Вслед за выходом из болонского процесса, пора отменять ЕГЭ – в этом уверены депутаты ГД. Мол, ЕГЭ – это стресс, «галочки» вместо знаний, дорогие репетиторы, да и вообще не наш метод. Зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова сообщила, что готовятся изменения к закону об образовании по поэтапной отмене ЕГЭ. А вице-спикер Госдумы Петр Толстой громко потребовал отменить «кризисное» ЕГЭ и вернуться к «старой доброй» экзаменационной системе.
При столь категоричных заявлениях, звучащих из нижней палаты парламента, профильные ведомства или молчат, или грядущую школьную реформу пока отрицают. От лица нашего «двуглавого» образовательно-просветительного управления в последнее время высказывается замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. Замминистра в сфере высшего образования рассуждает о национальной системе, что ее надо вводить поэтапно. Мол, не будем «ничего ломать через колено», не станем заставлять переписывать программы и прочая. Смягчим переходный период. Понятно – это успокоительная риторика после отмены «болонки».
А, например, глава Рособрнадзора Анзор Музаев говорит, что ЕГЭ сохранится. «ЕГЭ… поддерживает единое образовательное пространство Российской Федерации в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий», — подчеркнул он. Также, по его мнению, ЕГЭ как контроль знаний объективен. А что до лишнего стресса, так психуют во время любых экзаменов.
В Думе, между тем, настроены очень серьезно. По словам Петра Толстого, сразу несколько фракций стоят единым фронтом за отмену ЕГЭ. И начать надо с того, чтобы сделать сдачу ЕГЭ добровольной, считают депутаты.
Помимо недостаточности и широты получения знаний, Госдума «инкриминирует» ЕГЭ коррупцию в форме репетиторства. «Образование (из-за репетиторства) становится услугой для обеспеченных людей», — считает Лантратова. А Толстой добавляет, что доступность высшего образования для абитуриентов из глубинки благодаря ЕГЭ – иллюзия. Мол, как все было, так и осталось.
Но даже при таком решительном настрое в ГД осознают, что сразу убрать ЕГЭ из школы не получится. Надо все делать поэтапно, и первый шаг – добровольность сдачи ЕГЭ. Пусть пишут тесты только те, кто после 11 класса собирается поступать в университет. Что должны будут делать остальные, пока не сообщается.
«МК» опросил учителей на тему того, что они думают об отмене ЕГЭ. И столкнулся с тем, что в массе своей педагоги ни о какой отмене госэкзаменов не помышляют. И в отмену ЕГЭ не верят. Мол, как так – столько лет налаживали, а теперь опять все ломать?
— Я не вижу связи, почему после выхода из болонской системы нам надо отменять ЕГЭ, — говорит, например, учитель истории из Коломны Наталья. – Как это все связано?.. Школа отдельно, а институты отдельно.
Впрочем, находятся и те, кто связь системы ЕГЭ-бакалавриат все-таки улавливают. И заранее оплакивают то, что нарабатывалось в школах с 2003 года.
— Я слежу за новостями и вижу, что дело идет к отмене ЕГЭ, — говорит учитель математики из Москвы Нина Викторова. – У меня по этому поводу смешанные чувства. С одной стороны, никогда не одобряла тюремно-палочные меры дисциплины на этом экзамене, все можно делать человечнее. А с другой… Если убрать ЕГЭ, талантливым детям будет сложнее пробиться в вузы. И это, наверное, главное. ЕГЭ уравнивал, несомненно. Считаю, что благодаря единому экзамену несколько «моих детей», как я называю (учеников), оказались там, где надо. На прикладной математике, мат. анализе, инженерии, других технических дисциплинах в хороших вузах. Семьи простые. Большая часть этих детей занимались только со школьными учителями, без всяких репетиторов. Уроки и консультации.
А что до нас, учителей, конечно, сердце щемит каждый год – как сдадут. Но разве за обычный экзамен мы волноваться не будем? Да, нас всех гоняют в ГЭКи и в наблюдатели, но так за это и доплачивают. Я уж не говорю о том, что все наши планы и программы «заточены» под ЕГЭ. Только толковые конструкторы программ, наконец, заработали (в электронном виде – авт.) – и «шо, опять»?.. У всех и так сейчас в головах новые ФГОСы сидят. Их-то собираются внедрять не сразу, а только в 5-х и 8-ых классах, вроде, потому что сразу очень сложно. Не могу представить вот сейчас, при имеющейся уже нагрузке на учителей, новую кардинальную реформу образования.
Большинство учителей высказались за отмену ЕГЭ
Подавляющее большинство школьных учителей (76%) выступает за отмену ЕГЭ, показал опрос SuperJob. Только 19% считают единый госэкзамен достойной заменой устаревшей форме аттестации.
Лучше всего к ЕГЭ относятся те, кто недавно сам его сдавал, — респонденты в возрасте 18-24 лет: среди них экзамен одобряет каждый третий. Хуже всего — люди старше 45 лет (77% высказались против ЕГЭ).
SuperJob провел опрос на фоне новостей об реформе высшего образования в России, в связи с которой в обществе начались разговоры об отмене ЕГЭ. Однако в Рособрнадзоре заявили, что отмена единого госэкзамена не обсуждается.
Читайте также: Никаких изменений в ЕГЭ-2023 вноситься не будет
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
ЕГЭ для учителей могут отменить
- 22.10.2014
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направил депутатский запрос вице-премьеру Ольге Голодец с предложением отменить тендер на 6 млн руб., которые подведомственная Минобрнауки структура планирует потратить на организацию «ЕГЭ для учителей».
По его словам, речь идет о проведении «мониторинга уровня профессиональных компетенций» учителей истории и обществознания в субъектах РФ, причем поручено это будет частной компании. Парламентарий недоволен тем, что на и без того «перегруженных школьной бюрократией учителей» ляжет избыточная нагрузка, а также тем, что министерство собирается ввести «еще одно дополнительное тестирование учителей безо всяких на то правовых оснований и с неопределенными для самих учителей последствиями».
«У нас все учителя регулярно проходят аттестацию, — сказал Бурматов ТАСС. — Контроль их знаний происходит и в рамках периодического повышения квалификации, которое каждый учитель также проходит с определенной частотой».
В этом контексте депутату неясно, зачем Минобрнауки вводит еще «одну, дополнительную и явно избыточную контрольную процедуру для учителей, которые уже настолько завалены никому не нужной бумажной бюрократической работой, что не имеют возможности нормально готовиться к урокам». При этом, по мнению политика, отсутствуют какие-либо правовые основы для введения этого нового «ЕГЭ для учителей»: какими нормативными актами руководствуется ведомство, вводя это испытание, каковы будут последствия для тех учителей, которые его пройдут хорошо или не пройдут вообще?
«Массу вопросов вызывает и сам тендер: 6 млн руб. планируется отдать частной компании — в условиях конкурса прямо указано, что исполнителем должен быть «субъект малого предпринимательства», — отметил Бурматов. «Будет ли этот «субъект» обладать достаточной компетенцией для того, чтобы оценивать квалификацию учителей по всей стране, — вопрос для меня открытый и спорный», — заявил он.
За отмену Единого государственного экзамена высказались 66% опрошенных россиян. Среди учителей за отмену ЕГЭ проголосовали 63%, пишут «Новые известия».
Согласно опросу, проведённому SuperJob.ru, 66% россиян проголосовали за отмену Единого государственного экзамена. Больше всего такой идеи придерживаются граждане старше 45 лет — 77%. Оптимальной назвали систему ЕГЭ 16% респондентов, пишет издание.
Среди поддерживающих Единый госэкзамен больше всего людей в возрасте до 24 лет — 32%. А вот 76% родителей выпускников хотели бы, чтобы знания детей оценивали по другой системе.
Среди учителей за отмену Единого госэкзамена проголосовали 63%. Противоположной точки зрения придерживаются 34%, ещё 3% педагогам всё равно.
Стоит отметить, что, возможно, сдачу ЕГЭ облегчат для выпускников школ из приграничных районов Белгородской области. В марте могут принять законопроект, согласно которому школьники из приграничья будут сдавать экзамены в особом порядке.
#Ольга Аксёнова#ЕГЭ#Единый госэкзамен#Опрос#Отмена#Общество
ЕГЭ хотят отменить: Что придёт на смену
В Государственной Думе разрабатывают законопроект о поэтапной отмене ОГЭ и ЕГЭ, которые, по оценке представителей экспертного сообщества, уже довольно сильно снизили уровень общего образования. Ожидается, что документ будет внесён в нижнюю палату уже этой весной. Есть ли жизнь после единого госэкзамена?
Три ругательные буквы
ЕГЭ – эти три буквы стали ругательными для многих учеников, их родителей и, конечно, учителей, которые, вместо того чтобы качественно давать старшеклассникам программу, вынуждены детей «натаскивать» на тесты. Родители просят не загружать мозги их детей «ненужными» знаниями, которых нет в едином госэкзамене. Школьные преподаватели сокрушаются, но соглашаются, ведь по успехам учеников оценивают и их работу тоже, рассказал заслуженный учитель России Александр Шевкин.
Это закон природы – луч света движется по прямому пути. Ученик хочет получить результат с наименьшей затратой сил, поэтому, если ему снижают планку и требуют только «от сих до сих», то он и будет работать «от сих до сих». Страна на этом потеряет несколько поколений.
Житель Москвы Игорь Ильин оставил карьеру учителя истории и обществознания в прошлом. Он не смог мириться с тем, что нужно ради высоких баллов пренебрегать уровнем образования.
Результат ЕГЭ и образовательная программа идут параллельно и не пересекаются. Я оказался между двух огней. С одной стороны, я хочу дать детям образовательные стандарты, научить их понимать историю, разбираться в ней, чувствовать её. А с другой стороны, я хочу детям добра и чтобы они сдали ЕГЭ на максимальный балл.
Результат введения ЕГЭ – катастрофическое снижение уровня знаний в России. Сегодня не каждый одиннадцатиклассник знает, когда началась Великая Отечественная война или как высчитать время, которое потребовалось автомобилю, чтобы добраться из пункта А в пункт Б при заданной скорости. Пора признать, что эксперимент, в который втянул нас Запад, провалился.
Мозги закипают
В первоначальном виде единый госэкзамен представлял собой банальный тест, где нужно верно расставить галочки. Ректор МГУ Виктор Садовничий попробовал пройти его, расставляя галочки наугад – и получил оценку «удовлетворительно». Затем ЕГЭ долго перекраивали, но пациент всё равно скорее мёртв, чем жив. Система прохождения тестов усложнилась многократно, мозги выпускников начали вскипать, а психика – давать сбои.
Научное сообщество бьётся над созданием новой системы: изучается опыт последних лет, собираются отзывы учеников и преподавателей, привлекаются IT-разработчики. Зампредседателя комитета по образованию и науке Государственной Думы Максим Зайцев рассказал, что в парламенте разрабатывается законопроект об отмене обоих видов единых экзаменов – ЕГЭ и ОГЭ. Первое чтение может состояться уже этой весной.
Министерство просвещения уже отменило ЕГЭ по иностранному языку – это первая ласточка. И в продолжение сейчас можно отменить ОГЭ для тех, кто собирается идти в 10–11-й классы. Зачем им на конкурсной основе сдавать эти экзамены? А в перспективе следующим этапом – полная отмена ЕГЭ. Не в этом году, не обязательно срочно и быстро, но мы должны все вместе за это бороться, чтобы в конечном итоге достичь результата.
Одним из идеологов глобализации системы образования стал известный политик Жак Аттали – советник французских президентов, в том числе Миттерана, – глобалист, масон. Для того чтобы разрушать национальные системы образования, в каждой стране ему и его команде нужны были свои люди. У нас команда для Аттали подобралась в начале 90-х – после крушения Советского Союза. Новое поколение либералов получило контроль за всеми сферами отечественного образования – совсем недавно одного из лучших в мире. Но когда-то лучшему образованию и когда-то лучшим школам введением ЕГЭ выразили недоверие: посчитали, что школы не могут адекватно оценивать результаты работы учеников.
Одна из задач ЕГЭ состояла в том, чтобы упростить детям из регионов поступление в московские вузы. Упростили – лучшие из лучших начали массово переезжать в Москву. И одно дело, когда отучился и вернулся поднимать родной город или край, и совсем другое – осесть в «нерезиновой».
А кто же откажется осесть, когда тут шире перспективы и выше зарплаты? Виктор Садовничий видит в массовой миграции абитуриентов большую проблему.
Мы действительно видим, что из регионов все уезжают. Такой и была идея – ЕГЭ помогает региональным ребятам поступать в ведущие вузы. А может, другой путь избрать? Не через ЕГЭ, а отбирать их по каким-то программам, готовить, но с тем, чтобы потом они вернулись назад в регионы.
Дитя платного образования
Также ЕГЭ позиционировался как способ борьбы со взяточничеством при поступлении. Андрей Фурсенко ещё в свою бытность министром образования заявлял о том, что единый госэкзамен организован таким образом, что «коррупции не может быть по определению». ЕГЭ действительно убрал коррупцию из приёмных комиссий вузов, но переместил затраты родителей совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад: известны случаи, когда на них «побеждали» дети, которые на самом деле там даже не участвовали. А заоблачное количество «стобалльников» из южных регионов России, которыми завалило Москву в первые годы ЕГЭ, – это точно отсутствие коррупции по определению?
Кстати, почему вообще разговор зашёл о коррупции – как-то поступали люди десятки лет, система функционировала, а тут вдруг потребовалось срочно спасаться? Дело в том, что ЕГЭ – это дитя платного высшего образования в России. Когда был взят курс на сокращение числа бюджетных мест, война за них между абитуриентами и их родителями обещала быть ожесточённой, а взятки при поступлении могли взлететь до небес. Во избежание этого вузы и были исключены из системы оценки знаний.
Между тем сейчас уже не начало нулевых – современные системы видеонаблюдения позволяют отследить и задокументировать весь процесс сдачи экзамена, как это будет с 1 марта сделано с техническим осмотром автомобилей. Если мы считаем большинство вузовских преподавателей потенциальными взяточниками, высшее образование в России вообще можно закрывать, а если нет – почему они не могут принимать традиционные вступительные экзамены?
У ЕГЭ остаётся всё меньше сторонников, эксперты призывают его если не отменить, то хотя бы убрать из школ, где учителя буквально замордованы натаскиванием учеников под единые стандарты. Заслуженный учитель России Александр Шевкин – сторонник второго варианта.
Когда вводили ЕГЭ, было принято неправильное решение совместить выпускной экзамен из школы со вступительным. Получается, что вступительный экзамен, например, по математике сдаётся по единому тесту – и по нему должны отбирать будущих специалистов, которые будут учиться на разных специальностях.
Вероятно, законопроект об отмене единого госэкзамена придётся рассматривать уже новому составу Государственной Думы. Каким он будет, мы не знаем. Если будете ходить на встречи с кандидатами, не забудьте спросить, будут ли они голосовать за отмену ЕГЭ.
66% россиян высказались за отмену единого госэкзамена.
В основном такой позиции придерживаются граждане старше 45 лет — таковых 77%. Соответствующие данные следуют из опроса SuperJob.ru. Результаты приводит «Интерфакс». 16% считают систему ЕГЭ оптимальной. Поддерживают едины госэкзамен 32% россиян до 24 лет. 18% респондентов сообщили, что не интересуются вопросом.
76% родителей выпускников хотели бы, чтобы с стране действовала другая система оценки знаний на выпускных экзаменах. 63% учителей считают, что ЕГЭ следует отменить. 34% — противоположного мнения. 3% педагогам все равно.
Сами же выпускники все чаще выбирают информатику для сдачи единого госэкзамена. В нынешнем году 46% выпускников сделали выбор в пользу этого предмета. На втором месте оказались информатика и ИКТ.
#ЕГЭ#Экзамен#Россия#Опрос#Школы#Общество
Общество
08:21 | 30 ноября 2021
KazanFirst
Автор материала:
Ляйсан Кадырова
В России новая волна обсуждений отказа от главного школьного экзамена. Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова пообщалась с педагогами республики, чтобы узнать их мнение по этому поводу.
ЕГЭ для школьников нужно отменить. С таким предложением неожиданно для всех выступил председатель Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин.
— Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда, и на это должны быть направлены наши законодательные предложения. Отменить ЕГЭ. Это просто пытка какая-то для молодежи, — заявил он во время конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека».
На эмоциональное высказывание главы СК уже отреагировали в Кремле.
— Глава Следственного комитета обладает широким кругозором, он имеет свое личное мнение по наиболее общественно важным вопросам и темам. Мы все, конечно же, болеем душой за наше образование, это для каждого один из важнейших вопросов. В том числе и для главы Следственного комитета. Он высказал свою точку зрения. И я уверен, что наши министерства просвещения и образования внимательно прислушиваются ко всем точкам зрения и далее самостоятельно выстраивают линию развития нашей системы образования, — поделился мнением пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.
Без внимания предложение не оставили и чиновники. Депутат Госдумы, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб считает, что истина в этом вопросе находится «где-то посередине».
— ЕГЭ является испытанием как для молодежи, так и для их родителей. Вместе с тем нужно отметить, что благодаря ЕГЭ множество наших детей поступили в самые престижные вузы страны. Такая дорога была объективно для них закрыта, когда были обычные экзамены, и мы сняли многие вопросы коррумпированности, — отметила она.
Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова рассказала об этом учителям Татарстана, чтобы узнать, что они думают об отмене ЕГЭ.
Елена Валиева, учитель истории и обществознания нижнекамской школы №10. Победитель городского этапа конкурса «Учитель года-2021». Стаж 20 лет.
— Я однозначно согласна с мнением Бастрыкина. Я тоже сторонница старой системы проверки знаний. Раньше, чтобы сдать экзамен, ребенок готовился отвечать на три вопроса по тридцати билетам. Охват был большой, и у ребенка была возможность в полной мере показать свои знания, озвучить свое мнение.
Сегодняшнее ЕГЭ – это шаблонная проверка. Мы натаскиваем детей по одним и тем же вопросам и заданиям только по тому материалу, что ему будет нужен на экзамене. Я, как человек, который готовит к ЕГЭ, прекрасно понимаю, что есть на экзамене, а чего точно не будет. Соответственно, я веду ребенка строго по тому, что будет в КИМах (контрольно-измерительный материал).
Когда мы сдавали выпускные экзамены, всем детям нужно было действительно показать свои знания. Взять элементарно вопрос о какой-либо войне на экзамене по истории. На ЕГЭ ты ответишь на вопрос, только если знаешь дату. А по старой системе образования у ребенка была возможность додуматься до ответа исходя из того, что известно о самой битве, о главнокомандующем, кто в это время правил. То есть ребенок мог самостоятельно создавать логические цепочки и правильно ответить на вопрос. Сейчас этого нет, потому что ребенок учит только то, что спрашивается в КИМах.
Конечно, сейчас мы ведем уроки гораздо интереснее. Сейчас у детей больше возможностей получать знания по разным методикам. При желании мы можем заинтересовать любого ребенка. Раньше, в советское время, такого разнообразия, конечно, не было, тогда образование было шаблонным. То есть где-то мы выиграли, а где-то проиграли.
Что касается «пытки», то детям действительно тяжело выдержать стресс от того, что он не знает, что его ждет, не знает, сможет ли он это сделать. На ребенка идет постоянное давление со стороны родителей, учителей о том, что он должен что-то учить. Чисто психологически для ребенка – это пытка. От страха и неведения экзамен становится совсем не в радость, а как наказание.
Когда мы сдавали экзамен, мы тоже волновались, переживали, но нам было спокойно от того, что перед нами сидели наши же учителя. Одна улыбка уже располагает ученика. А на ЕГЭ и ученики, и учителя лишний раз шелохнуться боятся, потому что всех наблюдают под камерами. Это не только для ребенка пытка, но и для учителей. Мы каждый год следим за всем этим. Тут учителям-то тяжело сидеть, а ребенку каково? Ему нужно собраться, написать. В этом году еще и время экзаменов сократили по некоторым предметам. Это же снова стресс — нужно все успеть.
Мария Голованова, преподаватель английского языка казанской гимназии №122 имени Ж.А. Зайцевой. Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2021» в Татарстане. Стаж 13 лет.
— У ЕГЭ, несомненно, есть недостатки. Но вся современная система образования выстроена с учётом такого вида выпускных экзаменов. Нельзя в одночасье эту систему сломать.
Прежде чем отказываться от чего- то, необходимо предложить альтернативу. Советская система образования, бесспорно, была эффективной и давала прочные знания. На тот момент она соответствовала требованиям времени. Но многое изменилось…
Я окончила школу в 2002 , ещё до появления ЕГЭ. Сдавать как выпускные, так и вступительные экзамены было тоже не просто. Современные дети вряд ли захотят писать сочинение шесть часов на очень узкие темы, как писали мы. Большинство экзаменов сдавали устно. Экзаменатор мог «копать» очень глубоко, задавая дополнительные вопросы, оценивая не только знания по теме, но и речь, логику, самостоятельность суждений. К этому большинство современных учеников не готовы.
Но я могу согласиться, что психологическая проблема ЕГЭ существует. Дети и родители испытывают огромный стресс в период подготовки и сдачи экзаменов. И здесь важно не пугать, а оказывать консультативную помощь и детям, и родителям.
Алина Ахмадулина, учитель английского языка Набережночелнинской школы № 42. Призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2021» в Татарстане в номинации «Педагогический дебют». Стаж 2 года.
— У ЕГЭ есть как плюсы, так и минусы. Говоря о последних, имеется в виду стресс, который ребенок испытывает во время подготовки и сдачи экзамена. К недостаткам ЕГЭ можно отнести и клиповое мышление школьников. Это связано с тем, что ребенок должен уметь отвечать на вопросы по шаблону, не выходя за рамки.
Что касается плюсов этой системы – ЕГЭ позволяет школьникам, не выходя из дома, поступить сразу в несколько вузов из разных городов. Раньше для поступления в университет нужно было приехать в него, каждый раз проходить разные формы отбора, писать контрольные, проверочные работы, сочинения. То есть стресс от экзаменов при ЕГЭ сводится к минимуму — переживать приходится лишь один раз, а не много.
Отказаться от ЕГЭ, конечно, можно. Но нужно понимать, что будет предлагаться взамен. Если есть какая-то система материалов или система отбора, тестирований, которые могут улучшить наше нынешнее положение и стать здоровой альтернативой, то почему бы не попробовать? А если такого еще нет и это только предстоит разработать, то для чего торопиться? Нужно проработать этот вопрос: на что мы будем менять то, что есть у нас сейчас?
Марина Заббарова, учитель русского языка и литературы зеленодольского лицея №14. Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2021» в номинации «Педагогический талант» в Татарстане. Стаж 5 лет.
— Можно ли отменить ЕГЭ? Вопрос очень интересный, конечно. Я работаю в школе всего лишь пять лет. И у меня пока только 2-й выпуск одиннадцатиклассников. На мой взгляд, ЕГЭ — не совершенная система оценивания, но в то же время она расширяет возможности выпускников и они могут выбрать любой вуз страны.