками, странностями. Печорину не нужно перед ней казаться неприступным или приукрашивать себя. Григорий выполняет все условия, только бы иметь возможность видеться с Верой. Когда Вера уезжает, загоняет коня до смерти, стремясь догнать возлюбленную.

И совершенно иначе относится Печорин к другим женщинам, которых встречает на пути. Им руководят не чувства, а только холодный расчет. Эти женщины для Печорина являются только способом развеять скуку и заодно проявить над ними свою эгоистичную власть. Печорин изучает поведение женщин, словно они подопытные кролики. Он придумывает в этой игре новые повороты. Однако от скуки не спасает и этой – Печорин знает заранее, как себя поведет его очередная жертва, и оттого ему становится еще тоскливее.

Сделался ли Печорин фаталистом?

Фатальный исход жизни – не новая тема литературы. Начиная с античных времен, человек пытается разобраться в сути роковых событий и в способностях человека руководить свой судьбой. Сделался ли Печорин фаталистом? Это вопрос, на который можно найти ответ в последней части произведения Лермонтова «Герой нашего времени».

Отношение к смерти

Печорин считает, что сам управляет событиями жизни, нет высшей власти, которая руководила бы его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич чувствует все вокруг себя по-иному. Он уверен, что жизнь определена кем-то, самостоятельно выбрать день гибели невозможно. Офицер пытается доказать это нелепым поступком. Он снимает со стены понравившийся пистолет и приставляет его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но на пари соглашается Печорин. Происходит осечка, Вулич стреляет еще раз, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.

Печорин удивлен результатом, он четко видел смерть на лице человека. Что это? Ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в раздумья о судьбе. Мысли переносят мужчину к далекому прошлому, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то следит за ними сверху и дергает за веревочки, как кукловод, направляя человека по нужному пути. Человек не верит в счастье, знает, что оно невозможно, сомневается и приходит к заблуждениям. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «истощил жар души». То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.

Вулич и судьба

Офицер проверил судьбу, попытавшись выстрелить себе в лоб. Осечка доказывала, что он не может сам руководить смертью. Кто-то свыше избирает день гибели человека, сам он не вправе решать, когда умирать. Вулич пытается доказать сослуживцам свою идею рока. Офицеры не могут понять причину осечки. Сухой порох, неисправность оружия?

Но в голове все равно стоит суть пари: судьбой нельзя управлять.

Вулич, выигравший спор, возвращается домой. Он встречает пьяного казака, изрубившего свинью. Вулич мог остаться в стороне от прохожего, но он вдруг решается спросить, кого тот ищет. Казак отвечает: «Тебя!». Пьяный разрубает Вулича. Офицер перед смертью произносит роковую фразу: «Он прав!». Печорин был прав, когда увидел на лице смерть. Близкая кончина меняла внешность, подбиралась к человеку, но не торопилась, давая возможность дожить до точной даты. Стал ли знак предвестником беды или это только хорошо развитые инстинкты Григория?

Смысл сюжета

Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року? Печорин не фаталист. Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.

Печорин – удивительный характер, его черты находят в людях прошлого и в современниках. Написать сочинение «Является ли Печорин фаталистом?» можно только после изучения сути понятий рок, фатум, судьба. Материал поможет разобраться

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Савченко

    16/16

  • Владислав Исаев

    16/16

  • Игнатий Загородников

    14/16

  • Наталья Садовская

    11/16

  • Sacred Air

    14/16

  • Людмила Федорова

    16/16

  • Курбанов Шамиль

    9/16

  • Никита Морозов

    9/16

  • Ильин Максим

    8/16

  • Соня Зубарева

    16/16

Автор статьи

Илья Грехов

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

«Герой нашего времени» — это первый в отечественной прозе лирико-психологический роман, написанный в 1838-1840 годы М.Ю.Лермонтовым.

Поступки Печорина

Произведение было написано в 30-х годах 19 века. Это был период реакции, наступивший после разгона восстания декабристов. Молодые, образованные люди в этот период не знали, как жить, к чему приложить силы, не видели цели в жизни. поэтому т возникли такие характеры, как Печорин.

Замечание 1

По сути, характеристика Григория Печорина – это характеристика поколения того времени. Основная черта этого поколения – скука.

Научись программировать

Получи навыки для отличной карьеры в IT под руководством ведущих экспертов

Выбрать занятия

Лермонтов в предисловии пишет, что Герой Нашего Времени – это портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения.

Впервые о Печорине читатель узнает от Максим Максимыча, который служил с главным героем в кавказской крепости. Максим Максимыч рассказывает историю о Бэле, которую Печорин ради развлечения выкрал. До тех пор, пока девушка была к нему равнодушна, Григорию было с ней интересно. Но после того, как он сумел добиться от нее взаимности, тут же охладел к черкешенке. И Печорину все равно, что его прихоть привела к трагедии других людей. Отца Бэлы, затем и саму девушку, убивают. В глубине души Печорину жаль черкешенку, однако он не раскаивается в своем поступке.

Так же из праздного интереса Печорин вмешался в жизнь контрабандистов в главе «Тамань». В результате несчастная старуха и слепой мальчик остались без средств к существованию.

Княжна Мэри стала для героя очередной забавой. Печорин беззастенчиво играл с чувствами девушки, а затем признался, что не любит.

О последних двух случаях читатель узнает от самого Печорина. Одно время он вел журнал, стремясь разобраться в себе и избавиться от скуки. Затем он охладел к этому занятию, а тетради остались у Максим Максимыча. Штабс-капитан их возил с собой, надеясь при случае передать хозяину. Но в итоге оказались, что Григорию они не нужны. Печорин вел дневник не ради публикации, и в этом заключается ценность этих заметок. В дневнике он описывает себя, не беспокоясь о том, что подумают окружающие. Молодой офицер искренен сам с собой, и это позволяет понять причины его поступков.

«Печорин — герой своего времени» 👇

Внешность и характер

О внешности Печорина читатель узнает от путешествующего автора. Во всем облике Печорина чувствовалась противоречивость. Ему было не больше 23 лет на первый взгляд, однако через минуту уже казалось, что ему не меньше 30. Походка героя была небрежной и ленивой, но он при этом не размахивал руками, что говорит о скрытности характера. На лбу Печорина видны следы морщин. Однако особенно сильно автора поразили его глаза – они не смеялись, когда смеялся он.

Внешний облик Григория Печорина отражает его внутреннее состояние. Он говорит о себе, что живет не сердцем, а разумом. Все поступки Печорина характеризуются холодным расчетом, но иногда чувства все же прорываются наружу. Григорий идет бесстрашно в одиночку на кабана, но вздрагивает от стука ставен. Он может весь день провести на охоте под дождем, но при этом панически боится сквозняка.

Григорий Печорин запретил себе чувства, потому что они не находили отклика в окружающих. Он мечется в поисках призвания и цели в жизни. Романы, светские развлечения для Печорина – пройденный этап, который не принес ничего, кроме опустошенности. Не нашел он смысла и в изучении наук, так как быстро понял, что главный залог удачи – в ловкости, не в знаниях. Печорин страдал от скуки и надеялся, что от нее спасут свистящие над головой пули. Однако разочарование постигло героя и на Кавказской войне. он привык к жужжанию пуль и к смерти, что уже перестал обращать на это внимание. И снова героя одолела скука. Следствием невостребованности стали нелогичные, неоправданные поступки и глубокая внутренняя печаль, болезненная ранимость.

Отношение Печорина к любви

Любовь Печорина к Вере свидетельствует о том, что он еще не потерял способность чувствовать. Вера – единственная женщина, которая смогла его понять и принять таким, как есть, со всеми достоинствами, недостатками, странностями. Печорину не нужно перед ней казаться неприступным или приукрашивать себя. Григорий выполняет все условия, только бы иметь возможность видеться с Верой. Когда Вера уезжает, загоняет коня до смерти, стремясь догнать возлюбленную.

И совершенно иначе относится Печорин к другим женщинам, которых встречает на пути. Им руководят не чувства, а только холодный расчет. Эти женщины для Печорина являются только способом развеять скуку и заодно проявить над ними свою эгоистичную власть. Печорин изучает поведение женщин, словно они подопытные кролики. Он придумывает в этой игре новые повороты. Однако от скуки не спасает и этой – Печорин знает заранее, как себя поведет его очередная жертва, и оттого ему становится еще тоскливее.

Отношение Печорина к смерти

Отношение к смерти является еще одним ключевым моментов в характере главного героя. Автор демонстрирует его во всей полноте в повести «Фаталист». Печорин признает предопределенность судьбы, однако при этом он считает, что не должно лишать человека воли. По его мнению, нужно идти всегда вперед – «хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». И здесь читатель видит, что Печорин способен на благородные поступки, если направить его энергию в нужное русло. Григорий храбро бросается в окно в погоне за казаком-убийцей.

Лермонтов четко ставит временные рамки произведения, но вопрос душевных приоритетов во все времена остается актуальным. Здесь поднимаются такие вопросы:

  • Как время влияет на характер и судьбу человека?
  • Что будет с личностью, которая вынуждена жить во время падения идеалов?
  • В чем искать смысл жизни, когда идеалы малозначимы и призрачны?
  • Как принести благо Отечеству, когда силы тратятся впустую, а личность теряется во время бездействия?

Лермонтов поднимает тему сопоставления времени и нравственности. Печорина он называет героем своего времени, однако оставляет загадку – звание героя здесь имеет прямой смысл или косвенный? И насколько героичным можно назвать человека, имеющего все задатки положительного персонажа, но избравшего путь «нравственного калеки»?

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Марина

Марина

В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадовала… » Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? В разделе, который имеет название «Фаталист» , устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе — может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой» . Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом — человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем.. . я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться — и смерть не обойдешь!.. »
Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отношение к позиции автора в сочинении егэ примеры
  • Отработка задания 26 егэ по русскому языку 2022
  • Отношение к пленным на войне аргументы егэ
  • Отработка задания 10 егэ по русскому языку 2023 года
  • Отношение к кумирам сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии