Сейчас существует множество бесплатных инструментов, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ и увеличить балл на 40% с минимальными временными затратами.
Наиболее эффективными являются подписки на видеокурсы. Попробовать можно с
компанией Twostu
,
тем более здесь это ничего не стоит.
Новые правила
Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.
Больше того, понятие «аргумент» вообще исчезло из критериев оценивания.
Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года
Теперь разработчики заданий ЕГЭ и, соответственно, критериев оценивания сочинения вместо формулировки «аргумент» используют термин «пример-иллюстрация».
Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года
Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.
Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.
Виды аргументов
Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.
К4 с изменениями
Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:
- Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
- Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
- Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
- Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
- Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.
Примеры
Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.
Проблема | Идея | Аргумент |
---|---|---|
Смысл жизни человека | Для любящих родителей основой существования становятся их дети. | Фрагмент передачи «Мужское/женское», в котором рассказывается о счастливой молодой паре с ребенком. |
Жизнь без цели невозможна. | Обломов, главный герой одноименного произведения И. А. Гончарова, так и не смог найти себя, что в конечном итоге привело его к физической смерти. | |
Конфликт поколений | Разрешить этот вечный спор невозможно. | «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Взаимоотношения Базарова и Павла Петровича Кирсанова – классический пример противостояния целеустремленной молодости и инертной зрелости. |
Взаимное непонимание вызвано в том числе разными ценностями. | Статистика популярности книг среди молодежи и представителей старшего поколения. Первые читать не желают, вторые на книгах выросли. | |
Доброта и черствость | Всеобщая бесчеловечность делает жестоким даже того, кто изначально стремился к благу. | «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Обреченность мира, нищета, бессердечие людей угнетают Раскольникова. Стремясь восстановить справедливость, он превращается в зверя сам. |
Добро и зло проявляются в поступках, а значит, зависят от воли людей. | Репортаж итоговой программы «Время» на Первом канале о жестоком обращении подростков с уличными собаками. Вторая история, также из СМИ, – об энтузиастах, которые организовали приют для щенят. | |
Патриотизм | Любовь к родине идет рука об руку с мужеством и благородством. | «Судьба человека» М. А. Шолохова. За время войны главный герой Андрей Соколов неоднократно доказывал, что достоин считаться патриотом своей страны. |
Готовность умереть за идею – признак внутреннего величия. | Документальная хроника о легендарном разведчике Рихарде Зорге. Он был так предан родине и политическим идеалам, что не побоялся даже расстаться с жизнью. Историческая справка о его казни. | |
Война и сила духа | Мужество человека не зависит от его пола. |
«А зори здесь тихие» Б. Васильева. Стойкость юных героинь повести как показатель несгибаемой воли. |
Войны не проверяют людей на прочность, а губят всех без разбора. | Фильм Элема Климова «Иди и смотри». В истории главных героев нет романтики, а есть только смерть, боль и бесконечное страдание. |
Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.
16 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Откуда взять аргументы для обоснование собственного мнения в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
5 ресурсов от ОК ЕГЭ 2020
→ Коротенькие рассказы. Да-да, необязательно читать огромные романы-эпопеи. Можно использовать рассказы как русских, так и зарубежных авторов.
→ Объемные произведения. Это для тех, кто шарит. Если любите читать, читаете много и помните произведения, то вперед. Романы Достоевского, Ремарка, Маркеса, Толстого. Берем, что нравится, и приводим как аргумент. ВАЖНО: не нужно пересказывать содержание всего романа, только ключевой момент, который иллюстрирует ваш тезис.
→ Фильмы. Лучше, конечно, экранизации, но это необязательно.
→ Сериалы. Ситуация как с фильмами.
→ Пословицы, поговорки, цитаты. ВАЖНО: просто написать пословицу/поговорку или цитату недостаточно. Нужно пояснить, что она значит и как раскрывает ваш тезис.
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представлена 27 заданием — сочинением. Это наиболее трудоёмкая и важная часть экзамена: за неё можно получить целых 25 первичных баллов. Главное — соблюдать все критерии написания. В этой статье расскажем, как правильно использовать литературные иллюстрации в сочинении, а также приведём подборку произведений для аргументации.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку
Освежим в памяти план сочинения ЕГЭ.
При написании сочинения важно раскрыть каждый пункт, соблюдая эту последовательность. Не допускайте нарушения логической связи между абзацами!
Как писать аргументы на ЕГЭ по русскому языку
Аргументы подтверждают, раскрывают, обосновывают ваше согласие или несогласие с позицией автора.
В сочинение на ЕГЭ по русскому необходимо привести как минимум один аргумент, но можно и больше. Аргументировать свою точку зрения можно как примерами из жизненного опыта, так и литературными.
Литературные и жизненные примеры равноценны между собой, но иногда подходящий пример из жизни трудно вспомнить. В этом случае можно сформулировать обоснование с помощью примера из литературы — это только подтвердит вашу эрудированность и начитанность.
Ошибки при использовании литературных аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку
- Приведённый аргумент не соответствует обозначенной вами проблеме. Например, вы пишете, что в тексте поднимается проблема милосердия, но при написании аргумента размышляете над проблемой чести и долга. В выданном вам тексте может быть несколько проблем, но выбрать необходимо только одну! Нельзя «перескакивать» между проблемами, смешивать их в своё сочинении.
- Несоответствие автора и литературного произведения. Например, вы указываете автором «Войны и мира» А.С. Грибоедова, а не Л.Н. Толстого. Если вы плохо помните содержание книги, не уверены в выбранном примере, лучше не используйте его. Пишите те произведения, которые хорошо вам знакомы. Старайтесь внимательно перечитывать написанный вами текст, иначе можно допустить обидную ошибку и потерять баллы.
- Неполное обоснование аргумента. Если сдающий указал в сочинении что-то одно — или имена главных героев, или фамилию автора, или название произведения, — это не зачтётся проверяющими. Приведённый пример необходимо пояснить, точно обозначив название, автора книги, героев, а также проиллюстрировать сюжетом, который подтверждает ваше мнение к обозначенной проблеме. Если вы не уверены, что сможете привести пример из литературы, никак не можете подобрать произведение, смутно помните о чём оно, то не тратьте драгоценное время и постарайтесь грамотно сформулировать пример из жизненного опыта.
- В качестве аргумента приведён полностью пересказанный текст без каких-либо пояснений. Аргумент должен подтверждать и иллюстрировать ваше мнение по отношению к поставленной автором проблеме. Вы не просто пересказываете содержание книги, а анализируете ситуацию, героев, сюжет. Проверяющему должно быть понятно, что приведённый вами аргумент действительно раскрывает поставленную проблему.
- Аргумент не содержит микровывод. Необходимо подытожить, к чему вёл аргумент, что вы доказывали, над чем рассуждали.
- Использование недостоверной информации, искажение текста. Упоминание лишних героев, искажение имён в сочинение является ошибкой.
Как распределить время и не запаниковать на ЕГЭ по русскому, поговорили на открытом вебе с преподавательницей Вебиума по русскому языку Агнией Розенталь.
Подборка литературных аргументов для ЕГЭ по русскому
Автор может затронуть сразу несколько проблем в своём произведении. Поэтому при написании аргумента необходимо выбрать тот сюжет, который точно иллюстрирует выбранную вами проблему.
Приведём примеры аргументов из литературы к проблемам, которые часто встречаются на ЕГЭ по русскому.
1️⃣ Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — уход и забота Наташи за раненым князем Андреем.
- Проблема отцов и детей. Взаимоотношения в семье Болконских. Отец, Андрей Николаевич обладает строгостью нравов, считая себя «первым», а значит и главным в семье — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. Между отцом и детьми возникают конфликты: отец стремиться полность покровительствовать своим, по его мнению, исключительным детям. Если Андрей пытается отделиться от отцовской опеки, то Мария смирилась с требовательным воспитание.
- Проблема роли детства в становлении человека. Характер человека, его нравственные ценности, взгляд на мир формируется с детства. Становление ребёнка зависит от того, какая атмосфера была в его семье, какие взаимоотношения были между домочадцами.
Примеры разного подхода к воспитанию прослеживаются в семьях главных героев:
- воспитание в семье Болконских основывается на строгости, холодности, понятии чести, интеллигенции, гордости;
- в семье Ростовых — на умении любить, человечности, искренности, уважении, взаимопонимании;
- семья Курагиных — полная противоположность Ростовым. Князь Василий — расчётливый и холодный интриган и честолюбец, со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов — им важно благосостояние и положение в обществе.
- Проблема сохранения русского языка. Высшее общество предпочитает общение на французском языке. Происходит коверкание русских слов с французскими, наслаивание диалектов, употребление жаргонизмов.
- Проблема героизма. Пример проявления героизма — подвиг князя Андрея, поведение солдат на Бородинском поле, подвиг батареи Тушина.
- Проблема человека и природы. Прослеживается в эпизодах: Лунная ночь в Отрадном, небо Аустерлица, старый дуб, Андрей и Пьер на пароме.
- Проблема чинопочитания. Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой.
2️⃣ И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- Проблема взаимоотношений поколений, отцов и детей, конфликт поколений. Произведение раскрывает актуальную и по сей день проблему непонимания между старшим и младшим поколениями. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего, изживших себя крепостнических взглядов и новых нигилистических тенденций. Мнения отцов и детей противоположны, что неизбежно приводит к конфликту.
- Проблема самовоспитания. Евгений Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
- Проблема испытания героя любовью. Базаров, будучи нигилистом, отрицал важность существования каких-либо человеческих чувств: «Любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…» Но познакомившись с Анной Одинцовой, он был вынужден изменить непреклонность своего мнения. Жизнь заставила его испытать чувство любви.
3️⃣ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Проблема дружбы. Данную проблему можно рассмотреть на примере взаимоотношений Петра Гринёва, бесстрашного юноши, и Пугачёва, заядлого разбойника и бунтовщика. Встретившись первый раз в степи во время бурана, герои и не подозревали, что судьба ещё не раз их столкнёт друг с другом.
- Проблема милосердия. Пример милосердия — поступок Петра Гринёва, когда он в знак благодарности за помощь подарил Пугачёву свой заячий тулуп, чтобы тот не замёрз.
- Проблема любви, подвига ради любви. Взаимоотношения Петра и Маши можно считать примером проявления искренних чувств, самоотверженности ради жизни любимого человека. Пётр смог увидеть в Маше чувствительную и добрую натуру, несмотря на всяческие очернения девушки Гринёвым. Маша же не побоялась обратиться за помощью к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. Настоящая, верная, преданная — вот такой была любовь между главными героями, которая помогла им выстоять в самых отчаянных ситуациях и не потерять друг друга.
Проблема любовных взаимоотношений героев встречается в сочинениях на ЕГЭ часто. Подготовили подборку коротких рассказов на любовную тематику, которые помогут подобрать аргументы на ЕГЭ по русскому.
4️⃣ А.И. Куприн «Чудесный доктор»
- Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — чистосердечный поступок профессора Пирогова, который стал настоящим рождественским чудом для семьи Мерцаловых. Пирогов назначил лечение больной девочке, а также оставил под чайным блюдцем деньги вместе с рецептом.
5️⃣ М. А. Шолохов «Судьба человека»
- Проблема мужества, детей на войне, влияние войны на жизнь человека, милосердия, героизма, нравственного подвига, предательства, силы духа. В произведении Шолохова «Судьба человека» можно выделить несколько проблем:
- пример героизма — жизнь Алексея Соколова. Он прошёл все тяготы войны, но остался человеком, способным на совершение великого нравственного поступка;
- пример милосердия, сострадания — Соколов, который усыновил осиротевшего мальчика Ванюшу;
- проблема предательства — Соколов, находясь в лагере, отказался пить за победу фашистской Германии;
- пример силы духа — стойкость Соколова, который прошёл войну, потерял семью, но смог найти в себе силы жить дальше.
В произведении может быть несколько проблем. Вы выбираете ОДНУ и подтверждаете своё мнение примером только по этой проблеме.
Также при аргументации сочинения можно использовать эти экранизации из списка.
Бонус: формулировка собственной и авторской позиции
Чтобы справиться с сочинением по русскому на максимальный балл рекомендуем пройти наш курс Сочинение ЕГЭ. Вы получите чёткий алгоритм, научитесь выделять авторскую позицию и грамотно формулировать свою, запомните, как писать логические связки между абзацами и узнаете, как находить проблему даже в самых сложных текстах ЕГЭ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ
Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»
300+ аргументов к итоговому
Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение
Интерактивный чек-лист
Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест
Интерактивный чек-лист
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
Исключения и трудности ЕГЭ
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
ОГЭ-навигатор 2023
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
Проверка сочинения ЕГЭ
Отношение к позиции автора и обоснование собственной позиции (аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку)
За выраженное отношение к позиции автора и обоснование выпускник получает 1 балл.
Содержание:
Чтобы этот элемент сочинения был засчитан экспертом, необходимо выразить свое отношение к позиции автора. Выразить это можно формально: Я согласен/ не согласен. Далее можно объяснить, в чем именно вы согласны/не согласны с автором.
Обоснование – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).
Получается, что структура обоснования такова: тезис + аргумент + вывод.
Как соотносятся обоснование и аргументация? Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.
- Доказательство
- Опровержение
- Подтверждение
- Объяснение
- Интерпретация
- Определение
- Оправдание
Чаще всего обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
- Опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).
*Минимально достаточным обоснованием является высказанное экзаменуемым суждение, объясняющее причину согласия или несогласия с позицией автора.
Как известно, уже давно в сочинении ЕГЭ, в отличие от итогового, не требуется приводить примеры из литературы. Отсутствие опоры на художественный текст в обосновании своего согласия/несогласия не влияет на балл по критерию К4.
- факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
- выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
- статистика (количественные показатели развития производства и общества).
- объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
- законы природы.
- определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения).
- положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.
- данные экспериментов и экспертиз.
- свидетельства очевидцев.
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
обращение к логике (индукция, дедукция) - опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)
В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
- Конкретный пример: пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
- Литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения).
- Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
- Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п.
- Цитата из авторитетного источника.
- Мнение специалиста, эксперта.
- Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.
- Мнение очевидцев.
- Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
- Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Высказывая собственную позицию, следите за тем, чтобы не нарушать этические нормы: ваше мнение не должно быть оскорбительным, унижать человеческое достоинство. Также не следует проявлять речевую агрессию (ни скрыто, ни откровенно). Это не значит, что вы не можете высказывать свое мнение, ведь вашу жизненную позицию не оценивают как «правильную» или «неправильную». Просто помните: даже если вы не согласны с мнением автора текста, выражать это необходимо аккуратно, не используя оскорбительную лексику, жаргон, вульгаризмы.
Если вы планируете использовать аргумент из художественной литературы в сочинении ЕГЭ, то рекомендуем изучить следующую статью: «Литературная аргументация».
Проверка сочинения
Проверить сочинение ЕГЭ по русскому языку
подробнее
300+ аргументов
для подготовки к итоговому сочинению
подробнее
Учимся формулировать
проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.
подробнее
Сочинение на 24
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку
подробнее
Топ речевых ошибок
в сочинении ЕГЭ по русскому языку
подробнее
Навигатор СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
Чек-лист для подготовки к сочинению ЕГЭ
подробнее
Вернуться в раздел СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
Источники аргументов-примеров для сочинения в формате ЕГЭ и ОГЭ
1.Аргументы из литературных произведений: цитаты, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.
2.Жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали, свидетельства очевидцев,
о которых вы знаете из СМИ. Обязательно указать место, время, имена, обстоятельства, источник информации.
Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много дает школьное образование знаний, которых, казалось бы, мы никогда не используем…
3. Научные знания: законы, теории, открытия, исследования в разных областях знаний.
Ученые открыли способ превращения соленой воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.
4. Статистика: количественные данные о фактах общественной жизни или показатели развития общества.
В среднем 70 % школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.
5. Законы природы.
Вымирание одного из видов в пищевой цепочке неминуемо ведет к гибели другого вида.
6. Официальные документы, законы, постановления.
Законодательство РФ возлагает ответственность за образование ребенка на родителей.
7. Ссылки на мнение известных людей (исторические деятели, политики, деятели культуры), на их высказывания.
Оскар Уайльд утверждал: «Мир — этот рай, который человек превратил в ад».
8. Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.
Всем известно, что предательство – самый низкий поступок, однако никто из нас не задумывался, что самое сильное оружие – шантаж — может заставить любого человека пойти на предательство.
9. Факты из биографии известных людей.
Когда завистники подрезали струны на скрипке великого Паганини, он сыграл концерт на одной оставшейся струне, потому что настоящий гений не может быть побежден.
10. Культура разных народов: обычаи, традиции, обряды, легенды, предания.
В культуре многих народов существовал обряд инициации: испытание юноши. Пройдя его, он получал право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не было пройдено, то сколько бы ни было лет юноше, он продолжал считаться несовершеннолетним и сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определялось не количеством лет, а физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…
11. Исторические факты: сравнение или противопоставление фактов, вывод о преимуществах или недостатках.
И в Англии, и во Франции, и в России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.
12. Научно-популярные, публицистические передачи.
Одна из передач канала ТВЦ «Времечко» была посвящена утилизации отходов. Там говорилось, что русский менталитет таков: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Никто всерьез не занимается проблемой.
13. Мировая художественная культура: живопись, музыка, архитектура.
После смерти последнего патриарха Тихона художник Корин пишет картину «Уходящая Россия», на которой изображает портреты тех верующих, которые присутствовали на похоронах. Здесь есть и святые, и убогие, и страдальцы, и праведники… После того как Россия была объявлена страной атеистов, такая вера, которая изображена на полотне Корина, утрачена нами навсегда.
14. Мифология и религия.
Даже праведники могут оступиться. Апостол Петр, один из учеников Христа, трижды отрекся от своего учителя. Однако он получил прощение Христа. Библия учит тому, что ни у кого нет права судить и осуждать человека за проступок. Надо учиться понимать и прощать, потому что раскаяние в корне изменяет человека. Это и есть его наказание и искупление.
15. Фильмы.
В фильме «Апокалипсис» показывается гибель цивилизации майя, причиной которой стала утрата человечности, гуманности. Одно только интеллектуальное развитие не является гарантией будущего народа, если утрачены нравственные основы.
Собственное мнение в сочинении ЕГЭ по русскому языку
- 21.11.2018
Рассматриваем детально и по пунктам что такое собственное мнение, как его формулировать — К4. Отвечаем на самые популярные вопросы:
- Как соотносится обоснование и аргументация?
- Как обосновать собственное мнение?
- Какой может быть аргументация (обоснование?)
- Что может служить обоснованием?
- Можно ли приводить литературный аргумент?
- Какие виды обоснования существуют?
Дополнительно:
- Примеры для собственного мнения
- План и структура сочинения на ЕГЭ по русскому
- Всё что надо знать про сочинение
Чем отличается обоснование от аргумента?
Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.
Как обосновать собственное мнение?
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
- Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы «против»): доказать тезис, опровергая противоположный).
Что может служить обоснованием?
- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
- иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
- обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);
- цитаты из авторитетных источников;
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
- обращение к логике (индукция, дедукция).
Можно ли приводить литературный аргумент?
«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете».
«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому
будьте очень осторожны с приведённой аргументацией» (И.П.Цыбулько)
Виды обоснования:
- Доказательство
- Опровержение
- Подтверждение
- Объяснение
- Интерпретация
- Определение
Оправдание
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Литературные аргументы для ЕГЭ по русскому в школе
Наличие литературных аргументов при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку является обязательным. Только грамотно написанное сочинение позволит получить максимально высокий балл.
Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным. И, как бы вам ни хотелось, а свои знания по русскому перед его сдачей придется подтянуть.
Как известно, экзамен, состоит из нескольких частей. Первая часть – тестовая. И если к ней нет вопросов, то со второй частью у экзаменуемых часто возникают проблемы, поскольку она является творческой.
И также она является самой важной и требует приложения немалых усилий. За 27-е задание можно получить аж 25 первичных балов.
Казалось бы, что тут может быть сложного? Все, что требуется от вашего текста – соответствие определенным параметрам. Давайте подробнее рассмотрим использование литературных иллюстраций в сочинениях, а также литературные аргументы.
В этом материале:
- Что такое литературные аргументы в русском ЕГЭ в школе и как их писать
- Частые ошибки при использовании литературных аргументов на ЕГЭ по русскому в школе
- Литературные аргументы для русского ЕГЭ в школе
3.1. «Отцы и дети», И. С. Тургенев
3.2. «Чудесный доктор», А. И. Куприн
3.3. «Война и мир», Л. Н. Толстой
3.4. «Капитанская дочка», А. С. Пушкин
3.5. «Идиот», Ф. М. Достоевский
Что такое литературные аргументы в русском ЕГЭ в школе и как их писать
Для чего нужны аргументы? Требуются они для подтверждения и обоснования согласия или несогласия с автором. Минимальное количество аргументов, которые можно привести в сочинении для ЕГЭ, — один. Но также можно приводить и большее количество. Кроме того, аргументы могут быть взяты из литературы или же из жизни.
Мы остановимся подробнее именно на литературных аргументах.
Частые ошибки при использовании литературных аргументов на ЕГЭ по русскому в школе
- Несоответствие аргумента обозначенной проблеме. К примеру, в своем сочинении вы затрагиваете, скажем, тему добра и зла, а в аргументации приводите проблему чести и долга, то это не совсем корректно. Да, текст может содержать несколько проблем, все зависит от полета вашей фантазии. Однако для анализа и аргументации необходимо выбрать только одну. «Скакать» с одной проблемы на другую, смешивая их и пытаясь рассмотреть одновременно все и ничего – точно не лучшая стратегия.
- Ошибочное указание автора произведения.Это грубейшая ошибка, свидетельствующая о незнании. Скажем, вы указываете произведение «Мертвые души» в качестве аргумента, но присваиваете его авторство Ф. М. Достоевскому. Если вы не уверены в том, кто написал произведение или же плохо помните его содержание, смутно понимаете смысл, то лучшим решением будет не использовать его в качестве литературного аргумента. Берите в работу только те произведения, с которыми хорошо знакомы и понимаете их смысл.
- Неполное обоснование. Не засчитывается обоснование в случае указания экзаменуемой неполной информации о произведении, которое он использует в качестве аргумента. Так, имеется в виду ситуация, когда указаны только герой(и) произведения, лишь его название или только фамилия автора. Важно в этом случае максимально широко проиллюстрировать пример из произведения и сюжет, подкрепляющий ваше мнение. Без точного указания названия книги, автора и действующих лиц, аргументация не сработает. Если вы не можете привести пример из литературного произведения, который бы мог обосновать ваше мнение, или же не уверены в том, что такой пример относится именно к вашему случае, то лучше оставить эту затею и привести пример из жизни.
- Пересказ текста. Важно также помнить, что письменный пересказ какого-либо произведения, которое вы решили использовать в качестве аргументации, — не вариант. Необходимо, упомянув аргумент, рассказать, каким именно образом он доказывает вашу точку зрения, использовав его именно для иллюстрации. Следует не просто пересказать сюжет, а проанализировать его, проведя параллель с вашими мыслями и сакцентировав внимание на том, что аргумент в самом деле раскрывает проблематику, затронутую вами.
- Отсутствует микровывод. Аргумент должен содержать предварительный микровывод с пояснением того, к чему этот пример вел, а также пояснить, что доказывалось, на какую тему велись рассуждения.
- Ошибочная информация, искажение фактажа.Такое опять же бывает в случае, когда экзаменуемый «плавает» в произведении, не помнит его содержание, не понимает смысл. Учтите, что неправильное указание имен действующих лиц или искажение фактажа сюжета является ошибкой и не засчитывается.
Первый урок в Учи.Дома — бесплатный! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и начать подготовку к ЕГЭ. Записывайтесь на бесплатный пробный урок и начните свой пусть к 100 баллам по ЕГЭ:
Литературные аргументы для русского ЕГЭ в школе
«Отцы идети», И. С. Тургенев
- Данное произведение поднимает актуальную на все времена проблему взаимоотношения поколений – старшего и младшего. Сквозь призму столкновения Евгения Базарова и Павла Кирсанова Тургенев иллюстрирует нам противостояние прошлого и настоящего, а в частности – неактуальных крепостнических взглядов и нигилизма, который является тенденцией современности. Конфликт основан на противоположности мнений отцов и детей.
- Проблема испытания любовью. По сюжету, Базаров относит себя к нигилистам. Как известно, суть данной философии заключается в отрицании общепринятых ценностей, в том числе, такого понятия, как любовь. Однако Базаров знакомится с Анной Одинцовой. Это знакомство заставляет его пересмотреть свои взгляды на соответствующий вопрос – он влюбляется. Вследствие этого конфликта непреклонность взглядов героя разбивается об жизненную реальность.
- Проблема самовоспитания. Автор иллюстрирует данную проблему через призму мировоззрения Базарова. Он считает, что каждый человек должен самостоятельно себя воспитать.
«Чудесный доктор», А. И. Куприн
- Проблема милосердия, чуткости и сострадания. Автор мастерски раскрывает эту проблему в своем произведении: по сюжету, профессор Пирогов, испытывая чувство сострадания, назначает лечение больной девочке и оставляет под чайным блюдцем рецепт и деньги. Такой поступок для семьи Мерцаловых становится буквально рождественским чудом.
Первый урок в Учи.Дома — бесплатно! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и провести время с пользой. Записаться на урок можно по ссылке:
«Война и мир», Л. Н. Толстой
Данное произведение имеет очень широкую проблематику. Но мы рассмотрим лишь некоторые проблемы, имеющие первичный характер.
- Проблема смысла жизни. Что объединяет таких действующих лиц романа, как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова? Одна глобальная проблема – поиск смысла жизни человеком, который способен мыслить. Сквозь призму героев Толстой иллюстрирует собственный взгляд на эту проблему: человек должен находить в постоянном поиске смысла жизни, множество раз ошибаться, падать, но вновь подниматься, делая выводы из своих ошибок.
- Проблема возвращения к народной мудрости.Автор поднимает вечную проблему – возвращение к истокам. Пьер в ходе Бородинского сражения высказывает свое восхищение поведением простых людей, которые вкладывают душу в каждое свое слово и дело. Толстой противопоставляет простого русского человека, готового отдать жизнь за будущее своих детей, воинам-аристократам, в страхе бежавшим с поля битвы. Подчеркивается, что именно простой народ живет в согласии с собой, его не гнетет излишество, интриги и жажда развлечений.
«Капитанская дочка», А. С. Пушкин
- Проблема милосердия. Она раскрывается классиком через поступок Петра Гринева, который подарил Пугачеву заячий тулуп, таким образом отблагодарив его за помощь.
- Проблема подвига ради любви. Автор демонстрирует проблему через отношения между действующими лицами – Маши и Петра. Эти отношения являются примером искренности и самоотверженности, готовности жертвовать ради жизни милого сердцу человека. Не взирая на попытки Гринёва всячески принизить Машу в глазах Петра, он все де видит в ней доброго и чувствительного человека. В свою очередь Маша обратилась к императрице, желая доказать невиновность Петра.
- Проблематика дружбы. Эту проблему Александр Сергеевич раскрывает сквозь призму отношений Петра Гринева и Пугачева – по сути разных людей, которые встретившись единожды в степи, когда бушевал буран, даже не подозревали, что в будущем их дорожки переплетутся неоднократно. Последний является отъявленным разбойником и бунтовщиком, а второй – бесстрашным молодым человеком.
«Идиот», Ф. М. Достоевский
- Проблема добра и зла. Это классическая проблема, которую ставят многие авторы в своих произведениях. Здесь же Достоевский раскрывает ее через князя Льва Николаевича Мышкина, который всегда поступает по велению сердца. Он является идеалом, которому противопоставлены все остальные герои. В центре освещения проблемы – процесс нравственного разрушения.
Отдельно подчеркнем, что, хотя произведение практически любого автора может ставить сразу несколько или даже целый ряд проблем, следует выбрать только одну из них. Сочинение и литературная аргументация в ЕГЭ по русскому в школе направлены, в том числе, на проверку умения выделить нужное, увидеть главное и проиллюстрировать свое мнение.