Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д17 C1 № 19
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1301.
2
Задания Д17 C1 № 39
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1302.
3
Задания Д17 C1 № 59
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Северо-Западном округе (СЗ) выбрали в качестве любимого предмета русский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (3)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1303.
4
Задания Д17 C1 № 79
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Центральном округе (Ц) выбрали в качестве любимого предмета английский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Восточного округа (В)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1304.
5
Задания Д17 C1 № 99
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Юго-Восточном округе (ЮВ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Юго-Западного округа (ЮЗ)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
Пройти тестирование по этим заданиям
Приступим ко второй части из ОГЭ по информатике демоверсии 2023.
Вторую часть нужно делать на компьютере.
Источник заданий: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-5
Разбор первой части демоверсии ОГЭ по информатике 2023
Вторую часть рекомендую начинать решать с 12 задания. Потому что в 11 задании поиск нужно осуществлять внути файлов, а в 12 задании только по именам. Операционная система сможет проиндексировать содержимое файлов, и тогда не так просто будет искать по именам, т.к. будут подмешиваться результаты, если совпадание будет внутри файлов.
Но разбор будем вести по порядку.
Задание 11
В одном из произведений А.П. Чехова, текст которого приведён
в подкаталоге каталога Проза, героиня произносит такую фразу: «Сегодня
я в мерехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня». С помощью
поисковых средств операционной системы и текстового редактора или
браузера выясните имя этой героини.
Решение:
Открываем каталог Проза. Настроим поиск, чтобы система искала и внутри файлов. Нажмём на кнопку Упорядочить -> Изменить параметры папок и поиска.
Переходим на вкладку Поиск
Галочка «Не использовать индекс при поиске системных файлов в папках (поиск может работать медленее)» должна стоять при решении и 11 задания, и 12 задания.
При решении 11 задания мы должны поставить галочку «Всегда искать по именам файлов и содержимому (может занять несколько минут)«. Так мы сможем искать не только по именам, но и по содержимому файла.
В правом углу пропишем фразу, которую говорила героиня: «Сегодня я в мерехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня». И нажмём Enter.
Получим два файла:
Открываем файлы по очереди. Нажимаем Ctrl + F (Поиск) и вбиваем фразу в строку поиска уже в той программе, с помощью которой открылся данный файл. Пытаемся найти имя героини, которая произнесла эту фразу.
В первом файле находим, что её имя МАША.
Ответ: МАША
Задание 12
Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога
Проза? В ответе укажите только число.
Решение:
Открываем настройки поиска, как в прошлом задании, и убираем галочку «Всегда искать по именам файлов и содержимому (может занять несколько минут)«. Теперь нам нужно искать только по именам.
В строке поиска пропишем маску: *.txt. Это обозначает, что название файлов можем быть любое, но расширение должно быть .txt.
Проводник выдаст 1 файл данного расширения.
Ответ: 1
Задание 13
В 13 задании даётся на выбор две задачи. Мы сделаем 13.2 (Работа с текстовым редактором). Будем работать в программе Word.
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий
текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного
начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см.
Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более
полуторного междустрочного интервала.
Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы
применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего
столбцов – по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные
полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы
меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице
по центру горизонтали.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины
текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы
и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать
стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более
24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл
ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или
*.doc, или *.docx.
Решение:
Перепечатываем весь текст в программе Word. После слова «Углерод» нужно поставить длиное тире. Это можно сделать, нажав Ctrl и минус на правой части клавиатуры.
Выделяем весь текст и выбираем размер шрифта в 14pt.
Снова выделяем весь текст и нажимаем на параметры абзаца (на рисунке показано):
Для первой строки устанавливаем Отступ на 1 см.
Выделяем текст. Расстояние между строками текста устанавливаем в 1.
Выделим весь текст и сделаем его по ширине.
Вставим таблицу. Переходим на вкладку Вставить. Нажимаем на чёрный треугольник возле кнопки Таблица. Выбираем таблицу с тремя столбцами и тремя строками.
Пропишем весь текст в таблицу. Текст кг/м3 можно написать с помощью кнопки Надстрочный. Мы выделяем тройку и нажимаем на эту кнопку.
Символ градусов °C можно найти: Вставка -> Символ -> Другие символы
Там можно найти кружочек, а символ C поставить с клавиатуры.
Если подвести к левому верхнему краю, появится крестик из стрелочек.
Нажмём правую кнопку мыши и выберем Свойства таблицы.
Выделим левый столбец и нажмём на кнопку «Выровнять по левому краю«. Два других столбца аналогично выравниваем по центру.
Отметим некоторые слова жирным, курсивом или подчёркиванием, как показано в образце.
Чтобы сделать нужный интервал между таблицей и абзацем, нужно зайти вновь в параметры абзаца. Делаем интервал после абзаца в 12 pt.
Вот, что в итоге получилось:
Задание 14
В электронную таблицу внесли данные о тестировании учеников по
выбранным ими предметам.
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B –
код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет;
в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были внесены данные о 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам
сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся
в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике,
набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы. - Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили
тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы
с точностью не менее двух знаков после запятой. - Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа
участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З».
Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле
диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение
соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые
значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным
организаторами экзамена.
Решение:
Открываем файл Excel. Составим формул для одной строки, а потом её распространим на отсланые строки.
Кликаем в ячейку E2. Нажимаем кнопку «Вставить функцию».
Выберем функцию ЕСЛИ. В поле Лог_выражение напишем: «И(C2=»Информатика»; D2>600)», в поле Значение_если_истина: 1, в поле Значение_если_ложь:0.
Чтобы распространить формулу на все строки, подводим курсор мыши к правому нижнему углу ячейки E2, ждём, когда загорится чёрный крестик, нажимаем левую кнопку мыши и тянем вниз.
Сумма единиц в столбце E покажет ответ на первый вопрос задачи.
Ответ к первому вопросу: 32
Чтобы ответить на второй вопрос, включим фильтр к столбцу С. Выделим столбец С и включим фильтр, как показано на рисунке на вкладке Главная.
Отфильтруем людей только тех, кто сдаёт информатику.
Внизу можно посмотреть среднее значение выделенных ячеек.
Ответ ко второму вопросу получается 546,82
Построим круговую диаграмму для третьего вопроса. Для этого нужно узнать количество участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Это сделаем опять с помощью фильтров. Отфильтруем участников из каждого округа, выделем столбец с участниками и внизу программа покажет количество выделенных ячеек (программа показывает количество выделенных ячеек, не строчек). Потом мы должны написать вот такую таблицу с полученными данными.
Выделяем эту таблицу нажимаем вкладку Вставить -> Диаграммы, выбираем круговую диаграмму. Нажмём на «плюсик», который расположен в правом верхнем углу и выберем метки данных. Должна получится примерно вот такая диаграмма:
Эту диаграмму можно перемещать в нужное место.
В 15 задании выберем задачу 15.2
Задание 15
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел
определяет количество чисел, кратных 4, но не кратных 7. Программа
получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами
числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают
30 000.
Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4,
но не кратных 7.
Решение:
Решим на языке Python.
n=int(input()) k=0 for i in range(n): a = int(input()) if a%4==0 and a%7!=0: k=k+1 print(k)
В переменную n пользователь вводит сначала количество чисел в последовательности. Переменная k это и есть счётчик, который подсчитывает нужные числа в последовательности.
Далее идёт цик for. Он будет повторяться n раз. Внутри цикла запрашивается очередное число a. Если оно делится на 4 и не делится на 7, то мы подсчитываем это число. В конце печатаем переменную k.
Разбор первой части демоверсии ОГЭ по информатике 2023
Евгений, 4 — это количество чисел, это число не является числом последовательности.
Тема: «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
ОГЭ по информатике задание 19 является практической и выполняется на компьютере в табличном процессоре, например, в Microsoft Office Excel 2007. Разберем задание из демо-версии 2017 года.
Для этого перейдите по ссылке, скачайте и распакуйте архив. Перейдите в папку «Дополнительные материалы» и откройте файл task19.xlsx.
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нём жиров; в столбце С — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
РЕШЕНИЕ
В данной задаче нужно ответить на 2 вопроса. Отвечаем на первый вопрос. Необходимо найти сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков?
В первом вопросе нужно выполнить 2 запроса:
- меньше 50 г углеводов
- меньше 50 г белков
Для вычисления множественных запросов применим формулу СЧЁТЕСЛИМН в табличном процессоре Excel. Выделим левой кнопкой мыши ячейку H2 и нажимаем на иконку «вставить функцию»
В режиме «Мастер функции» выбираем категорию «Полный алфавитный перечень» и функцию СЧЁТЕСЛИМН, нажимаем ОК
Далее в аргументах функции напротив пункта «Диапазон_условия 1″нажимаем на значок:
Курсор изменится на крестик. Теперь нужно этим крестиком, зажав левую кнопку мыши и не отпуская её, провести от ячейки D2 до ячейки D1001:
После этого нажимаем на значок:
В поле «Условие 1» вписываем < 50 (без кавычек). Таким образом, мы выбрали те продукты, в которых содержится менее 50 г. углеводов.
Осталось отобрать белки. Отбор происходит точно также, с той лишь разностью, что отбирать нужно от ячейки C2 до C1001. В аргументах функции напротив пункта «Условие 2″вписываем < 50. В итоге в аргументах функции получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке H2 появится число 864. Ответ на первый вопрос выполнен.
Переходим ко второму вопросу: какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г?
Здесь понадобится формула СРЗНАЧЕСЛИ. Выделяем ячейку H3, нажимаем кнопку «выбрать функцию». В окне «Мастер функции» из категории «Полный алфавитный перечень» выбираем функцию СРЗНАЧЕСЛИ.
В аргументах функции напротив пункта «Диапазон» нажать на значок:Выбрать ячейки от B2 до B1001 (жиры) и нажать на значок
В поле «Условие» вписать < 1 (без кавычек). Напротив поля «Диапазон_усреднения» нажать на значок:
Выбрать ячейки от E2 до E1001 (калорийность) и нажать на значок
Получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке H3 видим результат 89,4533. Данный результат нужно записать с точностью не менее двух знаков после запятой. Для этого воспользуемся кнопкой «Уменьшить разрядность» щелкнув по ней 2 раза:
Таким образом с помощью двух формул СЧЁТЕСЛИМН и СРЗНАЧЕСЛИ были получены правильные ответы
Ответ:
H2= 864
H3 = 89,45
Также вы можете просмотреть видеоразбор 19 задания ОГЭ по информатике:
Разбор задания 19 на примере 2-х задач из ГИА 9
Задания приведены с решениями.
На данной странице вы найдёте два задания типа 19 из ОГЭ по информатике для 9-х классов.
Задания приведены с решениями. Сами электронные таблицы с ответами и формулами можно скачать по ссылкам.
Задание 1. Тип 19 ОГЭ по информатике
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
округ |
фамилия |
предмет |
балл |
2 |
C |
Ученик 1 |
обществознание |
246 |
3 |
В |
Ученик 2 |
немецкий язык |
530 |
4 |
Ю |
Ученик 3 |
русский язык |
576 |
5 |
СВ |
Ученик 4 |
обществознание |
304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Юго-Западном округе (ЮЗ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Центрального округа (Ц)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19_1
Решение
1. Добавляем фильтр к заголовкам таблицы. Фильтруем данные. Оставляем округ «ЮЗ» и затем фильтруем данные столбца С. Оставляем только предмет «Обществознание». Затем выделяем отображённые ячейки по 1 столбцу. Внизу окна программы мы получим количество ячеек. Вписываем ответ в ячейку H2
2. Отключаем установленную ранее фильтрацию так, чтобы отобразились все данные. В столбце А настраиваем фильтрацию на отображение только округа «Ц». Выделяем столбец D. Внизу окна программы смотрим среднее значение. Вписываем ответ.
Задание 2. Тип 19 ОГЭ по информатике
На метеостанции данные о погоде занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы, в которую были занесены данные о погоде в период с января 2013 года по январь 2014 года.
Каждая строка таблицы содержит запись о погоде одного дня. В столбце A записана дата; в столбце B — температура воздуха; в столбце C — атмосферное давление; в столбце D – скорость ветра; в столбце E – облачность. Всего в электронную таблицу были занесены данные о погоде за 396 дней.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько дней за данный период атмосферное давление было ниже 760 мм ртутного столба? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какое среднее атмосферное давление было в дни с температурой воздуха ниже 0 °C? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Задание 19_2
Решение
1. Возможно решение при помощи фильтрации данных и автоматического подсчёта количества записей программой Excel, как это делалось в прошлом задании.
Так же возможно ответить на первый вопрос задания при помощи формулы СЧЁТЕСЛИ
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C397;»<760″)
Формула работает по принципу =СЧЁТЕСЛИ([Диапазон, в котором будут считаться количество ячеек]; «[условие, при котором ячейка посчитается]».
2. Добавляем любой свободный столбец формулу условия, которое будет выводить нам атм.давление при условии, если температура будет меньше 0. =ЕСЛИ(B2<0;C2). Затем считаем среднее значение по нашему столбцу. =СРЗНАЧ(F2:F397)
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 14 задания. Объясняется тема решения заданий в электронный таблицах Excel.
Содержание:
- Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
- Типы ссылок в ячейках
- Стандартные функции Excel
- Построение диаграмм
- Решение 14 задания ОГЭ
- Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
- Формулы в электронных таблицах
- Анализ диаграмм
14-е задание: «Электронные таблицы Excel».
Уровень сложности
— высокий,
Максимальный балл
— 3,
Примерное время выполнения
— 30 минут,
Предметный результат обучения:
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
* задания темы выполняются на компьютере
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.
- Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
- Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
- Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак
$
перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак$
перед номером строки: - В смешанных формулах меняется только относительная часть:
Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1
Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными
Смешанные формулы
Стандартные функции Excel
В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский | англ. | действие | синтаксис |
---|---|---|---|
СУММ | SUM | Суммирует все числа в интервале ячеек | СУММ(число1;число2) |
Пример: | |||
=СУММ(3; 2) =СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ | COUNT | Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек | СЧЁТ(значение1, [значение2],…) |
Пример: | |||
=СЧЁТ(A5:A8) | |||
СРЗНАЧ | AVERAGE | Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек | СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…) |
Пример: | |||
=СРЗНАЧ(A2:A6) | |||
МАКС | MAX | Возвращает наибольшее значение из набора значений | МАКС(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МАКС(A2:A6) | |||
МИН | MIN | Возвращает наименьшее значение из набора значений | МИН(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МИН(A2:A6) | |||
ЕСЛИ | IF | Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. | ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) |
Пример: | |||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») | |||
СЧЁТЕСЛИ | COUNTIF | Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: | |||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») | |||
СУММЕСЛИ | SUMIF | Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СУММЕСЛИ (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования]) |
Пример: | |||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
СРЗНАЧ
не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):Построение диаграмм
- Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
- Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
- Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
- Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
- Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
Егифка ©:
Решение 14 задания ОГЭ
Задание 14_0. Демонстрационный вариант 2022 г.:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A
записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B
– код фамилии ученика;
в столбце C
– выбранный учеником предмет;
в столбце D
– тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку
H2
таблицы. - Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку
H3
таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. - Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки
G6
. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
✍ Решение:
Приведем один из вариантов решения.
- Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию
ЕСЛИ
с логическим операторомИ
(одновременное выполнение нескольких условий). В ячейкуE2
запишем формулу:
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или для англоязычного интерфейса:
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
Т.е. если в ячейке C2
находится слово «информатика» и при этом значение ячейки D2
больше 600, то в ячейку E2
запишем 1 (единицу), иначе в ячейку E2
запишем 0 (ноль).
E
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки Е2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H2
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать, сколько единиц в ячейках столбца E
. Для этого мы можем суммировать их. Введите формулу:=СУММ(Е:Е)
Е:Е
обозначает диапазон ячеек по всему столбцу. Так как мы уверены, что ячейки после таблицы нет никаких лишних данных, то можно указывать такие диапазоны. Но на всякий случай следует проверять, нет ли после таблицы каких-то ненужных значений.
Ответ: 32
Решение задания 2:
- В ячейку
F2
внесем формулу:
=ЕСЛИ(C2="информатика";D2;0)
или для англоязычной раскладки:
=IF(C2="информатика"; D2; "")
Если в ячейке C2
находится слово «информатика», то в ячейку F2
установим значение из ячейки D2
, т.е. балл, иначе, поставим туда «» (пустое значение).
F
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки F2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H3
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать среднее арифметическое непустых значений ячеек столбца F
. Введите формулу:=СРЗНАЧ(F:F)
Ответ: 546,82
Решение задания 3:
Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.
Разбор задания 14.1:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик;
в столбце В — фамилия;
в столбце С — любимый предмет;
в столбце D — тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: Северо-Восточный округ и любимый предмет — математика.
- Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(A2="св";C2="математика");1;0)
Если значение в ячейке A2 равно св и одновременно значение в ячейке C2 равно математика, то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(A2="св";C2="математика");1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 17
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)
Если значения ячеек диапазона A2:A1001 равно значению «Ю», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек D2:D1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
Подсчитывается количество ячеек диапазона A2:A1001, значения которых равно «Ю».
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
для англоязычной записи функций =SUMIF(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001; "Ю")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 525,70
Разбор задания 14.2 :
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт;
в столбце B – содержание в нём жиров;
в столбце C – содержание белков;
в столбце D – содержание углеводов и
в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И. Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Если значение в ячейке D2 меньше 50 (углеводы) и одновременно значение в ячейке C2 меньше 50 (белки), то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(D2<50;C2<50);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 864
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)
Если значения ячеек диапазона B2:B1001 меньше единицы, то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек E2:E1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B1001, значения которых < 1.
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
для англоязычной записи функций =SUMIF(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;"<1")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 89,45
Разбор задания 14.3:
В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А указано название города; в столбце В — численность населения (тыс. чел.); в столбце С — название страны.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ запишите в ячейку F2.
- Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: так как задано только одно условие (численность населения менее 100 тыс), то можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<100")
для англоязычной записи функций =COUNTIF(B2:B1001;"<100")
Дословно переведем действие формулы. Считать количество значений меньших 100 в диапазоне ячеек от B2 до B1001.
Ответ: 448
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия";B2:B1001)
Если значения ячеек диапазона C2:C1001 равно значению «Австрия», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек B2:B1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия")
Подсчитывается количество ячеек диапазона C2:C1001, значения которых равно «Австрия».
=E2/E3
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 51,10.
Разбор задания 14.4:
В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября.
Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке. В столбце A записана дата перевозки (от «1 октября» до «9 октября»); в столбце B — название населённого пункта отправления перевозки; в столбце C — название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D — расстояние, на которое была осуществлена перевозка (в километрах); в столбце E — расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F — масса перевезённого груза (в килограммах).
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
✍ Решение:
-
Задание 1 первый способ:
- Поскольку в задании указано, что данные приведены в хронологическом порядке, то можно утверждать, что все строки с самой первой до той, в которой последняя запись за «3 октября» будут подходить под условие «перевозки с 1 по 3 октября».
Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ. - В итоге мы получим сразу искомый результат. Поэтому запишем формулу в ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СУММ(D2:D118)
для англоязычной записи функций =SUM(D2:D118)
Дословно переведем действие формулы. Суммируем значения ячеек в диапазоне от D2 до D118.
Ответ: 28468
Задание 1 второй способ:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(ИЛИ(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
Если значение в ячейке A2 равно «1 октября» или значение в ячейке A2 равно «2 октября» или значение в ячейке A2 равно «3 октября», то в ячейку I2 запишем значение, которое находится в ячейке D2 (Расстояние), иначе — в ячейку I2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(OR(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
=СУММ(I2:I371)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от I2 до I371.
для англоязычной записи функций =SUM(I2:I371)
Ответ: 28468
-
Задание 2:
- Для начала подумаем, как вычислить среднюю массу груза автоперевозок из Липки: для этого необходимо сумму всех значений массы перевозок из Липки (Пункт отправления — Липки) разделить на количество таких перевозок.
- Поскольку необходимо найти сумму только при определенном условии, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ. Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B371 (Пункт отправления), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона F2:F371 (Масса груза).
- Данная формула выглядит так:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B371; "Липки";F2:F371)
Если значения ячеек диапазона B2:B371 равно значению «Липки», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек F2:F371.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B371; "Липки")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B371, значения которых равно «Липки».
=I2/I3
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.
Ответ: 760,9
Разбор задания 14.5:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: школа №2 и баллов по информатике больше чем баллов по географии.
- Если заданы два условия, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(B2=2;D2>C2);1;0)
Если значение в ячейке B2 равно 2 и одновременно значение в ячейке D2 больше значения в C2, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(B2=2;D2>C2);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(G2:G273)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от G2 до G273.
для англоязычной записи функций =SUM(G2:G273)
Ответ: 37
-
Задание 2:
- Найдём количество участников, набравших по географии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C273; ">50")
Если значения ячеек диапазона C2:C273 больше 50, то считаем количество соответствующих этим строкам значений ячеек диапазона C2:C273.
=H2/272*100
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 74,6
Разбор задания 14.6:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ, а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(B2="Южный";C2+D2;"-")
Если в ячейке B2 стоит значение «Южный», то выводим сумму значений ячеек C2 и D2, иначе выводим «-«
для англоязычной записи функций
=If(B2="Южный";C2+D2;"-")
для русскоязычной записи функций
=СРЗНАЧ(G2:G267)
Функция СРЗНАЧ самостоятельно суммирует значения в ячейках диапазона от G2 до G267 и делит получившуюся сумму на количество ячеек, которые имеют числовые значения.
для англоязычной записи функций
=AVERAGE(G2:G267)
Ответ: 117,15;
Ответ: 15,4.
Разбор задания 14.7:
В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
Ответ: 8.
-
Задание 2:
- Для того, чтобы вычислить процент, необходимо сначала определить общее количество поэтов, умерших позже 1940 года, а затем определить сколько среди этого числа поэтов с именем Сергей.
- Таким образом, можно использовать условие (функция ЕСЛИ) для определения года смерти позже 1940, в случае истинности условия выводить имя поэта. Запишем в ячейку F2 (свободного столбца) формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(E2>1940;B2;"-")
Если год смерти (ячейка E2) позже 1940, то в текущую ячейку выводим значение ячейки B2 (имя), иначе выводим дефис («-«).
для англоязычной записи функций
=IF(E2>1940;B2;"-")
для русскоязычной записи функций =СЧЁТЕСЛИ(F2:F151;"=Сергей")/СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;">1940")*100
Считаем количество ячеек в диапазоне F2:F151, в которых находится имя Сергей. Полученное значение сначала делим на количество ячеек диапазона E2:E151, соответствующих критерию >1940, а затем умножаем на 100.
для англоязычной записи функций =COUNTIF(F2:F151;"=Сергей")/COUNTIF(E2:E151;">1940")*100
Ответ: 6,02.
Разбор задания 14.8:
В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.9:
В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой атлетике среди учащихся 7−11 классов. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые строки таблицы:
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
- Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.10:
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5.
Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
- Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
✍ Решение:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
- Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
- При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
Если значение в ячейке C2 > 3 и значение в ячейке D2 > 3 и значение в ячейке E2 > 3 и значение в ячейке F2 > 3, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
для русскоязычной записи функций
=СУММ(G2:G1001)
для англоязычной записи функций
=SUMM(G2:G1001)
Ответ: 1)88; 2)4,32.
Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.
Формулы в электронных таблицах
Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Разбор задания 14.1:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1/C1 2) =D1−A1 3) =С1*D1 4) =D1−C1+1
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
B2 = D1 - 1 B2 = 5 - 1 = 4
C2 = B1 * 4 C2 = 4 * 4 = 16
D2 = D1 + A1 D2 = 5 + 3 = 6
1) =B1/C1 = 2 2) =D1−A1 = 2 3) =С1*D1 = 10 4) =D1−C1+1 = 4
Ответ: 4
Разбор задания 14.2:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 0 2) 6 3) 3 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = D1 - 3 A2 = 4 - 3 = 1
B2 = C1 - D1 B2 = 5 - 4 = 1
C2 = (A2 + B2) / 2 C2 = (1 + 1) / 2 = 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1 = 3 получаем: 6 - 4 + 1 = 3
Ответ: 2
Разбор задания 14.3:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 1 2) 2 3) 0 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = C1 - 3 A2 = 5 - 3 = 2
B2 = (A1 + C1) / 2 B2 = (3 + 5) / 2 = 4
C2 = =A1 / 3 C2 = 3 / 3 = 1
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2 = 3 получаем: D2 = (4 + 2) / 2 = 3
Ответ: 4
Анализ диаграмм
14_4:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
400 + 100 + 200 + 400 + 200 + 200 + 400 + 300 + 200 = 2400
Биология: 1200/2400 = 0,5 = 50% История: 600/2400 = 0,25 = 25% Химия: 600/2400 = 0,25 = 25%
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_5:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Задание №4323.
Обработка большого массива данных. ОГЭ по информатике
Задание выполняется на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл.
Архив, необходимый для выполнения задания: ссылка для скачивания.
В электронную таблицу внесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были внесены данные о 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Пояснение:
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Задание допускает много способов решения. Ниже приведено одно из возможных решений.
Подготовительная часть.
В ячейку Е2 запишем формулу
=ЕСЛИ(И(C2=»информатика»; D2>600); 1;0))
или
=IF(AND(C2=»информатика»; D2>600); 1;0)
(Здесь и далее первая формула используется для русскоязычного интерфейса, вторая – для англоязычного.)
В ячейку F2 запишем формулу
=ЕСЛИ(C2=»информатика»; D2; 0)
или
=IF(C2=»информатика»; D2; 0)
Скопируем эти формулы во все ячейки диапазона Е3:F1001.
Задание 1.
В ячейку H2 запишем формулу
=СУММ(E2:E1001)
или
=SUM(E2:E1001)
Задание 2.
В ячейку I2 запишем формулу
=СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001; «>0»)
или
=COUNTIF(F2:F1001; «>0»)
В ячейку I3 запишем формулу
=СУММ(F2:F1001)
или
=SUM(F2:F1001)
В ячейку H3 запишем формулу
=I3/I2
Возможны и другие варианты решения.
Например, при выполнении задания 1 можно упорядочить данные так, чтобы нужные строки стояли подряд, а потом подсчитать их количество, используя нумерацию строк.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы.
На первое задание: 32.
На второе задание: 546,82.
На третье задание:
Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 132:29:108. Порядок следования секторов может быть любым.
Источник: Демонстрационная версия ОГЭ–2023
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями
«Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы»
«Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы»
Задача 1
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания.
- Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Файл для выполнения задания: скачать
Решение
Задание 1
Такое задание можно решить с помощью фильтра, выбрав учеников, которые проходили тестирование по информатике:
Далее нужно применить числовой фильтр еще раз по столбцу балл, указав значение больше 600. Будет найдено количество учеников, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов.
Ответ на первое задание нужно записать в ячейку H2 таблицы.
Задание 2 (способ 1)
Это задание также как и первое можно быстро решить с помощью фильтра.
Сначала нужно произвести отбор учеников, которые проходили тестирование по информатике:
Далее достаточно выделить мышкой все полученные числовые значения баллов по информатике, и в строке состояния отобразится значение среднего тестового балла по выбранному предмету:
Ответ нужно записать в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой, т.е. после запятой может быть два и более числа (округлить по правилам математики).
В качестве ответа можно записать число: 546,82 или 546,819 или 546,8194 и т.д.
Задание 2 (способ 2)
Задание можно решить используя расчеты по формулам, но для этого потребуются дополнительные вычисления. Сначала необходимо вынести в отдельный столбец значения баллов учеников по информатике, отбросив остальные значения. Для этого можно в ячейку E2 занести формулу =ЕСЛИ(C2=»информатика»; D2; 0) и скопировать ее на диапазон E3:E1001.
Далее рассчитаем суммарное количество всех баллов по информатике в ячейке F2, используя формулу =СУММ(E2:E1001).
Определим количество учеников которые проходили тестирование по информатике в ячейке F3 по формуле: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; «информатика»)
Осталось рассчитать средний балл. Результат определим по формуле =F2/F3 и запишем в ячейку H3:
Точность результата можно изменить, используя кнопку увеличения или уменьшения разрядности на панели инструментов.
Ответ: 546,819
Задание 3
Для построения диаграммы необходимо определить количество участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Для этого:
- в ячейку F4 введем формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «В»)
- в ячейку F5: =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «Зел»)
- в ячейку F6: =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «З»)
Строим круговую диаграмму по выделенному диапазону F4:F6. Левый верхний угол диаграммы нужно разместить вблизи ячейки G6.
- Примеры, рассмотренные на этой странице в формате pdf: скачать
- Задания для тренировки в формате pdf: скачать
Задача 1
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по физике и набрали менее 550 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите средний тестовый балл учеников из округа «З», которые проходили тестирование по физике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее трех знаков после запятой.
- Постройте столбчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по физике. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 2
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по биологии, набравшие не менее 550 и не более 750 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите средний тестовый балл учеников из округа «ЮЗ», которые проходили тестирование по биологии. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте столбчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «СЗ», «СВ», «ЮЗ» и «ЮВ», которые проходили тестирование по биологии. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 3
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по биологии и физике, набравшие более 830 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите абсолютную разницу средних тестовых баллов, по биологии и физике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте столбчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «СЗ», «СВ», «ЮЗ» и «ЮВ», которые проходили тестирование по биологии и физике. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 4
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по обществознанию и биологии, набравшие более 790 и менее 840 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите сумму средних тестовых баллов, по обществознанию и биологии. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, которые проходили тестирование по обществознанию и биологии. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 5
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников из округа «СЗ» и «СВ», которые проходили тестирование по информатике, набравшие более 790. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите сумму средних тестовых баллов учеников из округов «СЗ» и «СВ», которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее трех знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов «СЗ» и «СВ», которые проходили тестирование по информатике. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 6
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников из округов «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по биологии и набрали более 750 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите средний тестовый балл учеников из округов «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по биологии. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте столбчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по биологии. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 7
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников из округа «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по информатике, набравшие более 870. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите среднее значение максимальных тестовых баллов учеников из округов «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов «С», «З» и «В», которые проходили тестирование по информатике. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 8
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по физкультуре, набравшие не менее 750 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите средний тестовый балл учеников из округов «СЗ», «СВ» и «ЮЗ», которые проходили тестирование по физкультуре. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее трех знаков после запятой.
- Постройте столбчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «СЗ», «СВ» и «ЮЗ», которые проходили тестирование по физкультуре. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 9
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания.
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по физкультуре и обществознанию, набравшие не менее 890 баллов по каждому предмету. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите сумму средних тестовых баллов по физкультуре и обществознанию. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее трех знаков после запятой.
- Постройте линейчатую диаграмму, отображающую количество участников, которые проходили тестирование по физкультуре и обществознанию. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Задача 10
Откройте файл с электронной таблицей (скачать). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните следующие задания:
- Определите количество учеников, которые проходили тестирование по физкультуре и набрали не более 200 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Найдите среднее значение максимальных тестовых баллов по физкультуре среди учеников с кодами округов «СЗ», «СВ» и «ЮЗ». Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте линейчатую диаграмму, отображающую количество участников из округов с кодами «СЗ», «СВ» и «ЮЗ», которые проходили тестирование по физкультуре. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Комментарии, отзывы и предложения Вы можете направить на e-mail, указанный в контактах или оставить в гостевой книге, указав тему вопроса: перейти в гостевую книгу