Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений
2
С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка
3
Метод, использованный Г. Менделем в научных исследованиях,-
4
С помощью генеалогического метода можно выяснить
1) характер изменения генов
2) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека
3) закономерности наследования признаков у человека
4) характер изменения хромосом
5
Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
Пройти тестирование по этим заданиям
Предмет генетики
Генетика (греч. γενητως — порождающий, происходящий от кого-то) — наука о наследственности и изменчивости. Это определение
отлично соответствует афоризму А.П. Чехова «Краткость — сестра таланта». В словах наследственность и изменчивость скрыта
вся сущность генетики, к изучению которой мы приступаем.
Наследственность подразумевает возможность передачи из поколения в поколение различных признаков и свойств, общих
особенностей развития. Это происходит благодаря способности ДНК к самоудвоению (репликации) и дальнейшему равномерному
распределению генетического материала.
Изменчивость подразумевает способность организмов приобретать новые признаки, которые отличают их от родительских особей.
Вследствие этого формируется материал для главного направленного фактора эволюции — естественного отбора, который
отбирает наиболее приспособленных особей.
Мы с вами — истинное чудо генетики Очевидно, что в чем-то мы схожи с собственными родителями, в чем-то отличаемся от них.
Гены, которые собраны в нас, уже миллионы лет передаются из поколения в поколение, в каждом поколении совершая
чудо вновь и вновь.
Ген и генетический код
Ген — участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот для синтеза одного белка. Генетическая информация
в ДНК реализуется с помощью процессов транскрипции и трансляции, изученных нами ранее.
В одной молекуле ДНК зашифрованы сотни тысяч различных белков. Все наши соматические клетки имеют одну и ту же молекулу ДНК.
Задумайтесь: почему же в таком случае клетки кожи отличаются от клеток печени, миоцитов, клеток эпителия рта — ведь ДНК везде
одинакова!
Это происходит потому, что в разных клетках одни гены «выключены», а другие «активны»: транскрипция идет только
с активных генов. Именно из-за этого наши клетки отличаются по строению, функции и форме.
Способ кодирования последовательности аминокислот в белке с помощью генов — универсальный способ для всех живых организмов,
доказывающий единство их происхождения. Выделяют следующие свойства генетического кода:
- Триплетность
- Непрерывность (компактность)
- Неперекрываемость
- Специфичность (однозначность)
- Избыточность (вырожденность)
- Коллинеарность (лат. con — вместе и linea — линия)
- Однонаправленность
- Универсальность
Каждой аминокислоте соответствует 3 нуклеотида (триплет ДНК, кодон иРНК). Существует 64 кодона, из которых 3 являются
нонсенс кодонами (стоп-кодонами)
Информация считывается непрерывно — внутри гена нет знаков препинания: так как ген кодирует один белок, то было бы
нецелесообразно разделять его на части. Стоп-кодоны — «знаки препинания» — есть между генами, которые кодируют разные белки.
Один и тот же нуклеотид не может принадлежать 2,3 и более триплетам ДНК/кодонам иРНК. Он входит в состав только одного
триплета.
Один кодон соответствует строго одной аминокислоте и никакой другой более соответствовать не может.
Одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами (при этом одну а/к кодируют 3 нуклеотида.)
Соответствие линейной последовательности кодонов иРНК последовательности аминокислот в молекуле белка.
Кодоны считываются строго в одном направлении от первого к последующим. Считывание происходит в процессе
трансляции.
Генетический код един для всех живых организмов, что свидетельствует о единстве происхождения всего живого.
Аллельные гены
Аллельные гены (греч. allélon — взаимно) — гены, занимающие одинаковое положение в локусах гомологичных хромосом и
отвечающие за развитие одного и того же признака. Такими признаками могут являться: цвет глаз (карий и голубой), владение рукой (праворукость и леворукость), тип волос (вьющиеся и прямые волосы).
Локусом (лат. locus — место) — в генетике обозначают положение определенного гена в хромосоме.
Обратите внимание, что гены всегда парные, по этой причине генотип должен быть записан двумя генами — AA, Aa, aa. Писать
только один ген было бы ошибкой.
Признаки бывают доминантными (от лат. dominus — господствующий), которые проявляются у гибридов первого поколения, и рецессивными (лат. recessus — отступающий) — не проявляющимися. У человека доминантный признак — карий цвет глаз (ген — А),
рецессивный признак — голубой цвет глаз (ген — а). Именно поэтому у человека с генотипом Aa будет карий цвет глаз: А — доминантный аллель подавляет a — рецессивный аллель.
Генотип организма (совокупность генов — AA, Aa, aa) может быть описан терминами:
- Гомозиготный (в случае, когда оба гена либо доминантны, либо рецессивны) — AA, aa
- Гетерозиготный (в случае, когда один ген доминантный, а другой — рецессивный) — Аа
Понять, какой признак является подавляемым — рецессивным, а какой подавляющим — доминантным, можно в результате основного метода
генетики — гибридологического, то есть путем скрещивания особей и изучения их потомства.
Гаметы
Гамета (греч. gamos — женщина в браке) — половая клетка, образующаяся в результате гаметогенеза (путем мейоза) и обеспечивающая
половое размножение организмов. Гамета (сперматозоид/яйцеклетка) имеет гаплоидный набор хромосом — n, при слиянии двух гамет набор восстанавливается до диплоидного — 2n.
Часто в генетических задачах требуется написать гаметы для особей с различным генотипом. Для правильного решения задачи
необходимо знать и понимать следующие правила:
- В гаметах представлены все гены, составляющие гаплоидный набор хромосом — n
- В каждую гамету попадает только одна хромосома из гомологичной пары
- Число возможных вариантов гамет можно рассчитать по формуле 2i = n, где i — число генов в
гетерозиготном состоянии в генотипе - Одну гомологичную хромосому ребенок всегда получает от отца, другую — от матери
- Организмы, у которых проявляется рецессивный признак — гомозиготны (аа). У гетерозигот (при полном доминировании) всегда проявляется доминантный
ген (гетерозигота — Aa).
К примеру для особи AABbCCDDEeFfGg количество гамет будет рассчитываться исходя из количества генов в гетерозиготном состоянии, которых в генотипе 4: Bb, Ee, Ff, Gg. Формула будет записана 24 = 16 гамет.
Осознайте изученные правила и посмотрите на картинку ниже. Здесь мы образуем гаметы для различных особей: AA, Aa, aa.
При решении генетических задач гаметы принято обводить в кружок, не следует повторяться при написании гамет — это ошибка.
К примеру, у особи «AA» мы напишем только одну гамету «А» и не будем повторяться, а у особи «Aa» напишем два типа гамет
«A» и «a», так как они различаются между собой.
Гибридологический метод
Мы приступаем к изучению методологии генетики, то есть тех методов, которые использует генетика. Один из первых методов
генетики, предложенный самим Грегором Менделем — гибридологический.
Этот метод основан на скрещивании организмов между собой и дальнейшем анализе полученного потомства от данного скрещивания.
С помощью гибридологического метода возможно изучение наследственных свойств организмов, определение рецессивных и доминантных
генов.
Цитогенетический метод
С помощью данного метода становится возможным изучение наследственного материала клетки. Врач-генетик может построить
карту хромосом пациента (кариотип) и на основании этого сделать вывод о наличии или отсутствии
наследственных заболеваний.
Если быть более точным, кариотипом называют совокупность признаков хромосом: строения, формы, размера и числа. При наследственных заболеваниях может быть нарушена структура хромосом (часто летальный исход), иногда нарушено их количество (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера,
Клайнфельтера).
Генеалогический метод (греч. γενεαλογία — родословная)
Генеалогический метод является универсальным методом медицинской генетики и основан на составлении родословных.
Человек, с которого начинают составление родословной — пробанд. В результате изучения родословной врач-генетик
может предположить вероятность возникновения тех или иных заболеваний.
По мере изучения законов Менделя, хромосомной теории, я непременно буду обращать ваше внимание на родословные. Вы
научитесь видеть детали, по которым можно будет сказать об изучаемом признаке: «рецессивный он или доминантный?»,
«сцеплен с полом или не сцеплен?»
На предложенной родословной в поколениях семьи хорошо прослеживается наследование не сцепленного с полом (аутосомного)
рецессивного признака (например, альбинизма). Это можно определить по ряду признаков, которые я в
следующих статьях научу вас видеть. Аутосомно-рецессивный тип наследования можно заподозрить, если:
- Заболевание проявляется только у гомозигот
- Родители клинически здоровы
- Если больны оба родителя, то все их дети будут больны
- В браке больного со здоровым рождаются здоровые дети (если здоровый не гетерозиготен)
- Оба пола поражаются одинаково
Сейчас это может показаться сложным, но не волнуйтесь — решая генетические задачи вы сами «дойдете» до этих правил,
и через некоторое время они будут казаться вам очевидными.
Близнецовый метод
Применение близнецового метода в генетике — вопрос удачи. Ведь для этого нужны организмы, чьи генотипы похожи «один в один»:
такими являются однояйцевые близнецы, их появление подчинено случайности.
Близнецовый метод изучает влияние наследственных факторов и внешней среды на формирование фенотипа — совокупности внешних и
внутренних признаков организма. К фенотипу относят физические черты: размеры частей тела, цвет кожи, форму и особенности
строения внутренних органов и т.д.
Часто изучению подвергают склонность к различным заболеваниям. Интересный факт: если психическое расстройство — шизофрения
— развивается у первого из однояйцевых близнецов, то у второго она возникает с вероятностью 90%. Таким образом, удается
сделать вывод о значительной доле наследственного фактора в развитии данного заболевания.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Home
Expert solutions
Методы биологических исследований
Term
Определение количества эритроцитов в пробе крови человека
Click the card to flip 👆
Created by
temachem01
Terms in this set (21)
Определение количества эритроцитов в пробе крови человека
Микроскопия
Определение передачи признаков в нескольких поколениях человека
Генеалогический/родословных
Изучение структуры хромосом
Цитогенетический
Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства
Эмбриологический/сравнительно-анатомический/сравнительно-эмбриологический
Составление филогенетических рядов организмов
Палеонтологический
Установление наследования дальтонизма в семье человека в ряду поколений
Генеалогический/родословных
Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов
Биогеографический
Подбор родительских пар для скрещивания и анализа потомства
Гибридологический
Определение структуры митохондрий
Микроскопия/микроскопирование
Изучение активности фермента
Биохимический
Students also viewed
Методы биологических исследований ЕГЭ номер 1
22 terms
anastasialoginova144
Forward 11 Unit 2 p. 24-25
18 terms
SvetlanaOzTeacher
Методы исследования биологии
20 terms
msanastasiakarpova
Биология, 1 задание 2022
21 terms
Risha2741
Sets found in the same folder
Ботаника
84 terms
saidakhuako
Прикладные биологические науки/разделы биолог…
20 terms
temachem01
Генетика
27 terms
saidakhuako
Зоология
77 terms
saidakhuako
Other sets by this creator
Спинной мозг
67 terms
temachem01
Рендеринг
9 terms
temachem01
Латынь
90 terms
temachem01
… с «название препарата»
8 terms
temachem01
Other Quizlet sets
Cerebral palsy
27 terms
baileenc
Fluency Quizzes 1-4
40 terms
Erin_Black83
Sociology Ch. 2
15 terms
ssaraheaton02
Accounting- Exam III Study Stuff
23 terms
Meg1026
1
/
4
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме
Генетика, ее задачи
Успехи естествознания и клеточной биологии в XVIII–XIX веках позволили ряду ученых высказать предположения о существовании неких наследственных факторов, определяющих, например, развитие наследственных болезней, однако эти предположения не были подкреплены соответствующими доказательствами. Даже сформулированная Х. де Фризом в 1889 году теория внутриклеточного пангенеза, которая предполагала существование в ядре клетки неких «пангенов », определяющих наследственные задатки организма, и выход в протоплазму только тех из них, которые определяют тип клетки, не смогла изменить ситуацию, как и теория «зародышевой плазмы» А. Вейсмана, согласно которой приобретенные в процессе онтогенеза признаки не наследуются.
Лишь труды чешского исследователя Г. Менделя (1822–1884) стали основополагающим камнем современной генетики. Однако, несмотря на то, что его труды цитировались в научных изданиях, современники не обратили на них внимания. И лишь повторное открытие закономерностей независимого наследования сразу тремя учеными — Э. Чермаком, К. Корренсом и Х. де Фризом — вынудило научную общественность обратиться к истокам генетики.
Генетика — это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости и методы управления ими.
Задачами генетики на современном этапе являются исследование качественных и количественных характеристик наследственного материала, анализ структуры и функционирования генотипа, расшифровка тонкой структуры гена и методов регуляции генной активности, поиск генов, вызывающих развитие наследственных болезней человека и методов их «исправления», создание нового поколения лекарственных препаратов по типу ДНК-вакцин, конструирование с помощью средств генной и клеточной инженерии организмов с новыми свойствами, которые могли бы производить необходимые человеку лекарственные препараты и продукты питания, а также полная расшифровка генома человека.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов
Наследственность — это способность организмов передавать свои признаки и свойства в ряду поколений.
Изменчивость — свойство организмов приобретать новые признаки в течение жизни.
Признаки — это любые морфологические, физиологические, биохимические и иные особенности организмов, по которым одни из них отличаются от других, например цвет глаз. Свойствами же называют любые функциональные особенности организмов, в основе которых лежит определенный структурный признак или группа элементарных признаков.
Признаки организмов можно разделить на качественные и количественные. Качественные признаки имеют два-три контрастных проявления, которые называют альтернативными признаками, например голубой и карий цвет глаз, тогда как количественные (удойность коров, урожайность пшеницы) не имеют четко выраженных различий.
Материальным носителем наследственности является ДНК. У эукариот различают два типа наследственности: генотипическую и цитоплазматическую. Носители генотипической наследственности локализованы в ядре и далее речь пойдет именно о ней, а носителями цитоплазматической наследственности являются находящиеся в митохондриях и пластидах кольцевые молекулы ДНК. Цитоплазматическая наследственность передается в основном с яйцеклеткой, поэтому называется также материнской.
В митохондриях клеток человека локализовано небольшое количество генов, однако их изменение может оказывать существенное влияние на развитие организма, например приводить к развитию слепоты или постепенному снижению подвижности. Пластиды играют не менее важную роль в жизни растений. Так, в некоторых участках листа могут присутствовать бесхлорофильные клетки, что приводит, с одной стороны, к снижению продуктивности растения, а с другой — такие пестролистные организмы ценятся в декоративном озеленении. Воспроизводятся такие экземпляры в основном бесполым способом, так как при половом размножении чаще получаются обычные зеленые растения.
Методы генетики
1. Гибридологический метод, или метод скрещиваний, заключается в подборе родительских особей и анализе потомства. При этом о генотипе организма судят по фенотипическим проявлениям генов у потомков, полученных при определенной схеме скрещивания. Это старейший информативный метод генетики, который наиболее полно впервые применил Г. Мендель в сочетании со статистическим методом. Данный метод неприменим в генетике человека по этическим соображениям.
2. Цитогенетический метод основан на исследовании кариотипа: числа, формы и величины хромосом организма. Изучение этих особенностей позволяет выявить различные патологии развития.
3. Биохимический метод позволяет определять содержание различных веществ в организме, в особенности их избыток или недостаток, а также активность целого ряда ферментов.
4. Молекулярно-генетические методы направлены на выявление вариаций в структуре и расшифровку первичной последовательности нуклеотидов исследуемых участков ДНК. Они позволяют выявить гены наследственных болезней даже у эмбрионов, установить отцовство и т. д.
5. Популяционно-статистический метод позволяет определить генетический состав популяции, частоту определенных генов и генотипов, генетический груз, а также наметить перспективы развития популяции.
6. Метод гибридизации соматических клеток в культуре позволяет определить локализацию определенных генов в хромосомах при слиянии клеток различных организмов, например, мыши и хомяка, мыши и человека и т. д.
Основные генетические понятия и символика
Ген — это участок молекулы ДНК, или хромосомы, несущий информацию об определенном признаке или свойстве организма.
Некоторые гены могут оказывать влияние на проявление сразу нескольких признаков. Такое явление называется плейотропией. Например, ген, обусловливающий развитие наследственного заболевания арахнодактилии (паучьи пальцы), вызывает также искривление хрусталика, патологии многих внутренних органов.
Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — локус. Так как в соматических клетках большинства эукариотических организмов хромосомы парные (гомологичные), то в каждой из парных хромосом находится по одной копии гена, отвечающего за определенный признак. Такие гены называются аллельными.
Аллельные гены чаще всего существуют в двух вариантах — доминантном и рецессивном. Доминантной называют аллель, которая проявляется вне зависимости от того, какой ген находится в другой хромосоме, и подавляет развитие признака, кодируемого рецессивным геном. Доминантные аллели обозначаются обычно прописными буквами латинского алфавита (A, B, C и др.), а рецессивные — строчными (a, b, c и др.). Рецессивные аллели могут проявляться только в том случае, если они занимают локусы в обеих парных хромосомах.
Организм, у которого в обеих гомологичных хромосомах находятся одинаковые аллели, называется гомозиготным по данному гену, или гомозиготой (AA, aa, ААBB, ааbb и т. д.), а организм, у которого в обеих гомологичных хромосомах находятся разные варианты гена — доминантный и рецессивный — называется гетерозиготным по данному гену, или гетерозиготой (Aa, АаBb и т. д.).
Ряд генов может иметь три и более структурных варианта, например группы крови по системе AB0 кодируются тремя аллелями — IA, IB, i. Такое явление называется множественным аллелизмом. Однако даже в этом случае каждая хромосома из пары несет только одну аллель, то есть все три варианта гена у одного организма не могут быть представлены.
Геном — совокупность генов, характерная для гаплоидного набора хромосом.
Генотип — совокупность генов, характерная для диплоидного набора хромосом.
Фенотип — совокупность признаков и свойств организма, которая является результатом взаимодействия генотипа и окружающей среды.
Поскольку организмы отличаются между собой многими признаками, установить закономерности их наследования можно только при анализе двух и более признаков в потомстве. Скрещивание, при котором рассматривается наследование и проводится точный количественный учет потомства по одной паре альтернативных признаков, называется моногибридным, по двум парам — дигибридным, по большему количеству признаков — полигибридным.
По фенотипу особи далеко не всегда можно установить ее генотип, поскольку как гомозиготный по доминантному гену организм (АА), так и гетерозиготный (Аа) будет иметь в фенотипе проявление доминантной аллели. Поэтому для проверки генотипа организма с перекрестным оплодотворением применяют анализирующее скрещивание — скрещивание, при котором организм с доминантным признаком скрещивается с гомозиготным по рецессивному гену. При этом гомозиготный по доминантному гену организм не будет давать расщепления в потомстве, тогда как в потомстве гетерозиготных особей наблюдается равное количество особей с доминантным и рецессивным признаками.
Для записи схем скрещиваний чаще всего применяются следующие условные обозначения:
Р (от лат. парента — родители) — родительские организмы;
$♀$ (алхимический знак Венеры — зеркало с ручкой) — материнская особь;
$♂$ (алхимический знак Марса — щит и копье) — отцовская особь;
$×$ — знак скрещивания;
F1, F2, F3 и т. д. — гибриды первого, второго, третьего и последующих поколений;
Fа — потомство от анализирующего скрещивания.
Хромосомная теория наследственности
Основоположник генетики Г. Мендель, равно как и его ближайшие последователи, не имели ни малейшего представления о материальной основе наследственных задатков, или генов. Однако уже в 1902–1903 годах немецкий биолог Т. Бовери и американский студент У. Сэттон независимо друг от друга предположили, что поведение хромосом при созревании клеток и оплодотворении позволяет объяснить расщепление наследственных факторов по Менделю, т. е., по их мнению, гены должны быть расположены в хромосомах. Данные предположения стали краеугольным камнем хромосомной теории наследственности.
В 1906 году английские генетики У. Бэтсон и Р. Пеннет обнаружили нарушение менделевского расщепления при скрещивании душистого горошка, а их соотечественник Л. Донкастер в экспериментах с бабочкой крыжовенной пяденицей открыл сцепленное с полом наследование. Результаты этих экспериментов явно противоречили менделевским, но если учесть, что к тому времени уже было известно о том, что количество известных признаков для экспериментальных объектов намного превышало количество хромосом, а это наводило на мысль, что каждая хромосома несет более одного гена, а гены одной хромосомы наследуются совместно.
В 1910 году начинаются эксперименты группы Т. Моргана на новом экспериментальном объекте — плодовой мушке дрозофиле. Результаты этих экспериментов позволили к середине 20-х годов XX века сформулировать основные положения хромосомной теории наследственности, определить порядок расположения генов в хромосомах и расстояния между ними, т. е. составить первые карты хромосом.
Основные положения хромосомной теории наследственности:
- Гены расположены в хромосомах. Гены одной хромосомы наследуются совместно, или сцепленно, и называются группой сцепления. Число групп сцепления численно равно гаплоидному набору хромосом.
- Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — локус.
- Гены в хромосомах расположены линейно.
- Нарушение сцепления генов происходит только в результате кроссинговера.
- Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.
- Независимое наследование характерно только для генов негомологичных хромосом.
Современные представления о гене и геноме
В начале 40-х годов ХХ века Дж. Бидл и Э. Тейтум, анализируя результаты генетических исследований, проведенных на грибе нейроспоре, пришли к выводу, что каждый ген контролирует синтез какого-либо фермента, и сформулировали принцип «один ген — один фермент».
Однако уже в 1961 году Ф. Жакобу, Ж. Л. Моно и А. Львову удалось расшифровать структуру гена кишечной палочки и исследовать регуляцию его активности. За это открытие им в 1965 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.
В процессе исследования, кроме структурных генов, контролирующих развитие определенных признаков, им удалось выявить и регуляторные, основной функцией которых является проявление признаков, кодируемых другими генами.
Структура прокариотического гена. Структурный ген прокариот имеет сложное строение, поскольку в его состав входят регуляторные участки и кодирующие последовательности. К регуляторным участкам относятся промотор, оператор и терминатор. Промотором называют участок гена, к которому прикрепляется фермент РНК-полимераза, обеспечивающий синтез иРНК в процессе транскрипции. С оператором, располагающимся между промотором и структурной последовательностью, может связываться белок-репрессор, не позволяющий РНК-полимеразе начать считывание наследственной информации с кодирующей последовательности, и только его удаление позволяет начать транскрипцию. Структура репрессора закодирована обычно в регуляторном гене, находящемся в другом участке хромосомы. Считывание информации заканчивается на участке гена, который называется терминатором.
Кодирующая последовательность структурного гена содержит информацию о последовательности аминокислот в соответствующем белке. Кодирующую последовательность у прокариот называют цистроном, а совокупность кодирующих и регуляторных участков гена прокариот — опероном. В целом прокариоты, к которым относится и кишечная палочка, имеют сравнительно небольшое количество генов, расположенных в единственной кольцевой хромосоме.
Цитоплазма прокариот может содержать также дополнительные небольшие кольцевые или незамкнутые молекулы ДНК, которые называются плазмидами. Плазмиды способны встраиваться в хромосомы и передаваться от одной клетки к другой. Они могут нести информацию о половых признаках, патогенности и устойчивости к антибиотикам.
Структура эукариотического гена. В отличие от прокариот, гены эукариот не имеют оперонной структуры, поскольку не содержат оператора, и каждый структурный ген сопровождается только промотором и терминатором. Кроме того, в генах эукариот значащие участки (экзоны) чередуются с незначащими (интронами), которые полностью переписываются на иРНК, а затем вырезаются в процессе их созревания. Биологическая роль интронов состоит в снижении вероятности мутаций в значащих участках. Регуляция генов эукариот намного сложнее, нежели описанная для прокариот.
Геном человека. В каждой клетке человека в 46 хромосомах находится около 2 м ДНК, плотно упакованной в двойную спираль, которая состоит примерно из 3,2 $×$ 109 нуклеотидных пар, что обеспечивает около 101900000000 возможных уникальных комбинаций. К концу 80-х годов ХХ века было известно расположение примерно 1500 генов человека, однако их общее количество оценивали примерно в 100 тыс., поскольку только наследственных болезней у человека имеется примерно 10 тыс., не говоря уже о количестве разнообразных белков, содержащихся в клетках.
В 1988 году стартовал международный проект «Геном человека», который к началу XXI века закончился полной расшифровкой последовательности нуклеотидов. Он дал возможность понять, что два разных человека на 99,9 % имеют сходные последовательности нуклеотидов, и лишь остающиеся 0,1 % определяют нашу индивидуальность. Всего было обнаружено примерно 30–40 тыс. структурных генов, однако затем их количество было снижено до 25–30 тыс. Среди этих генов имеются не только уникальные, но и повторяющиеся сотни и тысячи раз. Тем не менее данные гены кодируют гораздо большее количество белков, например десятки тысяч защитных белков — иммуноглобулинов.
97 % нашего генома является генетическим «мусором», который существует только потому, что умеет хорошо воспроизводиться (РНК, которые транскрибируются на этих участках, никогда не покидают ядро). Например, среди наших генов есть не только «человеческие» гены, но и 60 % генов, похожих на гены мушки дрозофилы, а с шимпанзе нас роднит до 99 % генов.
Параллельно с расшифровкой генома происходило и картирование хромосом, вследствие этого удалось не только обнаружить, но и определить расположение некоторых генов, отвечающих за развитие наследственных заболеваний, а также генов-мишеней лекарственных препаратов.
Расшифровка генома человека пока не дает прямого эффекта, поскольку мы получили своеобразную инструкцию по сборке такого сложного организма, как человек, но не научились изготавливать его или хотя бы исправлять погрешности в нем. Тем не менее эра молекулярной медицины уже на пороге, во всем мире идет разработка так называемых генопрепаратов, которые смогут блокировать, удалять или даже замещать патологические гены у живых людей, а не только в оплодотворенной яйцеклетке.
Не следует забывать и о том, что в эукариотических клетках ДНК содержится не только в ядре, но также в митохондриях и пластидах. В отличие от ядерного генома, организация генов митохондрий и пластид имеет много общего с организацией генома прокариот. Несмотря на то что эти органеллы несут менее 1 % наследственной информации клетки и не кодируют даже полного набора белков, необходимых для их собственного функционирования, они способны существенно влиять на некоторые признаки организма. Так, пестролистность у растений хлорофитума, плюща и других наследует незначительное число потомков даже при скрещивании двух пестролистных растений. Это обусловлено тем, что пластиды и митохондрии передаются большей частью с цитоплазмой яйцеклетки, поэтому такая наследственность называется материнской, или цитоплазматической, в отличие от генотипической, которая локализуется в ядре.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное
скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение
сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения
генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
Закономерности наследственности, их цитологические основы
Согласно хромосомной теории наследственности каждая пара генов локализована в паре гомологичных хромосом, причем каждая из хромосом несет только по одному из этих факторов. Если представить, что гены являются точечными объектами на прямых — хромосомах, то схематически гомозиготные особи могут быть записаны как A||A или a||a, тогда как гетерозиготная — A||a. При образовании гамет в процессе мейоза каждый из генов пары гетерозиготы окажется в одной из половых клеток.
Например, если скрестить двух гетерозиготных особей, то при условии образования у каждой из них только пары гамет возможно получение всего лишь четырех дочерних организмов, три из которых будут нести хотя бы один доминантный ген А, и только один будет гомозиготен по рецессивному гену а, т. е. закономерности наследственности носят статистический характер.
В тех случаях, если гены располагаются в разных хромосомах, то при образовании гамет распределение между ними аллелей из данной пары гомологичных хромосом происходит совершенно независимо от распределения аллелей из других пар. Именно случайное расположение гомологичных хромосом на экваторе веретена в метафазе I мейоза и их последующее расхождение в анафазе I ведет к разнообразию рекомбинаций аллелей в гаметах.
Число возможных сочетаний аллелей в мужских или женских гаметах можно определить по общей формуле 2n, где n — число хромосом, характерное для гаплоидного набора. У человека n = 23, а возможное число сочетаний составляет 223 = 8388608. Последующее объединение гамет при оплодотворении является также случайным, и поэтому в потомстве можно зафиксировать независимое расщепление по каждой паре признаков.
Однако число признаков у каждого организма во много раз больше числа его хромосом, которые можно различить под микроскопом, следовательно, каждая хромосома должна содержать множество факторов. Если представить себе, что у некоторой особи, гетерозиготной по двум парам генов, расположенных в гомологичных хромосомах, образуются гаметы, то следует учитывать не только вероятность образования гамет с исходными хромосомами, но и гамет, получивших измененные в результате кроссинговера в профазе I мейоза хромосомы. Следовательно, в потомстве возникнут новые сочетания признаков. Данные, полученные в экспериментах на дрозофиле, легли в основу хромосомной теории наследственности.
Другое фундаментальное подтверждение цитологической основы наследственности было получено при исследовании различных заболеваний. Так, у человека одна из форм рака обусловлена утратой маленького участка одной из хромосом.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы
(моно- и дигибридное скрещивание)
Основные закономерности независимого наследования признаков были открыты Г. Менделем, который достиг успеха, применив в своих исследованиях новый на тот момент гибридологический метод.
Успех Г. Менделя был обеспечен следующими факторами:
- удачным выбором объекта исследования (гороха посевного), который имеет короткий срок вегетации, является самоопыляемым растением, дает значительное количество семян и представлен большим количеством сортов с хорошо различимыми признаками;
- использованием только чистых линий гороха, которые на протяжении нескольких поколений не давали расщепления признаков в потомстве;
- концентрацией только на одном-двух признаках;
- планированием эксперимента и составлением четких схем скрещивания;
- точным количественным подсчетом полученного потомства.
Для исследования Г. Мендель отобрал только семь признаков, имеющих альтернативные (контрастные) проявления. Уже в первых скрещиваниях он обратил внимание, что в потомстве первого поколения при скрещивании растений с желтыми и зелеными семенами все потомство имело желтые семена. Аналогичные результаты были получены и при исследовании других признаков. Признаки, которые преобладали в первом поколении, Г. Мендель назвал доминантными. Те же из них, которые не проявлялись в первом поколении, получили название рецессивных.
Особи, которые давали расщепление в потомстве, получили название гетерозиготных, а особи, не дававшие расщепления, — гомозиготных.
Признаки гороха, наследование которых изучено Г. Менделем
Признак | Вариант проявления | |
Доминантный | Рецессивный | |
Окраска семян | Желтая | Зеленая |
Форма семян | Гладкая | Морщинистая |
Форма плода (боба) | Простой | Членистый |
Окраска плода | Зеленая | Желтая |
Окраска венчика цветка | Красная | Белая |
Положение цветков | Пазушные | Верхушечные |
Длина стебля | Длинный | Короткий |
Скрещивание, при котором исследуется проявление только одного признака, называется моногибридным. В таком случае прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов одного признака, развитие которых обусловлено парой аллельных генов. Например, признак «окраска венчика цветка» у гороха имеет только два проявления — красная и белая. Все остальные признаки, свойственные данным организмам, во внимание не принимаются и не учитываются в расчетах.
Схема моногибридного скрещивания такова:
Скрестив два растения гороха, одно из которых имело желтые семена, а другое — зеленые, в первом поколении Г. Мендель получал растения исключительно с желтыми семенами, независимо от того, какое растение было выбрано в качестве материнского, а какое — отцовского. Такие же результаты были получены и в скрещиваниях по другим признакам, что дало Г. Менделю основания сформулировать закон единообразия гибридов первого поколения, который также называют первым законом Менделя и законом доминирования.
Первый закон Менделя:
При скрещивании гомозиготных родительских форм, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения будут единообразны как по генотипу, так и по фенотипу.
А — желтые семена; а — зеленые семена.
При самоопылении (скрещивании) гибридов первого поколения оказалось, что 6022 семени имеют желтую окраску, а 2001 — зеленую, что примерно соответствует соотношению 3:1. Обнаруженная закономерность получила название закона расщепления, или второго закона Менделя.
Второй закон Менделя:
При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения в потомстве будет наблюдаться преобладание одного из признаков в соотношении 3:1 по фенотипу (1:2:1 по генотипу).
Однако по фенотипу особи далеко не всегда удается установить ее генотип, поскольку как гомозиготы по доминантному гену (АА), так и гетерозиготы (Аа) будут иметь в фенотипе проявление доминантного гена. Поэтому для организмов с перекрестным оплодотворением применяют анализирующее скрещивание — скрещивание, при котором организм с неизвестным генотипом скрещивается с гомозиготой по рецессивному гену для проверки генотипа. При этом гомозиготные особи по доминантному гену расщепления в потомстве не дают, тогда как в потомстве гетерозиготных наблюдается равное количество особей как с доминантным, так и с рецессивным признаками:
Основываясь на результатах собственных экспериментов, Г. Мендель предположил, что наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. Поскольку связь между поколениями осуществляется через гаметы, то он допустил, что в процессе их образования в каждую из гамет попадает только один фактор из пары (т. е. гаметы генетически чисты), а при оплодотворении пара восстанавливается. Эти предположения получили название правила чистоты гамет.
Правило чистоты гамет:
При гаметогенезе гены одной пары разделяются, т. е. каждая гамета несет только один вариант гена.
Однако организмы отличаются друг от друга по многим признакам, поэтому установить закономерности их наследования возможно только при анализе двух и более признаков в потомстве.
Скрещивание, при котором рассматривается наследование и производится точный количественный учет потомства по двум парам признаков, называется дигибридным. Если же анализируется проявление большего числа наследственных признаков, то это уже полигибридное скрещивание.
Схема дигибридного скрещивания:
При большем разнообразии гамет определение генотипов потомков становится затруднительным, поэтому для анализа широко используется решетка Пеннета, в которую по горизонтали заносятся мужские гаметы, а по вертикали — женские. Генотипы потомков определяются сочетанием генов в столбцах и строках.
$♀$/$♂$ | aB | ab |
AB | AaBB | AaBb |
Ab | AaBb | Aabb |
Для дигибридного скрещивания Г. Мендель выбрал два признака: окраску семян (желтую и зеленую) и их форму (гладкую и морщинистую). В первом поколении соблюдался закон единообразия гибридов первого поколения, а во втором поколении было 315 желтых гладких семян, 108 — зеленых гладких, 101 — желтое морщинистое и 32 зеленых морщинистых. Подсчет показал, что расщепление приближалось к 9:3:3:1, но по каждому из признаков сохранялось соотношение 3:1 (желтые — зеленые, гладкие — морщинистые). Эта закономерность получила название закона независимого расщепления признаков, или третьего закона Менделя.
Третий закон Менделя:
При скрещивании гомозиготных родительских форм, отличающихся по двум и более парам признаков, во втором поколении будет происходить независимое расщепление данных признаков в соотношении 3:1 (9:3:3:1 при дигибридном скрещивании).
$♀$/$♂$ | AB | Ab | aB | ab |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
$F_2 {9A_B_}↙{text»желтые гладкие»} : {3A_bb}↙{text»желтые морщинистые»} : {3aaB_}↙{text»зеленые гладкие»} : {1aabb}↙{text»зеленые морщинистые»}$
Третий закон Менделя применим только к случаям независимого наследования, когда гены расположены в разных парах гомологичных хромосом. В тех случаях, когда гены расположены в одной паре гомологичных хромосом, действительны закономерности сцепленного наследования. Закономерности независимого наследования признаков, установленные Г. Менделем, также часто нарушаются и при взаимодействии генов.
Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
Все разнообразие генетических задач можно свести к трем типам:
- Расчетные задачи.
- Задачи на определение генотипа.
- Задачи на установление типа наследования признака.
Особенностью расчетных задач является наличие информации о наследовании признака и фенотипах родителей, по которым легко установить и генотипы родителей. В них требуется установить генотипы и фенотипы потомства.
Задача 1. Какую окраску будут иметь семена сорго, полученного в результате скрещивания чистых линий этого растения с темной и светлой окраской семян, если известно, что темная окраска доминирует над светлой? Какую окраску будут иметь семена растений, полученных от самоопыления этих гибридов?
Решение.
1. Обозначаем гены:
А — темная окраска семян, а — светлая окраска семян.
2. Составляем схему скрещивания:
а) сначала записываем генотипы родителей, которые по условию задачи являются гомозиготными:
$Р {♀АА}↙{text»темные семена»}×{♂аа}↙{text»светлые семена»}$
б) затем записываем гаметы в соответствии с правилом чистоты гамет:
Гаметы А a
в) попарно сливаем гаметы и записываем генотипы потомков:
F1 Аа
г) согласно закону доминирования все гибриды первого поколения будут иметь темную окраску, поэтому подписываем под генотипом фенотип.
Фенотип темные семена
3. Записываем схему следующего скрещивания:
Ответ: в первом поколении все растения будут иметь темную окраску семян, а во втором 3/4 растений будут иметь темные семена, а 1/4 — светлые.
Задача 2. У крыс черная окраска шерсти доминирует над бурой, а нормальная длина хвоста — над укороченным хвостом. Сколько потомков во втором поколении от скрещивания гомозиготных крыс с черной шерстью и нормальным хвостом с гомозиготными крысами с бурой шерстью и укороченным хвостом имели черную шерсть и укороченный хвост, если всего родилось 80 крысят?
Решение.
1. Записываем условие задачи:
А — черная шерсть, а — бурая шерсть;
В — нормальная длина хвоста, b — укороченный хвост.
F2 А_bb ?
2. Записываем схему скрещивания:
Примечание. Следует помнить, что буквенные обозначения генов записываются в алфавитном порядке, при этом в генотипах прописная буква всегда будет идти перед строчной: А — перед а, В — перед b и т. д.
Из решетки Пеннета следует, что доля крысят с черной шерстью и укороченным хвостом составляла 3/16.
3. Рассчитываем количество крысят с указанным фенотипом в потомстве второго поколения:
80 × 3/16 × 15.
Ответ: 15 крысят имели черную шерсть и укороченный хвост.
В задачах на определение генотипа также приводится характер наследования признака и ставится задание определить генотипы потомства по генотипам родителей или наоборот.
Задача 3. В семье, где отец имел ІІІ (В) группу крови по системе AB0, а мать — ІІ (А) группу, родился ребенок с І (0) группой крови. Определите генотипы родителей.
Решение.
1. Вспоминаем характер наследования групп крови:
Наследование групп крови по системе AB0
Фенотип | Генотип |
I (0) | ii |
II (A) | IAIA или IAi |
III (B) | IBIB или IBi |
IV (AB) | IAIB |
2. Так как возможно по два варианта генотипов со II и III группами крови, схему скрещивания записываем следующим образом:
3. Из приведенной схемы скрещивания видим, что ребенок получил от каждого из родителей рецессивные аллели i, следовательно, родители были гетерозиготными по генам группы крови.
4. Дополняем схему скрещивания и проводим проверку наших предположений:
Таким образом, наши предположения подтвердились.
Ответ: родители гетерозиготны по генам групп крови: генотип матери — IAi, генотип отца — IВi.
Задача 4. Дальтонизм (цветовая слепота) наследуется как сцепленный с полом рецессивный признак. Какие дети могут родиться у мужчины и женщины, которые нормально различают цвета, хотя их родители были дальтониками, а матери и их родственники здоровы?
Решение.
1. Обозначаем гены:
ХD — нормальное цветовое зрение;
Хd — дальтонизм.
2. Устанавливаем генотипы мужчины и женщины, отцы которых были дальтониками.
3. Записываем схему скрещивания для определения возможных генотипов детей:
Ответ: у всех девочек будет нормальное цветовое зрение (однако 1/2 девочек будет носителями гена дальтонизма), 1/2 мальчиков будет здорова, а 1/2 будет больна дальтонизмом.
В задачах на определение характера наследования признака приводятся только фенотипы родителей и потомства. Вопросами таких задач является именно выяснение характера наследования признака.
Задача 5. От скрещивания кур с короткими ногами было получено 240 цыплят, 161 из которых были коротконогими, а остальные — длинноногими. Как наследуется этот признак?
Решение.
1. Определяем расщепление в потомстве:
161 : 79 $≈$ 2 : 1.
Такое расщепление характерно для скрещиваний в случае летальных генов.
2. Так как кур с короткими ногами было вдвое больше, чем с длинными, допустим, что это доминантный признак, и именно этой аллели свойственен летальный эффект. Тогда исходные куры были гетерозиготными. Обозначаем гены:
С — короткие ноги, с — длинные ноги.
3. Записываем схему скрещивания:
Наши предположения подтвердились.
Ответ: коротконогость доминирует над длинноногостью, этой аллели свойствен летальный эффект.
Методы биологических исследований
Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте
(Например, Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из отдельных элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований).
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте
(можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы
(получение новых знаний с помощью поставленного опыта): скрещивание организмов с целью получения нового сорта или породы, испытание нового лекарства.
Метод Измерения
Мониторинг – многоцелевое и длительное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта
Мониторинг
- Например, контроль наличия в средах предельно допустимых концентраций вредных для жизни организмов веществ
- длительный контроль содержания углекислого газа в атмосфере
Метод Сравнения
Описательный метод — описание и анализ конкретных биологических фактов и явлений.
- Проблема – задача, требующая решения; всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации; ведет к получению нового знания. Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.
- Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы; проверяется экспериментально. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда».
- Теория – это обобщение основных идей в какой-либо области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются; могут опровергаться новыми фактами или подтверждаться практикой.
Частные научные методы:
- Генеалогический
- Исторический
- Палеонтологический
- Центрифугирование
- Цитологический
- Цитогенетический
- Биохимический
Генеалогический метод – применяется при составлении родословных, выявлении характера наследования признаков.
Исторический метод — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени.
Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в разных геологических слоях земной коры.
Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы; применяется при разделении органоидов клетки, фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Цитологический метод – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Микроскопия
- Оптическая микроскопия (увеличение – 8 000 раз, минимальный размер объекта – 0,2 мкм).
- Электронная микроскопия (увеличение – 100 000 раз, толщина препаратов не больше 500 х 10-8 см).
- Флуоресцентная микроскопия – для изучения микроструктур клетки используют специальные флуоресцентные красители и флуоресцентный микроскоп.
- Сканирующая микроскопия – использование сканирующего электронного микроскопа для получения объёмных изображений клетки.
Методы генетики
- Гибридологический
- Генеалогический
- Близнецовый
- Цитогенетический
- Биохимический
- Популяционно-статистический
Гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).
Близнецовый метод – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять воздействие генотипа и среды на развитие ребенка).
Цитогенетический метод – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни, например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.
Биохимический метод – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Популяционно-статистический метод – изучение доли различных генов в популяции. Основа на законе Харди-Вайнберга. Позволяет рассчитать частоту нормальных и патологических фенотипов.
Химические методы
- Центрифугирование
- Хроматография
- Электрофорез в геле
- Метод меченных атомов
- Метод культуры клеток и тканей
- Метод рекомбинантных ДНК
Хроматография
- Хроматография – метод, основанный на разной скорости движения через адсорбент растворенных в специальном растворе веществ; при пропускании такого раствора через адсорбент каждое вещество из смеси передвигается на определенное расстояние в зависимости от своей молекулярной массы (в качестве адсорбента используют волокна фильтровальной бумаги, порошок целлюлозы и др.).
Электрофорез в геле – разделение смеси веществ в растворе с помощью электрического тока.
Метод меченных атомов – введение радиоактивного изотопа какого-либо химического элемента в состав вещества для того, чтобы проследить путь его превращений в клетке.
Метод культуры клеток и тканей – изучение живых клеток под микроскопом вне организма (рост, размножение, выделение факторов роста, получение клеточных гибридов и др.).
Метод культуры клеток и тканей
Метод рекомбинантных ДНК – изучение тонких механизмов клеточных процессов, функций генов путем встраивания ДНК исследуемых объектов в генетический аппарат бактерий или вирусов (генная биоинженерия).
Молекулярно – генетический метод
Секвенирование
Эмбриологический метод
- Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства;
- установление закономерностей развития зародышей позвоночных животных
Мутагенез
- воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента.
Биогеографический метод
- Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов;
- изучение флоры и фауны континентов ( эндемики озера Байкал)
- Биогеография дает в руки исследователей методы, позволяющие проанализировать общий ход эволюционного процесса в самых разных масштабах.
- Островные формы. Фауна и флора островов оказывается тем более своеобразной, чем глубже и дольше эти острова были изолированы от основной суши, наличие эндемиков.
- Реликты. О флоре и фауне далекого прошлого Земли свидетельствуют и реликтовые формы. Реликты – отдельные виды или небольшие группы видов с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох.
Эндемики обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.
Реликтовые формы
1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Статистический
Распространение признака в популяции
?
Определение числа хромосом в кариотипе
ОТВЕТ:
- цитогенетический
2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Микроскопия
Определение количества эритроцитов в пробе крови человека
?
Определение передачи признаков в нескольких поколениях человека
ОТВЕТ:
- генеалогический;
- родословных
3. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Биогеографический
Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов
?
Подбор родительских пар для скрещивания и анализ потомства
ОТВЕТ:
- гибридологический
4. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Палеонтологический
Составление филогенетических рядов организмов
?
Установление наследования дальтонизма в семье человека в ряду поколений
ОТВЕТ:
- генеалогический;
- родословных
5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Научный метод
Применение метода
Биохимический
Анализ содержания химических элементов в клетках различных организмов
?
Изучение поведения животных в естественных условиях
ОТВЕТ:
- наблюдение
6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Цитогенетический
Изучение структуры хромосом
?
Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства
ОТВЕТ:
- эмбриологический ;
- сравнительно – анатомический;
- сравнительно — эмбриологический
7. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Близнецовый
Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека
?
Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате
ОТВЕТ:
- микроскопия
8. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Сезонные изменения в живой природе
Близнецовый
влияние условий среды на развитие признаков
ОТВЕТ:
- наблюдение
9. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Гибридологический
Закономерности наследования признаков
Избирательное изучение органоидов клетки
ОТВЕТ:
- центрифугирование
10. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Изучение строения клеток кожицы лука
Биохимический
определение уровня гемоглобина в крови
ОТВЕТ:
- микроскопирование;
- микроскопия
11. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Популяционно-статистический
Изучение распространения признаков популяции
—-
Определение количества сахара в крови
ОТВЕТ:
- биохимический;
- титрование
12. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
близкородственное скрещивание (инбридинг)
закрепление наследственных свойств
воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента
ОТВЕТ:
- мутагенез
13. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Гибридологический
Закономерности наследования признаков
Вероятность распространения гена в популяции
ОТВЕТ:
- популяционно-статистический
14. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
микроскопия
Изучение строения клеток кожицы лука
определение уровня гемоглобина в крови
ОТВЕТ:
- биохимический
15. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Степень влияния среды на организм
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
- близнецовый
16. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы биологии
Пример методов
определения сроков и путей миграции птиц
мониторинг
длительное наблюдение за амурским тигром
ОТВЕТ:
- кольцевание;
- мечения
17. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
изучение структуры генов, их количества и расположения в молекуле ДНК
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
- микроскопирование
18. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Разделение веществ с помощью электрического тока
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
- электрофорез
19. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод
Пример
Выявление генных мутаций
Генеалогический
Анализ родословных
ОТВЕТ:
- популяционно-статистический
20. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Биохимический
Изучение активности фермента
?
Определение структуры
митохондрии
ОТВЕТ:
- микроскопирование;
- микроскопия
21. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Цитогенетический
Исследование хромосомных и геномных мутаций
?
Изучение характера наследования признаков человека
ОТВЕТ:
- генеалогический;
- родословных
22. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Молекулярно — генетический
Изучение молекулы ДНК
?
Разделение клеточных структур
ОТВЕТ:
- центрифугирование
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Разделение основных пигментов из экстрата листьев
Центрифугирование
Разделение клеточных структур
ОТВЕТ:
- хроматография;
- хроматографический
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Метод конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции. Запишите только тип инженерии.
Метод культуры тканей
Выращивание из одной соматической клетки, помещенной на питательную среду, целого организма.
ОТВЕТ:
- клеточная
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Эксперимент
Создание И.П. Павловым учения об условных рефлексах
?
Снятие кардиограммы сердца человека в течение суток
ОТВЕТ:
- наблюдение
(3 балла). Вещество, соответствующее общей формуле Сп(Н2О)m, относится к классу:
А. Альдегидов.
Б. Углеводов.
В. Спиртов.
Г. Карбоновых кислот.
2 (3 балла). Вещество, не относящееся к углеводам:
А. Фруктоза.
Б. Сахароза.
В. Целлюлоза.
Г. Каучук.
3 (3 балла). Продукт с наименьшим содержанием глюкозы:
А. Картофель.
Б. Виноград.
В. Пчелиный мед.
Г. Яблоки.
4 (3 балла). Сахароза – это:
А. Моносахарид.
Б. Полисахарид.
В. Дисахарид.
Г. Углеводом не является.
5 (3 балла). Утверждение, соответствующее характеристике крахмала:
А. Природный дисахарид.
Б. Запасная форма хранения глюкозы в растениях.
В. Полимер с линейной структурой.
Г. Полимер с разветвленной структурой.
6 (3 балла). Сырьем для производства искусственного шелка является:
А. Природный газ.
Б. Каменный уголь.
В. Древесина.
Г. Нефть.
7 (3 балла). Реактив, позволяющий отличить крахмал от других углеводов:
А. Спиртовой раствор иода.
Б. Гидроксид меди (II).
В. Аммиачный раствор оксида серебра.
Г. Оксид меди (II).
8 (3 балла). Вещество, для которого характерна реакция «серебряного зеркала»:
А. Фруктоза.
Б. Крахмал.
В. Целлюлоза.
Г. Глюкоза.
9 (3 балла). Сырьем для производства бумаги является:
А. Целлюлоза древесины.
Б. Эфиры целлюлоза.
В. Продукты гидролиза целлюлоза.
Г. Продукты брожения глюкозы.
10* (3 балла). Реактив, при помощи которого можно распознать глюкозу, уксусный альдегид, этиленгликоль:
А. Аммиачный раствор оксида серебра.
Б. Оксид меди (II).
В. Гидроксид меди (II).
Г. Бромная вода.
Часть Б. Задания со свободным ответом
11 (8 баллов). Объясните, почему мороженый картофель имеет сладкий вкус. Напишите уравнение реакции.
12 (2 балла). Напишите определение понятия «реакция поликонденсации».
13 (10 баллов). За световой день лист сахарной свеклы площадью 1 дм2 может поглотить 44,8 мл (н.у.) оксида углерода (IV). Рассчитайте массу глюкозы, которая образуется при этом в результате фотосинтеза.
Презентация «Методы биологических исследований»
Методы биологических исследований
Блаженко С.А., учитель биологии БОУ СОШ №1
Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте
(Например, Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из отдельных элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований).
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте
(можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы
(получение новых знаний с помощью поставленного опыта): скрещивание организмов с целью получения нового сорта или породы, испытание нового лекарства.
Метод Измерения
Мониторинг – многоцелевое и длительное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта
Мониторинг
Например, контроль наличия в средах предельно допустимых концентраций вредных для жизни организмов веществ
длительный контроль содержания углекислого газа в атмосфере
Метод Сравнения
Описательный метод — описание и анализ конкретных биологических фактов и явлений.
Проблема – задача, требующая решения; всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации; ведет к получению нового знания. Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.
Проблема – задача, требующая решения; всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации; ведет к получению нового знания. Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.
Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы; проверяется экспериментально. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда».
Теория – это обобщение основных идей в какой-либо области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются; могут опровергаться новыми фактами или подтверждаться практикой.
Частные научные методы:
Генеалогический
Исторический
Палеонтологический
Центрифугирование
Цитологический
Цитогенетический
Биохимический
Генеалогический метод – применяется при составлении родословных, выявлении характера наследования признаков.
Исторический метод — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени.
Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в разных геологических слоях земной коры.
Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы; применяется при разделении органоидов клетки, фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Цитологический метод – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Микроскопия
Оптическая микроскопия (увеличение – 8 000 раз, минимальный размер объекта – 0,2 мкм).
Электронная микроскопия (увеличение – 100 000 раз, толщина препаратов не больше 500 х 10-8 см).
Флуоресцентная микроскопия – для изучения микроструктур клетки используют специальные флуоресцентные красители и флуоресцентный микроскоп.
Сканирующая микроскопия – использование сканирующего электронного микроскопа для получения объёмных изображений клетки.
Методы генетики
Гибридологический
Генеалогический
Близнецовый
Цитогенетический
Биохимический
Популяционно-статистический
Гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).
Близнецовый метод – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять воздействие генотипа и среды на развитие ребенка).
Цитогенетический метод – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни, например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.
Биохимический метод – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Популяционно-статистический метод – изучение доли различных генов в популяции. Основа на законе Харди-Вайнберга. Позволяет рассчитать частоту нормальных и патологических фенотипов.
Химические методы
Центрифугирование
Хроматография
Электрофорез в геле
Метод меченных атомов
Метод культуры клеток и тканей
Метод рекомбинантных ДНК
Хроматография
Хроматография – метод, основанный на разной скорости движения через адсорбент растворенных в специальном растворе веществ; при пропускании такого раствора через адсорбент каждое вещество из смеси передвигается на определенное расстояние в зависимости от своей молекулярной массы (в качестве адсорбента используют волокна фильтровальной бумаги, порошок целлюлозы и др.).
Электрофорез в геле – разделение смеси веществ в растворе с помощью электрического тока.
Метод меченных атомов – введение радиоактивного изотопа какого-либо химического элемента в состав вещества для того, чтобы проследить путь его превращений в клетке.
Метод культуры клеток и тканей – изучение живых клеток под микроскопом вне организма (рост, размножение, выделение факторов роста, получение клеточных гибридов и др.).
Метод культуры клеток и тканей
Метод рекомбинантных ДНК – изучение тонких механизмов клеточных процессов, функций генов путем встраивания ДНК исследуемых объектов в генетический аппарат бактерий или вирусов (генная биоинженерия).
Молекулярно – генетический метод
Секвенирование
Эмбриологический метод
Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства;
установление закономерностей развития зародышей позвоночных животных
Мутагенез
воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента.
Биогеографический метод
Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов;
изучение флоры и фауны континентов (эндемики озера Байкал)
Биогеография дает в руки исследователей методы, позволяющие проанализировать общий ход эволюционного процесса в самых разных масштабах.
Островные формы. Фауна и флора островов оказывается тем более своеобразной, чем глубже и дольше эти острова были изолированы от основной суши, наличие эндемиков.
Реликты. О флоре и фауне далекого прошлого Земли свидетельствуют и реликтовые формы. Реликты – отдельные виды или небольшие группы видов с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох.
Эндемики обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.
Реликтовые формы
1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Статистический
Распространение признака в популяции
?
Определение числа хромосом в кариотипе
ОТВЕТ:
цитогенетический
2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Микроскопия
Определение количества эритроцитов в пробе крови человека
?
Определение передачи признаков в нескольких поколениях человека
ОТВЕТ:
генеалогический;
родословных
3. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Биогеографический
Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов
?
Подбор родительских пар для скрещивания и анализ потомства
ОТВЕТ:
гибридологический
4. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Палеонтологический
Составление филогенетических рядов организмов
?
Установление наследования дальтонизма в семье человека в ряду поколений
ОТВЕТ:
генеалогический;
родословных
5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Научный метод
Применение метода
Биохимический
Анализ содержания химических элементов в клетках различных организмов
?
Изучение поведения животных в естественных условиях
ОТВЕТ:
наблюдение
6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Цитогенетический
Изучение структуры хромосом
?
Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства
ОТВЕТ:
эмбриологический;
сравнительно – анатомический;
сравнительно — эмбриологический
7. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Близнецовый
Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека
?
Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате
ОТВЕТ:
микроскопия
8. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Сезонные изменения в живой природе
Близнецовый
влияние условий среды на развитие признаков
ОТВЕТ:
наблюдение
9. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Гибридологический
Закономерности наследования признаков
Избирательное изучение органоидов клетки
ОТВЕТ:
центрифугирование
10. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Изучение строения клеток кожицы лука
Биохимический
определение уровня гемоглобина в крови
ОТВЕТ:
микроскопирование;
микроскопия
11. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Популяционно-статистический
Изучение распространения признаков популяции
—-
Определение количества сахара в крови
ОТВЕТ:
биохимический;
титрование
12. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
близкородственное скрещивание (инбридинг)
закрепление наследственных свойств
воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента
ОТВЕТ:
мутагенез
13. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Гибридологический
Закономерности наследования признаков
Вероятность распространения гена в популяции
ОТВЕТ:
популяционно-статистический
14. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
микроскопия
Изучение строения клеток кожицы лука
определение уровня гемоглобина в крови
ОТВЕТ:
биохимический
15. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Степень влияния среды на организм
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
близнецовый
16. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы биологии
Пример методов
определения сроков и путей миграции птиц
мониторинг
длительное наблюдение за амурским тигром
ОТВЕТ:
кольцевание;
мечения
17. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
изучение структуры генов, их количества и расположения в молекуле ДНК
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
микроскопирование
18. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы
Применение методов
Разделение веществ с помощью электрического тока
Статистический
Распространение признака в популяции
ОТВЕТ:
электрофорез
19. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод
Пример
Выявление генных мутаций
Генеалогический
Анализ родословных
ОТВЕТ:
популяционно-статистический
20. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Биохимический
Изучение активности фермента
?
Определение структуры
митохондрии
ОТВЕТ:
микроскопирование;
микроскопия
21. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Цитогенетический
Исследование хромосомных и геномных мутаций
?
Изучение характера наследования признаков человека
ОТВЕТ:
генеалогический;
родословных
22. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Молекулярно — генетический
Изучение молекулы ДНК
?
Разделение клеточных структур
ОТВЕТ:
центрифугирование
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Разделение основных пигментов из экстрата листьев
Центрифугирование
Разделение клеточных структур
ОТВЕТ:
хроматография;
хроматографический
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
?
Метод конструирования клеток нового типа на
основе их культивирования, гибридизации и
реконструкции. Запишите только тип
инженерии.
Метод культуры
тканей
Выращивание из одной соматической клетки,
помещенной на питательную среду, целого
организма.
ОТВЕТ:
клеточная
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы
Применение методов
Эксперимент
Создание И.П. Павловым учения об условных
рефлексах
?
Снятие кардиограммы сердца человека в
течение суток