Пример сочинения
Отношение Лермонтова к Мцыри
Всего лишь несколько дней провел Мцыри вне душных, давящих, мрачных монастырских стен. Не боясь грозовых раскатов, ненастья, непогоды, сбежал юнец, чтобы узнать, что же все-таки такое жить по-настоящему. Он бежал и бежал, не зная куда и как, но это не останавливало.
Трудности его не страшили, потому что свобода вернула ему воспоминания о:
родном крае;
отцовском доме;
родителях.
Это все только придавало сил беглецу. Отношение автора к герою активно проявляется, когда в своей исповеди он с гордостью говорит, что только на воле есть жизнь, только там он осознал, что значит жить.
Душа Мцыри не ожесточилась, он остался романтиком. Его приводят в восторг поля, холмы, горные хребты, плывущие по небу облака, пение птиц, шелест листвы. Он ценит каждый миг, проведенный на воле. Мцыри близок автору не только своим свободолюбием, но и одиночеством. Живя среди людей, он одинок из-за их непонимания его стремления к свободе.
Лермонтов любит своего героя, и за три коротких дня дал ему возможность насладиться не только свободой. Встреча молодой грузинки всколыхнула в нем неизведанное чувство любви, схватка со свирепым барсом показала его бесстрашие. Мцыри не убегает от надвигающейся опасности, он смело встречает ее, превращаясь в смертельно опасного противника.
Лермонтов преклоняется перед отвагой юноши. Зов души привел его к смерти, но умирает он непобежденным, несломленным, лишь печаль в его сердце. Герой умирает на чужбине. Нет ни друзей, ни родных, которые будут вспоминать его после кончины, в могилу он унесет «тоску по родине святой». И, умирая, он никого не проклинает, не винит ни в чем.
Поэт сочувствует своему персонажу. Обстоятельства сильнее его, на даже умирая, он не теряет силу духа, он счастлив, что смог побыть свободным. Борьба не закончилась победой, но не это главное. Лермонтов показал, что ценит в своем герое силу воли, стремление к свободе, бесстрашие, мужество, любовь к своему прошлому.
Таким образом, во всей поэме читатель видит хорошее отношение автора. А рисунки и иллюстрации к книге это доказывают.
Пример сочинения-размышления
В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.
Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора.
Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.
Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.
Пример сочинения
Авторское отношение к главному герою романа «Мцыри»
В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин» не менее известного писателя А. С. Пушкина встречается множество цитат, выражающих его мнение о своём персонаже. Он даже проводит параллели между собой и героем своего романа.
Отношение же Лермонтова к Мцыри проявляется в его позиции, образе.
В образе Мцыри Михаил Юрьевич Лермонтов видит вольный дух. Молодой Мцыри не поддаётся трудностям, которые ставит перед ним жизнь. Несмотря на то, что бунт с его стороны носит неоднозначный характер, юнец стремится к своей заветной мечте.
Михаил Юрьевич Лермонтов восхищается твердостью юноши в своей вере. Ведь он, молясь в христианском храме, помнил о вере своих предков. Он не желает оставаться в «монашеском плену» и сбегает из храма до принятия обета, выражая своё несогласие с чуждой ему верой.
Более того, Мцыри отказывается от ночлега в доме, замеченном им по пути, несмотря на то, что сам ни имел при себе больших заплясала еды, ни ориентиров в местности, в которой находился, не знал куда именно нужно идти в целом. Этим автор подчёркивает, что он ставит себя выше этого — помощи от тех, чей народ его пленил.
Истинная отчаянность главного героя показана во время кульминации поэмы «Мцыри», а именно — битвы с барсом. Юноша не сдаётся, стремясь к своей мечте вернуться в родные края.
Автор на протяжении всего произведения демонстрирует читателю борьбу главного героя с трудными обстоятельствами, которая обречена на провал в конечном итоге. Автор не жалеет Мцыри, при этом и не осуждая его. Наоборот, он восхищается его превосходством над всеми трудностями и терзаниями со стороны жизни. Умирая, юноша говорит, что никого не проклянет (даже тех, кто когда-то взял его в плен). Он счастлив, что наконец все мучения закончены: он побеждает.
Сила воли главного героя, его отчаянное стремление к мечте — этими качествами и восхищается автор данного произведения.
Таким образом, можно сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Мцыри воплощает силу человеческого духа, силу воли. Невозможность победить происходящие обстоятельства, безысходность, — главный герой выше этого. Несмотря на то, что он не жалеет своего персонажа, он ему сочувствует, поскольку ему самому были знакомы такие вещи, как одиночество, непонимание со стороны окружающих людей, оторванность от родной земли.
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Авторское отношение к Мцыри
Авторское отношение к Мцыри (к персонажу, герою Лермонтова)
М.Ю.Лермонтов очень любил Кавказ, проявлял интерес к живущим на этой земле горцам. Поэту была близка тема свободы, которой ему так не хватало в жизни.
В поэме «Мцыри» мы, внимательные читатели, не находим прямого указания на отношение автора к своему герою. Но М.Ю. Лермонтов в тексте произведения изображает мальчика, а затем юношу в различных ситуациях, дает ему определенные характеристики. Уже в начале поэмы Мцыри показан стойким и мужественным.
…в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
Мальчик, живя в монастыре, продолжает тосковать по дому, вспоминать родных. В обители герою не хватает свободы. Неудержимая тяга к воле грызет его изнутри, словно червь. Мцыри очень одинок, никому не может раскрыть свои душевные раны и переживания, подавляет собственные эмоции и чувства. Иноки прививают плененному воспитаннику любовь к Богу, но заставляют его забыть семейные ценности. Ребенок никого не может назвать отцом и матерью. М.Ю. Лермонтов в жизни тоже был одинок и многими не понят, поэт рано лишился матери. Это сближает автора с его главным героем.
Поэт противопоставляет Мцыри богобоязненным монахам. Герой бесстрашен и упорен. Он сбежал в грозу, не побоялся стихии. Во время побега юноша любуется окружающей его природой. Он, наконец, ощущает всю полноту жизни. Его радуют и поля, и холмы, и деревья. Причудливые горные хребты беглец сравнивает с мечтами. Внимательно смотрит на плывущие по небу облака, слушает шум речного бурного потока. С интересом наблюдает за несущей кувшин грузинкой. Его не пугают ни воющие в ущелье шакалы, ни ползущая змея.
Мцыри – романтический герой. Он сам и обстоятельства его жизни исключительны. М.Ю. Лермонтов ценит в главном герое неудержимую тягу к вольной жизни, стремление к познанию мира, находящегося за стенами обители. У юноши сохранятся любовь к своим предкам, хотя он их едва помнит.
Автор не жалеет героя, преподносит ему различные испытания. Мцыри вынужден сразиться с хищным и грозным барсом. В бою с ним юноша сам уподобляется зверю:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он?
И куда девались его культура и страх Божий? Ведь эти качества в монастыре изо всех сил старались привить послушнику монахи.
Поэт сочувствует юноше, когда его побег не удался, и герой снова вышел к монастырю.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей…
Итак, автор в Мцыри ценит свободолюбие, непримиримость со своей судьбой, бесстрашие, мужество, силу воли. Герой в жизни очень одинок, как и сам М.Ю. Лермонтов.
2 вариант
В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин» не менее известного писателя А. С. Пушкина встречается множество цитат, выражающих его мнение о своём персонаже. Он даже проводит параллели между собой и героем своего романа.
Отношение же Лермонтова к Мцыри проявляется в его позиции, образе.
В образе Мцыри Михаил Юрьевич Лермонтов видит вольный дух. Молодой Мцыри не поддаётся трудностям, которые ставит перед ним жизнь. Несмотря на то, что бунт с его стороны носит неоднозначный характер, юнец стремится к своей заветной мечте.
Михаил Юрьевич Лермонтов восхищается твердостью юноши в своей вере. Ведь он, молясь в христианском храме, помнил о вере своих предков. Он не желает оставаться в «монашеском плену» и сбегает из храма до принятия обета, выражая своё несогласие с чуждой ему верой.
Более того, Мцыри отказывается от ночлега в доме, замеченном им по пути, несмотря на то, что сам ни имел при себе больших заплясала еды, ни ориентиров в местности, в которой находился, не знал куда именно нужно идти в целом. Этим автор подчёркивает, что он ставит себя выше этого — помощи от тех, чей народ его пленил.
Истинная отчаянность главного героя показана во время кульминации поэмы «Мцыри», а именно — битвы с барсом. Юноша не сдаётся, стремясь к своей мечте вернуться в родные края.
Автор на протяжении всего произведения демонстрирует читателю борьбу главного героя с трудными обстоятельствами, которая обречена на провал в конечном итоге. Автор не жалеет Мцыри, при этом и не осуждая его. Наоборот, он восхищается его превосходством над всеми трудностями и терзаниями со стороны жизни. Умирая, юноша говорит, что никого не проклянет (даже тех, кто когда-то взял его в плен). Он счастлив, что наконец все мучения закончены: он побеждает.
Сила воли главного героя, его отчаянное стремление к мечте — этими качествами и восхищается автор данного произведения.
Таким образом, можно сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Мцыри воплощает силу человеческого духа, силу воли. Невозможность победить происходящие обстоятельства, безысходность, — главный герой выше этого. Несмотря на то, что он не жалеет своего персонажа, он ему сочувствует, поскольку ему самому были знакомы такие вещи, как одиночество, непонимание со стороны окружающих людей, оторванность от родной земли.
Рассуждение 3
Главным героем поэмы является Мцыри — юноша, находящийся в плену. Когда герой был совсем маленьким его увёз русский генерал после сражения, ребёнок сильно болел, поэтому был оставлен в монастыре, вырос среди монахов. Мцыри — романтический герой, идеал свободного, вольного духа, он не желает смириться со своей судьбой, мечтает вернуться на Родину.
Лермонтов не даёт своему герою имени, а лишь называет его «Мцыри», что с перевода означает «монах, готовящихся принять острог». Когда Лермонтов только работал над своим произведением, он планировал назвать его «Бэри», то есть «монах». Но главный герой поэмы не простой монах, ведь он принял острог насильно. Даже название героя говорит о его характере. Молодому человеку чужда верач поэтому он не решается на принятие обета и убегает. Мцыри — воплощение высоконравственного, свободолюбивого человека. В его образе воплащена сила духа, стремление к свободе.
Лермонтов симпатичен Мцыри, поэтому он и изображает своего героя только с положительных сторон. Современники Михаила Юрьевича признааались, что он очень любил свою поэму и часто читал её наизусть на вечерах.
Автор изображает свободолюбивого героя, но невольно отражает в его образе самого себя. У Лермонтова и Мцыри действительно много общих черт. Например, и автор, и его герой — страстные натуры, стремящиеся к свободе, они с ранних лет были изолированы от родных (Лермонтова забрала бабушка у его отца). Они одиноки и непонятны обществом, но это не важно, горы Кавказа для них — символ вольности и свободы, вселяющий надежду и уверенность.
За свою жизнь Лермонтов так и не смог встретить человека, разделявшего его взгляды и идеи, поэтому он создал прекрасный возвышенный образ, которые до сих пор хранится на страницах его величайшего произведения.
Мцыри — авторский идеал личности. Герой — творческая личность, что подтверждает его связь с автором. Любовь Лермонтова к своему герою показывает также среда, где происходят все события — Кавказ, духовная родина поэта, его обитель и надежда. Только за Стеной Кавказа поэт мог скрыться «от всевидящего глаза и от всеслышащих ушей».
Также читают:
Картинка к сочинению Авторское отношение к Мцыри
Популярные сегодня темы
- Анализ сказки Гадкий утенок Андерсена
Андерсен в жизни написал много удивительных сказок, оставляющий в сердцах детей еру в светлое будущее.
- Верещагин
В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.
- Сочинение на тему Прозвища 7 класс рассуждение
Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.
- Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина
Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет
- Отношение Онегина к Ленскому сочинение
Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.
Авторское отношение к Мцыри
В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.
Любимое произведение автора
Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.
Отношение автора к герою
Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.
Статья раскрывает вопрос об отношении Лермонтова к Мцыри, освещает авторскую позицию в произведении.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Эльза Садрисламова-Нигматьянова
18/18
-
Сергей Киреев
16/18
-
Татьяна Батунина
18/18
-
Salomatsho Azizmamadov
18/18
-
Соня Соня
14/18
-
Наталья Садовская
16/18
-
Нам Азербайджанец
18/18
-
Вероника Сачкова
15/18
-
Даня Абдешов
16/18
-
Алихан Куятинов
18/18
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Отношение автора к Мцыри
Отношение автора к Мцыри
Замысел романтической поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтовым обдумывался долго. Впервые это произведение, навеянное горными Кавказскими пейзажами, опубликовали в 1840 году.
Юношу, главного героя поэмы, рождённого в горном ауле (либо черкесском) – увёз русский генерал. Ребёнка оставили в монастыре по причине тяжёлой болезни, где он и вырос в окружении монахов.
Своё отношение к Мцыри Михаил Юрьевич проявляет в его образе, наполненным вольным духом. Юного Мцыри не останавливают трудности жизни, которые появляются перед ним. Молодой герой, во что бы то ни было, стремится к заветной мечте.
У главного героя поэмы нет имени, весь образ молодого человека, вместе с его прошлым будто размыто и обобщенно. Слово «Мцыри» является грузинским церковным. Так называют послушников, которые готовятся быть монахом. Изначальное название произведения «Бэри» (монах), но поэт заметил некорректность данного названия.
Лермонтов восхищался твёрдостью веры юноши, потому что, находясь в христианском храме, он не забывал о вере родителей. Не соглашаясь с чуждой для него верой, и не желая оставаться в «монашеском плену» — он совершает побег из храма, так и не приняв обет.
В образе мальчика-послушника Михаил Юрьевич будто описал себя. Литературные критика, которые близко знакомы с поэтом, находили много общих деталей его с Мцыри. Например:
1) Они вдвоём с детства были оторваны из отчего дома.
2) И Лермонтов, и его персонаж считают Кавказ своей обителью.
3) Также схожа и среда, которая окружает главного героя и его создателя. Реакционная среда, которая царила в России и подавляла свободолюбие, напоминала Лермонтову монастырь.
4) Мцыри, как и Лермонтов, был одинок и непонятен обществом.
5) Главный герой схож с автором своим страстным стремлением к свободе.
Лермонтов, будто не найдя в настоящей жизни себе друга, создаёт образ, который навсегда останется в памяти читателей и в литературе.
Несмотря на изображённую автором борьбу с обстоятельствами, которая обречена на провал, Михаил Юрьевич подчеркнул превосходство Мцыри над уготовленной ему жизненной участью. Умирая, молодой персонаж счастлив законченным терзаниям и не проклинает никого. Несмотря на печальное окончание поэмы – побеждает Мцыри.
Мцыри является любимым идеалом Лермонтова. Отношение самого Михаила Юрьевича Лермонтова к Мцыри можно определить по среде, в которой изображён персонаж. Кавказ – духовная родина поэта.
Сочинение Авторское отношение к Мцыри
“Мцыри” — знаменитая романтическая поэма М.Ю.Лермонтова. Писатель не дает открытой оценки действиям своего героя, однако из повествования становится понятным авторское отношение к свободолюбивому юноше. Мцыри — романтический идеал Лермонтова, его герой борется с судьбой, не покоряется обстоятельствам и остается ни смотря ни на что, верным самому себе.
Мцыри попадает в монастырь ребенком. Русский генерал, пленивший кавказского мальчика, оставляет его в стенах придорожной обители. В монастыре юный горец становится послушником, готовящимся к принятию монашества. Однако перед самым постригом юноша сбегает. В поведении героя прослеживается отношение к нему автора. Принятие монашества — добровольный христианский обряд. Мцыри, живя в монастыре, не забывал о родине, о вере своих предков. Герой сбегает перед постригом, оставаясь нравственно чистым честным человеком. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу духа, непокорность перед обстоятельствами, стремление к свободе.
Все повествование, за исключением двух первых глав, ведется от лица романтического героя. Сбежав из монастыря, Мцыри вступает в схватку с барсом, который наносит ему смертельные раны. Исповедь романтического героя становится центром повествования, в ней юный горец обнажает свою душу перед старым монахом, некогда спасшим ему жизнь. Мцыри признается ему, что всегда мечтал о возвращении на родину. Среди монахов герой чувствовал себя чужим. Молодой юноша храбро борется со своей судьбой. Три дня на свободе, становятся лучшими в его жизни. Мцыри никого не обвиняет, он смиренно принимает свою участь. Возращение на родину, становится несбыточной мечтой героя. Умирая, он просит перенести его в сад, чтобы в последний раз насладиться красотой природы, увидеть родной Кавказ. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Смерть для него становится окончанием мирских терзаний.
Лермонтов симпатизирует своему герою. Мцыри — пример силы духа, независимости, победы духовного начала над материальным. Герой не покоряется перед обстоятельствами, он выше той участи, которую ему приготовила судьба. Лермонтов восхищается юношей: его отвагой, смелостью, силой духа и стремлением к мечте.
Отношение автора к Мцыри
Несколько интересных сочинений
- Пословицы и поговорки в поэме Кому на Руси жить хорошо
Смысл поэмы в том, что семь освобождённых крепостных крестьян пытаются выяснить, как живётся людям на Руси. Они путешествуют по нашей необъятной стране.
- Сочинение по повести А зори здесь тихие… (рассуждение)
С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени
- Сочинение на тему 8 марта
Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна – это праздничное время года. Весна – это время женской красоты и прелести. Весной все девушки и женщины самые красивые.
- Моя любимая басня Крылова — сочинение (5 класс)
Мне нравятся все произведения Крылова, в них высмеиваются слабые стороны и пороки людей на примере особенных черт характера и способностей, отличающих различных животных.
- Сочинение на тему Верность и измена
Когда мы говорим о том, что человек верен кому-то или чему-то, или о том, что некто изменил, мы невольно подразумеваем наличие каких-то обязательств у этого человека. Нельзя хранить верность
Герой и автор
Замысел написания поэт долго вынашивал, вдохновленный красотой, природной яркостью, национальной неординарностью Кавказа. Услышав историю — легенду одного из монахов кавказского монастыря, взяв его рассказ за основу произведения, он претворил свои идеи, замыслы, творческие планы о написании поэмы о Кавказе. Печальная история о маленьком мальчике, который вырос на чужбине в монастырском заточении тревожила Лермонтова.
Мцыри — главный герой произведения. Ребенком его силой увез из родных мест русский генерал. Умирающего ребенка оставил в монастыре, где тот и вырос: в неволе, с жаждой свободы. Романтический герой во многом похож на автора, поэтому Мцыри — любимый авторский герой, которого он:
- ценит;
- восхищается им;
- преклоняется;
- сочувствует.
Одна из версий перевода «мцыри» означает «чужак». Да, герой произведения здесь, в монастыре чужой, появился здесь не по своей воле, и никогда не станет «своим».
В произведении нет прямых высказываний об авторском отношении к Мцыри. Но характеристики мальчика, затем юноши, показывают его восхищение несгибаемой волей к свободной жизни.
Мцыри — вольнолюбивый дух, бунтарь. Твердость души, «могучий дух его отцов» не покидал его с самого детства. Маленький мальчик описан Лермонтовым слабым и гибким, сравнивается с дикой и пугливой серной. Детские забавы чужды ему, тоской, жаждой свободы пропитана его душа и сердце. Мальчик страдает, и автор полон к нему сочувствия.
Поэт восхищается юношей, который не забывает свою заветную мечту, не желая оставаться пленником монастырским, убегает в неизвестность. Страсть к вольной жизни с каждым днем росла в душе юноши, он не желает жить по расписанию. Долгие годы жизни в обители не изменили вольнолюбивого характера молодого человека, он, как и Лермонтов, больше всего любит и ценит свободу. «Таких две жизни за одну» готов променять герой, но жизнь вольную, в родном краю.
Отношение Лермонтова к Мцыри
Всего лишь несколько дней провел Мцыри вне душных, давящих, мрачных монастырских стен. Не боясь грозовых раскатов, ненастья, непогоды, сбежал юнец, чтобы узнать, что же все-таки такое жить по-настоящему. Он бежал и бежал, не зная куда и как, но это не останавливало. Трудности его не страшили, потому что свобода вернула ему воспоминания о:
- родном крае;
- отцовском доме;
- родителях.
Это все только придавало сил беглецу. Отношение автора к герою активно проявляется, когда в своей исповеди он с гордостью говорит, что только на воле есть жизнь, только там он осознал, что значит жить.
Душа Мцыри не ожесточилась, он остался романтиком. Его приводят в восторг поля, холмы, горные хребты, плывущие по небу облака, пение птиц, шелест листвы. Он ценит каждый миг, проведенный на воле. Мцыри близок автору не только своим свободолюбием, но и одиночеством. Живя среди людей, он одинок из-за их непонимания его стремления к свободе.
Лермонтов любит своего героя, и за три коротких дня дал ему возможность насладиться не только свободой. Встреча молодой грузинки всколыхнула в нем неизведанное чувство любви, схватка со свирепым барсом показала его бесстрашие. Мцыри не убегает от надвигающейся опасности, он смело встречает ее, превращаясь в смертельно опасного противника.
Лермонтов преклоняется перед отвагой юноши. Зов души привел его к смерти, но умирает он непобежденным, несломленным, лишь печаль в его сердце. Герой умирает на чужбине. Нет ни друзей, ни родных, которые будут вспоминать его после кончины, в могилу он унесет «тоску по родине святой». И, умирая, он никого не проклинает, не винит ни в чем.
Коротко о главном
Поэт сочувствует своему персонажу. Обстоятельства сильнее его, на даже умирая, он не теряет силу духа, он счастлив, что смог побыть свободным. Борьба не закончилась победой, но не это главное.
Лермонтов показал, что ценит в своем герое силу воли, стремление к свободе, бесстрашие, мужество, любовь к своему прошлому.
Таким образом, во всей поэме читатель видит хорошее отношение автора. А рисунки и иллюстрации к книге это доказывают.
Авторское отношение к Мцыри — примеры сочинений
Пример сочинения 1
Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина, то в нём обозначены цитаты, выражающие мнение автора о персонаже. Он отмечает параллели с героем своего романа.
Отношение же Лермонтова к Мцыри просматривается в изображении юноши.
В образе Мцыри автор показал свободного человека. Молодой Мцыри пытается преодолеть все возникающие на его пути трудности. Возмущение героя выглядят неоднозначно, но парень пытается осуществить заветную мечту.
Лермонтов воспевает упорство юноши при достижении своей цели. Даже во время молитвы в православном храме он помнил о родных людях. Он не желает находиться в «монашеском плену» и убегает из храма до проведения священного обряда, показывая свой протест против чужой религии.
В образе пленника Михаил Юрьевич пытается описать себя.
Литературные критики, знавшие поэта, отмечали общие детали между автором и Мцыри. Стоит отметить определённые моменты:
- Они оба были оторваны от родного дома.
- Лермонтов и герой произведения считали Кавказ – обителью.
- Автор и центральный персонаж истории находятся в одинаковой среде обитания. Атмосфера, которая была в те времена в России напоминала автору монастырь.
- Мцыри и Лермонтов не были приняты обществом.
- Главный герой и автор любят свободу.
Более того юноша не хочет ночевать в доме, который заметил он на пути. Несмотря на значительные запасы еды, он не умел ориентироваться на местности, не знал, куда ему отправиться. Этими условиями автор подчёркивает важные цели персонажа.
Отчаянье героя показано в кульминационной части поэмы «Мцыри», когда происходит сражение со зверем. Юноша не сдаётся, пытаясь победить зверя и хочет осуществить мечту, чтобы прийти к себе домой.
Автор в произведении представляет читателю борьбу героя с трудностями, но его усилия не приведут к желаемому результату. Автор не жалеет Мцыри, но не осуждает его. Он в восторге от мужественного поведения и отваги героя во время преодоления жизненных трудностей. Умирая, юноша говорит, что не проклинает людей. Он обретает счастье, так как закончились его мучения.
Автор воспевает волевые качества героя, его попытки достигнуть поставленной цели.
Поэтому писатель в образе центрального персонажа выражает силу духа и воли. Ещё он отражает безысходность и обречённость ситуации. Все эти условия выше главного героя. Создатель произведения не проявляет жалости к герою, он сочувствует ему, так как автор знаком с одиночеством, непониманием других людей.
Пример сочинения 2
Прочитав один раз, поэму великого поэта М. Ю. Лермонтова «Мцыри» невозможно забыть.
Мастерски, очень живописно Лермонтову удалось передать красоту и величие роскошной природы Кавказа: горные хребты, «причудливые как мечты», «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ», быстрые потоки, то грозные и шумные, то звонкие и неглубокие.
Мелодичность и напевность поэмы передает чуткое, трогательное отношение поэта к красоте первозданной природы, не тронутой человеком:
Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев…
Поэтичность звучит и в реалистических зарисовках жизни суровых и гордых горцев:
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
В двух словах, но чрезвычайно правдоподобно Лермонтову удается передать «кольчуги звон, и блеск ружья» воинственного отца Мцыри, и «гордый непреклонный взор» его молодых сестер. Понятно, что, воспитанный в детстве такими людьми, юноша не только через всю жизнь проносит в сердце любовь к родине и родной природе, но и развивает в себе «могучий дух его отцов».
Образ Мцыри притягателен для меня своей непримиримостью к чуждой ему атмосфере смирения, непротивления неудачам. Он одинок, но горд, отважен, целеустремлен.
Я мало жил, и жил в плену.
Такие две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Упорно движется он к реализации своей мечты, взлелеянной с самого детства. Однако судьба не слишком балует юного мужественного героя. Она предоставляет ему единственный выбор: долгая беззаботная жизнь в сумрачном мире «келий душных и молитв» или смерть после «трех блаженных дней», проведенных на свободе. Не колеблясь, делает Мцыри свой выбор.
Меня могила не страшит, —
и это действительно так, ведь юноша сумел подняться над действительностью и обрести внутреннюю свободу, несмотря на то, что ему так и не удалось вернуться на родину:
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Возможно, Мцыри и сам не понял, что, предпочтя смерть жизни в неволе, он тем самым избавился от своего рабства, «вышел из лесу» на свет.
Несмотря на трагический конец, герой поэмы нашел верную дорогу, первым пройдя по ней. Поэма Лермонтова учит нас умению сделать правильный выбор, умению не расставаться с надеждой, несмотря на все трудности и препятствия жизненного пути.
Данная поэма поразила меня по множеству причин. Я могу рекомендовать прочесть ее многим желающим, потому что в ней содержится полезная информация, которая позволит понять жизнь и людей.
Пример сочинения 3
Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.
Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух».
Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому. Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.
Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак».
Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
… Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…
Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830‑х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что
«Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…».
Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!».
Количество просмотров: 769
Опубликовано: 07.12.2021
Вернуться назад →
В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.
Любимое произведение автора
Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.
Отношение автора к герою
Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.
Статья раскрывает вопрос об отношении Лермонтова к Мцыри, освещает авторскую позицию в произведении.
Предыдущая
СочиненияОбраз Акакия Акакиевича в повести “Шинель” – внешний и внутренний
Следующая
СочиненияКак Простаков относится к Простаковой? (сочинение по “Недоросль”)