Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Н. В. Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Н. В. Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.
передовой авангард — плеоназм: авангард -это часть войск, находящаяся впереди главных сил
Ответ: передовом
Подготовка к ЕГЭ(11класс)
Лексические нормы (задание №20)
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите
это слово.
1.В
соседней комнате Сергей, окружённый слушателями, о чём-то с увлечением
рассказывал, энергично жестикулируя руками и делая большие глаза.
2.Многим
путешествующим людям известен необычный феномен, когда звук голоса человека
или какой-либо иной звук слышен на весьма далёком расстоянии.
3.Деятельность
недавно созданного медиацентра будет способствовать
совместному
сотрудничеству между народами различных стран.
4.Отдельный
батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю
В.А. Ботылёва и его заместителя Н.В.Старшинова вызвался идти в передовом
авангарде десанта.
5.Вчера
мы с Димкой до двенадцати ночи смотрели по телевизору захваты-
вающий
триллер.
6.Вокруг
Андрея внезапно стали сгущаться тучи, друзья и коллеги о чём-то шептались за
его спиной, но в конце концов всем стала известна истинная подоплёка
распускаемых слухов.
7.Традиционно
к творческим профессиям относят те, что связаны с искусством и
культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть
и во многих других специальностях.
8.Впервые
чёрную икру привёз во Францию Пётр 1, угостив этим изысканным деликатесом
своего царственного брата – короля Людовига.
9.Глаза
Жени разбегались, она спешила вперёд, сворачивала, пятилась
назад,
когда сдвигала верхний слой гальки, жаловалась, что хорошие камни редко
попадаются, и вдруг замерла от восторга.
10.Только
стол и стул, на котором стоит кассовый аппарат, да прейскурант
цен,
прибитый на стене над кассовым аппаратом, — вот и всё имущество конторы.
11.Грин
рассказывает в своей автобиографии, что, увидев впервые на вятской пристани
двух настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как
зачарованный на гостей из иного, таинственного мира и прекрасного мира.
Отредактируйте
предложения: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно
употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка.
12.При
лечебном питании имеет роль не только правильный подбор продуктов, но и
соблюдение технологии кулинарной обработки, температуры потребляемой
больным пищи.
13.И
Сергей Павлович Королёв встал перед моими глазами, спокойный,
крепкий
русский человек, готовый сделать подвиг во славу своей Родины.
14.Недалеко
от Эфеса и в 8 км от города Сельджук, на склоне горы распо-
ложилась
любопытная деревня Шириндже, которая играет значение
местного
торгового центра.
15.После
двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухажива-
ний
за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.
16.Творчеству
А.П.Чехова посвящена серия лекций, на которых были
прочитаны
отрывки из его творчества.
17.Многолетней
верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответст-
венность
за опрометчивый поступок, совершённый в юности.
18.Важно
понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор
произведения.
19.Договор
между странами о разграничении морских пространств и со-
трудничестве
в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит
условия
для реализации совместных экономических проектов.
20.Из-за
содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это попу-
лярное
домашнее растение может навлекать аллергические реакции.
Ответы:
1.Руками
2.Необычный
3.Совместному
4.Передовом
5.Захватывающий
6.Истинная
7.Креативное
8.Изысканным
9.Назад
10.Цен
11.Своей
12.Значение
13.Совершить
14.Роль
15.Предложил
16.Произведений
или текстов
17.Вину
18.Симпатизирует
19.Создаёт
20.Вызывать
За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 88.5%
Ответом к заданию 6 по русскому языку может быть цифра (число) или слово.
Разбор сложных заданий в тг-канале
Задачи для практики
Задача 1
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Автографы Пушкина, как и произведения искусства, зрительно создают чисто эстетическую реакцию.
Решение
Вызывать реакцию, но создавать впечатление
Ответ: вызывают
Задача 2
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Совместно с войсками стратегического назначения мы осуществили интересную работу, позволившую решить ряд оборонных задач.
Решение
Нарушена лексическая сочетаемость: осуществить можно мечту, планы, превращения, а работу можно проделать.
Ответ: проделали
Задача 3
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Время показало, что так называемая цивилизация — очень хрупкая штука, что человек в своём нравственном развитии вряд ли прогрессирует дальше в наше время.
Решение
прогрессирует дальше — плеоназм, прогрессировать можно только вперед, дальше
Ответ: дальше
Задача 4
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Контрольную по геометрии Сергей решил неожиданно удачно: задачу решил правильно, теорему обосновал, только вот следствие из теоремы не вывел, но, наверное, хоть хорошо поставят.
Решение
сущ. теорема сочетается с глаголом доказать, а обосновать (подкрепить доказательствами) можно предложение
Ответ: доказал
Задача 5
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
Решение
САФЬЯНОВЫЙ = сделанный из сафьяна, обитый, обтянутый сафьяном (кожа); ФАЯНСОВЫЙ = из фаянса (мелкопористый, белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор)
Ответ: фаянсовыми
Задача 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Запахло сильнее цветами, первыми ландышами из леса, пернатые птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и всё уснуло, затихло, замолкло до утра.
Решение
Птицы — ПЕРНАТЫЕ существа, способные летать = плеоназм.
Ответ: пернатые
Задача 7
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В 1903 году немецкий физик О. Гейслер обнаружил закон: сплав немагнитного марганца с немагнитными медью и оловом обладает ферромагнитными свойствами.
Решение
Запоминаем лексическую сочетаемость:
🧑🏼🔬 ОТКРЫТЬ ЗАКОН (обнаружить закон — неверно)
Ответ: открыл
Задача 8
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Выпишите это(-и) слово(-а).
В это время совсем рядом блеснула молния и с ужасающим треском ударил гром, а эхо во много раз умножило и усилило этот треск.
Решение
Умножить — увеличить в числе, количестве = плеоназм.
Ответ: вомногораз
Задача 9
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Н. В. Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.
Решение
передовой авангард — плеоназм: авангард -это часть войск, находящаяся впереди главных сил
Ответ: передовом
Задача 10
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда мы смотрим картину, мы воспринимаем её целиком, визуализируя глазами всю её композицию, краски, героев.
Решение
визуализируя глазами — плеоназм, визуализировать можно только глазами
Ответ: глазами
Задача 11
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Выпускники вузов нашей огромной области смогли в мае месяце посетить ярмарку профессий, на которой представляли также и многие вакансии городов и посёлков.
Решение
Май — один из МЕСЯЦЕВ весны = плеоназм.
Ответ: месяце
Задача 12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В трудные минуты времени Гофман обращался к музыке, черпая в ней силы и вдохновение.
Решение
Минута — внесистемная единица измерения времени = плеоназм.
Ответ: времени
Задача 13
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
К нашему огромному удивлению, утром в дверь позвонили, и дворецкий доложил, что неизвестный инкогнито доставил письмо для хозяина.
Решение
Инкогнито — лицо, скрывающее свое настоящее имя, то есть НЕИЗВЕСТНЫЙ = плеоназм.
Ответ: инкогнито
Задача 14
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Выпишите это(-и) слово(-а).
Вопрос о социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в обществе сегодня особенно актуален.
Решение
Социальная адаптация — это и есть адаптация «в обществе». Уточнение излишне.
Ответ: вобществе
Задача 15
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда появляется предварительный анонс о концерте какого-либо пианиста, опытный музыкант, как правило, ещё до появления афиши может себе представить его программу.
Решение
предварительный анонс — плеоназм, анонс — это предварительное объявление
Ответ: предварительный
Задача 16
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В произведении «Бородино» М. Ю. Лермонтов говорит о тех, кто сражался за родное отечество и не щадил себя.
Решение
Отечество — РОДНАЯ страна (плеоназм).
Ответ: родное
Задача 17
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
После Великой Отечественной войны возрождавшаяся тракторная промышленность в первую очередь вновь возобновила выпуск машин для нужд сельского хозяйства.
Решение
вновь возобновила — плеоназм, возобновать = Начать снова, вновь.
Ответ: вновь
Задача 18
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Многим путешествующим людям известен необычный феномен, когда звук голоса человека или какой-либо иной звук слышен на весьма далёком расстоянии.
Решение
Феномен — НЕОБЫЧНОЕ, особенное явление, редкий факт = плеоназм.
Ответ: необычный
Задача 19
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Летом мы всем классом ездили в Санкт-Петербург и привезли домой множество памятных сувениров.
Решение
Сувени́р — предмет, предназначенный НАПОМИНАТЬ о чём-то, например, о посещении страны, города, национального парка, музея, храма, объекта культуры = плеоназм.
Ответ: памятных
Рекомендуемые курсы подготовки
Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.
Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)
Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)
1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
4. Если это ошибка, исправь ее.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм |
Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология |
Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) |
Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. |
Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) |
Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима |
Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов |
Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
- Подборка заданий ЕГЭ: ИСКЛЮЧИТЕ лишнее слово
- Подборка заданий ЕГЭ: ЗАМЕНИТЕ неверно употребленное слово
- Решать варианты ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
Нажмите чтобы посмотреть ответ
◀ Предыдущее задание
Открыть тест полностью
Следующее задание ▶
Следующее задание
Предыдущее задание
Открыть тест полностью
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 5 сек.
ЕГЭ по русскому языку 2022 задание 6: номер 122 | В каком предложении употребл…
35
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
- Волны моря бились о гранитные камни набережной.
- Я остановился в густой тени старой сосны.
- Отвечать за безопасность людей — это ответственная и многоликая работа.
- Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Марта, не ожидавшая никаких неожиданных сюрпризов от погоды, приехала в село из…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
После Великой Отечественной войны возрождавшаяся тракторная промышленность в пе…
Лексическая ошибка — Теория и практика 6-го задания ЕГЭ по русскому языку 2022 года
Задание №6 ЕГЭ по русскому языку — Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.
Для успешного выполнения задания необходимо:
- понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
- учитывать особенности сочетаемости слов;
- правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
- избегать речевой избыточности;
- не допускать речевой недостаточности;
- учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Формулировка задания
Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.
Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)
Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)
- Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
- Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
- Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
- Если это ошибка, исправь ее.
Теория. Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Словарь плеоназмов
Тавтология
Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 88.5%
Ответом к заданию 6 по русскому языку может быть цифра (число) или слово.
Задачи для практики
Задача 1
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Автографы Пушкина зрительно создают чисто эстетическую реакцию, такую же, какую вызывают произведения искусства.
Решение
Вызывать реакцию, но создавать впечатление
Ответ: вызывают
Показать решение
Полный курс
Задача 2
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Совместно с войсками стратегического назначения мы осуществили интересную работу, позволившую решить ряд оборонных задач.
Решение
Осуществляют мечту, планы, превращения, работу проделывают.
Ответ: проделали
Показать решение
Полный курс
Задача 3
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Время показало, что так называемая цивилизация — очень хрупкая штука, что человек в своём нравственном развитии вряд ли прогрессирует дальше в наше время.
Решение
прогрессирует дальше — плеоназм, прогрессировать можно только вперед, дальше
Ответ: дальше
Показать решение
Полный курс
Задача 4
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Контрольную по геометрии Сергей решил неожиданно удачно: задачу решил правильно, теорему обосновал, только вот следствие из теоремы не вывел, но, наверное, хоть хорошо поставят.
Решение
сущ. теорема сочетается с глаголом доказать, а обосновать (подкрепить доказательствами) можно предложение
Ответ: доказал
Показать решение
Полный курс
Задача 5
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
Решение
САФЬЯНОВЫЙ = сделанный из сафьяна, обитый, обтянутый сафьяном (кожа); ФАЯНСОВЫЙ = из фаянса (мелкопористый, белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор)
Ответ: фаянсовыми
Показать решение
Полный курс
Задача 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Запахло сильнее цветами, первыми ландышами из леса, пернатые птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и всё уснуло, затихло, замолкло до утра.
Решение
Птицы — ПЕРНАТЫЕ существа, способные летать = плеоназм.
Ответ: пернатые
Показать решение
Полный курс
Задача 7
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В 1903 году немецкий физик О. Гейслер обнаружил закон: сплав немагнитного марганца с немагнитными медью и оловом обладает ферромагнитными свойствами.
Решение
Закон можно ОТКРЫТЬ, а не ОБНАРУЖИТЬ.
Ответ: открыл
Показать решение
Полный курс
Задача 8
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Выпишите это(-и) слово(-а).
В это время совсем рядом блеснула молния и с ужасающим треском ударил гром, а эхо во много раз умножило и усилило этот треск.
Решение
Умножить — увеличить в числе, количестве = плеоназм.
Ответ: вомногораз
Показать решение
Полный курс
Задача 9
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Н. В. Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.
Решение
передовой авангард — плеоназм: авангард -это часть войск, находящаяся впереди главных сил
Ответ: передовом
Показать решение
Полный курс
Задача 10
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда мы смотрим картину, мы воспринимаем её целиком, визуализируя глазами всю её композицию, краски, героев.
Решение
визуализируя глазами — плеоназм, визуализировать можно только глазами
Ответ: глазами
Показать решение
Полный курс
Задача 11
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Выпускники вузов нашей огромной области смогли в мае месяце посетить ярмарку профессий, на которой представляли также и многие вакансии городов и посёлков.
Решение
Май — один из МЕСЯЦЕВ весны = плеоназм.
Ответ: месяце
Показать решение
Полный курс
Задача 12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В трудные минуты времени Гофман обращался к музыке, черпая в ней силы и вдохновение.
Решение
Минута — внесистемная единица измерения времени = плеоназм.
Ответ: времени
Показать решение
Полный курс
Задача 13
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
К нашему огромному удивлению, утром в дверь позвонили, и дворецкий доложил, что неизвестный инкогнито доставил письмо для хозяина.
Решение
Инкогнито — лицо, скрывающее свое настоящее имя, то есть НЕИЗВЕСТНЫЙ = плеоназм.
Ответ: инкогнито
Показать решение
Полный курс
Задача 14
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Выпишите это(-и) слово(-а).
Вопрос о социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в обществе сегодня особенно актуален.
Решение
Социальная адаптация — это и есть адаптация «в обществе». Уточнение излишне.
Ответ: вобществе
Показать решение
Полный курс
Задача 15
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда появляется предварительный анонс о концерте какого-либо пианиста, опытный музыкант, как правило, ещё до появления афиши может себе представить его программу.
Решение
предварительный анонс — плеоназм, анонс — это предварительное объявление
Ответ: предварительный
Показать решение
Полный курс
Задача 16
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В произведении «Бородино» М. Ю. Лермонтов говорит о тех, кто сражался за родное отечество и не щадил себя.
Решение
Отечество — РОДНАЯ страна (плеоназм).
Ответ: родное
Показать решение
Полный курс
Задача 17
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
После Великой Отечественной войны возрождавшаяся тракторная промышленность в первую очередь вновь возобновила выпуск машин для нужд сельского хозяйства.
Решение
вновь возобновила — плеоназм, возобновать = Начать снова, вновь.
Ответ: вновь
Показать решение
Полный курс
Задача 18
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Многим путешествующим людям известен необычный феномен, когда звук голоса человека или какой-либо иной звук слышен на весьма далёком расстоянии.
Решение
Феномен — НЕОБЫЧНОЕ, особенное явление, редкий факт = плеоназм.
Ответ: необычный
Показать решение
Полный курс
Задача 19
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Летом мы всем классом ездили в Санкт-Петербург и привезли домой множество памятных сувениров.
Решение
Сувени́р — предмет, предназначенный НАПОМИНАТЬ о чём-то, например, о посещении страны, города, национального парка, музея, храма, объекта культуры = плеоназм.
Ответ: памятных
Показать решение
Полный курс
-
ЕГЭ по русскому языку 2023
- /
-
Задание 6
- /
- Задача 4
- /
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово…
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 58 сек.
ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 6: номер 4 | dwb33 | Отредактируйте предложение ис…
35
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В городском автобусе на видном месте обязательно должен находиться маршрут движения с указанием времени прибытия на каждую остановку.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Мы, суворовцы послевоенного времени, были воспитаны коллективом, и на всю жизнь…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Популярные материалы
- Задание 16. Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении
- Задание 26. Языковые средства выразительности
- Задание 8. Синтаксические нормы
- Задание 11. Правописание суффиксов
- Теория к заданию 16
- Теория к заданию 26
Содержание
- Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.2. После многолетнего перерыва Россия собирается вновь возобновить метеорологические наблюдения за арктическим регионом со спутников.3. Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится тонкими струйками через стрельчатые готические окна, покрытые, несмотря на весну, изморозью.Упражнение 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.1. Полёты прекратились из-за трагического прецедента 6 мая 1937 года, когда 245-метровый дирижабль «Гинденбург» потерпел катастрофу.2. Потерпев неудачу он отправился к управляющему, Ивану Петровичу, в надежде уморить червячка, но Иван Петрович, пользуясь праздничной свободой, ещё с пяти часов утра уехал в гости к своему куму за двадцать вёрст.3. В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
- Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения. 1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.
- Похожие презентации
- Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «ЕГЭ. Задание 20 Самостоятельная работа. 1. Исключи лишнее слово Вариант 1 Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (11 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения. 1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.
Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.2. После многолетнего перерыва Россия собирается вновь возобновить метеорологические наблюдения за арктическим регионом со спутников.3. Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится тонкими струйками через стрельчатые готические окна, покрытые, несмотря на весну, изморозью.Упражнение 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.1. Полёты прекратились из-за трагического прецедента 6 мая 1937 года, когда 245-метровый дирижабль «Гинденбург» потерпел катастрофу.2. Потерпев неудачу он отправился к управляющему, Ивану Петровичу, в надежде уморить червячка, но Иван Петрович, пользуясь праздничной свободой, ещё с пяти часов утра уехал в гости к своему куму за двадцать вёрст.3. В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
1 предложение.- исключить ИНОГО
2 предложение.- исключить ВНОВЬ
3 предложение.- исключить ТОНКИМИ СТРУЙКАМИ
1 предложение- потерпеть заменить на ПРЕТЕРПЕТЬ (лексическая)
2 предложение- ещё с 5 часов заменить на В 5 ЧАСОВ утра (лексическая)
3 предложение- стиля заменить на В СТИЛЕ ампир (лексическая)
Источник
Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения. 1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.
2. После многолетнего перерыва Россия собирается вновь возобновить метеорологические наблюдения за арктическим регионом со спутников.
3. Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится тонкими струйками через стрельчатые готические окна, покрытые, несмотря на весну, изморозью.
Упражнение 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.
1. Полёты прекратились из-за трагического прецедента 6 мая 1937 года, когда 245-метровый дирижабль «Гинденбург» потерпел катастрофу.
2. Потерпев неудачу он отправился к управляющему, Ивану Петровичу, в надежде уморить червячка, но Иван Петрович, пользуясь праздничной свободой, ещё с пяти часов утра уехал в гости к своему куму за двадцать вёрст.
3. В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
Источник
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЛариса Медведева
Похожие презентации
Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «ЕГЭ. Задание 20 Самостоятельная работа. 1. Исключи лишнее слово Вариант 1 Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 ЕГЭ. Задание 20 Самостоятельная работа
2 1. Исключи лишнее слово Вариант 1 Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню. Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно рассматривал её.
3 2. Исключи лишнее слово Вариант 1 Совет отбирает работы в музей и на выставки, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год. Парк оказался прекрасно вписан в окружающий ландшафт: открывается прекрасный вид на высотные небоскрёбы и широкая перспектива на морской порт.
4 3. Исключи лишнее слово Вариант 1 Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно рассматривал её. Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.
5 4. Исключи лишнее слово Вариант 1 Парк оказался прекрасно вписан в окружающий ландшафт: открывается прекрасный вид на высотные небоскрёбы и широкая перспектива на морской порт. Совет отбирает работы в музей и на выставки, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.
6 5. Исключи лишнее слово Вариант 1 Традиционно к творческим профессиям относят те, что связаны с искусством и культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть и во многих других специальностях. Деятельность недавно созданного медиа- центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами различных стран.
8 7. Исключи лишнее слово Вариант 1 Деятельность недавно созданного медиацентра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами различных стран. Традиционно к творческим профессиям относят те, что связаны с искусством и культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть и во многих других специальностях.
10 9. Замени неверно употреблённое слово. Недалеко от Эфеса и в 8 км от города на склоне горы расположилась любопытная деревня, которая играет значение местного торгового центра. В лечебном питании имеет роль не только правильный подбор продуктов, но и соблюдение технологии кулинарной обработки и температуры потребляемой пищи.
11 10. Замени неверно употреблённое слово. И Сергей Павлович Королёв встал перед моими глазами, спокойный, крепкий русский человек, готовый сделать подвиг во славу своей Родины. Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный, даже необдуманный поступок.
12 11. Замени неверно употреблённое слово. В лечебном питании имеет роль не только правильный подбор продуктов, но и соблюдение технологии кулинарной обработки и температуры потребляемой пищи. Недалеко от Эфеса и в 8 км от города на склоне горы расположилась любопытная деревня, которая играет значение местного торгового центра.
13 12. Замени неверно употреблённое слово. Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный, даже необдуманный поступок. И Сергей Павлович Королёв встал перед моими глазами, спокойный, крепкий русский человек, готовый сделать подвиг во славу своей Родины.
Источник
Материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (11 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подготовка к ЕГЭ(11класс)
Лексические нормы (задание №20)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1.В соседней комнате Сергей, окружённый слушателями, о чём-то с увлечением рассказывал, энергично жестикулируя руками и делая большие глаза.
2.Многим путешествующим людям известен необычный феномен, когда звук голоса человека или какой-либо иной звук слышен на весьма далёком расстоянии.
3.Деятельность недавно созданного медиацентра будет способствовать
совместному сотрудничеству между народами различных стран.
4.Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В.А. Ботылёва и его заместителя Н.В.Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.
5.Вчера мы с Димкой до двенадцати ночи смотрели по телевизору захваты-
6.Вокруг Андрея внезапно стали сгущаться тучи, друзья и коллеги о чём-то шептались за его спиной, но в конце концов всем стала известна истинная подоплёка распускаемых слухов.
7.Традиционно к творческим профессиям относят те, что связаны с искусством и культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть и во многих других специальностях.
8.Впервые чёрную икру привёз во Францию Пётр 1, угостив этим изысканным деликатесом своего царственного брата – короля Людовига.
9.Глаза Жени разбегались, она спешила вперёд, сворачивала, пятилась
назад, когда сдвигала верхний слой гальки, жаловалась, что хорошие камни редко попадаются, и вдруг замерла от восторга.
10.Только стол и стул, на котором стоит кассовый аппарат, да прейскурант
11.Грин рассказывает в своей автобиографии, что, увидев впервые на вятской пристани двух настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного мира и прекрасного мира.
Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово . Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
12.При лечебном питании имеет роль не только правильный подбор продуктов, но и соблюдение технологии кулинарной обработки, температуры потребляемой больным пищи.
13.И Сергей Павлович Королёв встал перед моими глазами, спокойный,
крепкий русский человек, готовый сделать подвиг во славу своей Родины.
14.Недалеко от Эфеса и в 8 км от города Сельджук, на склоне горы распо-
ложилась любопытная деревня Шириндже, которая играет значение
местного торгового центра.
15.После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухажива-
ний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.
16.Творчеству А.П.Чехова посвящена серия лекций, на которых были
прочитаны отрывки из его творчества.
17.Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответст-
венность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.
18.Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
19.Договор между странами о разграничении морских пространств и со-
трудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит
условия для реализации совместных экономических проектов.
20.Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это попу-
лярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.
Источник
Упражнение 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(ие) слово(а). Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения. 1. Грин рассказывает в своей автобиографии, что увидев впервые на вятской пристани настоящих матросов, штурманских учеников, он остановился и смотрел как зачарованный на гостей из иного, таинственного и прекрасного мира.
2. После многолетнего перерыва Россия собирается вновь возобновить метеорологические наблюдения за арктическим регионом со спутников.
3. Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится тонкими струйками через стрельчатые готические окна, покрытые, несмотря на весну, изморозью.
Упражнение 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Определите вид ошибки. Запишите неверный и исправленный варианты предложения.
1. Полёты прекратились из-за трагического прецедента 6 мая 1937 года, когда 245-метровый дирижабль «Гинденбург» потерпел катастрофу.
2. Потерпев неудачу он отправился к управляющему, Ивану Петровичу, в надежде уморить червячка, но Иван Петрович, пользуясь праздничной свободой, ещё с пяти часов утра уехал в гости к своему куму за двадцать вёрст.
3. В комнате висела картина Репина, стоял стол стиля ампир с бронзовым прибором и наполеоновскими безделушками и под прямым углом к нему другой стол, весь уставленный сухарницами и продолговатыми сафьяновыми блюдами в виде большого листа.
Источник
– 6 —
Наступление… После апрельских боев этим словом жила вся армия от солдата до командующего. Много мы все хлебнули горя, когда оставляли врагу родные села и города, сильно ожесточились против захватчиков в долгие месяцы осады, и до предела накалилась священная жажда мести.
«Когда же?» – спрашивали бойцы, командиры, политработники, не добавляя слово «наступление», потому что и без того было ясно, о чем идет речь. На это можно было ответить только одним словом: «Скоро». День и план наступления держались в строжайшей тайне. Но то, что оно готовится, скрыть было невозможно, да и не надо было скрывать.
Обстановка для мощного удара складывалась самым благоприятным образом. На всех фронтах инициатива перешла в руки Красной Армии. Фашистское командование навсегда утратило преимущества, которые были созданы внезапностью нападения и превосходством в военной технике. В 1943 году героический тыл поставил фронту 24 тысячи танков и самоходных орудий, 35 тысяч самолетов, 130 тысяч пушек. Мы имели уже более совершенное оружие, чем враг, и в большем количестве. В итоге, выиграв летом сорок третьего ряд крупных сражений, наша армия продвинулась на запад в центральной части фронта на 300 километров, а у нас па юге – на 600 километров.
При каких обстоятельствах родилась идея штурма Новороссийска?
После Сталинградской битвы Гитлер почувствовал, что может попасть в еще большее серьезное окружение, и с особой силой вцепился в южный плацдарм. Он понимал: потеря Тамани неизбежно приведет к потере Крыма, поставит под угрозу его войска на Украине. Чтобы удержать Тамань, фашисты создали мощный оборонительный рубеж. Он шел от Черного до Азовского моря, состоял из двух полос, покрытых минными полями, противотанковыми заграждениями, завалами, дзотами и дотами, огневыми точками с броневыми колпаками.
Рядом с нами воевала армия А. А. Гречко, он первым ощутил ярость фашистского сопротивления. Возьмет одну сопку – остановка, возьмет еще одну – опять остановка. Помню, Леселидзе, Колонин, я и полковник Зарелуа лежали на бурке. Был момент отдыха, мы обсуждали сложившуюся обстановку, и Леселидзе сказал:
– Знаете что? Ключ ко взятию Тамани и Крыма не на этих сопках, а во взятии Новороссийска. Давайте мы попросим Ставку дать нам 17-20 тысяч человек пополнения. Подготовимся и начнем штурм.
Так мы и сделали. Леселидзе позвонил в Москву, нашу инициативу одобрила Ставка, и дали нам дивизию Гладкова. Вот с этого и началось.
Новороссийск был у немцев главным узлом сопротивления. Кроме мощных укреплений вдоль линии фронта, они создали множество опорных пунктов в самом городе. Крупные жилые дома, заводы, элеватор, вокзал были насыщены огневыми средствами, целые кварталы пересекались ходами сообщения, улицы перегораживались баррикадами. Особенно сильно был укреплен порт.
Немецко-фашистское командование полагало, что хорошо знает тактику советских войск. Крупные узлы сопротивления в лоб мы не брали, а обходили. Следовательно, укрепляя Новороссийск, штурма в этом месте они все-таки не ждали. И просчитались. Особенность нашей тактики заключена была в ее гибкости. Одной из причин, побудивших нас осуществлять прорыв оборонительных рубежей врага именно в Новороссийске, был фактор внезапности.
18-я армия накопила к тому времени большой опыт десантных операций, и мы считали, что удар по городу можно нанести не с двух сторон, как предполагалось ранее, а с трех – с правого и левого берегов Цемесской бухты, то есть с Малой земли и со стороны цементных заводов, а также с моря крупным десантом, который явится полной неожиданностью для противника. Такой план и был принят.
Готовился еще один сюрприз. Крупный десант, естественно, должен производиться крупными кораблями, их-то очень внимательно и выслеживал враг. А десантировать войска мы решили на малых судах. Кроме того, готовились нанести торпедный удар по береговым укреплениям. Никогда раньше торпедами по берегу не били: она предназначены для морского боя и поражения судов. Для того чтобы торпеды сработали, как было задумано, катерникам пришлось достаточно потрудиться.
Разгаданный противником план, как известно, заранее наполовину обречен. Поэтому первой задачей стало строжайшее сохранение тайны. Мы запретили какую бы то ни было переписку, связанную с готовившейся операцией. К ее разработке привлекался до предела ограниченный круг людей. Началась тщательная разведка. Чтобы не раскрыть наших замыслов, она шла на широком фронте велась работа и по дезинформации противника, ряд умело выполненных мероприятий внушил ему, что опять готовится десант в районе Южной Озерейки.
Партийно-политическому обеспечению операции мы придавали не меньшее значение, чем ее боевой подготовке. Решили к началу штурма во что бы то ни стало иметь во всех частях полнокровные партийные организации. Исходя из этого, направляли коммунистов на самые ответственные участки наступления. Особый подбор людей шел для десантных частей. В них насчитывалось 60-70 процентов коммунистов и комсомольцев.
Думал я и о наиболее разумной расстановке работников политотдела: каждый из них на весь период операции закреплялся за определенной воинской частью. Позже, встречая их в дивизиях и полках, я видел, что воевали они с огромным подъемом, заражая своим боевым духом других. Привлекли мы многих политработников и из резерва с тем, чтобы во время боев быстро заменять выбывших из строя. Парторги имели по два заместителя, комсорги – по три. Таким образом, мы добились, чтобы в составе всех подразделений постоянно были партийные и комсомольские вожаки.
Как выяснилось после освобождения Новороссийска, добрую службу сослужила разработанная нами «Памятка десантнику». В нескольких абзацах введения говорилось об успехах Красной Армии на всех фронтах, о зверствах гитлеровцев, о том, что пришел и наш час нанести сокрушительный удар по врагу, отомстить за все его злодеяния. Затем шли практические советы. Коротко напоминалось, как боец должен вести себя в момент посадки на судно, на самом судне, во время высадки и в бою. Мы стремились заранее научить людей, что делать в непредвиденных обстоятельствах. Памятку вручили каждому десантнику.
Идею памятки я заимствовал у бойцов Южного фронта времен гражданской войны, которой в то время очень интересовался и подчеркнул особо важные места В. И. Ленин. Впрочем, рядом ее положений, на которые обратил особое внимание Владимир Ильич, мы пользовались во всей партийно-политической работе. Вот для примера строчки из памятки:
«Товарищ коммунист!.. Ты должен в бой вступать первым, а выходить из боя последним. Ты призван на фронт воспитывать красноармейскую массу. Но во всякую минуту ты должен уметь взять в руки винтовку и личным примером показать, что коммунист умеет не только благородно жить, но и достойно умереть!»
Дни и ночи подготовки штурма вспоминаются мне как время самой напряженной работы, тяжелейшей нагрузки. Но как же это отличалось от дней и ночей осады на Малой земле! Работа не тяготила, нагрузка радовала, каждая новая встреча с людьми придавала сил. В авангарде десанта вызвался идти отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылева и его заместителя по политчасти Н. В. Старшинова. Этому батальону и был вручен флаг, чтобы водрузили его на первом отвоеванном у врага высоком здании Новороссийска. Как великую честь принял флаг старшина второй статьи молодой коммунист Владимир Сморжевский. Смелый разведчик, герой боев первого десанта, растроганный доверием, дал товарищам клятву:
«Не посрамлю морской чести!»
Наконец командующий армией К. Н. Леселидзе собрал командиров, которым предстояло вести войска на штурм, и объявил время «Ч» – час и минуту штурма в ночь с 9 на 10 сентября. Здесь окончательно уточнили задачу каждого. Затем, за полдня до начала операции, командующий Северо-Кавказским фронтом И. Е. Петров созвал расширенное совещание командного состава армии и флота, где каждый доложил о готовности.
Во всех стрелковых частях, в десантных отрядах и на судах за час до наступления были проведены митинги. Очень многое надо было сказать людям, а говорить до этого мы не могли. Значит, выбрать надо было самые нужные слова. Я был на многих митингах. Убедился, что приказ о штурме солдаты восприняли с огромным удовлетворением, я бы даже сказал, с радостью.
Пришло время, которого все мы ждали 225 дней и ночей. Наблюдательный пункт командующего был оборудован на Маркотхском хребте. Отсюда как на ладони видны Цемесская бухта, порт, значительная часть города.
Ночь. До начала операции есть еще время, но здесь уже много людей. Командующий армией, начальник штаба генерал Н. О. Павловский с группой штабных офицеров, командующий артиллерией генерал Г. С. Кариофилли со своими помощниками, командующие другими родами войск. Напряженная тишина, прерываемая телефонными звонками. Разведчики доложили: со стороны противника никакого движения не наблюдается. Время от времени слышался одиночный выстрел из орудия, разрывался где-то шальной снаряд – и опять тишина. Разговаривали почему-то тихо, чуть ли не шепотом. Офицеры и генералы то и дело посматривали на часы.
И вот время «Ч» – 2.44. Я знал, что в эту минуту ударят 800 орудийных стволов и 227 «катюш», поднимутся в воздух полторы сотни бомбардировщиков. Представлял, конечно, силу удара. Но то, что услышал, поразило меня. Показалось, будто рушится вся земля.
Артиллерийская подготовка длилась пятнадцать минут. За это время было выпущено 35 тысяч снарядов по заранее засеченным целям. Пошли в атаку морские пехотинцы и стрелковые части с Малой земли – не зря мы столько времени держали этот драгоценный клочок береговой полосы. С другой стороны началось наступление из района цементных заводов. Пошел в бой, как мы и намечали, морской десант.
Зарево пожаров, возникших в городе, озарило Цемесскую бухту. Я всматривался в темноту, в сторону Геленджика, но только близ порта увидел первую группу катеров-«прорывателей», пронесшихся с неуловимой скоростью и уничтоживших заграждения. Это произошло через шесть минут после начала артподготовки. Появился условный знак – «путь открыт». Через несколько минут на огромной скорости ворвались в бухту катера, ударившие по западному и восточному молам тяжелыми торпедами. Ошеломляющий удар, разворотивший береговые укрепления. Берег заволокло дымом, цементной пылью. Это прикрыло катера высадки от противника, и ровно через пятнадцать минут, то есть в момент окончания артподготовки, батальон Ботылева уже сражался на пристани. В течение получаса под жестоким огнем противника высадилось 800 человек, оснащенных станковыми пулеметами, минометами, противотанковыми ружьями.
Все смешалось в Цемесской бухте. С разных сторон неслись катера, вздыбливая на разворотах воду, и, казалось, вот-вот столкнутся. Однако все было подчинено точному расчету. Вслед за торпедными катерами шли канонерские лодки, сторожевые катера, сейнеры – каждое судно по своему маршруту. Одна за другой были атакованы пристани Лесная, Элеваторная, Нефтеналивная, Импортная. Огонь от взрывов и пожаров хорошо освещал бухту в районе порта. Вода в ней буквально кипела.
Почти одновременно с батальоном Ботылева, захватившим Лесную пристань, на Цементную пристань обрушился 1339-й стрелковый полк под командованием С. Н. Каданчика. И хотя всему полку не удалось высадиться, но те, кто зацепился за берег, в едином порыве бросались на вражеские укрепления. К утру они овладели сильным опорным пунктом – цементным заводом «Пролетарий». На следующую ночь к низу присоединились остальные подразделения полка.
На наблюдательном пункте не утихали телефонные звонки. Со всеми соединениями держалась надежная связь. С величественным спокойствием и твердостью руководили сражением талантливый командарм. В ходе боя оперативно перегруппировывал части, вводил резервы, перебрасывал подкрепления туда, где создавалась угроза.
Ошеломленный в первые минуты враг пришел в себя. Заговорило огнем каждое здание, каждый квартал. Определив границы захваченного нами плацдарма, гитлеровцы открыли по нему артиллерийский огонь. Однако и наша артиллерия сопровождала наступающие части. Наши летчики так спланировали свои действия, чтобы без перерыва бомбить территорию, занятую противником. В небе все время были штурмовики – в день они совершали по шесть-семь вылетов.
На вторую ночь в район электростанции высадился 1337-й полк. С ним высадился и полковник В. А. Вруцкий командир 318-й стрелковой дивизии. Однако связь с ним нарушилась. По лицу командующего я видел, как он встревожен. Не рота, не батальон, а почти целая дивизия да еще выведенная на направление главного удара, не подавала вестей.
Леселидзе приказал послать ответственного офицера в район электростанции, найти Вруцкого, разобраться в обстановке и незамедлительно доложить. Я подумал и предложил командующему поручить это дело моему заместителю Пахомову. Командующий хорошо знал его и быстро согласился, но приказал начальнику оперативного отдела послать с ним из отдела капитана Пушицкого.
– Возьмите мой «виллис», – сказал он при этом.
Им предстояло пробраться в город через передний край миновав сильно обстреливаемую зону, найти Вруцкого опытным глазом все оценить, нанести на карту и как можно скорее возвратиться. К счастью, оба вернулись невредимыми, хотя машину командующего, оставленную им в районе завода «Октябрь», разбомбило. Преодолев множество препятствий, пробравшись по водосточной трубе, проложенной вдоль береговой кромки, они вышли на какую-то площадку, прямо против которой была электростанция, а справа длинное здание, откуда фашисты вели непрерывный огонь. До электростанции оставалось метров семьдесят, но путь туда шел только через открытую площадку или вдоль здания за кучами угля. Решение приняли быстро. Пушицкий ползет позади угольных холмов, а Пахомов бешеным рывком проносится через опасный участок. Как он потом всерьез уверял, лучший спринтер мира не догнал бы его. Несмотря на опасность, тем же путем они вернулись обратно и не с одной, а с двумя картами и донесениями, чтобы гарантировать доставку Военному совету армии данных об обстановке. Принесли они и печальную весть: полковник Вруцкий тяжело контужен, лишился глаза и ранен в руку. Тотчас были приняты меры по оказанию помощи частям дивизии, которые медленно, но настойчиво продвигались вперед. Временное исполнение обязанностей командира дивизии возложили на начальника штаба.
На улицах шли бои. Одно за другим поступали сообщения: взят вокзал и там водружен морской флаг; взят «Серый особняк»; захвачен «Красный дом»; наши ворвались в школу; освобожден квартал 103… И каждое из них сопровождалось горькими вестями: убит начальник политотдела 318-й дивизии подполковник А. Тихоступ… убит инструктор политотдела армии майор П. Исаев… убит инспектор политотдела армии майор А. Цедрик… Незадолго до этого погиб М. Видов, позже под Анапой погиб начальник политотдела 83-й морской бригады И. Лукин.
Вспоминаю, мы вместе с ним зашли в один из румынских блиндажей, построенных на песчаном берегу. Было очень жарко, и Леселидзе, я, Зарелуа, Лукин хотели хоть немного укрыться в тени. Но в блиндаже слышно было какое-то шуршание, непрерывный стрекот, совсем негромкий. Я сказал:
– Это, видимо, часовой механизм. Наверное, подложили бомбу. Давайте выйдем отсюда.
И мы выбрались на воздух, отошли от блиндажа, раскинули бурку и легли. Лукин тоже лег, совсем близко от нас. Свистели отдельные бомбы, берег весь был в песчаных барханчиках. Когда грохот взрывов кончился, мы встали. Я позвал товарища:
– Лукин! Лукин!
Молчит. Подошли – он мертвый. Ни одной царапины, ничего. Убило воздушной волной.
Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьет…
Хорошо сказал поэт. Разумом я все понимал: идет сражение и жертвы неизбежны. Но сердце не слушалось, щемило нестерпимой болью. Сам я писал письма вдовам, моя горсть земли лежит в могилах товарищей, огонь моего автомата звучал в залпе траурного салюта. Верные сыны партии, ее именем они звали бойцов на смертный бой. Призывали во имя Родины не щадить жизни. И в бою они первыми совершали то, к чему звали других, увлекая за собой бойцов. Они до конца выполнили ленинский наказ – личным примером доказали, что коммунист умеет не только благородно жить, но и достойно умереть.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.