Отец горио сочинение

События в этом произведении известного французского романиста развиваются в отнюдь не самом престижном парижском пансионе, в числе постояльцев которого находятся люди весьма незначительного достатка, занимающие достаточно скромное общественное положение. Здесь проживают одинокие, оставленные своими семьями старики, студенты, лишь начинающие свой жизненный путь и пока не имеющие особых денежных средств, среди обитателей пансиона госпожи Воке скрывается от правосудия даже некий многоопытный преступник, совершивший побег с каторги.

За обедом хозяйка дома разливает суп, и минимальная порция всегда достается пожилому папаше Горио, как насмешливо называют его остальные постояльцы. Ранее, когда этот человек впервые стал жильцом пансиона, он казался еще довольно здоровым, обеспеченным и уверенным в себе, госпожа Воке даже планировала стать со временем его супругой. Но в дальнейшем господин Горио все больше опускается, начинает одеваться в обноски и переезжает в каморку на чердаке, хотя первоначально он занимал одну из лучших комнат. Окружающие без всякого стеснения издеваются над ним, но сам Горио этого даже не замечает, постоянно пребывая в собственных мыслях и не обращая внимания ни на что вокруг.

Лишь один из жителей пансиона госпожи Воке, студент по фамилии Растиньяк, испытывает сочувствие к этому обойденному судьбой человеку. Он узнает о том, что Горио, в молодые годы являвшийся лишь рабочим фабрики по производству вермишели, после революции 1789 года сумел завладеть компанией своего бывшего хозяина и действительно нажил неплохое состояние на перепродаже муки, пользуясь сложной ситуацией с продовольствием.

Горио всегда был страстно предан своей семье, супруге и двум дочерям. Его спутница жизни довольно рано ушла из жизни, и мужчина был вынужден воспитывать подрастающих девочек в одиночку. Он всегда всячески баловал дочерей, покупал им самые роскошные наряды и украшения, торопился выполнить любую их прихоть. Горио и сам не отрицает того факта, что дочери стали его кумирами, и он испытывал радость даже из-за того зла, которое ему приходилось от них переносить, причем с течением времени такое положение лишь усугублялось.

Когда дочери Горио стали взрослыми и привлекательными девушками, отец, как ему тогда казалось, удачно выдал их замуж, дав каждой весьма солидное приданое. Старшая из его дочерей, Анастази, стала супругой аристократа, графа де Ресто, тогда как Дельфина оказалась женой состоятельного барона де Нусингена. Однако вскоре Горио стал замечать, что как дочери, так и зятья стесняются его низкого происхождения и того, что он занимается торговлей мукой, и Анастази, и Дельфина абсолютно не радовались визитам отца, когда он у них появлялся.

В результате сложившейся ситуации Горио был вынужден перебраться в пансион, поскольку дочери наотрез отказывались взять его к себе. Тем не менее, каждая из них постоянно приходила к отцу, выпрашивая у него деньги на различные желания и потребности, которые не собирались обеспечивать их мужья. В течение нескольких лет Горио отдал дочерям все, что у него имелось, превратившись в одряхлевшего, опустившегося старика. Эгоистичные и лишенные совести женщины не пришли к отцу даже на его смертном одре. Он умер в полном одиночестве, признавшись перед смертью студенту Растиньяку, что напрасно пожертвовал всем ради дочерей, что, если бы его состояние сохранилось у него, они бы не отходили от Горио и заботились бы о нем до его последней минуты.

Трагическая история этого несчастного персонажа знаменитой «Человеческой комедии», созданной по-настоящему талантливым автором, убедительно доказывает, насколько губительным становится абсолютное погружение в какую-либо всеобъемлющую страсть, ради которой человек полностью отрекается от самого себя. В случае отца Горио такой страстью, таким пороком стали его дочери, и он сам откровенно и с болью говорит об этом с Эженом де Растиньяком, когда положение уже невозможно изменить. Горио на протяжении ряда лет совершает уступку за уступкой, приносит все новые и новые жертвы ради своих дочерей, которые воспринимают все это как должное. Ведь отец еще в детстве приучил их к тому, что любой их каприз будет немедленно удовлетворен, чего бы это ему ни стоило, Анастази и Дельфина ни разу не услышали из его уст слова «нет».

Не стоит удивляться и тому, что дочери этого человека выросли столь эгоцентричными и бессердечными, относящимися к отцу лишь как к средству для решения их материальных проблем. В данном случае беспредельная, слепая отцовская любовь деформировала и разрушила их личности, а в итоге привела и самого Горио к печальному, одинокому, лишенному всякой надежды финалу.

Главные события происходят в пансионе мамаши Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретаются семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних лет по имени Вотрен; на четвертом — старая дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема. Все жильцы дружно презирают папашу Горио, которого некогда именовали «господином»: поселившись у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую комнату на втором этаже — тогда у него явно водились деньжата, и хозяйка возымела надежду покончить со своим вдовьим существованием. Она даже вошла в некоторые затраты на общий стол, но «вермишелыцик» не оценил ее усилий. Разочарованная мамаша Воке стала косо на него поглядывать, и он полностью оправдал дурные ожидания: через два года съехал на третий этаж и перестал топить зимой. О причине такого падения зоркие слуги и жильцы догадались очень скоро: к папаше Горио изредка заходили тайком прелестные молодые дамы — очевидно, старый развратник проматывал состояние на любовниц.

Правда, он пытался выдать их за своих дочерей — неумная ложь, которая всех только позабавила. К концу третьего года Горио перебрался на четвертый этаж и стал ходить в обносках.

Между тем размеренная жизнь дома Воке начинает меняться. Молодой Растиньяк, опьяненный блеском Парижа, решает проникнуть в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу де Босе-ан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тетушки, он получает приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой, и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто. На следующий день он рассказывает о ней своим сотрапезникам за завтраком и узнает удивительные вещи: оказывается, старик Горио знаком с графиней и, по словам Вотрена, недавно оплатил ее просроченные векселя ростовщику Гобсеку. С этого дня Вотрен начинает пристально следить за всеми действиями молодого человека.

Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай. Взбешенный Растиньяк проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянется восторжествовать над ним. В довершение всех бед Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома. Удрученный юноша отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый неподходящий момент: его кузину ждет тяжелый удар — маркиз д`Ажуда-Пинто, которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге». Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка немедленно разрешается: Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио. У этого жалкого человека есть и вторая дочь, Дельфина, — жена банкира де Нусингена. Обе красотки фактически отреклись от старика отца, который отдал им все. Виконтесса советует Растиньяку; воспользоваться соперничеством двух сестер: в отличие от графини Анастази баронессу Дельфину не принимают в высшем свете — за приглашение в дом виконтессы де Босеан эта женщина вылижет всю грязь на прилегающих улицах.

Вернувшись в пансион, Растиньяк объявляет, что отныне берет папашу Горио под свою защиту. Он пишет письмо родным, умоляя прислать ему тысячу двести франков, — это почти непосильное бремя для семьи, но юному честолюбцу необходимо обзавестись модным гардеробом.

Вотрен, разгадавший замыслы Растиньяка, предлагает молодому человеку обратить внимание на Викторину Тайфер. Девушка прозябает в пансионе, потому что ее не желает знать отец — богатейший банкир. У нее есть брат, достаточно убрать его, чтобы ситуация переменилась, — Викторина станет единственной наследницей. Устранение молодого Тайфера Вотрен берет на себя, а Растиньяк должен будет заплатить ему двести тысяч — сущий пустяк в сравнении с миллионным приданым. Юноша вынужден признать, что этот страшный человек в грубой форме сказал то же самое, что говорила виконтесса де Босеан. Инстинктивно чувствуя опасность сделки с Вотреном, он принимает решение добиться благосклонности Дельфины де Нусинген. В этом ему всячески помогает папаша Горио, который ненавидит обоих зятьев и винит их в несчастьях своих дочерей. Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется в нее. Она отвечает ему взаимностью, ибо он оказал ей ценную услугу, выиграв семь тысяч франков: жена банкира не может расплатиться с долгом — муж, прикарманив приданое в семьсот тысяч, оставил ее практически без гроша.

Растиньяк начинает вести жизнь светского денди, хотя денег у него по-прежнему нет, а искуситель Вотрен постоянно напоминает ему о будущих миллионах Виктории. Однако над самим Вотреном сгущаются тучи: полиция подозревает, что под этим именем скрывается беглый каторжник Жак Коллен по прозвищу Обмани-Смерть, — для его разоблачения необходима помощь кого-нибудь из «нахлебников» пансиона Воке. За солидную мзду роль сыщиков соглашаются исполнить Пуаре и Мишоно: они должны выяснить, есть ли у Ветрена клеймо на плече.

За день до роковой развязки Вотрен сообщает Растиньяку, что его приятель полковник Фран-кессини вызвал Тайфера-сына на дуэль. Одновременно юноша узнает, что папаша Горио не терял времени даром: снял для Эжена с Дельфиной прелестную квартирку и поручил стряпчему Дарвилю положить конец бесчинствам Нусингена — отныне дочь будет иметь тридцать шесть тысяч франков годового дохода. Это известие кладет конец колебаниям Растиньяка — он хочет предупредить отца и сына Тайферов, но предусмотрительный Вотрен подпаивает его вином с примесью снотворного.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

Наутро такой же трюк проделывает с ним самим Мишоно: подмешивает ему в кофе снадобье, вызывающее прилив крови к голове, — бесчувственного Вотрена раздевают, и клеймо выступает на плече после хлопка ладонью.

Дальнейшие события происходят стремительно, и мамаша Воке в одночасье теряет всех своих постояльцев.

Сначала приезжают за Викториной Тайфер: отец вызывает девушку к себе, ибо брат ее смертельно ранен на дуэли. Затем в пансион врываются жандармы: им дан приказ убить Вотрена при малейшей попытке к сопротивлению, но тот демонстрирует величайшее хладнокровие и спокойно сдается полиции. Проникшись невольным восхищением к этому «гению каторги», обедающие в пансионе студенты изгоняют добровольных шпиков — Мишоно и Пуаре. А папаша Горио показывает Растиньяку новую квартиру, умоляя об одном — позволить ему жить этажом выше, рядом со своей ненаглядной Дельфиной. Но все мечты старика рушатся.

Прижатый к стене Дервилем, барон де Нусинген сознается, что приданое жены вложено в финансовые махинации. Горио в ужасе: его дочь оказалась в полной власти бесчестного банкира. Однако положение Анастази еще хуже: спасая Максима де Трая от долговой тюрьмы, она закладывает Гобсеку фамильные бриллианты, и об этом узнает граф де-Ресто. Ей нужно еще двенадцать тысяч, а отец потратил последние деньги на квартиру для Растиньяка. Сестры начинают осыпать друг друга оскорблениями, и в разгар их ссоры старик падает как подкошенный — его хватил удар.

Папаша Горио умирает в тот день, когда виконтесса де Бо9еан дает свой последний бал — не в силах пережить разлуку с маркизом д`Ажу-да, она навсегда покидает свет. Простившись .с этой изумительной женщиной, Растиньяк спешит к старику, который тщетно призывает к себе дочерей. Несчастного отца хоронят на последние гроши нищие студенты — Растиньяк и Бьяншон. Две пустые кареты с гербами провожают гроб с телом на кладбище Пер-Лашез. С вершины холма Растиньяк смотрит на Париж и дает клятву преуспеть любой ценой — и для начала отправляется обедать к Дельфине де Нусинген.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

Тема денег в романе, или, вернее, “к злату проклятая страсть”, исследуется писателем в двух основных аспектах: философском, как причина распада естественных “природных” связей, когда духовными ценностями сознательно жертвуют ради достижения материальных ценностей, и социальном, когда положение человека в обществе определяется толщиной кошелька, а утрата капитала неизбежно обрекает его на потерю лица, и тогда он автоматически становится “ничем” – пустым местом.

Центральной фигурой этого художественного исследования

является главный герой романа – отец Горио – типичный представитель эпохи Реставрации и торжества “золотого тельца”. Еще в молодости Горио свято уверовал в силу золота: все покупается и продается. Усвоив эту банальную истину, он стал “ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 г. купил все дело своего хозяина” и мгновенно превратился из рабочего-вермишельщика в успешного предпринимателя. С этого момента “все умственные способности он посвятил торговле хлебом” и, успешно спекулируя мукой, быстро разбогател.

Изобретательность, пронырливость, умение предугадать и выждать,

безжалостность в конкурентной борьбе и фанатическая преданность своему делу – вот те качества, которые помогли ему достичь успеха.

Однако вскоре он овдовел и, навсегда отвергнув мысль о новой женитьбе, с присущей ему страстью посвятил себя дочерям. Дела его шли успешно, и обожаемые им “ангелочки” не имели отказа ни в чем. Он нанял им дорогих наставников, которые обучали их светским манерам, правилам хорошего тона, внешней утонченности, но отнюдь не внутреннему благородству, доброте и чуткости. Папаша Горио подобострастно выполнял самые абсурдные желания своих дочерей.

Слепая любовь Горио к дочерям напрочь лишила его природной осмотрительности, осторожности и расчетливости.

Между тем полученное воспитание и плебейская сущность избалованных девиц, помноженные на растленные нравы “века золота”, возомнившего себя “золотым веком”, предопределили их дальнейшую судьбу. Деньги отца открыли им двери светских салонов, и вскоре старшая дочь Горио – Анастази – стала графиней де Ресто, а младшая – Дельфина – баронессой Нусинген. Как только дочери Горио “приобщились” к аристократическому обществу, буржуазное происхождение отца стало их шокировать. Правда, ради денег его еще некоторое время терпели, но мучную торговлю Горио пришлось оставить, как занятие постыдное и презираемое в светском обществе, куда, впрочем, он сам допущен не был.

Несмотря на то, что отец Горио пошел на столь большую жертву, дочери вскоре дали ему почувствовать, что он лишний за их столом. И хотя его деньги по-прежнему нужны и графу, и барону, и их женам, родство с ним скрывают как позорное. Перед Растиньяком, проникшим в тайну родства графа де Ресто с отцом Горио, закрывают двери дома, как перед нежелательным свидетелем позора.

Так папаша Горио попадает в пансион мадам Воке. Разоряясь и постепенно переселяясь под самый чердак пансиона, он продолжает боготворить своих кумиров, иногда издали любуясь ими. “Бриллианты, золотая табакерка, цепочка, драгоценности – все ушло одно вслед за другим. Он расстался с васильковым фраком, со всем своим парадом и стал носить зимой и летом сюртук из грубого сукна каштанового цвета, жилет из козьей шерсти и серые штаны из толстого буксина.

Горио худел все больше, икры его опали, лицо… необычайно сморщилось, на лбу залегли складки…” Глаза его “потухли, выцвели, стали серо-желтого оттенка,. ..а красная закраина их век будто сочилась кровью. Одним внушал он омерзение, другим жалость”. Но с той же страстью, с которой Горио добывал свой миллион, он продолжает безрассудно и беспредельно эгоистично любить своих дочерей, которые иногда еще пускают своего отца к себе в дом с черного хода.

Необходимо отметить, что “страсть” – фамильная черта семейства Горио. Страстно и безжалостно добывал свой миллион отец Горио. Со всей присущей им эгоистичностью и страстью удовлетворяют свои прихоти его дочери. И для отца Горио, и для его дочерей страсть – естественное чувство.

Разница между ними лишь в том, что отец Горио, хотя и в извращенном виде, но обладает способностью любить своих дочерей. В нем еще жив закон естественных “природных” связей – отцовская любовь к своим детям.

Его дочери – Анастази и Дельфина – уже продукт распада этих естественных “природных” связей. Они до наивности естественны в другом – в страстной жажде удовлетворения своих прихотей. Для них естественно требовать у отца деньга, как естественно завести себе любовника.

Когда отец Горио продает свою ренту, обрекая себя на нищенское существование ради того, чтобы по прихоти Дельфины обставить квартиру Растиньяка – ее любовника, дочь приходит от этого безумного поступка своего отца в неописуемый восторг. Ни тени угрызения совести… Все так естественно и… страшно.

И когда старшая дочь Горио, Анастази, заставляет своего больного отца отнести ростовщику его последнее серебро, чтобы заплатить портнихе за бальное платье, она добивается этого так же “естественно”, как и ее сестра. Ибо дочери Горио свято верят, что любая их прихоть является единственно важной. А коль скоро выясняется, что отец уже неплатежеспособен, то и интерес к нему так же “естественно” исчезает.

Но и на краю страшной бездны отец Горио продолжает наивно верить в то, что купить можно все – даже любовь своих дочерей. Эта вера напрочь затмевает любые понятия о человеческом достоинстве, о котором, впрочем, Горио не имеет ни малейшего представления. Поэтому трагический конец обманутого в своих лучших чувствах отца только условно можно назвать трагедией.

Ибо даже на смертном одре представление отца Горио о человеческом достоинстве сводится к одному: все дело в деньгах! В предсмертном бреду, брошенный своими дочерьми, Горио шепчет: “Напишите им, что я оставляю в наследство миллионы! Честное слово! Я поеду в Одессу делать вермишель!”

Судьбу отца Горио порой сравнивают с трагедией шекспировского короля Лира. Действительно, в сюжетах этих произведений много общего. Но характеры главных героев не имеют между собой никакого сходства. Король Лир, пройдя через предательство своих дочерей, остается трагически величественным.

Осознав свои ошибки, он не только не теряет своего достоинства, но обретает истинную мудрость. Прозрение выстрадано королем Лиром ценой жестоких душевных мук, поэтому его образ трагичен в высоком значении этого слова.

Бальзаковский же герой скорее жалок. И даже горестные сетования отца Горио в минуты просветления о гражданских законах и правосудии, о погибающем отечестве страшны своей наивностью: ко всему прочему, теперь он верит еще и в то, что дочерей можно заставить силой любить отца, с помощью жандармов! “Дочки, дочки!.. Я хочу их видеть!

Пошлите за ними жандармов, приведите силой! За меня правосудие, за меня все – природа, гражданские законы! Я протестую! Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет!”

Печальны заблуждения отца Горио, печален и страшен его конец. Герцогиня де Ланже, в присутствии Растиньяка рассказывая историю отца Горио и его дочерей, хладнокровно завершает ее словами: “Конечно, все это кажется ужасным, а между тем такие случаи мы наблюдаем каждый день”.

Loading…

«Что привело папашу Горио к гибели (По роману О. Бальзака «Отец Горио»)»

Сочинение


Бальзак — один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком.
В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом «Человеческой комедией». Начинает эту серию роман «Отец Горио», написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица «Человеческой комедии», в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. «Отец Горио» — краеугольный камень в творчестве писателя.
Как же развиваются события в романе?
Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жизнью люди. Здесь доживают дни одинокие старики — бывшие лавочники, мелкие чиновники в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят пристанище те, кто только начинает свой путь, — отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. В этом потайном уголке парижских джунглей, в гуще маленьких людей скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.
Госпожа Воке отмеряет порции и меньше всего наливает старику Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще довольно свеж и крепок, и денежки у него водились. Госпожа Воке подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в дряхлую развалину, жалкого бедняка.
Вместо новенького фрака на нем какое-то отрепье, он перестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей комнаты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в отверженного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жильцов. Почему это произошло? Госпожа Воке не знает причин и предполагает самое худшее.
Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.
Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жизни Горио, печальную историю…
В молодости Горио был рабочим-вермишелыцйком, «ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина». После революции в голодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. «Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом». Все его чувства ушли в любовь к семье — жене и двум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов: книг он не читал, в театре засыпал. Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. «Отеческое чувство его перешло все разумные границы», дочери стали его кумирами. Горио «возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них». А с годами это зло становилось все ощутимее.
Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их замуж. Старшую, Анастази — за графа Ресто, младшую, Дельфину — за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что отец их торгует мукой. В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Горио и поселился в пансионе.
Он думал, что будет жить на покое припеваючи. Лишь бы дочери позволили их навещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. А они обе отвернулись от него. «Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу».
В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим «ангелам». Он умирает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: «Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев».
Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями; неуемное развитие таких страстей, которое приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, — одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от уступки к уступке, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху. Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, ведет Горио к гибели.
Бальзак создал мир «Человеческой комедии» по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он — исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан этот — человеческая жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.

Другие сочинения по этому произведению


Специфика «Этюдов о нравах». Анализ романа «Отец Горио»
Проблема отцов и детей в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио» (сочинение миниатюра)
Растиньяк — характеристика литературного героя
Реалистические типы героев в романе Бальзака «Отец Горио»
Проблема выбора в романе О де Бальзака «Отец Горио»
Вверх по лестнице ведущей вниз(по роману О де Бальзака «Отец Горио»)
Изображение растлевающей власти денег в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»
Изображение власти денег в романе Бальзака «Отец Горио»
«Отцы такие дураки!»(по роману О де Бальзака «Отец Горио»)
Трагические образы героев произведений Бальзака («Отец Горио»)

 Данное произведение в творчестве французского писателя занимает важное место в его творчистве. Во-первых, этот роман-эпопея очень понравился читателям и приобрёл большую популярность. Во-вторых, в сюжете появляются персонажи, которые потом будут присутствовать и в другом творении автора — «Человеческая комедия». Бальзак в «Отце Горио» раскрывает тему юношества, одинокой старости и утраченных иллюзий. Критическое отношение человека к самому себе и окружающему миру заставляет задуматься читателей над смыслом своей жизни.

В сюжете три тематические линии. Они могут как пересекаться, так и существовать отдельно. Каждая из них имеет особенную проблематику. Читатель словно наблюдает за тремя разными жизнями персонажей, которые иногда связаны друг с другом.

Первая тема раскрывает историю отца Горио. Он всю жизнь заботился о своих дочках, отдал им всё своё время. Они же бросили его. В итоге герой умирает в одиночестве и нищете. Вторая тема связана с чрезмерным честолюбием. Юный провинциальный студент Эжен Растиньяк мечтает войти в светское общество парижской элиты. Он не стыдится использовать любые связи для достижения данной цели. Третья тема раскрывает мировоззрение беглого каторжника Вотрена. Герой говорит об обществе и его добродетели. Сомнения персонажа в существовании морали в окружающем мире приводят к странному заключению о том, что сильная личность имеет право пренебрегать законом.

Первая сюжетная линия также раскрывает проблему власти денег над людьми. Автор часто обращается к данной тематике и в других произведениях. Иногда ради богатства человек готов отказаться не только от своих принципов, но и от родных людей. Большое внимание уделяет Бальзак и истории Растиньяка. Персонаж находится в состоянии активной борьбы с самим собой и со своими принципами. Он не понимает, как сохранить чистоту и непорочность в мире лицемерия и жестокости. Так и происходит потеря иллюзий, появляется разочарование в жизни. Борьба бедного студента с обществом в итоге была им проиграна.

Каждый раз как только Растиньяк соблазнялся аристократическим обедом и красивым нарядом, он забывал про свои принципы. Парень хотел добиться всего трудом и честностью, но быстро сдавался своим желаниям. Бальзак считает, что проблема была во внутреннем состоянии персонажа. Растиньяк сам сделал выбор в пользу материального благополучия. При этом герой совсем забыл про совесть и честь.

Такая же тема раскрыта писателем в романе «Утраченные иллюзии». Главный герой Люсьен Шардон приезжает в Париж за славой и карьерой. Молодой человек достаточно хорошо воспитан и образован. Внешностью очень привлекательный, и умом не обделён. Но из-за избалованности и чрезмерного внимания со стороны родственников, Люсьен пришёл к выводу, что гениям позволено многое. Даже закон не помеха таким юношам, как он. И только судьба в итоге накажет героя за чрезмерный эгоизм.

Совершенно противоположный персонаж Давид Сешара являлся родственником и другом Люсьена. Он занимался изобретательской деятельностью и привык полагаться на свой ум. Но общество поглощено идеей больших денег, поэтому молодому таланту сложно устроиться в этом мире. История беглого каторжника Вотрена продолжается в романе «Блеск и нищета куртизанок». В его судьбе произошёл неожиданный поворот. Жизнь изменилась кардинальным образом. Бывший преступник становится сотрудником парижской полиции.

Бальзак активно обращался в своих произведениях и к другим темам. Например, писатель беспокоился о распаде родственных связей. И по этому поводу он создал два романа, связанные друг с другом, «Кузина Бета» и «Кузин Понс». А в тексте «Крестьяне» автор обращается к проблеме борьбы за землю. Хотя Бальзака считали плохим предпринимателем, он заключил немало выигрышных сделок. Жаль, только умер раньше известия об успехе.

Писатель одним из первых вложился в строительство железной дороги. Сначала акции падали в цене, но потом обогатили многих союзников Бальзака. К примеру, Ротшильд не продал ни одной акции и в итоге стал богатейшим человеком в мире. Писатель раскрыл образ такого успешного предпринимателя в романе «Человеческая комедия». Оноре Бальзак имел дом на улице Фортюне. Своё гнёздышко он обустраивал с любовью и уютом. Но после смерти писателя здание снесли.

По иронии судьбы на его месте построили огромный особняк для одной наследницы Ротшильда. Талантливый человек талантлив во всём. Бальзак смог бы работать коммерческим консультантом и проводить выигрышные сделки. Но тогда бы читатели решились таких прекрасных, философских и поучительных произведений, которые заставляют задуматься о жизни и человеческих пороках. Автор всегда оставался на стороне чести, совести, трудолюбия, правды и таланта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бальзак — один из крупнейших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества заключается в том, что он написал не просто большое количество романов, но и историю целого общества. Действующие лица его произведений — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — выглядят так, что создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком. В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, он их назовет потом «Человеческая комедия».

Начинает эту серию роман

«Отец Горио», написанный в декабре того же 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней принимают участие важнейшие действующие лица «Человеческой комедии», в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. «Отец Горио» — краеугольный камень в творчестве писателя. Как же развиваются события в романе?

Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воле. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жизнью люди. Здесь доживают дни одинокие

старики — бывшие лавочники, мелкие чиновники в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят пристанище те, кто только начинает свой путь, — потомки небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы.

В этом потайным уголке парижских джунглей, в гуще маленьких людей скрывается под лицом коммерсанта и каторжник. Госпожа Воле отмеряет порции и меньше наливает старом Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще достаточно свежий и сильныйЮ деньжата у него водились.

Госпожа Воле подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в старую развалину, жалкого бедняка.

Вместо новенького фрака на нем какое-то тряпье, он перестал пудрить парик, отказался от табака. С лучшей комнаты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в обездоленного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жителей. Почему это произошло?

Госпожа Воле не знает причин и предполагает самое худшее. Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.

Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жизни Горио, печальную историю…

В молодости Горио, был «ловким, экономным и столь предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина». После революции в голодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. «Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом. Всего его чувства ушли в любовь к семье — жене и двум дочерям. Вне магазина и вне семьи у него не было никаких интересов: книг он не читал, в театре засыпал.

Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. «Родительское чувство его перешло все разумные пределы», дочери стали его кумирами. Горио «возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них».

А с годами это зло становилось все ощутимее. Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их замуж. Старшую, Анатазу — за графа Ресто, младшую, Дельфину — за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что их отец торгует мукой.

В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Горио и поселился в пансионе.

Он думал, что будет жить на покое припевая. Только дочери позволили их посещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было.

Одряхлевший, падший, он часами простаивал на улице, чтобы хоть мельком взглянуть на своих кумиров. Они обе отвернулись от него. «Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу».

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим «ангелам». Он умирает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио осознает причину своего несчастья.

Он не нужен им потому, что он бедный: «Ах, будь я богат, я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев».

Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями, а развитие таких страстей, приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, — это одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от поступка к поступку, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху, Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, которая ведет Горио к гибели.

Бальзак создал мир «Человеческой комедии» по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он — исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан это — человеческая жизнь, с рябью повседневных дел, со штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно изменчивая, вечно движется.

И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случаев, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетов мысли, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Отдыхая на море я заметила как часто у иностранцев встречаются татуировки на теле сочинение егэ
  • Отдыхая летом в петербурге меня поразило великолепие дворцов егэ ответ
  • Отдых это сочинение
  • Отдых после боя сочинение по картине непринцева отдых после боя
  • Отдых на природе сочинение на английском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии