в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 55 1–20 | 21–40 | 41–55
Добавить в вариант
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам и общественным ожиданиям.
2) Отклоняющееся поведение регулируется санкциями со стороны общества и государства.
3) Примером позитивного отклоняющегося поведения является правонарушение.
4) Отклоняющееся поведение присуще индивидам и не проявляется на уровне социальной группы.
5) Отклоняющееся поведение индивида может быть связано с низким уровнем его культуры.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.
2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.
3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.
4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.
5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.
Выберите верные суждения о негативном отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Негативное отклоняющееся поведение личности проявляется в правонарушениях и аморальных поступках.
2) Отклоняющимся негативным называют деструктивное асоциальное поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам и ролевым ожиданиям.
3) В некоторых случаях обычаи и традиции могут закреплять образцы негативного отклоняющегося поведения.
4) Профилактику негативного отклоняющегося поведения могут вести только правоохранительные органы.
5) К биологическим причинам негативного отклоняющегося поведения относят жизненный опыт человека, полученный в условиях социальных кризисов.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.
3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.
4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.
5) Формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Задания Д26 C4 № 4480
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
5
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Задания Д26 C4 № 1292
С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
2) Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют маргинальными группами.
3) Одним из видов девиантного поведения является преступность.
4) Девиантное поведение может носить как негативный, так и позитивный характер.
5) Девиантное поведение всегда связано с нарушением господствующих в обществе моральных норм.
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) правонарушение; 2) отклонение; 3) социальный статус; 4) проступок; 5) мобильность; 6) преступление
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным ___ (А). Поведение индивида в группе, не соответствующее ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества, называется ___ (Б).
Негативная дезорганизация на уровне личности проявляется в ___ (В) и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп в деформациях ___ (Г) людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных ___ (Д) дезорганизация проявляется в бюрократизме, ___ (Е), волоките и других болезненных явлениях».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) отклоняющееся | 2) взаимоотношения | 3) нормы |
4) организация | 5) партия | 6) коррупция |
7) ответственность | |
9) преступление |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность? Укажите их.
Показать
1
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями жизни граждан.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Задания Д22 C3 № 2446
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Задания Д22 C3 № 2446
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример.)
Показать
1
Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность? Укажите их.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями жизни граждан.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример.)
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями жизни граждан.
Показать
1
Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность? Укажите их.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Задания Д22 C3 № 2446
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Показать
1
Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность? Укажите их.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями жизни граждан.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Задания Д22 C3 № 2446
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему: «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь может способствовать снижению уровня преступности в стране?» В каждой возрастной группе было опрошено равное число респондентов. Результаты опроса отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Во всех возрастных группах большинство респондентов считают ужесточение наказаний наиболее эффективной мерой борьбы с преступностью.
2) Доля сторонников расширения полномочий правоохранительных органов возрастает с увеличением возраста респондентов.
3) Ни в одной возрастной группе сторонники ужесточения уголовных наказаний не составляют большинства.
4) Усиление профилактики правонарушений как средство борьбы с преступностью наиболее популярно в возрастной группе 18–29 лет.
5) В возрастной группе 30–50 лет число респондентов, считающих улучшение экономической ситуации в стране главным условием снижения преступности, приблизительно равно общему числу респондентов, выступающих за ужесточение уголовных наказаний и за расширение полномочий правоохранительных органов.
Всего: 55 1–20 | 21–40 | 41–55
Всего: 31 1–20 | 21–31
Добавить в вариант
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
5
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
2) Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют маргинальными группами.
3) Одним из видов девиантного поведения является преступность.
4) Девиантное поведение может носить как негативный, так и позитивный характер.
5) Девиантное поведение всегда связано с нарушением господствующих в обществе моральных норм.
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.
3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.
4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.
5) Формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) правонарушение; 2) отклонение; 3) социальный статус; 4) проступок; 5) мобильность; 6) преступление
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.
2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.
3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.
4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.
5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
3
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;
— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
4
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
5
Задания Д22 C3 № 141
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Верны ли следующие суждения о девиантном поведении?
А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений.
Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Стихийная социализация индивида может стать причиной девиантного поведения.
2) Отклоняющееся поведение всегда приводит к негативным последствиям.
3) Противоправное поведение является отклоняющимся.
4) Отклоняющееся поведение может повлечь за собой применение санкций.
5) Отклоняющееся поведение всегда приводит к конфликтам в обществе.
Задания Д10 № 492
Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
1) адаптивного поведения
2) конформистского поведения
3) делинквентного поведения
4) девиантного поведения
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Задания Д10 № 973
Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
1) адаптивного поведения
2) конформистского поведения
3) делинквентного поведения
4) девиантного поведения
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию под редакцией А. Ю. Лазебниковой, Е. Л. Рутковской, Е. С. Корольковой. 25 вариантов. 2016 г.
Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделенная на основе профессиональных критериев.
2) Возрастные границы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-исторической ситуацией и социально-экономическими условиями.
3) Одним из общих социально значимых признаков молодёжи является завершение первичной социализации.
4) Для молодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации.
5) Молодёжь — это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль и отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость деятельности правоохранительных органов в условиях демократии. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие правоохранительные органы действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три правоохранительных органа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность правоохранительного органа по защите прав и свобод граждан. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных правоохранительных органов.)
Всего: 31 1–20 | 21–31
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2. Установите
соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими
их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО |
|
A) молодые люди уступили Б) водитель в положенный B) сын-школьник признался Г) гражданка Н. оформила Д) М. решила помочь подруге Е) директор школы созвал |
1) моральные нормы 2) правовые нормы |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения
и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ |
|
A) молодой человек собирает Б) предприниматель Н. B) футбольный болельщик Г) граждане Н. и П., отмечая Д) 12-летняя М. выиграла Е) 16-летнего гражданина |
1) позитивное 2) негативное |
3. Установление соответствия позиций,
представленных в двух множествах.
1. Верны ли следующие
суждения о сущности социального контроля?
А.
Социальный контроль — это особый механизм поддержания общественного порядка.
Б. Нормы и
санкции — это элементы социального контроля
1. верно только
А
2. верно только
Б
3. верно и А и Б
4. оба суждения неверны [4]
2. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль осуществляется как посредством
применения к личности определённых требований, выработанных обществом,
так и посредством требований личности к самой себе.
Б. Методы и способы социального контроля трансформируются
в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится
возрастание роли и значения самоконтроля.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны [5]
3. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество
осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.
Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.
1) верно только
А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения
неверны [5]
4. Дифференциация в социальной информации фактов и
мнений.
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого
обозначено определённой буквой.
(А)В исследовании
приняли участие 1503 человека — юноши и девушки старше 18 лет.
(Б)Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании
детей. (В)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются
разводом. (Г)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и
обостряют кризис семейных ценностей.
Определите,
какие положения текста носят
1) фактический
характер
2) характер оценочных
суждений [7]
Запишите под буквой,
обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого
обозначено определённой буквой.
(А) Социальная
стратификация подразумевает деление общества на группы в соответствии
с определёнными значимыми признаками. (Б) Для традиционного общества
характерна сословная структура. (В) Можно с достоверностью предположить,
что тип общества, характер экономики оказывают существенное воздействие
на формирование групп. (Г) Очевидно, что для современного общества
крайне сложно найти какой-либо один признак, который лёг бы в основу его
стратификации. (Д) Допустим, для отнесения отдельного человека к
среднему классу важно, какое он имеет образование, доход, профессию.
Определите,
какие положения текста носят
1) фактический
характер;
2) характер оценочных
суждений;
3) характер теоретических
положений.
Запишите в таблицу
под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер
[6]
A |
Б |
В |
Г |
Д |
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого
обозначено буквой.
(А) Социальная
мобильность отражает изменение человеком статуса, освоение им
новых социальных ролей. (Б) Повышение офицера в звании — пример вертикальной
восходящей мобильности. (В) Переход врача из одной поликлиники в
другую — пример горизонтальной мобильности. (Г) Современное общество,
вне всякого сомнения, — общество с высоким уровнем мобильности. (Д)
Социологи признают ведущим каналом социальной мобильности образование.
Определите,
какие положения текста носят
1) фактический
характер;
2) характер оценочных
суждений;
3) характер теоретических
положений
Запишите в таблицу
под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.[10]
A |
Б |
В |
Г |
Д |
5. Определение терминов и понятий, соответствующих
предлагаемому контексту.
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд
слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо
вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших
функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А)
(т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат
своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями
для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных
___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся
поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества.
По характеру регулирования социального поведения различают
нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) …Нормы, относящиеся ко второй
группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет
за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных
или административных».
Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно
одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения
пропусков.
1) санкция |
2) группы |
3) интеграция |
4) идеал |
5) контроль |
6) эталон |
7) правило |
|
9) стабильность |
В данной ниже таблице приведены
буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой
буквой номер выбранного вами слова. [11]
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный______(А)
может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается
«золотой середины» между свободой выбора и_____(Б) за него.
Действенность социального контроля обеспечивается главным образом
не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей,
утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).
Следует также выделить внутренний
и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в
науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность
людей. Внешний контроль
может быть формальным и неформальным. Формальный
основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль
базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный
контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний
контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить
способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном
обществе, важно формировать у людей внутренний контроль,
или_______________(Е)».
Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только
один раз.
Выбирайте последовательно
одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения
пропусков.
Список терминов:
1) ответственность |
2) общество |
3) контроль |
4) добровольность |
5) производство |
6) механизм |
7) инициатива |
|
9) нормативный |
В данной ниже таблице приведены
буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой
буквой номер выбранного Вами слова. [6]
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
«Социальный контроль – механизм,
с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых
правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной
системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные
решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом
к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных
норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за
__________(Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает
как органический элемент любой __________(Д) управления социальным
процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение
команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить
в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения
труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется.
Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно
социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции
социального контроля осуществляет практически любой социальный
институт».
Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно
одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения
пропусков.
Список терминов:
1) санкция |
2) нарушение |
3) мораль |
4) соблюдение |
5) система |
6) мобильность |
7) ограничение |
|
9) статус |
В данной ниже таблице приведены
буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив
их в порядке, соответствующем буквам: [6]
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
6. Находить, осознанно воспринимать и точно
воспроизводить информацию, содержащую в тексте и применять их в заданном контексте.
1. Прочитайте
текст и выполните задание 1.
Что же такое преступность? В самой общей
форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность
не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно
самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется
определенным закономерностям, имеет свои причины… Для понимания
природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности,
противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать,
что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного
развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его
членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса.
Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным
и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью,
интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной
деятельности общества его членов. Преступность — явление социальное,
ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление
правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены
уголовным законом. … Весь человеческий опыт говорит, что переоценка
уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным
результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот.
Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство
и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны. (Карпец
В.)
1. Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают
преступность? [12]
7. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых
обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный
контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре
социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию
социального контроля.
Пояснение.
Правильный ответ
должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия,
например: социальный контроль — это система способов регулирующего
воздействия общества, социальных групп на личность;
(Может быть приведено
иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение
с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный
контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть
составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре
социального контроля.)
3) одно предложение,
раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля,
например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной
системы».
Могут быть составлены
другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию
социального контроля [12]
8. Конкретизировать примерами изученные
теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих
обществоведческий курс.
1. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное
отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных
санкций, возможных в этом случае.
Пояснение.
В ответе должны
содержаться следующие элементы;
1) модель ситуации,
допустим:
— К., сотрудник
отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости,
использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов,
благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.
2) три примера
санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и
— К. выписали
премию;
— К. вручили грамоту;
— К. была предложена
новая должность с перспективой карьерного роста.
Может быть смоделирована
другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции.
[12]
9. Применять обществоведческие знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
1. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность
средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение
его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет
осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами
и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится
в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два
его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Пояснение.
Правильный ответ
должен содержать следующие элементы:
1) социальное явление:
социальный контроль;
2) два элемента:
– социальные
нормы;
– социальные
санкции;
3) пример, допустим:
санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.
Может быть проиллюстрирован
другой элемент. Может быть приведён другой пример. [13]
10. Систематизировать, обобщать социальную
информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные
иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся
поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два
или более детализированы в подпунктах.
2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и
социальные санкции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два
или более детализированы в подпунктах.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль
и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах. [14]
11. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать
изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно
формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы.
1. «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального
опыта прошлых ошибок» (Г. Александров) [2]
2. «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных;
но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости»
(Аристотель) [3]
3. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе
взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон) [6]
Список использованных
источников и литературы
1. Кишенкова О.В.,
Лискова Т.Е. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
Обществознание. М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. Королькова Е.С.
Практикум по обществознанию. Социология. М.: Экзамен, 2015.
3. Котова О.А.,
Лискова Т.Е. ЕГЭ – 2014. Обществознание. Самое полное издание типовых заданий.
М.: Астрель, 2013.
4. Лазебникова А.
Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен,
2015.
5. Лазебникова А.
Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен,
2015.
6. Чернышева О.А.
Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Ростов – на – Дону:
Легион, 2013.
7. Чернышева О.А.
Обществознание. Эссе, сложный план развёрнутого ответа. Ростов – на – Дону:
Легион, 2013.
8. http://www.ug.ru/archive/56334
9. http://soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat
10. http://soc.reshuege.ru/test?theme=104
11. http://reshuege.ru/pdf/fa4f95d22b3ec1193cbe1ee01c1c7042.pdf
12. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie—nauki/library/2012/05/15/zadaniya—po—distsipline—obshchestvoznanie
13. http://www.kipk.ru/files/fck/4451/file/2014_%D0%9E%D0%91_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_2_c%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5__%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf
14. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy—bank—zadaniy—ege
24 января 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тест «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
15 вопросов.
soc-norm.doc
1. Любая социальная норма:
А) является обязательным правилом поведения
Б) обеспечивается силой государства
В) регулирует общественные отношения
Г) выражается в официальной форме
2. Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения – это:
А) ритуалы
Б) традиции
В) обычаи
Г) нормы морали
3. Эстетические нормы
А) закрепляются в государственном законодательстве
Б) обеспечиваются силой государственного принуждения
В) способствуют утверждению идеалов добра и справедливости
Г) закрепляют представления о прекрасном и безобразном
4. Какому виду норм соответствует следующая характеристика: Они закрепляют представление о «добре и зле» в поведении людей?
А) обычаям и традициям
Б) моральным нормам
В) правовым нормам
Г) эстетическим нормам
5. Правовые нормы в отличие от других социальных норм
А) опираются на силу общественного мнения
Б) обеспечиваются силой государственного принуждения
В) поддерживаются моральным сознанием
Г) осваиваются в процессе социализации
6. К социальным нормам относятся
А) научные идеи
Б) экономические законы
В) обычаи
Г) технические нормы
7. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека — это:
А) социальная норма
Б) социальная санкция
В) социальная роль
Г) социальный статус
8. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
А) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами публики
Б) Ученый получил международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий
В) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля
Г) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.
9. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является
А) всенародная слава
Б) лестные отзывы читателей
В) вручение памятного подарка
Г) всеобщее уважение
10. Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе –
11. Отклоняющееся поведение всегда:
А) нарушает нормы права
Б) причиняет вред личности
В) не соответствует социальным нормам
12. Примером негативного отклоняющегося поведения является
А) повышенный интерес к результатам спортивных достижений
Б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
В) алкоголизм
Г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
13. Что относится к позитивным проявлением девиантного поведения?
А) религиозный фанатизм
Б) новаторское предложение
В) расовая нетерпимость
14. Вторичная девиация
А) на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми
Б) индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом
В) Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм
15. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относятся
А) вручение грамоты
Б) лестный отзыв
В) вручение памятного подарка
Г) всеобщее уважение
Д) премирование
Е) похвала
Ответы
1. В
2. А
3. Г
4. Б
5. Б
6. В
7. Б
8. А
9. В
10. реабилитация
11. В
12. В
13. Б
14. А
15. БГЕ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Вариант №1
-
Социологи используют термин «социальный контроль» для характеристики
-
специфической формы социального различия
-
позиции индивида или группы в социальной структуре общества
-
любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы
-
механизма регуляции отношений индивида и общества
-
Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»
ФОРМЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Внутренний |
Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. |
… |
Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. |
-
Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
-
замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.
-
Преподаватель государственного университета получил государственную премию. Это пример применения санкций
-
формальных позитивных
-
неформальных позитивных
-
формальных негативных
-
неформальных негативных
-
Выберите верные суждения от отклоняющемся поведении и запишите цифры под которыми они указаны.
-
Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.
-
Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.
-
Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.
-
Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.
-
Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.
-
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, ___________ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают мораль и право, ____________ (Б), административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных ______________ (В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за _____________ (Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как элемент любой системы _____________ (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные ____________ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».
Слова в списке данные в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
|
|
-
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.
-
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Вариант №2
-
Социологи используют термин «социальный контроль» для характеристики
-
специфической формы социального различия
-
позиции индивида или группы в социальной структуре общества
-
любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы
-
механизма регуляции отношений индивида и общества
-
Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»
ФОРМЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Внутренний |
Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. |
… |
Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. |
-
Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
-
правонарушение 2) отклонение, 3) социальный статус, 4) проступок, 5) мобильность, 6) преступление.
-
Преподаватель государственного университета получил государственную премию. Это пример применения санкций
-
формальных позитивных
-
неформальных позитивных
-
формальных негативных
-
неформальных негативных
-
Выберите верные суждения об социальном контроле и запишите цифры под которыми они указаны.
-
Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.
-
Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.
-
В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.
-
Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.
-
Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.
-
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определённых правил. Такими правилами являются ___________ (А). Они обеспечивают ____________ (Б) общества, а также способствуют контролю за ______________ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе _____________ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьёй, _____________ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приёмы социального контроля называются ____________ (Е)».
Слова в списке данные в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
|
|
-
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.
-
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
ОТВЕТЫ (вариант №1):
-
4
-
внешний
-
46
-
1
-
235
-
231458
-
Примеры:
-
родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (институт семьи)
-
прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (при мер социального контроля в государстве)
-
община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии)
-
Модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: Константин подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обязательств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;
Три примера санкций:
-
некоторые сослуживцы отказались подавать ему при встрече руку;
-
некоторые сослуживцы сделали ему замечание;
-
художник нарисовал карикатуру.
ОТВЕТЫ (вариант №2):
-
4
-
внешний
-
35
-
1
-
245
-
249865
-
Примеры:
-
родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (институт семьи)
-
прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (при мер социального контроля в государстве)
-
община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии)
-
Модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: Константин подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обязательств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;
Три примера санкций:
-
некоторые сослуживцы отказались подавать ему при встрече руку;
-
некоторые сослуживцы сделали ему замечание;
-
художник нарисовал карикатуру.
ЕГЭ
Справочник
ЕГЭ
Обществознание
Задание 14391
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Аналоги к заданию 14391:
•
14391
•
15105
•
15441
•
15445
•
15509
•
17826
Раздел кодификатора ФИПИ / Решу ЕГЭ:
•
2.2 Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 15105
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Аналоги к заданию 15105:
•
14391
•
15105
•
15441
•
15445
•
15509
•
17826
Раздел кодификатора ФИПИ / Решу ЕГЭ:
•
2.1 Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 15445
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Аналоги к заданию 15445:
•
14391
•
15105
•
15441
•
15445
•
15509
•
17826
Раздел кодификатора ФИПИ / Решу ЕГЭ:
•
2.2 Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 15509
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Аналоги к заданию 15509:
•
14391
•
15105
•
15441
•
15445
•
15509
•
17826
Раздел кодификатора ФИПИ / Решу ЕГЭ:
•
2.1 Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 17826
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Аналоги к заданию 17826:
•
14391
•
15105
•
15441
•
15445
•
15509
•
17826
Раздел кодификатора ФИПИ / Решу ЕГЭ:
•
2.2 Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
ЕГЭ
Справочник
© 2023 ЕГЭ.Справочник24. Все права защищены.
Предметы
Русский язык
Математика профильная
Физика
Химия
Информатика и ИКТ
Биология
История
География
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Обществознание
Испанский язык
Литература
Математика базовая
Поведение — внешнее проявление активности индивида.
Поведение человека как социального существа оценивается со стороны общества и может как соответствовать общепринятым нормам (и, следовательно, оцениваться, скорее, положительно), так и нарушать их.
Отклоняющееся поведение.
В случае, если индивид совершает поступки, противоречащие писанным и неписаным нормам, принятым в данном конкретном обществе, то такое поведение называется девиантным (отклоняющимся)или делинквентным.
Отклоняющееся (девиантное)(от лат. deviatio — отклонение) поведение— социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Делинквентное(от лат. delinquens — совершающий проступок, буквально: преступное) поведение— нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Девиантное поведение |
Делинквентное поведение |
Относительно,так как принадлежит к моральным нормам данной социальной группы. |
Абсолютно,так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. |
Объяснение причин девиантного поведения
Объяснение девиации |
Его сущность |
Биологическое |
Люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. |
Психологическое |
Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врождённый характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта. |
Социологическое |
Концепция аномии (от фр. anomie — беззаконие) Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т. е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. Теория стигматизации (от гр. stigma — клеймо, пятно) Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. |
Типы девиации
Негативная девиация― это поведение, которое большинством людей воспринимается отрицательно, вызывает осуждение(преступность, наркомания, пьянство, проституция).
Основные формы негативного девиантного поведения:
- пьянство
- наркомания
- преступность
- проституция
- нетрадиционная сексуальная ориентация (во многих обществах)
- самоубийство (суицид)
Позитивная девиация― это отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения(сверхтрудолюбие, героизм, выдающиеся успехи и другое)
Виды отклонений
- Культурные и психические отклонения.Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
- Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальное отклонение:отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое отклонение:конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.Например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.
- Первичное и вторичное отклонения. Первичное отклонение― отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или ошибкой. Вторичное отклонение― отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
- Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения(Роберт Мертон). Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществления.
Правомерное поведение— это действие (бездействие) субъектов, которое соответствует требованиям норм права.
Признаки правомерного поведения:
- внешняя выраженность в форме действия или бездействия
- соответствие нормам, принципам права данного государства
- положительная социальная значимость (выражается в его социальной полезности, допустимости, приемлемости)
Адаптивное и конформистское поведение
Адаптивное— поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Конформистское(от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — пассивное следование принятым в обществе нормам.