Изменения ПДД
- Подробности
- Категория: ПДД
- Опубликовано 23.05.2020
Речь идёт об отмене «площадки» и других изменениях, запланированных с 1 октября 2020 года: их перенесли на 2021 год.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Правительство подписало Постановление № 597 от 28 апреля 2020 года. Помимо прочего, данный документ перенёс вступление в силу новых правил сдачи экзамена на права в ГИБДД. Они должны были вступить в силу с 1 октября 2020 года, теперь данные новшества перенесли на 1 апреля 2021 года.
Перенос сроков связан с эпидемией коронавируса в регионах России. Учитывая, что в период самоизоляции и карантина из-за этого вируса большинство автошкол приостановили свою работу, учебные организации физически не успею перестроить свою работу к 1 октября 2020 года.
Давайте вспомним, о каких изменениях в процедуре экзамена на права идёт речь — они достаточно масштабные и серьёзные.
ОТМЕНА ЭКЗАМЕНА НА «ПЛОЩАДКЕ»
Основное новшество касается отмены практической части экзамена на «площадке» для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. То есть, после вступления в силу поправок вождение на «площадке» сдавать не придётся. При этом, упражнения, предусмотренные ранее на «площадке», сдавать всё-таки будет нужно, но уже в рамках движения по реальному городскому маршруту.
Перед тем, как выехать на дороги общего пользования, курсант должен подтвердить наличие у него первоначальных знаний и навыков по управлению автомобилем. Для этого могут быть использованы закрытые площадки и автодромы. Кроме того, разрешается использовать территории, имеющие твёрдое покрытие и ограниченные для движения иных транспортных средств и пешеходов, участки дорог с малоинтенсивным движением, тупиковые участки дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
Во время движения по маршруту нужно будет выполнить следующие манёвры:
- а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов («заезд в бокс»);
- б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом («парковка»);
- в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для грузовиков);
- г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
- д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
- е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
- ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
- з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- и) левые и правые повороты;
- к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для грузовиков — при наличии возможности осуществления разворота);
- л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);
- м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
- н) обгон или опережение;
- о) движение с максимальной разрешенной скоростью;
- п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
- р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;
- с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
- т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для автобусов);
- у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для грузовиков и автобусов с прицепом).
ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВ НА МОПЕДЫ И МОТОЦИКЛЫ
Практический экзамен для получения прав на мопеды и мотоциклы согласно новым правилам проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках. Для сдачи экзамена нужно выполнить следующие упражнения на площадке:
- а) передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, и установка на место стоянки;
- б) управление на малой скорости в габаритном коридоре;
- в) маневрирование на малой скорости;
- г) скоростное маневрирование;
- д) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;
- е) маневрирование в ограниченном пространстве.
ОТМЕНА КОНКРЕТНЫХ МАРШРУТОВ ЭКЗАМЕНА
Если раньше у каждого подразделения ГИБДД был свой строго утверждённый маршрут для экзамена на права, которые курсанты «заучивали» во время практического вождения в автошколе, то по новым правилам будет утверждаться только перечень районов и улиц, по которым будет проходить экзамен. Сам маршрут в рамках этих территорий может быть выбран на усмотрение экзаменатора прямо во время движения.
СРОК ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Согласно изменениям, срок действия результатов теоретического экзамена будет составлять 6 месяцев. В течение этих 6 месяцев курсант должен сдать вождение. Если он не успел сдать вождение, то назначается повторный теоретический экзамен, который нужно сдать в течение 30 дней.
СРОКИ ПЕРЕСДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВА
Отдельно утверждены и новые сроки пересдачи экзаменов:
- теоретический экзамен – не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения несданного теоретического экзамена (после третьей и последующих попыток — не ранее чем через 1 месяц и не позднее 3 месяцев);
- практический экзамен (вождение) – не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения несданного практического экзамена (после третьей и последующих попыток, — не ранее чем через 1 месяц и не позднее 3 месяцев).
Повторный теоретический или практический экзамен могут быть проведены позднее указанных сроков, при поступлении в подразделение ГИБДД заявления кандидата о переносе сроков проведения повторного экзамена.
ТРЕБОВАНИЯ К АВТОИНСТРУКТОРАМ
Согласно поправкам, при обучении управлению транспортным средством на дорогах инструктор должен:
- находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством;
- иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории;
- иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ПРАВАМИ НА «АВТОМАТ»
Утверждён порядок сдачи экзамена на права водителями, у которых уже есть права, но только на управление автомобилями с «автоматом». Так, если у водителя уже есть права на «автомат», для получения полноценных прав (и на «механику», и на «автомат») сдавать теорию не придётся – достаточно будет пройти соответствующее обучение и сдать вождение на автомобиле с «механикой».
ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВ НА АВТОБУС ВОДИТЕЛЯМИ ТРОЛЛЕЙБУСА
То же самое касается водителей троллейбусов – для получения прав на автобус им достаточно будет пройти обучение и сдать вождение на автобусе.
АННУЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗАМЕНА НА ПРАВА
Результаты экзамена на права могут быть аннулированы в следующих случаях:
- кандидат в водители подал жалобу на результат экзамена;
- кандидат в водители подал поддельные документы;
- получение информации, что иностранное водительское удостоверение по факту не выдавалось (при замене иностранных прав на российские);
- нарушение требований к проведению экзамена на права.
Как мы уже упоминали выше, все перечисленные поправки теперь вступят в силу с 1 апреля 2021 года. Пожалуй, наиболее важным изменением как для автошкол, так и для самих курсантов станет отмена «площадки». Сейчас экзамена на права включает 3 этапа — теория, вождение на площадке и вождение в городе. А с 1 апреля этапов станет 2 — теория и совмещённое вождение в городе, с выполнением ряда упражнений, которые раньше сдавали на «площадке».
Тем, кто проходит обучение сейчас, можно расслабиться — в 2020 году экзамен на права будет проходить в обычном режиме, к которому давно привыкли и автошколы, и подразделения ГИБДД.
А вот тем, кто будет обучаться на права и сдавать экзамен в 2021 году, стоит сразу готовиться к сдаче экзамена по новым правилам. Это, скорее всего, потребует более тщательной подготовки, особенно в части вождения.
Фото: findesk.ru
ГИБДД сообщает, что водители перестанут сдавать для получения прав «площадку» с 1 октября 2020 года. Прием экзамена в такой форме исключается для претендентов на права категорий B, C и D. Правительство уже готовится подписать документ.
Автомобилистам, собирающимся получить водительские права категорий B, C и D, теперь не придется сдавать экзамен на закрытой площадке. Как сообщает ТАСС со ссылкой на начальника отделения экзаменационной работы управления надзорной деятельности Госавтоинспекции Николая Гилякова, нововведение вступит в силу с 1 октября 2020 года.
«Исключается прием экзамена на закрытой площадке для [вышеуказанных] категорий», – подчеркнул сотрудник ГИБДД.
По словам Гилякова, ведомство готовит ряд нормативно-правовых актов. Документ уже находится в правительстве РФ, его готовят к подписанию.
В начале января в проект экзамена на получение водительских прав были внесены изменения по инициативе ГИБДД. Документ опубликовали на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Теперь претенденты на получение удостоверения водителя будут сдавать единый экзамен по вождению, а разделение на «город» и «площадку» осталось в прошлом.
Проверка знаний и умений автомобилиста будет начинаться на закрытых площадках «преимущественно за пределами жилой застройки», а инструктор автошколы больше не сможет находиться в салоне.
Кандидаты в начале экзамена должны будут продемонстрировать первоначальные навыки вождения на «закрытых площадках и автодромах». Кроме того, для первой части экзамена подойдут территории с твердым покрытием и ограниченные для движения пешеходов, участки дорог с малоинтенсивным движением и тупики – все они должны быть расположены «за пределами жилой застройки».
Экзаменуемый должен показать знание ПДД и автомобиля в условиях полноценного городского трафика. В частности, кандидат должен показать умение совершать левый и правый повороты, проезд нерегулируемого перекрестка, пешеходной «зебры», обгона других автомобилей и параллельной парковки. Также на автодроме инструктор будет проверять навыки водителя по заезду в бокс, параллельной парковке, парковке у погрузочной эстакады и развороту в ограниченном пространстве.
В ГИБДД будут проверяться также навыки начала движения и остановки на подъеме и спуске. Опциональными стали пересечение железнодорожного переезда, проезд регулируемого перекрестка и перестроение на многополосной дороге. Кроме того, в документе содержатся условия для аннулирования результатов экзамена.
Кроме того, ГИБДД собирается отказаться от использования заранее известных участнику экзамена маршрутов.
В апреле стало известно, что ГИБДД собирается изменить задачи теоретического экзамена на получение водительских прав. Как заявили в МВД России, количество экзаменационных задач может быть расширено к 2020 году. Может быть убрано право на один неправильный ответ на экзамене, а также «изменится систематизация по категориям».
«С учетом данных президентом России поручений <…> в части повышения требований к сдаче экзаменов [для получения] водительских удостоверений запланирована переработка экзаменационных задач»,
— говорится в заявлении ведомства. Сейчас прорабатываются вопросы «расширения количества экзаменационных задач». Кроме того, вопросы систематизируются – в зависимости от принадлежности к определенной категории транспортного средства.
Ранее Госавтоинспекция ввела мораторий на изменения в правилах дорожного движения. По мнению главы Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрия Митрошина, «все замучены и запутаны» поправками в ПДД.
Мораторий касается лишь МВД — изменения в правила смогут вносить и Минтранс, и правительство РФ. «Но сами мы настроены на то, что сейчас пока эту деятельность немного приостановить», – отметил Митрошин.
В последнее время ГИБДД приняла большое количество поправок к правилам дорожного движения. Некоторые автовладельцы даже требуют ввести экстра-курс в автошколах для изучения этих изменений в ПДД.
В октябре 2018 года сообщалось, что МВД России начало разработку поправок в КоАП в части повышения ответственности за вождение без прав.
Как заявила официальный представитель МВД России Ирина Волк, законопроектом предлагается установить повышенную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Планируется, что данные изменения позволят предупредить совершение новых правонарушений данной категории, а также снизить количество ДТП и тяжесть их последствий.
1. Объединение площадки и города
Теперь будет всего 2 этапа экзамена:
- теория;
- вождение, которое объединит площадку с городом.
Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлечёт изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами. Это исключит «натаскивание» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирует подготовку кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов.
Согласно регламенту, объединённый практический этап экзамена на права будет включать следующие упражнения:
- Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов (заезд в «гараж»);
- Постановка транспортного средства на место стоянки параллельнотротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом (параллельная парковка);
- Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
- Остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
- Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
- Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
- Проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- Левые и правые повороты;
- Проезд железнодорожного переезда (при наличии);
- Перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
- Обгон или опережение;
- Движение с максимальной разрешенной скоростью;
- Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
- Торможение и остановка при движении на различных скоростях;
- Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
- Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий «C» и «CE» и подкатегорий «C1» и «C1E»);
- Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E», за исключением сочлененных автобусов);
- Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» при наличии возможности осуществления разворота);
- Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий «D» и «DE» и подкатегорий «D1» и «D1E»).
2. Отмена стандартных маршрутов экзамена
Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.
С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.
3. Новые упражнения для мотоциклов, квадрициклов и трициклов.
Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.
Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».
4. Новые штрафные баллы на экзамене.
В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.
Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.
Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:
- Не пристегнул ремень безопасности;
- Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП;
- Допустил наезд на бордюр, препятствие;
- Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество;
- Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
- Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
- Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
- Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест;
- Пересек стоплинию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
- Нарушил правила выполнения обгона;
- Нарушил правила выполнения поворота;
- Нарушил правила выполнения разворота;
- Нарушил правила движения задним ходом;
- Нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
- Превысил установленную скорость движения;
- Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов;
- Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц;
- Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора;
- Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18 (парковка, разворот).
3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:
- Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении;
- Нарушил правила остановки, стоянки;
- Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой;
- Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий;
- В установленных случаях не снизил скорость и не остановился;
- Нарушил правила перевозки пассажиров;
- Нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:
- Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12);
- Нарушил правила расположения ТС на проезжей части;
- Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС;
- Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом;
- Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом;
- Не соблюдает правило преимущественного проезда.
- Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП
- Не пользуется зеркалами заднего вида
1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:
- Двигался без необходимости со слишком малой скоростью;
- При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка);
- Несвоевременно подал сигнал поворота;
- Неправильно оценил дорожную обстановку;
- Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения;
- Допустил остановку двигателя;
- Допустил иные нарушения ПДД.
5. Аннулирование результатов экзамена
Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:
- при поступлении жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена;
- при выявлении поддельных документов, представленных заявителем;
- при получении от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения – в случае обмена иностранного водительского удостоверения;
- при проведении экзамена с нарушением действующих требований.
6. Аннулирование водительских прав
Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:
- истечение срока действия;
- изменение персональных данных водителя;
- износ или повреждение прав;
- выдача прав на основе поддельных документов или с нарушениями действующих требований;
- поступление заявление об утрате или хищении прав;
- выданы новые права;
- подтверждено наличие у водителя медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством;
- поступление информации о смерти водителя.
7. Новые требования к документам.
При подаче заявления на сдачу экзамена заполнять и распечатывать его будет сотрудник ГИБДД – заявитель будет только предоставлять документы, проверять заполненное заявление и подписывать его.
Также вводится процедура получения выписки о выданном водительском удостоверении (к примеру, для устройства на работу).
УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу
С 1 октября 2020 года кандидаты в водители начнут сдавать практический экзамен в ГИБДД по-новому. «Площадку» и «город», которые сейчас автомобилисты проходят в два приема, объединят в единый получасовой тест. Постановление, которое в ГИБДД лоббировали последние два года, подписал премьер Дмитрий Медведев. В ГИБДД уверены, что теперь автомобилисты будут реже попадать в аварии. Подробности — в материале «Известий».
Почему меняют подход к экзаменам
В ГИБДД решили кардинально поменять план приема экзаменов, после того как раскритиковали подход многих автошкол к обучению. Так, водителей часто просто натаскивали на упражнения, которые нужно выполнить для получения прав. А практических навыков, которые нужны в реальной дорожной обстановке, кандидаты недополучали. В итоге новички выезжали на дороги, устраивали аварии и пополняли статистику ДТП по вине водителей со стажем не более 1–2 лет. Так, за первые 10 месяцев 2019 года зафиксировано 8942 таких аварий. Это на 1,1% больше, чем год назад. В них погибло 745 человек (+2,2%).
Кроме того, в ведомстве считают, что сейчас этап «площадки» полностью дублирует экзамен в автошколах, и на его прием у инспекторов уходит очень много служебного времени: кандидаты часто не сдают тест с первого раза и воспринимают этот экзамен как тренировку.
Новый подход, как уверены в ГИБДД, заставит автошколы давать автомобилистам больше практических знаний, и на сдачу кандидаты будут приходить уже более подготовленными. С методиками, по которым теперь лучше готовить водителей, будут разбираться сами автошколы — никаких отдельных рекомендаций ГИБДД выпускать не планирует. Важно, что в случае с мотоциклистами ничего не поменяется: они продолжат сдавать экзамены на площадках. Также «площадка» по-прежнему сохранится как обязательный элемент для обучения автомобилистов.
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Что изменится с октября
Сначала на закрытой территории, например на площадке автошколы или на тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки, кандидаты будут демонстрировать инспекторам свои базовые навыки владения автомобилями. Новички обязательно должны показать, что умеют выполнять параллельную парковку, заезжать в боксы, разворачиваться в ограниченном пространстве, останавливаться и начинать движение на подъемах и спусках.
Если кандидат благополучно справится со всеми заданиями, инспектор даст команду выезжать в город на дороги общего пользования. Там экзаменатор будет в произвольном порядке проверять, как водитель проезжает регулируемые и нерегулируемые перекрестки на равнозначных и неравнозначных дорогах, как кандидат ориентируется при поворотах, разворотах на перекрестках, как обгоняет попутный транспорт и как перестраивается, как проезжает регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, а также места остановок общественного транспорта.
Также инспектор при возможности оценит проезд через железнодорожные пути и движение на максимально разрешенной скорости.
Маршруты добавят, баллы уберут
Маршруты для проезда кандидатов по городу также изменят. В ГИБДД не нравится, что сейчас ученики вместе с инструкторами, зная точные названия улиц, где обычно принимают экзамены, заучивают все особенности движения именно по ним. Получается, что к стрессовым ситуациям на незнакомых дорогах такие водители просто не готовы.
Теперь же автомобилистам будет известен только утвержденный перечень улиц, дорог и территорий, где будет проходить экзамен. А где он начнется и какие именно упражнения и в какой последовательности нужно будет выполнить, определит сам экзаменатор. При этом от водителей не будут требовать совершать никаких опасных маневров на загруженных магистралях и сложных перекрестках, обещают в ГИБДД.
Одновременно с этими нововведениями в ведомстве хотят изменить действующую балльную систему оценки. Так, сейчас кандидаты при сдаче практики могут набрать до пяти штрафных баллов. Каждая ошибка, например непристегнутый ремень или создание помехи имеющему преимущество транспорту, оценивается в 1–5 баллов. В ГИБДД рассказали, что хотят прийти к системе, где экзаменатор оценивает не нарушения, а полученные кандидатом в процессе обучения навыки.
— Любой маневр кандидата за рулем инспектор будет оценивать поэтапно, — объясняет заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков. — Снизил скорость при повороте с главной дороги на второстепенную — молодец. Проехал перекресток и выехал на свою полосу движения — отлично. А сейчас получается, что кандидаты, по сути, нарушают ПДД, их надо за это штрафовать, а мы только считаем штрафные баллы.
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Чтобы кандидаты не приходили на экзамен как на тренировку, в ГИБДД уточнили сроки, когда можно приходить на пересдачу практики. После первой неудачи можно будет прийти не раньше чем через семь дней (не позднее 60 дней). А начиная с третьей и последующих попыток нужно будет ждать не менее месяца (не более трех). Это сделано для того, чтобы кандидаты не тратили время инспекторов, а взяли дополнительные уроки у инструкторов.
Эксперты: водителям придется лучше учиться
Эксперт ОНФ по безопасности дорожного движения, юрист Катерина Соловьева назвала грядущие изменения стандартным процессом оптимизации обучения и не считает, что они значительно усложнят процесс сдачи экзамена. Она уверена, что обучать и принимать экзамены нужно в максимально приближенной к реальности обстановке, поскольку сейчас водителям не хватает практики и опыта.
— Сейчас та же парковка для новичков — огромная проблема. Не думаю, что во время экзамена этот навык будут проверять среди обычных автомобилей на стоянках, но условия должны быть максимально приближенными к реальности, — считает эксперт. — Абсолютных и практических навыков мне лично автошкола не дала. Сейчас все привыкли, что как попало проедут и получат удостоверение, надо уходить от этого. Но никакой экзамен не научит практическим навыкам. Кроме того, водителям не хватает этического воспитания, а ведь никакой «кнут» качественного водителя не воспитает.
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Также Соловьева считает, что отказываться от балльной системы слишком рано: «Сначала, в течение 5–6 лет, стоит отточить проведение объединенного экзамена и оценить, какой эффект он принес. А потом уже задуматься об отмене баллов. У обучающихся нет статуса водителя, и наказывать их не за что. Любые критерии, по которым оценивают кандидатов, должны быть объективными, и на данном этапе я против того, чтобы водителей оценивали по субъективным параметрам, а не по балльной системе».
В свою очередь, глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов рассказал, что в процессе обучения в автошколах ничего не поменяется, поскольку все программы утверждены законом об образовании. Однако отметил, что теперь учить кандидатов будут более тщательно: если на некоторые моменты инструкторы иногда могли закрыть глаза, то теперь это стало просто невозможным.
— Уже на первом этапе посадки в автомобиль, по тому, как кандидат заводит двигатель, пользуется ручником, инспектор сможет делать вывод о подготовке водителя, — сказал Ачкасов. — Если кандидат сдулся, его сразу отправят на пересдачу. Все эти изменения направлены на более качественную подготовку автомобилистов. Мы их поддерживаем.