Отличие человека от животных егэ биология

Эволюционный путь человека
  • Парапитек (греч. para — возле, мимо, вне и πίθηκος — обезьяна)
  • Парапитеки — род древнейших вымерших обезьян, которые жили 35 млн. лет назад. Предположительно, парапитек — начальная стадия эволюции человекообразных обезьян и человека.

    Парапитек

  • Дриопитек (греч. δρυός — дерево и πίθηκος — обезьяна)
  • Дриопитеки — род вымерших человекообразных обезьян, которые жили 9-12 млн. лет назад. Вероятнее всего, к дриопитекам относится
    общий предок человека, гориллы и шимпанзе.

    Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.

    Дриопитеки

  • Рамапитеки (от rama — гл. герой индийского эпоса)
  • От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными
    обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего,
    некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.

    Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.

    Рамапитеки

  • Австралопитеки
  • Жили 2-8 млн. лет назад. Родина — Юго-Восточная Африка. По анатомическому строению были близки к человеку, обладали
    прямохождением. Объем их головного мозга составлял около 600 см3.

    Использовали примитивные естественные предметы в качестве орудий труда: камни, палки, кости для охоты, собирательства.
    Отдельные представители австралопитеков дали начало роду Homo — человек.

    Австралопитеки

  • Человек умелый — Homo habilis
  • Человек умелый существовал 2-3 млн. лет назад. Родина — Южная и Восточная Африка. Объем мозга составлял около 500-800
    см3. Отсутствует совершенное противопоставление большого пальца руки остальным (противопоставление большого пальца руки характерно для человека).

    Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.

    Человек умелый

  • Человек прямоходящий — Homo erectus (древнейший человек, архантроп)
  • Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет
    назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.

    Наиболее известны среди архантропов: питекантроп — останки найдены на острове Ява в современной Индонезии,
    и синантроп — «пекинский человек» — останки найдены в Китае. Объем мозга питекантропа — 800-1400 см3, синантропа — 950-1150 см3.

    Человек прямоходящий

  • Древние люди — палеоантропы, неандертальцы
  • Неандертальцы жили 600-40 тыс. лет назад. Их Родина — Европа, Африка, Азия. Жили группами в пещерах. Как средство общения
    возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см3.

    Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они
    хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.

    Неандертальцы

  • Новые (современные) люди — кроманьонцы
  • Появились 40-30 тыс. лет назад. Родина — Европа, Азия, Америка. Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см3.

    Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование.
    Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.

    Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер — занимались
    живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens.

    Кроманьонцы

Отличия человека от человекообразных обезьян

Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед
теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.

Вы убедились, что человек вовсе не произошел от современных обезьян — у нас с ними общий предок, и не более. Наши эволюционные
пути рано разделились, и сейчас я приведу вам несколько отличий человека от человекообразных обезьян:

  • Отчетливо выражен подбородочный выступ, что необходимо для развития речи
  • S-образная форма позвоночника, низкий расширенный таз
  • Сводчатая стопа с приведенным большим пальцем
  • Стопа человека и обезьяны

  • Округленный высокий череп, надбровные дуги не выражены
  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом
  • Площадь мозга в 3,5 раза больше, чем у обезьян
  • Мозг человека и обезьян

Основные движущие факторы антропогенеза

Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление
и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.

Мы можем вообразить, создать в своем сознании кристальные озера, бескрайние степи, непроходимые леса — поразительно, но
ведь достаточно только одной мысли об этом! Другие животные могут мыслить только теми предметами, которые их окружают, и не
в состоянии обобщить понятия: обезьяна никогда не осознает, что вода в бидоне и озере одинакова (опыт Павлова И.П.)

Абстрактное мышление

С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились
в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз
Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор», опубликованной в 1871 году.

«Человек — общественное животное», как говорил Аристотель. Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека
сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Труд, мышление, сознание и речь сделали невероятное — человек научился изготавливать
орудия труда и применять одно орудие для изготовления другого (чего не могут животные). Труд способствовал развитию речи —
появлению второй сигнальной системы.

Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный
труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.

Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий,
где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).

Такая сложная цепь событий, случайностей и невероятных совпадений привела к появлению человека — высшей ступени эволюции.

Необратимость эволюции

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Отличия человека от животного» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Деятельность человека и поведение животного

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Мышление неразрывно связано с речью. В отличие от животных, чьи звуковые сигналы закреплены биологически и имеют определенный ограниченный набор, человеческая речь весьма разнообразна и постоянно обновляется.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. 

-моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли
-обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов
-выражает ценностное отношение к действительности

Только человек способен творить — создавать качественно новые материальные и духовные ценности. При этом человек сам определяет свою социальную роль, выбирает вид деятельности, а также способы и средства достижения цели, составляет прогнозы. Животные в своем поведении руководствуются только инстинктами.

3. Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые материальные и духовные блага. 

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда с целью использования их как средство производства материальных благ.

Человек способен не только изготавливать орудия труда и использовать их в своей деятельности, но и постоянно совершенствовать их. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств.

Эволюция человека связана с появлением орудий труда, так первые рубила, палки-копалки и копья на современном этапе переросли в сложные механизмы, машины, комбайны и оружие. Создание и совершенствование орудий труда способствовали развитию общества в целом, а научно-технологические революции создали новые, не существовавшие прежде сферы деятельности.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

5. Человеку свойственны духовные потребности.

Духовные потребности, свойственны только человеку — это потребности познавать окружающий мир, себя самого и смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Духовные потребности не вложены в человека биологически, не заложены от рождения. Они формируются и развиваются социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.

«Человек и животные: сходства и отличия»



Конспект «Человек и животные: сходства и отличия». Человек (Homo sapiens Linneus, 1758) является животным, т. е. принадлежит к земным многоклеточным эукариотическим организмам, которые питаются другими организмами или их частями, поедая их в виде отдельных частиц.

С биологической точки зрения корректно говорить и писать не «человек и животные», а «человек и другие животные». Современные методы реконструкции эволюции позволили описать основные этапы эволюции нашего вида. Нам свойственны все характерные особенности типа Хордовые, надкласса Четвероногие, класса Млекопитающие, отряда Приматы.

сходства человек и животные

Таблица 1. Человек и животные: сходства

Ещё недавно человека и, к примеру, шимпанзе было принято относить к разным зоологическим семействам: человека — к семейству Hominidae (Люди), а человекообразных обезьян — к семейству Pongidae. По недавнему решению ведущих приматологов (специалистов по изучению отряда Primates), шимпанзе, горилл и орангутанов следует относить к семейству Hominidae. Генетические и палеонтологические данные подтверждают, что эволюционные ветви человека и шимпанзе разошлись 6—7 млн лет назад. Мы являемся более близкими родственниками шимпанзе, чем гориллы. Последний общий предок шимпанзе и человека жил позже, чем последний предок гориллы и шимпанзе (вместе с человеком) и гориллы.

Генетически, физиологически и биохимически человек и его ближайшие родственники чрезвычайно сходны. Однако, как любой вид, наш вид имеет ряд биологических особенностей.

Человек и животные: отличия

Таблица 2. Человек и животные: отличия

Особенности строения человека:

  1. Чрезвычайно высокий (по сравнению с другими видами) размер головного мозга, обеспечивающего сложное поведение.
  2. Прямохождение и связанные с ним изменения (расширенный тазовый пояс, имеющий чашеобразную форму; колоннообразный позвоночник с функциональными изгибами, формирующимися по мере освоения способности к поддержанию вертикального положения тела; крупные ягодицы, способствующие поддержанию вертикального положения тела).
  3. Продолжительный период детства, обеспечивающий постепенное развитие крупного мозга и способствующий обучению.
  4. Перестройка функционирования цикла женской половой системы: переход от эстрального цикла (когда момент овуляции и способности к оплодотворению хорошо заметен) к менструальному (со скрытой овуляцией).
  5. Уменьшение волосяного покрова на большей части тела, способствующее его эффективному охлаждению при длительных нагрузках с помощью потовых желёз; функция сохранения тепла передаётся подкожному жировому слою, находящемуся глубже потовых желёз.
  6. Строение гортани, обеспечивающее широкие возможности для издавания звуков.

В целом этот комплекс особенностей способствовал тесному взаимодействию в семьях человека, сложные связи между членами человеческих групп и исключительно высокие способности к обучению (культурному наследованию).

человек и животные: сходства и различия



Человек и обезьяна: сходства и различия.

человек и обезьяна: сходства и различия



Человек и кошка: сходства и различия

человек и кошка: сходства и различия



Человек и млекопитающие: сходства и различия

человек и млекопитающие


Это конспект по теме «Человек и животные: сходства и отличия». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Биология человека (антропология)
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 8 класс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отличия производственного кооператива от акционерного общества егэ
  • Отличие сочинения рассуждения от эссе
  • Отличия привилегированных акций от акций обыкновенных егэ
  • Отличие рассказа от сочинения
  • Отличие профильного от базового уровня егэ математика

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии