Открытка как почтовое отправление появилась в россии егэ

(1)Открытка как почтовое отправление появилось в России 1 января 1872 года, а первая иллюстрированная открытка — в августе 1894 года.

(2)Иллюстрированная открытка — листовое издание установленного формата (9 на 14 сантиметров), одна из сторон которого является репродукцией или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. (3)Встречаются открытки маркированные, то есть снабжённые отпечатанной маркой, и немаркированные. (4)Вначале одна из сторон открытки предназначалась только для написания адреса, а с 1904 года она стала делиться вертикальной полосой на две части: левая отводилась для письменного сообщения, правая — для адреса, марки и почтовых отметок. (5)В 1908 году надпись “Открытое письмо” была заменена словами “Почтовая открытка”.

(6)Первые видовые открытки были отпечатаны способом литографии. (7)В конце 1890-х — начале 1900 годов утвердился способ плоской печати — фототипия.

Для современного человека почтовая открытка – это что-то из области самого простого и примитивного. Многие стали их уже забывать. Ещё 15 лет назад почтовые отделения были завалены этой архаикой накануне Нового года или 8 Марта. Теперь, с наличием мобильного телефона и компьютера, вся наша связь с любой точкой мира осуществляется через них, а старая добрая открытка надёжно обживается в музейных витринах.

Нарушение тайны переписки

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон. 

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

1 октября 1870 года в Австро-Венгрии была выпущена первая почтовая открытка. Вскоре они появились и в России. Наибольшей популярностью «открытые письма» пользовались в столице империи – в Петербурге. Правда, долгое время их отправление было роскошью, доступной только для состоятельных людей. SPB.AIF.RU выяснил, как в конце XIX – начале XX столетия выглядели почтовые открытки, что было принято на них писать и кому отправлять. 

Открытки без картинок

Первые открытки, появившиеся в России, сильно отличались от современных. Они были сероватого цвета, без каких-либо иллюстраций. На лицевой стороне отправитель клеил марку и писал адрес. Здесь же крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.

«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, — объясняет историк Алексей Доронин. – С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».

Двумя годами позже почтовое ведомство выпустило три вида открыток. Первые — коричневого цвета — были предназначены для отправки по городу. Зеленые открытки посылали в другие города. Черные же открытки были универсальными – их можно было отправлять куда угодно в зависимости от стоимости марки.

На стороне, где разрешалось писать сообщения для адресата, почтовое ведомство предупреждало, что оно «не несет ответственности за содержание открытого письма».

На оборотной стороне открытки было разрешено писать только адрес получателя. Фото: Музей печати и издательского дела

«На открытках не нужно было указывать адрес отправителя, — рассказывает Алексей Доронин. – Многие воспользовались этим и начали активно посылать чиновникам из правительства и даже первым лицам государства оскорбительные открытки. Когда министр внутренних дел, граф Дмитрий Толстой, получил от неизвестного открытку с обзывательствами и неприличным рисунком, он издал указ об обязательной проверке содержания всех открыток».

«Поздравишки» для богатых

В 1895 году в Петербурге, а потом и во всей стране стали выпускаться иллюстрированные открытки. Первой стала серия с видами Москвы. Главной целью иллюстраций было не украшение почтовых сообщений, а просвещение населения: каждый, кто участвовал в процессе отправки, мог увидеть изображение города, в котором никогда не был. Для открыток обычно брали картины русских пейзажистов – Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи и других. На них размещали надписи: «Привет из Петербурга», «Поклон из Москвы» и другие. Обратная же сторона по-прежнему предназначалась для наклеивания марки и написания адреса. Таким образом, с появлением иллюстраций места для сообщений на открытках не осталось.

В XIX веке людям приходилось писать сообщения на лицевой стороне открытки с картинкой. Фото: Музей печати и издательского дела

Люди писали сообщения прямо на картинке и тем самым, к неудовольствию почтальонов, «портили произведения искусства». Делать надписи на обратной стороне открытки разрешили лишь девятью годами позже – в 1904 году. С каждым годом открытки становились все более популярными. На них изображали натюрморты, городские здания, памятники и портреты известных людей.

«В Петербурге было 2-3 компании, которым разрешили фотографировать артистов театров специально для открыток, — говорит Алексей Доронин. – Открытки выпускались уже не Управлением почты, а только частными компаниями и стоили довольно дорого по тем временам – около 10 копеек. Их отправку могли себе позволить только богатые люди». Почтовыми сообщениями стали использоваться для поздравлений с праздниками. Обычно на них уже была напечатана надпись: «Поздравляю!», «С праздником!» или «От всего сердца» . Такие «произведения» население называло «поздравишками».

В начале XX столетия в моду вошли поздравительные открытки. Фото: Музей печати и издательского дела

От «плюшевой» до «золотой» 

Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был строго соответствовать 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какими угодно – хоть метр на метр. Главное – чтобы не пострадала художественная составляющая.

Приобрести самые разные открытки можно было в городских издательствах. В конце XIX столетия в Петербурге продавалось несколько видов открыток – «глянцевые», «гравюрные с золотым обрезом», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «рельефные изящной работы», «аристократические на полотняном картоне в стиле модерн», «плюшевые», «позолоченные», «бромосеребряные» и другие. Открытки стали настоящим произведением искусства: ими было модно украшать интерьер, как картинами. Открытки стали предметом коллекций – их вставляли в специальные альбомы и уже редко отправляли их своим друзьям или родственникам.

Открытки, украшенные окантовкой, коллекционировали в альбомах. Фото: Музей печати и издательского дела

Лишь после революции на открытках вновь начали писать сообщения и целые письма. Открытки либо поздравляли с праздником – Новым Годом, Рождеством, Пасхой. Днем Рождения, либо были приурочены к какому-либо большому событию – Дню Победы, полету человека в космос и другим.

«Несмотря на развитие технологий и интернета, приятно, что открытка востребована людьми и в настоящее время, — отмечает Доронин. – Население активно отправляло друг другу открытки на тему Олимпиады в Сочи. Это уже не письмо, а маленький подарок из другого города. Мелочь, а приятно».

Смотрите также:

  • Явление Ксении Блаженной. Петербург отмечает день своей покровительницы →
  • Неизвестный Эрмитаж. 7 интересных фактов о главном музее Петербурга →
  • 20 км экспозиций. Крупнейшему музею России Эрмитажу — 250 лет →

Нарушение тайны переписки

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон.

Дизайн интерьера и архитектура

Открытка представляет собой почтовую карточку для отправления открытого письма, без упаковывания в конверт. Таким образом, содержание послания могут видеть все, кто держит его в руках, а не только адресат.

Для большинства современных людей яркая, красочная открытка является неотъемлемым атрибутом праздника. Мы получаем нарядную, искусно оформленную карточку и вместе с ней частичку хорошего настроения.

Искусство открытки относится к жанру графического дизайна. Никто не знает точной даты изготовления самой первой поздравительной карточки, однако искусствоведы называют примерно конец XVIII века. В те времена открытку зачастую называли » артистической карточкой», потому что на обратной стороне художники создавали живописные изображения высокого качества.

На старинных открытках написанной от руки информации уделялось очень мало внимания и, следовательно, отводилось минимум свободного места. А до 1904 года на оборотной стороне даже запрещалось писать что — либо, кроме адреса получателя. Считалось, что тематика изображений должна была в полной мере передавать содержание послания.

Праздничные поздравительные открытки обычно изготовлялись нарядными. Каждая карточка, прежде всего, выполняла роль подарка, красивой вещицы, которую вручали в качестве приятного сувенира близким и родным.

Для выпуска карточек в свет требовалось немало усилий, поскольку до 60 — х годов XIX столетия открытки делали вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, при этом стараясь не допускать различий в экземплярах.

Подобная долгая и кропотливая работа заставила издателей искать новые способы изготовления открыток, которые помогли бы ускорить процесс и увеличить производство.

Различные способы исполнения открыток придавали им исключительную красоту и оригинальность. Именно этот факт позволяет считать их настоящим произведением искусства.

Для изготовления первых открыток использовались различные виды материалов, среди которых можно назвать следующие:

  • Красивые перья
  • Волосы
  • Засушенные цветы
  • Кусочки натуральной кожи
  • Бисер
  • Бусины
  • Резина
  • Бархат
  • Шелк
  • Парча
  • Разноцветные ленты и многое другое.

Использование подобных оригинальных материалов порой не придавало открыткам ожидаемого изящества. Однако когда карточку украшали шелком или бархатом, получалось удивительно красивое изделие. Применение нетрадиционных способов предполагало, что такая открытка будет передаваться из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте в открытом виде без конверта, непременно бы испортила тонкие прорези на боковых сторонах и испачкала бы тканевые вставки.

Периодом расцвета искусства открытки можно считать конец XIX столетия. Согласно мировой истории открытки, » золотой век» почтовых карточек длился с 1898 по 1918 годы. Новый тип отправлений был официально признан и законодательно закреплен в 1878 году, когда была подписана Всеобщая почтовая конвенция.

Однако самой ранней поздравительной карточкой считается открытка, которая находится в экспозиции Британского музея в Лондоне. Она датирована XV столетием, что совпадает с периодом начала книгопечатания в Европе. Первая открытка посвящена Дню Святого Валентина. Ее создателем предположительно является герцог Орлеанский, который сочинял любовные послания для своей жены, сидя в тюрьме.

Старинная открытка на День Святого Валентина

Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда » Пражский почтовый альманах» разместил на своих страницах сообщение о том, что » по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки, часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». В данном источнике автором изобретения открыток называют гравера Демезона.

В это же время во Франции широкое распространение получают гравированные карточки, выполненные в технике печати, типа нынешних адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером Шоффаром в XVIII столетии.

Рисунки на самих почтовых карточках впервые появились в Англии в начале XIX века. В этот период там распространился обычай рассылать поздравительные рождественские открытки, первая из которых была выполнена художником Добсоном в 1794 году. Она представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и счастливого семейства, собравшегося вокруг украшенной елки.

Художник послал эту самодельную карточку своему другу, которому та чрезвычайно понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских открыток и разослал всем своим знакомым.

'Старинная открытка

В 1800 году неизвестный предприниматель организовал продажу красочных поздравительных карточек. Это был первый зафиксированный случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX столетия, ассортимент выпускаемых открыток расширился, и к рождественской тематике добавилась новогодняя. Кроме того, популярными стали » валентинки» с различными вариантами изображения сердца. В России гравированные карточки появились тоже в XVIII веке.

Некоторые исследователи искусства графического дизайна считают, что возникновение художественного оформления открыток произошло под влиянием лубочных картинок, которые под разными названиями существовали в разных странах Европы. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII столетия из Германии. Это были раскрашенные вручную гравированные листы, которые в старину украшали жилища простого люда — ремесленников и крестьян.

В первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, а в 30 — х годах XIX столетия это новшество было завезено в Петербург и Москву.

Первыми российскими иллюстрированными открытками можно считать фотографические изображения с видами Москвы. Особенно известной стала серия из пяти открыток, на которой красовалась надпись: » Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

Одной из версий появления иллюстрированных почтовых карточек практически современного вида стало изображение событий франко — прусской войны. Это случилось зимой 1870 года, когда французская армия численность около 40 тысяч солдат была сосредоточена в небольшом городке Конли в Бретани.

Солдаты отправляли письма своим родным и близким, и вскоре возник дефицит бумаги для их написания и конвертов для отправки. Тогда продавец книг Леон Бернардо решил использовать для этой цели картон, который в изобилии хранился на его складе.

Картон нарезали и пустили в продажу. Случайно среди чистых листов оказались солдатские рисунки и карикатуры. Необычные карточки из картона стали пользоваться спросом, и сообразительный предприниматель — книготорговец придумал патриотическую виньетку, а затем украсил ею открытки. Успех его затеи оказался настолько ошеломляющим, что Бернардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту.

Первые появившиеся в России поздравительные открытки были изготовлены за границей. Их массово закупали и привозили в страну, и уже на месте украшали российской символикой и выполняли надписи на родном языке. Часто текст на русском соседствовал с французским или английским.

Первой российской открыткой по праву считается карточка, изготовленная в 1892 году неизвестным издателем. В дальнейшем ведущую роль в выпуске открыток сыграла » Община святой Елены», которая с 1889 года занималась выпуском высокохудожественным почтовых карточек.

Старинная открытка

В начале XX столетия огромный вклад в процесс распространения открыток внесли купцы и фабриканты. В упаковочные коробки и банки с продукцией предприимчивые дельцы вкладывали яркие сувенирные карточки, которые покупатели потом хранили долгое время. Кроме того, разнообразие изображений на открытках положило начало их коллекционированию.

В продвижении продукции собственного изготовления методом добавления сувенирных карточек особенно преуспело » Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей», которое занималось производством и продажей различных кондитерских изделий.

Специально к датам проведения Всероссийских художественно — промышленных выставок Абрикосовыв представляли нарядные оригинальные открытки. Однако на них нет изображения конфет и сладостей. И в этом тоже заключался тонкий расчет производителей кондитерской продукции.

Подобные рекламные карточки зачастую выполнялись с применением тиснения, сложных витиеватых узоров, высечки и использованием дорогих тканевых элементов, особенно шелковых или бархатных.

В конце XIX — начале XX столетия гимназистки коллекционировали великолепно выполненные глянцевые картинки, которые часто становились характерными элементами украшения интерьера.

В разных странах мира внешний вид и предназначение первых открыток имели существенные различия. Первые японские почтовые карточки были двойными и закрывались, что позволяло сохранять в тайне содержание послания.

В 1893 году в Соединенных Штатах выпустили первые образцы красочных открыток, которые не предназначались для пересылки по почте — их просто продавали в качестве сувенирной продукции или предметов для коллекционирования.

В начале XIX столетия стали пользоваться огромной популярностью английские поздравительные почтовые открытки, посвященные религиозным праздникам — Рождеству, Пасхе, дню Святого Патрика и так далее.

После Октябрьской революции в нашей стране было запрещено производство открыток с рождественской и новогодней символикой, а также с изображением религиозных символов и народных праздников. Новая власть считала подобные образцы печатной продукции буржуазным пережитком.

Открытка на Пасху

На смену карточкам с новогодней символикой пришли открытки с видами городов и репродукциями картин известных художников. Так продолжалось почти до конца 1944 года, пока советские войска не освободили захваченные Гитлером страны Европы. Оттуда солдаты начали посылать своим родственникам и знакомым красивые, великолепно оформленные новогодние открытки, которые вызывали восхищение у получателей.

Именно в этот период и появились первые советские открытки светского характера. На них были изображены Кремлевские башни и симпатичные улыбчивые мамочки с детишками. Для изготовления подобных карточек использовалась самая простая и тонкая бумага, да и качество печати было отнюдь не на высоте, однако потребители были в восторге от подобных образцов отечественной печатной продукции, которая появилась в свободной продаже. А вот знакомые всем нам с детства любимые персонажи Дед Мороз и Снегурочка появились спустя несколько лет.

В дальнейшем производство открыток стало массовым. Огромную роль в этом сыграл технический прогресс. Почтовые карточки практически перестали делать вручную, с применением оригинальных материалов. Каждый желающий мог купить и подарить или отправить по почте поздравительные открытки с новым годом, с днем рождения, с юбилеем и так далее. Популярными стали пригласительные и свадебные открытки.

Пригласительная свадебная открытка

На сегодняшний день в продаже представлен огромный ассортимент открыток различной тематики, разных размеров и форматов, со стихами, шутливыми текстами, рисунками — комиксами и музыкальными вкладышами.

Современная печатная открытка

Возродилось и искусство поздравительных карточек, сделанных своими руками — открыток хенд — мейд. Уникальные образцы авторской работы ценятся достаточно высоко и пользуются спросом.

Современная открытка ручной работы

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на ее открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.

И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками. Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-44-1024x683.jpg

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг: выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журнала с открытками, размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу.

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст

Е. Самокиш-Судковская. В саду

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.

Факты об открытках

Многоразовая открытка

  • Американцы покупают 7 миллиардов поздравительных открыток каждый год. Ежегодный объем розничных продажи поздравительных открыток оценивается более чем в 7,5 миллиарда долларов.
  • Девять из 10 американских семей покупают к праздникам поздравительные открытки. В среднем каждая семья подписывает в год 30 открыток.
  • Женщины покупают около 80% всех поздравительных открыток. Женщины тратят больше времени на выбор открытки, чем мужчины, и чаще покупают сразу несколько открыток. Мужчины, как правило, сосредоточены на покупке одной карточки для конкретного случая.
  • Поздравительные открытки делятся на сезонные и повседневные. Например, поздравления с Днем рождения или со свадьбой в продаже постоянно, а с Новым годом только в определенный период. Общий объем продаж открыток разделился примерно 50/50 между сезонной и повседневной категориями открыток.
  • Из всех сезонных открыток самые популярные – с Рождеством, на них приходится более 60% всех продаж сезонных открыток. На втором месте – поздравления с Днем Святого Валентина.
  • Электронные открытки. Оценить объем этих отправлений довольно сложно. Популярность электронных открыток растет с каждым годом, поэтому цифры не точные. Но считается, что во всем мире отправляется около 500 миллионов электронных открыток в год. В отличие от бумажных открыток, электронные часто посылаются спонтанно, иногда отправления не относятся к праздникам, выбирается просто симпатичная картинка и посылается адресату на электронную почту.

Рождественская открытка в СССР

Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.

В Тульском историко-архитектурном музее 19 декабря 2015 года открылась уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время —

Куратор выставки, историк Алексей Панин.

— Лозинский Ростислав Романович (1912 – 1994) протоиерей, доктор богословия и Почетный гражданин города Тулы. Он был знаком со множеством людей, прежде всего священниками, назначенными в приходы РПЦ за рубеж, со многими из которых годами вел переписку и, конечно же, получал поздравительные открытки. Свое служение он начинал в Эстонии, где его помнили вплоть до начала 1990-х годов.

После смерти о. Ростислава в музей ТИАМ были переданы его архивы, в том числе альбомы «художественных поздравлений» с Пасхой и Рождеством за период 1957 – 1989 годов, позволяющие проследить динамику религиозного искусства в советское время.

Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались дореволюционные открытки с религиозной символикой; аналогичные открытки, изданные за рубежом; фотооткрытки и литографии, выпущенные нелегально в государственных фотомастерских и распространявшиеся потом преимущественно в поездах «глухонемыми».

Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.

В коллекции отца Ростислава представлены практически все виды открыток, которые могли использоваться в СССР в качестве поздравительных.

История открытки

Считается, что открытки создали в Древнем Китае. Тогда был обычай оставлять карточку со своим именем в гостях, если хозяина дома не удалось застать дома. Писали открытки и древние египтяне, до нас дошли их поздравления друг другу на папирусных свитках. Все это были открытки в единственном экземпляре, праобразы современных hand-made открыток.

К началу 15 века

в Европе стали выпускаться бумажные печатные открытки. Первыми это сделали немцы в начале 1400 года. Открытки того времени хранятся в Британском музее.

В 1850-х годах

открытка из дорогой вещи ручной работы, наконец, становится доступным подарком. Это случилось благодаря новым технологиям в печати и снижению почтовых тарифов.

Первая открытка появилась в Англии в 1843 году

, сэр Генри Коул попросил художника Джона Хорсли Калкотта разработать дизайн праздничной открытки, напечатал её и разослал сразу нескольким своим друзьям по почте.

В 1860-х годах

такие компании как Marcus Ward & Co, Goodall и Charles Bennett начали массовое производство открыток. Их разрабатывали известные художники Кейт Гринуэй и Уолтер Крейн.

1 октября 1869 года

в Вене были выпущены первые почтовые открытки, то есть те, которые можно было отправлять по почте без конверта. Появление почтовой карточки дало новый импульс развитию бумажной открытки, потому что почтовые отправления с почтовой карточкой стали более доступны по цене.
Валентинка 1910 года
Достижения печатных технологий, изобретение цветной литографии в 1930 году двинули индустрию производства открыток вперед.

В конце 1940-х и в 1950-х годах

появляется новый жанр – шуточных открыток. А в 1970 году компания Hallmark начала выпуск супер-популярных юмористических посланий. Этот стиль открыток так и называется в мире как «стиль Hallmark». В России этот вид открыток стал известен только в постсоветское время, когда целый ряд западных компаний, в том числе и Hallmark, привезли в бывший СССР свои товары.

Почтовые открытки в 21 веке – скорее милое ретро, способ удивить адресата, проявить оригинальность, чем необходимость. А всего полторы сотни лет назад «Карточки для корреспонденции» были новшеством, к которому относились с недоверием.

Изобретение почтовой открытки

Идею выпуска почтовых карточек предложил советник Германо-австрийского почтового союза Генрих фон Стефан в 1865 году. Проект не приняли из-за нарушения тайны переписки. Незапечатанные листы мог прочитать любой, что считалось неприемлемым: общественность привыкла к письмам с сургучными печатями, защищающими конфиденциальность.

Немецкая почта выпустила марку в честь Генриха фон Стефана, в том числе подчеркнув его предложение о введении почтовой карточкиНемецкая почта выпустила марку в честь Генриха фон Стефана, в том числе подчеркнув его предложение о введении почтовой карточки

В 1867 году книготорговцы Фридлейн и Парбубиц обратились к почтовым властям Германии с предложением ввести универсальные почтовые карточки. Цель – облегчение и упрощение типовой переписки, удешевление пересылки письма. Предполагалось, что с одной стороны на них будет приклеена марка и написан адрес, а с другой – часто употребляемые в переписке фразы. Отправителю лишь нужно было выбрать подходящую и подчеркнуть, не ломая голову над текстом. Германские почтовые власти не поддержали проект, и пальма первенства в выпуске почтовых открыток досталась Австро-Венгрии.

Профессор венской Военной Академии Эмануэль Геррман предложил ввести «почтовую телеграмму», плата за которую приравнивалась к пересылке печатных материалов, что было дешевле отправки писем. Объем текста ограничили 20 словами. Первую «карточку для корреспонденции» выпустили в Австро-Венгрии в 1969 году.

Одна из первых почтовых карточек Авство-ВенгрииОдна из первых почтовых карточек Авство-Венгрии

Изначально на почтовых карточках не было иллюстраций. Солдаты во время Франко-прусской войны украшали карточки рисунками от руки. Коммерсанты подхватили идею, придав ей промышленные масштабы. По французской версии первая иллюстрированная открытка была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой – представителем той же профессии А. Шварцем из Ольденбурга.

Открытка Леона БенардоОткрытка Леона Бенардо

Первые почтовые открытки в России

Первая немаркированная почтовая карточка была выпущена в России в 1872 году под названием «Открытое письмо». На лицевой стороне поместили инструкцию об оплате и написании текста. Населению понравилось нововведение почтовых властей, и в обращение выпустили маркированные «открытые письма».

Первая немаркированная российская почтовая карточка (с наклеенной маркой)Первая немаркированная российская почтовая карточка (с наклеенной маркой)

В 1875 году снизили почтовый тариф и ввели в обращение иногороднее открытое письмо, отправляемое теперь в другие города и страны. Почтовые карточки Всемирный почтовый союз официально признал в июле 1875 года и включил их в международное почтовое обращение.

Маркированная почтовая карточка РоссииМаркированная почтовая карточка России

Первые иллюстрированные открытки, изданные в России, появились в 1894 году. Почтовый департамент подписал распоряжение, по которому разрешалось пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. Предприниматели обращали внимание властей на то, что в западных странах открытые письма с рисунками давно введены в обращение и пользуются большим спросом.

С конца 19 века на российских открытках изображали виды городов с «приветом» или «поклоном». Постепенно появляются поздравительные, рекламные, юмористические открытки.

Видовая открытка начала 20 века. Кириллов МонастырьВидовая открытка начала 20 века. Кириллов Монастырь

Первые российские открытки с Рождеством

Первые рождественские открытки были изданы в благотворительных целях Петербургским попечительным комитетом в 1898 году. Община святой Евгении, вскоре ставшая крупнейшим издателем открыток, выпустила серию из 10 иллюстрированных почтовых карточек тиражом в 10 тысяч экземпляров с акварелями известных петербургских художников. Тираж быстро раскупили, и печать пришлось повторить.

Рисунки для открыток Община святой Евгении создавали художники И.В. Симаков, В.А. Бобров, А.Э. Линдеман и другие.

Ноябрь 1909 года – открытка по картине И.В. Симакова «За елками».

Декабрь 1910 года – открытка по картине И.В. Симакова «Славильщики». Рисунок выполнен в традициях русской реалистичной графики. Крестьянские мальчики идут с рождественской звездой во славу Христа, поздравляя всех с праздником.

«Славильщики»«Славильщики»

Декабрь 1911 года — открытка по картине И.В. Симакова «Как Ваше имя? – Смотрит он и отвечает: Агафон». Сцена из святочного гадания Татьяны Лариной.

Открытка «Как Ваше имя?…»Открытка «Как Ваше имя?…»

Открытки со сценами гадания набрали большую популярность. В декабре 1907 года издательство Община святой Евгении выпустило почтовую карточку по картине Ф.Ф. Бухгольца «Гаданье», 1901 и в 1905 годах – открытку по картине Н.К. Пимоненко «Святочное гаданье».

Открытка «Святочное гаданье»Открытка «Святочное гаданье»

Живописец-портретист В.А. Бобров сотрудничал с Общиной с 1901 года вплоть до революции 1917 года. Художник рисовал салонные женские «головки», «боярышень». На их фоне рисунок «У ёлки» выделяется живостью и искренностью.

«У ёлки»«У ёлки»

А.Э. Линдеман создавала для открыток детские рождественские сюжеты.

Открытка с рисунком А.Э. Линдеман «Ёлка с игрушками»Открытка с рисунком А.Э. Линдеман «Ёлка с игрушками»

Нарушение тайны переписки

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон.

История почтовой открытки

Почтовые открытки в 21 веке – скорее милое ретро, способ удивить адресата, проявить оригинальность, чем необходимость. А всего полторы сотни лет назад «Карточки для корреспонденции» были новшеством, к которому относились с недоверием.

Изобретение почтовой открытки

Идею выпуска почтовых карточек предложил советник Германо-австрийского почтового союза Генрих фон Стефан в 1865 году. Проект не приняли из-за нарушения тайны переписки. Незапечатанные листы мог прочитать любой, что считалось неприемлемым: общественность привыкла к письмам с сургучными печатями, защищающими конфиденциальность.

Немецкая почта выпустила марку в честь Генриха фон Стефана, в том числе подчеркнув его предложение о введении почтовой карточки

В 1867 году книготорговцы Фридлейн и Парбубиц обратились к почтовым властям Германии с предложением ввести универсальные почтовые карточки. Цель – облегчение и упрощение типовой переписки, удешевление пересылки письма. Предполагалось, что с одной стороны на них будет приклеена марка и написан адрес, а с другой – часто употребляемые в переписке фразы. Отправителю лишь нужно было выбрать подходящую и подчеркнуть, не ломая голову над текстом. Германские почтовые власти не поддержали проект, и пальма первенства в выпуске почтовых открыток досталась Австро-Венгрии.

Профессор венской Военной Академии Эмануэль Геррман предложил ввести «почтовую телеграмму», плата за которую приравнивалась к пересылке печатных материалов, что было дешевле отправки писем. Объем текста ограничили 20 словами. Первую «карточку для корреспонденции» выпустили в Австро-Венгрии в 1969 году.

Одна из первых почтовых карточек Авство-Венгрии

Изначально на почтовых карточках не было иллюстраций. Солдаты во время Франко-прусской войны украшали карточки рисунками от руки. Коммерсанты подхватили идею, придав ей промышленные масштабы. По французской версии первая иллюстрированная открытка была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой – представителем той же профессии А. Шварцем из Ольденбурга.

Открытка Леона Бенардо

Первые почтовые открытки в России

Первая немаркированная почтовая карточка была выпущена в России в 1872 году под названием «Открытое письмо». На лицевой стороне поместили инструкцию об оплате и написании текста. Населению понравилось нововведение почтовых властей, и в обращение выпустили маркированные «открытые письма».

Первая немаркированная российская почтовая карточка (с наклеенной маркой)

В 1875 году снизили почтовый тариф и ввели в обращение иногороднее открытое письмо, отправляемое теперь в другие города и страны. Почтовые карточки Всемирный почтовый союз официально признал в июле 1875 года и включил их в международное почтовое обращение.

Маркированная почтовая карточка России

Первые иллюстрированные открытки, изданные в России, появились в 1894 году. Почтовый департамент подписал распоряжение, по которому разрешалось пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. Предприниматели обращали внимание властей на то, что в западных странах открытые письма с рисунками давно введены в обращение и пользуются большим спросом.

С конца 19 века на российских открытках изображали виды городов с «приветом» или «поклоном». Постепенно появляются поздравительные, рекламные, юмористические открытки.

Видовая открытка начала 20 века. Кириллов Монастырь

Первые российские открытки с Рождеством

Первые рождественские открытки были изданы в благотворительных целях Петербургским попечительным комитетом в 1898 году. Община святой Евгении, вскоре ставшая крупнейшим издателем открыток, выпустила серию из 10 иллюстрированных почтовых карточек тиражом в 10 тысяч экземпляров с акварелями известных петербургских художников. Тираж быстро раскупили, и печать пришлось повторить.

Рисунки для открыток Община святой Евгении создавали художники И.В. Симаков, В.А. Бобров, А.Э. Линдеман и другие.

Ноябрь 1909 года – открытка по картине И.В. Симакова «За елками».

Декабрь 1910 года – открытка по картине И.В. Симакова «Славильщики». Рисунок выполнен в традициях русской реалистичной графики. Крестьянские мальчики идут с рождественской звездой во славу Христа, поздравляя всех с праздником.

«Славильщики»

Декабрь 1911 года — открытка по картине И.В. Симакова «Как Ваше имя? – Смотрит он и отвечает: Агафон». Сцена из святочного гадания Татьяны Лариной.

Открытка «Как Ваше имя?…»

Открытки со сценами гадания набрали большую популярность. В декабре 1907 года издательство Община святой Евгении выпустило почтовую карточку по картине Ф.Ф. Бухгольца «Гаданье», 1901 и в 1905 годах – открытку по картине Н.К. Пимоненко «Святочное гаданье».

Открытка «Святочное гаданье»

Живописец-портретист В.А. Бобров сотрудничал с Общиной с 1901 года вплоть до революции 1917 года. Художник рисовал салонные женские «головки», «боярышень». На их фоне рисунок «У ёлки» выделяется живостью и искренностью.

«У ёлки»

А.Э. Линдеман создавала для открыток детские рождественские сюжеты.

Открытка с рисунком А.Э. Линдеман «Ёлка с игрушками»

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

Виды открыток

Есть две большие группы открыток: поздравительные и подарочные. Деление понятно: одни сопровождают подарок поздравлением (подарочные), другие просто поздравляют с праздником (высылаются по почте, либо вручаются лично).

Шутливая открытка Hallmark
Стандартные.
Напечатаны на высококачественной бумаге, прямоугольные по форме, сложенные вдвое либо в виде карточек. На передней стороне – декоративный рисунок, возможно украшение блестками или бантом. Внутри или на оборотной стороне сообщение, соответствующее случаю (свадьба, юбилей, Новый год и пр.), а также пустое пространство для того, чтобы отправитель оставил свое дополнение и подпись.

Фото-открытки.

С появлением цифровой фотографии стали очень популярны фото-открытки. Продаются готовые открытки в виде рамки, куда можно вставить фото адресата. Есть фото-открытки, полностью отпечатанные с высококачественной фотографии. Фото-открытки больше всего подходят для поздравления с Днем рождения, началом учебного года, корпоративным праздником.

Индивидуальные поздравительные открытки.

Есть специализированные сайты, где посредством простых инструментов можно создать собственную открытку. Сервисы берут на себя обязательство распечатать ваше творение на высококачественной бумаге и отправить адресату.

Многоразовые открытки.

Это открытка для экономных. Не так распространены в России, но в США и Европе продаются. Это карточка с красивой рамкой и разрезами, в которые вставляется листок с поздравлением. Адресат, получив открытку, сможет использовать её вновь, удалив вставной листок и заменив на свой. Есть варианты с липкой лентой, на которую также можно несколько раз прикрепить и открепить новое поздравление.
Музыкальная открытка Музыкальные открытки.
Когда они открываются, то играет музыка либо звучат другие подходящие случаю звуки. Как правило, это открытки «С Днем рождения», они играют традиционную песенку «Happy Birthday to you». Производство такой открытки более сложное, механизм с песенкой монтируется вручную.

Hand-made открытки.

Это открытки, сделанные своими руками. Современное хобби, называемое «кардмейкинг».

Электронные открытки

, или
E-card
. Электронная открытка, в целом, похожа на обычную поздравительную или подарочную открытку, с той лишь разницей, что создается не из бумаги, а виртуально в Интернете посредством компьютерной графики. Как правило, большой выбор электронных открыток предлагают крупные сайты (Yandex, Facebook, Rambler), с этих же сайтов открытку можно переслать по электронной почте адресату. Считается, что электронная открытка – абсолютно экологически чистая, в отличие от обычной бумажной открытки.
Сайт, где можно выбрать электронную открытку Электронные открытки могут быть отправлены для нескольких адресатов сразу или должны быть персонифицированы и быть сугубо индивидуальными, в единственном экземпляре. Для просмотра содержимого необходим компьютер, ноутбук, смартфон. Как правило, электронная открытка представляет собой один файл с растровой или векторной графикой в форматах JPG, GIF, PNG, TIFF (для статического изображения), или в формате Gif, Flash, html, avi (для анимированного изображения). Файл с электронной открыткой скачивается адресатом и просматривается на локальном компьютере, либо может просматриваться на сайте, где открытка создана посредством соединения с Интернетом.
Есть печатные электронные открытки. То есть такие, которые предназначены для распечатки, а не для отправки по электронной почте. В этом случае сайт-разработчик предлагает такую услугу как пересылка вашей электронной открытки конкретному адресату.

Создателем электронной открытки считают Джудит Донат, год создания 1994-й

.

Видео-открытки.

Это разновидность электронной открытки. Только адресат получает файл, соединяющий в себе видео и звук. Есть заготовки видео-открыток, а есть сервисы, где с помощью веб-камеры можно записать собственный вариант видео-поздравления.
Процесс передачи MMS открыток
Мобильные открытки.

Также относятся к электронным открыткам. Получатель должен иметь мобильный телефон с функцией приема MMS (Multimedia Messaging Service). Впервые мобильная открытка появилась в 2003 году. Такая открытка может быть отправлена со специального сайта-разработчика электронных открыток. А адресат получает открытку сразу на мобильный телефон. MMS можно отправлять и с мобильного телефона. Файл с открыткой содержит видео, анимацию, звук.

Какие размеры и форматы открытки выбрать

Дизайн открытки

Создавая уникальные проекты, важно помнить об ограничениях конвертов и альбомов. Именно поэтому желательно учесть 2 фактора:

  • Если планируете отправить открытку почтой, то размер конверта вмещает 150×100 мм, 210×100 мм, 210×148 мм без учета сложений;
  • Помещение в альбом для коллекции ограничивается размерами карманов 90×140 мм и 100×150 мм.

Существует немало особенностей разработки корпоративных открыток с логотипом, поздравительных на день рождения и на другие праздники. Учитывайте все возможные особенности при создании макета, и результат окажется превосходным.

Коллекционирование открыток

Собиратели открыток называются филокартистами

. Коллекции открыток существуют почти в каждой стране мира. Это могут быть частные коллекции или музеи открыток.

В России есть музей открыток в Санкт-Петербурге

. Он основан в 2002 году, насчитывает около полумиллиона экземпляров. Первый вклад в экспозицию внесла Елена Ромадановская, которая отправила в Российскую национальную библиотеку 17 тысяч открыток. В музее представлены экспонаты, выпущенные еще в дореволюционные годы, а также авторские открытки художников. В 2012 году принято решение оцифровать собрания Петербургского музея открытки. Когда оцифровка будет завершена, все открытки из собрания музея будут выложены на портале Президентской библиотеки им. Б. Ельцина.

Другой музей с огромной коллекцией открыток — Почтовый музей

(музей Почтамта), здесь можно проследить всю эволюцию – от маленьких серых карточек за три копейки до высокохудожественно иллюстрированных шедевров.

Большие коллекции открыток есть в музее Москвы, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, почти в каждом краеведческом музее разных российских городов.

В Интернете существует несколько виртуальных музеев открытки. Филокартисты добавляют свои коллекции (сканированные изображения открыток), и у посетителей таких сайтов есть возможность посмотреть сразу очень много редких экземпляров.

Первые поздравительные открытки.

Факты отправки поздравительных открыток упоминаются гораздо раньше, чем появились официальные открытые письма.

Так одной из первых открыток считается карточка, отправленная еще в XV веке из тюремного заключения герцогом Орлеанским своей супруге в день Святого Валентина.

Есть свидетельства об отправке поздравительных открыток в XVIII-XIX веках во Франции и Англии. Популярностью пользовались рождественские и пасхальные поздравления. Часто они передавались лично в руки через прислугу, отправлялись вместе с письмом в конвертах.

ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

Трудно утверждать однозначно, когда и где возникла такая простая вещь, как почтовая открытка. В разных странах они появились в разное время. Во Франции, по некоторым сведениям, приветствия и поздравления на открытых карточках с гравюрами появились ещё перед Великой французской революцией – то есть в XVIII веке! Но есть и другая версия из той же страны, романтическая: что открытки появились в ходе франко-прусской войны. У солдат были проблемы с бумагой и конвертами, вот они и придумали писать близким на кусочках картона, а одну сторону разрисовывали сами – вручную. И однажды такое произведение искусства попалось на глаза деловому человеку – тут и понеслось…

У англичан, разумеется, своя версия (разве же они уступят выскочкам-французам?!): первую открытку сделали в Англии к Рождеству.

По части древности, конечно, трудно конкурировать с китайцами. Есть версия, что открытки – продукт эволюции древних китайских визиток. В те времена, если посетитель не заставал хозяина дома, он должен был оставить свою визитку с написанным на ней поздравлением. Действительно – почти открытка. И даже с именем отправителя.

На почву точности и коммерческого расчёта историю открыток поставили, конечно же, немцы. В середине 1860-х годов появилось несколько проектов «почтового листка» – то есть бесконвертного почтового отправления. При этом немецкие почтовики всячески сопротивлялись этим нововведениям. В чём смысл этой истории? Так как эти послания не являлись письмами, их предполагалось посылать по более дешёвому тарифу, по которому посылали бандероли. Почтовикам, естественно, такие идеи казались подрывными.

Однако в январе 1869 года австро-венгерское правительство разрешило использование «корреспондентской карточки», которую можно было посылать без конверта. В 1871 году инициативу почтовиков дунайской империи одобрили в Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Люксембурге, Швейцарии… А затем – и во многих других странах.

В России открытки появились в 1872 году, а в 1894-м было разрешено выпускать открытки частным предпринимателям.

Иллюстраций на первых открытках не было. Уже в конце XIX века у нас появились открытки с фотоизображениями.

В те времена, кстати, было принято называть эти почтовые отправления «открытым письмом». Слово «открытка» считалось жаргонным и не приличествовало культурному человеку. Но времена меняются – и язык вместе с ними.

Немалую роль в выпуске первых открыток в России сыграло издательство «Община Св. Евгении» (известное также под названием «Издательство Красного Креста», поскольку эта община была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам). Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Ольденбургская — внучка императора Николая I. Одновременно принцесса Евгения была председательницей Императорского Общества поощрения художеств, и, разумеется, не случайно, что для пополнения казны Общины она предложила выпускать художественные открытки. Первый выпуск из четырёх открыток с акварелями художника Н.Н. Каразина появился в 1898 г. к пасхальным праздникам. Затем выпускались открытки с картинами и других русских художников – и имели большой успех. Уже тогда часть тиража распространялась не поштучно, а в виде наборов открыток.

Раньше не было интернета, чтобы полюбоваться видами далёких стран и городов. Зато были наборы видовых открыток. Теперь самые старые из них уже служат предметом охоты для коллекционеров

Если в советское время основная масса поздравительных открыток выпускалась к тем или иным государственным праздникам, то в 90-е годы настал черёд открыток к праздникам «личным»: поздравления с днём рождения, юбилеем, свадьбой и т. д.


Повод для поздравления может быть самым разным: от государственного праздника до личных достижений

Корпоративные лозунги придумали не сегодня

А затем для открытки настали трудные времена. Появилась электронная почта, и открытки по ней тоже можно посылать. Казалось бы, какие шансы у бумажной открытки? Но она жива! Теперь бумажная открытка часто не посылается по почте, а вручается лично – как знак внимания.

Немалую долю на рынке открыток теперь играют корпоративные, коммерческие изделия. Для корпоративных клиентов лучше делать на цифровой машине – потому что тиражи этих открыток обычно небольшие, а иногда в текст требуется внести имя. Конечно, можно пойти по лёгкому пути: напечатать все открытки одинаковыми и оставить свободное место после обращения в духе «Дорогой (ая)». Но, согласитесь, солидно отпечатанная открытка с надписью «Дорогой Вася Пупкин» будет замечена в первую очередь. А уж если несколько открыток, доставленных в нужную вам компанию, будут иметь ещё и персональные изображения – внимание к ним гарантировано.

Открытка с днём рождения только выиграет, если в тексте будет стоять имя адресата

Так что приходите со своими идеями – и мы вместе создадим открытку, которую ваш клиент запомнит надолго!


А это – наша самореклама обратите внимание – комплект открыток напечатан на тонированный бумаге (подробнее о материалах, которые у нас есть) Чтобы печатать на таком материале, нужно использовать белила. Мы это делаем на цифровой печатной машине HP Indigo 5000R (кстати, именно её вы можете видеть на одной из этих открыток)

Юрий Захаржевский, специально для Идеи Принт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Открытие электричества томасом эдисоном установление диктатуры пролетариата решу егэ
  • Открытие месторождений полезных ископаемых научная организация труда рост егэ
  • Открытие категории а при наличии б какие экзамены
  • Открытие васко да гамой морского пути в индию егэ
  • Открытие брокер экзамен на квалифицированного инвестора

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии