Отмена крепостного права.
Император Александр II, взошедший на престол в 1855 г., по своим убеждениям был скорее консерватором, а не реформатором. Однако в обстановке, сложившейся после поражения России в Крымской войне, он осознал необходимость незамедлительных преобразований, и его царствование вошло в историю под именем эпохи Великих реформ, самой первой и самой важной из которых стала отмена крепостного права. К мысли о необходимости освобождения крестьян Александра II подтолкнула не только экономическая необходимость, но и страх перед растущим недовольством крестьян. Выступая в марте 1856 г. перед московским дворянством, царь заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».
С 1857 г. началась подготовка крестьянской реформы. Поначалу она велась, как и при Николае I, в рамках Секретного комитета по крестьянскому делу. Однако император, догадываясь о негативном отношении большинства помещиков к готовящейся реформе, хотел, чтобы инициатива ее проведения исходила от самих дворян. В ноябре 1857 г. царь издал рескрипт (предписание) на имя виленского губернатора
В. И. Назимова, в котором разрешил виленским помещикам создать губернские комитеты для подготовки проектов реформы. В 1858 г. такие комитеты были созданы в 46 губерниях, Секретный комитет был преобразован в Главный комитет, и подготовка реформы стала гласной. В 1859 г. материалы, подготовленные губернскими комитетами, были переданы для окончательного редактирования в редакционные комиссии во главе с Я. И. Ростовцевым. Благодаря ему и работавшим вместе с ним либеральным деятелям Н. А. Милютину, Ю. Ф. Самарину, В. А. Черкасскому и др. в окончательном документе предусматривалось наделение крестьян хотя бы небольшим земельным наделом, в противовес предложениям большинства помещиков. В 1860 г. документы об освобождении крестьян были переданы в Главный комитет, а затем в Государственный совет для утверждения. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (рис. 7.1). Освобождение крестьян осуществлялось на следующих условиях:
- крестьяне получали личную свободу и уравнивались в правах с другими сословиями;
- крестьяне получали в свое распоряжение землю не больше установленной законом нормы (от 3 до 12 десятин). В случае если их земельный надел превышал эту норму, помещик имел право отрезать себе «лишнюю» землю (такие участки стали называться отрезками);
- за землю крестьяне должны были заплатить выкуп. Сумма выкупа приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который при 6 % годовых должен был приносить помещику доход, равный сумме прежде получаемого оброка;
- крестьяне уплачивали помещикам 20 % выкупной суммы, 80 % за них единовременно вносило государство, в течение 49 лет крестьяне должны были уплачивать этот долг государству под 6 % годовых;
- до момента выплаты помещикам причитающейся им части выкупа крестьяне оставались на положении временнообязанных, то есть продолжали исполнять барщину и платить оброк, но в ограниченных государством размерах;
- урегулированием споров между крестьянами и помещиками в ходе реформы руководили мировые посредники, назначавшиеся правительством из числа местных дворян.
Крестьянская реформа 1861 г. дала стимул развитию капиталистических отношений в России и появлению рынка свободной рабочей силы. Однако при ее проведении, по словам самого царя, было сделано все возможное «для ограждения выгод помещиков», остались нетронутыми многие пережитки крепостного права, в первую очередь крупное помещичье землевладение.
Сочинение: Отмена крепостного права в России: оценки историков
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Кафедра истории
Контрольная работа
по курсу «Отечественная история»
на тему: «Отмена крепостного права в России: оценки историков»
Выполнил:
студент заочного отделения МПФ
спец. НХ, гр.110
Притуляк С.Я.
Челябинск
2007
Введение
Реформа 1861 года об отмене крепостного права в России имела огромное историческое и политическое значение. Именно поэтому я решил изучить и раскрыть эту сложную и очень актуальную для истории нашей Родины тему.
Отмена крепостного права в России стала основным событием середины и второй полвины XIX века. Проблема экономического и политического переустройства России всегда была в центре внимания историков, как отечественных, так и зарубежных. Решение крестьянского вопроса, то есть освобождение крестьян из крепостного рабства было одной из острейших проблем российского общества в конце 50-х начале 60-х годов XIX века. Существует много оценок историками значения и предпосылок реформы 1861 года.
Так советские историки утверждали, что отмена крепостного права была проведена под угрозой сложившейся в стране «революционной ситуации», которая якобы наступила в итоге полного разложения феодально-крепостнического строя и поражения России в Крымской войне.
Задача этой работы осветить и рассмотреть реформу 1861 года с разных точек зрений, проследить весь общественно-политический процесс который предшествовал принятию этого закона механизм претворения его в жизнь и последствия, и изменения к которым пришло российское общество и государство в результате этого.
Как воспринимали эту мирную революцию, проведённую сверху, помещики и либерально настроенная часть интелегенции и дворянства. Оказалась ли царская воля, действительно освобождением для крестьян или ещё большим экономическим и политическим закабалением сельских тружеников.
Какие последствия имела реформа отмены крепостного права для экономического развития российского государства, и к каким изменениям привела в административно-политическом устройстве государственного аппарата России.
Была ли альтернатива у реформы 1861 года или же она являлась единственно возможным компромиссным решением, для острой политической и экономической ситуации сложившейся в России к середине XIX века.
Реформа 1861 года, что это революция сверху или она была политическим актом, принятым Александром II под давлением снизу и угрозой всероссийского крестьянского бунта. То, есть была ли реформа продуктом революционной борьбы крестьянства или политическим решением, принятым самодержавием из-за необходимости модернизации страны.
Мы рассмотрим различные точки зрения на эту проблему как отечественных и зарубежных историков. Их оценки значения отмены крепостного права для российского государства и всех слоёв населения России того времени.
Что предшествовало принятию этого, несомненно значимого законопроекта в России. С какими экономическими и политическими показателями подошла Россия к середине XIX века.
Все эти моменты необходимо учитывать при рассмотрении анализа этой сложной и очень животрепещущей темы истории нашего отечества.
1. Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1855 года
1.1 Александр II как реформатор
После смерти Николая I на Российский престол вступил, 19 февраля 1855 года Александр II.
Очень тяжёлое наследство досталось новому российскому самодержцу от своего отца. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», — напутствовал перед смертью Николай I своего приемника.
В этот период Россия находилась в тяжелейшем экономическом и политическом кризисе, который стал следствием несостоятельной николаевской политики. Крымская война длящаяся уже два года, падение Севостополя (28 августа 1855 года), заключение, невыгодного для России Парижского мира (18 марта 1856 года), всё это создавала напряжённую обстановку в стране, требующей разрешения. Вступление Александра II на престол пробудило в обществе надежду на перемены к лучшему. Так Герцен, находившийся в лондонской эмиграции в марте 1855 года направил новому императору письмо, в котором пытался убедить царя отменить в России крепостное право: «Дайте землю крестьянам, она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спине наших братий. Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить!».
Александр II не был склонен к реформаторству, а скорее наоборот был убеждённым консерватором и сторонником крепостной системы. Он получил блестящее образование, его учителями были генерал К.К. Мердер, поэт В.А. Жуковский, К.И. Арсеньев, Е.В. Канкрин, Ф.И. Бруннов, М.М. Сперанский.
Своё образование Александр II закончил поездкой в 1837 году вместе с В.А. Жуковским по 29 губерниям Европейской России, Закавказья и Западной Сибири. Николай I с конца 30-х годов приобщает сына Александра к государственным делам в качестве члена Госсовета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу. Отлучаясь из столицы, император передал сыну Александру все государственные дела. В 1850 году Александр принимал участие в военных действиях на Кавказе.
Тогда он вёл дела в рамках политики своего отца, выступая за ужесточение цензуры, и неизменно отстаивал интересы помещиков.
Но, взойдя на престол, Александр II понял, что политика его отца привела страну на грань катастрофы и для её предотвращения нужны перемены и решение неотложных проблем, главной из которых была отмена крепостного права в России. В первый же год своего царствования им был сделан ряд послаблений: в сфере образования, печати. Сняты ограничения, которым подверглись университеты, а также запреты для выезда за границу, упразднён преславутый «бутурлинский» цензурный комитет, разрешён ряд новых периодических изданий. В коронационном манифесте от 26 августа 1856 года была объявлена амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг. и другим политическим ссыльным.
1.2 Предпосылки крестьянской реформы
В тот момент в России существовало несколько основных предпосылок, которые привели к отмене крепостного права.
Одна из них это обострение социально-экономических противоречий в обществе, связанных с разложением крепостнического строя. Но главной из причин, заставивших помещиков и Александра IIпойти на отмену крепостного права, было нарастание числа крестьянских бунтов и восстаний. Так за первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 – 1860 гг.) – 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. Кроме этого недовольство крестьян, существующими порядками, часто выплёскивалось в единичные случаи убийства помещиков и управляющих помещичьими имениями, а также в преднамеренное плохое выполнение барщинных работ, задержка в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
«Крестьянский вопрос» всегда был больной темой для российского самодержавия, но во времена царствования Николая I стал особо острым. Для его решения, тогда было создано 9 секретных комитетов, однако они не дали приемлемого результата. Только поражение в крымской войне 1853-1856 гг. показало главную причину экономической и военно-политической отсталости страны – т.е. крепостное право. Крепостная Россия оказалась не в состоянии соперничать с коалицией, более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских стран. Экономика страны оказалась в глубочайшем кризисе, который был вызван громадными расходами на войну, а также частыми рекрутскими наборами реквизицией скота и фуража, ростом денежных и натуральных повинностей.
Экономический кризис неизбежно привёл к кризису социальному, который вылился в массовые крестьянские восстания и бунты, охватившие одновременно сотни тысяч крестьян, десятков губерний.
2 апреля 1854 года был обнародован царский Манифест о формировании резервной гребной флотилии, который спровоцировал массовое бегство крестьян от помещиков.
Ещё более широкий характер приняло это явление в связи с Манифестом 29 января 1855 года о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение».
Подобное движение крестьян в Киевской губернии, стремившихся записаться в «вольные казаки», отмечалось особым упорством. Оно получило название «киевской казатчины», и было подавлено с применением военной силы.
Все эти события сильно напугали помещиков и правящие круги, опять замаячила за крестьянскими спинами тень Пугачёва и Стеньки Разина. Император и правительство с помещиками боялись не столько крестьянских бунтов, сколько всеобщего крестьянского восстания, которым могут воспользоваться революционные элементы.
Кроме того, в первый же год царствования Александр II стал получать «записки» и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти «записки» и письма распространялись во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. Широкую известность получили критическая записка П.А. Валуева «Дума русского» (1855 г) и серия политических писем М.П. Погодина (1854-1856 гг.).
Так исподволь перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выхода из тяжёлого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем, сохранение положения России в ранге великих держав. А решение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права.
О необходимости отмены крепостного права Александр II заявил официально в краткой речи произнесённой перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года.
Однако в течение 1856 года со стороны правительства ничего не было сделано для решения этого вопроса, единственное, что было сделано, это попытка выяснить отношение дворянства к реформе и добиться от него инициативы в деле освобождения крестьян. Но Александр II, сознавая государственную необходимость проведения реформы отмены крепостного права, последовательно и настойчиво шёл к намеченной цели, не смотря на то, что подавляющее большинство дворян было против этого.
1.3 Помещичьи проекты реформы
В стремлении проведения крестьянской реформы Александра II поддерживала либерально настроенная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения.
Императору было представлено более сотни помещичьих проектов проведения реформы за 1856-1859 гг.
Наиболее полно интересы помещиков нечернозёмных губерний отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского, который предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», т.е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия».
Этот проект отражал стремление помещиков Нечерноземья к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. Этот проект был отражён в адресе, поданном 16 октября 1859 года Александру II, представителями тверского, ярославского и харьковского дворянства – А.М. Кроме выше сказанного в этом документе предлагалось образовать Унковским, Д.В. Васильевым, П.Н. Дубровиным, Д.А. Хрущёвым и Д.А. Шретером.
Кроме выше сказанного в этом документе предлагалось образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном начале, учредить «независимую судебную власть», т.е. суд присяжных, с введением гласного и словесного судопроизводства, «дать возможность обществу путём печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления».
Проект крупного полтавского помещика М.П. Позена отражал интересы помещиков чернозёмной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля ценилась особенно высоко. Он был подан царю в двух записках в 1856 и 1857 годах. Этот документ выражал желание помещиков чернозёмной полосы сохранить в своих руках максимальное количество земли, но и незаинтересованность в полном обезземеливании крестьян, так как сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.
Интересы помещиков степной полосы, слабо заселённой, но с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещика самарской губернии Ю.Ф. Самарина. В этом проекте предусматривалось личное освобождение крестьян с землёй и предоставление им гражданских прав. Но в связи с нехваткой в этом районе рабочих рук, предлагалось установить « переходный период» сроком на 10-12 лет, во время которого сохранялись бы барщинные работы за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.
В конечном итоге все проекты объединяло стремление помещиков сохранить свои землевладения и самодержавную монархию, а также создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства, но главная цель, это предотвратить «пугачёвщину» в стране.
1.4 Подготовка крестьянской реформы
С начала подготовка законопроекта по крестьянской реформе была возложена на Министерство внутренних дел. Специальная группа компетентных чиновников под руководством А.И. Левшина заместителя министра внутренних дел С.С. Ланского, летом 1856 года выработала концепцию предстоящей реформы. Суть её заключалась в том, что за помещиком сохранялось право собственности на всю землю, включая и крестьянскую надельную, которая предоставлялась крестьянам при их освобождении в пользование, за что они, обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка.
3 января 1857 года был образован Секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Комитет, состоящий, из убеждённых крепостников только затягивал дело. В то время как обстановка в стране всё более накалялась, Александр II стремился добиться от помещиков, чтобы они сами проявили инициативу в деле подготовки реформы. Первыми дали на это согласие помещики трёх западных губерний – Виленской, Ковенской и Гродненской. 20 ноября 1857 года последовал царский рескрипт генерал-губернатору этих губерний В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трёх губернских комитетов и одной «общей комиссии в городе Вильне» для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу этого документа были заложены идеи, изложенные в «записке» А.И. Левшина и одобренные Александром II.
5 декабря 1857 года последовал аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву, а в течение 1858 года — и остальным губернаторам. В том же году в 45 губерниях, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. Правительство, из-за каких-то опасений, официально называло их «губернскими комитетами об улучшении быта помещичьих крестьян».
С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с чем, был переименован Секретный комитет в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии». В состав комитета был ещё ранее введён энергичный и убеждённый сторонник освобождения крестьян, Великий князь Константин Николаевич, назначенный затем его председателем.
Однако опубликованную программу рескриптов большинство помещиков встретило отрицательно. Из 46 тысяч помещиков тринадцати центральных губерний только 12,6 тысяч выразили согласие на «улучшение быта» своих крестьян. В губернских комитетах развернулась борьба между либеральным меньшинством и крепостников большинством.
Летом и осенью 1858 года Александр II предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетил Москву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну, где заявил о своей решимости освободить крестьян и призвал дворян поддержать другие готовящиеся преобразования.
Подготовка крестьянской реформы вызвала бурное обсуждение этой проблемы в обществе и в периодической печати, в таких изданиях как: «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол» нелегально издаваемых за границей, так и в легальных изданиях «Русский вестник», «Атеней», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», «Современник» в котором с 1854 года ведущее положение занял Н.Г. Чернышевский. В опубликованных трёх статьях под общим названием «он в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа.
Слухи о скором освобождении вызвали в крестьянской среде новый всплеск выступлений против крепостного права.
Большое впечатление на царское правительство произвело восстание крестьян в 1858 году в Эстонии. Ещё в 1816 году эстонские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у своих бывших помещиков за прежние феодальные повинности.
В 1856 году было издано новое «Положение», явившееся шагом назад, так как оно усиливало зависимость крестьян арендаторов от помещиков и лишало перспективы приобрести землю в собственность. Это восстание показало опасность безземельного освобождения крестьян. После этих событий 4 декабря 1858 года Главный комитет принял новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путём организации кредита, введение крестьянского самоуправления в рамках сельской общины. Эта программа и стала основой для проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
4 марта 1859 года при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагались: рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами и составление проектов законов об освобождении крестьян. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственные отделы. В составе их было 38 человек: 17-представителями министерства и ведомств и 21 эксперт – от местных помещиков и учённых. Председателем Редакционных комиссий был Я.И. Ростовцев – близкий к Александру II и «беспоместный» (не имеющий, ни земли, ни крестьян) абсолютно беспристрастный, последовательно проводивший правительственную линию. Благодаря его деятельности в 1859-1860 гг. были изданы 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним.
После смерти Ростовцева в феврале 1860 года председателем Редакционных комиссий был назначен министр юстиции В.Н. Панин убеждённый крепостник, но он уже не мог существенно повлиять на деятельность комиссий и содержание подготовленных к тому времени проектов.
В связи с огромным количеством документов поступавших в Главный комитет, в марте 1858 года при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, был образован Земский отдел, призван заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всей информации по подготовке реформы. Председателем Земского отдела первоначально был назначен А.И. Левшин, позже Н.А. Милютин – один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, по свидетельству современников в комиссиях он являлся «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».
Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределённый срок временно обязанного состояния крестьян. Редакционные комиссии не пошли на встречу этим притязаниям дворянства.
В августе 1859 года был в основном подготовлен проект «Положений о крестьянах». Предполагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов, которых решено было вызвать в Петербург отдельными группами. В конце августа 1859 года были вызваны 36 депутатов от 21 комитета, а в феврале 1860 года – 45 депутатов от остальных комитетов.
Почти все депутаты отрицательно восприняли проект, так первая группа депутатов считала установленные нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них – заниженными. Депутаты «второго приглашения» настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли и вотчинной власти помещиков. Редакционные комиссии решили пойти на некоторые уступки. В ряде чернозёмных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечернозёмных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая «переоброчка» — пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания «Положений о крестьянах».
Во время подготовки реформы многие помещики решили «упредить» реформу. Одни переносили крестьянские усадьбы на новые места, другие продавали крестьян степным помещикам за бесценок, третьи вообще насильно освобождали их без земли или сдавали в рекруты. Всё это делалось для того, чтобы избавиться от лишнего числа людей и чтобы как можно меньше их число наделять землёю. Эти действия помещиков А.И. Герцен метко назвал «предсмертными злодействами помещичьего права».
10 октября 1860 года проект «Положений» был закончен Редакционными комиссиями и отправлен для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу, и рассматривался там до 14 января 1861 года. Проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: так снова понизили нормы крестьянских наделов в отдельных районах, увеличен оброк в местностях, «имеющих особые промышленные выгоды». 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. На его открытии Александр II заявил – «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства». Члены Государственного совета посчитали необходимым внести дополнение к проекту в пользу помещиков. Его внёс на рассмотрение князь П.П. Гагарин, оно предполагало право помещиков предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) сразу в собственность бесплатно («в дар») четверть надела. Благодаря этому помещик сможет сохранить в своих руках максимум земельных угодий и обеспечит себя дешёвой рабочей силой.
16 февраля 1861 года Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол. Тогда же им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В нём говорилось «о добровольности» и «жертвенности» дворянства, от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян. В тот же день был образован Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Этот комитет должен был наблюдать и контролировать введение в ведение нового закона, принимать решения по спорным и административным делам.
Правительство понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, и приняло ряд мер для подавления крестьянских восстаний. Заранее были составлены подробные инструкции и предписания о дислокации и действиях войск на случай крестьянских «беспорядков». В течение декабря 1860 – января 1861 г. проходили секретные совещания, на которых обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворцов во время объявления Манифеста о «воле».
С нужным количеством экземпляров Манифеста и «Положений» были отправлены флигель — адьютанты царской свиты. На них возлагалась обязанность объявления «воли» и наделялись широкими полномочиями для подавления крестьянских «беспорядков».
2. Проведение реформы и её особенности
2.1 Законодательные акты «Положений» 19 февраля 1861 г.
«Положения» 19 февраля 1861 года включают 17 законодательных актов: «Общее положение», четыре «Местных положений о поземельном устройстве крестьян», «Положения» — «О выкупе» и пр. Их действие распространялось на 45 губерний, в них у 100428 помещиков насчитывалось 22563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.
Ликвидация феодальных отношений в деревне – длительный процесс, который растянулся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение ещё 2-х лет (с 19 февраля 1861 г. по 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве. Помещикамзапрещалось переводить крестьян в дворовые, а оброчных – переводить на барщину. Но даже после 1863 года крестьяне обязаны были нести установленные «Положения» феодальные повинности – платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом был перевод крестьян на выкуп. Но разрешался перевод крестьян по обнародовании «Положений» либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не имели права).
2.2 Правое положение крестьян
По манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Предоставление «воли» было главным требованием в многовековой истории крестьянского движения. В1861 году бывший крепостной теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав и всё это раскрепощало крестьян нравственно.
Вопрос о личном освобождении в 1861 году не получил ещё окончательного разрешения, но с переводом крестьян на выкуп, опека над ними помещика прекращалась.
Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширял права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в орган земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Но этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства. Они обязаны были нести подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные сословия.
2.3 Крестьянское самоуправление
«Крестьянское общественное управление» было введено в течение лета 1861 года. Крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва было взято за образец.
Первоначальной ячейкой было сельское общество, которое могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское управление состояло из сельского схода. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.
Несколько смежных сельских обществ составляли волость. Всего в бывших помещичьих селениях в 1861 году было образованно 8750 волостей. Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной старшина выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за «порядком благочинием» в волости, «пресечение ложных слухов». Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись им устно.
2.4 Мировые посредники
Институт мировых посредников, созданный летом 1861 году имел большое значение.
Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию.
Мировые посредники не были «беспристрастными примирителями» разногласий между крестьянами и помещиками, также защищали помещичьи интересы, иногда даже нарушая. Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трёхлетие. Среди них были декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и хирург Н.И. Пирогов.
2.5 Крестьянский надел
Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.
Полное обезземеление крестьян было экономически не выгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать всеобщее крестьянское недовольство. Требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.
Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную, а «полосы» делились на «местности».
В нечернозёмной и чернозёмной «полосах» устанавливались «высшая» и «низшая» нормы наделов. В степной одна — «узкая» норма.
Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином.
Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.
При крепостном праве некоторая часть зажиточных крестьян имеласобственные покупные земли.
Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для них ряд льгот, что создавало более тяжёлые условия для крестьян в этих имениях. Наиболее обделёнными оказались «крестьяне-дарственники», получившие дарственные – «нищенские» или «сиротские» наделы. По закону, помещик не мог заставить крестьянина взять дарственный надел. Его получение освобождало от выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика.
Большинство дарственных проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 году министр внутренних дел Н.П. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты.
Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела.
«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был очень затруднён. Деятели реформы 1861 года П.П. Семёнов отметил: в течение первых 25 лет выкуп отдельных участков земли и выход из общины был редок, но с начала 80-х годов он стал «обычным явлением».
2.6 Повинности временно-обязанных крестьян
Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка.
По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел. Но закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчёте на 1 десятину.
Установленные законом нормы оброка превосходили доход с земли. Считалось, что это – плата за предоставленную в надел крестьянам землю, но это была плата за личную свободу.
В первые годы после реформы барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Благодаря этому в очень короткое время (1861-1863) удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 33%.
2.7 Выкупная операция
Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. 28 декабря 1881 года было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся ещё на временно-обязанном положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 года. К 1881 году временно-обязанных крестьян оставалось всего 15%. Перевод их на выкуп был завершён к 1895 году. Было заключено в общей сложности 124 тыс. выкупных сделок.
В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности. Размер выкупа за надел определялся путём «капитализации оброка».
Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Для этого в 1861 году было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Выкуп оказался выгодной для государства операцией.
Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Реформа 1861 года создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.
2.8 Ответ крестьян на реформу
Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 года, содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861года. Не было ни одной губернии, в которой не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли».
Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-чернозёмных губерниях, в Поволжье и на Украине. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 года в сёлах Бездна и Кандеевка. Они закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
Весна 1861 года – высшая точка крестьянского движения в начале проведения реформы. К лету 1861 года правительству удалось отбить волну крестьянского протеста. В 1862 году поднялась новая волна крестьянского протеста, связанная с введением уставных грамот. Среди крестьян распространилось убеждение о «незаконности» уставных грамот. Вследствие этого Александр II дважды выступал перед представителями крестьянства, чтобы рассеять эти иллюзии. Во время своей поездки в Крым осенью 1862 года он заявил крестьянам, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана».
Крестьянское движение 1861-1862 гг., выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. С 1863 года крестьянское движение резко пошло на убыль. Изменился и их характер. Они сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.
2.9 Особенности проведения крестьянской реформы в национальных окраинах
В 1864 году было отменено крепостное право в 6 губерниях Закавказья.
13 октября 1864 года было издано «Положение» об отмене крепостного права в Тифлисской губернии. 13 октября 1865 года это «Положение» было распространено на Западную Грузию, а 1 декабря 1866 года – Мингрелию.
В 1870 году было отменено крепостное право в Абхазии, а в 1871 году – в Сванетии. Крепостное право в Армении и Азербайджане было отменено «Положением» 1870 г. В 1912 – 1913 гг. были изданы законы об обязательном переводе бывших помещичьих крестьян Закавказья на выкуп. Но перевод на выкуп здесь не был завершён вплоть до 1917 года. В Закавказье дольше всего сохранялись феодальные отношения.
Более благоприятными оказались условия крестьянской реформы в Бессарабии.
Удельные крестьяне в России получили своё название в 1797 г., когда былобразован Департамент уделов для управления землями и крестьянами, принадлежавшими императорскому дому. Ранее они назывались дворцовыми. На основании указов 20 июня 1858 года и 26 августа 1859 года. Они получали личную свободу и право «перехода в городские и другие свободные сельскиесостояния». В течение 2-х лет (1863 – 1865) удельные крестьяне был переведены на выкуп.Наиболее значительными были выступления удельных крестьян в Поволжье и на Урале, где условия реформы оказались особенно неблагоприятными.
Подготовка реформы в государственной деревне началась в 1861 году. 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян». Сельские общества сохраняли земли, находившиеся в их пользовании. Землепользование каждого сельского общества фиксировалось в так называемых «владенных записях». Проведение земельной реформы 1866 г. в государственной деревне повлекло многочисленные конфликты крестьян с казной, вызванные отрезками от наделов, превышавшими установленные законом 1866 г. нормы. В 12 центральных и средне-волжских губерниях была произведена прирезка к наделам. Выкуп наделов был произведён только через 20 лет по закону от 12 июня 1886 года.
2.10 Значение отмены крепостного права
Реформа 1861 года ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 года с раздражением. Петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 года противоречит Жалованной грамоте дворянству 1785 г., и потребовали пересмотра закона 1861 г.
Крестьянская реформа 1861 года явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, возникли новые социальные слои – пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. В конце XIX — начале XX века и подъёма культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.
Отмена крепостного права и реформы в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.
3. Итоги и последствия реформы
Главным итогом реформы 1861 года явилось освобождение более чем 30 млн. крепостных крестьян. Но это в свою очередь повлекло за собой становление новых буржуазных и капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации. Так же проведение реформы повлекло за собой реформы в социально – политической сфере. Вот что по этому поводу писал один из известных российских историков Б.Г. Литвак: «… такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Уже во время подготовки реформы, как мы видели, в Редакционных комиссиях и в комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н.А. Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях органов местного управления, полиции, суда, возникали вопросы с рекрутской повинностью. Одним словом, затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и друге несущие конструкции социально – политического строя».
Крестьянская реформа сняла оковы рабства с миллиона российских мужиков. Высвободила затаённую энергию, благодаря которой Россия совершила гигантский скачок в своём экономическом развитии. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Появление у крестьян не только имущественных, но и гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.
В после реформенные годы наблюдался медленный, но постоянный рост сбора хлебов, так по сравнению 1860 года, согласно исследованиям А.С. Нифонтава, в 1880 году валовой сбор зерна увеличился на 5 млн. тонн. Если к 1861 году в России насчитывалось менее 2 тыс. км железнодорожных линий, то к началу 80-х их общая протяжённость составляла свыше 22 тыс. км. Новые железные дороги соединили крупнейшие торговые центры страны с сельскохозяйственными районами и обеспечили форсированное развитие внутренней торговли, и улучшили транспортные условия для экспортной торговли.
Капитализация сельского хозяйства вызвала классовое расслоение в крестьянской среде, появилась довольно большая прослойка зажиточных богатых крестьян и в то же время появились такие не имущие крестьянские дворы, которых до 1861 года в деревне не было.
Значительные перемены произошли в промышленном секторе народного хозяйства. Появилась устойчивая тенденция к укрупнению предприятий, переход от мелкотоварного производства к промышленному. Значительно выросло производство хлопчатобумажных тканей, потребление которых за 20 пореформенных лет удвоилось.
Успехи делала свеклосахарная промышленность. Если в 1861 году в среднем на душу населения потреблялся 1 кг. сахара, то через 20 лет – уже 2 кг., а со второй половины 70-х годов Россия начала сахар экспортировать.
А вот тяжёлая промышленность наоборот переживала кризис, так как её базовая отрасль – чёрная металлургия Урала была основана на рабском труде крепостных и отмена крепостного права привела к дефициту рабочих рук.
Но в то же время начал формироваться новый металлургический район – Донецкий бассейн. Первый завод был основан английским промышленником Юз(ом), а второй построил русский предприниматель Пастухов. Эта новая металлургическая база основывалась на наёмном труде рабочих и была свободна от крепостнических традиций.
В связи с развитием промышленности число рабочих за 15 лет увеличилось в полтора раза.
Так же значительно увеличилась численность российской буржуазии, в которой было много выходцев из зажиточных крестьян.
Отмена крепостного права повлияла не только на экономику, но и потребовала перестройки системы государственных учреждений в России. Следствием её стала реформация судебной, земской и военной системы.
Заключение
И так чем же была для России реформа 19 февраля 1861 года? Благом или бедствием для освобождённых крестьян, спасением государства или лишь отсрочкой его краха!?
С точки зрения историков советского периода в конце 50-х начале 60-х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, которая привело бы к праху всей политической и государственной системы. Поэтому реформа, по их мнению, была проведена правительством под давлением снизу.
Западные историки такие как: Д. Рибер, Т. Эммонс, Р. Пайпс, наоборот считали, что реформа осуществлялась под угрозой экономического краха России, и опровергали тезис о революционной ситуации.
Скорее всего, реформа была принята под давлением целого комплекса факторов, как экономических, так и социально-политических. Так что в какой – то степени правы и те и другие.
Основная задача, которую преследовали «отцы» реформы 19 февраля 1961 года это модернизация экономики страны за счёт реформирования социально-политического строя, т.е. отмены крепостного права. Капитализация экономики могла произойти только после отмены крепостного права, так как главный фактор развития капитализма в стране это наличие вольнонаёмной рабочей силы, основную массу которой и составили освобождённые крестьяне, не сумевшие выкупить свой земельный надел и потерявшие его за долги.
Реформа 1961 года, по мнению большинства историков, носила компромиссный характер. Причём компромисс всегда шёл в сторону учёта интересов помещиков и ущемление прав освобождаемых крестьян. Поэтому условия освобождения крестьян заключали в себе противоречия, которые стали впоследствии источником постоянных конфликтов. И не смотря на то, что реформа предотвратила массовые выступления крестьян, локальные бунты имели место.
Реформа отмены крепостного права, хотя и носила противоречивый, непоследовательный характер стала важнейшим историческим событием России второй половины XIX века.
Использованая литература
1. «Самодержавие и отмена крепостного права в России». Л.Г. Захарова изд. МГУ 1984 г.
2. «Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.)» Л.Г. Захарова История Отечества: люди, идеи, решения. Политиздат, 1991 г.
3. История России XIX – начало ХХ в. / Под редакцией В.А. Федорова — М.: ВИТРЭМ, 2002 г.
4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. Москва Высшая школа, 1993 г
5. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. / Москва,1991 г.
6. Отечественная история. В.С. Толстиков, Н.Ф. Устьянцева /Учебное пособие для студентов. Челябинск 2006 г.
Эссе о крепостном праве: вопль отчаяния народа, споры властей, отмена
Крепостное право на Руси существовало с 11-го века. Тогда в обществе был выделен класс крестьян, названных смердами. Они обрабатывали землю, передавали ее по наследству детям, но не имели права уходить со своего участка.
Еще князь великий Иван Третий ввел в конце 15-го века для облегчения крепостного ярма Юрьев день. В этот день (точнее, за неделю) крестьяне имели право переходить от одного феодала к другому. Спустя полтора столетия новый Судебник Романовых (тогда правил отец Петра Первого Алексей Михайлович) отменил это право. Таким образом, крестьяне уже не могли протестовать таким образом, против, например, помещичьей жестокости.
Петр Первый, великий государь и реформатор, увы, закрепощение крестьян на Руси еще более усилил. Крестьяне, не подпадавшие под право собственности помещиков, становились собственностью государства.
О бесправии крепостных, жестоких наказаниях за провинности писали и пишут историки. Богата этими грустными примерами и литература. Человек, закрепощенный феодалом, был лишен свободной воли – он не мог уйти на заработки без разрешения. Для властей он являлся второсортным человеком. По желанию феодала его продавали в солдаты (на 25 лет, разрушив его семью), другому владельцу (также разлучив с близкими, даже с детьми — навсегда).
Но ярче, чем русский классик Салтыков-Щедрин («Очарованный странник», «Тупейный художник») никто не описал крепостного права. Героями «Тупейного художника» становится крайне жестокий дворянский род. Хозяин крепостного театра, «ценитель искусства» и «просветитель» для своих приятелей-аристократов, вовсю пользуется телами всех своих актрис, насилует служанок, а их женихов пытает в погребах. «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле?…» — пишет Салтыков-Щедрин.
Украинская писательница Марко Вовчок (Мария Вилинская) о крепостничестве в Российской империи, в ее южных провинциях, писала тоже, в повести «Институтка». Там она описывает барышню, владелицу многих крепостных, которая ведет себя с ними как угодно: грубит, дает пощечины, капризничает, морально изводит, всегда всем недовольна. Своим служанкам она запрещает выходить замуж, лишает тем самым их сокровенных желаний, смысла жизни, ненавидит их счастье. Эта аристократка образована, обеспечена, но ненавидит людей, уничтожает их.
В повести же «Горпина» Вовчок рассказывает жуткую историю о том, как крестьянок по велению барина подвергали непосильному труду, заставив бросить больных детей без присмотра. Это привело к смерти ребенка героини.
История гласит, что, увы, примеры из литературы более чем верны. Показательно, например, совершенно реальное дело дворянки-психопатки Дарьи Салтыковой, владевшей шестьюстами «душами» крепостных. По велению царицы Екатерины Второй Дарья была осуждена на пожизненное заключение в монастыре, но перед этим успела страшно замучить несколько десятков своих крепостных крестьян. Поводом для изуверского убийства могло стать даже недостиранное белье или вовремя не вымытый пол.
Несколько слуг подыгрывали сумасшедшей помещице – из страха ли, из желания ли выслужиться перед всесильной госпожой. Десять лет крепостные пробовали жаловаться на помещицу-садистку, но всех жалобщиков отправляли прямиком в лапы их хозяйки. Лишь когда безнаказанная преступница стала «точить когти» на соседей-дворян, началось расследование.
Споры в обществе России об отмене крепостного права звучали достаточно давно, но с начала 19-го века требование его отменить звучало уже громко и бесстрашно. Масса культурных, политических деятелей, даже царских офицеров открыто выступали против «крепости». Потому еще царь Александр Первый, взойдя на престол, вовсю разбрасывался обещаниями «крепость» убрать. Но слова государя так и остались словами… Предстояло еще полвека открытой борьбы народа, прежде чем долгожданный «Манифест» об отмене крепостного права издал Александр Второй.
Крепостное право – соглашается большинство историков – позорная страница истории. Однако и его отмена не привела к долгожданному освобождению крестьян, пишет историк-классик Василий Ключевский. Положен был конец личному владению помещиками людей – это несомненно.
Но крестьян после реформы заставили выкупать свои земельные наделы по непомерным ценам, которых заплатить не смог почти не кто. Люди нищали, и продолжали работать на барщине на землях помещика, арендовать наделы (сумма оброка немедленно выросла, как на дрожжах). Отказаться работать на барщине они не имели права. Фактически уйти с земли тоже права не было. Телесные наказания, порки и прочее для крестьян сохранились. «Где же свобода?!» — были потрясены происходящим российские либералы.
Крепостное право после реформ постепенно ослабевало. На это понадобились все оставшиеся десятилетия 19-го века.
С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: 3.pdf, Проективные методики в психологическом консультировании +титульн, РП Технология 5-9 (редакция) (Автосохраненный).docx, Практическое задание 3. Модуль 3. Васильева О. И..docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Лекция 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисц, Отмена крепостного права в России.doc, Задание 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.do, Конституционные права,свободы и обязанности граждан.docx, Отмена крепостного права в России.docx, Тема 1. Конституционные права, свободы и обязанности человека и , отмена крепостного права.doc, отмена крепостного права и другие реформы 60-70-3.docx, Этапы формирования крепостного права в России.docx, Курс.р. ТГП Система права,система законодательства.doc
Научное эссе на тему: «Отмена крепостного права, и как она повлияла на жизнь крепостных»
Оглавление
Введение 2
Предпосылки реформы 2
Подготовка к проведению реформы 3
Содержание реформы 4
Реакция крестьян 6
Заключение 7
Список литературы 7
Введение
Государства создавались с целью защиты от внешних врагов и управления землей так, чтобы она использовалась наиболее эффективно, но в конечном итоге государства покоряли свое же население при помощи крепостного права. Было время, когда строившаяся на этом экономика была довольно успешной, но с набирающим силу капитализмом в XIX веке от этой системы отказались. И из великих держав Россия начинала терять свои позиции из – за этого права. Так в 1861 году, в России отменили крепостное право, но что при этом почувствовали сами крепостные? Или был ли решен сам крепостной вопрос? В своем эссе я попытаюсь это выяснить.
Предпосылки реформы
В 1855 году на престол взошел Александр II – старший сын Николая I. Хоть он и не был ярым либералом, даже наоборот консерватором, понимал, что николаевская система себя изжила, а крепостное право тянет Россию на дно.
Первые предпосылки появились еще во время Крымской войны, когда Россия была на столько отсталой, что не могла противостоять европейским державам. Крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и предпринимательства, все возможности права как экономической системы исчерпали себя и остался только глубокий экономический кризис. Все началось с помещичьих наделов, где использовалась барщина, производительность таких хозяйств заметно сократилось. Крестьяне уже не хотели тратить свои силы на барщину, и в основном приходили и весь срок ничего не делали.
Также об упадке говорил тот факт, что займы и кредиты, которые брали помещики, почти не отдавались, а их сумма перед уже самой реформой превышала годовой бюджет страны.
Другим показателем являлись крестьянские выступления, количество которых увеличивалось каждый год. За первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие перед отменой крепостного права (1851—1860) — 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения пришлись на 1856— 1860 гг. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийства помещиков и управляющих имениями, распространение слухов о воле, будораживших умы крестьян. Особое значение имели и такие массового и повседневного характера формы борьбы, не поддающиеся никакому статистическому учету и наносившие существенный ущерб помещичьему хозяйству, как, например, заведомо плохое выполнение барщины, неуплата оброка, захват помещичьих земель, лесные порубки, потравы полей и лугов помещика. Все это заставило правящие круги в серьёз начать бояться новой «пугачевщины».
Подготовка к проведению реформы
Под влиянием крестьянских волнений и социально – экономического кризиса, усилившихся во время войны, Александр II решился на отмену крепостного права.
30 марта 1856 г. в речи перед московским дворянством он заявил: «…И сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу». В январе 1857 г. под председательством царя был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». 20 ноября 1857 г. в рескрипте Александра II виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову была сформулирована программа правительства: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении земли в собственности помещиков, предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они должны заплатить оброк или отбывать барщину, со временем права выкупа крестьянских усадеб. По окончании переходного периода (10 лет) ликвидировалась юридическая зависимость. Рескрипт был разослан всем губернаторам.
С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим Секретный комитет 16 февраля 1858 г. был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии». В том же году были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями, созданными в марте 1859 г. под председательством Я. И. Ростовцева. Фактическим руководителем работ по подготовке крестьянской реформы стал тайный советник Н. А. Милютин.
Опубликование рескриптов, даже с их крайне умеренной программой, большинство помещиков встретило отрицательно. Так, из 46 тыс. помещиков 13 центральных губерний только 12,6 тыс. выразили согласие на «улучшение быта» своих крестьян. В губернских комитетах развернулась борьба, нередко принимавшая острый характер, между либеральным меньшинством и крепостническим большинством. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
В августе 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. Предполагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов. Но дворяне не одабривали данный проект, так как, по их мнению, он наделял крестьян слишком большим наделом земли, а повинность за него была слишком малой. Редакционные комиссии были вынуждены пойти на некоторые уступки этим требованиям: были понижены нормы крестьянских наделов, а также были повышены в некоторых губерниях размеры оброка.
10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался до 14 января 1861 г. 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции — Государственного совета. Открывая его заседание, Александр II указал на необходимость скорейшего решения крестьянского дела. «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства», — заявил он.
16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля — 6-й годовщине восшествия Александра II на престол.
В тоже время Александр начал выдавать особые инструкции войскам и стягивать их к деревням на случай восстаний. И его опасения оправдались.
Содержание реформы
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Ликвидация феодальных отношений был длительным процессом, который длился пару десятилетий, да и свободу крестьяне получали не сразу, а по прошествии 2 лет, в течение которых крестьяне выполняли почти те же повинности, что и при крепостном праве. Затем крестьяне переводились «на выкуп», то есть должны были работать и платить за землю, которую им предоставляли их бывшие помещики. Но крестьянин если имел достаточно средств мог сразу выкупить землю у своего бывшего господина и стать не зависимым. Введение подобной практики помогало уже сразу начать крестьянское предпринимательство.
Но самое главное, так это то, что крестьяне, наконец, получали личную свободу. Если раньше крестьянин находился на полной зависимости от помещика, который мог с ним сделать чуть ли не все, что угодно, то сейчас крестьянин получал полный контроль над собой, а также получал ряд общегражданских прав: от своего имени он мог выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное — раскрепощало крестьян нравственно.
Но тем не менее крестьянин так и оставался крестьянином, то есть его все так же могли высечь розгами, а также оставались разного рода повинности.
В течение лета 1861 года был создан институт мировых посредников и сельские общества. Оно могло состоять из одного или нескольких селений, или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы — общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, и избираемых на 3 года сельского старосты, его помощника и сборщика податей. Кроме них, сельский сход нанимал сельского писаря, назначал или избирал смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных и порочных членов», устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе. Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2 тыс. крестьян мужского пола, составляли волость. Всего в бывших помещичьих селениях в 1861 г. было образовано 8750 волостей.
Важную роль в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах играл институт мировых посредников, на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.
Выкуп дорого обошёлся крестьянству, но он сменил власть помещиков на власть денег в среде рыночных отношений, а также помогал проникновению капитализма в крестьянские хозяйства.
Реакция крестьян
После обнародования положений крестьянский мир взорвался бурей негодования. Крепостные надеялись на «полную волю», если права у них будут не как у дворян, то хотя бы они сами будут распоряжаться своей судьбой, но крестьяне получили экономическое рабство еще на 2 года с продолжением в еще одно десятилетие, а дробление земли отделяло некоторых крестьян от необходимых им территорий, вроде водопоев или пастбищ, да и цена за предоставляемые земли была выше рыночной в 2 раза.
Все это вылилось в крестьянские восстания уже весной 1861 года. Всего произошло 1340 восстаний за 5 месяцев, а за год 1859, половину из которых (937) подавили силой.
Не было ни в одной губернии, где не было бы негодования со стороны крестьян, при этом почти каждый теперь уже «свободный» человек считал, что объявленные положения были придуманы коррумпированными чиновниками и подговорившими их помещиками, а «добрый царь» вот — вот выпустит новый манифест, который все поставит на свои места, а крестьянство в России перестанет быть синонимом к рабству.
А с вводом уставных грамот, документов, подтверждавших покупку земли, в которых как раз и была написана цена за приобретение земли, это вылилось в еще один взрыв крестьянских волнений. В это время все полагали, что настанет 19 февраля 1863 года (как раз, когда заканчивались повинности, связанные с «первым манифестом»), тогда царь и издаст свою «вторую волю», помогая тем самым крестьянству. Но ничего такого даже не обсуждалось. Дошло до того, что Александру пришлось выступать перед представителями крестьян и говорить, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи, обращенной к собранным перед ним волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии, он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот… Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам». Но при этом все равно сохранялись слухи о новом переделе земли.
Восстания крестьян в 1861-1862 гг. хоть и были массовыми, но приобретали форму стихийных бунтов, которые легко подавлялись силой. Со временем бунты со шли на нет и с 1863 года, если и происходили, то только на основе интересов частной общины.
Заключение
В заключении можно сказать, что реформа 1861 года открыла путь к проникновению капитализма во все слои населения. Она разграничила крепостную Россию и Россию свободного предпринимательства. Реформа изменила не только крестьян, превратив их из невежд традиционных укладов в крестьян, пытающихся найти свое место под солнцем, но и создала буржуазию и пролетариат. Но в следствии проведения реформы слишком противоречиво и в некоторых местах неправильно крестьянство примет активное участие в последующих двух российских революциях.
Список литературы
История России 1861—1917 гг. : учебник для академического бакалавриата / В. А. Федоров. — 5-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 376 с. : [16] с., карты. — Серия : Бакалавр. Академический курс
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отмена_крепостного_права_в_России [последняя дата обращения 25.11.2020]
https://foxford.ru/wiki/istoriya/nachalo-pravleniya-aleksandra-ii-krestyanskaya-reforma-1861-g [последняя дата обращения 25.11.2020]
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/otmiena-kriepostnogho-prava [последняя дата обращения 25.11.2020]
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1080498 [последняя дата обращения 25.11.2020]