По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи
Цель урока: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями…
История села — часть истории района
Сценарий театрализованного мероприятия «Уголок России — наш Бирюч»….
Волейбол (история возникновения) часть 1
Первая часть презентации о волейболе, где говориться о истории возникновения игры….
Конспект урока «Повторение изученных частей речи» 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме «Повторение изученных частей речи»…
Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »
Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел…
Индивидуальные задания по истории. Практическая часть. 10 класс.
Данный сборник предназначен для проведения практических заданий по курсу истории в 10 классе, в рамках подготовки к ЕГЭ. Содержит задания с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпус…
Конспект по истории. ЕГЭ. 2 часть.
Продолжение конспекта для подготовки к ЕГЭ по истории….
Добрый день дорогие друзья!
Итогом окончания школы является получение аттестата об основном общем или о среднем общем образовании.
Чтобы получить аттестат об основном общем образовании выпускникам 9 класса необходимо сдать 4 экзамена: русский язык, математику и 2 предмета по выбору.
Выпускникам 11 класса чтобы получить аттестат о среднем общем образовании достаточно написать сочинение (как допуск к государственной итоговой аттестации) и сдать 2 экзамена: русский язык и математику «база», но для поступления в ВУЗ выпускнику 11 класса необходимо иметь результаты ЕГЭ по 3 предметам соответствующим выбранному направлению.
Мы сегодня повторяя и обобщая знания по истории Древней Руси будем знакомиться с заданиями и или их элементами контрольно-измерительных материалов по истории и повторим очень важную и сложную тему по обществознанию «Государство».
I.Задания ЕГЭ и ОГЭ по истории России, с использованием иллюстративного материала весьма разнообразны. В таких заданиях могут быть представлены как художественные произведения (памятники архитектуры, живопись, скульптура), так и изобразительные источники, имеющие историческое или культурное значение (плакаты, фотопортреты, исторические иллюстрации или реконструкции, карикатуры). Дать какой-то общий алгоритм решения этих заданий (ЕГЭ задания № 18 и 19; ОГЭ задания № 22) довольно трудно.
Нередко главным для выполнения подобных заданий является «узнавание» изображения. Подчеркиваю – именно «узнавание», потому, что в заданиях с иллюстративным материалом подписи под изображением отсутствуют.
Поэтому в ходе учебного процесса нужно внимательно знакомиться с иллюстративным материалом в учебнике, стараться дополнить его собственными изысканиями в Интернете.
Сложность заданий с иллюстративным материалом заключается еще и том, что в КИМе он представлен в черно-белом варианте.
За правильно выполненные задания № 18 и 19 можно получить по 2б. Итого 4б.
Перед вами портреты первых князей. Расставьте их в той последовательности в какой они правили.
Ответ: 45872316
II. Теперь вспомним о деятельности каждого из правителей.
Схема следующая: даты правления
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итоги правления.
III. При сдаче экзамена по истории необходимо знать когда произошло то или иное событие, какое из ни произошло раньше, а какое позже. Для этого необходимо знать даты. Цена таких заданий от 1 до 2 баллов.
Постараемся выполнить задания связанные со знанием хронологии.
Даты
-
Крещение Руси относится к
-
X Iв. 2) X в. 3) XIII в. 4) VIII в.
2. В каком веке было написано «Слово о полку Игореве»?
1) IX в. 2) XII в. 3) XIV в. 4) XV в.
3. Имя летописца Нестора связано с
1) VIII в. 2) IX в. 3) XII в. 4) XIII в.
Ответ: 1-2; 2-2; 3-3
4. Соотнесите даты и события:
Ответ: 1-г, 2-д, 3-б, 4-в, 5-а 5. Восстановите последовательность событий:
Ответ: 314625 6. Восстановите хронологическую последовательность событий:
Ответ: 645231 7. Расставьте в хронологической последовательности народы, с которыми враждовали восточные славяне в догосударственный и государственный периоды:
2.Хазары
Ответ: 352641 Обращаю ваше внимание на то, что типичной ошибкой при выполнении таких заданий является желание выпускников вспомнить их точную датировку, что не обязательно для успешного выполнения задания. Упоминаемые в заданиях события относятся к разным периодам истории и определение века достаточно для правильного решения |
а) 907 б) 988 в) 945 г) 882. д) 980 |
IV. При выполнении заданий № 3и № 4 КИМа по истории, необходимо знать термины и понятия. Сегодня я хочу остановиться на особенностях выполнения задания № 4. Типичной ошибкой при выполнении данного задания является определение термина не по всем из перечисленных признаков. Например, и закупы, и рядовичи относятся к категориям экономически и лично зависимого положения в Древней Руси, но только указание на путь попадания в зависимость (договор или заем) позволяет определить, о какой именно категории идет речь.
Термины и понятия
1.Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу
-
Приписные крестьяне
-
Рекруты
-
Рядовичи
-
Смерды
-
Дворцовые крестьяне
-
Закупы
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 346
2. Установите правильное соответствие между словом и его значением:
1) погосты — 2) уроки — 3) полюдье —
4) усобицы — 5) рядовичи — 6) общество –
А) размер дани и сама дань в Древней Руси
Б) княжеские раздоры на Руси
В) места сбора дани
Г) объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
Д) люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве
Е) люди, которые заключили договор, согласившись жить и работать у господина на определённых условиях
Ответ: 1-в, 2- а, 3-г, 4- б, 5-е, 6- д
3. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления.
1) «Русская Правда» 2)усобица 3)погосты 4)родовая община
Ответ: 4321
4. Напишите пропущенное слово
Служители языческих культов, знахари, считавшиеся чародеями и прорицателями, в Древней Руси назывались_________________
Ответ: волхвы
5. Напишите пропущенный термин.
Теория, объясняющая возникновение государства у славян цивилизующим влиянием варягов, называется _____________________________
Ответ: Норманская
V. Причины и следствия событий
Умение увидеть, выделить, назвать причинно-следственную связь необходимо при выполнении № 20 -25 ЕГЭ. Задания 20-22 – работа с историческим источником, 23 задание – анализ исторической ситуации, задание № 24 – аргументация исторической оценки и задание № 25- историческое сочинение (в ОГЭ – это задания № 7 и задания второй части 31-35)
Что именно понимается под причинно-следственной связью?
Причинно-следственная связь — связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.
Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.
-
К предпосылкам образования Древнерусского государства относится
-
Крещение Руси
-
Принятие «Русской Правды»
-
Великое переселение народов
-
Необходимость отпора внешним врагам
-
Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» было результатом
-
Деятельности княгини Ольги
-
Принятия «Русской правды»
-
Принятие «Устава» Владимира Мономаха
-
Походов князя Святослава
-
Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?
-
Стремление к укреплению великокняжеской власти
-
Необходимость создания свода законов Руси
-
Распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров
-
Необходимость свержения монголо-татарского вдадычества над Русью
-
Выберите из отрывка причину и следствие
А) «Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.
Б) В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».
Ответ:
А) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие).
Б) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие).
5. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что в результате принятия христианства на Руси произошла смена духовно – нравственных ценностей. Приведите три подтверждения данной точки зрения.
Ответ: 1) После принятия христианства на Руси произошел отказ от многоженства, безнравственного с точки зрения христианства;
-
После принятия христианства на Руси произошел отказ от человеческих жертвоприношений, распространенных в языческие времена;
-
После принятия христианства на Руси благодаря деятельности церкви распространялись идеалы человеколюбия, терпимости, уважения к родителям и детям
VI. Задания на установление соответствия между событиями, явлениями.
1.Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТРЫВКИ А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.» Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму на имут.» В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом.» Г) «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам. И послушал их Игорь – пошёл… за данью, и прибавил к прежней дани новую.» |
СОБЫТИЯ
|
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов№1 (без пробелов и каких-либо символов)
Ответ: А-2; Б-1; В- 4; Г- 3
VII. В ЕГЭ задание № 11- это работа с информацией, представленной в таблице. Часть таблицы заполнена, а часть остается пустой. Для заполнения таблицы даны пропущенные элементы. Сложность этого задания заключается в том, что данная информация относится не только к истории России, но к всемирной истории. Правильно выполненное задание — 3балла. Давайте заполним ее вместе.
-
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Событие |
Дата (век, год) |
Вильгельм I |
__________________ (А) |
__________(Б) |
__________(В) |
__________(Г) |
Х в. |
__________(Д) |
Составление первого письменного законодательства |
XI в. |
Урбан II |
__________(Е) |
__________(Ж) |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Красное Солнышко
2) 1066г.
3) провозглашение крестовых походов
4) крещение Руси
5) предание анафеме Православной церкви католиками
6) XIV в.
7) Нормандское завоевание
XI в.
9) Ярослав Мудрый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Ответ:А-7, Б -2, В -1, Г -4, Д -9, Е -3, Ж — 8
А)-Б) Вильгельм I в 1066г. завоевал Англию (нормандское завоевание)
(В 1066г началось завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом)
В)−Г) Владимир Красное Солнышко в X в. ввел христианство на Руси (крещение Руси).
Д) Ярослав Мудрый учредил в XI в. первый письменный сборник законов.
Е)−Ж) Урбан II призвал христиан начать крестовые походы в 1095 г.
(В 1095г., у французского г.Клермон, выступил папа римский Урбан II. В своей речи, Урбан II, призывал христиан к крестовому походу)
VIII. Задания для работы с документами
Задания № 6, 10 и 12 (в ЕГЭ) – до 3 баллов; задания № 8,15, 18, 26, 29 и с 31- 33(в ОГЭ) за выполнение этих заданий выпускник 9 класса может получить от 1 до 2 баллов за каждое задание – работа с документами. Работая над таким заданием необходимо внимательно читать и сам документ и вопрос. Постарайтесь выделить в тексте те моменты, которые указывают на правильный ответ или являются «подсказкой» к правильному ответу.
-
Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.
«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».
Ответ : о Святославе
-
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорилось в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
Ответ: «Повесть временных лет»
3. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
Ответ: Ярославу Мудрому
IX. Задания с историческими картами традиционно вызывают затруднения у выпускников. По данным статистики Методических рекомендаций И. А. Артасова, в 2016 году с этими заданиями не справились более 50% сдающих ЕГЭ по истории.
В демоверсии ЕГЭ по истории 2017 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой.
Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) 5 первичных баллов из 55.
В ОГЭ задания с картой под № 20.
Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам.
Этим вы достигните двойного положительного эффекта:
1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его.
2) Вы будете учиться пользоваться картой — постепенно и последовательно. Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и невыполнимыми.
Если вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является обязательным. Очень важно представлять себе географию событий, схемы движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно визуализировать.
Однако имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По кодификатору нет никаких ограничений.
Но не стоит этого бояться — составители вариантов ЕГЭ берут карты для заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб, например).
Если вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не останется для вас непонятной.
Для работы с картами вы можете использовать, например:
А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала.
Б) Атласы «Дрофа»
6 класс – до конца XVI века
7 класс – конец XVI – XVIII вв.
8 класс – XIX век
9 класс – XX – начало XXI вв.
На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией.
Работа с картой
-
Рассмотрите схему и выполните задания 1.1—1.4.
1.1. Напишите названия городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2».
Ответ: Новгород Киев
1.2. Напишите имя князя, объединившего под своей властью эти два города.
Ответ: Олег
1.3. Напишите название торгового Пути, который проходил через эти города.
Ответ: Из варяг в греки
1.4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в задании, убил Аскольда и Дира.
2) Торговый путь соединял Верхнее Поволжье с Каспийским морем.
3) Южный центр славянских племён стал столицей Древнерусского государства.
4) Следуя показанным на карте торговым путям, князь покорил племена радимичей, древлян и северян и заставил платить себе дань.
5) Радимичи, древляне, северяне ранее платили дань булгарам.
6) Указанные события происходили в X в.
Ответ: — 134
XI. Задачи.
1)Согласно сложившейся традиции, многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии. При этом они соприкасались с … эпохой киевского князя Ярослава Мудрого. Каким же образом?
Ответ:
Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля
Генриха 1. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймское ( по месту его
хранения). Именно на нем давали клятву дофины, становящиеся
королями.
2)Как поделили сыновья Ярослава Мудрого власть на Руси? Почему между ними почти не было усобиц, а после смерти Владимира и Святослава усобицы были?
Ответ:
Ярослав установил лествицу – очередь князей на киевский
престол, старшего в роду. В ожидании этого они правили
разными городами, переходя в более богатые города.
3)Какой обычай Древней Спарты сами того не ведая соблюдали русские князья в 9 -10 вв. в повседневной жизни. Подсказку вы можете найти у А.С. Пушкина в очень известном произведении; вот только о Спарте в нем ничего не сказано.
Ответ:
В Спарте практиковались обязательные совместные
обеды. В Древней Руси существовали совместные
трапезы князя и его дружинников.
XII. Мы сегодня говорили о создании государства у славян.
Давайте вспомним, что такое государство (определение, теории происхождения государства, формы устройства и функции).
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
Курс истории России социально-гуманитарного и базового уровня
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИСТОРИИ
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ: ОТРАБОТКА ЗАДАНИЙ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ»
для 10-11 класса (базовый/профильный уровень)
г. Тюмень
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………с.3 |
Часть 1. Храмы и соборы России IX—XXI вв.……………………………с.5 |
Часть 2. Памятники культуры России IX—XXI вв. …………………….с.27 |
Часть 3. Практические задания в формате ЕГЭ с использованием иллюстративного материала ………………………………………….…с.35 |
Ключи к заданиям…………………………………..………………………с.43 |
Использованная литература и Интернет-ресурсы………………….…..с.43 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗПИСКА
В данной методической разработке представлено многообразие полезного материала, необходимого для подготовки выпускника основной общей школы по истории. Материал будет полезен как обучающимся в профильном классе, так и обучающимся на базовом уровне, сдающим выпускной экзамен по истории, а также преподавателям истории.
В разработке представлен методический материал для отработки заданий ЕГЭ: знание фактов, процессов, явлений истории культуры России VIII – начало XXI в.:
илллюстративный материал
задания на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (задание ЕГЭ №17)
комплекс из двух заданий на анализ иллюстративного материала (задание ЕГЭ №18, 19)
Методическое пособие разработано для эффективной подготовки к ЕГЭ по истории России содержит задания с иллюстративным материалом формата ЕГЭ по всему курсу истории России — с древнейших времен до начала XXI в. Выполнение этих заданий позволит отработать и закрепить необходимые для успешной сдачи экзамена умения и навыки.
Данное пособие ориентировано на учебники по истории России для 10-11 класса профильного уровня и учебники интегрированного курса по истории для 10-11 класса базового уровня.
Для более удобного использования данного пособия в работе, к нему прилагается электронная версия на диске, информация которой может быть использована при подготовке к уроку, при подготовке обучающихся к олимпиадам по истории России, при отработке заданий ЕГЭ по истории.
Часть 1. ХРАМЫ И СОБОРЫ РОССИИ IX—XXI ВВ.
1. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая Владимиром Святославичем |
|
Город: Киев Дата: X в. Заложил: князь Владимир Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
2. Софийский Собор в Киеве ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» |
|
Город: Киев Дата: XIв. Заложил: Ярослав Мудрый Стиль: барокко |
|
3. Софийский Собор в Новгороде кафедральный собор Новгородской митрополии |
|
Город: Новгород Дата: XI в. Заложен: Ярославом Мудрым и его сыновями Стиль: византийский (капитолийский храм) |
|
4. Золотые ворота в Киеве памятник оборонного зодчества Древнерусского государства |
|
Город: Киев Дата: 1019-1026 гг. Заложен: Ярославом Мудрым |
|
5. Софийский собор в Полоцке самая первая каменная постройка на территории Белоруссии |
|
Город: Полоцк Дата: 1030—1060 гг. (при Ярославе Мудром) Архитектор: Иоганн Кристоф Глаубиц Стиль: виленское барокко |
|
6. Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском древнейший православный храм |
|
Город: Переяславль-Залесский Дата: XIIв. Заложен: при Юрии Долгоруком Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
7. Николо-Дворищенский собор один из древнейших новгородских храмов |
|
Город: Великий Ногоров Дата: 1113-1136гг. Заложен: Мстиславом Владимировичем Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
8. Церковь Покрова на Нерли выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы |
|
Город: Боголюбово (Владимирская область) Дата: середина XIIв. Заложен: при Андрее Боголюбском Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
9. Успенский собор во Владимире памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси |
|
Город: Владимир Дата: 1158г. Заложен: при Андрее Боголюбском, Всеволоде Большом Гнезде Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
10. Золотые ворота во Владимире памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО |
|
Город: Владимир Дата: 1164г. Заложен: при Андрее Боголюбском |
|
11. Дмитровский собор во Владимире объект культурного наследия народов РФ |
|
Город: Владимир Дата: 1194-1197гг. Заложен: при Всеволоде Большом Гнезде Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
12. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью культурное наследие Российской Федерации |
|
Город: Великий Новгород Дата: 1360-1361гг. Заложен: по инициативе новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
13. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице знаменитый храм средневековой Руси |
|
Город: Новгород Дата: 1374-1378гг. Заложен: при Дмитрии Донском Фрески: Феофан Грек Стиль: псковско-новгородский |
|
14. Спасский собор Андроникова монастыря древнейший архитектурный памятник Москвы за пределами Кремля |
|
Город: Москва Дата: 1425гг. (при Василий II) Стены расписаны Андреем Рублевым Стиль: византийский (крестово-купольный) |
|
15. Успенский собор Московского Кремля часть государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» |
|
Город: Москва Дата: 1475-1479гг. (при Иване III) Архитектор: Аристотель Фиораванти Стиль: древнерусское зодчество |
|
16. Благовещенский собор Московского Кремля часть государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» |
|
Город: Москва Дата: 1484-1489гг. (при Иване III) Заложен псковскими мастерами Фрески Феофана Грека Стиль: в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете |
|
17.Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле |
|
Город: Москва Дата: 1487-1491гг. (при Иване III) Архитектор: М. Руффо, П. Солари Стиль: в стиле итальянской архитектуры эпохи Возрождения |
|
18. Церковь Вознесения Господня в Коломенском шедевр мировой архитектуры, первый каменным шатровый храм в России |
|
Город: Москва Дата: 1528-1532гг. Заложен: при Василии III Стиль: шатровый |
|
19. Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле часть государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» |
|
Город: Москва Дата: 1505-1508гг. (при Василии III) Архитектор: Алевиз Новый Стиль: в традициях псковской и московской архитектуры |
|
20. Колокольня Ивана Великого часть государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» |
|
Город: Москва Дата: 1505-1508гг. (при Василии III) Архитектор: Бон Фрязин, Доменико Жилярди Стиль: колокольня с церковью в первом ярусе |
|
21. Новодевичий монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска |
|
Город: Москва Дата: 1524г. Заложен при Василии III) Стиль: московское барокко |
|
22. Собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного, Покровский собор) собор объединяет десять церквей (приделов), часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань |
|
Город: Москва Дата: 1555 по 1561гг. (при Иване IV) Зодчий: Постник Яковлев Стиль: Шатровое зодчество |
|
23. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры самое масштабное строение на территории Троице-Сергиевой лавры |
|
Город: Москва Дата: 1559 по 1585гг. (при Иване IV/Федоре Ивановиче) Стиль: византийский (кресто-купольный) |
|
24. Теремной дворец памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля |
|
Город: Москва Дата: 1635-1636гг. (при Михаиле Федоровиче) Архитектор: Алевиз Фрязин Старый Строили: Антип Константинов, Трефил Шарутин Стиль: (русское) дивное узорочье |
|
25. Царский дворец в Коломенском деревянный царский дворец |
|
Город: Москва Дата: 1667-72гг. (при Алексее Михайловиче) Стиль: система отдельных деревянных помещений (клетей) |
|
26.Церковь Иоанна Предтечи объект культурного наследия народов РФ |
|
Город: Ярославль Дата: 1671-1687гг. Заложен: при Федоре Ивановиче Стиль: ярославская школа зодчества (близка к московскому барокко) |
|
27.Поганкины палаты Псковский историко-художественного и архитектурный музей-заповедник |
|
Город: Псков Дата: 1671-1679гг. Заложен: при Федоре Ивановиче Основатель: Поганкин Сергей Иванович |
|
28. Храм Покрова в Филях православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии |
|
Город: Москва Дата: 1690-1694гг. (при Петре I) Архитектор: Лев Нарышкин Стиль: нарышкинское барокко |
|
29. Башня Кокуй другие названия башни: Кукуй, Каланча, Каланчовская |
|
Город: Новгород Дата: XVII в. Архитектор: восстановлена в 1960-е годы по проекту А. В. Воробьёва |
|
30. Здание Главного адмиралтейства комплекс адмиралтейских построек |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1704-1706гг. (при Петре I) Архитектор: Андреян Захаров Стиль: ампир |
|
31. Дворец Меншикова деревянный дом (Посольский дворец) |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1710-1714гг. (при Петре I) Архитектор: Ф.Фонтан, Г.Шедель Стиль: петровское барокко |
|
32. Летний дворец Петра I резиденция Петра I в Летнем саду |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1710-1714гг. (при Петре I) Архитектор: Доменико Трезини Стиль: петровское барокко |
|
33. Кунсткамера первый музей России |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1718-1734гг. (при Петре I) Архитектор: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов Стиль: петровское барокко |
|
34. Петропавловский собор усыпальница русских императоров |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1712-1733гг. (при Петре I) Архитектор: Доменико Трезини Стиль: петровское барокко |
|
35. Николо-богоявленский морской собор / Никольский морской собор первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1753-1762гг. (при Елизавете Петровне) Архитектор: Савва Чевакинский Стиль: елизаветинское барокко |
|
36. Большой Екатерининский дворец официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1752-1756гг. (основала Екатерина I / построен при Елизавете Петровне) Архитектор: Франческо Растрелли Стиль: елизаветинское барокко |
|
37. Здание Сената Москвоского Кремля (Сенатский дворец) |
|
Город: Москва Дата: 1776—1787гг. (при Екатерине II) Архитектор: М.Казаков Стиль: классицизм |
|
38. Смольный Воскресенский собор архитектурный ансамбль Смольного монастыря |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1746-1835гг. (при Елизавете Петровне/Екатерине II) Архитектор: Франческо Растрелли Стиль: барокко |
|
39. Таврический дворец петербургская резиденция князя Г. Потёмкина-Таврического |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1783-1789гг. (при Екатерине II) Архитектор: А.Старов Стиль: русский классицизм |
|
40. Дом Пашкова самое знаменитое классицистическое здание |
|
Город: Москва Дата: 1784-1786гг. (при Екатерине II) Архитектор: В.Баженов Стиль: классицизм |
|
41. Дом Союзов общественное здание / изначально — усадьба князя Василия Долгорукова-Крымского |
|
Город: Москва Дата: 1784г. (при Екатерине II) Архитектор: М.Казаков Стиль: классицизм |
Колонный зал Дома Союзов |
42. Казанский собор построен для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах. Архитектор: Андрей Воронихин Стиль: Ампир, классицизм В память об Отечественной войне 1812 года |
|
43. Здание Сената и Синода объект культурного наследия народов РФ |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1829-1834гг. (при Николае I) Архитектор: Карл Росси (строитель: А.Штауберт) Стиль: ампир |
|
44. Государственный академический Большой театр России объект культурного наследия народов РФ |
|
Город: Москва Дата: 1821-1825гг. (при Александре I, Николае I) Архитектор: О. Бове Стиль: неоклассицизм |
|
45. Арка главного штаба дворцовая площадь в Санкт-Петербурге |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1819-1829гг. (при Александре I, Николае I) Архитектор: К.Росси Стиль: классицизм |
|
46. Николавеский вокзал (Ленинградский в Москве; Московский в Санкт-Петербурге) |
|
Город: Москва, Санкт-Петербург Дата: 1847, 1849гг. (при Николае I) Архитектор: К.Тон Стиль: русско-византийский стиль |
|
47. Государственная Третьяковская галерея художественный музей в Москве, основанный купцом Павлом Третьяковым |
|
Город: Москва Дата: 1856г. (при Александре II) Архитектор: А. М. Калмыко Стиль: модерн, неорусский стиль |
|
48. Зимний дворец официальная зимняя резиденция российских императоров |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1857-1862гг. (при Елизавете Петровне) Архитектор: Франческо Растелли Стиль: елизаветинское барокко |
|
49. Храм Христа Спасителя кафедральный собор Русской православной церкви |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1860г. (при Александре II) Архитектор: К.Тон Стиль: русско-византийский |
|
50. Исаакиевский собор собор преподобного Исаакия Далматского |
|
Город: Санкт-Петербург Дата: 1819-1858г. (при Александре I /Николае I/ Александре II) Архитектор: Огюст Монферран Стиль: классицизм |
|
51. Большой Кремлёвский дворец один из дворцов Московского Кремля |
|
Город: Москва Дата: 1838-1849гг. (при Николае I) Архитектор: Константин Тон Стиль: псевдорусский стиль |
|
52. Особняк купца Игумнова московский архитектурный памятник |
|
Город: Москва Дата: 1888-1895гг. (при Александре III / Николае II) Архитектор: Н.Поздеев, П.Бойцов, И.Поздеев Стиль: псевдорусский стиль |
|
53. Политехнический музей один из старейших научно-технических музеев мира |
|
Город: Москва Дата: 1872г, 1902-1904гг. (при Александре II) Архитектор: И. Монигетти, Н.Шохин Стиль: эклектика |
|
54. Ярославский вокзал пассажирский терминал станции Москва |
|
Город: Москва Дата: 1862г, 1902-1904гг. (при Николае II) Архитектор: Ф. Шехтель Стиль: неорусский стиль |
|
55. Особняк С. П. Рябушинского музей-квартира А. М. Горького |
|
Город: Москва Дата: 1900-1903гг. (при Николае II) Архитектор: Ф. Шехтель Стиль: модерн |
|
56. Шуховская башня Шаболовская телевизионная башня |
|
Город: Москва Дата: 1920-1922гг. (В.Ленин) Архитектор: Владимир Шухов Стиль: конструктивизм |
|
57. Мавзолей Ленина памятник-усыпальница на Красной площади |
|
Город: Москва Дата: 1924г. (И.Сталин) Архитектор: Алексей Щусев Стиль: египтизирующий стиль |
|
58. Дом Мельникова всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда |
|
Город: Москва Дата: 1927-1929 гг. (И.Сталин) Архитектор: К.Мельников Стиль: конструктивизм / авангард |
|
59. Дворец культуры ЗИЛ важнейший памятник архитектуры |
|
Город: Москва Дата: 1930-1937гг. (И.Сталин) Архитектор: братья Веснины Стиль: конструктивизм |
|
60. Театр Российской армии / Театр Красной Армии московский академический драматический театр |
|
Город: Москва Дата: 1930г. (И.Сталин) Архитектор: К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, Б. Г. Бархин Стиль: рационализм |
|
61. Главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (центральное здание МГУ) |
|
Город: Москва Дата: 1953г. Архитектор: Руднев Лев Владимирович Стиль: сталинская архитектура |
|
62. Дом на Котельнической набережной одна из семи сталинских высоток |
|
Город: Москва Дата: 1938-1940г. Архитектор: Д.Чечулин Стиль: сталинская архитектура |
|
Часть 2. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ IX—XXI ВВ.
Царь-пушка |
|
Отлита во времена царя Фёдора Ивановича мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе в 1586 году, предназначалось для обороны Кремля, но не сделало ни одного выстрела |
|
Самсон, раздирающий пасть льва |
|
Центральная фигура фонтана у каскадной лестницы в Петергофе. В честь победы в Полтавской битве, которая состоялась в день Сампсония странноприимца, отсюда — герой фонтана. Первый свинцовый «Самсон» был установлен в 1735 году. Над ним работал Растрелли. |
|
Царь-колокол |
|
Императрица Анна Иоанновна в 1730 году приказала вылить колокол весом 10 000 пудов. Сделать это согласился Иван Моторин — русский мастер. Он и его сын Михаил занимались колоколом с 1733 до 1735 года. На металл использовали старый колокол периода Бориса Годунова |
|
Медный всадник |
|
Скульптура, изображающая Петра Первого в свободном одеянии верхом на коне. Автором конной статуи (1768-1770) является Этьен Фальконе. Именно его выбрала Екатерина Вторая для исполнения своего грандиозного замысла, обсуждённого вместе с Вольтером и Дидро. Сама скульптура отлита из бронзы. |
|
Памятник Суворову |
|
Это первый памятник некоронованной особе в России. Суворов предстаёт в образе Марса, с поднятым мечом и щитом, в античном одеянии. Скульптура отлита из бронзы по проекту М.И. Козловского (1799-1801 гг.) по указанию императора Павла I. |
|
Памятник Минину и Пожарскому |
|
Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Выполнен по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году. |
|
Рабочий и колхозница |
|
Скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом (Москва). Автор — Вера Мухина; концепция архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. 1937г. |
|
Родина-мать зовет! |
|
Памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира. Авторы: Е. В. Вучетич, Н. В. Никитин. 1959-1967гг. |
|
Памятник Тачанке в Каховке |
|
Памятник в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, посвящённый боям на Каховском плацдарме в годы Гражданской войны. Расположен в Херсонской области Украины, в городе Каховка. Скульпторы Л. Родионов, Ю. Лоховинин, Л. Михайленок и архитектор Е. Полторацкий. 1967г8. |
|
Воин-освободитель |
|
Монумент в Берлине. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма. 1949г. |
|
Алёша в Пловдиве |
|
Памятник советскому солдату-освободителю, в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»). Скульпторы: В. Радославов, Л. Далчев и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт 5 ноября 1957 года. |
|
Алёша в Мурманске |
|
Мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска «Защитникам Советского Заполярья». Скульптор И. Д. Бродский. 1974г. Мемориал представляет собой впечатляющую фигуру русского солдата, которая установлена на одной из самых высоких сопок знаменитого Кольского залива. |
|
Тысячелетие России |
|
Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер |
|
Памятник Петру I в Москве |
|
Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»). Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала |
|
Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал |
|
Занесён в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку. Построен в Волгограде, по проекту В. Вучетича, Л. М. Полякова. Строительство 1969—1973 годы |
|
Памятник маршалу Жукову в Москве |
|
Памятник Жукову работы скульптора В. М. Клыкова был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Скульптура выполнена в стиле соцреализма. Маршал изображён верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. |
|
Памятник Чапаеву в Чебоксарах |
|
Памятник посвящён легендарному Герою гражданской войны, комдиву Василию Ивановичу Чапаеву, уроженцу Чебоксар. Скульптор – П.Баландин. 1960г. Является частью мемориального комплекса Музея В. И. Чапаева. |
|
Часть 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь находится в г. Владимире.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».
3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.
4) Церковь построена в шатровом стиле.
5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.
1.1. Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?
2 . Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь была построена в X в.
2) Это первая каменная постройка на Руси.
3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.
4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.
5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.
2.1 Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
3. Рассмотрите изображение и выполните задание
К акие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Изображённый монумент целиком посвящён юбилею крещения Руси.
2) Создание монумента относится к XVIII в.
3) Монумент находится в Великом Новгороде.
4) Автором монумента был скульптор Э. Фальконе.
5) Монумент содержит элементы христианской символики.
3.1. Какие из храмов максимально приближены к веку, когда жил летописец. Напишите 2 цифры.
1. Софийский собор в Новгороде
2. Успенский собор во Владимире
3. Покровский собор
4. Церковь Покрова в Филях
4. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) здание собора выполнено в стиле раннего классицизма
2) памятник храмового зодчества создан в первой половине XVIII в.
3) автором проекта храма является Доменико Трезини
4) собор посвящён апостолу Петру
5) в соборе похоронены русские цари от Алексея Михайловича до Николая II
4.1. Какие из памятников архитектуры, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором был создан собор? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
5. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под ко-торыми они указаны
1) памятник был посвящён тысячелетию России
2) памятник был установлен в Новгороде
3) в качестве одного из персоналий памятника является Иван Грозный
4) памятник был установлен в период правления Николая I
5) автором памятника является O. Монферран
5.1. Кто из императоров, представленных ниже, правили Россией в том же веке, когда был создан этот памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указан.
6. Рассмотрите изображение и выполните задание.
К акие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.
6.1. Какие из представленных ниже памятников архитектуры находятся в городе, основанном по повелению императора, которому посвящен памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
7. Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны,
1) это здание было построено во второй половине XIX в.
2) здание построено в стиле классицизма
3) это здание находится в Москве
4) здание было построено при императоре Александре I
5) в создании проекта здания принимал участие архитектор И. О. Бове
7.1. Какие из приведённых ниже архитектурных памятников были созданы в тот же период, что и указанный справа? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.
8. Какие суждения о соборе на изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный собор выстроен в стиле ампир.
2) Архитектор собора — А. Н. Воронихин.
3) Строительство собора было посвящено победе России в Северной войне.
4) Собор был построен при Александре II.
5) Собор находится в Москве.
8.1. Какие из приведенных памятников архитектуры построены в том же стиле и в ту же эпоху, что и приведенный на изображении, приведённом в задании 8. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
9. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П. К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства
9.1. Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
10. Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Название монумента — «Победа».
2) Этот монумент стоит в Севастополе.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, — Малахов курган.
4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны.
5) Автор монумента — скульптор Е. В. Вучетич.
10.1. Какие монументы посвящены событиям того же периода, что и изображённый выше? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.
11. Какие суждения о данном изображении являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) изображённое здание выстроено в стиле классицизма
2) архитектор здания — А. Н. Воронихин
3) история здания связана с историей дореволюционных Государственных дум
4) здание было построено в XIX в.
5) здание находится в Москве
11.1. Какие правители правили в том же веке, когда был построен данный дворец? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
12. Какие суждения о данном изображении являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) это сооружение находится в Москве
2) памятник выстроен в русско-византийском стиле
3) данное здание имеет отношение к военно-морскому флоту
4) архитектор, построивший это здание, — А. Д. Захаров
5) создание этого памятника архитектуры относится ко времени правления Алексея Михайловича
12.1. Кто из изображённых ниже людей были современниками перестройки данного памятника архитектуры? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ключи к заданиям
№ задания |
ответ |
1 |
34 |
1.1 |
34 |
2 |
45 |
2.1. |
14 |
3 |
35 |
3.1. |
12 |
4 |
23 |
4.1. |
24 |
5 |
12 |
5.1. |
13 |
6 |
24 |
6.1. |
34 |
7 |
13 |
7.1. |
14 |
8 |
12 |
8.1. |
14 |
9 |
35 |
9.1. |
34 |
10 |
45 |
10.1. |
14 |
11 |
13 |
11.1. |
14 |
12 |
34 |
12.1 |
14 |
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. Гевуркова Е.А. Практикум по истории России. Задания с иллюстративным материалом. М., Легион, 2017.
2. Минаков С. Храмы России. М., Эксмо, 2010.
3. Рязанова Т.В. История. Работа с иллюстративным материалом. Пособие для подготовки к ЕГЭ. М., Феникс. 2018
4. https://yandex.ru/images/
5. https://multiurok.ru/files/illiustrativnyi-matierial.html
6. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library
7. https://soc-ege.sdamgia.ru/?redir
8. http://humanitar.ru/page/11%20class